Карта вероисповеданий Европейской России (1). Издание (для иллюстраций). Ильин А. А. Опыт статистического атласа Российской империи. Главная» Новости» Статистика исповедующих религии в россии на 2023 год.
Религии России
Атлас религий: во что и как верят россияне (инфографика) | Правмир | Межконфессиональная интерактивная карта РФ. ×. Всего религиозных организаций на 19.10.2023 – 396, из них. |
Карта религий россии по субъектам | Все религии в России равноправны, а исповедующие их люди должны показывать пример взаимного уважения обычаев и традиций. |
Распространенность религий в россии (84 фото) | Карта религий РФ. |
Карта религий россии по субъектам | Современная карта религий России повторяет карту народов. |
Карта россии с религиями | Карта «Религии Приволжского федерального округа» является наиболее детальной из всех аналогичных карт. |
Единство народов и религий России обсудили в московском офисе «Среда своих»
По его словам, на данный момент карта в открытом доступе содержит данные только о традиционных религиях России, то есть о православных общинах, мусульманах, иудеях и буддистах. В целом же карта содержит 12 категорий данных о религиозных организациях, которые будут открываться по мере дальнейшей разработки карты, отметил Р. Карта будет еженедельно обновляться, причем хронология обновлений будет вестись в специальном разделе. Силантьев отметил, что уточняющие данные о своих религиозных общинах разработчикам карты смогут присылать и сами прихожане, эксперты из регионов. В будущем планируется сопровождение базы данных карты более чем пятью тысячами фотографий.
Я не вижу большого будущего у официального экуменизма: так недавняя встреча римского папы и московского патриарха скорее удовлетворила пиар-амбиции последнего, нежели решила хоть одну реальную проблему. Но низовой экуменизм, то есть опыт совместной молитвы и совместного действия, будет процветать, к негодованию реконструкторов они любят чистые, беспримесные традиции , причем он постепенно будет вовлекать и представителей иных религий, прежде всего авраамических: иудаизма и ислама. Интеллектуальное пространство становится все больше похожим на супермаркет, в котором потребитель выбирает себе идеи и практики в соответствии со своими вкусами и не заботится о том, насколько они совместимы друг с другом. Интересный пример — йога. Ее появление в нашем обществе в конце прошлого века было теснейшим образом связано с индуизмом, вопрос о возможности для практикующего христианина посещать курсы йоги выглядел полной нелепостью, причем такое отношение было характерно как для христианских проповедников, так и для самих йогов. Сегодня занятия йогой воспринимаются большинством но не всеми как полезные телесные упражнения, в отрыве от конкретной религии и философии. Мне довелось услышать о том, как практикующий йог получил приглашение провести семинар для… монахов в православном монастыре с условием, что он не будет упоминать слово «йога». Он отказался принять такое условие, семинар не состоялся, но сама идея показательна. Полумесяц при солнечном свете Кстати, об исламе. Сегодня неисламской частью нашего общества он обычно воспринимается как что-то малопонятное и потенциально опасное, связанное с отсталостью, фанатизмом, угнетением женщин. Мало кто задумывается, что ислам не менее разнообразен, чем христианство или иудаизм, и что его радикальные, экстремистские формы — тоже разновидность религиозного реконструкторства. В ближайшие десятилетия российский ислам во всем своем многообразии будет выходить из тени и одновременно будет находить разные формы и способы своего существования в современном мире. Этому будут способствовать два процесса, один из которых уже вовсю идет, а второй отложен на пару десятилетий. Первый — это окончательный распад традиционных обществ в республиках Северного Кавказа, связанный с глобализацией и информационной революцией. Радикальный ислам, кстати — это один из возможных ответов на вопрос «как теперь жить, когда молодежь уже не слушает старших». Но он далеко не единственный, и мы, вероятно, увидим в ближайшее время разные иные версии встраивания традиционных исламских ценностей в современный мир. Разнообразию будет способствовать и принципиальная антиклерикальность ислама: в нем нет, как в старых христианских конфессиях, особо рукоположенного священства, ведь мулла как, кстати, и раввин — это не священный сан, а скорее функция, которую может исполнять любой сведущий мужчина. Один из прогнозов, которые можно услышать, или, вернее, одна из страшилок — доминирующее исламское население в крупных городах России к середине века, ислам как первенствующая религия. В общем и целом, это прогноз реалистичный, но его реализация зависит прежде всего от миграционной политики государства, от привлекательности российского рынка труда для выходцев из Средней Азии. Но надо понимать, что даже в случае реализации этого прогноза ислам этих людей не будет точной копией ислама постсоветских жителей нынешних аулов и кишлаков, он явно претерпит свои изменения, хотя трудно сейчас предсказать, какие именно. Второй процесс нам только предстоит увидеть, когда вырастут, получат образование и сделают достойную карьеру дети нынешних дворников и консьержек в больших городах. Тогда они со всей неизбежностью предъявят нашим детям претензии: почему наших родителей так жестоко эксплуатировали, почему в нас с раннего детства видели людей второго сорта? У нынешних дворников и консьержей нет ресурсов, чтобы во весь голос задать эти вопросы, но у их детей они появятся. В США главным признаком, отличающим потомков рабов от потомков рабовладельцев, стал цвет кожи, в нашем случае признаком «наследственной угнетенности» станет, скорее всего, исламское вероисповедание. Насколько убедительно удастся ответить на эти вопросы нашим детям, зависит во многом от того, как будем взаимодействовать с исламскими общинами и как будем их описывать мы сегодня. Сексуальность, семейность, психология В завершение поговорим немного о тех смысловых вызовах, которые стоят сегодня перед «думающими верующими» всех религий и конфессий в нашей стране. Их много, но я бы выделил три из них, перечисленные в подзаголовке, причем именно в таком порядке. Сексуальность — мощная сила, неудивительно, что религии стараются ввести ее в некоторое русло и поставить под контроль, иногда мелочный, придирчивый и жестокий. В притчу вошел образ молодого иеромонаха, допрашивающего на исповеди замужних женщин о подробностях супружеского секса, но в реальности такие пылкие юноши уже почти не встречаются в девяностые они были нередки. Однако проблема не ограничивается подобными перегибами. С точки зрения традиционных религий, секс допустим между одним мужчиной и одной женщиной, состоящими в законном браке в исламе жен у мужчины может быть до четырех , а все остальное расценивается как тяжкий грех. С точки зрения этих религий, некоторые важнейшие духовные роли и практики допустимы только для мужчин. А вот с точки зрения светского права и современной глобальной морали, взрослые дееспособные люди могут по взаимному непринужденному согласию вступать друг с другом в любые отношения, а мужчины во всем равны с женщинами. Это противоречие неустранимо. Можно настаивать на истинности древнего Откровения, можно приводить практику жизни в соответствие с новыми нормами, но невозможно делать вид, что они говорят одно и то же. В западном христианстве вопросы о признании однополых союзов и рукоположении женщин служат самым серьезным барьером, разделяющим христиан даже одной и той же конфессии — в частности, именно по этим двум признакам разделено всемирное англиканское сообщество, притом на стороне традиционалистов оказываются в основном молодые африканские церкви, а на стороне либералов — старые европейские и американские. Подобных дискуссий будет все больше и у нас. Недавно один человек совершил своеобразный каминг-аут, признав себя практикующим геем в однополом союзе и одновременно практикующим православным, приступающим к причастию. Он совершенно точно не первый, кто совмещает одно с другим, но он первый, кто об этом публично заговорил по-русски. Пока его признание было обойдено молчанием, но подозреваю, что через четверть века ключевой вопрос для многих верующих будет такой: допускаете ли вы подобное? И ответ «да» или «нет» будет отделять своих от чужих. На самом деле гомосексуальность — лишь частный, наиболее очевидный и в российских условиях наиболее болезненный аспект общего вопроса о радикальном изменении института семьи, которое происходит на наших глазах. Проповедовать современной молодежи тотальное воздержание до брака становится все труднее, вопрос о регистрации союза и последующем венчании решается зачастую исходя из совершенно прагматических резонов: доступность ипотеки, размеры выплат молодой семье или матери-одиночке в связи с рождением ребенка и т. И это уж не говоря о таком новомодном слове, как «полиамория»… В настоящее время проповедникам традиционных религий крайне трудно объяснить, почему добровольный союз людей греховен, если он не приносит никому страданий, или почему однополые отношения, порицаемые Библией, заслуживают большего внимания, нежели воровство, взяточничество или пьянство, которых Библия тоже никак не одобряет. Может быть, размышления на эту тему приведут к появлению некоторых новых богословских и этических моделей, что в очередной раз разведет реконструкторов и деконструкторов по разные стороны барьера. Еще одним по-настоящему глобальным вызовом для традиционных религий стало появление профессиональных психологов, психотерапевтов и психиатров, взявших на себя значительную долю тех обязанностей, которые в архаическом обществе исполняли священнослужители. Отрицать пользу этих новых профессий сегодня осмеливаются немногие хотя такие есть , а люди, прошедшие серьезный курс лечения, отмечают, что решились некоторые их проблемы, которые они безуспешно пытались решить с помощью религиозных практик. Пока два этих сообщества, священнослужители и психотерапевты, выглядят достаточно изолированными друг от друга, но контакты между ними есть, и все более тесные сужу по собственным знакомым. По-видимому, они будут шириться, религиозные практики будут все больше заимствовать из области психологии, а граница между сферами компетенции будет проводиться четче. Это неизбежно приведет к пересмотру отношения к некоторым религиозным практикам, которые будут отнесены к сфере психологии или психиатрии например, «отчитка бесноватых».
Как сообщил в ходе пресс-конференции эксперт-картограф, коммерческий директор проекта «HitRoad» Евгений Филатов, интерфейс карты позволяет «производить любые сортировки» религиозных организаций по нескольким типам, к примеру, карту только православных монастырей или только мусульманских учебных заведений. Таким образом, интерактивная карта позволяет построить оптимальный автомобильный маршрут до любого из храмов. В перспективе возможна интеграция карты в персональные навигационные устройства. Советник спикера Совета Федерации Рахамим Эмануилов, президент фонда «Взаимодействие цивилизаций», при поддержке которого была создана интерактивная карта, отметил важность осуществления подобных проектов, способствующих расширению знаний о религиозных общинах России. По его словам, фонд намерен и в дальнейшем содействовать «развитию научно-исследовательских программ в религиозной сфере».
Основные конфессии России. Статистика религиозных сект. Народы и религии мира. Четыре основные религии. Ислам территории исповедующие. Ислам в России регионы. Народы России которые исповедуют Ислам. Мусульмане на территории России. Мусульмане в России карта. Мусульманские регионы России на карте. Субъекты РФ исповедующие Ислам. Мусульманские субъекты РФ. Конфессия примеры. Религии России презентация. Протестантизм в России. Россия протестанты статистика. Религии России и народы исповедующие их. Какие религии исповедуют народы России. Религии народов России таблица. Какие народы России исповедуют христианство. Народы России исповедующие Православие. Люди разных конфессий. Представители разных конфессий. Религиозные конфессии в РФ. Разные религии. Основные религии. Мировые религии в России. Основыне религии Росси. Статистика религий в мире. Статистика религий в мире 2021. Количество верующих по религиям в мире 2021. Численность верующих по религиям 2021. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Религиозные организации и объединения в РФ Обществознание. Религиозные объединения и организации в РФ таблица. Религиозные объединения в РФ темы. Православие в России карта. Этническая карта России. Этническая карта Росси. Карта этнических народов России. Где исповедуют буддизм в России на карте. Буддизм в России карта. Карта распространения буддизма в России. Регионы России исповедующие буддизм на карте. Карта распространения Мировых религий. Карта распространения Мировых религий в мире. Мировые религии на карте мира. Карта распространения старообрядцев. Общины старообрядцев на территории России в 18в. Карта расселения старообрядцев в России. Старообрядцы распространение. Карта расселения народов России современная. Карта расселения коренных народов России. Коренные народы России на карте России.
Религиозная карта регионов России. Статистика и краткие замечания.
Комментарии[ править ] Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев. Мнения Пожалуйста, прочтите правила общения и оформления реплик на портале Викиновости Если вы хотите сообщить о проблеме в статье например, фактическая ошибка и т. Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения , однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными. Цивилизованная дискуссия и вежливый спор делают страницу комментариев дружелюбным местом. Пожалуйста, подумайте об этом. Несколько советов по оформлению реплик: Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу. Далее пишите свой текст. Для ответа в начале строки укажите на одну звёздочку больше, чем в предыдущей реплике.
Другие вероисповедания России Некоторые народы России исповедуют иудаизм. На территории страны 70 синагог. Общее количество верующих оценивается в 1,5 миллиона. Официальная же численность намного меньше. Коренные жители Сибири и Дальнего Востока кроме православия придерживаются и традиционных верований.
Граждане сами решают, во что им верить и какие храмы посещать. Верующие соблюдают права и свободы друг друга, не посягая на чужие религиозные традиции. При рассмотрении религий, которые преобладают на территории России, и их духовных ценностей можно сделать вывод, что данные религии несут общие духовные ценности.
К примеру, православные креационисты при всей своей нелюбви к Америке охотно пользуются аргументацией американских фундаменталистов-протестантов, и так во многих частных вопросах. Стоит полагать, что к середине века межконфессиональные границы будут значить куда меньше, чем сегодня. Можно сравнить их с государственными границами в нынешнем мире: нет, они никуда не делись, но они становятся все более проницаемыми хотя возможны краткие периоды карантинов , любые серьезные бизнесы или культурные процессы трансграничны. Уже сейчас мы видим немало интересных проектов, особенно в области благотворительности и просветительства, в которых христиане разных конфессий, да и не только христиане, сотрудничают ради общей цели, их явно будет становиться все больше. Я не вижу большого будущего у официального экуменизма: так недавняя встреча римского папы и московского патриарха скорее удовлетворила пиар-амбиции последнего, нежели решила хоть одну реальную проблему. Но низовой экуменизм, то есть опыт совместной молитвы и совместного действия, будет процветать, к негодованию реконструкторов они любят чистые, беспримесные традиции , причем он постепенно будет вовлекать и представителей иных религий, прежде всего авраамических: иудаизма и ислама. Интеллектуальное пространство становится все больше похожим на супермаркет, в котором потребитель выбирает себе идеи и практики в соответствии со своими вкусами и не заботится о том, насколько они совместимы друг с другом. Интересный пример — йога. Ее появление в нашем обществе в конце прошлого века было теснейшим образом связано с индуизмом, вопрос о возможности для практикующего христианина посещать курсы йоги выглядел полной нелепостью, причем такое отношение было характерно как для христианских проповедников, так и для самих йогов. Сегодня занятия йогой воспринимаются большинством но не всеми как полезные телесные упражнения, в отрыве от конкретной религии и философии. Мне довелось услышать о том, как практикующий йог получил приглашение провести семинар для… монахов в православном монастыре с условием, что он не будет упоминать слово «йога». Он отказался принять такое условие, семинар не состоялся, но сама идея показательна. Полумесяц при солнечном свете Кстати, об исламе. Сегодня неисламской частью нашего общества он обычно воспринимается как что-то малопонятное и потенциально опасное, связанное с отсталостью, фанатизмом, угнетением женщин. Мало кто задумывается, что ислам не менее разнообразен, чем христианство или иудаизм, и что его радикальные, экстремистские формы — тоже разновидность религиозного реконструкторства. В ближайшие десятилетия российский ислам во всем своем многообразии будет выходить из тени и одновременно будет находить разные формы и способы своего существования в современном мире. Этому будут способствовать два процесса, один из которых уже вовсю идет, а второй отложен на пару десятилетий. Первый — это окончательный распад традиционных обществ в республиках Северного Кавказа, связанный с глобализацией и информационной революцией. Радикальный ислам, кстати — это один из возможных ответов на вопрос «как теперь жить, когда молодежь уже не слушает старших». Но он далеко не единственный, и мы, вероятно, увидим в ближайшее время разные иные версии встраивания традиционных исламских ценностей в современный мир. Разнообразию будет способствовать и принципиальная антиклерикальность ислама: в нем нет, как в старых христианских конфессиях, особо рукоположенного священства, ведь мулла как, кстати, и раввин — это не священный сан, а скорее функция, которую может исполнять любой сведущий мужчина. Один из прогнозов, которые можно услышать, или, вернее, одна из страшилок — доминирующее исламское население в крупных городах России к середине века, ислам как первенствующая религия. В общем и целом, это прогноз реалистичный, но его реализация зависит прежде всего от миграционной политики государства, от привлекательности российского рынка труда для выходцев из Средней Азии. Но надо понимать, что даже в случае реализации этого прогноза ислам этих людей не будет точной копией ислама постсоветских жителей нынешних аулов и кишлаков, он явно претерпит свои изменения, хотя трудно сейчас предсказать, какие именно. Второй процесс нам только предстоит увидеть, когда вырастут, получат образование и сделают достойную карьеру дети нынешних дворников и консьержек в больших городах. Тогда они со всей неизбежностью предъявят нашим детям претензии: почему наших родителей так жестоко эксплуатировали, почему в нас с раннего детства видели людей второго сорта? У нынешних дворников и консьержей нет ресурсов, чтобы во весь голос задать эти вопросы, но у их детей они появятся. В США главным признаком, отличающим потомков рабов от потомков рабовладельцев, стал цвет кожи, в нашем случае признаком «наследственной угнетенности» станет, скорее всего, исламское вероисповедание. Насколько убедительно удастся ответить на эти вопросы нашим детям, зависит во многом от того, как будем взаимодействовать с исламскими общинами и как будем их описывать мы сегодня. Сексуальность, семейность, психология В завершение поговорим немного о тех смысловых вызовах, которые стоят сегодня перед «думающими верующими» всех религий и конфессий в нашей стране. Их много, но я бы выделил три из них, перечисленные в подзаголовке, причем именно в таком порядке. Сексуальность — мощная сила, неудивительно, что религии стараются ввести ее в некоторое русло и поставить под контроль, иногда мелочный, придирчивый и жестокий. В притчу вошел образ молодого иеромонаха, допрашивающего на исповеди замужних женщин о подробностях супружеского секса, но в реальности такие пылкие юноши уже почти не встречаются в девяностые они были нередки. Однако проблема не ограничивается подобными перегибами. С точки зрения традиционных религий, секс допустим между одним мужчиной и одной женщиной, состоящими в законном браке в исламе жен у мужчины может быть до четырех , а все остальное расценивается как тяжкий грех. С точки зрения этих религий, некоторые важнейшие духовные роли и практики допустимы только для мужчин. А вот с точки зрения светского права и современной глобальной морали, взрослые дееспособные люди могут по взаимному непринужденному согласию вступать друг с другом в любые отношения, а мужчины во всем равны с женщинами. Это противоречие неустранимо. Можно настаивать на истинности древнего Откровения, можно приводить практику жизни в соответствие с новыми нормами, но невозможно делать вид, что они говорят одно и то же. В западном христианстве вопросы о признании однополых союзов и рукоположении женщин служат самым серьезным барьером, разделяющим христиан даже одной и той же конфессии — в частности, именно по этим двум признакам разделено всемирное англиканское сообщество, притом на стороне традиционалистов оказываются в основном молодые африканские церкви, а на стороне либералов — старые европейские и американские. Подобных дискуссий будет все больше и у нас. Недавно один человек совершил своеобразный каминг-аут, признав себя практикующим геем в однополом союзе и одновременно практикующим православным, приступающим к причастию. Он совершенно точно не первый, кто совмещает одно с другим, но он первый, кто об этом публично заговорил по-русски. Пока его признание было обойдено молчанием, но подозреваю, что через четверть века ключевой вопрос для многих верующих будет такой: допускаете ли вы подобное? И ответ «да» или «нет» будет отделять своих от чужих. На самом деле гомосексуальность — лишь частный, наиболее очевидный и в российских условиях наиболее болезненный аспект общего вопроса о радикальном изменении института семьи, которое происходит на наших глазах. Проповедовать современной молодежи тотальное воздержание до брака становится все труднее, вопрос о регистрации союза и последующем венчании решается зачастую исходя из совершенно прагматических резонов: доступность ипотеки, размеры выплат молодой семье или матери-одиночке в связи с рождением ребенка и т. И это уж не говоря о таком новомодном слове, как «полиамория»… В настоящее время проповедникам традиционных религий крайне трудно объяснить, почему добровольный союз людей греховен, если он не приносит никому страданий, или почему однополые отношения, порицаемые Библией, заслуживают большего внимания, нежели воровство, взяточничество или пьянство, которых Библия тоже никак не одобряет. Может быть, размышления на эту тему приведут к появлению некоторых новых богословских и этических моделей, что в очередной раз разведет реконструкторов и деконструкторов по разные стороны барьера. Еще одним по-настоящему глобальным вызовом для традиционных религий стало появление профессиональных психологов, психотерапевтов и психиатров, взявших на себя значительную долю тех обязанностей, которые в архаическом обществе исполняли священнослужители.
Порция религиозных карт, которые помогают лучше понять этот мир (15 фото)
Публикация самой детальной за всю историю мировой картографии карты религий России позволит с помощью образно-знаковой модели изучить в территориальном разрезе конфессиональную ситуацию в России. Религия народов России Виды религий России Россия — светское государство, но население страны имеет конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания. Карта религий РФ.
Религия в России
«Интерфакс-Религия» представляет первую интерактивную карту религиозных общин России : | В некоторых регионах России произошел значительный переход людей из других религий на ислам. |
Карта религий народов россии | Россия является светским государством, не одно из вероисповеданий не может быть признано государственной религией на официальном уровне. |
Порция религиозных карт, которые помогают лучше понять этот мир (15 фото) | Смотрите видео онлайн «Мультимедийная Карта Распространения Основных РЕЛИГИЙ на Земле» на канале «Звездные Искры» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 31 июля 2023 года в 23:26, длительностью 00:01:30, на видеохостинге RUTUBE. |
Порция религиозных карт, которые помогают лучше понять этот мир (15 фото)
В высоком разрешении подробная карта религий Российской Федерации (РФ). Европа) для печати. Религиозная карта России (Восточная Европа - Европа) скачать. Карта распространения религий на территории России. Руководителем коллектива составителей карты стал ведущий российский специалист по географии религий и конфессиональному составу населения РФ академик РАЕН Павел Пучков. Россия является светским государством, не одно из вероисповеданий не может быть признано государственной религией на официальном уровне. Главная» Новости» Религии народов россии на 2023 год.
Религиозная карта регионов России. Статистика и краткие замечания.
Вопросы национальной принадлежности часто имеют непосредственное отношениеквыбору вероисповедания:поэтойпричиневАтласевниманиеуделяется как религии, так и национальности россиян. Предупреждение: несмотря на общую репрезентативную выборку, для некоторых религий и национальностей, в силу их малой численности в РФ, предлагаемые портреты включают ряд оценок и гипотез для дальнейшего анализа. Мы надеемся, что проделанная работа — это первый шаг в изучении целостного религиозного и культурного пространства нашей страны, учитывающего многообразие и уникальность каждого вероисповедания, каждой национальности, каждого региона. Мы рассчитываем на возможность повторить данное исследование, чтобы спустя какое-то время получить картину в динамике, позволяющую анализировать изменения как в стране в целом, так в каждом из регионов. Помимо этого, нельзя не учитывать, что любая попытка анализа духовного и ценностного измерений жизни людей в условиях современного научного знания является экспериментом. По этой причине, несмотря на то, что при разработке проекта учитывался опыт ведущих мировых исследовательских проектов в области прикладной аксиометрии, — методика исследования и используемая анкета открыты для обсуждения и комментариев экспертным сообществом. Одновременно, ведется работа по наполнению Атласа новыми данным: не только социологическими, но и этнографическими, историческими, культурными.
Павел Пучков, академик РАЕН, доктор исторических наук, подчеркнул, что на карту нанесены и малоизвестные верования, даже те, которые считались исчезнувшими — «дырники», «средники», «мельхиседеки». Авторы карты пришли к выводу, что конфессиональный состав страны мало изменился с дореволюционных времен.
Коренные жители Сибири и Дальнего Востока кроме православия придерживаются и традиционных верований. Их называют язычеством или народным православием. Некоторые народы Сибири сохранили шаманизм. В России возникают новые движения религиозного характера. Их последователей оценивают в 300 тыс.
Информационное сопровождение Новости Единство народов и религий России обсудили в московском офисе «Среда своих» 14 апреля 2023 г. Президент правления Центра антикоррупционных экспертиз Алексей Дондупай и все собравшиеся обсудили пути межрегионального общественного взаимодействия в условиях борьбы с мировым нацизмом, вопросы оказания помощи участникам СВО и развития взаимодействия между традиционными религиями.
Религиозный состав населения России
Карта религий России. Добро пожаловать в раздел о религиях России, здесь вы сможете узнать подробную информацию о четырех религиях наиболее распространенных на территории РФ, об их истории, особенностях, конфессиях, последователях, таинствах и др. За четыре года число IT-преступлений в РФ, совершенных детьми, выросло в 74 раза. Карта РФ С народами и религии. Европа) для печати. Религиозная карта России (Восточная Европа - Европа) скачать.
Атлас религий: во что и как верят россияне (инфографика)
Это более чем в четыре раза превышает показатель за предыдущий год, когда тираж оценивался в 1,1 млн единиц. Такие данные 19 февраля 2024-го обнародовала Российская книжная палата РКП. Подробнее здесь. Всего было опрошено более 2100 человек, выборка репрезентативна населению России.
Сегодня карты религий, подготовленные академиком Пучковым, пользуются огромным спросом в ученой среде: они уникальны по свой точности. Отдельные конфессии насчитывают буквально десятки человек некоторые толки старообрядцев , но мы сочли необходимым показать и такие. В Московской области большинство верующих - православные: из 1267 религиозных организаций области 889 связаны с Русской православной церковью.
Но кроме них немало других конфессий. Среди других конфессий наиболее заметны протестанты: лютеране, пресвитериане, методисты, евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и другие организации - их 235. Мусульманских организаций в Московской области 22. В основном это мусульмане-сунниты, как и по всей России. Есть десять иудаистских довольно большая группа в Малаховке и одна буддистская организация. Из 685 религиозных организаций 227 принадлежит православным, 5 - католикам, 4 - армяно-григорианам, по 11 - мусульманам и буддистам, 17 - иудеям, 254 - протестантам, 7 - старообрядцам, 8 - организациям, отколовшимся от Русской православной церкви, 4 - кришнаитам, 1 - сайентологам.
Социологические опросы показывали последние годы медленное, но неуклонное снижение доли тех, кто считает себя православным, но дело даже не в количестве. В годы перестройки стремительно входила в интеллектуальную моду религиозность, сегодня, пусть и не так стремительно, в неё входят антиклерикализм непризнание за церковными структурами неких особых прав и атеизм отрицание любой религиозности , причем зачастую довольно крайнего толка. Уже становятся общим местом рассуждения о том, что Россия по меньшей мере «приняла не ту религию», или о том, что любая религия несовместима с современностью, рациональным мышлением и прогрессом. Официальная пропаганда твердит о «духовных ценностях» и «генетических кодах» как же она любит генетику!
По-видимому, они станут через какое-то время доминирующими, маятник качнется в противоположную сторону. Можно ли надеяться, что его колебания затухают и в обозримом будущем мы увидим достаточно взвешенное и спокойное отношение общества к вопросам религии и подлинную терпимость, при которой ничто никому не навязывается и никто не дискриминируется? Ответ на этот вопрос зависит от других, более частных вопросов, которые мы разберем дальше. Замечу пока только одно: «оправдание религии», по-видимому, может быть построено не на вульгарной риторике «генетического кода», а на описании ее роли в становлении, с одной стороны, национальной культуры, а с другой — тех глобальных ценностей, которые критики религии считают наивысшими достижениями человечества.
Например, в ответ на тезис о том, что христианство насаждает рабский менталитет, можно напомнить, что рабство возникло задолго до христианства, а вот его отмена произошла именно в христианских странах и именно по христианским принципам. Иными словами, если вынуть религию из современной культуры, не будет понятно, на чем вообще она может быть основана и почему нам, собственно, нельзя убивать неприятных людей — история XX века дала немало примеров тому, как это происходило в реальности. Если клерикализм и атеизм — две крайности, то между ними располагаются разные промежуточные идеологические конструкты и формы общественного устройства. Они не обязательно выстроены на прямой линии от одной крайности к другой, смена настроений не обязательно означает продвижение к одной из этих крайностей.
Полагаю, что традиционная бытовая религиозность в ближайшие десятилетия в России будет сокращать поле своего влияния хотя в отдельных группах может, напротив, усиливаться именно как реакция на повальное «отступничество». Но это совсем не значит, что общество в целом обречено на повальный атеизм, к тому же советского образца. По-видимому, будут возникать и распространяться иные формы религиозности, нетрадиционные и связанные в большей степени с культурной идентичностью и личной философией, нежели с обрядовыми практиками. Но прежде, чем поговорить об этом, нужно хотя бы вкратце обсудить самую очевидную российскую проблему: сращивание государства и церкви.
Избавление от сергианства Сергианством в узком смысле называлась политика митрополита и затем патриарха Сергия Страгородского, который уже в конце 1920-х годов выбрал ради сохранения православных церковных структур путь радикальных компромиссов с советской властью. Об этой политике было сказано достаточно, оценки ей были даны, притом разные, и в девяностые годы казалось, что это вопрос давнего прошлого, а в новой, демократической России ничего подобного сергианству не появится и появиться не может. Однако сегодня мы видим особенно отчетливо в Беларуси , по сути, продолжение той же линии: РПЦ ни в коем случае не спорит с государством и поддерживает все, что только может поддержать. Сотрудничество с государством граничит уже со слиянием, притом понятно, кто играет в этой паре ведущую роль.
Как ни странно, но за таким сергианством я не вижу большого будущего вне зависимости от того, как будет выглядеть политическая история страны в ближайшие пару десятилетий. Государству оно нужно в гораздо меньшей степени, чем сто лет назад: нынешнее общество гораздо менее патриархально, а каналов для пропаганды неизмеримо больше. А для РПЦ это сотрудничество чем дальше, тем более будет затратно с репутационной точки зрения, и это уже начинают понимать многие церковные функционеры. Другое дело, что церковные функционеры слабо представляют себе, как можно от столь тесного сотрудничества отказаться.
По-видимому, дистанция будет медленно увеличиваться скорее по инициативе государства мы сейчас даже не учитываем его возможную трансформацию и это уже происходит: возникает новый гражданский культ Победы, который может пользоваться православными формами, но не более того. Характерно, что Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата в информационном пространстве постепенно занимает то место, которое еще несколько лет занимал пасхальный Благодатный огонь из Иерусалима. Это связано, конечно, и с нарастающим разрывом между русским и греческим православием, который при сохранении нынешних тенденций кажется непреодолимым. Проект «русского мира» от Одессы до Бишкека, некогда бывший любимой темой патриарха Кирилла, судя по всему, сдан в архив, и в ближайшей перспективе руководство РПЦ видит ее скорее хранительницей «традиционных ценностей», и, если можно так сказать, «государствообразующей церковью» а для этого русское православие должно заявить о своей полной самодостаточности и перестать оглядываться на греческие образцы.
Но у государства явно нет серьезной потребности в такой структуре, и трудно себе представить сценарий, при котором она появится, так что и руководству РПЦ, каким бы оно ни было, придется искать новые способы объяснять обществу свою значимость и необходимость. Попытки создания самостоятельных политических партий с христианской составляющей, по образцу Германии, не привели к сколь-нибудь заметному результату в девяностые РХДД под руководством В. Аксючица , вряд ли они будут заново предприняты в обозримом будущем. Это, разумеется, никак не исключает возможности участия христиан в разных политических партиях и движениях: политику, основанную на христианских ценностях, можно проводить и без особой вывески.
Реконструкторы и деконструкторы Проект «религиозного возрождения» был открыт в поздние восьмидесятые и продолжался, по моим оценкам, до 2012-14 гг. Это возрождение разные его участники представляли себе по-разному, но, в общем и целом, проект был реконструкторским. Люди, выросшие в модернистской советской среде, пытались восстановить среду досоветскую, традиционную, архаичную. Как именно ее конструировать, мнения расходились, но в любом случае она конструировалась по книгам и собственным фантазиям: одни строили ее по «Домострою» и преданиям старцев, другие — по эмигрантскому «Парижскому богословию» и опыту общинной жизни о.
Отдельная группа — старообрядцы из интеллигенции, пришедшие в эту церковь в поисках подлинно русской и независимой от государства православной традиции. Церковь Святой Троицы. Остров Кинг Джордж. Антарктика 2020.
Фото: Григорий Ярошенко Многие нашли, чего искали. Но стало ясно, что такая реконструкция требует огромных усилий и не воспроизводит себя сама: дети, выросшие в реконструкторских семьях, редко пытаются воспроизводить эти модели в собственной жизни. К тому же оказалось, что реконструкторство лишено механизмов сдерживания агрессии и неадеквата: поднимается волна историй о насилии в монастырях и церковных приютах, и можно быть уверенным, что мы их еще услышим много. Религиозная жизнь по определению привлекает немало людей с психическими проблемами, а мошенники могут видеть в ней удобное средство для оболванивания людей.
Механизмов, которые ставили бы всему этому заслон, в подобном реконструкторстве практически не существует, все зависит от добросовестности и адекватности ведущих членов общины. Все это привело к тому, что в десятые годы начала проявляться все отчетливее другая тенденция: деконструкторство, то есть разрушение привычных стереотипов, переход к новым, индивидуальным формам религиозной жизни. Если говорить о смыслах, то деконструкторство связано с демифологизацией термин, введенный в новозаветные исследования в середине прошлого века Р. Бультманом и вызвавший немало споров : если реконструкторы девяностых воспринимали средневековые тексты насколько возможно буквально, стремились воспроизводить их в собственной жизни и порой воспринимали ее как поле битвы ангелов и бесов, то деконструкторы видят в них скорее набор символов и архетипов, описывающих реальность не напрямую.
В значительной мере тут стирается граница между личной верой и культурной идентичностью, возникает версия светского, обмирщенного христианства, сходная с тем, что мы видим в наиболее секуляризованных европейских странах. И это неудивительно, если вспомнить, что статистика посещения церквей в России напоминает аналогичную статистику в секулярных Чехии или Эстонии, а вовсе не в Польше или Ирландии, «самых католических» странах Европы.
Культурно-географическое положение России Россия своим географическим положением находится на «перекрестке» культурных миров. Например, наша страна находится между европейской и азиатской цивилизациями; между христианской, мусульманской и буддистской цивилизациями рис. Карта цивилизаций Источник Цивилизации — большие группы стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками культура, язык, религия и т. Религии России Россия — многонациональная страна, и каждый народ традиционно исповедует ту или иную религию.
Мировые религии: Ислам Буддизм Самой древней религией на планете является буддизм. На территории России буддизм исповедуют буряты, тувинцы и калмыки рис. Буддистский храм в Элисте Калмыкия Источник Самая большая религия по числу ее приверженцев — христианство. Основными ветвями христианства являются православие, католицизм и протестантизм. Большинство верующих в России — христиане православные. Православие исповедуют русские, украинцы, чуваши, белорусы, осетины, мордва и т.
Христианство оказало огромное влияние на становление нашей страны, ее культуру, традиции рис. Ислам исповедуют татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы и др. Мечеть в Нальчике Источник Кроме мировых религий существуют национальные и региональные религии.