Получи верный ответ на вопрос«Когда распалась Британская империя? » по предмету История, используя встроенную систему поиска.
Последний осколок империи: как Британия отдавала Гонконг
Почему распалась Британская империя? | Британское правительство продолжает отстаивать демократически принятое шотландским народом решение и считает необходимым соблюдать те обещания, которые Вы ему дали. |
Интересные факты о Британской империи - | Британская империя рухнула вместе с ее колониальной системой, и попытки возродить ее обречены на провал, пишет Spiked. |
Как Британская империя разрушала мир | Самым главным событием Британской империи во время кризиса капитализма стала война с англо-бурской войны 1899-1902 годов. |
Распад Британской империи | 19 веках, максимального расширения достигла к началу 20 века. |
Власть Факта. Распад Британской Империи (2021)
Именно из-за них в начале 1980-х разгорелся англо-аргентинский конфликт. Аргентина продолжает оспаривать их территориальную принадлежность. Страна, которая не понимает свою собственную историю, вряд ли будет уважать чужую», — Тони Бивор, британский историк.
Охваченные яростью индуисты и мусульмане насиловали и убивали недавних соседей, громили и сжигали чужие дома. О том, как разделение Индии превратилось в определяющее событие в южноазиатской истории в XX веке, рассказывает Василий Легейдо. Некоторые британские солдаты и журналисты, которые видели ужасы нацистских лагерей смерти, утверждали, что творившееся в Индии ужаснуло их даже больше: беременные женщины с отрезанными грудями и дети, вынутые из их вспоротых животов, младенцы, буквально зажаренные на вертеле». Чуть больше чем за год до описываемых событий, в мае 1946-го, Правительственная миссия в Индию представила план предоставления колонии независимости. Основная задача этого органа состояла в поиске компромисса между двумя крупнейшими партиями — Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой. План британских дипломатов подразумевал образование к июню 1948 года единой и свободной Индии.
С ним согласились и индуисты, и мусульмане. Однако разногласия по поводу условий формирования законодательных органов привели к тому, что уже к концу 1946-го обе партии отказались от участия в плане. Тогда британская администрация вернулась к идее, которая обсуждалась уже несколько лет: разделить бывшую колонию на два независимых государства, Индию и Пакистан. Основное население Индии составили бы индуисты, Пакистана — мусульмане. Так метрополия рассчитывала избежать религиозных конфликтов, споров за политическое влияние и гражданской войны. От союза сердец — к теории двух наций Мусульманское и индуистское население Британской Индии не делилось по территориальному признаку. Нельзя было сказать, что в зависимости от религиозных убеждений люди селились в определенных регионах. Мусульмане впервые захватили город Лахор, который сейчас относится к Пакистану, еще в 1021 году, а в 1192-м исламский полководец Айбек установил контроль над Дели и основал Делийский султанат.
К 1323 году значительная часть территории будущей британской колонии находилась под властью мусульманских правителей. А еще через несколько веков в Индии сформировалась гибридная культура — одновременно индуистская и мусульманская. Примерно пятая часть населения Южной Азии в тот период исповедовала ислам. Во многих поселениях две религии образовывали причудливый гибрид. Например, суфийские мистики интегрировали в свое учение йогические практики — натирали тела пеплом или читали молитвы, находясь вниз головой. Индуисты посещали могилы выдающихся исламских мыслителей, а мусульмане приносили подношения к индуистским святыням. Особенно активно суфизм распространялся в Пенджаб и Бенгалию — регионы, которые в 1947 году пострадают от наиболее ожесточенного насилия. Однако культурное смешение происходило по всему субконтиненту — в некоторых средневековых индуистских текстах, составленных на юге Индии, султан Дели упоминался как воплощение бога Вишну.
А в XVII веке наследник могольского падишаха Дара Шукох осуществил перевод «Бхагавадгиты» — одного из самых значимых текстов индуистской философии — на персидский язык, а также составил сочинение «Слияние двух океанов», посвященное сходствам между двумя религиями. Последний падишах Могольской империи Бахадур Шах II, правивший до 1857 года, когда британские войска штурмом взяли Дели, писал, что индуизм и ислам «разделяют одну сущность». После установления колониального контроля Индия по-прежнему оставалась местом пересечения культур, традиций, языков и верований. Однако именно под властью Лондона индуизм и ислам постепенно вошли в противоречие друг с другом. Если до включения в состав Британской империи и индуисты, и мусульмане по большей части толерантно относились к принципам и убеждениям соседей, а отчасти даже перенимали их, то на стыке XIX и XX веков отношения между двумя группами охладели. Наметилась тенденция к осуждению связей и пересечений между взглядами и культурами. Даже те индуисты, которые раньше интерпретировали параллели между своим учением и исламом, теперь часто выступали за религиозную «чистоту». То же происходило и среди мусульман.
Тем не менее в тот период среди многих публичных фигур еще сохранялась убежденность в том, что разные религиозные группы в Индии могут мирно сосуществовать. Прогресс нации возможен, только если нам удастся сохранить союз наших сердец, взаимную симпатию и любовь». Однако уже в 1885 году, когда борцы за права коренного населения колонии основали Индийский национальный конгресс, Ахмад-хан призвал мусульман не присоединяться к этой партии, поскольку большинство ее лидеров исповедовали индуизм. Принципиальность его позиции особенно примечательна с учетом того, что в первые десятилетия своего существования Конгресс позиционировался как организация, отстаивающая интересы всего народа, а не одной религиозной группы. В декабре 1887 года Ахмад-хан выступил с речью, в которой заявил, что партия не сможет представлять и мусульман, и индуистов. Если раньше он утверждал, что жителей Индии безотносительно религиозных убеждений можно считать одним народом, то теперь сказал, что это два разных народа, хоть многое их и объединяет. Он даже заверил аудиторию, что если в колонии появятся органы самоуправления, как того требовал Конгресс, то мусульмане пострадают под властью индуистского большинства. По словам Ахмад-хана, всем, кто исповедовал ислам, следовало положиться на британские власти, а не вовлекаться в борьбу за самостоятельность.
Так известный мусульманский деятель сформулировал основные положения теории двух наций , согласно которой индуизм и ислам представляли собой не просто две разные религии, но два разных культурных уклада и мировоззрения, две разные социальные группы. Их объединение в один народ по территориальному или этническому признаку последователи Ахмад-хана считали невозможным. А в 1906 году образовалась Всеиндийская мусульманская лига, которая потребовала проведения отдельных выборов, то есть чтобы только мусульмане выбирали представителей своих интересов в местных советах и законодательных органах. Британцы же использовали ситуацию и говорили мусульманам, что доминирующие в Конгрессе индуисты пытаются сорвать принятие легитимной инициативы по расширению прав религиозного меньшинства. Чтобы избежать полного раскола, членам Конгресса пришлось поддержать раздельные выборы, хотя они отчетливо осознавали возможные последствия этой реформы». В 1910-х одной из наиболее значимых фигур в составе и Мусульманской лиги, и Индийского национального конгресса стал мусульманский политик Мухаммад Али Джинна. Он же выступил символом изменения отношений между двумя составлявшими основное население колонии религиозными группами. В начале своей карьеры Джинна считался миротворцем между партиями и выступал против смешения политики и религии.
На очередном заседании Мусульманской лиги он призвал единомышленников «не бояться», а перспективу доминирования индуистов назвал «страшилкой, придуманной, чтобы запугать вас, заставить отказаться от сотрудничества и единства, необходимых для формирования самостоятельного правительства». В 1916 году Джинна добился того, что обе партии представили британской администрации единый список требований. Конгресс согласился поддержать прошение Лиги об отдельных выборах для мусульман. Лига взамен присоединилась к требованиям Конгресса о предоставлении Индии большей автономии и о расширении прав коренного населения. Тогда Джинну прозвали «посланником индуистско-мусульманского единства». Однако в последующие годы он начал всё сильнее отдаляться от Конгресса, пока вовсе не покинул его в 1920-м. Одной из причин подобной трансформации Джинны считаются разногласия с Махатмой Ганди. Тот постепенно стал безоговорочным лидером Конгресса.
Джинна же не разделял его тактику сатьяграхи — несотрудничества и гражданского неповиновения — как метода борьбы против колониального господства. Он считал, что добиваться автономии следует путем конституционных преобразований, а запущенную Ганди общенациональную протестную кампанию называл путем к анархизму. Конфликт двух политических и религиозных лидеров в 1920-х и 1930-х привел к усилению разногласий между индуистами и мусульманами — особенно после того, как в 1924 году Джинна в третий раз возглавил Мусульманскую лигу. На этом посту он оставался до смерти в 1948-м. Ему было важно оставаться лидером и вести за собой любое движение, к которому он принадлежал. С восхождением Ганди на вершину индийской политики Джинна чувствовал себя всё менее значимым». По словам Чаглы, Джинна представлял собой полную противоположность Ганди: первый верил исключительно в политические практики, второй апеллировал к абстрактным моральным и религиозным ценностям. Конечно, события 1947 года нельзя объяснить исключительно особенностями характера одного политика.
Однако факт остается фактом: когда после массовых беспорядков в первой половине 1940-х и окончания Второй мировой войны Британия всё же согласилась предоставить колонии независимость, Джинна настоял, что для этого необходимо образование двух отдельных государств для мусульман и индуистов. Но Джинна, лидер Мусульманской лиги, в 1940-х настаивал на том, что почти 100 миллионов мусульман — четверть всего населения колонии — окажутся в уязвимом положении по отношению к индуистскому большинству». В марте 1946 года британский премьер-министр Клемент Эттли анонсировал предоставление Индии независимости — но без фиксированного срока. Перспектива скорого решения судьбы колонии и ее населения внесла дополнительную напряженность в отношения сторонников Конгресса и Мусульманской лиги. Последние еще в 1940-м приняли резолюцию об образовании Пакистана. Однако к началу финальной стадии переговоров британцы еще надеялись, что разделения получится избежать. Сформированная метрополией комиссия предложила двум партиям образовать временное правительство, в котором Конгрессу отводилось бы на одно место больше, чем Мусульманской лиге. В конце июля 1946 года Мухаммад Али Джинна официально отверг такой вариант и объявил о проведении 16 августа акции протеста.
Эту дату мусульманский лидер назвал Днем прямого действия. На пресс-конференции 31 июля Джинна заявил, что и британцы, и индуисты вооружены — одни в прямом смысле, другие — угрозой массовой борьбы. Такой расклад якобы не оставлял Мусульманской лиге другого выбора, кроме как продемонстрировать собственную силу, чтобы продвинуть разделение Индии и образование Пакистана.
Колонии не имели прав самоуправления. Каждой колонией управлял генерал-губернатор, назначенный государством Великобритании.
Местные жители могли входить в законодательный совет, который собирал губернатор. Колонии были как крупными — такими, как Индия или остров Цейлон, так и небольшими. Протектораты формально обладали независимостью и были во многом свободны в отношении внутренней политики. Лондон предоставлял различные права на самостоятельность разным протекторатам. Но во внешней политике они полностью подчинялись империи.
Протекторатами Британии в разное время были Египет, Бруней, Иран. Подмандатные территории — бывшие колонии Германии и Османской империи, переданные Лигой Наций под руководство Великобритании на основе мандата. В отличие от протекторатов, на подмандатных территориях нельзя было строить военные базы, собирать армии из местного населения, торговать оружием и алкоголем. Британская Ост-Индская компания имела большее могущество, чем сама Британия. Британская Ост-Индская компания была частным акционерным обществом с широкими правами на торговлю на Востоке.
Организация была основана в 1601 году и сразу получила монополию на торговлю с Индией. Компания поставляла в Британию чай, специи, ткани, зерно. Через пятнадцать лет король Яков I предоставил бессрочные привилегии компании. Общество быстро развивалось и вскоре обрело не только торговые, но и правительственные и военные функции. Британская Ост-Индская компания фактически управляла большей частью Индии.
Она обладала правом собирать налоги с населения Бенгалии. Она подчинила себе внешнюю политику стран Индостана. Британская Ост-Индская компания даже обладала собственными войсками и частным флотом. Британская Ост-Индская компания значительно повлияла на развитие Британской империи и сделала ее великой. К середине 19 века она по своему влиянию и могуществу стала опережать британское правительство, что привело к неизбежному конфликту с государством.
В 1858 году правительство постановило передать административные функции британской короне. В 1874 году компания закрылась. Британская империя серьезно повлияла на современный мир. О влиянии Британской империи на мировую историю ведутся споры между учеными. Одни считают, что британцы подарили миру свободу торговли, новейшие технологии, образование, прецедентное право, развитую культуру, продуманную инфраструктуру, английский язык и идею свободы.
Другие напоминают о жестоких войнах, геноциде, рабстве, эксплуатации природных ресурсов.
Поделиться: Граждане империи очень гордились тем, что солнце в их стране никогда не заходит. Так появилось Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии. Именно из-за них в начале 1980-х разгорелся англо-аргентинский конфликт.
Почему распалась Британская империя?
Британское правительство продолжает отстаивать демократически принятое шотландским народом решение и считает необходимым соблюдать те обещания, которые Вы ему дали. Она распалась в 1997 году. Можно сказать, что Британия была последней империей, которая смогла так долго просуществовать. 19 веках, максимального расширения достигла к началу 20 века. Распад Британской империи (2021) – 9 просмотров, продолжительность: 38:59 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Сергея Волкова в социальной сети Мой Мир. Конечно, Британская империя не развалилась, когда отсоединились тринадцать колоний.
Распад британской империи: история и значение для становления Содружества
С началом холодной войны взаимные обвинения стали неотъемлемой чертой взаимоотношений. В период распада Британской империи советская политика была направлена на поддержку сил, способствовавших ее распаду. На русской дореволюционной литературе в том числе и исторической о Британской империи долгое время отражалось соперничество и противоречия двух крупнейших империй — Российской и Британской. В советской литературе внимание заострялось на британских антисоветских действиях, на антиколониальных движениях, кризисных явлениях в Британской империи и свидетельствах ее распада.
Имперский синдром в сознании многих британцев как и жителей других бывших метрополий вряд ли можно считать вполне выветрившимся. Однако следует признать, что в британской исторической науке в годы распада Британской империи шел постепенный отход от традиционных колониалистских взглядов и поиски взаимопонимания и сотрудничества с нарождающейся исторической наукой стран, провозгласивших свою независимость. Рубеж 20 и 21 вв.
В 1998—1999 вышла пятитомная Оксфордская история Британской империи. Бенджамин Дизраэли или история одной невероятной карьеры. Британские консерваторы и деколонизация.
The Lions Share. A Short History of British Imperialism 1850—1995. Harlow, Essex, 1996 Давидсон А.
Сесил Родс — строитель империи. Oxford, New York , 1998—1999 Хобсбаум Э. Век империи.
Daunton and R. London, 1999 Boyce D. Decolonisation and the British Empire 1775—1997.
London, 1999 The Commonwealth in the 21st Century. Mills and J Stremlau. Pretoria, 1999 Cultures of Empire.
A Reader. New York, 2000 Lloyd T. The History of the British Empire.
Bibliography of Imperial, Colonial and Commonwealth History since 1600. London, 2002 Heinlein F. British Government Policy and Decolonisation 1945—1963.
Scrutinising the Official Mind. London, 2002 Butler L. Britain and Empire.
Adjusting to a Post-Imperial World. London, New York, 2002 Черчилль У. Мировой кризис.
The Rise and Fall of the British Empire. Любую империю принято считать злом, противоречащим свободе и демократии. Империализм ассоциируется с работорговлей, жестокими войнами, эксплуатацией природных ресурсов , угнетением народов, расизмом и шовинизмом.
Британский экономист и историк Ниал Фергюсон подвергает сомнению столь однозначную оценку. В книге «Империя» он выступает с апологией «либерального империализма», предлагая максимально объективно оценить достижения и поражения Британской империи. В период расцвета Британская империя, крупнейшая в новой истории , занимала четвертую часть суши и управляла четвертой частью мирового населения.
Действительно, формирование великой империи предстает скорее случайным, чем закономерным. Все потому, что не абстрактная государственная политика, а частные устремления были движущей силой расширения Британии. Политика была следствием экономических интересов, религиозных убеждений и личных устремлений конкретных людей.
За 200 лет Британия превратилась из страны, находящейся на периферии европейской политики, в ведущую мировую державу. Узаконенное пиратство со времен Фрэнсиса Дрейка укрепило британский флот и сделало Англию абсолютным хозяином моря. А финансовые институты, такие как Центральный банк и система обслуживания государственного долга, которые Англия приобрела у голландцев, сделали страну экономическим лидером.
В процессе расширения Британской империи экономика всегда шла впереди политики. А покупка акций Суэцкого канала на долгие десятилетия стала для империи инструментом контроля за ситуацией в Египте. Британская империя началась с экономики и ей же и закончилась, когда после Второй мировой войны под грузом внешнего долга она больше не могла содержать свои обширные колонии.
Другим важным инструментом расширения империи была миграционная политика. Жителям Британии было слишком тесно или бедно на небольшом острове в Атлантическом океане. Одни уезжали в поисках новых экономических возможностей, другие искали свободы.
За политическими свободами уезжали в Северную Америку или Австралию. Путь к свободе от предрассудков викторианского общества вел на восток. А переселенцы с корабля «Мейфлауэр», в честь которых отмечается День благодарения, и вовсе бежали от земных грехов к свободе благочестивого мироустройства.
На заокеанских территориях начали складываться очаги британской культуры. Если в XVIII веке британская политика в Индии скорее была нацелена на межкультурную интеграцию, то в XIX веке империя сформулировала просветительскую миссию по отношению к колонизированным территориям, из эксплуататора превращаясь в защитника и покровителя отсталых государств. Нравственный императив двигал сотнями миссионеров, которые отвечали за британскую культурную экспансию среди туземцев и боролись с работорговлей на африканском континенте.
Одним из них был путешественник Давид Ливингстон. Благодаря торговцам, мигрантам и миссионерам стала возможна, по определению Фергюсона, «глобализация без канонерок». Британское военное преимущество было важным, но не определяющим фактором стабильности империи.
При этом Британия обладала самым мощным и современным флотом, угольные базы для которого были разбросаны по всему миру. Но империя контролировала колонии скорее благодаря гибкой политике и современной инфраструктуре. Именно во времена британского доминирования континенты опутали железные дороги и телеграфные линии.
Совокупность этих факторов позволяла сдерживать рост национальных освободительных движений. Ведь получив прививку британской культуры и образования, колониальная элита хотела большего — ответственного правительства. В итоге не национальные освободительные движения привели к краху Британской империи, а, как предсказывал Адольф Гитлер накануне Второй мировой войны, новые претенденты на мировое доминирование — Германия, Япония, Россия.
Падение империи было стремительным — то, что создавалось три века, распалось буквально за три десятилетия, оставив метрополии несколько «сувениров» на память о былом могуществе. Однако и сегодня Британская империя не менее реальна, чем столетие назад. Имперским наследием для многих ее колоний стали английский язык , образование, культура, инфраструктура, прецедентное право , институты государственного управления.
Дух великой Британии и сегодня чувствуется в разных частях земного шара от Бостона до Сингапура и от Дели до Канберры. Но главным цивилизационным экспортом Британской империи, по мнению Фергюсона, стала идея свободы. Британия осуществила первую попытку глобализации — во времена всеобщего увлечения протекционистской политикой, задолго до появления ВТО и МВФ.
Хотя империя часто была небезупречна по отношению к свободе личности, она, безусловно, покровительствовала свободной торговле, движению капитала и свободному труду, а также поощряла масштабные инвестиции в инфраструктуру своих колоний. Этим «старая добрая Англия» еще в конце XIX века выгодно отличалась от империй-конкурентов. В определенной степени империализм Британии устарел, будучи слишком джентльменским для нового мира «реальной политики».
И Ниал Фергюсон не скрывает своей ностальгии по тем временам. Завершение холодной войны, казалось, уничтожило последнюю «империю зла». Однако «конец истории» продлился недолго.
У международного сообщества и наднациональных структур не хватает финансовых и военных ресурсов для реакции на угрозы мировому порядку. По мнению Фергюсона, ситуация требует появления новой «либеральной империи» — арбитра международных отношений , который вмешивается в дела неправедных режимов и несет в нецивилизованный мир ценности демократии и свободы, как это делала Британия на протяжении столетий. Сегодня играть эту роль могут только Соединенные Штаты.
И фактически США уже ее исполняют, признают они это или нет. Провокационные выводы Фергюсона могут вызвать одобрение или острое неприятие. Фантомные боли имперского величия знакомы российскому читателю не меньше, чем британскому.
Но как ни относись к апологии нового империализма, «Империя» — это в первую очередь блестяще написанный исторический нон-фикшн, в котором живые характеры и судьбы переплетены с мировой политикой. Фергюсон доказывает: роль историка не в том, чтобы канонизировать историю, а в том, чтобы сделать ее живым предметом для размышлений. Британский, или, как подчеркивает сам Фергюсон, шотландский историк.
Профессор истории в Гарвардском университете. Сотрудничает также с Оксфордским и Стэнфордским университетами. Автор нескольких книг-бестселлеров — «Война мира», «Происхождение денег», «Цивилизация: Запад и другие».
Неоднократно признавался журналом Time «одним из самых влиятельных мыслителей современности». Автор множества телевизионных исторических фильмов. Фергюсон — один из самых яростных критиков Барака Обамы и его политики.
Великобритания была самой могущественной колониальной империей, занимавшей обширные территории — от Австралии до Северной Америки. Над Британией никогда не заходило солнце.
Разное Причины распада Британской колониальной империи Американский ультиматум о назревшем демонтаже Британской империи Англия получила 2 сентября 1940 г. Затем, начиная с Арджентии, давление Рузвельта на английского партнера стало перманентным и бескомпромиссным. Американцы с плохо скрываемым нетерпением ждали наследства и получили его, невзирая даже на растерянность малокомпетентного преемника, занявшего Овальный кабинет.
Американские усилия и порочная военная политика Черчилля сделали процесс распада британоцентристской общности необратимым. Начало крупным потерям положила Бирма. В 1942 г. Британская недееспособность и японские посулы соблазнили часть бирманцев примкнуть к победителям, тем более что Токио предлагал местным националистам независимость. Польщенные бирманцы во главе с Аун Саном согласились и с японской помощью приступили к формированию собственных вооруженных сил.
В обмен на лояльность и услуги японцы сдержали обещание и 1 августа 1943 г. Таким образом, с трудом отбившие беглую колонию, англичане в 1945 г. Солдаты, марширующие по узкому участку Бирманской дороги к боевым линиям. Аун Сан формально был полезным союзником, а США не одобряли имперских амбиций. К тому же регион находился на грани гражданской войны с мощной этнической составляющей.
Пронаблюдав трения левых с буржуазией и бирманцев с народностью каренов, британский премьер К. Эттли, оценив сложность задач и столкнувшись с пассивным сопротивлением, согласился с утверждением бирманцев о независимости.
Персиваль дал указание артиллерии выпускать только по двадцать снарядов в день, чтобы сохранить боеприпасы для долгой борьбы. А все закончилось коротким столкновением.
Когда команды подрывников поджигали военно-морскую базу, наполнив воздух маслянистым дымом, японцы использовали террор для создания паники. Они начали убийственную атаку на военный госпиталь, даже проткнули штыком пациента на операционном столе, после чего отрезали город от резервуаров. Европейцы предпринимали отчаянные усилия, чтобы сбежать из разгромленной гавани, часто выталкивая азиатов из лодок. Эхом повторяя слова Черчилля, который призывал офицеров умирать вместе со своими подразделениями во имя чести Британской империи, Персиваль объявил: «Мы навечно покроем себя позором, если нам нанесет поражение армия умных гангстеров, которых во много раз меньше количественно, чем наших людей».
Если бы Персиваль использовал все ресурсы Сингапура, то, быть может, и оправдал бы свои надежды, поскольку японцам опасно не хватало боеприпасов. Но он капитулировал 15 февраля 1942 г. Джордж Вашингтон поймал 7 200 бойцов в ловушке под Йорктауном. Ямашите удалось зажать в Сингапуре свыше 130 000 человек.
Черчилль, который неохотно дал согласие на капитуляцию, написал знаменитую фразу: «Это была худшая трагедия и крупнейшая капитуляция в британской истории». Он считал ее особенно позорной при противопоставлении упорному сопротивлению американцев японским силам в Батане на Филиппинах хотя там защитники тоже количественно превышали атакующих. Субхас Чандра Бос, который рекрутировал пленных, взятых во время малайского разгрома, в Индийскую национальную армию, говорил о Сингапуре, как о кладбище Британской империи. С военной точки зрения, как всегда уверял Черчилль, приобретение Америки в качестве союзника более чем компенсировало опустошительные набеги враждебной Японии.
Кроме того, оккупации Малайи Японией оказалась такой варварской, что в сравнении с ней британская имперская система казалась утонченной. Первым крупным преступлением, которое совершили японцы, была «операция по зачистке» - «очищение путем уничтожения» «сук чин» примерно 25 000 китайцев. Отношение японцев к белым пленным тоже оказалось очень жестоким. Они специально прилагали усилия для унижения британцев перед их бывшими подданными.
Оккупанты заставляли изнуренных и истощенных людей мести улицы перед фотокамерами и кинокамерами хроникеров, демонстрировали обнаженных женщин в витринах магазинов. Такие унижения и оскорбления в большей мере дискредитировали авторов, чем жертвы. Более того, безжалостная эксплуатация японцами малайских ресурсов подорвала всю пропаганду о «Сфере совместного процветания Великой Восточной Азии». Они, благодаря центральному орнаменту, получили прозвание «банановых денег».
В Шонане «Свет Юга» , как японцы переименовали Сингапур, оккупанты угрожали обезглавить любого, кто неправильно напишет имя императора. По этим и другим причинам люди в Малайе особенно китайцы приветствовали возвращение старого колониального порядка в 1945 г. Однако ничего больше не могло пойти по-старому. После утраты «Подразделения "Z"» британцы пытались удержать военно-морскую базу Сингапура по большей части по причине имперской гордости.
Поэтому ее потеря в первую очередь оказалась потерей лица, ужасным ударом по престижу. Превосходство белых было основой их правления, а Ямашита разгромил его во время кампании, которая длилась всего семьдесят дней. Единственный японский лозунг, который продолжал звучать после падения атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки, был таков: «Азия для азиатов». По словам Ли Куан Ю, который стал премьер-министром независимого Сингапура в 1959 г.
Шоры упали с наших глаз, и мы сами увидели, что местные жители могут управлять страной». Шок от падения Сингапура почувствовали далеко за пределами Востока. Он отдался эхом даже на удаленных участках северо-западной границы, где пуштуны выразили «презрение оттого, что столь серьезное поражение англичане понесли от рук таких противников». В Великобритании интеллектуалы теперь винили себя в «подрыве уверенности» в империи, принижая ее принципы силы, на которых она строилась.
Так философы лишали силы старый режим перед Французской революцией. Марджори Перхам призывала в «Таймc» к срочной перестройке колониальных администраций, в особенности - в сфере расовых отношений. Британцы «заслужили укор за то, что отказывали в полном равенстве в рамках империи, хотя винили Гитлера за его политику расы господ». Австралийцы чувствовали себя преданными метрополией, как объявил их премьер-министр Джон Кёртин и его фраза стала хорошо известной.
Они теперь ожидали зашиты от США, «свободные от любых мук и страданий в связи с нашими традиционными связями или родством с Соединенным Королевством». Через два дня после падения Сингапура Генри Льюс опубликовал статью «Американское столетие» в журнале «Лайф», в которой утверждалось: США должны занять место, которое однажды занимали великие державы - Римская и Британская империи. Но Америка будет царить доброжелательно, благосклонно, щедро и великодушно, обеспечивая помощь, культуру, технологии, демократию и мир. Критики отмахнулись от этого утверждения, назвав «мышлением Льюса», пустословием мессии о новом мировом порядке, который вполне может оказаться хуже старого.
Но независимо оттого, был ли Льюс великодушным и надменным, или же путаным и бестолковым, он оказал влияние в формировании мнения. Этот обозреватель помог определить будущую роль Америки в тот самый момент, когда казалось, что Британия вот-вот лишится империи. Даже американская помощь в виде китайских армий генерала «Уксусного Джо» Стилвелла и «летающих тигров» генерала Клэра Ченнольта не смогла остановить одновременное наступление японцев в Бирме. И вновь британское отступление получило все характеристики разгрома.
Как и в Малайе, оно оказало фатальное влияние на положение колониальной державы. Губернатор сэр Реджинальд Дорман-Смит, которому пришлось бросить свою большую коллекцию цилиндров, сказал: британцам никогда больше не удастся поднять головы в Бирме. Они не смогли ни защитить себя от вторжения японцев, ни защитить гражданское население от атак на земле и с воздуха. Например, в начале апреля 1942 г.
Первый удар уничтожил клуб Верхней Бирмы, где люди собрались на обед. Бомбы убили сотни людей, некоторых отбросило в ров форта Дафферин. Из-за бомбежки начались пожары, которые за несколько секунд уничтожили бамбуковые хижины с соломенными крышами. Рухнули и более крепкие здания - например больница и железнодорожный вокзал.
Как заметил в неопубликованных мемуарах один индийский чиновник, Н. Тайябджи, подобная бойня «покончила с любым остающимся чувством верности или сочувствия делу Британии среди бирманских и китайских местных жителей». Тайябджи помог организовать эвакуацию 400 000 индусов и других лиц из Бирмы. Он говорил об ужасающих обстоятельствах, при которых проходило передвижение по суше: промокшие после муссонов джунгли, кишащие пиявками; слякотные и топкие горные тропы, забитые охваченными паникой людьми; грязные лагеря беженцев, где свирепствовали холера, дизентерия и малярия; тучи ярких бабочек, парящих над раздутыми трупами.
Автор мемуаров стал свидетелем результатов применения фугасных бомб и снарядов японцами: «Оторванные конечности и куски одежды были разбросаны по территории, представляя собой жуткое зрелище». Он отмечал, что белые имели приоритет даже в бегстве, и жаловался на «вопиющую дискриминацию». К концу мая японцы оккупировали всю страну. По словам Тайябджи, они «уничтожили миф о западной неуязвимости, а вместе с ним - и те прочные связи, которые могли пережить 100 с лишним лет эксплуатации и бездумной власти».
Это было справедливое замечание, поскольку бирманцы всегда яростнее, чем другие колонизованные расы, выступали против подчинения Британии. Словом «бирманцы» обозначается как титульная нация Бирмы, так и все жители страны в целом. С самого начала бирманцы чувствовали сильную озлобленность по отношению к завоевателям. Аннексия 1885 г.
Как правило, против завоевателей их настраивала внезапная атака на социальную, политическую и религиозную систему, которая господствовала в Бирме на протяжении трехсот лет. Она была иерархичной по своей структуре, поддерживалась наследной элитой, руководил страной король. Теократический монарх царствовал и правил за высокими стенами из красного кирпича, окружавшими его дворец в Мандалее, под изящным рядом шпилей над залом аудиенций. Только он один мог демонстрировать эмблему в виде павлина и носить парчовые и шелковые одежды, бархатные сандалии, драгоценные камни и скрученные в двадцать четыре ряда золотые цепи.
Король организовывал все аспекты жизни, давал взаймы деньги, развивал торговлю, распределял по группам и рангам монахов, покровительствовал искусству и определял этикет. Он даровал звания, чины и должности, которые обозначались одеждой, украшениями, правильными оттенками зонтиков и должными размерами плевательниц. Предполагалось, что королевский указ действует от перешейка Кра до болот в предгорьях Гималаев, от зеленых долин Бенгалии до пурпурных возвышенностей Страны Шанов. Но последний бирманский король Тибо являлся сюзереном только для кланов каренов, качинов, шанов, чинов и нескольких других народностей в горах, которые окружали засушливые верховья реки Иравади.
Но даже в этой долине правило беззаконие. Поэтому британцы выступали за низложение короля и прямое подчинение, намереваясь удерживать три миллиона своих новых подданных при помощи силы. Захватчикам потребовалось пять лет, чтобы покончить с противостоянием. Патриоты объединились с бандитами, а борцы за свободу - с террористами.
Так возникло сопротивление. Бирманские вооруженные бандиты с острыми, словно бритва, дахами длинными ножами и искренней верой в магические заклинания и то, что татуировки в виде рептилий, великанов-людоедов и чудовищ делали их неуязвимыми, заработали репутацию жестоких людей. Их боялись. Они вполне могли облить женщин керосином и поджечь их, забить младенцев в рисовых ступках до «настоящего желе».
Ответные демонстрации насилия не пугали бирманцев, которые «в ужасном видели комический элемент». Подразделение военно-морской бригады обнаружило это, когда пыталось преподать им урок, казнив двенадцать бандитов одного за другим. Коническая пуля ударила его промеж глаз и снесла всю верхнюю часть головы, которая исчезла странным, гротескным, неожиданным образом. Его товарищи, которые стояли рядом, ожидая своей очереди, визжали от хохота при виде этого зрелища.
Они смеялись, по очереди направляясь на расстрел, относясь ко всей экзекуции, как к большой и необычной шутке». Даже после того, как британцы получили власть и стали хозяевами, преступность увеличилась в вызывающей тревоги степени. Несомненно, это часто становилось независимой формой восстания. В любом случае, бирманцы оставались, по мнению сменяющих друг друга наместников короля, не столько жителями провинции Индии, сколько нацией бунтовщиков.
Как писал один из них, его офицеры пытались «заменить социальный порядок тюремной дисциплиной». Британское правление законности стало более репрессивным, чем бирманское ярмо традиций и обычаев. В основном оттого, что оно сурово навязывалось. В 1930-е гг.
Это был шокирующе высокий процент при населении менее семнадцати миллионов человек. Джордж Оруэлл классически изобразил ужас таких казней. Британский подоходный налог был более навязчивым, чем обложение налогами собственности. Новая система местного управления уничтожила старое чувство общины.
Традиционные главы уступили назначенным британцами деревенским старостам. Они так никогда и не добились той же верности и преданности, хотя устраивались церемонии по оснащению их дахами с серебряными рукоятками и красными зонтиками с позолоченными ручками. Сами старосты подчинялись новым господам, причем в такой степени, что мальчики на рисовых полях пели: «Негоже, негоже иноземцам править в Золотой Земле! Например, попытки завоевать верность королю и империи игнорировали бирманскую традицию выбора популярных героев.
Ими были те, кто бросал вызов властям. Даже позитивные дела британцев - расширение железных дорог, здравоохранения, улучшение сельского хозяйства и т. Да, один или два представителя крошечной образованной элиты считали такой прогресс исторической необходимостью. Но они тоже ненавидели резкое навязывание административной системы, которая и рвала с бирманским прошлым, и лишала самых способных сыновей Бирмы надежды стать кем-то выше простых клерков.
Как писал один высокопоставленный белый чиновник, неподходящие и чуждые по духу реформы не закрепились в Бирме и не способствовали росту национальной жизни. Именно поэтому наша шаблонная цивилизация не проникает глубоко. Именно поэтому наши программы самоуправления не находят искренней поддержки среди населения Востока. У нас горячие и напряженно работающие головы, но наши сердца холодны, словно лед».
Везде не хватало сочувствия, симпатии отсутствовали возможно, за исключением царства футбола. Английская версия сменила бирманскую игру и предположительно стала «главным положительным моментом» имперского правления. Однако футбол обеспечивал выход озлобленности и яростным антиевропейским чувствам. Как вспоминал сам Оруэлл, «когда маленький бирманец подставил мне подножку на футбольном поле, а судья еще один бирманец посмотрел в другую сторону, толпа кричала, заливаясь жутким смехом».
Другие вопросы вызывали еще более сильные страсти. Британцы безжалостно эксплуатировали тиковые леса, нефтяные месторождения и рубиновые копи. Их предпочтения племенам вроде каренов, которым предоставили некоторую степень автономии и брали в армию, как представителей «воинственной расы», раздражали бирманцев. Их раздражал и приток индусов, ведь это меняло вид страны.
Кули с субконтинента помогали отодвинуть джунгли в дельте Иравади, где было много змей и насекомых. Они сажали рис в промышленных масштабах и создали «фабрику без труб». Рангун стал преимущественно индийским городом, где кули набивались в зловонные бараки или спали на улицах, «так тесно прижавшись друг к другу, что почти не оставалось места для того, чтобы протолкнуть тачку». Другие индусы стали ростовщиками, обогащались на бирманских долгах и приобрели много земли.
Третьи получали хорошие места на железных дорогах, пароходах, в тюрьмах, мельницах и офисах. Они фактически монополизировали коммуникации. Еще до времен короля Тибо бирманцы установили телеграфную систему и адаптировали азбуку Морзе под свой алфавит. Теперь же стало невозможно пользоваться телефоном без знания хинди.
Чужеземное влияние, как казалось, представляло угрозу бирманской религии, символизированной культовым комплексом Швэдагоун. Шпиль пагоды отражался в Королевском озере и пронзал небо над Рангуном, словно «золотая стрела». Светские и миссионерские школы, в которых говорили на английском языке , уже ослабляли влияние буддийского монашеского ордена. Британцы не смогли его поддержать, что подорвало центральный столб бирманской цивилизации.
Неслучайно, что Ассоциация молодых буддистов, основанная в 1906 г. Ассоциация молодых буддистов, восточное эхо Ассоциации молодых христиан, зародилась в качестве студенческой организации, занимающейся духовными вопросами. Но вскоре она стала развивать культурные интересы, которые способствовали патриотизму Усилия по возрождению бирманского искусства и литературы привели к повторному утверждению национальной индивидуальности и самобытности. Во время Первой Мировой войны, которая нанесла урон экономике страны, президент Вильсон возбудил желание самоопределения.
В 1919 г. Колониальные хозяева заставляли бирманцев входить к себе босыми ногами, а это был «зуб за зуб». Однако, отказываясь унижаться, британцы просто стали игнорировать священные места. Они даже бойкотировали культовый комплекс Швэдагоун.
Когда леди Диана Купер сняла чулки и туфли на высоких каблуках, чтобы посетить этот храм в 1941 г. Вопрос о пагоде явно побудил бирманцев присоединиться к волне сопротивления, которая пронеслась по Британской империи после Первой Мировой войны. В Рангуне монахи отвели взоры от небесных видений и посмотрели на перспективы земного спасения. Самым яростным политическим лидером стал У От Тама, революционер в одежде цвета шафрана.
Он проповедовал, что души не могут достигнуть нирваны, пока тела не освобождены от рабства. Его и ему подобных часто заключали в тюрьму за подстрекательство к мятежу. Губернатор сэр Реджинальд Крэддок осуждал их за «жертвование многовековым преклонением ради девяти дней аплодисментов изумленных масс». Но «люди были возбуждены до мозга костей, слыша такие смелые речи своего храброго лидера».
По словам одного христианского миссионера того времени, националистическая агитация «позволяет вдохнуть воздух горных вершин и вызывает в воображении яркие картины Неопределенного, но прекрасного будущего». Агитация стала более сфокусированной и более светской, когда британцы, отказавшись от возможности самоуправления по ирландскому типу, не предоставили Бирме даже конституционных авансов, которые предложили Индии. Министерство по делам Индии заявляло: правительство нельзя заставить отвечать перед бирманским народом, поскольку бирманского народа не существует. Это неоднородная сущность.
Такое утверждение вызвало негодование и привело к появлению «Ассоциаций собственной расы» во многих из 11 000 деревень страны. Их участники давали клятву, заявляя, что будут ей верны или обрекут себя на вечные муки ада: «Я буду трудиться ради самоуправления сердцем и душой и не уклоняться от своих обязанностей, даже если мне будут ломать кости и срывать с меня кожу». Атины участники ассоциаций сопротивлялись налогообложению, выступали против легализованной продажи алкоголя и опиума и свободно совершали насилие. В 1923 г.
Новый Законодательный совет был органом с широким представительством, избираемым домовладельцами, хотя имелись коммунальные и другие ограничения на членство. Несмотря на двух министров, отправляемых в Исполнительный совет губернатора, Законодательный совет имел строго ограниченную власть. Например, сам губернатор управлял племенными регионами и контролировал оборону, финансы, закон и порядок. Этот привкус демократии едва ли удовлетворял общенациональный аппетит к свободе.
Вероятно, главным достижением стало обеспечение нового поля для коррупции. Глубина ее оказалась огромной, а распространение повсеместным - как и в кабинете Авраама Линкольна, чей госсекретарь, по общему мнению, мог украсть все, кроме раскаленной докрасна печки. Большинство людей с отвращением игнорировали выборы, а политическая агитация продолжалась. В конце 1920-х гг.
Слово «добама» означало «мы - бирманцы». Копируя ирландскую «Шин Фейн», она начала бойкотировать западные сигареты, стиль причесок и одежды. Ее участники расхваливали достоинства манильских сигар. Они восхваляли красоту локонов агатового цвета, украшенных гирляндами ярких цветов -например, орхидей или жасмина.
Они пели гимны добродетелям розовых лунги и пасох видов юбок , пошитых из мандалейского шелка, а также гаунг-баунг из камчатной ткани шарфов для ношения на голове , украшенных янтарем. Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер Глава девятая Конец империи Некоторые историки порицали Константинополь за то, что он ничего не предпринял для спасения погибавшего Запада. Из Notitia Dignitatum см. V мы узнаем, что восточноримские вооруженные силы, оправившиеся после поражения при Адрианополе, к концу IV в.
Из книги Большая игра. Британская империя против России и СССР автора Леонтьев Михаил Владимирович Суэцкий кризис и отставка Британской империи В 1875 году британский премьер Бенджамин Дизраэли, обеспечивший приобретение акций компании Суэцкого канала, проинформировал королеву Викторию запиской: «Вы владеете им, мадам». Канал стал основной магистралью Британской Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. Политика уступок и «умиротворения».
Дарование конституции бурам. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович Глава V Внутренняя политика Британской империи перед началом Антанты и в эпоху создания Антанты 1Чтобы понять главную движущую пружину внутренней и внешней политики всех британских правительств, сменявших друг друга у власти в течение тринадцати лет, истекших между Из книги Всемирная история: в 6 томах. В истории Британской империи эпоху 1689—1815 гг. Она по своей форме изготовлена подобно короне Святого Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна 4.
Почему Индию называют «жемчужиной» Британской империи? К началу ХIХ в. В свою очередь она состояла из двух частей: так называемой Британской Индии, Из книги Октябрьский детектив. Он родился в Ганновере в 1683 году и вместе с отцом переехал в Англию в 1714 году, где ему тут же был пожалован титул принца Уэльского.
Его резиденция, Британская империя - что это за государство? Это держава, включавшая в себя Великобританию и многочисленные колонии. Самая обширная империя из всех, которые когда-либо существовали на нашей планете. В былые времена территория Британской империи занимала одну четверть всей земной суши.
Правда, с тех пор минуло почти сто лет. Когда возникла Британская империя? Определить временные рамки непросто. Именно тогда Англия обрела превосходный военно-морской флот, что позволило ей превратиться во Все же настоящая история Британской империи начинается с появления первого английского поселения в Новом Свете.
Что позволило этой державе стать крупнейшей в мире? Прежде всего колонизации. Кроме того, в Британской империи активно развивалось плантационное хозяйство и, увы, работорговля. На протяжении двух столетий в экономике страны эти факторы были важнейшими.
Тем не менее Англия стала тем государством, которое впервые выступило против работорговли. Итак, рассмотрим более подробно важнейшие события в истории Британской империи. Начнем с первых колониальных завоеваний. Вызов Испании Христофор Колумб, как известно, долго убеждал монархов снарядить экспедицию.
Он мечтал достичь стран Востока, но поддержку встретил только у королевы Изабеллы Кастильской. Так пионерами в освоении Америки стали испанцы, которые тут же подчинили себе огромные территории. Британская империя стала позже самой могущественной. Однако в борьбу за колонии вступила не сразу.
Именно за годы ее правления держава обзавелась мощным флотом, способным бросить вызов Испании и Португалии.
Уэллес бы, по-видимому, несколько озадачен». Черчилль, конечно, лукавит.
На колониальные рынки допускались в основном британские же товары по особым ценам, а другие — от случая к случаю. Существовали ограничения на государственную принадлежность кораблей, доставляющих товары в колонии и даже в доминионы. И множество других норм, экономически привязывающих колонии к метрополии.
А это треть мира и населения планеты. Всё это ограничивало рост американской экономики и замедляло процесс перехода к американскому доминированию. На самом деле разговоры эти на «Принце Уэльском» проходили на повышенных тонах с применением большого количества бренди.
И все-таки Черчиллю пришлось уступить, хотя цеплялся он к каждой формулировке, надеясь путем перестановки или замены слов добиться изменения смысла. Не вышло. И главное, что ознаменовала собой Атлантическая хартия, это грядущий распад Британской империи и появление на планете нового глобального игрока — США и их экономической доминанты.
Как побочный эффект от этого: резкое снижение статуса Великобритании чуть ли не до сателлита Штатов. И с этого момента «трансатлантическое стратегическое партнерство» и определяет положение Великобритании в мире как ближайшего и наиболее верного союзника США Возможно, это можно было бы назвать неким прообразом или предтечей НАТО.
Распад британской колониальной империи. Почему распалась Британская империя
В период распада Британской империи советская политика была направлена на поддержку сил, способствовавших ее распаду. Самым главным событием Британской империи во время кризиса капитализма стала война с англо-бурской войны 1899-1902 годов. Так как же Британская империя, которую часто называли "империей, над которой никогда не заходит солнце", прошла путь от невероятно могущественной на заре 20-го века, до распада. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ (British Empire) – крупнейшая империя в истории человечества, в период между Первой и Второй мировыми войнами занимала до четверти всей земной суши.
Британская империя уменьшилась впервые за десятки лет
Вы точно человек? | Распад британской империи. |
Новости исторического факультета | После Второй мировой войны начался распад Британской империи, самой большой империи в истории. |
Почему распалась британская империя кратко | Британское правительство продолжает отстаивать демократически принятое шотландским народом решение и считает необходимым соблюдать те обещания, которые Вы ему дали. |
БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
19 веках, максимального расширения достигла к началу 20 века. Речь идет о Британской империи, каких-нибудь 80 лет назад занимавшей четверть всей земной суши, а сейчас вроде бы съежившейся до крохотных размеров. И разрушение Британской империи в любом случае будет только на руку СССР. Статья рассказывает о распаде британской империи, его причинах и последствиях, а также о становлении и особенностях Британского ие В. Распад Британской колониальной империи явился одной из важнейших причин европейской переориентации Англии.
Распад Британской колониальной империи
Впрочем, распадающаяся империя смогла восстановить промышленность и овладеть новыми современными технологиями, решительно снизив издержки за счет национализации базовых отраслей экономики (вплоть до Банка Англии). В период расцвета Британская империя, крупнейшая в новой истории, занимала четвертую часть суши и управляла четвертой частью мирового населения. Речь идет о Британской империи, каких-нибудь 80 лет назад занимавшей четверть всей земной суши, а сейчас вроде бы съежившейся до крохотных размеров. Вскоре начался распад Британской империи: в 1922 году она признала независимость Египта, в 1932 году независимость получил Ирак.