Вас ждёт автобусная экскурсия с увлекательным и порой шокирующим рассказом о явлении, вошедшем в историю СССР и России под названием «казанский феномен» — молодёжных бандах 70-х и 80-х годов. “Казанский феномен” по-нижнекамски, или Громкое дело “негромкого” ОПС. Татарстан в 90-е годы прошлого столетия считался одним из центров российской криминальной жизни.
💥 Дополнительные видео
- КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН. БАНДЫ 70 -х / 2007
- Когда был непосредственным участником событий
- Криминальная Казань: «Казанский феномен. Слово пацана» в г.Казань - Цены, бронирование
- Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана»
- Как банда «Хади Такташ» контролировала всю Казань
Жив ли казанский феномен?
Многие говорят о том, что успех «Слову пацана», в первую очередь, обеспечило то, что события, которые видит зритель, — это реальная история Казани и других российских городов конца 80-х. Это не художественный вымысел, а горькая правда, в которой жили тысячи людей в то время. И хотя официальный финал сериала доступно показывает всем впечатлительным фанатам, что ничем хорошим причастность к группировкам не заканчивалась, в реальности всё было еще жестче и страшнее. Корреспондент 116. RU перечитала сотни документов о событиях того времени, старые газетные заметки, милицейские отчеты, вдоль и поперек изучила казанские кладбища на предмет могил тех самых казанских пацанов, что были прототипами героев сериала. Об одном из них, похороненном на Арском кладбище, мы решили рассказать подробнее. Судя по описанию стоп-кадра из шестой серии «Слова пацана» , судьбу этого бандита повторил персонаж Николай Рыбаков Рыба. RU Сегодня найти эту могилу достаточно сложно.
Журналисту потребовалось почти 3 часа, чтобы отыскать ее среди прочих. Ничем не примечательная, никак не выделяющаяся на фоне остальных. Скорбим» — стандартная фраза, украшенная небольшими веточками по бокам. С каменной плиты на нас смотрит улыбающийся мужчина средних лет — Афанасьев Игорь Борисович. И лишь приглядевшись повнимательнее, понимаем, что ему было всего лишь 28 лет на момент смерти. В сериале, в самом начале первой серии Маратик кричит: «Кинопленка» — чушпаны», рассказываем, что такое «Кинопленка» и про ее лидеров. Свое название группировка получила из-за соседства с производственным объединением «Тасма», занимавшимся созданием фотоматериалов.
Первыми лидерами группировки были некие Шакир, Ахмет и Трактор. Криминальной активности «кинопленковские» не проявляли, поэтому о них никто не знал. Были и были, а кого в то время можно было удивить очередной группировкой?
Впоследствии «Перваки» имели вес не только в «асфальтовую эпоху». К середине 1990-х годов они превратились в мощную ОПГ, контролировавшую городские рынки, кафе, автосервисы и другие предприятия. Этот алгоритм потом ляжет в основу создания по всей стране многих банд спортсменов конца 1980—1990 годов. Например, аналогичным образом появилась на свет Ореховская преступная группировка.
Сергей Тимофеев по кличке Сильвестр, также вернувшись после армии, стал инструктором по карате. А затем создал одну из самых мощных и жестоких банд в России. Как мы видим, алгоритм практически идентичен, различаются лишь конечные цели формирования преступных сообществ. Казанские «пионеры» делили асфальт, а вот их последователи из 1990-х — предприятия, фирмы и влияние. Нередко коллектив помогал ребятам в каких-то материальных аспектах. Лидер «Тяп-ляпа» Антипов активно и жёстко прививал своим подопечным эти постулаты. Повседневная жизнь группировщиков состояла из тренировок, сборов и набегов на соседние районы.
С течением времени банды прирастали подростками других возрастов. Если сначала в них входили в основном подростки 14—18 лет, то потом под влияние старших стали попадать и ребята младших классов. Они перенимали обычаи и модель поведения старших товарищей, использовали тот же пацанский сленг и со временем сами вливались в ряды банд. Повышалась при этом и верхняя возрастная граница. Члены молодёжных банд взрослели, при этом продолжали состоять в сообществе. Так, естественным образом повышался средний возраст группировок. В конце концов, дело доходило до того, что у подростков, в чьих районах были группировки, оставалось фактически два пути — стать членом банды или же стать жертвой и объектом издевательств.
Можно было и откупиться. Деньги собирали в первую очередь с самых маленьких. Криминальные доходы шли на общак, а он расходовался на коллективные нужды — помогали тем, кто отправился в колонии или раненым в разборках. Нередко материальная помощь шла на похороны погибших в пацанских сражениях. Похороны эти проходили пышно, с большим количеством людей. Всё как во взрослом криминальном мире. Представители преступного мира использовали молодёжь как пехоту для достижения своих целей.
А борьба за территорию велась ради увеличения числа «вассалов», облагаемых данью. Однако существуют и другие точки зрения. Некоторые из лидеров молодёжных банд в разговоре с журналистами рассказывали, что постоянная вражда с оппонентами является, по сути, самим топливом, которым питается группировка. Бесконечные массовые драки становились не только привычкой, но и помогали держать себя в боевой готовности, а также воспитывать молодёжь. Журналист, один из руководителей Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков в интервью «Фонтанке» отмечает, что члены казанских банд были идейными. И конечной ценностью для них была именно битва за авторитет и влияние, а не получение наживы. Вышенков перекидывает мостик в мир ОПГ 1990-х и делает ещё один интересный вывод.
Казанские группировки подошли к 1990-м, представляя собой дисциплинированные и жестокие иерархические структуры, имеющие опыт уличных битв. Однако это не стало для них каким-то особенным конкурентным преимуществом. Во-первых, воспитанная с дворовых времён вражда была настолько сильна, что члены банд не могли объединиться в борьбе с криминальными сообществами из других группировок и активно уничтожали друг друга. Во-вторых, строгая дисциплина, подразумевающая, в частности, запрет на курение и алкоголь, оказался палкой о двух концах. Когда в 1990-е приоритеты поменялись, а контроль ослаб, многие казанские парни, желая насытиться запретным плодом, сели на иглу. В качестве ещё одного фактора журналист назвал особо лютый нрав группировок из Татарстана.
Актив окодовцев, отчеты о работе ОКОД района — все оказалось «нарисованным». По бумагам — чуть ли не тысяча человек, а когда я кинул клич на общий сбор — никто не пришел, ни один человек. Пришлось начать почти с нуля. Поначалу работал в одиночку.
Сам дежурил одновременно на трех дискотеках района — ездил туда-сюда на общественном транспорте. Там доминировали местные группировщики, но вели себя прилично. Иногда к ним приезжали в гости дружественные «коллеги» с других концов города. В целом обстановка в районе была какая-то домашняя, без эксцессов. Вскоре я всех активных группировщиков уже знал в лицо и проблем с ними не имел. Ездил на заводы. Через комсомольских секретарей начал приглашать более-менее перспективных ребят, агитировал их вступать в ОКОД. Дело шло очень тяжело, разница с центральными районами города была ощутимой. Но постепенно появились первые активисты. Правда, часть из них оказалась с «подкладкой»: один судимый, другой авантюрист через меру, третий приходил на дежурство выпившим...
Через полгода в районе появилось несколько более-менее дееспособных отрядов — на вертолетном, пороховом, кожевенном заводах, а также под моим непосредственным началом — при райкоме комсомола. Но так и не удалось сдвинуть дело в Казанском институте физкультуры и спорта, на который я возлагал главные надежды. Ледовое побоище Группировками весь город был поделен на сферы влияния. Под контроль взяты даже техникумы и профтехучилища. Туда не смели поступать ребята из враждебных территорий. Как правило, враждовали соседствующие группировки, а союзы заключались с отдаленными. Пройти через вражескую территорию безнаказанно было нельзя. Выехать в центр города — тоже: обязательно наткнешься на «врагов». Везде и всегда, в том числе на центральных улицах, можно было встретить группы по 10-15 «мотальщиков» в телогрейках, куда-то целенаправленно направлявшихся чуть ли не строем. Когда подростки ехали на учебу в отдаленное учебное заведение, подконтрольное дружественной группировке, бывало, на вражеской территории автобусы и троллейбусы закидывались металлическими шарами.
В итоге у большинства выпускников школ возможности для продолжения образования были резко ограничены. А из других городов вообще перестали приезжать абитуриенты. Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался», — тот «чушпан». Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань. Они спокойно не могли выйти прогуляться. Обязательно остановят и спросят: «Мотаешься? А если соврал, что не мотаешься, побьют свои. Кстати, между враждующими группировками шел обмен соответствующей информацией, в том числе и в ходе встреч их главарей в ресторанах. Такие факты были зафиксированы милицией. Ближе к 90-м появилась прослойка «пишущиеся».
Эти не состояли в группировках, но манерами подражали их участникам, даже рисовали на стенах названия группировок с трехконечной короной. Большой резонанс вызвала серия убийств в массовых уличных драках середины 80-х. Били обрезками арматуры по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, глухо завязанная под подбородок. Всё это скрывать стало уже невозможно. В Казань перестали приезжать школьные экскурсии... Александр Авдеев: «Групповые драки стали происходить в местах массового отдыха — в парке Горького, на Лебяжьем, в пригородах. В лесопарковых зонах появились тренировочные лагеря группировок. Особенно запомнился случай на озере Глубоком в январе 1987 года. К парному кавалерийскому наряду на Лебяжьем подбежала женщина и сообщила, что на противоположных берегах озера Глубокое собрались агрессивные группы молодежи.
Кавалеристы сообщили об этом по рации в дежурную часть и немедленно поскакали к озеру. Там уже около трехсот человек сбегали с крутых берегов на лед. Отважные всадники выскочили между ними и устроили конную «карусель», не давая враждующим сторонам сойтись. Хулиганы били милиционеров и лошадей металлическими прутами, но никак не ожидали, что лошади будут их лягать и кусать, а у милиционеров действенным оружием стали нагайки. Услышав сирены патрульных машин, шпана разбежалась по лесу. Но несколько десятков задержали, а через травматологические пункты выявили еще нескольких». До власти наконец-то дошло Когда через год меня пригласили на повышение в горком комсомола, тема группировок на страницы печати еще не выходила. И власти проблему игнорировали. Но она присутствовала на улицах города, в слухах. Прекрасно всё знали директора профтехучилищ ПТУ , школ, они сигнализировали, что подростки не могут ходить на занятия...
Влияние группировок на молодежь было настолько сильным, что они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» — хиппи, панкам и др. Били их повсюду. Даже модные тогда в стране прически «а ля панк» молодежь не осмеливалась носить. Шокирующе выглядели огромные «хороводы» группировщиков на танцплощадках по всему городу в конце 70-х, даже на университетских дискотеках. Там ОКОД уже не был хозяином положения, как прежде. Удручало, что и студенты начали перенимать стиль «мотальщиков» и идиотскую походку «пингвином». Однажды прямо в сквере на площади Свободы «рабочеквартальцы» закидали обломками кирпичей тусовавшихся здесь «тельмановских». А потом неподалеку, на ухоженной улице Большая Красная, по которой высшие партийные руководители, обычно, пешком возвращались домой в «обкомовский дом», на глазах одного из вип-персон стая подростков, откуда ни возьмись, налетела на паренька… Совсем идиотская история была весной 1984 года, когда вся педагогическая общественность и родители были в панике из-за слуха о готовящемся нашествии… «панков». Они якобы должны были приехать из западных городов Советского Союза в день рождения Гитлера, совпавший в тот год с Пасхой, и «убивать всех подряд». А группировщики Казани перед лицом внешней угрозы якобы заключили между собой мир и собрались выступить единым фронтом.
Прошел также слух, что вместе с мотальщиками будут одетые, как они, сотрудники милиции... Мне устроили встречу с «источником» в подпольном тренажерном зале. Этот «качок» рассказал, как повстречал на вокзале человек 20 панков из Киева. После моих детальных расспросов байка рассыпалась. Какая глубинная задача была у распространителей этого слуха, осталось загадкой. Но факт, что в вечер перед Пасхой город обезлюдел. Улицы патрулировались всем личным составом милиции и сотнями окодовцев. То и дело в дежурную часть звонили граждане, сообщая о появлении больших групп молодежи. На самом деле это были окодовцы. В ту ночь не было зафиксировано ни одного уличного преступления.
Естественно, никаких «панков» и следа не было. Я думаю, что с этого времени наступил перелом в сознании властей. Начали проводить совещания, осмысливать явление. Сначала накручивали правоохранителей, потом педагогов, затем стали взывать к общественности. Наконец явление назвали своим именем. Нам в горком комсомола из УВД прислали секретные списки около 80 агрессивных группировок и трех тысяч их активных членов с адресами, местом учебы, работы. Мне поручили безнадежное дело — закрепить за ними шефов из числа комсомольских активистов всего города. Требовалось невозможное — перевоспитывать этих ребят. Я объехал практически все ПТУ и техникумы города, побывал в десятках школ, во всех инспекциях по делам несовершеннолетних. Не забуду никогда встречи с растерянными педагогами и с разъяренными родителями мальчишек, которых приходилось провожать в школу и встречать.
Это был первый известный мне случай, когда бэкэдэшники обратились за защитой к милиции. Ко мне в горком под занавес лета в конце рабочего дня пришел озабоченный командир каёвской дружины Михаил Живилов. Оказалось, спецгруппа каистов-бэкадэшников, человек двадцать, всё лето охраняла институтский лагерь «Кордон» на Волге и заодно наводила порядок в близлежащей округе. За это пытавшиеся хозяйничать здесь казанские группировщики пообещали «ответку». Из своих источников каисты узнали, что несколько сотен казанской шпаны собираются устроить погром лагеря в день торжественного закрытия сезона — то есть в этот вечер. Оставалось несколько часов. Живилов просил подмоги, ведь каисты в большинстве своем — иногородние и еще на каникулах.
Были другие враги — «Ботинки» из района через трамвайную линию, где был магазин обуви. Еще «Квартала» «27-й», «38-й», «39-й». Мог отговориться и сказать, что «не при делах», то есть чушпан. Фото: 1976 г. В магазин не любил ходить, так как идешь потом и смотришь, чтоб гопники не остановили и мелочь не отняли. После девятого класса родители отдали в экспериментальный лицей на Роторной, там, где «Газовая-Халева Сила». В новом классе оказались в основном группировщики из разных районов. В соседнем юридическом классе учились окодовцы, познакомился поближе с ними и их образом жизни. Это был 1993 год. Вот здесь начались проблемы серьезнее. На потоке был парняга, который только пришился к какой-то группировке. Так получилось, что объектом вымогательства он выбрал меня. Попытался наехать, я на словах дал отпор.
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана | Одно из самых отчётливых явлений в криминальной истории России — "Казанский феномен", о котором сняты документальные фильмы и написаны книги. |
Криминальная Казань: Казанский феномен. Слово пацана. | Ярким примером «казанского феномена» считается деятельность банды «Тяп-Ляп», действовавшей в 1970-е в районе завода «Теплоконтроль» на окраине Казани. |
Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов | Бандиты 90 х ОПГ Хади Такташ Казань Криминальная Россия Криминал, БандитыСкачать. |
Казанский феномен | Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е. |
Пионеры асфальтовых войн. «Казанский феномен» подростковых банд СССР
Криминальные новости Казани и Татарстана: кражи, нападения, убийства, расследования преступлений. Криминальная Казань Тукаевские. Казанская группировка жилка. Казанский феномен жилка. это автобусная прогулка с увлекательным и порой шокирующим рассказом о явлении, вошедшем в историю СССР и России под названием «Казанский Феномен». “Казанский феномен” по-нижнекамски, или Громкое дело “негромкого” ОПС. Татарстан в 90-е годы прошлого столетия считался одним из центров российской криминальной жизни. Криминальные новости Казани. В Казани открылся Седьмой экономический саммит России и стран Организации. «Казанский феномен» — теперь уже менее известное, но знаковое явление позднего СССР.
2. Советские власти закрывали глаза на преступность
- Жизнь и смерть "казанского феномена"
- Закат «дедушки казанских группировок»
- Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов
- Криминальная россия казанский феномен
Криминальная Казань: «Казанский феномен. Слово пацана»
Одно из самых отчётливых явлений в криминальной истории России — "Казанский феномен", о котором сняты документальные фильмы и написаны книги. Ярким примером «казанского феномена» считается деятельность банды «Тяп-Ляп», действовавшей в 1970-е в районе завода «Теплоконтроль» на окраине Казани. Не зря «казанский феномен» назван именно так — явление стало для современников абсолютно непознанным. Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль». Криминал - 7 декабря 2023 - Новости Казани -
АУЕ без купюр. Куда свернул «казанский феномен»?
Казанский феномен | Казанский феномен. |
Хади Такташ (организованная преступная группировка) — Википедия | Главная» Новости» Новости казани криминальные. |
Казанские авторитеты 90-х выходят на свободу, ждать ли новой битвы за асфальт? | «Вечерняя Казань» решила подробнее изучить стоп-факторы уголовных по «тукаевским», чтобы попытаться ответить на вопрос: почему на родине «казанского феномена» так долго не могут признать вину видных акторов 90-х? |
Что такое «казанский феномен» | Сериал про казанские криминальные группировки конца 80-х смотрят в России и вна Украине (русский язык знаете, что ли?). |
Криминальная Россия Казань Тяп Ляп
О феномене казанских преступных группировок когда-то говорила вся Россия. Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств. Самое интересное то что таких Казанских феноменов хватало не только в Казани.
Что такое «казанский феномен»
Свое название группировка получила из-за соседства с производственным объединением «Тасма», занимавшимся созданием фотоматериалов. Первыми лидерами группировки были некие Шакир, Ахмет и Трактор. Криминальной активности «кинопленковские» не проявляли, поэтому о них никто не знал. Были и были, а кого в то время можно было удивить очередной группировкой? Однако уже к 1983—1984 годам численность ОПГ достигла полусотни человек, и сотрудники милиции не могли ее игнорировать, группировку взяли на оперативный учет.
Теперь вместо занятий спортом главным времяпрепровождением молодежи стали массовые побоища с ближайшими территориальными соседями: «Чайниками», «Жилкой» и «Грязью». Драки были серьезные, и очень многие бойцы «Кинопленки» либо так и остались лежать на полях сражения, либо по итогу оказывались в местах не столь отдаленных. Безостановочно теряя участников, к концу 80-х «Кинопленка» ожидаемо утратила «былую мощь». Кроме того, поговаривают, что ее лидеры стали нерукопожатными среди других группировок, так как давали показания милиции против других группировок.
RU Вторая жизнь «Кинопленки» «Кинопленку» пытались возрождать, и что-то даже удавалось. Несмотря на то, что соседи из ОПГ «Низы» отобрали исконно «кинопленковский» Московский рынок и территорию разъезда Восстания, ничего не мешало группировщикам крышевать кооператоров и получать с этого хорошие деньги. Плюс ко всему на территории «Кинопленки» быстро развилось подпольное изготовление алкогольной продукции и аудиокассет. В 1989 году Ирек Мингазизов по прозвищу Ташкент вдохнул новую жизнь в «Кинопленку».
Ему удалось сплотить вокруг себя молодежь, однако стать лидером группировки получилось не сразу. Интересы у участников были разные: старожилы хотели продолжать заниматься бизнесом и не более того, а молодая кровь рвалась воевать. Путем тайного голосования участники группировки выбрали двух лидеров: Ташкента и Эльфата Сунгатуллина, более известного как Ильфатей. Так образовалось два конфликтующих лагеря: «старших» — «ильфатеевских» и «молодых» — «ташкентовских».
Афоню можно увидеть под номером один в нижнем ряду Источник: книга Максима Беляева «Бандитская Казань» Итак, с 1993 года участники ОПГ «Кинопленка» разделились на два враждебных лагеря, возглавляемые Ташкентом с одной стороны и противостоящим ему Ильфатеем — с другой.
Подростки из рабочих слободок, с окраин Казани, объединялись в молодёжные банды, носившие имена по названиям районов или улиц, на которых проживали члены данных группировок. Они начинали «делить асфальт», т. Своего расцвета «казанский феномен» достиг в 1978 году.
Для Казани это верно лишь отчасти. Чувство принадлежности к своей улице здесь росло из местной почвы. В силу географических особенностей историческая Казань представляла собой сложный конгломерат слобод. И речь не только о некоей слободе, где отдельно от русских жили татары. В Казани было две Татарские слободы: Старая и Новая.
А еще четыре слободы, где русские и татары задолго до советской урбанизации жили совместно разумеется, не вступая в браки. Адмиралтейская слобода, основанная вокруг верфей, заложенных при Петре I. Пороховая слобода, у порохового завода, основанного Екатериной II. Ягодная и Плетенёвская слободы, где бывшие архиерейские и монастырские крестьяне перемешались с татарскими заводскими рабочими. А ещё было много чисто русских слобод, каждая со своим укладом: Ямская, Мокрая, Кизическая, Козья, Гривка. Старые слободы накануне революции дополнились обособленными пригородами-«стройками»: Савиновской, Удельной, Ивановской, Клыковской, Калугиной горой. Советский период включил в состав города целые сёла и деревни. Параллельно этому, вполне слободское мировоззрение воспроизводилось в новых микрорайонах и посёлках. Некоторые ОПГ точь-в-точь соответствовали историческим слободам, пусть их население изменилось, а старые деревянные кварталы были прорежены многоквартирными многоэтажками.
Легендарная «Хади Такташ» — это бывшая Архангельская слобода, где раньше жили предприимчивые ремесленники, работавшие на казанский архиерейский дом. Наконец, «Суконка» — это буквально дожившая до конца ХХ века Суконная слобода, самая колоритная из русских слобод Казани. Быт и нравы Суконной слободы известны культурной России благодаря воспоминаниям её жителя Фёдора Шаляпина. Но юный певчий Сошественской церкви не застал самых героических времён, когда суконщики боролись за свободу от крепостной зависимости, считая себя незаконно приписанными к суконной мануфактуре. Любой приезд в Казань императоров или членов августейшей фамилии сопровождался манифестациями суконщиков. Одни за это уезжали по этапу в Сибирь, другие залечивали раны от побоев, но продолжали бороться. Здешние матери угрожали своим сыновьям проклятием, если те не пойдут искать правды. Правды добились, когда действительно получили волю за 12 лет до 1861 года. Жора Крыжовников, 2023, Россия Среди обычаев Суконной слободы наиболее заметным были зимние кулачные бои на озере Кабан, где Суконка сходилась с Татарской слободой.
Мальчишки, молодёжь, взрослые мужчины, возраст за возрастом, выходили на лёд, чтобы показать свою силу. Вся прочая Казань с замиранием тысяч сердец болела по берегам озера. Известно, что основатель первой казанской группировки «Тяп-Ляп» сам был родом из Суконной слободы. В залихватских подробностях казанских воспоминаний Шаляпина, Сергея Аксакова и текстах местных краеведов угадываются истоки дележа асфальта, который накроет Казань через 100 лет. У них были амбиции, им было скучно Разница в том, что бойцы XIX века дрались в установленные дни и следовали правилам. Не было разрыва между молодёжью и старшими поколениями. Чем ближе к современности, тем казанские слободы и улицы охватывались всё большим числом локальных общественных объединений.
Так что, пусть сидит вечно, тюрьма его дом. Жаль, мораторий на казнь действует. Сдаётся мне, что очень много людей, которые с ним знакомы лично, непротив заменить для него пожизненное заключение на вышую меру.