Самое известное название праздника — Авдотья Весновка, так как раньше этот день приходился на самое начало весны, первое марта.
20 июля — память святой преподобной великой княгини Московской Евдокии, в инокинях Евфросинии
Ночью Евдокии явился сам Господь и велел ей молиться о воскрешении Филострата. Святая подчинилась, и язычник ожил. Пережив такой опыт, он искренне раскаялся и принял крещение. В течение жизни святая Евдокия еще не раз совершала различные чудеса. Около 160—170 годов ее обвинили в колдовстве и казнили без суда путем обезглавливания. Считалось, что в этот день весеннее солнце начинает «плющить» сугробы и наледь, образуя проталины на снегу. Другое название торжества, Евдокия Свистунья, связано с тем, что в этот день часто завывали и свистели ветра. По другой версии, в это время просыпались от зимней спячки животные, и лес наполнялся свистом, сопением, щелканьем и другими звуками фауны.
По старому стилю праздник выпадал на 1 марта — первый день весны. С этого момента зажиточные хозяева начинали подыскивать работников на грядущий посевной сезон. Крестьяне очищали крыши домов от снега и наледи. Чтобы в доме до лета сохранялось тепло, мужчины приносили из леса сучья и растапливали ими печи. Женщины, девушки и дети забирались на возвышенности и пели песни, приветствуя весну.
На Евдокию женщины, девицы и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла?
Красное летичко! Преподобномученице Евдокии Илиопольской молятся о здоровье, а также о женском целомудрии, от соблазна и неверности, о семейном счастье. Крестьяне уже всерьез задумывались о будущем урожае, подыскивали работников. Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры.
По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. В этот день нельзя строить планы, задумывать и просчитывать те или иные дела — всё задуманное не осуществится, постоянно будет что-то мешать. Лучше даже не думать ни о чём важном. Нельзя делать крупные покупки квартира, машина, бытовая техника, электроника — не прослужит долго, придёт в негодность, сломается, доставит немало проблем.
Или тот святой, которого она выбрала своим покровителем сам.
Все имениныБез новомучениковНовомученики Новомученики - христианские святые, которые были канонизированы начиная с XX века, многие - в 2000 году. Поскольку небесным покровителем человека может быть только святой, канонизированный до даты его крещения или дня рождения, то при выборе своего Ангела-покровителя обращайте внимание на дату канонизации новомученика. Январь 11 января: Евдокия Назина, мученица новомученица, 0. Причислена к лику святых в 0 году Евдокия Гусева, мученица новомученица, 0. Причислена к лику святых в 0 году Февраль 5 февраля: Евдокия Кузьминова, преподобномученица, послушница новомученица, 0.
В этот день принято вспоминать покойных родственников и молиться за упокоение их душ. Также наши предки верили, что именно в день Евдокии любой человек может получить исцеление даже от самого тяжелого недуга. Приметы на 14 говорят, что чудесное исцеление могут получить все заболевшие люди, которые сегодня выпьют талую воду. Лучше всего, если вода будет из-под талого снега. Однако если снег отсутствует, то можно взять любую талую воду, которую можно сделать самостоятельно, растопив лед из морозильной камеры.
Авдотьев день. Что можно и что нельзя делать 14 марта 2024 года
Так святая Евдокия получила в народе ещё одно прозвище — свистунья. С Евдокии свистуньи ветры и вихри. Вот те раз, приехала свистунья! С Авдотьи начинаются первые настоящие оттепели. Евдокия — замочи подол, под порогом мокро. По погоде дня судили о весне, лете и даже делали прогнозы на весь год, обращая внимание на ветер, наличие или отсутствие снегопада. Наблюдали за поведением птиц, животных и насекомых. Например, если проснулся сурок, вышел из норы и начал свистеть — это первый признак весны. Увидев пролетающую ласточку, в неё бросали горсть земли, сказав: «На тебе, ласточка, на гнездо». Крестьяне думали о предстоящих полевых работах: чинили борону, точили соху. В горшочках сеяли капустные семена на рассаду, веря, что вырастет капуста, которая не пострадает от морозов и даст хороший урожай.
Многие традиции по сей день соблюдаются в сёлах, и вот некоторые из них: Чтобы в доме царил достаток, хозяйки с самого утра принимались печь печенье в виде жаворонков. Молодые девушки и дети ходили с этим лакомством по дворам, пели призывные веснянки и славили начало весны. Для благополучия в семье нужно было кинуть горсть земли в сторону пролетающих ласточек, которые в это время возвращались из тёплых краёв.
При этом произносили слова: «На тебе, ласточка, на гнездо». А чтобы семья не бедствовала, эту птицу обязательно надо было покормить хлебом. Чтобы исцелиться от недугов, в праздник святой Евдокии принято было умывать талой водой, которую получали из снега, собранного накануне.
Во время ритуала люди молились великомученице и просили крепкого здоровья. Женщины верили, что ускорить приход весны и наступление тёплых деньков можно путём разжигания печи огня сучьями, которые были собраны в лесу ранним утром в день Явдохи. Также в этот праздник женщины избавлялись от негатива и просили у святой великомученицы счастья.
Для этого ещё до восхода солнца они брали зеркало и высказывали в него всё плохое, что накопилось в их душе, плакали и жаловались на свою судьбу, после чего заворачивали его в тёмную ткань, разбивали и закапывали далеко от дома. Для богатого урожая в этот день в церкви святили зёрна пшеницы, которые высаживали в первую очередь.
Иначе тяжесть грехов умерших родственников падет на скупого.
На Авдотью старались не выходить из дома после захода солнца, чтобы не привлечь внимание злых сил. На Авдотью Весновку хорошо совершать покупки, в том числе крупные. Лучше всего приобрести что-то полезное для дома, например, бытовую технику.
Любые траты вскоре окупятся с лихвой. Кроме того, в день памяти Евдокии Илиопольской стоит уделить внимание бездомным животным. Предки считали, если покормить кошку или собаку, а может, даже забрать к себе домой, такой поступок принесет человеку долгую и счастливую жизнь без материальных проблем.
Праздник Девятнадцатого дня был предписан в «Китаб-и-Акдас» — священной книге бахаи, где сказано следующее: «Предписывается вам раз в месяц выказывать гостеприимство, даже если угощением будет простая вода, ибо Господь возжелал связать ваши сердца воедино средствами и небесными, и земными». Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета Зах. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными. На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением.
Название происходит от того, что верующие приходят в церковь с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм.
Авдотьев день. Что можно и что нельзя делать 14 марта 2024 года
Например, помидоры пора высаживать, если на растении появились бугорки у основания стебель. Также май хорош для рассады тем, что он богат на дожди, которые увлажняют землю и рассада приживается. К тому же за мокрым весенним месяцем приходит жаркий июнь, что помогает овощам расти и укрепляться. Особенно такая погода хороша для перца и помидор. Стоит быть осторожным в эту пору в лесу, поскольку начинается активный вылаз змей. Каким будет лето, согласно приметам на 30 мая По погоде на Евдокию прадеды на Руси определяли, каким будет лето. Согласно поверьям, если 30 мая светит солнце, то лето будет жарким, если же идет дождь, то тепла за три месяца стоит и не ждать. Богат праздник Евдокии Свистуньи и на другие приметы: в ночь на 30 мая светит молодая Луна, а день оказался дождливым — к мокрому лету; дует холодный ветер, таким же будет и июнь; свиньи в грязи купаются — ясной погоды летом не предвидится. Согласно приметам, сон, увиденный в ночь на 30 мая, может исполниться в течение 30 дней.
По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. На Евдокию женщины, девицы и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко! Преподобномученице Евдокии Илиопольской молятся о здоровье, а также о женском целомудрии, от соблазна и неверности, о семейном счастье. Крестьяне уже всерьез задумывались о будущем урожае, подыскивали работников. Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. В этот день нельзя строить планы, задумывать и просчитывать те или иные дела — всё задуманное не осуществится, постоянно будет что-то мешать.
День памяти благоверных князей Петра и Февронии Муромских Среди всех июльских праздников День Петра и Февронии отмечают наиболее широко. История этих святых действительно является примером большой любви между супругами. Согласно преданию, князь Петр заболел проказой, и однажды во сне ему было дано предсказание, что спасет его от болезни крестьянка Феврония. Так все и случилось. Позже супруги приняли монашество и умоляли Бога послать им смерть в один день. Господь их услышал — Петр и Феврония умерли в один день и час, а их мощи и сегодня покоятся в Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме. День этих святых покровителей семьи лучше отметить в кругу родных и близких людей. Праздник семьи, любви и верности предполагает не формальный подход, а деятельный — направленный на укрепление семьи Святослав Шевченкосвященник Русской православной церкви, православный блогер Иерей Святослав Шевченко советует в первой половине дня 8 июля посетить храм и принять участие в общей молитве об умножении любви. Затем всей семьей можно отправиться на природу — погулять в парке или вместе поиграть в футбол, волейбол и другие командные игры. Вечером священник советует собраться за столом — устроить чаепитие, пообщаться и поиграть в настольные игры. День святых первомученников Петра и Павла Этот праздник отмечается 12 июля и означает окончание Петровского поста. Не стоит забывать, что предыдущие дни июля являются постными , поэтому даже во время праздничных застолий до 12 июля, в том числе на День семьи, нужно соблюдать определенные правила. В частности, во время поста запрещены мясо, яйца и молочные продукты, по определенным дням можно есть рыбу и пить немного вина. День святых Петра и Павла посвящен памяти учеников Христа, проповедовавших слово Божие по всему миру. Их вспоминают в один день неслучайно.
На Балканах день святой Евдокии посвящён очистительным обрядам. Сербы «изгоняют» из сада и со двора змей и ящериц, кладут на ворота и окна рога и копыта в качестве амулетов. В Зете звонят в колокола, стучат по металлическим предметам, чтобы выгнать всякую нечисть. Чтобы охранить его от змей и насекомых, мусульмане Черногории окуривают дом дымом навоза. Прогоняют скот между двумя «живыми» кострами или зажжёнными свечами. В Черногорском Приморье украшают ветками двери и окна, в Македонии ветки прикрепляют к изголовью постелей [2]. В Болгарии женщины метут дом и двор, жгут мусор, прыгают через костёр, чтобы не покусали змеи и чтобы в доме не было блох, приговаривая: «Вон, блохи, входи, Марта! Другие формулы отсылают нечисть насекомых, ящериц, мышей и волков в другое село, лес, в воду, в «штаны к цыгану, молодухе», к собакам и кошкам. Первомартовские костры должны были «развеселить», то есть сжечь или подпалит бабу Марту. В Банате болгары выражают пожелание: «Баба Марта, я тебя грею сегодня, а ты меня завтра», а когда все перепрыгнут через костёр, кричат: «Дед Алия, выпьем тёплой ракии ». В Родопах обязанность раскладывать огонь возлагается на молодых женщин и мужчин. В Златоградском округе все окуривают друг друга: мужчин, «чтобы раскрылась ширинка», и женщин, чтобы задрали юбки. Но в доме огонь разжигать запрещено, иначе все побьёт град и в поле будет головня [2]. В восточной Болгарии, чтобы расположить к себе бабу Марту, женщины бросают красные пояса или косынки на забор или деревья, чтобы «встретить бабулю красным», «чтобы баба Марта рассмеялась», при этом строго запрещено выносить белое бельё и белую одежду. В Родопах этот день празднуют от болезней, особенной опасности подвергаются в этот день глаза. В Смоленском округе все встают затемно, чтобы «Марта не написала им в глаза», так как считается, что «она принесёт сонливость» то же у бессарабских болгар.
Евдокиев день: что нельзя делать 14 марта
Народный праздник, посвященный Евдокии Илиопольской, называли по-разному: Авдотья, Авдотья Плющиха, Святая Евдокия, Весновка. День Евдокии Свистуньи отмечают 14 марта. Церковный праздник «Евдокия Свистунья» отмечают в России 30 мая в 2023 году. Авдо́тья Весно́вка — день в народном календаре славян, приходящийся на 1 (14) марта по юлианскому или 1 марта по григорианскому календарю. Бывшим ухажерам Евдокии не давала покоя мысль о богатстве, заработанном распутной жизнью с их помощью. Преподобная Евфросиния (в миру Великая княгиня Евдокия Димитриевна) родилась в 1353 году в семье суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны Грекини.
Что нельзя делать 14 марта
- О погоде летом судили на Руси по сегодняшнему дню
- 14 марта — память преподобномученицы Евдокии
- Народные приметы на 14 марта 2023 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи
- День святой Евдокии 14 марта
Весна не за горами! 14 марта - день святой Евдокии: обычаи и приметы
Преподобномученице Евдокии Илиопольской. 14 марта отмечается День святой Евдокии, в народе ее называли Евдокия-плющиха. В народном календаре дата получила название день Авдотьи Весновки или Евдокии Свистуньи. День святой мученицы Евдокии Илиопольской отмечается 14 марта. День святой мученицы Евдокии Илиопольской отмечается 14 марта.
Авдотьев день: что можно и нельзя делать 14 марта
Тем не менее в период активизации гонений христиан ее арестовали и обезглавили. Приметы и поверья 14 марта считался особым днем в народном календаре, наполненным множеством примет и традиций, которые были направлены на привлечение удачи, здоровья и благополучия в дом. Соблюдение этих обычаев помогало гармонизировать взаимоотношения с природой и подготовиться к предстоящему сезону весенних работ. Сбор талой воды в этот день и использование ее для омовения или кропления дома направлены на очищение и обновление. Эта традиция основывалась на вере в целебные свойства весенней воды, которая считалась источником силы и здоровья. Звуки песен овсянки, услышанные в этот день, символизировали скорое приближение тепла и весны. Это был знак для крестьян, что пора готовиться к полевым работам.
Высадка рассады, особенно капусты, в этот день обещала хороший и здоровый урожай. Считалось, что растения, посаженные на Евдокию, будут устойчивы к болезням и непогоде. Следование приметам и традициям позволяло людям вести счастливый и здоровый образ жизни, созидая и поддерживая благоприятное пространство вокруг себя. Евдокия — приметы Считалось, что в этот день приходила весна. По этой причине крайне важно было в этот период обращать внимание на народные приметы. Благодаря им можно было предсказать урожай пшеницы, а также прочих зерновых культур.
Дождь на 14 марта — к отличному урожаю хлеба.
В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы. Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд. Катание на Екатерину — веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью шкурой , за молодоженами следовал поезд с родственниками. После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми.
Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми. По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие. В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест. Такие саночки раскрашивали и расписывали. Вместе на этих саночках катались с горы, веря, что с этого момента жизнь их будет неразлучной.
Вечером дома хозяйка ставила на стол выпеченный в русской печке пирог с картошкой и рыбой. Расписные саночки дарили также бабушки своим внучатам, а крестные матери — крестникам. Вечер на Екатерину — время ворожбы. Молодежь загадывала на свое счастье. В первую очередь девушки гадали на своего суженого. Перед сном клали они под подушку кусок хлеба и загадывали, каким будет суженый.
В Екатеринин день русские молились также св. Меркурию Смоленскому, при защите Смоленска отразившего нападение татар. Еленины косы см. Елеонская Елена Николаевна 23. Специализировалась по фольклору и этнографии под руководством В. Составила сборник великорусских частушек 1914 — первый научный труд, посвященный этому жанру.
Заслуживают внимания работы Елеонской о сказках, заговорах и загадках. В журналах «Этнографическое обозрение», «Русский архив» и др. Совместно с В. Елисеев День Елисей Гречкосей Народное название дня прор. Елисея, а также прп. Елисей считался у русских крестьян покровителем полей, защитником их от пожаров.
В день св. Елисея крестьяне молились ему о «ниспослании дождя». Елка Новогодняя Срубленная и украшенная ель в праздник Нового года и Рождества. По евангельскому преданию, ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой. Обычай хвойного рождественского деревца, пришедший к нам из Германии, соединился с многочисленными славянскими ритуалами, связанными с внесением в дом деревца в определенные праздничные дни календарного года и жизненного цикла человека. В виде срубленного деревца, его верхушки, веток, венка или гирлянды из еловых веток устанавливали или вешали в церкви на период от Рождества до Крещения, его ставили в красном углу на лавке, носили с собой колядники и пастухи, обходившие дома на Святки, и т.
В народной дендрологии ель также связывалась с похоронно-поминальными ритуалами. Использовалась в качестве обрядового деревца в рождественско-новогодних, масляничных, троицких и купальских празднествах, а также на свадьбах. Емельянов День Народное название дней двух разных святых: 1 мч. Емилиана, при имп. На день мч. Лишь потом их уносили домой до следующей страды.
В этот день топили баню и парились вениками из ржаной соломы. С этого дня начинали заготавливать варенья да соленья. На день св. Мыло это использовали при купании ребенка-крестника. При этом на Русском Севере приговаривали: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба Божьего называли имя ребенка , на чистоту его, на красоту его». Вечером при свете свечи или лучины собирались послушать сказки и бывальщины старых опытных людей, повидавших многое на своем веку.
Иногда те состязались между собой, рассказывая занятные истории, затейные бывальщины, страшные чудеса. Считается, что отсюда и пошла поговорка: «Мели, Емеля, твоя неделя». Емельяны перезимники см. Ендова Большой широкий округлый сосуд, деревянный, оловянный или медный, с носиком, для разлива вина, пива, браги, меда. В центральных губерниях Европейской России деревянные ендовы делали овальной или круглой формы, на поддоне, с рукояткой и желобком для слива, вырезанным на краю сосуда. Северные ендовы имели круглое тулово со слегка отогнутыми краями, низкий поддон и слив-желобок.
Ендовы, распространенные в губерниях Поволжья, были токарной работы, круглые, с выступающим носиком в виде желоба. Деревянные ендовы, в отличие от металлических, обычно богато орнаментировали. Ендовы, так же как ковши, братины, скопкари, являлись традиционной утварью для русского застолья. В русской деревне ендову почитали как символ гостеприимства: «В поле враг, дома — гость: садись под святые, начинай ендову». Епанча епанечка Нагрудная женская одежда в виде короткого, до талии, плаща без рукавов или с ложными рукавами. На Русском Севере ее шили из шелка или парчи, украшали кружевом из золотых нитей, металлической бахромой.
В Сибири ее изготавливали из меха белки, куниц или соболя. Епанча не имела пуговиц, нередко ее завязывали у воротника или прямо у шеи длинными шелковыми лентами. Этим термином обозначали тогда одежду на меху: «... Во 2-й пол. XIX в. Епанча из меха, распространенная в Сибири, была праздничным нарядом девушек и замужних женщин.
Епифан Епифанов день, Рябиновка Народное название дня свт. По народной примете, «если на Епифана утро в красном кафтане» — к пожарам. В народных поверьях Епифан рядился в красный сарафан под цвет рябины, поэтому девушки в этот день надевали красные сарафаны. По древнему обычаю, крестьяне выходили в этот день к рябине и, обращаясь к Епифану, просили его уберечь дома и дворы от огня-пожарища. Старое сказание гласило, что ветка рябины помогает в лесу не заблудиться. Тот, кто с веткой рябины по лесам-болотам ходит, всегда верный путь находит.
Рябина охраняет от всяких бесов, несет в себе целебную силу. По народным приметам, земля в этот день покрывается ледяной коркой. Морозы чаще и сильнее сковывают землю. По русскому поверью, на Ераста зима на пегую лошадку пересаживается. В этот день существовал обычай нищим и сиротам отдавать старую одежду, чтобы в холода не замерзли. Название дня памяти прор.
Иеремии связано со словом «ярмо» упряжи для скота. Святой в дни своих пророчеств носил на шее деревянные колодки, по народным понятиям — ярмо. В этот день с помощью подъяремных животных начинались сельские работы — тяжелые и изнурительные как для земледельца, так и для скота. Поскольку эти работы можно выполнить лишь с помощью Божией, то люди обращались к прор. Иеремии, служили молебны и окропляли земледельческие орудия богоявленской водой. По верованиям, в этот день сам прор.
Иеремия запрягает на небе колесницу и засевает хлеб, а иногда и заканчивает за изнуренных людей работу. Посев начинали с молебна св. Крестьяне, выходя в поле, кланялись на восток, юг и запад, с низкими поклонами бросали в каждую сторону по горсти жита и просили у Матери-Земли хорошего урожая. После этого ритуала начинали сев. Во многих губерниях в день сева ни под каким видом не давали чужому человеку ни единого зерна, ни куска печеного хлеба, т. Еремей распрягальник Еремеев день, Ерема Народное название дня мч.
К этому времени должен быть закончен посев всех хлебов. В этот день распрягали лошадей, отпускали их на вольный выпас. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать. Ермолай Ермолаев день Народное название дня свв. На этот день во многих местах России заканчивали жатву. Крестьяне молились св.
Ермолаю о помощи в труде — «Ермолай, последний хлеб убирай». Если не успевали, приглашали соседей помочь. Ермолов Алексей Сергеевич 12. Родился в Тифлисе. Окончил Александровский лицей и Петербургский земледельческий институт. Изучал и собирал народные приметы, связанные с сельским хозяйством опубликовал их в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах», т.
Участвовал в работе Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности 1902—05. Считал необходимыми ориентацию сельского хозяйства на внутреннее потребление и более широкое привлечение земств к деятельности в аграрной сфере.
Как раньше в деревнях называли жилище из одного четырехстенного сруба? Название праздника частично взято от имени христианской мученицы Евдокии Илиопольской, почитаемой церковью в данный день. История мученицы началась во 2 веке в палестинском городе Илиополь. День Евдокии отмечается в православной традиции 1 марта 14 марта по старому стилю. Евдокия — это святая женщина, которая жила в IV веке.
В христианство Евдокию обратил монах Герман. После этого она отдала все свое состояние епископу Гелиопольскому, а сама приняла постриг в женском монастыре, где позже стала настоятельницей. Когда Евдокию увидел наместник Диоген, он был восхищен ее красотой и попытался овладеть ею. Несмотря на пытки, монахиня сохранила верность своему обету. По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. На Евдокию женщины, девицы и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко! Преподобномученице Евдокии Илиопольской молятся о здоровье, а также о женском целомудрии, от соблазна и неверности, о семейном счастье. У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки.
Какого числа день памяти Евдокии Илиопольской в 2024 году
30 мая отмечается праздник Евдокия Свистунья и день памяти преподобной Ефросинии Московской: свистуньей день назвали потому, что обычно дуют сильные ветры, издающие свист, пишет ФедералПресс. Верующие отметят праздник в честь святой Евдокии Илиопольской 14 марта 2024 года. В этот день для них устраивали настоящий праздник, в который они получали новые игрушки и сладости. Обычно этой помощью занималась церковь, которая заблаговременно готовилась к данному празднеству.
20 июля — память святой преподобной великой княгини Московской Евдокии, в инокинях Евфросинии
У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой.
Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре.
Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души. С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в игуменьи своей обители. Приняв начальственную должность, Евдокия направила свои силы на добрые дела. Она кормила и одевала странников, посещавших ее обитель, исцеляла больных своими молитвами. Так Евдокия 56 лет подвизалась в добрых делах и иноческих подвигах.
Елисея, а также прп. Елисей считался у русских крестьян покровителем полей, защитником их от пожаров. В день св. Елисея крестьяне молились ему о «ниспослании дождя». Елка Новогодняя Срубленная и украшенная ель в праздник Нового года и Рождества. По евангельскому преданию, ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой. Обычай хвойного рождественского деревца, пришедший к нам из Германии, соединился с многочисленными славянскими ритуалами, связанными с внесением в дом деревца в определенные праздничные дни календарного года и жизненного цикла человека.
В виде срубленного деревца, его верхушки, веток, венка или гирлянды из еловых веток устанавливали или вешали в церкви на период от Рождества до Крещения, его ставили в красном углу на лавке, носили с собой колядники и пастухи, обходившие дома на Святки, и т. В народной дендрологии ель также связывалась с похоронно-поминальными ритуалами. Использовалась в качестве обрядового деревца в рождественско-новогодних, масляничных, троицких и купальских празднествах, а также на свадьбах. Емельянов День Народное название дней двух разных святых: 1 мч. Емилиана, при имп. На день мч. Лишь потом их уносили домой до следующей страды.
В этот день топили баню и парились вениками из ржаной соломы. С этого дня начинали заготавливать варенья да соленья. На день св. Мыло это использовали при купании ребенка-крестника. При этом на Русском Севере приговаривали: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба Божьего называли имя ребенка , на чистоту его, на красоту его». Вечером при свете свечи или лучины собирались послушать сказки и бывальщины старых опытных людей, повидавших многое на своем веку. Иногда те состязались между собой, рассказывая занятные истории, затейные бывальщины, страшные чудеса.
Считается, что отсюда и пошла поговорка: «Мели, Емеля, твоя неделя». Емельяны перезимники см. Ендова Большой широкий округлый сосуд, деревянный, оловянный или медный, с носиком, для разлива вина, пива, браги, меда. В центральных губерниях Европейской России деревянные ендовы делали овальной или круглой формы, на поддоне, с рукояткой и желобком для слива, вырезанным на краю сосуда. Северные ендовы имели круглое тулово со слегка отогнутыми краями, низкий поддон и слив-желобок. Ендовы, распространенные в губерниях Поволжья, были токарной работы, круглые, с выступающим носиком в виде желоба. Деревянные ендовы, в отличие от металлических, обычно богато орнаментировали.
Ендовы, так же как ковши, братины, скопкари, являлись традиционной утварью для русского застолья. В русской деревне ендову почитали как символ гостеприимства: «В поле враг, дома — гость: садись под святые, начинай ендову». Епанча епанечка Нагрудная женская одежда в виде короткого, до талии, плаща без рукавов или с ложными рукавами. На Русском Севере ее шили из шелка или парчи, украшали кружевом из золотых нитей, металлической бахромой. В Сибири ее изготавливали из меха белки, куниц или соболя. Епанча не имела пуговиц, нередко ее завязывали у воротника или прямо у шеи длинными шелковыми лентами. Этим термином обозначали тогда одежду на меху: «...
Во 2-й пол. XIX в. Епанча из меха, распространенная в Сибири, была праздничным нарядом девушек и замужних женщин. Епифан Епифанов день, Рябиновка Народное название дня свт. По народной примете, «если на Епифана утро в красном кафтане» — к пожарам. В народных поверьях Епифан рядился в красный сарафан под цвет рябины, поэтому девушки в этот день надевали красные сарафаны. По древнему обычаю, крестьяне выходили в этот день к рябине и, обращаясь к Епифану, просили его уберечь дома и дворы от огня-пожарища.
Старое сказание гласило, что ветка рябины помогает в лесу не заблудиться. Тот, кто с веткой рябины по лесам-болотам ходит, всегда верный путь находит. Рябина охраняет от всяких бесов, несет в себе целебную силу. По народным приметам, земля в этот день покрывается ледяной коркой. Морозы чаще и сильнее сковывают землю. По русскому поверью, на Ераста зима на пегую лошадку пересаживается. В этот день существовал обычай нищим и сиротам отдавать старую одежду, чтобы в холода не замерзли.
Название дня памяти прор. Иеремии связано со словом «ярмо» упряжи для скота. Святой в дни своих пророчеств носил на шее деревянные колодки, по народным понятиям — ярмо. В этот день с помощью подъяремных животных начинались сельские работы — тяжелые и изнурительные как для земледельца, так и для скота. Поскольку эти работы можно выполнить лишь с помощью Божией, то люди обращались к прор. Иеремии, служили молебны и окропляли земледельческие орудия богоявленской водой. По верованиям, в этот день сам прор.
Иеремия запрягает на небе колесницу и засевает хлеб, а иногда и заканчивает за изнуренных людей работу. Посев начинали с молебна св. Крестьяне, выходя в поле, кланялись на восток, юг и запад, с низкими поклонами бросали в каждую сторону по горсти жита и просили у Матери-Земли хорошего урожая. После этого ритуала начинали сев. Во многих губерниях в день сева ни под каким видом не давали чужому человеку ни единого зерна, ни куска печеного хлеба, т. Еремей распрягальник Еремеев день, Ерема Народное название дня мч. К этому времени должен быть закончен посев всех хлебов.
В этот день распрягали лошадей, отпускали их на вольный выпас. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать. Ермолай Ермолаев день Народное название дня свв. На этот день во многих местах России заканчивали жатву. Крестьяне молились св. Ермолаю о помощи в труде — «Ермолай, последний хлеб убирай». Если не успевали, приглашали соседей помочь.
Ермолов Алексей Сергеевич 12. Родился в Тифлисе. Окончил Александровский лицей и Петербургский земледельческий институт. Изучал и собирал народные приметы, связанные с сельским хозяйством опубликовал их в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах», т. Участвовал в работе Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности 1902—05. Считал необходимыми ориентацию сельского хозяйства на внутреннее потребление и более широкое привлечение земств к деятельности в аграрной сфере. В янв.
Николаю II с предложением учредить выборную земскую думу для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. С 1905 член Государственного Совета. С 1913 председатель комиссии по охранению памятников природы при Русском Географическом обществе. Сторонник развития туризма. В 1915 опубликовал работу «Русский туризм и отчизноведение». Ерофеич Водка, настоянная на целебных травах. Считалась целебной при многих болезнях.
Орлова от опасной болезни. В лавках продавались в фунтовых бумажных пакетах смеси трав с сушеными померанцами под названием «набор» для приготовления ерофеича. Ерофей лешегон Народное название дня сщмч. По поверью, на Ерофея лешие дурят в лесу: кричат, хлопают в ладоши, хохочут, ломают деревья, гонят зверье, траву в узлы завязывают, болотные зыбуны вспучивают. Происходит это потому, что св. Ерофей их с земли гонит. Считалось, что в этот день лешие сквозь землю проваливаются и тянут за собой все живое — зверей и птиц, траву и ягоды, грибы и орехи.
Если человек попадется — и его с собой утянут. Поэтому ходить в лес в этот день было запрещено — леший нападет. Крестьяне рассказывали: «Леший — хозяин лесов и болот, ничего и никого не боится, кроме Ерофея да еще огня, даже головешки страшится. Только крестным знамением можно от него уберечься. Почувствовав, что леший тебя водит, остановись да перекрестись, зажги ветку да оглянись — путь-то из лесу сразу и увидишь. А чтобы леший не обошел тебя спереди, сними обувь да стельки поменяй с пятки на носок: леший тогда сам запутается и назад от тебя побежит». Сказка проникла и в лубочные издания.
В ней рассказывается, как молодой богатырь Еруслан, достав себе коня, совершает на нем ряд воинских и любовных подвигов. Миллер указывает на влияние сказки о Еруслане Лазаревиче на одну малорусскую сказку об Илье Муромце, а также отмечает одну былину, представляющую яркий пример смешения обеих личностей. Еруслан Лазаревич проник и в малорусский заговор против змеиного укуса: «На осиянском мори стоит дуб, а в том дубе Яруслан Лазаревич. Яруслан Лазаревич! Не будешь ты своего гаду сбирати, из желтой кости зуба вынимати — полевой, меловой, травяной, болотняной — побьет тебя день середа!
На Евдокию женщины, девицы и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко! Преподобномученице Евдокии Илиопольской молятся о здоровье, а также о женском целомудрии, от соблазна и неверности, о семейном счастье. Крестьяне уже всерьез задумывались о будущем урожае, подыскивали работников. Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. В этот день нельзя строить планы, задумывать и просчитывать те или иные дела — всё задуманное не осуществится, постоянно будет что-то мешать. Лучше даже не думать ни о чём важном. Нельзя делать крупные покупки квартира, машина, бытовая техника, электроника — не прослужит долго, придёт в негодность, сломается, доставит немало проблем.