Позже командующий ВМС Индии адмирал Карамбир Сингх раскритиковал Китай за развёртывание восьми боевых кораблей в Индийском океане. Конфликт Индии и Китая связан с демаркацией приграничных территорий, которые Индия и Китай оспаривают в Южном Тибете.
Индия сообщила о нападении Китая в районе Гималаев
Он подчеркнул важность совместных усилий по решению глобальных проблем, включая терроризм, изменение климата и устойчивые цепочки поставок, выделив инициативы Индии в области борьбы с изменением климата по линии ряда глобальных объединений. Двухсторонний визит во Вьетнам и Сингапур в октябре этого года также ознаменовал собой важный этап в укреплении двусторонних связей с этими странами. В Сингапуре Джайшанкар основное внимание уделил оборонным связям и безопасности на море. Во время своего визита во Вьетнам Джайшанкар был сопредседателем 18-го заседания Совместной индийско-вьетнамской комиссии по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству. Переговоры по вопросам безопасности были сосредоточены на Пекине и его воинственной и агрессивной деятельности в Южно-Китайском море и регионе Индийского океана. Обе стороны подтвердили свою приверженность обеспечению мира, стабильности, сохранности и свободы судоходства и авиации, наряду с соблюдением порядка, основанного на мировых правилах.
Всеобъемлющее стратегическое партнерство между Индией и Вьетнамом было определено в качестве ключевого источника безопасности, стабильности и прогресса в регионе. Ранее, в июле 2023 года, Джайшанкар совершил двусторонний визит в Индонезию и Таиланд, в ходе которого он посетил встречи в формате Индия-АСЕАН, выездную встречу министров иностранных дел стран Инициативы Бенгальского залива по многосекторальному техническому и экономическому сотрудничеству, а также встречу министров иностранных дел по линии Механизма сотрудничества Меконг-Ганга, что сделало визит весьма продуктивным. Джайшанкар продвигал политику добрососедства и движения на Восток, уделяя приоритетное внимание региональной интеграции и укреплению связей с соседями Индии в Юго-Восточной Азии. Выездная встреча министров иностранных дел, посвященная Инициативе Бенгальского залива по многосекторальному техническому и экономическому сотрудничеству, стала платформой для обширных дискуссий, в ходе которых особое внимание уделялось стратегиям и подходам, которые приведут к усилению роста и содействию процветанию всех вовлеченных сторон. На встрече министров иностранных дел Механизма сотрудничества Меконг-Ганга взаимодействие со странами-членами инициативы - Камбоджей, Лаосской Народно-демократической Республикой, Мьянмой, Таиландом и Вьетнамом - предоставили Индии возможность взаимодействовать как на многосторонней, так и на двусторонней основе с этими странами, продвигая туризм, культуру, образование, а также транспорт и коммуникации.
Этот визит сыграл ключевую роль в укреплении безопасности и стратегического сотрудничества между Индией и Юго-Восточной Азией. Сингх подчеркнул важность соблюдения установленных правил миропорядка. Раджнат Сингх подчеркнул непоколебимую приверженность Индии свободе судоходства, полетов и беспрепятственной законной торговле в международных водах. Он призвал страны-участницы к региональным инициативам в области безопасности, которые носят консультативный характер и ориентированы на развитие, чтобы отражать более широкий консенсус среди различных заинтересованных сторон.
Некоторые важные региональные проекты по соединению включают трехстороннюю автомагистраль Индия-Мьянма-Таиланд и проект мультимодальных транзитных перевозок в Каладане. Есть и проекты, связанные с цифровизацией и цифровой торговлей. Проекты цифрового подключения были расширены с Камбоджей, Лаосской Народно-демократической Республикой, Вьетнамом и Мьянмой. С 2010 года у них действует Соглашение о свободной торговле товарами, а с 2015 года — Соглашение о торговле услугами и инвестициями. Сотрудничество в области развития между двумя сторонами также набирает обороты. Индия проводит регулярные совместные военные учения с несколькими странами-членами АСЕАН, наряду с диалогами с АСЕАН по таким вопросам, как безопасность на море, кибербезопасность, борьба с терроризмом и гуманитарная помощь, среди прочего. Кроме того, укрепляются двусторонние оборонные связи Индии с несколькими членами АСЕАН, в частности, благодаря продаже ракет «Брамос» Вьетнаму и Филиппинам, строительству глубоководного порта в индонезийском регионе Ачех и военно-морской базы Чанги в Сингапуре. Было представлено предложение из 12 пунктов, охватывающее ключевые области, такие как подключение, цифровая трансформация, торговля и стратегическое взаимодействие. Были приняты совместные заявления о морском сотрудничестве и продовольственной безопасности, в которых Тимор-Лешти участвовал в качестве наблюдателя. На Восточноазиатском саммите премьер-министр подтвердил приверженность Индии укреплению механизма Восточного партнерства, поддержке центральной роли АСЕАН и выступлению за свободный, открытый и основанный на правилах Индо-Тихоокеанский регион. Он подчеркнул важность совместных усилий по решению глобальных проблем, включая терроризм, изменение климата и устойчивые цепочки поставок, выделив инициативы Индии в области борьбы с изменением климата по линии ряда глобальных объединений. Двухсторонний визит во Вьетнам и Сингапур в октябре этого года также ознаменовал собой важный этап в укреплении двусторонних связей с этими странами. В Сингапуре Джайшанкар основное внимание уделил оборонным связям и безопасности на море. Во время своего визита во Вьетнам Джайшанкар был сопредседателем 18-го заседания Совместной индийско-вьетнамской комиссии по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству. Переговоры по вопросам безопасности были сосредоточены на Пекине и его воинственной и агрессивной деятельности в Южно-Китайском море и регионе Индийского океана.
В частности, премьер-министр Таиланда Сеттха Тхависин в апреле 2024 года заявил, что настало время для переговоров. Продолжающаяся полвека война влияет на будущее всего региона В стабильной Мьянме заинтересованы и другие соседние страны, такие как Индия и Китай. Долгоиграющий конфликт напрямую затрагивает их экономические интересы. Несмотря на то, что индийско-мьянманская граница не такая протяженная, как с Таиландом — всего 463 км — тем не менее, именно через Мьянму пролегают сухопутные каналы, связывающие Индию с перспективными в экономическом плане странами Юго-Восточной Азии. Как это будет работать и поможет ли такой механизм в условиях санкций Борьба между властью и оппозицией почти заморозила флагманский индийский проект Каладан. Это сеть транзитных путей, которая должна соединить восточную Индию с Мьянмой через индийские штаты Калькутта и Мизорам. Часть недостроенных участков сети проходит через мьянманские штаты Чин и Ракхайн, где в последние месяцы продолжаются одни из самых ожесточенных боевых действий. А после взятия повстанцами в январе пограничного городка Палетва в Чине индийская газета The Hindu и вовсе написала, что проект «почти мертв». В МИД Индии, обеспокоившись в том числе и притоком беженцев, не раз призывали к диалогу сторон и прекращению насилия в стране. Нестабильность на границе мешает, например, притоку китайских инвестиций в регион и угрожает строительству глобального экономического коридора. Китаю нужен выход в Индийский океан.
Представители Дели уверяют, что перестрелка произошла из-за попытки китайской стороны в одностороннем порядке изменить статус-кво. Ранее Китай обвинил Индию в нелегальном пересечении границы военными. Новости партнёров:.
TikTok отверг обвинения в передаче данных властям Китая
Индийские и китайские солдаты получили «легкие ранения» после того, как 9 декабря они участвовали в столкновении вдоль линии фактического контроля (LAC) в секторе Таванг штата Аруначал-Прадеш, сообщила в понедельник индийская газета The Hindu. Исторические индийско-китайские противоречия и нарастающее противостояние между США и КНР постепенно формируют геополитический выбор Индии в пользу Запада. Уходя в 1947 году, они поделили свою теперь уже бывшую сферу влияния так, что на территории бывшей Британской Индии возникло несколько враждующих друг с другом государств, и в эти конфликты прямо или косвенно одновременно был вовлечен и Китай.
Между военными Индии и Китая произошла стычка — СМИ
Сейчас обе стороны занимаются выводом военных подразделений из восточного Ладакха. В публикации заявлено, что на протяжении последних нескольких недель там происходили вооружённые столкновения. В Нью-Дели заявили, что руководством КНР была отозвана часть китайских военных подразделений ещё восьмого июня.
Населённые пункты получают китайские имена. В ближайшее время США и Индия проведут совместные военные учения. Китай обладает набором инструментов, с помощью которых может ответить на действия противников. На островах в Бенгальском заливе китайские инженеры построили взлётную полосу для контроля с воздуха над всем Индийским океаном.
Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г. Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний. Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом. Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества. Начиная с создания в 2003 году JSG обе страны двигались в сторону большей экономической открытости. В 2005 году JSG подготовила отчет о китайско-индийском торгово-экономическом сотрудничестве29, в котором содержались рекомендации о целесообразности заключения торгового соглашения между Китаем и Индией, охватывающего инвестиционное сотрудничество и торговлю товарами и услугами30. Однако, как отмечают некоторые исследователи, продолжающаяся в течение длительного времени публичная дискуссия о растущем дефиците торгового баланса Индии с Китаем замедлила продвижение двустороннего соглашения о свободной торговле31. Как раз в период активной фазы переговоров о заключении регионального торгового соглашения 2005-2007 гг. В случае заключения торгового соглашения Индия могла бы значительно нарастить объемы экспорта в Китай. Для этого есть определенная экономически обусловленная целесообразность. Стороны пытались подойти к проблеме несбалансированной структуры торговли за счет возможности увеличения импорта со стороны Китая индийских товаров и услуг в фармацевтической и ИТ-отраслях. Что касается фармацевтического сектора, то длительный и сложный процесс лицензирования в Китае не позволяет индийским компаниям в полной мере закрепиться на его рынке. Однако в зависимости от изменения вектора двустороннего сотрудничества в сторону большей кооперации данная тенденция может измениться в будущем33. Так, в 2018 году после успешных встреч лидеров двух государств - Си Цзиньпина и Нарендры Моди - для преодоления взаимной враждебности, усиленной пограничным конфликтом на плато Доклам летом 2017 года, начались переговоры об освобождении от тарифного регулирования 28 видов индийских медицинских препаратов34. На 11-м заседании Совместной индийско-китайской группы по экономическим отношениям, торговле, науке и технологиям 26 марта 2018 года в Нью-Дели обе стороны подтвердили позитивные результаты предыдущих переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли35. Однако в 2020 году произошло резкое изменение вектора переговоров, и в ответ на события в Ладакхе Индия стала заявлять о планах серьезно ужесточить регулирование импорта некоторых товарных позиций, включая активные медицинские компоненты, необходимые в том числе и для производства дженериков. Кроме того, в том же году премьер-министр страны Н. Моди заявил о планах сделать индийскую экономику полностью самодостаточной «Atmanirbhar Bharat Abhiyan» self-reliant India campaign , не только в производственном плане, но и «громко заявлять о местной продукции» «local mein vocal» vocal about local для стимулирования потребительского спроса. Премьер-министр Индии также запустил совместную с Японией и Австралией Инициативу по обеспечению надежности цепочки поставок Supply Chain Reliance Initiative , с тем чтобы увеличить экспорт Индии в эти страны. Это фактически является отражением более глобальных попыток Индии переориентировать свой экспорт в долгосрочной перспективе для снижения чрезмерной зависимости от Китая36. Сохранение политического недоверия между Китаем и Индией Очевидно, что внушительный торговый оборот и экономическая целесообразность должны подталкивать Пекин и Нью-Дели к сохранению стабильности их отношений, несмотря на периодическую эскалацию пограничных споров. Одно из наиболее интенсивных начиная с войны 1962 года вооруженных столкновений между двумя странами произошло в июне 2020 года в районе Ладакха северная часть Гималаев. Кризис на линии фактического контроля ЛФК , которая заменяет отсутствие юридической демаркации и делимитации границы, привел к гибели 20 индийских солдат и не менее четырех китайских военнослужащих. С тех пор отношения остаются напряженными, несмотря на попытки политического и военного руководства нивелировать последствия обострения. Инцидент удалось быстро урегулировать благодаря оперативному задействованию механизмов экстренного взаимодействия по дипломатическим и военным каналам. Еще большему недоверию в китайско-индийских отношениях добавляют взаимные претензии двух стран к их региональной политике. Индия, в частности, опасается экспоненциального роста китайской военной и экономической мощи и постоянного расширения его влияния в Индийском океане и странах Южной Азии37 за счет углубления всесторонних партнерских отношений в том числе с Пакистаном и Шри-Ланкой. Нью-Дели также обращает внимание и на растущее военно-стратегическое присутствие Пекина в зоне ее интересов: Китай строил и впоследствии получил в аренду глубоководный порт Гвадар в Пакистане, расположение которого позволяет Пекину отслеживать военно-морскую деятельность Индии в Аравийском море, а также наблюдать за американо-индийскими маневрами в Индийском океане38. С настороженностью Индия подходит и к концепции «нить жемчуга» по цепи военно-морских объектов КНР по ее периметру. В этой связи введение в эксплуатацию в 2017 году и последующее расширение в 2020 г. Китай воспринимает оборонное и стратегическое партнерство Индии с США особенно в рамках Четырехсторонней группы по безопасности с участием Австралии и Японии QUAD как военный союз, направленный на сдерживание его интересов в регионе и за его пределами, а также как явную угрозу китайским геополитическим интересам в Южной и Юго-Восточной Азии, а также акватории Южно-Китайского моря. Активизация китайско-индийской конкуренции в ИТР заставляет Китай и Индию усиливать международные и региональные позиции, в связи с чем обе стороны стали еще более активно продвигать свои экономические интересы и модернизировать вооруженные силы, что вызывает рост взаимного недоверия40. В 2022 году Индия поддержала Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру ИТЭС под эгидой США, которая, согласно своим официальным целям, призвана содействовать многостороннему экономическому сотрудничеству в регионе. Индия, опасаясь дальнейшего ухудшения отношений с Китаем, начала усиливать процесс секьюритизации своих торговых связей с ним. Это вылилось как в ужесточении контроля за внешними инвестициями и увеличении количества импортных барьеров, так и негативно сказалось на желании страны участвовать в региональных интеграционных объединениях. И хотя мотивы в основном сводились к опасениям увеличения конкуренции для индийских производителей со стороны потенциальных партнеров по ВРЭП, одной из наиболее весомых причин был ожидаемый рост уязвимости индийского рынка перед наплывом более дешевых китайских товаров. Таким образом, представляется, что Индия планомерно идет на усиление контроля за китайскими инвестициями в качестве меры по снижению зависимости своего рынка от экономики КНР.
Оба государства обоюдно перебросили в Ладакх тяжелую артиллерию, танки и авиацию. Численность военных группировок составляла примерно 50 тысяч человек. Событиям того времени помогла дипломатия. Летом 2022 года Нью-Дели призвала Пекин снизить военную активность в горной области. Газета Times of India приводила слова военных собеседников, которые утверждали, что «на переговорах обсуждалась ситуация в секторе Чанг Ченмо и на плато Депсанг с целью восстановления статус-кво в Ладакхе... Индийская сторона выступила за снижение активности на линии соприкосновения войск, прекращение наращивания военной инфраструктуры Народно-освободительной армии Китая в Ладакхе и отвод войск с передовых рубежей». Обе стороны договорились выйти из спорного района вдоль гималайской границы буквально в сентябре этого года. Справедливости ради стоит подчеркнуть, что войска придерживались давних протоколов, дабы избежать применения огнестрельного оружия вдоль так называемой линии фактического контроля LAC. Но снова полыхнуло. Министр обороны Индии Раджнатх Сингх даже снова заговорил во вторник о том, что китайские войска в одностороннем порядке пытались изменить статус-кво вдоль LAC в Аруначал-Прадеше, но индийские войска вынудили их отступить на свою сторону границы. Эта попытка была решительно пресечена нашими войсками. Они мужественно остановили вторжение НОАК на нашу территорию и вынудили их вернуться на свой пост», — говорится в заявлении министра обороны. Раджнатх добавил, что «индийские войска не понесли потерь или серьезных ранений».
Конфликт Индии и Китая: чем это может грозить России
В преддверии встречи министров иностранных дел G20 Индия пытается достичь консенсуса с Россией и Китаем по поводу того, как называть конфликт на Украине, пишет Bloomberg. Китай и Индия, избежав нынешним годом вооруженных конфликтов на границе, неожиданно сорвались. Индийский дипломат считает, что Китай в ближайшее время может напасть на Индию, поскольку война с Тайванем чревата большими экономическими потерями.
Индия стянула к границе с Китаем тяжелые вооружения. Ожидать ли новый конфликт – отвечает эксперт
Населённые пункты получают китайские имена. В ближайшее время США и Индия проведут совместные военные учения. Китай обладает набором инструментов, с помощью которых может ответить на действия противников. На островах в Бенгальском заливе китайские инженеры построили взлётную полосу для контроля с воздуха над всем Индийским океаном.
Мы могли бы извлечь немалую выгоду из нормализации отношений между Индией и Китаем — но пора уже признать, что это невозможно. Любое же усиление китайского давления на Индию поставит Россию перед нелёгким выбором — кого из партнёров «сдать» другому партнёру. И неизбежно ослабит политические позиции Москвы в мире. Обратное тоже верно, нажим Индии на Китай, если он будет, нам тоже не выгоден. Если Россия пожертвует отношениями с Индией ради сохранения мира с Китаем, то это резко усилит роль США и Японии в индийско-китайских делах. Нам это крайне невыгодно. В обратном случае мы получим враждебный Китай на границе и упадок торговли с этой страной, которая весьма выгодна.
Это тоже очень нежелательно. Россия предпринимала немало дипломатических попыток сблизить Индию и Китай, но они все провалились — конфликт между странами имеет слишком сильные объективные причины, чтобы просто усадить их за стол переговоров. От российской дипломатии потребуется экстраординарные умения, чтобы и дальше балансировать на лезвии бритвы между Индией и Китаем. Крен в любую сторону нанесёт нам мощный удар и усилит наших врагов. Конфликт номер 2: Китай — Вьетнам Индия активно сотрудничает с Вьетнамом — соседом Китая, имеющим нерешённый территориальный спор в Южно-Китайском море. Как и в случае с индийско-китайским противостоянием, китайско-вьетнамское тоже способно пошатнуть даже имеющиеся слабые позиции России в регионе. Но с Вьетнамом имеются некоторые нюансы.
Вьетнам выбрал СССР. Результатом стали захват ряда островов архипелага Спратли Китаем в 1978 году, война с Китаем 1979 года, пограничный конфликт 1984 года и бои за ряд островов архипелага Спратли в 1988 году. До этого, ещё в пору существования южновьетнамского режима в 1974 году, Китай отбил несколько островов и у него. Сегодня китайские и вьетнамские позиции в Южно-Китайском море похожи на слоёный пирог из взаимопроникающих в боевые порядки друг друга опорных пунктов на воде. На кону противостояния — нефть и газ Южно-Китайского моря, они крайне нужны и Вьетнаму, и Китаю. Обстановка очень напряжённая. Под давлением Китая Вьетнам потихоньку прогибается, время от времени прекращая геологоразведку и бурение в том или ином районе.
За этой уступчивостью стоит, однако, далеко не только сила Китая. Дело в том, что внутри Вьетнама имеет место скрытый раскол по поводу взаимоотношений с Китаем. С одной стороны, вьетнамцы категорически не хотят подчиняться диктату Китая — если дело дойдёт до войны, готовятся воевать, хотя силы уж очень неравны.
В начале июня командующие сосредоточенными в этом регионе контингентами, вроде бы, договорились о разведении войск и урегулировании конфликтной ситуации путем переговоров. Однако в ночь с 15 на 16 июня китайские и индийские военные сошлись на берегу Галвана в ожесточенной рукопашной, в которой погибли и получили тяжелые травмы несколько десятков человек. При этом не прозвучало ни единого выстрела, солдаты армий двух ядерных держав как в каменном веке разили противников булыжниками, остро заточенными палками и досками с гвоздями. И Пекин, и Нью-Дели обвинили друг друга в провокации и намеренной эскалации конфликта. Что Индия и Китай не поделили в диком заброшенном уголке на северо-западе Гималаев, какое отношение к их длящемуся почти 60 лет конфликту имеют давно умершие британские дипломаты, и как "битва при Галване" отразится на отношениях двух самых населенных стран мира?
Нынешний конфликт между Индией и Китаем стал далеко не первым в новейшей истории двух стран. После того, как части НОАК в 1950-51 гг. Для этого в Гималаях была проложена автотрасса Каргалык-Лхаса, строительство которой завершилось к 1957 году. Она прошла через почти безлюдный район Аксайчин, представляющий собой высокогорную соляную пустыню, которую китайцы рассматривали как свою территорию. Однако власти Республики Индия считали эти земли частью своего штата Джамму и Кашмир, и когда в Дели обнаружили, что соседи построили там дорогу, это стало для премьера Джавахарлала Неру неприятным сюрпризом. На требование Пекина выдать беглеца, Дели ответил отказом. Стремительное ухудшение до этого вполне дружественных китайско-индийских отношений привело к пограничной войне 1962 года, по итогам которой Китай закрепил за собой Аксайчин. Позже Индия и Китай воевали друг с другом в 1967 и 1987 годах, но тогда боевые действия велись восточнее, в другом спорном районе, именуемом индийцами Аруначал-Прадеш, а китайцами — Южным Тибетом.
Почему же эти районы считаются спорными? Истоки территориального конфликта между двумя державами уходят во вторую половину XIX века, когда чиновники колониальной администрации Британской Индии провели на карте "Внешнюю линию", разграничивавшую владения королевы Виктории и империи Цин, которой не хватало сил эффективно контролировать свою восточную окраину, включая Тибет, чьи правители не оставляли попыток выйти из-под власти Пекина. В 1911 году в Китае победила Синьхайская революция, позволившая Тибету стать фактически независимым.
Однако в Индии развитие экономики фактически происходило сразу от сельского хозяйства к сфере услуг, практически минуя сектор промышленности.
Иными словами, для увеличения экспорта и снижения торгового дефицита, по мнению индийских исследователей, целесообразнее направлять больше инвестиций в наиболее слабые секторы экономики Индии - обрабатывающую промышленность и инфраструктуру. Это будет способствовать привлечению большего объема ПИИ и, как следствие, приведет к расширению экспорта. В 2018-2019 годах в Индию ввозилось 375 категорий товаров, из которых больше половины приходилось на Китай, включая 70-процентную долю электронной продукции10. Если изобразить китайско-индийскую торговлю в стоимостном выражении в долларах США в долях от их общей внешней торговли, то получится наглядная картина большей зависимости экономики Индии от Китая.
Китайские эксперты подчеркивают серьезную зависимость индийского рынка смартфонов от импорта из КНР. Сильная зависимость индийского рынка от КНР наблюдается и в автомобилестроении. В этой связи закономерно, что Индия испытывает хронический дефицит торгового баланса с Китаем, который также является и самым большим из всех торговых партнеров Нью-Дели. Посольство Индии в КНР отмечает, что увеличение дефицита торгового баланса с Китаем объясняется двумя основными факторами: «узкой товарной корзиной» и серьезными препятствиями для большей части индийской продукции сельского хозяйства и секторов, в которых Нью-Дели обладает высокой конкурентоспособностью, включая фармацевтику и сферу услуг, чтобы попасть на китайский рынок13.
Говоря о последней, стоит отметить, что она же является одной из ключевых статей индийского экспорта в целом, и проблемы в поставке услуг в Китай негативно сказываются на отрицательном для Индии сальдо торгового баланса. Ряд исследователей отмечает, что важнее даже не сами тарифные ограничения, которые регулируются нормами Всемирной торговой организации ВТО , а нетарифные ограничения, к числу которых можно отнести сложные таможенные процедуры, требования соответствия стандартам, длительные и непростые процедуры сертификации. Именно их часто называют индийские производители в числе самых серьезных препятствий для доступа к китайскому рынку. Это стало прямым результатом усилий премьер-министра Индии Нарендры Моди по поддержке отечественных и иностранных компаний15.
Реализации этих задач призвана способствовать объявленная в 2014 году Н. Моди программа «Делай в Индии» Make in India. Кроме того, развитие торговли между Индией и Китаем сталкивается со многими другими преградами, включая языковой барьер, ограничения на перемещение рабочей силы и повышенные визовые требования. К коренным проблемам повышения качества двусторонних экономических отношений китайские эксперты относят так называемых трех «внутренних демонов» индийской политической элиты иньду чжэнцэ цзинин дэ «синь мо» : внешнеполитическое позиционирование Китая в качестве стратегического конкурента чжаньлюэ цзинчжэнчжэ ; неверная оценка и преувеличение роли торгового дефицита в качестве неизбежного «проигрыша» индийской стороны; неверное предположение, что в укреплении торгово-экономического и стратегического сотрудничества с США для подавления Китая Индия сможет заменить Пекин в качестве главной «фабрики мира» шицзе гунчан.
Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производства международных предприятий из Китая в Индию, обусловленная длительными ограничениями вследствие локдауна и усиливающимися трениями в американо-китайской «торговой войне», хотя и носит пока ограниченный характер, в перспективе может способствовать развитию внутреннего индийского производства и сказаться на снижении торгового дефицита с Китаем. Так или иначе, Р. Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли. Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура.
Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику. Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР. Так, Индия является одним из крупнейших заемщиков, привлекая средства на цели развития и для обновления инфраструктуры. Выделение финансирования, например в рамках АБИИ, не представляется возможным без поддержки Китая, который является крупнейшим держателем голосующих акций.
НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития.
Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников. Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год.
Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной.
Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта. Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22.
Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год.
Индия сообщила о нападении Китая в районе Гималаев
Конфликт на границе Индии с Пакистаном и Китаем существует на протяжении многих десятилетий в замороженном виде, ситуация в ближайшее время не изменится, сказала НСН Татьяна Шаумян. На границе Индии и Китая произошел конфликт с участием военных с обеих сторон. Смотрите видео онлайн «Массовая драка палками китайских и индийских приграничников: территориальный спор» на канале «РЕН ТВ. 2. Это не экзистенциальный конфликт: как бы ни развивались события на индийско-китайской линии фактического контроля, существованию Китая и Индии как независимых государств ничего не угрожает. В конце июля Индия осудила Китай, который по-прежнему выдает специальные визы жителям северо-восточного индийского штата Аруначал-Прадеш, образованного после китайско-индийского пограничного конфликта в 1962 году. Специалист отметил, что у Индии и Китая традиционно много десятилетий существует пограничный конфликт.
Ситуация накаляется: три конфликта, которые могут перерасти в полноценную войну
В августе 1945-го Бос погиб в авиакатастрофе недалеко от Тайваня. Сегодня же, наряду с Махатмой Ганди, он окружен в Индии ореолом почитания, как и бойцы Индийской национальной армии ИНА , воевавшей, главным образом, в Бирме. Таким образом, с Японией индийцев связывает прежде всего память о боевом братстве в общей войне за независимость. Японию в Индии почитают как азиатского лидера, который сумел вовремя модернизироваться и бросить вызов европейским колонизаторам.
Симпатий к Японии добавили территориальные споры с Китаем. Наконец, Япония находит эмоциональное сочувствие как страна-жертва. Япония также прекрасно помнит и благодарна Индии за ее «особое мнение» на «Токийском процессе», задуманном союзниками как продолжение «Нюрнбергского процесса».
Тогда индийский судья, Радхабинод Пал, представлявший сперва колониальную, а потом независимую Индию, назвал процесс «судилищем победителей над побежденными», указал на то, что подсудимых судят по законам, не существовавшим до начала процесса, и что не было таких преступлений, в которых обвинялись подсудимые и которых не совершили бы и сами обвинители. В конечном счете Радхабинод Пал заявил о полной невиновности обвиняемых. Заметим также, что за основу современного флага и герба Индии взяты атрибуты временного правительства Боса в эмиграции.
В 1992-м имя Боса было официально внесено в пантеон героев Индии. Бос посмертно награжден высшей наградой Индии — орденом Бхарат Ратна. Памятники Босу стоят во многих городах Индии.
Международный аэропорт в Калькутте носит имя Субхаса Боса.
При этом он акцентировал, что обеспечение мира и спокойствия в приграничных областях играет важное значение для нормализации отношений между Нью-Дели и Пекином", - цитирует издание заместителя министра иностранных дел Индии. Напомним, на прошлой неделе официальный представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь сообщил , что представители Индии и КНР договорились "поддерживать диалог по военным и дипломатическим каналам в целях скорейшего решения спорных вопросов, а также обеспечивать мир и спокойствие на границе между Индией и КНР". Стоит отметить, что проблема отсутствия признанной границы между двумя государствами в Гималаях на протяжении десятилетий является очагом напряженности.
В ходе встречи представители Англии в лице Артура Генри МакМагона и властей Тибета в лице Лончен Шатра обменялись секретными письмами и картами о восточном участке границы между Тибетом и Британской Индией. Полоса разграничения получила название "линия Мак-Магона", недвусмысленно говорящее нам, какая сторона была автором проекта. Китай был поставлен перед фактом, что он не имеет никаких прав на Тибет, не создает там поселений, не объявляет своей провинцией, не вводит войска, вообще не имеет права вести с Тибетом переговоры и заключать соглашения. Китайские власти вовремя осознали, что документ не сулит им ничего хорошего. Поэтому на конвенции красуются только подписи представителей Англии и Тибета, а Китай вообще не признал этот документ. В итоге Тибет сегодня - это автономный район Китая. Уже по названию можно понять, что регион не простой, иначе стал бы провинцией. Лидер всех тибетцев, а заодно и буддистов, Далай-лама просит политическое убежище в Индии и остаётся здесь по сей день. Лозунг "Free Tibet" я часто видел на дверях комнат буддийских монахов и товарах, продаваемых в тибетских поселениях в Индии. Англосаксы, чтобы подогреть тему "Свободного Тибета" выдвинули Далай-ламу на Нобелевскую премию мира в 1989 г. Весь Западный мир в те годы требовал от Китая предоставить независимость Тибету. Индия вместо нейтральной позиции подливала масло в огонь. Север Индии В 1947 г. Ещё раньше отделилась Бирма Мьянма. Здесь тоже был спор. В Кашмире преимущественно проживают мусульмане и выглядело бы логичным, если территория отошла бы Пакистану, где проживающих индуистов всего 1. В 1963 г. Этот участок Тибетского плато совсем не населён. К тому же представляет собой соляную высокогорную пустыню на высоте 5000 метров, где и кислорода-то почти нет. В итоге Аксайчин управляется Китаем, но до сих пор оспаривается Индией, которая включила район в союзную территорию Ладакх. На индийской карте пакистанский Кашмир обозначен как Северная территория Индии Переместимся на восток Индии. Здесь всё с точностью до наоборот. В 1986 г. Население штата составляет почти 1,4 млн. И пусть при этом он стал одним из самых малочисленных среди 29 штатов. Столица - Итанагар. Иностранным туристам в штаты севернее и восточнее Бангладеш попасть очень сложно. Нужно в консульстве предоставить намерение купить тур в составе группы. И, конечно, разрешение даётся на усмотрение консула. Даже гражданам Индии требуется внутренняя виза. Штат Аруначал-Прадеш Летом 2017 г. Китайские военные строители начали строить шоссейную дорогу на плато Доклам - перекрестке индийско-китайско-бутанских территориальных претензий. Плато имеет для Индии стратегическое значение, поскольку открывает доступ к коридору Силигури, соединяющему основную часть территории страны с семью северо-восточными штатами. Дели даже ввёл войска на территорию Бутана. В итоге "странная война" закончилась возвращением статус-кво - китайская стройка прекратилась, а индийские войска вернулись в родные казармы. Есть и позитивные новости. Государства стараются решить территориальные споры с помощью компромисса. КНР признала бывшее княжество Сикким, которое вдруг в 1975 г.
В результате вооружённого конфликта на границе Индии и Китая погибло 20 военных Этот конфликт был назван худшим за последние 60 лет. Большинство погибших потеряли опору и сорвались в пропасть с узкого Гималайского хребта. Бой произошёл на спорной приграничной местности. Индия потеряла 20 военных, в первых публичных комментариях по поводу спора премьер-министр Нарендра Моди почтил память убитых двухминутным молчанием и сказал, что его страна "будет защищать каждый камень, каждый дюйм своей территории". Конфликт был вызван тем, что патруль индийских солдат натолкнулся на китайские войска в одном из районов горного хребта. Индийское правительство заявило, что произошла "преднамеренная" засада.
На границе Индии и Китая произошли боевые столкновения
Столкновение между военными Индии и Китая произошло вдоль линии фактического контроля (Line of Actual Control, LAC) в округе Таванг на западе индийского штата Аруначал-Прадеш, пишет India Today. Индийские СМИ сообщают о китайском отряде численностью до 300 человек, который получил «решительный и твёрдый ответ». Столкновение между военными Индии и Китая произошло вдоль линии фактического контроля (Line of Actual Control, LAC) в округе Таванг на западе индийского штата Аруначал-Прадеш, пишет India Today.
На границе Индии и Китая произошёл вооружённый конфликт
Последние новости и материалы об обострении конфликта между Индией и Пакистаном. Индийский дипломат считает, что Китай в ближайшее время может напасть на Индию, поскольку война с Тайванем чревата большими экономическими потерями. И в случае начала полномасштабного конфликта китайские войска смогут буквально за несколько часов отрезать этот регион от Индии. министром Ли Шанфу и Индии - Раджнатхом Сингхом. Столкновение индийских и китайских военных в высокогорном районе Гималаев впервые за 45 лет конфликта привело к жертвам.