Перемирие в Йемене сорвалось, саудиты вновь готовы сцепиться с хуситами в смертельной схватке. Кто такие йеменские хуситы и почему они воюют с США и Британией.
Хуситы Йемена начали спецоперацию против Израиля
Однако представитель хуситов заявил, что группировка продолжит агрессию против коммерческих судов в Красном море. Хуситы «продолжат препятствовать навигации израильских кораблей в портах оккупированной Палестины в Аравийском и Красном морях», - сказал Сари. Мохаммед аль-Бухаити, представитель хуситов, заявил в декабре 2023 года «Аль-Джазире», что группировка будет противостоять любой возглавляемой США коалиции в Красном море, а нападения в январе сигнализируют о том, что конфронтация на водном пути будет продолжаться в течение всего 2024 года. Атаки хуситов и мировая экономика Дэвид Дж. Продолжающиеся нападения хуситов привели к увеличению стоимости морских перевозок по всему миру, заставили грузовых перевозчиков или их клиентов выбирать более длинные альтернативные маршруты из Азии в Европу и Соединенные Штаты и вызвали тревогу по поводу экономических издержек более широкого конфликт. Солнечные батареи, аккумуляторы для электромобилей, игрушки и пылесосы — среди товаров, которые можно купить в этой поездке. Но на данный момент экономисты не ожидают серьезного воздействия на цены, которые платят потребители в США — если только насилие не усилится. В условиях неопределенности относительно того, как долго продлятся атаки, производители и ритейлеры уже ощущают экономические последствия. Автопроизводители Tesla и Volvo заявили в последние дни, что приостановят работу заводов в Германии из-за нехватки запчастей, связанной с перебоями в работе. Британская нефтяная компания Shell прекратила все свои поставки через Красное море, сообщила 16 января Wall Street Journal.
За последние четыре года глобальные цепочки поставок пережили пандемию коронавируса , изменение структуры потребительских покупок, рекордно высокую инфляцию и войну в Европе. В последние месяцы сильная засуха ограничила доступ к Панамскому каналу и вынудила часть грузов перевозиться через перешеек по железной дороге, а не на корабле. Теперь обостряющийся конфликт на Ближнем Востоке угрожает повседневной торговле. Еще один грузовой корабль подвергся нападению в Красном море 16 января, в то время как вторая крупная нефтяная компания начала отводить свои танкеры от водного пути, что является признаком того, что военные удары США по повстанцам-хуситам в Йемене мало что сделали для подавления угрозы мировой торговле. Греческий сухогруз «Зография» был поражен ракетой через день после того, как принадлежащее США судно «Gibraltar Eagle» пострадало в результате аналогичного удара. В ходе другого инцидента, произошедшего примерно в то же время 16 января, четыре небольших катера подошли на расстояние 400 метров к кораблю в Красном море к северу от Эритреи, но были отогнаны огнем из стрелкового оружия, согласно отчету Морской торговли Соединенного Королевства. Никто не взял на себя ответственность за последние рейды, последовавшие за третьим раундом военных действий США против объектов хуситов в Йемене. Атаки начинают распространяться за пределы Красного моря в Аденский залив, который ведет к Аравийскому морю и Индийскому океану. Это угрожает морскому подходу к Джибути, торговым воротам для 120-миллионного населения Эфиопии, и усложняет задачу, стоящую перед военными планировщиками США и их союзников.
Через три месяца после начала войны в секторе Газа морская опасная зона простирается на сотни миль от своего первоначального местоположения на Красном море, сказал Ами Дэниел, генеральный директор Windward, морской разведывательной компании, базирующейся в Лондоне. Военно-морские силы, защищающие мировую торговлю, сейчас опасно истощены. Он ожидает, что Суэцкий канал, через который проходит от 10 до 15 процентов мировой торговли нефтью, в результате будет фактически закрыт для международного судоходства. Отправка корабля через Суэцкий канал теперь будет стоить от 3 до 5 миллионов долларов, включая более высокие страховые сборы, оплату за безопасность и оплату опасности для экипажа. По его словам, обход мыса Доброй Надежды на юге Африки, что добавляет семь-девять дней к путешествию из Азии, может стоить всего 2 миллиона долларов для корабля того же типа. Из-за недавних атак боевиков-хуситов в Красном море корабли, которые обычно используют Суэцкий канал, на данный момент перенаправляются вокруг южной оконечности Африки. По словам Ами Даниэл , нападение на «Гибралтарский орел» 15 января «сделало Суэцкий канал неактуальным». Если нападения на Красное море продолжатся, некоторые грузоотправители Восточного побережья США могут предпочесть ввозить свои товары через порты Западного побережья, прежде чем загружать их на грузовые поезда для направления на восток, говорят аналитики. Хуситы начали атаковать корабли в Красном море после начала войны между Израилем и террористической группировкой ХАМАС в начале октября 2023 года.
Обе страны давно являются фактическими участниками гражданской войны в Йемене. Они входили в состав арабской коалиции, которая вторглась в страну в 2015 году, после того как местное правительство отстранили от власти хуситы. Интервенция оказалась не особенно удачной: уничтожить хуситов не удалось, создать прочное правительство — тоже. Арабская коалиция фактически распалась.
Да и сам Йемен, можно сказать, разделен на три части. Самую большую по численности населения территорию контролируют хуситы. Международно признанное правительство находится в городе Аден — крупнейшем порту страны, но даже там у него нет всей полноты власти. Юг Йемена в значительной мере контролирует Южный переходный совет — сепаратисты, выступающие за воссоздание государства Южный Йемен.
Их, по некоторым данным, поддерживает ОАЭ. Нетрудно заметить, что ситуация напоминает сомалийскую. Там тоже единое государство перестало существовать, распавшись на различные части. В Сомали, как и в Йемене, усилия ООН и зарубежных стран, направленные на создание сколько-нибудь прочного мира и дееспособного правительства, не дали ощутимых результатов.
После того, как беспилотники были сбиты, корабль ответил на сигнал бедствия коммерческих судов в этом районе, которые подверглись атаке баллистических ракет, запущенных из Йемена. Инцидент длился пять часов [36] [37]. Движение хуситов взяло на себя ответственность за эти нападения. Военный представитель хуситов бригадный генерал Дж. Яхья Сари заявил, что одно торговое судно было сбито ракетой, а другое — беспилотником в Баб-эль-Мандебском проливе, не упомянув военный корабль [36]. Источник в Пентагоне сообщил, что в результате нападения на «Карни» никто не пострадал [38]. Управление морских торговых операций британских военных в Соединённом Королевстве выпустило краткое предупреждение грузоотправителям о том, что инцидент произошел в Баб-эль-Мандебском проливе, который отделяет Восточную Африку от Аравийского полуострова [39] [40]. США и их союзники обсуждают формирование военно-морской оперативной группы, которая сможет обеспечить охрану судов, проходящих через Красное море. Об этом заявил на регулярном брифинге для журналистов помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан [41].
Нефтехимический танкер Ardmore Encounter водоизмещение 49478 т , следовавший под флагом Маршалловых Островов из Индии в сторону Суэцкого канала, был атакован двумя ракетами, которые не попали в цель. Никто из членов команды не пострадал [53] [54]. Утром 15 декабря в 60 морских милях к юго-западу от йеменского порта Ходейда ракета поразила контейнеровоз Al Jasrah 149360 т , принадлежащий компании Hapag Lloyd и следовавший под флагом Либерии из Порт-Саида в Сингапур.
То, в какой ситуации оказались сейчас морские перевозчики и их клиенты, нагляднее всего можно показать на примере. Обычно корабли в этом случае идут через Панамский канал и Тихий океан. Но, как говорится, беда не приходит одна: в этом году засуха привела к падению уровня воды в канале, что значительно увеличило время ожидания кораблей. Путь через Панаму в обычное время занимает 20 дней, но в этот раз очередь перед каналом могла надолго задержать танкер, поэтому капитан принял решение идти альтернативным маршрутом — через Атлантику и Суэцкий канал, а это плюс 10 дней пути.
Уже на пятый день, 19 декабря, на фоне тревожных новостей об атаках хуситов капитан снова изменил маршрут и направил судно в обход Африки, что сделало путь еще на 15 дней длиннее. Источник: Vesselfinder В итоге Pacific Weihai, который должен был достичь берегов Китая еще в первых числах января, прибудет в пункт назначения только к концу месяца. А расходы на это почти кругосветное путешествие оказались на 1,8 млн долларов больше, чем изначально рассчитывала компания. Такие случаи неминуемо сказываются на стоимости перевозимых морем товаров, а в некоторых случаях — и на их доступности. Что подорожает и на сколько вырастут цены В начале 2024 года морской импорт в Европу сократился до рекордно низких показателей — даже во время пандемии коронавируса он был выше. Это уже приводит к росту цен — в первую очередь в продовольствии. Удорожание продуктов.
Конфликт у берегов Йемена остановит замедление глобальной продовольственной инфляции — это прогноз аналитиков Bloomberg , который уже начал сбываться. Британский продуктовый гигант Tesco предупредил , что перебои в доставке могут привести к росту цен на некоторые товары, прежде всего азиатского происхождения. Так, одним из первых на кризис отреагировал китайский имбирь: на европейских рынках он подорожал с декабря уже на треть. Продовольствие под ударом еще и потому, что зачастую это скоропортящийся товар, для которого удлинение сроков доставки критично. Итальянские производители яблок, киви и цитрусовых опасаются, что их продукция теперь не сможет доехать до Азии свежей. Аналогичные страхи у индийских аграриев, которые в высокий сезон обеспечивают треть европейского рынка столового винограда. Некоторые продукты могут совсем исчезнуть из магазинов.
Например, возить из Вьетнама кофе робуста европейцам теперь невыгодно и от него стали отказываться в пользу производителей из Бразилии. В целом, по оценкам Bloomberg, под угрозой находится почти 70 млрд евро импорта и экспорта агропродовольственной продукции ЕС, включая фрукты, мясо, специи, чай, сыры и вина. Источник: Bloomberg Перебои в промышленности. В январе компании Tesla и Volvo заявили , что приостановят выпуск машин на своих европейских заводах. Из-за ситуации в Красном море они столкнулись с разрывами в логистических цепочках: поставки комплектующих для автомобилей задерживаются из-за удлинившихся маршрутов. В Morgan Stanley считают , что в зоне риска оказалась вся европейская автоиндустрия. А инвесторы уже сокращают вложения в этот бизнес , ожидая падения прибылей.
У европейских производителей одежды, которые сильно зависят от морских поставок, схожие проблемы. В числе первых о рисках сокращения выпуска и продаж предупредила британская Next, у которой большинство фабрик находятся в Азии. Перебои в поставках могут ударить также по Nike и Adidas. А вот испанская Zara должна пострадать меньше, потому что производит значительную часть продукции в близлежащих странах. В Oxford Economics подсчитали , что на горизонте года удорожание судоходства добавит 0,6 процентного пункта к инфляции в еврозоне. Но эти оценки могут быстро терять актуальность по мере обострения конфликта. На этом фоне европейский ЦБ может отложить снижение процентных ставок, которые с сентября находятся на рекордно высоком для Европы уровне.
Завод Tesla в Германии, который приостановит производство с 29 января. Пока же ситуация в Красном море не сильно сказывается на ключевых экономических показателях ЕС.
Во что играют «йеменские музыканты», атакуя суда — но не собираясь их топить
Хуситы заявили о готовности "расширить операцию" против этих стран. Представитель хуситов посоветовал иностранным компаниям и инвесторам покинуть ОАЭ, поскольку они "перестали быть безопасной страной", пишет "ТАСС". Новый виток конфликта В ночь на 12 января 2024 года вооруженные силы США и Великобритании нанесли удары по объектам боевого крыла хуситов. Так страны ответили на атаки хуситов на корабли в Красном море и ракетный удар по американскому кораблю, поддерживающему Израиль. Инцидент произошел у йеменских портовых городов Ходейда и Моха. После объединенной американо-британской атаки премьер Великобритании призвал хуситов прекратить обстрелы гражданских судов, а в Вашингтоне не исключили возможность "дополнительных мер" для защиты своих вооруженных сил и свободы международной торговли, сообщает, отмечает ТАСС. В ответ член политического совета "Ансар Аллах" Мухаммед Али аль-Хуси заявил, что суда стран, которые присоединились к американской коалиции по защите Красного моря, подвергнутся атаке.
Одним из самых резонансных случаев стал захват 19 ноября грузового судна Galaxy Leader с международным экипажем.
Хуситы отбуксировали его к побережью Йемена и заявили , что не будут обсуждать условия освобождения членов экипажа, пока Израиль не прекратит боевые действия в секторе Газа. В совокупности на них приходится почти 54 процента контейнерных перевозок по всему миру. В ответ США заявили о создании «максимально широкой» морской коалиции для защиты судоходства в Красном море. Военным пришлось задействовать авиацию. В ответ на это Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию, требующую от хуситов прекращения нападений на торговые корабли. Командование ВВС США на Ближнем Востоке заявило, что военные нанесли более 60 ударов по 16 объектам в Йемене, в том числе по командным пунктам, складам боеприпасов, пусковым установкам, производственным мощностям и радарам противовоздушной обороны. ВВС использовали более 100 высокоточных боеприпасов различных типов.
Во-первых, США нужна беспрепятственная работа транспортной артерии в Красном море. Вторая цель — поддержание собственной гегемонии, роли мирового полицейского. Это устрашение также Ирана и его союзников, готовых открыть второй фронт против Израиля Алексей Наумовполитолог, эксперт РСМД Прогнозы Однако эксперт уверен, что полностью нейтрализовать хуситов одними лишь ударами США и Британии без полноценной наземной операции не удастся. С ним солидарен и политолог Кирилл Семенов: «Мы не знаем, насколько чувствительны эти удары для хуситов. Возможно, они им как слону дробина. Их семь лет бомбила саудовская коалиция». По мнению Алексея Наумова, периодические атаки хуситов на корабли в Красном море продолжатся.
Он напомнил, что хуситы пошли на мир с Саудовской Аравией и пока что не намерены возобновлять боевые действия, а Саудовская Аравия тоже не намерена возобновлять боевые действия против хуситов и готова довести мирный процесс до конца. Конфликт с США — это совсем другая война, другой фронт их борьбы, он связан с варварскими действиями израильтян в Газе. И динамика будет зависеть лишь от действий Израиля в Газе.
Как Китай непреднамеренно помогает йеменским хуситам: масштабная нефтяная сделка и опасности для мировых силовиков Politico: Китай косвенно финансирует йеменских хуситов Источник фото: Фото редакции Как Китай непреднамеренно помогает йеменским хуситам: масштабная нефтяная сделка и опасности для мировых силовиков 18:33 28. Западные спецслужбы пришли к выводу, что Китай, закупая иранскую нефть, может непреднамеренно оказывать финансовую поддержку хуситским повстанцам в Йемене Силы "Кудс", принадлежащие Исламской революционной гвардии Ирана, под постоянным наблюдением, так как их обвиняют в финансовой поддержке хуситов. Инсайдеры портала Politico утверждают, что "Кудс" занимаются не только подготовкой, но и финансированием повстанцов. Однако западные источники указывают на то, что такая "поддержка" Китая скорее всего является непреднамеренной, поскольку действия хуситов в Красном море могут нанести ущерб и самому Пекину.
Правительство Йемена в изгнании обратилось к союзникам в регионе — Саудовской Аравии и ОАЭ — с просьбой начать военную операцию против повстанцев. За это время, по данным ООН, погибли почти 400 тысяч человек, 4 миллиона стали беженцами. Сейчас гражданский конфликт считается «замороженным». Сегодня хуситы контролируют 14 из 22 провинций Йемена в основном на севере и западе , побережье Красного моря и крупные города, удерживают Сану. А вот признанное международным сообществом правительство Йемена до последнего находилось за границей — в Эр-Рияде. Но с недавних пор члены правительства и депутаты начали возвращаться в Аден — временную столицу на юге Йемена. Официальная власть в стране передана Президентскому руководящему совету хуситы его не признают. Основатель движения хуситов Хусейн Бадруддин аль-Хуси был убит йеменской армией в 2004 году. Повстанцев возглавил его брат Абдель-Малик аль-Хуси. В рядах хуситов, по данным The Guardian, состоят около 20 тысяч вооруженных ополченцев.
Хуситы обстреляли эсминец США и два контейнеровоза в Аденском заливе
Идеологический курс хуситов: Хуситы выступают против Америки и Израиля и считают себя частью «оси сопротивления», возглавляемой Ираном. Международная реакция: США, Германия и другие страны предостерегли хуситов от дальнейших атак и стремятся к созданию морской коалиции для защиты судов в Красном море. В ответ хуситы угрожают серьезными последствиями в случае враждебных действий против Йемена Численность Численность хуситов в Йемене оценивается в десятки тысяч. Основной этнической группой, составляющей ядро хуситов, являются йеменцы, которые преимущественно принадлежат к зейдитскому мазхабу шиизма. Хуситы, в основном, принадлежат к зейдитскому мазхабу шиизма. Зейдиты — это ветвь шиизма, отличающаяся от основного направления шиизма двенадцатников и имеющая значительное влияние в северных регионах Йемена. Хуситы, таким образом, в первую очередь представляют интересы зейдитской общины, насчитывающей около трети населения Йемена. Зейдизм имеет уникальные особенности: Имамат: Зейдиты верят в важность имама, но, в отличие от других шиитских направлений, они считают, что имам должен быть потомком Али и Фатимы и открыто бороться за свои права. Теологические особенности: Зейдизм придерживается более умеренных взглядов в теологии и юриспруденции по сравнению с другими шиитскими течениями, и их учение ближе к суннитской традиции. Политическая активность: Зейдиты традиционно поддерживают активную политическую роль имама, считая, что он должен быть не только религиозным, но и светским правителем.
Эти особенности зейдизма сильно повлияли на идеологию и действия хуситов в Йемене, направляя их стремление к восстановлению зейдитского имамата и борьбе за политическое представительство и автономию в Йемене. Национальность Хуситы по национальности в основном являются йеменцами. Они представляют зейдитскую общину Йемена, которая составляет значительную часть населения северных регионов страны. Зейдиты — это шиитское меньшинство в Йемене, и их религиозная идентичность тесно связана с их этнической и национальной принадлежностью. Почему хусити нападают на корабли в Красном море и Суэцком канале?
Впрочем, Reaper также способен наносить удары по наземным целям, но только в условиях практически полного отсутствия противовоздушной обороны, добавил он. Собеседник объясняет: главная уязвимость аппаратов — их достаточно высокая заметность. В зоне действия ПВО он не выживет», — уточнил аналитик. В то же время Климов не исключает, что в операции против Reaper хуситы задействовали двухступенчатый беспилотник, вторая ступень которого представляет зенитную ракету. Он напомнил, что это не первый случай, когда боевики «Ансар Аллах» смогли сбить американский дрон. В данном контексте военный эксперт напомнил, что цена одного Reaper составляет примерно 30 млн долларов. Для американцев потерять дорогую матчасть, а не личный состав — более приемлемый вариант. Ведь беспилотники выполняют задачи, которые находятся в зоне повышенного риска, потери неминуемы», — считает Климов. Кроме того, был случай, когда американский беспилотник упал в Черном море в результате инцидента с российскими истребителями Су-27 в марте 2023 года. Эта деятельность продолжается сейчас как в Черном, так и в Красном морях», — сказал военный эксперт. Однако у России не получится перенять опыт хуситов в борьбе с Reaper. Климов указал: американские разведывательные аппараты в Черном море летают над международными водами, их уничтожение приведет к неблагоприятным для Москвы международным последствиям. Об уязвимости разведывательно-ударных беспилотников Reaper говорит и эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов. При этом они малоскоростные и неманевренные. Совокупность этих факторов делает их несложными целями для средств ПВО», — указал он. Собеседник напомнил, что БПЛА Reaper использовались американскими военными в ходе всех конфликтов последних почти двух десятков лет, а также применялись в отдельных операциях ЦРУ. Сейчас США также используют Reaper в числе прочих пилотируемых и беспилотных средств разведки вблизи наших границ на Черном море, добавил Федутинов. Тем не менее их использование, очевидно, связано с решением Украины собственных военных задач. В этом вопросе они буквально балансируют на грани casus belli», — подчеркнул он. Федутинов в этой связи вспомнил события, повлекшие потерю одного из Reaper над акваторией Черного моря. Сейчас все возвращается обратно. Чтобы память наших визави не подводила, необходимо, чтобы такие вещи повторялись чаще», — заключил эксперт. Ранее йеменские хуситы сбили американский беспилотник MQ-9 Reaper. Об этом сообщили представители движения «Ансар Алла». Цель была поражена в воздушном пространстве провинции Саада. Кроме того, с помощью противокорабельных ракет им удалось нанести удар по британскому нефтяному танкеру Andromeda Star. Издание CBS News пишет, что стоимость одного экземпляра равна примерно 30 млн долларов. Подчеркивается, что американские дроны, базирующиеся в регионе, призваны защищать международную торговлю в акватории Красного моря. Так, MQ-9 Reaper был уничтожен хуситами в ноябре.
В их арсенале: оружие и танки, захваченные у йеменской армии, а также ракеты и беспилотники иранского производства. Удары США и Британии по Йемену После обострения арабо-израильского конфликта "Ансар Аллах" поддержало палестинцев, потребовав прекратить боевые действия. Хуситы начали атаковать имеющие отношение к Израилю корабли, с конца 2023 года обстрелы стали регулярными. По данным Вашингтона, в результате нападений шиитских мятежников пострадали коммерческие суда более 50 стран. Как заявил американский лидер Джо Байден, военная операция против хуситов носит "оборонительный характер". Авиаудары по Йемену он назвал ответом на угрозу свободе судоходства, пообещав и дальше "действовать без колебаний". В результате погибли пять бойцов хуситов, еще шестеро получили ранения. По данным иранского агентства Tasnim, они попали по американскому кораблю в Красном море. Мы примем меры. Запомните всего три моих слова: мы подожжем регион", — пообещал член йеменского комитета безопасности и обороны Абдулсалам Джахаф. Об этом заявил официальный представитель движения Мухаммед Абдель Салям. Как в мире отреагировали на удары по Йемену На агрессию Запада жестко отреагировали власти Йемена, а также соседние Иран и Сирия. Так, в Тегеране назвали удар по хуситам произволом и нарушением международного права. Действия Вашингтона и Лондона также раскритиковали в Ираке, заметив, что Запад совершает "очередную глупость" и усиливает напряженность в регионе. Была применена непропорциональная сила. Израиль делает то же самое в Палестине. Британия вместе с США сделали шаг в этом процессе. В настоящее время они стремятся превратить Красное море в кровавое озеро", — убежден турецкий лидер.
В данном случае, используя ситуацию в Газе раньше они "заступались" за Иран , они получили возможность непосредственно оказать воздействие и на Израиль, и на США. Это им важно, как для укрепления позиций внутри самого Йемена, так и во внешнеполитическом плане. Вернёмся к израильско-палестинскому конфликту - После начала операции в Газе руководство хуситов заявило, что может послать 40 тысяч добровольцев в сектор для борьбы с израильской армией. Откуда такие цифры и как они собираются их доставить при отсутствии общей границы? Они, честно говоря, могут и 100 тысяч собрать, и более. Население Йемена сейчас оценивается в 30 миллионов человек, среди них хуситы контролируют территорию, на которой живет около 20 миллионов, а то и более. А вот как переправить их в Израиль - это вопрос действительно серьезный. Насколько я помню, они заявляли, что готовы их послать, "если будут соответствующие возможности и условия". То есть собрать-то они смогут, но вот отправить их — такой возможности я просто не вижу: их никто не пропустит, ни Саудовская Аравия, ни Иордания. По морю отправить? А как? У них нет такого мощного флота, чтобы не опасаться столкновения с американцами. Так что я - и не только я - думаю, что возможности переправить хуситских добровольцев в Газу нет. Их же надо размещать, их надо кормить-поить, их нужно снабжать снарядами и прочее-прочее. Если кто-то их разместит на своей территории рядом с Израилем и они смогут осуществить переход в Газу, то Израиль безусловно начнет наносить авиаудары уже по этой стране. Их политика — это "медаль" с двумя сторонами! Их главным лозунгом с самого начала был "Аллах акбар", то есть Аллах велик - смерть США, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие иудеям, победа ислама. Этот лозунг до сих пор на их знаменах.
Мировая торговля — под ударом: йеменские хуситы мстят Западу за Газу
Сами по себе хуситы принадлежат к йеменскому мусульманскому меньшинству. В 2015 году хуситам удалось захватить Сану, столицу Йемена. Хуситы дали понять, что недавние бомбардировки Йемена силами западной коалиции во главе с США их не остановят — и нанесли удар по американскому танкеру Chem Ranger, который шел под флагом Маршалловых островов, в Аденском заливе. ООН снабжает хуситов всем необходимым в то время, пока они обстреливают иностранные суда в Красном море, способствуют росту цен на морские перевозки, тем самым взвинчивая цены на продукты питания в самом Йемене.
Вооружение и боеспособность
- Хуситы – последние новости
- Кто такие йеменские хуситы простыми словами и какие цели они преследуют
- Противостояние хуситов и властей Йемена
- США собирают "Стражей процветания" у берегов Йемена
Хуситы в новой войне на Ближнем Востоке
С 2004 года хуситы воюют против правительства Йемена. В 2004 году хуситы фактически подняли восстание против правительства Йемена. Однако в конце прошлой недели хуситы сумели ракетным ударом поджечь контейнеровоз немецкого перевозчика Hapag-LLoyd. Хуситы участвовали в йеменской революции 2011 года, а также в последующей Конференции по национальному диалогу (NDC).[112]. 19 октября 2023 года, в разгар войны между Израилем и ХАМАС, ранее захватившие власть в Йемене хуситы вступили в войну на стороне ХАМАС.
Кто такие хуситы в Йемене и против кого они воюют
Причем они не только обстреливают суда ракетами и атакуют при помощи дронов. Повстанцы уже захватили один корабль и попытались захватить еще несколько судов, а на прошлой неделе один из их лидеров пригрозил начать топить корабли в Красном море. Обращает на себя внимание отсутствие конкретной информации о коалиции во главе с США, которая будет охранять корабли, проходящие по Красному морю. Известно только, что пообещали прислать военные корабли Оттава, Лондон, Париж, а также Брюссель, говоривший от имени всех 27 европейских стран. Как сообщают западные СМИ, пока ни одна страна региона не присоединилась к коалиции, не желая распространения конфликта в Газе на весь ближневосточный регион.
Саудовская Аравия, например, выступает за взвешенный подход к новому кризису, сообщил член аравийской делегации, ведущей сейчас переговоры о прекращении войны с хуситами, которую Эр-Рияд ведет с 2015 года без каких-либо результатов. Неспособность саудитов, которых, кстати, тоже поддерживали арабские союзники и которые на пике противостояния отправили в Йемен 150-тысячный корпус, победить хуситов, наверное, и объясняет смелость и дерзость последних.
В итоге в 2010 году стороны заключили перемирие, которое вполне можно было счесть победой хуситов, учитывая разницу в численности войск по некоторым оценкам, она составляла 10 и более раз.
В 2011 году движение приняло участие в начавшейся в Йемене революции, ставшей частью так называемой «арабской весны». Постепенно хуситы расширяли свою зону контроля на другие мухафазы, а в феврале 2015 года заняли столицу государства, Сану. Это происходило в противостоянии с суннитскими группировками, такими как «Исламское государство» и «Аль-Каида» обе организации признаны в России террористическими.
В частности, реакцией на захват Саны стал масштабный теракт, осуществленный смертниками в двух городских мечетях: в результате погибли 142 человека шииты по вероисповеданию , что стало самой смертоносной террористической атакой в истории Йемена. В 2015 году они при поддержке США вторглись в Йемен по официальной просьбе законного президента страны Абд-Раббу Мансура Хади — это вторжение, в разные периоды носившее звучные названия «Буря решимости» и «Возрождение надежды», продолжается по сей день. По состоянию на текущий момент потери обеих сторон исчисляются тысячами со стороны интервентов это в основном саудовские солдаты.
Сейчас образованный хуситами Верховный политический совет контролирует практически весь так называемый Северный Йемен, населенный в основном шиитами. Он и раньше был независимым государством — до объединения с Южным Йеменом в 1990 году, когда и возник Йемен в его нынешних международно признанных границах. Поэтому можно сказать, что с исторической и религиозной точек зрения сегодняшний территориальный расклад в этой ближневосточной стране вполне оправдан.
Из-за недавних атак боевиков-хуситов в Красном море корабли, которые обычно используют Суэцкий канал, на данный момент перенаправляются вокруг южной оконечности Африки. По словам Ами Даниэл , нападение на «Гибралтарский орел» 15 января «сделало Суэцкий канал неактуальным». Если нападения на Красное море продолжатся, некоторые грузоотправители Восточного побережья США могут предпочесть ввозить свои товары через порты Западного побережья, прежде чем загружать их на грузовые поезда для направления на восток, говорят аналитики. Хуситы начали атаковать корабли в Красном море после начала войны между Израилем и террористической группировкой ХАМАС в начале октября 2023 года. По данным Министерства здравоохранения Газы, которым управляет ХАМАС, хуситы заявляют, что эти удары являются ответом на военное наступление Израиля в секторе Газа, в результате которого погибло почти 24 000 мирных жителей. Хуситы заявляют, что они нацелены на суда, связанные с Израилем или его союзниками из США и Великобритании. Азиатские грузоотправители, направляющиеся в местные порты, доставляют свои грузы беспрепятственно. В декабре 2023 года BP заявила, что приостановит перевозки нефти танкерами по спорному водному пути. Генеральный директор Shell Бернард Ваэль, выступая 16 января на Всемирном экономическом форуме в Давосе, подтвердил, что его компания приостановила поставки по Красному морю.
Нефтяные рынки восприняли эту новость спокойно. Согласно индексу Freightos, с момента начала боевых действий на Ближнем Востоке стоимость доставки стандартного контейнера из Китая в Европу выросла с менее чем 1000 долларов до более чем 4700 долларов. Это значительный рост, но он не достигает пика эпохи пандемии, составлявшего около 15 000 долларов два года назад. Стоимость доставки больше не выросла, поскольку в отрасли имеется достаточно свободных мощностей. В ответ на проблемы в цепочке поставок во время пандемии грузовые перевозчики, такие как Maersk и Hapag-Lloyd, заказали десятки новых контейнеровозов. Эти дополнительные мощности позволяют отрасли справиться с нынешними потрясениями за счет перевода судов на более длинные морские маршруты вокруг мыса Доброй Надежды. Хотя растущие тарифы на перевозку являются плохой новостью для компаний, перевозящих товары из Азии в Европу или Соединенные Штаты, они являются хорошей новостью для грузовых перевозчиков, которые ощущают финансовые трудности из-за больших инвестиционных расходов на фоне вялого спроса. Квартальная выручка упала почти вдвое. Maersk заявила, что в 2023 году сократила свою рабочую силу на 7000 человек и запланировала еще 3500 сокращений в этом году.
Когда Maersk и другие компании, занимающиеся контейнерными перевозками, отчитаются о своих следующих финансовых результатах через пару недель, цифры должны выглядеть намного лучше, сказал Дженсен. Благодаря высокому спросу они смогли поднять ставки выше любого увеличения собственных затрат на страхование и топливо. На данный момент считается, что боевые действия в Красном море вряд ли окажут немедленное влияние на экономику США. Более высокие затраты на доставку, вероятно, отразятся на более высоких ценах, особенно в Европе. Грегори Дако, главный экономист EY Parthenon, заявил, что нынешняя ситуация вряд ли приведет к увеличению годового уровня инфляции в США, составляющего 3,4 процента, более чем на 0,1 процентного пункта. По мнению Фила Леви, главного экономиста Flexport, поставщика логистических услуг, компании, которые сокращают раздутые запасы, могут изменить курс и начать заказывать больше товаров, чтобы защитить себя от перебоев в поставках. Такой сдвиг может затруднить победу Федеральной резервной системы над инфляцией. При других обстоятельствах решение крупных нефтяных компаний, таких как Shell, о прекращении судоходства через Красное море могло бы иметь серьезные последствия. Но спрос на энергию и ее предложение достаточны.
В условиях, когда китайская экономика находится в тяжелом положении, а добыча нефти в США находится на рекордно высоком уровне, последствия нападений хуситов ограничены.
Иначе судно попадет в черный список и в следующий раз будет атаковано. Какое это имеет значение для мировой торговли и ситуации на Ближнем Востоке? Казалось, гражданская война в Йемене, куда успела вмешаться еще и Саудовская Аравия, в последнее время затихла.
В 2022 году было заключено шаткое перемирие. Однако вооруженные конфликты, которые не урегулированы до конца, а лишь заморожены, имеют свойство внезапно обостряться. Война с участием Саудовской Аравии унесла почти 400 тысяч жизней 377 тысяч на конец 2021 года. Но до нее мировому сообществу, кроме самих саудитов, влезших в этот конфликт еще в 2015 году, особо не было дела, это же, мол, где-то далеко от цивилизации.
И вот теперь конфликт уже в новой итерации грозит серьезными проблемами всей мировой торговле в той ее части, что идет через Суэцкий канал. Хуситы — это вооруженная группировка, представляющая мусульманское шиитское меньшинство Йемена — зейдитов. Она образовалась в 1990-х для борьбы с коррумпированным, как они утверждали, режимом тогдашнего президента Али Абдаллы Салеха. Название пошло от имени основателя движения Хусейна аль-Хуси.
Кто такие хуситы в Йемене и против кого они воюют
Йеменское мятежное движение «Ансар Аллах» продолжит атаковать связанные с Израилем гражданские суда в Красном море, несмотря на удары США и Великобритании по объектам на подконтрольной хуситам территории. Зимой 2015-го власти Йемена предложили разделить страну на шесть провинций, лишив хуситов стратегически важного портового города Ходейда. Первый Хусит утверждал, что зейдисткая община Йемена смогла и доказала тысячелетним своим существованием простую истину: Коран является самодостаточным источником как для духовного пробуждения человека, так и прямым руководством устройства. Хуситы в Йемене объявили всеобщую народную мобилизацию для подготовки бойцов к участию на стороне палестинцев в конфликте c Израилем. Йеменские хуситы при этом сообщили, что удары нанесли в поддержку палестинского народа, а также в ответ на американо-британскую агрессию против Йемена.
Хуситы Йемена начали спецоперацию против Израиля
Хуситы начали регулярно нападать на Саудовскую Аравию после того, как она вмешалась в войну в Йемене в 2015 году. Однако представитель военизированного крыла йеменских хуситов «Ансар Алла» Яхья Сариа заявил, что на самом деле танкер принадлежит британской компании. Причина: йеменские хуситы с осени атаковали корабли в Красном море. Великобритания нанесла удары по хуситам в порядке «самообороны» — премьер королевства. Причина — нападения хуситов из Йемена на торговые суда. Напомним, что йеменские хуситы в конце октября объявили о начале «военной операции» против Израиля.