Отходники в Петербурге появились в самом начале XVIII века — ведь город, по приказу Петра Первого, строили именно приезжие крестьяне, в основном из ближних губерний, а кроме этого — из Ярославской и Тверской.
Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники
Значение слова ОТХОДНИКИ | Кто такие отходники? Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. |
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты :: | Во-первых, отходники могут содержать опасные вещества или быть потенциально опасными для окружающей среды. |
Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест | Отходос или отходняк– это совокупность физических и психологических симптомов, которые возникают у зависимых от психоактивных веществ при прекращении. |
Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты
В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения.
Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 февраля 2017 года; проверки требуют 2 правки. Отходники в Санкт-Петербурге В статье не хватает ссылок на источники см.
Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок.
Кроме отходников, есть другая группа самодеятельных людей, которых мы нечаянно обнаружили. Это люди, работающие на рассеянных мануфактурах. Они существуют только в малых городах, потому что там есть какие-то уникальные ресурсы, на которых в советское время было создано предприятие.
Когда оно исчезло, население либо ушло в отход, либо стало выживать за счет кооперации для производства массовой продукции, на которую есть потребность: пуховых платков, носков, трусов, шапок и т. Например, в Ростове Великом есть рассеянная мануфактура ростовская финифть , и главный заказчик — РПЦ. В некоторых городах на рассеянных мануфактурах работает практически все трудоспособное население. Третья категория — это гаражники, люди, которые в больших городах в гаражах создают все, вплоть до деталей космических кораблей. Это тоже самозанятость, которую не может контролировать государство.
Все эти люди — гигантская часть населения России. В фонде мы пытаемся их описать. Но кто эти «другие» люди? С моей точки зрения, эту большую группу населения можно назвать маргиналами, потому что они вне структуры, окармливаемой государством. Чем они отличаются от нас?
Это активное население, которое живет само по себе, без государства, но, по сути, является опорой и надежей государства, потому что это самодеятельное самозанятое население. Литература Plusnin J. Wandering Workers. Жидкевич Н. Сборник материалов международных конференций молодых исследователей Сибири.
Иркутск: Центр независимых социальных исследований. Социальный портрет современного российского отходника. Кордонский С. Г, Плюснин Ю. Местное самоуправление или муниципальная власть?
Книга 1. Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей. Опыт феноменологического исследования. Пинчук О. Плюснин Ю.
Отходничество как новый фактор общественной жизни , «Мир России».
Крестьне с. Бабинок вместе с крестьянами с. Трубетчина ходят на полевые работы в с Аркадак. В селе имеются: 1 печник, 1 торговец, 1 мельник, I сельский писарь. Каменный Брод Каменка имелись 1 портной, 1 мельник, 3 сапожника, 1 староста и 5 пастухов; отхожими и местными промыслами занято 34 человека, считая и поденную работу, в д.
Ильинка - 1 кузнец, 1 сельский писарь, 1 плотник, 1 староста и 1 пастух, в д. Ивановка Щербедин - 2 портных,. Ходят на поденные полевые работы к ближайшим землевладельцам, а также нанимаются на поденщину и к своим богатым крестьянам. Дмитриевке - 1 портной и 2 пастуха. Отхожими и местными промыслами, считая батрачество и поденную работу, занято 16 человек. Родионовка: 2 мельника, 1 плотник, 1 сиделец, 1 сапожник, I мелочной торговец, 1 староста и 1 пастух: отхожими и местными промыслами, считая батрачество и поденную работу, занято из деревни 13 человек.
Новая Родионовка - 1 мельник, 1 сельский писарь, 1 староста и 3 пастуха; отхожими и местными промыслами, считая батрачество и поденную работу, занято из деревни 5 человек. Боцманово - 40 промышленников: 8 отхож, батраков, 1 полесовщик и 1 сельский староста, зарегистрировано 14 промышленников: 45 отхож, поденщиков 4 муж. У четверых домохозяев до 44 колоды пчел, 1 мельник и 1 отх. Кроме того 17 лесопромышленников: 12 поденщиков местных 1 муж и 4 жен. В д Чурмантаевке 20 промышленников: 14 батраков 12 отхожих , 3 пастуха, 1 сапожник, I сельский писарь и 1 староста. У одного домохозяина имеется.
Ромашина Паршевка 18 промышленников: 6 батраков 4 отхожих , 3 сапожника, 2 пастуха, 1 кузнец, 1 мельник, 1 печник, 1 плотник, 1 торговец хлебный, 1 писарь и 1 десятник. У трех домохозяев 61 колода пчел. Один молотильщик ездит по деревням со своей молотилкой; Прежде здесь был сильно развит канатный промысел, занималось им много домохозяев; но из-за неурожаев конопли, этим промыслом занимаются всего 2 домохозяина. Вить канаты ездят по соседним деревням.
Отходничество в современной России
Отходники в Петербурге появились в самом начале XVIII века — ведь город, по приказу Петра Первого, строили именно приезжие крестьяне, в основном из ближних губерний, а кроме этого — из Ярославской и Тверской. Кто такие современные отходники, в каких сферах работают и есть ли угроза для государства в росте их количества? В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи. В Центральном промышленном районе большинство отходников работали на государственных предприятиях, как правило, промышленных. После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат.
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома
Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России | Значение крестьян-отходников для государства было огромно. |
Глава 2.3. Быт русских крестьян 18-19 веков. (Часть 6): 1986vv — LiveJournal | рег. тот, кто занимается ассенизацией — системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). |
Отходники: жизнь вне государства | Капитал страны | Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем. |
Что такое отходничество в истории кратко | тот, кто на время уезжает из семьи, чтобы кормить ее, зарабатывая на стороне, и возвращается как маятник - каждую неделю, через месяц, через полгода. |
Распространение отходничества. Отхожие промыслы
Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников. Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем. Значение крестьян-отходников для государства было огромно. Кто такие отходники? Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости.
Кто такие отходники? Сколько их?
Ответы : что такое отходничество | Отходос или отходняк– это совокупность физических и психологических симптомов, которые возникают у зависимых от психоактивных веществ при прекращении. |
Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники | Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком. |
Что такое отходничество в истории кратко
О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны. отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар. Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов. Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники. Отходники – это важный феномен, который проявляется в разных областях жизни и силно влияет на развитие общества.
ОТХО́ДНИЧЕСТВО
Играло значит, роль в период становления капитализма. При О.
Тарбаев Б. Людей, уходивших на заработки называли "отходниками". Помещик , особенно в зимнее время, мог отпускать крестьян на заработки, видимо, не без выгоды для себя - крестьяне расплачиваться с помещиком денежным оброком. Временный уход крестьян из мест постоянного жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы, в др. Было распространено было среди помещичьих оброчных крестьян. Усилилось после реформы 19 ФВ 1861.
XVIII-первой пол. XIX вв. Сказывались рост налогов и платежей, упадок охоты и рыболовства, развитие товарно-денежных отношений и ряд др. В этих условиях жители Коми края начинают искать дополнительный заработок за пределами своего постоянного местожительства. Отходничество практиковалось в рамках отдельных регионов и за их пределами. Как правило, первый тип был связан с кратковременным отходом, второй - с длительной отлучкой работника от своего хозяйства. Хотя на практике иногда было сложно отделить отход в пределах, напр. Долговременный отход населения Коми края в осн.
Законный статус отходнику долгое время давал только паспорт. В первой пол. XIX в. Так, в Остаповской Объячевской волости Усть-Сысольского уезда в 1825 было выдано 8 годовых паспортов, в 1828 - 18 и в 1841 - 69. Понятно, что обычно значительно больше выдавалось отпускных билетов. В упомянутой Остаповской волости в 1841 их получили 662 человека. Одним из самых распространённых видов отхода крестьян за пределы края были работы по обслуживанию частных судов, которые проходили с различными грузами в Устюг, Вологду, Архангельск, Чердынь и др. Отходники нанимались лоцманами, кормщиками, гребщиками, бечевниками, судорабочими.
Население печорских волостей обслуживало суда чердынских купцов , перевозивших хлеб, точильный камень и др. Устьцилемцы в отдельных случаях нанимались на морские промыслы. На речных судах, проходивших с грузами по Печоре, Ижме , Цильме, Пижме, в 1840-1850-х ежегодно находили работу от 200 до 340 человек. Особенно многие работали на речных судах жителей Усть-Сысольского и Яренского уездов. В 1842-1860 на обслуживании судов, которые прошли по рекам Коми края к Устюгу, Вологде, Архангельску, трудились от 4760 до 16998 судорабочих, в осн. Некоторые жители Коми края находили заработок, занимаясь извозом. В Усть-Цилемской и Ижемской волостях перевозкой грузов в 1847 занималось 160 человек, в 1849 - 119 и в 1855 - 260 человек. Они перевозили на лошадях и оленях хлеб, рыбу, соль и др.
На юге края извозом особенно активно занимались крестьяне Остаповской волости. Здесь в 1838 этим промыслом кормились 540 человек. С отходничеством за пределы Коми края неразрывно были связаны лесозаготовки. Обычно крестьяне нанимались не только на вырубку, но и на сплав леса-кругляка, досок и бруса. Какая-то часть крестьян вывозила в др. Отход крестьян на заработки в пределах Коми края был полностью замкнут на обслуживании промышленных предприятий, кустарных мастерских и местных промыслов. Без отходников в пределах края невозможно представить, напр. Определённые элементы отходничества были присущи для охоты и "брусяного дела".
Многие сотни крестьян обслуживали основное производство на железоделательных и Серёговском солеваренном заводах. В целом отходничество в Коми крае носило повсеместный и массовый характер. С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников — свободной рабочей силы, перемещающейся между большими городами и глубинкой. Как выглядит это социальное явление в сегодняшней России? Есть ли угроза для государства в росте количества отходников? Кто эти люди? Эти люди работают чаще всего неофициально, не платят налогов, не пользуются бесплатным здравоохранением, не рассчитывают на пенсию и фактически живут «вне государства». О социальных и экономических корнях этого явления рассказали на состоявшемся 29 октября круглом столе участники проекта, организованного фондом поддержки социальных исследований «Хамовники».
Отходничество как феномен русской действительности Отходничеством социологи называют особый вид трудовой миграции, когда один из членов семьи уезжает на заработки в другой город или регион. Оно существовало в России на протяжении нескольких веков и исчезло лишь в советское время. Отхожие промыслы были важным источником дохода крестьян, покидавших на время родные деревни, чтобы наняться на работу в шахту, на стройку, на фабрику, в бурлаки и т. В конце XIX в. В конце 1990-х гг. На протяжении последних десятилетий растет число тех, кто, стремясь вырвать свою семью из нищеты, отправляется в другие города и регионы. Такие люди предлагают себя в качестве охранников и строителей, лесорубов или плотников, продавцов, прислуги, иногда врачей, воспитателей, учителей и водителей. Сегодня можно говорить о том, что в российском обществе существует постоянно растущая прослойка, ее составляет самая активная часть населения — отходники.
Возрождению трудовой миграции в советский период способствует земельное законодательство СССР, предоставлявшее крестьянам расширенные земельные права. Ушедший крестьянин сохранял за собой право на землю на протяжении двух лет. Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли. Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной. Излюбленными районами отходников были Центральнопромышленный, Центральночерноземный, Средневолжский и Ленинградско-Карельский. По причине отходничества уровень городской безработицы возрос. Высокий поток трудовой силы превышал потребности еще не до конца восстановленной промышленности.
Правительство разрабатывало программы по расселению крестьян на незанятых землях. Но большинство отходников к этому времени уже утратило интерес к земледелию, поэтому государственная программа оказалась безуспешной. В эпоху коллективизации государство рассматривало отходничество, как разновидность протеста образованию колхозов. Руководство вновь созданных колхозов препятствовало уходу сельчан, грозило санкциями, даже исключало их колхозов. Однако государству важно было привлекать новые рабочие силы для развития промышленности, поэтому оно стремилось отрегулировать процесс переброса трудовой силы между селом и городом. В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города. После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт.
Одновременно с трудом, но нарождался класс свободных людей, обладавших и природной сметкой и опытом сельской жизни.
На первых порах данная категория населения тоже растерялась. Одно дело когда злободневные вопросы гарантированно решались помещиками и крестьянин знал, что он находится как бы под опекой барина -имели место явления иждивенческого характера, другое дело когда опеки не стало. Крестьянину приходилось искать возможность заработать средства не только для содержания своей семьи и выплаты государственных податей, но и вносить выкупные платежи за землю, полученную от помещика, и пока еще не в собственность. У государственных крестьян картина была несколько иной, но искать деньги для выкупных платежей в казну также оказывалось обременительной заботой. Так волею обстоятельств, вступая в отношения друг с другом, бывший правящий слой и вчерашние крепостные искали пути сближения. Появилась потребность в законодательной регламентации трудовых отношений сельскохозяйственных рабочих. В России начал развиваться капитализм. Пошло бурное развитие промышленности, мануфактур, сферы услуг.
Получило новый толчок такое явление в экономике как отходничество. Добавками к земледельческому хозяйству по месту жительства в наших краях являлись в основном кустарные и земледельческие промыслы в своем регионе. Местные промыслы и работы внутри уезда были наименее оплачиваемыми, но являлись самыми распространенными видами отходничества. Белорусские губернии, а также Смоленская имели наименьшие от среднего уровня показатели обеспеченности землей. Тут приходилось на душу в среднем четыре десятины. Урожайность зерновых составляла примерно сам три или сам четыре. Местами отходничеств по большей части являлись Москва, Петербург, уходили люди на строительство железных или шоссейных дорог. В общем далеко от дома земляки старались не уходить.
Автор данных строк не нашел внятного объяснения причинам указанного явления. Во всех статистических справочниках и исследованиях приводятся другие, в том числе и хлебопроизводящие губернии за исключением Смоленской и Белорусских. Но кто-то ведь основал Смоленскую волость район в Алтайском крае? Почему именно там оказалась икона Смоленской Божьей матери Одигитрии? И вообще, как мужики в лаптях и при помощи тачек смогли построить почти десять тысяч километров Транссиба. Впрочем, данная тема к сельским рабочим отношения не имеет. Везде, где хозяйство русского крестьянина не давало необходимых средств к существованию и уплаты податей, способом пополнения данного недостатка являлись промыслы. Промыслы бывали местными, когда крестьяне находили заработок по месту своего жительства, и отходническими, когда ему приходилось искать его вдали от дома.
Местные промыслы условно можно подразделить на: 1 сельскохозяйственные или близкие к сельскому хозяйству, когда крестьяне нанимались на сельхозработы к близко живущим помещикам, или брали в аренду земли для обработки. Кроме того могли подряжаться для выгонки смолы, дегтя, рубки и возки дров, рыбной ловлей, охоты и т. Местные промыслы были распространены повсеместно на всей территории европейской России. Долгая и суровая зима давала мужику время для занятий местными промыслами. Крестьянам было удобно не покидая родных мест и сохраняя связь с семьей и хозяйством или же покидая свои усадьбы на непродолжительное время иметь некоторый источник доходов. В совершенно в иные условия поставлены отходнические промыслы крестьян. В «отход» уходили люди преимущественно лишние, которым дома ввиду разных обстоятельств не находилось место в период когда все селяне заняты на весенне-летне-осенних работах. На зиму, когда земледельцу вообще нечего делать в доме, эта категория крестьян возвращалась домой.
В течение нескольких месяцев люди проживали в чужом краю, в далеких от привычной среды условиях, общались с чуждыми их интересам людьми. Значение крестьян-отходников для государства было огромно. Таким своеобразным путем перетекала рабочая сила, так необходимая при зарождении капиталистических отношений в места, где впоследствии будут построены заводы, фабрики и данная категория населения переместится в города образуя рабочий класс капиталистической России. С постепенным увеличение городов росло и число крестьян уходивших на промыслы в эти города. Люди овладевали заводскими профессиями и вскоре становились горожанами. Очень часто крестьяне отправлялись наугад. Не будучи осведомленными о видах работ которыми им придется заниматься, шли имея лишь направление движения. Первое, с чем сталкивались мужики отправляясь в другие регионы империи это необходимость иметь паспорта.
Данная процедура не являлась затруднительной. Имелся лишь ряд ограничений, согласно которым паспорта не могли выдаваться, а выданные документы изымались. По месту жительства крестьяне не наделялись паспортами в обязательном порядке. Их должны были иметь лишь лица покидающие места своего проживания. Согласно Положению о видах на жительство от 3-го июня 1894 года все паспорта за исключением заграничных носили общее название «видов на жительство». Обязанностью получения вида на жительства обуславливалось оставление места постоянного проживания. Вид на жительство имел двоякое значение: 1 Удостоверение личности. Для работы в пределах своего уезда или вне его, при выезде на расстояние не свыше 50-и верст и на срок до 6-и месяцев, при необходимости могущем быть продленном, вида на жительства не требовалось.
Видами на жительство для крестьян являлись срочные паспортные книжки выдаваемые на 5 лет и годовые паспорта. Государственным Советом 7 апреля 1897 года паспорта выдаваемые сроком на 3 и 6 месяцев отменены. Сельским обывателям паспортные книжки выдавались волостными старшинами. По приговорам сельских обществ в предусмотренных законом случаях виды на жительство у крестьянина могли быть изъяты. Для волостных писарей, выдача паспортов - золотая пора. На отходнические промыслы направлялось очень много молодежи. Молодость — время, когда хочется рисковать, повидать новые места, одним словом хочется приключений. Выдавая паспорт подростку с припиской в годах, чтобы последнему не иметь дискриминации при найме на работу, писарь имел свой предпринимательский процент.
Если молодые люди не обладали догадливостью, то «штабной» работник не останавливался и перед вымогательством. Таким образом он всегда имел свои двадцать копеек с паспорта. А все дело в том, что работодатели разделяли рабочих на три группы. Полными рабочими считались взрослые мужчины, способные ко всем сельскохозяйственным работам. Вторую группу составляли так называемые полурабочие, к которым относились все женщины и мужчина в возрасте до 20 лет или старше, но слабосильные. Полурабочие мужского пола подразделялись еще на две категории: 1 от 12,13 до 15 и 16 лет — собственно основные полурабочие; 2 лет полурабочие большей силы, на экономическом языке нанимателей — «три четверти» рабочего, - это работники в возрасте от 16 до 20 лет, способные выполнять все работы полного рабочего за исключением косьбы. К полурабочим относились и работники пожилого возраста — от 55 до 65 лет, служившие в качестве сторожей. Третью группу работников составляли полурабочие малой помощи, то есть дети не моложе 8 лет и не старше 14 лет.
Работники данной группы исполняли обязанности свинарей, телятников, погонщиков у плугов, занятых на прополке. Каждая категория получала за свой труд разное вознаграждение. Вот почему так щепетильны были крестьяне при получении паспортов. Изыскание денег на дорогу. К весне материальная нужда в деревнях достигала крайних размеров. Но чтобы двигаться в путь нужен запас одежды, продовольствия и наличные деньги. Ничего этого, как правило, у крестьянина-пилигрима не было. В путь брали толокно толченый овес который в дороге распаривали в горячей воде.
Может прихватывали немного картофеля или репы. Большой редкостью путника являлся некоторый запас соленого сала. Выпадала иногда удача, когда находился оборотистый извозчик, набиравший себе пассажиров. По приезде к месту работ, из сумм задатков он покрывал все расходы по перевозке людей и зарабатывал на прогоне пути. Что касалось средств на дорогу, то без денег обходились две категории работников. Первые — те кому деньги высылали работодатели в виде авансов. Вторые — добирались до намеченной точки прося подаяния — с Христовым именем. Те, кто не мог отправиться в путь с протянутой рукой или не умея в дороге украсть добывали деньги путем продажи живности: овцы, теленка, последнего хлеба, а то и последних пожитков.
Имевшие надельную землю отдавали ее в аренду. Но вот крестьянин не находил денег. Отхожий рабочий занимал у богатого крестьянина, скажем 10 рублей, отдавал в залог десятину земли под посев озимого хлеба, с условием, что если через месяц не вышлет вместо 10 рублей -12 рублей, то к посеву должен выкупить свою землю за 15 рублей. Вот откуда появлялись "кулаки", иногда, кажется, называемые, большими тружениками. Это разорение. Богатенький мужичок раздавший, к примеру 200 рублей, в любом случае получал барыш рублей сто. Кроме того сдавал в аренду взятые в залог земли. Жестока жизнь в отношении слабых.
Небогат у мужика выбор найти денег. Был еще один кабальный путь. Крестьяне собирали зипуны, шубы, холсты и отправлялись к кому?... К тому самому мужичку — ростовщику. Мироед со знанием дела осматривает рухлядь и ставил условие: за каждые 10 рублей наличными выкупающий должен будет уплатить по 15 рублей. Это к примеру. Другие облагодетельствовали мужика не беря ничего в залог, но члены семьи заемщика должны скосить и связать, соответствующей сумме долга, озимый или яровой клин. Если мужику не улыбнулось счастье в чужой стороне и он приходил домой с пустыми руками, то вынужден был продать корову или овец, в противном случае семья оставалась без теплой одежды.
Последним способом добывания денег являлся заем у священников, помещиков и местных кулаков. Деньги брались естественно под неслабые, этак процентов под сто двадцать годовых. Способы передвижений крестьян. Расстояния на которые отправлялись пилигримы, даже с нынешних позиций скоростного века, не были маленькими. Нередко уходили за сотни верст туда, где предполагались сезонные или же постоянные работы. Ввиду беспросветной бедности собравшись в группы большей частью шли пешком. Шли с котомками на плечах где размещался походный скарб и необходимая провизия. Косари несли с собою косы.
Иногда скооперировавшись нанимали подводы, но в телеги укладывались только котомки и продовольствие, сами же крестьяне шли пешком. Владельцы подвод не разрешали никому садиться на телеги и тем самым обременять лошадь. Подводчик брал с мужиков по одному рублю и больше с человека, зато он сам ее содержал. По прибытии к месту работ лошадь продавалась, а мужик-владелец присоединялся к артели. Дополнительные муки доставляли местные власти по пути следования. Это те же крестьяне — деревенские власти, полиция, которые гнали их с улиц и площадей. В начале XX века, когда уже получило развитие железнодорожное и водное сообщение, данный вид транспорта не привлекал наших путников. Бесплатно, ни железные дороги ни водники пассажиров не возили.
Денег путники не имели, поскольку целью их дальних путешествий являлось как раз заработать денег. Впрочем, будет нечестно сказать, что пути сообщения совсем игнорировались крестьянами. Прогресс проник и в эту отрасль транспорта. Вместо чумацких «шляхов» многочисленные партии мужиков шествовали вдоль железнодорожного полотна и берегов судоходных рек, спокойно наблюдая как мимо них проносились быстроходные поезда или плавно проходили пароходы. Это все было не про них. Затем на продовольственных и санитарных пунктах вблизи мест работ на вопросы о способе передвижения отвечали, что прибыли по железной дороге. После детального расспроса выяснялось, что действительно прибыли по железной дороге, но только по железнодорожному полотну. Можно себе представить в каком состоянии прибывали люди в те места где находились места производства работ.
Еще один аспект перемещения отходников на дальние расстояния, это вопрос отношения работников железных дорог и пароходств к живому грузу, если мужики предпочли все же ехать, а не идти пешком.. Бесцеремонность с какой обращались к существам в лохмотьях оставивших родные «пепелища» ставила даже последних в тупик. Попадали несчастные в товарные вагоны лишенные каких либо приспособлений для перевозки людей. Всякий раз проезжая железной дорогой на поезде из Москвы до Сургута пытаюсь представить процесс перевозки крестьян посредством «чугунки» на более близкие расстояния в пределах Центрального федерального округа, например. В те времена так далеко, как нынешние «вахтовики» отходники не ездили. По наблюдениям автора, в настоящее время наиболее квалифицированные рабочие при перемещении из европейской части в Сибирь и обратно используют купейные вагоны. Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное. Правда, были и другие времена, например, 60-е годы.
Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался. Обращаясь к прошлому — менее сотни лет тому назад, очевидцы отмечали, что не только полки, но занять место на полу являлось большим счастьем. Другая картина. Тоскливо мерцает вагонный фонарь. Двери задвинуты наглухо.