При желании поминки можно провести на родительскую субботу, которая, например, наступает не раньше, чем за три дня до сорокового дня. Строгих правил, касающихся проведения поминок на 1 год со дня смерти, нет и у православных христиан.
Можно ли проводить поминки на Благовещение, 7 апреля 2023 года
Родительские субботы Великого поста Отмечаются во вторую, третью и четвертую недели. В 2024 году родительские великопостные субботы выпадают на 30 марта, 6 и 13 апреля. В период Великого поста мало дней для церковной молитвы об усопших. Родительские субботы в пост — это как раз возможность помолиться об умерших родственниках в храмах. Также на службу можно принести постную еду, а после оставить в церкви или раздать нуждающимся. Частные родительские субботы Радоница, или Радуница Отмечается на девятый день Пасхи — во вторник.
В 2024 году Радоница выпадает на 14 мая. В этот день верующие приходят в храмы, а после отправляются на кладбище привести в порядок могилы родных. Также принято поминать усопших дома за трапезой, не возбраняется и вино, но без излишеств. Поминовение усопших воинов ВОВ Единственный поминальный день без переходящей даты. Каждый год усопших воинов поминают 9 мая — в День Победы.
Традиция сложилась в 1994 году. Родственников, особенно прошедших войну, в этот день поминать тоже принято.
Во время Великого поста , если поминки третий, девятый, сороковой дни, годовщина приходятся на его первую, четвёртую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели — особенно строгие. За столом в такие дни принято собираться лишь самым близким покойному людям: родителями, супругам, детям, внукам, братьям и сёстрам, ближайшим друзьям. Если день поминок пришёлся на будний день других недель Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье. На поминках мужчины должны быть без головных уборов, а женщины, напротив, с покрытой головой. Если людей пришло много, то усаживаются в несколько заходов. На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон, особо приглашались те, кто непосредственно помогал с похоронами, обмывал и обряжал покойного, читал Псалтирь, рыл могилу, нёс гроб с телом, читал молитвы, духовенство и церковный причт , участвовавшие в отпевании покойника и сопровождавшие гроб на кладбище. В дореволюционной России старались пригласить убогих и нищих, поскольку поминки — милостыня для всех, кто на ней присутствует.
После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. В таком состоянии она пребывает шесть дней. Затем, на девятый день, Господь повелевает ангелам представить душу к Нему на поклонение и душа с трепетом и страхом снова предстаёт перед Ним. Поминовение и молитвы в этот день помогают ей пройти это испытание достойно, все просьбы к Господу — о водворении души усопшего вместе со святыми [3]. В этот день служится панихида. На поминки в этот день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. На выбор для особого поминовения 40-го дня также существенное влияние оказало и то, что Иисус Христос по Воскресении Своём вознёсся на Небо святое именно в этот срок. После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда, на 40-й день, решается её участь — по земным делам усопшего и его духовному состоянию души Господом назначается место пребывания в ожидании Страшного Суда. Это происходит после того, как она в период с 9-го до 40-го дня ходит по мытарствам и познаёт совершённые грехи.
Поминовение и молитвы в сороковой день — чрезвычайно важны. Они в этот день призваны постараться загладить грехи покойного. Если усопший был крещён, то в этот день его родные идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Эта записка читается на литургийном поминовении. Считается, что желательно молиться на этой литургии в храме. Иногда просят священника послужить панихиду на могилке усопшего [7]. Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни — день рождения, смерти, именины покойного. Посещение кладбища в день рождения усопшего — древняя традиция, поощряема церковью [7]. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека. Для православного верующего день смерти ближнего — это день рождения в новую, вечную жизнь, и проводить его в эту новую жизнь надо достойно и благочестиво.
Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит. Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов или на ночь , затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм промытый, ошпаренный и просушенный. На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью. Для верующих, если поминки совершаются в постные дни когда не принято есть пищу животного происхождения , то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными.
Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу. Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного. Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом? С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон. Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает.
Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет — это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного. Один из самых распространенных обычаев — не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе. Церковное поминовение Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства — особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда. Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему.
И в первую очередь — пройти испытания в эти первые 40 дней. Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете. Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре. Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст — в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней когда душа будет проходить мытарства. Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.
Третий, девятый, сороковой день Дни особого поминовения усопшего — третий, девятый и сороковой после смерти. Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером до полуночи. Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день — это 9 марта. Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому 395 : «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых — Бог всех — повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу. Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу».
Судьба души после смерти Сразу после смерти душа человека — без пристанища. Правильное поминовение умерших позволяет облегчить их участь и умилостивить Бога во время Небесного Суда. Милостыня и подаяние всегда будут благодатным деянием поминовения умерших. Это не только раздача подаяния нищим, но также любое бескорыстное благодеяние по отношению к нуждающимся. Когда поминать умерших родных? Православная Церковь каждому дню в седмице отводит свою роль.
Родительские субботы в 2024 году: когда поминать усопших родственников
Чтобы правильно рассчитать дни поминок введите день смерти, калькулятор поминок сам посчитает и выдаст Вам правильные даты. Поминки на 9 день означают поминать умершего согласно девяти Ангелам, которые просят у Бога о помиловании умершего человека. Согласно правилам, можно организовывать поминки за три дня перед этой датой, и по истечении двух дней после нее. Стоит учитывать, что поминки нельзя проводить позже 9-го или 40-го дня. Согласно правилам, можно организовывать поминки за три дня перед этой датой, и по истечении двух дней после нее.
Калькулятор поминок - как посчитать 9 и 40 дней онлайн
И еще о всех утонувших, погибших в бою, от землетрясения, от рук убийцы, от молнии, засыпанных землёй — то есть о тех, кто умер внезапно, скоропостижно и, может быть, даже не был погребён. Мясопустная вселенская родительская суббота Это родительская суббота предпоследняя суббота перед Великим Постом. В 2024 году она приходится на 9 марта. Воскресенье после нее посвящено молитвенному воспоминанию Страшного Суда. Поэтому в субботу накануне верующие особенно усердно молятся о тех, кому это может помочь в загробной участи. Узнать больше Радоница В 2024 году Радоница приходится на 14 мая.
В этот день служится Панихида, в которую включены и Пасхальные песнопения. Узнать больше Троицкая родительская суббота В 2024 году приходится на 22 июня — это суббота накануне праздника Святой Троицы и Пятидесятницы. Великий праздник, день учреждения Иисусом Христом нашей Церкви. В этот праздник верующие дарят свою любовь и молитву близким, в частности и тем, кого уже нет в живых. Это одна из древнейших родительских суббот.
Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий. Сначала его отведывают ближайшие родные и друзья и только потом — все остальные. Нельзя поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Кроме кутьи, обязательным поминальными блюдами на Руси считаются традиционные для русской кухни блины и кисель. Блины принято употреблять с мёдом, а кисель пьют после поминок все уходящие. Его, как и кутью, должны попробовать все гости. Ещё одним традиционным напитком на поминках может быть сыта мёд пополам с водой , её обычно подают вместе с кутьёй в самом начале поминок. Прочая еда на поминальной трапезе подаётся с соблюдением требований поста, в постные дни — постная , в иные — скоромная. Пища на столе должна быть простой, без изысков, так как последние мешают процессу поминок. Сервировка стола — обычная.
Пищу подают в обычной посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы. Поминальный стол можно украсить ветками ели, брусники, мирта, чёрной траурной лентой. Скатерть стелют однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушённых тонов, которую по краям можно декорировать чёрной лентой [4]. При каждой смене блюд православные стараются прочесть краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего рабы Твоея, раб Твоих новопреставленного -ой, -ых имя , и прости ему ей, им вся согрешения его её, их вольная и невольная и даруй ему ей, им Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Православные заканчивают трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Благодарить за угощение не принято. То, что не успели съесть непосредственно за столом, отдают с собой «на вынос» , чтобы помянули, придя домой. Часть еды можно отнести в церковь на поминовение души. Во время Великого поста , если поминки третий, девятый, сороковой дни, годовщина приходятся на его первую, четвёртую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают.
Эти недели — особенно строгие. За столом в такие дни принято собираться лишь самым близким покойному людям: родителями, супругам, детям, внукам, братьям и сёстрам, ближайшим друзьям. Если день поминок пришёлся на будний день других недель Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье. На поминках мужчины должны быть без головных уборов, а женщины, напротив, с покрытой головой. Если людей пришло много, то усаживаются в несколько заходов. На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон, особо приглашались те, кто непосредственно помогал с похоронами, обмывал и обряжал покойного, читал Псалтирь, рыл могилу, нёс гроб с телом, читал молитвы, духовенство и церковный причт , участвовавшие в отпевании покойника и сопровождавшие гроб на кладбище. В дореволюционной России старались пригласить убогих и нищих, поскольку поминки — милостыня для всех, кто на ней присутствует. После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир.
В постные дни они готовятся без яиц, на рисовом отваре или минеральной воде.
Во втором случае они получаются воздушными, с дырочками. Кисель в древности варили на закваске из муки, подавали с молоком. Это заключительное блюдо. В меню принято включать щи без мяса, овощные салаты, выпечку без яиц, разнообразные пироги с грибами, рисом, фасолью, домашние соленья. Только в определённые дни например, на Благовещение, Лазареву субботу, Преображение разрешается поставить на поминальный стол блюда из рыбы. Готовя закуски для скорбной трапезы в пост, следует отдавать предпочтение простой еде. Популярны традиционные блюда: солёные огурцы, помидоры;.
Самые распространенные названия праздника — Радоница и Радуница.
Но в восточнославянских диалектах есть порядка двух десятков названий праздника, в частности — Родоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно, Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Радованские поминки. Доктор филологических наук Юрате Лаучюте придерживается мнения, что слово «Радоница» заимствовано у балтов. В литовском языке есть слова «raudine» — молитва за умерших с плачем и причитанием, и «rauda» — плач с причитанием. Немецкий лингвист Макс Фасмер считал наиболее приемлемым понимание «Радуницы» как праздника радостного пасхального поминовения мертвых и ее сближение с корнем «рад» — радование, радость. Чтобы память была вечной Еще одна традиция, которая сложилась скорее благодаря времени года, когда отмечают Радоницу, нежели верованиям, — прибираться в канун праздника на местах захоронения. После осени и продолжительной весны на могилках и вокруг них остается много мусора — пожухлая трава и листва, ветви деревьев. Часто требуют обновления надгробные знаки и оградки. Если вы хотите установить новый памятник, оградку, облагородить территорию вокруг захоронения, поставить столик, скамейку, то канун Радоницы - самое подходящее время для этого.
За всем спектром услуг, связанным с изготовлением и установкой памятников, оградок и сопутствующих элементов, можно обратиться в Уральскую мемориальную компанию «Обряд». Специалисты «Обряда» качественно и в короткий срок выполнят работы. Предложат пакет услуг, согласно финансовым возможностям клиента. Помогут с выбором дизайна и материалов. Дадут совет по любому вопросу, связанному с организацией захоронения. За полным комплексом мемориальных услуг в Уральскую мемориальную компанию «Обряд» можно обратиться по телефонам: 34385 4-010-4, 8-953-38-12-999 круглосуточно. Либо по адресу: г. Серов, ул.
Фрунзе, 1-а, ул. Пушкинская, 60. ИП Киреев Д. Подпишитесь на соцсети «Глобуса»! Будьте в курсе городских новостей!
Как похоронить и поминать своего близкого?
Кроме того, в церковном календаре указаны специальные дни поминовения усопших. Когда в 2024 году Родительские субботы и поминальные дни, как нужно поминать родственников и когда ближайший родительский день, читайте на ФедералПресс. Дни поминок — это день похорон (3), 9, 40 дни и годовщина: 1 год после смерти. В православном календаре дни особого поминовения усопших называются родительскими субботами. Рассказываем, что можно и нельзя делать в родительские дни.
Правила поминальной трапезы
- Дни поминок: 3, 9, 40 день и годовщина • Дни поминовения усопших
- Родительские субботы в 2024 году: названы все дни поминок
- Сообщить об опечатке
- Проведение поминок раньше срока | Ритуальное бюро Эдем
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
Календарь поминок по дате фото
С этого дня, по разрешению церкви, можно поминать усопших. Радоница 2024: когда будет в этом году, как правильно поминать умерших и что нельзя делать на кладбище. На Руси считалось, что в день похорон душа умершего еще на земле, он мог «присутствовать» на поминках, поэтому ему отводили место за столом. В православном календаре дни особого поминовения усопших называются родительскими субботами. Значение дат 9 дней и 40 дней Вы можете узнать здесь, чтобы понимать почему перенос поминок возможен, но не желателен. В какие числа будут Родительские субботы в 2024 году по православному календарю? — на 9-й день после смерти и на поминках 40-го дня.
Меню на поминки в пост – горячее, салаты, закуски
Далее посетить могилы своих умерших близких стоит: 6 апреля 3-я седмица Великого поста ; 13 апреля 4-я седмица Великого поста ; 9 мая День поминовения усопших воинов ; 14 мая Радоница ; 11 сентября День поминовения православных воинов ; 2 ноября Дмитриевская. Суть этих дней заключается в том, чтобы в первую очередь, помолиться, о душах тех, кто покинул этот мир, подчеркивают священнослужители. Считается, что данные даты связаны с важнейшими христианскими праздниками, поэтому уборку на могиле можно отложить на любую другую субботу, кроме тех, на которые великие праздники выпадают, например, суббота Светлой — Пасхальной — недели , и посетить свои храмы, поставить свечи, подать записки и оставить продукты на поминальном столе. Вселенские родительские субботы в 2024 году — 9 марта и 22 июня. В эти даты молятся обо всех умерших христианах с момента сотворения мира. Как правильно провести родительскую субботу В первую очередь, следует отправиться на Литургию в храм. После службы отстоять Панихиду, заранее оставив записку с именами усопших.
В этот праздник верующие дарят свою любовь и молитву близким, в частности и тем, кого уже нет в живых. Это одна из древнейших родительских суббот. Она связана с Семиком — Троицей , четвергом на седьмой неделе после Пасхи. В этот день было принято хоронить всех тех, кто умер несчастной смертью. Для таких усопших за чертой города строились убогие дома или сараи, в которых устраивалась одна общая могила. Кто попадал в эту могилу? Во-первых, покойники, о которых никому ничего не было известно. Во-вторых, жертвы несчастных случаев: сгоревшие от молнии, утопленники. Есть о них патриарший приказ, в котором сказано, что в общих могилах следует хоронить тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят, или какое иное дурное сами над собой учинят». Братская могила предназначалась для тех, кого не полагалось хоронить на церковном кладбище. Убитых на разбое или на воровстве не разрешалось хоронить и в этих общих могилах — их хоронили в лесу.
Убитых на разбое или на воровстве не разрешалось хоронить и в этих общих могилах — их хоронили в лесу. Поминовение и погребение всех покойников убогого сарая совершалось на пожертвования благочестивых горожан и богомольцев. Погребение проводилось торжественно, за несчастных приходили молиться все верующие. Существуют документы Vll века, по которым становится понятно, что всех этих несчастных оплакивали и вымаливали не как каких — то отщепенцев, но как братьев и сестёр во Христе. Вместе с ними поминались за упокой усопшие представители духовенства — игумены, иереи, протоиереи. В этот день за всех безвестных усопших молящиеся подавали милостыню нищим и нуждающимся. Устраивалась поминальная трапеза. Узнать больше Родительские субботы в честь погибших воинов «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. Кто-то видит в ней идею жертвенной любви, например. Но ведь очевидно, что наши воины, поникшие в освободительных воинах — это именно те, кто положил жизнь за други своя. Ради них и учреждены ещё три частных родительских дня.
Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо. Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей. А поддержать мы ее можем только молитвой. Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями. Фото Владимира Ештокина Также Церковь предусматривает особые дни поминовений — родительские субботы. В церковном календаре их несколько: Вселенская родительская суббота мясопустная — за неделю перед Великим Постом. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Суббота 3-й седмицы Великого поста. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Радоница — ближайший вторник после Светлой Седмицы. Поминовение усопших воинов — 9 мая. Троицкая родительская суббота — накануне праздника Святой Пятидесятницы Троицы. Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского. Поминать усопших можно, конечно, практически в любой день в церкви и ежедневно дома, но родительские субботы призваны служить нам напоминанием о том, что молитва за умерших является самым действенным и самым лучшим способом помочь как их бессмертным душам, так и нам — живым людям, чтобы унять скорбь утраты. Главное помнить, что ни пышными «поминками», ни красивыми памятниками мы не поможем бестелесной душе усопшего человека. Только молитвой. И эта молитва должна быть ежедневная, а не только в особые дни поминовения. Они настраивают нас на памятование о Страшном Суде, и плохо, когда мы вспоминаем об этом и о загробной участи наших родных только несколько раз в году. Что нужно говорить, поминая умершего Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего». На самом деле история этой фразы уходит корнями в глубокую древность, и предписывается древнегреческому политику Хилону, жившему в VI век до нашей эры. А знаем мы ее от Диогена — историка III века нашей эры. Правда, в оригинальном греческом тексте фраза имеет, несколько, иное значение: «Не злословь умерших». Более поздняя вставка, базирующаяся на латинском переводе этого текста, добавляет: «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды». Что важно тут увидеть нам — современным людям? То, что, поминая умерших, нужно говорить искренне. Ведь ложь сразу станет ясна окружающим людям и это будет выглядеть фальшиво, нанесет родственникам и близким людям умершего боль. Поэтому если человеку предоставили возможность сказать что-то о покойном, стоит вспомнить его благодеяния, рассказать, что он сделал для него, его семьи. Бывает так, что собирается большое количество людей, среди которых есть те, кто усопшего либо вообще не знал, либо очень плохо. Тогда разумнее вообще ничего не говорить. Однако, если родственники настаивают, то можно сказать, что будете за него молиться. Наконец, бывает так, что про покойного нечего сказать, по каким-то причинам он запомнился близким людям лишь с негативной стороны. Православная Церковь учит нас смирению и любви к ближним и, особенно, к врагам. Поэтому если так случилось, что с усопшим были плохие отношения, то лучше просто помолиться о нем, исповедоваться, искренне забыть и отпустить все обиды. Это великая польза нашим душам, когда мы учимся прощать и молимся за обижающих нас. Поминая умершего в своих молитвах, мы должны в первую очередь быть искренними и честными перед Богом. Поэтому, первое, к чему мы должны стремиться в своих молитвах об умершем — это к открытости перед Богом. Молитвы, чтобы помянуть умершего Когда мы сталкиваемся со смертью, будь то смерть близкого человека или даже совершенно незнакомого, первое, о чем мы задумываемся — как нам помочь душе усопшего? Пока мы живем на земле, мы способны приносить покаяние, причащаться Телом и Кровью Христа, творить добрые дела и возносить к Нему свои молитвы. После смерти эти великие дары и возможности исчезают и единственное на что может уповать душа усопшего — это на наши молитвы и дела, которые мы творим в память о ней. Фото Владимира Ештокина В Церкви имеется немало молитв на поминовение усопшего. Если мы откроем утренние молитвы, то найдем в самом конце помянник с молитвами как о живых, так и об усопших. Их можно и нужно читать каждый день. Это тот минимум молитвенного правила, которое мы можем совершать на протяжении всей своей жизни. Непрестанно, изо дня в день молиться об усопших наших братьях и сестер. Также существует традиция поминовения Псалтирью. В Русской Православной Церкви издана особая редакция Псалтири, в которую включены заупокойные молитвы. В день смерти можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». После чего приступить к чтению Псалтири. Хорошо, если она читается на протяжении 40 дней по одной кафизме в день. Это великое и незаменимое утешение для усопшей души. В 3, 9, 40 дни и в годовщины можно также читать Псалтирь или, если не позволяют обстоятельства, отдельно 17-ю кафизму. Молитва о новопреставленном усопшем. Молитва об усопшем после 40 дней. Молитва об усопших родителях до 40 дней Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят или: отъята, или: отъяты бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него или: от нея, или: от них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго усопшую незабвенную для мене раба Твоего рабу Твою , родителя моего матерь мою имя , но отпусти ему ей вся согрещения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ся о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва об усопшем супруге Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитва за некрещеных усопших св. Молитва об усопшем в год со дня смерти Из проследования панихиды Тропарь глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих , на Тя бо упование возложи или о многих: возложиша , Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных имя рек в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Молитва об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Молитва о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно. Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом». Эта традиция не нова. Она предписывает, что собираться нужно на третий день, либо сразу после похорон.
Родительские субботы
Иногда поминки устраивают на пару дней позже либо раньше дня смерти человека. Что приготовить на поминки, что говорить об умершем, нужно ли ходить на кладбище на девять дней. Иногда поминки устраивают на пару дней позже либо раньше дня смерти человека.
40 дней поминки, 9 дней и другие поминальные даты
Стоит учитывать, что поминки нельзя проводить позже 9-го или 40-го дня. Кроме того, в церковном календаре указаны специальные дни поминовения усопших. Иван Снегирев указал на то, что планировать поминки не обязательно на сороковой день после ухода усопшего. Согласно правилам, можно организовывать поминки за три дня перед этой датой, и по истечении двух дней после нее. Поминок в церковной традиции через полгода со дня смерти церковным уставом не предусмотрено. Чтобы правильно рассчитать дни поминок введите день смерти, калькулятор поминок сам посчитает и выдаст Вам правильные даты.