Дом культуры «ГЭС-2» и творческое объединение Arthouse объявили о запуске нового совместного проекта – исследования независимого авторского кино. Чтобы продемонстрировать свои успехи, коллектив проведет первый концерт на Центральной платформе дома культуры «ГЭС-2». 25 апреля в Доме культуры «ГЭС-2» открылись три новые выставки. В культурном пространстве «ГЭС-2» начался проект «Артхаус», посвященный исследованию независимого авторского кино. Кинокомпания Arthouse объявила о партнерстве с культурным пространством «ГЭС-2», итогом стал проект «Артхаус».
«Санта-Барбара» какая-то: краткая шпаргалка для тех, кто собирается посетить «ГЭС-2»
В пространстве Дом культуры «ГЭС-2» открылась выставка, посвященная кинорежиссеру Динаре Асановой. Кинотеатр «ГЭС-2 Кино» ежедневно показывает фильмы для самых разных зрителей: фестивальные новинки и премьера российского проката. В рамках совместного проекта творческого объединения «Артхаус» и «ГЭС-2» в культурных центрах 16-ти российских городов покажут новинки главных европейских фестивалей, связанных определенной тематикой. Чтобы продемонстрировать свои успехи, коллектив проведет первый концерт на Центральной платформе дома культуры «ГЭС-2».
Кинопоказы и лекции от Arthouse и «ГЭС-2» в 18 городах России
В Москве на месте электростанции «ГЭС-2» открылся центр современного искусства. В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Премьера документального фильма «ГЭС-2» российского режиссера Насти Коркия состоится на Венецианском кинофестивале. Фильм «Мучения на островах» (Pacifiction) будет показан 1 мая в Доме культуры «ГЭС-2» в Москве. Дом культуры «ГЭС-2» видит в публике соратников в производстве культуры и знаний», – объясняет старший куратор фонда современного искусства V-A-C Катерина Чучалина. 9 февраля в культурном пространстве «ГЭС-2» состоится дискуссия «Авторские сериалы: незамыленный взгляд».
Дьяволюция принца Карпентера. Афиша на первую половину мая 2024 от 2x2
Оказалось, что Сергей Лобан почти десять лет живет уже не в Москве, а на берегу моря. Круг его интересов изменился. Да сегодня и невозможно представить, чтобы такое сумасшедшее кино, какое он снимал, где-то показывали, награждали на официозных фестивалях. Сергей — выпускник Московского института электроники и математики. Возможно, поэтому один из героев «Шапито-шоу» называет себя Киберстранником. Кстати, на «Дело техники» пришел один из актеров» этого фильма. А на театральном проекте работают художник по костюмам и реквизиту Юлия Комынина, композитор Жан Поляков, написавший оригинальные произведения специально для спектакля. Они тоже создавали культовый фильм Сергея Лобана. Можно сказать, что «Дело техники» - профильная для него постановка: с научным акцентом, годится для рубрики «Хочу все знать». Сам Сергей говорит о гуманистической составляющей спектакля, что он о трудности быть человеком.
Для того, чтобы оставаться им, постоянно приходится что-то изобретать. Мы живем не в идеальном мире, но стоит попробовать хоть как-то его преобразовать, сделать чуть лучше. Для героев Лобана - это дело техники. По замыслу режиссера, его персонажи защищают свою персональную свободу, противостоят законам Вселенной, природе, социуму, судьбе, своей телесной оболочке. Глобально мир им не изменить, а вот сохранить себя они могут Они выходят на «Проспект» — центральную магистраль ГЭС-2, которую не минует ни один посетитель.
ГЭС-2 совсем скоро распахнет двери для посетителей. Президентский кортеж у так называемой ГЭС-2. Городская электростанция, построенная в Москве в начале XX века, уже давно остановлена, а в наши дни полностью реконструирована и теперь получила совершенно иное содержание. Здесь теперь новое культурное пространство, но при том, и это в ГЭС повторяют неоднократно, не музей.
Итальянка по происхождению, россиянка по духу, да и по паспорту с 2019-го, это Мавика предложила делать в здании бывшей электростанции не музей и не что-нибудь на западный манер с заимствованным названием, а исконно даже не советский, а русский Дом культуры. И тогда это были народные дома. Что это было? Это было пространство для людей, куда ходили не только смотреть на искусство, а его создать и, самое главное, чтобы обучаться, чтобы быть вместе и передать друг другу знания. Это, собственно, то, что мы здесь хотим делать», — говорит сооснователь и генеральный директор Российского фонда поддержки современного искусства V-A-C Тереза Мавика. Соавтор концепции, взявший на себя финансирование, — российский миллиардер Леонид Михельсон. А еще десять лет назад Михельсоном основан фонд для продвижения на Западе российского современного искусства. Популяризировать его внутри страны будет ГЭС. И, кстати, недалеко от Кремля, через Москву-реку, на Болотном острове.
Как, например, тот факт, что часть фильмов, закупленных для кинопроката, перед релизом в России переживают некоторые, скажем так, сокращения — и на дистанции эти цензурные вторжения, конечно, складываются в отдельный, пронзительный сюжет. Что касается места кинопрограммы в «ГЭС-2», то она одновременно и самостоятельна, и вступает в диалог с идеями и проектами Дома культуры в целом. Но это не навязанный диалог — скорее, когда ты видишь, что, условно, открылась выставка с отличной концепцией, то непроизвольно начинаешь думать о том, как эта концепция перекладывается на язык или на историю кино. И потом из этого размышления может родиться кинопрограмма. Так что реакция на пространство и его жизнь, конечно, есть — тем более что сам проводишь в нем много времени, а я стараюсь прислушиваться к себе и своим реакциям на те или иные места и события. Было, например, очень естественно сделать в «ГЭС-2» с его открытостью потокам света программу про свет в кино. Реакция на время?
Это, мне кажется, и так неизбежно. Даже если я сам о нем не задумаюсь, это вполне может сделать и без моей помощи зритель того или иного фильма. Будет реакцией на время, когда у зрителя что-то узнаваемо защемит, например, на посвященном возвращению национального величия посредством атомной бомбы финальном монологе «Мучений на островах» Альберта Серры? Надо ли исходить из представления о публике и как это делать, я, честно говоря, не знаю — потому что это бы значило, что я о наших зрителях что-то заранее знаю. Мне бы хотелось все же верить, что они могут быть разными и могут удивлять точно так же, как могут удивлять фильмы. И я просто надеюсь, что другим будет интересно то, что интересно мне. Есть ли план, график, обязательства?
Горизонт планирования довольно большой, что нормально для таких институций. К моему счастью, в «ГЭС-2» все очень старательно и грамотно организовано. Личному высказыванию это во всяком случае никак не мешает. И это то, что интересно мне: я не очень люблю и умею изображать работу мысли о том, что меня не трогает. Высказыванием, правда, я бы это не назвал. Странно пытаться высказаться, показывая фильм. Ты просто делишься — своим размышлением, ощущением или расследованием какой-то темы.
Фильмами, в конце концов, тем, что любишь, тем, что выводит из себя во всех смыслах слова. Тем, что обостряет чувства.
Программа проекта «Артхаус: Эпизод 1» будет также представлена в региональных кинотеатрах и культурных пространствах: участниками Эпизода станут 16 площадок по всей России. Завершится Эпизод в Екатеринбурге 21—23 октября.
«ГЭС-2» проводит проект «Артхаус» с кинопоказами
Время показов: 27 апреля — 13. Вход свободный.
Заключительной лентой программы стала драма «Больше чем никогда» Эмили Атеф. Главные герои — Элен и Маттье, которые счастливы вместе уже много лет.
Элен узнает о серьезном диагнозе и решает в одиночку уехать в Норвегию в поисках душевного равновесия, что становится непростой проверкой их отношений. Это последняя роль Гаспара Ульеля, погибшего в январе 2022 года в результате несчастного случая. Показы картин «Эпизода 1» продолжают идти уже в открытом формате.
Что происходит с искусством, когда оно покидает пределы выставочных залов?
Как отказ от традиционного разделения между произведением и созерцающей его публикой открывает новые горизонты эстетического опыта? Каким образом художник передоверяет создание произведения другим людям или даже не людям, а, например, искусственному интеллекту? Что возникает на месте пустоты? Как отсутствие некоторых частей трансформирует целое?
Наконец, можно ли добавлять, удаляя?
Поначалу нам не верилось, что это возможно, и даже думали оставить всё как есть. Это была сложная задача, но в итоге, как мы считаем, нам удалось достичь гармонии и установить правильный диалог с существующим историческим зданием и привнести в него ту новую концепцию, которую мы хотели передать городу и каждому жителю. Основные ключевые аспекты проекта — это открытость, доступность, прозрачность.
Находясь на центральной платформе, мы можем повернуться на 360 градусов, и мы всегда будем видеть какой-то элемент города. Мы видим рощу с одной стороны, с других — канал, Ударник, Петра I. Сделать его максимально прозрачным, открытым и доступным для всех — это основная как идеологическая, так и архитектурная задача. Стеклянная кровля — ключевой элемент проекта.
Мы хотели, чтобы свет струился, и попадая сюда, создавал ощущение легкости, свободы. Для того, чтобы это реализовать, нам потребовалось 5 тыс. Так как отчасти ГЭС-2 выполняет функцию музея, здесь нельзя позволить полностью естественное освещение. Поэтому солнечные панели фильтруют свет, и только около 20 процентов попадает уже в «ГЭС-2».
Мы подходили к проекту реконструкции с большим уважением и очень тщательно изучали каждую деталь, пытались найти свой конкретно язык к каждому элементу. Все исторические конструкции — фермы, колонны — это сохранённые конструкции изначального «ГЭС-2», которые мы усиливали для того, чтобы они могли выдержать новые нагрузки стеклянной кровли например, снеговую нагрузку , а также соответствовали нормам. Они усиливались прямо на своей проектной отметке — высоте 20 метров. Это ювелирная работа, которую наверное мало кто может себе представить, но она позволила нам сохранить исторические конструкции в своем первоначальном виде — совершенно прекрасном.
Весь процесс реконструкции ГЭС-2 очень сложен с точки зрения инженерных решений.
Дьяволюция принца Карпентера. Афиша на первую половину мая 2024 от 2x2
Здание кинотеатра «Ударник» так удобно располагалось рядом с культурным центром ГЭС-2, что устоять от покупки славного пролетарского старичка было невозможно. 17.04.2024 Выставка «Уроки радости и боли» о режиссере Динаре Асановой пройдет в «ГЭС-2». Сейчас складывается впечатление, что ГЭС-2 затмевает своей красотой славу V-A-C. Премьера документального фильма «ГЭС-2» российского режиссера Насти Коркия состоится на Венецианском кинофестивале. Премьера документального фильма «ГЭС-2» российского режиссера Насти Коркия состоится на Венецианском кинофестивале. Дом культуры «ГЭС-2» видит в публике соратников в производстве культуры и знаний», – объясняет старший куратор фонда современного искусства V-A-C Катерина Чучалина.
«Санта-Барбара» по-русски: как снимают сериал в Доме культуры ГЭС-2
Дом культуры 21-го века После реконструкции здание стало современным, светлым и свободным. Помимо выставочных и общественных пространств, сюда входят «Своды», кинотеатр, актовый зал, книжный и сувенирный магазины, библиотека, семейное пространство «Ателье» с детской площадкой и творческими мастерскими, ресторан, кафе, резиденции, учебные классы и парковка. Деревья тщательно подобраны по виду и размеру в питомниках Подмосковья. Зеленая зона будет доступна для всех посетителей ГЭС-2 и в зимнее время, когда березы под снегом сказочно выглядят. Первоначальный вид электростанции по проекту Башкирова сохранялся до конца 1920-х годов. С момента строительства рядом Дома правительства или «Дома на набережной» — как его потом называли и в течение последующих лет в облик ГЭС вносились многочисленные изменения. Было утрачено декоративное оформление фасадов, срезано шатровое завершение часовой башни, которое, по мнению строителей того времени, портило вид на кинотеатр «Ударник» со стороны Болотной площади.
Здание подвергалось неоднократным реконструкциям, обрастало пристройками. Последней такой крупной постройкой стала проходная на месте фрагмента ограды со стороны Болотной набережной в 1994 году. Все это привело к искажению внешнего облика станции. Историческая справедливость была восстановлена в процессе реставрации и реконструкции. Для возвращения электростанции первоначального вида демонтировали поздние пристройки, не имеющие исторической ценности, воссоздан утраченный декор фасадов и шатер часовой башни с флюгером. Башня была восстановлена в ходе реконструкции.
Большие уличные часы из четырех LED-экранов показывают не только время, но и погоду и даже пульс здания. По найденным фрагментам сохранившихся металлоконструкций разработан проект металлического каркаса шатра, а по историческим фотографиям воссоздали внешний вид и размер флюгера, а также металлическую кровлю шатра. Подъем каркаса шатра общим весом более 3,5 тонны и длиной 14 метров осуществлялся более двух часов. Архитекторы старались сохранить историческую пространственную организацию ГЭС-2, сохранив зону центрального нефа вытянутое помещение, ограниченное рядом колонн или столбов свободным, превратив его в широкий проспект — 100 метров в длину и 22 метра в высоту. Благодаря такому решению, появилось ощущение простора и света. Галереи, образовательные классы и актовый зал разместили по двум сторонам нефа.
Чтобы вместить все необходимые для пространства современного Дома культуры, были добавлены еще два подземных уровня, что позволило создать галереи с высотой потолков до 10 метров, а также вместить офисы фонда на третьем и четвертом этажах.
Первый закрытый показ фильма прошел вчера — 4 октября. Гости увидели фильм Гаспара Ноэ "Вихрь", не похожий на другие работы режиссера. Лента исследует тему утраты, повествуя о пожилой паре, пытающейся бороться с прогрессирующей деменцией.
Адрес: Москва, Болотная наб. Источник и фото: пресс-служба творческого объединения Arthouse Коллаб дня.
Это пример правильного подхода к сохранению культурного наследия — не снести, не выбросить, а сберечь, оживить, реконструировать. Что касается содержания, программы, мы с самого начала решили, что продолжим рассказывать про современное российское искусство, связывая между собой людей, события и контексты.
Часто слышала: «Ой, русские не любят современное искусство, русские, особенно взрослое поколение, к вам не придут». Но люди насторожены только потому, что не привыкли, не разобрались. Поэтому мы решили начать с 1990-х, то есть со времени, когда современное искусство проявилось. В 1990-х произошла глобальная трансформация сознания во всех областях. Художники потеряли готовые схемы, в рамках которых привыкли работать.
Вырвавшись из формы соцреализма, они чувствовали себя свободными, частью масштабных перемен, экспериментировали, создавали искусство по-новому. В этой эйфории в 1992 году в Россию пришла «Санта-Барбара». Я, как человек с Запада, наблюдала за экспансией западной культуры с огромным интересом. Фото: Юрий Пальмин — Вы уже жили здесь? Только-только прекратил свое существование СССР, происходил демонтаж системы, стремительно менялась страна, нарастал хаос, но каждый вечер люди спокойно сидели по домам и наблюдали за жизнью незнакомых им персонажей из солнечной Калифорнии.
Абсолютно экзотическая история. Спустя 30 лет пришло время спросить себя, что из этого осталось, как сработало взаимодействие таких разных культур. Вот что интересовало нас в «Санта-Барбаре». То есть не сама мыльная опера, а ценности и образы, которые в ней есть, их влияние на российскую идентичность. Чтобы понять, какие из них до сих пор являются актуальными для жителей России, мы переснимаем сериал уже на русском языке, присваиваем, создаем нашу «Санта-Барбару».
Кроме того, что там заложено очень много других мыслей, значений и смыслов. Но первое, что нужно осознавать, — это наша попытка как бы начать заново, вернуться к рождению, к тем новым временам, когда художники впервые попробовали действовать иначе, когда выковывалось современное искусство. Также вы видели внизу нашу выставку под названием «Я моторы гондолы разбираю на части». И это про то, что карнавала нет, как мне рассказали коллеги. На самом деле карнавал тоже не был свойственен русской культуре.
Европейский карнавал появился в России с Петром I. Карнавал — метафора, возможность сменить свой привычный образ, переодеться, примерить новую идентичность. И это об искусстве, о том, какую роль оно играет в нашей жизни. Все абсолютно связано, во всем слышны отголоски. А люди знают их имена, потому что смотрели «Санта-Барбару», то есть сейчас это уже очень взрослые люди.
Так зачем они приехали?