Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Изменение климата может привести к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, особенно в регионах мира, наиболее нуждающихся в продовольствии.
Климатические проекты в России будут снижать выбросы парниковых газов
СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата | Современное изменение климата гораздо лучше объясняется антропогенным фактором: учёные уверены, что потепление планеты сегодня вызвано в первую очередь выбросами парниковых газов из-за деятельности человека (см. ответ на соответствующий вопрос). |
Всероссийская проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата» | Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Президент РФ Владимир Путин поручил губернаторам подготовить региональные планы адаптации к изменениям климата. |
Подготовку регионов к изменениям климата обсудили в Совете Федерации | Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Изменение климата может привести к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, особенно в регионах мира, наиболее нуждающихся в продовольствии. |
Глобальные изменения климата. Часть 4. Что делать? | Изменение климата: адаптация и сокращение выбросов Адаптация к изменению климата включает в себя создание инфраструктуры, которая способствует адекватному реагированию на изменения. |
Доклады по вопросам климата
Поскольку упомянутый выше Киотский протокол не смог добиться какого-либо заметного сокращения выбросов парниковых газов в мире, а время его действия в любом случае подходило к концу, в 2015 году в столице Франции был утвержден проект нового соглашения по замедлению потепления путем сокращения выбросов парниковых газов. Начиная с 2016 года 196 стран, в том числе Россия и США, подписали это соглашение, однако в 2017 году президент США Трамп отказался от него, считая его несправедливым по отношению к развитым государствам, которым вновь придется нести основные убытки из-за сокращения выбросов. Конкретные обязательства по Парижскому соглашению будут приняты только в 2020 году на специальной конференции ООН по климату — после окончания действия обязательств по Киотскому протоколу. Российская Федерация, в принципе, собирается ратифицировать это соглашение, но только после полного учета способности лесов, болот, степей и пустынь страны к поглощению углекислого газа то есть скорее всего не ранее 2020 года.
Следует отметить, что Российская академия наук не рекомендовала ратифицировать Киотский протокол в 2004 г. Однако эта позиция РАН вызвала протест многих ведущих российских климатологов. В целом же выводы МГЭИК поддерживаются большинством научных академий и научных организаций хотя и из этого большинства некоторые утверждают, что МГЭИК преувеличивает вероятное глобальное потепление, а некоторые — что, наоборот, недооценивает.
И все-таки споры все еще продолжаются, хотя в большей степени — в средствах массовой информации. Острота дискуссий, неизбежных при действительной сложности проблем изменений климата и неполноты доказательной базы, подогревается социальными, экономическими и политическими мотивами отдельных стран и групп населения, стремлением многих финансово-промышленных групп, политиков и чиновников к собственной выгоде и перераспределению богатств в мире. Все это сопровождается соответствующим лоббированием тех или иных интересов при принятии правительственных решений и международных соглашений и даже давлением на научные организации через финансирование и другие механизмы.
Почему нам угрожают изменения климата Казалось бы, в целом изменения климата не несут угрозы существованию человечества — ведь выживали же при них наши древние предки. Однако современное население планеты является оседлым и привязанным к конкретным местам жительства и производства. Мир поделен на страны, города и другие населенные пункты со своими промышленными предприятиями, сельским хозяйством и инфраструктурой.
Весь образ жизни людей в том или ином регионе приспособлен именно к существующему климату, каким бы он ни был. А его изменения требуют больших дополнительных усилий и денежных затрат. Если говорить о других живых организмах кроме человека, то при современном интенсивном потеплении произойдет вымирание многих видов растений и животных, так как места их обитания изменятся быстрее, чем они смогут адаптироваться к новым условиям, тем более что они уже не смогут свободно мигрировать вслед за смещающимися границами природных зон из-за антропогенной фрагментированности последних.
В океане почти нет такой фрагментированности, но изменения температуры и кислотности морской воды губительно повлияют на многие виды морских живых организмов например, при росте глобальной температуры на 1,5 град. О сокращении антропогенных выбросов парниковых газов В своем последнем докладе 2018 г. МГЭИК предсказала, что если не будет предпринято никаких мер и темпы глобального потепления останутся неизменными, то среднегодовая температура увеличится к 2030 или 2050 году минимум на 1,5 град.
МГЭИК оценила потенциальные совокупные выбросы углекислого газа в будушем и представила расчеты, показывающие, насколько их надо сократить, чтобы ограничить рост температуры хотя бы величиной 1,5 град поскольку, как уже упоминалось выше, был сделан вывод, что изменения более чем на 2 град. Такое ограничение потребует незамедлительных изменений в землепользовании, энергетике, промышленности, транспорте, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений и пр. Для этого в том числе необходимо разработать план по переходу на возобновляемые источники энергии и «экологически чистые» технологии — для начала по постепенному закрытию угольных электростанций и прекращению использования в качестве топлива мазута.
МГЭИК признает, что если сократить или даже полностью прекратить выбросы углекислого газа в энергетическом секторе, то быстро снизить его концентрацию в атмосфере не удастся — на это уйдут десятки лет. Поэтому Земля не сможет избежать роста глобальной температуры приземного воздуха к середине XXI века на 1,5, а то и на 2 град. При этом температура в большей степени поднимется в Северном полушарии, особенно в Арктике.
И человечеству в любом случае придется приспосабливаться к жизни в новых условиях уже в ближайшие десятилетия. Но все-таки, если удастся замедлить потепление, то это снизит связанные с климатическими изменениями риски и даст людям и экосистемам больше времени на адаптацию.
Кроме того, с изменением климата возрастает риск возникновения экстремальных природных явлений ледяные дожди, ливни, ураганы, наводнения и т. Поскольку все эти проблемы затронут и аграриев, увеличится себестоимость пищевой продукции, заметил Хачатурян. В то же время вследствие того, что животноводство представляет собой существенный источник выбросов углерода, способствует глобальному потеплению и разрушает озоновый слой, увеличатся и издержки на уменьшение данных выбросов, вследствие чего еда подорожает еще больше.
По его словам, также важно понимать, что территории с «вечной мерзлотой» подвержены изменениям и необходимо уже сейчас разрабатывать и утверждать новые строительные нормы и правила, чтобы избежать возможных катастроф. В своем докладе ученые МГЭИК отметили, что «существует множество осуществимых и эффективных вариантов сокращения выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата, вызванному деятельностью человека, и они доступны уже сейчас». По словам Пинаева, с данным тезисом сложно не согласиться, однако следует понимать, что планета Земля — это большая система, и она очень инертна. Поэтому усилия по сокращению выбросов парниковых газов не дадут сиюминутного эффекта. С другой стороны, к выбору и применению мероприятий, нацеленных на противодействие изменениям климата, надо подходить разумно и осторожно.
Российская Федерация исходит из необходимости действий в условиях неопределенности оценок будущего изменения климата и его последствий и готова к ответственному участию в соответствующих международных инициативах. Меры по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятного воздействия изменения климата должны быть научно обоснованы. При этом снижение существующего уровня неопределенности оценок будущего изменения климата и его последствий для Российской Федерации остается приоритетом исследований в области изменения климата, поддерживаемых государством. Последствия изменения климата различны для регионов Российской Федерации, причем в пределах одного региона они по-разному влияют на экономику, население и окружающую среду. В связи с этим однозначная оценка вероятных последствий изменения климата для Российской Федерации невозможна и при выработке климатической политики следует учитывать совокупность экономических, социальных, экологических и других потерь и выгод, связанных с изменением климата. Население, природные объекты, объекты экономики, военные и иные объекты различаются по степени уязвимости к последствиям изменения климата. При этом не все виды возможного ущерба могут быть оценены в денежном выражении, а оценки такого ущерба могут быть неточными. Невозможность или неточность оценок ущерба не должна служить поводом для отказа обеспечивать в порядке предосторожности приемлемый уровень защищенности для наиболее уязвимых территорий, объектов и социальных групп путем принятия мер по предотвращению, минимизации и устранению неблагоприятных последствий изменения климата. Климатическая политика подлежит регулярной и своевременной корректировке с учетом новых знаний о климате, включая уточненные оценки возможных последствий его изменения, экономического и технологического развития, особенно в сфере производства, передачи и потребления энергии, а также с учетом политики других государств и мирового сообщества в целом. Российская Федерация, принимая активное участие в разработке и реализации международной климатической политики, исходит из приоритета своих национальных интересов, связанных с повышением качества жизни граждан, сохранением их здоровья и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в условиях меняющегося климата, охраной окружающей среды, рациональным природопользованием, а также с обеспечением национальной и продовольственной безопасности. Пополнение знаний о климате является необходимой предпосылкой выработки и реализации независимой научно обоснованной климатической политики. Систематическое наблюдение за климатом, фундаментальные и прикладные исследования, связанные с его изменением, обеспечивают повышение осведомленности органов государственной власти, субъектов экономики, научной общественности, средств массовой информации и населения о происходящем и будущем изменении климата и последствиях такого изменения, возможностях адаптации к этому изменению и мерах по смягчению антропогенного воздействия на климат, а также принятие соответствующих решений. Своевременные выявление и оценка связанных с изменением климата угроз устойчивому развитию и безопасности Российской Федерации, включая угрозы обороноспособности, экономике, окружающей среде, жизни и здоровью граждан, относятся к приоритетам климатической политики. Адаптация к изменению климата необходима для снижения потерь и использования выгод, связанных с происходящим и будущим изменением климата. Меры по адаптации принимаются органами государственной власти с учетом международных договоренностей Российской Федерации. Планирование, организация и осуществление мер по адаптации, в том числе превентивных, проводятся в рамках климатической политики с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни общества, экономику и государство. Важнейшей составляющей при разработке и планировании мер по адаптации является оценка: а уязвимости экономики, населения и окружающей среды к неблагоприятным последствиям изменения климата и связанным с ними ожидаемым потерям; б возможных последствий изменения климата в регионах России в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе современных научных методов; в возможностей получения выгод, связанных с благоприятными последствиями изменения климата; г затрат на осуществление соответствующих мер по адаптации, а также эффективности в том числе экономической и практической осуществимости таких мер; д потенциала адаптации к изменению климата с учетом экономических, социальных и других значимых факторов для государства, экономики, населения, в том числе отдельных социальных групп, окружающей среды. Упреждающая адаптация к изменению климата относится к приоритетам климатической политики. Российская Федерация в масштабе всей экономики предпринимает максимальные усилия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, а также на увеличение абсорбции парниковых газов поглотителями и накопителями и иных климатически активных веществ. С этой целью принимаются меры, обеспечивающие: а повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики; б развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; в осуществление климатических проектов, в том числе в области лесного хозяйства, направленных на сокращение предотвращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов. Предложения о вкладе Российской Федерации в глобальное снижение выбросов парниковых газов вырабатываются с учетом национальных интересов и при участии всех заинтересованных российских организаций и гражданского общества. Эффективная климатическая политика призвана способствовать динамичной технологической модернизации экономики страны, укреплению ее позиций в международных экономических отношениях, повышению конкурентоспособности в первую очередь за счет рационального природопользования и повышения энергоэффективности. Российская Федерация будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов, а также развитию других инновационных экологически приемлемых и экономически эффективных технологий. Создание правовых основ и механизмов государственного регулирования, направленного на смягчение антропогенного воздействия на климат, и обеспечение их реализации относятся к приоритетам климатической политики. Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся государствам, в том числе наиболее уязвимым к неблагоприятным воздействиям изменения климата, в реализации мер по адаптации и устранению последствий неблагоприятного воздействия изменения климата. При этом Российская Федерация исходит из того, что долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны - эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий , предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю. Географические и иные особенности Российской Федерации при решении проблем изменения климата 45. Значительная часть территории Российской Федерации находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого. Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан. К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения.
Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
РСМД :: Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать | Эколог Пинаев: изменение климата в России может привести к смене регионов проживания. |
Изменение климата: к чему придется адаптироваться российским регионам | Последние новости. |
Изменение климата: к чему придется адаптироваться российским регионам
Выбросы CO₂ — главная причина антропогенного изменения климата. Главная наша проблема — это адаптация к изменениям климата, как я уже сказал, с учетом того, какими темпами будет изменятся климат. Страны, присоединившиеся к соглашению, обязуются сокращать выбросы и вести работу по адаптации к последствиям изменения климата. Главная наша проблема — это адаптация к изменениям климата, как я уже сказал, с учетом того, какими темпами будет изменятся климат.
Чем занимается команда
- GISMETEO: Изменение климата: траты россиян возрастут - Природа | Новости погоды.
- Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
- Search the United Nations
- Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
- Изменение климата: траты россиян возрастут
- Что такое изменение климата
Глава Института глобального климата и экологии перечислила регионы России из зоны риска
Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости регионов. Адаптация к изменению климата. Последние новости. СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата 2 декабря состоялось специальное заседание Совета.
Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
Кроме того, противники сокращения выбросов напоминают, что природоохранные мероприятия, в том числе связанные с форсированным переходом на альтернативные источники энергии, также требуют производственной деятельности и расхода ресурсов и энергии, что, в свою очередь, может вызвать нежелательные экологические последствия. Вместо того чтобы тратить силы и ресурсы на борьбу с неизбежным, они советуют оценить, не будет ли дешевле и безопаснее просто приспособиться к переменам и даже постараться извлечь из них выгоду, например за счет возможного увеличения площади сельскохозяйственных угодий и сокращения отопительного сезона в северных странах, удлинения судоходных периодов для северных рек и Северного морского пути и т. Некоторые возможные отрицательные и положительные последствия глобального потепления [30] Подобные споры многократно усиливаются тем, что исследования и решения, связанные с глобальными изменениями климата, могут быть выгодны или невыгодны тем или иным сторонам. Например, компаниям, которые участвуют в развитии атомной энергетики, в производстве ветрогенераторов или солнечных панелей, потепление климата и сокращение антропогенных выбросов парниковых газов за счет перехода на новые технологии сейчас выгодно.
А тем, кто добывает горючие полезные ископаемые особенно уголь и владеет тепловыми электростанциями, это не просто невыгодно, а разорительно. И вполне естественно, что представители бизнеса стараются влиять на решения чиновников, правительств, международных организаций и форумов и даже оказывать давление на ученых с целью искажения тех или иных научных результатов или сдерживания готовности работать в том или ином направлении подобные жалобы неоднократно поступали, например, от климатологов США. Отсюда и волны публикаций «за» и «против», в которых бывает очень трудно разобраться.
И такая борьба интересов в целом негативно влияет на выработку и реализацию мер по смягчению последствий глобальных изменений климата. На возобновляемые источники энергии переходить все равно придется Сколько бы ни спорили о необходимости сокращения выбросов парниковых газов при сжигании ископаемых углеводородов, но на возобновляемые источники энергии, то есть к низкоуглеродной экономике, переходить все равно придется, даже если сегодня это кому-то невыгодно. И чем скорее, тем лучше, поскольку запасы нефти, газа и угля на Земле не бесконечны — их хватит максимум на 50 или 100 лет.
На рисунке 2 продемонстрировано, как быстро в некоторых странах увеличивается производство энергии без выбросов парниковых газов. Да и кто сказал, что для дальнейшего развития цивилизации не нужен переход на новые экологически ответственные технологии, даже если экономические преимущества получат их производители? Хотелось бы, чтобы и Россия наконец более активно подключилась к этому процессу.
Рост производства электричества в некоторых странах без выбросов парниковых газов с использованием возобновляемых источников энергии за период 2006—2016 гг. И к ним человечеству в любом случае придется приспосабливаться. А для своевременной выработки мер по адаптации необходимы как можно более точные прогнозы хотя бы на несколько десятков лет вперед.
Однако последствия изменений климата будут широко варьировать в разных регионах, поэтому и мероприятия по адаптации там должны быть разными. Но, как ни странно, составлять климатические прогнозы на отдельные регионы гораздо труднее, чем в глобальном масштабе. Поэтому необходимо, чтобы климатические исследования как можно скорее привели к созданию климатических технологий и услуг для выработки наиболее надежных прогнозов и реализации наилучших мер по адаптации индивидуально для каждого региона.
Все сводится к управлению рисками Игнорирование предупреждений климатологов недопустимо, поскольку возможный экономический ущерб от бездействия может оказаться гораздо больше, чем стоимость принятых мер. Таким образом, все сводится к управлению рисками, связанными с потеплением. Их поможет снизить существенное уменьшение антропогенных выбросов парниковых газов в сочетании со своевременной и грамотной адаптацией к изменениям климата и их последствиям.
То есть необходимо уделять должное внимание не только путям сокращения выбросов, но и разработке стратегий адаптации к переменам. Меры, связанные с деградацией многолетней мерзлоты Что касается деградации многолетней мерзлоты, то, как показывают расчеты, на ее дальнейшем развитии даже полное выполнение Парижского соглашения до середины XXI века практически не скажется. В силу значительной внутриландшафтной дифференциации реакций многолетней мерзлоты на современное потепление о которой мы писали в предыдущей части статьи [77] для территорий криолитозоны, охваченных человеческой деятельностью, особенно важно развивать методы регионального прогноза изменений климата и состояния мерзлых пород.
Для этого необходимо расширять сеть мерзлотных и метеорологических наблюдений и регулярно обновлять геокриологические карты. Старые здания и сооружения, построенные на многолетней мерзлоте более 50—70 лет назад, уже не удовлетворяют современным нормам и, если реконструкция невозможна, их постепенно нужно выводить из эксплуатации и сносить.
Подчеркивается центральное значение качества земли для благополучия человека и утверждается, что восстановление и защита нашей земли жизненно важны для здорового и процветающего будущего. Управление ООН по снижению риска бедствий Наш мир в опасности 26 апреля 2022 года COVID-19 и изменение климата демонстрируют, что в современном перенаселенном и взаимосвязанном мире последствия стихийных бедствий все больше распространяются по географическим и отраслевым регионам. Несмотря на достигнутый прогресс, создание рисков опережает их снижение, предупреждает последний доклад Управления ООН по снижению риска бедствий. ЮНЕП Доклад ЮНЕП «Рубежи», 2022 год 17 февраля 2022 года Усилившиеся и участившиеся лесные пожары, превращение городского шумового загрязнения в глобальную угрозу здоровью населения и фенологические перекосы — изменение сроков жизненного цикла в природных системах — имеют экологические последствия. Все эти жизненно важные экологические проблемы, требующие более пристального внимания, освещаются в новом издании доклада «Рубежи» , представленном Программой ООН по окружающей среде ЮНЕП.
В докладе рассматривались такие факторы, как повышение температуры, таяние ледников, повышение уровня моря, закисление океана, обесцвечивание коралловых рифов, периоды аномального повышения температуры на суше и на море, интенсивные тропические циклоны, наводнения, засухи и лесные пожары, которые в наибольшей степени затрагивали регион в 2020 году, оказывая воздействие на наиболее уязвимые сообщества, в том числе на малые островные развивающиеся государства. Особое внимание в рамках доклада было уделено повышению устойчивости к изменению климата путем применения определенных методов, таких как принятие мер реагирования в масштабах экосистем и совершенствование услуг в области климата и многоаспектных систем раннего предупреждения. ВМО Доклад ВМО о состоянии климата в юго-западной части Тихого океана в 2020 году 10 ноября 2021 года В докладе приводится информация, касающаяся государств и территорий в обширной юго-западной части Тихого океана, прилегающих океанических районов к северу от экватора и восточной части Индийского океана. Этот доклад является первым в своем роде для данного региона и представляет собой важную веху в проведении обоснованного климатического анализа и изучении тенденций изменения климата. В докладе освещаются реальные и потенциальные риски, связанные с изменениями, происходящими в циркуляции океана, температуре, закислении и деоксигенации, а также с повышением уровня моря. Климатические и экстремальные погодные явления оказали значительное и разнообразное воздействие на перемещение населения и уязвимость жителей региона, уже находившихся в процессе перемещения в течение 2020 года. Кроме того, пандемия COVID-19 нарушила социально-экономическое развитие в регионе - оказала негативное влияние на основные факторы роста и выявила пробелы в возможностях стран по устранению системных и каскадных рисков.
Устранение растущих климатических рисков и связанных с ними последствий требует наращивания местного, регионального и транснационального потенциала, развития услуг в области климата и разработки комплексных подходов к снижению риска бедствий. ЮНЕП Доклад о разнице мер адаптации к изменению климата 2021 год 1 ноября 2021 года Несмотря на активное, но все равно недостаточное стремление мира сокращать объемы выбросов парниковых газов, в шестом издании «Доклада ЮНЕП о разнице мер адаптации: надвигающийся шторм» говорится, что увеличивающееся воздействие изменения климата намного опережает наши усилия адаптироваться к нему. ПРООН Обнадеживающие перспективы: масштабные планы решения климатических проблем 21 октября 2021 года Согласно этому докладу, «передаточный механизм» Парижского соглашения, заключающийся в регулярном пересмотре странами своих целей в области климата и повышении масштаба устремлений, работает. Однако самые амбициозные цели ставят перед собой малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны, несмотря на то, что их доля в общем объеме мировых выбросов незначительна. В докладе подчеркивается, что настало время активизировать свои усилия странам «Группы двадцати», поскольку максимум выбросов приходится именно на их долю. По итогам рассмотрения новейших национальных планов действий в связи с изменением климата, известных как «определяемые на национальном уровне вклады», в докладе сделан вывод о том, что они отличаются более высоким качеством, более широким охватом и в большей степени ориентированы на потребности конкретных стран, чем предшествовавшие им планы. Однако ключевым препятствием остается вопрос финансирования.
Несмотря на то, что страны все чаще привлекают частный сектор, играющий ключевую роль в расширении масштабов противодействия изменению климата, они недостаточно корректно определяют потребности процесса справедливого перехода. Вопросы, связанные с гендерным равенством и молодежью, занимают более заметное место, однако необходимо еще многое сделать для должного использования потенциала этих групп как участников и лидеров климатического движения. ВМО и другие организации Состояние климата в Азии в 2020 году 26 октября 2021 года Экстремальные погодные условия и последствия изменения климата в Азии в 2020 году привели к гибели тысяч людей, перемещению миллионов жителей континента и ущербу, исчисляемому сотнями миллиардов долларов, а также нанесли тяжелый удар по инфраструктуре и экосистемам. Устойчивое развитие находится под угрозой: возрастает дефицит продовольствия и воды, повышаются риски для здоровья, усиливается деградация окружающей среды. В новом докладе представлен обзор температуры на суше и в океане, режима осадков, таяния ледников, сокращения площади морских льдов, повышения уровня моря и опасных погодных явлений. В нем рассматриваются социально-экономические последствия года, в ходе которого регион также боролся с пандемией COVID-19, что, в свою очередь, осложнило предотвращение бедствий и ликвидацию их последствий. В докладе показано, что затронутыми оказались все части Азии: от гималайского высокогорья до низколежащих прибрежных районов, от густонаселенных городов до пустынь, от Арктики до Аравийского моря.
Портал ООН по изменению климата Определяемые на национальном уровне вклады по смыслу Парижского соглашения: пересмотренная записка Секретариата [пересмотр] 25 октября 2021 года Обновленная обобщающая информация о планах действий в области климата, представленных в рамках определяемых на национальном уровне вкладов, подтверждает общие тенденции, выявленные в полном варианте доклада, опубликованном в сентябре 2021 года.
Российская Федерация, принимая активное участие в разработке и реализации международной климатической политики, исходит из приоритета своих национальных интересов, связанных с повышением качества жизни граждан, сохранением их здоровья и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в условиях меняющегося климата, охраной окружающей среды, рациональным природопользованием, а также с обеспечением национальной и продовольственной безопасности. Пополнение знаний о климате является необходимой предпосылкой выработки и реализации независимой научно обоснованной климатической политики.
Систематическое наблюдение за климатом, фундаментальные и прикладные исследования, связанные с его изменением, обеспечивают повышение осведомленности органов государственной власти, субъектов экономики, научной общественности, средств массовой информации и населения о происходящем и будущем изменении климата и последствиях такого изменения, возможностях адаптации к этому изменению и мерах по смягчению антропогенного воздействия на климат, а также принятие соответствующих решений. Своевременные выявление и оценка связанных с изменением климата угроз устойчивому развитию и безопасности Российской Федерации, включая угрозы обороноспособности, экономике, окружающей среде, жизни и здоровью граждан, относятся к приоритетам климатической политики. Адаптация к изменению климата необходима для снижения потерь и использования выгод, связанных с происходящим и будущим изменением климата.
Меры по адаптации принимаются органами государственной власти с учетом международных договоренностей Российской Федерации. Планирование, организация и осуществление мер по адаптации, в том числе превентивных, проводятся в рамках климатической политики с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни общества, экономику и государство. Важнейшей составляющей при разработке и планировании мер по адаптации является оценка: а уязвимости экономики, населения и окружающей среды к неблагоприятным последствиям изменения климата и связанным с ними ожидаемым потерям; б возможных последствий изменения климата в регионах России в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе современных научных методов; в возможностей получения выгод, связанных с благоприятными последствиями изменения климата; г затрат на осуществление соответствующих мер по адаптации, а также эффективности в том числе экономической и практической осуществимости таких мер; д потенциала адаптации к изменению климата с учетом экономических, социальных и других значимых факторов для государства, экономики, населения, в том числе отдельных социальных групп, окружающей среды.
Упреждающая адаптация к изменению климата относится к приоритетам климатической политики. Российская Федерация в масштабе всей экономики предпринимает максимальные усилия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, а также на увеличение абсорбции парниковых газов поглотителями и накопителями и иных климатически активных веществ. С этой целью принимаются меры, обеспечивающие: а повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики; б развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; в осуществление климатических проектов, в том числе в области лесного хозяйства, направленных на сокращение предотвращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов.
Предложения о вкладе Российской Федерации в глобальное снижение выбросов парниковых газов вырабатываются с учетом национальных интересов и при участии всех заинтересованных российских организаций и гражданского общества. Эффективная климатическая политика призвана способствовать динамичной технологической модернизации экономики страны, укреплению ее позиций в международных экономических отношениях, повышению конкурентоспособности в первую очередь за счет рационального природопользования и повышения энергоэффективности. Российская Федерация будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов, а также развитию других инновационных экологически приемлемых и экономически эффективных технологий.
Создание правовых основ и механизмов государственного регулирования, направленного на смягчение антропогенного воздействия на климат, и обеспечение их реализации относятся к приоритетам климатической политики. Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся государствам, в том числе наиболее уязвимым к неблагоприятным воздействиям изменения климата, в реализации мер по адаптации и устранению последствий неблагоприятного воздействия изменения климата. При этом Российская Федерация исходит из того, что долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны - эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий , предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю.
Географические и иные особенности Российской Федерации при решении проблем изменения климата 45. Значительная часть территории Российской Федерации находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого. Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан.
К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся: а сокращение расходов энергии в отопительный период; б улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; в расширение зоны растениеводства; г повышение продуктивности бореальных лесов. По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата.
Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов. Реализация климатической политики 52.
Основными направлениями реализации климатической политики являются: а развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата; б совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; в научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; г международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики. Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.
При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права.
В нем, в частности, говорится о том, что Россия может потерять часть территории береговой линии из-за глобального потепления и таяния вечной мерзлоты. Можно предположить, что некоторые виды животных и растений не смогут адаптироваться и исчезнут, а те виды, которые смогут адаптироваться, либо изменят ареал обитания, либо изменятся сами, чтобы существовать в новых условиях», — прокомментировал Пинаев. По его словам, также важно понимать, что территории с «вечной мерзлотой» подвержены изменениям и необходимо уже сейчас разрабатывать и утверждать новые строительные нормы и правила, чтобы избежать возможных катастроф. В своем докладе ученые МГЭИК отметили, что «существует множество осуществимых и эффективных вариантов сокращения выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата, вызванному деятельностью человека, и они доступны уже сейчас». По словам Пинаева, с данным тезисом сложно не согласиться, однако следует понимать, что планета Земля — это большая система, и она очень инертна.
Изменение климата
Изменение климата в России происходит быстрее, чем в остальном мире, и в этом году страна начала предпринимать активные действия по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к росту температур. В сентябре этого года СПЧ направил в регионы список из 13 вопросов по мерам, направленным на сокращение выбросов парниковых газов и адаптацию к изменению климата. Для эффективной адаптации к изменению климата необходимы решительные меры по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов и переходу к устойчивому развитию. Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. Одним из примеров адаптации к изменению климата является строительство защитных сооружений на побережье, чтобы предотвратить наводнения и эрозию.
климатический хаос
35. Адаптация к изменению климата необходима для снижения потерь и использования выгод, связанных с происходящим и будущим изменением климата. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости регионов. Согласно отчету Межправительственной группы экспертов по изменению климата, влияние метана на потепление примерно в 30 раз выше, чем эквивалентная масса CO2. 35. Адаптация к изменению климата необходима для снижения потерь и использования выгод, связанных с происходящим и будущим изменением климата.