Новости кто такие отходники

Тем более что растущий уровень образования молодежи сделает такую стратегию более успешной по сравнению со стратегией тех, кто сегодня занимается отходничеством. Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации.

Определение

  • Отходники. Определение
  • Что такое отходники в истории: объяснение и примеры
  • Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции – Telegraph
  • Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
  • Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции

ОТХО́ДНИЧЕСТВО

Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения.

Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения.

Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами.

Участники проекта разделились и поехали по одному в разные поселения. Я изучала поселок нелегальных золотокопателей, которых локально еще принято называть «черными копателями». Эксперты, у которых мы брали интервью в других проектах, всегда говорили, что никто не добывает золото нелегально, потому что все усвоили, что этого делать нельзя. Но в дальнейшем стало понятно, что есть целые поселки, где таких людей много. Для меня возникла явная параллель с республикой Желтугой — до революции было такое большое поселение, где собрались люди, объединенные вначале лишь золотой лихорадкой, а впоследствии придумавшие свои правила, такое государство в государстве. Но оказалось, что никакой Желтуги нет, а есть обычные люди. Все они вовлечены в незаконную добычу золота, но золотая лихорадка не возникает, потому что для людей немыслимо, чтобы золото можно было добывать кому угодно, без контроля. Это видно в конфликтных ситуациях: так, недавно в поселке появилась китайская артель — совместное предприятие, которое запустило малолитражную драгу и стало добывать золото, — и местные жители стали звонить президенту, писать журналистам, кричать, что это незаконно.

Люди ждут и желают возвращения государства, призывают государство обратить на них внимание. Тот факт, что они при этом сами добывают золото без формального разрешения, требует для них серьезного, разделяемого всеми оправдания — «нас бросили, нам надо как-то жить». На жалобы власти особо не реагируют: поймали кого-то из китайцев, остальные люди убежали в лес и переждали. Местных не ловят — они либо заранее знают о проверке, либо находятся в труднодоступных местах. Да и чтобы поймать, нужно доказать, что ты сам это золото добыл, а доказать это невозможно. Поэтому, если поймали с золотом, нужно просто говорить, что ты его нашел. Так что там Эльдорадо: под каждым кустом жители находят слитки золота и песок, всем «страшно везет». Рабочий класс Ольга Пинчук: Мое исследование тоже не было индивидуальным, проект «Этнография рабочего места» был посвящен промышленным рабочим в России. Мы решили использовать метод включенного наблюдения. Я устроилась работать на одну кондитерскую фабрику в Московской области, где проработала год — сначала упаковщицей, потом оператором упаковки.

На производстве всегда действует гендерное разделение труда: огромные тяжелые ящики с места на места таскают мужчины. У женщин работа значительно легче, хоть и тоже физически непростая. Поэтому оператор упаковки — это женская профессия, а оператор процесса — мужская, и по-другому Я бы не сказала, что на фабрике работают женщины с какими-то определенными характеристиками. Да, чаще всего у них нет высшего образования. Да, чаще всего у них есть дети, причем ранние, и, по объяснениям женщин, это помешало им пойти учиться. Большая часть моих коллег на фабрике — среднего возраста, их юность пришлась на 1990-е годы, и они не имели финансовой возможности получить высшее образование. На вопрос, как они попали на фабрику, чаще всего отвечают: «Так жизнь сложилась». До исследования у меня было много стереотипов о рабочих. Один из главных — алкоголь. Часто считают, что рабочие много пьют и выпивка у них — элемент повседневности даже на фабрике.

У меня тоже на подкорке было представление, что придется квасить, чтобы вписаться в обстановку.

Мало того, зачастую погодные условия: засуха или обильные дожди — вносили свою лепту в сельскохозяйственный процесс, обеспечивая повсеместные неурожаи. В дореволюционные годы территорию Верхнеландеховского района составляло три волости: Верхнеландеховская она включала в себя еще и все населенные пункты Симаковского сельского поселения, и деревню Старилово с окрестными деревнями , Мытская и Кромская. Если учитывать данные, указанные в «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» «Сведения о крестьянском хозяйстве», Гороховецкий уезд, выпуск II, Т. Несмотря на кажущуюся близость друг от друга волостей и деревень, каждая имела свои промысловые особенности, в той или иной местности были развиты разнообразные ремесла. И человек, мастерски владеющий каким-либо промыслом, находил себе занятие в соседних волостях, а иногда даже губерниях, для этого было необходимо взять паспорт или билет , который бы разрешал им выезд за пределы места проживания и занятие отхожим промыслом. Упомянем самые распространенные: пильщики, офени, плотники, котельщики и т. Шло время, гремели над страной революции, унося с собой привычный уклад.

Новое советское государство с ленинскими декретами перевернуло обычное бытие народа. Разные правители разрушали старый мир до основания, создавали новый социалистический строй. Гремели масштабные коммунистические стройки, появлялись протяженные каналы, строились железные дороги — силами заключенных ГУЛАГА. Трудилось неустанно и относительно свободное население. Отхожие промыслы отмерли за ненадобностью. Теперь каждый в новом государстве был обеспечен работой и крепко привязан к месту. Но и такому глобальному социалистическому проекту, как СССР, было предрешено погибнуть. Его крах до сих пор сравнивают по своим губительным разрушительным масштабам с «тихой» гражданской войной.

И на обломках большой страны возникло новое общество: с рыночной экономикой и остальными прелестями загнивающего буржуазного строя. В1990-е годы, когда началось массовое закрытие предприятий, жители сёл и малых городов вновь занялись отхожим промыслом, казалось бы ушедшим безвозвратно. Давайте проследим сходства и различия прошлых и современных реалий. Пилить пилой, гнуться спиной Славились далеко за пределами своих волостей местные пильщики. Это была трудоемкая и тяжелая работа. В основном на работы отправлялись целые бригады, артели по 20-40 человек. Работали в паре, поскольку приходилось большой продольной пилой «добывать» из бревна доски, в основном толстый половой тес. Трудиться начинали в октябре с Покрова или Успенья и до Пасхи, также был сезон с начала мая до Петрова дня середина июля.

Заготавливали и «круглый» лес. В «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» сообщается: «Мытские пильщики известны давно и везде. Но последнее время, благодаря конкуренции машин, ряды пильщиков стали заметно редеть. Раньше из Верхнеландеховского района уходили в один Галич по 300 пар, теперь же только пар 30. Но зато теперь и работа стала дороже, и живут на промысле лучше и чище. Ходят большей частью недалеко, по окрестностям, в своем уезде, под г. Владимиром …, и лишь незначительная часть пробирается за пределы губернии — в Рязанскую губернию и даже в Сибирь». Уже с пятнадцать лет подростку можно было идти и трудиться вместе с бригадой пильщиков, этот возраст считался достаточным, чтобы освоить эту профессию.

Но практика, для того чтобы стать опытным продольным пильщиком, требовалась продолжительная - чтобы стать сносным работником, нужно было проработать более двух лет. Заработок трудяги считался по тем временам значительным. Вот как описана эта трудоемкая работа: «Работа пильщиков - одна из самых тяжелых и поравняться может разве с землекопной. Принимаются за дело чуть свет и работают до тех пор, пока ничего не станет видно. Продольные пильщики кончают несколько раньше, так как им нельзя работать в полутьме — надо разглядывать черту, по которой пилится тес; поперечные же пильщики захватывают и весь вечер. Пятнадцати-восемнадцатичасовой рабочий день кажется короток не знающему устали пильщику, спешащему, несмотря на закат солнца, зашибить лишнюю деньгу… Можно ли удивляться, что в округе пильщиков свирепствуют по деревням ревматизм, колики в боках, какие-то удушья. Человек, проработавший 20 лет, уже не может разогнуть спины; захочет сделать в церкви земной поклон — не может подняться на ноги». Такая рабочая категория, как пильщики, продолжает существовать и по сей день.

Современные пильщики тоже трудятся в лесах Верхнеландеховского района, в соседних районах и даже нанимаются на работу на пилку леса в другие области. Существует и обратная связь: приезжают на работу в Верхнеландеховский район из других районов и даже других областей. Этот труд требует и сейчас большой затраты собственных сил, но, конечно, современная техническая оснащенность даже не снилась нашим далеким предкам. Двуручную пилу заменила бензопила, а доску любого размера и толщины изготовят на пилораме. И двое современных пильщиков за рабочий день могут заготовить в среднем 20-30 м3 круглого леса, о такой продуктивности дореволюционные пильщики даже мечтать не могли. Работая столь интенсивно, человек получает неплохую, по местным нынешним меркам, заработную плату: если работаешь на своей технике трактор , то данная величина составляет 25-40 тысяч рублей, без техники — около 15-20 тысяч рублей. Большое подспорье в передвижении работников даже на далекие расстояния дает автомобиль, если работаешь в своем или соседнем районе, на работу в лес можно ездить каждый день из дома, после трудового дня возвращаясь назад. У наших далеких предков такой возможности не было, они уходили на промысел надолго, жили в бревенчатых избушках в лесу по 30-40 человек, спали на деревянных кроватях, сколоченных в 3-4 яруса, такие условия не назовешь комфортабельными.

Когда разговор заходит об этой профессии, сразу же вспоминается удалая песня, в основу которой взят отрывок из поэмы великого русского поэта Н. Некрасова «Коробейники». Они еще называются «игольщики» или «коробейники». Мытская волость насчитывала 124 человека, занимающихся этим видом деятельности, из Мыта и деревень: Маклаково прослеживается этимология - «маклак» - мелкий торговец , Петелино, Подраменье, Князьково, Криковская в источнике «Материалы для оценки земель Владимирской губернии» этот населенный пункт значится как Крюковская , Детково, Высоково, Чихачи. В Кромской волости задействовано уже большее число - 202 человека из деревень: Агафониха, Поневерье, Б. Молябуха, Б. Во времена крепостного права ходили офени исключительно от хозяина по 20-30 человек. После освобождения от крепостной зависимости стали работать самостоятельно, имея собственный небольшой капитал в 5-20 рублей.

Приходя в очередной город, офеня пускал весь свой капитал в оборот, скупал в городской лавке различный мелкий товар: бусы, платки, крестики, ленты, кольца, кружева и многое другое — который сбывался иногда в этом же населенном пункте или в окрестных деревнях и селах. Зачастую товар расходился настолько быстро, что эту лавку приходилось посещать по несколько раз на дню, приобретая новую «мелочь». Не хватает у местных щеголих денег, офеня сейчас их выводит из затруднения: берет вместо денег и холст, и тальки, и лен, и даже тряпки. Все это он сбывает в другой деревне, часто соседней, сбывает с выгодой» источник см. Этот промысел значительно распространен и сейчас. Конечно, у современных офеней, как правило, имеется личный транспорт, ассортимент торгующих лоточников намного разнообразнее, чем у стародавних коробейников. В этом можно убедиться, если посетить в базарный день поселок Верхний Ландех или село Мыт. Многочисленные шатры и палатки занимают практически всю территорию центральной площади.

Здесь можно приобрести всё: продукты питания, бытовую химию, бижутерию, духи, одежду, постельное белье, матрасы, подушки, занавески, технику, семена и посадочные материалы это по сезону. Базарный день напоминает массовое гулянье — многие стараются в этот день запастись продуктами, считается, что пищевые продукты свежее и дешевле, что не всегда является действительностью. Да и различные предметы одежды отличаются ценой, иногда одна и та же вещь стоит в полтора, а то и в два раза дешевле в торговых центрах города Иваново. Именно этот момент обеспечивает приличный заработок торговцу. Судя по обновляющемуся личному транспорту в сторону его оснащенности и дороговизны — этот вид деятельности приносит неплохой доход современным офеням. Есть и такие «коробейники», которые торговле на улице в ярмарочный день предпочитают обходить с «красным товаром» различные учреждения, предлагая книги, парфюмерию, посуду, одежду, тюль и занавески. По данным «Материалов оценки земель Владимирской губернии» в Верхнеландеховской волости 161 человек профессионально владел этим ремеслом, в Мытской волости — 44 человека, в Кромской — 23. О распространенности других строительных профессий в этой местности: каменщики, маляры, штукатуры — данный источник умалчивает.

Зато на современном этапе многие жители Верхнеландеховского района, получив необходимое профессиональное обучение, могут благополучно устроиться и устраиваются на работу на большие и малые стройки городов Иваново, Москва, Владимир, Саратов, Рязань и многих других — по специальностям: монтажники, бетонщики, сварщики, маляры-штукатуры, отделочники… Правда, зачастую условия проживания бывают, мягко говоря, удалены от идеала. Иногда приходится жить в подсобных помещениях строящегося объекта, где у людей нет даже элементарной возможности помыться. Некоторые же строительные фирмы предоставляют своим работникам общежитие и питание. Человек, обладающий профессиональными навыками и имеющий опыт, всегда найдет себе применение. Изучив объявления в сети интернет о приеме на работу по различным строительным специальностям вахтовым методом в столице нашей родины Москве, можно обозначить такую ценовую политику: заработная плата строителей-разнорабочих — от 25 000 рублей; штукатуров-маляров, отделочников — от 30 000 до 40 000 рублей; монтажников, бетонщиков — от 45 000 до 55 000 рублей заработная плата в северных городах значительно выше, в городе Тобольске заработная плата монтажников и бетонщиков обозначена от 80 000 до 100 000 рублей и т. На рынке труда ценится профессия сварщик, в зависимости от опыта работы, разряда и профиля выполняемых работ заработная плата колеблется от 30 000 до 60 000 рублей. На данный момент это, наверное, самый распространенный «отхожий промысел» населения не только Верхнеландеховского района, но и многих областей России. В дореволюционной Росси порядок и охрану населения обеспечивала полиция и жандармы.

В Советском Союзе на себя все эти функции взяло МВД, вспомним расхожую фразу: «Моя милиция меня бережет…» После развала СССР разгул бандитизма достиг невероятного масштаба, в 1990-е годы стали организовываться частные охранные предприятия, вставшие на защиту интересов зарождающегося малого и среднего бизнеса. Первое охранное предприятие было создано в 1989 году, оно носило название «Кооперативное частное бюро».

Государство пока не замечает отходников и не затрагивает их, но весьма вероятно, что скоро оно все же вплотную ими займется, считает заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. Если в ближайшие годы будет происходить уменьшение рентных потоков в бюджет, то каждый отходник станет объектом охоты. Это будет террор в отношении этой категории, прикрытый разговорами о справедливости. Сейчас все деньги из бюджета уходят на исполнение указов Путина по зарплате.

А рано или поздно потекут крыши в школах и больницах. Тогда отходников любыми средствами будут заставлять делиться, в том числе с привлечением силовиков. И никуда им с поместьями не убежать, это не старообрядцы». Отходники и будущее России Целью исследования являлось лишь описание отходничества как явления, давать ему какую-либо оценку не входило в задачи ученых — это сделал Евгений Гонтмахер. По его мнению, отходничество — это вынужденное явление, которое прямо противоречит и потребностям страны, и понятию человека о счастье. Вопреки упорно насаждаемым мнениям, ценностью является не именно оседлость.

В странах, где высока мобильность рабочей силы, люди хотели бы иметь дом, жить на одном месте и, по возможности, не менять работу. Мобильность и трудовая миграция — это всего лишь миф. И потому заявление нынешнего российского премьера о благотворности сокращения рабочих мест является в высшей степени безответственным.

Отходники современной России

Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Хотя для большинства отходников их образ жизни является вынужденным, но среди опрошенных немало было и тех, кто предпочел бы отходные промыслы, даже будь у него возможность сравнительно неплохо заработать и дома. Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва. работа крепостного крестьянина, как правило, в качестве рабочего мануфактуры, вне владения помещика, по разрешению помещика. С отходников помещик получал оброк. Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков.

Определение

  • Значение слова "отходник"
  • ОТХО́ДНИЧЕСТВО
  • Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции
  • Смотрите также
  • ДЕНЬ ВАХТОВИКА
  • ОТХО́ДНИЧЕСТВО

Вы точно человек?

крестьяне, уходящие (отходящие) из мест постоянного проживания на заработки в города. тот, кто на время уезжает из семьи, чтобы кормить ее, зарабатывая на стороне, и возвращается как маятник - каждую неделю, через месяц, через полгода. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников.

Отходничество

Третья сфера приложения сил отходников – торговля, в частности работа в трактирах, трактирное дело в Санкт-Петербурге было монополизировано ярославскими крестьянами. рег. тот, кто занимается ассенизацией — системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). Отношения отходников с крестьянским «миром» зависели, прежде всего, от исполнения ими фискальных обязательств перед общиной. Кто такие современные отходники?

Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

То есть вдобавок к 4 млн человек, ежегодно меняющих место проживания, сопоставимое число трудоспособных россиян живут между домом и работой в других городах, регионах, а то и в других частях страны. Стандартное представление о низкой пространственной мобильности россиян далеко от реальной картины. Просто надо понимать, что формы этой мобильности могут быть разными, в том числе временными, и касаться не всего домохозяйства, а отдельных его членов. Чем мельче поселение, тем большая доля жителей участвует в трудовой миграции, так как рынок труда таких поселений крайне узок, и часто найти подходящую работу можно только в ближайшем крупном городе. Кто эти люди и почему нужны экономике Часть трудовых мигрантов, в силу сравнительной близости работы от дома, имеет возможность работать недельным ритмом или посещать дом два—три раза в месяц, но примерно треть выезжает на дальнюю вахту и возвращается домой лишь несколько раз в год. Даже на коротком временном промежутке 2015—2018 годов заметно, что набор выталкивающих факторов для внутрироссийской трудовой миграции меняется: если в 2015 году и более ранних исследованиях, проводившихся в середине 2000-х в качестве причин работы на выезде с равной частотой упоминались безработица в своем городе и низкие зарплаты, то теперь сложностей с поиском рабочего места стало меньше, а проблема низких заработков вышла на первый план. Принято считать, что трудовые мигранты не только иностранные, но и внутренние заняты в основном низкопроизводительным трудом и работают неформально, и это отличает их как от другого населения своих городов, так и от населения крупных городов, куда они едут. Обследование показало, что картина более сложная. Заработок трудовых мигрантов существенно превышает тот, на который они могут рассчитывать в своих городах — но ниже, чем в тех городах и регионах, где они трудятся. В малом или среднем городе содержать семью несколько проще, чем в крупном, поэтому выездные заработки позволяют работникам обеспечивать на достаточном уровне потребление своих домохозяйств, приобретать предметы длительного пользования и даже улучшать жилищные условия.

Следует учитывать, что две трети средств, зарабатываемых на выезде, тратятся в родных городах, по месту проживания семей, то есть это — существенный дополнительный приток денег в экономику малых и средних городов, такой незаметный трансферт из более богатых регионов и муниципальных образований бедным.

Общее собрание разрешило временно Харламову уйти на посторонние заработки до 1 мая 1938 г. Но Харламов после этого не вернулся в колхоз работать и забрал даже свою жену для работы на льнозаводе. Такая же практика имеет место и в других колхозах. Поэтому по книге учета членов колхоза и их семей числится колхозников очень много, а фактически работает очень мало». После того как колхозник Казаков из колхоза «Красное знамя» Западной области ушел работать на завод, его сына и дочь исключили из колхоза, в результате сын «в отчаянии бросился под поезд».

Многие, если не большинство, рядовые колхозники придерживались того же мнения. Когда крестьян Западной области в 1935 г. Так же как в крепостном и пореформенном селе, в колхозе ощутимо чувствовалось бремя коллективной ответственности по налогам и обязательствам — знаменитой круговой поруки. Резолюцию собрания правление послало в организации, о которых шла речь, и просило секретаря райкома поговорить с их директорами. Исключение отходника из колхоза с карательными целями могло иметь и другую подоплеку. Член партии с 20-х гг.

Потом эти дворы вступили в колхоз, фактически стали там верховодить и принялись мстить прежним врагам. Не удовлетворившись исключением Кукушкина, его немедленно обложили налогом как единоличника, заявив, что он торговал на базаре мясом. Это было правдой, по признанию самого Кукушкина, хотя продал он не так много, как говорили. Налог с него требовали дважды, в первый раз 384 руб. Например, в 1936 г.

Этноспецифика песен об отходничестве селения Кубачи Предмет исследования статьи исторически сложившиеся фольклорные традиции этнической среды.

Объектом исследования является своеобразный тематический цикл песен об отходничестве в народной лирике фольклора кубачинцев жителей высокогорного селения Кубачи Республики Дагестан, славящегося уникальным искусством ювелирного мастерства. Отходничество, как исторически закономерное явление, вызванное социально-экономическими, историческими и географическими условиями жизни края, способствовало зарождению в народе лирических песен так называемых песен об отходничестве.

Однако, с помощью этих отходов, историки и другие исследователи могут узнать больше о прошлом и расширить свои знания о различных аспектах истории и культуры. Отходники в археологии: особенности изучения В археологии термин «отходники» относится к археологическим находкам, которые представляют собой фрагменты или остатки материалов, использованных и расхищенных древними обществами. Отходниками могут быть осколки керамики, обломки каменных изделий, остатки пищи, орудия труда и другие артефакты, которые, хоть и не обладают высокой ценностью с точки зрения археологического исследования, имеют большое значение для понимания жизни и культуры древних обществ. Основные особенности изучения отходников в археологии: Наблюдение за контекстом — при изучении отходников археологи уделяют особое внимание контексту их нахождения. Изучение контекста позволяет понять, где и каким образом использовались найденные артефакты, а также оценить временные рамки их использования.

Интерпретация функции — археологи стремятся определить функцию отходников, то есть для чего они использовались в древности. Например, путем анализа остатков пищи, обнаруженных на отходниках, можно понять, какую пищу потребляли древние общества и насколько разнообразное было их питание. Учет и анализ количества — изучение отходников также включает их учет и анализ количества. Например, если археологи находят большое количество обломков керамики в определенной области, это может указывать на наличие здесь керамической мануфактуры или же на высокую плотность населения. Сравнение с аналогичными материалами — для более точной интерпретации отходников археологи сравнивают их с аналогичными материалами из других археологических контекстов или современных этнографических параллелей. Изучение отходников в археологии позволяет расширять наши знания о древних обществах и их культуре. Отходники являются своего рода «следами» древних людей и помогают нам восстановить историю, повседневную жизнь и хозяйственную деятельность наших предков.

Вопрос-ответ Что такое отходники в истории? Отходники в истории — это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. Они выражают свое недовольство или несогласие с текущими идеями и действиями своей прежней группы и активно работают против нее. Какие могут быть причины для становления отходников в истории? Причины для становления отходников в истории разнообразны. Это может быть связано с изменением политических, социальных или экономических условий. Некоторые люди могут стать отходниками из-за разногласий с лидерством или идеологией своей прежней группы.

Другие могут присоединиться к оппозиции из-за нарушений прав человека или несправедливости. Есть и те, кто становится отходниками из личных или эмоциональных причин. Какие есть известные примеры отходников в истории? В истории есть множество примеров отходников. Один из самых знаменитых примеров — это Юлиус Цезарь, римский политик и военачальник, который в итоге был убит своими бывшими союзниками. Еще один пример — это Михаил Горбачев, последний генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза, который внес реформы и привел к развалу СССР, что вызвало недовольство и став причиной его превращения в отходника для некоторых коммунистов. В каких сферах жизни могут возникать отходники в истории?

Отходники могут возникать в различных сферах жизни. Это может быть политика, гражданское общество, религия, военное дело, наука и другие. В каждой сфере есть лидеры и идеологии, с которыми некоторые люди могут не соглашаться и становиться противниками. Появление отходников в истории может иметь различные последствия. Иногда они могут стать лидерами оппозиции и внести изменения в общество или организацию. В других случаях они могут быть преследованы или исключены из своей прежней группы.

Сельские "промышленники" и отходники 19 века.

Сюда же были включены писари, старосты, сторожа, сидельцы и прочие лица, не производящие какую-либо продукцию, но необходимые в повседневной жизни. В России начал развиваться отхожий промысел или отходничество - временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в Российской империи один из значительных источников дохода крестьянского населения. Беднейшие слои крестьянства занимаются подённым трудом, подённой работой, нанимаются батраками в помещичьи экономии, на хутора купцов. Любопытные данные о промышленниках в деревнях и сёлах встречаются в "Сборнике статистических сведений по Саратовской губернии", т. XII, вып. Больше всего поденщиков 221 мужчин и 190 женщин и плугарей -188 мужчин, затем 60 батраков, 42 каменщика, 40 плотников, 21 извозчик, 20 пастухов, 20 сапожников, 17 черничек, 17 портных, 16 мельников, причем 15 из них имеют свои мельницы, 11 кузнецов у всех - имеют свои кузницы, 11 бондарей, 10 караульщиков, 9 кирпичников каждый имеет свой кирпичный завод , 9 пильщиков, 7 торговцев 4-мелочью, 2-мясом, 1-водкой , 6 печников. Завьялово 25 плотников, 4 кузнеца; 20 портных, с. Ольшанке 20 плотников. Дурникино 30 семей каменщиков, 20 семей кирпичников, 50 человек плотников, прасолов торговец, скупающий оптом рыбу, мясо, а также торговец скотом 10 хозяев.

В селе 79 бойцов забойщиков скота. Инясево Никольское 5 дворов имеют кирпичные заводы. Имело 85 промышленников, которые распределяются следующим образом: батраков 50, пастухов 7, плотников 5, сапожников 5, мельников 4, портных 2, гуртовщика 2, бондарь 1, драньщик 1, десятский 1, кожевник 1, кирпичник 1, колесникъ 1, приказчик 1 и ямщик 1. Шепелевка мелких промышленников было - батраков 61, пастухов 13, сапожников 6, шорников 3, мельников 5, сидельцев, торговцев 1. Мелких промышленников в д, Диковке было: батраков 4, торговцев 2 торгуют вином , ямщик 1, садовник 1 и плотник 1. Ладонке было: батраков 7, ямщик 1 и пастух 1. Село Трубетчино. В селе 3 кузнеца, 4 мельника, 4 портных, 4 сапожника, 14 извозчиков, 1 объездчик лесной сторож , 3 бондаря, 3 пастуха, 1 староста. Всего 52 человека. Крестьне с.

Играло значит, роль в период становления капитализма. При О.

Так рождается социальный кретинизм. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Но самое интересное, что об отходничестве не знает не только столичный обыватель, но и власть. Точнее догадывается, что такие люди есть, но сколько их, в каких отраслях они сосредоточены, как живут? Ответов на эти вопросы нет. Да и сами вопросы властью не ставятся, потому что, когда утопающие спасают себя сами, спасателям живется спокойнее и проще.

Отходники не участвуют в митингах, так как заняты делом; не претендуют на пенсии и больничные, потому что работают неофициально; не возмущаются низким качеством бюджетных услуг, поскольку сами налогов не платят; не попадают в должники ЖКХ, потому что у них водятся денежки. Цены им нет. А раз нет цены, то нет и интереса к ним. Отходничество — проверенная временем способность населения выживать в нелегких условиях. В крепостной России крестьян отпускали в отход, чтобы они могли заработать на денежный оброк помещику. И «прибыльному» отходнику вольная стоила существенно дороже, чем земледельцу или ремесленнику. После отмены крепостного права в город людей гнала нужда или, что важно, мотивированность на достаток. Поэтому и дифференцировались масштабы отходничества по губерниям, в зависимости от их плодородия. Черноземы, южные земли кормили щедро, а вот скудность нечерноземья и русского Севера компенсировалась заработками в городах.

К концу XIX в. С одной стороны, это было прогрессивное явление, поскольку крестьяне таким образом формировали резерв пролетариата[84]. Но с другой стороны, обязательный возвратный характер этой миграции не позволял резервистам окончательно встать под знамена пролетариев, что вызывало у Ленина раздражение по поводу «бродячего характера этого населения»[85]. Отходники всегда возвращались к своей земле. А земля живет сезонами. Соответственно крестьяне снимались с мест осенью-зимой и возвращались к началу полевых работ. У современного отходника связь с землей ослабла, но сохранились сезонность домашних дел, сезонный характер заработков у себя дома. Принципиально то, что отходник не тронется в путь, пока дома есть возможность достойно обеспечивать семью. Например, шофер Гарик обращает свой взгляд на Москву не раньше ноября, когда поток туристов в Ереван иссякает.

И ждет их весеннего возращения, как ребенок — Новый год. Правда, ребенок ждет чуда, а Гарику нужны деньги. Все остальное вытравилось вечными размышлениями на тему, где их взять.

Батраки крестьянин 19 век. Зимняя одежда крестьян 19 века. Сухарев рынок в Москве 1923 год. Сухаревский рынок в Москве 1920-е годы. Рынок Сухаревка в гражданскую войну. Бегство крестьян. Крестьяне 1812. Русские крестьяне путники. Нищие крестьяне 19 века. Русские нищие крестьяне 19 века. Босяки 19 век. Рабочие и крестьяне. Железная дорога Некрасов. Железная дорога Некрасов иллюстрации. Иллюстрация к стихотворению Некрасова железная дорога. Картины подневольного труда. Крепостные крестьяне в России 19 век. Крестьяне 19 века крепостные крестьяне. Крепостные крестьяне 19 века в России. Крестьянин 18-19 века. Крестьяне 19 век Нижегородская Губерния. Крестьяне Нижегородской губернии в конце 19 века. Крестьяне 19 века в России. Крестьяне Российской империи 19 века. Журавлев Фирс Крестьянская сходка. Крестьяне 19 века крепостное право. Крепостные крестьяне 1860. Белорусс Селянин крестьянин. Белорусские крестьяне Российская Империя. Крестьяне 1820. Отхожие промыслы. Старинный завод. Отхожий промысел. Сотрудники пивоварни. Крестьянское восстание 1905 года. Крестьяне 1905 год. Беглые крестьяне в России 17 век. Русские крестьяне 17 века. Русские крестьяне 16 век. Шапка крестьянина 17 века. Русские крестьяне 17 века картинки. Крестьяне при Петре 1. Осада Риги 1709-1710. Осада Риги 1710.

Кто были такие отходники?

В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты. Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле. А тогда он шел в обратном направлении.

Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности. Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр. К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения. Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни.

Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П. Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги. Но многие — в статьях, частной переписке, ответах с мест на программы Географического общества и Этнографического бюро князя Тенишева — выражали беспокойство по поводу урона нравственности, который наносил отход.

Нет сомнения в том, что поездки в новые места, работа в других условиях нередко и жизнь в иной среде — все это расширяло кругозор крестьянина, обогащало его свежими впечатлениями, разнообразными знаниями. Он получал возможность непосредственно увидеть и понять многое в жизни городов или отдаленных и отличных от его родных мест сельских краев. Известное понаслышке становилось реальностью. Развивались географические и социальные понятия, шло общение с обширным кругом лиц, делившихся своими суждениями.

Аксаков, проезжая в 1844 году через Тамбовскую губернию, писал своим родителям: «На дороге попался нам ямщик, который бывал в Астрахани и ездил там извозом. Он очень хвалил эту губернию, называя ее народною и веселою, потому что там всяких племен много и летом отовсюду нахлынивают мужики на рыбную ловлю. Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало». Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне.

Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек. У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний. Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков — за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях.

Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу. Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество. С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами.

Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам. Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания. Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества — долг и роль свою хлебопашца, кормильца.

Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик — работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики — не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе». Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества.

Это бывало, в частности, во вводной части прошений. Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом. Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются». В других случаях оценка значения земледельческого труда служила для того, чтобы перейти затем к определению конкретных препятствий, мешавших крестьянину реализовать свое предназначение на пользу государства.

Такие повороты были особенно в ходу накануне отмены крепостного права. Кормилец и защитник Отечества, по убеждениям крестьян, должен быть защищен верховной властью от местных несправедливостей. Источник: www. К началу XX века внутренняя миграция приобретает такие масштабы, что меняет само русское общество.

На фото — биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год. Россия вроде бы покончила с позором крепостной зависимости. Но гладко вышло только на бумаге. Остальное зависело от платежеспособности крестьянина и доброй воли помещика, а первое со вторым встречалось далеко не всегда.

С шестидесятых годов русская деревня массово снимается с места и уходит искать заработка за сотни верст от дома. Из среднерусских деревень уходят в Москву водовозами и разнорабочими либо меняют сельское житье на казарменный быт на ткацких заводах Морозовых и Коншиных, на Глуховской мануфактуре и в Раменском, у фабриканта Малютина. Кто на севере — тем ближе Петербург, из Поднепровья идут в Крым наниматься на сельские работы, сибирцы идут искать нелегкий кусок хлеба на горных золотых приисках. Но во второй половине XIX века, после того как реформа перевернула крестьянскую жизнь с ног на голову, отходничество приобрело невиданный размах.

В начале века двадцатого авторы соответствующей статьи во всезнающем словаре Брокгауза и Ефрона констатируют: учету количество отходников, наводнивших русские дороги от чухонских болот до Кавказских гор и от Эстляндии до Сибири, просто не поддается. Разные местности специализируются на разном. Ростовцы, например, прекрасные огородники — и весной мигрируют в Москву, Петербург и даже Ревель, где арендуют участки земли, чтобы снабжать столы тамошних жителей свежим горошком. Ярославцы идут в трактирщики.

Многотысячные толпы отходников сложно подобрать под единую гребенку — здесь те, кому удается сколотить немалый по крестьянским меркам достаток, и те, кто оседает в тесных фабричных казармах на скудном жаловании, и те, кто перебивается копеечными сезонными заработками на полях и не каждый день знает, что будет есть вечером. А дело это в условиях российской бюрократии было далеко не всегда простым и притом для крестьянского дырявого кошелька довольно затратным. Сроки, на которые проситель документ запрашивал, определяли стоимость — так что выправка билета на длительное время оказывалась делом практически неподъемным. В этом отношении самым практичным народом оказываются киевцы.

Сколько нам не приходилось нанимать черниговцев и полтавцев, все они запасаются почему-то непременно полугодовыми паспортами, тогда как киевцы, наученные горьким опытом, ограничиваются месячными билетами, стоящими всего гривенник. Оно и понятно: обходиться такой работник будет дешевле, а зависимость от нанимателя в этом случае будет почти кабальной. Но такая кабала людей не пугала — как не пугала и дальняя дорога, а ведь до пункта назначения, повторим, могли быть сотни верст. Для отходника века минувшего это было часто непозволительной роскошью.

Тот, кто занимается ассенизацией - системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор. Толковый словарь Ушакова 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Ассенизатор см.

Индустриализация в Российской империи — процесс создания промышленности в Российской Империи, в результате которого в аграрной экономике страны развился индустриальный сектор, позволивший повысить производительность труда и частично обеспечить национальную экономику необходимыми промышленными изделиями. Городское сельское хозяйство также городское фермерство или городское садоводство, англ. Городское сельское хозяйство может также включать животноводство, аквакультуру, агролесоводство, городское пчеловодство и растениеводство.

Эти виды сельского хозяйства могут также происходить в пригородных районах, а сельское хозяйство в этих районах более разнообразно. Великий голод в Ирландии ирл. Great Famine, известен также как Ирландский картофельный голод произошёл в Ирландии в 1845—1849 годы.

Голод спровоцирован эпифитотией фитофтороза — массовым заражением картофельных посевов на острове патогенным оомицетом Phytophthora infestans. Китайцы Сибири — этническая группа в населении Российской Федерации, проживающая на территории Сибири и Дальнего Востока. Засухи, неурожаи и голод на территории современной России, как и в других странах, часто случались в прошлом.

Картофельная революция нем. Kartoffelrevolution — беспорядки в Берлине в апреле 1847 года. Их причиной послужило плачевное положение большой части городского населения.

Поводом для начала волнений стал резкий рост цен на продовольственные товары в результате предшествующего неурожая. Волнения закончились спустя три дня после применения военной силы. События в Берлине в апреле 1847 года рассматриваются в исторической науке как предвестие Мартовской революции 1848 года.

Продолжает существовать и в настоящее время, хоть и в изменённом виде и не во всех слоях общества. Скрытая безработица — вид безработицы, который характеризуется фактическим отсутствием занятости при формальном сохранении трудовых отношений с работодателем. Данный вид безработицы обычно получает распространение в кризисные периоды государственной экономики, когда рабочая сила практически не используется, но и формально не увольняется.

Также скрытыми безработными называют людей, не занятых в трудовых отношениях и желающих найти работу, но официально не числящихся безработными. Начало продразвёрстки было положено правительством Российской Империи в ноябре декабре 1916 года и продолжено Временным в виде «хлебной монополии» , а затем и Советским правительством. Вахтовый метод — это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

В Российской империи было известно как отходничество. Малая металлургия кит. Кампания была ключевой составной частью пятилетки Большого скачка 1958—1963.

Кампания привела к обратному результату — разрушению индустриальной базы и необходимости сворачивать неэффективное производство низкокачественного металла.

Крестьянская миграция вновь началась с приходом НЭПа. Число отходников века XX растет, но дореволюционного уровня не достигает. Возрождению трудовой миграции в советский период способствует земельное законодательство СССР, предоставлявшее крестьянам расширенные земельные права. Ушедший крестьянин сохранял за собой право на землю на протяжении двух лет. Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли. Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной. Излюбленными районами отходников были Центральнопромышленный, Центральночерноземный, Средневолжский и Ленинградско-Карельский. По причине отходничества уровень городской безработицы возрос.

Высокий поток трудовой силы превышал потребности еще не до конца восстановленной промышленности. Правительство разрабатывало программы по расселению крестьян на незанятых землях. Но большинство отходников к этому времени уже утратило интерес к земледелию, поэтому государственная программа оказалась безуспешной. В эпоху коллективизации государство рассматривало отходничество, как разновидность протеста образованию колхозов. Руководство вновь созданных колхозов препятствовало уходу сельчан, грозило санкциями, даже исключало их колхозов. Однако государству важно было привлекать новые рабочие силы для развития промышленности, поэтому оно стремилось отрегулировать процесс переброса трудовой силы между селом и городом.

Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты

Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники - это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами.

Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села.

В отличие от остальных крестьян отходник - это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши - керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из это была завидная партия. Связывая свою жизнь с таким мужем, представительница прекрасного пола могла надеяться на устроенный быт и высокий социальный статус. Как только заканчивалась напряженная уборочная страда, многие крестьяне-мужчины и очень редко женщины предпочитали уехать из родной деревни на заработки в город, чтобы весной, к посевной, уже вернуться с деньгами и продолжить свою основную земледельческую деятельность.

На территории Верхнеландеховского района было развито множество отхожих промыслов, и этот исторический факт нашел подтверждения в разнообразных печатных источниках. Основная причина развития отхожих промыслов — это недостаток производимой крестьянами сельскохозяйственной продукции, который и заставлял искать дополнительный заработок. К сожалению, земли бывшего Гороховецкого уезда, к которому принадлежал и Верхнеландеховский район, отличались скудностью, то есть были неплодородными, и получить с них богатый урожай было трудно. Мало того, зачастую погодные условия: засуха или обильные дожди — вносили свою лепту в сельскохозяйственный процесс, обеспечивая повсеместные неурожаи. В дореволюционные годы территорию Верхнеландеховского района составляло три волости: Верхнеландеховская она включала в себя еще и все населенные пункты Симаковского сельского поселения, и деревню Старилово с окрестными деревнями , Мытская и Кромская. Если учитывать данные, указанные в «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» «Сведения о крестьянском хозяйстве», Гороховецкий уезд, выпуск II, Т.

Несмотря на кажущуюся близость друг от друга волостей и деревень, каждая имела свои промысловые особенности, в той или иной местности были развиты разнообразные ремесла. И человек, мастерски владеющий каким-либо промыслом, находил себе занятие в соседних волостях, а иногда даже губерниях, для этого было необходимо взять паспорт или билет , который бы разрешал им выезд за пределы места проживания и занятие отхожим промыслом. Упомянем самые распространенные: пильщики, офени, плотники, котельщики и т. Шло время, гремели над страной революции, унося с собой привычный уклад. Новое советское государство с ленинскими декретами перевернуло обычное бытие народа. Разные правители разрушали старый мир до основания, создавали новый социалистический строй.

Гремели масштабные коммунистические стройки, появлялись протяженные каналы, строились железные дороги — силами заключенных ГУЛАГА. Трудилось неустанно и относительно свободное население. Отхожие промыслы отмерли за ненадобностью. Теперь каждый в новом государстве был обеспечен работой и крепко привязан к месту. Но и такому глобальному социалистическому проекту, как СССР, было предрешено погибнуть. Его крах до сих пор сравнивают по своим губительным разрушительным масштабам с «тихой» гражданской войной.

И на обломках большой страны возникло новое общество: с рыночной экономикой и остальными прелестями загнивающего буржуазного строя. В1990-е годы, когда началось массовое закрытие предприятий, жители сёл и малых городов вновь занялись отхожим промыслом, казалось бы ушедшим безвозвратно. Давайте проследим сходства и различия прошлых и современных реалий. Пилить пилой, гнуться спиной Славились далеко за пределами своих волостей местные пильщики. Это была трудоемкая и тяжелая работа. В основном на работы отправлялись целые бригады, артели по 20-40 человек.

Работали в паре, поскольку приходилось большой продольной пилой «добывать» из бревна доски, в основном толстый половой тес. Трудиться начинали в октябре с Покрова или Успенья и до Пасхи, также был сезон с начала мая до Петрова дня середина июля. Заготавливали и «круглый» лес. В «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» сообщается: «Мытские пильщики известны давно и везде. Но последнее время, благодаря конкуренции машин, ряды пильщиков стали заметно редеть. Раньше из Верхнеландеховского района уходили в один Галич по 300 пар, теперь же только пар 30.

Но зато теперь и работа стала дороже, и живут на промысле лучше и чище. Ходят большей частью недалеко, по окрестностям, в своем уезде, под г. Владимиром …, и лишь незначительная часть пробирается за пределы губернии — в Рязанскую губернию и даже в Сибирь». Уже с пятнадцать лет подростку можно было идти и трудиться вместе с бригадой пильщиков, этот возраст считался достаточным, чтобы освоить эту профессию. Но практика, для того чтобы стать опытным продольным пильщиком, требовалась продолжительная - чтобы стать сносным работником, нужно было проработать более двух лет. Заработок трудяги считался по тем временам значительным.

Вот как описана эта трудоемкая работа: «Работа пильщиков - одна из самых тяжелых и поравняться может разве с землекопной. Принимаются за дело чуть свет и работают до тех пор, пока ничего не станет видно. Продольные пильщики кончают несколько раньше, так как им нельзя работать в полутьме — надо разглядывать черту, по которой пилится тес; поперечные же пильщики захватывают и весь вечер. Пятнадцати-восемнадцатичасовой рабочий день кажется короток не знающему устали пильщику, спешащему, несмотря на закат солнца, зашибить лишнюю деньгу… Можно ли удивляться, что в округе пильщиков свирепствуют по деревням ревматизм, колики в боках, какие-то удушья. Человек, проработавший 20 лет, уже не может разогнуть спины; захочет сделать в церкви земной поклон — не может подняться на ноги». Такая рабочая категория, как пильщики, продолжает существовать и по сей день.

Современные пильщики тоже трудятся в лесах Верхнеландеховского района, в соседних районах и даже нанимаются на работу на пилку леса в другие области. Существует и обратная связь: приезжают на работу в Верхнеландеховский район из других районов и даже других областей. Этот труд требует и сейчас большой затраты собственных сил, но, конечно, современная техническая оснащенность даже не снилась нашим далеким предкам. Двуручную пилу заменила бензопила, а доску любого размера и толщины изготовят на пилораме. И двое современных пильщиков за рабочий день могут заготовить в среднем 20-30 м3 круглого леса, о такой продуктивности дореволюционные пильщики даже мечтать не могли. Работая столь интенсивно, человек получает неплохую, по местным нынешним меркам, заработную плату: если работаешь на своей технике трактор , то данная величина составляет 25-40 тысяч рублей, без техники — около 15-20 тысяч рублей.

Большое подспорье в передвижении работников даже на далекие расстояния дает автомобиль, если работаешь в своем или соседнем районе, на работу в лес можно ездить каждый день из дома, после трудового дня возвращаясь назад. У наших далеких предков такой возможности не было, они уходили на промысел надолго, жили в бревенчатых избушках в лесу по 30-40 человек, спали на деревянных кроватях, сколоченных в 3-4 яруса, такие условия не назовешь комфортабельными. Когда разговор заходит об этой профессии, сразу же вспоминается удалая песня, в основу которой взят отрывок из поэмы великого русского поэта Н. Некрасова «Коробейники». Они еще называются «игольщики» или «коробейники». Мытская волость насчитывала 124 человека, занимающихся этим видом деятельности, из Мыта и деревень: Маклаково прослеживается этимология - «маклак» - мелкий торговец , Петелино, Подраменье, Князьково, Криковская в источнике «Материалы для оценки земель Владимирской губернии» этот населенный пункт значится как Крюковская , Детково, Высоково, Чихачи.

В Кромской волости задействовано уже большее число - 202 человека из деревень: Агафониха, Поневерье, Б. Молябуха, Б. Во времена крепостного права ходили офени исключительно от хозяина по 20-30 человек. После освобождения от крепостной зависимости стали работать самостоятельно, имея собственный небольшой капитал в 5-20 рублей. Приходя в очередной город, офеня пускал весь свой капитал в оборот, скупал в городской лавке различный мелкий товар: бусы, платки, крестики, ленты, кольца, кружева и многое другое — который сбывался иногда в этом же населенном пункте или в окрестных деревнях и селах. Зачастую товар расходился настолько быстро, что эту лавку приходилось посещать по несколько раз на дню, приобретая новую «мелочь».

Не хватает у местных щеголих денег, офеня сейчас их выводит из затруднения: берет вместо денег и холст, и тальки, и лен, и даже тряпки. Все это он сбывает в другой деревне, часто соседней, сбывает с выгодой» источник см.

Научная новизна исследования заключается в том, что... Автор ы Алиева Фатима Абдуловна.

Нижегородцы каменщики, штукатуры работают в столицах, в Пермском крае, в Закаспийском крае, в Бухаре; крючники — на Волге от Нижнего до Астрахани; немало нижегородцев на всякого рода речных промыслах Камы и Дона; плотники, судостроители расходятся в СПб. Из Орловской губернии отход направляется в СПб. Доходность Такие передвижения требуют огромной непроизводительной траты времени, часто вознаграждаемой лишь весьма слабо. Опрос более 1000 чел. Этот расчёт сделан ещё в начале 1880-х годов и обнимает слишком малое количество случаев, чтобы из него можно было сделать общий вывод; но и последующие расчёты приводили исследователей к сходным результатам. По данным г. Полтавские отходники зарабатывают за вычетом дорожных расходов 15-20 рублей, редко 30-40 рублей. Заработок, приносимый домой орловскими косарями, вычислен, в среднем, в 25 рублей, а прочими сельскохозяйственными рабочими, в 32 рублей; для определения чистого заработка из этих сумм надо вычесть деньги, взятые рабочими с собой из дома в отход — в среднем ок.

Отхожие из Воронежской губ. Приблизительная близость всех этих вычислений свидетельствует об очень дешёвой оплате труда земледельческих отходников промышленников, сравнительно с большим количеством времени, которое они затрачивают на заработки. Расстояния, которые приходится преодолеть рабочим, измеряются сотнями верст и превосходят иногда тысячу Воронеж — Владикавказ по железной дороге 1264 в. Передвижения их происходят не часто при помощи улучшенных путей сообщения железных дорог, пароходов , главным образом по отсутствию у рабочих средств на проезд. Опрошенные на Курско-Харьковско-Азовской жел. Такое же исследование в Херсонской губернии 1894-95 показало, что из всего числа опрошенных 56,5 тыс. Масса времени тратится также рабочими и по причине безработицы, которая может происходить или от уменьшения спроса, или от скопления больших масс рабочих в одних местах. Эти скопления вызываются нередко ложными или преувеличенными слухами о размерах спроса на труд и о высоте урожаев в разных местностях и ведут, с другой стороны, к тому, что в иных пунктах чувствуется крупный недостаток в рабочих, влекущий за собой даже оставление нив несжатыми такие случаи наблюдались, напр. Поэтому и плата летним рабочим часто колеблется весьма значительно напр.

Все это в сильной степени сокращает выгодность земледельческих отхожих промыслов. Описания их переполнены рассказами о том, что многие рабочие возвращаются нередко без всякого заработка, потратив непроизводительно рабочее время и деньги, взятые из дома и часто занятые за крупные проценты. Нищенство среди отходников довольно часто. Гонимые нуждой на дальние заработки, они принуждены бывают иногда харчиться на обратном пути «Христовым именем». Такие явления, по свидетельствам исследователей, далеко не чужды и городским, и иным видам отхожих промыслов. Условия труда Отход развивает и болезненность населения. Условия питания, жилища, одежды отхожих во время пути крайне неблагоприятны. Отсутствие или скудость помещений для рабочих, недостаточное питание и усиленные размеры рабочего дня в Херсонской губернии — 12,5-15 ч. Поэтому некоторые эпидемические болезни особенно — органов пищеварения , малярия, заразные формы сифилиса, болезни органов обоняния, дыхания, зрения особенно при молотьбе и туберкулёз, дают среди пришлых рабочих повышенный процент заболеваний, сравнительно с местными.

Известна только одна попытка несколько облегчить эту суровую обстановку земледельческого отхода. Херсонское губернское земство учреждает с 1893 года каждое лето в разных местностях губернии «лечебно-продовольственные пункты» в 1895 году — 17 в специальных помещениях или наёмных квартирах; руководителями дела являются участковые и санитарные врачи, в помощь которым приглашаются студенты-медики старших курсов и фельдшерицы.

Что оно собой представляет? Представим абрис феномена, основываясь на результатах наших полевых исследований отходничества в 2009-2012 годах. Наши основные полевые исследования проводились в 2011 и 2012 годах при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хамовники». Но эпизодические исследования отходничества велись нами и в 2009-2010 гг. Таким образом, в течение четырёх последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляли систематический сбор материалов, имеющих отношение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов отрабатывалась и методология исследования отходничества. В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления.

Акцент был сделан на качественные методы, на проведение наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями. Многие дополнительные материалы, как-то статистические и отчётные данные местных властей, архивные источники имели второстепенное значение. Приводимые ниже общие сведения о нынешнем российском отходничестве и об отходниках базируются именно на интервью и непосредственных наблюдениях в двух десятках малых городов европейской части России и некоторых сибирских районах. Первый характеризовал собственно возникновение и нарастание массового отхода в малых городах европейской части страны, второй этап — перемещением источников отхода на восток страны и «вглубь района», из малого города в деревни. Важнейшей особенностью первого этапа было быстрое возобновление восстановление отходничества в малых городах преимущественно в тех же областях, что и в имперские времена. Это процесс в середине 90-х был инициирован преимущественным действием двух факторов. Первый — это полное отсутствие рынка труда именно в малых городах вследствие «схлопывания» всякого производства в них, остановка и банкротство крупных и малых государственных предприятий в начале 90-х годов. Внезапное отсутствием работы и, соответственно, средств к жизни сразу у многих семей в таких городах усугублялось неразвитостью или даже полным отсутствием здесь подсобного хозяйства, которое в то время позволяло сельским семьям много легче пережить развал колхозов и совхозов. В те годы я бывал в посёлках, где мне рассказывали про случаи голодных смертей.

А тот факт, что в те годы до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть, имел такие широкие масштабы именно в малых городах и посёлках, что даже не рассматривался как общественная катастрофа. Именно это безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, среди которых отхожий промысел с каждым годом — по мере развития рынка труда в областных и столичных городах — становился всё более массовым источником. Но если этот первый фактор явился движущей силой отхода, то второй — невозможность семье переселиться ближе к месту работы в силу общеизвестных особенностей нашей жилищной системы несмотря на, а скорее даже благодаря весьма условной приватизации жилья — явился как раз фактором, определившим специфику трудовой миграции в форме отходничества. Без «прикреплённости» к квартире, к дому, современное отходничество не приобрело бы нынешних масштабов. Но для большинства семей издержки переезда на новое постоянное место жительства оказались выше издержек, связанных с хоть и длительной, но временной отлучкой одного члена семьи. Второй этап развития современного отходничества складывается с начала 2000-х годов, протекает на наших глазах и характеризуется смещением его из районных центров малых городов и посёлков в сельскую местность. Вызвано это, по-моему, экономической стабилизацией и ростом, которые привели к тому, что в малых городах были восстановлены прежние предприятия и возникли многие новые. Помимо новых рабочих мест, вернувших бывших отходников домой, в структуре занятости населения произошли и другие интересные изменения, связанные, по словам С. Кордонского, с «достраиванием вертикали власти до уездного уровня», осуществлённым в первые два срока президентства В.

Распространение отходничества. Отхожие промыслы

Кто такие отходники? Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Кто такие отходники? Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. крестьяне, уходящие (отходящие) из мест постоянного проживания на заработки в города.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий