Новости кто такие отходники

отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар. авангард пресловутого «нового опасного класса - прекариата» в современной России.

Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест

  • Кто такие отходники?
  • Уважаемые читатели и авторы.
  • ОТХО́ДНИЧЕСТВО
  • Кто такие отходники? Сколько их?
  • «Черные копатели»
  • Яков Миркин - о том, откуда взялись мифы о "закрепленном народе" - Российская газета

Распространение отходничества. Отхожие промыслы

Они строили город и вывозили нечистоты, работали разносчиками и официантами, привозили в город масло и молочные продукты, доставляли скот и обеспечивали лавки свежим мясом, пекли и продавали хлеб. Овощи и все «местные» фрукты тоже они выращивали в пригородах и привозили сюда. Почти весь провиант города на столах его жителей — результат их труда. Фото: Общественное достояние Жители Ярославля приезжали работать в основном по торговой части, а кроме этого работали в трактирах и занимались строительством. Жители Санкт-Петербургской губернии зимой занимались извозом, а в летнее время шли в город на строительные работы. Женщины из этого региона в основном шли в услужение, спрос на кухарок и горничных в столице всегда был высок. Чухонцы из соседних с городом волостей занимались вывозом нечистот огромного города. При этом — с одной стороны, они получали деньги за вывоз… отходов, а с другой стороны, за то самое, что они вывозили из города, крестьяне деревень в радиусе десятков верст платили деньги. Ведь «это» было удобрением, позволявшим сильно увеличить урожайность многих огородных культур.

Одновременно жители из чухонских деревень, расположенных недалеко от Санкт-Петербурга, вели молочное хозяйство, поставляя в город молоко и масло. Помните у Пушкина: С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний скрипит.

Заусаевой, Н. Жидкевича и А. Мы обратились к профессору ВШЭ, доктору наук Юрию Плюснину, и он сообщил нам о некоторых наиболее важных результатах этого исследования. Кто такие современные отходники? Современное отходничество, то есть трудовая миграция с обязательным возвращением домой, в социальном и территориальном отношении аналогично историческому.

Причем многие современные отходники из северных областей говорят, что так же работали их деды или прадеды. В целом современный отходник — это житель села или маленького города, который по сути уже является селом, так как основа пропитания — частное приусадебное хозяйство. Многие живут в так называемых выморочных деревнях. Современные отходники являются патриотами своей малой родины, они не хотят уезжать на новое место. Юрий Плюснин: «Отходниками являются только те люди, которые по экономическим причинам вынуждены уезжать на заработки из мест своего постоянного проживания. Людей, отправляющихся на заработки, исходя из иных мотивов и иной продолжительности отъезда, мы называем иначе — например, шабашники и вахтовики. Нужда и необходимость, чувство ответственности за семью и способность к самодеятельности отличают таких людей от тех, кто имеет иные причины покинуть дом».

Очень важно также то, что современный отходник не руководствуется крайней необходимостью, нуждой, но стремится повысить благосостояние семьи. Большинство отходников-горожан может найти менее оплачиваемую работу у себя дома. График работы Не являются отходниками люди, которые уезжают работать на год и возвращаются только в отпуска.

Чтение манифеста 1861 Александром вторым.

Чтение манифеста 19 февраля 1861 года Кившенко. Сибирские каторжники 19 века. Крестьяне 20 века в Российской империи. Вятка крестьяне 19 века.

Крестьяне 19 века в Ставрополье. Отходничество в Российской империи. Дворцовые крестьяне 17 века. Черносошные крестьяне 17 век.

Черносошные крестьяне в России 17 века. Ермила Гирин портрет. Положение основных слоев общества во второй половине 19 века. Кто такие крестьяне отходники.

Отходники при Петре 1 это. Галичанские крестьяне 19 век. Новосильский уезд Тульской губернии. Крестьяне Новосильский уезд.

Крестьяне Тамбовской 1900. Ярославская Губерния крестьяне 19-20 век. Переселенцы из Тамбовской губернии. Корзухин сбор недоимок картина.

Крестьяне на заработках в городе. На заработки картина. На заработки в город картина. Крестьянин уходивший на заработки в город.

Отходники на Руси. Нижегородская ярмарка торговцы 19 век. Рыбный промысел 17 века Россия. Торговля в России 19 век.

Термин отходничество в истории. Украинский Селянин 19 век. Украинские крестьяне 17 век. Беглые крестьяне 18 век.

Бондарь 17 век. Сельское хозяйство России в пореформенный период. Крепостные крестьяне 19 век. Сельское хозяйство России 19 век.

Сельское хозяйство в пореформенный период 19 века. Финские крестьяне. Капиталистыt крестьяне. Капиталист е крестьяны это.

Крестьяне отходники это в истории. Босяцкий цикл Горького. Батрак Российская Империя.

Но поскольку в обществе царила эйфория связанная со всеобщим раскрепощением, то такие предложения встречались как реакционные и не отвечавшие духу свободы и равенства. Воспитанные, возмужавшие, а некоторые, уже состарившиеся при условиях, созданных не ими, Они теперь ожидают и молят, чтобы им сочинили новые отношения.

Все же при вольном-экономическом союзе была образована комиссия которая также пришла к выводу о необходимости введения рабочих книжек. Предложения о их введении поступили в правительство. Если сравнивать положение пролетариата не имевшего во владении никакой собственности, а лишь свои рабочие руки, то крестьянин выгодно выделялся тем, что имел хозяйство, более или менее стабильный источник доходов, диктовать, следовательно, ему волю со стороны помещика не было простым делом. Энгельгардт об отходнических промыслах. Ну, что бы делали историки Смоленщины, если бы здесь не жил замечательный и наблюдательный человек — помещик А.

Ни одна сфера деревенской жизни не ускользнула от его внимания. Его «Письма из деревни» готовый историко-исследовательский материал, который не нуждается ни в пояснениях, ни доработках - это законченная энциклопедия сельской жизни. В эту осень граборы работали у меня поденно и занималась чисткой лужков, заросших лозняком. Граборы сидели у огонька и обедали. Я подсел к огоньку.

Обед граборов состоял из вареного картофеля. Это меня удивило, потому что я слыхал, что граборы народ зажиточный, трудолюбивый, получающий обыкновенно высшую, почти двойную против обыкновенных сельских рабочих плату, и едят хорошо. Вы, кажется, одну картошку едите? А мне говорили, что граборы хорошо едят. Мы хорошо едим, когда сдельно работаем, когда канавы роем, землю от куба возим, чистку от десятины снимаем.

Щи с ветчиной едим, кашу. Прочную, значит, пищу едим густую. На картошке много ли сделаешь? Ветчина, каша ведь вкуснее. Рядчик посмотрел на меня с недоумением.

Его, видимо, удивило, как это я не понимаю такой простой вещи, и он стал мне пояснять. Вот если бы мы заработали сдельно - канавы рыли, землю возили, - это другое дело, тогда нам было бы выгоднее больше сделать, сработать на 75 копеек, на рубль в день, а этого на одной картошке не выработаешь. Тогда бы мы ели прочную пищу - сало, кашу. Известно, как поедаешь, так и поработаешь. Ешь картошку - на картошку сработаешь, ешь кашу - на кашу сработаешь.

Отчего же? Если такое будет ваше желание - можно, - усмехнулся рядчик. Работа огульная, сообща, счесть ее нельзя. Мы и теперь не сидим сложа руки, работаем положенное, залогу делаем, как по закону полагается. И тогда так же бы работали - ну, приналегли бы иногда, чтобы удовольствие вам сделать, особенно, если б вы ребятам водочки поднесли.

Так ведь, ребята? Ребята, то есть граборы-артельщики, засмеялись... Работаем, да не так, как сдельно, все же каждый себя приберегает - не убиться же на работе, - меры тут нет, да и плата все равно поденно. Харч работать не заставит, когда сам не наляжешь Харч, сам знаешь, только на баловство порет, а на работу нет... А из-за чего налегать-то, плата поденная, счесть работу нельзя, работаем сообща - я налягу, а другой нет.

Счесть нельзя, вот что. Тут и сам себя приналечь не заставишь, да и как налечь, сколько? Разделил бы на нивки, чтобы каждый свою нивку гнал - нельзя, лужаечки все такие маленькие, тесные, неровные, куст разный. Вот если бы можно было от десятины чистить, на отряд, это другое дело. Мы и сами этих поденщин не любим, заработок плохой, работы настоящей нет, скучно.

То ли дело сдельная работа, - нам самим приятней. На сдельной работе вольней, хозяину до нас дела нет, что сработали, за то и платит, залогуем, когда хотим по своей воле... Тогда бы у нас харч в жир пошел, мы бы тогда у вас за осень во как отъелись, ребята ни одной бабе проходу не дали бы! Граборы засмеялись. При сдельной работе каждый на себя работает, каждый свою дольку канавы роет, каждый свою долю земли возит, каждый на себя старается, сколько сработает, столько и получает.

Да и работа там мерная, хотим - на рубль в день выгоняем, хотим - на семь гривен, как согласие артели. И сдельно не всегда одинаково. В весеннюю упряжку с начала весны работаем побольше, на рубль в день выгоняем, а к концу работаем полегче, гривен на восемь и того меньше - к покосу себя приберегаем. Нам, сами знаете, домашний покос дело самое важное, тут мы во всю силу работаем. Погони-ка всю весеннюю упряжку на земляной, денег заработаешь много, да косить-то потом дома как будешь?

Все нужно с расчетом. На чугунке вон как гоняют на земляной, да что толку-то потом. Наши оттого на чугунку и не ходят. Я думал, он не умеет, не настоящий грабор, ан канавы сделал хорошо. Только они разделившись.

Фетис одиночка, жена, дети маленькие. В артель ему стать нельзя, далеко от дому отойти нельзя. Он и ходит в одиночку, отсеевшись. Найдет поблизости от дому работу - и славу богу. Дома у него в покос работы много, вот он и приберегает себя.

Пробовали наши и на чугунку ходить. Заработать там много можно, если бог здоровья даст, да что толку. В одно лето так собьешься, что потом в год не поправишься. Там, на чугунке, сибирная работа, сверхсильная, до кровавого пота - за непочтение к родителям такую работу делать. Там работают с загонщиками - гони за ним.

А загонщиками-то подобраны молодцы, притешают их тоже. Ну, и убивается народ. Нет, наши граборы на чугунку не ходят - туда безрасчетный народ идет, за большими заработками гонятся, или от нужды, на задатки их тоже ловят. И много их там пропадет, умрет, либо калекой вернется. Все, что я слышал от граборов теперь и впоследствии, когда обратил особенное внимание на этих замечательных рабочих, было для меня ново.

Не знаю, как другие, но я, по крайней мере, никогда до того не слыхал и не читал о том, что иногда бывает, что не стоит хорошо есть. Не стоит хорошо есть, потому что работаем с поденщины. Значит, хорошо едят только тогда, когда это стоит, то есть только для того, чтобы хорошо работать? Нет работы, дешева работа, плата не зависит от количества работы, поденщина - и есть хорошо не стоит. Да, это так: когда глубокой осенью нет работы для лошадей, им овса не дают, весною, когда много работы, дают овес.

Это так. Харч хороший работать не заставит, если нет личной выгоды сработать более. Если нет выгоды более сработать, если работаешь не на себя, если не работаешь вольно, если работу сам учесть не можешь, то и не заставишь себя более сделать, - все будешь прилениваться, приберегать себя, в жир пойдешь, отъедаться станешь. Чтобы хорошо работать, каждый должен работать на себя. Поэтому-то в артели, если только есть возможность разделить работу, ее делят, и каждый работает свою дольку, каждый получает, сколько заработал.

Отец с сыном, брат с братом при рытье канавы делят ее на участки и каждый отдельно гонит свой участок. Работая, можно приберегать себя, можно работать и на рубль, и на восемь гривен, и на полтину. Даже следует приберегать, если предстоит другая, более выгодная работа. Всех денег не заберешь, работая сверх сил, только себя надсадишь и это на тебе же потом отзовется, тебе же в убыток будет... Так как черный ржаной хлеб составляет главную составную часть пищи, то хлеб должен быть крут, не вадок, не тестян, хорошо выпечен, из свежей муки.

На хлеб рабочий обращает главное внимание. Хороший хлеб - первое дело, но одного только хлеба для полной работы мало. Затем, прочная пища должна состоять из щей с хорошей жирной солониной или соленой свининой ветчиной — только не копченой и гречневой каши с топленым маслом или салом. Если при этом есть стакан водки перед обедом и квас, чтобы запить эту прочную, крутую пищу, то пища будет образцовая, самая прочная, такая, при которой можно сделать maximum работы, вывезти наибольшее количество земли, нарезать наибольшее количество дров, выпилить наибольшее количество досок. С такой пищей можно перейти Альпы, перетащить через Балканы, под звуки дубинушки, пушки, отмахать поход в Индию.

Совершенно понятно, что нормальная пища солдат - щи и каша,- выработанная продолжительным опытом, совпадает с образцовой народной пищей, при которой можно произвести наибольшую работу. Никакие гороховые колбасы, никакие консервы не могут заменить этой простой пищи, и вся задача только в том, чтобы эта пища была хорошо приготовлена и из хороших материалов. Щи и каша - это основные блюда. Уничтожить кашу - обед не полный, уничтожить щи - нет обеда. Разумеется, если добавить что-нибудь к такому прочному обеду, так не будет хуже.

И после такого обеда артель в 20 человек с удовольствием съест на закуску жареного барана или теленка, похлебает молока с ситником, но все это уже будет лакомство. В постные дни солонина в щах заменяется снетком, который кладется только для вкуса, или горячие щи заменяются холодными, то есть кислой капустой с квасом, луком и постным маслом. Коровье масло или сало в каше заменяется постным маслом. Солонины, говядины или свинины в скоромные щи кладется немного, так что крепкого бульона не получается - лишь бы только навару жиру было побольше, если говядина не жирна, то к ней прибавляют свиного сала. Мы видим, что в этой образцовой пище много жиру, да и животные азотистые вещества употребляются в трудно переваримой форме: говядина заменяется солониной, свежая свинина - ветчиной.

Замена различных составных частей нормальной прочной пищи другими делает пищу более или менее легкой, то есть такой, которая быстрее переваривается, быстрее выпоражнивается. Но тут необходимо еще заметить, что с понятием о хорошей прочной пище соединяется еще и то, что пища имеет густую консистенцию и бросает на пойло. Если солонину в щах заменить свежей говядиной, то пища уже будет менее прочная; она сделается еще менее прочною, если солонину заменить свежей свининой, потому что свежая свинина нудит. Замена солонины салом и, наконец, снетками еще понижает достоинство щей, но только в таком случае, если солонина жирная; при тощей солонине щи с салом предпочитаются. Точно так же пища сделается менее прочною, если крутую гречневую кашу - самое любимое кушанье - заменить размазней, киселем, густой картофельницей, супом-крупником; хотя бы даже и с говядиной.

Все эти замены сильнее понижают прочность пищи, так что уже оказывают влияние на количество работы, чем замена в щах солонины салом или снетком. Молоко сладкое и кислое считается легкой пищей, только творог, который на треть с гречневой крупой едят в пирогах или с лепешками, считается прочной пищей. Я имел случай наблюдать, как питаются рабочие, работающие сдельно артелью на своих харчах при условиях, когда выгодно хорошо есть. Это были резчики дров, работавшие не у меня, но в соседнем лесу, и забиравшие у меня некоторые материалы для харчей. Народ - молодцы на подбор.

Работали замечательно, дров нарезали количество непомерное. На харчи денег не жалели: каждый день водка, каша, такая крутая, что едва ложкой уколупнешь, с коровьим маслом, щи жирные. Но мяса ели мало, и вот тут-то я и убедился, что работающие люди вовсе не придают значения мясу, как питательному веществу: водку, например, предпочитают мясу во всех отношениях. Но я не могу сказать, чтобы это были пьяницы. Грешный человек, я сам предпочту обед, состоящий из стакана водки, щей с салом и каши, обеду, состоящему из щей, мяса, каши, но без водки.

Я это испытал в путешествиях, когда лазил по оврагам Курской губернии для исследования фосфоритов, когда всходил на Качканар, когда плавал по озерам и речкам Олонецкой губернии. Думаю, что со мною согласятся интеллигентные люди, служившие солдатами в последнюю войну. Желал бы слышать и возражения только не теоретические, не немецкие, отзывающиеся колбасой гороховой. Все время самых трудных работ проходит без мяса. Петровки, когда производятся земляные работы - а это самое лучшее время для таких работ: сухо и день велик - пост, да и пост-то самый неудобный, потому что даже огородина не поспела.

В ильинский мясоед - трудное время покоса - мясо еще не поспело, бараны не выросли, скот не вполне отъелся, да и сохранить мясо, даже посоленное, в жаркое летнее время невозможно. И зимней солонины в это время достать трудно, потому что она начинает портиться: дух пускает, червяк заводится. Потом, опять пост - спасовки, время уборки хлеба. Да еще постоянно - середа да пятница, середа да пятница. Конечно, и говорить нечего, если бы было достаточно мяса, сала, молока то есть творогу , то и в деревне летом никто постов не держал бы.

В нынешнем году у меня летом не хватило постного масла, масло было дорого, да и достать его негде, между тем свиного сала было достаточно, я предложил рабочим есть скоромное. Все ели, за исключением одного очень богомольного. Когда поп приехал перед петровым днем собирать яйца - перед окончанием поста попы ездят по деревням разрешать на скоромину и выбирают в петровки яйца, в филипповки горох, великим постом не ездят потому, вероятно, что выбирать нечего, - то и разрешать было некому. Какое малое значение придается мясу, видно из того, что рабочий человек всегда согласится на замену мяса водкой. На это, конечно, скажут, что известно, мол, русский человек пьяница, готов продать за водку отца родного и т.

Но позвольте, однако же тот же рабочий человек не согласится заменить молочную кислоту нормальной пищи водкой, не согласится заменить водкой жир или гречневую кашу. Однако пора уже возвратиться к обедающим вареной картошкой граборам, замечание которых, что не стоит лучше есть, когда работаешь с поденщины, за 45 копеек день, дало мне повод сделать такое длинное отступление.

Report Page

  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Распространённость отхожих промыслов в Российской империи
  • Отходничество в пореформенной России
  • Словарь Ожегова
  • Сельские "промышленники" и отходники 19 века.
  • Отходники современной России

Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян

Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Кто такие современные отходники, в каких сферах работают и есть ли угроза для государства в росте их количества? Отходники – это крестьяне, которые покидали свое постоянное место жительство и ехали работать в другие губернии. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей.

Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест

  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Отходники и другие наемные работники
  • Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян
  • Отходники. Определение
  • Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000?
  • Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество

Отходничество

Значение крестьян-отходников для государства было огромно. это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Отходники – это важный феномен, который проявляется в разных областях жизни и силно влияет на развитие общества. Часть отходников трудоустроены неофициально, а те, кто оформлен, платят НДФЛ по месту своей работы, что негативно сказывается на наполнении бюджетов муниципалитетов, в которых проживают отходники и их семьи. Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники.

Что такое отходник в истории

Политическая наука:… … Политология. В России до 1917 г. Впервые зародилось в период позднего феодализма примерно с 17 в. Зародилось на У. С этого времени благодаря положению У. Являлось важным фактором формирования рынка наёмной рабочей силы как в сельском хозяйстве, так и в других сферах экономики. Крестьяне-отходники участвовали в процессе градообразования, составляли значительную часть городского населения в XVIII - 1-ой четверти XX века, работали в сфере строительства, в торговле, на транспорте, фабриках и заводах, были в услужении.

В отдельных видах промыслов, наряду с индивидуальной, была распространена артельная форма отходничества. Отходничество в пореформенной России. Наиболее широкие размеры Отходничество приняло после крестьянской реформы 1861 года, которая привела к бoльшей свободе передвижения крестьян. Отходники стимулировали аграрное перенаселение, появление массы обедневших крестьян, увеличение спроса на наёмную рабочую силу, возросшие темпы урбанизации всего уровнем промысловых заработков. Наиболее притягательными для отходников являлись Санкт-Петербскоая и Московская губернии, другие индустриально развитые районы Центральной России Владимирская, Калужская, Костромская, Нижегородская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Рязанская, Ярославская губернии , Прибалтика, а также Архангельская, Олонецкая и Новгородская губернии, где открывались широкие возможности для работы на лесозаготовках. Согласно данным паспортной статистики МВД по 50 губерниям Европейской России, на заработки уходило в среднем ежегодно в 1861 - 1870-е ггоды около 1,3 миллиона человек, в 1881-1890 годы - свыше 4,9 миллионов человек, в 1891-1895 - 6,8 миллионов человек, в 1896-1900годы - 7,8 миллионов человек, в 1901-1905 годы - 8,9 миллионов человек, в 1906-1910 годы - 9,4 милллионов человек в урожайные годы число отходников в целом уменьшалось, в неурожайные - росло.

В земледельческий отход, также существенно возросший к концу XIX века, шли преимущественно малоземельные крестьяне центральночернозёмных губерний. Основными тенденциями развития Отходничества, помимо роста числа отходников, являлись углубление региональной специализации отходников крестьяне отдельных губерний, уездов или волостей занимались определёнными видами промыслов , увеличение продолжительности отхода и расширение его географии, вовлечение в отход женщин и подростков.

Первые отходники - это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Неизвестные мастера-ремесленники шли в города вместе со своим незатейливым инструментом и создавали в старинных городах замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества. Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов. Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи - Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала - промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала.

Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами - паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни.

В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники - это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники.

Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник - это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши - керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из это была завидная партия. Связывая свою жизнь с таким мужем, представительница прекрасного пола могла надеяться на устроенный быт и высокий социальный статус. Тарбаев Б.

Людей, уходивших на заработки называли "отходниками". Помещик , особенно в зимнее время, мог отпускать крестьян на заработки, видимо, не без выгоды для себя - крестьяне расплачиваться с помещиком денежным оброком. Временный уход крестьян из мест постоянного жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы, в др. Было распространено было среди помещичьих оброчных крестьян. Усилилось после реформы 19 ФВ 1861. XVIII-первой пол. XIX вв. Сказывались рост налогов и платежей, упадок охоты и рыболовства, развитие товарно-денежных отношений и ряд др. В этих условиях жители Коми края начинают искать дополнительный заработок за пределами своего постоянного местожительства. Отходничество практиковалось в рамках отдельных регионов и за их пределами.

Как правило, первый тип был связан с кратковременным отходом, второй - с длительной отлучкой работника от своего хозяйства. Хотя на практике иногда было сложно отделить отход в пределах, напр. Долговременный отход населения Коми края в осн. Законный статус отходнику долгое время давал только паспорт. В первой пол. XIX в.

Возникший продовольственный кризис побуждал ушедших крестьян возвращаться и заниматься сельским хозяйством.

В указанный период отходы практически прекратились. Крестьянская миграция вновь началась с приходом НЭПа. Число отходников века XX растет, но дореволюционного уровня не достигает. Возрождению трудовой миграции в советский период способствует земельное законодательство СССР, предоставлявшее крестьянам расширенные земельные права. Ушедший крестьянин сохранял за собой право на землю на протяжении двух лет. Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли.

Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной. Излюбленными районами отходников были Центральнопромышленный, Центральночерноземный, Средневолжский и Ленинградско-Карельский. По причине отходничества уровень городской безработицы возрос. Высокий поток трудовой силы превышал потребности еще не до конца восстановленной промышленности. Правительство разрабатывало программы по расселению крестьян на незанятых землях. Но большинство отходников к этому времени уже утратило интерес к земледелию, поэтому государственная программа оказалась безуспешной. В эпоху коллективизации государство рассматривало отходничество, как разновидность протеста образованию колхозов.

Руководство вновь созданных колхозов препятствовало уходу сельчан, грозило санкциями, даже исключало их колхозов. Однако государству важно было привлекать новые рабочие силы для развития промышленности, поэтому оно стремилось отрегулировать процесс переброса трудовой силы между селом и городом. В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города. После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Это трудовые мигранты, покидающие свои семьи и родные места ради заработков в других районах. Отходничество временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства.

Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброк а.

Ушедший непременно присылает деньги семье. Автор информации решительно относит это утверждение и к девушкам, и к женам, и к вдовам. В Петрозаводском уезде Олонецкой губернии уже в 30-х годах прошлого века выдавалось ежегодно примерно 2 тысячи письменных видов для поездок в Петербург и другие города - вне своей губернии. В это число входили не только отходники, но и торгующие крестьяне. Многие волости Петрозаводского уезда специализировались на определенных видах ремесел, которыми занимались их крестьяне в отходе, имели соответствующую репутацию и за пределами Олонецкой губернии. Кижские - столяры и конфетчики их можно было встретить за этим занятием в Петербурге ; рыборецкие - отличные, по замечанию современника, каменотесы; остречинские - стекольщики, толвуйские - плотники.

А волости, прилежащие к Онеге, «отличаются искусными и бесстрашными судоходцами». Если хозяйство крестьянской семьи было небольшим и рабочих рук в семье было больше, чем нужно, то на отхожие заработки уходили «лишние», надолго, иногда даже года на три, покидая семью. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. Срок отсчитывали по этим вехам, так как они были постоянными не относились к передвижной части церковного календаря. В некоторых сезонных работах, например, строительных, сроки найма могли быть и другими. Отхожие промыслы были очень разными - и по видам занятий, и по своей социальной сущности. Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем.

Особенно большого размаха отходничество достигло в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Костромской и Калужской губерниях. В них отход для заработков на сторону был массовым уже в последней четверти XVIII века и далее возрастал. Для всего центрального района главным местом притяжения отходников была Москва. До реформы преобладающую часть отходников в центральном промышленном районе составляли помещичьи крестьяне. Это обстоятельство заслуживает особенного внимания при выяснении возможностей выхода интересов и реальной деятельности крепостного крестьянина за пределы своей волости. Любители порассуждать о пассивности и прикрепленности к одному месту большей части населения дореволюционной России как бы не замечают этого явления. Владимирская губерния издавна славилась мастерством плотников и каменщиков, каменотесов и штукатуров, кровельщиков и маляров.

В 50-х годах XIX века из этой губернии на заработки в Москву ходили 30 тысяч плотников и 15 тысяч каменщиков. Отправлялись в Белокаменную большими артелями. Обычно главой артели подрядчиком становился крестьянин «позажиточнее и поизворотливее» других. Он сам подбирал из165 односельчан или жителей ближайших селений членов артели. Иные артельщики из крестьян брали в Москве крупные подряды, собирали артели по нескольку сот человек. Такие большие артели строителей делились на части, под наблюдением десятников, которые, в свою очередь, со временем выходили в подрядчики. В числе специальностей, которыми славились владимирские крестьяне на отходе, видное место занимало своеобразное занятие офеней.

Офени - торговцы мелким товаром вразноску или вразвозку. Они обслуживали преимущественно деревню и малые города. Торговали они главным образом книгами, иконами, бумагой, лубочными картинками в сочетании с шелком, иглами, серьгами, колечками и пр. Всреде офеней издавно был в ходу свой «офенский язык», на котором разносчики товара говорили между собой во время торговли. Особенно распространено было отходничество на офенский промысел в Ковровском и Вязниковском уездах Владимирской губернии. Иные оставляли «даже молодых жен». Многие из них к 21 ноября 4 декабря спешили попасть на Введенскую ярмарку в слободе Холуй.

Вязни-ковские офени ходили с товаром в «низовые» губернии то есть по нижней Волге , Малороссию Украину и Сибирь. В конце Великого поста многие из офеней возвращались по домам «с подарками семье и деньгами в оброк». После Пасхи возвращались уже все с офенского промысла и принимали участие в земледельческих работах. Офени-вязниковцы были известны и за пределами России. При этом в отдаленных местах они принимали заказы для следующего привоза. О масштабах торговли владимирских офеней иконами в Болгарии в последней четверти XIX века говорит такой любопытный факт. В селе Горячеве Владимирской губернии , которое специализировалось на изготовлении разного рода экипажей, офени заказали весной 1881 года 120 телег особой конструкции, приспособленных специально для перевозки икон.

Телеги предназначались для развоза палехских, холуйских и мстерских икон по Болгарии. Большую изобретательность в отхожих заработках в Москве проявили ярославские крестьяне. Они стали, в частности, инициаторами разбивки огородов на пустошах большого города. Дело в том, что Ярославская губерния имела богатый опыт в развитии огородничества. Особеннс славилось в этом отношении крестьянство Ростовского уезда. Только по годовым паспортам из Ярославской губернии в 1853 году для огородничества ушло околс 7000 крестьян. Одни ростовские крестьяне имели в Москве собственные огороды на купленных или арендованных землях.

Другие нанимались в работники к своим односельчанам. Они широко пользовались наймом своих земляков. Сдача участков в аренду крестьянам-огородникам приносила зна чительный доход московским владельцам земли. Если это были помещики они сдавали иногда свою московскую землю в аренду под огороды собст венным крепостным крестьянам. Нередко та кой166 участок арендатор, в свою очередь, сдавал мелкими частями в субаренду односельчанам. Ярославские крестьяне занимались в Москве не только огородни чеством. Нередкими среди них были также профессии разносчика, сидель ца в лавке, парикмахера, портного и особенно трактирщика.

Кокорев о Москве сороковых годов прошлого века. На специализацию в отхожих промыслах целых районов или от дельных селений заметное влияние оказывало их географическое положение. Так, в Рязанской губернии, в близких от Оки селениях, главным отхожим промыслом служило бурлачество. По рекам Оке и Проне занимались также хлебной торговлей. Более зажиточные крестьяне участвовали в поставке хлеба купцам, а крестьяне победнее в качестве мелких поверенных купцов шмыреи скупали небольшие запасы хлеба у мелкопоместны землевладельцев и крестьян. Другие зарабатывали извозным промыслом связанным с хлебной торговлей: доставляли зерно на пристани. Иные работали на пристанях на набивке кулей, нагрузке и выгрузке судов.

В степной части Рязанской губернии успешно развивался отхожий промысел шерстобитов. Традиции профессионального умения сложились здесь на основе местного овцеводства. Шерстобиты отправлялись на Дон, в Ставрополье, в Ростов, Новочеркасск и другие степные места. Больше всего шерстобитов было в селах Дурном, Семенске, Пронских слободах, Печерниках, Троицком, Федоровском и соседних с ним деревнях. Для битья шерсти и валянья бурок уезжали на юг на подводах. Некоторые шерстобиты оставляли родные места на год, но большинство отходничало в степных местах только после уборки хлеба и до следующей весны. В лесистых районах той же Рязанщины преобладали промыслы, связанные с деревом.

Однако конкретный вид их зависел уже от местной традиции, создавшей свои приемы, свою школу мастерства. Так, ряд сел Спасского уезда специализировался на бондарном ремесле. Крестьяне занимались им и на месте, и отправлялись по паспортам в южные, виноградарские районы России, где их мастерство пользовалось большим спросом. Основным центром бондарного промысла в Спасском уезде было село Ижевское. Ижевцы часть материала для изготовления бочек заготовляли дома. Как только вскрывалась река, грузились с этим материалом на большие лодки целыми партиями и отплывали в Казань. В Казани шла основная подготовка бочарных дощечек, после чего рязанские бондари двигались на юг.

В Егорьевском уезде Рязанской губернии многие селения специализировались на выделке деревянных берд, гребней и веретен. Бердо принадлежность ткацкого станка, типа гребня. Егорьевцы сбывали берды на сельских рынках Рязанской, Владимирской и Московской губерний. Туда их доставляли скупщики из егорьевских крестьян, которые из поколения в поколение специализировались на этом виде торговли. В понятиях жителей Дона и Кавказа занятие бердов-щика прочно связывалось с происхождением из егорьевцев. Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края. На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней.

В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей - с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей - все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества. Возвращались со значительным барышом. В образе жизни крестьян-отходников в больших городах складывались свои традиции. Этому способствовала определенная спаянность их, 167 связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на данном виде заработков на стороне.

Например, некоторые селения Юхновско-го уезда Смоленской губернии регулярно поставляли в Москву водовозов. В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты. Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле. А тогда он шел в обратном направлении. Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности.

Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр. К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения. Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни. Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П.

Отходники или вахтовики?

Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям. При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице. Кто такие крестьяне отходники. Отходники при Петре 1 это.

Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

Кто такие крестьяне отходники. Отходники при Петре 1 это. Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем. Отходники – это крестьяне, которые покидали свое постоянное место жительство и ехали работать в другие губернии. Значение крестьян-отходников для государства было огромно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий