— В середине июня между Китаем и Индией произошел небольшой пограничный конфликт.
Обсуждение (2)
- «КОММЕРСАНТЪ»: Китай и Индия делят не только горы и море, но и киберпространство
- Поделиться
- Индия сообщила о нападении Китая в районе Гималаев
- Tencent: Путин не стерпел демарша Индии, Моди поплатился за шантаж России - АБН 24
- Китай намерен решить территориальный вопрос с Индией
- Дела минувшего прошлого
Индия готовится к войне с Китаем
Китайско-индийский пограничный конфликт в 1962 году. Конфликт Индии и Китая связан с демаркацией приграничных территорий, которые Индия и Китай оспаривают в Южном Тибете. Индийские СМИ сообщают о китайском отряде численностью до 300 человек, который получил «решительный и твёрдый ответ». Индо-китайский пограничный конфликт 2020 года — вооружённое столкновение между Индией и Китаем, начавшееся в мае 2020 года, из-за спорного региона Аксайчин. Вслед за эскалацией палестино-израильского конфликта произошло обострение ситуации на границе между Индией и Пакистаном, передают иностранные СМИ.
Клуб «Валдай»
Индийские и китайские военные столкнулись вдоль линии контроля в округе Таванг на западе штата Аруначал-Прадеш, пишет India Today со ссылкой на источники. Таким образом, Китай и Индия пришли в непосредственное соприкосновение на значительных участках гималайской границы». Помимо наиболее известных конфликтов между Пакистаном и Индией, а также Китаем и Индией, в регионе существуют и другие разногласия.
Материалы по теме
- Китай готовится к военному конфликту с Индией
- С палкой наголо
- Сможет ли Россия примирить Индию и Китай?
- Индийские и китайские военные столкнулись на спорной территории — 12.12.2022 — В мире на РЕН ТВ
«КОММЕРСАНТЪ»: Китай и Индия делят не только горы и море, но и киберпространство
Индийский дипломат считает, что Китай в ближайшее время может напасть на Индию, поскольку война с Тайванем чревата большими экономическими потерями. Между военными из Китая и Индии в Гималаях случился конфликт, сообщила газета The Hindu. И в случае начала полномасштабного конфликта китайские войска смогут буквально за несколько часов отрезать этот регион от Индии.
Между Китаем и Индией нет угрозы «полномасштабного» военного конфликта
По данным индийских СМИ, Индия потеряла 20 солдат, и 76 получили ранения, тогда как Китай не предоставляет информацию о точном количестве жертв [Livemint, 2020]. Между военными из Китая и Индии в Гималаях случился конфликт, сообщила газета The Hindu. ИА «Ореанда-Новости». Индия и Китай решили повременить с тем, чтобы начать вооруженный конфликт на границе, заявило издание Hindustan Times, сославшись на информацию от высокопоставленных источников. 9 декабря вдоль линии фактического контроля в округе Таванг на западе индийского штата Аруначал-Прадеш произошло столкновение между военными Индии и Китая. Но именно она лежит в когнитивной основе всех последующих конфликтов «неприсоединившейся» Индии и «коммунистического» Китая.
Сможет ли Россия примирить Индию и Китай?
По данным агентства ANI, инцидент произошел 9 декабря. Несколько военнослужащих с обеих сторон получили легкие ранения, сообщают источники агентства. Затем стороны отвели военных. Линия фактического контроля — условная демаркационная линия на приграничной территории, которую оспаривают Индия и Китай в Южном Тибете. В частности, Индия претендует на регион Аксайчин, который является частью Тибетского нагорья и находится под контролем Пекина. Китайские претензии в свою очередь касаются территории Аруначал-Прадеш, которую контролирует Нью-Дели.
Обострение ситуации в районе Ладакха, расположенного между горными системами Куньлунь и Гималаи, началось в мае 2020 года с конфликтов между китайскими и индийскими военными. Это стало причиной наращивания обеими сторонами военного присутствия на границе. В октябре 2022 года сообщалось, что командование Индии в рамках укрепления границы с КНР в районе Ладакха начинает закупать разведывательные беспилотники и системы слежения.
В декабре стало известно о столкновениях вдоль линии фактического контроля в районе штата Аруначал-Прадеш, несколько военнослужащих Индии и Китая получили ранения и травмы.
Как пишет Express , премьер-министр Индии Нарендра Моди отправил 50 тысяч дополнительных военнослужащих в этот район у Гималаев. Теперь на относительно небольшом участке границы с Китаем находятся 200 тысяч индийских военных. Конфликты между китайскими и индийскими военнослужащими на границе в этом регионе не редкость: за прошлый год в схватках двух сторон погибли более 20 человек. Индия сейчас наращивает своё военное присутствие в регионе.
Такими выводами поделились политические обозреватели из Китая. Фото: kremlin. Однако в последнее время сотрудничество дало сбой и причиной тому стало довольно нахальное поведение индийского премьера Наренды Моди.
Об этом сообщает издание Tencent. АБН24 представляет пересказ статьи. Судно несколько дней дрейфует вблизи индийских берегов в ожидании итогового решения от правительства Моди», — рассказали авторы китайского издания. Авторы Tencent отметили, что поведение Индии вызывает вопросы.
Регистрация
- Вы точно человек?
- Китай готовится к военному конфликту с Индией
- Китай готовится к военному конфликту с Индией - Телеканал «Астана»
- На границе Индии и Китая произошёл вооружённый конфликт - Новости Калининграда
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Обсуждение (2)
Массовая драка палками китайских и индийских приграничников: территориальный спор
Во-вторых, в Индии и Китае, в этих двух ядерных державах, хорошо понимают, что если довести отношения друг с другом до полномасштабной войны, то это перечеркнёт все усилия, которые они предпринимали на протяжении последних лет по развитию своих стран. И, возможно, тогда им уже не на что будет претендовать, кроме как на гималайские ледники. Наконец, в-третьих, при всех противоречиях у Китая и Индии гораздо больше схожих позиций, особенно на международной арене. Они не собираются довольствоваться статусом региональных держав и видят себя в числе ведущих стран мира. Поэтому на данном этапе Пекин и Дели скорее выступают в роли естественных союзников, заинтересованных в пересмотре существующего международного порядка и создании многополярного мироустройства. Их взгляды совпадают и по вопросам борьбы с климатическими изменениями, обеспечения энергетической безопасности, приоритетности норм международного права, а также по многим другим глобальным проблемам. При этом лидеры Китая и Индии в последнее время неоднократно подчёркивали, что необходимо «работать совместно, поддерживать друг друга, добиваться взаимной выгоды и общего выигрыша, планировать будущее».
А также продолжать всестороннее сотрудничество, в том числе и по линии вооружённых сил. Вашингтон с клином тук как тук Так что общий потенциал Китая и Индии продолжает нарастать, что, конечно же, не устраивает тот же коллективный Запад во главе с США, стремящийся сохранить мировую гегемонию, заставить человечество жить по правилам, которые они придумывают и меняют, когда им вздумается. А посему США и их союзники пытаются вставлять палки в колёса китайско-индийских отношений, провоцировать недоверие и вражду между народами двух стран. Вот и на днях, когда в Индии объявили, что по количеству населения она превосходит Китай, западные СМИ распространили карикатуру из немецкого журнала «Шпигель». На ней показаны два разных поезда, стоящих бок о бок: один старый и битком набитый людьми со всех сторон, причём один из них держит индийский флаг; другой - усовершенствованный скоростной поезд с китайским флагом на кузове, который, по-видимому, отстаёт от первого поезда. Карикатура вызвала возмущение среди индийского народа.
Многие индийские пользователи Сети и даже политики назвали её «расистской». Взяв курс на сдерживание Китая, Соединённые Штаты, которые привыкли загребать жар чужими руками, всё больше втягивают в его проведение соседние с Поднебесной страны. И в этом отношении многие свои планы связывают с Индией, зная о её проблемах с Китаем. Поэтому США, с одной стороны, всячески обхаживают Дели. Например, Индии предоставляются особые преференции в торговле, с нею американцы готовы делиться технологиями, продавать ей по сниженным ценам продукцию двойного назначения или вооружение. В предыдущем году этот показатель составлял 80,51 млрд.
В частности, Вашингтон постоянно подталкивает Дели к тому, чтобы Индия заняла более решительную позицию в отношении стремления Китая вернуть в родное лоно Тайвань. Как написал американский военно-аналитический журнал The National Interest, если Пекин реализует эти планы, то затем он переключит своё внимание на Тибет, и Индии придётся в одиночку противостоять агрессии Китая. И это иногда срабатывает. Так, в прошлом году Дели обвинил Пекин в милитаризации Тайваньского пролива. Дело в том, что в стране определённую силу имеют националистические круги, которые оказывают влияние и на политику страны. При этом они исходят из расчёта, что более тесные связи с США и англосаксами помогут стране решить её проблемы с Китаем.
Фото: globallookpress. К границе переброшены три индийские пехотные дивизии численностью в 10-12 тысяч военнослужащих каждая, а также танки и артиллерия. Истребители ВВС Индии совершают регулярные патрульные полеты», — сказано в материале.
Было заявлено, что вопрос о границе между Китаем и Индией в настоящее время постепенно переходит от конфликта и противостояния к фазе нормализованного управления. А посему ситуация на границе в будущем станет более стабильной. Тем не менее «пограничный вопрос остаётся сложным, и поэтому он по-прежнему требует от обеих сторон дальнейшего внедрения механизмов на всех уровнях и по различным каналам, чтобы как можно чаще идти навстречу друг другу, чтобы найти справедливое и разумное решение», - подчеркнула китайская газета «Глобал таймс». Если всегда помнить о двух частях айсберга Однако нельзя не отметить, что территориальный спор - лишь внешняя часть всего комплекса непростых китайско-индийских отношений.
Он мог бы быть решён в один момент, если бы не соперничество и недоверие, которые проявляют обе страны, и которые осложняют нормальное их взаимодействие. Совершенно очевидно, что Китай и Индия, обладая самыми быстрорастущими экономиками в мире, борются за то, чтобы стать бесспорной сверхдержавой в Азии, и поэтому они с подозрением относятся к намерениям друг друга. Взять, к примеру, развитие военно-морских сил КНР. Они рассматриваются Пекином, как это подчёркивается в доктрине «Нить жемчуга», прежде всего, как главное средство обеспечения безопасности жизненно важных морских коммуникаций, по которым энергоресурсы поступают в Поднебесную из Персидского залива. Уже в настоящее время Китай способен развернуть от 3 до 6 корабельных ударных групп в течение нескольких недель на расстоянии от 2500 до 3000 морских миль от материковой части страны по всему Индийскому океану. При этом Пекин ускоренными темпами создаёт за пределами Китая базы для обеспечения действий своих ВМС. В Дели же считают, что этими действиями Китай намерен потеснить страну в Индийском океане, который всегда относился к традиционной сфере её влияния, и добиться своего доминирования в регионе.
Поэтому Индия предпринимает огромные усилия по наращиванию своего военно-морского потенциала, а также осуществляет другие меры, которые, по её мнению, не должны позволить Китаю добиться своих целей. Пекин, со своей стороны, рассматривает углубление связей Дели с членами этого блока как угрозу национальной безопасности. Тем более что QUAD не только значительно оживил в последние годы свою деятельность, но и расширяет сотрудничество с Североатлантическим альянсом, в котором открыто называют Китай своим противником. Точки соприкосновения И таких примеров много, причём практически во всех сферах. Однако при всём многообразии проблемных точек в отношениях Китая и Индии, нельзя не видеть, что они не носят антагонистический характер. И прежде всего потому, что у них отсутствует идеологическая компонента. Да, построение социализма с китайской спецификой и демократическая модель Индии, казалось бы, коренным образом отличаются друг от друга.
Однако в их толковании Пекином и Дели довольно много общих черт, что позволяет двум странам активно конкурировать между собой, но не враждовать. Во-вторых, в Индии и Китае, в этих двух ядерных державах, хорошо понимают, что если довести отношения друг с другом до полномасштабной войны, то это перечеркнёт все усилия, которые они предпринимали на протяжении последних лет по развитию своих стран. И, возможно, тогда им уже не на что будет претендовать, кроме как на гималайские ледники. Наконец, в-третьих, при всех противоречиях у Китая и Индии гораздо больше схожих позиций, особенно на международной арене. Они не собираются довольствоваться статусом региональных держав и видят себя в числе ведущих стран мира. Поэтому на данном этапе Пекин и Дели скорее выступают в роли естественных союзников, заинтересованных в пересмотре существующего международного порядка и создании многополярного мироустройства. Их взгляды совпадают и по вопросам борьбы с климатическими изменениями, обеспечения энергетической безопасности, приоритетности норм международного права, а также по многим другим глобальным проблемам.
По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития. Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников. Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год.
Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта.
Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22. Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год. Вследствие негативных экономических последствий от пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах объемы инвестиций упали еще больше - до 200 млн долларов, что стало самым низким уровнем за последние несколько лет23. Усиление контроля за китайским капиталом в Индии продолжилось и в 2022 году, когда правительство страны инициировало дисциплинарные разбирательства против более чем 400 руководителей финансово-бухгалтерских и правовых подразделений фирм за их предполагаемую роль в регистрации подставных китайских компаний в обход существующих норм. Тогда же многие китайские компании в сферах телекоммуникации, финансовых технологий и производства, работающие в Индии, подверглись проверкам налоговых органов по обвинениям в уклонении от уплаты налогов.
Кроме того, китайские компании, якобы находящиеся в Индии для уклонения от уплаты налогов, обвинялись в сборе личных данных индийских пользователей для последующей передачи их властям КНР. Начиная с 2020 года Индия также продолжает расширять «черный список» китайских приложений, которые попадают под блокировку на территории страны: с первоначальных 59 из них, включая «TikTok» от компании «ByteDance» и некоторые программы «Tencent», ограничения коснулись более чем 300 подобных приложений в 2022 году25, а в 2023 году к ним было добавлено еще 232 программы и веб-сайта26. Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г. Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний.
Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом. Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества. Начиная с создания в 2003 году JSG обе страны двигались в сторону большей экономической открытости.
В 2005 году JSG подготовила отчет о китайско-индийском торгово-экономическом сотрудничестве29, в котором содержались рекомендации о целесообразности заключения торгового соглашения между Китаем и Индией, охватывающего инвестиционное сотрудничество и торговлю товарами и услугами30. Однако, как отмечают некоторые исследователи, продолжающаяся в течение длительного времени публичная дискуссия о растущем дефиците торгового баланса Индии с Китаем замедлила продвижение двустороннего соглашения о свободной торговле31. Как раз в период активной фазы переговоров о заключении регионального торгового соглашения 2005-2007 гг. В случае заключения торгового соглашения Индия могла бы значительно нарастить объемы экспорта в Китай. Для этого есть определенная экономически обусловленная целесообразность. Стороны пытались подойти к проблеме несбалансированной структуры торговли за счет возможности увеличения импорта со стороны Китая индийских товаров и услуг в фармацевтической и ИТ-отраслях.
Что касается фармацевтического сектора, то длительный и сложный процесс лицензирования в Китае не позволяет индийским компаниям в полной мере закрепиться на его рынке. Однако в зависимости от изменения вектора двустороннего сотрудничества в сторону большей кооперации данная тенденция может измениться в будущем33. Так, в 2018 году после успешных встреч лидеров двух государств - Си Цзиньпина и Нарендры Моди - для преодоления взаимной враждебности, усиленной пограничным конфликтом на плато Доклам летом 2017 года, начались переговоры об освобождении от тарифного регулирования 28 видов индийских медицинских препаратов34. На 11-м заседании Совместной индийско-китайской группы по экономическим отношениям, торговле, науке и технологиям 26 марта 2018 года в Нью-Дели обе стороны подтвердили позитивные результаты предыдущих переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли35. Однако в 2020 году произошло резкое изменение вектора переговоров, и в ответ на события в Ладакхе Индия стала заявлять о планах серьезно ужесточить регулирование импорта некоторых товарных позиций, включая активные медицинские компоненты, необходимые в том числе и для производства дженериков. Кроме того, в том же году премьер-министр страны Н.
Индия и Китай пришли к согласию о снижении напряженности на границе двух стран
После столкновения в Галване отношения между двумя странами пошли по нисходящей, напряженность еще больше возросла в декабре 2022 года, когда их войска столкнулись в районе Таванг в северо-восточном индийском штате Аруначал-Прадеш, который Китай считает своей территорией. Сообщалось о ранениях с обеих сторон.
Таким образом, представляется, что Индия планомерно идет на усиление контроля за китайскими инвестициями в качестве меры по снижению зависимости своего рынка от экономики КНР. Хотя при этом экономический разворот Индии от Китая к Западу сталкивается с различными препятствиями.
В настоящее время Китай занимает центральное место в азиатских цепочках поставок, а расширение ограничений на импорт из Китая и отказ от участия во ВРЭП делают экономику Индии менее привлекательной для встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости. Процесс секьюритизации экономических отношений с Китаем со стороны Индии еще раз свидетельствуют о том, что сохраняющаяся политическая напряженность препятствует раскрытию всего потенциала китайско-индийской торговли. Как отмечает в своем исследовании Вани Арчана из Индийского совета по исследованиям в области социальных наук ICSSR , при условии действия между Китаем и Индией зоны свободной торговли и, как следствие, отмены тарифов и пошлин торговля товарами между ними стала бы более эффективной, а взаимный импорт по ряду позиций мог бы заменить более дорогостоящее внутреннее производство42. Как подчеркивали некоторые индийские исследователи до 2020 года, Индия в целом рассматривала экономический подъем Китая как возможность для достижения собственных социально-экономических целей, так как она нуждается в китайском капитале и потребительском рынке для стимулирования внутреннего экономического роста43.
Вместе с тем стоит учитывать и тот факт, что взаимная либерализация рынков без сохранения механизмов по защите отечественных производителей могла бы иметь и обратный эффект на производственный сектор Индии, который стал бы фактически неконкурентоспособным перед лицом более выгодных предложений производителей КНР. Некоторые индийские экономисты, включая Арвинда Панагария, отмечают, что дефицит торгового баланса не является экономически целесообразным обоснованием для дальнейшего ужесточения торговой политики страны по отношению к КНР, так как потери от этого превосходят потенциальную выгоду. По ряду товаров, которые Индия готова экспортировать в Китай, зачастую не получается согласовать приемлемую для обеих сторон стоимость. Соответственно, Нью-Дели перенаправляет их другим торговым партнерам, включая США, что, в свою очередь, приводит к положительному сальдо торгового баланса с ними.
Иными словами, подчеркивает А. Панагария, чтобы сократить торговый дефицит с Китаем, Индии следует еще активнее расширять торговлю с другими партнерами, а не сокращать ее с Пекином, прибегая к торговым ограничениям44. Вместе с тем две ключевые проблемы китайско-индийской торговли, связанные с дефицитом торгового баланса и несбалансированностью экспортно-импортной структуры, не являются исключительно проблемой двусторонних экономических отношений Китая и Индии45. Если проанализировать торговлю Индии с ее 25 ведущими партнерами, то положительное сальдо торгового баланса будет лишь с США, Великобританией и Нидерландами.
В этой ситуации главный вопрос скорее в том, что Индия не способна производить для внутренних нужд необходимое количество товаров и услуг наиболее эффективным образом и вынуждена компенсировать возникающий дефицит импортом из Китая46. В свою очередь, существующая взаимозависимость торговли, при которой Китай экспортирует в Индию высокотехнологичную продукцию, а импортирует товары с относительно невысокой добавленной стоимостью в экономической литературе, называется торговой комплементарностью. Она отражает степень соответствия профиля экспорта одной страны профилю импорта ее потенциального торгового партнера. Для количественного измерения используют индекс торговой комплементарности, который для Китая и Индии колеблется на уровне 0,6-0,7, отражая высокую степень взаимного совпадения компонентов двусторонней торговли, что объясняется схожестью структуры экспорта Индии и импорта Китая47.
По этой причине любое нарушение сложившегося баланса двусторонних экономических отношений вследствие политических разногласий становится невыгодным для обеих сторон. Серьезная зависимость Индии от импорта товаров из КНР и желание Пекина расширять доступ на обширный индийский рынок способно привносить элемент стабильности в китайско-индийские отношения, тем самым удерживая Пекин и Нью-Дели от чрезмерно агрессивных действий по отношению друг к другу. Таким образом, китайско-индийское экономическое сотрудничество, несмотря на сохранение определенных проблем и дисбалансов, а также негативное влияние пограничного спора, в целом демонстрирует положительную динамику, благотворно влияет на общий характер их двусторонних отношений. Это побуждает обе стороны стремиться к сохранению экономической и политической стабильности с тем, чтобы избегать потерь от замедления торговой активности, разрыва производственных и логистических цепочек, а также снижения инвестиционной привлекательности и ухудшения делового климата, которые могут возникнуть в случае прямого военного столкновения.
Однако одновременно с этим по причине обострения пограничного вопроса и усиления региональной конкуренции, а также на фоне усугубления экономической зависимости Нью-Дели от Китая, роста дефицита торгового баланса для Индии и низкой активности взаимных инвестиций Индия стремится к секьюритизации экономических отношений с Китаем и диверсификации внешнеэкономических связей. Нью-Дели, в частности, ведет активные переговоры по взаимному снижению торговых ограничений с Великобританией, Канадой и Европейским союзом48. В 2021 году впервые за последние десять лет Индия заключила соглашения о свободной торговле с Объединенными Арабскими Эмиратами и Австралией49. Вместе с тем даже имеющиеся проблемы в двусторонней торговле, связанные с пассивным развитием инвестиционного сотрудничества, отрицательным для Индии сальдо торгового баланса и чрезмерной зависимостью Нью-Дели от импорта продукции высокотехнологичных отраслей, не являются непреодолимым препятствием.
Зависимость Индии от высокотехнологичной продукции из КНР хотя и отражает определенную слабость индийского производственного сектора50, в то же время оказывается признаком комплементарности китайско-индийской торговли. Отрицательное для Индии сальдо торгового баланса показывает не только существующие торговые препятствия с обеих сторон, но и отражает недостаточный уровень развития внутреннего промышленного потенциала Индии и при этом позволяет перенаправлять невостребованные в Китае товары на другие рынки, что выравнивает торговый баланс с иными партнерами Индии, в том числе и США. Отрицательное сальдо с КНР может быть нивелировано за счет увеличения экспорта продукции конкурентоспособных отраслей индийской экономики в Китай вследствие взаимного снижения тарифных и нетарифных ограничений, а также повышения общего уровня эффективности производства индийской экономики. Представляется, что кардинального улучшения ситуации следует ожидать лишь в случае нормализации общего фона отношений двух стран, повышения уровня взаимного доверия и стабилизации приграничного вопроса.
В целом значительные объемы двусторонней торговли, комплементарность экспортно-импортной структуры экономик обеих стран, важное место китайского рынка во внешнеэкономической деятельности Индии, динамичное сотрудничество в рамках международных финансовых институтов и многосторонних площадок могут способствовать снижению конфликтности двусторонних отношений. Сегодня наблюдается движение в сторону большей конкуренции и стратегического соперничества Китая и Индии в ИТР. Вместе с этим чрезмерная экономическая зависимость Индии от Китая приводит к тому, что она вынуждена искать альтернативные направления внешнеэкономической деятельности, развивая отношения с другими ведущими региональными АСЕАН, Австралия, США и др. Выход Индии из Всестороннего регионального экономического партнерства ВРЭП в 2019 году трактуется как ее открытое нежелание участвовать в азиатской экономической интеграции вместе с Китаем51 и опасениями Нью-Дели относительно наплыва более дешевых китайских товаров52.
Таким образом, китайско-индийские экономические связи активно развиваются, несмотря на сохранение определенных торговых дисбалансов и негативного влияния на них со стороны периодических рецидивов пограничного спора. Укрепление торгово-экономической кооперации привносит определенный стабилизирующий элемент в китайско-индийские отношения, так как заставляет обе стороны ценить сложившуюся предсказуемость и избегать потерь от снижения торговой активности. Wang Yi: The U. India-China relations: A new turn under Xi Jinping?
Routledge, 2017. South China Morning Post. India clears 80 FDI proposals involving Chinese entities. В октябре 2007 г.
Китай обладает набором инструментов, с помощью которых может ответить на действия противников. На островах в Бенгальском заливе китайские инженеры построили взлётную полосу для контроля с воздуха над всем Индийским океаном. США играют на настроениях враждующих государств, подливая масла в огонь. Передача разведданных Индии позволяет оперативно реагировать на действия КНР в пограничной зоне.
Однако, при этом, несмотря на все позитивные прогнозы развития экономического сообщества БРИКС, создается такое впечатление, что входящие в него страны отнюдь не стремятся полностью порвать с Западом. К примеру, эксперты канала «Экономизм» в своем материале специально для «Московской прачечной» пишут: «Теперь смотрим чуть более критично. Настраиваем зум.
Венесуэла, Афганистан, Пакистан, Сирия, Судан — открыто проблемные страны с внутренними распрями и вечными драками с соседями. Аргентина — рекордсмен по дефолтам, и это притом, что с возможностями страны и жесткой ДКП можно довольно быстро выстроить сильную экономику — неспроста запустились слухи об объединении валюты с Бразилией. Уругвай — то же самое, но чуть легче. Таиланд, Сенегал, Тунис — им это чисто для поддержки инвестиций, в том числе в туризм. Мексика — чтобы насолить США и диверсифицировать экспорт. Остаются Египет, Алжир и Саудовская Аравия. Что здесь?
Для саудитов такой шаг — чисто имиджевая история. Это укрепит их максимально независимые позиции в нефтеторговле, добавит вистов в продажах топлива в Китай и заодно этим Аравия утрет нос ЕС и США, которые начали вести себя слишком нагло. С Алжиром и Египтом история сложнее.
Китай и Индия обязались поддерживать мир на спорных приграничных территориях
Территориальный конфликт Индии и Китая перестал быть основным в отношениях двух стран. "Индийские и китайские войска разошлись в районе Галван, где ранее вступили в конфликт в ночь с 15 на 16 июня 2020 года. Москва и Вашингтон призвали Китай и Индию не допустить вооруженного конфликта и решать спорные вопросы путем переговоров Две ведущие державы Азии находятся на грани конфликта.