Именем Федерико Феллини был назван международный аэропорт в ал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников. После того как Федерико Феллини добился известности, этот квартал стал знаменитым и со временем полностью преобразился. Про Федерико Феллини, которому сегодня исполнилось бы 100 лет, написаны сотни томов и тысячи статей.
100 лет со дня рождения Федерико Феллини
Феллини, Федерико | Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в семье коммивояжера. |
Кто такой Федерико Феллини? Отвечает Мартин Скорсезе - Афиша Daily | Супругой Федерико Феллини стала Джульетта Мазина, исполнявшая роль в одной из его постановок. |
Федерико Феллини: «Если во время съемок сцены я не являюсь центром их жизни, фильм не состоится» | ФЕЛЛИНИ, ФЕДЕРИКО (Fellini, Federico) (1920–1993) – итальянский кинорежиссер, сценарист, один из крупнейших новаторов в области киноязыка. |
Семь апостолов: На кого повлиял Федерико Феллини | Журналисты издания «Актуальные новости» составили перечень самых интересных фактов из биографии Феллини. |
Семь апостолов: На кого повлиял Федерико Феллини | Федерико Феллини — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. |
Site Not Found
Он не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы поехать за границу на большой гала-концерт. Видимо, слова таксиста убедили его передумать: «Фефе, ты должен поехать! Ради Италии! И он, конечно же, поехал с Джульеттой. Через год после церемонии пара отметила 50-летие свадьбы. Сразу после торжественного ужина Феллини почувствовал себя плохо. Ранее у него уже было несколько сердечных приступов. Он умер 31 октября 1993 года.
На похороны великого режиссера пришло 70 тысяч человек.
Примечательно, что параллельно с Fellini Forward снимался документальный фильм о его создании. Его режиссёры, Закари Канепари и Дреа Купер, пригласили для съёмок экспертов в разных областях, чтобы узнать их мнение о растущей роли искусственного интеллекта в творческих сферах. Премьера Fellini Forward состоится 7 сентября на Венецианском кинофестивале, а работа Канепари и Купера выйдет позднее в сети.
Рекламная кампания Campari Red Diaries была запущена в 2017 году.
Он не может решиться начать съемки, потому что в кино очень быстро преодолевается «точка невозврата», а он еще не придумал, что и как снимать. Он ищет подсказки.
Коварная память подсказывает ему образы детства, иногда забавные, иногда унизительные. Разыгравшееся воображение ставит его в самые невероятные ситуации, где, впрочем, действуют обычные люди, в реальности имеющие с ним деловые или чувственные отношения. Его подружка Судьба нагромождает перед ним одно препятствие за другим — любовницу, которая его и влечет, и компрометирует; жену, с которой он хочет, но не может найти общий язык; актрис, которым ему нечего рассказать об их ролях; критика, убежденного и убеждающего его в том, что наилучший выход для Художника — ничегонеделание, а любые усилия бесплодны, бессмысленны да и безнравственны; продюсера, требующего от него определенности; журналистов, надоедающих глупыми вопросами, и т.
Но главное препятствие для героя — он сам: его безответственность, безволие, легкомыслие и беспредельный эгоизм. Спасти его фильм, а по сути его самого, может разве что Чудо; только в «стране чудес», возникающей по мановению волшебной палочки знакомого мага, могут начаться съемки фильма неизвестно о чем, только там режиссер может со всеми помириться и со всем примириться, только там, где мир развивается в обратном порядке, против часовой стрелки, герой в состоянии найти ответы на свои вопросы. Издательство «Альпина Паблишер» Это фильм-притча о таинстве творческого воображения в нетворческом и суетном мире.
Как и в «Сладкой жизни», драматургия здесь бессюжетна, но структурна: Гуидо непрерывно, но противоречиво движется по кругу фильм и завершается круговым хороводом против часовой стрелки , он стремится вперед, но перед препятствиями искушениями медлит, топчется, пока не сворачивает в сторону, но, даже добеги Гуидо до конца, он был бы вынужден начать сначала. Здесь многое идет от самого Феллини: пожалуй, впервые он пробует рассказать о себе и посмотреть на себя со стороны. В 1960-х гг.
Буржуазка, оскорбленная равнодушием мужа, паникует и сама себе мешает обрести покой, порождая внутренних демонов «Джульетта и духи». Английский актер, приехавший в Италию на съемки и столкнувшийся с циничным и суетным телевидением, сам себе устраивает маленький персональный ад «Тоби Дэммит», вольная фантазия на темы новеллы Э. По «Не закладывай черту своей головы».
Странствуя по Римской империи, юные Энколпий и Аскилт страстно желают познать все чудеса на свете и тем самым словно напрашиваются на разные напасти «Сатирико» по фрагментам романа Петрония Арбитра. К 1970-м гг. Феллини вроде бы находит свою тему, придумав уникальный для кино жанр — косвенную автобиографию, авторский монолог от третьего лица: «Рим», «Амаркорд», «Интервью», «Голос Луны».
Но когда могучее воображение режиссера не дает ему покоя, он, как его Гуидо, опять-таки сворачивает в сторону, и тогда появляются исторические фантазии вроде «Казановы» или притчеподобные фильмы-параболы — «Репетиция оркестра», «Город женщин», «А корабль плывет», «Джинджер и Фред». Учитель ведет детей в Рим через Рубикон путем Цезаря; молодой человек Феллини в юности прибывает на поезде в Рим в 1939 г.
Общество отреагировало на фильм достаточно шумно, особенно на откровенности, слишком смелые по тому времени, и на то, что Феллини, по сути, уравнял верхи и низы общества. Мир «Сладкой жизни» непривычно широк и объемен, каждое событие многоуровнево, а люди, и герои и статисты, — не только личности, но и поразительные типажи. Кстати, хорошо помню свои первые впечатления от фильма я его увидел в 1964 г. Это один из сложнейших фильмов в Истории кинематографа, хотя сам Феллини называл его «мой простой фильм». Как и в «Сладкой жизни», в нем нет четкого сюжета: модный кинорежиссер затеял съемки фильма, но никак не может сконцентрироваться на нем. Он не может решиться начать съемки, потому что в кино очень быстро преодолевается «точка невозврата», а он еще не придумал, что и как снимать. Он ищет подсказки.
Коварная память подсказывает ему образы детства, иногда забавные, иногда унизительные. Разыгравшееся воображение ставит его в самые невероятные ситуации, где, впрочем, действуют обычные люди, в реальности имеющие с ним деловые или чувственные отношения. Его подружка Судьба нагромождает перед ним одно препятствие за другим — любовницу, которая его и влечет, и компрометирует; жену, с которой он хочет, но не может найти общий язык; актрис, которым ему нечего рассказать об их ролях; критика, убежденного и убеждающего его в том, что наилучший выход для Художника — ничегонеделание, а любые усилия бесплодны, бессмысленны да и безнравственны; продюсера, требующего от него определенности; журналистов, надоедающих глупыми вопросами, и т. Но главное препятствие для героя — он сам: его безответственность, безволие, легкомыслие и беспредельный эгоизм. Спасти его фильм, а по сути его самого, может разве что Чудо; только в «стране чудес», возникающей по мановению волшебной палочки знакомого мага, могут начаться съемки фильма неизвестно о чем, только там режиссер может со всеми помириться и со всем примириться, только там, где мир развивается в обратном порядке, против часовой стрелки, герой в состоянии найти ответы на свои вопросы. Издательство «Альпина Паблишер» Это фильм-притча о таинстве творческого воображения в нетворческом и суетном мире. Как и в «Сладкой жизни», драматургия здесь бессюжетна, но структурна: Гуидо непрерывно, но противоречиво движется по кругу фильм и завершается круговым хороводом против часовой стрелки , он стремится вперед, но перед препятствиями искушениями медлит, топчется, пока не сворачивает в сторону, но, даже добеги Гуидо до конца, он был бы вынужден начать сначала. Здесь многое идет от самого Феллини: пожалуй, впервые он пробует рассказать о себе и посмотреть на себя со стороны. В 1960-х гг.
Буржуазка, оскорбленная равнодушием мужа, паникует и сама себе мешает обрести покой, порождая внутренних демонов «Джульетта и духи». Английский актер, приехавший в Италию на съемки и столкнувшийся с циничным и суетным телевидением, сам себе устраивает маленький персональный ад «Тоби Дэммит», вольная фантазия на темы новеллы Э. По «Не закладывай черту своей головы».
Век Феллини: что мы знаем о властителе снов, грустном клоуне и фантазере
«Сладкая жизнь» Федерико Феллини | Федерико Феллини, при всей своей уникальности, не смог избежать общей судьбы. |
Федерико Феллини: биография, фильмография, лучшие фильмы, цитаты, интересные факты | Федерико Феллини (Federico Fellini). |
10 фактов о Федерико Феллини | ФЕЛЛИНИ, ФЕДЕРИКО (Fellini, Federico) (1920–1993) – итальянский кинорежиссер, сценарист, один из крупнейших новаторов в области киноязыка. |
Сто лет Феллини: он жил в мире воспоминаний и творил миры под стать своему воображению | Канобу | 31октября 1993 Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в Римини в семье коммивояжера. |
Без маэстро: Скорсезе рассуждает о Феллини и утерянной магии кино | Федерико Феллини появился на свет 20 января 1920 года в южном городке Римини, расположенном у берега Адриатического моря. |
«Сладкая жизнь» Федерико Феллини
Картину под названием Fellini Forward сняли в стиле великого режиссёра Федерико Феллини. Кстати: во время Второй Мировой Федерико не хотел служить в армии на стороне фашистов, поэтому успешно симулировал болезни. В разделе представлена информация о самых интересных последних новостях Федерико Феллини из личной жизни и карьеры. В шестидесятые годы Федерико Феллини стал больше, чем режиссером. Федерико Феллини умер на следующий день после золотой годовщины их свадьбы. Картину под названием Fellini Forward сняли в стиле великого режиссёра Федерико Феллини.
Факультет экранных искусств
- Федерико Феллини режиссер
- Боялась, что у Феллини не хватит денег
- Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Федерико Феллини
- Федерико Феллини: «Если во время съемок сцены я не являюсь центром их жизни, фильм не состоится»
- ФИЛЬМОГРАФИЯ
История любви Федерико Феллини и его музы: тайная свадьба и полвека вместе
Федерико Феллини и его жена Джульетта Мазина (главная героиня фильма) получили мировую известность. Именем Федерико Феллини был назван международный аэропорт в ал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников. Сегодня мы расскажем тебе о том Федерико Феллини, каким его знали лишь самые близкие люди. Федерико Феллини является признанным классиком и новатором мирового кинематографа, его имя вот уже более полувека символизирует неповторимый стиль и высокий профессионализм.
Век Феллини: что мы знаем о властителе снов, грустном клоуне и фантазере
Для «Сатирикона», заполненного псевдоэтнографическими фантазиями вполне в традициях Пазолини, Феллини сначала заимствует его постоянного художника по костюмам Данило Донати, а затем практически дословно, вплоть до саундтрека, воспроизводит сцену блужданий Эдипа по лабиринту, в центре которого в качестве сексуальной награды стоит молодая обнаженная девушка. У Феллини там же блуждает Энколпий, сражающийся с Минотавром, чтобы достичь вожделенной Ариадны и обнаружить свою импотенцию. Федерико Феллини будто пытается продемонстрировать зарвавшемуся выскочке Пазолини, что прекрасно чувствует себя на его территории и воспроизвести понравившийся эпизод для него — невелика наука. Может, даже пышнее. Порой, когда глядишь на демонстративную театральность происходящего в феллиниевских фильмах, на все эти целлофановые волны и выпяченные декорации, создается впечатление, что «Айболита-66» Ролана Быкова и «Интервенцию» Геннадия Полоки он точно где-то видел. С Пазолини же они вообще шли ноздря в ноздрю, словно соревнуясь друг с другом на звание главного итальянского визионера, используя при этом одни и те же орудия. Оба выбирали в качестве главных героинь проституток, парий римского общества «Ночи Кабирии» Феллини и «Мама Рома» Пазолини. В случае «Сатирикона» мы видим прекрасный пример взаимного влияния двух мастеров. Чудо сообщающихся сосудов.
Пазолини своим «Царем Эдипом» повлиял на феллиниевский «Сатирикон», который, в свою очередь, открыл дорогу для пазолиниевской «Трилогии жизни»: «Декамерона», «Кентерберийских рассказов» и «Цветка 1001 ночи», пышным цветом распустившихся апологетикой «простых любовных отношений», над которыми в докапиталистическую эру еще не довлеют никакие табу. Здесь Феллини вновь обращается к молодежным контркультурным течениям. Его полуголые хиппи, греющиеся на солнце и купающиеся в фонтанах, заняли место вчерашних проституток и нищих. По ночам по улицам Рима мчится оглушающая моторным гулом и закованная в кожу кавалькада «ангелов ада», угрожающая, подобно племенам вандалов, снести остатки старой культуры. Однако наиболее характерным соприкосновением с темами и мотивами кинематографа контестации становится неожиданный для Феллини саркастический антиклерикализм. Впрочем, отношения с церковью у режиссера всегда были непростые. Они были лишены семиминутного эпизода, рассказывающего о неком человеке с мешком, приносящим по утрам продукты для бездомных, живущих в катакомбах. В католических кругах сочли эту сцену данью аномальной филантропии, освобожденной от посредничества церкви, тогда как забота о сирых и убогих должна была полностью находиться в ее власти.
Начальная сцена «Сладкой жизни» со статуей Христа, привязанной тросом к вертолету и проносящейся над Римом, Ватиканом и девушками в бикини, сочли пародией на Второе пришествие, запретив картину к показу, обложив судебными разбирательствами и пригрозив отлучением от церкви. Речь идет об эпизоде, в котором Феллини со злой иронией демонстрирует показ церковных мод с по-павлиньи роскошными нарядами для всех высших чинов церкви. Пышные кучи золотого шитья, камней и даже неоновых ламп, крепящихся прямо на облачениях кардиналов, епископов и самого Папы. Под одеждами дряблая старческая плоть полулюдей-полутрупов, к которым простирают руки в благоговении почтенные зрители — аристократы-вырожденцы. Благодаря этому фантастическому, но короткому эпизоду Феллини смог попасть в поток итальянского антиклерикального кинематографа, особо активизировавшегося к 70-м годам. Политический кризис близился к своему апогею, и католическая церковь, всю жизнь бывшая одним из столпов общества, первейшим оплотом государства, становилась его неотъемлемым символом. Марко Феррери уже снял свою «Аудиенцию», в которой фарсово высмеивал бюрократическую машину Ватикана, сделав представителем Бога на земле римскую проститутку в исполнении Клаудии Кардинале. Марко Беллоккьо выступил с картиной «Во имя отца», посвященной анархистскому бунту среди воспитанников духовной семинарии.
Герой фильма «Огонь! Вскоре на экранах появятся «Выше небес» Сильвано Агости, в котором застрявшие в лифте благочестивые паломники высвобождают все свои низменные инстинкты, и «Тодо Модо» Элио Петри, демонстрирующего своеобразное католическое реалити-шоу, сопровождаемое бесконечными убийствами участвующих в нем политиков. И это не говоря уже об откровенно богохульных, приправленных черными мессами фильмах Пьера Карпи «Povero Cristo» и «Кольцо тьмы». Иконоборческие выступления в кинематографе тех лет не были чисто итальянским явлением. Достаточно вспомнить «Млечный путь» Луиса Бунюэля, в котором группа молодых революционеров расстреливает Папу Римского, «Львиную любовь» Аньес Варда, где троица переодетых в католических святых любовников читает отрывки из их писаний на фоне гигантского аквариума, в котором плавает обнаженная девушка, или даже анархистский памфлет Вернера Херцога «И карлики начинают с малого», где запечатлена пародия на религиозную процессию, во время которой взбунтовавшиеся карлики несут крест с распятой вместо Христа живой обезьяной. По уровню провокационности и безбожности нападок на церковь перечисленные картины намного превзошли «Рим» Феллини, но удивительным образом оказались с ним в одном ряду. В конце концов, как остроумно отметил католический теолог Амедей Эйфр: «Присутствие Бога у Феллини говорит о его отсутствии». Во многом это утверждение основано на трудах итальянского философа Бенедетто Кроче, писавшего, что фашизм — это злокачественная опухоль на здоровом теле нации.
Со временем этот тезис эволюционировал в представление о фашизме и нацизме как о неком садо-мазохистском комплексе, присущем каждому человеку и проявляющемся в зависимости от обстоятельств.
Но кино, оно такое. Он объясняет мне: «Главный герой фильма — профессор, потерявшийся за своими мифологическими мечтами. Женщины для него очень важны, но он видит в них лишь архетипы: Юнона, Венера, Минерва, Диана, богини его мифологии. Профессор отличается от других, а его альтер-эго — Катцоне. Катцоне — это старый мужчина, который только трахается и не думает ни о чем другом. В общем Джекилл и Хайд, понимаешь? Все было бы ясно, если бы действительность, то есть женщины, были так четко определены, как их представляет себе профессор и как ими владеет Катцоне. Вместо этого все по-другому.
Профессор встречает в жизни много женщин и понимает, что архетипические роли больше не соответствуют действительности. Нет женщины-Юноны, женщины-Венеры, женщины-Дианы. На мгновение он думает, что женщина содержит и выражает все архетипы одновременно, но тогда он понимает, что это тоже не так. А знаешь почему? Но сейчас я говорю тебе чересчур много. И знаешь, это не точно, что фильм будет именно таким, я все еще не уверен... Что ты ещё хочешь узнать? Я хочу знать, почему ты никогда не смотришь свои фильмы после того, как закончишь их монтаж. Здесь овощи, сыры, брезаола, бутылка Гави.
Источник: кадр из фильма — Самые волнующие моменты для меня, — говорит маэстро, — это когда съемочную площадку собирают и когда после съемки последней сцены ее разбирают. Рабочие, которые снимают шторы, убирают декорации, прожекторы, антресоли, аппаратуру. Весь фантастический мир, который мы создали вместе и которым мы жили неделями и месяцами, разрушается, картон и искусственные огни исчезают. Этот разрушительный процесс доставляет мне несказанное удовольствие, и я наблюдаю за ним до самого конца. Мне кажется, что в такие моменты я перерождаюсь как личность, как Федерико Феллини, с этим носом, этими губами, этой кожей. Съёмочная площадка — это место, которое возникает из ниоткуда, которое я могу формировать по-своему, подправлять, оживлять. Именно там я заставляю героев двигаться, своих героев, я говорю каждому из них, что они должны думать, говорить и делать…. Создавать и разрушать, имея эту возможность в своих руках. У этого, конечно, есть цена: когда начинаешь создавать и все время, пока длятся съёмки, ты полностью теряешься как личность, ты больше не существуешь отдельно от работы, которую делаешь.
Меня одолевают приступы бессонницы, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме как о моём фильме и моих персонажах. И когда все заканчивается, я остаюсь опустошённым. Для меня, как создателя, фильм жив, пока я в нем, будто внутри этого китового брюха. Но когда я уже отснял последнюю сцену, когда разобрал съемочную площадку, моя связь обрывается. Остается продукт, но он уже принадлежит продюсеру и аудитории. Для меня это было бы все равно, что увидеть мертвое существо. А ты нет? Я защищаю себя через воспроизведение воспоминаний. У меня есть набор навязчивых воспоминаний; они следуют за мной повсюду, всегда, они застряли в моей голове, перед моими глазами, они входят в мои фильмы.
Поэтому я мало забочусь о сохранении предметов, мест и людей; мой способ защиты от смерти — это память. Непрерывный «recherche» поиск фр. Он недоверчиво смотрит на меня. Это описание твоего чувства, которое ты испытываешь, когда собираешь площадку и когда разрушаешь её, твое отвращение к просмотру твоего же фильма после того, как он отделился от тебя, что это ещё как не попытка преодолеть черту, жить и терять себя в творческом моменте? Ты понимаешь, что тебе нравится эта игра в зеркало. Ты большая кокетка, Федерико, и у тебя комплекс всемогущества. Он, кажется, немного встревожен тем, что его каким-то образом раскусили, но в то же время польщен; как будто между нами сейчас установилось совсем другое понимание, общение стало более интимным. Вечером того же дня, за ужином в тихой римской траттории. Первоначальная неловкость возвращается, напряжение, возникшее несколькими часами ранее, спадает.
Жарко, официанты спрашивают нас, «готовы ли мы сделать заказ? Он спрашивает меня о моей работе, хочет знать, как создаётся газета. Я объясняю ему, как примерно всё работает. Ведь мы ничего не создаем. И потом, вы можете сразу увидеть результат своей работы, а у меня на это уходят месяцы. Режиссёр, — бормочет он, — кто такой режиссёр? Он такой, как я? Впрочем, никто не должен знать это лучше, чем тот, кто создал «Репетицию оркестра». Как тебе пришла в голову идея этого фильма?
Источник: кадр из фильма Теперь он снова загорается, и в глазах вспыхивают яркие огоньки. У меня была целая гора записей, потому что меня всегда поражало наблюдение за репетицией оркестра. Их я посмотрел множество, и почти всегда это было связано с моей работой. Это невероятно и каждый раз похоже на какое-то чудо.
К проекту были подключены оператор Бласко Джурато, художник Данте Ферретти, а также владелец ателье Sartoria Farani, где хранятся костюмы из «Сатирикона» и других фильмов, Луиджи Пикколо. Они проконсультировали съёмочную группу на предмет того, что в картине можно и нельзя назвать «феллинийским». За режиссуру короткого метра отвечает немец Максимилиан Ниман.
Примечательно, что параллельно с Fellini Forward снимался документальный фильм о его создании.
Эта картина имела грандиозный успех и получила более 50 наград, в том числе «Серебряный лев» и «Оскар» - за лучший иностранный фильм. После «Дороги» на экран вышли картины: «Ночи Кабирии» 1957 и «Сладкая жизнь» 1960 , принесшая ему «Золотую пальмовую ветвь», и которой было суждено стать пиком карьеры Федерико. Среди других лучших работ Федерико Феллини, отмеченных различными наградами, можно выделить: «Восемь с половиной» 1963 - «Оскар» и главный приз Московского кинофестиваля, «Джульета и духи» 1965 - «Золотой глобус», «Амаркорд» 1973 - «Оскар», «Казанова» 1976 - «Оскар» и «BAFTA», «Интервью» 1987 - Золотой приз Московского кинофестиваля. В 1993 году Федерико был награжден почетным «Оскаром» за вклад в развитие киноискусства, а 15 октября того же года он перенес инсульт и 31 октября скончался. Вся Италия скорбела о потере столь талантливого режиссера и сценариста.
Феллини был похоронен в своем родном городе Римини. Федерико Феллини - фильмография.
Семь апостолов: На кого повлиял Федерико Феллини
несомненно талантливый кинорежиссёр и сценарист прошлого века из Италии, обладатель всевозможных наград, признанный во всем мире. Когда гроб с телом Феллини подняли, чтобы вынести из церкви, эта маленькая, хрупкая, смертельно больная женщина всем телом подалась вперед и начала махать рукой. Федерико Феллини ушел из жизни 31 октября, через день после 50-летия свадьбы с обожаемой Джульеттой. Федерико Феллини — итальянский режиссер, который вошел в историю мирового кинематографа как непревзойденный гений и творец авторского стиля, вызывающего восхищение у широкой публики.
Федерико Феллини: Какую трагедию пережил режиссер, песня о котором звучит везде
Для величайших художников, таких как Феллини, нет ничего слишком маленького — все имеет значение. Я уверен, что он был бы в восторге от легких цифровых фотоаппаратов, но они не изменили бы строгость и точность его эстетического выбора. Важно помнить, что Феллини начинал с неореализма, что интересно, потому что во многих отношениях он стал представлять его полярную противоположность. Фактически он был одним из тех, кто изобрел неореализм в сотрудничестве со своим наставником Роберто Росселлини. Этот момент меня до сих пор удивляет.
Неореализм был источником вдохновения для многих кинорежиссеров, и я сомневаюсь, что французская «новая волна» могла состояться без него. Только представьте: после двадцати лет фашизма, террора и разрушений, как можно жить дальше — как отдельным лицам, так и всей стране? Фильмы Росселлини, Де Сики, Висконти, Дзаваттини, Феллини и других; фильмы, в которых эстетика, мораль и духовность были настолько тесно переплетены, что их невозможно было разделить, сыграли жизненно важную роль в искуплении Италии в глазах мировой общественности. Я достиг совершеннолетия, когда Феллини развивался и расцветал как художник, и многие его картины стали мне дороги.
Когда мне было тринадцать, я увидел «Дорогу» — историю о бедной молодой женщине, проданной странствующему силачу. Это был фильм, действие которого происходило в послевоенной Италии, но казалось, что время перенесли зрителей в средневековую балладу или в еще более далекое порождение античного мира. Для меня «Дорога» стала дополнительным измерением. Я впервые посмотрел этот фильм вместе с семьей по телевизору, и эта история была правдивой для моих бабушек и дедушек, как отражение тех невзгод, которые они оставили в старой стране.
Затем случилась «Сладкая жизнь». Картина подарила людям незабываемое чувство сопричастности. Это было незабываемое впечатление — увидеть фильм вместе с переполненной аудиторией, когда он был совсем новым: полный зал, гаснет свет, а дальше три часа, будто на фреске, великий художник выражает общественные тревоги по поводу ядерного века. И выясняется, что на самом деле ничего больше не имеет значения, потому что всё и все могут быть уничтожены в любой момент.
Мы испытали это потрясение, но мы также ощутили восторг от любви Феллини к искусству кино — и, следовательно, к самой жизни. Нечто подобное происходило в рок-н-ролле, в первых электрических альбомах Дилана, а затем в «The White Album» The Beatles и «Let It Bleed» The Rolling Stones — эти пластинки были связаны с тревогой и отчаянием, но также они казались захватывающими и пленили своими глубокими переживаниями. Мартин Скорсезе об отреставрированной «Сладкой жизни» Когда десять лет назад мы представляли реставрацию «Сладкой жизни» в Риме, Бертолуччи был там. В тот момент он уже был в инвалидном кресле и испытывал постоянные боли, но все равно приехал.
Я был искренне удивлен, потому что никогда не слышал, чтобы он об этом упоминал. Хотя, если подумать, не так уж его признание и удивительно.
Чтобы не впасть в излишнюю сентиментальность, Феллини наделяет героиню противоречивыми чертами — в каких-то ситуациях она вульгарна и эгоистична. Но главное — в ней есть жажда жизни и интерес к тому, что происходит вокруг. И что бы с ней ни происходило, она не потеряет веру в себя и надежду на то, что сможет выкарабкаться из нищеты. Кадр из фильма «Рим». Это не только прогулка по городу — «слоеному пирогу», где в самых причудливых формах соединяются разные эпохи: в картине есть эпизод, когда строители метро натыкаются на античные руины.
Это еще и ностальгическое путешествие по собственной юности — Феллини вспоминает о своем переезде сюда из родного Римини. Его фильм тоже состоит из слоев — биографического, поэтического, документального, фантастического. Одна из самых запоминающихся сцен — случайная встреча самого Феллини и его съемочной группы с великой Анной Маньяни Анна Маньяни 1908—1973 — первая итальянская актриса, получившая «Оскар» за роль в фильме «Татуированная роза». Кадр из фильма «Джинджер и Фред». Их персонажи — пожилые провинциалы, которые в молодости были двойниками знаменитых американских танцоров Джинджер Роджерс и Фреда Астера. И вот спустя несколько десятилетий по приглашению итальянского телевидения они приезжают в Рим. Но это уже не тот Рим, который они знали и любили, — древние памятники заслонены назойливой рекламой, Вечный город погряз в потребительской суете.
В «риминский» цикл входят три фильма — «Маменькины сынки» 1953 , «Клоуны» 1970 и «Амаркорд» 1973 год, «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В них Феллини вспоминает свое детство и одновременно деконструирует, пересобирает эти эпизоды. Снимать Римини 1930-х в Римини 1950—70-х было невозможно — город был разрушен во время войны и сильно перестроен. Поэтому автобиографические эти ленты лишь отчасти. Имя главного героя-подростка, который ассоциируется с Феллини, — Титта: так в реальности звали лучшего друга режиссера его играет 22-летний Бруно Дзанин. Зритель путешествует не по реальному Римини, а по пространству памяти, где все смешалось и перепуталось. Кадр из фильма «Восемь с половиной».
Работал карикатуристом и репортером в маленьких газетах. В 1938 году он переехал в Рим, где случайно познакомился с основоположником неореализма Роберто Росселини и даже стал соавтором сценария его шедевра «Рим. Открытый город». В 1954-м появилась знаменитая «Дорога», тогда же к Феллини пришла и настоящая слава.
Его попробовали обвинить в измене демократическим идеалам неореализма: дескать, вместо того, чтобы освещать борьбу трудящихся за свои права, он занялся никому не нужным богоискательством, выводя на первый план странных персонажей, уж очень далеких от простого народа. Свое вдохновение режиссер черпал в столь любимом им Риме.
Или — воспротивиться снимать фильм, давать интервью, назначать встречу из-за того, что его взгляд упал на газетный заголовок «Роковая ошибка»... Но при этом, с виду мистик и волшебник, склонный к тайному созерцанию, он — так же, как и псевдоумничания, — не переносил дешевой эзотерики, высокомерия медиумов и экстрасенсов. Как, впрочем, и высокомерия всех остальных — от политиканов до священнослужителей. Даже странно, как на протяжении всей жизни он так и не примкнул ни к кому — ни к так называемым интеллектуалам, ни к мистикам, ни к церкви, ни к прогрессистам, ни к разнообразным направлениям и учениям, ни к философии, психоанализу, ни к правящим или оппозиционным партиям... Ни к чему и ни к кому, в общем.
Удивительно и то, что помимо этих соблазнов, так сказать, метафизических, он сумел устоять и против материальных, которыми его искушал могущественный Голливуд. Кстати, с этим Голливудом, о котором мечтают все кому не лень — кроме Феллини, в здравом уме никто от него не отказывался, — у него были довольно забавные отношения. Знаменитые голливудские продюсеры то и дело наведывались в Рим с тайным желанием уговорить Маэстро поставить фильм в Америке — условия предлагались фантастические, денег немерено, какие угодно звезды, декорации, гонорары! Бесполезно: не в силах отказать на берегу, решительно и без всяких яких, Феллини уклонялся, давал невыполнимые обещания, тянул время, даже соглашался на путешествие по Америке — якобы в поисках натуры... Не зная тайных кодов этой страны, чужой и совершенно по-другому «пахнущей», он не видел никаких причин начинать постигать ее с нуля — тем более что считал процесс постижения абсолютно безнадежным. Америка казалась ему готовым театральным задником — прекрасная страна, обустроенная, сверкающая, как сон о будущем, как фантастическая декорация художника-футуриста. Феллини же чувствовал себя уютно только в пустом павильоне студии «Чинечитта»: и чем безлюднее и темнее был этот павильон под номером 5 — сейчас там музей Феллини , тем больше он возбуждал его фантазию.
Явившись на студию один и чуть ли не тайно, он, зажмуриваясь от удовольствия, оглядывал гулкий ангар, больше похожий на заброшенную конюшню. И тут же начинал населять его фантастическими физиономиями, запахами, типчиками, или, как говорят умные люди, типажами, образами, один фееричнее другого, от гигантской женщины до павлина в заснеженном Римини, городе его детства. Какая там «Америка»! Отказавшись от лестного предложения «экранизировать» дантовский «Ад» как будто это возможно! Нет уж, увольте: все эти научно-фантастические драконы, клубы пара и бледные «грешники» не для меня! То, что в свое время казалось упрямством, глупостью, нежеланием прислушаться к мнению других, ленью и даже трусостью, оказалось на поверку мудростью, которая в том и состоит, чтобы избегать соблазнов и идти своим путем. Плачущие медведи Как-то раз девушка-феминистка спросила его: «Синьор Феллини, вы делаете фильмы только о проститутках?
Неужели вам ни разу не встретилась труженица, интеллектуалка, рабочая — в общем, настоящая, нормальная женщина? Почему этот образ — проститутки, жрицы любви, ночной бабочки — так настойчиво пронизывает многие его картины? И почему феллиниевские проститутки такие трогательные, забавные, а порой величественные? Но лишь тогда, когда я вижу, что они у меня грязные, я вспоминаю себя в ту пору, когда был мальчишкой» Из сценария "Амаркорд" Феллини говорил, что вторую половину жизни мы изживаем комплексы, привитые нам католической церковью в первую половину. И в отличие от интеллектуалов, с ужасом и отвращением вспоминающих о контакте с проституткой, от старорежимных русских интеллигентов, все мечтающих склонить «падшую» к общественно полезному труду, он испытывал к этим женщинам... Второй по частоте задаваемый вопрос был: и зачем вы, синьор Феллини, приглашаете на роль жалкой проститутки, обделенного существа, свою собственную жену, известную актрису и уважаемую даму, принятую в лучших домах римской аристократии? Звучит смешно, и тем не менее: Италия иногда судила об искусстве с позиций деревенского кюре.
Интересно, что в свое время Джульетту Мазину, этого клоуна в юбке, искусством которой восхищался сам Чаплин видимо, чувствуя тайное родство с нею , не утверждали на роли, как некрасивую, неэффектную, «неинтересную» женщину. Из-за чего сценарий «Дороги» провалялся без дела многие годы, пока упрямец Феллини не доказал, что именно Мазина с ее клоунскими повадками, и никто другой, сможет изобразить Джельсомину. В результате «Дорога», как мы знаем, стала чуть ли национальным брендом, над чем ироничный Феллини впоследствии потешался, чувствуя некоторую неловкость: уж на что-что, а на «символы» Италии ни он, ни его жена нисколько не претендовали. Знаменитая «улыбка Кабирии» — в финале фильма, когда она, в очередной раз обманутая, брошенная, оскорбленная, бредет, улыбаясь и плача, — эта улыбка сквозь слезы до сих пор не дает никому покоя. Если верить, в частности Евтушенко, который сумел добраться и до Феллини, подружиться и с ним, над «Ночами Кабирии» плакали даже... Неизвестно, насколько это правда и кто тут больше привирает, Евтушенко или Феллини, но маэстро как-то похвастался, что, по свидетельству Евтушенко, «Ночи Кабирии» показали на китобойном судне с помощью передвижного киноаппарата.