Первый проректор СПбГУ Елена Чернова рассказала, как проходит работа над созданием альбома и чем может быть интересно издание широкому кругу читателей. Дата основания Университета — одна из самых дискуссионных тем в исторической науке. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) решил провести редизайн логотипа учебного заведения. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) решил провести редизайн логотипа учебного заведения.
Правила комментирования
- Санкт-Петербургский государственный университет в России — история и современность
- 8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
- Сообщить об опечатке
- Новые комментарии
- Кузница кадров: в Петербурге 2024 год объявлен годом СПбГУ в честь 300-летия вуза
Когда и кем был основан СПБГУ, исторические подробности создания одного из старейших вузов России
Сейчас идет написание портретов для галереи ректоров и создание памятных знаков с изображениями универсантов — нобелевских лауреатов. Новую страницу в своей, теперь уже трехвековой истории, Университет откроет, сохранив все лучшие академические традиции, одновременно став еще более современным и новаторским центром передовой научной мысли. И наша работа на самом деле только начинается, ведь впереди — многие века развития старейшего и сильнейшего Университета страны», — поделился Николай Кропачев. Кроме этого, он предложил оргкомитету учредить государственную награду — памятную медаль «300-летие Санкт-Петербургского государственного университета». По итогам заседания Дмитрий Чернышенкоодобрил изменения в план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербургского государственного университета. Справочно Санкт-Петербургский государственный университет, первый университет России, был основан 28 января 8 февраля 1724 года. В этот день Петр I издал указ об учреждении Университета и Российской академии наук. В 2024 году вуз отметит свой 300-летний юбилей.
Мысль о создании университета в северной столице утвердилась в процессе реформ образовательной системы России начала XIX века. Ряд законодательных актов, относящихся к этой реформе, указывают на необходимость именно основания, а не возобновления университета в Петербурге. Ядром для него послужила существовавшая с 1786 г. Созданная по указу Екатерины II для "удобнейшего снабдения разных народных училищ потребным числом учителей" и возобновленная в начале XIX века Учительская гимназия по своим целям и организационному устройству резко отличалась от учебных заведений при Академии Наук, что делает бессмысленной постановку вопроса о преемственности между ними. Собственно же открытие Петербургского университета на базе Педагогического института было задержано из-за вступления России в период наполеоновских войн и последующих колебаний просветительской политики Александра I и состоялось только 8 февраля 1819 г.
Изложенные выше факты подтверждают прочно закрепившиеся в исторической науке выводы о том, что: 1 Академический университет не может считаться первым университетом России; 2 Основанный в 1819 г. Петербургский университет не имеет никакой преемственной связи с Академическим университетом и не может, таким образом, праздновать в качестве даты своего основания день учреждения последнего. Сочувствуя усилиям правительства РФ по укреплению отечественных университетов и вниманию, проявленному к их историческим корням, мы вместе с тем выражаем глубокую озабоченность и тревогу попыткой воспользоваться этими усилиями для утверждения ложных с точки зрения истории традиций и умаления действительных заслуг старейших центров российского просвещения.
В 1931 г. К 1941 г. В первые месяцы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С 15 июля все преподаватели, сотрудники и студенты ЛГУ, не входившие в военные формирования университета и способные к труду, систематически направлялись на строительство оборонительных рубежей Ленинградский университет. Всего за время войны в военных действиях участвовали 2,5 тыс. В июне 1941 — июне 1944 гг. В 1950 г. В 1956 г. К 1991 г. Редакция отечественной истории В феврале 1992 г. В 1993 г. С 2009 г. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». В соответствии с этим законом Санкт-Петербургский университет — федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования; определён как уникальный научно-образовательный комплекс; получил право устанавливать собственные образовательные стандарты, проводить дополнительные испытания по всем образовательным программам и выдавать дипломы собственного образца; ректор университета назначается и снимается с должности Указом Президента РФ. С 2010 г. Коллегиальный орган управления СПбГУ — Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся; выборный представительный орган — учёный совет; непосредственное управление университетом осуществляет ректор: в 1986—1993 гг. Меркурьев избран учёным советом ЛГУ , в 1994—2008 гг. Вербицкая с мая 1993 и. Кропачев в 2008 избран на конференции трудового коллектива и обучающихся СПбГУ; назначен на должность ректора Президентом РФ в 2009, переназначался в 2014, 2019. В 2013 г. В 2008 г. Вербицкая 2008—2019. В Санкт-Петербургском университете в 2024 г. Пирогова, Центр развития электронных образовательных ресурсов , научная библиотека, музеи, издательство, ботанический сад. Университет имеет филиалы [в Узбекистане 2022 и Египте 2023 ] и представительства [в Республике Корея 2017 , Китае 2018 , Испании 2019 , Греции 2019 , Италии 2020 , Турции 2020 , Германии 2021; деятельность приостановлена в 2022 , Иране 2022 , Узбекистане 2022 , Таиланде 2023 ] за рубежом. В состав университета входят Академическая гимназия имени Д. Фаддеева и Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии. В СПбГУ учатся свыше 20 тыс. Обучение ведётся на русском языке. Высшее профессиональное образование реализуется на уровне бакалавриата 4 года , специалитета не менее 5 лет , магистратуры 2 года ; подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в докторантуре, аспирантуре, ординатуре, интернатуре и ассистентуре-стажировке; повышение квалификации — в форме стажировки. С 2016 г. Имеет право проводить собственные вступительные испытания по всем предметам при поступлении на бакалавриат и специалитет. Образовательные программы высшего образования СПбГУ реализуются на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов или федеральных государственных образовательных стандартов. В университете осуществляется уникальный проект по внедрению «клинического обучения» в образовательную программу вводятся «клинические практики», во время прохождения которых студенты занимаются практической профессиональной деятельностью под контролем и с сопровождением со стороны преподавателей, работают с реальными клиентами. С августа 1998 г.
СПбГУ, обладая уникальной возможностью работать на основе собственных образовательных стандартов, увеличил долю профессиональных дисциплин, чтобы приблизить качество подготовки выпускников к требованиям работодателей. Важно отметить, что все образовательные программы университета строятся по принципу междисциплинарности. Именно такой подход позволяет создавать современные, востребованные и зачастую уникальные программы различных уровней. В образовательный процесс мы стремимся включать настоящих профессионалов — работодателей, которые могут на всех этапах обучения устанавливать, какими компетенциями должен обладать выпускник университета. Представители бизнеса и власти участвуют в решении вопросов о подборе преподавательского состава, определении содержания конкретных дисциплин, выборе методик преподавания. Они входят в состав учебно-методических, научных, кадровых комиссий, советов образовательных программ. В эту работу сегодня включено более тысячи представителей профессионального сообщества из различных отраслей. И мы действительно видим результативность такого подхода — например, привлечение работодателей к деятельности государственных экзаменационных комиссий позволило нам получить внешний экспертный взгляд на качество подготовки выпускников и в то же время дало возможность выпускникам показать высокий уровень подготовки работодателям. Как реагирует СПбГУ на эти новые вызовы? Онлайн-курсы востребованы десятками тысяч людей. Они открывают возможность доступа обучающимся любой образовательной организации к лекциям и семинарам лучших учёных и преподавателей. У СПбГУ накоплен большой опыт, который используется не только для собственного развития, но и в интересах российского образования. Университет переводит в онлайн-формат ряд уже имеющихся дисциплин, а также создает новые онлайн-продукты, причем не только для студентов. Курсы СПбГУ по различным направлениям подготовки и специальностям доступны на национальной платформе «Открытое образование» и международной платформе Coursera. В процессе их прохождения можно всегда получить ответы на вопросы от составителей курса, а по окончании — стать обладателем сертификата СПбГУ. Качество наших проектов по достоинству оценил один из крупнейших зарубежных агрегаторов онлайн-курсов Class Central, включивший продукт СПбГУ «Ключевые навыки конкурентного программирования» в топ-10 самых популярных онлайн-курсов мира. Кроме того, сразу несколько онлайн-курсов стали победителями и призерами IV международного конкурса EdCrunch Award-2018. Подготовка к кандидатскому экзамену», «Введение в биоинформатику: метагеномика» и «Ислам: история, культура, практика». Отмечу, что с этого учебного года ряд дисциплин университет реализует только в онлайн-формате, а некоторые онлайн-курсы обучающиеся могут пройти по выбору в качестве факультативных. Кроме того, мы зачитываем онлайн-курсы других образовательных организаций, которые входят в число 300 лучших образовательных организаций в рамках международных рейтингов. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 22 Е-мэйл: info glavportal. Портал обновляется ежедневно. Все права защищены.
История в лицах
Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г.
События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг.
Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было.
Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г.
И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г.
Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г.
За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка.
С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами.
Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически.
Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г.
В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г.
Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной.
Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером.
В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты. Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель.
При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент». А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета.
Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века.
До начала 1830-х гг. Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность». Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство. Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий.
В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П. Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н. Осипова карточная игра. Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг.
Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части. Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии. Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели. Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность.
Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804—1809 гг. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении. Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф. Обычный недельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института». Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть «в своих покоях».
Эта удручающая картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте скученно жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет. Поскольку смерть студента, как и его жизнь, является неотъемлемой страницей социальной истории университета, стоит обратить внимание на то, что ритуал похорон студента уже в начале XIX века отсылает не к военным, а к нарождающимся академическим традициям. На следующий день, 12 апреля, он был погребен на Смоленском кладбище. Похороны Потакинского были скромными, но после отпевания была устроена гражданская панихида, которая подчеркивала «ученый статус» покойного. Рапорт гласит: «Провожали тело его все студенты вместе с некоторыми профессорами, над гробом говорены были студентами Язвицким, Сфериным и Александровским на российском и греческом языках речи». Труд и досуг, болезнь и смерть, траур и праздник — эти структуры повседневности постепенно приобретали для университетского человека специфическое обличье и значение.
Для студенческого быта очень важны по крайней мере, по воспоминаниям студентов всех времен формы проведения досуга, то есть времени, свободного от занятий. При избытке развлечений, существующих сегодня, трудно представить, в чем студенты лет 150 назад находили свои развлечения. Главная радость для казеннокоштного студента того времени а их было большинство — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения. Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек. Некоторые описания весьма красноречивы.
Так, в 1806 г. Петербургский полицмейстер Ф. Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству. Соловьев, как говорит тот же источник, «от содержания его чрез целую неделю в уединенном покое на хлебе и воде хотя с начала на несколько времени и исправился было, но после опять настолько ослабел, что редкий стал проходить день, в который бы он не напивался до безобразия». Поскольку для науки от такого студента проку не было, Конференция профессоров, истощив все усилия, обратилась к попечителю с предложением удалить пьяницу, определив его в военную службу, что и было сделано. Места обычных студенческих «загулов» за оградой университета были более или менее постоянны.
Это были самые дешевые трактиры, где студентов кормили и поили в долг. Таких заведений было достаточно в Загибенном переулке. Название переулка исчезло в 1860-х гг. Студенты 1830-х гг. Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде, оба на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста. В этих «точках» студентам наливали в долг.
По положению, можно было довести долг до 10 руб. Много ли это? По таксе, это примерно десять «скверных обедов у Гейде», с пивом, но без вина. Вход в ресторации был платным, даже если студенты ничего не собирались заказывать, но в Загибенном переулке эти суммы были символическими. Своекоштные студенты из дворян могли себе позволить отобедать в приличных ресторанах в центре города, они ходили в театр, играли на Бирже, расположенной рядом с университетом. Конфликты студентов с окрестными жителями были тоже частью повседневности.
На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист сообщает, как об обычном, повторяющемся событии, о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев, сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости». Эти «забавы» повторяли модель «разгульного поведения» немецких буршей, державших в страхе маленькие города Германии. Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя». В целом, их проделки того времени были мелким хулиганством, до уголовщины не доходило: студенты «то, идя пьяною ватагою по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, неожиданно вскакивая и осаждая их за узду назад, то выходили на балконы плясать в костюме Адама, то забирались на чужие свадьбы, пользуясь тем, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знакомы с гостями со стороны невесты». Из немецких университетов в Дерптский, оттуда — в Петербургский вместе с переходящими студентами переносились обычаи студенческих дуэлей, пирушек, собратств.
Это рождало поразительную картину, когда «корпоративные практики» существовали, и отдельные национальные «корпорации»-землячества немцев, поляков, русских в стенах университетов действовали, но студенческой корпорации как общности всех студентов университета — еще не было. Влиятельных корпораций в Петербургском университете в пору их расцвета было три: сначала образовалась из остзейских немцев корпорация Baltika, в пику ей из «продвинутых» русских студентов сложилась корпорация Ruthenia, потом образовалось сообщество студентов-поляков — Ogul общество. Корпорации имели своих лидеров, свои символы, свои цвета. Они, помимо инспекции и университетского суда, регулировали повседневную жизнь и даже нравственность своих членов. Студент, совершивший недостойный поступок, подлежал суду чести Ehregericht. Если проступок признавался извинительным, студент подвергался временному исключению из среды корпорантов: то есть он оставался в университете, но товарищи не имели права кланяться и говорить с ним в продолжение определенного времени, пока все случившееся не предавалось забвению.
За более серьезные проступки против нравственности виновный подвергался вечной изоляции, то есть до окончания курса никто из членов корпорации с ним не общался. Наиболее пунктуальны в соблюдении обычаев были представители немецкой Балтики, члены русской корпорации лишь подражали им. Жизнь корпоранта была весьма насыщенной, даже если он не посещал лекций, а это, увы! Белов, будущий этнограф и беллетрист, едва поступив в университет в 1836 г. С утра он приходил в шинельную, служившую в то же время и курильней. Здесь составлялись компании для кутежей, шли толки о добывании денег; студенты узнавали о литературных и других новостях.
Затем начинались длительные уроки фехтования. Вечером корпорант непременно участвовал в кнейпах маленьких вечеринках корпорации, с трубками и вином , а изредка — в коммершах больших праздниках и шествиях, в которых непременно участвовала вся корпорация. На этих празднествах обязательно устраивалось пение немецких студенческих песен Burschenlieder вперемешку с русскими студенческими песнями, сочиненными Н. Вот образчик корпоративного фольклора: Проведемте, друзья, эту ночь веселей, И пусть наша семья соберется тесней. Налей, налей бокалы полней! И пусть наша семья соберется тесней!
Старшие корпоранты назывались буршами. Причем, бурши были простые и так называемые кор-бурши, которые по решению конвента сходки имели право носить фуражки цветов корпорации. Это были, конечно, не форменные студенческие фуражки, а маленькие шапочки без козырька, которые можно было надеть только в дружеском собрании. Но если в провинциальном Дерпте полиция сквозь пальцы смотрела на студенческие пирушки и забавы, то в Петербургском университете, где строго следили за тем, чтобы панталоны были установленной ширины, а «погончики», введенные для казенных студентов, с установленной выпушкой, за «цветную шапочку» или увлечение кнейпами можно было легко угодить в карцер. Расцвет корпоративной активности в противоположность академическим занятиям в 1830-40-е гг. Численность и организованность студенчества постепенно превращали его в особое субобщество внутри города, а администрация университета этого вроде бы не замечала.
С другой стороны, в то время стремление к научным занятиям часто не находило удовлетворения из-за остававшегося до середины XIX века низкого уровня преподавания. Белов, — но нас трудно винить за наше равнодушие к учению потому, что в наше время мы не слышали живого слова с кафедр различных факультетов». Привнесенные остзейскими студентами традиции немецких корпораций выразились в увлечении дуэлями как средством выяснения отношений. До этого времени ссора между студентами оканчивалась простой русской дракой. Если студент оскорблял своего товарища словом или поступком, то он должен был драться с ним на дуэли. Для исполнения этого корпоративного ритуала студенты брали уроки фехтования.
А непосредственно перед дуэлью готовилось оружие. Шпага была элементом форменной одежды студента, но для поединка клинки специально затачивались у оружейного мастера, так что риск получить рану был нешуточным. Однако как-то обходилось без несчастных случаев, по крайней мере, о дуэлях, которые бы завершились серьезной раной или смертью спорщиков, университетские документы умалчивают. Это вполне соответствует общероссийской дуэльной статистике, когда «поединок чести» заканчивался в девяти случаях из десяти обменом выстрелами в воздух или примирением. Дуэлей, доведенных до кровавой развязки, было мало. По правилам, студенты дрались до первой царапины, что воспринималось как лучший повод к примирению, в знак чего противники должны были обняться и вместе отправиться на пирушку.
Мода на дуэли продержалась столько времени, сколько были популярны сами корпорации — около полутора десятилетий, и кончилась в конце 1840-х гг. Законодательство тех лет, как известно, предусматривало жесткое наказание за участие в дуэлях, и распространялось не только на военных, но и на гражданских чиновников. Но для студентов тех лет дуэли были частью корпоративных традиций, хотя нередко не имели серьезного повода, почти никогда не совершались из-за женщин студенты и женщины — это особая тема. Участие же в университетских дуэльных историях обходилось слишком дорого. Вердеревский и Д. Бибиков с товарищами ужинали в ресторации Дюсо, где между молодыми людьми произошел «пустяковый спор».
Разгоряченные вином юноши договорились о дуэли. В тот же вечер об этом было доложено попечителю округа вывод: среди ужинающих был осведомитель! Будучи вызваны к начальству, молодые люди уверяли, что уже помирились. После чего Бибиков был отослан к матери, а Вердеревский, замеченный и прежде в «неблагонадежном поведении», оставлен под арестом на 3 дня. Как ни удивительно, непримиримые студенты вновь условились драться, и снова информация об этом просочилась «наверх». На этот раз судьба обоих решалась уже самим министром народного просвещения с одобрения императора.
Бибикова все же решено было оставить в университете «из уважения к долговременной службе его отца», Киевского военного губернатора. А Вердеревский был исключен из университета и выслан на Кавказ рядовым, с выслугой не прежде трех месяцев. Прочие студенты, участвовавшие в пирушке, за неуведомление университетского начальства о дуэли были арестованы на неделю. Условия заключения в карцере или «комнате уединения» были, впрочем, весьма мягкими, да и служители, охранявшие «узника», ему потворствовали, понимая, что он не солдат и не колодник, а лишь молодой повеса. Сторож, посещавший заключенного, приносил то миску щей, то стакан горячего сбитня. Правда, не было никаких развлечений.
Давать, например, перья и бумагу строго запрещалось, студент мог довольствоваться только чтением Библии. Поэтому заключенные в карцер, в основном, развлекались, создавая рисунки и целые композиции на его стенах. Однако мемуаристы, бравирующие опытом заключения в карцере, утверждают, что по вечерам наступала полная свобода: подкупив сторожа, к ним приходили товарищи, «у кого в кармане был ликер, у кого паштет, у кого рябчики, у кого под шинелью бутылка клико… начинался пир до позднего вечера». Таким образом, даже в суровое николаевское время торжествовала истина: университет — не казарма и не тюрьма. В период расцвета студенческих корпораций, по свидетельствам мемуаристов, в них участвовало не более пятой части студентов. После упадка этих иерархизированных конспиративных объединений, где преобладали игровые формы общения, их место среди форм студенческой самоорганизации заняли землячества, объединявшие студентов по территориальному или национальному признаку.
Землячества, складывающиеся уже в 1840—50-х гг. В 1860-е гг. И тогда в старой студенческой песне появятся новые слова: Выпьем первый бокал И поднимем второй — За девиз наш «Вперед»! Однако метаморфоза, превратившая студента-буяна в студента-политика, участника сходок, уличных шествий и кружков политического самообразования, цели которых далеко выходили за рамки академических проблем, является темой отдельного рассказа, который будет представлен в недалеком будущем. Казакова, аспирантка исторического факультета ПетрГУ. Там, где сейчас занимаются философы и историки, был когда-то гостиный двор.
В Главном здании заседал Сенат и работали коллегии. Какое прошлое скрыто за привычным видом университетских корпусов? В 1724 г. В списке студентов тогда числилось всего 38 человек. С 1760 г. В XIX веке Университету передают великолепное здание петровских коллегий, которое и стало его главным символом.
Главное здание Петербургского университета строилось в 1722-1742 гг. Петр I планировал сделать Васильевский остров центром города. Именно поэтому недалеко от Стрелки построили здание для важнейших учреждений государственного управления. При Петре I был заложен только фундамент. В 1742 г. В административном здании располагались: Сенат высший распорядительный, исполнительный и судебный орган ; Синод высший орган управления русской православной церкви и коллегии созданные Петром I прообразы современных министерств.
Вначале предполагалось двенадцать коллегий, потом их число сократилось до десяти. Среди них были коллегии иностранных дел, военная, адмиралтейская, юстиц-коллегия, коммерц-коллегия и камер-коллегия. И сейчас можно без труда различить деление здания на двенадцать однотипных частей. Первоначально у каждого из корпусов была отдельная крыша и свой вход с крыльцом на восточной стороне.
Зато общество получило целое созвездие блестяще образованных выпускников.
Среди них — профессора медицины Семен Зыбелин и Петр Вениаминов, профессор Дмитрий Аничков, написавший учебный курс этики, три магистра и учителя, преподававшие потом в университетской гимназии. Уже и в Сенате признали, что, несмотря на солидные казенные средства, «Академия…не имеет по сие время довольного числа из российских людей профессоров... И в 1747 г. В том же году программа заметно расширилась: студенты стали изучать словесность, языки, историю, химию, географию, появились программы, систематические занятия и экзамены. Впервые был проведен полноценный набор: в университет зачислили лучших семинаристов из Петербурга, Москвы, Новгорода.
Но студенты жили в бедности, содержания не хватало даже на еду и одежду, а профессора и вовсе прогуливали лекции. С 1758 года Ломоносов руководил учебной частью Академии наук, университетом и гимназией, а с 1760 г. Кстати, в Московском университете, который носит имя ученого, он никогда не занимал этой должности. Со временем после кончины Ломоносова университет и гимназия были преобразованы в Академическое училище. Подъезд или парадная, или о вечном соперничестве двух столиц Считается, что Санкт-Петербургский Академический университет окончательно был закрыт в 1766 г.
Однако нынешний СПГУ — Санкт-Петербургский государственный университет — считает себя правопреемником самого старого вуза России и каждый год 28 января отмечает день его рождения. В 1997 г.
Он способствовал привлечению известных ученых и обеспечению финансовой поддержки для университета. Михаил Ломоносов — Великий русский ученый, который играл ключевую роль в создании Санкт-Петербургского государственного университета. Он был первым проректором и активно занимался разработкой учебных программ и набором преподавателей. Университет был основан в 1724 году, по приказу Петра I. С тех пор СПбГУ стал одним из ведущих высших учебных заведений страны, благодаря своему богатому наследию и академической репутации. В течение своей истории СПбГУ претерпел множество изменений и стал свидетелем существенных и значимых преобразований.
В 19 веке университет стал центром прогрессивного мышления и светской культуры. В этот период были созданы новые факультеты и научные кафедры, введены новые предметы в учебные планы. В 20 веке СПбГУ преодолел трудные испытания, связанные с двумя мировыми войнами и советским периодом. Однако университет остался фортепианоцентром образования и науки. Он продолжал расширять свои научные исследования и внедрять новые технологии. Сегодня СПбГУ является ведущим университетом России, признанным как центр интеллектуального развития и научных открытий. Университет оказывает масштабное влияние на образовательную и научную среду страны и за ее пределами. Развитие СПбГУ — это непрерывный процесс, постоянное стремление к новым вершинам в науке и образовании.
Университет продолжает модернизировать свою инфраструктуру, усиливать научные исследования и развивать сотрудничество с международными партнерами. СПбГУ гордится своими достижениями и стремится стать еще более востребованным и адаптированным к вызовам современного мира. Первоначально он начал свою деятельность как «Академия наук и Санкт-Петербургский университет». Это был первый университет в России и один из старейших в Европе. Университет был создан по указу Петра Первого с целью подготовки специалистов в различных научных и гуманитарных областях. В начале своей истории университет имел 3 факультета: физико-математический, философско-теологический и медицинский.
Там же. После этого на протяжении своей истории университет сменил множество названий Названия Санкт-Петербургского университета. С 1821 по 1914 год он назывался Императорский Санкт-Петербургский университет; 1914 год — февраль 1917 года — Императорский Петроградский университет; февраль 1917 года — июнь 1918 года — Петроградский университет; июнь 1918 года — октябрь 1919 года — Первый Петроградский университет; октябрь 1919 года — январь 1921 года — Петроградский университет; январь 1921 года — январь 1924 года — Петроградский государственный университет; январь 1924 года — апрель 1933 года — Ленинградский государственный университет; апрель 1933 года — октябрь 1937 года — Ленинградский государственный университет имени А. Бубнова; октябрь 1937 года — февраль 1944 года — Ленинградский государственный университет; февраль 1944 года — октябрь 1948 года — Ленинградский ордена Ленина государственный университет; октябрь 1948 года — 1969 года — Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени А. Жданова; 1969 года — январь 1989 года — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. Жданова; январь 1989 года — 1991 года — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет; с 1991 года по настоящее время — Санкт-Петербургский государственный университет. Университетам присвоен особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества». Кроме того, оба университета получили право иметь свои собственные образовательные стандарты. Они опубликованы на сайте СПбГУ.
Виртуальные филиалы
- История Санкт-Петербургского государственного университета
- Разделы статьи
- 8 февраля - Санкт-Петербургский государственный университет - 300-летие со дня основания
- Учись не хочу
- СПбГУ отмечает трёхсотлетие со дня основания
- 295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету — Бизнес России
Беглов поздравил СПбГУ с 300-летием со дня основания
старейшего и одного из крупнейших и ведущих университетов в России, одного из центров отечественной науки и культуры. Главная» Новости» Фонтанка ру новости санкт петербург за 24 часа. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил жителей города с 300-летием Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). В Санкт-Петербургском государственном университете сообщили о резервных днях проведения финала ОШ СПбГУ 2023-2024. 1 марта ученый совет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) одобрил выделение из университета одноименного факультета, за это проголосовали 95 членов ученого совета СПбГУ, 21 – против, 17 – воздержались.
История образования. Санкт-Петербургский университет
8 февраля исполняется 300 лет со дня основания Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Российская академия наук и Санкт-Петербургский государственный университет отмечают 300-летие. событие государственного масштаба». Санкт-Петербургский государственный университет — научно-образовательный центр мирового значения, один из крупнейших центров отечественной науки и культуры. Санкт‑Петербургский государственный университет — первый университет России был основан 28 января (8 февраля) 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении Университета и Российской академии наук.
295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету
Они лучшие, мы это уже проверяли и тестировали. Поэтому уникальность марки для нас очевидна. Это будет с нами, это кусок нашей истории. Это память, в том числе и для будущих поколений».
Интернет-издание "Научный корреспондент". Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.
В июне 1918 г. В 1920-х гг. В 1930 г. Тогда же на базе историко-лингвистического факультета создан Ленинградский историко-лингвистический институт с 1933 Ленинградский институт истории, философии, лингвистики , с 1937 факультеты института вновь в составе университета.
В 1931 г. К 1941 г. В первые месяцы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С 15 июля все преподаватели, сотрудники и студенты ЛГУ, не входившие в военные формирования университета и способные к труду, систематически направлялись на строительство оборонительных рубежей Ленинградский университет. Всего за время войны в военных действиях участвовали 2,5 тыс. В июне 1941 — июне 1944 гг. В 1950 г. В 1956 г. К 1991 г. Редакция отечественной истории В феврале 1992 г.
В 1993 г. С 2009 г. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». В соответствии с этим законом Санкт-Петербургский университет — федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования; определён как уникальный научно-образовательный комплекс; получил право устанавливать собственные образовательные стандарты, проводить дополнительные испытания по всем образовательным программам и выдавать дипломы собственного образца; ректор университета назначается и снимается с должности Указом Президента РФ. С 2010 г. Коллегиальный орган управления СПбГУ — Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся; выборный представительный орган — учёный совет; непосредственное управление университетом осуществляет ректор: в 1986—1993 гг. Меркурьев избран учёным советом ЛГУ , в 1994—2008 гг. Вербицкая с мая 1993 и. Кропачев в 2008 избран на конференции трудового коллектива и обучающихся СПбГУ; назначен на должность ректора Президентом РФ в 2009, переназначался в 2014, 2019. В 2013 г.
В 2008 г. Вербицкая 2008—2019. В Санкт-Петербургском университете в 2024 г. Пирогова, Центр развития электронных образовательных ресурсов , научная библиотека, музеи, издательство, ботанический сад. Университет имеет филиалы [в Узбекистане 2022 и Египте 2023 ] и представительства [в Республике Корея 2017 , Китае 2018 , Испании 2019 , Греции 2019 , Италии 2020 , Турции 2020 , Германии 2021; деятельность приостановлена в 2022 , Иране 2022 , Узбекистане 2022 , Таиланде 2023 ] за рубежом. В состав университета входят Академическая гимназия имени Д. Фаддеева и Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии. В СПбГУ учатся свыше 20 тыс. Обучение ведётся на русском языке. Высшее профессиональное образование реализуется на уровне бакалавриата 4 года , специалитета не менее 5 лет , магистратуры 2 года ; подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в докторантуре, аспирантуре, ординатуре, интернатуре и ассистентуре-стажировке; повышение квалификации — в форме стажировки.
С 2016 г.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н. Научный Корреспондент,.
2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба
Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета | Конечно, если СПбГУ переедет и начнет свою историю заново, там кто-то будет работать и учиться, университет как организация существовать не перестанет. |
СПбГУ скорее мертв, чем жив и без переезда | Новости Совета Федерации. |
СПбГУ исполнилось 300 лет: история университета в лицах | Санкт‑Петербургский государственный университет — первый университет России был основан 28 января (8 февраля) 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении Университета и Российской академии наук. |
В 2024 году Санкт-Петербургский государственный университет отметит 300-летие
В Санкт-Петербургском университете более 30 тысяч студентов, работают 13 тысяч сотрудников, на 304 кафедрах почти 6 000 преподавателей 1500 докторов наук, почти 3 000 кандидатов наук, более 40 академиков государственных академий. В СПбГУ в 2016 году приём производился на бакалавриат 51 направление, 88 программ , специалитет 9 направлений, 11 программ , в магистратуру 38 направлений, 104 программы. Санкт-Петербургский университет гордится своими выпускниками, среди которых пятеро являются лауреатами Нобелевской премии и шестеро стали руководителями России, причем Д. Медведев и В. Путин не только учились, но и работали в СПбГУ. СПбГУ первым из российских университетов вошёл в престижную Коимбрскую группу европейских университетов и в настоящее время является её единственным членом от России, входит в престижные международные рейтинги. В Университете преподают более 300 иностранных преподавателей из 37 стран.
Более 350 вузов-партнеров. Университет обладает серьезной материальной базой для проведения научных исследований, куда в частности входят обсерватория, ботанический сад, шесть музеев, научная библиотека им. Горького, издательство, а также полевые базы практик. Историческим главным зданием университета является здание Двенадцати коллегий, в Старом Петергофе расположен Петродворцовый учебно-научный комплекс, на базе дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» —- Загородный кампус Высшей школы менеджмента. Вниманию наших посетителей мы предлагаем прогулку по сердцу Санкт-Петербургского университета — комплексу зданий расположенных на Васильевском острове.
За всю историю своего существования учебное заведение меняло свое официальное название 15 раз. В 1918 год он был переименован в Первый Петроградский, а уже в 1921 году в Петроградский государственный университет. А 10 ноября 2009 учебному заведению был присвоен статус «Уникального научно-образовательного комплекса». Традиции Для первокурсников, по традициям, регулярно организуют экскурсии по Санкт-Петербургу и его пригородам.
Вуз сотрудничает с Александринским театром, поэтому студенты — постоянные зрители его спектаклей. Летом, часть обучающихся ребят может отправиться в лагерь в Туапсе за счет университета. Кроме того, налажен международный обмен студентами. Есть спортивные команды, разные клубы по интересам например, танцы в ПУНКе, студенческий городок в Петергофе , на постоянной основе проводят соревнования, конкурсы, международные олимпиады. С недавних пор действует Ассоциация выпускников университета.
Бурное развитие Петербургского университета началось в середине XIX века. А ровно через 80 лет — 20 февраля 1899 года - в Петербурге начались студенческие волнения. В связи с проводимым торжественным актом ректор Сергеевич предупредил студентов, что если вечером они начнут дебоширить такое раньше случалось , полиция наведет порядок. Студенты, подогреваемые революционными агитаторами, восприняли эти слова как покушение на их свободы, освистали ректора и буйной толпой двинулись по улице. Произошло столкновение с полицией, которая применила нагайки. Назавтра началась студенческая сходка.
Также в четверг в Петербурге в продажу поступит лимитированная серия проездных карт "Подорожник", посвященная юбилею. В тот же день в Москве на международной выставке-форуме "Россия" в 75-м павильоне ВДНХ развернется программа, посвященная 300-летию старейшего вуза России. В пятницу в Петербурге в здании Двенадцати коллегий состоится торжественная церемония открытия галереи ректоров Императорского университета, Петроградского университета, Ленинградского государственного университета и СПбГУ.
Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета
«Это будет небольшой, но особенный университет» - Ведомости | Он напомнил, что СПбГУ является старейшим в стране университетом: в 2024 году ему исполнится 300 лет. |
СПбГУ отмечает трёхсотлетие со дня основания | Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил жителей города с 300-летием Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). |
Наступивший 2024 год объявлен годом Санкт-Петербургского университета
Санкт-Петербургский государственный университет основан по указу Петра I от 22 января 1724 года, введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил жителей города с 300-летием Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил жителей города с 300-летием Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – старейший вуз России, основанный в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – старейший образовательный и научно-исследовательский центр России.