Крещение Господне, Турицы, День нежности ко всем существам: Праздники и приметы 19 января. Главные традиции празднования Крещения господня 19 января В Крещенский сочельник верующие строго постятся.
Крещение Господне
Главным атрибутом для совершения гаданий является освященная в церкви вода. Люди верят, что она наделена волшебством и способна помогать устанавливать связь с небесными силами. Гадания на Крещение Что нельзя делать на Крещение 19 января запрещается запасать святую воду в огромных количествах. В святой день нельзя ссориться, ругаться, лгать, жаловаться, сплетничать, допускать плохие мысли. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, проводить уборку дома, стирать, резать ножницами.
Не рекомендуется стричься, делать маникюр или педикюр, чтобы не внести в судьбу плохие события. Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу. Запрещается занимать деньги, иначе весь год пройдет в долгах. В этот день желательно не переедать, чтобы мысли оставались чистыми.
Приметы и поверья Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным. Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь. В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей. Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется.
Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь.
Дело в том, что на Святки - святые дни после Рождества, с 8 до 18 января, - наши предки, надо признать, часто просто бесчинствовали. Бесчинством Церковь считала: гадания, загульное веселье с пьянством, переодеваниями мужчин в женскую или звериную одежды, "рычания звероподобным криком", непотребные пляски, скакание в масках и прочие шалости.
Так вот, желая как-то смыть с себя грехи святочного загула, народ придумал - и это всего лишь поверье! Было ли это поверье обоснованным? Давайте разбираться.
Да, многие считают, что в день Крещения Господня мистическим образом освящается все водное естество - подобно тому, как была освящена вода реки Иордан две тысячи лет назад, когда Иисус вошел в нее, чтобы креститься. Да, с XI-XII веков в церковной жизни закрепилась традиция в Крещенский сочельник и в день самого праздника Крещения Господня специальными молитвами освящать воду. Да, крещенскую воду почитают святыней, и она обладает особенными свойствами, где бы ни находилась - в бутылке, баклажке или даже в реке, если ее там освятили, но - и это крайне важно!
Купание в проруби в мороз не спасет. Вот что по этому поводу сказано в авторитетном дореволюционном справочнике церковной жизни под названием "Настольная книга для священно-церковно-служителей": "В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время.
На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу обычая не может говорить и верование в целебную, очистительную силу воды, освященной в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой - значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем". То есть благодатная, врачующая душу и тело сила крещенской воды бесспорна.
Но если мы без благословения, а порой даже и без креста, просто формально трижды перекрестившись, прыгаем в ледяную воду, то мы, по сути, самонадеянно бросаем вызов Богу, "требуя от Него чуда". Вы рискнете?
Имя второе: Богоявление Крещение Господне, иконы. Слева — возможно Ярославль, 1740-е годы. В самых ранних греческих источниках праздник известен под названиями «Эпифания» Явление и «Теофания» Богоявление , а в тропаре праздника дважды повторяются производные от «являться» слова: «Тройческое явися поклонение», «Явлейся, Христе Боже». Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе! Отсюда мы и творим Им сегодня «тройческое поклонение».
В навечерие праздника, читаются ветхозаветные чтения-паремии, прообразующие Богоявление. Их целых 13 — больше только в Великую Субботу. Само обилие этих торжественных чтений являет космическую мощь события, его вселенский характер. Как и в Великую Субботу, всё начинается с первых стихов Библии — с сотворения мира, сотворения света. Мозаика собора монастыря Осиос-Лукас в Фокиде. А в кондаке праздника дважды повторяется «явился», и дважды же — «свет». Явление и свет здесь едины. Кондак праздника Крещения Господня с русским переводом Кондак: Явился еси днесь Вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.
Перевод: Явился Ты ныне вселенной, и свет Твой, Господи, ознаменовался на нас, в разумении сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный! Действительно, явление Божества неотделимо от света Божества, оно и есть свет Божества. И в том Евангелии, что читается в Пасхальную ночь, мы слышим, что Христос — «Свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир» Ин.
На самом деле, Крещение и Богоявление с исторической точки зрения два разных понятия. Богоявление - один из старейших христианских праздников наряду с Пасхой.
По свидетельствам богослова Климента Александрийского, уже в конце II века ранние сирийские христиане праздновали Богоявление в начале января. К середине IV века Богоявление у христиан заменило цикл языческих январских празднований. Что отмечали на Руси до Крещения Господня? Славянский праздник Турицы завершал Велесовы святки и был посвящен туру - могущественному животному, которое, по мнению древних славян, воплощало в себе силу богов Велеса и Перуна, олицетворявших небо и землю. Праздник Водокрес или Водокрещи, отмечавшийся сразу после Туриц, у славян был связан с богом-кузнецом Сварогом.
Считалось, что в этот день в воду попадает иска божественного огня из кузни Сварога, в результате чего все водоёмы становились целебными. День накануне Крещения, Крещенский сочельник или Крещенский вечер, предусматривает соблюдение строгого поста. В этот день, как и в день перед Рождеством, в православной традиции есть можно только с наступлением вечера.
Праздник Крещения в России
Когда пророк увидел у берегов Иордана Мессию, он поклонился ему, гласит Евангелие. А после того, как Иисус Христос попросил его крестить , Иоанн Предтеча возразил, заявив, что не может этого сделать, ведь перед ним стоит истинный Бог. Однако Иисус, который действительно не нуждался в обряде крещения, поскольку был безгрешен, настоял на этом. Он заявил, что пришел не нарушить закон, а выполнить, ведь «надлежит нам исполнить всякую правду». С этого события начинается мессианское служение Христа, которое проходило три года», — отметил протоиерей Николай Ельчев.
Считается, что именно тогда людям впервые явилась Святая Троица: Бог Отец — голос, который прозвучал с небес, Бог Сын — Иисус Христос, который принял крещение в Иордане от Иоанна Предтечи, а также Святой Дух, который спустился во время крещения Христа в виде голубя. Как и Крещение, каждый год его празднуют в один день — 18 января. Если сочельник приходится на будние дни, то утром верующим предписывается соблюдать строгий пост. В Сочельник верующим советуют попасть на утреннее и вечернее богослужение, а в сам праздник — прийти на литургию Вечером 18 января в церквях проводят литургию Василия Великого: особое богослужение, которое идет дольше, чем в другие дни.
В это время читают все новозаветные и ветхозаветные отрывки, рассказывающие о событиях, которые так или иначе связаны с грядущим праздником. А после литургии начинается Великое освящение воды. Освящение воды Освящение воды — главная традиция Крещения, которую совершают в храмах и на водоемах. Воду освящают чином Великого водосвятия дважды: накануне праздника и в сам день Богоявления.
Независимо от того, в какой из дней провели ритуал, вода будет иметь равную благодать, отмечают в церкви. Вода, которую освятили в Крещение, имеет особое название: крещенская вода или Великая Агиасма, то есть великая святыня Как освящают крещенскую воду в церкви? Сперва поют тропарь «Глас Господень на водах…», затем зачитывают пророчества из Ветхого Завета, отрывки из Евангелия, а также фрагмент Послания апостола Павла. Все эти фрагменты Писания рассказывают о крещении Иисуса Христа.
После начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся Богу с просьбой освятить воду «силою и действием и наитием Святого Духа», обращаясь к нему со словами «Миром Господу помолимся... Также Бога просят наделить воду способностью очистить тело от всех недугов и греха. Затем священник читает молитву, в которой просит Бога освятить воду, а также кадит ее — то есть окуривает ладаном.
Он три раза опускает в воду крест, пока поется тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! Тропарь Крещения Господня После этого всех молящихся окропляют святой водой и дают им поцеловать крест.
В заключение обряда все священнослужители возвращаются в алтарь. При этом они поют стихиру «Воспоим вернии…». Первые упоминания о святой воде появились еще в 70-е годы IV века в сочинении «Против ересей» святителя Епифания Кипрского. При этом ни он, ни другие святители, которые о ней писали, не говорили ни о каких специальных обрядах, которые совершались бы над водой священниками.
Люди просто набирали ее в любом водоеме.
Поначалу ранние христиане отмечали праздник Рождества и праздник Крещения Богоявления в один день, но с IV века Рождество и Богоявление стали отмечаться в разные даты. Православная церковь ежегодно празднует Крещение 19 января, а католическая — в первое воскресенье после 6 января, в 2023 году это 8 января. Канун праздника называется Крещенским сочельником, в который установлен однодневный пост. Весь день верующие постятся и лишь с вечерней зарей садятся ужинать.
Традиционное блюдо — сочиво. Его готовят из крупы, например пшеницы или риса, а также добавляют мед и изюм. Нельзя в Крещение ругаться, ссориться, обманывать, сквернословить. Считается, что все зло, сделанное кому-то в этот день, обязательно обернется против обидчика. Также запрещается сердиться на близких, жаловаться и сплетничать, употреблять алкоголь.
Крещение Господне 19 января 2024 года: традиции Великого праздника Крещение Господне 19 января 2024 года: традиции Великого праздника Как встретить светлый день 19 января 19 января в 05:17 4663 Фото: tvsamara. Какие существуют традиции и правила этого светлого праздника? Праздник Крещение Господне тесно связан с одним из важнейших событий земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами — крещением. Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа. Согласно описанию, в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном.
Считается, что таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.
Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Как принято праздновать 3 На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях иорданях. Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу. Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное — посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.
Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу традиционное постное блюдо из крупы — сочиво. Трапезничать можно только после выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской водой.
Богоявление Господне
Крещение Господне, или Богоявление, – православный праздник, который ежегодно празднуется в один и тот же день, 19 января. В день праздника после богослужения отпускают в небо белых голубей как символ Святого Духа, что явился на землю в обличье этой птицы, и в знак окончания рождественских праздников. Сегодня, 19 января, православные христиане отмечают Крещение Господне Это один из 12 Великих христианских праздников читайте далее. Православные христиане Екатеринбурга отмечают праздник Крещения Господня в пятницу, 19 января. Рассказываем, в чем заключается смысл этого религиозного события и каковы его традиции. это христианский праздник, который православными христианами ежегодно отмечается в установленную дату - 19 января.
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду
Кроме того, одни древние авторы писали о празднике Богоявления 6 января как о празднике Крещения, другие — как о празднике Рождества, предлагая разные трактовки его происхождения. Последний утверждал, что последователи гностика Василида праздновали крещение Иисуса 11 и 15 тиби — соответственно 6 или 10 января, что хорошо укладывалось в систему, согласно которой божественный Христос впервые явился на земле во время описываемого события [2]. У других древних авторов праздник Богоявления 6 января описывается как праздник Рождества, а именно: у святителя Епифания Кипрского, преподобного Ефрема Сирина, а также в древнем армянском лекционарии. При этом повсеместное распространение данного языческого празднования интерпретируется только как подтверждение силы и величия христианского Рождества Христова. Святитель Епифаний имел весьма оригинальный взгляд на даты Рождества и Крещения: Христос был рожден 6 января, а крещен — 8 ноября. Он писал в связи с чудесным претворением воды в вино в Кане Галилейской, что в первый день, то есть в 11 день тиби, египетские христиане черпали воду из Нила. Крещение Господне. Армянская миниатюра из Евангелия. Мастер Торос Рослин. Преподобный Ефрем Сирин, несомненно, почитал праздник Рождества Христова 6 января, возможно, соединяя его с Крещением.
Однако последующая традиция монофизитской Сиро-яковитской церкви, для которой он был одним из основополагающих столпов, предписывала праздновать Рождество и Крещение отдельно друг от друга. Паломницей Этерией упоминается обычай Иерусалимской Церкви — праздновать Рождество Христово в Вифлеемском храме 6 января [3] , однако из-за лакун рукописи подробное описание праздника не сохранилось. Отчасти эти пробелы компенсируются древним армянским лекционарием, где упоминаются собрание на месте пастухов, бдение в церкви в Вифлееме, собрание на Богоявление в Мартирионе в Иерусалиме. Что касается Апостольских постановлений, то в них Богоявление понимается только как торжество, прославляющее Крещение Господне [4]. Весьма полемичны и гипотезы, доказывающие совместное празднование Рождества и Крещения в Константинополе начала VII века. Используя обширную научно-богословскую аргументацию, игумен Дионисий Шленов приходит к однозначному выводу: «Не остается никаких оснований для неожиданно отпразднованного в Константинополе в начале VII века единого праздника Богоявления, восстановление которого в те годы могло означать — ни больше, ни меньше — отказ Византии от признания догматических определений» [5]. Из обзора ряда данных о праздниках Рождества и Крещения ясно, что древние авторы чаще писали только об одном празднике, а те, кто заявлял о двух, праздновавшихся в один день 6 января, делали это сквозь призму современной им практики — православной или инославной, как правило монофизитской. Так или иначе, в последующие времена для армян-монофизитов совместное празднование стало символом их искаженной христологии, в то время как раздельное празднование Рождества и Крещения означало для них несторианство. Однако отдельное празднование Рождества Христова 25 декабря, отмечавшееся в Западной Церкви и в североафриканских Церквях не позже начала IV столетия и постепенно принятое — еще до монофизитских споров — в Антиохийском, Константинопольском, Александрийском, а позднее и в Иерусалимском Патриархате, стало неотъемлемой частью литургического предания Православной Церкви.
С течением времени праздник Богоявления все более соотносился по смыслу с Крещением и его связь с рождественскими событиями ослабевала. В настоящее время в Православии Богоявление и Крещение — разные названия одного праздника, который является Господским и, празднуясь 6 января, причисляется к непереходящим. Праздник в православном богослужении Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. Он в Православной Церкви совершается с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника, соединенные святками с 25 декабря по 6 января , составляют одно величественное и душеспасительное торжество. Канун праздника — 5 января — называется навечерием Богоявления, или сочельником. Его службы сходны со службой навечерия Рождества Христова. В сочельник Богоявления 5 января как и в сочельник Рождества Христова предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды — еще и после литургии.
Попразднство Крещения Господня длится восемь дней — с 7 по 14 января. Чин великого освящения воды Великое освящение воды в Раифском монастыре Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды, которое осуществляется в случае, если служится литургия святого Василия Великого после заамвонной молитвы. Если вечерня совершается обособленно, чин положен на ее окончание: после возгласа «Буди держава» священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Оно совершается также и в самый праздник после литургии тоже после заамвонной молитвы. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же.
Когда речь идет о младенцах, то им необходимы крестные родители, которые в последующем должны позаботиться о религиозном развитии ребенка и, конечно, молиться за него. Они должны быть примером нравственности для своих крестников. Перед совершением Таинства всем, кто будет присутствовать в церкви, рекомендовано соблюдать пост и воздерживаться от мирских развлечений. Сами младенцы не нуждаются в подготовке. Сейчас в каждой церкви существует запись на крещение, там же можно узнать, что необходимо взять с собой. Обязательно нужно приготовить освященный крестик и, по желанию, крестильный набор, в который входят рубашка, чепчик, пеленка. Для мальчиков чепчик не обязателен. После проведения обряда вы получите «Свидетельство о крещении». Храните его, если ваш ребенок решит поступать в духовное училище, оно обязательно потребуется. Надо сказать, что крещение ребенка — праздник, которому в России с каждым годом придается все большее значение. Народные обычаи и традиции, связанные с Крещением Праздник Крещения, конечно, менее популярен, чем Рождество Христово, однако он очень богат различными ритуалами. Вот некоторые из них. В этот день принято выпускать в небо голубей во время богослужения, что является символом Духа Божьего, явившегося на землю в обличие этой птицы. Также этот ритуал «отпускает» рождественские праздники. Обязательно происходит освящение воды в церквях. Накануне Крещения в водоемах вырезается крестообразная прорубь, крест же устанавливают вблизи от нее и иногда украшают. Воду крестят огнем, для чего священник опускает в нее горящий трехсвечник. Чтобы смыть грехи во время крещенского купания, нужно окунуться с головой три раза. В прежние времена молодежь в этот день развлекалась, катаясь на каруселях и коньках. Также парни и девушки колядовали — обходили с песнями и поздравлениями дома, а хозяева давали им угощение. После этого праздника заканчивался пост. Молодые люди снова начинали собираться вместе на гулянья, где можно было выбрать себе вторую половинку. Период от окончания Крещенского и до Великого поста — время, когда можно было сыграть свадьбу. В Крещение не принято работать и много есть. Приметы и поверья Человеку, который принял крещение 18 и 19 января, суждено быть счастливым всю жизнь. Договориться о свадьбе в этот день — к счастливой жизни для будущей семьи.
Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог! Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня. Вот Иоанн Предотеча, зная, Кого ему предстоит крестить, не смеет подойти к Нему: «Как может сено прикоснуться огню? Иоанн Креститель исполняет повеление Божие и крестит Того, чьим вестником, предшественником, Предотечей является. Перевод: Светильник, родившийся от неплодной матери, увидев Солнце, родившееся от Девы, Господа, просящего крещения во Иордане, с ужасом и радостью говорит ему: «Ты мя освяти, Владыко, явлением Своим». Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле Тит. II, 11-14; III, 4-7 говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии Мф. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое — в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь — «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину. Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу».
Он вошел в Иордан и тут же вышел, в отличие от других крестившихся, которых, по преданию, Предтеча погружал в воду по шею и удерживал, пока те полностью не раскаивались в своих грехах. Частыми фигурами в композиции многих изображений Крещения являются Ангелы, подносящие Христу ризы трех цветов. По одной из трактовок, белые символизируют Божественный Свет, красные — Божественную Любовь, лазоревые предвосхищают крестные страдания Спасителя. Остатками языческой традиции являются Крещенские гадания, которые пользуются популярностью и сегодня. На протяжении тысячелетий складывались приметы, связанные с Крещением. Так, по погоде пытались предсказать урожайность: если ясно — жди засухи, если пасмурно — урожай будет богатым. Одна из сомнительных традиций — воткнуть в дно крещенской проруби палку, которая якобы обеспечит успех пчеловодам и тем, кто разводит голубей, — не более чем суеверие. Предки использовали и крещенский снег, собирая его в специальные кувшины. Считалось, что талая вода способна излечить ноги парализованного или помочь при эпилепсии. Женщины же применяли ее в качестве аналога современного отбеливателя. Снег добавляли в корм домашним животным и птице. Люди верили, что лошади от него становились выносливее, а куры лучше неслись. Одним из крещенских оберегов становилась свеча, купленная во время церковной службы. Ее клали возле икон. Считалось, что и не зажженная свеча на протяжении всего года сохраняла свет и тепло в доме. Иисус крестился в 30 лет. Крещеные в Крещение считаются самыми счастливыми людьми. Через крещение человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви. Таинство крещения состоит либо в погружении однократном или троекратном — в зависимости от конфессии человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произношением священником установленных молитв. В Православной церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 января 19 января , в одних поместных церквах по юлианскому календарю, в других — по новому стилю, и завершает рождественские святки. Набирать освященную воду можно как в ночь на 19 января, так и на протяжении всего праздника.
Как православные отмечают праздник Крещения Господня?
В середине января православные верующие отмечают Крещение Господне или праздник Богоявления, неотъемлемой традицией которого является купание в проруби. На Крещение Господне христиане постятся и посещают храм, откуда приносят освященную воду. С приближением Крещения Господня в 2024 году предлагаем вместе вспомнить историю и другие названия этого светлого праздника. Об истории праздника, о том, как правильно праздновать Крещение Господне, как подготовиться, что можно и нельзя делать – в материале «ЯСНО».
Крещение Господне 2025 в России: история и традиции праздника
Но к трапезе из постных блюд полагалось приступить после первой звезды. В Рождество она отождествлялась с Вифлеемской звездой, возвестившей миру о рождении Спасителя. В ночь на Богоявление — о Крещении. В старину после трапезы полагалось сложить все ложки в одну емкость и накрыть ее хлебом. Наши предки знали: без этого ритуала рассчитывать на хороший урожай не придется. На следующий день делать это уже запрещалось. Одно из гаданий было связано с человеком, которого они видели за калиткой. Если там видели старика, это означало, что год окажется удачным во всех отношениях, но со свадьбой придется повременить. Если за калиткой оказывался парень — можно начинать готовиться к свадьбе.
В ночь на Богоявление загадывали желания, обращая взор в небеса. Утром в Крещение полагалось непременно побывать на праздничной службе в церкви. В молитвах, обращенных к Иисусу Христу, наши предки просили об урожае, о здоровье близких, о помощи детям. Не обходилось без суеверий, доставшихся нашим предкам от их прадедов. Накануне Крещения полагалось рисовать кресты над окнами и дверями. Люди верили, что это защитит их жилище от нечистой силы. Что нельзя делать в Крещение Запретов, связанных с праздником Богоявления, было много. Упоминания о них можно найти во многих произведениях русских писателей.
Главные касались святой воды, емкость с которой нельзя было ставить на пол, чтобы после этого не заболеть. Также запрещается: Заниматься гаданиями и обрядами. Запрет касался времени, следующего за Крещением.
Согласно библейских книг, пророк Иоанн Предтеча, долго постившийся и странствовавший по пустыне, пришел ради совершения религиозных омовений к реке Иордан. Он рассказывал собравшимся вокруг него людям о важности покаянии в своих грехах и о крещении, чтобы эти грехи были прощены.
Конечно, в те годы Крещение не было таким сложным таинством, каковым является сейчас, но люди охотно верили пророку и крестились в реке Иордан. Через некоторое время к реке пришел тридцатилетний Иисус Христос, с просьбой к Иоанну о крещении. Во время проведения обряда крещения, народ Израилев впервые стал свидетелем чуда, когда на Христа сошел Святой Дух, принявший образ голубя, а голос, прогремевший с неба назвал его Сыном Божьим. Это Богоявление не могло не затронуть души обычных людей, которые решили стать учениками Иисуса Христа. Первыми его последователями стали апостолы: Андрей, Петр, Филипп, Нафанаил.
Затем Спаситель ушел на сорок дней в пустыню, ради поста и борьбы с искушениями дьявола, дабы таким образом подготовиться своей величайшей миссии на земле. Праздник Крещения Господня верующие люди стали праздновать еще при жизни апостолов, правда, в те времена Крещение с Рождеством являлись одним праздником, который звали «Богоявлением». И только в конце четвертого столетия праздник Крещения Господня стал отдельным. Раньше новообращенных было принято крестить на праздник Богоявления, этот день порой звали - «днем Просвещения», потому как человек, проходивший обряд и таинство Крещения, очищался от грехов, омываясь в освященных водах водоемов, и просвещался Светом Христа. Традиции празднования Крещения на Руси и в России Перед праздником нужно было навести чистоту в доме, выбросить все лишнее и ненужное, обмести углы, - такая чистка жилища позволяла выгнать всю нечисть и болезни, улучшала энергетику.
Накануне праздника — восемнадцатого января, в «Крещенский Сочельник» - все православные христиане должны соблюдать один день строгого поста. В этот день, по традиции, было принято есть «сочиво» - крупяное блюдо с добавлением меда, изюма. Перед тем, как вся постящаяся семья садилась за стол, на небо должна взойти первая звезда. На стол накрывается двенадцать угощений, главным среди них является кутья или сочиво. Кашу готовили из пшеницы или риса — символа достатка, урожая, семейного благополучия.
Православные христиане говорят, что приметы, связанные кутьей, сделанной на Крещение, всегда сбываются: если каша получилась вкусная, то весь следующий год семья будет жить хорошо и сладко, если каша пригорит, то стоит ожидать неприятностей в новом году. Вот почему хозяйки варила крещенскую кашу с любовью и при этом произносили молитвы. Да и ингредиенты, которые добавляли в сочиво, были символичны: мед — для сладости жизни, мак — для изгнания нечисти, орехи — для преодоления проблем, изюм - для богатства. Кутью, которую семья не доела, выбрасывать нельзя, ею нужно накормить животных или птиц. Помимо сочива, на стол в Крещение ставили следующие угощения: вареники, голубцы с рыбой и крупой, грибной суп, блины, компот из сушеных фруктов.
А на следующий день — девятнадцатое января — стол должен быть более богатым: с мясными блюдами, колбасой, холодцом, различной выпечкой.
Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня и после нее водоосвящение. Великие часы Крещения Господня и их содержание Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.
В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа Ис. На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» Ис. На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса.
Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны». Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» Ис. Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни Рим. Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия Мк. На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа.
Третий псалом часа — обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении Ис. Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа Тит. Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении Мф. Вечерня в день Навечерия праздника Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч. После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии — припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу , то после чтения паримий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии в субботу и воскресенье , за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол Кор. После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы если совершается литургия св. Василия Великого.
А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии тоже после заамвонной молитвы. Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления Пост. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.
Тогда он впервые явился народу Израиля. Богоявление тесно связано с этим событием. Фото: vk. История праздника Крещение Господне Крещение стали праздновать ещё при жизни апостолов, однако тогда этот праздник имел другое значение. Более того, в нём сочетались признаки сразу трёх современных праздников: Рождества, Поклонения волхвов и Крещения. Сначала это торжество называлось «Епифанией», что означает «Явление» по-гречески, затем — «Теофанией», то есть «Богоявлением». Признаки того, что Крещение и Рождество когда-то были единым праздником, сохраняются до сих пор. Например, у обоих торжеств есть Сочельник, или Навечерие, когда верующие соблюдают строгий пост. Праздник Крещение Господне стал самостоятельным примерно со второй половины V века, когда Рождество отделили от него и перенесли на 25 декабря по старому стилю. Тогда же его начали называть Богоявлением, уже не относя это наименование к Рождеству. Отдельная история касается времени, когда освящалась вода. Сначала это делали только один раз, в полночь, затем перенесли эту традицию на Навечерие. Во второй раз её начали святить сначала в Иерусалимской церкви, поскольку, согласно обычаю, выходили на реку Иордан в память о Крещении Спасителя. Затем такой порядок распространился по миру, а Русская православная церковь его закрепила только в 1667 году. Традиции праздника Крещение Господне Самые главные традиции на Крещение Господне — это освящение воды и купание в проруби. Как уже сказано выше, воду святили дважды: сначала — в Крещенский сочельник, когда освящали воду в купели храма, а во второй раз — в сам праздник Крещения, когда святили воду в водоёмах — реке, озере или даже колодце. Во льду вырубали прорубь в виде креста или круга — иордань, рядом с которой ставили аналой и крест с ледяной фигуркой голубя как символ Святого Духа. После этого люди из проруби набирали воду и обливали ею друг друга, некоторые купались, чтобы очиститься от грехов. Крещенская освящённая вода считается целебной, её хранят целый год до следующего Крещения и пьют натощак с молитвой.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Крещение Господне - православный праздник, когда поста нет, несмотря на пятницу, в эту ночь смелые купаются, остальные Богу молятся. 19 января 2024 года православные верующие будут отмечать великий двунадесятый праздник Крещения Господня или Богоявления. Главные традиции празднования Крещения господня 19 января В Крещенский сочельник верующие строго постятся. Праздник Крещения Господня давно уже перестал быть только церковным.
Крещение Господне — история праздника
В святой день нельзя ссориться, ругаться, лгать, жаловаться, сплетничать, допускать плохие мысли. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, проводить уборку дома, стирать, резать ножницами. Не рекомендуется стричься, делать маникюр или педикюр, чтобы не внести в судьбу плохие события. Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу.
Запрещается занимать деньги, иначе весь год пройдет в долгах. В этот день желательно не переедать, чтобы мысли оставались чистыми. Приметы и поверья Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным.
Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь. В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей. Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется.
Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь. Если молодая девушка выйдет на улицу в крещенское утро и встретит молодого парня, то она в этом году выйдет замуж. Если первым встречным будет пожилой мужчина, то она весь год будет одинокой.
В ночь на Крещение люди ходят в храмы на всенощные бдения, которые заканчиваются утренней божественной литургией и освящением воды.
Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах. Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его.
А после литургии наступает Великое водоосвящение. Они проводятся в одно время — в ночь на 19 января. Трапезничать же можно только под утро, когда совершено первое причащение крещенской водой. В день праздника многие верующие окунаются в прорубь.
Традиция крещенских купаний олицетворяет воспоминание о том, как Христос своим омовением освятил иорданские воды, и символизирует очищение от грехов. Между тем, как отметил в беседе с «Известиями» Николай Савченко, соблюдение такой традиции, как купание в проруби, вовсе не обязательно и, более того, может быть опасно. Прежде чем следовать ей, служитель церкви призвал соизмерять благочестивые намерения с состоянием своего здоровья. Обязательным в Крещение Церковь считает только посещение богослужения.
Также важно участие верующих в освящении воды и в молитве. Крещение Господне — 2024: что можно и нельзя делать На праздник приходится окончание поста Крещенского сочельника, который длится с вечера 17 января до окончания молебна 19 января.
Второе же название, Богоявление, дано Церковью в память о чуде, случившемся во время крещения. Праздник Богоявления олицетворяет свидетельство явления Христа не только как Сына Человеческого, но и как Бога. История праздника Крещение Господне является двунадесятым праздником. Таковыми называются памятные даты, которые догматически связаны с событиями земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери.
Богоявление - это Господский праздник. Начиная с IV века Крещение Господне было выделено как отдельный праздник.