Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чём мечтают. При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чём мечтают. После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат.
ОТХО́ДНИЧЕСТВО
Причина этого мне видится в «удаленности от государства» людей с таким об-разом жизни [31]. Ни местная муниципальная власть, ни тем более государственная, не «видят» этих людей ни в качестве трудовых ресурсов, ни в качестве объекта для попечения, достойного общественных льгот. Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Пло-ды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены.
Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены». Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из по-литической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процес-се» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты.
Много важнее для власти — а особенно для муниципальной — те, кто желает «получать зарпла-ту» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления. От них, бюд-жетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание. Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной админи-страцией для обустройства вверенной территории.
Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, гово-рят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику райо-на, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации?
Тем более что основная трата привезенных отходником денег происходит не в районе, не в своем городе, а опять же в крупных городах — и строительные материалы, и машины он покупает не в своем городе, детей он тоже здесь не учит, и жена в отпуске тратит деньги не здесь. Вот и имеем мы парадокс «невидимости» огромного, хотя и существующего рядом с нами феномена современного отходничества. Но существование отход-ничества как факта социальной жизни страны заставляет обсуждать не только экономические, но и социальные, и политические последствия, могущие или уже проистекающие из него. В чем могут выражаться эти последствия?
По сути на-блюдаемая сейчас повсеместно ситуация сегрегационного взаимодействия орга-нов местной власти с разными группами местного населения приводит к наруше-нию системы взаимосвязей между институтом муниципальной власти и местным обществом. Местная власть ориентируется не на активную часть общества, а на «рентные» группы населения, бюджетников и пенсионеров, которые, с одной стороны, целиком зависят от распределяемых государством ресурсов, но с дру-гой — активно участвуют в электоральном процессе. Группы же активного на-селения — прежде всего и преимущественно активное самодеятельное население, предприниматели и отходники, — выпадают из поля зрения органов местного самоуправления. Такой глубокий институциональный дефицит детерминирует пе-рекос всей системы управления на местном уровне, оно перестает быть эффектив-ным.
Нарушение взаимодействия власти с наиболее активной и самостоятельной частью местного общества закрывает возможности вывода местного публичного управления на тот более высокий уровень, который характеризуется, по общему мнению, таким важнейшим признаком, как включенность в систему институтов гражданского общества. Участие же «рентного» населения никогда не обеспечит развития гражданского общества. Более того, рентополучатели заинтересованы исключительно в распределительных, раздаточных отношениях, а не в отноше-ниях партнерства, безусловно необходимых для выстраивания гражданских инстатутов. Итак, не замечая и старательно избегая тех, кто только и может высту-пить союзником власти в создании новой политической реальности с развитыми элементами гражданского общества, власть разрушает фундамент общественной стабильности.
Первые результаты этого разрушения мы видим в разных формах отчуждения и пренебрежения властью со стороны активной части нашего обще-ства, все явственнее демонстрируемые. Если же говорить о возможных социальных последствиях деления местного общества на активную и пассивную части, то здесь видятся следующие риски. Российское местное провинциальное общество в высокой степени солидар-но, имеет значительный потенциал самоорганизации. Большая доля активных самодеятельных людей в нем сама по себе является важным условием стабиль-ности и солидарности.
Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагопри-ятны. Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти. Раз-рушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, та-ким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества.
Благодарности Наши эмпирические исследования современного отходничества финансирова-лись из трех источников. Анализ нарушений в си-стеме взаимосвязей институтов местного общества и власти». Значительную работу по сбору полевого материала в 2009—2012 годах осуще-ствила под моим руководством группа молодых исследователей — Я. Заусаева, Н.
Жидкевич и А. Помимо этих основных исследователей в работе по сбору материалов эпизодически принимали участие еще 14 человек, аспиранты и студенты факультета государственного и муниципального управле-ния НИУ ВШЭ. Я с большим удовольствием выражаю благодарность всем участ-никам исследования. Нередко используются термины, сложившиеся в публичной среде.
Таковы, например, «гастарбайтеры», «челноки», «шабашники», «вербованные», «вахтовики», «бичи» и, наконец, «отходники». Устанавливаемые самими социологами термины корявее, беднее по содержанию «маятниковые мигранты», например. Интересные замечания относительно формирования в СССР и современной России некоторых видов экономической активности, связанных с трудовой миграцией, приведены в статье: Шварцбурд Ц. Достаточно концептуальные описания трансграничной миграции и отходничества как отдельного вида трудовой миграции приведены, например, в работе: Дятлов В.
Более того, в Костромской области мы обнаружили, что эти люди не только знают исходное значение термина «отходничество» — в отличие от большинства социологов и экономистов, — но и помнят, что отходниками были их деды и прадеды. История одного города. Оправдательные документы. Да и по природе своей эти ныне трансграничные, а по сути внутристрановые трудовые миграции родственны.
Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. XVIII в. В 1-й половине XIX в. Однако такие оценки даже для начала XIX века занижены.
Отход крестьянства Костромской губернии на заработки. Кострома: Издание Костромского губстатотдела, 1927. Замосковский край в XVII веке. Отхожие промыслы Чухломского уезда.
Чухлома, 1926. История русского народного хозяйства. Ростовский уезд Краткий краеведческий очерк. Ростов-Ярославский, 1926.
Питерщики-галичане Этнографический очерк. Галич, 1928. В 2-х томах. Том 1.
Глава VII. Главные социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства: генезис личности и индивидуализма. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 г. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 в клубе Bilingua.
URL: www. Кострома: Губернская типография, 1913 , ежегодно получало едва ли не на полпорядка-порядок большее число людей. Ледина Кологривского уезда ныне Мантуровский район Костромской области , озаглавленную «Воспоминания Волокоскина» и хранящуюся у директора местного краеведческого музея С. Топорова, который любезно передал мне копию ее; автор описывает работу и быт отходников в конце XIX века; как он еще мальчиком отправлялся зимой вместе с отцом и братом в отход по дальним деревням шить шубы.
Кострома, 1914. Альтернативы жилищной стратегии России.
Но у отходничества, к сожалению, большие перспективы. Ухудшение экономической конъюнктуры увеличивает это явление: люди уходят в тень, убегают от государства. У нас по-другому: либо мы живем автономно от государства, любо пытаемся вредить ему по мере возможности», — говорит Гонтмахер. Поколение детей будет воспроизводить модель поведения отцов: дети бюджетников захотят получать деньги в бюджетном секторе, а дети отходников, скорее всего, пойдут за своими отцами, считает Плюснин. При этом отходничество — это износ человеческого капитала, который еще остался в России. Это его самая варварская эксплуатация. Они живут потенциально относительно меньше, чем средний гражданин», — подчеркивает Гонтмахер. Как экономическая, так и социальная политика способствуют отходничеству в стране, считает Гонтмахер.
Люди не будут обращаться к ней и не станут в ней нуждаться. Они будут знать, что не способны заработать стажа, баллов. Мы идем к царским временам, когда пенсионная система была достоянием военных, ограниченного круга квалифицированных рабочих, привилегией очень небольшого круга людей. И отходничество, тем самым, только сильнее закрепляется в обществе», — резюмирует Гонтмахер. В целом же существование отходничества говорит об ущербности нашей экономической политики. Нормальная страна — это страна, где точки роста есть почти везде, говорят эксперты. Концентрация деловой активности в Москве, Санкт-Петербурге и в городах с миллионным населением приводит к потере населения на огромных территориях.
На жалобы власти особо не реагируют: поймали кого-то из китайцев, остальные люди убежали в лес и переждали.
Местных не ловят — они либо заранее знают о проверке, либо находятся в труднодоступных местах. Да и чтобы поймать, нужно доказать, что ты сам это золото добыл, а доказать это невозможно. Поэтому, если поймали с золотом, нужно просто говорить, что ты его нашел. Так что там Эльдорадо: под каждым кустом жители находят слитки золота и песок, всем «страшно везет». Рабочий класс Ольга Пинчук: Мое исследование тоже не было индивидуальным, проект «Этнография рабочего места» был посвящен промышленным рабочим в России. Мы решили использовать метод включенного наблюдения. Я устроилась работать на одну кондитерскую фабрику в Московской области, где проработала год — сначала упаковщицей, потом оператором упаковки. На производстве всегда действует гендерное разделение труда: огромные тяжелые ящики с места на места таскают мужчины.
У женщин работа значительно легче, хоть и тоже физически непростая. Поэтому оператор упаковки — это женская профессия, а оператор процесса — мужская, и по-другому Я бы не сказала, что на фабрике работают женщины с какими-то определенными характеристиками. Да, чаще всего у них нет высшего образования. Да, чаще всего у них есть дети, причем ранние, и, по объяснениям женщин, это помешало им пойти учиться. Большая часть моих коллег на фабрике — среднего возраста, их юность пришлась на 1990-е годы, и они не имели финансовой возможности получить высшее образование. На вопрос, как они попали на фабрику, чаще всего отвечают: «Так жизнь сложилась». До исследования у меня было много стереотипов о рабочих. Один из главных — алкоголь.
Часто считают, что рабочие много пьют и выпивка у них — элемент повседневности даже на фабрике. У меня тоже на подкорке было представление, что придется квасить, чтобы вписаться в обстановку. Мой первый рабочий день был сложным и непривычным, и я так сильно устала умственно и физически, что села в машину с одним желанием — выпить. Я написала своему коллеге, который тоже принимал участие в проекте, спросила, не хочет ли он выпить со мной. Он ответил, мол, добро пожаловать. Так что выпить мне не удалось. Мои коллеги в женской бригаде не пили: это сложно при таком жестком графике, когда работаешь то днем, то ночью. Они негативно отзывались о тех, кто употреблял алкоголь.
Никто никогда не приходил пьяный или с похмелья, и вообще я за год мало встречала выпивающих. На фабрике я увидела много тяжелой физической работы, но не было чего-то отличительного, за что я могла бы ухватиться, чтобы сказать, что все рабочие такие-то. Уже год, как я уволилась оттуда, но до сих пор я не могу сделать подобного обобщения. Меня сильно смущают заголовки в наших СМИ, где встречаются формулировки вроде «современный российский рабочий», потому что на самом деле мы не можем объединить этих людей в общую группу с определенными характеристиками.
Уехать из своего места жительства человек мог, получив паспорт. Об истории паспортов в России я расскажу позже. Здесь же отмечу, что по Уставу о паспортах 1895 г. Проследить по документам направления миграции достаточно сложно. Так, в исповедных ведомостях отсутствие мужчин могло и не фиксироваться, да и сам факт такой записи не позволяет установить, где именно работал человек. Наиболее подробные сведения в этом отношении дают материалы переписи 1897 г. Там может быть указано, что кто-то из членов семьи — горничная в Санкт-Петербурге или работает в трактире в Москве. Что касается поиска по документам того места, где работали крестьяне, то здесь тоже возможны какие-то поиски, хотя результат их весьма ограничен. Прежде всего, если переезжала вся семья, исследование может вестись по метрическим книгам. Поиск по местам работы обычно не даёт результатов. Однако в нашей практике был случай, когда удалось выявить личное дело дворника на железной дороге. Таким образом, отходничество было широко распространено в сельской местности. Определить, чем занимались ваши предки, поможет исследование архивных документов и краеведческой литературы. Термин «отходники» появился задолго до того как данное массовое явление стало обычным на просторах Российской империи. Временная, чаще всего сезонная работа предоставляла крестьянам редкую возможность поправить свое финансовое положение и добиться большего для себя и своей семьи. Определение По сравнению с обычными крестьянами, жившими со своего земельного участка, отходниками называли лиц, занимавшихся ремесленным трудом или продававшими свою рабочую силу на стороне. Это отдельная социальная прослойка, возникшая уже в середине XVII века, быстро нарастила число своих членов, и к первой половине XIX века данное явление приобрело массовый характер. Крестьяне-отходники - это люди, которые уходили из деревень и сел и направлялись в города, где только начала развиваться промышленность и была возможность заработка в различных сферах экономики. Кто такие отходники? Первые отходники - это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Неизвестные мастера-ремесленники шли в города вместе со своим незатейливым инструментом и создавали в старинных городах замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества. Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов. Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи - Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала - промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами - паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники - это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник - это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши - керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью.
Значение слова "отходник"
Конечно, они по-прежнему стремятся в хорошо оплачиваемые сферы — строительство или лесозаготовки. Но в основном люди из провинции работают в Москве и С. Самая распространенная работа среди мужчин-вахтовиков - в охранных компаниях. Вахтовики используются во всем мире, в Европе — на международных рейсах водителями, в США и Канаде — на рыболовецких судах, в Южной Корее - на полевых работах, пусть с изнуряющими условиями, но приличной зарплатой. Психологи утверждают, что работа вахтами — это образ жизни. В самом деле, она сопряжена с нервным напряжением — рабочий день по 12 часов, без выходных и праздников, физическое переутомление нарастает. К тому же зачастую условия проживания не комфортны - в вагончиках, питание не всегда достойно организовано. К тому же многих тяготит отсутствие личного пространства, которое, как правило, ограничено койкой. А самое главное, по возвращении после вахты домой возникает проблема адаптации — мужчине нужно решать хозяйственные проблемы, посвящать особенное внимание семье. Часто мужья считают, что приехали отдохнуть после тяжелого труда, а жены — наоборот, требуют особой заботы, недостающей им во время вахты, и помощи в домашних делах.
Зачастую такие отношения стали называть гостевым браком. Иногда они приобретают и более драматические формы, когда вахтовик заводит еще и связи по месту работы.
Нищенство среди отходников довольно часто. Гонимые нуждой на дальние заработки, они принуждены бывают иногда харчиться на обратном пути «Христовым именем». Такие явления, по свидетельствам исследователей, далеко не чужды и городским, и иным видам отхожих промыслов. Условия труда[ править править код ] Отход развивает и болезненность населения.
Условия питания, жилища, одежды отхожих во время пути крайне неблагоприятны. Отсутствие или скудость помещений для рабочих, недостаточное питание и усиленные размеры рабочего дня в Херсонской губернии — 12,5-15 ч. Поэтому некоторые эпидемические болезни особенно — органов пищеварения , малярия , заразные формы сифилиса , болезни органов обоняния, дыхания, зрения особенно при молотьбе и туберкулёз , дают среди пришлых рабочих повышенный процент заболеваний, сравнительно с местными. Известна только одна попытка несколько облегчить эту суровую обстановку земледельческого отхода. Херсонское губернское земство учреждает с 1893 года каждое лето в разных местностях губернии «лечебно-продовольственные пункты» в 1895 году — 17 в специальных помещениях или наёмных квартирах; руководителями дела являются участковые и санитарные врачи, в помощь которым приглашаются студенты-медики старших курсов и фельдшерицы. Назначение «пунктов» — быть дешёвыми столовыми и бесплатными амбулаториями.
Обеды даются платные и бесплатные. За борщ с мясом или салом, кашу и 1 фунт чёрного хлеба взимается 6 коп. При регистрации рабочих всем, у кого замечались какие-либо болезненные явления, рекомендовалось посетить амбулаторию. Производились и поголовные медицинские осмотры, имевшие особую важность в отношении глазных заболеваний, особенно при трахоме. Всего за 3 года было выдано обедов почти 149 тыс. Вся организация стоила земству за три года около 14 тыс.
Херсонской губ. Современное отходничество[ править править код ] В поздний советский [4] и постсоветский период исследователи стали фиксировать процессы внутренней трудовой миграции, сходные с дореволюционными и раннесоветскими. Эту новую форму трудовой миграции называют современным отходничеством. Феномен современного отходничества подробно описан исследовательским коллективом под руководством социолога Юрия Плюснина при поддержке фонда «Хамовники» [5]. Современный отходник ищет работу вне места постоянного проживания, работает длительное время для обеспечения высокого уровня жизни семьи и, как правило, не намерен переезжать ближе к месту работы. В отличие от маятниковой миграции отходничество предполагает длительный срок отсутствия дома, а в отличие от трансграничной трудовой миграции — регулярное возвращение домой для отдыха и ведения домашнего хозяйства [5].
Широкое распространение практик отходничества исследователи связывают с реакцией населения на экономические проблемы и падение уровня жизни [6]. Отходничество стало одной из новых экономических стратегий, принятых населением, наряду с « челночничеством », возвращением к натуральному хозяйству и пр. Отходничество практически отсутствовало с 1930-х и до 1960-х годов, в 1960-х оно стало возрождаться, но до распада СССР оставалось несопоставимым по масштабам с отходничеством историческим По оценкам исследователей НИУ ВШЭ и фонда «Хамовники» учредитель Александр Клячин , в современной России «не менее 10-15 млн… семей живут за счёт отходничества одного или обоих взрослых членов» [5] В особенности отходничество характерно для жителей небольших городов, сел и деревень, в которых после распада СССР возникла острая нехватка рабочих мест и резкое падение уровня заработной платы. Основными центрами притяжения отходников являются крупные города Москва, Санкт-Петербург , нефтяные и газовые месторождения, а также крупные стройки олимпийские объекты в Сочи, космодром «Восточный» , Крымский мост и т.
Ведь в 1930-е годы отход был заменен на оргнаборы: выходцы из деревень и малых городов уезжали на стройки века и назад не возвращались, да и ехали не вполне добровольно. Так что с отходничеством было покончено. Как оказалось, ненадолго. Архаическая модель жизнеобеспечения восстановила свои права, как только вернулась нехватка ресурсов. С той лишь разницей, что прежде нехватка ресурсов сводилась к малоземелью и низкому плодородию почв, а теперь — к отсутствию или низкому качеству рабочих мест на местном рынке труда. Таким образом, отходничество носит, как и прежде, вынужденный характер. Однако, как и прежде, эта вынужденность весьма относительная: «Мотивация отходника обусловлена не только нуждой, он движим стремлением улучшить жизнь своих близких, желает, чтобы его семья жила в достатке» с. Достаток понимается как стандартный набор вещей, которыми надо окружить близких во что бы то ни стало. Плюс, конечно, оплата образования детей. Вызывает уважение такая самоотреченность, но, видя этих людей в деле, не могу отделаться от мысли, что они не работают, а «ишачат». Видимо, воедино слились рассказы шофера Гарика и торчащие из каждой сувенирной лавки Еревана ослиные уши. В 1990-е годы отходничество, начавшееся с окраин бывших союзных республик, охватило малые города европейской части России. В 2000-е произошли два сдвига — отходничество сместилось, во-первых, на восток страны и, во-вторых, из малых городов в деревни. Причины, по которым малые города передали эстафету деревням, понятны. Не имея подсобного хозяйства и потеряв предприятия, жители малых городов первыми почувствовали, что вопрос «быть или не быть? Понятливые и энергичные пошли в отход. Деревни пытались пережить смутные времена, кормясь с земли. В 2000-е годы предприятия в городах постепенно восстановились, стал разрастаться бюджетный сектор. Для части горожан отход перестал быть необходимостью. На их место пришли деревенские жители. Женщины пошли в торговлю, в общепит, в услужение няни, домработницы , а мужчины занялись строительными работами, стали охранниками, водителями и проч. Почти всегда отходники находят работу благодаря друзьям и родственникам. Сформировалась своеобразная региональная «специализация» отходников: выходцы из южных областей России пошли в охранники оказывается, «всю Москву охраняет Мордовия» — с. Плотницкому мастерству северяне учились не в профессиональных заведениях, а дома, у своих отцов. Что, кстати, является еще одной формой автономии от государства: в тяжелый период люди мобилизовали умения, не связанные с государственной системой профподготовки. И неуплата налогов представляется в этом смысле «симметричным ответом» государству. Сколько в России отходников?
Кто такие отходники? Первые отходники — это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Неизвестные мастера-ремесленники шли в города вместе со своим незатейливым инструментом и создавали в старинных городах замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества. Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов. Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи — Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом подушной податью. Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах. Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким.
Словарь Ожегова
- Навигация по записям
- Термин "отходники" что значит?
- Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян
- Кто такие шабашники и откуда они пришли?
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
Термин «отходники» появился задолго до того как данное массовое явление стало обычным на просторах Российской империи. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. рег. тот, кто занимается ассенизацией — системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). ОТХОДНИК, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. это специфическая фигура в истории, которая часто играет важную роль в политических и социальных процессах. Отходники — сезонные работники (преимущественно крестьяне), приходившие на заработки в Санкт-Петербург, из-за чего в народе назывались «питерщиками».
Значение слова "отходник"
Деревни пытались пережить смутные времена, кормясь с земли. В 2000-е годы предприятия в городах постепенно восстановились, стал разрастаться бюджетный сектор. Для части горожан отход перестал быть необходимостью. На их место пришли деревенские жители. Женщины пошли в торговлю, в общепит, в услужение няни, домработницы , а мужчины занялись строительными работами, стали охранниками, водителями и проч. Почти всегда отходники находят работу благодаря друзьям и родственникам. Сформировалась своеобразная региональная «специализация» отходников: выходцы из южных областей России пошли в охранники оказывается, «всю Москву охраняет Мордовия» — с. Плотницкому мастерству северяне учились не в профессиональных заведениях, а дома, у своих отцов. Что, кстати, является еще одной формой автономии от государства: в тяжелый период люди мобилизовали умения, не связанные с государственной системой профподготовки.
И неуплата налогов представляется в этом смысле «симметричным ответом» государству. Сколько в России отходников? Никто точно не знает. Чтобы узнать, социологи в течение двух лет при поддержке фонда «Хамовники» собирали данные в 33 населенных пунктах 16 регионов страны. Напрашивается шутка про социологов в отходе. Такую оценку авторы книги проверяют шестью разными способами, включая опросы классных руководителей, которые все знают про родителей подопечных, и поквартирные опросы жителей улиц, пересекающих города из конца в конец. Пришлось быть изобретательными, идти на «методические ухищрения», поскольку статистика отходников не фиксирует, причисляя многих из них к безработным. Конечно, в царской России и молодом советском государстве было проще — отходников можно было посчитать по числу выдаваемых паспортов.
А теперь, когда все с паспортами, как разобраться? Можно, конечно, ради чистоты статистики отнять у крестьян паспорта, но до такой категоричности власти пока не дошли. Был, правда, советский опыт ведения похозяйственных книг как документов первичного административного учета населения. Но в начале 1990-х годов в порыве реформаторского рвения их отменили хотя большинство местных органов власти по инерции продолжали их заполнять. В 2011 г. Если в советское время эти книги содержали в числе прочего сведения о месте работы и временном отсутствии членов домохозяйств, то теперь стали фокусироваться на ведении личных подсобных хозяйств ЛПХ. Остальные данные как «лишние» были изъяты из обязательного порядка Минюстом. Сейчас все сведения, не касающиеся напрямую размера ЛПХ, собираются местными органами власти исключительно «факультативно».
Словом, если и есть хоть какая-то статистика, на которую можно опереться при определении масштабов отходничества, то это результат собственной инициативы местных властей, действующих в рамках отчетности перед Минсельхозом, а не Росстатом. Складывается ощущение, что государство не хочет знать про этих людей.
Имущественное положение крестьян практически не менялось. По-прежнему доминирующей группой оставалось крестьянство среднего достатка. Советское время Во время революций начала XX века и Гражданской войны наблюдался распад связей в хозяйственной сфере. Возникший продовольственный кризис побуждал ушедших крестьян возвращаться и заниматься сельским хозяйством. В указанный период отходы практически прекратились.
Крестьянская миграция вновь началась с приходом НЭПа. Число отходников века XX растет, но дореволюционного уровня не достигает. Возрождению трудовой миграции в советский период способствует земельное законодательство СССР, предоставлявшее крестьянам расширенные земельные права. Ушедший крестьянин сохранял за собой право на землю на протяжении двух лет. Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли. Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной.
Излюбленными районами отходников были Центральнопромышленный, Центральночерноземный, Средневолжский и Ленинградско-Карельский. По причине отходничества уровень городской безработицы возрос. Высокий поток трудовой силы превышал потребности еще не до конца восстановленной промышленности. Правительство разрабатывало программы по расселению крестьян на незанятых землях.
Отходники нередко выпадают из государственных социальных программ и не пользуются, в силу занятости не по месту регистрации, обязательным комплексом государственных услуг, предоставляемых всем гражданам. Они также не пользуются услугами государственного бесплатного здравоохранения и практически исключены из системы соцобеспечения. Вместо врачей они прибегают к услугам аптекарей, знахарей и занимаются самолечением», — отмечает Плюснин. По его словам, отходники «формируют мощную социальную группу, которая не зависит от государства и выплачиваемых им пенсий и пособий».
Отходники мало или совсем не участвуют в местной общественно-политической жизни. Поэтому и массовая неуплата налогов может представляться вполне логичным следствием того, что эти люди пребывают как бы «вне государства». Неуправляемый тренд «Пока у нас нет реальной политики, отходники не станут политической силой. Эта группа деидеологизирована, — рассуждает Кордонский. Если государство начнет давить на отходников и будет недоговороспособным, отходники будут откупаться или отстреливаться, предупреждает Кордонский. Но у отходничества, к сожалению, большие перспективы. Ухудшение экономической конъюнктуры увеличивает это явление: люди уходят в тень, убегают от государства. У нас по-другому: либо мы живем автономно от государства, любо пытаемся вредить ему по мере возможности», — говорит Гонтмахер.
Поколение детей будет воспроизводить модель поведения отцов: дети бюджетников захотят получать деньги в бюджетном секторе, а дети отходников, скорее всего, пойдут за своими отцами, считает Плюснин. При этом отходничество — это износ человеческого капитала, который еще остался в России. Это его самая варварская эксплуатация.
Поступали также предложения использовать артельщиков как железнодорожных или пароходных рабочих и за счет возложения на них дополнительных обязанностей кроме пассажирских, удешевлять проезд. Форма трудовых договоров и цена выполняемых работ. С первых же дней освобождения от крепостной зависимости со стороны помещиков начали поступать жалобы на неисправное исполнение трудовых договоров крестьянами- подрядчиками. Характерными жалобами являлись, например, такие как уход с рабочих объектов до окончания выполнения работ. Как правило, это случалось в страдную пору, когда мужику необходимо было находиться при своем дворе и выполнять неотложные работы по хозяйству.
Часты жалобы на пьянство, нечестность. Документ предусмотрел два вида договоров о найме на работы: в письменной и устной формах. При этом лишь типовые формы письменных договоров подробно регламентировали условия и порядок работы. Форма договора оставалась на усмотрение сторон. Никто не вправе был ничего навязывать друг другу. Во времена советской власти господствовала точка зрения, что труженик-крестьянин в царской России всегда являлся жертвой произвола нанимателя. Между тем это было далеко не так. Иногда жертвой мог стать и наниматель.
Глава IV «О найме по договорным листам», заключавшая в себе ст. К слову, договоры в письменной форме ввиду их громоздкости, практически не заключались. Не только записанные в самый договорный лист условия должны были ст. Данная процедура отнимала очень много времени, особенно когда шел массовый наем рабочих. В источниках тех времен отмечалось, что «пришлые рабочие не охотно нанимаются по письменным условиям и только в сравнительно редких случаях соглашаются на заключение формальных договоров, которые все-таки толкуют по своему, наученные горьким опытом, как обходит свой же волостной юрист, а хозяин притесняет штрафами и неустойками; при возможности избежать заключения формальных договоров рабочие всегда их избегают. Приходилось наблюдать, что даже грамотные рабочие отказывались — за неграмотности — подписывать условия, смысл которых все-таки темен для них». В силу названных причин большинство договоров заключалось в устной форме. Этим самым стороны лишались использовать в споре письменные доказательства.
Для рассмотрения споров в суде приходилось отвлекать работников с полей с целью получить необходимые показания. При этом ценность устных показаний была гораздо ниже письменных. Рабочему легче было просто расторгнуть договор и уйти к другому нанимателю, тоже самое и работодателю. Рабочие иногда злоупотребляли своим положением. В источниках описывается случай когда вскоре после найма на работу, получив рубля 2-3 денег рабочие приходили в контору и заявляли о потере рабочих книжек. Им выдавали новые в которые записывали их заработки. И вот после окончания работ группа рабочих предъявляла иски в суд об отказе оплаты их труда. При этом предъявлялись первые, припрятанные рабочие книжки.
Русский крестьянин сер — да черта съел. Помещики не удовлетворялись добровольным характером использования рабочих книжек. С их стороны стали поступать настоятельные требования сделать трудовые книжки обязательными при найме на работу. Но поскольку в обществе царила эйфория связанная со всеобщим раскрепощением, то такие предложения встречались как реакционные и не отвечавшие духу свободы и равенства. Воспитанные, возмужавшие, а некоторые, уже состарившиеся при условиях, созданных не ими, Они теперь ожидают и молят, чтобы им сочинили новые отношения. Все же при вольном-экономическом союзе была образована комиссия которая также пришла к выводу о необходимости введения рабочих книжек. Предложения о их введении поступили в правительство. Если сравнивать положение пролетариата не имевшего во владении никакой собственности, а лишь свои рабочие руки, то крестьянин выгодно выделялся тем, что имел хозяйство, более или менее стабильный источник доходов, диктовать, следовательно, ему волю со стороны помещика не было простым делом.
Энгельгардт об отходнических промыслах. Ну, что бы делали историки Смоленщины, если бы здесь не жил замечательный и наблюдательный человек — помещик А. Ни одна сфера деревенской жизни не ускользнула от его внимания. Его «Письма из деревни» готовый историко-исследовательский материал, который не нуждается ни в пояснениях, ни доработках - это законченная энциклопедия сельской жизни. В эту осень граборы работали у меня поденно и занималась чисткой лужков, заросших лозняком. Граборы сидели у огонька и обедали. Я подсел к огоньку. Обед граборов состоял из вареного картофеля.
Это меня удивило, потому что я слыхал, что граборы народ зажиточный, трудолюбивый, получающий обыкновенно высшую, почти двойную против обыкновенных сельских рабочих плату, и едят хорошо. Вы, кажется, одну картошку едите? А мне говорили, что граборы хорошо едят. Мы хорошо едим, когда сдельно работаем, когда канавы роем, землю от куба возим, чистку от десятины снимаем. Щи с ветчиной едим, кашу. Прочную, значит, пищу едим густую. На картошке много ли сделаешь? Ветчина, каша ведь вкуснее.
Рядчик посмотрел на меня с недоумением. Его, видимо, удивило, как это я не понимаю такой простой вещи, и он стал мне пояснять. Вот если бы мы заработали сдельно - канавы рыли, землю возили, - это другое дело, тогда нам было бы выгоднее больше сделать, сработать на 75 копеек, на рубль в день, а этого на одной картошке не выработаешь. Тогда бы мы ели прочную пищу - сало, кашу. Известно, как поедаешь, так и поработаешь. Ешь картошку - на картошку сработаешь, ешь кашу - на кашу сработаешь. Отчего же? Если такое будет ваше желание - можно, - усмехнулся рядчик.
Работа огульная, сообща, счесть ее нельзя. Мы и теперь не сидим сложа руки, работаем положенное, залогу делаем, как по закону полагается. И тогда так же бы работали - ну, приналегли бы иногда, чтобы удовольствие вам сделать, особенно, если б вы ребятам водочки поднесли. Так ведь, ребята? Ребята, то есть граборы-артельщики, засмеялись... Работаем, да не так, как сдельно, все же каждый себя приберегает - не убиться же на работе, - меры тут нет, да и плата все равно поденно. Харч работать не заставит, когда сам не наляжешь Харч, сам знаешь, только на баловство порет, а на работу нет... А из-за чего налегать-то, плата поденная, счесть работу нельзя, работаем сообща - я налягу, а другой нет.
Счесть нельзя, вот что. Тут и сам себя приналечь не заставишь, да и как налечь, сколько? Разделил бы на нивки, чтобы каждый свою нивку гнал - нельзя, лужаечки все такие маленькие, тесные, неровные, куст разный. Вот если бы можно было от десятины чистить, на отряд, это другое дело. Мы и сами этих поденщин не любим, заработок плохой, работы настоящей нет, скучно. То ли дело сдельная работа, - нам самим приятней. На сдельной работе вольней, хозяину до нас дела нет, что сработали, за то и платит, залогуем, когда хотим по своей воле... Тогда бы у нас харч в жир пошел, мы бы тогда у вас за осень во как отъелись, ребята ни одной бабе проходу не дали бы!
Граборы засмеялись. При сдельной работе каждый на себя работает, каждый свою дольку канавы роет, каждый свою долю земли возит, каждый на себя старается, сколько сработает, столько и получает. Да и работа там мерная, хотим - на рубль в день выгоняем, хотим - на семь гривен, как согласие артели. И сдельно не всегда одинаково. В весеннюю упряжку с начала весны работаем побольше, на рубль в день выгоняем, а к концу работаем полегче, гривен на восемь и того меньше - к покосу себя приберегаем. Нам, сами знаете, домашний покос дело самое важное, тут мы во всю силу работаем. Погони-ка всю весеннюю упряжку на земляной, денег заработаешь много, да косить-то потом дома как будешь? Все нужно с расчетом.
На чугунке вон как гоняют на земляной, да что толку-то потом. Наши оттого на чугунку и не ходят. Я думал, он не умеет, не настоящий грабор, ан канавы сделал хорошо. Только они разделившись. Фетис одиночка, жена, дети маленькие. В артель ему стать нельзя, далеко от дому отойти нельзя. Он и ходит в одиночку, отсеевшись. Найдет поблизости от дому работу - и славу богу.
Дома у него в покос работы много, вот он и приберегает себя. Пробовали наши и на чугунку ходить. Заработать там много можно, если бог здоровья даст, да что толку. В одно лето так собьешься, что потом в год не поправишься. Там, на чугунке, сибирная работа, сверхсильная, до кровавого пота - за непочтение к родителям такую работу делать. Там работают с загонщиками - гони за ним. А загонщиками-то подобраны молодцы, притешают их тоже. Ну, и убивается народ.
Нет, наши граборы на чугунку не ходят - туда безрасчетный народ идет, за большими заработками гонятся, или от нужды, на задатки их тоже ловят. И много их там пропадет, умрет, либо калекой вернется. Все, что я слышал от граборов теперь и впоследствии, когда обратил особенное внимание на этих замечательных рабочих, было для меня ново. Не знаю, как другие, но я, по крайней мере, никогда до того не слыхал и не читал о том, что иногда бывает, что не стоит хорошо есть. Не стоит хорошо есть, потому что работаем с поденщины. Значит, хорошо едят только тогда, когда это стоит, то есть только для того, чтобы хорошо работать? Нет работы, дешева работа, плата не зависит от количества работы, поденщина - и есть хорошо не стоит. Да, это так: когда глубокой осенью нет работы для лошадей, им овса не дают, весною, когда много работы, дают овес.
Это так. Харч хороший работать не заставит, если нет личной выгоды сработать более. Если нет выгоды более сработать, если работаешь не на себя, если не работаешь вольно, если работу сам учесть не можешь, то и не заставишь себя более сделать, - все будешь прилениваться, приберегать себя, в жир пойдешь, отъедаться станешь. Чтобы хорошо работать, каждый должен работать на себя. Поэтому-то в артели, если только есть возможность разделить работу, ее делят, и каждый работает свою дольку, каждый получает, сколько заработал. Отец с сыном, брат с братом при рытье канавы делят ее на участки и каждый отдельно гонит свой участок. Работая, можно приберегать себя, можно работать и на рубль, и на восемь гривен, и на полтину. Даже следует приберегать, если предстоит другая, более выгодная работа.
Всех денег не заберешь, работая сверх сил, только себя надсадишь и это на тебе же потом отзовется, тебе же в убыток будет... Так как черный ржаной хлеб составляет главную составную часть пищи, то хлеб должен быть крут, не вадок, не тестян, хорошо выпечен, из свежей муки. На хлеб рабочий обращает главное внимание. Хороший хлеб - первое дело, но одного только хлеба для полной работы мало. Затем, прочная пища должна состоять из щей с хорошей жирной солониной или соленой свининой ветчиной — только не копченой и гречневой каши с топленым маслом или салом. Если при этом есть стакан водки перед обедом и квас, чтобы запить эту прочную, крутую пищу, то пища будет образцовая, самая прочная, такая, при которой можно сделать maximum работы, вывезти наибольшее количество земли, нарезать наибольшее количество дров, выпилить наибольшее количество досок. С такой пищей можно перейти Альпы, перетащить через Балканы, под звуки дубинушки, пушки, отмахать поход в Индию. Совершенно понятно, что нормальная пища солдат - щи и каша,- выработанная продолжительным опытом, совпадает с образцовой народной пищей, при которой можно произвести наибольшую работу.
Никакие гороховые колбасы, никакие консервы не могут заменить этой простой пищи, и вся задача только в том, чтобы эта пища была хорошо приготовлена и из хороших материалов. Щи и каша - это основные блюда. Уничтожить кашу - обед не полный, уничтожить щи - нет обеда. Разумеется, если добавить что-нибудь к такому прочному обеду, так не будет хуже. И после такого обеда артель в 20 человек с удовольствием съест на закуску жареного барана или теленка, похлебает молока с ситником, но все это уже будет лакомство. В постные дни солонина в щах заменяется снетком, который кладется только для вкуса, или горячие щи заменяются холодными, то есть кислой капустой с квасом, луком и постным маслом. Коровье масло или сало в каше заменяется постным маслом. Солонины, говядины или свинины в скоромные щи кладется немного, так что крепкого бульона не получается - лишь бы только навару жиру было побольше, если говядина не жирна, то к ней прибавляют свиного сала.
Мы видим, что в этой образцовой пище много жиру, да и животные азотистые вещества употребляются в трудно переваримой форме: говядина заменяется солониной, свежая свинина - ветчиной.
Значение слова "отходник"
Так, в Московский губернии в конце 18 века ежегодно выдавалось около 50 тысяч паспортов, в Ярославской губернии - 74 тысяч т. В 1828 году отход государственных и помещичьих крестьян по 54 губерниям России был равен 575 тысяч число выданных паспортов. Свойственное большинству капиталистических стран отходничество становится характернейшей особенностью России в пореформенный период, когда оно делает резкий скачок в своем развитии. В основе его лежит процесс разложения крестьянства как класса, а также рост общественного разделения труда, рынка и развитие так называемого аграрного перенаселения. По 50 губерниям в среднем за год выдавалось краткосрочных паспортов: в 1861-1870 годы - 1286 тысяч, в 1881-1890 годы - 4938 тысяч; в 1901-1910 годы - 8873 тысяч. Таким образом, ежегодный отход с 1861 по 1910 годы возрос семикратно, а в 1906-1910 годы был равен в среднем за год около 9400 тысяч паспортов. Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников.
Руководство вновь созданных колхозов препятствовало уходу сельчан, грозило санкциями, даже исключало их колхозов. Однако государству важно было привлекать новые рабочие силы для развития промышленности, поэтому оно стремилось отрегулировать процесс переброса трудовой силы между селом и городом. В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города. После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт.
Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Это трудовые мигранты, покидающие свои семьи и родные места ради заработков в других районах. Отходничество временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброк а. Играло значит, роль в период становления капитализма. При О. Возникшее примерно в 17 в. Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в.
Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 - начале 20 вв. Доля промышленного О. XIX в. Большая советская энциклопедия. Смотреть что такое "Отходничество" в других словарях: В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Временный уход из деревни на сезонные работы в город.
Что такое отходничество в истории кратко Обновлено: 27. Отходничество ослабляло личную зависимость крестьянина от помещика и являлось признаком разложения феодально-крепостного хозяйства. Отходничество создавало предпосылки для формирования рынка наемной рабочей силы. Отходничество, временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного оброка. Играло значит, роль в период становления капитализма. При О. Отходничество - работа крепостного крестьянина, как правило, в качестве рабочего мануфактуры, вне владения помещика, по разрешению помещика. С отходников помещик получал оброк. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброка. Возникшее примерно в 17 в. Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О.
С ответом мне попыталась помочь психотерапевт Елена Коняева. В числе ее клиентов — известные и обеспеченные люди, которых язык не повернется назвать нуждающимися. Однако до удовлетворенности жизнью им далеко. Он зафиксировал закономерность: с ростом личных доходов расходы на питание снижаются, расходы на одежду, жилище и коммунальные услуги меняются незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и других нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название «закон Энгеля». А это значит чувствовать себя хорошо. А хорошо — это когда нет стрессов, тревоги, раздражения, недовольства, другими словами, чувствовать себя в своей тарелке. И вот за этой «тарелкой» сегодня выстраиваются очереди. За нее современный человек готов родину продать… Дауншифтинг по-московски Продать не продать, а чуть-чуть отдохнуть можно. В этом уверена бухгалтер Лариса Филимонова. Девушка устала от долгой дороги на работу, пробок, соседей, соли на зимних тротуарах, очередей на летние веранды, толкучки в метро. А неожиданно свалившаяся на голову самоизоляция в 2020 году помогла ей осознать, что в столице ее, в общем-то, ничего не держит. Покупаю я все в основном через интернет — мне торговые центры с толпами не нужны. Ну и зачем мне Москва, когда я могу жить где угодно и зарабатывать на разнице в уровне жизни? Схема заработка выглядит следующим образом. Девушка сдает свою двушку в Зюзине за 45 тысяч рублей и перебирается вместе сыном в Ярославль — один из самых красивых и благополучных городов Центрального федерального округа. Там она снимает в благоустроенном районе квартиру за 12—15 тысяч рублей, а разницу — откладывает. Продукты и проезд в Ярославле тоже дешевле, а значит, экономить можно не только на разнице цен на квартиры. И жизнь спокойнее: нет суеты московской, мигрантов меньше. Я не переживаю за Темку, когда он один во дворе гуляет. В Москве я его не отпустила бы! Сейчас у Ларисы получается откладывать порядка 50 тысяч рублей, которые через три года превратятся в первый взнос на квартиру Темке. В Москве, естественно. Все-таки прописка у них там. А когда сын вырастет, то сам решит, где он будет жить. Фото: mos. О том, как еще можно качественно изменить жизнь, знает школьный учитель Сергей Кондрашев, уехавший в Салехард. Теперь он читает историю России маленьким ненцам, которым необходимо окончить девять классов для того, чтобы получить права и лицензию на оружие: без этого любому жителю Крайнего Севера нелегко.
Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты
это специфическая фигура в истории, которая часто играет важную роль в политических и социальных процессах. отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар. Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов.
Примечания
- Термин "отходники" что значит?
- ОТХОДНИКИ | Легенды нашей эпохи
- ДЕНЬ ВАХТОВИКА
- Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства
- Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество: aka_avor — LiveJournal
Отходничество
А собирали тот камень по большей части на дне Ладожского озера. Долгое время и мостовые и каменные дома в столице строили в основном из пудожского камня. Как и пригороды, Гатчину, Петергоф, Ораниенбаум. В Петербурге отходники занимались почти всем. Приехавшие на сезонные работы крестьяне выкладывали булыжные мостовые гранитными булыжниками, собранными другими отходниками в разных волостях Санкт-Петербургской губернии. Другие приезжие привозили в город все виды провианта и обеспечивали своим трудом все этапы превращения привезенного в пищу: обращая содержимое кулей с зерном в ситный хлеб, булочки и буханки, а привезенных в город животных — в порционные куски мяса в мясницких лавках. Молочный ряд на Сытном рынке. Фото: Общественное достояние Кто-то привозил в голод молоко, а кто-то варил на нем кашу и кормил детей, находившихся на попечении. Приезжие строили дома, штукатурили их, ремонтировали давно возведенные постройки. Даже нечистоты вывозили артели отходников из ближайших к городу деревень.
Вернется ли в Россию эта эпоха?
В самом деле, она сопряжена с нервным напряжением — рабочий день по 12 часов, без выходных и праздников, физическое переутомление нарастает. К тому же зачастую условия проживания не комфортны - в вагончиках, питание не всегда достойно организовано. К тому же многих тяготит отсутствие личного пространства, которое, как правило, ограничено койкой. А самое главное, по возвращении после вахты домой возникает проблема адаптации — мужчине нужно решать хозяйственные проблемы, посвящать особенное внимание семье. Часто мужья считают, что приехали отдохнуть после тяжелого труда, а жены — наоборот, требуют особой заботы, недостающей им во время вахты, и помощи в домашних делах. Зачастую такие отношения стали называть гостевым браком.
Иногда они приобретают и более драматические формы, когда вахтовик заводит еще и связи по месту работы. Конечно, у вахтовиков немало проблем. Например, при трудоустройстве появляются жулики, которые пользуются бедственным положением людей. И все-таки, благодаря вахтовикам, растут мосты, новые станции метро, здания, на этих людях держится порядок. А праздник есть праздник! Скоро новая Всероссийская перепись населения.
Как считать внутреннюю миграцию Что в России понимается под внутренней миграцией? Статистика Росстата, основанная на данных регистрации граждан по месту жительства или пребывания, дает представление о людях, меняющих постоянное место жительства или по крайней мере переезжающих на длительный срок не менее девяти месяцев. По интенсивности такой миграции Россия не уступает странам Восточной и Южной Европы, но находится на более низком уровне по сравнению, например, с США, Великобританией, Австралией и рядом других государств. Эксперты считают такие оценки существенно заниженными, в то же время масштабных исследований по этой теме явно недостаточно.
Мы впервые последовательно в 2015 и 2018 годах , по одной и той же методике изучили распространенность внутренней трудовой миграции на примере сначала малых российских городов до 50 тысяч жителей; всего в таких городах проживает 16 млн россиян , а затем средних городов 50—100 тысяч жителей; всего около 11 млн россиян. В качестве опорных городов для проведения репрезентативного опроса домохозяйств были выбраны четыре малых города Вязники Владимирской области, Ртищево Саратовской области, Камень-на-Оби Алтайского края, Сатка Челябинской области и четыре средних Бузулук Оренбургской области, Великие Луки Псковской области, Мичуринск Тамбовской области, Чистополь Республики Татарстан. Полагаем, что в сельской местности, особенно удаленной от крупных городов, распространенность отходничества и роль «заработков на стороне» еще выше. То есть вдобавок к 4 млн человек, ежегодно меняющих место проживания, сопоставимое число трудоспособных россиян живут между домом и работой в других городах, регионах, а то и в других частях страны. Стандартное представление о низкой пространственной мобильности россиян далеко от реальной картины. Просто надо понимать, что формы этой мобильности могут быть разными, в том числе временными, и касаться не всего домохозяйства, а отдельных его членов. Чем мельче поселение, тем большая доля жителей участвует в трудовой миграции, так как рынок труда таких поселений крайне узок, и часто найти подходящую работу можно только в ближайшем крупном городе.
В малом городе человек, получающий жалованье на порядок меньшее, чем заработок отходника, располагает существенно большими возможностями доступа к разнообразным нематериальным ресурсам, к власти, к локальным де-фицитам, к информации, наконец. Семья отходника пока еще не ощущает дис-криминации в сфере общего образования, но уже есть признаки этого, проявляю-щиеся в доступности услуг здравоохранения, особенно когда речь идет о сложных операциях и редких лекарствах, распределяемых как дефицит. Резче проявляются различия в доступе к «собесовской кормушке»: отходнику труднее получить раз-нообразные льготы, практически очень трудно оформить инвалидность очень полезная льгота, о которой мечтают многие; потому, в частности, у нас в стране так много «инвалидов». Семьи отходников сталкиваются с большими, чем соседи, трудностями, например, в такой специфической области экономики домо-хозяйства, как жизнеобеспечение семьи за счет приемных детей: шанс организо-вать семейный детский дом ниже. Иными словами, в социальном государстве эти люди, по всем признакам ничем не отличимые от остальных, все же оказываются дальше от «кормушки». Причина этого мне видится в «удаленности от государства» людей с таким об-разом жизни [31]. Ни местная муниципальная власть, ни тем более государственная, не «видят» этих людей ни в качестве трудовых ресурсов, ни в качестве объекта для попечения, достойного общественных льгот. Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Пло-ды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены. Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены». Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из по-литической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процес-се» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты. Много важнее для власти — а особенно для муниципальной — те, кто желает «получать зарпла-ту» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления. От них, бюд-жетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание. Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной админи-страцией для обустройства вверенной территории. Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, гово-рят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику райо-на, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации? Тем более что основная трата привезенных отходником денег происходит не в районе, не в своем городе, а опять же в крупных городах — и строительные материалы, и машины он покупает не в своем городе, детей он тоже здесь не учит, и жена в отпуске тратит деньги не здесь. Вот и имеем мы парадокс «невидимости» огромного, хотя и существующего рядом с нами феномена современного отходничества. Но существование отход-ничества как факта социальной жизни страны заставляет обсуждать не только экономические, но и социальные, и политические последствия, могущие или уже проистекающие из него. В чем могут выражаться эти последствия? По сути на-блюдаемая сейчас повсеместно ситуация сегрегационного взаимодействия орга-нов местной власти с разными группами местного населения приводит к наруше-нию системы взаимосвязей между институтом муниципальной власти и местным обществом. Местная власть ориентируется не на активную часть общества, а на «рентные» группы населения, бюджетников и пенсионеров, которые, с одной стороны, целиком зависят от распределяемых государством ресурсов, но с дру-гой — активно участвуют в электоральном процессе. Группы же активного на-селения — прежде всего и преимущественно активное самодеятельное население, предприниматели и отходники, — выпадают из поля зрения органов местного самоуправления. Такой глубокий институциональный дефицит детерминирует пе-рекос всей системы управления на местном уровне, оно перестает быть эффектив-ным. Нарушение взаимодействия власти с наиболее активной и самостоятельной частью местного общества закрывает возможности вывода местного публичного управления на тот более высокий уровень, который характеризуется, по общему мнению, таким важнейшим признаком, как включенность в систему институтов гражданского общества. Участие же «рентного» населения никогда не обеспечит развития гражданского общества. Более того, рентополучатели заинтересованы исключительно в распределительных, раздаточных отношениях, а не в отноше-ниях партнерства, безусловно необходимых для выстраивания гражданских инстатутов. Итак, не замечая и старательно избегая тех, кто только и может высту-пить союзником власти в создании новой политической реальности с развитыми элементами гражданского общества, власть разрушает фундамент общественной стабильности. Первые результаты этого разрушения мы видим в разных формах отчуждения и пренебрежения властью со стороны активной части нашего обще-ства, все явственнее демонстрируемые. Если же говорить о возможных социальных последствиях деления местного общества на активную и пассивную части, то здесь видятся следующие риски. Российское местное провинциальное общество в высокой степени солидар-но, имеет значительный потенциал самоорганизации. Большая доля активных самодеятельных людей в нем сама по себе является важным условием стабиль-ности и солидарности. Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагопри-ятны. Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти. Раз-рушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, та-ким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества. Благодарности Наши эмпирические исследования современного отходничества финансирова-лись из трех источников. Анализ нарушений в си-стеме взаимосвязей институтов местного общества и власти». Значительную работу по сбору полевого материала в 2009—2012 годах осуще-ствила под моим руководством группа молодых исследователей — Я. Заусаева, Н. Жидкевич и А. Помимо этих основных исследователей в работе по сбору материалов эпизодически принимали участие еще 14 человек, аспиранты и студенты факультета государственного и муниципального управле-ния НИУ ВШЭ. Я с большим удовольствием выражаю благодарность всем участ-никам исследования. Нередко используются термины, сложившиеся в публичной среде. Таковы, например, «гастарбайтеры», «челноки», «шабашники», «вербованные», «вахтовики», «бичи» и, наконец, «отходники». Устанавливаемые самими социологами термины корявее, беднее по содержанию «маятниковые мигранты», например. Интересные замечания относительно формирования в СССР и современной России некоторых видов экономической активности, связанных с трудовой миграцией, приведены в статье: Шварцбурд Ц. Достаточно концептуальные описания трансграничной миграции и отходничества как отдельного вида трудовой миграции приведены, например, в работе: Дятлов В. Более того, в Костромской области мы обнаружили, что эти люди не только знают исходное значение термина «отходничество» — в отличие от большинства социологов и экономистов, — но и помнят, что отходниками были их деды и прадеды. История одного города. Оправдательные документы. Да и по природе своей эти ныне трансграничные, а по сути внутристрановые трудовые миграции родственны. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. XVIII в. В 1-й половине XIX в. Однако такие оценки даже для начала XIX века занижены. Отход крестьянства Костромской губернии на заработки. Кострома: Издание Костромского губстатотдела, 1927. Замосковский край в XVII веке. Отхожие промыслы Чухломского уезда. Чухлома, 1926. История русского народного хозяйства. Ростовский уезд Краткий краеведческий очерк. Ростов-Ярославский, 1926. Питерщики-галичане Этнографический очерк. Галич, 1928. В 2-х томах. Том 1. Глава VII. Главные социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства: генезис личности и индивидуализма. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 г. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 в клубе Bilingua. URL: www.
Кто такие шабашники и откуда они пришли?
- Отходничество как новый фактор общественной жизни
- Последние вопросы
- Report Page
- Отходничество в россии - фотоподборка
- Словарь Ожегова
Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест
Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат. Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места.
Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники
Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. Отходники – вынужденный уход крестьян из родных мест в XVIII-XIX веках на заработки на мануфактуры или на сельскохозяйственные работы. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь.
Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники
Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком. Тегиединственный сын отца сапожника плотник кем приходится сапожник плотнику, кто такие поденщики в средние века, поденщик это в истории. Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей.