Хуситы объявили на севере Йемена мобилизацию для отправки бойцов в сектор Газа. С начала военного обострения на Ближнем Востоке в мировых новостях регулярно упоминается название йеменской повстанческой группировки "Ансар Аллах" ("Поборники Аллаха"), представители которой широко известны под названием хуситы. На этой неделе у побережья Йемена разбился третий американский БПЛА, предположительно, сбитый хуситами, передает CBS News со ссылкой на официального представителя США. Гражданская война в Йемене началась в 2014 году, когда силы хуситов штурмовали столицу Сану и свергли международно признанное и поддерживаемое Саудовской Аравией правительство, что спровоцировало гражданскую войну. Напомним, что йеменские хуситы в конце октября объявили о начале «военной операции» против Израиля.
Мировая торговля — под ударом: йеменские хуситы мстят Западу за Газу
Население Йемена сейчас оценивается в 30 миллионов человек, среди них хуситы контролируют территорию, на которой живет около 20 миллионов, а то и более. Однако в конце прошлой недели хуситы сумели ракетным ударом поджечь контейнеровоз немецкого перевозчика Hapag-LLoyd. Представители движения хуситов, контролирующего большую часть Йемена, потребовали от граждан США и Великобритании, которые работают в международных гуманитарных организациях, покинуть страну в течение 30 дней, сообщает Йеменские хуситы просто отказывались жить спокойно: скоро они снова поссорились с президентом и в декабре 2017 года подорвали из гранатомета машину Салеха, а его самого убили выстрелом в голову. На севере Йемена, находящемся под управлением хуситов (движение "Ансар Алла"), началась всеобщая мобилизация для отправки бойцов в сектор Газа. Хуситы обстреляли эсминец США и два контейнеровоза в Аденском заливе Хуситы провели военную операцию в отношении военного эсминца ВМС США (атаковали беспилотниками) и двух коммерческих контейнеровозов MAERSK YORKTOWN.
Кто такие йеменские хуситы
Об этом в прямом эфире рассказал генерал Яхья ас-Сари. Кто такие Хуситы? Это военная структура, сформированная из мусульман-шиитов, действующая на Йеменских землях. В своем заявлении Яхья ас-Сари подчеркнул, что силы Йемена не могли остаться в стороне и не прийти на помощь угнетенному народу Палестины, проживающему страшные времена в секторе Газа. Другой генерал Йемена Бин Амер сказал, что это воля народа.
Объявление войны на Ближнем Востоке Оккупированные территории подверглись мощной атаке вооруженных сил Йемена в виде баллистических и крылатых ракет, беспилотников в огромном количестве. Военные предупредили, что продолжат наносить качественные удары из имеющейся техники до момента прекращения агрессии Израиля. Какие страны могут быть втянуты в конфликт между Палестиной и Израилем? Соседи, окружающие Израиль и Палестину, оказываются втянутыми в военный конфликт.
Временным же правительством стал Революционный комитет под управлением Мухаммедом Али аль-Хуси. Военная операция против хуситов Военный переворот в Йемене не понравился союзникам этой арабской страны. И в первую очередь — Саудовской Аравии, которая уже принимала участие в подавлении восстания хуситов.
Вечером 25 марта 2015 года ВВС Саудовской Аравии начали военную операцию «Буря решимости», целью которой был разгром сил хуситов и возвращение законной власти в Йемене. При этом с саудитами сотрудничали другие страны Персидского залива — Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн и пр. Затем саудовские ВВС закрыли воздушное пространство над Йеменом и объявили его зоной, запретной для полётов.
Следом начались полномасштабные военные действия с применением авиации, артиллерии, ВМС. Однако сразу после «Бури решимости» объявили другую операцию, «Возрождение надежды». Цель — точечная борьба с терроризмом, защита гражданского населения и возвращение политической стабильности в Йемене.
Авиаудары по военным базам и позициям хуситам продолжились , а на города и провинции сбрасывались листовки, призывающие местных жителей присоединяться к борьбе с мятежниками. Тем временем экс-президент Йемена Абд-Раббу Мансур Хади, бежавший из страны после начала заварушки, объявил, что планирует вернуться в страну и сделать город Сайун, расположенный в восточной провинции Хадрамаут, временной столицей государства. Одновременно свои бомбардировки продолжали войска арабской коалиции, в результате чего был серьёзно повреждён Старый город столицы Йемена Саны, включённый в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дело уверенно двигалось к гуманитарной катастрофе. В связи с обстановкой многие зарубежные страны временно закрыли свои посольства в Йемене и эвакуировали граждан. Однако уже через несколько дней коалицию из этого списка убрали под давлением Саудовской Аравии, пригрозившей прекращением финансирования ряда гуманитарных программ для детей из Палестины, Южного Судана, Сирии, Йемена.
ООН подготовила дорожную карту выхода из кризиса в Йемене, которая предполагала: отмену принятой хуситами Конституции 2015 года; роспуск Революционного совета; двухлетний переходный период; возвращение беглого правительства в Сану в течение двух месяцев. Однако из-за разногласий между сторонами конфликта эту дорожную карту так и не приняли, отложив на неопределённый срок. Но 6 августа в Сане был создан Верховный политический совет Йемена, который встал в оппозицию власти хуситов.
Перемирия и прекращение огня заключались регулярно и столь же регулярно нарушались — обстрелам преимущественно подвергался Йемен и позиции хуситов, но и те в долгу не оставались, отвечая терактами. Сам этот конфликт называли худшей гуманитарной катастрофой современности. В 2022 году хуситы продемонстрировали возросшие военные возможности, запустив баллистические ракеты по военной базе Эд-Дафра в Абу-Даби и атаковав беспилотниками цели в Дубае.
Предполагается, что в плане военного и финансового обеспечения движению скрыто помогает Иран и его союзники в лице ливанской партии «Хезболла». Всё это время страна находилась в гуманитарном кризисе, который отчасти решался международной помощью. Ситуацию в стране усугубляет активность террористов из запрещённых в России организаций «Аль-Каида на Аравийском полуострове» и «Исламское государство».
Хуситы горячо поприветствовали такой шаг. Также президент США предложил исключить хуситов из списка террористических организаций — это позволило бы получить гуманитарную помощь миллионам жителей Йемена. И США одними из первых пошли на такой шаг.
В 2022 году стороны при содействии ООН договорились о временном перемирии, которое продлевалось каждые два месяца.
Те горячо приветствовали подобный шаг и снизили накал своей риторики. Казалось, у многострадального Йемена появился шанс на мир. В 2022 году противоборствующие стороны при содействии ООН договорились о временном перемирии, которое продлевалось каждые два месяца. За это время удалось провести обмен пленными, запустить программы помощи детям, поставить в страну необходимые гуманитарные товары. На протяжении 2023 года международные наблюдатели были уверены, что гражданская война в Йемене вот-вот завершится. После начала израильских ударов «Ансар Алла» вывела людей на массовые демонстрации.
Митингующие держали в руках палестинские флаги и выкрикивали лозунги в поддержку жителей Газы. Организация на официальном уровне заявила о готовности отправить бойцов в Газу , обвинила США в спонсировании «сионистского образования», а вскоре начала наносить ракетные удары по территории Израиля. Атаки на суда 14 ноября группировка объявила , что будет атаковать все суда, как-либо связанные с Израилем, и не позволит им проходить через воды Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива. Свои действия хуситы назвали ответом на «американо-израильскую агрессию в секторе Газа». В начале декабря группировка пригрозила нападать вообще на все суда, направляющиеся в Израиль, вне зависимости от того, кто ими владеет С тех пор несколько коммерческих и военных судов в Красном море подверглись атакам. Одним из самых резонансных случаев стал захват 19 ноября грузового судна Galaxy Leader с международным экипажем. Хуситы отбуксировали его к побережью Йемена и заявили , что не будут обсуждать условия освобождения членов экипажа, пока Израиль не прекратит боевые действия в секторе Газа.
В совокупности на них приходится почти 54 процента контейнерных перевозок по всему миру. В ответ США заявили о создании «максимально широкой» морской коалиции для защиты судоходства в Красном море. Военным пришлось задействовать авиацию. В ответ на это Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию, требующую от хуситов прекращения нападений на торговые корабли. Командование ВВС США на Ближнем Востоке заявило, что военные нанесли более 60 ударов по 16 объектам в Йемене, в том числе по командным пунктам, складам боеприпасов, пусковым установкам, производственным мощностям и радарам противовоздушной обороны.
В 2004 году Хусейн аль-Хуси, самопровозглашенный имам, возглавил антиправительственный мятеж, обвиняя южные власти в дискриминации зейдитов. Развитие конфликта 2009-2010 годы : В 2009 году правительственные войска с поддержкой Саудовской Аравии подавили восстание хуситов. Расширение влияния и вооруженные конфликты 2011 год и далее : В 2011 году, в ходе протестов против режима президента Али Абдаллаха Салеха, хуситы значительно расширили своё влияние на севере Йемена.
Хуситы обвиняют власти Йемена в дискриминации шиитов-зейдитов и стремятся к возрождению зейдитского имамата, а также к предоставлению большей автономии северной провинции Саада. В ответ на эти действия правительство Йемена обвиняет хуситов в том, что они пользуются поддержкой Ирана и стремятся расширить влияние шиизма в регионе. Политические цели Политические цели хуситов в Йемене включают следующие ключевые аспекты: Защита Шиизма: Хуситы заявляют, что они защищают шиизм от влияния суннизма, который исповедует большинство населения Йемена. Автономия для Саады: Они выступают за предоставление большей автономии северной провинции Саада, где проживают преимущественно шииты-зейдиты. Эти цели отражают их стремление к укреплению положения шиизма в Йемене и борьбу за политическое представительство и автономию своих регионов в контексте преимущественно суннитской страны. Эти действия хуситов выделяют их как ключевую военизированную силу в Йемене, привлекая внимание международного сообщества и вызывая значительное воздействие на стабильность региона. Военный конфликт в Суэцком канале и нападение на корабли Актуальные конфликты, в которых участвуют хуситы на сегодняшний день, включают следующие события: Нападения на суда в Красном море: Йеменские хуситы в течение месяца нападали на суда в Красном море, включая использование ударных беспилотников. Продолжающийся конфликт в Йемене: Хуситы обвиняют центральное правительство в Сане в маргинализации зейдитов и нарушении их прав.
С 2015 года Саудовская Аравия возглавляет международную коалицию, борющуюся против хуситов. Гуманитарный кризис: Война в Йемене привела к серьезному гуманитарному кризису. Идеологический курс хуситов: Хуситы выступают против Америки и Израиля и считают себя частью «оси сопротивления», возглавляемой Ираном. Международная реакция: США, Германия и другие страны предостерегли хуситов от дальнейших атак и стремятся к созданию морской коалиции для защиты судов в Красном море.
В Йемене объявлена всеобщая мобилизация для отправки бойцов в сектор Газа
В сводках новостей картина боев в Йемене такова: с одной стороны шииты-хуситы, которых поддерживает Иран, с другой — сунниты, которых поддерживает Саудовская Аравия. США и Великобритания при поддержке еще шести стран нанесли удары по 36 целям на подконтрольной хуситам территории Йемена. Хуситы дали понять, что недавние бомбардировки Йемена силами западной коалиции во главе с США их не остановят — и нанесли удар по американскому танкеру Chem Ranger, который шел под флагом Маршалловых островов, в Аденском заливе. Йеменские хуситы заявили о ракетных ударах по британским, израильским и американским кораблям. Хуситы приняли участие в йеменской революции 2011 года, в результате которой ушёл в отставку президент Али Абдалла Салех. Власти севера Йемена, где правит шиитское движение "Ансар Алла" (хуситы), проводят всеобщую народную мобилизацию, чтобы подготовить бойцов для участия в военных действиях на стороне палестинского сопротивления в секторе Газа, рассказал РИА Новости член.
В Йемене объявлена всеобщая мобилизация для отправки бойцов в сектор Газа
Йеменские хуситы возникли как политическое и религиозное движение в начале 1990-х годов. На севере Йемена, находящемся под управлением хуситов (движение "Ансар Алла"), началась всеобщая мобилизация для отправки бойцов в сектор Газа. Хуситы обстреляли эсминец США и два контейнеровоза в Аденском заливе Хуситы провели военную операцию в отношении военного эсминца ВМС США (атаковали беспилотниками) и двух коммерческих контейнеровозов MAERSK YORKTOWN. На этой неделе у побережья Йемена разбился третий американский БПЛА, предположительно, сбитый хуситами, передает CBS News со ссылкой на официального представителя США. Йеменские хуситы заявили о ракетных ударах по британским, израильским и американским кораблям. Йеменские хуситы просто отказывались жить спокойно: скоро они снова поссорились с президентом и в декабре 2017 года подорвали из гранатомета машину Салеха, а его самого убили выстрелом в голову.
Где живут хуситы?
Еще 18 декабря о прекращении прохода танкеров по Красному морю заявил нефтяной гигант BP Plc, а также крупнейшая в мире судоходная компания по перевозкам контейнеров MSC Mediterranean Shipping Co. Хуситы утверждают, что не собираются останавливать судоходство в Красном море, а хотят причинить ущерб только Израилю и поэтому нападают исключительно на корабли, идущие в израильские порты. Однако атакам подвергаются и корабли, никак не связанные с еврейским государством. Причем они не только обстреливают суда ракетами и атакуют при помощи дронов. Повстанцы уже захватили один корабль и попытались захватить еще несколько судов, а на прошлой неделе один из их лидеров пригрозил начать топить корабли в Красном море. Обращает на себя внимание отсутствие конкретной информации о коалиции во главе с США, которая будет охранять корабли, проходящие по Красному морю. Известно только, что пообещали прислать военные корабли Оттава, Лондон, Париж, а также Брюссель, говоривший от имени всех 27 европейских стран.
На данном этапе саудиты, скорее всего, ограничатся только перехватом ракет, выпущенных с территории Йемена по Израилю, и отказом пропустить хуситов сухопутным маршрутом в еврейское государство. Уже что-то! ОАЭ также не станут вступать в открытую войну с йеменской группировкой на море — достаточно того, что Абу-Даби предложил Израилю сухопутный маршрут поставок товаров в обход Красного моря. Тут власти ОАЭ верны себе — только бизнес и ничего личного. Что важнее для Египта — деньги или власть? Как ни странно, но в коалицию против хуситов не вступил и Египет — самая заинтересованная сторона, которая теряет ежедневно миллионы долларов из-за действий йеменцев в Красном море. Так, администрация Суэцкого канала заявила, что с ноября 55 судов поменяли маршрут и не прошли через канал. При этом стоит отметить, что доходы от Суэцкого канала одна из главных статей наполнения бюджета для Египта. Аналитики ожидали, что Египет в числе первых вступит в коалицию против йеменской группировки, однако прогнозы не оправдались.
Лозунгом хуситов стала фраза «Аллах велик. Смерть США. Смерть Израилю. Проклятие иудеям и победа ислама». Йеменские власти попытались арестовать самопровозглашенного духовного лидера 18 июня, что привело к вооруженному столкновению армии и хуситов. Конфликт перерос в гражданскую войну, в ходе которой Хусейн аль-Хуси погиб. Его смерть только разожгла восстание, а управлять хуситами стал брат покойного лидера. Приход хуситов к власти Восстание, разгоревшееся в 2004 году, удалось подавить только через шесть лет — в конфликт вмешалась Саудовская Аравия, с помощью которой правительство остановило мятеж, и в феврале 2010 года власти Йемена и хуситы заключили перемирие.
По их словам, с ноября прошлого года группировка хуситов «Ансар Аллах» систематически обстреливает корабли в Красном и Аравийском морях — всего на данный момент было осуществлено 24 подобных атаки. Сами хуситы в ответ заявили, что атаки «Ансар Аллах» в Красном море были направлены только на суда, которые либо принадлежат Израилю, либо направляются «в порты оккупированных территорий» в ответ на «агрессию Израиля в секторе Газа». Как бы то ни было, обострение ситуации сильно пошатнуло мировую экономику: так, по данным международной платформы бронирования грузов Freightos, в какой-то момент стоимость доставки одного сорокафутового контейнера из Азии в Северную Европу подскочила вдвое и достигла четырех тысяч долларов из-за того, что судовладельцы вынуждены были, планируя маршруты в Европу, проводить суда не через Суэцкий канал, а огибать Африку с юга, что привело к удлинению каждого рейса на 7-20 дней и дефициту морских контейнеров. Что будет дальше? Как заявил представитель руководства хуситов Абдулла бен Амер в эфире телеканала Al Jazeera, если атаки будут продолжены, они не останутся без ответа. У нас есть возможности, которые позволяют нам вести законную самооборону», — сказал он. Замминистра иностранных дел Йемена Хусейн аль-Эззи, в свою очередь, предупредил, что США и Британии придется заплатить за свои действия «высокую цену».
Кто такие хуситы: почему они атаковали Израиль, за что борются, кто их поддерживает?
Пушки готовы стрелять: в Йемене снова раскручивается спираль войны | По данным агентства, сейчас хуситы контролируют территорию, которая частично совпадает с границами Йеменской Арабской Республики, существовавшей с 1962-го по 1990-й, а затем объединившейся с Народной Демократической Республикой Йемен. |
Оппозиционеры Аравийского полуострова. Кто такие йеменские хуситы | Хуситы набрали политическую силу в Йемене в начале 2014 года после восстания против Абдраббу Мансура Хади, преемника президента Али Абдаллы Салеха. |
Где живут хуситы? | Аргументы и Факты | Хуситы предприняли несколько попыток остановить наступление противника, применив баллистические ракеты и беспилотники-камикадзе. |
Пушки готовы стрелять: в Йемене снова раскручивается спираль войны
Его слова цитирует телеканал Al Masirah. Во время проведения операции они применили противокорабельные ракеты и беспилотники. Представитель хуситов подытожил, что операция «успешно достигла своих целей».
И выходит, что хуситы — это обоюдоострый меч, который направлен и в сторону коллективного Запада, и в сторону России и Китая. И здесь очень четко нужно договариваться с властями Йемена и других государств Ближнего Востока. Ведь попытки атаки российских нефтяных танкеров тоже были. Никулин Максим Андреевич, канд. Но пострадавшими будут европейские страны, потому что снижаются поставки в страны Европейского Союза. Есть определенные выгоды у США, потому что сейчас мы видим, как они превращаются в поставщика энергоресурсов, а им не нужно проходить Суэцкий канал. У них есть прямой маршрут через Атлантический океан.
Очень важный момент — это динамика отношений США и Ирана. Мы видим, что обе страны подают сигналы, что они не хотят прямого столкновения, и поэтому ведутся полувоенные действия, где с одной стороны США обстреливают базы проиранских формирований на территории Сирии и Ирака, Иран напрямую не атакует американские корабли, а это делают проиранские формирования в Сирии и Ираке либо хуситы в Йемене».
Они разорили множество йеменцев.
И в девяностые годы эта страна по праву считалась одной из беднейших во всем мире. В 2004 году зейдиты подняли восстание против центрального правительства, заявляя, что в нем засели продавшиеся США коррупционеры. Во главе революции встал популярный проповедник Хусейн Бадруддин из влиятельной семьи аль-Хуси.
А после гибели этого имама движение возглавил его брат — Абдул-Малик Аль-Хуси. Тогда, двадцать лет назад, казалось, что они обречены на поражение. Америка находилась на пике глобального могущества — ее войска только что оккупировали Ирак и установили свой контроль над Ближним Востоком.
А зейдитское ополчение действительно не располагало в то время ничем, кроме устаревшего стрелкового оружия, знаменитых йеменских кинжалов-джамбия и несокрушимого боевого духа. Однако в ситуацию вмешался Иран, который оказывал своим единоверцам военную и политическую поддержку. Кроме того, лидеры зейдитов перенимали опыт ливанской шиитской партии «Хезболла» — они занимались реализацией различных социальных программ, чтобы завоевать себе широкую популярность, и проводили пропагандистскую работу среди соотечественников-суннитов.
Со временем хуситские силы росли, и в 2015 году они заняли Сану — столицу Йемена, потребовав преобразовать его в федеративное государство с равными правами для всех общин. Эта победа стала мировой сенсацией и неприятной пощечиной для США. Потому что в Вашингтоне понимали: успехи хуситов серьезно усиливают Иран, позволяя ему контролировать стратегически важные коммуникации в Красном море.
Обычно корабли в этом случае идут через Панамский канал и Тихий океан. Но, как говорится, беда не приходит одна: в этом году засуха привела к падению уровня воды в канале, что значительно увеличило время ожидания кораблей. Путь через Панаму в обычное время занимает 20 дней, но в этот раз очередь перед каналом могла надолго задержать танкер, поэтому капитан принял решение идти альтернативным маршрутом — через Атлантику и Суэцкий канал, а это плюс 10 дней пути. Уже на пятый день, 19 декабря, на фоне тревожных новостей об атаках хуситов капитан снова изменил маршрут и направил судно в обход Африки, что сделало путь еще на 15 дней длиннее.
Источник: Vesselfinder В итоге Pacific Weihai, который должен был достичь берегов Китая еще в первых числах января, прибудет в пункт назначения только к концу месяца. А расходы на это почти кругосветное путешествие оказались на 1,8 млн долларов больше, чем изначально рассчитывала компания. Такие случаи неминуемо сказываются на стоимости перевозимых морем товаров, а в некоторых случаях — и на их доступности. Что подорожает и на сколько вырастут цены В начале 2024 года морской импорт в Европу сократился до рекордно низких показателей — даже во время пандемии коронавируса он был выше.
Это уже приводит к росту цен — в первую очередь в продовольствии. Удорожание продуктов. Конфликт у берегов Йемена остановит замедление глобальной продовольственной инфляции — это прогноз аналитиков Bloomberg , который уже начал сбываться. Британский продуктовый гигант Tesco предупредил , что перебои в доставке могут привести к росту цен на некоторые товары, прежде всего азиатского происхождения.
Так, одним из первых на кризис отреагировал китайский имбирь: на европейских рынках он подорожал с декабря уже на треть. Продовольствие под ударом еще и потому, что зачастую это скоропортящийся товар, для которого удлинение сроков доставки критично. Итальянские производители яблок, киви и цитрусовых опасаются, что их продукция теперь не сможет доехать до Азии свежей. Аналогичные страхи у индийских аграриев, которые в высокий сезон обеспечивают треть европейского рынка столового винограда.
Некоторые продукты могут совсем исчезнуть из магазинов. Например, возить из Вьетнама кофе робуста европейцам теперь невыгодно и от него стали отказываться в пользу производителей из Бразилии. В целом, по оценкам Bloomberg, под угрозой находится почти 70 млрд евро импорта и экспорта агропродовольственной продукции ЕС, включая фрукты, мясо, специи, чай, сыры и вина. Источник: Bloomberg Перебои в промышленности.
В январе компании Tesla и Volvo заявили , что приостановят выпуск машин на своих европейских заводах. Из-за ситуации в Красном море они столкнулись с разрывами в логистических цепочках: поставки комплектующих для автомобилей задерживаются из-за удлинившихся маршрутов. В Morgan Stanley считают , что в зоне риска оказалась вся европейская автоиндустрия. А инвесторы уже сокращают вложения в этот бизнес , ожидая падения прибылей.
У европейских производителей одежды, которые сильно зависят от морских поставок, схожие проблемы. В числе первых о рисках сокращения выпуска и продаж предупредила британская Next, у которой большинство фабрик находятся в Азии. Перебои в поставках могут ударить также по Nike и Adidas. А вот испанская Zara должна пострадать меньше, потому что производит значительную часть продукции в близлежащих странах.
В Oxford Economics подсчитали , что на горизонте года удорожание судоходства добавит 0,6 процентного пункта к инфляции в еврозоне. Но эти оценки могут быстро терять актуальность по мере обострения конфликта. На этом фоне европейский ЦБ может отложить снижение процентных ставок, которые с сентября находятся на рекордно высоком для Европы уровне. Завод Tesla в Германии, который приостановит производство с 29 января.
Пока же ситуация в Красном море не сильно сказывается на ключевых экономических показателях ЕС. В первую очередь это связано со стабильными ценами на энергоресурсы.
США собирают "Стражей процветания" у берегов Йемена
В 2015 году хуситы захватили столицу Йемена Сану и создали Революционный совет. Для части йеменского народа хуситы, несмотря на тот хаос, в который они ввергли страну, остаются национальными героями. Перемирие в Йемене сорвалось, саудиты вновь готовы сцепиться с хуситами в смертельной схватке. С начала военного обострения на Ближнем Востоке в мировых новостях регулярно упоминается название йеменской повстанческой группировки "Ансар Аллах" ("Поборники Аллаха"), представители которой широко известны под названием хуситы.
Кто такие йеменские хуситы
Противники хуситов считают, что они пытаются возродить зейдитский имамат, который существовал в Северном Йемене до революции 1962 г. После начала войны между Израилем и сектором Газа движение хуситов из Йемена стало атаковать суда, которые плыли в Израиль. это военизированная группировка, которая действует на территории Йемена, занимающего южную часть Аравийского полуострова и граничащего на севере с Саудовской Аравией.
Война против хуситов: почему Бахрейн "в деле", а Саудовская Аравия – нет?
Как известно, в настоящее время торговые суда все чаще отправляются в обход Африки, а это заметно сказывается на стоимости товаров для конечных потребителей. Перевозка товаров по железной дороге становится дешевле морских. И начали эту борьбу Соединенные Штаты, которые своим действиями после СВО начали вводить различные ограничения и санкции, осложнив перевозку товаров через Россию в Европу. Также, напомню, Вашингтон ведет борьбу против Северного морского пути. США, видимо, рассчитывали после всех введенных ограничений направить европейцев по упомянутому выше маршруту из Индии, но столкнулись с ответными мерами. Известно, что хуситы являются иранскими прокси, а связь Тегерана и Пекина тоже не является тайной. Впрочем, европейцы наверняка все равно будут вынуждены искать какие-то варианты, связанные с Россией, и закрывать глаза на санкции. Так что, действия хуситов вполне укладываются в эту глобальную борьбу за торговые пути. Ближневосточные войны.
Однако дроны и ракеты продолжают лететь, а один из главных коридоров мировой торговли оказался под угрозой совершенно конкретной блокады. С военной точки зрения ситуация выглядит патовой. В Средиземном море продолжает тусоваться авианосец "Джеральд Форд", к нему на помощь спешат американские миноносцы. Засобирался на Ближний Восток министр обороны Ллойд Остин. Вашингтон пытается сколотить боевую группировку для борьбы с новой угрозой, однако старые союзники не торопятся в нее вступать. Та же Саудовская Аравия, еще недавно воевавшая с хуситами, требует от Вашингтона придержать коней. Хуситы предупредили саудитов, что в ответ на американские обстрелы будут взрывать нефтяные скважины в Саудовской Аравии. А ведь есть еще Иран, с которым саудиты в последнее время налаживают отношения. Обстрелы Йемена только больше разгневают общественность, но никакого результата не дадут. Чтобы прекратить атаки на суда, требуется наземная операция. Однако она потянет за собой полномасштабную войну в регионе: йеменские хуситы пользуются поддержкой Ирана. Министр обороны Ирана Мохаммад-Реза Аштиани назвал военный план США "иррациональным" и предупредил, что Вашингтон ждут "экстраординарные проблемы", если он попытается его осуществить: "Никто не может осуществлять маневры в регионе, где доминируем мы". В этой ситуации даже авианосцы выглядят не впечатляющей угрозой, а интересной мишенью. Удар стаей одноразовых дронов мог бы стать увлекательным и дешевым экспериментом в плане выяснения точек уязвимости авианосного подразделения. Поэтому американцы обречены барахтаться в теплых водах Красного моря, демонстрируя всему миру свою полную беспомощность.
Но из-за частой критики йеменского президента Али Абдаллы Салеха власти начали их преследовать. В 2004 году, во время вооруженного конфликта, основатель движения был убит. Хуситы долгое время вели борьбу против президента, потом, в 2010-м, они с ним договорились, а в год спустя они участвовали в свержении Салеха во время так называемой арабской весны революции в Йемене в 2011—2012 годах. Потом стали бороться против временного президента, заключив альянс с тем же Салехом. Алексей Макаркин Йеменские хуситы просто отказывались жить спокойно: скоро они снова поссорились с президентом и в декабре 2017 года подорвали из гранатомета машину Салеха, а его самого убили выстрелом в голову. В стране опять пошли беспорядки: кто-то желал единого государства, кто-то — раскола на Север и Юг, рассказал историк. Война носила кровопролитный и все больше тупиковый характер. Где-то к 2022 году стороны пусть и не заключили перемирие, но приостановили боевые действия. Хуситы вспомнили о том, что их главные враги — это США и Израиль. И заявили, что будут наносить удары по кораблям, следующим в Израиль, благо рядом пролив, через который идет немалая часть таких судов», — сказал Макаркин. Все зависит от Израиля Мировое сообщество очень долго не обращало внимание на хуситов — подумаешь, какие-то религиозные фанатики где-то на краю арабского мира. Однако история с кораблями показала: йеменских оппозиционеров стоит принимать в расчет. К тому же многие страны, даже не будучи дружелюбно настроенными, не захотели с ними воевать, пояснил историк. Европейские страны тоже начали посылать боевые корабли для охраны торговых судов от хуситов. Правда, от прямой поддержки коалиции они воздержались. Дело в том, что Европе сегодня непростая политическая ситуация, в том числе в контексте ближневосточной политики — далеко не все стремятся поддерживать Израиль.
Но и здесь расценки на перевозки выросли, пусть и незначительно. Так работает рынок: из-за удлинения маршрутов и большей занятости кораблей и контейнеров, обслуживающих европейско-азиатские перевозки, объем предложения в мировом торговом судоходстве сократился, а уровень спроса остался прежним, что и взвинтило расценки. В итоге стоимость перевозки контейнеров выросла для всего мира. А сильнее всего — для европейцев. Перевозка одного контейнера из Шанхая в Роттердам подорожала в 4—5 раз. Ну а сильнее всего достается, конечно, Египту. Проход через Суэцкий канал — это платная для перевозчиков услуга, и за его организацию страна получает много денег. Для Египта это вторая после туризма статья доходов. Но есть и те, кто оказался в плюсе. От египтян деньги потекли южноафриканцам и их соседям. Порты в странах, оказавшиеся на обходном пути — от Маврикия до Намибии, — получают свою выгоду от роста трафика: теперь суда гораздо чаще, чем раньше, останавливаются у них для дозаправки. А еще в выигрыше авиаперевозчики, которые получат дополнительные доходы от роста заказов. Таким образом, 4 из 5 крупнейших контейнерных компаний отказались отправлять свои суда через Суэц. В итоге за месяц с середины декабря количество транзитных контейнеровозов в Красном море сократилось в 4 раза. И если для клиентов перевозчиков это удар по бизнесу, то для них самих — хорошая возможность заработать на росте цен. Так, Bank of America вдвое повысил прогноз прибыли Maersk на 2024 год. Контейнеровозы крупнейших в мире перевозчиков больше не ходят Суэцким каналом. Красное море теперь обходят стороной британская BP , норвежская Equinor , британско-нидерландская Shell и катарская QatarEnergy. В результате количество нефтяных и газовых танкеров, идущих Красным морем, сократилось на четверть в первые недели января. Решения о смене маршрутов компании принимают как системно, так и в оперативном режиме, когда суда уже находятся в пути. Надо понимать, что крупные грузовые корабли идут по морю медленно — около 40 километров в час — и потому их путь занимает недели. Иногда за это время обстановка по маршруту успевает кардинально поменяться и капитанам приходится на ходу прокладывать новые, срывая сроки и неся дополнительные издержки. То, в какой ситуации оказались сейчас морские перевозчики и их клиенты, нагляднее всего можно показать на примере. Обычно корабли в этом случае идут через Панамский канал и Тихий океан. Но, как говорится, беда не приходит одна: в этом году засуха привела к падению уровня воды в канале, что значительно увеличило время ожидания кораблей. Путь через Панаму в обычное время занимает 20 дней, но в этот раз очередь перед каналом могла надолго задержать танкер, поэтому капитан принял решение идти альтернативным маршрутом — через Атлантику и Суэцкий канал, а это плюс 10 дней пути. Уже на пятый день, 19 декабря, на фоне тревожных новостей об атаках хуситов капитан снова изменил маршрут и направил судно в обход Африки, что сделало путь еще на 15 дней длиннее. Источник: Vesselfinder В итоге Pacific Weihai, который должен был достичь берегов Китая еще в первых числах января, прибудет в пункт назначения только к концу месяца. А расходы на это почти кругосветное путешествие оказались на 1,8 млн долларов больше, чем изначально рассчитывала компания. Такие случаи неминуемо сказываются на стоимости перевозимых морем товаров, а в некоторых случаях — и на их доступности. Что подорожает и на сколько вырастут цены В начале 2024 года морской импорт в Европу сократился до рекордно низких показателей — даже во время пандемии коронавируса он был выше. Это уже приводит к росту цен — в первую очередь в продовольствии. Удорожание продуктов. Конфликт у берегов Йемена остановит замедление глобальной продовольственной инфляции — это прогноз аналитиков Bloomberg , который уже начал сбываться.