Позже командующий ВМС Индии адмирал Карамбир Сингх раскритиковал Китай за развёртывание восьми боевых кораблей в Индийском океане. Между Индией и Китаем происходили многочисленные вооруженные конфликты на протяжении десятилетий, последний из которых — смертельное столкновение на их гималайской границе в 2020 году. Столкновение индийских и китайских военных в высокогорном районе Гималаев впервые за 45 лет конфликта привело к жертвам.
Вооруженный конфликт на границе Индии и Китая: возможна ли полномасштабная война
Китай не готов признавать потерянную территорию индийской, поэтому на картах обозначает её как свою. Населённые пункты получают китайские имена. В ближайшее время США и Индия проведут совместные военные учения. Китай обладает набором инструментов, с помощью которых может ответить на действия противников.
И сейчас происходит уникальная ситуация, когда выстрелы не раздаются, но при этом идет рукопашная схватка, погибают люди, и это происходит на фоне того, что и Китай находится сегодня под очень большим давлением, он окружен конфликтами. Я думаю, что здесь Индия сама, наверное, не хотела осознавать, в какой серьезный конфликт она втягивается в том плане, что это просто одна из частей давления на Китай.
На мой взгляд, серьезного продолжения не будет, то есть никакой войны не развернется. Однако обеим сторонам придется сесть за стол переговоров наверняка на уровне сначала консультаций, потом министров иностранных дел, чтобы урегулировать эти конфликты и каким-то образом развести войска, иначе они войдут в долгосрочную фазу противостояния, это будет очень трагично для всего этого района». Татьяна Шаумян руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН «Мы, к сожалению, помним серьезный вооруженный конфликт на индийско-китайской границе 1962 года. Здесь это все проходит очень странно, практически без применения оружия, что называется, рукопашная драка с применением камней, палок и так далее. Я не думаю, что такого рода конфликт мог быть санкционирован политическим руководством обеих стран.
Говоря о последней, стоит отметить, что она же является одной из ключевых статей индийского экспорта в целом, и проблемы в поставке услуг в Китай негативно сказываются на отрицательном для Индии сальдо торгового баланса. Ряд исследователей отмечает, что важнее даже не сами тарифные ограничения, которые регулируются нормами Всемирной торговой организации ВТО , а нетарифные ограничения, к числу которых можно отнести сложные таможенные процедуры, требования соответствия стандартам, длительные и непростые процедуры сертификации. Именно их часто называют индийские производители в числе самых серьезных препятствий для доступа к китайскому рынку. Это стало прямым результатом усилий премьер-министра Индии Нарендры Моди по поддержке отечественных и иностранных компаний15. Реализации этих задач призвана способствовать объявленная в 2014 году Н.
Моди программа «Делай в Индии» Make in India. Кроме того, развитие торговли между Индией и Китаем сталкивается со многими другими преградами, включая языковой барьер, ограничения на перемещение рабочей силы и повышенные визовые требования. К коренным проблемам повышения качества двусторонних экономических отношений китайские эксперты относят так называемых трех «внутренних демонов» индийской политической элиты иньду чжэнцэ цзинин дэ «синь мо» : внешнеполитическое позиционирование Китая в качестве стратегического конкурента чжаньлюэ цзинчжэнчжэ ; неверная оценка и преувеличение роли торгового дефицита в качестве неизбежного «проигрыша» индийской стороны; неверное предположение, что в укреплении торгово-экономического и стратегического сотрудничества с США для подавления Китая Индия сможет заменить Пекин в качестве главной «фабрики мира» шицзе гунчан. Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производства международных предприятий из Китая в Индию, обусловленная длительными ограничениями вследствие локдауна и усиливающимися трениями в американо-китайской «торговой войне», хотя и носит пока ограниченный характер, в перспективе может способствовать развитию внутреннего индийского производства и сказаться на снижении торгового дефицита с Китаем. Так или иначе, Р.
Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли. Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура. Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику. Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР. Так, Индия является одним из крупнейших заемщиков, привлекая средства на цели развития и для обновления инфраструктуры.
Выделение финансирования, например в рамках АБИИ, не представляется возможным без поддержки Китая, который является крупнейшим держателем голосующих акций. НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития.
Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников. Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках.
Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта.
Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22. Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год. Вследствие негативных экономических последствий от пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах объемы инвестиций упали еще больше - до 200 млн долларов, что стало самым низким уровнем за последние несколько лет23. Усиление контроля за китайским капиталом в Индии продолжилось и в 2022 году, когда правительство страны инициировало дисциплинарные разбирательства против более чем 400 руководителей финансово-бухгалтерских и правовых подразделений фирм за их предполагаемую роль в регистрации подставных китайских компаний в обход существующих норм.
Тогда же многие китайские компании в сферах телекоммуникации, финансовых технологий и производства, работающие в Индии, подверглись проверкам налоговых органов по обвинениям в уклонении от уплаты налогов. Кроме того, китайские компании, якобы находящиеся в Индии для уклонения от уплаты налогов, обвинялись в сборе личных данных индийских пользователей для последующей передачи их властям КНР. Начиная с 2020 года Индия также продолжает расширять «черный список» китайских приложений, которые попадают под блокировку на территории страны: с первоначальных 59 из них, включая «TikTok» от компании «ByteDance» и некоторые программы «Tencent», ограничения коснулись более чем 300 подобных приложений в 2022 году25, а в 2023 году к ним было добавлено еще 232 программы и веб-сайта26. Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г. Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний.
Фото Reuters Китай и Индия согласились сохранять мир на границе. Об этом говорится в совместном заявлении о переговорах между командующими частями двух сторон, опубликованном Пекином. В документе указано, что спорные проблемы следует решить без затяжек. Но в реальности, поскольку официальной границы нет, а существует линия фактического контроля, Китай и Индия держат в горах войсковые соединения и продолжают строить оборонительные редуты. Минобороны КНР опубликовало в соцсетях информацию о том, что 19-й раунд переговоров между командующими проходил в «конструктивной атмосфере». Но, как передало АР, стороны не дали и намека на готовность к уступкам. Линия контроля в 3488 км, как говорят в Дели, протянулась от района Ладакх на западе до индийского штата Аруначал Прадеш на востоке. КНР считает этот штат своей землей.
Индия и Китай сражались друг с другом в 1962 году. В 1967 и 1975 годах завязывались перестрелки. Потери понесли и индийцы, и китайцы. После этого был подписан протокол о том, что огнестрельное оружие не будет больше применяться.
Китай и Индия помирились только на словах
Китай и Индия обязались поддерживать мир на спорных приграничных территориях | На границе Индии и Китая произошел конфликт с участием военных с обеих сторон. |
Индийские и китайские военные столкнулись на спорной территории — 12.12.2022 — В мире на РЕН ТВ | Между Индией и Китаем происходили многочисленные вооруженные конфликты на протяжении десятилетий, последний из которых — смертельное столкновение на их гималайской границе в 2020 году. |
TikTok отверг обвинения в передаче данных властям Китая | После Украины провокации США против Китая на Тайване и в Индии могут закончиться развалом мирового агрессора. |
Китай и Индия помирились только на словах / В мире / Независимая газета | Между Нью-Дели и Пекином достигнута договоренность об активизации мер по урегулированию ситуации в Восточном Ладакхе. |
Материалы по теме
- Вооруженный конфликт на границе Индии и Китая: возможна ли полномасштабная война
- НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
- Вооруженный конфликт между Китаем и Индией может начаться в любой момент - Экспресс газета
- Индия отворачивается от БРИКС из-за Китая и объединяется с ВИИФ - МК Киргизия
- TikTok отверг обвинения в передаче данных властям Китая
- Курсы валюты:
Индия сообщила о нападении Китая в районе Гималаев
После этого инцидента обе стороны резко изменили риторику на более миролюбивую, по-прежнему отрицая суверенитет оппонента над спорной территорией, но при этом делая акцент на невозможности решения конфликта силовыми методами. В самой «тройке» отношения «Россия — Индия и Россия — Китай» выглядят более предпочтительными, чем отношения «Китай — Индия». Сможет ли Россия сыграть роль медиатора с учётом существующих противоречий между Китаем и Индией? Или данную роль на себя возьмёт на себя какая-то другая страна? Этими вопросами задаётся эксперт клуба «Валдай» Муратбек Иманалиев.
Проанализируем цели и задачи участников конфликта. Бутан заинтересован в установлении полного контроля над плато Доклам, однако не может этого сделать собственными силами. Природно-географические условия делают бессмысленным размещение гарнизона: Доклам — необитаемая территория, используемая в основном для сезонного выпаса скота. Единственная возможная форма военного присутствия там — долговременные наблюдательные посты, служащие базой для регулярных патрулей.
Бутанские власти опасаются, что при помощи строительства дороги КНР не только утвердит свой суверенитет над оспариваемой территорией, но и получит возможность при необходимости перебросить дополнительные силы к опорной базе бутанской армии в районе — лагерю Джомпхери. Китайская сторона полагает территорию плато частью КНР. Первые регулярные китайские посты в Докламе появились в 2007 году, когда части НОАК снесли два временных наблюдательных поста бутанской армии, выстроив на их месте собственный долговременный пост. Нынешняя жёсткая позиция КНР объясняется тем, что индийские войска, по мнению КНР, преднамеренно нарушили границу на демаркированном участке китайско-бутанской границы, по сути вторгнувшись на китайскую территорию.
Остаётся неясным вопрос о предупреждении о строительстве дороги, якобы сделанном через китайское посольство в Нью-Дели за две недели до начала работ. Если оно действительно было, то вмешательство индийских военных могло быть расценено в Пекине как исключительно недружественный ответ на акт доброй воли.
Для этого будут рассмотрены ключевые элементы китайско-индийского сотрудничества в области торговли, на международных многосторонних площадках и в рамках продвижения интересов развивающихся стран. Одновременно предлагается анализ проблем, связанных с торговым дисбалансом и инвестиционной деятельностью, а также затрагивающих вопросы взаимного недоверия, экономической и политической конкуренции за региональное лидерство в ИТР. Сотрудничество Китая и Индии в сфере торговли Раджесвари Пиллай Раджагопалан из влиятельного исследовательского центра Observer Research Foundation ORF, Индия отмечает, что, хотя существует ряд факторов, которые негативно влияют на двусторонние отношения Китая и Индии, одним из основных положительных драйверов остается заметное укрепление торговых связей. В частности, Индия представляет для Китая значительные экономические и инвестиционные возможности. После мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, когда сильно пострадавшие рынки западных стран стали менее привлекательны для Китая, он начал проявлять все больший интерес к азиатским экономикам, в том числе и Индии. В этой связи ежегодно увеличивающиеся показатели двустороннего товарооборота между Индией и Китаем являются свидетельством их более активного сотрудничества2.
Индия занимает восьмое место среди крупнейших торговых партнеров Китая4, в то время как Китай начиная с 2008 года и вплоть до прошлого года оставался ведущим торговым партнером Индии. Однако в 2022 году незначительно уступил США, оборот торговли которых с Индией, вследствие стремительного восстановления после пандемии Covid-19 и медленного выхода из «ковидных» ограничений Китая, достиг рекорда в 157 млрд долларов5. Об особой значимости торгового сотрудничества для двусторонних отношений Китая и Индии говорит тот факт, что даже на уровне политической риторики Пекин уделяет особое внимание этому вопросу. Особенность структуры торговли двух стран состоит в том, что Индия в основном поставляет в Китай сырье и продукцию с относительно невысокой добавленной стоимостью, включая товары нефтяной, химической и сталелитейной промышленности, а также сельского хозяйства и рыбоперерабатывающей отрасли. Основными товарами, которые традиционно являлись ведущими в экспорте Индии в Китай, были хлопок, алмазы, а также медь, железная руда и органические химикаты. Индия много лет была вторым по величине экспортером алмазов в Китай8. Китай, напротив, экспортирует в Индию более высокотехнологичную номенклатуру товаров, например электрические машины, компьютеры, оборудование и его компоненты, энергетическое оборудование ядерные реакторы, котлы и др. Вместе с тем данная непропорциональность обусловлена объективными причинами и совпадает с общим трендом в развитии экономик Китая и Индии.
Индийские исследователи также выделяют проблему неравномерного развития экономик Китая и Индии как одну из причин низкой конкурентоспособности индийского производственного сектора. Например, развитие экономики Китая начиналось с сельского хозяйства, затем перешло к промышленности, а позже затронуло и сферу услуг. Однако в Индии развитие экономики фактически происходило сразу от сельского хозяйства к сфере услуг, практически минуя сектор промышленности. Иными словами, для увеличения экспорта и снижения торгового дефицита, по мнению индийских исследователей, целесообразнее направлять больше инвестиций в наиболее слабые секторы экономики Индии - обрабатывающую промышленность и инфраструктуру. Это будет способствовать привлечению большего объема ПИИ и, как следствие, приведет к расширению экспорта. В 2018-2019 годах в Индию ввозилось 375 категорий товаров, из которых больше половины приходилось на Китай, включая 70-процентную долю электронной продукции10. Если изобразить китайско-индийскую торговлю в стоимостном выражении в долларах США в долях от их общей внешней торговли, то получится наглядная картина большей зависимости экономики Индии от Китая. Китайские эксперты подчеркивают серьезную зависимость индийского рынка смартфонов от импорта из КНР.
Сильная зависимость индийского рынка от КНР наблюдается и в автомобилестроении. В этой связи закономерно, что Индия испытывает хронический дефицит торгового баланса с Китаем, который также является и самым большим из всех торговых партнеров Нью-Дели. Посольство Индии в КНР отмечает, что увеличение дефицита торгового баланса с Китаем объясняется двумя основными факторами: «узкой товарной корзиной» и серьезными препятствиями для большей части индийской продукции сельского хозяйства и секторов, в которых Нью-Дели обладает высокой конкурентоспособностью, включая фармацевтику и сферу услуг, чтобы попасть на китайский рынок13. Говоря о последней, стоит отметить, что она же является одной из ключевых статей индийского экспорта в целом, и проблемы в поставке услуг в Китай негативно сказываются на отрицательном для Индии сальдо торгового баланса. Ряд исследователей отмечает, что важнее даже не сами тарифные ограничения, которые регулируются нормами Всемирной торговой организации ВТО , а нетарифные ограничения, к числу которых можно отнести сложные таможенные процедуры, требования соответствия стандартам, длительные и непростые процедуры сертификации. Именно их часто называют индийские производители в числе самых серьезных препятствий для доступа к китайскому рынку. Это стало прямым результатом усилий премьер-министра Индии Нарендры Моди по поддержке отечественных и иностранных компаний15. Реализации этих задач призвана способствовать объявленная в 2014 году Н.
Моди программа «Делай в Индии» Make in India. Кроме того, развитие торговли между Индией и Китаем сталкивается со многими другими преградами, включая языковой барьер, ограничения на перемещение рабочей силы и повышенные визовые требования. К коренным проблемам повышения качества двусторонних экономических отношений китайские эксперты относят так называемых трех «внутренних демонов» индийской политической элиты иньду чжэнцэ цзинин дэ «синь мо» : внешнеполитическое позиционирование Китая в качестве стратегического конкурента чжаньлюэ цзинчжэнчжэ ; неверная оценка и преувеличение роли торгового дефицита в качестве неизбежного «проигрыша» индийской стороны; неверное предположение, что в укреплении торгово-экономического и стратегического сотрудничества с США для подавления Китая Индия сможет заменить Пекин в качестве главной «фабрики мира» шицзе гунчан. Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производства международных предприятий из Китая в Индию, обусловленная длительными ограничениями вследствие локдауна и усиливающимися трениями в американо-китайской «торговой войне», хотя и носит пока ограниченный характер, в перспективе может способствовать развитию внутреннего индийского производства и сказаться на снижении торгового дефицита с Китаем. Так или иначе, Р. Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли. Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура. Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику.
Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР. Так, Индия является одним из крупнейших заемщиков, привлекая средства на цели развития и для обновления инфраструктуры. Выделение финансирования, например в рамках АБИИ, не представляется возможным без поддержки Китая, который является крупнейшим держателем голосующих акций. НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат.
Несколько лет назад, узнав, что Китай намерен проложить железную дорогу вдоль всей линии восточного участка границы, индийцы развернули бешеную активность, возводя все новые и новые железнодорожные и автомобильные мосты — с расчетом на то, чтобы они могли выдержать вес основных боевых танков. В отличие от Аксай-Чина, на рубеже Аруначал-Прадеша стороны находятся примерно в равном положении, и там, в случае начала войны, все зависит в основном от того, кто успеет первым развернуть силы и обеспечить их дальнейшее снабжение. Единственный участок границы, который надлежащим образом демаркирован, признан и не вызывает никаких сомнений, — центральный, разделяющий территорию КНР и индийского штата Сикким. Индийские военные чувствуют себя здесь уверенно: все господствующие высоты и перевалы в их руках.
И именно там, по иронии судьбы, начался нынешний пограничный конфликт, чуть было не переросший в вооруженное противостояние. Маленькая дорога и большой конфликт Продуваемое всеми ветрами высокогорное плато Долам на стыке трех границ — Индии, Китая и Бутана — настолько мало и его название так похоже на находящееся неподалеку плато Доклам — еще одну спорную территорию, что их часто путают, обозначая зону конфликта совсем в другом месте. Индийцы и бутанцы уверены, что Долам принадлежит Бутану; китайцы считают его своей территорией. Несколько лет назад китайские военные строители совершили очередной трудовой подвиг, протянув через Гималаи автомобильную дорогу к перевалу Дока-Ла, который прочно оседлали индийские пограничники. Тогда индийцы закрыли на это глаза, но в начале июня, когда китайцы решили, что дорогу нужно продлить к югу, в сторону хребта Джимпхри, политики и военные в Нью-Дели возмутились. Дело в том, что если китайцы выйдут к Джимпхри и займут господствующие высоты, то им останется всего ничего до узкого коридора Силигури, который в прессе и даже в научных работах лирично именуют «Цыплячьей шейкой» или «Куриным горлышком». Эта полоска индийской земли связывает северо-восточные штаты Индии, известные также как «Семь сестер», с основной территорией страны. Если начнется вооруженный конфликт, китайцам хватит нескольких часов, чтобы рассечь Индию надвое.
И дело не только в этом. Бутан — государство-клиент Индии, согласившееся в свое время поступиться независимостью во внешней политике в обмен на защиту, которую должен обеспечить великий южный сосед. Если окажется, что бутанцы рассчитывали на это зря, то Индии придется попрощаться с мечтами о региональном лидерстве и перспективами стать великой державой. Кто поверит стране, не сумевшей сдержать обещание и помочь ближайшему союзнику? Поэтому через пару дней после того, как китайцы начали строить дорогу к Джимпхри, путь им преградили индийские военные. Произошла потасовка — по счастью, без оружия, пострадавшие с обеих сторон отделались легкими ссадинами. Китайцы строительство дороги прекратили — по крайней мере, временно — но крайне обиделись: в Пекине рассказали, что заранее известили через посольские каналы индийцев о предстоящих работах. В Нью-Дели объявили, что никаких предупреждений не получали, и обвинили китайских строителей в сносе двух индийских бункеров, стоявших на пути будущей трассы.
Фейковые новости и приступ миролюбия Обстановка накалилась за считанные дни.
Пока что РФ не справляется с функцией посредника даже во взаимоотношениях, например, Армении и Азербайджана. И вообще, все понимают, что РФ должна сегодня думать не о каком-то посредничестве, а о том, что происходит в зоне СВО.
Читайте также «СП»: По-вашему, наша дипломатия до этого еще не доросла? Противостояние с Западом, например? И Китай, и Индия не только сотрудничают с Западом, но и считают ведущие западные страны своими стратегическими партнерами.
Чего в отношениях между этими странами Вашингтон боится больше всего? С какой стати они вдруг примирятся? Изображать примирение, конечно же, можно, но в реальности это будет партнерство в рамках БРИКС вкупе с конкуренцией на различных международных площадках и в регионе.
Так что Вашингтон этого не боится. Что они уже делают, и есть ли какие-то ограничения? Какими могут быть крайние меры с их стороны?
Провокация вооруженного конфликта? И это в целом получается. С Индией англосаксы сближаются политически, с Китаем — экономически.
Россия в глобальной политике
Индия отворачивается от БРИКС из-за Китая и объединяется с ВИИФ | Кроме Китая и Индии в конфликте косвенно пострадал и Пакистан. |
Конфликт на границе Индии и Китая с участием военных | Уходя в 1947 году, они поделили свою теперь уже бывшую сферу влияния так, что на территории бывшей Британской Индии возникло несколько враждующих друг с другом государств, и в эти конфликты прямо или косвенно одновременно был вовлечен и Китай. |
Индия и Китай приняли решения повременить с вооружённым конфликтом | На границе Индии и Китая произошел конфликт с участием военных с обеих сторон. |
Telegram: Contact @RossiyaNeEvropa | Отношения Китая и Индии характеризуются совокупностью определенных экономических и политических факторов, которые отражают, с одной стороны, наличие положительной динамики в торговых вопросах и взаимодействии по проблемам глобального развития и международного. |
Вооруженный конфликт на границе Индии и Китая: возможна ли полномасштабная война
Сможет ли Россия примирить Индию и Китай? | Индийские СМИ сообщают о китайском отряде численностью до 300 человек, который получил «решительный и твёрдый ответ». |
Китай и Индия – опять приграничный инцидент » - Жизнь в стиле Хай-тек | Москва и Вашингтон призвали Китай и Индию не допустить вооруженного конфликта и решать спорные вопросы путем переговоров. |
Актуальные новости о конфликте между Индией и Пакистаном | Индийские и китайские солдаты получили «легкие ранения» после того, как 9 декабря они участвовали в столкновении вдоль линии фактического контроля (LAC) в секторе Таванг штата Аруначал-Прадеш, сообщила в понедельник индийская газета The Hindu. |
Массовая драка палками китайских и индийских приграничников: территориальный спор | В Китае данный факт отрицают Рядом с индийским штатом Аруначал-Прадеш военные Китая и Индии столкнулись впервые с мая 2020 года. |
Англия замутила обострение для Индии с Китаем
В конечном счете Радхабинод Пал заявил о полной невиновности обвиняемых. Заметим также, что за основу современного флага и герба Индии взяты атрибуты временного правительства Боса в эмиграции. В 1992-м имя Боса было официально внесено в пантеон героев Индии. Бос посмертно награжден высшей наградой Индии — орденом Бхарат Ратна. Памятники Босу стоят во многих городах Индии.
Международный аэропорт в Калькутте носит имя Субхаса Боса. Как видим, индийская память о Второй мировой войне сильно отличается от памяти Китая, да и от нашей памяти тоже. Но именно она лежит в когнитивной основе всех последующих конфликтов «неприсоединившейся» Индии и «коммунистического» Китая. Другой неприятный для нас момент: закупая вооружение у разных стран, в частности, у России, Франции, США, Индия оказывается прозрачной для наших геополитических врагов.
В частности, в 2017 году много писали о том, что индийцы допустили на атомную подводную лодку, данную нами в аренду Индии здесь она носит название «Чакра» , американских техников. Да, лодка устаревшая, но тем не менее. Итак, возможно ли снять противоречия между Индией и Китаем? Возможно ли остановить чрезмерное сближение Индии с англосаксонским миром?
Способна ли здесь как-то помочь Россия?
Скорее всего, в долине реки Галван имело место то, что в дипломатической практике именуется "эксцессом исполнителя". Может, команду отдал какой-нибудь комбат, а, может, всё началось с каких-то действий, которые другая сторона восприняла как враждебные, кто-то крикнул "Наших бьют! Однако в умелых руках и доска с ржавыми гвоздями может стать грозным оружием. По данным индийской стороны, в ходе столкновения погибли 20 индийских военнослужащих, у китайцев якобы пострадали 43 человека. По большому счету, для Индии Аксайчин не имеет какого-то большого экономического значения — здесь почти никто не живет, так что налоги собирать не с кого, полезных ископаемых нет, инфраструктуры тоже.
Для Китая же этот район имеет огромную важность, так как позволяет осуществлять транспортное сообщение не только между двумя автономными районами КНР — Синьцзяном и Тибетом, но и с Пакистаном. Тем более, что по факту он и так принадлежит Китаю, и Пекин этот район не отдаст. Учитывая очевидное превосходство НОАК над индийской армией, как в количественном, так и в качественном аспектах, можно смело предположить, что большой войны между двумя ядерными державами не последует. В ней не заинтересованы ни Пекин, ни Нью-Дели, для которого основной враг - Исламабад. Китай вообще рад был бы спустить все на тормозах. С другой стороны, премьер Моди оказался в непростой ситуации.
Это в Китае компартия полностью контролирует медиа-пространство и не озабочена удержанием власти, в Индии — демократия, свобода слова, регулярные выборы и шумная оппозиция, использовавшая инцидент в Ладакхе для критики правящей "Бхаратия джаната парти" за проявленную слабость. Вся страна возмущена "мученической гибелью 20 джаванов", требуя отомстить. В разных городах индийцы жгут китайские флаги и портреты Си Цзиньпина. В этих условиях Моди важно в первую очередь выиграть время и успокоить страсти внутри страны. Именно на это нацелено его заявление после инцидента в Ладахке.
Конфликт номер 2: Китай — Вьетнам Индия активно сотрудничает с Вьетнамом — соседом Китая, имеющим нерешённый территориальный спор в Южно-Китайском море. Как и в случае с индийско-китайским противостоянием, китайско-вьетнамское тоже способно пошатнуть даже имеющиеся слабые позиции России в регионе. Но с Вьетнамом имеются некоторые нюансы. Вьетнам выбрал СССР. Результатом стали захват ряда островов архипелага Спратли Китаем в 1978 году, война с Китаем 1979 года, пограничный конфликт 1984 года и бои за ряд островов архипелага Спратли в 1988 году. До этого, ещё в пору существования южновьетнамского режима в 1974 году, Китай отбил несколько островов и у него. Сегодня китайские и вьетнамские позиции в Южно-Китайском море похожи на слоёный пирог из взаимопроникающих в боевые порядки друг друга опорных пунктов на воде. На кону противостояния — нефть и газ Южно-Китайского моря, они крайне нужны и Вьетнаму, и Китаю. Обстановка очень напряжённая. Под давлением Китая Вьетнам потихоньку прогибается, время от времени прекращая геологоразведку и бурение в том или ином районе. За этой уступчивостью стоит, однако, далеко не только сила Китая. Дело в том, что внутри Вьетнама имеет место скрытый раскол по поводу взаимоотношений с Китаем. С одной стороны, вьетнамцы категорически не хотят подчиняться диктату Китая — если дело дойдёт до войны, готовятся воевать, хотя силы уж очень неравны. Но, с другой стороны, у Китая высочайшая степень проникновения во вьетнамскую экономику, а часть вьетнамских элит может быть просто им подкуплена по крайней мере, если верить вьетнамской патриотической общественности. Это порождает двойственную политику — пока власти Вьетнама, под напором китайской экспансии и, возможно, с подачи китайских агентов влияния внутри страны, потихоньку прогибаются под Китай в политике и экономике, военные готовятся воевать с Китаем с максимальным напряжением всех сил, а народ зачастую относится к политическому руководству как к предателям, сдающим страну китайцам. В целом политику Вьетнама по отношению к Китаю можно охарактеризовать так: избегать прямого конфликта даже ценой уступок, но быть готовым взять с китайцев несоразмерно высокую цену за силовые действия. Вьетнамцы понимают, что в войне Китай их сомнёт, и готовятся к тому, чтобы любые его приобретения по итогам конфликта были несоразмерны понесённым потерям. Неустойчивое положение Вьетнама вынуждает его идти на сближение с врагами Китая, в том числе и США, которым вьетнамцы ничего не забыли и ничего не простили, но вынуждены поддерживать связи на случай удара со стороны китайцев. Это очень сложная и тонкая политика — политика «на грани». Ситуацию осложняет то, что и с другими соседями у Вьетнама отношения не особо дружеские. Вьетнам предельно агрессивно ведёт себя в территориальных спорах с другими игроками, кроме Китая. Вьетнам — это страна-хищник, и только китайский колосс сдерживает их от силовой экспансии во все стороны. Поэтому другие страны опасаются и чрезмерного усиления Вьетнама, понимая, что это в будущем будет чревато массой рисков. Интересным примером местной политики является история с попыткой Индии продать Вьетнаму противокорабельные ракеты «Брамос».
Индия и Китай тогда приняли формулировку: «Оставить решение проблемы на усмотрение будущих поколений, а пока не обострять». Поэтому пока между ними происходят какие-то пограничные инциденты. Политолог уверил, что на данный момент нет никаких указаний на то, что в отношениях между Индией и Китаем радикально меняется ситуация. Ток-шоу «Будни» выходит ежедневно с понедельника по пятницу. В каждом выпуске предметом обсуждения становятся самые актуальные темы из жизни страны и мира.
Тибет - яблоко раздора
- Индия стянула к границе с Китаем тяжелые вооружения. Ожидать ли новый конфликт – отвечает эксперт
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Конфликт Индии и Китая: чем это может грозить России | Русские Онлайн
- Дело было в Дели
Китай готовится к военному конфликту с Индией
Очевидно, и эта встреча к реальным подвижкам не привела. Во всяком случае, МИД Индии опубликовал заявление по ее итогам, где говорилось, что действия Китая на западном участке линии контроля за последние два с половиной года подорвали «стратегическое доверие» между двумя странами. Если суммировать индийские официальные комментарии по отношениям с Китаем, то получается, что остается возлагать надежду на подлинное примирение лишь на лидеров двух государств. Правда, запланирован ли такой диалог Си и Моди, неясно. Сообщения на сей счет противоречивы. Примакова РАН, отметил: «Это был 19-й раунд переговоров.
За ним последуют 20-й, 21-й. Командующие говорят о том, как избежать столкновений, избежать непонимания друг друга. Это в принципе просто декларация о том, что стороны не заинтересованы в обострении конфликта. Для Пекина и Дели не столь важны участки неосвоенной земли в горах. Речь идет о защите полного суверенитета над своей территорией.
То есть китайцы и индийцы как бы застыли в логике, существовавшей в середине ХХ века.
По данным издания, несколько индийских солдат получили ранения. Источники издания рассказали, что столкновение произошло 9 декабря. МИД Индии подтвердил информацию о ранении нескольких военнослужащих.
На островах в Бенгальском заливе китайские инженеры построили взлётную полосу для контроля с воздуха над всем Индийским океаном. США играют на настроениях враждующих государств, подливая масла в огонь. Передача разведданных Индии позволяет оперативно реагировать на действия КНР в пограничной зоне. Однако любая помощь и вмешательство может привести к военному столкновению.
Дело в том, что американские власти далеко не вчера ввели ограничения против России, их санкции действуют порядка двух лет. И до сих пор Нью-Дели это совершенно не смущало, он с радостью выкупал огромные партии российских энергоносителей, да еще и требовал хорошую скидку. Однако теперь индийское правительство вдруг вспомнило про ограничения и, боясь испортить свои отношения с США, отказывается принять судно. Истинные причины ее демарша связаны с тем, что Россия хочет продавать свою нефть за китайские юани. Нью-Дели такой вариант не устраивает, и он пытается шантажом заставить ее отказаться от своих требований. Судя по всему, Путина хулиганское поведения Индии не смутило, и он решил проучить своего партнера. Представители Москвы пригрозили Нью-Дели остановить поставки российских энергоносители, это произойдет в том случае, если индийская сторона откажется работать по условиям РФ.
С палкой наголо
- Вооруженный конфликт на границе Индии и Китая: возможна ли полномасштабная война
- Китай выступил против изменения статуса приграничной области Индии Ладакх
- Между военными Индии и Китая произошла стычка — СМИ
- Смогут ли подружиться китайский дракон и индийский слон?
Между Китаем и Индией нет угрозы «полномасштабного» военного конфликта
Индийский дипломат считает, что Китай в ближайшее время может напасть на Индию, поскольку война с Тайванем чревата большими экономическими потерями. В конце июля Индия осудила Китай, который по-прежнему выдает специальные визы жителям северо-восточного индийского штата Аруначал-Прадеш, образованного после китайско-индийского пограничного конфликта в 1962 году. Индия и Китай поставили точку в территориальном конфликте, который несколько месяцев отравлял двусторонние отношения и поставил две крупнейшие страны мира на грань войны, не первой в истории их взаимоотношений. Военные Индии и Китая вступили в рукопашную схватку в районе горной погранзаставы на границе индийского штата Сикким и КНР. И в случае начала полномасштабного конфликта китайские войска смогут буквально за несколько часов отрезать этот регион от Индии. Военные Индии и Китая вступили в рукопашную схватку в районе горной погранзаставы на границе индийского штата Сикким и КНР.
Индия и Китай приняли решения повременить с вооружённым конфликтом
Чжао ЛИЦЗЯНЬ, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИД КНР:Китай и Индия в настоящее время решают соответствующие вопросы на местах посредством диалога по военным и дипломатическим каналам. По мнению экспертов, из-за конфликта участие Индии в осеннем саммите БРИКС в Китае может оказаться на грани срыва. Приграничный конфликт между Китаем и Индией перерос в новую, технологичную фазу — войну приложений для смартфонов. В Китае данный факт отрицают Рядом с индийским штатом Аруначал-Прадеш военные Китая и Индии столкнулись впервые с мая 2020 года.
Суть конфликта Индии и Китая
Конфликт на границе Индии с Пакистаном и Китаем существует на протяжении многих десятилетий в замороженном виде, ситуация в ближайшее время не изменится, сказала НСН Татьяна Шаумян. Но старый конфликт между Индией и Китаем не ограничен территориальными спорами. Китайско-индийский пограничный конфликт в 1962 году. Эксперты опасаются, что в индийской горной провинции Ладакх может начаться полноценный военный конфликт с Китаем. Индийские и китайские военные столкнулись вдоль линии контроля в округе Таванг на западе штата Аруначал-Прадеш, пишет India Today со ссылкой на источники.