О крещении в других городах и областях, подвластных Киеву, «Повесть временных лет» говорит так.
Выбор религии — по стопам мудрой бабушки
- Крещение Руси: могло ли быть иначе?
- Крещение Господне (Богоявление). Происхождение праздника
- Крещение: История и традиции | Телеканал Санкт-Петербург
- Дата Крещения Господня в 2022 году
- Крещение Господне – 2024: как появился праздник
- Ночь святой воды
Как крещение появилось в христианстве
Крещение Господне. Мозаика собора монастыря Осиос-Лукас в Фокиде. Фото: G. На Афоне встречаются иконы со змеями в воде соответствует Пс.
В ранних изображениях могут присутствовать пророки на рельефе саркофага из Арля 4—5 вв. В византийских мозаиках в монастыре Осиос-Лукас в Фокиде 1030—1040-е гг. В памятниках древнерусского искусства Богоявление встречается с 12 в.
Наряду с лаконичной схемой с 12 в. В пещерной церкви Сретенского монастыря в Метеорах Греция в сцену Крещения Господня введён ловящий рыбу мальчик как символ крещения — обретения вылавливания для Бога человеческих душ 1366—1367; символ заимствован из живописи катакомб. Иногда в Богоявлении представляли сцену проповеди Иоанна Крестителя икона середины 14 в.
В 14—15 вв. Икона «Богоявление» входит в состав праздничного ряда иконостасов в том числе три иконостаса, связанные с кругом Андрея Рублёва. В русских иконах 16—17 вв.
В технике «золотой наводки» Богоявление изображалось на церковных вратах: западные врата Рождественского собора в Суздале 1227—1238 , Васильевские врата в Троицком соборе Александрова 14 в. Павлинов Павел Сергеевич Пьеро делла Франческа. Крещение Христа.
После 1437.
К нему присоединяли помазание маслом, откуда и ведется то, что теперь называют миропомазанием, и своего рода исповедание веры, по, вопросам и ответам. Все это составляло окончательную печать sphragis. Идея таинства, ее opere operate, таинство, понимаемое как своего рода магическое действие, становилось таким образом одной из основ христианского богословия. В III веке установилось перед крещением известное послушничество, оглашение.
Верующий доходил до порога церкви лишь после нескольких степеней посвящения. Крещение детей возникает в конце II века. Оно будет иметь решительных противников даже в IV веке. До VI века подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением — устным научением вере.
В период сильных наводнений вода полностью накроет крытую часовню, стоящую на четырех сваях. Воды реки залили полностью впадины и образовали уникальный крестообразный баптистерий.
Единственный баптистерий такой формы на земле, в котором люди могут креститься в водах Иордана». Это естественное явление уже не наблюдается в наши дни, так как за последние 50 лет уровень воды в Иордане стремительно снизился. Сейчас река несколько сместилась. Евангелист Матфей указывает на то, что разные люди приходили к Иоанну Предтече, чтобы совершить погружение. Сотворите же достойный плод покаяния» Мф 3:7-8. Ехидны — это маленькие, но очень ядовитые змейки.
Почему он так называет фарисеев и саддукеев? Фарисеи и саддукеи были представители очень влиятельных религиозных течений того времени. Фарисеи тщательнейшим образом постигали и стремились соблюдать Закон Моисея и предписания старцев. Саддукеи же были представителями знати, многие из них являлись священниками. Они ориентировались не на Закон и иудейскую традицию, а на эллинистическую культуру, на то, чтобы служить Риму. Они даже отвергали некоторые идеи Ветхого Завета, например, идеи воскресения из мертвых.
И те и другие, услышав о великом пророке, пришли к нему, чтобы внешне раскаяться для того, чтобы избежать суда за свои прегрешения в Царствии Мессии, которое вот-вот наступит. Когда Иисус обличает лжерелигиозных вождей еврейского народа, он говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» Мф 23: 13. Слово, которое на наш язык было переведено, как «лицемер», на еврейском языке дословно звучит как «актер». Часто фарисеи молились напоказ, также они «расширяли хранилища». Они с помощью ленточки крепили на голову или на рукав правой руки коробочки филактерии. В этой коробочке помещались небольшие свитки отрывков из текста Торы — важные напоминания из Закона.
В какой-то момент вошло в моду делать эти коробочки все больше и больше. Все это делалось напоказ. Таким образом Иоанн говорил им, что они пытаются убежать от гнева будущего царя и пришли сюда не для того, чтобы раскаяться, а для того, чтобы по-прежнему актерствовать. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Садовник, видя, что веточка не приносит плода, но тянет соки из дерева, отсекает ее. Иоанн же говорит фарисеям и саддукеям, что уже секира у корней дерева лежит — время на исходе.
Другие евангелисты Марк, Лука описывают, что к Иоанну приходили и иные люди. Иудея находилась под гнетом Рима и в народе были сильны революционные настроения. Они хотели добиться ответа от праведника — как придет Царствие Мессии? Может быть, пора сбросить это иго, что мы должны делать? Однако Иоанн ответил: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Легко говорить про свержение оккупирующих властей, однако часто это попросту недостижимо, а бывает, что вновь пришедшие власти оказываются еще хуже прежних.
Иоанн Креститель предлагает делать то, что в последствии будет делать христианская церковь. Когда Господь говорит, что вы — соль земли, имеется в виду то, что христиане равномерно распределяются в обществе и каждый из них старается преобразовать то пространство, которое его окружает. В книге Деяний можно найти рассказ о совершенно немыслимых событиях, когда в иерусалимской общине началось «общение имуществ». Христиане продавали свое имущество и приносили деньги к ногам апостолов, чтобы апостолы не брали их в руки, поскольку деньги очень ярко олицетворяют все материальное в этом мире. При этом, как писал Лука, никто ни в чем не испытывал недостатка. И богатые, и бедные продавали свое имущество и полученной общей суммы хватало на всех.
Не обязательно быть богатым, чтобы творить добро, жить, как заповедал Иоанн, можно, делая маленькие добрые дела. Почему у них возник подобный вопрос? Дело в том, что у сборщиков налогов, которыми эти люди являлись, зарплата складывалась из той надбавки, которую они сами устанавливали сверх того, что народ должен был отдать государству. Таким образом, он говорил, чтобы они не брали более каких-то разумных сумм. Иоанн таким образом говорит, что его крещение имеет силу, однако ровно настолько, насколько человек сам в душе попросит Бога. Он говорит, чтобы народ чего-то особенного от него не ждал, однако есть Некто, кто намного сильнее духовно.
Предтеча заявляет, что сам он недостоин быть Ему даже самым ничтожным рабом в Риме уже очень старые, непригодные для другой работы рабы при входе в дом развязывали господам обувь. Обратим внимание, что слова «он будет крестить вас…» на греческом будут звучать как: «Он будет погружать вас в Дух Святый и огонь». Предтеча говорил людям, что сам он погружает их в воду, а Мессия будет погружать в Дух Святый и огонь. Вода необычная стихия, мы, например, не можем легко передвигаться в ней, но можем плавать то, что мы не можем делать на суше. Кроме того, выходя из воды мы на какое-то время остаемся мокрыми — то есть эффект пребывания в воде наследуется, остается. Именно благодаря данным качества воды Иоанн Креститель хочет сравнить погружение в нее с погружением в Дух Святый в то время евреи под Духом Святым понимали благодать Божию.
Эти слова еще не были указанием на ипостась Святой Троицы, уже в последствие христианская церковь утверждала, что благодать подается Третьим Лицом — Святым Духом. Итак, он говорил, что вы погрузитесь в Дух Святый, погрузитесь в благодать, которая будет охватывать вас со всех сторон. По настоящее время, освещая что-либо, священнослужитель в молитве призывает Святой Дух, а видимым образом совершает окропление святой водой. Вода — зримый образ незримой благодати. Иоанн также говорит, что погружение в Святой Дух, напоминает погружение в огонь. В Ветхом Завете описываются два случая погружения в огонь.
Первый указывает на Моисея, который видит горящую и несгорающую купину куст. То, что куст горит и не сгорает было символом пребывания Божия. Именно в этот момент пророк получает божественное откровение о спасении еврейского народа и откровение, каково есть имя Господа. Второй же случай описает трех отроков Вавилонии, которые были брошены в печь, но не сгорели, поскольку благодать Божия их сохранила. Огонь очень опасная стихия, и это также стихия, которая меняет то, к чему прикасается. Погружение в воду, которое будет производить Господь Иисус Христос — это погружение в благодать Божию, которое равносильно погружению в огонь.
Церковные авторы говорили, что погружение в благодать — это погружение в огонь, который не только сжигает наши страсти, но и придает нам силы на то, чтобы взращивать в себе добродетель. Далее евангелисты рассказывают в этой главе о приходе Господа Иисуса Христа. Иоанн рассказывает об этом событии словами самого Иоанна Предтечи, остальные евангелисты описательно, от третьего лица, повествуют о том, как происходило крещение Господа: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» Мф 3: 13-14. Иоанн смущается и не понимает, зачем Мессии принимать от него погружение, ведь Иисус выше его.
Возникновение русского народа Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.
Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.
По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе. До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев.
А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт. Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.
Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт. Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.
Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства.
Как крещение появилось в христианстве
Что можно и чего нельзя делать на Крещение | Главные мифы о крещении в интервью «» развеял религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов. |
Древняя Русь перед крещением. Выбор князя Владимира. Даты и события, связанные с крещением Руси | Водное крещение – одно из главных действий, совершаемых человеком на пути следования за Христом. |
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус | АиФ Ростов-на-Дону | Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. |
Зачем крестился Господь? | как мог Иоанн Креститель крестить Иисуса тогда как сам обряд крещения – это уже следствие христианства, которое есть следствие событий распятия Христа, которые уж никак не предшествовали встрече Иисуса с Предтечей. |
Крещение Руси: могло ли быть иначе? | Христианство захватило Русь в 988 г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Кровавый, крещение, русь на развлекательном портале |
Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение
19 января Русская православная церковь отметит праздник, посвященный крещению Иисуса Христа: Крещение Господне. В католицизме крещение сопровождается простым окроплением водой головы человека. Крещение Господне в 2024 году отметят 19 января: история и традиции. Крещение, единственное таинство, которое может совершить не священник, а мирянин. Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом, незадолго пред Его вознесением на небо. Крещение, по словам Св. Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего.
28 июля в России отмечается День крещения Руси
- Крещение 19 января 2024 года: история, традиции, символы праздника
- Жизнь славян до Крещения Руси
- Кто «придумал» Церковь
- Крещение Господне 2022: дата, история и традиции праздника
- Что известно о Крестителе?
- Крещение Господне: краткая история
Крещение: История и традиции
Первые упоминания о погружениях на Крещение идут из Египта, где, возможно, такая традиция существовала еще в дохристианскую эпоху. в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня (Богоявление) - совершается так называемое великое освящение воды - великая агиасма ("агиасма" по-гречески значит "святыня"). Водное крещение – одно из главных действий, совершаемых человеком на пути следования за Христом. — Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Крещение господне или богоявление один из двунадесятых праздников, который православные христиане празднуют 19 января.
Что можно и чего нельзя делать на Крещение
Такой порядок установлен Самим Богом, и как много вреда причинило христианству искажение этой Божественной последовательности. Господь дал людям ясное повеление, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их» Мф. Сначала надо научить, а потом уже крестить. Так крестил Иоанн Креститель Мф. Так, исполняя всякую правду, крестился Сам Господь Мк. Так были крещены Его ученики Иоан.
Так крестить заповедано апостолам Мф. Так апостолы и совершали крещение Деян. Так крестились все верующие древне-апостольской церкви. Они, услышав Слово Спасения, каялись, принимали Христа в сердце, и затем крестились Деян. Заметим также, что для совершения крещения требовалось «много воды», настолько много, чтобы крещаемый мог «скрыться под водою» Иоан.
Крещение есть личное повеление Господа, данное: проповедникам Евангелия — крестить: «крестя их» Мф. Ведёт ли обычай крещения детей своё начало от апостолов? Мы, русские, принявшие христианство, спустя девять веков после его основания, унаследовали его от Греции уже тогда, когда христианство было сильно засорено, испытало на себе влияние различных государственных систем и пропиталось Византийским язычеством. Приняв христианство не из первоисточника, а как бы, из вторых рук, мы приобщились ко всем его «готовым» вековым наслоениям и заблуждениям. Вместе с этими отступлениями от Священного Писания мы приняли и учение о крещении детей.
Этот исторический проверенный факт лишает нас, русских, права пользоваться всеми излюбленной фразой: «православие ведёт своё начало от апостолов…». О крещении детей в первоапостольской церкви нигде нет ни малейшего упоминания. Мы не встречаем случая детокрещения ни в одной книге Священного Писания. Исследуя церковную историю, мы находим, что первым, кто упоминает о крещении детей, был епископ Лионский Ириней около 200 года по Р. Но было бы ошибкой допустить, что к этому именно времени учение о крещении детей вылилось в форму церковного догмата.
Напротив, ещё в IV веке крещение взрослых было обычным церковным правилом. Лишь в VI веке, когда господствующее положение государственной церкви утвердилось, крещение младенцев стало явлением распространённым, общепринятым и даже обязательным. Для тех, кто любит ссылаться, в вопросе крещения детей, на отцов церкви, не лишним будет напомнить, что Иоанн Златоуст, живший в IV веке и родившийся от родителей-христиан, был крещен 20-летним юношей. Григорий Богослов, живший в IV веке, сын христианина-проповедника, был крещен только в 24-х летнем возрасте.
Насильно крестил свой народ Стефан I, король венгерский. Он же насильно заставлял отказываться от восточного христианства тех, кто успел принять его по византийскому обычаю. Но у нас нет достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича. Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями.
Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни — старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал. Восстание волхвов в 1071 году, о котором повествует Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству. Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа. Одним из счастливейших моментов принятия христианства на Руси было то, что распространение христианства шло без особых требований и научений, направленных против язычества. Значит, двоеверие? Нет, и не двоеверие! Двоеверия вообще не может быть: либо вера одна, либо ее нет.
Последнего в первые века христианства на Руси никак не могло быть, ибо никто еще не в состоянии был отнять у людей способность видеть необычное в обычном, верить в загробную жизнь и в существование божественного начала. Чтобы понять — что же произошло, вернемся снова к специфике древнерусского язычества, к его хаотическому и не догматическому характеру. Всякая религия, в том числе и хаотическое язычество Руси, имеет помимо всякого рода культов и идолов еще и нравственные устои. Эти нравственные устои, какие бы они ни были, организуют народную жизнь. Древнерусское язычество пронизывало собой все слои начавшего феодализироваться общества Древней Руси. Из записей летописей видно, что Русь обладала уже идеалом воинского поведения. Этот идеал ясно проглядывает в рассказах Начальной летописи о князе Святославе. Аще ли побегнем,— срам имам.
Ходя, воз по собе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли зверину ли или говядину на углех испек ядяше, ни шатра имяше, но подклад постлав и седло в головах; тако же и прочии вои его веси бяху. Я нарочно привожу все эти цитаты, не переводя их на современный русский, чтобы читатель смог оценить красоту, точность и лаконизм древнерусской литературной речи, тысячу лет обогащавшей русский литературный язык. Этот идеал княжеского поведения: беззаветная преданность своей стране, презрение к смерти в бою, демократизм и спартанский образ жизни, прямота в обращении даже к врагу — все это оставалось и после принятия христианства и наложило особый отпечаток на рассказы о христианских подвижниках. Праведник сравнивается с воином! Независимо от того, где и когда написан этот текст, он характеризует и высокую русскую воинскую мораль. Не скрыл Мономах и своих преступлений: сколько избил он людей и пожег русских городов. И после этого в качестве примера истинно благородного, христианского поведения он приводит свое письмо к Олегу, об изумительном по своей нравственной высоте содержании которого мне не раз приходилось писать. Рассуждения вполне христианские и, скажем мимоходом, крайне важные для своего времени при переходе к новому порядку владения Русской землей князьями на рубеже XI и ХII веков.
Образованность после крещения Руси Важной христианской добродетелью при Владимире была и образованность. Наконец, другой христианской добродетелью, с точки зрения Владимира, явилось милосердие богатых по отношению к бедным и убогим. Крестившись, Владимир стал прежде всего заботиться о больных и бедных. А тем, кто не мог приходить, немощным и больным, развозить припасы по дворам. Если эта его забота и была в какой-то мере ограничена Киевом или даже частью Киева, то и тогда рассказ летописца чрезвычайно важен, ибо показывает, что именно считал летописец самым важным в христианстве, а вместе с ним и большинство его читателей и переписывателей текста — милосердие, доброту. Обычная щедрость становилась милосердием. Это различные акты, ибо акт добродеяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием. В дальнейшем мы вернемся еще к одному моменту в христианской религии, оказавшемуся чрезвычайно привлекательным при выборе вер и надолго определившему характер восточнославянской религиозности.
Сейчас же обратимся к тому низшему слою населения, которое перед крещением Руси называлось смердами, а после, вопреки всем обычным представлениям ученых нового времени, наиболее христианским слоем населения, отчего и получило свое название — к крестьянству. Язычество здесь было представлено не столько высшими богами, сколько слоем верований, регулировавших трудовую деятельность по сезонному годовому кругу: весенних, летних, осенних и зимних. Эти верования превращали труд в праздник и воспитывали столь необходимые в земледельческом труде любовь и уважение к земле. Здесь христианство быстро примирилось с язычеством, вернее, с его этикой, нравственными устоями крестьянского труда. Язычество не было единым. Первый круг верований был решительно отброшен Владимиром, а идолы ниспровержены и спущены в реки — как в Киеве, так и в Новгороде. Однако второй круг верований стал христианизоваться и приобретать оттенки христианской нравственности. Исследования последних лет главным образом замечательный труд М.
Нравственная роль крещения Руси Оставались, в частности, в разных частях нашей страны крестьянские помочи, или толока,— общий труд, совершаемый всей крестьянской общиной. В языческой, дофеодальной деревне помочи совершались как обычай общей сельской работы. В христианской крестьянской деревне помочи стали формой коллективной помощи бедным семьям — семьям, лишившимся главы, нетрудоспособным, сиротам и т. Нравственный смысл, заключенный в помочах, усилился в христианизованной сельской общине. Замечательно, что помочи совершались как праздник, носили веселый характер, сопровождались шутками, остротами, иногда состязаниями, общими пирами. Таким образом, с крестьянской помощи малоимущим семьям снимался весь обидный характер: со стороны соседей помочи совершались не как милостыня и жертва, унижавшие тех, кому помогали, а как веселый обычай, доставлявший радость всем участникам. Языческий обычай приобретал этическую христианскую окраску. Христианство смягчало и вбирало в себя и другие языческие обычаи.
Так, например, начальная русская летопись рассказывает о языческом умыкании невест у воды. Этот обычай был связан с культом источников, колодцев, воды вообще. Но с введением христианства верования в воду ослабли, а обычай знакомиться с девушкой, когда она шла с ведрами по воду, остался. У воды совершались и предварительные сговоры девушки с парнем. Наиболее, может быть, важный пример сохранения и даже приумножения нравственного начала язычества — это культ земли. К земле крестьяне да не только крестьяне, как показал В. У земли просили прощения за все свои проступки против нравственности. Примеров можно привести много.
Принятие христианства не отменило низшего слоя язычества, подобно тому как высшая математика не отменила собой элементарной. Нет двух наук в математике, не было двоеверия и в крестьянской среде. Шла постепенная христианизация наряду с отмиранием языческих обычаев и обрядов. Теперь обратимся к одному чрезвычайно важному моменту в акте крещения Руси. Начальная русская летопись передает красивую легенду об испытании вер Владимиром. Посланные Владимиром послы были у магометан, затем у немцев, служивших свою службу по западному обычаю, и наконец пришли в Царьград к грекам. Последний рассказ послов чрезвычайно значителен, ибо он был наиболее важным основанием для Владимира избрать христианство именно из Византии. Приведу его полностью в переводе на современный русский язык.
Послы Владимира пришли в Царьград и явились к царю.
Он попросил Иоанна крестить его. Сначала Иоанн отказывался.
По его мнению, это была слишком большая честь для него. Однако Иисус объяснил, что все это — воля Бога. Именно появление Христа на Иордане стало корнями для традиции нырять в прорубь.
А произошло святое таинство как раз 19 января. Считается, что вода в храмах в этот день свята. Традиции и запреты светлого дня: Начало празднования Крещения наступает еще 18 января, когда люди собираются дома и проводят вечер в кругу семьи.
В канун Крещения православные верующие соблюдают пост. Начиная с ночи 18 января и на следующий день, утром 19 января, люди купаются в проруби. Обычно прорубь имеет форму креста.
Чуть реже — круга.
Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим Деян 15:1—2. На соблюдении язычниками закона Моисеева особенно настаивали христиане, вышедшие из фарисеев. И тогда было решено собрать первый церковный Собор, который состоялся в Иерусалиме в 48 году Деян 15. В Соборе приняли участие не только ученики Христа, но и вся священническая иерархия местной общины, во главе которой стоял тогда апостол Иаков.
В итоге законническая позиция поддержки не получила: ставшие христианами язычники были освобождены от исправления ветхозаветных обрядов. Вы знаете, — сказал тогда на Соборе апостол Петр, — что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они Деян 15: 7—11.
Однако впереди христиан ожидало долгое и в прямом смысле этого слова мучительное отстаивание своей веры: почти триста лет Церковь существовала, оставаясь вне закона. И чем более масштабной становилась проповедь христиан, тем с большей суровостью римская власть карала приверженцев политически опасной, как полагали чиновники, новой религии. Человек, принимавший крещение, понимал, что сознательно совершает противозаконное действие, потому что религия, исповедником которой он становился, была запрещена на территории Римской империи, и подвергал себя смертельной опасности. Ведь христиане, хоть и были образцовыми и законопослушными гражданами, наотрез отказывались почитать культ римского императора, а это в глазах императорской власти было открытой демонстрацией их нелояльности. В ту эпоху тысячи и тысячи мучеников, претерпев ужасные пытки и унижения, засвидетельствуют всему тогдашнему миру безусловную истинность своей веры, а вся христианская жизнь, в том числе и богослужебная, долгое время будет проходить в тайне — по домам или в катакомбах — среди могил, откуда до наших дней дошли первые иконографические образы, оставленные верующими гонимой Церкви.
И только в 313 году, после издания Миланского эдикта масштабные гонения прекратились. Громадный и, как казалось, бесперебойный механизм римской репрессивной машины, столкнувшись с Церковью, дал сбой. Чем жестче и беспощаднее действовали императоры, тем сильнее, громче и убедительнее звучала проповедь христианства. О чем говорили в своей проповеди апостолы? Проповедь Благой Вести началась с самого первого дня существования Церкви.
Конечно, поначалу она была обращена только к иудеям, многие из которых уже что-то слышали об Иисусе Христе. С этим отчасти связан взрывной рост первой общины: за первый год количество уверовавших увеличилось с нескольких десятков до пяти-семи тысяч человек. Более того, сама изначальная проповедь апостолов, с которой они обратились к иудеям, была достаточно лаконичной. Все глубочайшее содержание веры ранних христиан связано именно с тем, что Иисус Христос умер на Кресте, а затем на третий день воскрес, и что в нем, как пишет апостол Павел, явлена вся полнота Божества телесно Кол 2:9. Но уже во второй половине I века содержание проповеди апостолов меняется, вместе с той «аудиторией», к которой она теперь была обращена.
Тем более, для них было неочевидно и то, что этот Бог дал ветхозаветным пророкам Откровение. И потому теперь главным содержанием Благой Вести становится доказательство и провозглашение монотеизма то есть — единобожия. Кроме того, помимо самого свидетельства воскресения Христа, апостолы должны были уже подробно и системно излагать язычникам и то, чему Иисус учил, какой была Его жизнь. И, судя по всему, этот устный рассказ апостолов был достаточно точным. Сохранилось очень важное для нас свидетельство священномученика Климента Римского, относящееся к концу I века.
Он пишет, что его учитель, апостол Петр, как-то рассказал ему, что каждую ночь он просыпается и мысленно повторяет все, что говорил Господь во время Своей земной жизни. Такая практика была очень распространенной в иудейской культуре: ученики раввинов именно с помощью такого регулярного повторения поучений своих наставников с дотошной точностью их запоминали. Апостол Павел в Афинах. Рафаэль, 1515 Позднее, для того чтобы воспоминания очевидцев жизни Иисуса Христа сохранились и передавались последующим поколениям христиан, эти устные рассказы апостолов были записаны в евангельские книги. Каждая из них — это самостоятельное произведение с конкретным адресатом.
Так, например, Евангелие от Матфея было написано для иудеев на арамейском языке: в нем легко различается постоянно повторяющийся акцент на том, что Иисус Христос исполнил все пророчества, сказанные о нем в Ветхом Завете. Евангелие от Марка было адресовано к римлянам, о чем свидетельствует его краткость и компактность. Апостол Лука, написавший свое Евангелие для обращенных в христианство язычников, был учеником Павла, который, согласно Церковному Преданию, не раз приезжал в Иерусалим и общался с непосредственными свидетелями жизни Иисуса Христа, а также — с Пресвятой Богородицей. Поэтому только в этом тексте мы встречаем рассказ о детстве Иисуса Христа. Самым последним написал свое Евангелие апостол Иоанн, который, как считают некоторые ученые, уже был знаком со всеми написанными ранее текстами и решил дополнить их своим рассказом.
Этим объясняется особенность получившегося текста: в нем в наибольшей степени переданы слова и поучения Спасителя. Евсевий Кесарийский — древний историк Церкви, так пишет о том, что побудило апостола записать свой текст: «Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он то есть апостол Иоанн. И это верно… Иоанна, говорят, стали поэтому упрашивать поведать в своем Евангелии о том времени, о котором молчат первые евангелисты, и о делах, совершенных Спасителем тогда, а именно — до заключения Крестителя». Каково было нести бремя апостольского служения? Во время проповеди апостолы постоянно сталкивались с различными трудностями — опасностями во время путешествий, агрессивной и нетерпимой реакцией иудеев или язычников, побоями, лишениями, болезнями.
Обо всем этом красочно писал апостол Павел: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне 1 Кор 4:11—13. Не стоит думать, что апостолы всеми возможными способами искали мученичества, что они «нарывались» на преследования — только бы пострадать и умереть за Христа. Они были людьми здравомыслящими, рассудительными, понимали, насколько велика их ответственность перед Церковью. Достаточно вспомнить апостола Павла, который при необходимости не гнушался пользоваться своим особым социальным статусом — римским гражданством.
История христианского крещения
Первые упоминания о погружениях на Крещение идут из Египта, где, возможно, такая традиция существовала еще в дохристианскую эпоху. Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание события евангельской истории — Крещения Исуса Христа в Иордане от Иоанна Предотечи. Водное крещение – одно из главных действий, совершаемых человеком на пути следования за Христом. О значении Крещения для верующих, истории его празднования и традициях уместно поговорить в канун праздника.
Кто установил праздник Крещения Господня и кем написана первая праздничная икона?
Такой ответ представитель РПЦ дал в в передаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», отвечая на вопрос телезрительницы о крещении внучки. Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление.