Новости когда британская империя распалась

Именно признание Великой Британской империей Pax Britannica своего подчинения новоявленному лидеру стало изначальной точкой постепенного завершения первой холодной войны XX века Америки против Англии и начала формирования современного англосаксонского. Британская империя, некогда контролировавшая большую часть планеты, сейчас сократилась фактически до одних Британских островов. И разрушение Британской империи в любом случае будет только на руку СССР. Распад Британской колониальной империя и образование независимых государств После Первой мировой войны начался кризис колониальной системы Великобритании. Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах — характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими.

Британская империя, настоящие причины краха величайшей империи

Консерваторы были вынуждены признать факт распада Британской империи. Распад Британской империи наступил после 2-й мировой войны в результате мощного подъёма антиколониальной борьбы населявших её народов. Распад Британской империи был обусловлен множеством факторов, включая возрастающие антиколониальные настроения, экономические трудности после Второй мировой войны и изменения в международных отношениях. Британская империя, колониальная империя, охватывала наибольшее количество территорий в истории человечества и была во главе с Великобританией.

Почему распалась Британская империя?

Стилуэлл против Хонды. Бирма 4. Роммель против Монтгомери. Эль-Аламейн 6. Холси против Куриты. Залив Лейте 7. Фон Манштейн против Ватутина. Курск 8. Вандегрифт против Хякутакэ.

Гуадалканал 9. Харрис против Каммхубера. Стратегические бомбардировки 10. Эйзенхауэр против фон Рундштедта. День Д 11. Гинденбург против великого князя Николая. Танненберг 12. Хейг против Людендорфа.

Петен против фон Фалькенхайна. Верден 14. Жуков против фон Бока. Дёниц против Хортона. Битва за Атлантику 16.

Продолжился он "парадом суверенитетов" и деколонизацией. Британскому правительству пришлось взять займ у нового гегемона — США. Эти несчастные 3,5 миллиарда долларов страна смогла выплатить лишь в 2006 году. А в 1997 году Британия потеряла свой последний осколок — Гонконг. Надо сказать, что Гонконг юридически никогда не принадлежал Британии: как известно, в 1898 году английские дипломаты вытребовали у Империи Цин территории современного Гонконга, 200 островов, чуть больше тысячи квадратных километров вместе с иными преференциями после Второй опиумной войны. Что делать с этой территорией, британское правительство тогда не знало, поэтому согласилось на договор аренды и разместило там военную базу. В начале XX века они даже хотели вернуть китайцам эти острова обратно — за ненадобностью. Но закончилась Вторая мировая, в ходе которой Гонконг был захвачен Японией и отбит обратно. Додавить не успели, в Китай пришел коммунизм во главе с Мао Цзэдуном. И нежеланный кусок территории вдруг превратился в яркий камень в короне монархического капитализма, который — оцените иронию — все равно предстояло отдать. Британский закат Передача управления должна была стать символом стойкости демократической системы перед авторитарными хозяевами. Церемонию власти готовили больше полугода. Организаторы назвали ее Sunset Ceremony — "церемония заката". За тривиальностью названия скрывался очень изящный способ поддеть Китай: только в одном названии британцы умудрились сравнить себя с солнцем, которое озаряет Поднебесную, а свой уход они сравнили с закатом, в темноту которого погрузится Гонконг с новыми авторитарными и непрогрессивными китайскими лидерами. Церемония делилась на две части: малую, которая прошла в выставочном центре Ван Чай, открытом незадолго до описываемых событий, и на большую, проходившую на площади Золотой Баухинии. Баухиния — это цветок, очертания которого можно увидеть на новом флаге Гонконга. Кстати, конкурс для него длился около двух лет. За месяц до церемонии газета Independent писала , что прощальные празднества, которые запланировала британская сторона, китайское правительство будет бойкотировать.

Но в экономическом отношении доминионы кроме Канады, становившейся всё более зависимой от США в значительной мере оставались агро-сырьевыми придатками метрополии. Страны Британской империи кроме Канады вошли в созданный Великобританией в 1931 г. В 1932 г. Это свидетельствовало о наличии ещё прочных связей между метрополией и доминионами. Несмотря на признание самостоятельности доминионов, метрополия в основном ещё сохраняла контроль над их внешнеполитическими сношениями. Доминионы практически не имели непосредственных дипломатических связей с иностранными государствами. В конце 1933 Ньюфаундленд, экономика которого в результате хозяйничанья английских и американских монополий оказалась на грани краха, был лишён статуса доминиона и перешёл под управление английского губернатора. Мировой экономический кризис 1929-33 гг. В страны Британской империи проникал американский, японский и германский капитал. Однако английский капитал сохранял в империи господствующее положение. В 1938 г. Великобритания занимала главное место в их внешней торговле. Все страны Британская империя были охвачены единой системой «имперской обороны», составными частями которой стали военные базы в стратегически важных пунктах Гибралтар, Мальта, Суэц, Аден, Сингапур и др. Английский империализм использовал базы для борьбы за расширение своего влияния в странах Азии и Африки, против национально-освободительного движения угнетённых народов. В самом начале 2-й мировой войны 1939-45 гг. В годы войны, выявившей слабость английского империализма, резко обострился кризис Британской империи. В результате ряда тяжёлых поражений, понесённых в войне с Японией, позиции Великобритании были подорваны в Юго-Восточной Азии. В странах Британской империи развернулось широкое антиколониальное движение. Итоги 2-й мировой войны, завершившейся полным разгромом блока фашистских государств, образование мировой социалистической системы и общее ослабление позиций империализма создали исключительно благоприятные условия для борьбы колониальных народов за своё освобождение и для защиты обретённой независимости. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи.

Во Вторую мировую войну Япония смогла непосредственно приступить к захвату британских колоний. Начиная имперскую экспансию в ХХ веке, японские правящие круги выдвинули концепцию «сферы сопроцветания великой Восточной Азии». Она провозглашала освобождение всех народов «жёлтой расы» из-под власти белых колонизаторов. Эта доктрина маскировала создание в этом регионе единой империи под эгидой Японии. Отсчёт своей независимости все эти страны ведут именно со времён японской оккупации. Китай также находился в положении полузависимой страны, и японцы, под расистскую риторику, и там создали коллаборационистское правительство. Захватывая эти территории у их прежних хозяев, японские милитаристы не скупились на декларирование независимости новых государств. Многие деятели национально-освободительных движений шли на сотрудничество с Японией, видя в ней избавительницу от колониального господства «белых». В обстановке Второй мировой войны значительная часть национально-освободительного движения в Индии также сделала ставку на помощь Японии. Во главе этого крыла стоял известный учёный, неоднократный председатель Индийского национального конгресса, именовавшийся своими последователями «уважаемым вождём», Субхас Чандра Бос. В отличие от Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру — идеологов ненасилия, Чандра Бос был убеждён в необходимости насильственного завоевания независимости Индии.

Британская империя

Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи. Подробная информация о фильме Падение империи на сайте Кинопоиск. И разрушение Британской империи в любом случае будет только на руку СССР. В 1903 году между Японией и Британской империей был подписан договор о сотрудничестве.

Россия в глобальной политике

Почему АвстроВенгерская и Британская империи распались, а великим Ленину и Сталину удолось отстоять целосность страны? Есть один весьма интересный факт: «Империя» Фергюсона впервые вышла в 2003 году, а в России увидела свет в 2013-м. "Одна из важнейших империй современности распадается на наших глазах, — пишет американский историк Альфред Маккой — однако в СМИ практически не пишут об этом экстраординарном событии". Получи верный ответ на вопрос«Когда распалась Британская империя? » по предмету История, используя встроенную систему поиска. Почему распалась британская империя кратко.

Распад Британской империи

Внешних причин не было, но были внутренние, которые грозили перерасти в очень серьезные неприятности. Ведь после войны Британия оказалась в тяжелейшей экономической ситуации и от банкротства ее спас только американский займ. Во всех ее владениях нарастали сепаратистские настроения. Они не выливались в восстания, но управлять становилось все сложнее, а былые мощь и влияние были уже потеряны. Ну и англичане, как крайне рациональные люди пришли к выводу, что распустить то, что не можешь удержать гораздо выгоднее.

Любые попытки сохранить империю привели бы только к череде бессмысленных войн и полному экономическому краху. История знает много таких примеров когда пытались удержать распадающие империи и ни одного успешного. Британцы пришли к выводу, что лучше самим ликвидировать свою империю, чем это сделают за них и с весьма печальными результатами. Последние записи:.

На 1919 год ее территория составляла 31 млн. За время своего существования как империи Британия не проиграла ни одной войны. То есть можно констатировать, что военных причин для распада империи не было. Политические изменения в свою очередь тоже происходили. К началу XX века практически все заморские территории Британии получили статус доминионов. Фактически они были ограничены только во внешней политике и формально входили в состав империи.

Но все-таки империя распалась. Британская империя самораспустилась. В 1945 году на выборах в Британии победила лейбористская партия, которая выдвинула и поддерживала идею, так называемой, деколонизации.

Но при этом они забывают, что превосходство доллара обеспечивают не его какие-то уникальные качества — он же не привязан к золоту.

Он не является стопроцентным эквивалентом некой безусловной ценности. А его преимуществом является социально-политическая система США, которая долгое время была примером для всего мира. Большинству в мире казалось, что американская система выстроена правильно. Что она работает — все интересы учтены, каждый получает соответственно своим трудовым затратам.

Что в основе ее конкурентность и справедливость. То есть, наверху только тот, кто доказывает превосходство своего превосходства над остальными. Именно так большинство населения мира воспринимало эту систему. Теперь все наоборот.

Мы видим, как эта система рушится даже внутри. А то, что она несправедлива, и то, что она политически ангажирована на международном уровне, это стало очевидно давно. Поэтому США потеряли моральное превосходство над остальными и теоретическое. А потому и их денежная единица уже не воспринимается как гарант более справедливой социальной системы.

Соответственно, рушится и финансовая система. Это тоже надо понимать. Опять-таки, основой любой империи является идеократия — идеи. Не военные силы, не финансовая система, а именно идея, которая предлагается другим людям, другим нациям и другим государствам.

Причем эта идея настолько привлекательная, что всем хочется к ней присоединиться и сказать: «Да, это так». Но, как только рушится идея, никакие военные силы, никакие финансовые системы, никакие контрактные обязательства не удержат остальных от бунта и выстраивания собственной системы. Значит, их ждет, скорей всего, смерть экономическая. Но это тоже не факт.

Баркер писал: "Когда мы начали колонизацию, мы уже имели идею - социальнополитическую идею - что помимо английского государства, имеется также английское общество, а точнее - английские добровольные общества и в форме религиозных конгрегаций, и в форме торговых компаний , которые были готовы и способны действовать независимо от государства и на свои собственные средства... Именно английские добровольные общества, а не государство, учреждали поселения в наших ранних колониях и таким образом начали создавать то, что сегодня мы называем империей ". И что еще характерно, английские переселенцы словно бы желали не переносить с собой Англию, а создать нечто новое, что не должно было сделаться второй Англией. Они селились в своей новой стране, отождествляли свои интересы с нею и трудились на ее благо. При этом английские колонии вплоть до последней трети XIX века не воспринимались англичанами как особо значимая ценность - это еще одна отличительная черта английской колонизации.

Лорд Дж. Сили, теоретик английского империализма, писал: "Есть нечто крайне характерное в том индифферентизме, с которым англичане относятся к могучему явлению развития их расы и расширения их государства. Они покорили и заселили полсвета, как бы сами не отдавая себе в том отчета ". Это до какойто степени можно объяснить спецификой английских колоний. Английская эмиграция первоначально имела религиозные причины, англичанеколонисты рвали все связи со Старым светом и разрыв этот оставлял в их душах глубочайший след.

Параллельно возникали и торговые фактории. Но воспринимались ли они вполне как колонии? С точки зрения торговых интересов увеличение территории было для Англии не только не необходимо, но даже нежелательно. Ей нужно было только держать в своих руках пункты, господствующие над главными путями. Во времена парусных судов эти островки господствовали над морскими путями, соединявшими Европу со всеми американскими портами.

Там же, где Англия приобрела действительно крупные владения, то есть в Индии и Канаде, это было сделано главным образом потому, что здесь приходилось бороться за каждый опорный пункт с постоянной соперницей - Францией, так что для укрепления позиций был необходим обширный тыл... На протяжении XIX века из этих торговых станций и портов выросла Британская империя. Однако эти новые территории уже не представляли интереса для британских переселенцев. Сколь прочны и многолюдны были британские колонии, основанные когда-то на слабозаселенных землях, столь же труден был для англичан процесс интериоризации земель, имеющих скольконибудь значительную плотность туземного населения. Так, английское население в Индии не состоящее ни на военной, ни на государственной службе к концу XIX века едва приближалось к 100 тысячам.

И это при том, что начиная с 1859 года, после подавления мятежа, британское правительство проводило политику, направленную на привлечение британцев в Индию, а на индийском субконтиненте имелись нагорья, по климату, растительности и относительной редкости местного населения вполне пригодные для колонизации, во всяком случае, в большей степени подходящие для земледельческой колонизации, чем "хлопковые земли " Средней Азии, активно заселявшиеся русскими крестьянам. Английский чиновник Б. Ходгсон, прослуживший в Индии тридцать лет своей жизни, писал, что Индийские Гималаи могут стать "великолепной находкой для голодающих крестьян Ирландии и горных местностей Шотландии ". Еще более остро вопрос о британской колонизации северных районов Индии. Но вопрос остался на бумаге.

Для того, чтобы жить в Гималаях требовалось вступить в прочные отношения с местным населением. Последнее по своему характеру британцам было даже симпатично. Англичане давали самые идиллические характеристики жителям Гималаев. Монахи и аскеты, нашедшие себе убежища в снежной суровости высоких гор, стали основными персонажами европейских описаний Гималаев. В отличии от обычной индийской чувственности, путешественники находили здесь величайшее самообуздание, столь импонировавшие викторианцам.

Гималаи в представлениях англичан было местом преимущественно романтическим. Жизнь крестьян описывалась так же преимущественно в идиллических тонах. Обращалось внимание на их необыкновенно чистые и прекрасно возделанные угодья. Однако британское население, состоявшее главным образом из чиновников лесного ведомства, жило в поселках, приближаться к которым местным жителям было строжайше запрещено, словно поставлен был невидимый барьер. И когда в Гарвале - одной из местностей Гималаев - действительно возникают европейские поселения британцы поступают с этими романтическими горами точно так же, как в это же время с романтическими горами своей родины - горами Шотландии: стремятся вырубить естественные лесные массивы и засадить горные склоны корабельными соснами.

Действия британцев могли бы казаться чисто прагматическими, если не учитывать, что тем самым они лишили себя одного из немногочисленных плацдармов для британской колонизации Индии, вступив в затяжной конфликт с местным населением. В результате, британские поселения Гарваля так никогда и не превысили общую численность в тысячу человек. Англичане и абстрагировались от местного населения, и создавали для себя миф о загадочных жителях Гималаев, и воспевали чудесную природу края, и признавали практически только хозяйственное ее использование. Их восприятие как бы раздваивалось. В результате, осознавая и возможность, и желательность крестьянской колонизации района Гарваля, британцы не решались к ней приступить.

Между британцами и местным населением словно бы всегда стоял невидимый барьер, преодолеть который они не могли. Так, еще во времена колонизации Америки "угроза, исходящая от индейца приняла для пуританина природнототальный характер и в образе врага слитыми воедино оказались индеецдикарь и породившая его дикая стихия природы... Пуританский образ индейцаврага наложил свой отпечаток на восприятие переселенцами пространства: оно для них активно, это пространство "западня ", полное подвижных и неожиданных препятствий ". Британцы создавали себе в своих владениях узкий мирок, в который не допускались никакие туземцы и который должен был бы воспроизводить английское общество в миниатюре. Однако психологическую неадекватность этого ощущения обнаруживает тот факт, что, прожив несколько лет в таких колониях, англичане, от колониальных чиновников до последних бродяг, чувствовали, попадая назад в Англию, еще больший дискомфорт.

Те, кто волей судьбы оказывался перед необходимостью более или менее близко соприкасаться с неевропейцами чего англичане избегали приобретали себе комплекс "аристократов " и тем по существу обращались в маргиналов в английском обществе. Ничего подобного не знает история никакого другого европейского народа. Любая новая территория, где селится англичанин, в его восприятии - "чистая доска ", на которой он творит свой собственный мир по своему вкусу. Это в равной степени относится и к колонизации Америки, и к созданию ИндоБританской империи. Так, "пуритане, несмотря на свои миссионерские претензии рассматривали Америку как свою собственную страну, а ее коренных жителей, как препятствие на пути своего предопределения как американцев.

Будучи пионерами, осваивавшими богатую неразвитую страну, первые американцы верили в свою способность построить общество, отвечающее их желаниям ". Аналогичным образом и "индийская tabula rasa представлялась во всех отношениях в высшей степени подходящей, чтобы устроить там общество на свой собственный манер ". Внешне это восприятие может напоминать "дикое поле " русских, но имеется одно очень существенное различие. Русские осваивают "дикое поле ", вбирают его в себя, не стремясь ни ограничить его, ни устранить встречающиеся на нем препятствия. Русские как бы игнорируют конфликтогенные факторы, связанные с новой территорией, и не прилагают никаких усилий, чтобы устранить их возможное деструктивное действие.

Эти конфликтогенные факторы изначально рассматриваются не как внешние трудности, а как внутренние, от которых не уйдешь, но которые не подлежат планомерному устранению, а могут быть сняты только в более широком контексте деятельности народа. Англичане же, если они не могли избежать самого столкновения с тем, что порождает конфликтность - а сам факт существования туземного населения уже является для англичан конфликтогенным, ведь туземное население так или иначе препятствует реализации собственно английских представлений - то они стремились поставить между собой и местным населением барьер. К чему приводило наличие психологического барьера между англичанами и коренным населением колоний? Эдвард Спайсер в книге "Циклы завоевания " описывает как из "политики изоляции " постепенно развивалась концепция резерваций, воплотившаяся в отношениях с индейцами Северной Америки. Изначально эта концепция выразилась в том, что с рядом индейских племен были подписаны договоры как бы о территориальном разграничении.

Но существенным в этих договорах для англичан было не определение территориальных границ напротив, они изначально игнорировали эти границы , а то, что в результате самого акта подписания договора индейское племя превращалось для англичан в некоего юридического субъекта, через что отношения с ним вводились в строго определенные и ограниченные рамки. Очевидная бессмысленность наделения индейцев статусом юридического лица при том, что никакие права дефакто за ними не признавались, параллельно навязчивым желанием англоамериканцев придерживаться даже в случаях откровенного насилия определенных ритуалов свойственных международным отношениям, указывают на то, что внешний статус индейцев имел в глазах колонистов самостоятельную ценность. Он давал возможность экстериоризировать туземный фактор, отделить его от себя и тем самым получить возможность абстрагироваться от него. Такие сложные психологические комплексы, казалось бы, должны были остановить колонизация. А между тем англичане создали империю значительно более прочную, чем, например, испанцы, хотя последние прикладывали к созданию империи больше сознательных усилий.

Значит ли это, что разгадка - в коммерческих способностях англичан? И действительно, значительная доля справедливости есть в словах, что Британская империя являлась "коммерческой комбинацией, деловым синдикатом ". Но этого объяснения недостаточно, ибо как психологически могли сочетаться эта гипертрофированная самозамкнутость англичан гигантский размах их торговых операций, заставлявший проникать их в самые удаленные части земли и чувствовать там себя полными хозяевами? Кроме того, торговые выгоды получали главным образом жители метрополии, а они, казалось, видели в империи только лишний балласт. Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется не только скучным, но и положительно неприятным ".

Пик английской завоевательной политики на Востоке по времени первая половина XIX века совпал с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом британской политики уже стала "оборона Индии " - сама по себе. Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону. Узнав о коварстве и жестокостях полководца У. Хастингса, английское общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс был оправдан парламентским судом.

Осуждать его англичане не хотели. Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и чувств осознавалась бы - игра была бы проиграна; залог успеха - бессознательность. В этом смысле показательно высказывание Дж. Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на "глупость ее правителей и безразличие ее детей ". Здесь мы имеем дело с выражением противоречивости внутренних установок англичан.

Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно.

Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели.

Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению. При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании.

Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение.

Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму. Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ". Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей. Между религией и торговлей существовала тесная связь.

Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации.

Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой.

Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи. Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства.

Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ".

Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ".

В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ".

Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан.

Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом.

В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия.

Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических.

Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены.

Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии.

Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации.

Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше.

Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие.

Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической.

Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие.

В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж. Фраунда, Дж.

Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии.

Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ". Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания.

Cодержание

  • . Он станет самым жестоким и ненасытным правителем в истории Англии. Его звали .
  • Когда распалась Британская империя?
  • Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи
  • Взлёт и падение Британской империи (с 519 по 2014 год).

История британской империи. Почему распалась Британская империя

В эпоху своего расцвета она стала основополагающей для установления международной торговой системы, приводя к формированию глобального рынка. Британия устанавливала торговые пути, стандартизировала меры и веса, а также продвигала использование своей валюты — фунта стерлингов — как мировой резервной валюты. Политически, она способствовала распространению западных идей демократии, правового государства и индивидуальных свобод, хотя это часто сопровождалось насильственным подавлением местных культур и интересов. Империя также сыграла ключевую роль в развитии международных отношений и дипломатии, устанавливая предшественника современных международных организаций. Наследие Британской империи в современном мире Наследие Британской империи в современном мире ощущается во многих аспектах. От языка до политических систем, империя оставила след в культуре и инфраструктуре бывших колоний. Английский язык, ставший международным средством общения, является одним из самых ярких примеров этого наследия. Правовые системы, основанные на английском обычном праве, продолжают функционировать во многих странах. Спортивные состязания, такие как крикет и регби, сохраняют свою популярность, напоминая о культурных традициях Британии. В то же время империализм оставил и тяжелое наследие колониальных конфликтов и эксплуатации.

И всё равно, полностью опрокинуть британскую финансовую мощь не получилось. Всё же эта империя строилась веками. То, что не удалось сделать в Первую мировую войну, пришлось доделывать во Вторую. В ловушке ленд-лиза Широко известно высказывание сенатора демократа и будущего президента США Гарри Трумэна по случаю нападения Германии на СССР: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше». Советские пропагандисты, правда, выкидывали из этой цитаты финальный пассаж: «…хотя я не хотел бы увидеть Гитлера победителем ни при каких обстоятельствах. Никто из них не держит своего слова». Было бы большим упрощением сводить причины и ход Второй мировой войны к интригам Уолл-стрита. Однако, чтобы понять многие «странности» в поведении США, следует понимать главную цель Америки — стремление уничтожить Британскую империю и заполучить её наследство. Далее американцы внимательно наблюдали и, когда надо, подталкивали британцев к углублению конфронтации с Германией.

Затем, когда грянула Вторая мировая война, помогали им материально и опутывали финансовыми обязательствами. Принятый 11 марта 1941 года закон о ленд-лизе создавался именно для Великобритании. Подопечные получали военную технику и после воёны оплачивали лишь то, что не было уничтожено в боевых действиях. По сравнению с обычными банковскими «предложениями» действительно супервыгодно. Игра шла по-крупному, и ради выигрыша стоило раскошелиться. Американская промышленность получала огромные заказы, крохи с которых перепадали и рядовым обывателям. Платила за них американская же казна, и большая часть затраченных средств, в конечном счёте, возвращалась. Партнёры же, в любом случае, — оказывались у американцев на финансовом крючке и далеко не все имели достаточно воли, чтобы не заглатывать этот крючок слишком глубоко. Но Рузвельт понимал ещё один важный момент.

Право участвовать в очередном переделе мира одними деньгами не покупается. Отсюда его стремление вступить во Вторую мировую войну, встречавшее ожесточённое сопротивление в конгрессе. Такой шаг поддерживался руководителями ФРС, хотя большинство американских бизнесменов руководствовались не категориями мирового господства, а сиюминутной выгодой. Хотя совершенно не понятно, чем руководствовался Гитлер в своём «рыцарском порыве». Так сложилась антигитлеровская коалиция, возглавляемая лидерами трёх великих держав — Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Кто подставил Черчилля? Исследуя отношения между партнёрами по «Большой тройке», историки удивляются тому, что по большинству вопросов Рузвельт если не соглашался напрямую, то подыгрывал Сталину. Хотя два англосакса и представителя «демократического мира» вроде должны были бы поддерживать друг друга… Конечно, Советский Союз тоже являлся соперником США, но победа над ним была для американских элит заботой дня завтрашнего.

Белые колонии стали стремиться к независимости еще в 1839 году. Постепенно в крупных экономических сильных колониях стали появляться свои политические власти. Англия решила дать им статус доминиона или автономного территориального образования. Мировые войны подорвали финансовую и военную стабильность Великобритании. Дух свободы распространился на колонии, началась борьба за независимость. Чтобы удерживать отношения с бывшими колониями, Англия преобразовала отношения с ними в Содружество наций. По сути, это межправительственная организация, которая поддерживает экономические, политические и социальные связи, сложившиеся между метрополией и колониями за долгие годы. К Содружеству присоединяются страны, которые никогда не были колониями Великобритании. Сегодня Соединенное Королевство сохраняет суверенитет над 14 территориями. С 2002 года они носят статус Британских заморских территорий.

Впервые на грани распада Британская империя оказалась в 70-80 е гг. Хотя Британии и не удалось восстановить контроль над этой территорией еще одна попытка была предпринята в 1812-1814 гг. Памятуя о прошлом, правители страны с беспокойством следили за развитием ситуации в переселенческих владениях. Подтверждением обоснованности тревог стало вспыхнувшее в 1837-1838 гг. В середине века наиболее дальновидные британские политики пришли к выводу, что удержать такие владения в орбите британского влияния можно лишь путем уступок - допустить объединение отдельных колоний в союзы, построенные по принципу федерации, и предоставить им в рамках империи автономию. Для обозначения подобных образований был введен термин "доминион". Первой в 1867 г. В 1901 г. После кровопролитной англо-бурской войны 1899-1902 гг. В 1910 г. Автономия доминионов и их права расширялись. После первой мировой войны делегации доминионов стали принимать участие в международных конференциях. С одной стороны, благодаря этому Великобритания приобретала дополнительных союзников на сложных переговорах по послевоенному урегулированию; с другой - приглашение доминионов на международные переговоры самого высокого уровня было свидетельством укрепления их позиций. В середине 1920 х гг. Доминионы превратились в полностью суверенные государства, сохраняющие лишь формальную привязку к политической системе метрополии институт генерал-губернатора, назначаемого британским монархом по рекомендации местного парламента и т. Процесс суверенизации доминионов растянулся, таким образом, на многие десятилетия и представлял собой цепь последовательных уступок имперского центра динамично развивающимся переселенческим владениям, в конце концов, обогнавшим по многим показателям метрополию. При этом новые нации, формировавшиеся в переселенческих колониях Великобритании, были готовы довольствоваться изменением реального статуса своей страны при сохранении внешней, ритуальной формы зависимости от метрополии, что рассматривалось как дань сложившейся традиции и общему прошлому. Иное дело - национальные владения, где сепаратистское движение развивалось под лозунгами свержения иноземного господства, восстановления независимости. Характерно, что предоставление статуса доминиона Ирландии в 1921 г. Ирландская проблема остро встала в политической жизни Великобритании в последние десятилетия XIX в. Вокруг вопроса о гомруле - самоуправлении для Ирландии - развертывались жестокие политические сражения, от исхода которых нередко зависела судьба английских правительств. Участники национально-освободительного движения в Ирландии применяли различную тактику действий - от вооруженного восстания до ненасильственного сопротивления. Именно борцам за свободу этой страны принадлежит изобретение тактики бойкота и обструкции, которую они с успехом использовали. В конце первой мировой войны коалиционное правительство, возглавляемое Д. Ллойд-Джорджем, приняло решение о предоставлении Ирландии самоуправления, но разногласия по поводу его осуществления привели к новому восстанию на острове, закончившемуся обретением им фактической независимости. Антианглийские же настроения в Ирландии были так сильны, что в годы войны с фашизмом страна, оставаясь формально британским доминионом, чуть было не выступила на стороне Гитлера. Потеряв Ирландию и превосходство над доминионами, Британия после первой мировой войны не только удержала, но и расширила свои "туземные" владения. Под ее контроль попала значительная часть "подмандатных территорий" - бывших германских колоний и турецких провинций. Однако продолжавшееся отставание метрополии в темпах экономического развития, ослабление ее военно-морской мощи и общие изменения на мировой арене делали неизбежным окончательный распад империи. Накануне и в годы второй мировой войны уже разрабатывались планы изменения статуса Индии в составе Британского Содружества. Но предоставление в 1947 г. Эттли фактической независимости крупнейшей британской колонии вызвало шок у многих жителей метрополии. Некоторые из них переживали эвакуацию британских властей из Индии так же болезненно, как если бы они эвакуировались из граничащего с Лондоном графства Кент. Резкой критике подвергли действия лейбористов представители консервативной партии. После начала войны между Индией и Пакистаном и установления диктаторского режима в также получившей независимость Бирме правительство К. Эттли решило перейти в колониальном вопросе к политике сдерживания. Консерваторы, вернувшись в 1951 г. К уже шедшей войне в Малайе добавились военные действия в Кении и на Кипре. Кульминацией усилий консерваторов спасти остатки империи стала попытка интервенции против Египта, предпринятая в 1956 г. Возглавлявший в то время правительство А. Иден не решился открыто заявить народу своей страны о характере происходивших событий и вынужден был капитулировать вместе с союзниками после угроз со стороны СССР и негативной реакции США. Поэтому завершение распада империи стало лишь вопросом времени. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала". Процесс этот имел немалые издержки и жертвы. И все же вовремя принимавшиеся нестандартные решения позволили метрополии избежать более губительных последствий, в том числе на заключительной стадии имперского распада.

Британская империя, настоящие причины краха величайшей империи

К 1961 году колонизация Британской Империи была завершена. Британская империя (British Empire) – крупнейшая империя в истории человечества, в период между Первой и Второй мировыми войнами занимала до четверти всей земной суши. Америку ждет длительный упадок, который будет проходить по сценарию распада Британской империи. Пармезан Черница. Когда распалась Британская империя? более месяца назад. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — понятие, включающее Великобританию и ее колониальные владения; вошло в официальное употребление в 1870-е гг. В 20 в. в процессе распада колониальной системы вместо понятия Британская империя.

Британская империя

Именно признание Великой Британской империей Pax Britannica своего подчинения новоявленному лидеру стало изначальной точкой постепенного завершения первой холодной войны XX века Америки против Англии и начала формирования современного англосаксонского. В 1903 году между Японией и Британской империей был подписан договор о сотрудничестве. Британская империя распалась, но не до конца, ее "мерцание" и сейчас очень даже ощутимо, считает политолог Дмитрий Евстафьев.

Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи

Право участвовать в очередном переделе мира одними деньгами не покупается. Отсюда его стремление вступить во Вторую мировую войну, встречавшее ожесточённое сопротивление в конгрессе. Такой шаг поддерживался руководителями ФРС, хотя большинство американских бизнесменов руководствовались не категориями мирового господства, а сиюминутной выгодой. Хотя совершенно не понятно, чем руководствовался Гитлер в своём «рыцарском порыве».

Так сложилась антигитлеровская коалиция, возглавляемая лидерами трёх великих держав — Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Кто подставил Черчилля? Исследуя отношения между партнёрами по «Большой тройке», историки удивляются тому, что по большинству вопросов Рузвельт если не соглашался напрямую, то подыгрывал Сталину.

Хотя два англосакса и представителя «демократического мира» вроде должны были бы поддерживать друг друга… Конечно, Советский Союз тоже являлся соперником США, но победа над ним была для американских элит заботой дня завтрашнего. Заботой же дня сегодняшнего стало именно ослабление ближайшего союзника Британии. И соответствующие шаги делались параллельно с добиванием Германии и Японии.

Именно Рузвельт, в пику Черчиллю, настаивал на скорейшем открытии Второго фронта, причём на открытии его именно во Франции, а не там, где англичанам было удобнее и приятнее — на Балканах. Рузвельт с готовностью уступал Сталину по восточноевропейским вопросам. И ещё Рузвельт поддерживал почти все предложения «дядюшки Джо» по структуре Организации Объединённых Наций, согласившись на включение в её состав в качестве самостоятельных членов Украины и Белоруссии, что давало Москве два дополнительных голоса.

Единственно, до открытия самой ООН Рузвельт не дожил. Принявший у него эстафету Трумэн достойно продолжил дело предшественника и, делая воинственные заявления в адрес Москвы, добил-таки именно Британию. Единственным, кто мог сорвать американский план и спасти Британскую империю, был Черчилль.

С его авторитетом и волей он мог пойти на самые радикальные шаги, заморозив или даже обнулив финансовые обязательства Англии перед Америкой. И, во всяком случае, он не стал бы распускать саму империю. Но «демократические механизмы» сработали как надо.

Победитель во Второй мировой войне вчистую проиграл на электоральном поле, уступив кресло премьера лейбористу Клементу Эттли 26 июля 1945 года. Остальное было делом техники. Великобритания подписала учредительные документы ООН, признававшие право наций на самоопределение.

И дружественные американским демократам лейбористы запустили соответствующие процедуры. Горе проигравшим Летом 1947 года Британия отказалась от своей «главной жемчужины» — Индии, двухвековая бессовестная эксплуатация которой и стала главным источником богатства банкиров Сити. Там, где британцы с предоставлением независимости не спешили, американцы оказывали помощь «борцам за свободу».

Достаточно вспомнить историю создания независимого Израиля, когда сионисты буквально расстреливали британских чиновников и военных.

Влияние Британской империи на мировую политику и экономику Британская империя оказала значительное влияние на мировую политику и экономику. В эпоху своего расцвета она стала основополагающей для установления международной торговой системы, приводя к формированию глобального рынка. Британия устанавливала торговые пути, стандартизировала меры и веса, а также продвигала использование своей валюты — фунта стерлингов — как мировой резервной валюты. Политически, она способствовала распространению западных идей демократии, правового государства и индивидуальных свобод, хотя это часто сопровождалось насильственным подавлением местных культур и интересов.

Империя также сыграла ключевую роль в развитии международных отношений и дипломатии, устанавливая предшественника современных международных организаций. Наследие Британской империи в современном мире Наследие Британской империи в современном мире ощущается во многих аспектах. От языка до политических систем, империя оставила след в культуре и инфраструктуре бывших колоний. Английский язык, ставший международным средством общения, является одним из самых ярких примеров этого наследия. Правовые системы, основанные на английском обычном праве, продолжают функционировать во многих странах.

Спортивные состязания, такие как крикет и регби, сохраняют свою популярность, напоминая о культурных традициях Британии.

Мировой экономический кризис 1929-33 гг. В страны Британской империи проникал американский, японский и германский капитал. Однако английский капитал сохранял в империи господствующее положение.

В 1938 г. Великобритания занимала главное место в их внешней торговле. Все страны Британская империя были охвачены единой системой «имперской обороны», составными частями которой стали военные базы в стратегически важных пунктах Гибралтар, Мальта, Суэц, Аден, Сингапур и др. Английский империализм использовал базы для борьбы за расширение своего влияния в странах Азии и Африки, против национально-освободительного движения угнетённых народов.

В самом начале 2-й мировой войны 1939-45 гг. В годы войны, выявившей слабость английского империализма, резко обострился кризис Британской империи. В результате ряда тяжёлых поражений, понесённых в войне с Японией, позиции Великобритании были подорваны в Юго-Восточной Азии. В странах Британской империи развернулось широкое антиколониальное движение.

Итоги 2-й мировой войны, завершившейся полным разгромом блока фашистских государств, образование мировой социалистической системы и общее ослабление позиций империализма создали исключительно благоприятные условия для борьбы колониальных народов за своё освобождение и для защиты обретённой независимости. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи. В 1946 была провозглашена независимость Трансиордании. Под давлением мощной антиимпериалистической борьбы Великобритания была вынуждена предоставить независимость Индии 1947 ; при этом страна была разделена по религиозному признаку на Индию доминион с 1947, республика с 1950 и Пакистан доминион с 1947, республика с 1956.

На независимый путь развития встали также Бирма и Цейлон 1948. В 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации с 15 мая 1948 британского мандата на Палестину и о создании на её территории двух самостоятельных государств арабского и еврейского. Пытаясь остановить борьбу народов за независимость, английские империалисты вели колониальные войны в Малайе, Кении, на Кипре, в Адене, применяли вооружённое насилие в др. Однако все попытки сохранить колониальную империю потерпели крах.

Подавляющее большинство народов колониальной части Британской империи добилось политической независимости.

Становление Содружества В период с 1815 по 1914 год Британская империя была самой большой в мире. После того, как Наполеон был разгромлен, у англичан не осталось серьезных конкурентов. Империя стала основной морской державой мира. В Азии Британия расширяла свои владения и усиливала власть. Для обогащения часто использовались преступные методы. Например, из Индии в Китай поставлялся опиум, несмотря на запрет династии Цин.

В результате военного противостояния Гонконг отошел к Англии. В 19 веке Британская империя находилась в противостоянии с Российской империей, так как в это время в Европе не было иных серьезных политических сил. Белые колонии стали стремиться к независимости еще в 1839 году. Постепенно в крупных экономических сильных колониях стали появляться свои политические власти.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий