Новости кто придумал крещение

религия и мировоззрение. О значении Крещения для верующих, истории его празднования и традициях уместно поговорить в канун праздника. Крещение, единственное таинство, которое может совершить не священник, а мирянин. Согласно летописному рассказу, крещение в Киеве сопровождалось «радостью и ликованием» его жителей.

Кто придумал крещение?

Вода после Крещения запасалась и бережно сохранялась в течение всего года. С праздником Крещения связаны многочисленные гадания о замужестве, здоровье, приплоде скота и т. Считалось, что теплая погода на Крещение или мокрый снег предвещали хороший урожай злаков, а метель и ветер — урожай грибов и ягод. Очень часто к празднику приурочивается крещение деток. В православной церкви крестят в любом возрасте. В некоторых источниках указывается, что нельзя крестить младенцев до 40 дней, но это не верно.

Если рождается ребенок и его жизни угрожает опасность например, он очень болен , то крестить его можно сразу же после рождения. В отсутствие священника это может сделать любой верующий человек, в т. Главное, чтобы ребенку было дано имя, которое он будет носить в жизни или которое будет высечено на надгробии.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Очевидно, что фарисеи понимали смысл водного крещения, которое предлагал Иоанн Креститель.

Однако, летописи указывают что в итоге выбор Владимира, определивший религиозный путь Руси, пал на " греков ": представителей мощнейшей поместной Православной Церкви Востока - Константинопольского Патриархата , и наиболее цивилизованного государства среди соседей Руси - Ромейской империи. Источники и исследователи выделяют ряд причин этого решения. Почему Цареградское Православие? Общая экономическая и культурная притягательность Ромейской империи. По широко распространённой оценке общий интерес, создавший великое княжество Киевское, - внешняя торговля - направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей [14]. Возникнув вокруг торгового пути "из варяг в греки ," государственная жизнь Руси в значительной мере вращалась вокруг этой артерии, нацеленной на Константинополь - величайший город во всех прилегающих землях, "Царьград. Империя отразила арабскую опасность, преодолела культурный кризис иконоборчества , и совершила миссионерский прорыв на север.

Русская Киевская епархия или митрополия упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому [18] , и 61-й в уставе императора Льва 886-911 [19]. Таким образом, хотя эта епархия могла не иметь правильной организации, но номинально уже существовала около века до массового Крещения Руси, ведя на территории государства проповедь Православия. В войске князя Игоря уже было много христиан, а тексте договора между Русью и Ромейской империей 945 года упоминается и Киевская церковь пророка Илии. Православный храм предшествовавший временам Владимира имелся и в Новгороде. По словам Повести временных лет в то время уже мнози беша варязи христиане. Святая Ольга Равноапостольная. Хотя существуют спорные данные что христианами были ещё князья Бравлин?

Согласно наиболее расхожей версии, Ольга приняла крещение в Константинополе в 950-х годах, причём восприемником стал император Роман II , закрепив событие как значительную веху в сближении Руси и Ромейской империи в лоне Православной Церкви. Так или иначе, приняв Христианство в сознательном возрасте, Ольга, видимо не смогла значительно повлиять на воззрения на своего сына, но возможно имела больший успех в отношении внуков - Ярополка и равноапостольного Владимира. О взглядах первого Иоакимовская летопись говорит, что Ярополк в годы своего княжения христианом даде волю велику [20]. Славянская словесность. В отличии от Римской Церкви , которая как правило насаждала среди обращаемых славян книжность и богослужение на латинском языке , Константинопольская Церковь со времени просветителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия приняла славянский язык как пригодный для создания церковной словесности. Благодаря этому, ко времени Крещения Руси литература Болгарии - центра церковнославянской словесности - "могла по богатстству литературных произведений церковно-религиозного содержания смело стать наряду с самыми богатыми в то время литературами, греческой и латинской, превосходя в этом отношении все другие европейские литературы" [22]. Таким образом на почти бескнижной Руси по принятии Православия "в обращении оказывается вдруг целая литература на близком и вполне доступном языке" [23] , резко расширяя кругозор русского книжника.

Соображение которое выдвинуто на первый план в Повести временных лет как произведшее решительное действие на посольство Владимира - красота православного богослужения в Царьграде. Мы убо не можемь забыти красоты тоя" [21]. Перспектива независимости. Если Римская Церковь неизменно вбирала новые земли в пределы единой поместной Церкви с папой во главе, Константинопольская Церковь не преследовала политику централизации столь жестко, что давало новообращенным народам возможность образования обособленного церковного удела. В годы Владимира, Болгарский Патриархат и, возможно, Абхазский Католикосат были примерами таких молодых самостоятельных образований. Политическая конъюнктура 986 - 989 годов. Крещение Руси было непосредственно обусловлено чередой событий во многом продиктованных внешнеполитической конъюнктурой момента.

Совокупность источников [24] позволяет восстановить их хронологию следующим образом. После катастрофического поражения от болгар летом 986 года Ромейская империя в 987 году оказалась охвачена мятежом, возглавленным полководцем Фокой Вардой , вскоре объявившем себя императором. К концу года его войска стояли уже под стенами Константинополя и, ввиду смертельной опасности, нависшей над правящей Македонской династией, император Василий II отправил посольство на Русь к Владимиру с просьбой о помощи. Владимир согласился, но ценой брака на царевне Анне, родной сестре Василия. Константинополь был вынужден согласиться, выдвинув, однако, в качестве условия крещение князя. Владимир видимо принял крещение в начале 988 года, причём его заочным крестным отцом стал сам император, в связи с чем великий князь и был наречен в крещении Василием. В том же году в Ромейскую империю было направлено русское войско, которое помогло успешно подавить мятеж.

Однако, так как брак "порфирородной" царевны на " варваре " был неслыханным делом для ромейского императорского дома, отправка венценосной невесты видимо стала откладываться. Чтобы вынудить Константинополь сдержать свое обещание, Владимир осадил и взял ромейскую твердыню в Крыму, Корсунь Херсонес Таврический, ныне в черте Севастополя , между апрелем и июлем 989 года. Тогда император Василий был вынужден выполнить свое обязательство, царевна Анна прибыла в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с Владимиром Святославичем, по всей вероятности, в том же 989 году. Крещение киевлян. Роспись Киевского Владимирского собора, В. Васнецов, 1885-1896 гг. Ход Крещения Вскоре по венчании, вероятно осенью 989 или весной 990 года, Владимир Святославич, поставив в Корсуни церковь святого Иоанна Предтечи , вернулся в Киев.

Вместе с ним приехали его новая жена, греческая царевна Анна, а также духовенство - присланное в составе свиты царевны и приведенное из покорённого Корсуня. Повесть временных лет среди корсунян выделяет Анастаса , сподвижника Владимира в предстоящем Крещении Руси. Вдобавок в Киев были перенесены святыни из Корсуня - честная глава святителя Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы, а также церковные сосуды, иконы, медные статуи и фигуры коней. Широко распространено мнение что в первичном массовом просвещении Руси принимали участие также миссионеры из Болгарии , имевшие, благодаря близости языка, наиболее прямой доступ к русским славянам. Возможно что Владимир предпринял первые шаги к общему насаждению Христианства в своей области ещё раньше, во время своего собственного крещения - согласно Иакову Мниху : "крестися Владимир сам, и чада своя, и весь дом свой святым крещением просвети" [25]. Однако, согласно Повести временных лет, определяющие действия были предприняты по возвращении из Корсуни в Киев. Вначале Владимир повелел повалить языческих идолов - одних изрубить, других сжечь, а идол Перуна проволочь привязанного за хвост лошади, колотить палками, бросить в Днепр, и отталкивать от берега до тех пор пока не пройдёт пороги.

Несмотря на печаль язычников, это было исполнено. Вскоре Владимир начал строительство нового главного храма Русской земли - Киевской церкви Пресвятой Богородицы , для чего были призваны мастера-греки. Церковь была снабжена десятиной княжеских владений, духовенством и церковными предметами из Корсуни, а начальствующим при храме был поставлен Анастас Корсунянин - на деле, возможно, игравший центральную роль в управлении Церкви на Руси в первые годы по Крещении. При этом, была создана и более разветвлённая церковная организация для Руси - рамках Киевской митрополии при Владимире были учреждены несколько епископских кафедр: Новгородская , а также, вероятно, Белгородская , Черниговская , Полоцкая , Переяславская , Ростовская и Туровская. Сумма свидетельств указывает на то, что ход Крещения Руси при Владимире был мирным по сравнению с подобными массовыми деяниями среди саксов , венгров , норвежцев , поляков и ряда других народов Европы. По словам академика Д. Лихачёва: "Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа" [26].

Известен лишь один документ - поздняя Иоакимовская летопись, чья подлинность поставлена под сомнение рядом исследователей - который говорит об использовании вооруженной силы для достижения массового крещения: именно, в случае крещения новгородцев княжеским посланником Добрыней [27]. С другой стороны, в пользу версии о насильственном Крещении выдвигается позднейшее возмущение новгородцев языческими волхвами из-за голода в 1071 году. Археология также подтверждает особую напряженность принятия Христианства в Ногороде - только там обнаружено пепелище церкви, предположительно сожженной язычниками в конце X века. Среди причин относительной быстроты и мирности реформы называют: предыдущие десятилетия христианской проповеди в городах Руси; низкий уровень развития "неконкурентоспособность" славянского язычества, лишенного священных книг и оформившегося культа; понятность богослужебного языка в отличии латинского в Западной Церкви [28]. В перспективе, рассматривающей Крещения Руси не как "единичное событие, для которого можно назвать определенную дату," а как "сложный и очень многообразный процесс, длительный и прерывающийся, растягивающийся даже не на десятилетия, а на века" [29] , последствия первичного Крещения при Владимире переплетаются с продолжением того же процесса Крещения Руси. Географически можно проследить поэтапное распространение Православия по Руси. Вначале Христианство распространялось главным образом близ Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода и финских племён, ижоров и корелов.

В общем можно сказать что, чем дальше от центрального водного пути "из варяг в греки," тем Христианство было слабее и для своего торжества требовало ещё много усилий и даже мученичества. Духовным центром и основной "кузницей кадров" просветителей Руси скоро сделался ведущий монастырь страны - Киево-Печерская обитель. Успеху распространения Веры содействовало разделение Руси на уделы: князья разносили новую веру по своим уделам, и каждый стольный княжеский город становился местным центром Церкви, иногда и архиерейской кафедрой. Так, в Ростове борьба между язычеством и Xристианством продолжалась до подвижнического служения святителя Леонтия в XI веке; в Муромо-Рязанской земле распространение Xристианство долго встречало неодолимое препятствие, и пошло успешнее только в конце XI -начале XII века благодаря трудам благоверного князя Константина-Ярослава Святославича ; дольше всех из русских славянских племен держалось язычество у вятичей , просветителем которых явился в XII веке преподобный священномученик Кукша , погибший во время проповеди.

Как свидетельствуют исторические источники, воду на Крещение, действительно, издавна святили на реке в проруби.

Эту воду набирали прихожане и хранили дома возле икон на случай болезни или иной надобности весь год. Однако ни про какое купание на Крещение речи не идет вплоть до XIX века. Только тогда некоторые авторы, например, Иван Шмелев, описывают крещенских купальщиков. При этом Шмелев упоминает, что были мужики, которые просто окунались в «ердани», а были и те, кто купались на спор — кто дольше просидит в проруби. Да из того «задору» бывало, что и помирали, не рассчитав сил.

Конечно, «священная» часть ритуала была не особенно важна, даже для купальщиков, которые искали отпущения грехов. В основном соревновались в молодецком ухарстве. Ну и голышом побегать по снегу перед бабами те в крещенскую прорубь в XIX веке никогда не окунались, однако ходили набрать священной воды — чем не мужской молодецкий ритуал! Кстати, читай Невероятные секс-традиции древних славян.

Крещение Господне

Развитие торговых связей резко прервалось в середине X века по причине исчерпания серебряных рудников в мусульманском государстве Саманидов. Столкнувшись с неплатежеспособностью покупателей, варяжские правители укрепили свой центр на Днепре вместо Волги, а торговлю переориентировали на Византию. Но сложись обстоятельства иначе — вовлечение Руси в сферу влияния мусульманской культуры оставалось бы лишь делом времени. Возможность принятия Русью западного христианства была еще более реальной.

В 960-е и 990-е годы Русь посещали миссионеры из Германии, а один из них — Адальберт был удостоен епископского сана. Древнерусские правители колебались между Римом и Константинополем, допуская, что связи с Западной Европой помогут избежать попадания в церковную зависимость от византийцев. Когда отношения Киева и Константинополя портились, на Руси давали понять, что могут принять крещение с Запада.

В Германии следили за древнерусской политикой, но воспользоваться своим шансом тем не менее не смогли. Около 988 года, когда князь Владимир делал свой выбор, причин предпочесть Запад Востоку у него оставалось не много. Русь зависела от Константинополя в своей торговле, ведшие там дела купцы переходили в православие под воздействием политики византийцев, предоставлявших преимущества только своим единоверцам.

Временное трудоустройство в Византию регулировалось теми же условиями. Из Руси на Балканы воины отправлялись наемниками. Возвращались они уже православными.

Поэтому князю Владимиру приходилось учитывать то, что он уже окружен христианами восточного обряда. Православные служили еще в дружине его деда князя Игоря, а в Киеве несколько их поколений сформировали влиятельную общину. И хотя отношения князя Владимира с Византией складывались непросто, принять крещение из далекого Рима могло показаться решением, не сулившим никаких выгод.

Как сообщает об этом летописец, «мужи Владимира» посетили страны латинские, но никакой «красоты» в них не увидели. Это неудивительно: эпоха культурного преобладания Запада в конце X века еще не началась.

Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно.

Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген [5] , но он расположил её на западном берегу Иордана [6]. Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега. Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу [8]. Паломник Феодосий ru de V—VI вв. До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега [6].

Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10]. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15]. В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием [5] [16].

Вечер накануне праздника собирал за столом всю семью. После постной трапезы домочадцы опускали ложки в общее блюдо и накрывали хлебом, веря, что это принесет небывалый урожай. Матери семейства пекли в этот день традиционное обрядовое печенье — крестцы, загадывая на благополучие домочадцев. Неудавшиеся образцы подгоревшие, с трещинами или с иными изъянами крошили птицам, чтобы отогнать беду. С птицами связана и традиция отпускать в небо белых голубей. Так делали после завершения богослужения в день великого праздника.

Голуби символизировали Святой Дух, явившийся на землю в обличье этой птицы, когда крестился Иисус Христос. Праздник закрывал святочный период гуляний с играми, колядками и гаданиями, который длился с Рождества. Источник: Freepik В святочных гаданиях принимали участие многие герои классических произведений русской литературы: сразу вспоминаются пушкинская Татьяна Ларина и Светлана у Жуковского. Считалось, что в это время нечистая сила особенно сильна. Утро Богоявления начинали с молитвы. Если верить преданиям, небо в предрассветные часы было открыто для заветных просьб.

Последние дни Святок посвящали подготовке к Богоявлению: прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее ледяными узорами и еловыми ветками. Существовал и обычай разжигать костры на берегах водоемов, чтобы согреться после окунания в ледяную воду. Костры служили символом очищения и обновления, а их пламя считалось защитным и благословенным. Вопросы и ответы Дадим ответы на популярные вопросы об этом празднике. Как правильно окунаться в прорубь? Купание в проруби в день Крещения Господня — популярная народная традиция.

Но оно может быть связано с определенными рисками для здоровья, особенно в колючие морозы. Чтобы не заболеть после купания в проруби, нужно следовать определенным мерам предосторожности: 1. Подготовьтесь заранее. За несколько месяцев до праздника начните закаливаться или практиковать контрастный душ. Возьмите с собой полотенце, удобные сланцы и комплект сменной одежды. Перед купанием убедитесь, что вы хорошо себя чувствуете.

Ограничьте время нахождения в воде. Не задерживайтесь в холодной воде слишком долго.

По преданиям, Небо в предрассветные часы открывалось самым сокровенным просьбам. Главный символ этого праздника — вода. Считается, что вся вода в ночь на Крещение становится чудодейственной: будь то речка в проруби или снег в чистом поле. Еще в 387 году о свойствах освященной в Крещение воды писал константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне, целый год, а часто и два, и три года остается свежей и неповрежденной…» Читайте также:.

Как крестили Русь. Отвечаем на главные вопросы

Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение. 19 января Русская православная церковь вспоминает событие крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Считается, что ритуал Крещения исходит от самых древних халдеев и аккадийцев. Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом, незадолго пред Его вознесением на небо.

Крещение Господне (Богоявление). Происхождение праздника

Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин. Сергей Иванов. Ян Вышатич и язычники. Однако летописцы сообщали и о всплеске разбоя на дорогах: «лихие люди» стали настоящей головной болью князей на рубеже 10 — 11 веков. По всей видимости, религиозные изменения, вкупе с постоянными междоусобицами, стали одной из причин ухудшения ситуации в стране. Влияние христианства на развитие Руси Другое важное последствие крещения Руси — появление собственной письменности, основанной на кириллице и глаголице, разработанными Кириллом и Мефодием. Приехавшие из-за рубежа священнослужители занимались переводом священных текстов и обучением клириков, набранных из местного населения. Впоследствии это даст начало русскому летописанию, созданию первых светских произведений. Наверное, самым известным среди них станет « Слово о полку Игореве ».

В Средние века религия имела важное значение и для межгосударственных отношений. Если до 988 года князья тесно взаимодействовали лишь с соседями, то после этой даты сфера дипломатических действий Киева заметно расширяется. Это касалось как Византии и Скандинавии, контакты с которыми установились ещё в языческий период, так и со странами Центральной и Западной Европы. Особенно ясно это видно на примере княжения сына Владимира, Ярослава Мудрого , чьи династические связи достигли даже далёкого королевства франков. Помимо политических связей расширились и экономические контакты: если торговцы из Европы справедливо опасались посещать Русь, считая её жителей варварами, из-за чего безопасность жизни и товаров оказывалась под вопросом, то теперь мало что кроме, разве что, долгой дороги могло помешать купцам посещать «Гардарику» и увеличивать вывоз пушнины, воска и других товаров, которыми славились восточные славяне. Благодаря смене конфессии изменилась привычная для племенного строя система управления. Волхвы, занимавшие влиятельное положение при дворе князя, стремительно растеряли былое могущество и были изгнаны из городов, кое-где возглавив сопротивление новым порядкам. Прибывшие на их место церковные клирики довольно скоро сосредоточили в своих руках рычаги управления судебной системой: при участии князя Владимира был разработан церковный устав, по которому регулировались семейные отношения и дела нравственного характера.

Одновременно высшие церковные сановники становились одними из ближайших советников государя — эта традиция целиком оказалась перенята из византийских политических реалий, где фигура патриарха константинопольского считалась второй по значению после императора.

Священное Писание оставляет полную свободу выбора числа лиц, участвующих в помазании. Что же касается того, сколько именно раз больной должен быть помазан, то здравый смысл подсказывает, что только один раз и притом одним из присутствующих при помазании пресвитеров. Православное вероучение в этом вопросе как бы подчеркивает роль помазующих священников, тогда как Слово Божие, напротив, повелевает пресвитерам помазать больного елеем во имя Господне, и этим как бы подчеркивает, что исцеление произошло совсем не благодаря их участию, что главная роль в исцелении отведена Имени Христову. Были случаи, когда народ готов был приписать славу исцеления служителям Христовым, и даже поклоняться им.

Как поступили апостолы, исцелив хромого? Слово Божие, напротив, дает нам полную свободу в этом вопросе. Слово Божие ставит все в полную зависимость не от степени болезни, а от свободного желания болящего. В заключение надо сказать, что в наши дни таинством елеосвящения редко кто пользуется даже в православной церкви. Позволить себе роскошь пригласить к больному семь священников, материально не всем доступно.

Итак, возвратимся к простоте Евангельской, будем держаться как советует ап. Пасхазий утверждал, что хлеб и вино, которыми пользуются верующие, становятся действительной Кровью и действительным Телом Христа, тем Телом, которое было рождено от Девы Марии, и той кровью, которая струилась из ран Христа на Голгофском кресте. Эта болезненная фантазия монаха-фанатика встретила немало протестов не только у духовенства, но и среди влиятельных мирян. Папа Иннокентий III был первым, официально упомянувшим об этой доктрине и одобрившим ее своим декретным письмом. В числе сочувствовавших этому новому учению, оказался также и папа Григорий Великий Гильдебранд.

Собор в 1059 году в Риме под председательством папы Николая П-го после многих бурных протестов и споров признал фантазию монаха Радберта Пасхазия новым догматом западной церкви. Одновременно догмат этот проник и в восточную церковь несмотря на то, что окончательное отделение Западной церкви от Восточной произошло за пять лет до спора в 1054 году. Чтобы положить конец спорам, папа Григорий VIII установил своеобразный пост для кардиналов, которым было поручено добиться по этому спорному вопросу непосредственных указаний от Бога. В 1160 году вопрос о догмате пресуществления был предложен на разрешение Парижского богословского факультета. К величайшему смущению кардиналов и папы, собравшаяся ученая коллегия отвергла догмат Пасхазия как лишенный всякого основания в учении Христа, и противоречащий здравому смыслу.

Но и эти заключения ученой коллегии ни к чему не привели. Волнения и споры не прекращались. Чтобы положить конец спорам и не допустить опасных разделений в церкви, Латеранский собор носящий в церковной истории название четвертого , торжественно объявил догмат пресуществления обязательным для всех христиан. С этого момента началась всем известная расправа с инакомыслящими. Папа Григорий IX учредил инквизиционный суд, представив его в заведование доминиканскому монашескому ордену.

Упорствующих противников, как опасных еретиков, предавали светской власти для сожжения на кострах.

Действительно, еще при княгине Ольге, приходившейся Владимиру бабушкой, на Русь приезжал германский епископ Адальберт, но его проповеди оказались безуспешными. Почему ему не удалось договориться с княгиней, история умалчивает. По одной из версий, Адальберта изгнали язычники во главе с самим князем Святославом сыном Ольги , чем нанесли ему страшное оскорбление. Следующим претендентом на роль государственной религии Руси считался ислам, но и он не пришелся по душе Владимиру. Князь счел мусульманское учение неподходящим для своих подданных.

Приняв ислам, духовную и повседневную жизнь пришлось бы кардинально менять, что население почти наверняка встретило бы враждебно. В летописи сохранились слова князя «Руси есть веселие пити», хотя дело было далеко не только в запрете на употребление хмельных напитков и свинины. Наконец, иудаизм не устроил Владимира, потому что его проповедники не имели собственного государства. Хазарский каганат был покорен Святославом Игоревичем в 960-х годах, и с тех пор местная знать называла себя «потерянными коленами». Владимир Святославич, искавший в новой религии источник силы, такой риторикой явно не вдохновился. Выбор князя пал на православное христианство по двум причинам — политической и личной.

Во-первых, Византийская империя, направившая в Киев священников для беседы с князем, была «старшим партнером» Древнерусского государства. В Константинополе находилось значительное количество русских купцов и воинов-наемников. Во-вторых, за 30 лет до описываемых в «Повести…» событий в столице Византии приняла крещение княгиня Ольга. Иван Акимов. В «Повести временных лет» говорится, что император Византии Константин VII Багрянородный якобы пожелал взять ее в жены, однако овдовевшая княгиня ответила отказом, сославшись на то, что является язычницей. Тогда вазилевс предложил Ольге креститься, и та согласилась при условии, что обряд проведет сам патриарх, а крестным отцом будет Константин.

Вполне вероятно, что эта версия событий не совсем точна в деталях, но сегодня принято считать, что в 957 году княгиня Ольга, крестившись под именем Елена, стала первой православной правительницей Руси. После этого предложение Константина о браке, если таковое действительно было, стало неактуальным, ведь теперь Ольга была его духовной дочерью. После обряда император отпустил ее с дарами на родину.

Князь полагал, что новая вера давала фундамент для будущего духовного единства русичей.

Именно поэтому он не ограничился личным принятием христианства , а активно занялся просвещением не только политической элиты, но — всего населения. Где происходило первое крещение народа Очевидно, это случилось непосредственно по возвращении князя к Киеву из Херсонеса Корсуня , где крестился он сам. Летописец указывает, что после этого правитель призвал к принятию веры всех жителей столицы Руси. Таинство происходило массово, а вот о месте его существуют разные мнения: на реке Почайне — это приток Днепра, ныне практически исчезнувший с карты города.

На месте бывшей реки проходит улица Набережно-Крещатицкая; непосредственно на Днепре. Обе версии содержат разные списки Повести временных лет, что, возможно, говорит о том, что мест могло быть несколько. Сам процесс летописи описывают, как вполне добровольный. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1896 г.

Как была крещена вся Русь Судя по всему, при христианизации страны дело не обходилось без противостояния язычества с новой верой. Например, известно, что: жители Мурома категорически не приняли князя Глеба, сына Владимира, пытавшегося утвердить здесь христианство; он вынужден был устроить резиденцию вне городских стен; вятичи убили монаха-миссионера прп. Кукшу из Киево-Печерской обители; древляне, соседи полян на территории которых находился Киев , приняли веру самыми последними — они не могли забыть, как княгиня Ольга, еще будучи язычницей, жестоко мстила им за гибель мужа, Игоря. А вот случай действительно насильственного «крещения огнем и мечом» зафиксирован всего один — это Новгород, где, правда, для открытого бунта имелись серьезные политические причины — противостояние Киеву как лидеру страны, кроме того, неприязнь к Владимиру лично.

Массовое же принудительное обращение русичей следует признать крайне маловероятным: слишком слаба была для этого тогдашняя великокняжеская власть. Илья Глазунов. Бориса и Глеба — языческие, а крещены они как Роман и Давид ; с другой стороны, первые десятилетия христианизации стали временем такого взлета духовной жизни, что это даже вызывало некоторое недоумение византийцев: появился Киево-Печерский монастырь, без преувеличения, духовное сердце страны, а в одном только Киеве насчитывалось до 1000 церквей; наконец, не прошло нескольких десятилетий, как молодая Церковь получила первых святых, притом мучеников за веру — это те же свв. Борис и Глеб, которые предпочли погибнуть, но не участвовать в братоубийственной междоусобице.

Поэтому можно сказать, что духовное перерождение страны происходило, может быть, не быстро, зато основательно. Показатель этого — судьба славянского язычества, о котором сейчас известно столь мало. Киево-Печерская Лавра, г. А уж попытки современных неоязыческих движений «возродить» «веру предков» с точки зрения большинства профессионалов — даже не историческая реконструкция, ведь материала для нее почти нет.

Обвиняют, конечно, князя Владимира, якобы насильственно крестившего Русь.

Крещение Руси: от идолов к вере

Крещение, по словам Священного Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. Крещение – не просто обряд, не просто действие, которое совершается в январе в крещенские морозы. Крещение – это одно из главных церковных Таинств, в ходе которого человек приобщается к Богу. Водное крещение – одно из главных действий, совершаемых человеком на пути следования за Христом. Иисус Христос, приняв это крещение от Иоанна Крестителя в водах Иорданских, тем самым освятил его. «Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.

Ночь святой воды

Иван IV таким образом демонстрировал доблесть и храбрость подданных. Сегодня традиция окунаться в прорубь на Крещение подразумевает очищение от грехов. Однако далеко не все поддерживают этот ритуал. Среди священнослужителей часто встречаются те, кто считает, что купание в проруби — это лишь символ. Настоящее раскаяние за свои грехи происходит независимо от времени года. Для этого человеку достаточно искренне покаяться в своих свершениях и встать на путь доблести.

Никакое купание за верующего этого не сделает. Тем не менее в народе обычай окунаться в ледяную воду 19 января по-прежнему популярна. Традиция окунаться в прорубь относится к эпохе Ивана Грозного и с истинным покаянием имеет мало общего. Девушки перестают гадать. Крещенская традиция предписывает девушкам прекратить гадания на будущее в день Богоявления.

Приготовить сочиво. Блюдо представляет собой пресную кашу. В древности она занимала почетное место при праздновании Богоявления. Сегодня традиции поедания сочива на Крещения придерживаются все реже.

С этого события начался период общественного служения Иисуса Христа. Происхождение праздника Церковный праздник Крещения Господня восходит к древнему восточнохристианскому, вероятно александрийского происхождения впервые упоминается Климентом Александрийским , празднику Епифании греч. Теофания стала первым большим христианским торжеством, имеющим фиксированную календарную дату — 6 января. Первоначально Теофания включала в себя и празднование Рождества Христова , поэтому её богословский смысл содержал больше оттенков, нежели смысл праздника Крещения Господня. После принятия христианским Востоком в 4—5 вв.

При этом в богослужебном уставе сохранилась связь Крещения Господня с Рождеством: оба праздника имеют предпраздничные сочельники, а праздничная литургия совершается по чину святителя Василия Великого. Некоторые церкви, например Армянская апостольская церковь , сохранили традицию одновременного празднования Крещения Господня и Рождества: в календарях этих церквей нет отдельного праздника Рождества Христова. Особенности богослужения Особенностью православного богослужения Крещения Господня является освящение воды, совершаемое как в храмах, так и на открытых водоёмах. Выход для освящения воды называется «хождением на Иордан». В современной практике вода освящается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник, и собственно в день праздника, после литургии великое водоосвящение. Традиция освящения воды накануне праздника, возможно, восходит к древней практике крещения в сам день Богоявления готовившихся принять это таинство — оглашенных. Традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к почитаемому месту крещения Спасителя. Перед крещенским сочельником завершаются т. Святые дни празднования Рождества Христова Святки.

В католической традиции праздник Богоявления Господа 6 января сохраняет древнюю тему явления Христа и просвещения язычников. Существует обычай освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов начальные буквы апокрифических имён евангельских волхвов — Каспара, Мельхиора, Бальтазара. Под влиянием богослужения католических церквей восточного обряда установлен не повсеместно обычай освящения воды.

Хотя событие начиналось именно как человеческая история, а закончилась явлением Хр иста н ароду. Иоан Предтеча, которого часто еще называют Крестителем, после долгого поста пришел на реку Иордан для проповеди крещения народа. Крестить — означало очиститься, это в честь обряда потом были названы деревянные приспособления для казни распятием. Ведь распяли самого чистого, крещенного, человека и бога. А в русском языке еще часто произносилось и «хрестить», то есть принять веру Хрис та. Но в те времена это еще означало именно очищение водой, смывались все грехи. Потому и река Иордан.

По существовавшему тогда божьему закону очиститься от грехов должен был каждый человек. Предтеча был уважаемым пророком и к нему за этим стремились многие, слушали проповеди и пророчества. Пришел и тридцатилетний Иисус Хр истос. Это вы звало необычайное изумление Иоана — он ведь понимал кто перед ним стоит. На что Иисус от вечае т, что им необходимо «исполнить всю правду». Тут стоит пояснить, что слово «правда» — это из древнерусского перевода, означало «закон».

И ещё одно тревожное опасение в отношении детского крещения вызывает тот факт, что люди, связанные с демоническими силами — экстрасенсы, шептуньи, колдуны, — не берутся лечить некрещёных детей.

Они требуют, чтобы ребёнок прежде был крещён, и лишь затем могут применить к нему свои оккультные методы. То есть, по всей видимости, обряд крещения вместо ожидаемой Божьей охраны наоборот открывает злым духам доступ к младенцам. Многим это может показаться невероятным: ну как христианский ритуал может отдать ребёнка во власть демонов? Однако даже те же православные священники знают, что одним из приёмов магии является неправильное использование христианских действий и слов. Например, молитва «Отче наш» служит основой для многих колдовских заговоров. В чём разница между молитвой и заклинанием? Молитва — это речь, осознанно обращённая к Богу, а заклинание — это произнесение слов с целью вызвать какие-либо действия в физическом или духовном мире примером таких заклятий могут служить фразы типа «Господь надо мною», «ангелы по бокам» или многократно читаемые молитвы, даже взятые из Библии.

Подобно этому и все оккультные обряды лишены смысла обращения к Богу и совершаются для достижения желаемых результатов по принципу «нечто должно получиться». Но ведь именно таким образом обстоит дело и с крещением детей: оно не имеет смысла принятия христианской веры и самоотдачи Богу и совершается лишь ради получения неких благ вроде Божьей защиты или исцеления. И в результате заповеданный Богом для взрослых верующих акт крещения при его применении к младенцам превращается в магический ритуал, подобный языческим обрядам посвящения ребёнка идолу. Разница лишь в том, что язычники убивали детей перед своими божествами, а служители церкви ограничиваются символическим изображением смерти младенца и вместо амулета вешают ему на шею крестик. Но последствия у этих ритуалов сходные — вступление в контакт с бесовскими духами. Поэтому предостережение всем родителям: берегитесь Божьего гнева и не оскверняйте акт крещения его бессмысленным применением к малым детям. Первым реформатором считается Мартин Лютер, который в 1517 г.

В своём учении Лютер в числе прочего отказался от церковных таинств, оставив из семи лишь два: крещение и причащение. Его идеи подхватил швейцарский проповедник Ульрих Цвингли, но он пошёл ещё дальше и отрицал чудесный смысл всех таинств включая крещение. Именно он стал автором учения, которое можно условно назвать «крещением возрождённых» или «теорией завета». Это учение впоследствии было принято в большинстве протестантских деноминаций, в том числе в баптистских, пятидесятнических и харизматических церквах. Суть данного учения можно сформулировать следующим образом. Все дары Божьей благодати — оправдание, возрождение, Святого Духа и спасение — человек получает не во время крещения, а ещё тогда, когда впервые обращается к Богу с искренней молитвой о прощении грехов. Именно в этот момент он становится христианином, чадом Божьим, членом невидимой Церкви Христовой.

Крещение же — это особый завет человека с Богом, видимое свидетельство об уже совершившейся смерти верующего для греха и воскресении к новой жизни, обещание Богу всегда иметь добрую совесть. После принятия крещения человек может стать членом какой-либо поместной церкви и получает право участвовать в причащении. Никаких чудесных действий — перемен во внутреннем состоянии человека или в его положении пред Богом — при крещении не происходит. Каковы же причины возникновения и широкого распространения этого учения среди христиан-протестантов? Можно предположить, что на это оказал влияние отрицательный пример ортодоксальных церквей, где крестили детей, которые впоследствии вели греховный образ жизни, считаясь при этом христианами. Люди видели, что в результате крещения младенцы не становятся праведниками, равно как и взрослые грешники, которые крестились ради каких-то своих целей — чтобы называться верующими, участвовать в причастии или для совершения обряда венчания. Исходя из этих фактов, христиане могли сделать вывод о том, что крещение не имеет никакого очищающего и спасительного действия.

В то же время многие уверовавшие протестанты пережили встречу с Богом в момент первой молитвы к Нему. Этому сопутствовали различные проявления Божьего прикосновения к ним: тепло, свет, голос, необычайная радость или любовь и т. Они получали мгновенное освобождение от греховных зависимостей, исцеление от болезней, новые праведные желания, уверенность в спасении. И свидетели таких перемен легко могли подумать, что это и есть момент нового рождения и получения Святого Духа. Вряд ли кому из них приходило в голову вдумчиво проверить с помощью Библии, так ли это на самом деле. Им достаточно было найти в Новом Завете пару расплывчатых стихов, говорящих на данную тему что-то близкое к их ощущениям и представлениям, — и другие доказательства были им уже не нужны. А все библейские тексты, противоречащие их взглядам, они либо попросту оставляли без внимания, либо придумывали для них сложные символические толкования.

Таким образом данное учение сохранилось и до наших дней среди искренних, но не вполне наставленных в истине христиан. Что ж, давайте рассмотрим некоторые основные положения теории крещения возрождённых. Начнём с самого простого и непонятного — названия «завет». Во многих церквах верующие вместо фразы «принять крещение» часто используют другую — «заключить завет с Господом». Почему многие христиане называют крещение этим словом? Разумного ответа на этот вопрос никто из них не даст. В Писании нет ни одного места, где слово «завет» имело бы какое-либо отношение к крещению во всяком случае, в греческом оригинале и в русском Синодальном переводе.

Если непредубеждённый человек прочитает Библию, то ему ни за что не придёт в голову мысль назвать крещение «заветом с Богом». Это выражение не имеет в Писании ни малейшей основы и является исключительно результатом обучения человека другими людьми, уже привыкшими к данному названию. Толкователи могут сказать, что у Бога ведь есть завет с христианами, как писал апостол Павел: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета» 2Кор. И если при крещении человек вступает в эти заветные отношения с Богом, то акт крещения вполне можно назвать «заветом», разве не так? Да, всё это правильно, но тогда давайте продвинемся немного дальше и разберёмся, что же из этого следует. Отсюда видно, что одной из составляющих Нового Завета является очищение грехов кровью Христа. Поэтому если человек становится причастником данного завета посредством крещения, то значит лишь после этого акта он получает оправдание.

Но ведь как раз этот логически однозначный вывод сторонники «теории завета» отрицают! Есть и другое высказывание, относящееся к христианам: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их» Евр. Все богословы согласны с тем, что здесь имеется в виду принятие верующими Святого Духа. И опять-таки, если это является сутью завета Бога с христианами, то человек получает Святого Духа после вступления в заветные отношения с Богом, то есть после крещения. Поэтому верующие должны выбрать одно из двух: либо называть крещение «заветом» и считать его условием для получения спасения, либо не соглашаться с его спасительным значением и тогда не применять к нему слово «завет». Но и этого мало, ведь даже если христиане выберут второй вариант, то они должны ответить, в какой же тогда момент человек становится причастником Нового Завета, если это происходит не при крещении? Вряд ли кто сможет предложить другую альтернативу кроме так называемой «молитвы покаяния».

Однако даже по внешней форме это абсолютно не похоже на все прежние заветы Бога с людьми, которые сопровождались ритуалом жертвоприношения: завет с Ноем Быт. Все эти жертвы были указанием на будущую искупительную смерть Иисуса Христа. А ведь и христианское крещение тоже является отображением этой смерти. Так неужели Бог не захотел использовать акт крещения для вступления в Новый Завет с христианами, а решил против Своего обыкновения делать это безо всякого ритуала? Это выглядит крайне непоследовательно, и вряд ли можно найти хоть какую-нибудь разумную причину, по которой Бог мог бы отказаться от использования простого и наглядного обряда крещения и не установить вместо сопутствовавших заключению завета жертв никакого символического действия. Так что весьма сомнительно, чтобы уверовавший человек вступал в заветные отношения с Богом без крещения посредством одной лишь молитвы. Ещё одним аргументом может служить всеобщая и неизменная христианская традиция допускать к причащению только крещёных верующих.

Почему во все века считалось, что лишь они могут вкушать символ Крови Нового Завета? Очевидно потому, что именно через крещение они стали причастниками этого завета. Если бы они становились чадами Божьими и членами Тела Христова в результате молитвы, то было бы несправедливо запрещать им вкушать символы Тела и Крови Христа вместе со всеми остальными христианами. Также и другая традиция свидетельствует о заветном значении крещения, а именно принятие в члены поместной церкви только крещёных людей. Это правило основано на том, что лишь после крещения человек становится членом невидимой вселенской Церкви Христовой, а значит получает Святого Духа и рождается свыше. Поэтому теория «крещения возрождённых» находится в непримиримом противоречии с общепринятыми традициями, заложенными апостолами с самого начала Церкви. Большинство христиан, называющих крещение «заветом», на самом деле вкладывают в это слово совершенно другой смысл, не имеющий ничего общего с его библейскими составляющими — оправданием, принятием Святого Духа и присоединением к Церкви.

Они смотрят на крещение как на некий двусторонний договор Бога с человеком: Бог будет благословлять и охранять христианина, а тот со своей стороны «обещает Богу добрую совесть». Откуда они взяли такой договор и на каком основании относят к нему слово «завет» — неизвестно. Также никто из них не может толком объяснить, для чего христианин должен дать Богу какое-то обязательное обещание. В лучшем случае они могут сказать, что во время искушений воспоминание об этом обещании будет укреплять верующих в борьбе с грехом. Однако на личном опыте каждый наверняка убедился, что в действительности такое воспоминание ничуть не прибавляет им духовных сил, да и мало кто в минуты соблазнов успевает подумать о своём крещении. Поэтому со стороны Бога было бы весьма странным дать христианам такой ненадёжный вспомогательный инструмент для преодоления греховных желаний. В Библии тоже нет ни малейшего намёка на подобное подкрепляющее значение крещения.

И почему нельзя обойтись без этого непонятного обещания, если всякий истинно верующий человек и так не желает грешить и прилагает для этого всё старание? Если я живу праведно, то какая разница, обещал я Богу удерживаться от греха или нет? А если наоборот согрешаю, то разве что-нибудь меняется вследствие наличия или отсутствия данного обещания? В этом отношении Писание не устанавливает абсолютно никакого различия между крещёными и некрещёными верующими. Хотя порой некоторые новообращённые считают, будто после крещения Бог возлагает на человека более трудные обязанности и более строго наказывает за согрешения. И из-за подобных взглядов они зачастую доходят до того, что долгое время не решаются принять крещение, опасаясь повышенной ответственности пред Богом за свои будущие проступки. Это полнейший абсурд даже с точки зрения «теории завета»: люди отказываются исполнить Божье повеление, надеясь таким образом избежать большего наказания.

А что уж говорить о действительном положении дел: верующие откладывают получение прощения грехов, возрождения и Святого Духа из опасения, что тогда им будет хуже. И всё из-за того, что они считают крещение каким-то трудноисполнимым обещанием, а в Библии есть предупреждение: «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» Екк. Можно лишь надеяться, что Бог не будет строго судить их за нежелание креститься, ведь в этом скорее их беда, а не вина. Вообще при взгляде на крещение как на обещание оно превращается в пустую формальность вроде врачебной «клятвы Гиппократа», воинской присяги или клятвы при даче показаний в суде. Для честного человека все эти церемонии излишни, а для нечестного не имеют никакого значения. Разве что в израильском народе дело обстояло иначе: по Моисееву закону в некоторых спорных случаях ответчик должен был поклясться в своей невиновности Исх. Но данный закон подразумевал, что за лживую клятву Бог самолично покарает обманщика.

Во всех же остальных ситуациях непосредственного и немедленного Божьего наказания за ложь не приходило. Поэтому израильтяне не боялись давать клятвы, которые не собирались исполнять, за что их порицал Иисус: «А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» Матф. Так и крещение в толковании «теории завета» является подобным лишним обещанием, причём явно невыполнимым. Ведь ни один христианин не может сохранить свою совесть от осквернения, так как неизбежно будет согрешать из-за своей греховной человеческой природы. Таким образом, обязательство всегда иметь добрую совесть весьма похоже на пионерское «торжественное обещание», которое советские школьники обычно произносили без осознания его смысла и о котором сразу же начисто забывали. Мы привели много доводов, показывающих нелепость понимания крещения как некоего обещания Богу.

Однако в сущности все эти аргументы абсолютно не нужны, так как на самом деле нигде в Библии не говорится, будто крещение является обещанием. Многие верующие наверняка возразят: неправда, там же написано, что крещение — это «обещание Богу доброй совести» 1Пет. Да, так написано, но только где? В русском Синодальном переводе Библии, который не является дословно богодухновенным и безошибочным. Как известно всем богословам, истинным и непогрешимым Словом Божьим является лишь текст оригинала. Поэтому давайте рассмотрим исходный греческий текст Нового Завета и проверим, правильно ли переведён указанный стих на русский язык. Для этого нам даже не понадобится знание греческого языка, достаточно одной лишь компьютерной программы «Цитата из Библии» с греческим текстом.

Итак, открываем в ней нужный стих и находим в нём интересующее нас слово — eperwthma «эперотема». Скопируем корень eperwt в строку поиска и найдём все места с однокоренными словами. У нас получится список из 14 стихов включая исходный. Затем посмотрим по тексту Синодального перевода, какие русские слова соответствуют найденным. И оказывается, что 12 слов являются разными формами глагола «спросить» Матф. Почему же тогда существительное с тем же корнем перевели словом «обещание»? На каком основании ему присвоили значение, которое в Писании больше не встречается?

Просто невероятно, чтобы апостол Пётр вдруг вложил в это слово другой смысл, тем более что его помощник Марк, написавший своё Евангелие по его рассказам, четыре раза использовал похожие слова в значении вопроса. В свете библейского контекста совершенно очевидно, что правильным переводом было бы слово типа «просьба» или «прошение». И в более раннем православном переводе было написано не «обещание», а «вопрошение у Бога доброй совести». Остаётся лишь удивляться, почему Синод принял ошибочный перевод, ведь вряд ли священники хотели просто навредить будущим русским протестантам. Для большей уверенности в ошибочности Синодального перевода проведём несколько дополнительных проверок греческого текста. Возьмём похожий корень ephrwt, который отличается от исходного одной гласной буквой — «эта» вместо «эпсилон» они произносятся одинаково, подобно старорусским «е» и «ять». Найдём в Новом Завете все слова с этим корнем и в результате получим список из целых 43 стихов.

В 40 из них используются опять-таки формы глагола «спросить», лишь в Мар. И в Лук. Ну и наконец, в Матф. В данном тексте слово с корнем «эперот» имеет отчётливое значение просьбы и даже почти требования, как в параллельном рассказе Луки об этом случае Лук. Теперь поищем в Новом Завете все слова с корнем «обещ» и посмотрим, как они пишутся по-гречески и нет ли у них сходства с исходным словом Петра eperwthma. Однако из найденных 22 слов самое «близкое» по написанию — это ephggeltai «эпеггелтаи» , соответствующее слову «обещание» из Евр. Как мы видим, совпадают только первые две буквы или по звучанию три, то есть слишком мало.

И в других случаях используются похожие формы ephggeilato «эпеггеилато» — «обещал» Деян. Сам же Пётр в другом своём послании использовал слово epaggellomenoi «эпаггелломенои» — «обещают» 2Пет. Наконец, даже родственное слово «обет» Деян. Таким образом, все встречающиеся в греческом тексте слова со значением обещания совершенно не похожи на слово «эперотема», и потому просто невозможно, чтобы Пётр употребил его в таком смысле. Итак, несложный контекстный анализ греческого оригинала показывает, что слово «обещание» в 1Пет. Именно так выглядит этот стих в современном переводе: «просьба к Богу о чистой совести» а если быть ещё более точными, то данное выражение состоит из пяти слов, расположенных в следующем порядке: «доброй совести прошение к Богу». Эта фраза вдобавок ко всему прекрасно вписывается в контекст: она имеет смысл избавления от духовной нечистоты и потому является гармоничным противопоставлением предыдущему выражению «не плотской нечистоты омытие» в отличие от «обещания», которое не имеет никакой логической связи с предшествующим текстом.

Так что на самом деле крещение — это не какое-то неясное «обещание хранить добрую совесть», а просьба к Богу об очищении совести. Причём подразумевается, что эта просьба не словесная, а безмолвная. То есть во время крещения не нужно говорить: «Господи, очисти мою совесть», так как оно само по сути является просьбой о прощении кстати, равным образом и при крещении по «теории завета» является излишним вопрос: «Обещаешь ли служить Богу доброй совестью? Это подобно тому, как при подаче заявления о приёме на работу нет нужды устно говорить начальнику, что вы хотите у него работать. Таким образом, мы показали, что взгляды на крещение как на «завет» или «обещание» не соответствуют Библии. Остаётся рассмотреть ещё один смысл, который сторонники «теории завета» зачастую пытаются приписать крещению: они говорят, что крещение — это свидетельство о том, что человек умер для греха и воскрес к новой жизни. На каком же месте Писания основано это утверждение?

Ответ очень простой: ни на каком. Нигде не говорится, будто при крещении человек «свидетельствует», «подтверждает», «показывает», «демонстрирует», «отображает» или на худой конец «символизирует». Такие выражения часто встречаются в протестантской печати и проповедях, вот только в Библии не сказано ничего подобного. Некоторые толкователи ссылаются на стих: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» Рим. Но разве здесь есть хотя бы намёк на какое-либо свидетельство или демонстрацию? Тут же прямым текстом написано, что при крещении происходит погребение со Христом, а после начинается новая жизнь. Та же самая картина наблюдается и в параллельном стихе: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли» Кол.

Как можно толковать этот текст в том смысле, будто воскресение человека со Христом на самом деле совершается до крещения? Для этого нужно решительно отринуть грамматику, логику и здравый смысл. Ну и последний притягиваемый за уши отрывок: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение... Здесь тоже ясно сказано, что крещение «спасает», а не «свидетельствует о полученном спасении». Все три указанных текста однозначно говорят, что крещение — это момент чудесных перемен в человеке, а вовсе не свидетельство о том, что они уже когда-то совершились. И внешняя форма крещения является сопутствующим символическим отображением того, что происходит с человеком в настоящий момент времени, а не имело место полгода назад. Затруднения вызывает и дополнительный вопрос: если крещение является свидетельством, то для кого?

Возможны три варианта ответа: для неверующих, для церкви или для духовного мира. Первый вариант отпадает сразу, так как крещение часто совершается без посторонних зрителей особенно в условиях гонений. Второй также выглядит неудовлетворительно, ведь свидетелями крещения являются не все члены поместной церкви, а лишь некоторые, а иногда и вовсе один только креститель. И почему при переезде в другое место человек не может ещё раз креститься перед тамошними христианами, если никто из них не был свидетелем его крещения и не может получить никакого подтверждения этому событию? Что это за странное одноразовое свидетельство, которое человек ничем не может доказать и однако не имеет права повторить? Нет, абсолютно очевидно, что крещение совершается не для человеческих зрителей. Остаётся последний вариант: крещение — это свидетельство для духовного мира.

Но зачем тогда оно нужно, если и ангелы, и бесы давным-давно уже видели, что человек стал верующим и служит Богу? Ангелы радовались его покаянию Лук. Ровным счётом ничего. Так что смысл крещения никак не может заключаться в свидетельстве кому-то. Это дело только между человеком и Богом, и совершается оно лишь для самого человека; больше оно не нужно никому, и никакие свидетели для него не нужны. Некоторые христиане, не находя ничего лучшего, говорят, что крещение — это просто исполнение Божьей заповеди и совершается оно для того, чтобы проявить послушание Богу. Однако это не может являться единственной целью крещения, оно обязательно должно иметь собственный смысл.

Представьте, насколько было бы странно, если бы Бог вдруг сказал человеку: «Ты должен один раз в жизни окунуться в воду в белой одежде. Для чего? Просто чтобы исполнить то, что Я тебе повелел». Похожий абсурдный пример приводил Иоанн Златоуст по поводу запретного плода: «Древо доброе, но не касайся его. Потому что Я Господь, а ты раб, вот вся причина». Не правда ли, это нелепо и смешно? На самом же деле Божий запрет не есть от дерева познания добра и зла имел целью не проверку послушания человека, а предохранение его от плохих последствий, о чём и сказал Адаму Бог: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» Быт.

Так и ни одна из Божьих заповедей не представляет собой повеление совершить какое-либо бессмысленное действие ради угождения Богу. Поэтому и крещение должно совершаться для достижения конкретной разумной цели, однако «теория завета» не в состоянии указать для крещения такую цель. Теперь рассмотрим два основных возражения сторонников «теории завета» против традиционной точки зрения на крещение как на условие для получения спасения. Чаще всего они ссылаются на слова апостола Павла: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» Еф. На основании этого текста они говорят, что человек не может спастись посредством соблюдения заповедей или совершения каких-либо «хороших дел». Однако они упускают из вида или же просто не понимают, что крещение не относится к данной категории человеческих деяний. Здесь отчётливо видно, что крещение не входит в число всех заповедей и повелений, которые были даны христианам для соблюдения.

Оно стоит отдельно и предшествует всему, что ученики должны были узнать и исполнять в своей христианской жизни. Поэтому совершенно очевидно, что крещение коренным образом отличается от всех других действий человека и причислять его к «делам праведности» никак нельзя.

Суть праздника Крещения раскрыл священник с необычной биографией

Событие крещения во Иордане Иисуса Христа от Иоанна Крестителя описано во всех четырех канонических Евангелиях и легло в основу двунадесятого церковного праздника. Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать акт утверждения христианства, его победу над язычеством в политическом смысле. Крещение Господне в 2024 году отметят 19 января: история и традиции.

Принятие христианства на Руси

Крещение – это одно из главных церковных Таинств, в ходе которого человек приобщается к Богу. За крещением следовало возложение рук, еврейский обряд при посвящении в равнины. Еще в 387 году о свойствах освященной в Крещение воды писал константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий