Новости кто придумал крещение

И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Кем было установлено таинство крещения

Кто изобрел крещение младенцев? El крещение de niños Это очень древняя практика католической церкви, и она дословно подтверждается в трудах, начиная со XNUMX-го века, такими авторами, как Ириней Лионский, Ориген, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский. Нет в иудействе такого обряда крещения, ибо этот обряд символизирует ритуальную смерть и воскресение. О значении Крещения для верующих, истории его празднования и традициях уместно поговорить в канун праздника. Обряд крещения своим возникновением обязан, согласно Евангелиям, пророку Иоанну Крестителю, который погружал верующих в воды Иордана. Когда, в каком месте и кем был крещён Сын Божий, какого числа православные отпразднуют Крещение Господне в 2018 году, рассказывает «АиФ-Ростов».

Кто «придумал» Церковь

Не может быть сомнения, что и там, в горнице, Христос мог совершить еще одно чудо. Он мог пресуществить вино и хлеб, предметы последнего ужина, в действительную плоть и кровь, сделать хлеб тождественным той плоти, в которой Он в данный момент находился, однако мы не встречаем в Св. Писании никаких указаний о какой-либо перемене, происшедшей с хлебом и вином после слов Его благодарственной молитвы. В этом случае мы не видим ни малейшего намека на чудо, в котором, кстати сказать, Христос не видел тогда никакой надобности.

Называя вино кровью, а хлеб телом Своим, Иисус Христос воспользовался тем образным языком, каким пользовался почти всегда, и какой так широко был распространен среди жителей Востока. Разве в проповедях Своих Христос не сравнивает Себя с предметами домашнего обихода? Такая предпосылка абсурдна и кощунственна.

И, тем не менее, это кощунственное понятие укрепилось в западной и восточной церквах. Догмат пресуществления противоречит Св. Писанию Учение о пресуществлении, связанное с идеей приношения бескровной жертвы за грехи тех, кто участвует в причащении, полностью отрицает единократное искупление грехов, единократной жертвы Иисуса Христа.

Он же однажды к концу веков явился для уничтожения греха жертвою Своею... Он , как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них... Ибо Он с Своею кровию однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление...

По сей-то воле освящены мы единократным приношением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Догмат пресуществления противоречит фактам Обе церкви, западная и восточная, предлагают людям верить в чудо там, где никакого чуда не происходит.

Чтобы убедиться в том, что хлеб и вино не пресуществляются, или не меняют своей сущности и остаются теми же, какими были и до молитвы священника, нет нужды в сложных химических анализах. Вкус хлеба и запах вина до молитвы о пресуществлении и после нее сохраняются. Чудеса, которые совершались Христом и апостолами, были очевидны для всех.

Даже неверующие люди могли убедиться в чудесно происшедшей, необычной перемене. В таких случаях даже враги Христовы бессильны были что-либо сделать. Господь пресуществил на брачном пире в Кане Галлилейской воду в вино, и чудо оказалось для всех очевидным.

Если бы Господь творил чудо, пресуществляя вино в кровь и хлеб, этого чуда скрыть не было бы никакой возможности. Но Бог, как мы неоднократно убедились уже, не творит чудес для узаконения человеческих заблуждений. Заметим также, что восточная церковь примешивает воду к вину, смешивая хлеб, воду и вино в общую массу, хотя апостолы и все верующие, придерживаясь Писания, принимали и принимают хлеб и вино раздельно.

Тот же апостол Лука в последних стихах своего Евангелия замечает, что ученики Христа после Вознесения их Учителя пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога Лк 24:53. Что же значит «прославляя» и «благословляя»? Это два особых типа служения Богу. Благословение — это традиционная еврейская молитва, которая начинается словами «Барух ата Адонай»; дословно они переводятся как «Благословен Ты, Господь Бог наш». А «прославления», которые ученики возносили Богу означает, что в храме они постоянно читали Псалтирь — с еврейского языка название этой книги так дословно и переводится — «хваления». Сошествие Святого Духа.

Эль Греко. Кроме того, до Пятидесятницы между учениками Христа по инициативе апостола Петра было принято решение бросить жребий и избрать нового, 12-го апостола вместо покончившего с собой Иуды. Сюжет восполнения числа апостолов особенно важен тем, что еще раз подчеркивает тот авторитет, которым они обладали уже тогда, как непосредственные свидетели воскресения Иисуса Христа и как те, кого лично избрал Сам Бог: Не вы Меня избрали, но Я вас избрал Ин 15:16. Именно в этом раскрывался их совершенно особый, ни с чем не сравнимый статус, который поставил их впоследствии во главе Церкви. Избранные Самим Богом апостолы заложили в Церкви ее внутреннюю священническую иерархию: вся длинная череда последующих епископов непосредственно связана с учениками Христа через цепочку рукоположений. Избрание нового апостола воспринималось общиной как избрание Самим Богом: И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих твоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства Деян 1:23.

Тем временем приближался иудейский праздник Пятидесятницы — Шавуот, посвященный памятным событиям древности, когда на пятидесятый день после исхода евреев из Египта Бог даровал им закон Десять заповедей на горе Синай Исх 19. Накануне торжества огромные толпы паломников из разных уголков Римской империи наводнили Иерусалим. Однако никто, даже сами апостолы не подозревали, что как незадолго до этого ветхозаветная Пасха была упразднена Самим Христом и Им же была установлена новая, так и теперь «ветхий Шавуот» с восходом солнца должен будет упраздниться перед лицом нового. Почему Пятидесятницу называют «днем рождения» Церкви? Когда наступило утро, апостолы вместе с Богородицей собрались в Сионской горнице, где незадолго до этого Христос совершил последнюю ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии. Возможно, в этой уже привычной и дорогой для них комнате они хотели вместе встретить праздник Шавуот.

Однако в девять часов утра произошло удивительное: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян 2:2—4. В тот же день после проповеди апостола Петра несколько тысяч человек, которые собрались в Иерусалиме на Шавуот, уверовали во Христа и приняли Крещение Деян 2:41 , образовав первую христианскую общину. Итак, Пятидесятница — это день, когда родилась Церковь. Потому что все семь церковных таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым — Его таинственным действием.

Апостолам была дарована новая сила, и по характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования и устрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но и физического начала в человеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует в Церкви, являются тысячи и тысячи христианских святых. Более того, внутри Церкви, образовавшейся на пятидесятый день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. И говорящие на разных языках апостолы — символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил и во что бы ни веровал. Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием и ненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос Кол 3:8—11.

Такое бескомпромиссное снятие границ — как языковых и национальных, так и социальных — было совершенно немыслимым для тогдашнего мира. И проповедь, с которой апостолы впоследствии обратились к язычникам, в первую очередь поражала последних какой-то совершенно непривычной для них «нетерпимостью». Ученики Христа с самого начала говорили об абсолютной уникальности той истины, которая им открылась. Они не пытались комфортно ужиться с окружающими их культами, наоборот, радикально отвергали их, готовы были идти на муку и на смерть, но не принимали — даже хотя бы просто ради видимости — заблуждения других людей. Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам в Римской империи и даже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся в одной комнате, сумела не раствориться в огромной массе всевозможных верований?

Почему римским императорам — с их могуществом и силой! Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию и действию Святого Духа. Какой была Церковь сразу после «рождения»? Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась скорее просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым и уникальным религиозным явлением. По сути, только исповедание Иисуса распятого и воскресшего как Бога и Мессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне схожих религиозных ответвлений иудаизма. Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев.

Апостолы продолжали в положенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняли весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, а сами христиане каждый день единодушно пребывали в храме Деян 2:46 , то есть в том самом единственном у иудеев Иерусалимском храме. И в своей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только к своим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию и так же, как и они, войдут в установленную Богом Церковь. Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз и понимают истинный смысл Ветхого Завета и всей обрядовой жизни иудеев. Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда в центре него стоит вера в Иисуса Христа. Ветхий Завет был тенью Нового, и только через боговоплощение он получил окончательный и полный смысл, а благая весть о Воскресении Христа — это необходимый ключ к дешифровке всей ветхозаветной истории.

Но только одним соблюдением ветхозаветных обрядов первые христиане, конечно, не ограничивались.

Мессия придет с минуты на минуту. И, чтобы быть готовыми, они совершали не просто омовение рук и ног, а полное погружение в воду, с головой, чтобы потом вынырнуть, получив власть принять Мессию. Для этого застоявшаяся, мертвая вода не годится. Нужна вода живая, которая течет в реке или около источника.

Именно это они называют крещением — погружение в живую воду. Некоторые их них совершают это каждый день в знак живого, трепетного ожидания и готовности к наступлению нового Царства. Но внешний жест — это лишь проявление того, что внутри. Ты готов к новому рождению, как младенец, который готов выпрыгнуть из утробы матери. Эта перемена называется метанойа — то, что мы называем покаянием.

Не просто нравственное раскаяние, а полное обновление существа, по-настоящему новое рождение.

Блюдо представляет собой пресную кашу. В древности она занимала почетное место при праздновании Богоявления. Сегодня традиции поедания сочива на Крещения придерживаются все реже. Не злословить и не ввязываться в споры.

Негативная энергетика противоречит концепции православного христианства. Нарушив запрет ругаться в день Богоявления, есть риск накликать беду. Посетить церковную службу. Крещенские традиции предписывают посетить Церковь 19 января. Приметы Крещения Господня Наши не столь далекие предки считали, что по погоде в Крещение Господне можно предсказать будущее.

Даже сегодня, несмотря на воцарение рационализма, люди по-прежнему видят взаимосвязь между природными явлениями и жизнью. Пурга в день Богоявления предсказывает урожайный год. Крепкое здоровье получит тот, кто первым в день Крещения Господня возьмет воды из колодца. Помолвка на Крещение Господне обернется хорошим и плодовитым браком. Попасть под снегопад на Крещение — благоприятный знак.

988 год: кто и зачем крестил Русь?

Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду - Российская газета Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Русской Православной церковью 19 января по новому стилю.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ Крещение – таинство вступления в Тело Христово – Церковь – реальное присутствие среди мира сего Царства Божия, в котором Бог обитает со Своим народом, и где все освещено сиянием Его славы.
История установления таинства крещения Почему князь Владимир решил принять Крещение.
Крещение. Откуда все это появилось? Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в.

Крещение Господне в 2024 году

Как крестили Русь. Отвечаем на главные вопросы «Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.
В чем суть крещения человека согласно Библии? Крещение – не просто обряд, не просто действие, которое совершается в январе в крещенские морозы.

Термин Крещение, значение таинства, корни

  • Кто «придумал» Церковь – Александро-Невский храм
  • Термин и понятие
  • 28 июля в России отмечается День крещения Руси
  • Когда отмечается Крещение Господне

Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы

Действительно, при крещении происходит «запечатывание» всех энергоканалов крещаемого и полный отрыв его от земных сил и энергий. В католицизме крещение сопровождается простым окроплением водой головы человека. Крещение Господне в 2024 году отметят 19 января: история и традиции. Христианство захватило Русь в 988 г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Кровавый, крещение, русь на развлекательном портале В католицизме крещение сопровождается простым окроплением водой головы человека. Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.

Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение

И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» Ин. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» Лк. Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген [5] , но он расположил её на западном берегу Иордана [6]. Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега. Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу [8].

Паломник Феодосий ru de V—VI вв. До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега [6]. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей.

Вторник, 20 Января 2015 г. Обряд крещения не учрежден Иоанном Крестителем, как думают многие. Это древний иудейский обряд, который учредил Сам Господь Бог через Моисея. Обратите внимание на диалог Никодима и Иисуса: "Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

В читаемых во время церковных служб текстах рассказывается не только о событиях праздника, но и объясняются его значения, а также даются воспоминания всех прообразов, предсказаний и пророчеств предшествовавших Богоявлению. Источник: Freepik Освящение воды Центральное событие праздника — освящение воды. Великое водосвятие совершается дважды — накануне и после литургии 19 января. В эти дни в храме можно встретить даже тех, кто далек от веры и не посещает службы в повседневной жизни. Неважно в какой из этих двух дней люди будут набирать крещенскую воду, ее целебные свойства и священность одинаковы. До V века водосвящение проводилось только на месте крещения Иисуса — на берегу реки Иордан. Позже обряд стали проводить и на других водоемах. Верующие с особым благоговением относятся к крещенской воде. Ее набирают и приносят домой для совершения обрядов. Считается, что такая вода обладает чудодейственными свойствами. Одним из подтверждений тому является ее способность не портиться в течение длительного времени. Обычно ее употребляют натощак, часто с кусочком просфоры, совершая молитву. Существует и традиция использовать такую воду для освящения различных построек. При нехватке крещенской воды разрешается разбавить ее обычной водой. Соединяясь вместе, святая вода полностью передает ей свои благодатные свойства. Источник: Freepik Крещенские купания Помимо освящения воды существует и традиция окунаться в прорубь в ночь с 18 на 19 января. Принято считать, что в это время купель и место вокруг нее обладают особой силой. Люди верят, что, искупавшись, смогут исцелиться от болезни или смыть грехи. Несмотря на то что праздник Крещения сложно представить без этой традиции, купание в проруби не относится к церковным таинствам и не отражено в уставе. Церковь никого не принуждает к этому. Крестный ход Еще одна традиция связана с проведением крестного хода. Обычно он проходит вечером 18-го января после ночной литургии или утром 19-го. Процессия верующих во главе с церковными служителями совершает молитвенные песнопения, направляясь к ближайшему водоему для проведения обряда освящения вод. Крестный ход не является строго обязательным для церквей. Чтобы принять участие в этом обряде, нужно заранее уточнить в церкви, состоится ли там это мероприятие. Источник: Freepik Народные традиции прошлого В стародавние времена подготовка к празднику начиналась за день до Богоявления.

Как свидетельствуют исторические источники, воду на Крещение, действительно, издавна святили на реке в проруби. Эту воду набирали прихожане и хранили дома возле икон на случай болезни или иной надобности весь год. Однако ни про какое купание на Крещение речи не идет вплоть до XIX века. Только тогда некоторые авторы, например, Иван Шмелев, описывают крещенских купальщиков. При этом Шмелев упоминает, что были мужики, которые просто окунались в «ердани», а были и те, кто купались на спор — кто дольше просидит в проруби. Да из того «задору» бывало, что и помирали, не рассчитав сил. Конечно, «священная» часть ритуала была не особенно важна, даже для купальщиков, которые искали отпущения грехов. В основном соревновались в молодецком ухарстве. Ну и голышом побегать по снегу перед бабами те в крещенскую прорубь в XIX веке никогда не окунались, однако ходили набрать священной воды — чем не мужской молодецкий ритуал! Кстати, читай Невероятные секс-традиции древних славян.

Статьи, связанные с этой статьёй

  • Предпосылки
  • Что можно делать
  • Суть праздника Крещения раскрыл священник с необычной биографией
  • Зачем понадобилась единая религия?
  • Что можно и чего нельзя делать на Крещение
  • Крещение — не просто обряд

Откуда пошла традиция купаться в крещенской проруби?

История христианского крещения О крещении в других городах и областях, подвластных Киеву, «Повесть временных лет» говорит так.
Крещение Господне в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника Еще в 387 году о свойствах освященной в Крещение воды писал константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст.
Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы 19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление.

История установления таинства крещения

Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества. О крещении в других городах и областях, подвластных Киеву, «Повесть временных лет» говорит так. Кто изобрел крещение? Католическая церковь считает крещение, которое она совершила Иоанн Креститель как непосредственный прообраз того, что он считает таинством. День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества.

Крещение Господне: история праздника от истоков до современного понимания

Около 988 года, когда князь Владимир делал свой выбор, причин предпочесть Запад Востоку у него оставалось не много. Русь зависела от Константинополя в своей торговле, ведшие там дела купцы переходили в православие под воздействием политики византийцев, предоставлявших преимущества только своим единоверцам. Временное трудоустройство в Византию регулировалось теми же условиями. Из Руси на Балканы воины отправлялись наемниками.

Возвращались они уже православными. Поэтому князю Владимиру приходилось учитывать то, что он уже окружен христианами восточного обряда. Православные служили еще в дружине его деда князя Игоря, а в Киеве несколько их поколений сформировали влиятельную общину.

И хотя отношения князя Владимира с Византией складывались непросто, принять крещение из далекого Рима могло показаться решением, не сулившим никаких выгод. Как сообщает об этом летописец, «мужи Владимира» посетили страны латинские, но никакой «красоты» в них не увидели. Это неудивительно: эпоха культурного преобладания Запада в конце X века еще не началась.

Крещение в Крыму? Рассказав о встрече Владимира с проповедниками разных религий, летописец поменял место действия: вместо того чтобы сделать выбор и креститься, Владимир, под его пером, отправился в поход на берег Крыма и крещение принял уже там. Летописец объяснил произошедшее дипломатической интригой.

Крещению, по его версии, предшествовала осада князем византийского города Херсонеса Корсуня. Взяв крепость с боем, Владимир объявил Константинополю, что прекратит войну, только если получит в жены сестру императора Анну. В ответ от него потребовали сделать брак равным — креститься.

Владимир колебался. Но желание породниться с могущественной династией перевесило — так Русь под давлением греков стала христианской.

В 14—15 вв. Икона «Богоявление» входит в состав праздничного ряда иконостасов в том числе три иконостаса, связанные с кругом Андрея Рублёва. В русских иконах 16—17 вв. В технике «золотой наводки» Богоявление изображалось на церковных вратах: западные врата Рождественского собора в Суздале 1227—1238 , Васильевские врата в Троицком соборе Александрова 14 в.

Павлинов Павел Сергеевич Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. После 1437. Национальная галерея, Лондон. The National Gallery, London. Начиная с Раннего Возрождения Иоанн Предтеча поливает водой стоящего по колени или по щиколотки в Иордане препоясанного Христа; они окружены ангелами и свидетелями, среди которых возможны портреты современников мастеров: произведения Пьеро делла Франчески 1449—1455, Национальная галерея , Лондон , Андреа дель Верроккьо при участии Леонардо да Винчи 1476, Уффици , Флоренция.

В искусстве стран Центральной и Северной Европы сцена Крещения Господня часто изображалась на фоне панорамного пейзажа, в окружении музицирующих и поющих ангелов, хора святых на небесах композиция Мастера алтаря святого Варфоломея , конец 15 в. Давида , до 1508, музей Грунинге, Брюгге. В монументальной живописи в композицию включалось изображение народа, узревшего в лице Христа Спасителя мира: росписи Перуджино 1481—1482, Сикстинская капелла в Ватикане , Тинторетто около 1578—1581, Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко , Венеция. Аллегории фигуры Иордана, моря с 14 в. В искусстве Контрреформации Христос часто представлен коленопреклонённым перед Иоанном Предтечей. Редакция искусства и архитектуры Опубликовано 13 июля 2022 г.

Последнее обновление 13 июля 2022 г.

Лаврова, Н. Полонской и многих других.

Однако после 1913 года тема эта перестала казаться значительной. Она попросту исчезла со страниц научной печати. Одно из таких заблуждений, застрявших в общих курсах истории СССР и других полуофициальных изданиях, это представление, что православие было всегда одним и тем же, не менялось, всегда играло реакционную роль.

Остановимся в нашей статье лишь на одной проблеме — государственного значения принятия христианства. Не смею выдавать свои взгляды за точно установленные, тем более что неясны вообще самые основные, исходные данные для появления сколько-нибудь достоверной концепции. Язычество не было религией в современном понимании — как христианство, ислам, буддизм.

Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством.

Да и в самом язычестве было сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу. В лучшем случае по признаку общего культа объединялись отдельные племена, население отдельных местностей. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, страх покинутости, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.

Люди воздвигали свои строения на высоких берегах рек и озер, чтобы быть видными издалека, устраивали шумные празднества, совершали культовые моления. Народные песни были рассчитаны на исполнение в широких пространствах. Яркие краски требовались, чтобы быть замеченными издалека.

Люди стремились быть гостеприимными, относились с уважением к купцам-гостям, ибо те являлись вестниками о далеком мире, рассказчиками, свидетелями существования других земель. Отсюда восторг перед быстрыми перемещениями в пространстве. Отсюда и монументальный характер искусства.

Люди насыпали курганы, чтобы не забывать об умерших, но могилы и могильные знаки еще не свидетельствовали о чувстве истории как протяженного во времени процесса. Прошлое было как бы единым, стариной вообще, не разделенной на эпохи и не упорядоченной хронологически. Время составляло повторявшийся годичный круг, с которым необходимо было сообразоваться в своих хозяйственных работах.

Времени как истории еще не существовало. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах. Достойно особого внимания то, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством, сказывалась прежде всего по торговым и военным дорогам Руси, там прежде всего, где вырастали первые государственные образования.

Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, из Греции или Скандинавии, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался X век истории Руси. Крещение Руси. Новый создатель империи Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские.

Как всегда в русской истории, Владимир отдал предпочтение чужому племени — племени финно-угорскому. Этим главным кумиром в Новгороде, который поставил Добрыня, был кумир финского Перкуна, хотя, по всей видимости, наиболее распространен в Новгороде был культ славянского бога Белеса, или иначе Волоса. Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской.

Этот зов ясно слышался там, где люди разных племен и народов больше всего общались между собой. Зов этот имел за собой большое прошлое, эхом отдавался он на всем протяжении русской истории. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге.

Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь — предков нынешних эстонцев. Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году есть, впрочем, и другие предполагаемые даты крещения, рассмотрение которых не входит в задачу данной статьи. И все эти свидетельства говорят о появлении христианства прежде всего в центрах общения людей разных национальностей, даже если это общение бывало далеко не мирным.

Это снова и снова указывает на то, что людям требовалась вселенская, мировая религия. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных.

Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы. Христианство уже в этой легенде выступает как объединяющее страны начало, включающее Русь в состав Европы.

Конечно, это путешествие апостола Андрея — чистая легенда, хотя бы потому уже, что в I веке восточных славян еще не существовало — они не оформились в единый народ. Однако появление христианства на северных берегах Черного моря в очень раннее время зафиксировано и нерусскими источниками. О распространении христианства апостолом Андреем в Скифии говорит, в частности, Евсевий Кесарийский умер около 340 г.

Житие Климента, папы римского, рассказывает о пребывании Климента в Херсонесе, где он погиб при императоре Траяне 98-117 гг. При том же императоре Траяне иерусалимский патриарх Ермон отправил в Херсонес одного за другим нескольких епископов, где они приняли мученические кончины. Последний из отправленных Ермоном епископ погиб в устье Днепра.

При императоре Константине Великом в Херсонесе появился епископ Капитон, также мученически погибший. Христианство в Крыму, нуждавшееся в епископе, достоверно зафиксировано уже в III веке. На первом вселенском соборе в Никее 325 г.

Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей под соборными постановлениями. О христианстве части скифов говорят и отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним. Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но на литовцев и финнов — во всяком случае, на их языки.

Связи с Северным Причерноморьем были затем затруднены великим переселением кочевых народов во второй половине IV века. Однако торговые пути все же продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север бесспорно имело место. С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья возникла особая культурная ситуация.

В Хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, особенно в связи с тем, что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии крепости. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию. В это время в Хазарии существует восемь епископий.

Возможно, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружеских византийско-хазарских отношений создается благоприятная обстановка для религиозных споров между тремя господствующими в Хазарии религиями: иудаизмом, исламом и христианством. Каждая из этих религий стремилась к духовному преобладанию, о чем говорят еврейско-хазарские и арабские источники. Тем самым подтверждается возможность описанного русским летописцем выбора веры Владимиром — путем опросов и споров.

Эпоха христианства Представляется естественным, что христианство на Руси явилось также и в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Особенная роль принадлежала здесь Византии и Болгарии. Начнем с Византии.

Русь трижды осаждала Константинополь — в 866, 907 и 941 годах.

Люди верят, что она наделена волшебством и способна помогать устанавливать связь с небесными силами. Гадания на Крещение Что нельзя делать на Крещение 19 января запрещается запасать святую воду в огромных количествах. В святой день нельзя ссориться, ругаться, лгать, жаловаться, сплетничать, допускать плохие мысли. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, проводить уборку дома, стирать, резать ножницами. Не рекомендуется стричься, делать маникюр или педикюр, чтобы не внести в судьбу плохие события. Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу. Запрещается занимать деньги, иначе весь год пройдет в долгах. В этот день желательно не переедать, чтобы мысли оставались чистыми.

Приметы и поверья Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным. Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь. В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей. Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется. Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь. Если молодая девушка выйдет на улицу в крещенское утро и встретит молодого парня, то она в этом году выйдет замуж.

Кто установил праздник Крещения Господня и кем написана первая праздничная икона?

Точно не известно, что это было за божество, но изображалось оно как крылатая собака в чешуе. Все вместе они представляли языческий космос, состоящий из неба, земли и пространства между ними. По-видимому, унификация разнородных племенных верований не удалась. К тому же, в X веке все больше и больше стран принимали либо христианство, либо ислам. И та, и другая религия накладывала ограничения на отношения с иноверцами: мусульмане и христиане не могли иметь дел с язычниками. Владимиру пришлось выбирать, в какую веру обращать жителей Руси. Какие были варианты?

Разумеется, к князю пришли проповедники от двух крупнейших конфессий — христианства и ислама. На тот момент Великий раскол христианства еще не произошел, но церковь западного обряда уже представляли немецкие посланники, а восточного — византийские. К принятию ислама склонял эмиссар Волжской Булгарии — врага Руси. Обращение славян в эту веру позволило бы примирить народы или даже заключить союз. Четвертым и самым неожиданным вариантом был иудаизм. Он стал восприниматься как национальная религия еврейского народа значительно позже, а в раннем средневековье принятие не-евреем иудаизма не вызывало вопросов.

Например, его исповедовали жившие к северу от Кавказского хребта хазары. Именно представители хазарской общины говорили от лица иудаизма. Согласно летописи, у иудейского проповедника были серьезные доводы в пользу своей веры: даже христианский бог был распят в Иерусалиме.

Паломник Феодосий ru de V—VI вв. До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега [6]. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей.

С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10]. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15]. В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием [5] [16]. Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря. Происхождение обеих дат остаётся предметом дискуссии между двумя конкурирующими теориями.

Согласно гипотезе «Школы истории религий», они появились в качестве христианской замены языческим праздникам. Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17]. По мнению В. Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н.

Кроме того, сойдя в Иордан, он освятил собой естество воды и положил основание христианского таинства крещения. Поэтому Крещение Господне иначе называется Богоявлением.

С этого события начался период общественного служения Иисуса Христа. Происхождение праздника Церковный праздник Крещения Господня восходит к древнему восточнохристианскому, вероятно александрийского происхождения впервые упоминается Климентом Александрийским , празднику Епифании греч. Теофания стала первым большим христианским торжеством, имеющим фиксированную календарную дату — 6 января. Первоначально Теофания включала в себя и празднование Рождества Христова , поэтому её богословский смысл содержал больше оттенков, нежели смысл праздника Крещения Господня. После принятия христианским Востоком в 4—5 вв. При этом в богослужебном уставе сохранилась связь Крещения Господня с Рождеством: оба праздника имеют предпраздничные сочельники, а праздничная литургия совершается по чину святителя Василия Великого.

Некоторые церкви, например Армянская апостольская церковь , сохранили традицию одновременного празднования Крещения Господня и Рождества: в календарях этих церквей нет отдельного праздника Рождества Христова. Особенности богослужения Особенностью православного богослужения Крещения Господня является освящение воды, совершаемое как в храмах, так и на открытых водоёмах. Выход для освящения воды называется «хождением на Иордан». В современной практике вода освящается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник, и собственно в день праздника, после литургии великое водоосвящение. Традиция освящения воды накануне праздника, возможно, восходит к древней практике крещения в сам день Богоявления готовившихся принять это таинство — оглашенных. Традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к почитаемому месту крещения Спасителя.

Перед крещенским сочельником завершаются т. Святые дни празднования Рождества Христова Святки. В католической традиции праздник Богоявления Господа 6 января сохраняет древнюю тему явления Христа и просвещения язычников.

Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, проводить уборку дома, стирать, резать ножницами. Не рекомендуется стричься, делать маникюр или педикюр, чтобы не внести в судьбу плохие события. Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу.

Запрещается занимать деньги, иначе весь год пройдет в долгах. В этот день желательно не переедать, чтобы мысли оставались чистыми. Приметы и поверья Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным. Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь. В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей. Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется.

Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь. Если молодая девушка выйдет на улицу в крещенское утро и встретит молодого парня, то она в этом году выйдет замуж. Если первым встречным будет пожилой мужчина, то она весь год будет одинокой. В ночь на Крещение люди ходят в храмы на всенощные бдения, которые заканчиваются утренней божественной литургией и освящением воды. Богоявленская вода обладает чудодейственной силой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий