Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. сексуальный партнер - опекун - покровитель (материальное обеспечение и принятие наиболее важных решений).
Виды супружеских стилей
До сих пор такой временный брак весьма распространен в большинстве исламских стран, нередко являясь скрытой формой проституции. Правда, поставить это дело на поток никак не получится, так как, согласно шариату, женщина после временного брака должна ждать три с лишним месяца, чтобы вступить в следующий брак а то вдруг она беременна от прежнего супруга? Брак чужеземца Дети в малочисленных, ведущих закрытый образ жизни племенах продолжали рождаться хиленькими, поэтому в таких условиях пришлось срочно придумать способы вносить свежую кровь в генетический рацион. Интересный обычай «брак чужеземца» мы встречаем и у ряда северных индейцев, и у некоторых племен Тибета, и у российских северных народов — скажем, чукчей и эвенков. Любой странник, которого ехидная рука провидения приводила в деревню, попадал на собственную свадьбу. В самых интересных случаях — сразу со всеми местными дамами в фертильном возрасте; в облегченной версии — с дочками-женами хозяина дома.
И пока все положенные красавицы не будут дорогим гостем оприходованы, сидеть ему под надзором, питаться самой жирной пищей и вздрагивать от ужаса при виде очередной порции разукрашенных невест, направляющихся к его хижине. Мы бы признали этот способ брака наилучшим из всех возможных, если бы не то прискорбное обстоятельство, что нередко по окончании свадебных торжеств невольного жениха приносили в жертву — для закрепления эффекта освежения крови. Но какие-то положительные моменты в этом способе брака, несомненно, есть. Групповой брак Еще один тип брака, некогда распространенный по всей планете, а сейчас изредка встречающийся, например, в Центральной Африке, — групповой брак. Он возник, когда люди осознали роль отца в зачатии и сумели связать близкородственную связь с рождением больных детей.
Это стало обрастать всевозможными табу, и в ряде племен придумали следующую штуку: всех подростков, прошедших инициацию и считавшихся отныне взрослыми, сразу после испытаний нередко весьма кровавых и опасных заодно и женили. Сразу всех, друг на друге. Отныне и навсегда они имели право спать только с представителями своей инициационной группы, а попытки пообщаться с дамой из другой группы приводили ко всяким печальным последствиям типа кастрации, утопления и кормления собой крокодилов. Обряды инициации проходили раз в несколько лет для всех подростков деревни в возрасте от 12—13 до 17 лет. Родившиеся дети считались общими, а вот имущество опять-таки наследовалось обычно матрилинейно.
Этот вид брака тоже считается примитивным, но иногда попытки воссоздать групповые браки происходят и в более развитых обществах. Например, такие коммуны пытались устраивать пролетарские активисты в России и первопоселенцы в Израиле начала XX века: молодая семья из 10—20 человек обоих полов селилась вместе и сообща делила все тяжести, невзгоды и постели, которые посылала им судьба. Примитивный промискуитет В свое время этнографы, жадно устремившиеся в разнообразные джунгли мучить дикарей расспросами и выяснять, как жило человечество в начале времен, были премного разочарованы. Разочарование было вызвано тем обстоятельством, что бессовестные первобытные племена жили как хотели, каждое на свой лад, и понять, какой из этих ладов древнее и натуральнее, представлялось совершенно невозможным. Например, у многих совсем взаправдашних дикарей уже были сложные семьи с массой табу.
А другие, гораздо более продвинутые в техническом отношении, могли заниматься любовью как кролики: все со всеми, без каких-либо правил и ограничений. Последний принцип был назван «примитивным промискуитетом». Его можно до сих пор встретить и у индейцев Амазонки, и на некоторых островах Океании, например. Семейные группы по 40—50 человек живут сообща; любая пара, почувствовавшая вдруг приступ взаимной симпатии, имеет полное право тут же ее удовлетворить например, в специальных «хижинах для любви». Дети воспитываются сообща всеми взрослыми, при этом они знают свою мать, но никогда не спросят, кто их отец, потому что в языке этих счастливых народов даже нет такого слова.
Существуют люди, которые чувствуют себя комфортно в основном в роли экспериментатора или созерцателя. Кто-то претендует на роль пажа, кто-то на роль любовника. Наконец, есть ориентации на роли обманщика плута и друга. У кого-то есть потребность быть в роли ребенка или отца. Каждому из этих мужских вариантов существуют соответствия в женских ролевых предпочтениях: есть женщины, предпочитающие быть хозяйками, княжнами, служанками, экспериментаторами, любовницами, мошенницами, матерями или дочками. Дейнега считает, что многим из нас хочется вести себя в соответствии с одной из перечисленных ролей. Если человеку хочется, чтобы его воспринимали или принимали в той или иной роли, он соответствующим образом строит свое поведение с окружающими его людьми. Претендуя на роль князя, он не только ожидает, но и требует от других почтения, на роль хозяина — послушания, на роль экспериментатора — беспрекословного подчинения и т.
Понятно, что огромное количество конфликтов будет возникать именно тогда, когда оба супруга претендуют не на взаимодополняющие, а на взаимоисключающие роли. Так, постоянно ссорятся князь и княгиня княгиня и слуга находят общий язык , с трудом понимают друг друга и постоянно ссорятся два человека, один из которых хотел бы быть другом, а второй — ребенком, отцом, матерью, любовницей и т. Все это реальность, которая плохо поддается анализу, потому что человек не всегда может точно определить и сформулировать для себя свои ролевые предпочтения. Но когда он их осознает и поймет, он сразу начинает улавливать, чего ему недостает в поведении супруга. А не хватает ему именно дополнения — того, чтобы признавали его превосходство, если он на него претендует, чтобы признавали право на капризы, если он считает себя внутренне ребенком, признавали право на то, чтобы он делал выговоры, замечания и упреки если он претендует на роль родителя, отца, матери. Любая из социальных или межличностных ролей усваивается человеком еще в детстве в среде сверстников и в родной семье. Эта роль становится привычкой, основной манерой поведения. К сожалению, привыкнув к определенной роли и манере поведения, молодой супруг часто не учитывает особенности семейной ситуации и личностно-ролевой позиции своего брачного партнера.
Поэтому очень важно правильно осознавать уместность роли, которую избирает каждый из супругов, ее соответствие ситуации и согласованность с предпочтениями друг друга. Чешский психотерапевт С. Кратохвил на основании многочисленных данных своего практического опыта пришел к выводу, что ролевое поведение супругов в семье, особенно в начальный период ее становления, связано с неосознанной тенденцией к повторению модели семьи своих родителей. Это может оказывать значительное влияние на отношения между молодыми супругами независимо от того, одинаковы ли обе модели или различны. При этом каждый из брачных партнеров обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола, дополняя эту роль своими представлениями о роли родителя другого пола. Формы родительских отношений выступают для молодых супругов в качестве своеобразного эталона, с которым они сверяют свои роли в собственной семье. На начальных этапах брака нередко проявляется уступчивость со стороны одного из супругов ради своего брачного партнера из желания приспособиться к нему первичная адаптация. Однако со временем возможен возврат к прежней программе поведения, которая не соответствует ролевым ожиданиям второго супруга, повторение ошибок и проблем своих родителей, что может отрицательно сказаться на стабильности супружества, привести к созданию условий для конфликта.
Обосновывая свою гипотезу о том, что модель родительской семьи оказывает влияние на модель семьи, которую создают впоследствии их дети, С. Кратохвил отмечает, что в браке партнеров из семей, представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба за власть или отмечается ее ошибочное поведение. Вероятность гармонического союза тем выше, чем ближе модели семей, из которых происходят супруги. Кроме того, для стабильного супружества немаловажное значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. Именно от этого зависит способность к идентификации и комплементарности взаимного дополнения в супружеских отношениях, легче осуществляется перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера в супружестве. Данная связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семье родителей это правило было названо «теорией дубликатов». Роль, которую играл каждый из супругов в родительской семье, может охарактеризоваться его положением порядок, пол среди братьев и сестер. Например, старший брат из одной семьи может идентифицировать себя с аналогичной ролью человека из другой семьи.
Однако взаимодействие и сотрудничество легче всего достигаются в общении с партнером, занимавшим комплементирующее положение. В частности, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительно устойчивый союз с женой, также имевшей старшего брата. При комплементарных ролях партнеры могут создать стабильную модель на основе сотрудничества. Каждый из них в родительской семье уже находился в подобной констелляции, что облегчает им кооперацию. Аналогично этому младший брат, у которого была старшая сестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать за ним. Жена, имевшая в родительской семье младшего брата, будет и к мужу проявлять подобное отношение, сохраняя прежнее поведение; союз будет стабильным и гармоничным. Таким образом, комплементарный брак можно рассматривать как такой союз, в котором каждый из молодых супругов занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Муж, например, в детстве хорошо усвоил роль старшего брата двух сестер; следовательно, он научился обращаться с девочками, чувствует себя ответственным за них, оберегает их и помогает им.
Если его жена имела старшего брата или братьев , то она легко приспосабливается к мужу, принимает его защиту, ответственность за нее, поддается его влиянию.
В эти же годы по Москве и Ленинграду пошли гулять шведские журналы и фильмы весьма вольного содержания, породившие в народе мнение об особой раскрепощенности шведов". Тогда же на экранах телевизоров очень кстати появилась восхитительная ABBA — две супружеские пары, певшие сладкими голосами о деньгах и о любви и один раз таки поменявшиеся партнерами. Самое интересное, что не только у нас Швеция считалась родиной раскрепощенности и вседозволенности.
Эти роли Т. Парсон и соавтор делят на инструментальные связанные с внешним окружением семьи и экспрессивные внутренняя деятельность в семье. При этом муж признается инструментальным лидером, а жена — экспрессивным. Затем, согласно Е. Антонюк, Ф. Най, обобщив исследования других авторов, выделил помимо этих ролей так называемые «новые роли»: психотерапевтическую, рекреационную, роль сексуального партнера.
По мнению Ф. Ная и цитируемых им авторов, эти роли появились благодаря выступающей на первый план эмоциональной функции семьи. Психотерапевтическая роль заключается в помощи, оказываемой супругами друг другу в решении проблем. Рекреационная роль — это обязанности по организации досуга семьи, деятельности, которой индивид занимается, прежде всего, для получения удовольствия. Роль сексуального партнера является «новой» для мужчин, по мнению Ф. Ная, именно как роль.
Супружеские взаимоотношения
Было бы иначе, он бы сам целых семь раз не разводился бы. С Лив Ульман, кстати, тоже... Что же такое произошло, что Юхан вдруг, вроде как ни с чего мелкие стычки и раздражающая мужчин женская эмоциональность не в счет охладел к жене после десяти лет брака? Большой любви, как сказано в фильме, и поначалу не было, она возникла потом — и опять-таки, видимо, не такая уж и большая, коль скоро он решился прямолинейно и беспощадно, не посчитавшись с чувствами Марианны может, так и надо, чего тянуть кота за хвост, когда ты уже решился заявить ей, что полюбил другую. Впоследствии выяснится, что другая ему тоже довольно быстро надоела, и он вновь навестит Марианну, нехотя, под её напором, с диким скандалом и даже дракой, подписав наконец разводные документы. Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни» …Вот и всё.
Точки расставлены, деваться больше некуда — теперь они чужие друг другу, возврата к прежнему нет: документ о разводе в данном случае имеет силу приговора, который обжалованию не подлежит... Развод важен прежде всего для нее, это мужчины любят неопределенность, она же не хочет больше мучиться, а хочет начать новую жизнь с кем-нибудь другим, с качественно иным, не похожим на Юхана, стремясь сама измениться, учитывая прошлые ошибки. Прошлого не вернуть, на то оно и прошлое. Но это в пересказе. Кстати говоря, я уже упоминала, что некоторым так и кажется — что, мол, история эта ни о чем, кроме печальной повести о непонимании, а таковых на свете несть числа.
И вот тут происходит нечто, что весьма сложно объяснить словами, какими бы изощренными и витиеватыми они ни были: можно сказать, что это чудо но будет все равно непонятно , можно — что «нечто», что всегда присуще Бергману, у которого даже за неподвижным планом, скажем, стола в комнате, всегда кроется такой громадный мир, что страшно сказать. Можно придумать еще десятки способов литературно объяснить состояние непреходящего, как это ни странно звучит, ужаса может, ужас — неточное слово, это же не хоррор все-таки , который сопровождает тебя во время просмотра. Не говоря уже о послевкусии, когда фильм еще долго стоит в твоей голове, застряв там, видимо, навечно. Тоска по несбывшемуся, по раю, который постоянно от нас отодвигается, по тому, чего никогда не достигнешь, даже если будешь внешне вести себя так, будто уже достиг, по той гармонии, каковой лишен современный человек да, думаю, хоть и средневековый, любой , по тому, что невозможно и непостижимо — вот что это такое. Способы, при помощи которых Бергман добивается подобного эффекта, мне кажется, никому не понятны, включая, как ни странно, его самого: ну, сами подумайте, он что, специально, что ли, заставляет играть Ульман и Юсефсона «экзистенциальный» ужас перед бездной жизни?
Что это за этюд такой: а сейчас, господа, играем ужас перед какой-то там «бездной»? Смешно же. По-видимому, искра, пробегающая между этой парой Лив, мне кажется, переиграла здесь Юсефсона, хотя он актер выдающийся и Бергманом — тоже не слишком поддается артикуляции. Неизвестно, как оно было на самом деле, может, как у Феллини, который требовал от Мастроянни и Мазины слышать какой-то там «гул» предполагалось, не меньше, чем Вселенной, - он ведь просил от них, причем буквально, «гула» из-под земли. Поставьте себя на их место: какой еще, к черту, гул?
Как его услышать-то? Чего от меня, господи прости, хотят, при моей-то технике, умении вжиться в роль, разнообразии приемов, десятка имеющихся в моем распоряжении масок, мгновенного преображения и чего-то еще, что делает меня уникальным и знаменитым, и пр.?
В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну. Типичные задачи и проблемы на разных стадиях жизненного цикла семьи. Родители маленьких детей не встречают тех трудностей, что родители подростков.
Жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом: 1. Период ухаживания. Фаза без детей. От начала проживания вместе или в браке до рождения первого ребенка. От рождения первого ребенка до рождения последнего.
Семья с маленькими детьми. Фаза зрелого брака. Период воспитания детей, до того момента, когда первый ребенок покидает дом. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом. Супруги снова одни после отъезда всех детей.
Фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после смерти другого. Существуют, однако, многочисленные семьи, которые не подходят ни под одну из схем. Например, семьи с детьми сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, семьи с одним из родителей, или семьи, проживающие совместно с родителями одного из супругов, и т. Тем не менее, такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений. Некоторые переходы для семьи сделать легче, в то время как другие представляют проблемы.
Например, для одних супругов приспособление к фазе рождения детей может быть достаточно болезненным, в то время, как другая молодая пара будет очень счастлива с появлением детей и сможет хорошо управлять их интегрированием в семью, но позднее может быть неуспешна в «разрешении уйти». Обычно, именно в переходный период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее. Для некоторых этот период чрезмерно затягивается.
Рубрика: 19. В ролевой структуре семьи выделяют конвенциональные и межличностные роли.
Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением и устанавливают постоянные права также прямые обязанности членов семьи, регулируются правом, моралью, традициями. Межличностные роли индивидуализированы, формируются определенным характером межличностных взаимоотношений в семье, их индивидуальными отличительными чертами, неповторимым опытом домашнего межличностного общения. Ролевая структура семьи гарантирует эффективное ее функционирование и удовлетворение нужд абсолютно всех ее членов с учетом последующих условий: ролевая слаженность; согласованность ролей, производящих целую систему, как во взаимоотношении личных также домашних ролей; удовлетворенность нужд личности в рамках семьи и всех ее членов; соотношение способностям личности, в отсутствии ее «ролевой перегрузки»; умение членов семьи гибко работать в нескольких ролях. Типичной проблемой ролевой структуры современной семьи, где оба супруга работают, считается ролевая перегрузка и проблема идентичности работающей женщины. Суть подобного ролевого инцидента в несовместимости ролевых ожиданий также неосуществимости исполнения субъектом, занимающим определенное общественное положение, указанных и установленных им ролей.
Это вписывалось в теории «прогрессивных шагов», которые определили признаки возникновения большего равенства между супругами, по мере того как нуклеарная семья становилась нормой. В «Симметричной семье» 1974 г. Уилмотт и Янг представили теорию для объяснения изменяющихся отношений внутри семьи. Они провели исследование 1928 человек, живущих в Лондоне, и доказали, что сегрегированные роли большой семьи почти исчезли. Возникал новый тип сконцентрированной на доме, замкнутой семьи, в которой муж и жена были равноправны и не считали семью женской сферой. Они не рассматривали роли мужчин и женщин как взаимозаменяемые - подобно Парсонсу. Они были уверены в том, что равноправия между мужем и женой можно достичь разделением работ на мужские и женские. Они видели в семье «убежище», в котором мужчины могли отдохнуть после скучной и тяжелой работы и удовлетворить свои личные потребности в нерабочее время.
4.Распреление ролей в семье.
Эти убеждения касаются их взаимоотношений и обычно не подвергаются сомнениям со стороны тех, кто в них вовлечен, несмотря на наличие искажений, которые они могут в себе содержать. Легенды — это своего рода гомеостатический механизм, их цель заключается в поддержании «устойчивого состояния». Семейная легенда служит для обоснования устойчивости взаимоотношений и защищает индивидуума от критического взгляда на реальность. Согласно В. Сатир, семейные нарушения — это часто следствия существующих мифов, которые удерживают жизнь семьи в определенных границах. Легенда может иметь четкую связь с культуральными мифами, такими как идеализированные представления о браке и семейной жизни, преподносимые по телевидению, в фильмах и литературе. Некоторые наиболее распространенные мифы легенды : - счастливые супруги не спорят, большинство людей находят удовлетворение всех своих потребностей в системе семьи; - пространственная близость необходима для сплоченности семьи. Этот миф создает огромные проблемы в тех случаях, когда отсутствие кого-либо из членов семьи является неизбежным в случае вступления в брак, смерти, поступления детей в учебные заведения и т.
Более тесно связаны с семейными дисфункциями специфические фамильные легенды. Например: - все наши дети получают великолепные оценки в школе; - женщины в нашей семье немножко сумасшедшие; - наша семья много работает, а другие люди, вероятно, всегда получают пособия. Другими примерами семейных мифов могут являться: «Мать — больной человек», «Я хочу для вас только добра», «Джон — просто ребенок». Кратохвилл относит к мифам супружеской жизни представление о том, что если что-то не в порядке, то в этом повинен один из супругов; и, как правило, виновным бывает другой: «Это твоя ошибка» или «Если бы ты изменился, все было бы в порядке» Кратохвил С, 1991. Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 3098. Нарушение авторских прав ; Мы поможем в написании вашей работы! Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности... Обзор компонентов Multisim Компоненты — это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями... Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм... Решение Постоянные издержки FC не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...
Семьи, как счастливые, так и наоборот, могут быть удивительно разными. Потому что люди — существа творческие, склонные к экспериментам и легко меняющие свои привычки.
Мы прошерстили мировую историю с этнографией и собрали коллекцию самых любопытных типов супружеских отношений. Некоторые из них, кстати, даже необязательно преследуются сегодня по закону. Может, наконец и ты подберешь какой-нибудь вариант себе по вкусу. Сакральный брак Так как эпическое сознание не очень умеет отличать человека, скажем, от ежика, то неудивительно, что людям казалось разумным улещивать духов, силы природы, зверей и растения, отдавая им себя без остатка. Чтобы река не забывала разливаться в соответствующий срок, нужно выдать ее замуж за симпатичного юношу. Чтобы финик исправно плодоносил, можно выделить ему жену из самых красивых барышень племени. Практически все культуры так или иначе проходили стадии сакральных браков.
Сакральные браки существуют до сих пор во многих культах. Например, христианских монахинь совершенно неслучайно именуют «христовыми невестами»: ноги этого образа растут именно отсюда. Полиандрия Многомужество — явление редкое, встречается лишь у некоторых народов например, у ряда племен, населяющих Мьянму. Обычно это весьма мирные народы, которым география или история позволила долго существовать без войн — так долго, что начинался гендерный перекос. Девочек всегда рождается меньше, чем мальчиков, смертность во время родов также косит женскую часть общества, и если войны не прореживают мужчин, то женихов становится значительно больше, чем невест. При полиандрии на одной женщине женятся обычно мужчины одной семьи братья, сын и овдовевший отец, дядя и племянник и т. Потому что вдвоем или втроем, понятное дело, проще заплатить выкуп за невесту ее родителям, чем приобрести жену каждому в отдельности.
Иногда «пользование» невестой происходит по очереди, с точным вычислением сроков зачатия, чтобы установить отцовство. Но чаще дети просто признаются детьми всех потенциальных отцов. Скучно, в общем. Левират Это древнееврейская норма, при которой женщина «выходила замуж за семью». Если ее муж умирал, то супружеские обязанности должен был исполнять его брат или отец. При этом дети, рожденные вдовой, все равно считались детьми покойного. А самое печальное, что собственной законной жены этому и.
Несправедливо, мы считаем! Патриархальный моногамный брак Этологи считают, что для нашего вида стремление к справедливости является важным элементом стратегии группового выживания. Традиционный патриархальный брак предполагает, что пара свято хранит верность друг другу, мужчина не несет свои гены в чужие дома, а женщина строго следит за своими яйцеклетками.
По данным опроса юноши ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с главенствием мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а девушки придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми работами и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью. Последние записи:.
Существует также групповой брак. Был распространен в первобытном обществе, но существует и сейчас. Один из вариантов — свингерство обмен брачными партнерами. В настоящее время юридически нигде не признан. В большинстве обществ принята полигиния, но даже в них подобные браки составляют меньшинство среди всех заключенных браков. Поэтому большинство браков в мире относится к моногамии. Полиандрия — самая редкая форма брака. Существует на Тибете. Причины полиандрии на Тибете - экономические. Из-за недостатка земли, надел после смерти отца не делится, а передается всем братьям. Прокормить на таких наделах несколько семей невозможно, и братья берут одну жену. Персональное отцовство в такой ситуации особого значения не имеет, так как все сыновья совместно унаследуют тот же надел. Полнотой власти в такой семье обладает старший из братьев. Все общества в той или иной степени регулируют способы прекращения брачных отношений. Общество заинтересовано в поддержании семьи и ее стабильности, поэтому обычно развод бывает затруднен. Могут создаваться привилегии для одной из сторон. Семья — это социальный институт и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семьи различаются по структуре, типу властных структур, местожительству и т. По своей структуре: нуклеарные и расширенные; полные и неполные. Нуклеарная — включает родителей и их детей, то есть два поколения. Расширенная может также включать третье поколение, других родственников и лиц. Когда-то домашние рабы или ученики средневекового мастера, живущие в его доме считались членами его семьи. Полная семья имеет обоих супругов. В неполной семье один из супругов отсутствует вследствие смерти или развода. Семья созданная без брака, с одним родителем является альтернативной. В большинстве случаев это мать и ее ребенок. По типу властных структур: патриархальные власть мужа , матриархальные власть жены и эгалитарные примерно равное распределение власти. По выбору местожительства: патрилокальные живут с родителями мужа , матрилокальные живут с родителями жены , неолокальными проживают отдельно. Тенденции развития семьи. Сокращение числа людей вступающих в брак. Рост числа разводов. Рост числа неполных семей. Рост числа сожительств. Рост числа повторных браков и соответственно семей, где есть пасынки и падчерицы. Падение рождаемости. В некоторых странах рожденные дети не возмещают численно поколение родителей. Рост числа внебрачных рождений. Рост недовольства женщин браком. Они чаще являются инициаторами развода. Рост числа альтернативных семей. Функции семьи и брака.
Виды супружеских стилей
Источники древности История возникновения основных видов супружеских ролей имеет свои корни в древности. Существуют множество теорий относительно развития супружеских отношений, которые говорят о том, что они не стоят на месте, постоянно развиваются и видоизменяются. Главная» Вопросы и ответы» Кто придумал основные виды супружеских ролей.
Рекомендуемые статьи
- Патриархат
- Кто придумал основные виды супружеских
- Мужские и женские роли в отношениях и в семье: кто главный?
- Презентация на тему Супружеские взаимоотношения
- «Сцены из супружеской жизни»: Мужчина vs Женщина
Р - Распределение ролей в семье
Основные виды супружеских ролей. Типы семей по распределению ролей. К. Киркпатрик [1] выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Кто придумал основные виды супружеских ролей. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе.
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА
Хоманса Homans, 1961 и П. Блау Blau, 1964 , следует гедонистической, утилитаристской идее, согласно которой люди стремятся к максимальному увеличению своих частных вознаграждений. Этот подход предполагает, что вознаграждения можно обрести только в ходе социального взаимодействия, и поэтому люди, взаимодействуя друг с другом, стремятся к вознаграждениям. Теория обмена обнаруживает сходство между социальными взаи модействиями и экономическими или рыночными трансакциями, которое заключается в ожидании отдачи от вложений. При этом основной парадигмой является модель взаимодействия между двумя людьми. Акцент в данном случае делается на взаимности, хотя основой обмена остается расчет, не предполагающий полного доверия или общих моральных установок.
Кто придумал супружеский долг? Теперь перейдем к самому вопросу — кто придумал супружеский долг? Нельзя сказать однозначно, что это сделал мужчина или женщина. Обязательства в супружеских отношениях были установлены обществом и культурой в целом.
Имея в виду, что в историческом плане общество было патриархальным, можно сказать, что идея супружеского долга скорее была инициирована мужчинами. Однако, женщины тоже получали выгоду от такого обязательства, поскольку оно дает им верность и финансовую поддержку. Кому нужен супружеский долг?
Именно от этого зависит способность к идентификации и комплементарности взаимного дополнения в супружеских отношениях, легче осуществляется перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера в супружестве.
Данная связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семье родителей это правило было названо «теорией дубликатов». Роль, которую играл каждый из супругов в родительской семье, может охарактеризоваться его положением порядок, пол среди братьев и сестер. Например, старший брат из одной семьи может идентифицировать себя с аналогичной ролью человека из другой семьи. Однако взаимодействие и сотрудничество легче всего достигаются в общении с партнером, занимавшим комплементирующее положение.
В частности, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительно устойчивый союз с женой, также имевшей старшего брата. При комплементарных ролях партнеры могут создать стабильную модель на основе сотрудничества. Каждый из них в родительской семье уже находился в подобной констелляции, что облегчает им кооперацию. Аналогично этому младший брат, у которого была старшая сестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать за ним.
Жена, имевшая в родительской семье младшего брата, будет и к мужу проявлять подобное отношение, сохраняя прежнее поведение; союз будет стабильным и гармоничным. Таким образом, комплементарный брак можно рассматривать как такой союз, в котором каждый из молодых супругов занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Муж, например, в детстве хорошо усвоил роль старшего брата двух сестер; следовательно, он научился обращаться с девочками, чувствует себя ответственным за них, оберегает их и помогает им. Если его жена имела старшего брата или братьев , то она легко приспосабливается к мужу, принимает его защиту, ответственность за нее, поддается его влиянию.
Роли обоих супругов дополняют друг друга. Подобным комплементарным браком является брак мужчины, который в родительской семье имел старшую сестру или сестер , с женой, имевшей младшего брата или братьев. В этом случае следует ожидать, что жена возьмет на себя все заботы и руководство семьей. Вместе с тем между супругами могут возникнуть разногласия на почве главенства и пола, если их семейные роли по модели брата и сестры окажутся некомплементарными.
Примером таких разногласий может служить супружеский союз, в котором муж был старшим среди братьев в родительской семье, а жена имела только младших сестер. Оба супруга будут претендовать на главенствующую роль; у каждого из них были только братья или только сестры, и они не привыкли жить со сверстником противоположного пола. Аналогичная ситуация складывается, когда мужчина, имевший только старших братьев, женится на девушке, которая была самой младшей среди сестер. Оба супруга предпочитают быть зависимыми, не стремятся к главенству, не хотят брать на себя ответственность за другого.
Вместе с тем они не умеют обращаться со сверстником противоположного пола. Лица, не привыкшие в родительской семье к контактам со сверстниками, скорее будут искать в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для таких лиц имеет брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру например, муж, бывший единственным ребенком, и жена, имевшая младшего брата. Наихудший прогноз имеют браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье.
Ролевое поведение в браке во многом будет зависеть также от того, будут ли партнерские комбинации конгруэнтны совмещаться, совпадать , соответствовать представлениям и ожиданиям друг друга. В подобном случае партнеры легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. При этом конгруэнтность семейных ролей может сочетаться их комплементарностью. В соответствии с этим положением была предложена следующая классификация ролевого поведения и ролевых ожиданий супругов.
Партнер, ориентированный на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы любви, существенное значение для него имеют сентиментальные символы: он чувствует себя обманутым, когда партнер отказывается играть с ним в эти романтические игры. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности; он ответствен и трезв в оценках. Хорошо приспосабливается к жизни, несмотря на то, что партнер не ведет себя таким же образом.
Может ошибаться в отношении переживаний своего партнера. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет для себя такого же спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Не претендует на романтическую любовь и принимает обычные тяготы семейной жизни как неизбежные обязанности. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру.
Стремится избежать излишней интимности в отношениях и хочет, чтобы партнер относился с уважением к этим его требованиям. Некоторые из партнерских комбинаций вполне конгруэнтны. Например, независимый партнер вступает в брак с таким же независимым или с рациональным партнером. Другие супруги могут строить свои отношения по принципу комплементарности, как, в частности, «родительский» партнер с «детским».
Рассмотрим некоторые из них. Так, М. Гуслова определяет семью как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства; она как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль как общественном развитии в целом, так и в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации [10]. Видный специалист в изучении семьи А. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [41]. Белова и Е. Ращикулина понимают под семьей общность людей, основанную на единой общесемейной деятельности и связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [5].
Таким образом, анализируя представленные точки зрения на трактовку понятия «семья», мы пришли к выводу, что для отечественных и зарубежных психологов характерны два ведущих подхода к пониманию семьи. Первый подход рассматривает семью как группу индивидуумов, у которых имеются как общие, так и различные интересы, а семейный контекст представляется как среда, в которой личность социализируется и развивается. Второй психологический подход рассматривает семью как целостную систему, которая не сводится к суммарной совокупности ее членов. Такой подход зародился в зарубежных исследованиях С. Минухин, М. Боуэн, В. Сатир , а так же стал интенсивно развиваться в отечественной психологии А.
Черников, А. Я Варга. На сегодняшнее время ведущим представлением о семье является представление как о системе, включающей в себя определенные функции, задачи, структуру, циклы жизнедеятельности. Таким образом, семья - это социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, то есть это совокупность элементов и их свойств, связи и отношения между которыми динамичны. Видение семьи как малой группы является важным направлением исследований в сфере семейных отношений. Важными становятся вопросы функционально-ролевой, коммуникативной, социометрической структуры семьи, обусловленной субъективным восприятием членами семьи своих ролей и статусов доминирующего - подчиненного, любимца - изолированного и др. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплоченности, уровню развития семьи как целостного образования, процесса группового нажима, лидерству, конфликтам, психологическому климату, признакам здоровой и дисфункциональной семьи и прочее.
Любые изменения жизнедеятельности семьи деятельность, общение, отношения ее членов могут рассматриваться как групповые процессы 6. Кроме того, среди исследователей нет единой трактовки понятия «молодая семья». Некоторые социологи А. Антонов, С. Голод, И. Каткова, П. Рубина, Б.
Урланис и др. Исследователи Л. Карцева, Е. Васильев к молодой семье относят семьи, у которых стаж совместной жизни составляет три года, где супруги состоят в первом браке, и при условии, что оба они не достигли тридцатилетнего возраста [13]. Самохина и А. Колесник считают, что продолжительность брака должна составлять 5 лет включительно, ведь именно к этому времени молодые имеют, по крайней мере, одного ребенка, и таким образом, заканчивается один из этапов жизненного цикла семьи [26]. Смирнова под молодой семьей понимает семью на этапе от момента заключения брака до рождения ребенка [30].
Акцент на возрастную составляющую, а также на наличие или отсутствие детей, стаж брака, дается в определении Н. Таировой, для которой молодая семья - это «семья, существующая в первые три года после заключения брака в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака , в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка [33]. Фетисова определяет молодую семью как семью в первые три года после заключения брака в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет [38]. Характеризуя молодую семью, З. Хамитова отмечает, что молодой считается семья с момента заключения брака или начала совместного проживания и до рождения первого ребенка. Главная задача этого периода - переход от состояния личной независимости к состоянию взаимозависимости супругов.
В это время решается также задача дифференциации от родительской семьи, если это не произошло ранее. Устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, разрешаются конфликты между личными и семейными потребностями [40]. Тяпкина определяет молодую семью как субъект воспроизводства населения и объект социальной политики - «это супруги активного репродуктивного возраста до 28 лет , проживающие совместно с момента фактического образования супружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любыми ориентациями на детность» [34]. Карцева и Е. Васильев под молодой семьей понимают малую группу, в которой возраст супругов составляет не более 35 лет, стаж - не более 5 лет, а брак является первым для обоих супругов. При этом такая структурная характеристика, как наличие или отсутствие общих детей, не отмечается в работах данных исследователей [13]. На наш взгляд, наиболее приемлемым является определение, данное Н.
Уразаевой, М. Асильдеровой, которые к молодой семье относили «семьи, в которых супругам не более 30 лет, стаж совместной жизни составляет не более пяти лет включительно, имеющие первый зарегистрированный брак». Однако следует отметить и некоторые отрицательные моменты, сложившиеся с отнесением той или иной семьи к данному типу. Например, многие социальные программы, в частности, «Молодая семья» и «Жилище», закрепляют за молодой семьей возраст 35 лет. Кроме того, не рассматриваются тенденции современной ситуации, сложившейся с возрастом вступления в брак, когда многие молодые люди принимают решение о вступлении в брак после 30-35 лет. В данном случае остается неизвестным, является ли семья, вступившая в первый брак после 35 лет, молодой или она уже не может относиться к данной категории. Молодая семья проходит процесс социализации, которая проявляется в формировании внутрисемейных и внесемейных отношений, выработке общих ценностных ориентаций, привычек молодых супругов, сближения их точек зрения, представлений и т.
Структура и функции семьи разнообразны и зависят от социальных факторов, личностных особенностей супругов, уровня их культуры и образованности. Три основных типа семей раскрывает социолог Т. Данную типологию, на наш взгляд, можно отнести и к молодым семьям: 1. Традиционный тип ориентация исключительно на семейные ценности и на семью с двумя детьми. В такой семье главным является муж. Семьи с установкой иметь одного - двух детей, но не более ориентированы прежде всего на развитие личности. Установка на бездетную или не многодетную семью.
Проведенный анализ литературных источников и социокультурных реалий позволяют выделить следующую структуру современной семьи: - наличие брачных партнеров неполная, формально полная, полная ; - порядок вступления в брак первичный, вторичный ; - стадия жизненного цикла семьи молодая, зрелая, пожилая ; - количество поколений в семье одно или несколько поколений проживает вместе ; - количество детей бездетная, малодетная и многодетная [17]. Как видим, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только мужчину и женщину, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; совместная деятельность. Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной обмен информацией , интерактивной организация взаимодействия , перцептивной восприятие партнерами друг друга. В реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному, а потому возможно существование разных вариантов семьи. Самой распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары.
Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, вдовства, рождения ребенка вне брака [21]. Если семейная структура помимо мужа, жены и детей включает других родственников родителей супругов, их братьев, сестер, внуков , то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству: бездетных, однодетных, малодетные, многодетные. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального статута. Именно поэтому молодая семья является одной из самых незащищенных групп населения России.
Семейные правоотношения
Американский социолог К. Киркпатрик считает, что определяющими в супружеских отношениях являются три основных вида семейных ролей: традиционные, товарищеские и роли партнеров. Помимо основного типа семейных отношений, в современном мире существуют и другие разнообразные формы семей. Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и. В данной статье рассматривается проблема распределения ролей в семье.
Кто придумал основные виды супружеских
Они распределяются в современной семье уже индивидуально — кому как удобнее, кому как нравится. Конечно, мужчина чаще выполняет свои мужские обязанности , а женщина свои. Хотя в недалеком прошлом ожиданий у жен было меньше, они со многим мирились и многое терпели, главное — работает мужик. Но все меняется. От женщины сегодня тоже мало кто требует горячего борща с пеной у рта, если она весь день была на работе. А как успешно договариваться и решать проблемы в современной семье? Об этом читайте другие мои рекомендации в разделе «Счастлива замужем». И все так же важны для счастливого союза. Основные роли мужчины и женщины в отношениях лучше не переворачивать с ног на голову, а то вместо крепкой семьи можно получить вечную головную боль и разрушенный либо несчастливый брак как итог.
Следите за анонсами на официальном сайте ТЦ Павла Ракова и регистрируйтесь.
Все члены семьи связаны общностью быта. Семья как базовая ячейка общества появилась задолго до религии или государства. Стоит отметить и то, что семья в своем развитии прошла несколько этапов. Как считаем Ф. Энгельс, за всю историю человечества было три основных этапа развития семьи: «дикость» — рупповой брак, «варварство» — парный брак и «цивилизация» — моногамный брак.
С развитием семьи усовершенствовались и семейные роли.
Проведенный анализ литературных источников и социокультурных реалий позволяют выделить следующую структуру современной семьи: - наличие брачных партнеров неполная, формально полная, полная ; - порядок вступления в брак первичный, вторичный ; - стадия жизненного цикла семьи молодая, зрелая, пожилая ; - количество поколений в семье одно или несколько поколений проживает вместе ; - количество детей бездетная, малодетная и многодетная [17]. Как видим, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только мужчину и женщину, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; совместная деятельность. Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной обмен информацией , интерактивной организация взаимодействия , перцептивной восприятие партнерами друг друга.
В реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному, а потому возможно существование разных вариантов семьи. Самой распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, вдовства, рождения ребенка вне брака [21].
Если семейная структура помимо мужа, жены и детей включает других родственников родителей супругов, их братьев, сестер, внуков , то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству: бездетных, однодетных, малодетные, многодетные. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального статута.
Именно поэтому молодая семья является одной из самых незащищенных групп населения России. Белова, Е. Ращикулина указывают, что молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: быть эмоционально и психологически устойчивой; обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи [5].
Жизненный цикл семьи - это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Важность выделения этапов развития семейных отношений заключается в том, что для каждой стадии характерны типичные проблемы развития, степень удовлетворенности или неудовлетворенности браком, знание которых поможет подготовиться к возможным проблемам и к их решению. Первоначально было выявлено 24 стадии семейного цикла, в дальнейшем стали выделять 7-8 типичных стадий.
В современное время существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом основу классификации составляет специфика задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. Учитывая относительность жизненного цикла семьи, ученые все-таки выделили определенные типичные его стадии, свойственны большинству семей.
Согласно развертыванию семейного жизненного цикла можно выделить типичные задачи и проблемы удовлетворенности супругов браком на разных стадиях: 1. Бракосочетание и стадия без детей данная стадия выделена у большинства исследователей - Е. Дюваль, Э.
Картер и М. Макголдрик, П. Сорокин, А.
Антонов, В. После свадьбы молодоженов ждет сложный период приспособления к новому статуса - супружеской пары. На этой стадии супружеская пара должна адаптироваться к изменениям социального и семейного статуса и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены и как часто будет допущен в семью; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов.
Задачи данной стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников, приобретенных в результате брака. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи. Молодая семья с маленькими детьми.
Успешность прохождения этой стадии существенно зависит от предыдущей - насколько гармонично супругов прошло первичную адаптацию, а также от готовности супружеской пары к родительству. Задачи стадии: адаптация к ситуации появления нового члена семьи, забота о правильном развитии ребенка; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей, преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства [21]. Семья среднего возраста со школьниками.
Задачи стадии: побуждение детей к достижению успехов учебе, установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Главными задачами этой стадии являются: осознание взрослости детей, помощь в профессиональном самоопределении детей, освобождение молодых людей от родительской опеки, помощь в обустройстве взрослой жизни ребенка.
Стареющая семья. Задачи этой стадии: перестройка супружеских отношений, содержание и сохранение семейных связей; адаптация к старости. Завершающая стадия жизненного цикла семьи.
Эта стадия начинается со смертью одного супруга. В этот период появляется чувство одиночества, не востребованности в семье, в связи с прекращением трудовой деятельности, необходимостью находить новые интересы и смысл в жизни [24]. Таким образом, исследование понятия «молодая семья» позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, в современной социологической науке нет однозначного определения молодой семьи. Во-вторых, молодая семья является малоисследованным объектом, к рассмотрению которого прибегают лишь при исследовании жизненного цикла семьи или ее типологии. В-третьих, молодая семья как объект исследования обладает структурными характеристиками, среди которых в основном выделяют: возраст супругов, наличие или отсутствие детей, повторность брака и другие факторы, позволяющие отнести конкретную семью к данной категории.
Межличностные отношения между супругами молодей семьи представляют собой систему сложных функционально-ролевых взаимоотношений и зависимостей, отношений супругов друг к другу, возникающие в результате эмоционального, личностно - смыслового и поло-ролевого взаимодействия и контактов. Почвой для возникновения межличностных отношений между супругами являются субъективные и объективные факторы: чувства симпатии, любви; физическая близость; чрезвычайная эмоциональная значимость взаимоотношений для обоих индивидов и др. Проблему межличностного взаимодействия молодых супругов исследовало много отечественных и зарубежных ученых.
В частности Е. Рыбак, Н. Слепцова, А.
Федулова, Н. Цихончик, Е. Холостова отмечается, что начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией.
Начальный период развития семьи очень важный в жизни супругов, и многие психологи, которые исследовали семейные отношения, подчеркивают, что именно в этот период вырисовывается будущая модель семейных отношений, распределяются права и обязанности, образуются духовные отношения между двумя людьми. Молодая семья нуждается во взаимопонимании, в признании, происходит психологическая и бытовая адаптация. У партнеров между собой меняются чувства и их интенсивность, устанавливаются определенные отношения между супругами и их родителями генетическими семьями.
По мнению Н. Самохиной, А. Колесник, согласованность представлений о распределении ролей в семье между молодыми супругами играет решающую роль в отношениях между ними [26].
Эйдемиллер и В. Юстицкис называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущие к формированию и развитию просемейных мотивов мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье , что способствует снятию отрицательных, фруструючих переживаний, тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличностных конфликтов. Это проявляется в том, как семья реагирует на трудности [49].
Шилкин обращает внимание на то, что начальный период можно считать наиболее ответственным периодом в жизни супругов, когда молодые люди сталкиваются не с любовными, интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми [47]. Смирнова, говоря о проблемах первых лет супружеской жизни, указывает, что первые год-два совместной жизни - это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии [30]. Ковалев, И.
Гребенников, Эйдемиллер, В. Юстицкис отмечают, что начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. Они утверждают, что адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также первичный опыт семейной жизни.
На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями, формируются внутрисемейные привычки и ценности. Первые годы супружеской жизни вносят различные неожиданности, которые нарушают привычные правила и устои, которые формировались на протяжении всей жизни. Пара теряет свою независимость, возникает необходимость согласовывать и договариваться с партнером о различные вопросы, касающиеся функционирования семьи.
Это очень сложно, поэтому четвертая часть разводов случается в первые два года жизни.
Все это реальность, которая плохо поддается анализу, потому что человек не всегда может точно определить и сформулировать для себя свои ролевые предпочтения. Но когда он их осознает и поймет, он сразу начинает улавливать, чего ему недостает в поведении супруга.
А не хватает ему именно дополнения — того, чтобы признавали его превосходство, если он на него претендует, чтобы признавали право на капризы, если он считает себя внутренне ребенком, признавали право на то, чтобы он делал выговоры, замечания и упреки если он претендует на роль родителя, отца, матери. Любая из социальных или межличностных ролей усваивается человеком еще в детстве в среде сверстников и в родной семье. Эта роль становится привычкой, основной манерой поведения.
К сожалению, привыкнув к определенной роли и манере поведения, молодой супруг часто не учитывает особенности семейной ситуации и личностно-ролевой позиции своего брачного партнера. Поэтому очень важно правильно осознавать уместность роли, которую избирает каждый из супругов, ее соответствие ситуации и согласованность с предпочтениями друг друга. Чешский психотерапевт С.
Кратохвил на основании многочисленных данных своего практического опыта пришел к выводу, что ролевое поведение супругов в семье, особенно в начальный период ее становления, связано с неосознанной тенденцией к повторению модели семьи своих родителей. Это может оказывать значительное влияние на отношения между молодыми супругами независимо от того, одинаковы ли обе модели или различны. При этом каждый из брачных партнеров обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола, дополняя эту роль своими представлениями о роли родителя другого пола.
Формы родительских отношений выступают для молодых супругов в качестве своеобразного эталона, с которым они сверяют свои роли в собственной семье. На начальных этапах брака нередко проявляется уступчивость со стороны одного из супругов ради своего брачного партнера из желания приспособиться к нему первичная адаптация. Однако со временем возможен возврат к прежней программе поведения, которая не соответствует ролевым ожиданиям второго супруга, повторение ошибок и проблем своих родителей, что может отрицательно сказаться на стабильности супружества, привести к созданию условий для конфликта.
Обосновывая свою гипотезу о том, что модель родительской семьи оказывает влияние на модель семьи, которую создают впоследствии их дети, С. Кратохвил отмечает, что в браке партнеров из семей, представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба за власть или отмечается ее ошибочное поведение. Вероятность гармонического союза тем выше, чем ближе модели семей, из которых происходят супруги.
Кроме того, для стабильного супружества немаловажное значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. Именно от этого зависит способность к идентификации и комплементарности взаимного дополнения в супружеских отношениях, легче осуществляется перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера в супружестве. Данная связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семье родителей это правило было названо «теорией дубликатов».
Роль, которую играл каждый из супругов в родительской семье, может охарактеризоваться его положением порядок, пол среди братьев и сестер. Например, старший брат из одной семьи может идентифицировать себя с аналогичной ролью человека из другой семьи. Однако взаимодействие и сотрудничество легче всего достигаются в общении с партнером, занимавшим комплементирующее положение.
В частности, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительно устойчивый союз с женой, также имевшей старшего брата. При комплементарных ролях партнеры могут создать стабильную модель на основе сотрудничества. Каждый из них в родительской семье уже находился в подобной констелляции, что облегчает им кооперацию.
Аналогично этому младший брат, у которого была старшая сестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать за ним. Жена, имевшая в родительской семье младшего брата, будет и к мужу проявлять подобное отношение, сохраняя прежнее поведение; союз будет стабильным и гармоничным. Таким образом, комплементарный брак можно рассматривать как такой союз, в котором каждый из молодых супругов занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье.
Муж, например, в детстве хорошо усвоил роль старшего брата двух сестер; следовательно, он научился обращаться с девочками, чувствует себя ответственным за них, оберегает их и помогает им. Если его жена имела старшего брата или братьев , то она легко приспосабливается к мужу, принимает его защиту, ответственность за нее, поддается его влиянию. Роли обоих супругов дополняют друг друга.
Подобным комплементарным браком является брак мужчины, который в родительской семье имел старшую сестру или сестер , с женой, имевшей младшего брата или братьев. В этом случае следует ожидать, что жена возьмет на себя все заботы и руководство семьей. Вместе с тем между супругами могут возникнуть разногласия на почве главенства и пола, если их семейные роли по модели брата и сестры окажутся некомплементарными.
Примером таких разногласий может служить супружеский союз, в котором муж был старшим среди братьев в родительской семье, а жена имела только младших сестер. Оба супруга будут претендовать на главенствующую роль; у каждого из них были только братья или только сестры, и они не привыкли жить со сверстником противоположного пола. Аналогичная ситуация складывается, когда мужчина, имевший только старших братьев, женится на девушке, которая была самой младшей среди сестер.
Оба супруга предпочитают быть зависимыми, не стремятся к главенству, не хотят брать на себя ответственность за другого. Вместе с тем они не умеют обращаться со сверстником противоположного пола. Лица, не привыкшие в родительской семье к контактам со сверстниками, скорее будут искать в партнере черты отца или матери.