Крещение Господне или Богоявление является одним из популярных и известных праздников в православии. Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви.
Крещение Руси
В этот день РПЦ вспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане. Имя «Крещение» тесно связано с описанным в Евангелии эпизодом земной жизни Иисуса: в 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Они говорят, что крещение Господа последовало на 15-м году царствования Тиберия Цезаря в 15-й день месяца туби.
Суть праздника Крещения раскрыл священник с необычной биографией
Вышла ли она христианской , будучи испытана, как злато в горниле, из безвременья монгольского господства? Считать ли существование Руси христианской с XIV в. Сергий Радонежский? А может — с XVI в. Так именуют себя сельские производители, во главу угла ставя не свою работу, а веру?
Однозначно вопрос не решен до наших дней. Известна ли точная дата события? День, месяц его история не сохранила. Какая вера была до принятия Крещения Ее определяют, как так называемую языческую, от славянского «язык», или «народ».
Это говорит о том, что вера славян определялась своего рода коллективным опытом познания мира, природы. О язычестве Руси сохранилось крайне мало данных. Их дают: данные этнографов, еще в начале XX в. К основным чертам религии можно отнести: многобожие; магизм, когда основой взаимодействия с природой, духами, богами являются разного рода магические практики.
Когда на Руси появилось христианство? Известно, что христианизация Европы начинается уже с I в. С высокой вероятностью можно сказать, что вера была им по крайней мере известна. Русские летописи указывают, что по крайней мере с IX в.
Аскольд и Дир в Царьграде летописная миниатюра Новый этап распространения веры наступает при княгине Ольге, которая первой из русских княгинь принимает Таинство от руки Патриарха Константинопольского. Однако, христианизации Руси при княгине мешает как позиция большинства населения, так желание Византии, куда не раз обращалась княгиня с просьбой образовать епархию, прислать священников. Империя же имела ввиду политические выгоды от христианизации столь большой территории, желала получить контроль над торговыми путями. Почему княгиня Ольга не сумела привить веру сыну Святославу Прежде всего, потому, что он к моменту духовного перерождения княгини-язычницы, ставшей христианкой, был взрослым человеком, сложившейся личностью.
При этом князь : имел государственные взгляды, отличные от воззрений матери: если Ольга пеклась о духовном единстве страны, Святослава более интересовали завоевание новых территорий, контроль над торговлей, получение прибыли; как всякий князь, сильно зависел от своей дружины, большая часть которой была языческой; Святослав серьезно опасался, что внутренние конфликты не дадут ему возможности продолжать эффективные военные походы.
Кроме того, его называют Богоявлением, потому что именно в этот день народ услышал глас Божий и увидел Сына Его — Мессию. Это явление получило название Богоявления или Святой Троицы. После этого Иисус ушел в пустыню на 40 дней. Там он постился и готовился к тому, чтобы исполнить свою роль. Сегодня день, когда Иисус принял крещение, называется Крещением Господнем. Дата Крещения Господня в 2022 году Точная дата крещения Иисуса достоверно неизвестна. Однако верующие настаивают, что это не так. Принято считать, что число и месяц события установлены.
В отличие от Пасхи и той же Масленицы, торжество имеет закрепленную дату. В 2022 году Крещение Господне состоится 19 января. Традиционно праздник Богоявления пройдет в соответствии с древними обычаями и согласно священным традициям. При этом купание в проруби на крещенские морозы в России — относительно молодой ритуал. По некоторым источникам само слово «крещение» происходит от не от слова «крест», но от «кресала», то есть огнива. Проще говоря, понятие «крещение» подразумевает под собой инициацию с помощью огня. С его помощью проводилась религиозная инициация в эпоху язычества, а также в контексте посвящения молодых людей в воинов.
Канун праздника Крещения называется сочельником. Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост. Утром в этот день будут совершаться Царские часы.
Затем совершается вечерня с Литургией св. Василия Великого. После литургии бывает Великое освящение воды. Богослужение в самый день праздника начинается великим повечерием, на котором, «как и в день Рождества Христова, Церковь славословит единение Божества с человечеством словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией, переходящие в утреню. Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, состоящие из стихов 113, 114 и 117 псалмов, пророчески изобразившие Крещение Господа. Далее Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — и тем издревле напоминает принявшим Таинство Крещения о долге христианина.
Апостольское чтение Тит. Евангелие Мф. Великое Водоосвящение. В воспоминание крещения Господня Церковь установила совершать в навечерие и в самый день праздника Великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, называется Великой Агиасмой греч. Великое освящение воды символизирует собой примирение творения с Творцом, обновление природы, искаженной грехом. Святая вода, тем самым, является одним из средств благодатного вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления. В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в день праздника освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя.
Каноническое основание Великому освящению воды положено в древнем христианском памятнике «Апостольские постановления», где заложено начало не только самому священнодействию, но и прослеживается наличие молитв освящения. Кроме «Апостольских постановлений», свидетельства о совершении водоосвящения в праздник Крещения Господня можно найти св. Василия Великого, св. Епифания Кипрского, Феодора Чтеца. В древности, до IV — V вв. Затем уже и вся полнота Православной Церкви восприняла эту традицию и теперь почти в каждом храме совершается крестный ход «на Иордань», где совершается освящение воды. Освящение воды в день навечерия совершается в храме. А в день самого праздника Крещения Господня, по окончании литургии бывает крестный ход «на Иордань» с пением церковных песнопений.
Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл. Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая.
Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека Рождество , Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения Крещение — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» по-гречески, — «Явление» , позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант — «Теофания» то есть «Богоявление». В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.
Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два?
Крещение Руси: могло ли быть иначе?
Это касалось как Византии и Скандинавии, контакты с которыми установились ещё в языческий период, так и со странами Центральной и Западной Европы. Особенно ясно это видно на примере княжения сына Владимира, Ярослава Мудрого , чьи династические связи достигли даже далёкого королевства франков. Помимо политических связей расширились и экономические контакты: если торговцы из Европы справедливо опасались посещать Русь, считая её жителей варварами, из-за чего безопасность жизни и товаров оказывалась под вопросом, то теперь мало что кроме, разве что, долгой дороги могло помешать купцам посещать «Гардарику» и увеличивать вывоз пушнины, воска и других товаров, которыми славились восточные славяне. Благодаря смене конфессии изменилась привычная для племенного строя система управления. Волхвы, занимавшие влиятельное положение при дворе князя, стремительно растеряли былое могущество и были изгнаны из городов, кое-где возглавив сопротивление новым порядкам. Прибывшие на их место церковные клирики довольно скоро сосредоточили в своих руках рычаги управления судебной системой: при участии князя Владимира был разработан церковный устав, по которому регулировались семейные отношения и дела нравственного характера. Одновременно высшие церковные сановники становились одними из ближайших советников государя — эта традиция целиком оказалась перенята из византийских политических реалий, где фигура патриарха константинопольского считалась второй по значению после императора. Макет Десятинной церкви в Киеве. Идея опоры на языческие культы пусть и реформированные показала свою полную несостоятельность, поэтому Владимир решил действовать более радикальными методами.
Тем не менее позитивные последствия этого решения креститель не увидел: наоборот, первые десятилетия после принятия христианства, судя по данным археологии и письменных источников, сопровождались столкновениями властей и сторонников старой веры. Лишь к концу 11-го века можно говорить о том, что раздробленные восточнославянские племена действительно стали едины хотя бы в части религиозных отношений и моральных принципов, насаждавшихся церковью. В дальнейшем, несмотря на начало политической раздробленности, во многом именно обращение к единой вере могло на время остановить войны между князьями в условиях появления внешней опасности. Более того — в 14-м веке, когда начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы, Калитичи в оправдании своей политики часто ссылались на духовные примеры. Можно согласиться с известным отечественным учёным Львом Гумилёвым , который писал: «Победа православия подарила Руси ее тысячелетнюю историю». Несмотря на огромное историческое значение, власти официально практически не праздновали юбилеи, связанные с крещением. Первое такое мероприятие относится лишь к 1888 году, дату 900-летия, а инициатором празднования стал Константин Победоносцев , один из идеологов политики «русификации», проводившейся в Российской империи в эпоху царствования Александра III и, частично, Николая II. Празднование состоялось летом, государство выделило на него значительные средства и большое количество войск: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: к празднованию события девятисотлетия крещения Русского народа привлечь все воинские части, освободить их в сей день от занятий».
Такой масштаб был призван лишний раз продемонстрировать населению основную идею царствования Александра III , опиравшегося на «традиционные ценности», а также повысить престиж православия в многонациональной и многоконфессиональной империи.
Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу. Запрещается занимать деньги, иначе весь год пройдет в долгах. В этот день желательно не переедать, чтобы мысли оставались чистыми. Приметы и поверья Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным. Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь. В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей. Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется. Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь.
Если молодая девушка выйдет на улицу в крещенское утро и встретит молодого парня, то она в этом году выйдет замуж. Если первым встречным будет пожилой мужчина, то она весь год будет одинокой. В ночь на Крещение люди ходят в храмы на всенощные бдения, которые заканчиваются утренней божественной литургией и освящением воды. Богоявленская вода обладает чудодейственной силой. Она способна исцелять и оберегать от нечисти.
Патриарх Кирилл купается в проруби. Патриарх Кирилл крещение. Патриарх Кирилл в купели. Патриарх Кирилл на окунание в проруби. Крестильный храм Богоявления Господня. Храм Волгореченск крещение. Храм Святого преподобного Алексея Кострома крещение. Крещение Булатниково храм. Крещение 19 января прорубь. Крещение Господне Богоявление 19 января 2022 года. Крещение Господне 2022 Челябинск. Крещение Господне Мегион. Крещение Господне Иордань освящение. Белопесоцкий монастырь купель. Крещение праздник прорубь. Крестильная купель в храме. Крещение Рязань 2021. Купель в Кудрово. Крещение 19 января. Крещение Кострома. Купели в Подмосковье. Карпычев Алексей Николаевич в проруби. Путин в проруби на крещение 2022. Олег Гарифуллин в проруби. Крещение мальчика. С Крещением малыша. Крещение детей в церкви. Крещенские купания на Руси. Праздник крещение купание в проруби. Крещение младенцев в православии. Крещение взрослого человека. Византия крестильная купель. Войнов Константин таинство крещения. Купель для крещения младенцев. Вязники крещение Акиньшино. Храм Христа Спасителя купель. Крещенские купания Измайловский Кремль. Москва Измайловский Кремль купель. Обливательное крещение. Крещение подростков в церкви. Фотосъемка в церкви крещение. Крещение Пресвятой Богородицы. Богородица крестит. Фотосессия в храме Казань уоещение. Купель в проруби. Крещенское купание в проруби. Мисс крещение. Крещенские купания девушки. Женщины купаются в купели. Князь Владимир Великий крещение Руси картина. Владимир 1 Святой крещение Руси. Владимир Святославич крещение Руси кратко. Православие крещение. Традиции крестины. Фотосессия крещения новорожденных. Крещение реклама. Твое крещение. Крещение в Веселовке. Фотосессия крещения ребенка. Водное крещение. Крещение в реке. Крещение в Иордане. Водное крещение в православии. Крещение у католиков. Крещение в католической церкви.
Считается, что тот, кто три раза окунется в иордани, очистится от грехов. Купание на Крещение набирает популярности не в целях духовного очищения, а как процесс закаливания. Агиасма способна оставаться свежей и не портиться на протяжении всего года. Прихожане освящают воду в храмах во время богослужений. Если не удается пойти в церковь или место жительства находится далеко от места ее расположения, то в качестве крещенской воды можно заготовить воду из любого природного водоема. Считается, что в этот день вся вода обладает чудодейственными свойствами. В некоторых регионах батюшки посещают дома своих прихожан и окропляют их великой Агиасмой. Такой обряд помогает очистить дом от злых духов. Богоявленская вода способна исцелять от болезней. Лица духовенства рекомендуют употреблять ее по ложечке в утренние часы натощак с кусочком просфоры. В селах на Крещение люди поят скотину освященной водой. Она помогает им перенести крещенские морозы, хорошо плодиться и не болеть. Гадания В ночь на Крещение на земле царит магическая атмосфера. В этот период люди просят у высших сил открыть тайну будущего.
Крещение Руси в 988 году и государство Русь
Кто придумал крещение? | КРЕЩЕНИЕ — это обряд блокировки развития сущности человека, обряд подключения очередного донора к эгрегору Православной церкви. |
В чем суть крещения человека согласно Библии? | О значении Крещения для верующих, истории его празднования и традициях уместно поговорить в канун праздника. |
Что можно и чего нельзя делать на Крещение | Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление. |
Принятие христианства на Руси | Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Русской Православной церковью 19 января по новому стилю. |
Особенности богослужения
- Крещение Руси: от идолов к вере
- Крещение Господне 2024: дата, история и традиции
- Крещение Руси - значение, причины и последствия
- 19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей
- КРЕЩЕНИЕ РУСИ
- Кто «придумал» Церковь
Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение
Первые упоминания о погружениях на Крещение идут из Египта, где, возможно, такая традиция существовала еще в дохристианскую эпоху. 19 января православные празднуют Крещение Господне или Богоявление. Верующие отмечают день Крещения Руси 28 июля – это значимое событие стало новой вехой в истории. религия и мировоззрение. принятие Русью Православного Христианства. «Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус
Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем. Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин. Сергей Иванов.
Ян Вышатич и язычники. Однако летописцы сообщали и о всплеске разбоя на дорогах: «лихие люди» стали настоящей головной болью князей на рубеже 10 — 11 веков. По всей видимости, религиозные изменения, вкупе с постоянными междоусобицами, стали одной из причин ухудшения ситуации в стране.
Влияние христианства на развитие Руси Другое важное последствие крещения Руси — появление собственной письменности, основанной на кириллице и глаголице, разработанными Кириллом и Мефодием. Приехавшие из-за рубежа священнослужители занимались переводом священных текстов и обучением клириков, набранных из местного населения. Впоследствии это даст начало русскому летописанию, созданию первых светских произведений.
Наверное, самым известным среди них станет « Слово о полку Игореве ». В Средние века религия имела важное значение и для межгосударственных отношений. Если до 988 года князья тесно взаимодействовали лишь с соседями, то после этой даты сфера дипломатических действий Киева заметно расширяется.
Это касалось как Византии и Скандинавии, контакты с которыми установились ещё в языческий период, так и со странами Центральной и Западной Европы. Особенно ясно это видно на примере княжения сына Владимира, Ярослава Мудрого , чьи династические связи достигли даже далёкого королевства франков. Помимо политических связей расширились и экономические контакты: если торговцы из Европы справедливо опасались посещать Русь, считая её жителей варварами, из-за чего безопасность жизни и товаров оказывалась под вопросом, то теперь мало что кроме, разве что, долгой дороги могло помешать купцам посещать «Гардарику» и увеличивать вывоз пушнины, воска и других товаров, которыми славились восточные славяне.
Благодаря смене конфессии изменилась привычная для племенного строя система управления. Волхвы, занимавшие влиятельное положение при дворе князя, стремительно растеряли былое могущество и были изгнаны из городов, кое-где возглавив сопротивление новым порядкам.
А вот женщине действительно 40 дней после родов нельзя входить в церковь. При крещении любой человек получает крестных: отца и мать. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Кроме того, крестные отец и мать не должны состоять в браке между собой. После крещения обязательно совершается миропомазание. В честь крещения устраивается специальный праздник — крестины. Ранее на такие домашние праздники в крещенскую ночь готовили особую крестильную кашу на сливках и дрожжевую выпечку.
Крещение с незапамятных времен является замечательным праздником для всех христиан, ведь для мира родился Бог. А в недавно пополнившихся семьях это праздник вдвойне — в мир входит новый человек!
Если вы не изучали Библию на эту тему, если вы просто посоветовались «со знающими» родственниками или знакомыми или даже сходили в храм — у вас все еще нет необходимых знаний о крещении и его смысле. Вот несколько отрывков из Библии о крещении если у вас есть дома Библия — посмотрите там : Кто поверит и примет крещение, тот будет спасён, а кто не поверит, будет осуждён. Евангелие от Марка 16:16 Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать? Деяния 2:37,38 Эта вода есть образ крещения, которое и сегодня спасает вас.
Именно в такой воде смывают грехи. Однако стоит помнить, что окунаться следует не с головой.
Особенно если у вас проблемы с сосудами. Это может быть крайне вредно. Будьте осторожны. Кроме этого, в Крещение необходимо соблюдать ряд запретов: 19 января воспрещается убираться, стирать, шить, вязать и выносить мусор из дома. Также крайне важно избегать ссор, сквернословия и злобы в отношении окружающих. Почему люди крестятся? Как мы уже выяснили, крещение в виде купания во освященной воде — традиция, пришедшая к нам от Христа. Но что значит крестное знамение, наш молитвенный жест?
Именно тогда люди начали креститься знамением для того, чтобы огородить себя от горя. Также существует объяснение формы креста.
Спасибо, что помогаете находить ответы!
- Как родился праздник Крещения Господня
- Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение
- Крещение Господне — Википедия
- Что за праздник Крещение Господне?
- Крещение: история, традиции, символы праздника, рецепт медовых крестцов.
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус
Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение | Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. |
Кто придумал крещение? | Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. |
Кто установил праздник Крещения Господня и кем написана первая праздничная икона?
В отличие от тех крещений, крещение Иоанна — уникальный ритуал, который совершается один раз в жизни. Крещение – это одно из главных церковных Таинств, в ходе которого человек приобщается к Богу. Владимир Фёдоров, житель Якутска: «Сегодня, когда мы в такие лютые морозы на окраине России в самом центре холода находимся и соблюдаем традиции православия, Крещения, окунаемся, мы, конечно, говорим о том, что это объединяет народ, российский народ».
История христианского крещения
Время составляло повторявшийся годичный круг, с которым необходимо было сообразоваться в своих хозяйственных работах. Времени как истории еще не существовало. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах. Достойно особого внимания то, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством, сказывалась прежде всего по торговым и военным дорогам Руси, там прежде всего, где вырастали первые государственные образования. Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, из Греции или Скандинавии, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался X век истории Руси. Крещение Руси.
Новый создатель империи Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Как всегда в русской истории, Владимир отдал предпочтение чужому племени — племени финно-угорскому. Этим главным кумиром в Новгороде, который поставил Добрыня, был кумир финского Перкуна, хотя, по всей видимости, наиболее распространен в Новгороде был культ славянского бога Белеса, или иначе Волоса. Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Этот зов ясно слышался там, где люди разных племен и народов больше всего общались между собой.
Зов этот имел за собой большое прошлое, эхом отдавался он на всем протяжении русской истории. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге. Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь — предков нынешних эстонцев. Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году есть, впрочем, и другие предполагаемые даты крещения, рассмотрение которых не входит в задачу данной статьи. И все эти свидетельства говорят о появлении христианства прежде всего в центрах общения людей разных национальностей, даже если это общение бывало далеко не мирным.
Это снова и снова указывает на то, что людям требовалась вселенская, мировая религия. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.
Христианство уже в этой легенде выступает как объединяющее страны начало, включающее Русь в состав Европы. Конечно, это путешествие апостола Андрея — чистая легенда, хотя бы потому уже, что в I веке восточных славян еще не существовало — они не оформились в единый народ. Однако появление христианства на северных берегах Черного моря в очень раннее время зафиксировано и нерусскими источниками. О распространении христианства апостолом Андреем в Скифии говорит, в частности, Евсевий Кесарийский умер около 340 г. Житие Климента, папы римского, рассказывает о пребывании Климента в Херсонесе, где он погиб при императоре Траяне 98-117 гг.
При том же императоре Траяне иерусалимский патриарх Ермон отправил в Херсонес одного за другим нескольких епископов, где они приняли мученические кончины. Последний из отправленных Ермоном епископ погиб в устье Днепра. При императоре Константине Великом в Херсонесе появился епископ Капитон, также мученически погибший. Христианство в Крыму, нуждавшееся в епископе, достоверно зафиксировано уже в III веке. На первом вселенском соборе в Никее 325 г.
Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей под соборными постановлениями. О христианстве части скифов говорят и отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним. Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но на литовцев и финнов — во всяком случае, на их языки. Связи с Северным Причерноморьем были затем затруднены великим переселением кочевых народов во второй половине IV века. Однако торговые пути все же продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север бесспорно имело место.
С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья возникла особая культурная ситуация. В Хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, особенно в связи с тем, что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии крепости. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию. В это время в Хазарии существует восемь епископий. Возможно, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружеских византийско-хазарских отношений создается благоприятная обстановка для религиозных споров между тремя господствующими в Хазарии религиями: иудаизмом, исламом и христианством.
Каждая из этих религий стремилась к духовному преобладанию, о чем говорят еврейско-хазарские и арабские источники. Тем самым подтверждается возможность описанного русским летописцем выбора веры Владимиром — путем опросов и споров. Эпоха христианства Представляется естественным, что христианство на Руси явилось также и в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Особенная роль принадлежала здесь Византии и Болгарии. Начнем с Византии.
Русь трижды осаждала Константинополь — в 866, 907 и 941 годах. Это не были обычные разбойничьи набеги, заканчивались они заключением мирных договоров, устанавливавших новые торговые и государственные отношения между Русью и Византией. И если в договоре 912 года с русской стороны участвовали только язычники, то в договоре 945 года на первом месте стоят уже христиане. За короткий промежуток времени число христиан явно возросло. Об этом же свидетельствует и принятие христианства самой киевской княгиней Ольгой, о пышном приеме которой в Константинополе в 955 году рассказывают как русские, так и византийские источники.
Не станем входить в рассмотрение сложнейшего вопроса о том, где и когда крестился внук Ольги Владимир. Сам летописец XI века ссылается на существование различных версий. Скажу только, что очевидным представляется один факт: Владимир крестился после своего сватовства к сестре византийского императора Анне, ибо вряд ли могущественнейший император ромеев Василий II согласился бы породниться с варваром, и этого не мог не понимать Владимир. Софии Константинопольской запрет ромеям родниться с чужими — особенно с некрещеными. Следует еще принять во внимание, что со второй половины X века могущество Византийской империи достигло своей наибольшей силы.
Империя к этому времени отразила арабскую опасность и преодолела культурный кризис, связанный с существованием иконоборчества, приведшего к значительному упадку изобразительного искусства. И примечательно, что в этом расцвете византийского могущества значительную роль сыграл Владимир I Святославич. Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов. Исполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии впоследствии гвардией императоров являлась дружина англо-варягов.
Именно поэтому Владимиру была оказана величайшая честь. Ему обещали руку сестры императора Анны, которой к этому времени было уже двадцать шесть лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой. Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму. После этого брак был заключен.
Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей.
По всей видимости, религиозные изменения, вкупе с постоянными междоусобицами, стали одной из причин ухудшения ситуации в стране. Влияние христианства на развитие Руси Другое важное последствие крещения Руси — появление собственной письменности, основанной на кириллице и глаголице, разработанными Кириллом и Мефодием. Приехавшие из-за рубежа священнослужители занимались переводом священных текстов и обучением клириков, набранных из местного населения. Впоследствии это даст начало русскому летописанию, созданию первых светских произведений. Наверное, самым известным среди них станет « Слово о полку Игореве ».
В Средние века религия имела важное значение и для межгосударственных отношений. Если до 988 года князья тесно взаимодействовали лишь с соседями, то после этой даты сфера дипломатических действий Киева заметно расширяется. Это касалось как Византии и Скандинавии, контакты с которыми установились ещё в языческий период, так и со странами Центральной и Западной Европы. Особенно ясно это видно на примере княжения сына Владимира, Ярослава Мудрого , чьи династические связи достигли даже далёкого королевства франков. Помимо политических связей расширились и экономические контакты: если торговцы из Европы справедливо опасались посещать Русь, считая её жителей варварами, из-за чего безопасность жизни и товаров оказывалась под вопросом, то теперь мало что кроме, разве что, долгой дороги могло помешать купцам посещать «Гардарику» и увеличивать вывоз пушнины, воска и других товаров, которыми славились восточные славяне. Благодаря смене конфессии изменилась привычная для племенного строя система управления. Волхвы, занимавшие влиятельное положение при дворе князя, стремительно растеряли былое могущество и были изгнаны из городов, кое-где возглавив сопротивление новым порядкам. Прибывшие на их место церковные клирики довольно скоро сосредоточили в своих руках рычаги управления судебной системой: при участии князя Владимира был разработан церковный устав, по которому регулировались семейные отношения и дела нравственного характера.
Одновременно высшие церковные сановники становились одними из ближайших советников государя — эта традиция целиком оказалась перенята из византийских политических реалий, где фигура патриарха константинопольского считалась второй по значению после императора. Макет Десятинной церкви в Киеве. Идея опоры на языческие культы пусть и реформированные показала свою полную несостоятельность, поэтому Владимир решил действовать более радикальными методами. Тем не менее позитивные последствия этого решения креститель не увидел: наоборот, первые десятилетия после принятия христианства, судя по данным археологии и письменных источников, сопровождались столкновениями властей и сторонников старой веры. Лишь к концу 11-го века можно говорить о том, что раздробленные восточнославянские племена действительно стали едины хотя бы в части религиозных отношений и моральных принципов, насаждавшихся церковью.
Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10]. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15]. В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием [5] [16]. Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря. Происхождение обеих дат остаётся предметом дискуссии между двумя конкурирующими теориями. Согласно гипотезе «Школы истории религий», они появились в качестве христианской замены языческим праздникам. Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17]. По мнению В. Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н. Сам Климент её не упоминает, однако приводит дату Крещения, принятую в александрийской школе гностика Василида — 11 или 15 египетского месяца тиби 15-го года правления Тиберия. Андреа Верроккьо , «Крещение», ок.
Для полноты картины рассмотрим ещё одно высказывание, адресованное уже не иудеям, а язычникам. Апостол Павел в письме к верующим города Колоссы написал следующую фразу: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» Кол. Здесь отчётливо видна последовательность событий: были погребены в крещении — воскресли ожили , получив прощение грехов. Это может служить окончательным подтверждением того, что всякий уверовавший в Иисуса Христа, будь то иудей или язычник, после принятия водного крещения получает прощение грехов. Из текста видно, что христиане воскресли к новой жизни после того, как были погребены в крещении. Это подчёркивается и показательной переменой предлога, на которую, к сожалению, почти никто не обращает внимания: погребены были «с Ним», а совоскресли уже «в Нём». То есть до крещения верующие пребывали «со Христом», а после — «во Христе». Совершенно очевидно, что человек переходит в положение «во Христе» именно в результате крещения буквально с греческого «погружения» во Христа. А так как написано, что «кто во Христе, тот новая тварь» 2Кор. Об этом же говорит и другое похожее место: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нём? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» Рим. Здесь апостол Павел ясно указал цель крещения: «дабы нам ходить в обновлённой жизни». То есть новая жизнь человека начинается после крещения, а значит именно во время него происходит новое рождение. Павел поясняет и механизм этого события: при крещении ученики соединяются со смертью Иисуса Христа, и она как бы становится их собственной смертью. Получается, что они как будто уже приняли смерть в уплату за свои грехи, и потому освобождаются от наказания, установленного Божьим законом то есть получают прощение грехов, что является ещё одним подтверждением для предыдущего пункта. Подобно тому как умерший человек становится недосягаемым для закона, так и ученики «умерли для греха» и с ними произошла духовная перемена, подобная воскресению Христа из мёртвых. Как воскресший Христос получил новое тело, уже не подвластное смерти, так и крестившиеся получают новое естество, в котором пребывает вечная жизнь. Не все христиане согласны с тем, что здесь подразумевается водное крещение, но другого уместного толкования слов Христа они дать не могут. Одно из таких толкований мы ещё рассмотрим позднее при анализе учения о крещении возрождённых, а пока приведём доводы в пользу того, что Иисус имел в виду именно крещение: 1. Слово «вода» сразу могло напомнить Никодиму о широко обсуждаемом во всём Израиле служении Иоанна Крестителя и о водном крещении как главной особенности этого служения. Выражение «войти в Царствие Божие» также могло напомнить о призыве Иоанна «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Матф. Оно наводит на мысль о том, что крещение, которое введёт в практику Христос, будет сопровождаться воздействием Святого Духа, приводящим к возрождению человека. Эти же слова могли также напомнить Никодиму о недавно произошедшем крещении Иисуса, которое сопровождалось сошествием на Него Святого Духа. Таким образом, из библейского контекста этой беседы и условий тогдашней исторической обстановки напрашивается вывод, что Никодим однозначно воспринял бы слова Иисуса как указание на водное крещение. Тем более что он должен был хорошо знать о ритуале крещения прозелитов, после которого их называли «возрождёнными». Возможно, именно этот обряд имел в виду Иисус, когда в ответ на недоумённый вопрос Никодима «как это может быть? Познаний Никодима было вполне достаточно для того, чтобы понять, каким образом человек может родиться свыше: покаяться в грехах, отвергнуть свою ложную праведность, уверовать в Иисуса как своего Искупителя и стать Его учеником посредством принятия христианского крещения. Правда, на тот момент возрождение являлось делом будущего времени, так как прежде должно было совершиться искупление грехов смертью Христа и Его воскресение. Впоследствии апостол Пётр писал об этом следующим образом: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому» 1Пет. Отсюда ясно видно, что возрождение стало возможным лишь после воскресения Христа, поэтому в ветхозаветное время не было и не могло быть ни одного возрождённого человека. Ной, Авраам, Моисей, Давид и все остальные праведники не были рождены свыше, и потому Иисус не мог привести никого из них в качестве примера получения возрождения. Позже апостол Павел написал так: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» Тит. Здесь он также образно описывает картину крещения, когда на находящегося в воде человека Бог изливает Святого Духа, Который производит в человеке возрождение и духовное обновление. Правда, многие христиане считают, что под «банею возрождения и обновления» Павел имел в виду не водное крещение, а какой-то невидимый внутренний процесс причём совершенно не похожий на баню. Нет нужды доказывать им, что Павел вовсе не был таким косноязычным писакой, ведь это далеко не единственное место, показывающее зависимость спасения от крещения. Яснее же всего эта связь видна в высказывании Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» Мар. Эта фраза прямо и однозначно указывает на то, что христианское крещение является одним из условий получения спасения. Смысл первой части предложения очевиден: человек, который уверует в Иисуса и примет водное крещение, станет спасённым. Это единственный логически возможный вывод из исходного текста, и отрицать его значит игнорировать все языковые правила. Его также нельзя опровергнуть добавочными вопросами типа «А почему в условии осуждения о крещении не говорится? Первые христиане на этот счёт не беспокоились, хотя в те времена гонений многие уверовавшие были казнены до принятия ими водного крещения. Для них было вполне очевидно, что смерть за Христа равнозначна крещению и что при невозможности принять крещение верующий человек не лишится права войти в Небесное Царство. Современные же христиане путаются в толковании исходного стиха главным образом из-за того, что не осознают разницы между понятиями «попасть в рай» и «получить спасение». Ведь в вечную жизнь войдут не только христиане, но и ветхозаветные праведники, а также те, кто уверует в период после восхищения Церкви. Иисус же говорил о другом спасении — о том, которое человек обретает уже на этой земле, когда вечная жизнь поселяется внутри него. Именно таких людей апостол Павел называет спасёнными см. Другое не менее однозначное место находится в послании апостола Петра: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» 1Пет. Вот простое задание для всех христиан, с которым легко могут справиться даже «младенцы во Христе» и «дети умом»: найдите в этом предложении основу, то есть подлежащее и сказуемое. Что у вас получилось? Правильно, «крещение спасает». А теперь вопрос на засыпку: могут ли все прочие второстепенные члены предложения из фразы Петра изменить её смысл на противоположный? Любой грамотный человек скажет, что это совершенно невозможно, тем более при отсутствии слов типа «однако», «правда», «хотя» или «вместе с тем». Поэтому остаётся загадкой, как многие толкователи ухитряются делать из исходного стиха обратные выводы «крещение не спасает» или «спасает не крещение». Такое под силу разве что великим иллюзионистам, но всё равно их сложнейшие и искуснейшие объяснения — это всего лишь словесные фокусы, и очень жаль, что многие христиане доверяют им. В распиленную женщину не верят, а в запутанную казуистику почему-то верят. Им можно дать добрый совет: изучайте Библию самостоятельно и проверяйте ею слова любых авторитетов. Так и в нашем случае: написал Пётр, что крещение спасает — и точка, аминь. Значит крещение, подобно потопу, является способом спасения человека от греха. Ещё одно подтверждение этому можно вывести из слов, обращённых Ананией к раскаявшемуся гонителю верующих Савлу: «Итак, что ты медлишь? Некоторые комментаторы Библии совершенно правильно связывают этот стих с другим высказыванием: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» Деян. Однако далее они опять начинают «плавать» и пытаются доказать, что на самом деле Савл уже был спасённым до принятия крещения а значит, как это следует из исходного текста, и до омытия своих грехов. Это всё те же фокусы из фантастической серии «автор имел в виду совсем другое». Любой же непредубеждённый читатель из сопоставления двух указанных текстов сделает логически однозначный вывод, что Савл должен был креститься для того, чтобы обрести спасение. Так что совершенно очевидно, что христианское крещение сохранило значение условия для получения спасения. Есть ли в Писании подтверждение этому? Долго искать не надо, мы можем прочесть об этом уже во второй главе книги Деяний Апостолов: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» Деян. Отсюда ясно видно, что крещение является вторым после покаяния условием для получения человеком не только прощения грехов, но также и Святого Духа. Несогласные с этим выводом могут выдвинуть против него лишь два мало-мальски разумных возражения, которые не начинаются с некорректного приёма «А давайте посмотрим, что было с Корнилием». Нельзя просто игнорировать исходный текст, ему необходимо дать удовлетворительное объяснение. Одной из таких попыток является предположение о том, что здесь говорится о получении не Самого Святого Духа, а лишь какого-то духовного дара. Этой точки зрения придерживаются разве что самые отчаявшиеся толкователи, так как она не только противоречит контексту, но и на самом деле ничего не объясняет. Ведь Пётр обращался к людям, которые не верили в Иисуса Христа и нуждались в прощении грехов, а значит ещё не имели в себе Святого Духа. Поэтому они никак не могли в результате покаяния и крещения получить лишь какую-то дополнительную способность от Духа, якобы уже до этого пребывавшего в них. Поэтому более распространённым является другое возражение, согласно которому повеление Петра относилось лишь к иудеям, а для язычников Бог установил другой способ получения Святого Духа, — и далее уже обоснованный переход к случаю с Корнилием, когда его домашние получили Духа до принятия крещения. Однако сам Пётр, рассказывая позднее об этом случае на церковном соборе, заявил, что Бог «не положил никакого различия между нами и ими» Деян. Таким образом, с его точки зрения, это происшествие нисколько не противоречило его первой проповеди в Иерусалиме. Нет двух различных путей для евреев и для язычников, и обетование, о котором говорил Пётр, относится не только к тогдашним иудеям и их потомкам, но и ко «всем дальним», то есть к язычникам. И сегодня служители не проверяют, а вдруг покаявшийся человек является евреем и давно верует в единого Бога — типа тогда ему и креститься нужно по-особому. Так что и данное возражение совершенно несостоятельно. Что же касается случая в доме Корнилия, то все затруднения толкователей происходят из-за непонимания слов Петра: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? Из этой фразы многие делают логически необоснованный вывод о том, что человек должен получить Святого Духа до крещения. На самом же деле отсюда следует лишь одно: нет смысла запрещать креститься людям, получившим Святого Духа. А почему? Да потому что целью крещения как раз и является получение Духа. Это самое простое и логичное объяснение, соответствующее как ближнему, так и дальнему и общебиблейскому контексту. Иудеи не хотели принимать язычников в Церковь без их предварительного обращения в иудаизм, но Бог Сам излил на них Святого Духа, и запрет на их крещение потерял смысл, так как результат уже был достигнут чудесным образом. Поэтому высказывание Петра является не опровержением, а наоборот подтверждением того, что, согласно Божьему плану, в результате водного крещения человек должен получить Святого Духа. Об этом же свидетельствует и самый последний записанный в Деяниях случай обращения в веру — с учениками в Ефесе. Вот начало диалога апостола Павла с ними: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Как мы видим, когда Павел узнал, что уверовавшие естественно, имеется в виду — в Иисуса ученики не получили Святого Духа, он сразу же задал им вопрос о способе их крещения. То есть он был уверен, что они должны были принять Духа в результате христианского крещения. Далее так оно и вышло: «Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» Деян. Этот случай кардинальным образом противоречит современной практике многих церквей, в которых принято крестить только тех, кто уже получил Святого Духа причём определяют это даже не по духовным дарам, а по изменению образа жизни, которое возможно и до принятия Духа, чему есть много примеров в Евангелиях. В отличие от таких наставников, апостолы — и Пётр, и Павел — учили верующих несравненно проще: креститесь — и получите Святого Духа. На эту тему у апостола Павла есть ещё одно высказывание, правда, не вполне однозначное: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» 1Кор. Очевидно, выражение «напоены Духом» означает получение Святого Духа, как это следует из параллельных образных текстов — беседы Иисуса с самарянкой Иоан. Ну а слово «крестились» указывает на водное крещение, хотя многим христианам трудно с этим согласиться. Они утверждают, что речь здесь идёт об особом «крещении Духом» — некоем внутреннем процессе, духовном помазании. Однако данная форма глагола подразумевает действие, совершаемое самим человеком: он захотел — и крестился. А крестить себя Духом никакой человек не может, и никто из верующих не скажет о себе: «Я крестился Духом». Так что Павел здесь говорил именно о крещении водой, которое совершили все ученики Христа по своей инициативе. И из его слов мы можем сделать вывод о том, что в результате водного крещения человек принимает внутрь себя Святого Духа, Который соединяет всех верующих в одно тело — Церковь Христову. В качестве заключительного подтверждения вспомним ещё раз уже хорошо знакомый нам текст: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» Тит. Здесь мы лишний раз видим, что Бог изливает на человека Святого Духа во время «бани», то есть водного крещения. Таким образом, в этом отношении крещение христиан действительно подобно крещению Иисуса Христа и сопровождается сошествием на них Святого Духа. Что же Библия говорит на эту тему? Как видно из предыдущего текста, в результате водного крещения человек становится наследником вечной жизни, а это почти однозначно подразумевает усыновление. В другом месте апостол Павел писал: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий» Гал. Очевидно, верна и обратная связь: если ученик получил право наследства, значит он стал Божьим сыном. Во всяком случае, о другом способе стать наследником Бога в Новом Завете нет ни единого слова. Зато есть ещё одно место, прямо и ясно говорящее о связи усыновления с крещением: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» Гал. Здесь Павел показывает механизм усыновления: посредством водного крещения по вере человек облекается во Христа и таким образом становится Божьим сыном. Так что Писанием подтверждается и второе наше предположение: подобно тому как Бог объявил Иисуса Своим Сыном во время Его крещения, так и верующие в Иисуса становятся детьми Божьими при своём крещении. Заметим, что мы находили в Библии доказательства для всех наших пунктов даже без учёта их взаимосвязей. А ведь все они теснейшим образом соединены между собой, и нам было бы достаточно установить однозначную зависимость от водного крещения лишь одного из них. В самом деле, когда человек получает Святого Духа — «Духа усыновления» Рим. Это возрождение заключается в смерти для греха и воскресении со Христом, в результате чего человек облекается во Христа, грехи его очищаются и он получает оправдание и становится спасённым. Отличной иллюстрацией этому может служить всё тот же отрывок Тит. Не бывает одного без другого, и новозаветный верующий, получивший одно из этих благословений, тем самым автоматически получает и все остальные. И как мы видели, происходит это тогда, когда человек посредством водного крещения принимает веру в искупительную жертву Иисуса Христа и отдаёт себя в собственность Господа, становясь Его учеником. Таким образом, христианское крещение превосходит по значению всех своих предшественников и является высшей точкой предопределённого Богом пути человека к получению спасения. Всякий раскаявшийся грешник, уверовавший в Иисуса Христа как своего Спасителя, в результате крещения становится новым творением и начинает жить обновлённой жизнью чада Божьего. После же их смерти у христиан не осталось письменных инструкций о том, каким образом совершать крещение и как действовать в каких-либо особых ситуациях. Поэтому в поместных церквах верующие зачастую поступали по собственному разумению и по общему рассуждению. Таким образом и появлялись различные отклонения от апостольского учения и практики. Каким же тогда образом они могли бы стать учениками Христа и получить все спасительные благословения, связанные с водным крещением? В поисках выхода из такой ситуации отдельные христиане в подобных случаях использовали для крещения вместо воды какую-либо другую доступную им жидкость, например, виноградный сок, кровь животных или молоко. А некоторые вообще пользовались песком пустыни: лежащего человека засыпали им, а потом поднимали как из могилы. Можно понять их желание во что бы то ни стало совершить акт крещения, имеющий огромное значение для последователей Иисуса Христа. Вопрос только в том, правильно ли это и стоит ли так поступать в подобных исключительных ситуациях. Давайте попробуем ответить на этот вопрос на основании Священного Писания. Итак, почему для христианского крещения используется именно вода? На это мы можем найти в Библии две символические причины. Во-первых, вода имеет очищающее действие, и как тело человека очищается водой от грязи, так и душа его при крещении очищается от греха. Немало мест Писания говорят об этой символической стороне крещения: «крестись и омой грехи твои» Деян. Другие же вещества — сок, кровь или молоко — не применяются в повседневной жизни для смывания грязи с тела и потому не могут служить приемлемой заменой воде при совершении крещения. Вторая же причина заключается в том, что вода является одним из библейских символов Святого Духа. Именно этот прообраз лежит в основе высказывания Иисуса Христа о рождении «от воды и Духа» Иоан. Как тело человека при крещении погружается в воду, так его дух в этот момент погружается в Духа Святого и соединяется с Ним, результатом чего и является возрождение. Так что и с этой точки зрения другие жидкости не подходят в качестве заменителя воды для крещения. Разве что елей как ветхозаветный прообраз Святого Духа мог бы претендовать на эту роль, но опять-таки елеем невозможно мыться, так что и это была бы плохая замена. К тому же думается, что человек, у которого есть бочка дорогого елея, уж как-нибудь нашёл бы для крещения бочку воды. Таким образом, замена воды иным веществом является серьёзным нарушением символики христианского крещения и потому не может быть рекомендована. Поэтому при отсутствии воды лучше вообще не совершать крещения, как это было у первых христиан. Они верили, что человеку, не имеющему возможности креститься водой, Бог даёт все обещанные блага просто по его прошению. Возможно, его стали практиковать также в поисках выхода из ситуаций с нехваткой воды для полного погружения человека. Вместо этого ему на голову выливали немного воды или окропляли его несколькими её каплями. А может быть, данный способ ввели для облегчения и ускорения акта крещения в случаях экстренного или массового совершения этого ритуала. Однако впоследствии для такой практики некоторые богословы стали подыскивать основание в Библии и утверждали, будто именно так крестили людей апостолы, а ещё раньше Иоанн Креститель. Наверно, многие христиане видели картины крещения Господня, где Иоанн держит руку над головой Иисуса. Так вот, Иоанн там не молится и не делает некий символический жест рукой, а просто льёт воду Иисусу на голову. Немного забавно, что в протестантских церквах, где крещение совершается через полное погружение, служители как правило принимают такую же позу, не сознавая, что в её основе лежит вымысел художника о крещении обливанием. Какие же доводы находят в Библии сторонники этого способа крещения? Да пожалуй, всего лишь один: в Деяниях есть случай массового обращения в веру, когда крестилось три тысячи человек Деян. И вот некоторые толкователи говорят, что в той местности не хватило бы воды для погружения всех этих людей. Однако это совсем не так: в Иерусалиме имелось несколько больших водоёмов, куда эти ученики могли прийти для совершения крещения. Один из них упомянут и в Евангелиях — это купальня Силоам Иоан. Он сохранился до наших дней и имеет размеры около 17х5 м, а в древности был ещё больше. Так что в день Пятидесятницы с 9 до 18 часов в нём запросто могло креститься три тысячи человек. Теперь рассмотрим возражения, которые можно выдвинуть против крещения обливанием или окроплением. Во-первых, в Новом Завете есть несколько мест, указывающих на то, что для крещения требуется большое количество воды. Для обливания же достаточно было бы небольшого ручейка. Два других текста показывают, что для крещения люди заходили в воду: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» Матф. Есть ли смысл искать глубокое место и заходить туда лишь для того, чтобы вылить на голову человека пригоршню воды? Вряд ли люди тогда были настолько неразумными, что не замечали нелепость такого странного способа. Во-вторых, при крещении обливанием теряется символический смысл омытия грехов, поэтому оно было бы плохой иллюстрацией для библейских текстов, например следующего: «кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» Евр. Здесь отчётливо видно по крайней мере то, что форма крещения отличается от окропления; также слова «омывши тело» вряд ли можно отнести к струйке воды, пролитой на голову. Да и назвать такую процедуру «баней» тоже мало у кого повернулся бы язык. В ветхозаветное время прокажённый при очищении должен был омыться полностью Лев. Поэтому для исцеления грешника от «проказы греха» ученики наверняка не стали бы использовать другую форму водного крещения. Наконец, пожалуй, самое серьёзное нарушение при крещении обливанием заключается в том, что оно не соответствует символике смерти и воскресения. Оно вовсе не похоже на погребение, и к нему не подходят слова апостола Павла: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» Рим. Оно не отображает собой принятие смерти как наказания за грех, и потому для Иисуса крещение обливанием не имело бы никакого смысла, как мы это видели ранее при анализе этого события. На основе всего сказанного мы можем сделать вывод о том, что обливание и окропление не являются приемлемыми формами водного крещения. Оно должно совершаться только через полное погружение, и лишь такое крещение является действительным. Поэтому если человек был крещён посредством обливания, то ему необходимо принять повторное — а фактически первое настоящее — крещение погружением кстати, это предписание относится также и к рассмотренному ранее случаю крещения не водой. В последующие же времена появилось много лжеучений, для защиты от которых в практику крещения вошёл обычай задавать человеку три вопроса о его вере в каждую ипостась триединого Бога. И зачастую после каждого утвердительного ответа его погружали в воду. Этот способ дожил и до наших дней, и в некоторых церквах сегодня крещение совершают троекратным погружением, произнося при этом фразы «во имя Отца», «во имя Сына» и «во имя Святого Духа». Существует и другой вариант, когда традиционная фраза произносится целиком, но человека погружают в воду три раза подряд. А иные толкователи говорят, что это отображает воскресение Христа после трёх дней пребывания в могиле. Какую же оценку следует дать троекратному крещению?
Кто «придумал» Церковь
Возвращались они уже православными. Поэтому князю Владимиру приходилось учитывать то, что он уже окружен христианами восточного обряда. Православные служили еще в дружине его деда князя Игоря, а в Киеве несколько их поколений сформировали влиятельную общину. И хотя отношения князя Владимира с Византией складывались непросто, принять крещение из далекого Рима могло показаться решением, не сулившим никаких выгод.
Как сообщает об этом летописец, «мужи Владимира» посетили страны латинские, но никакой «красоты» в них не увидели. Это неудивительно: эпоха культурного преобладания Запада в конце X века еще не началась. Крещение в Крыму?
Рассказав о встрече Владимира с проповедниками разных религий, летописец поменял место действия: вместо того чтобы сделать выбор и креститься, Владимир, под его пером, отправился в поход на берег Крыма и крещение принял уже там. Летописец объяснил произошедшее дипломатической интригой. Крещению, по его версии, предшествовала осада князем византийского города Херсонеса Корсуня.
Взяв крепость с боем, Владимир объявил Константинополю, что прекратит войну, только если получит в жены сестру императора Анну. В ответ от него потребовали сделать брак равным — креститься. Владимир колебался.
Но желание породниться с могущественной династией перевесило — так Русь под давлением греков стала христианской. В наши дни корсунскую легенду ставят под сомнение. Выгодная Византии версия о принуждении князя к православию противоречит предшествовавшей логике текста и лишает смысла то, о чем в нем рассказывалось, — общение Владимира с проповедниками.
Хотя само по себе это еще не делает херсонесское крещение невозможным — просто между этими версиями нужно выбрать. Так, история Руси погружает нас в тонкости анализа средневековых текстов.
При этом в богослужебном уставе сохранилась связь Крещения Господня с Рождеством: оба праздника имеют предпраздничные сочельники, а праздничная литургия совершается по чину святителя Василия Великого. Некоторые церкви, например Армянская апостольская церковь , сохранили традицию одновременного празднования Крещения Господня и Рождества: в календарях этих церквей нет отдельного праздника Рождества Христова. Особенности богослужения Особенностью православного богослужения Крещения Господня является освящение воды, совершаемое как в храмах, так и на открытых водоёмах. Выход для освящения воды называется «хождением на Иордан». В современной практике вода освящается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник, и собственно в день праздника, после литургии великое водоосвящение. Традиция освящения воды накануне праздника, возможно, восходит к древней практике крещения в сам день Богоявления готовившихся принять это таинство — оглашенных.
Традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к почитаемому месту крещения Спасителя. Перед крещенским сочельником завершаются т. Святые дни празднования Рождества Христова Святки. В католической традиции праздник Богоявления Господа 6 января сохраняет древнюю тему явления Христа и просвещения язычников. Существует обычай освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов начальные буквы апокрифических имён евангельских волхвов — Каспара, Мельхиора, Бальтазара. Под влиянием богослужения католических церквей восточного обряда установлен не повсеместно обычай освящения воды. В мозаике Баптистерия православных в Равенне 5 в. Христос представлен уже в зрелом возрасте, а вписанную в круг композицию Крещения Господня окружают двенадцать ангелов.
Иконографическая схема установилась к 10 в. Иисус Христос изображался обычно фронтально позднее в лёгком развороте, иногда со скрещёнными ногами — мозаики собора в Монреале, 12 в. К сирийской группе памятников с Христом, прикрывающимся руками, относятся: фрагмент триптиха начала 7 в.
В ранних изображениях могут присутствовать пророки на рельефе саркофага из Арля 4—5 вв. В византийских мозаиках в монастыре Осиос-Лукас в Фокиде 1030—1040-е гг. В памятниках древнерусского искусства Богоявление встречается с 12 в. Наряду с лаконичной схемой с 12 в. В пещерной церкви Сретенского монастыря в Метеорах Греция в сцену Крещения Господня введён ловящий рыбу мальчик как символ крещения — обретения вылавливания для Бога человеческих душ 1366—1367; символ заимствован из живописи катакомб. Иногда в Богоявлении представляли сцену проповеди Иоанна Крестителя икона середины 14 в. В 14—15 вв. Икона «Богоявление» входит в состав праздничного ряда иконостасов в том числе три иконостаса, связанные с кругом Андрея Рублёва. В русских иконах 16—17 вв. В технике «золотой наводки» Богоявление изображалось на церковных вратах: западные врата Рождественского собора в Суздале 1227—1238 , Васильевские врата в Троицком соборе Александрова 14 в. Павлинов Павел Сергеевич Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. После 1437. Национальная галерея, Лондон. The National Gallery, London. Начиная с Раннего Возрождения Иоанн Предтеча поливает водой стоящего по колени или по щиколотки в Иордане препоясанного Христа; они окружены ангелами и свидетелями, среди которых возможны портреты современников мастеров: произведения Пьеро делла Франчески 1449—1455, Национальная галерея , Лондон , Андреа дель Верроккьо при участии Леонардо да Винчи 1476, Уффици , Флоренция. В искусстве стран Центральной и Северной Европы сцена Крещения Господня часто изображалась на фоне панорамного пейзажа, в окружении музицирующих и поющих ангелов, хора святых на небесах композиция Мастера алтаря святого Варфоломея , конец 15 в.
Почему торжество отмечается именно 19 января, «Известиям» рассказал священник храма святителя Петра митрополита Московского в Санкт-Петербурге Николай Савченко. Но если внимательно почитать первые главы Евангелие от Иоанна и сопоставить все описанные там события, то можно примерно установить, что Иисус Христос принял Крещение 6 января по старому летоисчислению 19 января по новому стилю в возрасте 30 лет. После этого он удалился в пустыню, где постился 40 дней в преддверии Пасхи. Начиная с IV века церковь установила празднования на этот день. И сегодня весь христианский мир празднует Крещение Господне в эту дату», — сказал собеседник издания. Крещением Господь упразднил существовавшие прежде иудейские ветхозаветные обряды. Теперь жизнь христианина начинается именно с этого таинства, уточнил священник. Крещение 2024: какого числа, когда купаются в проруби, суть праздника Крещение Господне — 2024: традиции Накануне, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу только сочиво сочевник — традиционное постное блюдо из крупы, меда, изюма и сухофруктов. В церквях и храмах в преддверии торжества проходит всенощное бдение. А после литургии наступает Великое водоосвящение.