Новости когда британская империя распалась

Америку ждет длительный упадок, который будет проходить по сценарию распада Британской империи. Распад Британской империи не означал, однако, полного разрыва тесных экономических, политических и культурных связей между её частями, складывавшихся на протяжении многих десятилетий. Получи верный ответ на вопрос«Когда распалась Британская империя? » по предмету История, используя встроенную систему поиска. К 1961 году колонизация Британской Империи была завершена. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Распад Британской империи и становление содружества

В наибольшей опасности наследие бывшей Британской империи оказалось на не имеющих собственного англосаксонского населения Карибах. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — понятие, включающее Великобританию и ее колониальные владения; вошло в официальное употребление в 1870-е гг. В 20 в. в процессе распада колониальной системы вместо понятия Британская империя. И разрушение Британской империи в любом случае будет только на руку СССР.

Британская империя

Неблагонадежных, которых метили бритвенными надрезами под мышками, сгоняли в концлагеря. Уничтожали крупные селения, жители которых были замечены в симпатиях к повстанцам. Партизан же уничтожали всеми доступными средствами. Для борьбы с партизанами, базировавшимися в труднодоступных местах, англичане к 1954 году проложили почти 1000 км дорог для продвижения тяжелой техники. Пехоту интенсивно поддерживала авиация. Районы, которые могли помогать партизанам, обносились глубокими рвами и колючей проволокой с полицейскими кордонами на расстоянии полмили друг от друга. Вводились ограничения на содержание скота и посевы сельскохозяйственных культур. Партизаны сплошь и рядом тоже проявляли запредельную жестокость. Известен случай, когда они согнали в хижины 120 лояльных властям людей другого племени, включая женщин и детей, и сожгли заживо. Англичане с 1955 года начали использовать симметричный ответ.

Против партизан направляли отряды амнистированных уголовников, которые пленных не брали, орудуя в основном ножами. В 1957 году восстание было подавлено. По официальным данным англичане уничтожили 12 тысяч партизан. Британцы немедленно предоставили Кении свободу и второпях ушли, предоставив кенийским племенам самостоятельно разбираться между собой. Южная Родезия получила международное признание в 1980 году, когда она уже называлась Зимбабве. К этому историческому событию страна шла долгих 17 лет. В начале 60-х годов в Южной Африке Великобритания владела обширной территорией, которая называлась Центрально-Африканской федерацией. Южной Родезии Лондон отказал в праве на самостоятельность на том основании, что премьер Ян Смит проводит политику апартеида в отношении черного большинства населения. Британцы потребовали, чтобы коренному населению было предоставлено избирательное право и гарантированы прочие равные права.

Смит, которого поддерживало 300-тысячное белое население страны, отверг это требование. И в 1965 году объявил Южную Родезию независимой страной. Однако ее не признали ни Великобритания, ни ООН. Ввязываться в очередную войну Лондон не захотел. Были избраны экономические рычаги воздействия.

Ирландцы по-прежнему требовали самоуправления. А Великобритания вела переговоры с США об огромных займах. Они нужны были для продолжения военных действий. Так Великобритания из крупного международного кредитора превратилась в крупного должника. Ещё до начала войны в Великобритании происходили беспорядки и забастовки. Старый порядок стал трещать по швам. С началом войны некоторые почувствовали какое-то облегчение. Они лелеяли надежду на восстановление прежних общественных отношений. В 1921 году был наконец подписан договор об отделении Ирландии. Но он привёл к новой войне. Результатом её стало принятие Свободного Ирландского государства как временную меру. В 1926 году был окончательно определён статус Доминионов. Они получили право на полное внутреннее самоуправление. Они также могли решать, принимать ли им участие в конкретной войне. Над Великобританией нависла угроза социалистической революции и классовой войны. В 30-е годы прошлого века набирала силу политическая сила Гитлера. Чемберлен не смог предложить достойный ответ на расширение Германии в Европе. Великобритания уменьшила расходы на оборону. Она всячески пыталась избежать конфликта с немцами. В Мюнхене был заключён договор, который историки называют Мюнхенским сговором, предавшим Чехословакию. В 1935 году был принят закон о правительстве Индии, что дало ей статус Доминиона. Вторая мировая война привела к обретению Индией и Пакистаном независимости. А в 1948 году независимыми стали Цейлон и Бирма. В 1949 году Ирландия стала республикой и окончательно отделилась от Великобритании. Имперское величие закончилось Похожие записи:.

Англичане снова всячески старались убедить нас уделять как можно больше материалов по ленд-лизу Англии и как можно меньше Советскому Союзу. Я не думаю, чтобы ими непосредственно руководили политические мотивы, хотя следует признать, что в сущности их неверие в способность России к сопротивлению носило политический характер. На этих совещаниях и Маршалл, и Кинг, и Арнольд продолжали настаивать на том, что вполне разумно оказывать Советам всяческую возможную помощь. Ведь как бы то ни было, доказывали они, германские армии находятся в России; танки, самолеты, пушки в руках Советов будут нести гибель нацистам, тогда как для Англии ленд-лиз в данное время будет означать лишь наращивание запасов. Кроме того, мы, конечно, не могли забывать и о потребностях собственной обороны, о том, что необходимо для укрепления наших армии и флота. Со своей стороны, адмирал Паунд, генерал Дилл и главный маршал авиации Фримен на все лады доказывали, что, в конечном счете, эти запасы будут более полезными для решающих военных усилий союзников. Они упорно твердили свое, - что военные материалы, передаваемые Советам, неизбежно будут захвачены нацистами, что в интересах самой Америки направлять большую часть материалов в Англию. К счастью, американские представители по-иному понимали интересы самой Америки, а также интересы войны в широком смысле. Я же задавался вопросом, не стремится ли Британская империя к тому, чтобы нацисты и русские уничтожали друг друга, пока Англия будет накапливать силы. Тем временем отец трудился с Самнером Уэллесом над проектом какого-то документа. Тогда мы еще не знали, что это такое; как оказалось, они работали над текстом Атлантической хартии и над письмом к Сталину, в котором выражалась наша общая решимость добиваться совместными усилиями общей победы над гитлеризмом. В тот вечер премьер-министр вновь обедал на «Августе». Этот обед выглядел менее официально; высших военных чинов на нем не было. Присутствовали только отец, премьер-министр, их ближайшие помощники, мой брат и я. Поэтому здесь было гораздо больше возможностей познакомиться с Черчиллем поближе. Он снова был на высоте положения. Его сигары сгорали дотла, коньяк неуклонно убывал. Но это, повидимому, совершенно не сказывалось на нем. Его мысль работала не менее, если не более ясно, а язык стал еще острее. И все же в сравнении с предыдущим вечером разговор протекал по-иному. Тогда Черчилль прерывал свою речь только для того, чтобы выслушать вопросы, которые ему задавали. Теперь и другие прибавляли кое-что в общий котел, и поэтому в котле забурлило, и раза два он чуть не ушел через край. Чувствовалось, что два человека, привыкшие главенствовать, уже померялись силами, уже прощупали друг друга, а теперь готовились бросить друг другу прямой вызов. Нельзя забывать, что в то время Черчилль был руководителем воюющей страны, а отец - только президентом государства, достаточно ясно определившего свою позицию. После обеда Черчилль все еще руководил разговором. Однако перемена уже начинала сказываться. Впервые она резко проявилась в связи с вопросом о Британской империи. Инициатива исходила от отца. Он помолчал. Опустив голову, премьер-министр исподлобья пристально смотрел на отца. Возможности для расширения торговли. Открытие рынков для здоровой конкуренции. Черчилль заворочался в кресле. Он понимал, что если пустить в доминионы доллар, то будет конец Империи. Хотя и конец эпохи доллара тоже когда-нибудьь наступит... Отец прервал его: - Да. Эти имперские торговые соглашения, - о них-то и идет речь. Именно из-за них народы Индии и Африки, всего колониального Ближнего и Дальнего Востока так отстали в своем развитии. Шея Черчилля побагровела, и он подался вперед. Торговля, которая принесла Англии величие, будет продолжаться на условиях, устанавливаемых английскими министрами. Я твердо убежден в том, что мы не можем добиться прочного мира, если он не повлечет за собой развития отсталых стран, отсталых народов. Но как достигнуть этого? Ясно, [52] что этого нельзя достигнуть методами восемнадцатого века. Так вот: - Кто говорит о методах восемнадцатого века? Методы двадцатого века означают развитие промышленности в колониях и рост благосостояния народа путем повышения его жизненного уровня, путем его просвещения, путем его оздоровления, путем обеспечения ему компенсации за его сырьевые ресурсы.

И хотя Черчилль провозгласил, что он не для того стал премьер-министром Британской империи, чтобы председательствовать при ее ликвидации, ему все же, во всяком случае во время его второго премьерства, пришлось оказаться в этой роли. В первые послевоенные годы предпринималось немало попыток сохранить Британскую империю как путем маневрирования, так и колониальными войнами в Малайе, Кении и др. В 1947 Великобритания была вынуждена предоставить независимость самому большому колониальному владению: Индии. При этом страна была разделена по региональному признаку на две части: Индия и Пакистан. Независимость провозгласили Трансиордания 1946 , Бирма и Цейлон 1948. В 1947 Ген. Ассамблея ООН приняла решение о прекращении брит. В 1956 провозглашена независимость Судана, в 1957 — Малайи. Первой из британских владений в Тропической Африке стал 1957 независимым государством Золотой Берег, приняв название Гана. В 1960 британский премьер-министр Г. Макмиллан в речи в Кейптауне в сущности признал неизбежность дальнейших антиколониальных свершений, назвав это «ветром перемен». В 1960 Южно-Африканский Союз провозгласил себя Южно-Африканской Республикой и затем вышел из Содружества, но после ликвидации режима апартеида апартхейда и перехода власти к черному большинству 1994 был снова принят в его состав. К концу прошлого века само Содружество также претерпело коренные изменения. После провозглашения независимости Индией, Пакистаном и Цейлоном с 1972 — Шри-Ланка и их вхождения в Содружество 1948 оно стало объединением не только метрополии и «старых» доминионов, а всех государств, возникавших в пределах Британской империи. Из названия Британское Содружество Наций было изъято «британское», а в дальнейшем стало принято называть просто: «Содружество». Отношения между членами Содружества также претерпевали множество перемен, вплоть до военных столкновений крупнейшие — между Индией и Пакистаном. Однако экономические, культурные и языковые связи, возникавшие в течение многих поколений существования Британской империи, удерживали подавляющее большинство этих стран от выхода из Содружества. В нач. В Содружество был принят Мозамбик, который никогда не входил в Британскую империю. Население стран Содружества превышает 2 млрд. Важным наследием Британской империи является распространение английского языка как в странах, которые входили в эту империю, так и за ее пределами. Отношения между Британской и Российской империями всегда складывались сложно, зачастую весьма недружелюбно. Противоречия между двумя крупнейшими империями привели в середине 19 в.

Власть Факта. Распад Британской Империи (2021)

В 1948 году на независимый путь развития встали Бирма и Цейлон. В том же году Британия по решению Генеральной Ассамблеи ООН была лишена мандата на Палестину, на ее месте были созданы два самостоятельных государства арабское и еврейское. Далее свободу от английского колониального господства получали: Судан 1956 г. Список получивших независимость от Британской короны стран и территорий пополнялся до 1997 года. Ровно четверть века назад произошла передача Лондоном суверенитета над Гонконгом Китаю. Начавшийся 75 лет назад распад британской колониальной империи продолжался 25 лет.

Бывшая метрополия «Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии» уже на протяжении четверти века живет без колоний и прочих зависимых территорий. Уже в прошлом веке Британию как мирового лидера стали теснить США. После Первой мировой войны между ними установился неустойчивый паритет, а в результате Второй мировой войны лидерство окончательно отошло к Соединённым Штатам. Многие небезосновательно полагают, что крушению британской колониальной империи способствовал не только Советский Союз это факт неоспоримый , но и США, создавали альтернативный британской империи неоколониальный Pax Americana. Ещё по итогам прошлого года Великобритания занимала пятое место в мире по величине ВВП, за ней следовала Индия.

Это в целом за год. А по итогам последнего квартала 2021 года бывшая британская колония уже была впереди Великобритании и стала пятой по величине экономикой. Расчёт ВВП основан на долларах США в номинальном выражении, с использованием обменного курса доллара на последний день квартала. Согласно данным МВФ, в первом квартале текущего года Индия укрепила свое лидерство; размер индийской экономики за первые три месяца составил 854,7 млрд долларов. У Великобритании этот показатель оказался равен 816 миллиардов долларов.

Однако, большинство колоний выбрали путь полной независимости и вышли из состава британской империи. Этот процесс продолжался в течение нескольких десятилетий и завершился в конце XX века. Таким образом, процесс распада британской империи был результатом национальных движений, деколонизации и стремления колоний к независимости. Становление содружества на месте империи После распада британской империи, Великобритания осознала необходимость сохранить связи с бывшими колониями и установить новые формы сотрудничества.

В результате этого процесса возникла идея создания Содружества наций. Содружество наций было официально учреждено Лондонской декларацией 1949 года. Оно объединило Великобританию и ее бывшие колонии, которые стали независимыми государствами. Целью Содружества было поддержание дружественных отношений, сотрудничество в различных сферах и защита общих интересов.

Содружество наций имело свои особенности и принципы. Во-первых, оно базировалось на принципе равноправия и суверенитета каждого государства-члена. Ни одно государство не имело преимущественных прав или власти над другими. Во-вторых, Содружество наций стремилось к сотрудничеству в различных областях, таких как экономика, торговля, культура, наука и образование.

Были созданы различные организации и программы для развития сотрудничества и поддержки развития государств-членов. В-третьих, Содружество наций также занималось вопросами международной политики и безопасности.

В июне 1944 года японцы и ИНА отступили с территории Индии. В 1945 году части ИНА принимали участие в оборонительных боях против британских войск на территории Бирмы. С окончанием войны они были вынуждены сложить оружие и сдаться колонизаторам на условиях интернирования и репатриации.

Но британцы нарушили обещание. Многие из бойцов ИНА были заключены в тюрьмы под предлогом того, что они прежде являлись военнослужащими британских колониальных войск. Против троих высших офицеров ИНА британскими властями был организован судебный трибунал в Красном форте Дели. Под давлением общественного мнении смертная казнь для них была заменена пожизненным изгнанием. Однако обстановка после войны была такова, что Великобритания уже не могла восстановить господство в своих азиатских колониях.

В январе 1948 года англичане были вынуждены предоставить независимость Бирме. Ещё больше десятилетия Англия вела бессмысленную колониальную войну, пытаясь сохранить своё господство над Малайзией и Сингапуром, но в 1957-1963 гг. Оценка событий Второй мировой войны в странах Юго-Восточной Азии коренным образом отличается от её оценки в странах Европы и Америки.

Распад не стал внезапным. Еще до Первой мировой войны началось постепенное наделение колоний полномочиями, а после неё этот процесс пошёл еще более интенсивно.

Одни политические деятели считали неизбежным предоставление независимости колониям, другие, как Уинстон Черчилль, всеми силами старались воспрепятствовать этому. Насколько болезненно протекал распад Британской империи, какие причины ускоряли данный процесс, а какие сдерживали? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из передачи, видеозапись которой мы предлагаем вашему вниманию: нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи Вы также можете посмотреть видеозапись этой передачи на сервисе "Youtube" На нашем сайте можно посмотреть и послушать другие выступления С.

Дмитрий Евстафьев: Американоцентричный мировой порядок уходит

История британской империи. Почему распалась Британская империя Единственным, кто мог сорвать американский план и спасти Британскую империю, был Черчилль.
ВЗГЛЯД / Как США разрушили господство Британской империи :: В мире Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими.

Основные колонии Британской империи: их значение и вклад

  • Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах
  • Как страны Африки и Азии освобождались от власти Лондона
  • Почему распалась британская империя кратко
  • Может ли Британия распасться на отдельные субъекты
  • Краткий ответ - когда распалась британская империя

Пирс Брендон. Упадок и разрушение Британской империи. 1781 - 1997. Часть 1.

Почему распалась британская империя кратко. Конечно, Британская империя не развалилась, когда отсоединились тринадцать колоний. Статья рассказывает о распаде британской империи, его причинах и последствиях, а также о становлении и особенностях Британского ие В. "Одна из важнейших империй современности распадается на наших глазах, — пишет американский историк Альфред Маккой — однако в СМИ практически не пишут об этом экстраординарном событии". Речь идет о Британской империи, каких-нибудь 80 лет назад занимавшей четверть всей земной суши, а сейчас вроде бы съежившейся до крохотных размеров. Распад Британской империи (2021) – 9 просмотров, продолжительность: 38:59 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Сергея Волкова в социальной сети Мой Мир.

Как Британская империя разрушала мир

Во время Великого трека конца 1830-х — начала 1840-х годов, тысячи буров покинули колонию и ушли на север, основав там свои новые республики Трансвааль 1852—1877, 1881—1902 гг. Они враждовали как с британцами, так и с африканским народами сото и зулу. По итогам второй англо-бурской войны 1899—1902 гг. Вначале над ним был установлен совместный англо-французский контроль, а в 1882 году регион канала был оккупирован британскими войсками [86].

Англо-французская конкуренция из-за Суэцкого канала закончилась в 1902 году признанием его нейтральной территорией, хотя де-факто он оставался под контролем британских войск до 1954 года. С усилением активности Франции, Бельгии и Португалии в нижнем течении реки Конго , между европейскими державами началась « Драка за Африку ». Разногласия пытались урегулировать на Берлинской конференции в 1884—1885 гг.

Конкуренция между колониальными империями продолжалась до 1890-х годов и вынудила, в частности, Великобританию пересмотреть своё решение 1885 года вывести свои войска из Судана. Объединённые англо-египетские силы подавили восстание махдистов в 1896 году и дали отпор французскому вторжению в Фашоду [88]. После этого Судан был формально провозглашён совместной англо-египетской колонией , но фактически остался под британским контролем.

Британский колонизатор Сесиль Родс , первопроходец британской экспансии в Южной Африке , выступил с предложением строительства трансафриканской телеграфной линии и железной дороги Кейптаун — Каир , которая должна была связать стратегически важный Суэцкий канал с богатой полезными ископаемыми Южной Африкой [89]. В 1888 году Родс, опираясь на принадлежащую ему частную Британскую Южно-Африканскую компанию , захватил обширную территорию, названую в его честь — Родезия [90]. С появлением автомобилей , одновременно на разных участках началось строительство связующего всю Африку шоссе Каир-Кейптаун , а также местных автомобильных дорог.

Изменение статуса «белых» колоний[ править править код ] Путь к независимости «белых» колоний Британии начался в 1839 году с отчёта Дарема , провозгласившего объединение и самоуправление двух канадских провинций, как способ борьбы с волнениями. Акт о союзе 1840 года создал провинцию Канада. В Новой Шотландии Ответственное правительство впервые появилось в 1848 году, этот опыт вскоре был распространён и на остальные колонии в Британской Северной Америке.

В 1867 году Верхняя и Нижняя Канады , Нью-Брансуик и Новая Шотландия были объединены в доминион Канада, конфедерацию с полным самоуправлением, за исключением иностранных дел. Неофициальный флаг Британской империи, используемый на патриотических мероприятиях, объединяющий гербы доминионов, чтобы показать их растущее значениe Австралия и Новая Зеландия получили аналогичное самоуправление в 1900 году, а австралийские колонии объединились в федерацию в 1901 году. Статус доминиона был предложен на Имперской конференции 1907 года применительно к Канаде, Ньюфаундленду , Австралии и Новой Зеландии.

В 1910 году Капская колония , Наталь , Трансвааль и Колония Оранжевой реки объединяются в Южно-Африканский Союз , который также получил статус доминиона. Последние десятилетия XIX века ознаменовались борьбой за самоуправление Ирландии. Ирландия вошла в состав Соединённого Королевства после восстания 1798 года , в соответствии с Актом союза 1800 года , и стала жертвой нескольких вспышек голода между 1845 и 1852 годами.

Премьер-министр Вильям Гладстон поддерживал идею самоуправления Ирландии, считая, что эта страна сможет стать таким же доминионом в составе Империи, как и Канада. Однако в парламенте в 1886 году законопроект о самоуправлении Ирландии провалился, так как многие опасались, что частичная независимость Ирландии может создать угрозу безопасности Великобритании, или вообще вызвать распад Империи [91]. Второй законопроект также провалился и лишь третий прошёл парламент в 1914 году, но в связи с началом Первой мировой войны так и не был реализован, что вызвало в Ирландии Пасхальное восстание 1916 года.

Максимальная площадь империи составляла более 33 миллионов квадратных километров в 1913 году. Это в 150 раз больше территории современной Великобритании. И это число подсчитано без учета части Антарктики, на которую претендовала империя и до сих пор претендует Великобритания, а также без учета мандатных и подопечных территорий. Ни одно государство в мире за всю историю человечества не владело таким количеством территорий. Второе и третье место по площади занимали Монгольская и Российская империи. Британская империя была крупнейшей не только по площади, но и по численности населения. В 1922 году на территориях, принадлежавших Великобритании, проживало 480 миллионов человек.

В те времена это была четверть всего населения Земли. Начало 20 века было кульминацией расширения империи. С началом мировых войн Великобритания начала терять свои территории и свое влияние в мире. В 1947 году империя предоставила независимость своему крупнейшему колониальному владению — Индии, в результате чего ее территория значительно уменьшилась. Британская империя обрела свое могущество благодаря военному превосходству на море. Британская империя не была самой развитой в военном отношении, как может показаться. Многие европейские державы обладали довольно сильными вооруженными силами.

Но никто не мог сравниться с британцами на море. Британский флот был сильнейшим в мире. Этот фактор, наряду с экономическим превосходством и уверенностью в благотворном влиянии на колонии, и был решающим в обретении Британской империей могущества. Великобритания делала упор на развитие военно-морских сил в силу географического расположения на острове. В 1588 году британцы разгромили знаменитую «Непобедимую армаду» Испании. С появлением первых колоний на других концах света укрепление флота стало еще более важной задачей. После войн с Наполеоном британский флот был самым крупным и мощным в мире.

Сильный флот Великобритании — главная причина, по которой войны почти никогда не велись на территории Британских островов. Противники просто не имели возможности высадиться на британский берег, и это тоже способствовало укреплению Британской империи. Колонии в составе Британской империи имели разный статус. Британская империя отличалась сложным составом с четкой иерархией подчиненных территорий. Существовало четыре основных типа колоний: доминионы, собственно колонии, протектораты и подмандатные территории. Они отличались друг от друга составом населения, особенностями самоуправления и другими правами. Доминионы в составе Британской империи состояли преимущественно из бывших британцев и европейцев.

Дипломатические контакты между странами Содружества осуществляются при посредничестве Великобритании. В общем, налицо все признаки государства, а точнее, империи. Англичанам удалось совершить то, что не удалось россиянам. Когда уже был близок закат империи, когда во всех ее уголках, большинство из которых было присоединено силой, вспыхнуло национально-освободительное движение, они переформатировали свои владения, дав колониям и доминионам достаточно большие права, но держа их при этом на «коротком поводке». Британцам не только удалось сохранить нормальные отношения почти со всеми своими бывшими владениями, но и стать для них центром притяжения. Конечно, не все было гладко и идеально.

Достаточно вспомнить конфликты между странами Содружества, например, между Индией и Пакистаном. Или режим апартеида в ЮАР, который был осужден всем мировым сообществом. Эту страну исключили на длительное время из организации. Но, в целом, попытка найти цементирующее начало для стран-участниц была удачной. В СССР центробежные процессы были оставлены без внимания, а после его распада республики, ставшие независимыми государствами, резко бросились искать себе новых друзей: кто на Западе, кто на Востоке. Вместо того чтобы сохранить десятилетиями наработанные связи, их поспешно разрывали и пытались, чаще всего безуспешно, наладить новые.

Причина такой разницы, на мой взгляд, проста.

Будущее Шотландии инициаторам референдума, скорее всего, видится следующим образом. Законодательная и судебная власть полностью принадлежат шотландским парламенту и судам. Вводится шотландское гражданство. В то же время Шотландия остаётся конституционной монархией с королевой Елизаветой II во главе. Шотландское королевство наделяется правом на ведение самостоятельной внешней политики. Благодаря этому оно получает возможность вернуться в таможенный союз ЕС и общеевропейский рынок. В то же время остаётся в валютном и оборонном союзе с Королевством Англия, а также сохраняет с ним зону свободной торговли. Фунт стерлингов остаётся шотландской валютой, а Банк Англии — эмиссионным центром.

На территории Шотландии остаются британские военные базы. Пытаясь решить долговую проблему, британский монарх рискует потерять остатки своего влияния. Сегодня у Елизаветы II нет могущественнейшей колониальной империи. В то же время её мировое влияние обеспечивается наличием атомного оружия и постоянным членством королевства в Совете Безопасности ООН. Это королевство представляет собой федерацию из двух субъектов — Королевства Великобритании и Королевства Северной Ирландии. В то же время Королевство Великобритания также представляет собой федерацию из двух субъектов — Королевства Англии и Королевства Шотландии. В случае провозглашения независимости Шотландии Великобритания распадётся.

Началась война маори в Новой Зеландии

  • Взлёт и падение Британской империи (с 519 по 2014 год).
  • Последний актив
  • Распад Британской колониальной империи
  • Непобедимый флот
  • Как Британская империя разрушала мир

Распад Британской империи и становление содружества

Ну а дальше все покатилось как снежный ком. В начале 80-х все закончилось. На этом Британская империя прекратила свое существование. Однако почему, ведь никаких внешних предпосылок для этого не было. Внешних причин не было, но были внутренние, которые грозили перерасти в очень серьезные неприятности. Ведь после войны Британия оказалась в тяжелейшей экономической ситуации и от банкротства ее спас только американский займ. Во всех ее владениях нарастали сепаратистские настроения.

Они не выливались в восстания, но управлять становилось все сложнее, а былые мощь и влияние были уже потеряны. Ну и англичане, как крайне рациональные люди пришли к выводу, что распустить то, что не можешь удержать гораздо выгоднее.

Сталин стремился расширить сферу влияния. Этот новый империализм возник за счет как Соединенных Штатов. Так и, что наиболее разрушительно, Британской империи.

Черчилль проигрывает выборы До объявления результатов послевоенных выборов 26 июля 1945 года, Черчилль был уверен в победе. В конце концов, он наблюдал за победой Британии в величайшей войне, которую когда-либо видел мир. Однако Черчилль проиграл. Новое правительство немедля поддержало независимость Индии. Черчилль хотел отсрочить независимость Индии.

Хотя он признавал, что дни империи сочтены. Махатма Ганди и независимость колоний Власть Империи начала ослабевать с начала 1930-х годов. Но заметная смена политики произошла в 1935 году с принятием Закона о правительстве Индии. Который предоставил определенную степень самоуправления Индийскому субконтиненту. Этот акт был, возможно, самым значительным поворотным моментом в истории британской администрации в Индии.

Партия противников закона не скупилась на слова в своей оценке акта.

Существование империи прекратилось в начале 20-го века, но анимированная карта продолжает отображать изменения в географических контурах уже СССР, затем России вплоть до 2015 года. Взлёт и падение Османской империи Османская империя, чьё становление соотносится с падением Византии, просуществовала с 1299 по 1923 год. Эти 600 лет истории отображаются на карте в течение пяти минут. Уже в 1320 году империя достигла Чёрного моря, воспользовавшись разобщённостью в регионе. В середине 14-го века турки укрепились на европейском берегу Эгейского моря, Дарданелл и Мраморного моря. В 1387 захватили Салоники, проложив себе путь в Македонию. В 1453 году после длительной осады Константинополь пал, превратившись в столицу нового государства — Османской империи.

Рост Османской империи продолжился до начала 17-го века. После периода стагнации в 1923 году империя прекратила своё существования, а для Турции установили новые границы. Смотрите также:.

Вслед за восстанием Индийского Королевского флота в феврале 1946 года против условий и оплаты труда, британский премьер-министр от лейбористов Клемент Атли назначил виконта Маунтбеттена Бирманского последним вице-королём Индии; ему было поручено организовать вывод британских колониальных войск и администрации. В течение пяти месяцев с момента его прибытия в Индию, к 15 августа 1947 года, «приготовления» Маунтбеттена заключались в разделе обширного индийского субконтинента на причудливую мозаику территорий Восточного и Западного Пакистана с преобладающим мусульманским населением, между которыми располагалась Индия, населенная в основном индусами. За следующие несколько лет Британия отказалась от формального колониального контроля большей части своих территорий в Африке, в Тихом океане и вдоль границ Средиземного моря.

И это был вовсе не знак доброй воли или симпатия к принципам самоопределения народов. Это была простая необходимость, возникшая из? Страхи Черчилля реализовались. Вашингтон действительно принял участие во Второй мировой войне, чтобы «руководить распадом Британской империи», единственной силы в поздние 1940? Британия, конечно, могла быть союзником, но, как точно заметил философ американского империализма и соратник двух президентов США Генри Брукс Адамc, только в том случае, если «Британия станет частью американской системы». Огромные заграничные инвестиции давно были проданы, чтобы оплатить военные расходы.

Национальный долг Соединённого Королевства взлетел до невиданных высот. Внутри страны английская инфраструктура и оборудование сильно износились и прогнили.

Последний осколок империи: как Британия отдавала Гонконг

Распад Британской колониальной империя и образование независимых государств После Первой мировой войны начался кризис колониальной системы Великобритании. И разрушение Британской империи в любом случае будет только на руку СССР. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала". Статья рассказывает о распаде британской империи, его причинах и последствиях, а также о становлении и особенностях Британского ие В.

Интересные факты о Британской империи

Впрочем, мизерный успех в Малайе обессмыслили события на индийском субконтиненте. Английское господство давно тяготило английские народы и элиту. Однако последней каплей явилась халатность военных властей империи, спровоцировавших в 1943 г. Опасаясь японского вторжения из Бирмы, британские военные организовали пояс безопасности с выжженной землей, отгородившей Индию от агрессора. Но когда вражеского наступления не последовало, власти не удосужились вернуть в Бенгалию вывезенные запасы риса и погубили миллионы, окончательно дестабилизировав обстановку в колонии. Индия не забыла инцидента и хотя основные элитарные группировки, объединенные вокруг ИНК Индийского Национального конгресса и МЛ Мусульманской Лиги согласились потерпеть англичан до победы над фашизмом, вопрос независимости остался на повестке дня. Лишь только подошел к концу победный 1945 г.

Колониальная власть на местах оказалась парализованной. Обуздать море недовольства англичанам оказалось нечем. Силы империи, на две трети состоящие из индийцев, рассредоточились ради помощи голландским и французским колонизаторам. Тренировка гуркхов непальцы в войсках Великобритании в малайских джунглях. Пока буржуазные элиты торговались относительно форм независимости и полномочий, произошел мятеж в колониальной армии. Восстание англичане подавили, но не так быстро и убедительно, как обычно, ибо слишком долго искали подходящие войска.

Осознав, что при рецидиве ситуация может выйти из-под контроля, правительство К. Эттли 15 марта 1946 г.

Во-первых, в начале беспорядков Сухраварди и его соратники расположились в главном полицейском управлении, что не позволило комиссару-британцу разобраться в обстоятельствах конфликта непредвзято и без предубеждений. Во-вторых, выступая перед толпой последователей численностью не менее 100 тысяч человек, Сухраварди заявил , что принял меры, чтобы «сдержать» полицию. Многие собравшиеся могли воспринять его слова как карт-бланш на насилие и мародерство. Представители Мусульманской лиги, наоборот, утверждали , что индуисты ухватились за возможность использовать День прямого действия как провокацию и «преподать мусульманам урок». На обвинения против Сухраварди его защитники утверждали, что в главном управлении он расположился, чтобы следить за действиями полиции и вовремя помогать, а не препятствовать им. Поскольку никаких записей выступления Сухраварди перед протестующими не сохранилось, оказалось невозможно доказать, что он косвенно или напрямую призывал к насилию. Вероятно, Мусульманская лига решила, что если у нее получится разгромить Калькутту, то она сможет претендовать на включение всей Бенгалии в состав независимого Пакистана. В Калькутте жило меньше мусульман, чем индуистов, что сделало бы успех еще более убедительным».

К похожему выводу пришел историк Клод Марковиц: «Беспорядки представляли собой сражение за право контролировать Калькутту. Организовывая крупные демонстрации, занимая центральные площади и используя доступные правительственные ресурсы, бенгальское отделение Мусульманской лиги пыталось заявить свои права на Калькутту как на столицу Бенгалии, которая вошла бы в состав Пакистана. Вероятно, Лига не стремилась к резне такого масштаба, но ее сторонники охотно применяли насилие для достижения своих целей. И хотя насилие меньшинства против большинства может показаться иррациональным, многие мусульмане считали индуистов трусливыми и изнеженными, поэтому не сомневались в своем превосходстве. Для индуистов же беспорядки стали возможностью показать свою силу и предотвратить доминирование мусульман. Резня произошла из-за столкновения двух сил, компромисс между которыми оказался невозможен». За масштабы насилия те события прозвали «неделей длинных ножей» — по аналогии с «Ночью длинных ножей», политической чисткой Гитлера в штурмовых отрядах. Убийства и разрушения в Калькутте стали поворотным моментом для переговоров о порядке предоставления независимости Индии. К началу 1947 года риторика лидеров Конгресса, прежде выступавших за образование единого государства, претерпела кардинальные изменения. Надежд на преодоление разногласий почти не осталось после выступления британского премьера Клемента Эттли в феврале 1947 года — тот дал индуистам и мусульманам время примириться до июня 1948-го.

Если же до тех пор партии так и не договорятся о том, как сформировать общее правительство и законодательный орган, то метрополия собиралась «передать власть таким образом, который покажется наиболее разумным и лучше всего будет соответствовать интересам индийского народа». Куда спешил лорд Маунтбеттен Историк Н. Раджуркар отмечает , что обстановка в Индии к моменту выступления Эттли стала «крайне взрывоопасной». В марте 1947 года дядя жениха будущей королевы Елизаветы Виндзор Филиппа Маунтбеттена лорд Луис Маунтбеттен вступил в должность последнего в истории вице-короля Индии. Именно ему предстояло осуществить передачу власти и как можно скорее свернуть все колониальные институты. Сопровождавший Маунтбеттена лорд Исмей сравнил Индию с «судном посреди моря, палуба которого охвачена огнем, а трюм заполнен порохом». Выступление Эттли с назначением дедлайна убедило тех членов Конгресса, которые до сих пор сомневались в целесообразности разделения, в том, что других вариантов не осталось. В начале марта 1947 года рабочий комитет Индийского национального конгресса принял резолюцию с требованием разделить провинцию Пенджаб на зоны с мусульманским и индуистским населением. Такие действия партии косвенно подтверждали, что она уже начала готовиться к разделению не только отдельных регионов, но и всей Индии. Вероятно, в тот период Ганди еще оставался последним влиятельным противником превращения колонии в два государства, но уже в июне 1947-го на заседании Конгресса в Бомбее он согласился, что «было бы неправильно отказываться от резолюции по поводу разделения или вносить в нее какие-то изменения».

Новый вице-король Индии лорд Маунтбеттен после встречи с Мухаммадом Али Джинной описал лидера Мусульманской лиги как «типичного психопата». Поскольку в Лондоне всё больше опасались, что конфликт религиозных групп перерастет в гражданскую войну, задача родственника королевской семьи в колонии свелась к тому, чтобы убедить всех участников процесса, что разделение — единственный вариант выхода из кризиса. После этого ему следовало как можно скорее свернуть всю деятельность британской администрации. Многие исследователи считают , что основная вина за последующие события лежит не на Мусульманской лиге и не на Конгрессе, а именно на представителях метрополии и конкретно на Маунтбеттене. Когда Маунтбеттен только отправлялся в колонию, ему давали время до лета 1948-го — не 1947-го, — чтобы завершить свою миссию. Но ему не терпелось вернуться в Англию к своей карьере во флоте, и поэтому он решил передвинуть дату на 10 месяцев. Насколько важны оказались эти 10 месяцев? Именно они предопределили разницу между жестоким разделением и ужасающим террором, который ничем не отличался от геноцида». Несмотря на принадлежность к британской аристократии и даже к королевской семье, Маунтбеттен относился к вопросу о будущем европейских колоний после Второй мировой войны куда более прагматично, чем многие другие представители высшего общества. Он одним из первых среди приближенных к короне заметил , что японская оккупация Малайи, Бирмы, Индонезии и Индокитая способствовала росту националистических настроений.

Истощенные империи не могли достаточно быстро подавить их и восстановить безоговорочный контроль над колониями. Маунтбеттен даже советовал французским властям прекратить войну с борцами за независимость Вьетнама под предводительством Хо Ши Мина и предлагал британскому политику-лейбористу Тому Дрибергу провести переговоры с лидером Вьетминя военно-политической организации, боровшейся за выход Вьетнама из-под контроля Франции и Японии. Родственник короля Георга VI и будущего принца-консорта Филиппа критически отзывался о попытках Нидерландов вновь подчинить себе Индонезию. В Бирме сторонники прежних колониальных порядков пришли в ужас, когда Маунтбеттен фактически открыто поддержал борца за независимость от Японии и Британии, основателя компартии и Антифашистской лиги народной свободы Аун Сана. Ганди подчинился, англофил Неру, у которого завязался роман с Эдвиной, тоже согласился. Однако угодить Джинну никак не получалось». Основная проблема на пути к организации разделения для Маунтбеттена состояла в определении границы между двумя будущими государствами. Сделать это требовалось еще и таким образом, чтобы лидеры индуистов и мусульман остались довольны. Заниматься распределением территории Маунтбеттен пригласил юриста Сирила Рэдклиффа, который до этого никогда не бывал в колонии. На составление карты и плана разделения вице-король предоставил ему меньше полутора месяцев.

Самого Рэдклиффа такой расклад не радовал, но ему пришлось подчиниться. Народы нага, вооруженные британцами еще в годы Второй мировой для отражения японской агрессии, хотели, чтобы для них создали Нагастан. Сикхи составляли проекты отделения Сикхистана, а белуджи — Белуджистана». В большинстве случаев Маунтбеттену удавалось договориться с региональными правителями, махараджами, и убедить их, что выбрать обязательно надо между Индией и Пакистаном. Предложенный вице-королем принцип распределения подразумевал, что государственную принадлежность провинции определит религиозная принадлежность населения: если большинство составляли индуисты, то провинция присоединялась к Индии, если же мусульмане — то к Пакистану. Исключение составляли обладавшие большей автономией княжества, правители которых могли самостоятельно решить, в состав какого государства войти. Именно их и уговаривал сотрудничать Маунтбеттен. Официально причины, по которым вице-король перенес выход Индии из состава Британской империи и ее разделение с июня 1948-го на августа 1947-го, неизвестны до сих пор. Одна версия состояла в том, что Маунтбеттену не было никакого дела до того, что случится с бывшей колонией. Он хотел лишь побыстрее завершить командировку и вернуться к привычной жизни.

Согласно другой версии , передвигая дедлайн, вице-король хотел подстегнуть обе стороны и ускорить переговоры, которые постоянно срывались и вставали на паузу из-за любой мелочи. Какое бы из этих объяснений ни соответствовало истине, именно это решение отчасти привело к последующей катастрофе. Рэдклифф, которого поджимали установленные Маунтбеттеном сроки, определяя границы Индии и Пакистана, не посещал деревни и поселки, не видел лично реки, леса и другие природные объекты, которые на его картах входили в пограничную зону. У британского юриста не было надежной информации о способах сообщения и взаимодействия между индустриальными центрами и сельскохозяйственными окраинами. Одним из последствий неосведомленности Рэдклиффа стало решение отделить мусульманское население Бенгалии от Калькутты, вокруг которой формировалась экономическая и социальная жизнь региона. Такое распределение, по словам писателя и исследователя Панкаджа Мишры, на десятилетия вперед предопределило отсталое положение Восточного Пакистана, позже отделившегося в качестве Бангладеш. Какая деревня попадет в какую страну? Какая семья окажется по одну сторону новых границ, а какая — по другую? Сложность обстановки в провинции усугублялась тем, что значительная часть ее жителей исповедовала сикхизм — индийскую религию, которая сочетала в себе черты ислама и индуизма. Не имея возможности однозначно отнести сикхов к мусульманам или индуистам, британские власти часто распределяли население между двумя будущими странами произвольно.

Может показаться странным, что никто из индийских лидеров, с которыми консультировался Маунтбеттен, не предупредил его о вероятных последствиях столь хаотичной подготовки к разделению. Панкадж Мишра объясняет это тем, что, в отличие от британцев, прежде всего заинтересованных в том, чтобы покинуть колонию, их преемники стремились к тому, чтобы гарантировать себе власть. Лидеры с обеих сторон увидели самый надежный способ добиться этого в форсировании разделения, независимо от рисков для населения. И всё же именно британцы сигнализировали о начале кошмара для независимых Индии и Пакистана, утвердив новые границы. Составивший их Рэдклифф никогда больше не возвращался на субконтинент.

Английский чиновник Б. Ходгсон, прослуживший в Индии тридцать лет своей жизни, писал, что Индийские Гималаи могут стать "великолепной находкой для голодающих крестьян Ирландии и горных местностей Шотландии ". Еще более остро вопрос о британской колонизации северных районов Индии. Но вопрос остался на бумаге. Для того, чтобы жить в Гималаях требовалось вступить в прочные отношения с местным населением. Последнее по своему характеру британцам было даже симпатично. Англичане давали самые идиллические характеристики жителям Гималаев. Монахи и аскеты, нашедшие себе убежища в снежной суровости высоких гор, стали основными персонажами европейских описаний Гималаев. В отличии от обычной индийской чувственности, путешественники находили здесь величайшее самообуздание, столь импонировавшие викторианцам. Гималаи в представлениях англичан было местом преимущественно романтическим. Жизнь крестьян описывалась так же преимущественно в идиллических тонах. Обращалось внимание на их необыкновенно чистые и прекрасно возделанные угодья. Однако британское население, состоявшее главным образом из чиновников лесного ведомства, жило в поселках, приближаться к которым местным жителям было строжайше запрещено, словно поставлен был невидимый барьер. И когда в Гарвале - одной из местностей Гималаев - действительно возникают европейские поселения британцы поступают с этими романтическими горами точно так же, как в это же время с романтическими горами своей родины - горами Шотландии: стремятся вырубить естественные лесные массивы и засадить горные склоны корабельными соснами. Действия британцев могли бы казаться чисто прагматическими, если не учитывать, что тем самым они лишили себя одного из немногочисленных плацдармов для британской колонизации Индии, вступив в затяжной конфликт с местным населением. В результате, британские поселения Гарваля так никогда и не превысили общую численность в тысячу человек. Англичане и абстрагировались от местного населения, и создавали для себя миф о загадочных жителях Гималаев, и воспевали чудесную природу края, и признавали практически только хозяйственное ее использование. Их восприятие как бы раздваивалось. В результате, осознавая и возможность, и желательность крестьянской колонизации района Гарваля, британцы не решались к ней приступить. Между британцами и местным населением словно бы всегда стоял невидимый барьер, преодолеть который они не могли. Так, еще во времена колонизации Америки "угроза, исходящая от индейца приняла для пуританина природнототальный характер и в образе врага слитыми воедино оказались индеецдикарь и породившая его дикая стихия природы... Пуританский образ индейцаврага наложил свой отпечаток на восприятие переселенцами пространства: оно для них активно, это пространство "западня ", полное подвижных и неожиданных препятствий ". Британцы создавали себе в своих владениях узкий мирок, в который не допускались никакие туземцы и который должен был бы воспроизводить английское общество в миниатюре. Однако психологическую неадекватность этого ощущения обнаруживает тот факт, что, прожив несколько лет в таких колониях, англичане, от колониальных чиновников до последних бродяг, чувствовали, попадая назад в Англию, еще больший дискомфорт. Те, кто волей судьбы оказывался перед необходимостью более или менее близко соприкасаться с неевропейцами чего англичане избегали приобретали себе комплекс "аристократов " и тем по существу обращались в маргиналов в английском обществе. Ничего подобного не знает история никакого другого европейского народа. Любая новая территория, где селится англичанин, в его восприятии - "чистая доска ", на которой он творит свой собственный мир по своему вкусу. Это в равной степени относится и к колонизации Америки, и к созданию ИндоБританской империи. Так, "пуритане, несмотря на свои миссионерские претензии рассматривали Америку как свою собственную страну, а ее коренных жителей, как препятствие на пути своего предопределения как американцев. Будучи пионерами, осваивавшими богатую неразвитую страну, первые американцы верили в свою способность построить общество, отвечающее их желаниям ". Аналогичным образом и "индийская tabula rasa представлялась во всех отношениях в высшей степени подходящей, чтобы устроить там общество на свой собственный манер ". Внешне это восприятие может напоминать "дикое поле " русских, но имеется одно очень существенное различие. Русские осваивают "дикое поле ", вбирают его в себя, не стремясь ни ограничить его, ни устранить встречающиеся на нем препятствия. Русские как бы игнорируют конфликтогенные факторы, связанные с новой территорией, и не прилагают никаких усилий, чтобы устранить их возможное деструктивное действие. Эти конфликтогенные факторы изначально рассматриваются не как внешние трудности, а как внутренние, от которых не уйдешь, но которые не подлежат планомерному устранению, а могут быть сняты только в более широком контексте деятельности народа. Англичане же, если они не могли избежать самого столкновения с тем, что порождает конфликтность - а сам факт существования туземного населения уже является для англичан конфликтогенным, ведь туземное население так или иначе препятствует реализации собственно английских представлений - то они стремились поставить между собой и местным населением барьер. К чему приводило наличие психологического барьера между англичанами и коренным населением колоний? Эдвард Спайсер в книге "Циклы завоевания " описывает как из "политики изоляции " постепенно развивалась концепция резерваций, воплотившаяся в отношениях с индейцами Северной Америки. Изначально эта концепция выразилась в том, что с рядом индейских племен были подписаны договоры как бы о территориальном разграничении. Но существенным в этих договорах для англичан было не определение территориальных границ напротив, они изначально игнорировали эти границы , а то, что в результате самого акта подписания договора индейское племя превращалось для англичан в некоего юридического субъекта, через что отношения с ним вводились в строго определенные и ограниченные рамки. Очевидная бессмысленность наделения индейцев статусом юридического лица при том, что никакие права дефакто за ними не признавались, параллельно навязчивым желанием англоамериканцев придерживаться даже в случаях откровенного насилия определенных ритуалов свойственных международным отношениям, указывают на то, что внешний статус индейцев имел в глазах колонистов самостоятельную ценность. Он давал возможность экстериоризировать туземный фактор, отделить его от себя и тем самым получить возможность абстрагироваться от него. Такие сложные психологические комплексы, казалось бы, должны были остановить колонизация. А между тем англичане создали империю значительно более прочную, чем, например, испанцы, хотя последние прикладывали к созданию империи больше сознательных усилий. Значит ли это, что разгадка - в коммерческих способностях англичан? И действительно, значительная доля справедливости есть в словах, что Британская империя являлась "коммерческой комбинацией, деловым синдикатом ". Но этого объяснения недостаточно, ибо как психологически могли сочетаться эта гипертрофированная самозамкнутость англичан гигантский размах их торговых операций, заставлявший проникать их в самые удаленные части земли и чувствовать там себя полными хозяевами? Кроме того, торговые выгоды получали главным образом жители метрополии, а они, казалось, видели в империи только лишний балласт. Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется не только скучным, но и положительно неприятным ". Пик английской завоевательной политики на Востоке по времени первая половина XIX века совпал с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом британской политики уже стала "оборона Индии " - сама по себе. Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону. Узнав о коварстве и жестокостях полководца У. Хастингса, английское общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс был оправдан парламентским судом. Осуждать его англичане не хотели. Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и чувств осознавалась бы - игра была бы проиграна; залог успеха - бессознательность. В этом смысле показательно высказывание Дж. Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на "глупость ее правителей и безразличие ее детей ". Здесь мы имеем дело с выражением противоречивости внутренних установок англичан. Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно. Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели. Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению. При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании. Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение. Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму. Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ". Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей. Между религией и торговлей существовала тесная связь. Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации. Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи. Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан. Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж. Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ". Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания. Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе. Индия виделась "раем для мужественных людей ", стоически переносящих все трудности и опасности. С идеологией "бремени белого человека " была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской целиценности , а с другой - верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике. Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской империи и друга Р. Для него смысл Британской империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая фраза: "Чистая филантропия - очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых еще лучше ". Философские взгляды С. Родса так описываются в одной из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели. Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного типа людей. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции, - это англосаксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства англосаксонской расы. Если так мог всерьез считать Родс, то и слова лорда Розбери о том, что Британская империя является "величайшим мировым агентством добра, которое когдалибо видел свет " не следует считать обычным лицемерием. Идеология "бремени белого человека " фактически примеряла различные составляющие английского имперского комплекса: национальное превосходство, самоотверженное служение религиозной идее, насаждение по всему миру искусства свободного самоуправления и романтика покорения мира. Это новая интерпретация имперской идеологии, где вновь религиозная, национальная, имперская и социальная составляющая выступают в единстве. Парадигма же "представительского самоуправления " вновь занимает место не ценности - "цели действия " целью действия теперь является втягивание мира в английскую орбиту , а "способом действия ", а именно, способом покорения мира. Эта идеологема находит свое выражение в мандатной системе примененной на практике после Первой Мировой войны. Ко второй половине XIX века в Британской империи наблюдался переход от непрямого сохраняющего значительные элементы автономии управления колониями к прямому централизованному управлению. Но уже к началу XX века доминирующим принципом Британской имперской практики становится протекторатное правление. Это было серьезной модификацией английской картины мира. Но как английская колонизация и британская имперская идеологии связанны друг с другом?

В 16:30 по местному времени официальный представитель монарха в британском Гонконге Крис Паттен закрыл последнюю сессию правительства. В 18 вечера он уже открывал большую прощальную церемонию словами: Сегодня мы празднуем, а не скорбим. Моросил неприятный липкий дождь, под которым разворачивалась пышная процессия из 4000 британских гвардейцев, выкручивавших кренделя винтовками и сапогами. Все действие происходило в бело-синих тонах, золотая униформа гвардейцев подсвечивалась огромными прожекторами. Последний губернатор британского Гонконга принимает флаг Свое слово сказал принц Чарльз, от имени королевы Елизаветы призвав помнить 156-летнюю историю присутствия британских войск на территории гонконгских островов. Он говорил о невероятном успехе Гонконга, за сотню лет превратившегося из деревушки в мегаполис, занимающий первые строчки мировых рейтингов. Чарльз честно признался, что Британия будет оплакивать потерю своего детища, законы и свобода которого были, наверное, даже более либеральными, чем в самой метрополии. Заиграла волынка, с огромного столба стали спускать два флага — британский и старый гонконгский. Спускали минуты четыре, все это время волынка пронзительно выдувала свои трели. Военные Восточного тамарского гарнизона бережно сложили оба флага и не успели еще полностью удалиться, как прожекторы вдруг залили площадь красным цветом, и на брусчатку вышла добрая сотня китайских детей в сопровождении Криса Паттена. Паттен произнес речь о том, как недолговечны старые политические альянсы и как крепка простая соседская дружба. А затем дети запели. Хор пел новую, написанную китайскими композиторами песню, которая должна была стать гимном автономной территории. Там было что-то про мир, дружбу и процветание, но мокрых от проливного дождя детей совершенно не было слышно. Впрочем, текст песни в тот момент стоял даже не на вторых ролях. Морин Эрлс, организатор этого представления, очень гордится его постановкой. Она вспоминает, как все было готово сорваться из-за дождя. Однако продолжить выступление попросили сами молодые исполнители.

Почему распалась британская империя кратко

Как триумф — потому что Британской Индии после долгих десятилетий борьбы за независимость наконец удалось выйти из состава империи. Так как Британская империя была самым крупным государственным образованием за всю "сознательную" историю человечества, то на её окончательную ликвидацию ушло почти целое столетие. По официальной принятой во всем мире версии Британская империя распалась после второй мировой войны. Так как же Британская империя, которую часто называли "империей, над которой никогда не заходит солнце", прошла путь от невероятно могущественной на заре 20-го века, до распада. Англичане не отпускают Шотландию по той причине, что её выход станет спусковым крючком распада всего королевства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий