«Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год. На исходе жизни от Демона Врубель возвращается к божественному: дописывает картину «Пасхальный звон» («Азраил»), рисует «Голову Пророка», последней его картиной становятся «Видения пророка Иезекииля». «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» (майолика), 1894. Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов». «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» (майолика), 1894. Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов».
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Демон поверженный, 1901—1902 4—6. Демон поверженный, эскизы, 1901 Спустя несколько лет после «Демона сидящего» Михаил Врубель вновь вернулся к этому образу. Так появились картины «Демон летящий» и «Демон поверженный». Врубель не мог выбрать, написать Демона летящим или поверженным, и сначала выбрал первое. Но эта работа осталась неоконченной. Тщательнее всего написано лицо Демона, холодное и бесстрастное. Вероятно, эта работа уже свидетельствует о начинающейся психической болезни, которая дальше будет только прогрессировать.
Голова Демона, 1891 г. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему.
Врубель вообще часто использовал одни и те же холсты, что придавало в итоге всему немного другой символизм — так, «Дама в лиловом» Портрет Н. Забелы-Врубель, 1904-1905 совмещен с «Пророком», чьи очертания тоже ясно проступают на заднем фоне. Государственная Третьяковская галерея «Сирень», 1900, Государственная Третьяковская галерея «Сирень», 1900 Картину считают предтечей врубелевских «Демонов». Биограф и друг художника Степан Яремич говорил, что благодаря работе над сиренью был найден тот самый цвет для Демона — «лиловый сумрак ночи». Плюс, в картине различается некий персонаж. Его трактуют и однозначно, как все того же Демона например, на этом настаивал Розанов , так и более обтекаемо: как некий дух, то ли запутавшийся в кустах сирени, то ли застывший и ими завороженный. Впоследствии, вполне по заветам Ланы Дель Рей, Врубель выбрал розы вместо фиолетовых цветов хотя у Ланы — фиалок. На выставке есть его акварельный рисунок «Роза» 1904 года. Государственная Третьяковская галерея «Царевна-Лебедь», 1900, Государственная Третьяковская галерея «Царевна-лебедь», 1900 Самый хрестоматийный образ, знакомый даже тем, кто о Врубеле почти ничего не слышал. На выставке в Русском музее сказочную царевну рифмуют с картиной «Лебедь» — изображением просто птицы. Это про двоичность и амбивалентность — божественного с демоническим и волшебного с прозаическим. Впрочем, и современники Врубеля видели в «Царевне-лебедь» тревожность и дионисийское начало, а не исключительно символ чистоты и невинности. Отдельная игра — угадать, кто же в итоге изображен на картине. И нет, очевидный ответ «Надежда Забела» не всегда устраивал исследователей, хотя Надежда Ивановна и репетировала как раз в то время «Сказку о царе Салтане» Римского-Корсакова.
Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». Иллюстрация к поэме М. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован. Врач клиники Московского университета Марина Цубина пишет: «При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Знаменитый психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев поставит диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» «третичный сифилис».
«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля
И если Лермонтову за «Демона» досталось уже посмертно, то Врубеля реалисты имели возможность ругать вполне прижизненно — Максим Горький писал, например, что признает за художником «уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты» надо сказать, довольно безобидный по тем временам отклик. Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». Иллюстрация к поэме М. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован.
Врач клиники Московского университета Марина Цубина пишет: «При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб.
Противоречия реальности, переживания из-за несовершенства мира окрашивали творчество мастера в тона грусти — любимы были меланхолические мотивы сумерек, заката, увядания. Эта тема пронизывает все творчество Врубеля 1880—1890-х от «Девочки на фоне персидского ковра» и «Демона сидящего » до «Царевны-Лебедь» , нашедшего подчас сложные метафорические решения.
В 1899 году на волне этих споров и мистических «прозрений» Врубель вновь берётся за образ Демона. Он рисует «Демона летящего» — это уже не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества, это чуждый дух Зла, нависший над Европой на рубеже веков, — словно художник каким-то шестым чувством уловил тогда ещё еле слышный подземный гул будущих потрясений. Картина испугала самого Врубеля, и по каким-то причинам художник оставил работу незаконченной. Демон летящий. В декабре 1901 года появляется новое воплощение Демона — картина «Демон поверженный»: вывернутое изломанное тело. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, вспоминал, что Врубель снова и снова переписывал своё полотно, но всякий раз образ демона ускользал от него. Этот рисунок стал настоящим наваждением: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть ещё его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками». Существовавшие же до начала XX века способы лечения были не только малоэффективны, но и зачастую небезопасны для жизни. Так, в конце XIX века для лечения стали использовать соли висмута или мышьяка. Кроме того, применялась и пиротерапия — когда тело больного заражали штаммом малярии, повышая тем самым его температуру до 40—41 градуса, и этот жар должен был убить заразу. К несчастью, Врубель так и не избавился от своей болезни, которая со временем стала атаковать мозг художника — в тот самый момент, когда его жизнь, казалось, была готова совершенно измениться. Он женился на актрисе Надежде Забеле, ставшей для Михаила Александровича светлым ангелом, который согревал, вдохновлял и спасал от одиночества. У молодоженов вскоре родился сын Савва, и казалось, лиловый мрак рассеялся и демоны оставили его… Кризис наступил в феврале 1902 года, когда, по словам сестры Анны, «начались последние скорбные годы брата, годы его душевной болезни, с двумя, однако, светлыми промежутками: первый с февраля по май 1903 года, — второй с июня 1904 года по март 1905, после чего, через год, наступает быстрое падение зрения, а затем и окончательная потеря его…». Диагноз художнику поставила доктор М. Цубина во время пребывания Врубеля в клинике Московского университета: «При поступлении в клинику крайне возбуждён, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Через некоторое время успокаивается, рисует. После полугодичного пребывания в клинике выписывается со значительным улучшением». К сожалению, ремиссия была недолгой, а смерть сына в 1903 году вызвала тяжелый стресс. Его кладут в клинику профессора В. Сербского при Московском университете. Профессор Бехтерев ставит горький диагноз: прогрессивный паралич. И, что самое страшное, паралич бьет по самому важному — по глазам художника. Врубель слепнет, и в этот момент он начинает снова рисовать. Но сейчас основные его работы посвящены библейским темам: «Шестикрылый Серафим», «Голова Пророка», «Видение Иезекииля». Ангел, уничтожающий всякое помрачение: Перстами легкими, как сон, Отверзлись вещие зеницы… М. Шестикрылый серафим Врубель теряет зрение, но мукой обретает вещие зеницы и духовное просветление. Поэт Брюсов, навещавший Врубеля в больнице, вспоминал, что он мог без отрыва руки от бумаги нарисовать силуэт лошади или чей-то другой, но, отрывая руку, не мог продолжать — не видел. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нем все». Последние четыре года Врубель доживал в петербургских психиатрических клиниках. Его жена приходила к нему и пела, пела только для него. Михаил Александрович умер 1 14 апреля 1910 года в возрасте 54 лет. Видимо, Гиршман понимал, что «демоны» Врубеля должны остаться в России.
Задумчивый и мрачный вид персонажа изображен в профиль и написан с выразительными чертами лица. Длинные, пышные каштановые волосы героя величественно откинуты назад. Сидящую мрачную фигуру озаряет свет уходящего солнца, выделяя задумчивый взгляд и правильные черты лица, освещая мускулистое тело воина. На заднем плане произведения располагаются последние лучи угасающего солнца на фоне скалистых гор и легких вечерних облаков. Блики засыпающего солнца пытаются играть на цветочной поляне, на которой разместился угрюмый персонаж. Опечаленный демон бросает свой задумчивый взор вдаль, его вид навеивает мысли об отчаянии, глубоком разочаровании и безысходности. Картина наполнена множеством противоречивых элементов — одухотворенный лик и мощное тело героя, расслабленная спина и напряженные, готовые разорвать оковы руки, сгущающаяся тьма и яркая мозаика солнечных бликов среди цветов. Картина написана в мрачном стиле, присущем этому художнику. Многие мазки сделаны при помощи мастихина — крошечного мастерка из металла, художественного шпателя. Использование данного инструмента помогло художнику добиться эффекта кристаллов, внеся в живописное полотно скульптурные элементы. Это позволило ему придать грани изображению и сделать живописное произведение похожим на каменное изваяние и мозаичный витраж. Эскиз картины «Демон сидящий» Как создавался «Демон сидящий»? Первого своего Демона, который, к сожалению, не сохранился, художник написал в Киеве в 1885 году. В то время он занимался росписью Владимирского собора. Расписывая собор, художник испытывал душевные страдания, связанные со стилистикой и собственным виденьем евангельских сюжетов. Многие современники критиковали стенопись живописца. Из-за своего нестандартного понимания Иисуса Христа и религии в целом, мастер ощущал свое отчуждение, ставшее для художника настоящим испытанием. Мысленно он постоянно возвращался к образу Демона и в результате все-таки осуществил задуманное. В это время к Михаилу Александровичу в гости приехал его отец, которого ужаснула не только бытовая неустроенность жившего в одиночестве сына, но и созданный им персонаж — «чувственный, агрессивный и отталкивающий». Отец Врубеля счел, что созданный Михаилом Демон напоминает своим внешним видом ужасную, грубую женщину. Увидев реакцию отца и решив, что отзывы других людей будут аналогичными, Михаил Врубель уничтожил написанную им картину.
«Демон летящий» (1899)
- "Демон" Врубеля - гениальное творение эпохи. Тема демона в творчестве Михаила Врубеля
- Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
- «Демон сидящий». Страдающий дух Михаила Врубеля
- Демоны Михаила Врубеля
- Читайте также
- «Демоны» Михаила Врубеля : НОВЫЙ МИР
Три «Демона» Врубеля
Картина Врубеля — глубоко личное высказывание художника, посмевшего запечатлеть образ Демона, немыслимого в своей красоте и одновременно пугающего экспрессивностью, который, по словам Лермонтова, «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». 2877живопись Михаил Врубель символизм художник. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий. demon_vrubel. Демон сидящий. «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера. «Демон сидящий» — картина русского художника Михаила Врубеля. Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Три «Демона» Врубеля
Руки являются одним из главных элементов полотна. В них чувствуется напряжение героя и в тоже время они напоминают былые крылья ангела, которых у него нет. Ведь демон — это падший ангел, изгнанник рая. Так же чувствуется огромное напряжение, которое сосредоточено в кистях рук. Демон чуть ли не выворачивает их полностью, так сильно он сосредоточен на своих мыслях, он не чувствует физической боли. В некоторых фрагментах картины, Врубель записывает пальца черным цветом, тем самым создает еще более сильное напряжение в кистях рук. Колени замкнуты, спина согнута, тело Демона находится в состоянии напряжения, волнения. Синяя ткань усиливает этот эффект. Фигура героя в целом напоминает большой кувшин, пустой сосуд, который нечем наполнить. Недаром, живопись Врубеля считается сложной и тяжёлой для восприятия.
В его живописной манере ощущается колоссальный натиск на форму. Почерк Врубеля невозможно спутать с кем-то другим, с помощью массивных мазков создаётся ощущение вечного движения граней. Художник накладывает мазки мастихином таким образом, что создаётся впечатление колоссального объёма. Цветы на заднем плане картины выполнены именно этим приёмом, при просмотре создаётся ощущение, что это мозаика. Специфика живописного метода Михаила Александровича, заключается в необычно приёме стилизации кристаллической огранке. Необычайно сложная пластическая игра форм помогает уйти от поверхностного аллегоризма. Врубель не даёт образу ощущения завершённости, словно боясь испортить уже имеющийся облик. Невозможно забыть о том, с кого писался этот образ. Михаил Александрович до безумия любил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ведь Демон взят из произведения Лермонтова.
Может быть, деньги мешают быть симпатичным. Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками. На свете существует только две силы: доллары и литература.
Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт. Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые. Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре. Это вовсе не означает, что родители не любят своих 20-летних или 30-летних детей. Но вот к соседскому «ребенку» они будут относиться уже по-другому. Конфликт был всегда и остаётся по сей день.
Однако в данном случае это происходит не из-за недопонимания. Есть ряд причин, которые тревожат поколение X и даже приводят к зависти. Первая причина — молодость. Родители, которым сейчас по 45-60 лет теряют своих родителей. Получается, что с одной стороны от «иксов» стоит смерть, а с другой — молодость. Они понимают: ещё пара десятков лет и их ждёт та же участь, но кто же позаботится и подаст стакан воды в старости?
Ведь миллениалы чаще всего съезжают из отчего дома в другие города, редко приезжают в гости, а звонят и то раз в месяц. Действительно, «игреки» молоды, амбициозны, образованы, у них появляются свои семьи, им ещё жить и жить. Из-за осознания этого у поколения X зарождается чувство зависти, в котором им стыдно признаться даже себе. Вторая причина — обучаемость. Миллениалы с самого рождения быстро и легко впитывают новые знания. Они любопытны, дотошны, любят сверять информацию по нескольким источникам.
Поколению Y без проблем даются иностранные языки, программирование, дизайн, маркетинг и так далее. Они любят обучаться самостоятельно. Но жизнь диктует свои правила. Если раньше время размеренно текло, то сейчас оно неумолимо несется. Необходимо приспосабливаться к изменениям, что и делают весьма успешно «игреки». Третья причина — отсутствие мотивации.
Но стоит сразу отметить, что речь идет об отсутствии стандартной мотивации, которая была и остается у поколения X: нет слова «не хочу», есть «надо». Работа, дом, семья — и вот ты уже полноценный человек и член общества. У миллениалов мотивация есть, но она другая. Родители обычно ее не понимают. Люди поколения Y долго определяются с целями в жизни, с расстановкой приоритетов, с выбором профессии и так далее. Душа просит, глаза не боятся, а руки делают — это и есть привычная мотивация у «игреков».
Поэтому они чаще, чем другие поколения занимаются любимым делом, которое приносит неплохие деньги. Но «иксы» не любят миллениалов и за странное отношение к работе. Четвертая причина — это смена места работы. Действительно, родители смотрят на своих 25-30-летних детей и возмущаются. Ведь практически все молодые люди часто меняют место работы. Пока они учатся в колледжах и ВУЗах, в свободное время подрабатывают в кафе и магазинах, после получения образования могут перейти в офис и сменить несколько мест за год.
А иногда меняются не только места, но и область работы: гуманитарии берут курсы программирования, технари познают мир журналистики и медиа. Это нормально. Но самое главное для миллениалов — комфорт. Уютный офис, удобное рабочее место, отсутствие дресс-кода, молодой начальник, который «в теме». Если такие условия не может предоставить ни один работодатель, то люди поколения Y отдают предпочтение фрилансу. Они были бы и рады свободно выбирать место работы по душе, но время было не то.
Таких перебежчиков не любили. Пятая причина, почему не любят миллениалов — разрушение института семьи. Если раньше брачный союз был один и на всю жизнь, а развод порицался общественностью, то теперь «игреки» разводятся все чаще и чаще. Во-первых, парни и девушки женятся и выходят замуж ближе к 30 годам, а то и позже. Ранние браки распадаются после 3-5 лет совместной жизни по данным Росстата. Во-вторых, люди поколения Y предпочитают сожительство, а не официальную регистрацию отношений.
В-третьих, миллениалы думают о детях в последнюю очередь, в приоритете карьера и самореализация. Конечно, это все не нравится поколению X, у них были другие ценности. Также многие говорят, что не успеют увидеть внуков и понянчить с ними. Однако многие из «игреков» сами ощущают себя детьми, поэтому и не спешат заводить своих. Противостояние все еще продолжается. Это больше похоже на обычный конфликт поколений.
Единственный способ примирения — понять и принять друг друга. В историю мировой литературы он вошел как автор знаменитой книги «Опыты» фр. Les Essais , в основе которой лежат его наблюдения за особенностями человеческого мировосприятия. Это сочинение оказало огромное влияние на становление жанра эссеистики и повлияло на развитие философии Позднего Возрождения и Нового времени. Вот 15 невероятно полезных цитат из «Опытов»: Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть. Честный человек предпочтет скорее расстаться со своей честью, чем с чистой совестью.
Презрение к жизни — нелепое чувство, ибо в конечном счете она — все, что у нас есть, она — все наше бытие. Те существа, жизнь которых богаче и лучше нашей, могут осуждать наше бытие, но неестественно, чтобы мы презирали сами себя и пренебрегали собой; ненавидеть и презирать самого себя — это какой-то особый недуг, не встречающийся ни у какого другого создания. Даже собственная одаренность и мудрость кажутся нам бесплодными, если ощущаются только нами самими, не проявляясь перед другими и не заслуживая их одобрения. Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться. Только вам одному известно, подлы ли вы и жестокосердны, или честны и благочестивы; другие вас вовсе не видят; они составляют себе о вас представление на основании внутренних догадок, они видят не столько вашу природу, сколько ваше умение вести себя среди людей; поэтому не считайтесь с их приговором, считайтесь лишь со своим. Нет слов, чтобы высказать, насколько я отдыхаю и успокаиваюсь при мысли о том, что книги всегда рядом со мной, чтобы доставить мне удовольствие, когда наступит мой час, и ясно сознавая, насколько они помогают мне жить.
Они — наилучшее снаряжение, каким только я мог бы обзавестись для моего земного похода, но я крайне жалею людей, наделенных способностью мыслить и не запасшихся им. Неукоснительно следовать своим склонностям и быть настолько в их власти, чтобы не мочь отступаться от них или подчинять их своей воле, означает не быть самому себе другом, а тем более господином; это значит быть рабом самого себя. Для всякого, кто умеет как следует оценить свои возможности и в полной мере использовать их, размышление — могущественный и полноценный способ самопознания; я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром. Я считаю, что даже весьма несовершенный и посредственный человек способен на любой возвышенный поступок; но ему всегда будет недоставать выдержки, умеренности и постоянства. Вот почему мудрецы утверждают, что судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование. Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно.
Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на гибель, ибо, как говорится, кто везде — тот нигде. Я свободно высказываю свое мнение обо всем, даже о вещах, превосходящих иногда мое понимание и совершенно не относящихся к моему ведению. Мое мнение о них не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи. Внешний облик сам по себе мало что доказывает, хотя некоторое значение ему придавать все же можно. И если бы мне пришлось кого-то бичевать, я бы гораздо сильнее хлестал тех злодеев, которые своим поведением нарушают обещания, начертанные, казалось бы, природой на их лицах: я бы жестче карал зло, скрывающееся за привлекательной внешностью. Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, — ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.
Это событие ознаменовало конец эпохи грандиозной театрализации рок-представлений. В конце 60-х на сцене появляется молодая, непохожая на других группа, которая впоследствии перевернет жанр смелыми экспериментами и продолжит развивать психоделическое направление рока, созданное легендарными The Beatles. Pink Floyd были из нового поколения, считавшего, что рок не имеет границ ни как музыка, ни как шоу. Концептуальный альбом под названием «The Wall» был выпущен группой Pink Floyd 30 ноября 1979 года. Отношения между участниками группы на тот момент были накалены до предела, поэтому «The Wall» стал последней работой, записанной в классическом составе: Дэвид Гилмор, Ричард Райт, Ник Мейсон и Роджер Уотерс. С точки зрения структуры это — рок-опера, заглавными темами которой стали отчуждение и изоляция.
Душевный упадок главного персонажа по имени Пинк начинается с потери отца во время второй мировой войны, далее усугубляется травлей со стороны школьных учителей и чрезмерной опекой деспотичной матери и, в конце концов, рушится его брак. Все это приводит к добровольному отчуждению от общества, символом которого становится стена. Аудитория росла в геометрической прогрессии и выходила из-под контроля, а мы становились коммерческим предприятием. Меня все больше огорчало, что зрители кричали все два часа вместо того, чтобы слушать нас», — Роджер Уотерс. В попытке продемонстрировать свое отстранение от раздражающей публики он придумал шоу «The Wall», но никто не предполагал, что этот перформанс станет одним из самых амбициозных и крупных за всю историю рок-музыки. Однако не все участники были согласны с Уотерсом, в частности Ричарду Райту идея с возведением стены была не близка, он не хотел отстраняться от зрителей на концерте.
Эта ситуация повлияла на его последующее увольнение из группы на этапе микширования пластинки. Он все же поехал в тур с группой, но уже в статусе сессионного музыканта. Мне нравились наши зрители, выстраивать между нами стену нелогично, зачем их отталкивать? Зачем так поступать? Сооружение стены занимало всю первую часть концерта, и постепенно музыканты становились не видны.
Лермонтова «Демон». Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна.
С одной стороны, величие человеческого духа, с другой — безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон», — говорил Шаляпин. В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил бы могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать, слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля — другого мы, пожалуй, не приняли бы. Через несколько лет, вне всякой связи с обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными, им овладело мрачное лихорадочное возбуждение, появились первые симптомы надвигавшейся душевной болезни. Он вновь обратился к образу Демона. Демон летящий. Он колебался — написать ли Демона летящим или поверженным.
Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Демон летящий» 1899. Закрывая небосвод, дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала. Последняя картина врубелевской демонианы — «Демон поверженный» — относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела. С такой одержимостью Врубель не работал никогда.
Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст. Демон поверженный. Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон — воплощение драматизма, конфликтности бытия. Неустанно менялось выражение его лица. То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев. Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор. Михаил Лермонтов написал шесть вариантов поэмы «Демон» и ни один не считал окончательным.
То же происходило с Врубелем — чем более законченным становился его «Демон», тем острее была потребность художника переделывать его… Работая над «Поверженным», уже почти закончив его, художник временами хотел вновь вернуться к «Летящему». Но «Поверженный» пересиливал.
Безумная техника и странная эстетика В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом. В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В.
Васнецов и В. Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема. Белый ирис. Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «... Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком...
И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый.
Врубель: художник на все времена
Врубель добился такого эффекта, накладывая широкие плоские мазки. Он печален, сидит со сцепленными руками, будто зажатый верхней и нижней границами картины, и с грустью смотрит вдаль. Вся его поза выражает одиночество — но в ней чувствуются мощь, сила, энергия. Демон летящий, 1899 3.
Демон поверженный, 1901—1902 4—6. Демон поверженный, эскизы, 1901 Спустя несколько лет после «Демона сидящего» Михаил Врубель вновь вернулся к этому образу. Так появились картины «Демон летящий» и «Демон поверженный».
Историки страдают, но восхищаются — очень уж это было… по-человечески. Киев и Одесса. Сразу по возвращении он направился к Адриану Викторовичу и… стал просить у него руки его жены! Совершенно фантастический случай, впрочем, вполне в духе фантазёра и романтика Врубеля. Разумеется, ничего из этого плана не получилось. Праховы, конечно, были несколько удивлены, но сочли этот инцидент проявлением специфического темперамента художника впрочем, нам-то не мешает помнить, что он закончил свои дни в психиатрической больнице….
Он даже не был отлучён от дома, зато, по воспоминаниям художника Константина Коровина, порезал себе грудь — "я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались". Пробыв в Киеве два месяца, он отправился в Одессу, где его старый товарищ Борис Эдуардс организовывал художественную школу. Позже к нему присоединился Серов. В Одессе Врубелю не очень понравилось — отношение к искусству там было слишком коммерческим.
Зато именно там он написал первую версию своего "Демона" — монохромную точнее — белилами и сажей. К сожалению, видел этот набросок только Серов — позже, в Киеве, Врубель его уничтожил. И снова Киев Увы, из этой затеи ничего не вышло. Смелые наброски Врубеля а он создал не менее шести вариантов "Надгробного плача" — росписи на сюжет, отсутствующий в Евангелиях и не характерный для православной иконописи, но встречающийся в искусстве итальянского Возрождения оказались "непроходимыми" через церковно-государственную цензуру. Там трудно было реализовать идеи даже вполне классического Виктора Васнецова. Так что Врубелю в соборе принадлежат только растительные орнаменты, которые, однако, сами по себе являются шедевром, и "Дни творения" в одном из плафонов по эскизам братьев Сведомских.
Впрочем, Врубель общался с кружком "соборян" так называли себя художники, работавшие во Владимирском соборе , знакомился с новыми людьми. Для заработка он давал частные уроки рисования и преподавал в Киевской художественной школе. Меценат Иван Терещенко заказал художнику картину "Восточная сказка", заплатив задаток в 300 рублей. Мастер вначале вдохновился замыслом, но затем утратил интерес. Осилил только акварель, которая была подарена даме сердца, отвергнута и порвана им. Потом, правда, её сложили — она хранится в Киевском музее русского искусства.
Чтобы погасить долг, он написал портрет 13-летней Марии Дохнович Дахнович — дочери владельца ломбарда, куда периодически обращался художник он сдавал туда свои картины, а заодно игрался с драгоценными камнями — очень ему нравились переливы цветов. Источник художественного образа булгаковского Иешуа Ссудная касса Розмитальского и Дохновича располагалась на углу Крещатика и Фундуклеевской Ленина , или Бибиковского бульвара Шевченко , а сам Врубель жил около Андреевской церкви сейчас — Десятинная, 14. Сидящая в окружении вызывающей восточной роскоши девочка смотрит грустно.
Из-за своего нестандартного понимания Иисуса Христа и религии в целом, мастер ощущал свое отчуждение, ставшее для художника настоящим испытанием. Мысленно он постоянно возвращался к образу Демона и в результате все-таки осуществил задуманное. В это время к Михаилу Александровичу в гости приехал его отец, которого ужаснула не только бытовая неустроенность жившего в одиночестве сына, но и созданный им персонаж — «чувственный, агрессивный и отталкивающий». Отец Врубеля счел, что созданный Михаилом Демон напоминает своим внешним видом ужасную, грубую женщину. Увидев реакцию отца и решив, что отзывы других людей будут аналогичными, Михаил Врубель уничтожил написанную им картину. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. Савва Мамонтов, хотя сначала и не разделял живописных пристрастий своего гостя, чувствовал, что тот наделен неординарным талантом.
Во время работы над этой картиной художнику пришлось подклеивать и подшивать холст, чтобы увеличить его размеры, так как для изображения фигуры Демона ему понадобилось намного больше пространства, чем предполагалось перед написанием полотна. Фигура Демона заполняла собой все место на полотне, художник никак не мог разместить ее. Врубелю пришлось зажать героя между низом и верхом, после чего к нему пришло понимание того, что эта поза — то, что он искал. Стесненное, неудобное положение Демона на картине отражало внутренний мир самого художника и показывало насколько тесными для его таланта были рамки окружающей действительности. Отношение создателя к своему герою Создатель проецировал «Демона» не столько злобным духом, сколько скорбным и страдающим персонажем, величавым и властным, совмещающим в себе мужское и женское начало. Это понимание сущности Демона не совпадало с общепринятым мнением. Врубель считал, что ему единственному удалось верно прочувствовать это существо, в отличие от людей, расценивающих его как дьявола. Художник сумел разглядеть мятежный дух в своем герое, увидел в нем страдания человека, не способного найти среди людей своего места и обрести покой. Врубель ассоциировал с Демоном себя, а свой творческий потенциал и талант — с физической силой персонажа. Он жил в ожидании невиданного творческого прорыва, который создать созданная им картина в живописном искусстве.
Он признавался сестре, что был одержим этой идеей, мечтал сказать что-нибудь новое в живописи. Эта работа стала первым выразительным и масштабным живописным произведением русского символизма. Художник был убежден, что это полотно сделает его известным, и оказался прав. Судьба художественного произведения Картина Врубеля была встречена другими художниками и способными ее приобрести коллекционерами холодно и даже агрессивно.
Царевна-Лебедь, 1900 г. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо.
Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Михаил Врубель. Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника.
Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем».
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Все началось с картины «Демон сидящий». Впечатление от картин Врубеля на грани потрясения! Картина «Демон сидящий» вызвала довольно большой эффект — многие ее не поняли и не приняли. В первой картине «Демон сидящий» (1891) скорее видна внутренняя борьба, грусть печаль и неоднозначность Демона.
Демоны Михаила Врубеля
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия : lyarder — LiveJournal | 1904. Картина написана после духовного перелома Врубеля. |
«Демон сидящий» Врубеля | Демон (сидящий) Михаил Врубель (1856-1910). |
Тайна картины Врубеля: украденная из ереванского музея картина нашлась в Москве
Этому описанию соответствует акварельный эскиз 1890 года. Органические формы, использованные в эскизе, в картине трансформируются в фантастические. Происходит преображение натуры: пейзаж теряет конкретность, Демон лишается крыльев. Для символического выражения драматической сложности человеческого духа художник создает свою живописно-пластическую систему: он разбивает на грани, «кристаллизует» объемы, делая их полупрозрачными и насыщая светом. Положенные мастихином и широкой кистью мазки преображают цветы в гигантские друзы кристаллов, уподобляясь мозаике с переливами цветных смальт. Их мерцание напоминает полумрак таинственного храма, но в этом храме томится дух и бессильна плоть.
Демон сидящий Возникает ощущение иного мира, где сидит демон, который, несмотря на всё своё могущество, грустит. О чём — возможно, это известно было только Врубелю, мы же можем только строить предположения. А ещё там потрясающее багровое небо, каменные цветы, которых не бывает и совершенно невообразимое пространство, словно на картинах лучших сюрреалистов. Но как Врубелю удалось написать столь мощную и ни на что не похожую картину?
Причин много — это и безграничный талант, атмосфера Русского Ренессанса, и даже особое душевное состояние художника, которое впоследствии было одной из причин серьёзной болезни. Многие считают, что именно «Демон» и свёл Врубеля с ума, но есть и менее романтическая причина, о которой не очень-то любят говорить искусствоведы, поскольку она считается неприличной и бросает тень на репутацию художника. О «Демоне» Врубеля и по какой неприличной причине художник сошёл с ума мы и поговорим в этой статье. Считается, что «Демон» Врубеля — это отражение особой атмосферы Русского Ренессанса.
И дело тут не только в том, что тогда творили множество отличных русских художников — для творчества нужны заказы. Художники хотят кушать каждый день и подстраиваются под вкусы покупателей. Тогда во Флоренции процветали торговля и ремёсла, там жило множество богатых людей, которые стали всерьёз интересоваться искусством , что привлекало в этот город художников и скульпторов. Но заказчикам не очень-то были интересны классические иконы, которые заказывали деятели церкви — священники и высшее духовенство, для украшения храмов Божьих.
То, что хорошо в церкви — стилизованные изображения, глухие наряды, не очень-то пригодно для светской жизни, для того чтобы повесить картину в гостиной, которую не стыдно будет показать гостям. Потому и художники стали изображать Мадонн более человечными, похожими на очень красивых земных женщин, в обычной одежде, даже с открытыми плечами. Таковы многие Мадонны Рафаэля Санти. Мадонна в зелени фрагмент Это способствовало развитию живописи, появлению картин в технике сфумато, которую изобрёл Леонардо да Винчи.
И ничего в мире нет, кроме этого божественного света, который проявляет себя в разных формах. Врубель, говоря о том, что «Демона» не понимают, имел в виду «Демона» Лермонтова и конкретно рисунки художника Михаила Зичи, придворного художника, который зарисовывал сцены военные, точнее, сцены парадов, и в том числе создал еще за несколько лет до Врубеля свои варианты иллюстраций к поэме Лермонтова, которые совершенно Врубеля не удовлетворили. И действительно, мы видим, что сами по себе акварели, конечно, очень красивые, изящные, они полны этнографических подробностей, но это именно иллюстрации чисто внешние, где восточный тип Тамары, костюмы очень точно переданы, Кавказские горы сияют на заднем плане, но не более того. И уж совсем смешная картина на эту тему, которую создал знаменитый салонный художник эпохи Константин Егорович Маковский, «Демон и Тамара». Приближался юбилей Лермонтова 50 лет со дня смерти знаменитого поэта в 1891 году, его достаточно широко отмечали, и многие художники создавали картины на темы его произведений. И помимо того, что здесь узнается, конечно же, любимая жена художника Юлия, которая служила моделью Маковскому для большинства его картин, здесь вообще парадоксальным образом перед нами не просто салонная сцена соблазнения. Здесь девушка выглядит более искушенной и демоничной, чем юноша робкий, и лишь притворяется жертвой, а на самом деле именно она здесь является, наверное, вот такой демонической героиней. Задумано ли было так художником или нет, но свет иконы бросает теплый отблеск на лицо юноши, а лунный свет, который виден там вдали сквозь окно, словно отражается в красках платья и лица девушки.
Совсем иной образ мы видим в иллюстрациях Врубеля. Мы уже встречались с этой самой знаменитой, наверное, акварелью черной, созданной в качестве иллюстрации. Эти иллюстрации, конечно же, были непонятны современникам. Пришлось Петру Кончаловскому, отцу знаменитого художника-авангардиста Петра Кончаловского, отстаивать их, чтобы все-таки были они пропущены цензурой, чтобы они были напечатаны в юбилейном издании Лермонтова. К счастью для нас, это издание состоялось, в том числе и с иллюстрациями Врубеля. Помимо него, и Серов, и Репин, и другие художники знаменитые в этом участвовали. Мы уже немного говорили об этой акварели, говорили о том, как сквозь фигуры Тамары и ее спутника просвечивают словно некие инопланетные города. Но если мы обратим внимание на фигуру Демона, на фигуры музыкантов на первом плане, то видно, что даже не глазами Демона мы видим эту сцену, а это еще более высокий космический взгляд, то есть и Демона самого мы видим с какой-то еще более огромной высоты.
Глаза ли это Господа Бога, глаза ли это самой вселенной, можно только догадываться. И вот самая знаменитая иллюстрация, также созданная черной акварелью, но это требование печати того времени, которая не могла тогда цветные иллюстрации воспроизводить, поэтому художники стремились максимально лаконичными средствами эти иллюстрации создавать. Для Врубеля, как художника гениального, это становится, наоборот, источником его нового художественного языка. В этой знаменитой иллюстрации, где изображена встреча Демона и Тамары, мы видим существо словно из иного мира. И не случайно одним из прототипов для него послужил сфинкс. Мы с вами знаем много примеров сфинксов. Это и знаменитый Большой сфинкс в Гизе, и, в частности, в Санкт-Петербурге привезенные еще в XVIII веке сфинксы фараона Аменхотепа III — многие сфинксы имеют портретные лица фараонов и являются их воплощениями и охранниками в загробном царстве. Посмотрите, как вот здесь, словно оживший сфинкс, предстает перед нами Демон, и несмотря на то, что сам образ в чем-то оперный, в чем-то он даже салонный вот это обнаженное плечико, которое здесь бросается в глаза , но тем не менее это образ космический, как всегда у Врубеля.
И в глазах их сияют звезды, и сияют звезды за окном. Бесконечность, которая смотрит в бесконечность, — это самое главное ощущение, которое мы испытываем, когда смотрим на этот знаменитый лист. И небольшая, но также совершенно особенная работа, которая служит своего рода завершением цикла к поэме Лермонтова, «Голова Демона». Голова Демона на фоне гор, уже одинокого, уже потерявшего Тамару. Снова вот эти глаза, в которых целые галактики. И, наверное, еще более удивительно то, как изображены здесь его губы, немного тронутые белилами. Это словно цветок застывшей лавы, и есть ощущение, что ожог навсегда припечатал Демона, вот это прикосновение любви, которого оказалось слишком для него и для Тамары, которую он погубил. Но этот отпечаток навсегда остался на его губах, как поцелуй чего-то неведомого, преобразившего даже его плоть.
И другой образ Демона, тоже «Голова Демона». Это акварель, которая не вошла в окончательный вариант юбилейного издания. Таких вариантов, конечно, гораздо больше создавал Врубель, чем вошло в окончательную редакцию. Совсем другой Демон, в котором мы видим что-то змеиное, и в его глазах, и в его губах, и в хищном выражении его лица. И если мы посмотрим на голову Демона, которая, как и в предыдущем рисунке, обрамлена целой тучей черных кудрей, здесь они как своего рода трубочки змеящиеся, то можно заметить, что словно змея лежит у него на голове. Если посмотреть, вот здесь ее выпуклый глаз, вот здесь как бы пасть ее, вот ее голова, немного откинутая назад. Вот она лежит как будто на голове Демона. Перевоплощения и образы мудрой природы Это как раз то, к чему стремился символизм, когда сквозь одну форму просвечивает другая, когда сквозь один слой реальности тоже просвечивает другой, когда сквозь личину просвечивает некий подлинный лик или подлинная сущность персонажа.
И таких личин, таких слоев может быть бесконечное множество. И, собственно, то, что мы видим в цикле работ Врубеля а мы здесь видим только некоторые из его работ на эту тему , — это все разные стороны, разные грани образа, который остается неисчерпаемым, бесконечным. Даже если мы посмотрим на такую, казалось бы, совершенно светлую майоликовую работу, как «Весна», известный образ, который много тиражировался — он есть сегодня в разных музеях, и в Абрамцево, и в Третьяковской галерее, — то тоже можно увидеть, что на головном уборе Весны, которая представляет собой что-то цветущее сам этот образ — это образ цветения весеннего , проявляется некое лицо. Вот глаза, нос, рот, то есть некий дух такой, который тоже как будто бы виден сквозь, может быть, лесной дух, может быть, леший. Ему нет имени, нет названия, Врубель никогда их специально не дает, но это опять же та реальность, которая просвечивает одна сквозь другую. И, приглядевшись, мы увидим это повсюду. Можно и змею вот здесь при желании увидеть. То есть создает природа такие узоры форм, которые сами собой рождают вот эти существа.
Уже встречался нам в нашем разговоре о Врубеле его знаменитый Пан. И здесь хотела бы сказать снова о том, что сама природа создает эти образы духов и низших божеств, которые не на Олимпе где-то живут, а рядом с человеком. Известно из воспоминаний современников, как родилась эта картина Врубеля. Она родилась после прочтения им замечательной повести Анатоля Франса «Святой сатир», которая рассказывает о том, как монаху, молящемуся в церкви, из древнего саркофага, который оказывается в этой церкви, является сатир. Монах видит сцену античной оргии, где на лоне природы в страстном объятии сходятся сатиры и нимфы. Это потрясает монаха, поскольку все это видение ему предстает в церкви. И затем уже именно на лоне природы монаху предстает новое видение, ему является святой сатир и рассказывает свою историю, историю его бытования и в древнейшие времена, до того, как существовали боги, и в те времена, когда античные боги были забыты и пришла им на смену христианская эпоха. И очень важная фраза, которая, наверное, оказалась созвучной Врубелю, есть в этом рассказе: о том, что ничто не рождается ниоткуда и ничто не умирает навсегда.
И если мы вспомним историю нашей культуры, то и воплощения богини-матери матриархальной эпохи, такие как Медуза Горгона, когда сменилась эпоха на патриархат, превратились в чудовищ. Те божества, особенно низшие, которым поклонялись древние греки, те же сатиры, фавны у римлян, они позднее дали свой облик чертям и превратились в нечистую силу. То есть когда меняется эпоха, когда меняется картина мира, и религиозная картина в том числе, те, кто были божествами когда-то в прежней культуре, становятся уже либо чудовищами, либо нечистой силой, как мы говорим в нашем русском языке. Вот здесь такое перевоплощение происходит в картине Врубеля, когда мы видим и существо, наделенное живой душой, божество, в данном случае Пана, хотя именно сатиром называл его сам Врубель, и в то же время кочку или корень старый на болоте, из которого это существо рождается. То есть сама природа своими формами создает вот эти видения, явления и именно вот этот явленный образ. А он явлен был и монаху в рассказе Анатоля Франса, и здесь тоже это ощущение явленности очень ясно присутствует. Мы видим один из мраморных саркофагов, он находится у нас в Пушкинском музее в Москве, замечательное произведение античного искусства, где представлен бог Дионис в центре и та самая его свита из сатиров они здесь молодые, юные, веселые , которая населяет природный мир в мироощущении античного человека. И вот то, о чем пишет Анатоль Франс: вот эти глаза, похожие на старинные ручьи, похожие на драгоценные камни, и вечно юные, и мудрые, но мудрые не человеческой мудростью, а мудростью самой природы.
Договоры с демонами: Фауст и Мефистофель Когда наступает христианская эпоха, как уже говорилось, образ даймона, то, что было олицетворением души, или высшей части души, или какой-то внешней силы, которая способствует тому, чтобы душа шла по своему пути можно воспринимать это по-разному , сливается с образом дьявола. И с этой эпохи демон становится исключительно темным существом. Его воспринимают прежде всего как отдельную силу, которая противостоит Богу. И вот одна из замечательных картин на эту тему. Это австрийский художник Михаэль Пахер, то есть это представитель Северного Возрождения, где всегда очень подробно, очень убедительно рассказывают самые фантастические сюжеты. Кто конкретно изображен в этой картине? Святой ли это Вольфганг, как сегодня считает большинство историков искусства? Или это святой Августин?
Или, может быть, это святой Феофил, который стал прототипом Фауста? Сохранилась легенда о нем, что он заключил договор с дьяволом, чтобы получить должность епископа. Потом этот договор пришлось Богоматери после его молитв извлекать из рук дьявола, чтобы вернуть святого Феофила в лоно церкви. Но, как бы то ни было, здесь присутствует некий договор. Если это действительно святой Вольфганг, то о нем записана такая легенда, почти история про Ивана-царевича, который стрелял из лука и нашел потом стрелу свою у лягушки. Вот он должен был построить церковь, и он метнул топор свой куда глаза глядят, чтобы построить церковь на том месте, куда он упадет.
Он пишет для нее тридцать работ. Его рисунки критикуются и отмечаются малым профессионализмом. Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий».
Врубель говорил, что его демон — это древнегреческое существо, а не порождение дьявола. Для древних греков «даймон» — это душа. Художник хотел изобразить душу, которая всегда стремится к высокому, но в то же время она не на земле и не на небе. Герой полотна, если присмотреться, будто парит в воздухе, обхватывая свои колени мускулистыми руками. Большие желтоватые глаза — единственная черта демонического в этом персонаже. Но это можно объяснить тем, что для византийской живописи характерны большие глаза, — мы наблюдаем их в различных картинах Врубеля Царевна Лебедь, Девушка на фоне персидского ковра. Синий цвет, который присутствует в большом количестве на картине, является символом чистоты и непорочности. Белые кристаллообразные мазки за спиной многие трактуют как крылья.
«Демон сидящий»
- История и влияние «Демонов» Михаила Врубеля
- Содержание
- Должен был стать не художником, а юристом
- Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
- Картины Врубеля на тему Демона
- Неподвижная тайна Михаила Врубеля. Биография в картинах
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. Михаил Врубель, "Демон сидящий", 1890. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”. Выставка под названием “Возвращение украденного Врубеля” будет действовать до 20 ноября, после чего картина “Демон и Ангел с душой Тамары” займет свое место в постоянной экспозиции. Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий».
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
Зал трёх демонов – летящего, сидящего и поверженного. Врубель М.А. 1856-1910 Демон (сидящий). Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее.
Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором
Врубель никогда не рассматривал "Демона (сидящего)" как финальную точку в попытке воплотить то, что его беспокоило. «Демон сидящий», «Летящий Демон» и «Демон поверженный» составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь. Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного. Отношение Михаила Врубеля к храмовой живописи было совсем другим. 2877живопись Михаил Врубель символизм художник.