Правительство РФ не поддерживает законопроект депутатов КПРФ о возможности избирать глав во всех субъектах страны только путем волеизъявления граждан — через прямые выборы. Выборы президента в России завершились убедительной победой Владимира Путина, за которого проголосовало более 87% граждан страны.
Как назначают губернаторов в России
Если ни одна из кандидатур не поддержана президентом, то согласно указу партия может предложить трех других претендентов. Если и они не будут одобрены, президент проводит консультации с представителями политической партии и регионального законодательного органа, после чего партия вновь вносит 3 кандидатуры. Консультации проводятся до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Указ вступает в силу со дня вступления в силу ФЗ от 5 апреля 2009 г.
Оно и понятно: в поддержку президента выступить — святое дело. Однако инициативу главы государства поддержали далеко не все. Пока «Единство» и «Идущие вместе» митинговали на Болотной площади, группа представителей СПС вышла к «Националю» на углу Тверской и транслировала слова президента, который выступал против замены выборов губернаторов назначением. Трансляция должна была, вероятно, продемонстрировать вероломство первого руководителя, который сначала сказал одно, а потом совсем другое. Забыли правые о том, что кое-кто из них порой тоже поступает со своими словами как настоящий хозяин: сам сказал, сам забрал. На следующий день у бывшего музея В. Ленина собрались на митинг все: и левые, и правые, и «яблочники», и коммунисты, и члены СПС, и члены «Комитета-2008».
Такого спектакля Москва да что там Москва — Россия! Впрочем, «сомкнулись» не все. Пока одни прильнули к ступенькам у музея вождя, другие заняли их вчерашнее место у «Националя» с плакатом «Кто за Россию, тот — за Путина! Благородный лозунг и многочисленные партийные флаги держали члены ЛДПР и Партии жизни, стоявшие за мощным милицейским кордоном. Участники митингов и пикетов, имеющие депутатские мандаты, прямо с манифестаций отправились в Государственную Думу, где им предстояло в первом чтении рассмотреть внесенный президентом законопроект. Журналисты, наблюдавшие за ходом заседания, ожидали если не сенсаций, то уж точно острых дебатов. Но поначалу все было тихо и мирно. Перед народными избранниками выступил новый полномочный представитель президента в Госдуме Александр Косопкин.
Минченко считает, что «наиболее устойчиво» в кабмине выглядят позиции Марата Хуснуллина, Дениса Мантурова, Александра Новака, а также министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева. Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев говорит, что главы регионов могут быть назначены министрами в новом кабмине.
Кто нам больше нужен — хороший губернатор или средний министр? Все-таки это немножко разные профессии», — добавляет эксперт. Журавлев допускает, что «кто-то из молодых и энергичных» губернаторов может «пойти на федеральный уровень». По мнению Журавлева, это может оказаться правдой: «Алиханов — человек совершенно молодой, ему сам бог велел расти».
В конце 2018 года правительство предписало губернаторам согласовывать с Рослесхозом находится в ведении Минприроды кандидатов на должность регионального министра природных ресурсов и экологии.
В мае 2020-го Госдума наделила министерство просвещения правом согласовывать региональных руководителей сферы образования, а сами региональные министры получили право согласовывать аналогичных чиновников городского и районного уровня. Минюст получил право согласовывать региональных руководителей управлений ЗАГС. Нововведения всегда обосновывались необходимостью усиления контроля за качеством деятельности ведомств и повышением их эффективности. Как влияет на качество управления полный отрыв чиновников от интересов и особенностей территории, где они работают, похоже, никого не интересует. Аналогичная система есть практически в любых профильных ведомствах.
К примеру, в 2017 году главой госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Башкортостана назначили 33-летнего уроженца Кумертау Тимура Мухаметьянова, возглавлявшего отдел международных организаций, транспортной политики и регионального сотрудничества в департаменте международного сотрудничества Минтранса. После отставки его предшественника СМИ открыто писали: «Обсуждалось, что Минтранс предложит своего человека», в частности, упоминался Сергей Плеханов, работавший заместителем гендиректора АНО «Дирекция Московского транспортного узла». Однако он не прошел согласование. Ближний круг губернаторов в результате почти повсеместно сузился до руководителей своих аппаратов, помощников и секретарей. Сами губернаторы - люди не местные Картину усугубляет фактический состав губернаторского корпуса.
В кадровом подборе большую роль сыграл личный фактор: пока первым заместителем руководителя администрации президента был выходец из Саратова Вячеслав Володин с января 2012-го по сентябрь 2016 года , число назначенцев на посты губернаторов из местных кадров было максимальным с момента введения назначений в начале 2005-го. Эпоха Сергея Кириенко который сменил Володина в 2016-м , напротив, сопровождалась беспрецедентно массовой кампанией замены губернаторов в 2016-2020 годах. Новыми назначенцами стали преимущественно варяги-технократы. Минимизация личных и иных связей с регионами назначения и, соответственно, неотягощенность никакими внутрегиональными обязательствами как политического, так и экономического свойства при реализации федеральной политики, вероятно, были ключевыми соображениями при формировании кадровой политики. Судя по всему, уверенность, что существующие политические и юридические механизмы позволяют провести через выборы референдумного типа практически любого назначенца, в конечном счете привела к тому, что к 2017-2018 годам игнорирование мнения региональных элит при подборе кадров губернаторов достигло максимума за все время фактических назначений.
Особенностью 1990-2010-х было то, что в условиях персонификации российской политики популярность губернатора часто становилась решающим фактором, определяющим голосование, в том числе, за ту партию, которую он поддерживал. Но на едином дне голосования в сентябре 2017 года стала заметна новая тенденция, отчасти противоречащая тому, как раньше голосовали российские регионы: почти исчезла то есть сохранилась, но незначительно дифференциация результатов на губернаторских выборах между политическими тяжеловесами с большим публичным опытом и свеженазначенными, прежде почти никому неизвестными технократами. Фактически сформировалась ситуация, когда результаты губернаторов лишь в небольшом числе регионов ограничиваются сопротивлением среды и почти любой человек, будучи назначенным губернатором, затем с гарантией получает весомую поддержку. Три четверти - варяги Подобное существенное снижение фактора личности деперсонализация выборов, или менеджеризация губернаторов представляется прямым следствием фактического исчезновения из выборов фактора внутренней электоральной борьбы. Политико-административная система стала воспроизводить сама себя, а те, кто был способен борьбу вести даже в 2012-2015-х , были из нее выведены тем или иным способом или утратили мотивацию.
Период, начавшийся с середины 2016 годов, в прессе часто именуют политикой назначения молодых технократов. Не все они были молодыми и не все технократами, а объединяло их скорее слабое отношение к регионам назначения. Например, яркий политик из Екатеринбурга Александр Бурков уехал в чужой для себя Омск. Всего в 2016-2020-х сменилось 70 руководителей в 61 регионе девять субъектов Федерации пережили двойную смену власти. Наступило время не только самой жесткой за всю новейшую российскую историю ротации губернаторов сопоставимой только с массовой заменой первых секретарей обкомов КПСС после 1985 года в ходе перестройки , но и самого антирегионального подбора кадров: губернаторы стали напоминать менеджеров в командировке.
Сам настойчиво транслируемый термин «технократ» говорит в первую очередь о функциональных задачах выполнения поставленных задач из федерального центра и не предполагает значимой самостоятельной политической роли.
В пяти регионах назначили новых губернаторов: кто они
Полномочия у них аналогичные губернаторским, но просто название должности другое. Всего получается действующих губернаторов в субъектах России — 60 чел. Некоторые из них находятся в ранге Временно Исполняющих Обязанности. Но зная отечественные реалии, можно не сомневаться, что они и дальше после выборов, будут занимать свои должности. В каких регионах губернаторы не из Единой России Тут всё крайне запутано. Причина в том, что после трагедии в Беслане, связанной с захватом заложников, президент Путин призвал отменить прямые выборы губернаторов, для формирования более жёсткой вертикали власти.
Ручное правительство и ГосДума одобрили это предложение, и такая структура назначения из центра на должность главы субъекта, продолжалась с 2005 до 2012 год. Именно тогда, по предложению президента Медведева, были возвращены прямые выборы губернаторов. Соответственно, президенты назначали только членов Единой России на такие высокие должности. Поэтому до 2012 года, они были априори членами Единой России.
Все — положительные.
Это очень важное сообщение, если учесть многочисленные слухи о том, что в регионах все выступают против нового закона. Может быть, все и против, но публично высказываются «за». Это естественно, ведь многие губернаторы втайне надеются, что их снова назначат, а назначать будут, что тоже естественно, только лояльных и согласных с президентом. Во всяком случае, Виктор Гришин нашел лишь один отрицательный отзыв, и то признать его таковым можно с натяжкой. Противники законопроекта нашлись в самой Думе.
Резко выступил депутат Иван Мельников КП РФ , который считает, что инициатива президента противоречит демократическим нормам и уводит руководителей регионов от ответственности, конкуренции и от контроля народа. Независимые депутаты тоже не одобрили поправки президента: Оксана Дмитриева предложила не сводить выборы в регионах на нет, а сделать их по-настоящему свободными и справедливыми; Николай Гончар — назначать губернатора только в том случае, если на выборы в первом туре не явилась половина избирателей. Нашлись и яростные сторонники законопроекта. Владимир Жириновский в своих замечаниях пошел дальше Путина и настаивал на том, чтобы президент напрямую, без одобрения региональных законодателей, назначал губернаторов, ибо народ никогда не сможет сам вырабатывать правильные и нужные государству решения, а избранный губернатор абсолютно несамостоятелен, поскольку зависит от мафии, от тех, кто дал ему деньги на выборы, и так далее. Единоросс Андрей Климов отметил, что с правовой точки зрения ничего нового в законопроекте нет, ибо президент обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, а не только федеральных, и это предусмотрено в Конституции.
Дмитрий Рогозин от фракции «Родина» заявил, что поправки президента для истинных патриотов не конъюнктурны, не связаны с укреплением его личной власти, а нацелены на укрепление унитарного государства, единой и неделимой России. Результаты голосования можно было предугадать: из 433 присутствующих депутатов 365 поддержали законопроект, 64 выступили против, 4 воздержались. Документ еще предстоит рассмотреть во втором и третьем чтении, но можно не сомневаться, что он будет принят в том виде, какой устраивает президента. Но возникает вопрос: только ли президенту нужен такой закон, как относится к нему население страны?
В 2009 году механизм изменился, но лишь частично: партия, имеющая большинство голосов в регионе, могла президенту предложить своих кандидатов. При этом губернатор, не оправдавший доверия руководителя страны, мог быть отозван в отставку. С 1 июня 2012 года в России снова действует закон о прямых выборах губернаторов.
Главы субъектов с этого времени выбираются на 5 лет и не могут занимать эту должность более двух сроков подряд. Кандидаты могут выдвигаться от различных партий, а также самостоятельно.
Список разбит по принадлежности регионов к федеральным округам , актуальной на данный момент.
В России назначают губернаторов или выбирают? Как по факту? Мнения?
- Губернаторы не из Единой России. Есть ли такие?
- Смотрите также
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Что-то пошло не так? Отменят ли в России выборы губернаторов
- Как назначают губернаторов в России 🚩 губернатор президент 🚩 Политика
Конституционный суд: президент России Владимир Путин имеет право назначать губернаторов
Так вот, если в сентябре 34% респондентов были за то, чтобы президент назначал губернаторов, то в октябре уже 38%. Импорт в РФ надо вытеснять за счет рыночной конкуренции — Путин Новости. В настоящее время в России прямой порядок избрания губернаторов применяется в 75 из 89 российских регионов. Импорт в РФ надо вытеснять за счет рыночной конкуренции — Путин Новости. В России губернаторы могут быть назначены либо избраны.
Губернатор - не хозяин. Руководители российских регионов потеряли право даже выбирать себе команду
Перейти к навигации Перейти к поиску Глава субъекта России — высшее должностное лицо субъекта России, избирается гражданами или депутатами законодательного органа субъекта России на пять лет [1]. Глава субъекта осуществляет руководство исполнительной властью в субъекте и определяет структуру органов исполнительной власти субъекта [2].
Артюхов, кроме того, что учился в Сингапурском университете управления, состоял в резерве управленческих кадров округа, но и закончил вуз с отличием — учился по специальности «экономика». Шах и мат, дорогие филологи, — путь в губернаторское кресло прокладывают экономисты. Параллельно с учебной в Тюменском государственном университете работал в банке. После окончания вуза с отличием, продолжил обучение в магистратуре по специальности «экономика».
Получил также дополнительную степень магистра делового администрирования в Сингапурском университете управления. Карьера госслужащего началась в 2010 году - тогда Дмитрий Артюхов был принят на должность помощника первого заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Входил в резерв управленческих кадров округа на руководящие должности в органах исполнительной власти. Спустя шесть лет Артюхов уже заместитель губернатора округа. Курировал строительство, в частности, детских садов, нового моста через реку, а также вопросы реконструкции аэропорта в Новом Уренгое.
На новом посту сменил Дмитрия Кобылкина — его назначили на должность министра природных ресурсов и экологии России. Володей по знаку зодиака. Чуть старше Дмитрия Артюхова — всего на один год — губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Область он возглавил в сентябре прошлого года. До этого Алиханов около года занимал пост временно исполняющего обязанности губернатора Калининградской области.
Имеет два высших образования в сфере финансов и юриспруденции, кандидат экономических наук. Начинал карьеру в Министерстве юстиции РФ. Затем занимался вопросами сельского хозяйства и промышленности на должности зампредседателя правительства Калининградской области. Женат, воспитывает сына и дочь. Дева по знаку зодиака.
Столица - кузница кадров Да, иногда имеет значение где ты работал. Потому что человек, который хотя бы пару лет выдержал на госслужбе в таком огромном мегаполисе как Москва, скорее всего - обладает всем набором навыков, необходимых для управления регионом. Всего по 38 лет исполнилось трем управленцам - из Новгородской и Орловской областей, а также Пермского края. Двое из них занимали высокие должности в Москве. Один из них - Максим Решетников.
На протяжении нескольких лет он был министром столичного правительства, возглавлял Департамент экономической политики и развития Москвы. В 2017 году по указу президента РФ Максим Решетников назначен на должность врио губернатора Пермского края, того края, откуда он родом. Рак по знаку зодиака. Второй 38-летний управленец — Андрей Клычков, занимавший пост депутата Мосгордумы. Осенью прошлого года указом президента он назначен временно исполняющим обязанности губернатора Орловской области.
И третий управленец — 38-летний губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Ранее — на протяжении шести лет в качестве генерального директора руководил Агентством стратегических инициатив, которое специализировалось на продвижении новых проектов. В копилке, кроме диплома Государственного университета управления, степень MBA Стокгольмской школы экономики, шесть научных работ. Стрелец по гороскопу. Еще один молодой экономист - губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников.
Ему 41 год. Родом из Омска, работал в Удмуртии и Пермском крае. Занимал должности управляющего и топ-менеджера на крупных частных заводах. С 2014 года работал в Минпромторге. Занимал пост замминистра промышленности и торговли РФ.
При этом губернатор, не оправдавший доверия руководителя страны, мог быть отозван в отставку. С 1 июня 2012 года в России снова действует закон о прямых выборах губернаторов. Главы субъектов с этого времени выбираются на 5 лет и не могут занимать эту должность более двух сроков подряд. Кандидаты могут выдвигаться от различных партий, а также самостоятельно. В последнем случае им придется собирать подписи жителей субъекта в свою поддержку.
Так, даются разные оценки по поводу политических перспектив губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова возобновились угасшие год назад слухи относительно губернаторских амбиций Андрея Турчака. Среди губернаторов с невысокими шансами на то, чтобы остаться, чаще всего называют Радия Хабирова Башкортостан и Владимира Владимирова Ставропольский край. Социолог, политический аналитик, эксперт по региональной политике Андрей Шалимов выделил 5 тенденций будущих кадровых перестановок.
Первая касается передачи позиций во власти по наследственному принципу. Ожидается, что в новом составе правительства РФ и на других ключевых федеральных должностях будет не менее 5-7 представителей так называемых «детей элиты». Вторым трендом он называет уход тех, кто давно занимал высокие должности во власти. Третьим — повышения для старожилов, так как «кто-то должен обеспечивать преемственность». Четвертым — сохранение ряда должностей для представителей сильной элитарной группы в правительстве за аппаратные успехи. Пятый тренд — вполне традиционный — переход губернаторов на вышестоящие должности. К слову, для губернаторов ситуация характеризуется двойственностью. С одной стороны, некоторые представители губернаторского корпуса имеют перспективы стать частью федеральной элиты.
С другой, амбиции ряда региональных глав, фактически не скрывающих свои планы выйти на федеральный уровень, вряд ли будут удовлетворены. Более того, последние месяцы характеризовались комфортным режимом для губернаторского корпуса. По сути, им прощали и небольшие управленческие просчеты, и более крупные промахи. Но все они, с высокой долей вероятности, будут учтены в поствыборный период. Первый сценарий предполагает низкий уровень ротации губернаторского корпуса в апреле — мае этого года, однако возможен и другой вариант, с достаточно интенсивной ротацией и заменой, примерно, 5 — 6 губернаторов. Общая целесообразность повышения результативности работы губернаторского корпуса очевидна, и для реализации этих мер необходима замена неэффективных глав регионов, которые, по большому счету, не справились со своими задачами. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 22 Е-мэйл: info glavportal.
Правовой статус губернатора в системе государственной власти
Минченко считает, что «наиболее устойчиво» в кабмине выглядят позиции Марата Хуснуллина, Дениса Мантурова, Александра Новака, а также министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева. Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев говорит, что главы регионов могут быть назначены министрами в новом кабмине. Кто нам больше нужен — хороший губернатор или средний министр? Все-таки это немножко разные профессии», — добавляет эксперт. Журавлев допускает, что «кто-то из молодых и энергичных» губернаторов может «пойти на федеральный уровень». По мнению Журавлева, это может оказаться правдой: «Алиханов — человек совершенно молодой, ему сам бог велел расти».
Набравший самый высокий процент голосов получает пост. Выдвигаемые партиями кандидаты в губернаторы к моменту внесения их кандидатур президенту РФ должны будут закрыть свои счета за рубежом и избавиться от иностранных активов. Они также обязаны представить сведения имущественного характера, о годовых расходах, о каждой сделке, если ее сумма превышает общий доход кандидата и его супруги супруга за три последних перед сделкой года, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Эти требования, помимо супруга, распространяются на несовершеннолетних детей кандидата. Выборы губернаторов прямым голосованием жителей субъекта федерации были упразднены в 2005 году. На смену выборам пришла система назначения глав регионов — партия, получившая большинство в местном парламенте, предлагала президенту список кандидатур, из которых тот выбирал одну, которая затем утверждалась парламентом. В конце2011 г.
Результатами работы этого фонда воспользовались уже 10 млн. Действительно, в перечень ремонта многоквартирных домов в России, по информации официального сайта ведомства, включено 80 779 многоквартирных домов, капремонтом сейчас занимаются 12 264 организации. Но вокруг Фонда ЖКХ, как и вокруг любой госкопорации, которая тратит бюджетные деньги, не раз и не два разгорались скандалы. Самая главная тема, которая всегда звучит в разговорах о строительстве и коммуналке, — искусственное раздувание стоимости тех или иных услуг. Проще говоря, купили гвозди за копейку штучка, а расходов расписали на рубль. Самый громкий скандал возник с зарплатами и премиями руководству фонда. А буквально вчера прозвучала новость из Красноярска — аудиторы местной Контрольно-счетной палаты посчитали, что один миллиард рублей из выделенных фондом освоили неэффективно. А УВД возбудило уголовное дело по факту хищения 6 млн. В Иркутске администрация осталась недовольна работой конкретных фирм — мол, качество и объемы работы подкачали. И даже после этого глава правительства ответил журналистам на несколько вопросов. Он объяснил, что, конечно, это требует необходимой концентрации внимания, плюс готовится к таким мероприятиям премьер вместе с коллегами. Очень важно знать, что происходит реально.
В последнем случае им придется собирать подписи жителей субъекта в свою поддержку. На пути к выборам кандидаты проходят через своего рода «фильтры». Во-первых, им для участия в избирательном процессе необходимо собрать подписи местных представителей законодательной и исполнительной власти то есть депутатов, глав населенных пунктов. И, во-вторых, все кандидаты взаимодействуют с президентом во время избирательной кампании. Федеральный закон также предусматривает, что сами избиратели могут отозвать выбранного губернатора. Основанием для этого может служить нарушение им закона или «неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение им своих обязанностей, установленное судом». Даже тогда, когда выборы были формально прямыми. Прежде всего кандидат должен зарегистрироваться, то есть собрать необходимое число подписей. Лучше всего это сделать, состоя в партии. Однако, закон о партиях исключает регистрацию местной партии, партия должна быть общероссийской от Чукотки до Воркуты ой, ошибся, до Калининграда, разумеется. Таких партий в стране ровно четыре. Фотографии лидеров, если нужно вышлю. В принципе местное законодательное собрание может выдвинуть своего местного беспартийного депутата. Однако у президента есть полномочия включить в изюиралельный бюлетень своего беспартийного или партийного кандидата. Сердце мне подсказывать, что беспартийны со стороны власти всегда побеждает. Значительное улучшение в практику выборов внес Медведев. К чему на практике сводится «медведевское» улучшение. Есть такое понятие как «президентский резерв». Это список кандидатов, которые стоят и ждут назначения точнее формальных выборов. Сейчас грядет очередное улучшение. Выборы планируют сделать не прямыми, то есть местное законодательное собрание выбирает кандидата. По сути предлагается упрощенная и экономная процедура. При таком подходе местных депутатов прямо в зале знакомят с человеком, которого они сейчас выберут в губернаторы. Все просто, как при большевиках. ЦК прислало нового секретаря, местно политбюро проголосовало единогласно. Президент России Владимир Путин подписал закон, наделяющий субъекты РФ правом выбирать губернатора не прямым голосованием населения региона, а местным парламентом.
История выборов и назначений глав российских регионов
Президент России Владимир Путин назначит временно исполняющих обязанности глав четырех новых регионов РФ в течение 10 дней со дня их присоединения. Губернаторы регионов России с раннего утра размещают в своих телеграм-каналах посты в поддержку президента Путина. В России губернаторы могут быть назначены либо избраны. Избранные и назначенные губернаторы в равной пропорции сохраняют должность по истечении первого срока. Updated 3 октября 2022,, 03:00. Стало известно, когда Путин назначит губернаторов присоединенных к России регионов.
Как уходят губернаторы
- Назначение выборов губернатора
- В России назначают губернаторов или выбирают? Как по факту? Мнения?
- Введен новый порядок назначения губернаторов | ГАРАНТ.РУ
- Кто назначает губернаторов в России по конституции? — вопросы-ответы
- Сколько губернаторов в России в настоящее время
- Законопроект о едином именовании глав регионов и сроке их службы прошел в Думе I чтение
История выборов и назначений глав российских регионов
Владимир Мазур, врио губернатора Томской области: «Действительно потенциал города Томск очень высокий, и там земля таких талантливых, трудолюбивых людей, начиная от науки и заканчивая — хоть и земли рискованного возделывания — но и земледелия тоже». Должность врио губернатора Саратовской области занял Роман Бусаргин. Для него этот регион родной. С начала своей трудовой биографии он работал в органах местного самоуправления, а с 2018 года был председателем Саратовского областного правительства.
Кировской областью будет руководить Александр Соколов. Его называют одним из ведущих экспертов в стране по вопросам внутренней политики и регионального развития. В последние годы он курировал эти сферы в администрации президента.
И еще одно назначение — в Марий Эл.
Наступило время не только самой жесткой за всю новейшую российскую историю ротации губернаторов сопоставимой только с массовой заменой первых секретарей обкомов КПСС после 1985 года в ходе перестройки , но и самого антирегионального подбора кадров: губернаторы стали напоминать менеджеров в командировке. Сам настойчиво транслируемый термин «технократ» говорит в первую очередь о функциональных задачах выполнения поставленных задач из федерального центра и не предполагает значимой самостоятельной политической роли. Конфликт чужих с чужими Часть назначенцев периода 2016-2020 годов действительно чистые технократы, ранее работавшие в разных министерствах или корпорациях. Те, кто не занимался ранее публичной политикой, очевидно, просто не имели возможности сформировать собственные политические команды. Максимум их кадровой опоры - их бывшие коллеги и сослуживцы, представляющие обычно узковедомственную специализацию и уже поэтому обычно непригодные для формирования блоков администрации по иным направлениям.
Иногда подобный губернатор приезжает в регион вообще без своей команды и длительное время работает с местными кадрами. С другой стороны, даже при назначении губернаторов с собственным опытом публичной политики их самостоятельность в решении кадровых вопросов, как показывает анализ, оказывалась сильно ограниченной. Почти все назначенцы 2016-2020 годов а также часть назначенцев более раннего периода были вынуждены либо мириться с сохранением на какой-то период прежней административной команды из-за рисков утраты контроля и становиться скорее символическими фигурами, либо формировать сложносоставные администрации, в которых обычно присутствуют технократические команды по отдельным политико-экономическим блокам в виде выходцев из министерств или корпораций, а также группы представителей местных политико-экономических кланов как правило, после жесткой отставки предшественника. Друг с другом они иногда находятся в сложных, даже конфликтных отношениях. Такая кадровая политика - отчасти собственный выбор губернатора и следствие самого способа подбирать губернаторов. Но она еще и транслированный из центра стандарт: новым губернаторам фактически не позволено формировать команды только из своих, даже если они есть.
Регионы без головы Центр как бы побеждает и символически обезглавливает регионы, выполняя свою давнюю мечту. Что же он получает взамен? Губернаторы 1990-2000 годов при всей их неоднозначности были в первую очередь политиками. Клиентелы, кумовство, коррупция, несомненно, существовали. Но тогдашние руководители регионов, как правило, хорошо понимали, что для сохранения власти необходимо опираться на неформальные связи и реальную поддержку граждан. Часто система действовала наподобие фильма «Крестный отец»: всеобщая круговая порука, сегодня губернатор помогает кому-то, делает одолжение, а завтра попросит об ответной услуге.
Подобные губернаторы всегда могли кого-то неформально попросить, и им почти никто не мог отказать. Своих оппонентов они часто стремились не уничтожать до конца, превращая в непримиримых врагов, а кооптировать, давая им на кормление какие-то должности и структуры. Подобные схемы работали, в том числе, на выборах: чиновники могли идти на нарушения, зная, что система их не бросит. Нынешняя же технократическая власть холодна и эгоистична: она ни с кем делиться не собирается, оппонентов она стремится просто уничтожить, во многом тем самым и рождая новую городскую оппозицию. Именно поэтому она ни слушать никого не хочет, ни просить никого ни о чем большем, чем положено по инструкции. Контроль без опоры Для технократа, несомненно, выполнение инструкций из Москвы важнее, чем учет мнения местных элит и населения.
Именно поэтому возникают три больших «но». Во-первых, ему будет сложно опираться на местные элиты в условиях кризиса. Во-вторых, то же самое касается населения. Не имеющий личного авторитета губернатор плохая опора и плохой коммуникатор при любой сложной ситуации.
В начале своего президентского срока Дмитрий Медведев менял губернаторов гораздо активнее. Так, в 2008 году из 12 назначенных губернаторов 10 были новичками, а в 2008 году до вступления в силу нового порядка таковыми оказались 7 из 10.
Политолог Александр Кынев объяснил «Ъ», что президент сейчас «пытается осторожно менять глав»: «Он это делает, когда возникает внутреннее ощущение, что замена целесообразна: если аргументов за то, чтобы губернатор остался на посту больше, то он его оставляет». Господин Кынев отметил, что «если раньше находили кандидатов-варягов или федералов — выходцев из региона, то теперь пытаются обновлять губернаторский корпус за счет местных кадров». Еще одной особенностью последних кадровых назначений Александр Кынев назвал то, что «борьба в регионах шла до последнего». К примеру, шансы на переназначение алтайского главы Александра Бердникова расценивались невысоко. Местная оппозиция рассчитывала, что после скандала с гибелью в авиакатастрофе в алтайских горах семерых человек, включая президентского полпреда в Госдуме РФ Александра Косопкина в январе 2009 года , шансы господина Бердникова сохранить должность свелись к минимуму. В республике прошло несколько митингов с требованием его отставки.
Выходит, «Единая Россия», реальный руководитель страны Владимир Путин и номинальный президент РФ Дмитрий Медведев просто плюнули в лицо многим жителям Республики Алтай», — возмутился представитель оппозиции, главный редактор горноалтайского еженедельника «Листок» Сергей Михайлов.
Практикой стало согласование с администрацией президента назначения профильного вице-губернатора или иного чиновника, в зависимости от структуры администрации региона по внутренней политике и даже закрепленных за регионом политтехнологов. Нововведения настолько не скрываются, что особенности подобных распределений технологов периодически освещает федеральная пресса, а близкие к администрации президента технологи открыто их комментируют.
Демонтаж федерализма 2000-2010 годы - период постоянно растущей унификации, когда по все более и более частным поводам принимались все новые федеральные нормы, ограничивавшие права регионов в принятии собственных решений и навязывающие единые стандарты. Происходило постоянное усиление централизации во всех сферах политической и экономической жизни, ослабление политической и экономической самостоятельности регионов, называя вещи своими именами - фактический демонтаж федерализма, замена его на политику выстраивания исполнительной и иных замкнутых на федеральный центр вертикалей. Хотя сама власть особенно в президентство Дмитрия Медведева активно использовала модернизационную и иную обновленческую риторику, говоря об образе желаемого завтра и тем самым активно стимулируя эффект ожиданий перемен.
В 2014-м практику согласования назначений глав профильных региональных ведомств ввел Минпромторг, заключая с региональными властями соглашения формально процедура допускается, но она необязательна. В конце 2018 года правительство предписало губернаторам согласовывать с Рослесхозом находится в ведении Минприроды кандидатов на должность регионального министра природных ресурсов и экологии. В мае 2020-го Госдума наделила министерство просвещения правом согласовывать региональных руководителей сферы образования, а сами региональные министры получили право согласовывать аналогичных чиновников городского и районного уровня.
Минюст получил право согласовывать региональных руководителей управлений ЗАГС. Нововведения всегда обосновывались необходимостью усиления контроля за качеством деятельности ведомств и повышением их эффективности. Как влияет на качество управления полный отрыв чиновников от интересов и особенностей территории, где они работают, похоже, никого не интересует.
Аналогичная система есть практически в любых профильных ведомствах. К примеру, в 2017 году главой госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Башкортостана назначили 33-летнего уроженца Кумертау Тимура Мухаметьянова, возглавлявшего отдел международных организаций, транспортной политики и регионального сотрудничества в департаменте международного сотрудничества Минтранса. После отставки его предшественника СМИ открыто писали: «Обсуждалось, что Минтранс предложит своего человека», в частности, упоминался Сергей Плеханов, работавший заместителем гендиректора АНО «Дирекция Московского транспортного узла».
Однако он не прошел согласование. Ближний круг губернаторов в результате почти повсеместно сузился до руководителей своих аппаратов, помощников и секретарей. Сами губернаторы - люди не местные Картину усугубляет фактический состав губернаторского корпуса.
В кадровом подборе большую роль сыграл личный фактор: пока первым заместителем руководителя администрации президента был выходец из Саратова Вячеслав Володин с января 2012-го по сентябрь 2016 года , число назначенцев на посты губернаторов из местных кадров было максимальным с момента введения назначений в начале 2005-го. Эпоха Сергея Кириенко который сменил Володина в 2016-м , напротив, сопровождалась беспрецедентно массовой кампанией замены губернаторов в 2016-2020 годах. Новыми назначенцами стали преимущественно варяги-технократы.
Минимизация личных и иных связей с регионами назначения и, соответственно, неотягощенность никакими внутрегиональными обязательствами как политического, так и экономического свойства при реализации федеральной политики, вероятно, были ключевыми соображениями при формировании кадровой политики. Судя по всему, уверенность, что существующие политические и юридические механизмы позволяют провести через выборы референдумного типа практически любого назначенца, в конечном счете привела к тому, что к 2017-2018 годам игнорирование мнения региональных элит при подборе кадров губернаторов достигло максимума за все время фактических назначений. Особенностью 1990-2010-х было то, что в условиях персонификации российской политики популярность губернатора часто становилась решающим фактором, определяющим голосование, в том числе, за ту партию, которую он поддерживал.
Но на едином дне голосования в сентябре 2017 года стала заметна новая тенденция, отчасти противоречащая тому, как раньше голосовали российские регионы: почти исчезла то есть сохранилась, но незначительно дифференциация результатов на губернаторских выборах между политическими тяжеловесами с большим публичным опытом и свеженазначенными, прежде почти никому неизвестными технократами. Фактически сформировалась ситуация, когда результаты губернаторов лишь в небольшом числе регионов ограничиваются сопротивлением среды и почти любой человек, будучи назначенным губернатором, затем с гарантией получает весомую поддержку. Три четверти - варяги Подобное существенное снижение фактора личности деперсонализация выборов, или менеджеризация губернаторов представляется прямым следствием фактического исчезновения из выборов фактора внутренней электоральной борьбы.
Политико-административная система стала воспроизводить сама себя, а те, кто был способен борьбу вести даже в 2012-2015-х , были из нее выведены тем или иным способом или утратили мотивацию.
Кто назначает губернаторов в России: полномочия и процесс назначения
- Стало известно, когда Путин назначит губернаторов присоединенных к России регионов
- Кто назначает губернаторов в россии
- Губернаторы не из Единой России. Есть ли такие?
- Как снимают и назначают губернаторов | Политинформатор
Назначение выборов губернатора
В России губернаторов выбирают, на Украине глав госадминистраций назначают! 14 июня 2018 Татуин ответил: Назначает губернаторов президент Российской Фередации. 2 ответa от юристов на вопрос «Является ли губернатор облости законодательной властью и каков его статус.». расширяются основания для досрочного прекращения полномочий губернаторов в связи с утратой доверия президента. С 2005 по 2012 год губернаторы назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по рекомендации Президента России.
Правовой статус губернатора в системе государственной власти
В России губернаторы могут быть назначены либо избраны. Ключевая кадровая и политическая интрига в России связана с тем, кто из региональных руководителей уйдет на повышение в федеральные органы власти во время обязательного процесса реконфигурации федерального правительства в мае. Новая поправка законодательства РФ касается изменения наименования должности губернаторов.
Губернаторов начальник?
Губернаторы регионов России с раннего утра размещают в своих телеграм-каналах посты в поддержку президента Путина. В России губернаторов выбирают, на Украине глав госадминистраций назначают! Несколько лет спустя, когда в России вернули выборы губернаторов, появился другой ритуал. С 2005 по 2012 год губернаторы назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по рекомендации Президента России. В России губернаторов назначают или выбирают в зависимости от региона.