В 1903 году между Японией и Британской империей был подписан договор о сотрудничестве. Англичане не отпускают Шотландию по той причине, что её выход станет спусковым крючком распада всего королевства. Вашингтон намерен третий раз способствовать распаду Соединённого Королевства под лозунгом избавления британской королевы от долгов.
Расплата ресурсами колоний
- Первый министр Уэльса Дрейкфорд не исключил распада Великобритании на отдельные субъекты
- Причины распада Британской колониальной империи
- Почему распалась Британская империя?
- Почему распалась британская империя кратко
- Последний актив
- Распад британской колониальной империи. Почему распалась Британская империя
Распад британской колониальной империи. Почему распалась Британская империя
Партия противников закона не скупилась на слова в своей оценке акта. Не успокоился и Махатма Ганди, бывший член партии Конгресс. Юрист, получивший образование в Лондонском университете, Ганди был лицом и лидером индийского национализма. Организовав три кампании за независимость в 1920—22, 1930—34 и 1940—42 годах. Идеи Ганди о ненасильственном национализме находили отклик у людей не только в рамках жесткой кастовой системы Индии. Но и в Великобритании, Европе и во всем мире. Борьба за независимость Индии активизировала колонии по всей империи. Одна за одной, колонии объявляли независимость. Эта модель будет наблюдаться по всей Британской империи сразу после войны. Суэцкий кризис Кризис 1956 года стал знаковым событием в послевоенной истории. Конфликт подвел черту в роли Великобритании как одной из крупнейших мировых держав.
Кризис возник, когда Египт национализировал Суэцкий канал. Жизненно важный водный путь, который принадлежал британо-французскому предприятию. Этот шаг разозлил премьер-министра Великобритании Энтони Идена.
По ее словам, у самого Уэльса меньше причин для волнений, но среди жителей и политического истеблишмента есть и сторонники, и противники Brexit. Также большая проблема, связанная с попытками провести второй референдум в Шотландии и с работой североирландского протокола. Но, конечно, никакого распада страны не будет, это совершенно точно», — заключила эксперт.
Взлёт и падение Османской империи Османская империя, чьё становление соотносится с падением Византии, просуществовала с 1299 по 1923 год. Эти 600 лет истории отображаются на карте в течение пяти минут.
Уже в 1320 году империя достигла Чёрного моря, воспользовавшись разобщённостью в регионе. В середине 14-го века турки укрепились на европейском берегу Эгейского моря, Дарданелл и Мраморного моря. В 1387 захватили Салоники, проложив себе путь в Македонию. В 1453 году после длительной осады Константинополь пал, превратившись в столицу нового государства — Османской империи. Рост Османской империи продолжился до начала 17-го века. После периода стагнации в 1923 году империя прекратила своё существования, а для Турции установили новые границы. Смотрите также:.
Вклад, сделанный войсками Австралии и Новой Зеландии в кампанию Галлиполи в 1915 году, оказал огромное влияние на формирование в этих странах национального самосознания. Канада рассматривает в том же свете битву при Вими [93]. Важный вклад доминионов в победу был признан британским премьер-министром Ллойд Джорджем , который в 1917 году пригласил премьер-министров всех доминионов присоединиться к Имперскому военному кабинету для совместной координации имперской политики [94]. Колонии Германии и многие национальные окраины Османской империи были разделены между победителями согласно мандатам Лиги Наций. Британия закрепила свой статус на Кипре фактически контроль над островом был получен в 1878 году, затем он был формально аннексирован в 1914 году и объявлен королевской колонией в 1925 году , в Палестине и Трансиордании , Ираке , нескольких регионах Камеруна и Того , также в Танганьике.
Науру стало совместной колонией метрополии и двух тихоокеанских доминионов [96]. Британской империи пришлось выбирать между союзом с Японией и союзом с США. Первоначально Британия выбрала Японию, подписав в 1922 году Вашингтонское морское соглашение , в котором США одновременно признавались равной с Британией морской державой [97]. Союз с Японией в Великобритании подвергался критике в 1930-е годы, после того, как к власти в Японии пришли милитаристы, составившие союз с Германией, выходящей из Великой депрессии. Британия начала опасаться, что не сможет пережить одновременного нападения обоих этих государств.
В Ирландии в связи с задержками предоставления самоуправления значительно усилилась партия сторонников независимости Шинн Фейн. На парламентских выборах 1918 года она получила большинство мест от Ирландии, в 1919 году сформировала Ирландскую ассамблею в Дублине и провозгласила независимость. Ирландская республиканская армия начала партизанскую войну против британской администрации [98]. Англо-ирландская война закончилась в 1921 году подписанием англо-ирландского соглашения. В соответствии с ним было создано Ирландское Свободное государство , доминион в составе империи.
Северная Ирландия , представлявшая собой 6 из 32 ирландских графств, до сих пор остаётся в составе Соединённого Королевства в соответствии с Актом о правительстве Ирландии 1920 года. Похожая борьба развернулась в Индии; Акт о правительстве Индии 1919 года не удовлетворил сторонников независимости. Британские колониальные власти опасались масштабных коммунистических и иностранных заговоров с целью свержения существующего строя и прибегли к репрессивным мерам [99] , в частности, в Пенджабе. В ответ Махатма Ганди инициировал Движение за несотрудничество, фактически ставшее кампанией бойкота англичан со стороны населения Индии см. В 1922 году Египет, в начале Первой мировой войны объявленный британским протекторатом, получил формальную независимость , но фактически остался под управлением марионеточного правительства до 1954 года.
Британские войска присутствовали в Египте до подписания англо-египетского договора 1936 года. Он предусматривал вывод войск, за исключением остающихся для охраны Суэцкого канала. После этого Египет присоединился к Лиге Наций [100]. Ирак, мандат на управление которым Британия получила в 1919 году , в 1932 году также стал независимым и присоединился к Лиге Наций. Имперская конференция 1923 года признала право доминионов проводить собственную внешнюю политику независимо от метрополии.
Как Британская империя разрушала мир
ИМПЕРСКИЙ ПУТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ И УПАДКА АНГЛИИ В XX-XXI ВЕКАХ». В данной статье вы рассмотрите историю распада Британской империи и становления Содружества. Подробная информация о фильме Падение империи на сайте Кинопоиск. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи. работа распад британской колониальной империи от Лесникова Как триумф — потому что Британской Индии после долгих десятилетий борьбы за независимость наконец удалось выйти из состава империи.
Смотрите также
- Как Британская империя разрушала мир
- Власть Факта. Распад Британской Империи (2021)
- Взлёт и падение Британской империи (с 519 по 2014 год).
- когда распалась британская империя
- Как Британская империя разрушала мир
- Британская империя уменьшилась впервые за десятки лет / В мире / Независимая газета
Закат Британской империи начался 75 лет назад, сейчас закатывается сама Британия
Первый министр Уэльса Дрейкфорд не исключил распада Великобритании на отдельные субъекты. И разрушение Британской империи в любом случае будет только на руку СССР. ИМПЕРСКИЙ ПУТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ И УПАДКА АНГЛИИ В XX-XXI ВЕКАХ». Так как Британская империя была самым крупным государственным образованием за всю "сознательную" историю человечества, то на её окончательную ликвидацию ушло почти целое столетие.
Как и когда пала британская империя
Since 1450, the British Empire has expanded across several continents, only to shrink back to where it started. В период распада Британской империи советская политика была направлена на поддержку сил, способствовавших ее распаду. После Второй мировой войны начался распад Британской империи, самой большой империи в истории. К 1961 году колонизация Британской Империи была завершена. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ 1914 — Британская империя в период между мировыми войнами. Причинами Первой мировой войны явились внутриевропейские противоречия, обострившиеся из-за столкновения имперских интересов.
Когда распалась Британская империя?
Даже в тех самых своих воспоминаниях, в которых он попытался эти ключевые разногласия отредактировать, он не сдержался. Вот что он пишет о своем споре с Самнером Уэллесом по поводу свободы торговли: «Тут я не мог не сказать об опыте англичан, которые в течение 80 лет придерживались принципа свободы торговли в условиях непрерывного повышения американских тарифов. Мы разрешили максимальный импорт во все наши колонии. Даже каботажное плавание вокруг Великобритании было открыто для конкуренции всех стран мира. Всё, что мы получили взамен, это последовательное повышение американских протекционистских тарифов. Уэллес бы, по-видимому, несколько озадачен». Черчилль, конечно, лукавит. На колониальные рынки допускались в основном британские же товары по особым ценам, а другие — от случая к случаю. Существовали ограничения на государственную принадлежность кораблей, доставляющих товары в колонии и даже в доминионы. И множество других норм, экономически привязывающих колонии к метрополии. А это треть мира и населения планеты.
Всё это ограничивало рост американской экономики и замедляло процесс перехода к американскому доминированию. На самом деле разговоры эти на «Принце Уэльском» проходили на повышенных тонах с применением большого количества бренди.
Задача всех этих церемониальных фигур заключается в том, чтобы воплощать собою достоинство верховной власти наряду с портретами короля, геральдикой и девизами, отражающими дух ушедших эпох. В Канаде, к примеру, король именуется "защитником веры". Соответствовать необязательно: новый монарх Карл замечен в симпатиях к восточным учениям, на его бескрайних номинальных владениях религии многообразны, да и само значение слова "вера" в официальной формуле не раскрывается. Это ощущение отчуждения между доставшимися от прошлого устаревшими институтами и современностью долгое время компенсировалось усиленной ностальгией.
В отличие от Франции, Нидерландов и Португалии, Великобритания предоставила своим бывшим колониям независимость без войн. Это позволило нескольким поколениям людей XX века сохранить сентиментальные чувства к королевской семье как живому символу государственного организма, между частями которого некогда перемещались люди, товары и идеи. Окончательное обособление бывших частей империи ослабило их связи, а понижение Великобритании до уровня пятой-шестой экономики мира заставило пересмотреть приоритеты. На падение популярности монархии — а его фиксируют социологические опросы — влияет смена поколений. Молодые австралийцы, канадцы и новозеландцы не чувствуют эмоциональной связи с Лондоном — во всяком случае не больше, чем они испытывают симпатию к Нью-Йорку. На таком фоне неудивительно, что пользовавшиеся популярностью королевские визиты в бывшие колонии утратили притягательность.
По состоянию здоровья Елизавета II последний раз была за рубежом в 2015 году — она посетила Мальту. За пределами Евросоюза королеву досрочно подменили многочисленные родственники, но все без прежнего успеха: место восторженных подданных времен XX века в 2020-е годы заняли рассерженные иностранцы, требующие извинений за ошибки прошлого, денежных компенсаций или просто пришедшие сказать "вам здесь не рады". Над империей заходит Солнце Парламент Барбадоса призвал не считать Елизавету II официальной главой страны В наибольшей опасности наследие бывшей Британской империи оказалось на не имеющих собственного англосаксонского населения Карибах. Не дожидаясь смерти Елизаветы II, в прошлом ноябре о провозглашении республики объявило островное государство Барбадос. Весной на путь, ведущий к безоговорочной независимости, встала Ямайка: ожидается, что он займет у нее три года. Расположенное поблизости карликовое государство Антигуа и Барбуда вошло в историю тем, что первым собралось отменить монархию при новом короле Карле III.
Премьер Антигуа, едва дождавшийся монарших похорон, объяснился перед англичанами. Он не считает задуманный переход сколько-нибудь враждебным шагом.
По официальным данным англичане уничтожили 12 тысяч партизан. Британцы немедленно предоставили Кении свободу и второпях ушли, предоставив кенийским племенам самостоятельно разбираться между собой.
Южная Родезия получила международное признание в 1980 году, когда она уже называлась Зимбабве. К этому историческому событию страна шла долгих 17 лет. В начале 60-х годов в Южной Африке Великобритания владела обширной территорией, которая называлась Центрально-Африканской федерацией. Южной Родезии Лондон отказал в праве на самостоятельность на том основании, что премьер Ян Смит проводит политику апартеида в отношении черного большинства населения.
Британцы потребовали, чтобы коренному населению было предоставлено избирательное право и гарантированы прочие равные права. Смит, которого поддерживало 300-тысячное белое население страны, отверг это требование. И в 1965 году объявил Южную Родезию независимой страной. Однако ее не признали ни Великобритания, ни ООН.
Ввязываться в очередную войну Лондон не захотел. Были избраны экономические рычаги воздействия. Согласно ооновским санкциям Южная Родезия была лишена права продавать свои полезные ископаемые, прежде всего медь. Пытаясь добиться мирового признания, Ян Смит 1 марта 1970 года объявил Родезию республикой.
Но и этот шаг не произвел на ООН должного впечатления. Все эти шаги диктатор совершал на фоне все нарастающего партизанского движения. В 1978 году, когда партизаны стали теснить правительственные войска, он пошел на переговоры с умеренными лидерами сопротивления. И даже провел выборы, на которых в парламент пришли несколько представителей коренного населения.
Независимость к Родезии, получившей название Зимбабве, пришла в 1980 году, когда Смит настолько ослабил вожжи, что на выборах внушительную победу одержала партия предводителя партизан Роберта Мугабе. В результате Мугабе воцарился на долгие даже не годы, а десятилетия. Лишь в 2013 году он уступил пост президента, оставив за собой должность партийного лидера. При нем экономика страны покатилась в пропасть, а недавно просто рухнула.
В 2009 году инфляция в Зимбабве превысила 230 млн. Власти Зимбабве выпустили в обращение банкноту номиналом в 100 триллионов зимбабвийских долларов.
Некогда самая могущественная колониальная империя в мире продолжает свое существование как простая формальность. На протяжении 70 последних лет главой государства в каждой из них считалась королева Великобритании Елизавета II.
После кончины главы дома Виндзоров ее наследство — всего 15 корон — должен принять новый монарх, Карл III. Вполне вероятно, он станет последним правителем-иностранцем на части своих владений. О скором разрыве с династией заявляют на Ямайке, референдум об упразднении монархии готовят в Антигуа, а в Австралии с лета введена должность, неслыханная в истории континента, продолжающего юридически считаться королевством, — "заместитель министра по делам республики". Старая добрая Англия?
Елизавета II поднялась на второе место в списке самых долго правящих монархов в истории Если к чему-то в сложносоставном механизме британской монархии сегодня и применимо слово "империя", то к разветвленной системе представителей короля на обоих полушариях, углубленной вплоть до уровня провинций. В отсутствие Карла III в Канаде, Австралии, Новой Зеландии или Новой Гвинее его заменяет генерал-губернатор, в свою очередь замещаемый этажом ниже губернаторами или лейтенант-губернаторами. Задача всех этих церемониальных фигур заключается в том, чтобы воплощать собою достоинство верховной власти наряду с портретами короля, геральдикой и девизами, отражающими дух ушедших эпох. В Канаде, к примеру, король именуется "защитником веры".
Соответствовать необязательно: новый монарх Карл замечен в симпатиях к восточным учениям, на его бескрайних номинальных владениях религии многообразны, да и само значение слова "вера" в официальной формуле не раскрывается. Это ощущение отчуждения между доставшимися от прошлого устаревшими институтами и современностью долгое время компенсировалось усиленной ностальгией. В отличие от Франции, Нидерландов и Португалии, Великобритания предоставила своим бывшим колониям независимость без войн. Это позволило нескольким поколениям людей XX века сохранить сентиментальные чувства к королевской семье как живому символу государственного организма, между частями которого некогда перемещались люди, товары и идеи.
Окончательное обособление бывших частей империи ослабило их связи, а понижение Великобритании до уровня пятой-шестой экономики мира заставило пересмотреть приоритеты. На падение популярности монархии — а его фиксируют социологические опросы — влияет смена поколений. Молодые австралийцы, канадцы и новозеландцы не чувствуют эмоциональной связи с Лондоном — во всяком случае не больше, чем они испытывают симпатию к Нью-Йорку. На таком фоне неудивительно, что пользовавшиеся популярностью королевские визиты в бывшие колонии утратили притягательность.
История британской империи. Процесс распада британской империи
Британская империя, настоящие причины краха величайшей империи - Дневник истории | Именно признание Великой Британской империей Pax Britannica своего подчинения новоявленному лидеру стало изначальной точкой постепенного завершения первой холодной войны XX века Америки против Англии и начала формирования современного англосаксонского. |
Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи | The British Empire was the largest, richest, and most powerful empire in the world. |
Когда распалась Британская империя?
После войны Британия оказалась в тяжелейшей экономической ситуации и от банкротства ее спас только американский займ. Во всех ее владениях нарастали сепаратистские настроения. Да, они не выливались в восстания, но управлять становилось все сложнее, а былая мощь была уже потеряна. Ну и англичане, как люди крайне рациональные пришли к очевидному выводу, что распустить то, что не сможешь удержать гораздо выгоднее. Любые попытки сохранить империю привели бы только к бессмысленным и беспощадным войнам и экономическому краху. История знает много попыток удержать распадающиеся империи и ни одной успешной. Чаще всего это заканчивалось не только распадом империи, но и полным уничтожением метрополии. Британцы решили, что лучше самим ликвидировать свою империю. Великобритания за время своего существования успела побывать крупнейшим из когда-либо существовавших государств. Граждане империи очень гордились тем, что солнце в их стране никогда не заходит. Так появилось Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии.
Именно из-за них в начале 1980-х разгорелся англо-аргентинский конфликт. Аргентина продолжает оспаривать их территориальную принадлежность. В 1851 году Великобритания была великой империей. Но постепенно она началась рушиться на глазах всего мира. Британия являлась первой индустриальной и военно-морской мировой державой. Её достижениями восхищался весь мир. Но кроме неё в мире существовали ещё несколько великих империй. Одной из них была Франция, а другой — Российская империя. Обладая мощной экономикой и армией, Великобритания была далеко небезупречна. Внутри неё постепенно назревали реформы.
Крымская война 1854 — 1856 годов показала, что армия британцев далеко неэффективна. А восстание в Индии, происходившее с 1857 по 1858 год, пошатнуло власть британцев от Пенджаба до Бенгалии. В течение каждого десятилетия шло медленное снижение могущества империи. Началась война маори в Новой Зеландии 1860 год. Борьба шла на протяжении 12 лет. Чтобы сломить сопротивление маори, потребовалось военное вмешательство Великобритании. Маори добились того, что они стали пользоваться большими правами, чем коренные жители Австралии, например. В 1865 году восстала ещё одна британская колония. Взбунтовались освобождённые рабы на Ямайке. Они были недовольны нищенским существованием и отсутствием равенства.
Это восстание жестоко подавил губернатор Эйр. Зачинщики беспорядков были повешены или расстреляны. Деревни повстанцев были сожжены дотла. В 1867 году прошли беспорядки в Лондоне и Манчестере. В этом же году Доминион Канады получил полное внутреннее самоуправление, которое ему гарантировал закон о Северной Америке. В эти же годы Карлом Марксом был создан в Лондоне Первый коммунистический интернационал. В 1869 году Великобритания ещё глубже втянулась в дела Египта. Этому способствовало открытие Суэцкого канала. А в Канаде началось восстание Красной реки. В 1880-е годы законопроект об ирландском самоуправлении потерпел неудачу, что вызвало раскол в Либеральной партии.
Профсоюзные деятели во главе с Джозефом Чемберленом бежали. Это усложнило победу либералов на выборах, которые прошли в 1895 году. Образовалась коалиция из профсоюзов с консерваторами. Ирландский вопрос так и остался нерешённым. Противоречия продолжали дестабилизировать Великобританию.
Черчилль, конечно, лукавит. На колониальные рынки допускались в основном британские же товары по особым ценам, а другие — от случая к случаю. Существовали ограничения на государственную принадлежность кораблей, доставляющих товары в колонии и даже в доминионы. И множество других норм, экономически привязывающих колонии к метрополии. А это треть мира и населения планеты.
Всё это ограничивало рост американской экономики и замедляло процесс перехода к американскому доминированию. На самом деле разговоры эти на «Принце Уэльском» проходили на повышенных тонах с применением большого количества бренди. И все-таки Черчиллю пришлось уступить, хотя цеплялся он к каждой формулировке, надеясь путем перестановки или замены слов добиться изменения смысла. Не вышло. И главное, что ознаменовала собой Атлантическая хартия, это грядущий распад Британской империи и появление на планете нового глобального игрока — США и их экономической доминанты. Как побочный эффект от этого: резкое снижение статуса Великобритании чуть ли не до сателлита Штатов. И с этого момента «трансатлантическое стратегическое партнерство» и определяет положение Великобритании в мире как ближайшего и наиболее верного союзника США Возможно, это можно было бы назвать неким прообразом или предтечей НАТО. Доля истины в этом есть.
И поплатился за это — "нашелся какой-то городской сумасшедший Ли Харви Освальд — Ред. Там другого нет", - констатировал Евстафьев.
По его мнению, оно не смогло пережить такую фигуру, как Уинстон Черчилль, часть империи была утрачена — но часть сохранена, и это британское "глубинное государство" всегда находить возможность "подвсплыть". В этом регионе Британия получила возможность показать Америке, что без нее в "новом мировом порядке", о котором говорит Байден, без Британии — никак, сказал Евстафьев, напомнив, что этому "новому порядку" противостоит "ось зла" по МакКоннеллу — Ред. И главный компромисс будет для американцев не с Китаем и даже не с нами — хотя косвенно к компромиссу с нами американцев ситуация на Ближнем Востоке подталкивает, но вот насколько они психологически смогут переварить, я вам сказать не могу — главный компромисс сейчас должен быть с британцами", - предположил политолог.
Начнем с самого простого. Выделим несколько основных черт, присущих английской колонизации. Вовторых, связи англичан с местным населением их колоний были минимальны.
Смешанные браки были исключительным явлением, дух миссионерства вплоть до XIX века проявлялся мало. Англичане как бы игнорировали туземцев. Втретьих, вплоть до XIX века английское правительство принимало минимальное участие в основании колоний. Английский историк Е. Баркер писал: "Когда мы начали колонизацию, мы уже имели идею - социальнополитическую идею - что помимо английского государства, имеется также английское общество, а точнее - английские добровольные общества и в форме религиозных конгрегаций, и в форме торговых компаний , которые были готовы и способны действовать независимо от государства и на свои собственные средства... Именно английские добровольные общества, а не государство, учреждали поселения в наших ранних колониях и таким образом начали создавать то, что сегодня мы называем империей ".
И что еще характерно, английские переселенцы словно бы желали не переносить с собой Англию, а создать нечто новое, что не должно было сделаться второй Англией. Они селились в своей новой стране, отождествляли свои интересы с нею и трудились на ее благо. При этом английские колонии вплоть до последней трети XIX века не воспринимались англичанами как особо значимая ценность - это еще одна отличительная черта английской колонизации. Лорд Дж. Сили, теоретик английского империализма, писал: "Есть нечто крайне характерное в том индифферентизме, с которым англичане относятся к могучему явлению развития их расы и расширения их государства. Они покорили и заселили полсвета, как бы сами не отдавая себе в том отчета ".
Это до какойто степени можно объяснить спецификой английских колоний. Английская эмиграция первоначально имела религиозные причины, англичанеколонисты рвали все связи со Старым светом и разрыв этот оставлял в их душах глубочайший след. Параллельно возникали и торговые фактории. Но воспринимались ли они вполне как колонии? С точки зрения торговых интересов увеличение территории было для Англии не только не необходимо, но даже нежелательно. Ей нужно было только держать в своих руках пункты, господствующие над главными путями.
Во времена парусных судов эти островки господствовали над морскими путями, соединявшими Европу со всеми американскими портами. Там же, где Англия приобрела действительно крупные владения, то есть в Индии и Канаде, это было сделано главным образом потому, что здесь приходилось бороться за каждый опорный пункт с постоянной соперницей - Францией, так что для укрепления позиций был необходим обширный тыл... На протяжении XIX века из этих торговых станций и портов выросла Британская империя. Однако эти новые территории уже не представляли интереса для британских переселенцев. Сколь прочны и многолюдны были британские колонии, основанные когда-то на слабозаселенных землях, столь же труден был для англичан процесс интериоризации земель, имеющих скольконибудь значительную плотность туземного населения. Так, английское население в Индии не состоящее ни на военной, ни на государственной службе к концу XIX века едва приближалось к 100 тысячам.
И это при том, что начиная с 1859 года, после подавления мятежа, британское правительство проводило политику, направленную на привлечение британцев в Индию, а на индийском субконтиненте имелись нагорья, по климату, растительности и относительной редкости местного населения вполне пригодные для колонизации, во всяком случае, в большей степени подходящие для земледельческой колонизации, чем "хлопковые земли " Средней Азии, активно заселявшиеся русскими крестьянам. Английский чиновник Б. Ходгсон, прослуживший в Индии тридцать лет своей жизни, писал, что Индийские Гималаи могут стать "великолепной находкой для голодающих крестьян Ирландии и горных местностей Шотландии ". Еще более остро вопрос о британской колонизации северных районов Индии. Но вопрос остался на бумаге. Для того, чтобы жить в Гималаях требовалось вступить в прочные отношения с местным населением.
Последнее по своему характеру британцам было даже симпатично. Англичане давали самые идиллические характеристики жителям Гималаев. Монахи и аскеты, нашедшие себе убежища в снежной суровости высоких гор, стали основными персонажами европейских описаний Гималаев. В отличии от обычной индийской чувственности, путешественники находили здесь величайшее самообуздание, столь импонировавшие викторианцам. Гималаи в представлениях англичан было местом преимущественно романтическим. Жизнь крестьян описывалась так же преимущественно в идиллических тонах.
Обращалось внимание на их необыкновенно чистые и прекрасно возделанные угодья. Однако британское население, состоявшее главным образом из чиновников лесного ведомства, жило в поселках, приближаться к которым местным жителям было строжайше запрещено, словно поставлен был невидимый барьер. И когда в Гарвале - одной из местностей Гималаев - действительно возникают европейские поселения британцы поступают с этими романтическими горами точно так же, как в это же время с романтическими горами своей родины - горами Шотландии: стремятся вырубить естественные лесные массивы и засадить горные склоны корабельными соснами. Действия британцев могли бы казаться чисто прагматическими, если не учитывать, что тем самым они лишили себя одного из немногочисленных плацдармов для британской колонизации Индии, вступив в затяжной конфликт с местным населением. В результате, британские поселения Гарваля так никогда и не превысили общую численность в тысячу человек. Англичане и абстрагировались от местного населения, и создавали для себя миф о загадочных жителях Гималаев, и воспевали чудесную природу края, и признавали практически только хозяйственное ее использование.
Их восприятие как бы раздваивалось. В результате, осознавая и возможность, и желательность крестьянской колонизации района Гарваля, британцы не решались к ней приступить. Между британцами и местным населением словно бы всегда стоял невидимый барьер, преодолеть который они не могли. Так, еще во времена колонизации Америки "угроза, исходящая от индейца приняла для пуританина природнототальный характер и в образе врага слитыми воедино оказались индеецдикарь и породившая его дикая стихия природы... Пуританский образ индейцаврага наложил свой отпечаток на восприятие переселенцами пространства: оно для них активно, это пространство "западня ", полное подвижных и неожиданных препятствий ". Британцы создавали себе в своих владениях узкий мирок, в который не допускались никакие туземцы и который должен был бы воспроизводить английское общество в миниатюре.
Однако психологическую неадекватность этого ощущения обнаруживает тот факт, что, прожив несколько лет в таких колониях, англичане, от колониальных чиновников до последних бродяг, чувствовали, попадая назад в Англию, еще больший дискомфорт. Те, кто волей судьбы оказывался перед необходимостью более или менее близко соприкасаться с неевропейцами чего англичане избегали приобретали себе комплекс "аристократов " и тем по существу обращались в маргиналов в английском обществе. Ничего подобного не знает история никакого другого европейского народа. Любая новая территория, где селится англичанин, в его восприятии - "чистая доска ", на которой он творит свой собственный мир по своему вкусу. Это в равной степени относится и к колонизации Америки, и к созданию ИндоБританской империи. Так, "пуритане, несмотря на свои миссионерские претензии рассматривали Америку как свою собственную страну, а ее коренных жителей, как препятствие на пути своего предопределения как американцев.
Будучи пионерами, осваивавшими богатую неразвитую страну, первые американцы верили в свою способность построить общество, отвечающее их желаниям ". Аналогичным образом и "индийская tabula rasa представлялась во всех отношениях в высшей степени подходящей, чтобы устроить там общество на свой собственный манер ". Внешне это восприятие может напоминать "дикое поле " русских, но имеется одно очень существенное различие. Русские осваивают "дикое поле ", вбирают его в себя, не стремясь ни ограничить его, ни устранить встречающиеся на нем препятствия. Русские как бы игнорируют конфликтогенные факторы, связанные с новой территорией, и не прилагают никаких усилий, чтобы устранить их возможное деструктивное действие. Эти конфликтогенные факторы изначально рассматриваются не как внешние трудности, а как внутренние, от которых не уйдешь, но которые не подлежат планомерному устранению, а могут быть сняты только в более широком контексте деятельности народа.
Англичане же, если они не могли избежать самого столкновения с тем, что порождает конфликтность - а сам факт существования туземного населения уже является для англичан конфликтогенным, ведь туземное население так или иначе препятствует реализации собственно английских представлений - то они стремились поставить между собой и местным населением барьер. К чему приводило наличие психологического барьера между англичанами и коренным населением колоний? Эдвард Спайсер в книге "Циклы завоевания " описывает как из "политики изоляции " постепенно развивалась концепция резерваций, воплотившаяся в отношениях с индейцами Северной Америки. Изначально эта концепция выразилась в том, что с рядом индейских племен были подписаны договоры как бы о территориальном разграничении. Но существенным в этих договорах для англичан было не определение территориальных границ напротив, они изначально игнорировали эти границы , а то, что в результате самого акта подписания договора индейское племя превращалось для англичан в некоего юридического субъекта, через что отношения с ним вводились в строго определенные и ограниченные рамки. Очевидная бессмысленность наделения индейцев статусом юридического лица при том, что никакие права дефакто за ними не признавались, параллельно навязчивым желанием англоамериканцев придерживаться даже в случаях откровенного насилия определенных ритуалов свойственных международным отношениям, указывают на то, что внешний статус индейцев имел в глазах колонистов самостоятельную ценность.
Он давал возможность экстериоризировать туземный фактор, отделить его от себя и тем самым получить возможность абстрагироваться от него. Такие сложные психологические комплексы, казалось бы, должны были остановить колонизация. А между тем англичане создали империю значительно более прочную, чем, например, испанцы, хотя последние прикладывали к созданию империи больше сознательных усилий. Значит ли это, что разгадка - в коммерческих способностях англичан? И действительно, значительная доля справедливости есть в словах, что Британская империя являлась "коммерческой комбинацией, деловым синдикатом ". Но этого объяснения недостаточно, ибо как психологически могли сочетаться эта гипертрофированная самозамкнутость англичан гигантский размах их торговых операций, заставлявший проникать их в самые удаленные части земли и чувствовать там себя полными хозяевами?
Кроме того, торговые выгоды получали главным образом жители метрополии, а они, казалось, видели в империи только лишний балласт. Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется не только скучным, но и положительно неприятным ". Пик английской завоевательной политики на Востоке по времени первая половина XIX века совпал с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом британской политики уже стала "оборона Индии " - сама по себе. Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону. Узнав о коварстве и жестокостях полководца У.
Хастингса, английское общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс был оправдан парламентским судом. Осуждать его англичане не хотели. Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и чувств осознавалась бы - игра была бы проиграна; залог успеха - бессознательность. В этом смысле показательно высказывание Дж. Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на "глупость ее правителей и безразличие ее детей ". Здесь мы имеем дело с выражением противоречивости внутренних установок англичан.
Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно. Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны.
Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели. Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению.
При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании. Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть.
И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение. Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму. Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ". Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей.
Между религией и торговлей существовала тесная связь. Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации.
Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи.
Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ".
Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ".
Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ".
При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан.
Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей.
В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации.
Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей.
Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации.
Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации.
Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века.
Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком.
Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было.
Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж.
Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано.
Почему распалась Британская империя?
Краткий ответ - когда распалась британская империя | Британское правительство продолжает отстаивать демократически принятое шотландским народом решение и считает необходимым соблюдать те обещания, которые Вы ему дали. |
Как Британская империя разрушала мир | Англичане не отпускают Шотландию по той причине, что её выход станет спусковым крючком распада всего королевства. |
Итоги правления Елизаветы II: распад и упадок бывшей великой Британии | В наибольшей опасности наследие бывшей Британской империи оказалось на не имеющих собственного англосаксонского населения Карибах. |
Распад Британской колониальной империи — Студопедия | Британское правительство продолжает отстаивать демократически принятое шотландским народом решение и считает необходимым соблюдать те обещания, которые Вы ему дали. |
В каком году распалась Британская империя? - История и мир | Как триумф — потому что Британской Индии после долгих десятилетий борьбы за независимость наконец удалось выйти из состава империи. |
Британская империя уменьшилась впервые за десятки лет
Британская империя сожмется до размеров территории откуда пошло расширение империи над которой никогда не заходило солнце. По официальной принятой во всем мире версии Британская империя распалась после второй мировой войны. Почему распалась британская империя кратко. Британская империя развивалась преимущественно по пути решения чисто практических задач, обусловленных экономическими, социальными и геополитическими интересами. Почему распалась британская империя кратко.