С особым трепетом праздничную дату отмечают в Санкт-Петербургском государственном университете. российское федеральное го сударственное учреждение высшее учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге. Российская академия наук и Санкт-Петербургский государственный университет отмечают 300-летие.
Кузница кадров: в Петербурге 2024 год объявлен годом СПбГУ в честь 300-летия вуза
Восточный факультет стал крупнейшим в России центром ориенталистики. Труды выдающихся ученых-востоковедов С. Ольденбурга, Д. Хвольсона, П. Коковцева, Б. Тураева, В. Бартольда, Ф.
Щербатского и других снискали Университету мировую славу. Исследования филологов А. Шахматова, Н. Марра, Н. Державина, С. Жебелева, историков С.
Платонова, М. Ростовцева, философов В. Соловьева, А. Введенского, социолога М. Ковалевского, юристов В. Сергеева, А.
Градовского, экономиста И. Кауфмана и многих других занимают видное место в истории гуманитарных наук. Санкт-Петербургский университет сыграл важную роль в развитии отечественной общественно-политической мысли и культуры. Здесь учились представители утопического социализма М. Буташевич-Петрашевский, критик и мыслитель Д. Писарев, демократ, писатель и философ Н.
Чернышевский, известные политические деятели различной ориентации: П. Кропоткин, Д. Благоев, П. Столыпин, А. Керенский, П. В 1891 г.
Памятная медаль «В память открытия С-Петербургского университета». Тургенев, Г. Успенский, Л. Андреев, Д. Мамин-Сибиряк, В. Вересаев, Я.
Райнис, поэты А. Блок, Н.
Докучаева — в почвоведении, А.
Иностранцева — в геологии, Ф. Соколова — в антиковедении, К. Бестужева-Рюмина — в отечественной истории, Н.
Кареева — в истории Европы, В. Васильева и В. Розена — в ориенталистике.
С 1860-х при университете возникли научные общества: в 1868 — Общество естествоиспытателей, в 1869 — Русское химическое общество, созданное при деятельном участии Д. Менделеева и переименованное по его инициативе в 1878 в Русское физико-химическое общество; позднее — филологическое, антропологическое и историческое общества, ботанический сад и астрономическая обсерватория. В 1893 был создан Химический, в 1901 — Физический институты.
В 1878 при участии профессоров университета были открыты Высшие женские курсы , получившие название «Бестужевские» по имени их первого директора профессора К. Бестужева-Рюмина — позднее курсы вошли в состав Университета. В октябре 1917 большинство профессоров университета не поддержали революцию — многие были арестованы; значительная часть сотрудников покинула страну в годы гражданской войны.
В 1918 вуз был переименован в 1-й Петроградский государственный университет 1-й ПГУ. В 1918-1919 в его состав влились историко-филологический институт переименован в Педагогический институт при ПГУ , 2-й Петроградский университет бывшие Высшие женские курсы и 3-й Петроградский университет бывший Университет при Психоневрологическом институте , таким образом, был образован единый Петроградский государственный университет с 2 факультетами: общественных наук и физико-математическим.
Путин не только учились, но и работали в СПбГУ. СПбГУ первым из российских университетов вошёл в престижную Коимбрскую группу европейских университетов и в настоящее время является её единственным членом от России, входит в престижные международные рейтинги.
В Университете преподают более 300 иностранных преподавателей из 37 стран. Более 350 вузов-партнеров. Университет обладает серьезной материальной базой для проведения научных исследований, куда в частности входят обсерватория, ботанический сад, шесть музеев, научная библиотека им. Горького, издательство, а также полевые базы практик.
Историческим главным зданием университета является здание Двенадцати коллегий, в Старом Петергофе расположен Петродворцовый учебно-научный комплекс, на базе дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» —- Загородный кампус Высшей школы менеджмента. Вниманию наших посетителей мы предлагаем прогулку по сердцу Санкт-Петербургского университета — комплексу зданий расположенных на Васильевском острове. Здание Двенадцати коллегий Университетская наб. Оно и состоит из вплотную приставленных друг к другу двенадцати одинаковых корпусов.
Со стороны двора проходит двухъярусная аркада, над нею на втором этаже знаменитый университетский коридор длиной почти 500 метров. Ректорский флигель Университетская наб.
Ждем ваше мнение в комментариях. По рекламе пишите в сообщения сообщества. Навигация по записям.
Учёные СПбГУ выяснили, что было на месте Петербурга до постройки города
Чего стоят только эти огромные венецианские окна, или старые книги, или скульптуры и портреты выдающихся деятелей науки и искусства, из которых многие работали здесь или были студентами, или как говорят в СПБГУ — универсантами», — передает с места корреспондент. Девять нобелевских лауреатов: Менделеев, Ломоносов, Павлов. Ученые с мировым именем, писатели, спортсмены, политики. ВУЗ гордится своими выпускниками и молодыми учеными. В этой лаборатории синтезируют полупроводниковые наноматериалы. Технологии, которые позволят, например, подзаряжать кардиостимуляторы от сокращений самого сердца или восстанавливать барабанные перепонки. Создание одиночных фотонов — следующий шаг в кибербезопасности — они передают информацию так, что ее невозможно перехватить.
Это совсем шикарно. Это новый кампус в Петергофе.
Юриспруденция Мегагранты Одной из важнейших задач, стоящих перед СПбГУ, является реализация собственных программ поддержки научных исследований. В 2013 и 2014 годах в Университете прошли конкурсы мегагрантов СПбГУ, по итогам которых были созданы 9 научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих российских и зарубежных учёных. Лаборатории, выигравшие гранты Правительства Лаборатория геоморфологических и палеогеографических исследований полярных регионов и Мирового океана имени В.
Чебышёва, руководитель Станислав Константинович Смирнов , лауреат Филдсовской премии , профессор Женевского университета Швейцария Центр геномной биоинформатики имени Ф. Уральцева, руководитель Алексей Витальевич Кавокин, заведующий кафедрой нанофизики и фотоники Саутгемптонского университета Великобритания Лаборатории механики перспективных массивных наноматериалов для инновационных инженерных приложений, руководитель Руслан Зуфарович Валиев , директор Института физики перспективных материалов Уфимского государственного авиационного технического университета Россия Лаборатория «Фотоактивные нанокомпозитные материалы», руководитель Детлеф Банеманн, профессор Университета Вильгельма Лейбница Германия Лаборатория междисциплинарных исследований развития, руководитель Елена Леонидовна Григоренко, профессор университета Хьюстона США.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Питере» spb. Санкт-Петербург, ул.
При этом главными темами обсуждения была: подготовка к 300-летию вуза и проект строительства кампуса и инновационного научно-производственного центра университета «Невская дельта». Мы отдаём должное нашим великим учёным, чей труд и великий талант на протяжении веков способствовал процветанию нашей огромной страны, укреплению её позиций в мире, развитию научных технологических направлений, в которых мы были и, надеюсь, останемся лидерами. Нужно сделать все, чтобы достойно отметить юбилей прославленного университета. Дать ему новый импульс развития, как современному многопрофильному центру образования, науки и культуры» Дмитрий Медведев Также отметил Александр Беглов, город на Неве уже подготовил свою часть программы юбилейных мероприятий. Так в день 300-летия основания вуза, 8 февраля 2024 года - на Ростральных колоннах будут зажжены факелы.
СПбГУ – первый университет страны
Он деятельно участвовал в обсуждении университетского Регламента, составленного в том же году. В 1748 году при рассмотрении устава и штата Петербургского университета Ломоносов своими указаниями показал, как он смотрел на это просветительское учреждение и на постановку преподавания в нем. Он полагал, что университет должен состоять из трех факультетов. Спустя некоторое время Ломоносов в новом письме еще раз подчеркнул необходимость специализации студентов университета. Теперь он уже понимал, что на введение факультетов рассчитывать не приходится. Поэтому он предложил разделить студентов на три класса: «Первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие о всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука; третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке».
Ломоносов ратовал за отмену сословных ограничений при приеме в Академический университет, ссылаясь на примеры других европейских университетов, где «ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете тот студент почетнее, кто больше научится, а чей он сын, в том нет нужды». В 1747г. В документе, подписанном президентом Академии наук, предписывалось набрать тридцать «молодых и годных людей в студенты». Кроме того, разрешался прием «вольных студентов», число которых не устанавливалось. Тредиаковский 1703-1769 поехал в Москву и Новгород, чтобы отобрать в Славяно-греко-латинской академии и Новгородской семинарии способных учеников.
Из московской академии он набрал 10 лучших учеников.
В Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российской академии наук пройдут Всемирный научно-образовательный форум «Наука — обществу и миру», ХVII Международный петровский конгресс, состоятся награждения лауреатов премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. С планом основных мероприятий можно ознакомиться по ссылке.
Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших вузов России. Среди выпускников вуза такие писатели и поэты, как Владимир Набоков, Иосиф Бродский, Лев Гумилев, литературовед и историк Дмитрий Лихачев и другие известные всему миру личности. Здесь учатся более 20 тысяч студентов из десятков стран мира, работают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, создано более 55 научных лабораторий, существует не менее 500 образовательных программ, а в фондах Научной библиотеки хранится 7 миллионов книг и рукописей.
Многим известен как автор доктрины «Православие. Народность», само выражение стало крылатым — сжатым воплощением идеологии Российской империи при правлении Николая I. По словам Мединского, Уваров хотел, чтобы молодые люди «получали лучшее, мирового уровня образование, при этом оставались русскими и работали в России». Губернатор отметил, что установка памятника — это «дань уважения всем тем, кто формировал российское образование и просвещение». Он был первым просветителем нашей страны, который заложил основы образования и всегда стремился сделать Россию технологически передовой.
На туристических картах отметят здания и другие места, связанные с СПбГУ. Дворцовый мост украсят флагами университета. В день основания вуза, 8 февраля, на Ростральных колоннах зажгут факелы. Университет получит отдельную площадку на праздновании дня города. Тема юбилея получит отражение в празднике выпускников «Алые паруса».
История санкт петербургского университета
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – ведущий классический университет России, один из двух вузов страны, имеющих право на разработку и внедрение собственных образовательных стандартов. Эксминистр и министр по школьникам (университет вроде как ближе к Фалькову) открывают памятник человеку с неоднозначной репутацией, причем с явной "фигой" ректору, который держится за высосанную из пальца идею, что СПбГУ был основан по указу Петра I в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов России. Юбилей Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) празднуют в четверг, 8 февраля, сообщает сайт вуза. Он был основан по распоряжению императора Петра I указом Сената от 8 февраля 1724 года вместе с Академией наук.
Почему сломался первый в России социальный лифт? Начало и конец старейшего светского вуза России
Санкт-Петербургский государственный университет | старейшего и одного из крупнейших и ведущих университетов в России, одного из центров отечественной науки и культуры. |
История Санкт-Петербургского государственного университета - Общество - Статьи | 1 марта ученый совет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) одобрил выделение из университета одноименного факультета, за это проголосовали 95 членов ученого совета СПбГУ, 21 – против, 17 – воздержались. |
Санкт-Петербургский государственный университет в России — история и современность | Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – старейший образовательный и научно-исследовательский центр России. |
СПбГУ – 300 лет. Кто из русских писателей в нем учился? | российское федеральное го сударственное учреждение высшее учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге. |
Санкт-Петербургский государственный университет — ALLPETRISCHULE | Один из крупнейших российских институтов, Санкт-Петербургский государственный университет, был учрежден по указу Петра Великого 28 января 1724 года. |
Специалисты СПБГУ установили, что было на месте Петербурга до его постройки
Авторы идеи ссылаются на заслуги чиновника-патриота, который руководил просвещением при Николае I и придумал триаду «Православие, самодержавие, народность», ставшую основой государственной идеологии в то время. Санкт-Петербургский государственный университет основан по указу Петра I от 22 января 1724 года, введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший вуз России, основанный в 1724 году. 8 февраля – 295 лет со дня основания Санкт-Петербургского государственного университета, ставшего преемником Академического университета, основанного вместе с Петербургской академией наук Петром I в 1724 году.
СПбГУ – 300 лет. Кто из русских писателей в нем учился?
В мае 2024 года вуз поучаствует в праздновании Дня города, а праздник выпускников "Алые паруса" будет посвящен юбилеям СПбГУ и Российской академии наук. Ранее по решению губернатора Петербурга Александра Беглова 2024 год в Северной столице был объявлен годом Санкт-Петербургского университета. СПбГУ был основан 28 января 8 февраля 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении первого российского университета и Российской академии наук.
На нашем сайте студенты СПбГУ могут заказать контрольные работы по выгодным ценам. История и современность Существует две основные версии о дате основания Санкт-Петербургского университета. Согласно первой версии, сегодня принятой официально, университет основан 28 января 1724 года как Академический университет вместе с Академией наук по указу Петра I. При Екатерине II университет перестал существовать, на его базе было создано училище.
Всем студентам и преподавателям будет предложено до 1 сентября пройти проверку на полиграфе и предоставить службе безопасности университета доступ к своим аккаунтам в социальных сетях. В случае, если по итогам это проверки не будет выявлено нарушений действующего законодательства, то студенты смогут продолжить обучение за счёт средств федерального бюджета на других факультетах, а преподавателям предложат аналогичные занимаемые им ранее должности. Все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями Комментарии.
К 300-летию Российской академии наук». Ошибка в тексте?
Учёные СПбГУ выяснили, что было на месте Петербурга до постройки города
Санкт-Петербургский государственный университет учрежден указом Петра I от 22 января 1724 г., введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января 1724 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. Специалисты СПбГУ вместе с коллегами из РАН изучили первую крепость, построенную по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в 1703 году, с которой и начинается история города. Санкт-Петербургский университет сегодня – это крупный центр отечественной науки, образования и культуры с высоким международным авторитетом. Диссертация питомца Университета М. Софронова «Рассуждение о применении непрерывных дробей для нахождения квадратных и биквадратных корней» дала основание известному советскому академику В.И. Смирнову утверждать, что М.
Николай Кропачев: «Каждый шестой житель Петербурга связан с СПбГУ»
Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг.
Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И.
Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела. Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры.
Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н. Рерих, В.
Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И.
Грабарь, М. Добужинский, С. Дягилев; композиторы А.
Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г.
Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг.
Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность.
Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К.
Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф.
Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В.
Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин.
Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г.
За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества.
В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека.
В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые.
При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством.
Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III.
Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А.
Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием.
Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г.
На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г.
Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С.
Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А.
Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г.
В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М.
Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г.
Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений.
Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты.
Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г.
Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором.
Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений.
В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами.
Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад?
Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся.
Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог.
Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян.
Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г.
Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг.
В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600.
Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний.
Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг.
Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг.
Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации.
Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей.
В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату.
Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни».
При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки».
Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни.
Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение.
Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям.
Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны.
Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно».
Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С.
Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров.
Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты. Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент».
А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья.
Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет.
Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение».
В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг.
Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность». Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг.
Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство. Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П.
Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н.
Осипова карточная игра. Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг. Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг.
Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части. Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии.
Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели. Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность. Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института.
Только за 1804—1809 гг. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении. Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф.
Обычный недельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института». Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть «в своих покоях». Эта удручающая картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте скученно жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет.
Поскольку смерть студента, как и его жизнь, является неотъемлемой страницей социальной истории университета, стоит обратить внимание на то, что ритуал похорон студента уже в начале XIX века отсылает не к военным, а к нарождающимся академическим традициям. На следующий день, 12 апреля, он был погребен на Смоленском кладбище. Похороны Потакинского были скромными, но после отпевания была устроена гражданская панихида, которая подчеркивала «ученый статус» покойного.
Рапорт гласит: «Провожали тело его все студенты вместе с некоторыми профессорами, над гробом говорены были студентами Язвицким, Сфериным и Александровским на российском и греческом языках речи». Труд и досуг, болезнь и смерть, траур и праздник — эти структуры повседневности постепенно приобретали для университетского человека специфическое обличье и значение. Для студенческого быта очень важны по крайней мере, по воспоминаниям студентов всех времен формы проведения досуга, то есть времени, свободного от занятий.
При избытке развлечений, существующих сегодня, трудно представить, в чем студенты лет 150 назад находили свои развлечения. Главная радость для казеннокоштного студента того времени а их было большинство — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения.
Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек. Некоторые описания весьма красноречивы. Так, в 1806 г.
Петербургский полицмейстер Ф. Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству. Соловьев, как говорит тот же источник, «от содержания его чрез целую неделю в уединенном покое на хлебе и воде хотя с начала на несколько времени и исправился было, но после опять настолько ослабел, что редкий стал проходить день, в который бы он не напивался до безобразия».
Поскольку для науки от такого студента проку не было, Конференция профессоров, истощив все усилия, обратилась к попечителю с предложением удалить пьяницу, определив его в военную службу, что и было сделано. Места обычных студенческих «загулов» за оградой университета были более или менее постоянны. Это были самые дешевые трактиры, где студентов кормили и поили в долг.
Таких заведений было достаточно в Загибенном переулке. Название переулка исчезло в 1860-х гг. Студенты 1830-х гг.
Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде, оба на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста. В этих «точках» студентам наливали в долг. По положению, можно было довести долг до 10 руб.
Много ли это? По таксе, это примерно десять «скверных обедов у Гейде», с пивом, но без вина. Вход в ресторации был платным, даже если студенты ничего не собирались заказывать, но в Загибенном переулке эти суммы были символическими.
Своекоштные студенты из дворян могли себе позволить отобедать в приличных ресторанах в центре города, они ходили в театр, играли на Бирже, расположенной рядом с университетом. Конфликты студентов с окрестными жителями были тоже частью повседневности. На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми.
Мемуарист сообщает, как об обычном, повторяющемся событии, о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев, сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости».
Ранее сообщалось , что Главархив Москвы открыл приуроченную ко Дню науки онлайн-выставку «Учёные России: страницы жизни. К 300-летию Российской академии наук». Ошибка в тексте?
Его строительство началось в 1722 году по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини.
Памятник петровского барокко длиной почти 400 метров возводился для двенадцати коллегий — центральных органов управления, сформированных Петром I вместо системы приказов. Двухцветное трехэтажное здание состоит из двенадцати примыкающих друг к другу корпусов, одинаковых по величине и архитектуре. Каждый из них имеет отдельную мансардную кровлю — высокую крышу и центральный ризалит с фигурным фронтоном. Раньше в них были залы на втором и третьем этажах с выходами на балконы, и тянулись они вдоль всего фасада. На каждом фронтоне красовалась эмблема коллегии, а по бокам стояли две скульптуры.
Мы отдаём должное нашим великим учёным, чей труд и великий талант на протяжении веков способствовал процветанию нашей огромной страны, укреплению её позиций в мире, развитию научных технологических направлений, в которых мы были и, надеюсь, останемся лидерами. Нужно сделать все, чтобы достойно отметить юбилей прославленного университета. Дать ему новый импульс развития, как современному многопрофильному центру образования, науки и культуры» Дмитрий Медведев Также отметил Александр Беглов, город на Неве уже подготовил свою часть программы юбилейных мероприятий.
Так в день 300-летия основания вуза, 8 февраля 2024 года - на Ростральных колоннах будут зажжены факелы. А на Дворцовом мосту появятся флаги университета, а общественный транспорт - его символика.