Новости кто основал спбгу

Санкт Петербургский государственный университет (СПбГУ) Девиз Hic tuta perennat (Здесь в безопасности пребывает). Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших университетов России, один из крупнейших и ведущих классических университетов. 290 лет со дня основания.

Содержание

  • Новости по теме
  • История СПбГУ
  • Читать также
  • Разделы статьи
  • Солидный юбилей: Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие

Беглов поздравил СПбГУ с 300-летием со дня основания

290 лет со дня основания. Герб СПБГУ Санкт-Петербургский государственный университет в России (коротко СПбГУ) – это один из крупнейших и ведущих университетов, который каждый год привлекает внимание выпускников школ со всех регионов. В 1819 году на основе Главного педагогического института был основан Петербургский университет. Санкт-Петербургский государственный университет – старейший и один из крупнейших вузов России.

2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба

Диссертация питомца Университета М. Софронова «Рассуждение о применении непрерывных дробей для нахождения квадратных и биквадратных корней» дала основание известному советскому академику В.И. Смирнову утверждать, что М. Санкт Петербургский государственный университет (СПбГУ) Девиз Hic tuta perennat (Здесь в безопасности пребывает). Санкт-Петербургский государственный университет является вторым лучшим многопрофильным университетом в России после МГУ.

«Критическое мышление плюс умение принимать решения»

  • Основание СПбГУ
  • О дате основания Петербургского университета
  • Основание СПбГУ
  • Учись не хочу
  • 295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету — Бизнес России

Санкт-Петербургский государственный университет в России — история и современность

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»[2] (СПбГУ) — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов и один из важнейших центров науки. Независимо от того, признавать ли СПБГУ преемником Академического университета или нет, указом Петра I Академический университет все же был основан в 1724 г. именно как учебное заведение. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил жителей города с 300-летием Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).

295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету

300-летие основания Санкт-Петербургского государственного университета. В Санкт-Петербурге стартовал XV Конгресс антропологов и этнологов России. Основание Академического университета в Санкт-Петербурге и первое поколение русских ученых — пост пикабушника Санкт‑Петербургский государственный университет сегодня — центр науки и образования мирового уровня и «визитная карточка» Петербурга. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших университетов в России. Санкт-Петербургскому государственному университету 8 февраля исполняется 300 лет.

СПбГУ скорее мертв, чем жив и без переезда

Его дело продолжает наш президент. Он поставил задачу за пять лет подготовить один миллион квалифицированных рабочих кадров, преодолеть технологическую зависимость и снова стать передовой державой», — в какой-то момент вспомнил о главе государства Беглов. Именно по поручению Владимира Путина перед главным зданием СПбГУ установили памятник Уварову, а инициаторами его установки стали Российское военно-историческое общество и руководство вуза ректор СПбГУ сообщил о новом памятнике 26 июня на учёном совете. Скульптура создана народным художником России, академиком Российской академии художеств Салаватом Щербаковым. Ранее на месте памятника Уварову у главного входа в университет стояла скульптура «Крылатый гений».

В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами. Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств. Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции. Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в. Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России. Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г. Работа «О сохранении и размножении российского народа» была напечатана в «Журнале древней и новой словесности» Ломоносов, 1819 , причем с весьма крупными цензурными изъятиями. И спустя полвека цензоров продолжали пугать острота поставленных проблем, радикальность предлагаемых мер, а также критика ряда церковных правил, ограничивающих развитие народонаселения. Экономические идеи Ломоносова во многом диктовались заботой об укреплении государства. Он выступал за установление государственной опеки над отечественным промышленным производством и торговым предпринимательством, за введение покровительственных таможенных тарифов вплоть до запрета в отдельных случаях на ввоз товаров, которые могли производиться внутри страны. Тем самым великий ученый задолго предвосхитил политику экономического протекционизма для отечественного бизнеса, столь часто применяемую в мире в современных условиях. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной более ста лет назад академиком В. Вернадским, утверждавшим, что Ломоносов способствовал включению интеллектуального потенциала России в европейское культурное пространство. Он первым из российских ученых понял всю глубину преобразований, которыми ознаменовалась Петровская эпоха, и очень многое сделал для их осуществления в сфере науки и образования. В своей речи, произнесенной 8 ноября 1911 г. Вернадский подчеркнул, что Ломоносов «силой своего гения при самом начале научной работы России поставил ее в равное положение с ранее вступившими в научную работу нациями» Вернадский, 1995, с. Не только экономику, но и всю мировую науку продвинул далеко вперед еще один выдающийся российский ученый — Дмитрий Иванович Менделеев, судьба которого также тесно связана с Санкт-Петербургским университетом. Его работа более четверти века 1865-1890 в Университете хорошо известна. Работая в сфере метрологии, мне довелось досконально изучить биографию Д. Деятельности ученого в Санкт-Петербургском университете, его научному наследию и опыту преподавателя посвящена значительная часть книги «Дмитрий Иванович Менделеев: Ученый. Педагог» Окрепилов и Доценко, 2014. Уйдя из Университета, Д. Менделеев возглавил Главную палату мер и весов и стал основателем первой в России поверочной палатки торговых мер и весов, положив начало созданию современной Метрологической службы России. Правопреемником палатки является Центр стандартизации и метрологии «Тест-Санкт-Петербург». При создании музея этого предприятия, в котором хранятся экспонаты, связанные с деятельностью Д. Менделеева, мы брали пример с лучшего, по нашему мнению, музея в мире, посвященного Д. Менделееву, который действует в Университете. Собранный материал позволил мне глубже погрузиться в события эпохи становления российского образования и науки, увидеть необычайные переплетения судеб ученых, поэтов и даже самодержцев. Результатом исследований стало появление книг о Д. В издании «Менделеев. Блок» была описана судьба дочери Д. Менделеева и замечательного российского поэта, выпускника Университета Александра Блока Окрепилов, 2006. Дело в том, что Д. Менделеев был дружен с ректором Университета Андреем Николаевичем Бекетовым, их имения в Подмосковье находились по соседству, что предопределило знакомство с ранних лет внука А. Бекетова Александра Блока и Любы Менделеевой и привело к их браку, воспетому поэтом в его знаменитых произведениях. Союз науки и искусства при поддержке власти дал миру ярчайших представителей российского общества, способствовал развитию российской науки и высшего образования. Заключение Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января 8 февраля 1724 г.

Раньше в них были залы на втором и третьем этажах с выходами на балконы, и тянулись они вдоль всего фасада. На каждом фронтоне красовалась эмблема коллегии, а по бокам стояли две скульптуры. Внутри на втором этаже была сооружена двухъярусная открытая галерея. В конце 1830-х годов при перестройке здания ее застеклили — так получился знаменитый самый длинный коридор Петербурга, объединивший все корпусы. Здание Двенадцати коллегий за годы существования неоднократно перестраивали и реставрировали. Но Петровский, ранее Сенатский, двусветный зал сохранил свой первоначальный вид.

Студентам полагалось носить форменную одежду - синий мундир с красным воротником и петлицами, и синюю фуражку с малиновым околышком. Волнения студентов Петербургского университета осенью 1861 г. В виде отклика на них произошли выступления студентов и других университетов, показавшие всю остроту "университетского вопроса" и необходимость коренной реорганизации российской высшей школы. Причем в условиях того времени борьба студентов за свои права приобретала, в определенной степени, политический характер. Многие представители либеральной профессуры сочувствовали студенческому движению. В 1863 г. В его основу была положена идея автономии Университета как корпорации профессоров оставаясь государственными учреждениями в сильно развитой бюрократической системе министерства народного просвещения царской России, полностью автономными университеты, разумеется, никогда не были. Главным, и в значительной степени независимым, органом управления Университета становился его Совет, в который по-прежнему входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а так же профессоров на вакантные кафедры. Право утверждения в должности оставалось за министром, но в течение действия устава случаев с неутверждением ректора или деканов в Петербургском университете не было. Только при незамещении кафедры в течение года министр мог назначить профессора по своему усмотрению. Университетский совет получал возможность разделять факультеты на отделения, соединять и разделять кафедры, заменять одни из них другими, определять, какие предметы должны считаться обязательными или необязательными для студентов. Он же утверждал в ученых степенях, без последующего рассмотрения этого вопроса попечителем или министром, как было раньше. Вместе с увеличением значения Совета некоторую долю автономии получили и факультетские собрания советы : их ведению были предоставлены все научные и учебные дела в пределах своего факультета. Во второй половине XIX в. Чебышева - в математике, Э. Ленца - в физике, Д. Менделеева и А. Бутлерова - в химии, А. Бекетова - в ботанике, И. Мечникова и А. Ковалевского - в эмбриологии, И. Сеченова - в физиологии, В. Докучаева - в почвоведении, А. Иностранцева - в геологии, Ф. Соколова - в антиковедении, К. Бестужева-Рюмина - в отечественной истории, Н. Кареева - в истории Европы, В. Васильева и В. Розена - в ориенталистике. С конца 60-х годов XIX в. В 1868 г. Менделееве и переименованное по его инициативе в 1878 г. Позднее возникают Филологическое, Антропологическое и Историческое общества, Ботанический сад и Астрономическая обсерватория. В 1893 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиотелеграф; в 1901 г. Петербургский университет стоял у истоков высшего образования для женщин в России. В 1878 г. Позднее курсы вошли в состав Университета. Марков, А. Ляпунов, В. Стеклов, физики О. Хвольсон, Д. Рождественский, астроном С. Глазенап, климотолог А. Воейков, химики Н. Меншуткин, Д. Большой вклад внесли университетские ученые в развитие гуманитарных наук.

Санкт-Петербургскому государственному университету исполнится 300 лет

Гоголь в Петербургском университете. Петербургский университет 1834 год. Академия художеств в Санкт-Петербурге 19 век. Императорская Академия художеств 19 век. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге 19 век. Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге в 19 веке. Музей Санкт Петербургского университета. Институт физиологии Павлова в Санкт-Петербурге.

Физиологический институт Академии наук Павлова. Петербургский педагогический институт 19 век. Музей политехнического института Санкт Петербург. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Петербургский педагогический университет 19 век. Санкт Петербургский университет 19 век Менделеев. Педагогический институт Петербург 19 век.

Политехнический институт Санкт-Петербурга 1902 года. Питер политехнический университет 19 век. Томский Технологический институт 1910 г. Здание 12 коллегий Трезини 1722-1742. Здание двенадцати коллегий Доменико Трезини. Петербургский практический Технологический институт 1828. Петербургский практический Технологический институт 19 век.

Петербургский Технологический институт при Николае 1. Исторический Факультет ЛГУ. Политическая полиция в первой половине 19 века. Кафедра истории 19 века. Горный институт в Петербурге 19 век. Санкт-Петербургский педагогический институт 19 век. Главного педагогического института в Петербурге Менделеев.

Педагогический институт в котором учился Менделеев. Императорская Академия художеств в Петербурге 1757. Академия художеств в Петербурге 19 век. Академия художеств в Петербурге 1757 год. Петроградский педагогический институт им. Петербургский главный педагогический институт 19 век. Педагогический институт Герцена 1917 год.

Преподаватели Санкт Петербургского университета 19 век. Профессор Московского Императорского университета 1890. Выпускники Казанского Императорского университета 1906. Здание 12 коллегий в Санкт-Петербурге Архитектор. Институт Ломоносова в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургский государственный университет 19. Петербургский Технологический институт Короленко.

Технологический институт 1828. Введенская гимназия в Петербурге. Петербургская Введенская гимназия блок. Введенская мужская гимназия. Петербургский главный педагогический институт. Ленинградский университет им Жданова. Казанский Императорский университет 1830.

К юбилею первого университета России запланировано проведение более 30 мероприятий. Некоторые из них уже состоялись. Перед зданием Двенадцати коллегий появился памятник министру просвещения Российской империи Сергею Уварову. Имя Санкт-Петербургского государственного университета присвоено малой планете, а также безымянной горной вершине в хребте Хамар-Дабан в Республике Бурятия.

И какие ошибки учли при создании Московского университета? Время первого Наверное, вы уверены, что Московский университет — в России старейший? Ему предшествовал другой, в Петербурге. И он канул в Лету. Это мало известно даже историкам, и сегодня, когда нынешние и бывшие студенты отмечают Татьянин день, самое время вспомнить. Занятия в Санкт-Петербургском университете начались в 1726 г. По примеру европейских вузов той эпохи, обучение вели на латыни и на немецком в трех классах: математики, физики и гуманитарных наук - «гуманире». Всего в 1726-1732 гг. При этом профессоров было аж 17 человек, и они тоже были приглашены из-за границы. Среди первых преподавателей были блестящие швейцарские ученые — Николай и Даниил Бернулли, представители прославленного научного семейства в честь Даниила был назван один из законов гидродинамики , физик, математик и астроном Леонард Эйлер. Позднее в университет переводили учащихся Академической гимназии при Санкт-Петербургской Академии наук и Славяно-греко-латинской Академии. Так в этот период, в 1736 г. Виноградов и Попов были детьми священников, а Ломоносов — и вовсе крестьянского происхождения.

Герман, К. Арсеньев , А. Первоначально в составе университета 3 факультета: историко-филологический, философско-юридический позднее юридический и физико-математический, которые делились на разряды; в 1854 был открыт факультет восточных языков — в таком виде СпбГУ просуществовал до 1918. Впервые в российских университетах было проведено разделение факультетов на отделения, вводившие более узкую специализацию студентов. Срок обучения составлял 3 года. Студенты должны были носить форменную одежду — синий мундир с красным воротником и петлицами, и синюю фуражку с малиновым околышком. При университете действовали Учительский институт и Благородный пансион. В 1860 были организованы курсы для подготовки учителей средней школы. В 1863 был принят новый университетский устав, действовавший до 1884. Согласно уставу университет был автономной корпорацией профессоров с руководящим органом — Советом, в который входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а так же профессоров на вакантные кафедры — право утверждения в должности оставалось за министром. Петровский зал Во 2-й пол. Чебышева — в математике, Э. Ленца — в физике, Д. Менделеева и А.

История в лицах

Царствование императора Александра I. Первое время Университет жил по Уставу Главного педагогического института, пока 4 16 января 1824 года в нём не был введён в действие изменённый по обстоятельствам Устав Московского университета. Там же. После этого на протяжении своей истории университет сменил множество названий Названия Санкт-Петербургского университета.

С 1821 по 1914 год он назывался Императорский Санкт-Петербургский университет; 1914 год — февраль 1917 года — Императорский Петроградский университет; февраль 1917 года — июнь 1918 года — Петроградский университет; июнь 1918 года — октябрь 1919 года — Первый Петроградский университет; октябрь 1919 года — январь 1921 года — Петроградский университет; январь 1921 года — январь 1924 года — Петроградский государственный университет; январь 1924 года — апрель 1933 года — Ленинградский государственный университет; апрель 1933 года — октябрь 1937 года — Ленинградский государственный университет имени А. Бубнова; октябрь 1937 года — февраль 1944 года — Ленинградский государственный университет; февраль 1944 года — октябрь 1948 года — Ленинградский ордена Ленина государственный университет; октябрь 1948 года — 1969 года — Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени А. Жданова; 1969 года — январь 1989 года — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А.

Жданова; январь 1989 года — 1991 года — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет; с 1991 года по настоящее время — Санкт-Петербургский государственный университет. Университетам присвоен особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества».

Согласно уставу университет был автономной корпорацией профессоров с руководящим органом — Советом, в который входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а так же профессоров на вакантные кафедры — право утверждения в должности оставалось за министром. Петровский зал Во 2-й пол. Чебышева — в математике, Э. Ленца — в физике, Д. Менделеева и А.

Бутлерова — в химии, А. Бекетова — в ботанике, И. Мечникова и А. Ковалевского — в эмбриологии, И. Сеченова — в физиологии, В. Докучаева — в почвоведении, А. Иностранцева — в геологии, Ф. Соколова — в антиковедении, К.

Бестужева-Рюмина — в отечественной истории, Н.

По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А. В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В. Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг.

Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И.

Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В.

Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг.

В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И. Жданов, С.

На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г. Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А. Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г. Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И.

Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела. Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры. Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н.

Рерих, В. Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И. Грабарь, М. Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г.

Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н.

Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио.

Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые.

При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто.

Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г.

Книпович, С. Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М.

Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г.

Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе.

Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог.

Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г.

Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг.

Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату.

Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу.

Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье.

Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты. Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент».

А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться».

Интересно, что все эти факультеты объединяли смежные области знаний, а следовательно, захватывали обширные темы для изучения. Чуть позже к этому списку добавился факультет восточных языков. Первое и сегодня главное здание университета — здание Двенадцати коллегий на нынешней Университетской набережной. В 1818 году в университете начались перемены. Факультеты разделили на узкие специализации. Первый набор во вновь восстановленный университет был всего 27 человек.

Зато к 1829 году в составе высшего учебного заведения Санкт-Петербурга обучались уже 132 студента. В университете учились три года, каждый день, слушая по 3-4 двухчасовые лекции. Занятия студенты посещали в специальной форме: синий мундир с красным воротником и петлицами, а еще фуражка с малиновым околышком. В XIX веке в университете складываются известные научные школы математика П. Чебышева, физика Э. Ленца, химиков Д.

Менделеева А. Бутлерова, биологов И. Мечникова, А. Ковалевского, И. Сеченова и многих других.

Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета

В нем отсутствовали такие необходимые черты университета, как детально разработанная учебная система, устойчивый состав предметов и профессоров набор которых определялся имеющимися в наличии академиками , самостоятельное управление, отличное от управления Академии Наук, а главное, права и свободы, которые являлись основой статуса университетских корпораций в Европе. Факт неполноправного существования Академического университета широко известен в современной отечественной историографии, и впервые со всей определенностью был указан еще Ломоносовым, писавшим, что "здешний университет не токмо действия, но и имени не имеет". Для придания полноты "имени" университета, по мнению Ломоносова, была необходима его торжественная инаугурация и объявление прав и привилегий для профессоров и студентов. Идеи Ломоносова об открытии в России университета по европейскому образцу воплотились в утвержденном в 1755 г.

Выполнив свою роль в истории высшего образования России, Академический университет уступил место учрежденному в 1755 г. Не находит фактического подтверждения и положение о преемственности, существовавшей между Академическим и Петербургским университетом. Мысль о создании университета в северной столице утвердилась в процессе реформ образовательной системы России начала XIX века.

Ряд законодательных актов, относящихся к этой реформе, указывают на необходимость именно основания, а не возобновления университета в Петербурге.

Тогда я на лекции говорил студентам: "Ребята, новых учебников пока нет. Они мне: "Как? Это же старое законодательство. Все изменено! Каждый вызов - это возможность проявить себя. Петр Первый прорубил окно в Европу, которое Европа сейчас старательно закрывает. Как в таких условиях у вас каждый пятый студент - иностранец? Николай Кропачев: Да, кто-то, возможно, и удивится, хотя для нас ничего удивительного нет: несмотря на различные сложности, связанные с преодолением международных границ, Санкт-Петербургский госуниверситет уже шесть лет подряд становится самым востребованным высшим учебным заведением России среди иностранных абитуриентов, занимает первое место по этому показателю в рейтинге Россотрудничества. В прошлом году на бюджетные места претендовала 21 тысяча иностранных абитуриентов из более чем 100 стран мира.

А мест всего тысяча. Был и конкурс на платные места - три человека на одно место, который вообще мало в каком вузе есть В Санкт-Петербурге 2024 год объявлен Годом университета. Какие образовательные программы популярны? Тут и лингвистика, и журналистика, и менеджмент, и международные отношения, и экономика, физика, химия, биотехнологии, лечебное дело, прикладная математика и информатика, социология и многое другое. Ведь сегодня в СПбГУ более 500 основных образовательных программ. И кстати, за прошлый год у нас на треть увеличилось число преподавателей-иностранцев. Среди них, как мы знаем, профессора с мировыми именами. Что их привлекает? Николай Кропачев: У нас есть конкурентные преимущества. Кроме того, жить и работать в Санкт-Петербурге - это подлинное счастье.

Я вот говорю: "Питер" - и сразу сердце щемит. Это святой, великий город. Горького, собиравшаяся по крупицам многие-многие годы. Сегодня в ней более семи миллионов печатных книг и рукописей. В том числе уникальных, раритетных изданий. У нас самый крупный научный парк. А про музеи наши слышали? В них три миллиона экспонатов - университетский Эрмитаж. У вуза есть право проводить в дополнение к ЕГЭ свои испытания. Но вы этим правом не пользуетесь.

Кроме этого, он предложил оргкомитету учредить государственную награду — памятную медаль «300-летие Санкт-Петербургского государственного университета». По итогам заседания Дмитрий Чернышенкоодобрил изменения в план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербургского государственного университета. Справочно Санкт-Петербургский государственный университет, первый университет России, был основан 28 января 8 февраля 1724 года. В этот день Петр I издал указ об учреждении Университета и Российской академии наук. В 2024 году вуз отметит свой 300-летний юбилей. СПбГУ сегодня — научный, образовательный и культурный центр мирового уровня. Университет обладает правом устанавливать собственные образовательные стандарты, выдавать дипломы собственного образца и проводить защиты диссертаций на соискание ученых степеней по своим правилам. СПбГУ реализует более 500 основных образовательных программ по всем уровням и более 750 дополнительных программ.

Жданова, с 1992 Санкт-Петербургский государственный университет , один из крупнейших образовательных и научно-исследовательских центров России. В конце 18 в. Академический университет прекратил своё существование. В соответствии с утверждённым императором Александром I 8 20 февраля 1819 г. Голицына на базе Главного педагогического института создан Санкт-Петербургский университет Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Санкт-Петербург, 1830. В 1824 г. Санкт-Петербургский университет в первое столетие... XXIX ; последующие общие уставы Императорских российских университетов утверждены в 1835, 1863, 1884 гг. Изначально включал 3 факультета: историко-филологический, философско-юридический и физико-математический. По Уставу 1835 г. В 1850 г. В 1854 г. В 1835 г. Трезини , в 1834—1837 перестроено по проекту архитектора А. В конце 1860-х — 1890-х гг. Организованы ботанический сад 1864 и астрономическая обсерватория 1880. В 1894 г. В 1878 г. В начале 20 в. В июне 1918 г. В 1920-х гг. В 1930 г. Тогда же на базе историко-лингвистического факультета создан Ленинградский историко-лингвистический институт с 1933 Ленинградский институт истории, философии, лингвистики , с 1937 факультеты института вновь в составе университета. В 1931 г. К 1941 г. В первые месяцы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С 15 июля все преподаватели, сотрудники и студенты ЛГУ, не входившие в военные формирования университета и способные к труду, систематически направлялись на строительство оборонительных рубежей Ленинградский университет. Всего за время войны в военных действиях участвовали 2,5 тыс. В июне 1941 — июне 1944 гг. В 1950 г. В 1956 г. К 1991 г. Редакция отечественной истории В феврале 1992 г.

Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова

Тегиспбгу кто основал, сокращение санкт петербургского государственного университета, государственный петербургский университет, как выглядит диплом спбгу, футбольная команда спбгу. Санкт-Петербургский государственной университет. Санкт-Петербургский государственный университет, первый университет России, был основан 28 января (8 февраля) 1724 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий