Новости из деревни в деревню

Наталья Ерлакова бросила работу в мегаполисе и вернулась жить обратно в деревню.

Бизнесмен восстанавливает родную деревню в Челябинской области

Нурулла Гайфутдинов из деревни Тямле Чишма Кукморского района республики уже 17 лет живет один в деревне. Объездили несколько деревень до того, как попали в соседнюю с той, где сейчас живем. Как я переехала в деревню, научилась топить печь и доить козу.

«В Москве стало невмоготу». Три истории семей, которые уехали из города в деревню навсегда

А началось все в Петербурге. Увлеклись, знаете ли, перкуссией — разными «ручными» барабанами, и в этой связи попали на выездной семинар в экопоселении на карельском перешейке. Вот там и увидели, как живут вне города, вполне интеллигентные и образованные люди. Очень нам это дело понравилось, настолько, что начали закрадываться предательские мысли, сами-знаете-какие. Алтай-Чарбай Первоначально, мы решили напроситься пожить в какое понравится действующее экопоселение, заодно познакомились с людьми, пытающимися такое организовать. В результате оказались в маленькой общине в Алтайской тайге. Эпизод, надо сказать, значимый и интересный, посему, несколько подробностей. Есть недалеко от Горно-Алтайска деревня Паспаул. Вот она, ближайший к общине населенный пункт.

Чтобы добраться до нее, нужно ехать по плохой «грунтовке» в тайге около 40 км, преодолев три речки вброд. Весной-осенью, по нескольку недель выбраться к людям невозможно. Община состоит из постоянно живущей семьи и сколько-то временного народу. Представляет собой этакий хутор из нескольких разнокалиберных домиков на таежной поляне на склоне горы. Место очень красивое, вокруг горы, тайга. Называют они себя Чарбай, Алтай-Чарбай. В наличии небольшое хозяйство — козы, куры, коровы, конь, небольшая пасека. В последнее время появился трактор и немного электричества от микро-ГЭС на горном ручье.

К сожалению, очень много сил и времени занимает простое выживание — добывание электричества, животноводство, дровишки, ремонт и доработка имеющегося. Выйдешь бывало поздним вечером на улицу — мороз за сорок, холодные колючие звезды, вокруг черные высоченные сосны с кедрами трещат и на десятки километров никого вокруг, только дым из трубы над головой. На ум невольно приходит словосочетание «тепловая смерть», хотя это и из другой оперы. Из этой — факт, что жизнь горстки людей в тайге, поддерживается сейчас только огнем в печи, погасни он и а-ага! Мы на Алтае прожили всего ничего, практически только перезимовали, но впечатлений получили много, более того, стало очень хорошо понятно, что нужно именно нам. Ну и как приятный довесок — после зимовки в тайге, любые временные неустройства и неудобства воспринимались с понимающей улыбкой это что, вот бывало… , практические навыки опять же. На фоне туристического опыта, это позволяло позаботиться о себе в сложных ситуациях, не бояться браться за новое дело. Словом, очень помогло.

Пермский край, деревня Обосноваться насовсем мы решили в Пермском крае, здесь у нас родственники. Поездили по окрестностям, нашли медвежий угол по душе и начали строиться. Местечко выбрали в маленькой деревне, на отшибе, возле леса.

Причем один на два вопроса. Семья выкупила один дом под восстановление, потом второй — в нем делают музей для всех желающих, стали приглашать туристов, рассказывать об истории этих уникальных мест, объединились с соседним селом, чтобы развивать новое направление экотуризма. Мы решили следить, ухаживать за этими памятниками, чтобы они удивляли и вдохновлял людей, были предметом изучения подрастающего поколения. Первый дом достался Бельковым в весьма в плачевном состоянии - там лет пять текла крыша. Все было в плесени и гнилости. Пришлось чистить стены, полы и потолки, убирать, выскабливать, восстанавливать. При этом постарались сохранить прежний деревенский колорит.

Ну и один новый дом — который построили мы своей семье. Но не все исторические дома сохранили свою «изюминку». Прежние владельцы, городские пенсионеры, пытались сделать из них городские квартиры. То есть, они поубирали русские печи и лавки, лишили дом вот этой вот старины, красоты. Но есть в Завелье дом, который сохранил по максимуму эти интерьерные предметы. Дом в самом центре деревни, большой, деревянный, светлый. Лидия с мужем копили деньги, чтобы выкупить строение. Потому что к чужому имуществу, даже если ты хочешь просто спасти здание, закрыв от дождя крышу, не подойдешь. Им удалось выкупить дом, и теперь семья из него делает музей. Помощь оказывают даже незнакомые люди, которые откликнулись на историю Лидии, размещенную на платформе Планета.

Это была невероятная женщина. Она умерла в девяносто шесть лет, но сохранила ясность ума, оптимизм, отличное чувство юмора. Помню, мы к ней бегали детьми чуть ли не каждый день. Она всегда принимала, угощала чаем и рассказывала о житие-бытие. Она научила меня рукоделию: плести половики, ткать веретеном, вязать. Я очень ее просила — «научи меня научи меня ткать, у тебя есть ткацкий станок». Но она отмахивалась, возраст уже был. Так она не научила, но, в конце концов, этот ткацкий станок мне и достался, когда мы дом купили. Ткать я научилась уже в Вельске, - продолжает Лидия. Когда дом-музей отремонтируют, он будет открыт для всех желающих.

Новая хозяйка будет рассказывать об истории дома, о деревне, угощать гостей пирогами из настоящей русской печи. Кстати, встречи для детей из соседних деревень Лидия проводит уже сейчас — собирает малышню и читает народные сказки, а еще учит названиям разных частей деревенского дома, народным играм, дает поиграть на гуслях. Уже несколько лет в этом доме проводит литературные вечера для взрослых с участием местного поэта. Лидия мечтает сохранить все дома этой деревни. А пока старается рассказать о маленькой, но очень красивой деревне Завелье в соцсетях. Создала группу , чтобы привлечь внимание к проблеме исчезающих северных домов. Такие крепкие крестьянские избы уже никто никогда не построит. В Завелье чуть ли не каждый дом — как экспонат музея под открытым небом. Местные говорят, что в этих северных деревнях — у каждого дома свой домовой, со своим характером. В деревнях дома как бы живые, в отличие от городских квартир.

И люди, не только местные, но и гости, порой слышат домовых. А в соседней деревне Щелканово есть даже дом с «привидениями». Хозяин, живший здесь когда-то давно, вырезал из дерева человеческие фигуры и установил вокруг дома. Заглянуть в окна пустому дому, пройтись в валенках по деревне, поспасть на настоящей русской печи — благодаря семье Лидии в Завелье стали ехать гости из разных уголков России.

Мы решили следить, ухаживать за этими памятниками, чтобы они удивляли и вдохновлял людей, были предметом изучения подрастающего поколения. Первый дом достался Бельковым в весьма в плачевном состоянии - там лет пять текла крыша. Все было в плесени и гнилости. Пришлось чистить стены, полы и потолки, убирать, выскабливать, восстанавливать. При этом постарались сохранить прежний деревенский колорит. Ну и один новый дом — который построили мы своей семье. Но не все исторические дома сохранили свою «изюминку». Прежние владельцы, городские пенсионеры, пытались сделать из них городские квартиры. То есть, они поубирали русские печи и лавки, лишили дом вот этой вот старины, красоты. Но есть в Завелье дом, который сохранил по максимуму эти интерьерные предметы. Дом в самом центре деревни, большой, деревянный, светлый. Лидия с мужем копили деньги, чтобы выкупить строение. Потому что к чужому имуществу, даже если ты хочешь просто спасти здание, закрыв от дождя крышу, не подойдешь. Им удалось выкупить дом, и теперь семья из него делает музей. Помощь оказывают даже незнакомые люди, которые откликнулись на историю Лидии, размещенную на платформе Планета. Это была невероятная женщина. Она умерла в девяносто шесть лет, но сохранила ясность ума, оптимизм, отличное чувство юмора. Помню, мы к ней бегали детьми чуть ли не каждый день. Она всегда принимала, угощала чаем и рассказывала о житие-бытие. Она научила меня рукоделию: плести половики, ткать веретеном, вязать. Я очень ее просила — «научи меня научи меня ткать, у тебя есть ткацкий станок». Но она отмахивалась, возраст уже был. Так она не научила, но, в конце концов, этот ткацкий станок мне и достался, когда мы дом купили. Ткать я научилась уже в Вельске, - продолжает Лидия. Когда дом-музей отремонтируют, он будет открыт для всех желающих. Новая хозяйка будет рассказывать об истории дома, о деревне, угощать гостей пирогами из настоящей русской печи. Кстати, встречи для детей из соседних деревень Лидия проводит уже сейчас — собирает малышню и читает народные сказки, а еще учит названиям разных частей деревенского дома, народным играм, дает поиграть на гуслях. Уже несколько лет в этом доме проводит литературные вечера для взрослых с участием местного поэта. Лидия мечтает сохранить все дома этой деревни. А пока старается рассказать о маленькой, но очень красивой деревне Завелье в соцсетях. Создала группу , чтобы привлечь внимание к проблеме исчезающих северных домов. Такие крепкие крестьянские избы уже никто никогда не построит. В Завелье чуть ли не каждый дом — как экспонат музея под открытым небом. Местные говорят, что в этих северных деревнях — у каждого дома свой домовой, со своим характером. В деревнях дома как бы живые, в отличие от городских квартир. И люди, не только местные, но и гости, порой слышат домовых. А в соседней деревне Щелканово есть даже дом с «привидениями». Хозяин, живший здесь когда-то давно, вырезал из дерева человеческие фигуры и установил вокруг дома. Заглянуть в окна пустому дому, пройтись в валенках по деревне, поспасть на настоящей русской печи — благодаря семье Лидии в Завелье стали ехать гости из разных уголков России. После этого стали писать люди с просьбой приехать к нам и увидеть своими глазами деревню, которая в XXI веке живет почти также, как жили тут люди сто лет назад. В основном это были жители Архангельской области.

Я была очень горда собой — у меня была цель, и я её добилась! Он работал в Москве в больнице вахтовым методом и в Дудорово приезжал на два-три дня после дежурств. К деревне он относился как к даче — месту, где нужно отдыхать. Для него слабым звеном оказалась логистика. Например, ему не нравилось, что до ближайшего магазина надо добираться на машине, так как привык к городским супермаркетам в шаговой доступности. Женя же восприняла деревенскую жизнь как работу: «Я приноровилась к тому, что в шаговой доступности нет магазина: научилась варить творог, делать сыр, у меня был большой огород. Местные жители даже покупали у меня молоко, яйца и помидоры». В 2017 году дом в Дудорово сгорел. Мы с детьми выскочили из дома, в чем спали», — вспоминает Женя. До приезда пожарных бороться с огнем помогали соседи. Как позже выяснилось, в одной из розеток произошло короткое замыкание. Бетонные стены уцелели, но внутри всё выгорело. Электричество — первая из них». Мы ответили: да. И тогда нам выделили бетонный «коттедж», принадлежавший колхозу», — продолжает Женя. Однако новый дом оказался неприспособлен для жилья, и тогда Женя еще раз круто поменяла жизнь. К этому времени она уже перевезла в деревню маму, а после пожара вышла на работу, взяла кредит и в 2019 году купила в соседнем селе Высокое участок в 16 соток, на котором стоят два дома — один кирпичный, двухэтажный, с гаражом, а другой — старинный, деревянный, с мезонином. Фото из личного архива Евгении Плюсы и минусы деревенской жизни «Сейчас наша жизнь устроена так: я всю неделю работаю в Москве, а мама на хозяйстве. Высокое — большое село, маме там легче: магазины, аптека, почта — всё рядом. Дети учатся в местной школе. На выходные я приезжаю, и мы вместе отправляемся куда-нибудь: зимой — на каток, летом — по музеям. Очень любим праздники — часто ездим на фольклорную площадку в музей деревянного зодчества на реке Тверца в Василёво или в карельский дом в Чашково», — рассказывает Женя. Неудобство у Жени вызывает только тяжёлая работа — привозить газ в баллонах, дрова и уход за трубами, которые периодически приходится проверять и варить. Здесь Женя однозначно дает совет изначально взвесить все «за» и «против» и понимать, какими именно вы хотите видеть коммуникации — готовы ли вы колоть дрова и думать о пополнении газовых баллонов, возможно ваш вариант не дом в деревне, а более продвинутый с точки зрения отопления и коммуникаций дом в дачном поселке. Об этом советует думать заранее, потому что монотонная тяжёлая работа кому-то «в кайф и по плечу, а у кого-то со временем вызовет раздражение». Принято считать, что жить в деревне дешевле, чем в городе.

Новости из деревни

Был вариант, что они съедут. Я попросил своего друга присмотреть за домом, чтобы не спёрли технику, пока там никого нет. В результате через месяц звонят жильцы и ругаются, что им друзья из соседнего хутора доложили следующее: "Он сказал, что вы хотите его обокрасть и обнести весь дом и за это выгоняет вас. А следить за вашим съездом будет его друг, на которого он уже оформил дарственную на дом. Жена друга сказала своей подруге, что её муж будет следить за домом и они там поживут, пока дом пустой. Ну а дальше сами понимаете, один другому, добавить от себя и тд. И уже вся деревня обсуждает и осуждает моих жильцов. А те никуда не съезжают, поскольку ситуация у них поменялась.

Что по автопрому и покупке там авто? Часто без документов, особенно у молодёжи. Те вообще за 20-30 умудряются купить тачку. В деревне как и прежде процветает воровство, занимаются этим местные бомжи, которые только откинулись из тюрьмы и местные менты отправляют их в эту деревню, лишь бы не в город.

Дина вяжет на заказ и пишет мастер-классы по хендмейду. В чем сложности у этих переселенцев. Низкая скорость развития хозяйства. Деньги зарабатываются на ходу и тут же все идут в дело. Нет возможности сразу взять и вложить круглую сумму в быт и ферму.

Все движется медленно, и надо выбирать каждый раз: установить душевую кабину или сначала купить поросенка. Риски утраты дохода. Все источники дохода требуют активного участия Димы и Дины.

Можно скотину держать, на огороде что-то интересное выращивать, в лес ходить, собирательством заниматься, делать заготовки. Всё это востребовано, всё продается. Если есть желание, силы, не лень, прокормиться можно. Дело не столько в доходе, сколько в потребностях. Сейчас потребности человека искусственно раздуты. У каждого в гардеробе одежды — на три жизни хватит, и продуктов в холодильнике столько, что выбрасывать приходится.

По две-три машины на семью. Если стремиться не к увеличению доходов, а к уменьшению потребностей, у человека остается гораздо больше времени собственно для жизни. Мы сейчас чувствуем себя ничуть не хуже, не ущербней, а намного лучше, чем в городе. Екатерина Олеговна: — Нельзя воспринимать деревню как навоз, грязь, немытые руки и ноги. У меня каждый день спа-процедуры: я мою руки и ноги в чистейшей молочной сыворотке. В городе вы такую роскошь даже за больше деньги вряд ли найдете. Руки у меня сейчас более ухоженные, чем в мою бытность стоматологом. Можно ходить босиком по земле, что я очень люблю; потом на пять минут опустить ноги в сыворотку — и они идеальные. Человек сам себе создает условия: можно и в городе развести свинарник, и в деревне можно быть аккуратной.

У нас есть горячая вода, канализация, посудомойка, пылесос — все условия. Здесь гораздо более спокойная и благоприятная для здоровья обстановка. Ты не должен каждое утро подскакивать в шесть утра и мчаться на работу, испытывая стресс. В городе я была начальником. Надо мной учредители, подо мной — врачи и медсестры, я со всеми должна была договориться, учесть мнения всех — психологически это очень тяжело. Да и вообще, работа врача и психологически, и физически очень тяжелая. В деревне мне не тяжелей, это точно. У меня такое чувство, будто я сейчас в каком-то длительном отпуске; для меня огород и птица — это вообще не нагрузка. Во-первых, я это люблю; во-вторых, меня никто не заставляет.

Не хочешь сегодня полоть грядки — не поли. Потом прополешь. Нет такого, что начальник сказал «надо» — и все ночью работают. Это невероятное удовольствие. У меня такое чувство, будто я сейчас в каком-то длительном отпуске Олег Юрьевич: — Всё хозяйство мы ведем вдвоем с женой, и дети нам помогают. Когда мы переехали, дочке был год с небольшим, то есть вся ее сознательная жизнь прошла в деревне. Она видит, что папа и мама не уходят с утра на работу на весь день, а работают здесь, рядом с ней. Серафима сама предлагает: «Я помогу». У нее даже игры связаны с какими-то делами.

Например, она говорит: «Я пойду яйца у куриц соберу». Она берет ведро, идет и собирает, и приносит все целые, ни одно не уронит, не разобьёт. На полдороге не отвлечется на что-то другое, не убежит играть. Жена с дочкой занимаются огородом и курами, мы с сыном отвечаем за крупных животных. Старшая дочка живет в городе, она учится на четвертом курсе института, будет стоматологом, как мама. Наш переезд совпал с ее поступлением. Она восприняла перемену нашей жизни с негодованием, с бурей страстей. Но у детей за плечами нет жизненного опыта.

Все семена, которые я увидела в магазине и которые мне понравились на картинке, — говорит она. Которых мы, неопытные садоводы, посадили не как нормальные люди 3—4 кустика, а мы посадили 14, из которых взошло 13. Мы снимали по пять—восемь штук в день. И теперь, мне кажется, я знаю все рецепты из кабачков. Как изменились отношения в семье Бытовые сложности могут по-разному отразиться на отношениях. Но Карина говорит, что их семью это нисколько не разобщило. Даже наоборот — Карина влюбилась в мужа еще сильнее. Дмитрий не только выполнял мужскую работу по дому, но и во всем помогал жене. Дима даже научился печь хлеб, пока я гладила бесконечные стопки белья. Даже после свадьбы не была так сильно влюблена в мужа, как после этой поездки, — рассказывает Карина. Сын Ваня тоже изменился в деревне. По словам мамы, он стал более самостоятельным и более общительным. Источник: Карина Гажу — Во-первых, это была свобода. Мы знали, что можем отпустить его из дома и ничего не случится. Во-вторых, большой поток гостей, много общения с разными людьми разных возрастов, поэтому он стал более социализированным. С ребенком Карина много времени проводила на природе: гуляли в лесу, изучали растения. И червей копала тоже первый раз в жизни. Потом я наловчилась этих червей рвать и насаживать на крючок. Сначала это было очень страшно, а потом я приспособилась, и мне очень понравилась рыбалка. Мужа и ребенка как-то она не так впечатлила. А вот я получала огромное удовольствие. Если появлялась свободная минутка, то я всегда бежала на озеро, — говорит горожанка. Как сложились отношения с местными жителями и туристами И всё же самые яркие впечатления у семьи остались от общения с людьми, которых они встретили за эти пять месяцев. Например, благодаря соседу Николаю Никитичу Карина научилась печь формовой хлеб в печке. Я засняла всё на видео, чтобы сохранить детали. Потому что когда тебе эти знания передает дедушка — а ему сейчас 72 — это, наверное, самое ценное, что можно взять из опыта жизни в Зехнова. Вот именно такое тесное общение, соприкосновение с местными жителями — самое главное, — с улыбкой вспоминает девушка. Алексей Иванович — хранитель часовни. Николай Николаевич — бывший почтальон... Запомнились супругам и знакомства с туристами. Встречались и те, кому ничем не угодишь, но о большинстве своих гостей Карина говорит с восхищением. Со многими туристами всего за пару дней они успевали подружиться, и с некоторыми до сих пор переписываются.

Из города в село. Семья из Волгоградской области ведет свой блог о жизни в деревне

НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ. ИЗ ГОРОДА В ДЕРЕВНЮ 631 серия Иван и Екатерина Вечеринские переехали в деревню в Орловскую область из города 15 лет назад.
О нас, переезд из города в деревню: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров Вот три истории переезда из города в деревню, которые это подтверждают.
О нас, переезд из города в деревню Деревья с дачных участков в районе деревни Тарусичи гродненец воровал с 2016 года.
В некогда цветущей деревне Языковка остался всего один житель. Как он живет? - Российская газета С 2015 по 2017 год «Альтуризм» организовал 40 поездок в деревни Калужской, Смоленской, Ярославской, Архангельской областей.

Нешукшинский рассказ, или как бездомным выбрать деревню на жительство

«Едим мясо раз в месяц»: переехавшая в деревню семья рассказала, как выживает на 5 тысяч Специально для АЧБД Анна Поваго поговорила с бывшими жителями мегаполисов — энтузиастами, меценатами, сегодняшними людьми «из деревни».
- смотреть последние видео Причин, по которым молодые горожане переезжают в деревню, очень много.
- смотреть последние видео Из Деревни в Деревню 18 минут 48 секунд.
Немец, строящий деревню в Богородском районе, рассказал, чем его покорила Нижегородская область Как я переехала в деревню, научилась топить печь и доить козу.

«Переехав в деревню, мы знакомились заново» (+ВИДЕО)

Деревья с дачных участков в районе деревни Тарусичи гродненец воровал с 2016 года. После того, как в деревне прошли первые соревнования памяти погибшего на СВО, награжденного орденом Мужества земляка Евгения Петрова. Вот три истории переезда из города в деревню, которые это подтверждают. Город - 15 июля 2021 - Новости Новосибирска - Между собой нашу деревню мы называем краем земли – настолько контрастен переход из многолюдного города с развитой инфраструктурой в место, где за деревней лес, а дальше горы, горы, горы и парочка аулов.

В Тюменской области эвакуируют жителей деревни, где прорвало дамбу. Фоторепортаж

Я уговаривал знакомых не бросать дело, а они мне в ответ — Николаич, а на хрен нам всё это надо? Все только прессуют и бабки выкачивают. И я ребят так-то понимаю, — признаётся фермер. Дмитрий Журавлёв соглашается: государство слабо поддерживает фермерское хозяйство, которое теоретически могло бы стать опорой села.

Но есть и другой аспект проблемы, продолжает эксперт. Можно построить ферму, комбинат, дать рабочие места. Но очень трудно уничтожить сложившийся стереотип, согласно которому деревня — это полная задница, из которой надо во что бы то ни стало сбежать, — говорит он.

В мечтах о канализации Спасти российскую деревню от гибели может только федеральный центр, регионы самостоятельно с этой задачей не справятся, утверждают опрошенные NEWS. Бегство сельских жителей в города нетрудно объяснить — помимо тотального отсутствия работы, условия жизни в сельской местности по-прежнему не столь далеки от первобытных. Спасение деревни напрямую зависит от того, какие средства готово заложить государство в федеральном бюджете на эти цели.

Да, существуют успешные истории — например, в село Вятское в Ярославской области пришёл инвестор и фактически возродил населённый пункт. Но это, пожалуй, исключение из правил, — указывает в беседе с NEWS. Он полагает, что многие сёла сегодня оказались неконкурентоспособны — например, в силу неудачного географического положения.

Именно поэтому, уверен эксперт, сегодня необходимо инициировать процесс паспортизации и классификации деревень, а уже после этого решать — какие населённые пункты ещё подлежат реанимации, а какие — уже нет. Смирнов говорит, что многие прежние идеи, призванные спасти село от вымирания, полностью провалились. Так, стало очевидным, что невозможно в каждой деревне развивать агротуризм.

Не дала, по мнению эксперта, желаемых результатов и программа привлечения в сельскую местность молодых специалистов — прежде всего, врачей и педагогов. Тому же молодому врачу надо дать в деревне не только дом и миллион рублей но и перспективы. А вот с последними — большая проблема.

Иначе получается, что человек шесть лет учится на врача, а потом приезжает в глухомань, чтобы лечить трёх бабушек.

Работал тут раньше магазин. Там моя мать торговала. Всю жизнь проработала. Потом перешла в магазин в селе Ананьино. Там тоже раньше было домов 25. Сейчас в этом селе вообще ничего нет, всё заросло. Это два километра отсюда.

Раньше люди работали на зернотоке, на пилораме, ферме. Было всё. Возили продукцию в Барыш, даже в Ульяновск на ярмарку. Но потом со временем всё развалилось. Люди начали уезжать. Больницы нет, ближайшая только в Загарино. Живу тут с самого рождения. Я и в совхозе работал, на лошади ездил туда.

Воду включал, электричеством занимался. Бывает иногда одиноко мне. Возьмёт грусть иной раз. Велосипед запрягаешь и поехал. Был мотоцикл, но он сломался. Такая была раньше деревня хорошая! Жалко порой до слёз! Жизнь в деревне Летом Геннадий Никифоров ездит в Загарино за хлебом на велосипеде.

Берёт 20 буханок и обратно домой. Зимой уже тяжелее. На охотничьих лыжах туда и обратно добирается. Но ему не скучно в деревне. Есть телевизор, который показывает двадцать каналов. Три кошки, две собаки, овцы, куры. Иногда бывают непрошеные гости — лисы. Воруют цыплят.

Уже восьмерых утащили. Волки как-то появлялись в Кузоватовском районе, но местные жители делали на них облаву.

Надо мной учредители, подо мной — врачи и медсестры, я со всеми должна была договориться, учесть мнения всех — психологически это очень тяжело. Да и вообще, работа врача и психологически, и физически очень тяжелая.

В деревне мне не тяжелей, это точно. У меня такое чувство, будто я сейчас в каком-то длительном отпуске; для меня огород и птица — это вообще не нагрузка. Во-первых, я это люблю; во-вторых, меня никто не заставляет. Не хочешь сегодня полоть грядки — не поли.

Потом прополешь. Нет такого, что начальник сказал «надо» — и все ночью работают. Это невероятное удовольствие. У меня такое чувство, будто я сейчас в каком-то длительном отпуске Олег Юрьевич: — Всё хозяйство мы ведем вдвоем с женой, и дети нам помогают.

Когда мы переехали, дочке был год с небольшим, то есть вся ее сознательная жизнь прошла в деревне. Она видит, что папа и мама не уходят с утра на работу на весь день, а работают здесь, рядом с ней. Серафима сама предлагает: «Я помогу». У нее даже игры связаны с какими-то делами.

Например, она говорит: «Я пойду яйца у куриц соберу». Она берет ведро, идет и собирает, и приносит все целые, ни одно не уронит, не разобьёт. На полдороге не отвлечется на что-то другое, не убежит играть. Жена с дочкой занимаются огородом и курами, мы с сыном отвечаем за крупных животных.

Старшая дочка живет в городе, она учится на четвертом курсе института, будет стоматологом, как мама. Наш переезд совпал с ее поступлением. Она восприняла перемену нашей жизни с негодованием, с бурей страстей. Но у детей за плечами нет жизненного опыта.

Конечно, ей нравилось в большом шумном городе — тусовки, красивые магазины, наряды. Переезд в деревню был для нее катастрофой. Но прошло три года, страсти у нее улеглись, и сейчас Варвара уже получает удовольствие, приезжая сюда. И даже разговоры о том, что, может быть, она тоже станет жить здесь когда-нибудь потом, больше не вызывают у нее возмущенных криков.

Пока дети не выросли и не покинули семью, родители принимают за них важные решения, потому что у родителей есть опыт, они знают, как лучше. В этом и заключается воспитание. Сын у нас на домашнем обучении. Справляется неплохо, в классе он не последний ученик.

Осенью пойдет в армию; он планирует поступить на заочное обучение и остаться с нами в деревне. Я за то, чтобы молодые люди служили в армии. Сейчас ведь какие-то ребята служат, защищают вас и меня. Если все бросят оружие и пойдут домой пельмени трескать, нас с вами просто не будет.

Твоя обязанность — вернуть долг людям, которые позволили тебе вырасти в тишине и покое. Екатерина Олеговна: — Я и с сыном, и со старшей дочерью никогда не учила уроки, никогда не проверяла. Всегда говорила детям, что это их забота, их дело. Если просили помочь — помогала, а сама никогда не садилась проверять, что задано, как сделали.

Они понимают, что переложить ответственность не на кого, и учатся сами за себя отвечать. В 9 классе я переживала, как сын сдаст экзамены — он сдал хорошо. Учителя смотрят на него, и у них самих вопрос возникает: зачем ходить в школу?

В деревнях и мелких городах с этим вообще большая проблема. Один из недавных случаев: я сдаю дом паре из Донбаса, они задумались над покупкой дома. Был вариант, что они съедут. Я попросил своего друга присмотреть за домом, чтобы не спёрли технику, пока там никого нет.

В результате через месяц звонят жильцы и ругаются, что им друзья из соседнего хутора доложили следующее: "Он сказал, что вы хотите его обокрасть и обнести весь дом и за это выгоняет вас. А следить за вашим съездом будет его друг, на которого он уже оформил дарственную на дом. Жена друга сказала своей подруге, что её муж будет следить за домом и они там поживут, пока дом пустой. Ну а дальше сами понимаете, один другому, добавить от себя и тд. И уже вся деревня обсуждает и осуждает моих жильцов. А те никуда не съезжают, поскольку ситуация у них поменялась. Что по автопрому и покупке там авто?

Часто без документов, особенно у молодёжи.

Первое время мы были белыми воронами

  • Деревни в глубинке России. Трактор вместо скорой. Интервью с местными жителями. Русская деревня
  • Чем ты ближе к земле: как приехать в деревню и вернуть туда жизнь
  • Из города в село. Семья из Волгоградской области ведет свой блог о жизни в деревне | 360°
  • Самая большая последняя трата на себя
  • Из Деревни в Деревню – Telegram
  • Мувыр — возрожденная деревня для жизни с нуля — Новости Ижевска и Удмуртии - Udm-info

Все больше молодых людей из города возвращаются в родное село

Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне Петербургский бизнесмен решил восстановить родную деревню в Челябинской области.
Из города в село. Семья из Волгоградской области ведет свой блог о жизни в деревне | 360° Глава тюменской деревни извинилась за трупы животных на затопленной свалке.
Как я переехала в деревню, научилась топить печь и доить козу 4 года назад с мужем решилась переехать в деревню!
Бизнесмен восстанавливает родную деревню в Челябинской области Они полюбили деревню, а деревня приняла их.

Нешукшинский рассказ, или как бездомным выбрать деревню на жительство

Когда Михаил заявил, что переезжает жить в деревню, знакомые покрутили пальцем у виска, мать расплакалась, а отец сурово промолчал. Но, оказалось, в деревне хорошо развит бартерный обмен товарами и услугами. Культура - 23 декабря 2023 - Новости Красноярска - Новостью о переезде своих друзей поделился с соседом.

Немец, строящий деревню в Богородском районе, рассказал, чем его покорила Нижегородская область

Приходил нынче волк зимой, сожрал барана. Вон, одна шкура висит. RU Жена Ирина своего мужа во всем поддерживает и признается, что ни разу не пожалела, когда кардинально поменяла образ жизни. В 47 лет она научилась доить козу, ощипывать птицу, принимать роды у животных. А я вот поспать люблю!

У меня козы приучены, что я могу проснуться поздно, подоить в полдень, а потом в полночь, — рассказывает Ирина. Приходится иногда, конечно, потому что родители там остались. Но желания там задержаться больше, чем на одну ночь, нету. RU Супруги с неудовольствием говорят, что в последнее время жизнь в деревне, как ни странно, возрождается.

Фермер из Норильска открыл неподалеку коровник и нанял на работу двух киргизов. Иностранцы поселились в заброшенном доме на краю Белогорки. По-русски они говорят очень плохо, поэтому общение не складывается. А поля в округе стремительно засеиваются рапсом, что не очень хорошо для пчел, так как мед начинает кристаллизовываться еще в ячейках сот.

Но вот сельским хозяйством у нас заниматься не перестали, это мы видим со своего подворья. Люди работают на земле, — говорит Ирина. Деревня будет жить за счет дачников Эксперт фонда «Институт экономики города», урбанист Роман Попов уверен, что многие сёла и деревни свой потенциал уже исчерпали. А все, кто хотел и мог уехать из сельской местности, уже это сделали.

RU — Когда мы пытаемся удержать где-то население или, напротив, привлечь куда-то, из этого, как правило, ничего не выходит. Человек всегда будет ехать туда, куда ему хочется. И у него должны быть возможности для продолжения жизни, работы, карьеры. Одна ситуация, когда мы говорим про изолированные села в глухих местах — такие менее жизнеспособны.

И другое дело — поселки, сёла, расположенные на транспортных магистралях и у крупных станций железной дороги. Самое же благоприятное будущее у деревень, расположенных в городской агломерации. Там люди могут себе позволить роскошь работать в городе, не уезжая из деревни, — отмечает урбанист. RU Роман Попов считает, что рост городов и агломераций благотворно скажется на возможностях сохранения многих сёл: — Зоны влияния крупных городов становятся всё шире и шире.

Они охватывают в свою орбиту даже те населенные пункты, которые раньше считались отдаленными. Сейчас в связи с развитием автомобилизации и развитием средств коммуникации люди на дачи или во второе жилье удаляются всё дальше от центральных городов. Посмотрите на москвичей-дачников, они уже давно освоили и Тверскую, и Ярославскую области. По мнению эксперта, именно дачники — спасение русских деревень.

Их сезонная миграция еще долго будет поддерживать жизнь очень многих населенных пунктов и благоприятно скажется в том числе на существовании укоренившегося населения. Что вы думаете о будущем русской деревни?

При этом Александр подчеркивает: эти причины чаще всего взаимосвязаны, каждая в той или иной степени влияет на решение переехать в свой домик в деревне. Друзья говорили: «Ты чего, бабка что ли? Ее мечта сбылась — она поступила в один из петербургских университетов. Хочешь танцевать? Хочешь выпить в баре? Что тебя останавливает? Вокруг — куча людей. Я была голодной до всего этого. Казалось: наконец-то дорвалась, зажила» Лет десять Надежда практически не выезжала из Санкт-Петербурга: «А потом будто что-то перещелкнуло в голове. Стало интересно, а что же сейчас там, за городом? Как там живут люди? Начала публиковать в соцсетях фотографии с коровами, сельскими домиками и огородами — скорее шутки ради. Бабка, что ли? К земле тянет? И народ стал подписываться. Тема пошла» Несколько лет назад Надежда переехала жить за город. К тому моменту она четко понимала: это именно то, что ей нужно. При этом дважды ей удалось организовать флешмоб по уборке леса рядом с деревней. Говорит, сама предположить не могла настоящих масштабов бедствия: «Откликнулись многие мои городские друзья, творческие люди, модные ребята, а нам там подгузники пятилетней давности собирать пришлось. Некоторых людей прямо на месте выворачивало. Я думала, во второй раз не то что никто не приедет, а общаться со мной после такого не будут. Но вышло наоборот. Более того, знаю, что после субботников многие пересмотрели свое отношение к мусору». Надежда приглашала преподавателей из города, чтобы проводить мастер-классы для деревенских детей, помогла местным жителям собрать средства для перезапуска существовавшего здесь раньше ягодного производства. А сама работала в консалтинговой сфере — помогала принимать решения о благоустройстве маленьких городов. Но длилось все это недолго: дом, который Надежде не принадлежал, пришлось оставить, а потом пришел ковид, и работа закончилась. Пришлось возвращаться на работу по найму — Надежда заняла пост директора по развитию образовательного направления в одной из крупнейших IT-компаний России. Но деревни не оставила. Два года назад она приехала на Валдай и поняла: вот оно, ее место. Взяла ипотеку и купила наконец свой собственный дом на берегу озера Боровно в Валдайском национальном парке. Сколько людей живет в деревне По данным Росстата , на начало февраля 2023 года в российских сельских поселениях проживало 36 789 914 человек. Для сравнения: городское население — 109,6 млн человек. При этом дачники, имеющие постоянную прописку в городе, но фактически живущие за городом, не учитываются. В период пандемии неоднократно появлялись сообщения об увеличении потока людей, покидающих большие города. Тимирязева Александр Мерзлов. Я сам рурбанизировался на фоне ковида и теперь живу в подмосковной деревне под названием Чепчиха». По словам Мерзлова, ковид обнажил множество рисков, связанных с плотностью городского населения, что поспособствовало увеличению потока переселенцев в несколько раз. Если сельские жители исчезнут, большие территории фактически окажутся ничейными. Это особенно опасно в приграничных районах, а граница у нас очень длинная». Приезжайте, Я построил вам дом Камиль Хайруллин, миллионер и в недавнем прошлом владелец преуспевающей телекоммуникационной компании, вырос в маленькой деревне Султаново в Челябинской области. Получать высшее образование он поехал в Санкт-Петербург, где и остался. Но пять лет назад Камиль решил: нужно помочь родной деревне, иначе она окажется одной из тысяч и тысяч, исчезнувших с карты России. У нас вообще в год умирает по тысяче деревень. Можете себе представить? И я решил: приеду, соберу народ, помогу. Но оказалось, что желающих участвовать в возрождении не так много, как я надеялся» В Султаново Камиля Хайруллина встретили жители примерно его возраста — около и старше 60 лет. Молодежи и детей практически не было. Все молодые, активные и дееспособные уехали туда на заработки. Я понял: привлечения фермеров со стороны не избежать. И нужны были семьи с детьми. Чтобы деревня была живой, в ней нужно, во-первых, организовать рабочие места, а во-вторых, должны работать детский сад и школа, должно быть поставлено на хороший уровень медицинское обслуживание. А фельдшера было не найти! Искал долго. Сейчас ездит из райцентра очень профессиональная женщина. Кстати, недавно вышла замуж за нашего односельчанина» Хайруллин решил построить несколько домов для новых жителей деревни, а также создать сыроварню. Он искал многодетные семьи и обращался к ним с одной просьбой: приезжайте и оставайтесь. Дома передавались в руки новых хозяев бесплатно. Я не жду каких-то прибылей. Я потратил немало денег и сил на объявления, но не зря: люди приехали» На сегодняшний день Камиль Хайруллин вложил в родное село более миллиона долларов. По главной улице Султаново прошел водопровод, но вот с газом все оказалось намного сложнее. Если повезет, проведем через год» В планах еще ремонт школы, создание детской площадки, дороги и множество других дел. Но государственной поддержки все же не хватает. И нужно прилагать огромные усилия, чтобы этот вопрос сдвинулся с мертвой точки даже в одной деревне. Для этого мы хотим попасть в программу комплексного развития сельских территорий» Сколько частных домов строится в России Только в 2022 году в России было введено в эксплуатацию 401 500 индивидуальных жилых домов. Для сравнения: в 2019 году — 276 600, в 2020-м — 298 700, в 2021-м — 372 400. Традиционно больше всего частных домов строится на Северном Кавказе. В Пермском крае и Тверской области, к примеру, количество частных домов выросло в 1,7 раза по сравнению с 2021 годом. Никакое это не гиблое место! Олег и Надежда Берлизевы Деревня ФалилеевоЛенинградская область Однажды Надежда Берлизева пришла в их с мужем съемную квартиру в деревеньке Фалилеево Ленинградской области, села и заплакала. Встревоженный Олег кинулся расспрашивать, что случилось. У обоих за плечами — излишне бурная молодость. Много лет назад они познакомились в протестантском духовном а по сути реабилитационном центре, где Олег уже успел победить свое пристрастие к алкоголю и другим веществам, а Надежда делала первые шаги на этом пути. Преодолев зависимости, уже будучи мужем и женой, решили: в городе они жить не будут. И отправились в небольшую деревню на несколько пятиэтажек и три с небольшим десятка частных домов, чтобы начать новую жизнь. Я не знаю, как объяснить. Это что-то, что просто чувствуешь» Сразу пошли к главе местной администрации. Проведя много времени в качестве подопечных, а потом и сотрудников реабилитационного центра, они решили продолжить эту работу и на новом месте. Если они еще и из неблагополучных семей, тем более» Молодежный клуб назвали «Крепость». В планах были развивающие игры, беседы о здоровом образе жизни, взаимопомощи, заботе друг о друге и семейных ценностях. А еще была железобетонная уверенность, что первое время в старый ДК, где Олег и Надежда планировали общаться с деревенскими подростками, никто приходить не будет. Пришлось поделить их на группы. Уже потом кто-то признался: употребят где-то за углом — и идут к нам прикалываться. Но ничего.

В-четвертых, едим свежайшие натуральные продукты: молочку из-под коровы, овощи и фрукты из огорода, по качеству и ценам не сравнимые с магазинными, сами печем хлеб в печи. И это еще не весь список. Добавьте к этому красоту бескрайних донских степей, длинное южное лето — и вы поймете, что мы оказались в раю. Фото: Фото: из личного архива «Но все хорошо, пока есть деньги» В плане бизнеса расчет был на то, что телефоны есть у всех, и они ломаются, а с нашим сервисом мы сразу станем монополистами на 40 километров вокруг. Клиенты и правда потянулись без всякой рекламы — как только появилась вывеска. Аренда скромная, и работать здесь не принято долго — в 14:00 мы уже закрываемся, выходные — святое. Конечно, по сравнению с Москвой на селе своя специфика, к которой мы оказались не готовы: за первый месяц ни одного айфона или самсунга, а в основном только «одноразовые» китайские телефоны, не поддающиеся ремонту. И мы не продали ровно ничего из сопутствующих аксессуаров. Это расстроило, но в целом клиентов с каждым днем становилось все больше. Вот тут-то и случился коронавирус. Как и многие, сначала мы посмеялись обещаниям долгого кризиса, но картошку посадили. Карантин отрезал путь к поставщику запчастей для телефонов. Делать нечего — остановили аренду и ушли на каникулы. Но, оказалось, в деревне хорошо развит бартерный обмен товарами и услугами. Почти у каждого дома — свой семейный бизнес. Есть здесь домашняя сыроварня, мыловарня, пасека, гончарная мастерская, живут в нашем хуторе швеи, пряхи и даже профессиональные музыканты. Можно починить кому-то телефон в обмен на килограмм свежего козьего сыра или баночку меда. Можно обмениваться одеждой, давать в прокат технику и инструменты. Фото: Фото: из личного архива Ассортимент товаров и услуг большой — пригождаются буквально все навыки и умения.

Posted 13 ноября 2022,, 07:53 Published 13 ноября 2022,, 07:53 Modified 14 ноября 2022,, 08:10 Updated 14 ноября 2022,, 08:10 Россияне активно переезжают в деревню. Приведет ли это к возрождению села? Этот процесс продолжается до сих пор. Почти каждый третий москвич меняют свою московскую прописку на деревенскую. Однако приведет ли этот процесс к возрождению села? По информации «Новых Известий» , Осенью 2022 года процесс, запущенный ковидом, начался вновь. В этот раз причиной переезда в деревню стала частичная мобилизация. По мнению вице-президента Международной академии ипотеки и недвижимости Ирины Радченко, этот спрос формируется во многом благодаря покупке деревенских домов. Кто может уехать, предпочитает эмиграцию, но те, у кого нет денег, и кто не готов все бросить, переезжает внутри страны. В 100—200 км от Москвы цены на такие избушки еще не успели вырасти», — отмечает специалист. Президент Вольного экономического общества России Сергей Бодрунов добавляет, что тенденция переселения из городов не ограничится угрозой карантина или фронта. И, думаю, длительная. Города растут, а их планировка для этого заранее не продумана. Все это выгоняет из города тех, кто не работает в нем на постоянной работе — пенсионеров, например». Кроме того, люди предпочитают работе в городе деревне, из-за плохой экологии, задымленности, шума.

НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ. ИЗ ГОРОДА В ДЕРЕВНЮ 631 серия

Репортажи Михаил Буторин Ср, 20 Мая 2020 Во время самоизоляции я обосновался в деревне, где жили мои предки, и продолжил начатые в прошлом году работы по восстановлению старинного дома, построенного в 1905 году моим прадедом Матвеем Федотовичем Буториным. Богатая история Деревня Петрушино расположена примерно в 14 километрах от Уржума. Основали её ещё в допетровские времена, когда вместо монет в обращении ходили серебряные копейки-чешуйки, прозванные так за свою схожесть с чешуёй рыб. Населённый пункт отмечен и в документе под названием «Скаски, переписи и свидетельства мужеского полу душ Казанской губернии Уржумского уезда обывателям 1722 году». Кроме того, она нанесена на старинную карту — план генерального межевания, составленный по указу императрицы Екатерины II. В середине 19 века в починке Петрушине проживало около 300 человек, а в годы коллективизации население составляло уже более 400 человек. Тогда же насчитывалось почти 90 хозяйств. Здесь родился и жил достаточно известный сказочник Даниил Лебедев. Известно, что в годы Первой Мировой войны он попал в плен австрийцев и рассказал венгерскому учёному-филологу Эдмунду Беке множество марийских сказок. Кстати, в честь Лебедева в центре деревни, около бывшего магазина, установлен памятный камень. Расцвет и упадок Лучшие годы деревни пришлись на советское время.

В 1960-х в Петрушино сселили признанные неперспективными деревни Сандалово и Просвирята. Ещё через 10 лет в неё провели телефон и в каждом доме установили радиоточку. Работали начальная школа и магазин, население трудилось в крупном колхозе. Деревенский клуб был местным культурным центром. По водной глади пруда плавали гуси и утки, а на водяной мельнице мололи муку. Какое-то время тут даже располагался центр сельского совета.

Многие соседние деревни давно вымерли, а в самой Власьевской живут около 100 человек, в основном, со вздохом признают наши собеседницы, все пожилые. Но Власьевская и уцелевшие соседние села пока забвению сопротивляются. У Власьевской есть группа во «ВКконтакте» «Федорова гора» называется, других таких там нет! Фото: Ирина Калистратова И зачем россиянам нужны земли рядом с Полярным кругом — Сначала мы их начали отмечать только нашими, деревенскими. Начали с Масленицы, потом, думаем, давай пошире. И сделали пошире — и Масленица, и Новый год. Ребят приезжает очень много, и из Шенкурска тоже приезжают. Показываем старые игры — и классики, и ручеек, — перечисляет Нина. Потом Мария Врачева придумала организовать для жителей мастер-классы по разным ремеслам. Сама она предпринимательница, подчеркивает Мария, живет в Шенкурске, где ей принадлежит маленькая лавка сувениров с изделиями районных мастеров. Шенкурск — город не туристический, поэтому лавка эта, в первую очередь, «бизнес для души», скромно признает она. Но во Власьевской, откуда сама родом, бывает несколько раз в день: заставляет жительниц записывать свои воспоминания, восстанавливает родословную и ищет дальних родственников по всей России, а еще вместе с мужем строит новый дом на месте старого, дедовского. Чтобы люди знали о ней: что здесь есть люди, что люди живут, работают, встречаются, женятся, разводятся, умирают, дальше рождаются, — говорит она. Фото: Ирина Калистратова Всего за лето в шатре прошло девять мастер-классов по разным видам ремесел: было и берестоплетение, и ткачество, и изготовление кукол, и шенкурская роспись, и набойка по ткани, и лоскутное шитье, и даже изготовление ламп-светильников. На первый мастер-класс пришло семь человек из заложенных по проекту десяти. Зато на следующие уже начали записываться в очередь — запросились соседние деревни и даже Шенкурск, когда увидели фотографии в соцсетях. Программа господдержки направлена на развитие туризма и предпринимательства — Но у нас приоритет для деревенских, — строго говорит Мария. А если из Шенкурска, то только если места есть. К нам уже потом лично подходили, спрашивали, как можно записаться. Ходят, как ни странно, даже дети.

Зато расстояние до Столицы всего 60 километров. Квартиру купим за два года. Начнем жить, как городские. Разговоры, мечты… Итак, прошло больше трех лет. Какие мечты исполнились, а какие нет? Квартиру купить не удалось, взять ипотеку не получилось. На протяжении всего времени живут в съемной квартире. Несколько раз сменили работу. Старший сын в городе окончил школу и в этом году уже успел отслужить в армии. Зарплата в основном уходит на оплату квартиры, приобретение одежды и продукты питания. Накопить денег не получается. Очень часто общаются через Skype со своими деревенскими родственниками и жалуются, какое дорогое мясо в городе, а цены на чеснок и помидоры просто зашкаливают. В этом году заготовок на зиму не сделали. Стали сильно набирать вес, полнеют. О переезде в город жалеют. В деревне, говорят, жили намного лучше. На душе неприятно, грустно и очень неспокойно. Как же деревня сможет подняться и возродиться, если ее оставляют здоровые и работоспособные люди, знающие и умеющие с детства работать на земле? Покидают эти края их дети. Где преемственность поколений? Кто в ближайшее время накормит страну? Кто заменит этих людей? Что будет с русской деревней? У моих друзей, перебравшихся в город, в деревне остались пенсионеры родители. От их помощи они, видно, тоже не будут отказываться.

И сделали пошире — и Масленица, и Новый год. Ребят приезжает очень много, и из Шенкурска тоже приезжают. Показываем старые игры — и классики, и ручеек, — перечисляет Нина. Потом Мария Врачева придумала организовать для жителей мастер-классы по разным ремеслам. Сама она предпринимательница, подчеркивает Мария, живет в Шенкурске, где ей принадлежит маленькая лавка сувениров с изделиями районных мастеров. Шенкурск — город не туристический, поэтому лавка эта, в первую очередь, «бизнес для души», скромно признает она. Но во Власьевской, откуда сама родом, бывает несколько раз в день: заставляет жительниц записывать свои воспоминания, восстанавливает родословную и ищет дальних родственников по всей России, а еще вместе с мужем строит новый дом на месте старого, дедовского. Чтобы люди знали о ней: что здесь есть люди, что люди живут, работают, встречаются, женятся, разводятся, умирают, дальше рождаются, — говорит она. Фото: Ирина Калистратова Всего за лето в шатре прошло девять мастер-классов по разным видам ремесел: было и берестоплетение, и ткачество, и изготовление кукол, и шенкурская роспись, и набойка по ткани, и лоскутное шитье, и даже изготовление ламп-светильников. На первый мастер-класс пришло семь человек из заложенных по проекту десяти. Зато на следующие уже начали записываться в очередь — запросились соседние деревни и даже Шенкурск, когда увидели фотографии в соцсетях. Программа господдержки направлена на развитие туризма и предпринимательства — Но у нас приоритет для деревенских, — строго говорит Мария. А если из Шенкурска, то только если места есть. К нам уже потом лично подходили, спрашивали, как можно записаться. Ходят, как ни странно, даже дети. Говорят: «Бабушка, а ты пойдешь? Но идет, пример подавать», — смеется пришедшая на встречу из соседнего села Татьяна. Брендинг для деревни Теперь у местной инициативной группы стоит новая задача — за зиму отточить полученные навыки и поработать с «брендированием» этим словом, чувствуется, здесь очень дорожат , чтобы со следующего года начать продавать свои работы в лавке. Собравшиеся за столом женщины удивленно смотрят на него. Люди, — разводит руками Нина.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий