При этом жизнь в деревне станет все более привлекательной для тех, кто сегодня живет в городах.
Как устроили быт в удаленной деревне
- Из Деревни в Деревню – Telegram
- Деревня Добрезино: без связи, но с семейством Михновец
- Живи, моя деревня | Источник online
- Как переехать из города в деревню: истории переезда
- Первое время мы были белыми воронами
- На что жить в деревне?
Назад в деревню!
Убийственная «оптимизация» Особенно ярко смерть российского села проявилась в регионах Центральной России и Севера. Только в период между переписями населения 2002 и 2010 годов число обезлюдивших деревень выросло более чем на шесть тысяч. В более чем половине всех сельских населенных пунктов проживают от 1 до 100 человек. Согласно результатам исследования, проведённого ранее Центром экономических и политических реформ ЦЭПР , за последние двадцать лет сельские населённые пункты не только не нарастили, но и в значительной степени утратили социальную инфраструктуру из-за процессов «оптимизации», которая особенно сильно затронула именно сельские территории. Так, за этот период количество сельских школ уменьшилось примерно в 1,7 раз, больничных организаций — в 4 раза, амбулаторно-поликлинических учреждений — в 2,7 раз. По оценке ЦЭПР, уже к 2023 году в российских деревнях может не остаться больниц, а к 2033-2036 годам — школ и поликлиник. Это может произойти при условии, что их количество будет уменьшаться в нынешнем темпе. В любом случае, уверены эксперты ЦЭПР, власти «оптимизируют» инфраструктуру сельской социальной сферы гораздо быстрее, чем там убывает население.
В исследовании также отмечалось: «оптимизируя» школы и больницы под предлогом снижения численности населения на селе, власти фактически способствует усилению этого процесса всё в более значительных масштабах. Налицо — порочный круг. Ещё несколько лет назад Владимир Кашин, занимавший на тот момент пост главы аграрного комитета Госдумы, в своём выступлении сообщил, что за последние двадцать лет с лица земли исчезли 34 тысячи российских деревень. По его словам, ещё в 10 тысячах деревень проживают меньше восьми жителей. Если говорить о газификации, 95 тысяч деревень её не имеют... Люди не видят перспектив жить в деревне. Работы нет, инфраструктура отсталая, — сетовал Кашин.
Парламентарий также рассказал, что 30 тысяч деревень не имеют дорог с твёрдым покрытием, поэтому «чуть-чуть развезло — пожарная машина с трудом проезжает, не говоря уже об автобусном сообщении». Это действительно самый главный вопрос сегодня — а есть ли ещё, что спасать? Российские деревни умирают не первый год, поэтому надо понять — что осталось, и осталось ли, — рассуждает в разговоре с NEWS. Вместе с тем, эксперт уверен, что во многом Россия держится на деревне — и в плане прироста населения, и в плане сохранения национальной культуры. Однако, полагает собеседник издания, нужны чёткие рецепты спасения: Можно, конечно, просто сказать — мол, ребята, не уезжайте, пожалуйста, но это вряд ли поможет.
Впору сокрушаться — безлюдеет провинция. Однако, у этого явления, считает мой собеседник, директор Кириковской школы Олег Ивченко, искусственные корни. Это клише создавалось еще нашими предками. Одно поколение сменяло другое, и снова отец говорил сыну — любыми правдами и неправдами пробивайся в город, там лучше, перспективнее.
А чем-лучше-то? И почему непременно каждый должен в городе жить и строить свою карьеру среди небоскребов? Именно в эту пору наши граждане стали жить в рыночных отношениях, изменения коснулись и культурно-нравственной сферы. Помните, в кино, в музыке, с экранов телевизоров стали появляться супергерои, отличающиеся от романтиков прошлых лет грубостью, напористостью, вседозволенностью и т. Появился лозунг «Круто быть крутым! Позиция многих «А что делать в деревне? Навоз кидать? Снег чистить? Печку топить?
Что в итоге получилось? К концу 90-ых годов народ вместо того, чтобы понять - и в деревне можно жить, и деньги зарабатывать — ломанулся по прямой: в город! А стереотип, что в деревне остались жить неудачники и недочеловеки, только усиливался и становился частью российского менталитета. Посмотрите, до чего дело дошло? Сегодня каждый второй, если не первый житель деревни имеет квартиру в городе. А если ты ее до сих пор не купил - не человек! Я считаю, под удар стереотипа попали неплохие в целом деревни Пировского округа — Бушуй, Солоуха… В конкретно взятой школе, Кириковской, мы попытались было в 2015 году принять стратегию развития образования с уклоном на то, чтобы дети оставались жить и работать в территории, по принципу, где родился, там и пригодился. Объясняли детям, что в селе нужны специалисты, и только сами, своими руками, мы можем обустроить здесь жизнь к лучшему.
Позже за ними в города уехало и старшее население. Сейчас в деревне из постоянных жителей можно насчитать 2-3 человека. И чтобы попасть в магазин, им нужно преодолеть 6 километров по грунтовым дорогам до соседнего посёлка Андреевского. Судьба семейного дома Когда я был маленьким, отсюда в город уехала и моя бабушка. До сих пор помню, как я, будучи ребёнком, бегал по двору от гусей. Тогда они казались такими большими и страшными… Она оставила дом, в котором родились мой дед-участник Великой Отечественной войны и отец. Поначалу за старинным домом дореволюционной постройки следили, регулярно приезжали. Однако в какой-то момент такие поездки стали совершаться всё реже и реже. Тогда свой выход совершили мародёры. Думая, что раз дом каменный, то непременно должен быть богатым, сломали замки, выдернули дверные петли, разворовали всё, что можно было применить в хозяйстве или продать, выломали окно. Но предки не были богатыми, они были трудолюбивыми, поэтому и смогли выстроить такой дом. Потом прохудилась крыша и вода начала попадать внутрь, а ветер продувал через разбитое окно. Начали гнить переводы. С каждым годом разрушения были все более серьёзные. Рухнули хозяйственные постройки, сложились хлева и амбары. Прогнила и обвалилась обнажившаяся крыша. В настоящее время внутрь дома уже не зайти.
Мы посадили всё, что только было можно. Все семена, которые я увидела в магазине и которые мне понравились на картинке, — говорит она. Которых мы, неопытные садоводы, посадили не как нормальные люди 3—4 кустика, а мы посадили 14, из которых взошло 13. Мы снимали по пять—восемь штук в день. И теперь, мне кажется, я знаю все рецепты из кабачков. Как изменились отношения в семье Бытовые сложности могут по-разному отразиться на отношениях. Но Карина говорит, что их семью это нисколько не разобщило. Даже наоборот — Карина влюбилась в мужа еще сильнее. Дмитрий не только выполнял мужскую работу по дому, но и во всем помогал жене. Дима даже научился печь хлеб, пока я гладила бесконечные стопки белья. Даже после свадьбы не была так сильно влюблена в мужа, как после этой поездки, — рассказывает Карина. Сын Ваня тоже изменился в деревне. По словам мамы, он стал более самостоятельным и более общительным. Источник: Карина Гажу — Во-первых, это была свобода. Мы знали, что можем отпустить его из дома и ничего не случится. Во-вторых, большой поток гостей, много общения с разными людьми разных возрастов, поэтому он стал более социализированным. С ребенком Карина много времени проводила на природе: гуляли в лесу, изучали растения. И червей копала тоже первый раз в жизни. Потом я наловчилась этих червей рвать и насаживать на крючок. Сначала это было очень страшно, а потом я приспособилась, и мне очень понравилась рыбалка. Мужа и ребенка как-то она не так впечатлила. А вот я получала огромное удовольствие. Если появлялась свободная минутка, то я всегда бежала на озеро, — говорит горожанка. Как сложились отношения с местными жителями и туристами И всё же самые яркие впечатления у семьи остались от общения с людьми, которых они встретили за эти пять месяцев. Например, благодаря соседу Николаю Никитичу Карина научилась печь формовой хлеб в печке. Я засняла всё на видео, чтобы сохранить детали. Потому что когда тебе эти знания передает дедушка — а ему сейчас 72 — это, наверное, самое ценное, что можно взять из опыта жизни в Зехнова. Вот именно такое тесное общение, соприкосновение с местными жителями — самое главное, — с улыбкой вспоминает девушка. Алексей Иванович — хранитель часовни. Николай Николаевич — бывший почтальон... Запомнились супругам и знакомства с туристами. Встречались и те, кому ничем не угодишь, но о большинстве своих гостей Карина говорит с восхищением.
Бизнесмен восстанавливает родную деревню в Челябинской области
Петербургский бизнесмен решил восстановить родную деревню в Челябинской области. Российские власти удивили новостью: в районе Серпухова появится деревня, где будут селить американцев, уехавших в РФ от ЛГБТ-пропаганды в поисках традиционных ценностей. 40 лучших деревенских YouTube-каналов про переезд из города в деревню и жизнь на земле.
Чистоозерье
- Семья уехала в деревню из двух домов. Чем они там занялись?
- Из города в село. Семья из Волгоградской области ведет свой блог о жизни в деревне
- Из мегаполиса – в деревню: я бросила всё и нашла себя
- О нас, переезд из города в деревню: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров
- Навигация по записям
- «Да я там быстрей загнусь, в этом городе вашем!»
Как переехать из города в деревню
Антон признался, решение о переезде в деревню было не из легких, супруга долго сомневалась. Тот, кто уехал из деревни в города в первом поколении, тоскует по своим местам. Петербургский бизнесмен решил восстановить родную деревню в Челябинской области.
Нешукшинский рассказ, или как бездомным выбрать деревню на жительство
Культура - 23 декабря 2023 - Новости Красноярска - Движение "из города в деревню" и рост экопоселений в России это не просто мода на здоровый образ жизни. Канал о жизни в деревне Беларуси и о восстановлении старого деревенского дома. Переезд из города в деревню — опыт одной семьи. «Назад в деревню» — тезис, когда-то озвученный Основателем ЛДПР, сегодня становится «основой фундаментальной плиты» в политике партии», — заявил лидер ЛДПР. Новости из деревни Юг, Краснодарский край, Деревня, Текст, Длиннопост.
Селение на переселение. Кто оживит село, если 75% жителей страны городские?
Выяснилось, что это тот самый отшельник — Геннадий. Худощавый 64-летний мужчина, с легко запоминающимся лицом. Он встретил нас с улыбкой. Собаки завиляли хвостами. Брат с сестрой. Мне привезли их из Тольятти. Пират ничего не боится, к чужим лезет, а вот Чайка — девочка. Боится далеко от дома уходить. Ещё есть и третья собака, но она убежала. Недавно проходили тут «туристы» с большими мешками, видимо, с палатками, в сторону другого села, так она за ними увязалась, негодяйка.
Нет уже три дня, — пояснил мужчина. Деревня Дорога нас вывела в заброшенную деревню. Вокруг покинутые домики, и только один из них целый. Во дворе много дров, небольшой сад с цветами. Не верилось в это. Я даже на похороны не попал. Дом бросить не на кого. Тут каждый день какие-то путешественники. Сначала иконы снимали, лазили, потом стали металл собирать весь, что не так лежит.
Всё подряд тащат, — посетовал Геннадий. Мать Геннадия сама из Конновки поселения в Барышском районе , окончила техникум. Познакомилась со своим мужем, а потом всю жизнь проработала в магазине. Отец трудился лесником, скотником и разнорабочим. Жалко до слез Раньше в Языковке было 30 домов. В каждом доме практически по четверо детей. У Геннадия помимо родителей есть ещё сестра, которая сейчас живёт за Самарой в селе Большая Глушица. В школу Геннадий ходил за километр. Со временем там осталось всего два класса, а после учеников начали возить в Загарино.
Как-никак четыре класса там было. Работал тут раньше магазин. Там моя мать торговала. Всю жизнь проработала. Потом перешла в магазин в селе Ананьино.
С собой я взяла лишь самые необходимые вещи, уместившиеся в небольшой дорожной сумке весом 6 кг. Прав Пётр Мамонов с его гениальной фразой: «Если ты на самом дне, то у тебя на самом деле хорошее положение: тебе дальше некуда, кроме как наверх».
Приехав к будущему мужу, я отправилась помыть руки после долгой дороги и обнаружила, что у нас абсолютно одинаковые зубные щётки. Смею предположить, что у людей, разделённых 4 тысячами километров, шанс купить что-то одинаковое, стремится к нулю. Это совпадение я приняла за знак, и через три дня мы подали заявление в ЗАГС. Будущий супруг уехал на несколько недель в командировку, а я осталась обустраиваться в новом доме, где и по сей день живу с ним и нашими детьми. У меня было время до свадьбы, чтобы узнать семью мужа, познакомиться с его родителями, примерить на себя новую роль. Выходя замуж, я чётко знала, чего от меня ждёт не только он, но и его родители, уклад семьи был мне близок по духу. Я не знаю, как бы сложилась моя жизнь, не рискни я круто развернуть её на 180 градусов.
Никто не знает. Но я всем сердцем верю, что это судьба! Актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке. С нами уже более 50 000 подписчиков! Читайте в нашем блоге другие статьи о поиске себя:.
Только я не хочу, чтобы они со мной жили.
Одна просилась, в Максатихе живет. Давай, говорит, у тебя останусь. А я отказал. Мне покой дороже. Ложится он поздно - смотрит телевизор, пока не надоест. Правда, один не показывает, у второго звука нет, работает только третий, и тот приходится включать вручную: пульт потерялся.
Дядю Сашу это очень огорчает, как будто это единственное неприятное обстоятельство в его жизни. Рядом с физиологическими потребностями у любого человека стоит желание быть защищенным. Для городского жителя один из самых больших страхов - потерять работу. Дяде Саше этого бояться не нужно: работы у него и так нет. Но зато у него есть здоровье, а оно уже хромает. По медицинским меркам Саша, конечно, алкоголик.
Хотя сам он считает, что может бросить пить в любой момент. При нас он даже бросил один раз - не пил целые сутки. Пьет он с достоинством, даже пиво. Городские пьют его медленно, смакуют. Дядя Саша наливает пиво в граненый стакан точно по краешек и выпивает залпом, как водку. Потом со стуком ставит стакан на стол, и лицо у него при этом такое, будто ничего и не было.
Будто он все это время сидел на диване, а пиво и стакан нам померещились. Была б работа - никто б и не пил. В советское время выпивали только по праздникам. Выпьешь стакан - и все, потому что если я сегодня напьюсь, то как завтра вставать? С утра работа. А сейчас деньги есть - вот и праздник, а если праздник, нужно напиться.
У нас в деревне не было никогда такого, чтобы все заросло травой. Мы чуть ли не в драку за траву лезли. А сейчас где хочешь, там и коси. Я не был в Ямниках семь лет, а тут прошелся по ним недавно и удивился: огороды заросли березой. Обычно там картошка растет, или ячмень, или овес. А сейчас береза, представляешь?
Разрушенный колхоз - любимая тема дяди Саши. Когда он об этом рассказывает, глаза его бегают. Ему легче обвинить во всем экономическое положение в стране, чем себя. Кроме того, колхоз - это символ утраченных социальных связей, которые в пирамиде человеческих потребностей уже ближе к вершине. Двадцать пять лет мне было. У меня мотоцикл был, я в Максатиху ездил.
Домой к ней один раз приходил, пьяный, правда. Матка ее вышла да выгнала меня. Надя, так ее звать, младше намного меня была. А потом переругались. Она пробовала травиться, таблеток наглоталась, ее в "скорую". Я приехал, мы опять с ней переругались, больше и не разговаривали.
Что сейчас с ней, не знаю. Видел только, что с коляской ходит, - посмеивается дядя Саша в кулак. В глазах его не видно и капельки сожаления. Племянница приходит, племянник. Племянники-то вырастут да уедут. Пить буду.
Племянников дядя Саша очень любит. Когда о них говорит, взгляд его устремляется куда-то вдаль, на лице искрятся счастьем морщинки: - Они часто ко мне приходят, племянники-то. На кровати прыгают, игрушки разбрасывают, дома из стульев строят. А уходят - мне убирать, - последнюю фразу дядя Саша произносит с какой-то особой гордостью. Даже сяду за них. Дом хочу на них оформить.
Мне-то дом не нужен. Мы были как-то раз у дяди Саши, когда к нему пришли племянники - Вика и Денис 11 и 9 лет. Сначала они стеснялись, а потом посыпалось: - Дядя, денег дай! И уже обращаясь ко мне: - Когда есть, по сотне им даю. Все отдаю. Ты записывай там.
Курит "Кент". Мама блок сигарет купит и ему курить разрешает, когда выпившая, - ответила за него Вика. Желание быть уважаемым человеком и уважать других людей зарождается в семье. Фрейд, например, считал, что он бы не добился такого оглушительного успеха и всеобщего уважения без всеобъемлющей любви его матери. Любил выпивать и все такое. Старшие в Питере живут.
Одну вообще давно не видел, а вторая - ничего, приезжает каждый год ко мне, помогает продуктами, молодец. Болела она, не хотела, чтобы я за ней ухаживал, - последнюю фразу дядя Саша произносит чуть не скороговоркой. От таких неожиданных фактов я совершенно теряюсь и брякаю: - А сестры вас в смерти матери не обвиняют? Дядя Саша этому вопросу даже не удивляется: - Одна сестра обвиняла. Я ей сказал: "Где ты была все эти тринадцать лет? Гроб вот здесь стоял, она на коленки упала: "Мамочка, прости, что меня так долго не было!
Когда мама умерла, я чуть ли не месяц пил. В месяц на пятнадцать тысяч работа - коробки таскать пустые. Я отказался. Ни от кого не хочу зависеть. В своем доме я господин всего. Последняя фраза произнесена особенно громко - я еще не слышала, чтобы дядя Саша так кричал.
Сразу стало ясно, почему он упростил свою жизнь до минимальных потребностей, ясно, как сильно он боится потерять контроль над маленьким миром, в котором он, пусть даже только самому себе, но господин. Страшно с кем-то ссориться - начнут еще мстить. В деревне-то всегда все друг за другом, это в городе поссоришься - уедешь, и никто там тебя не видит. Здесь все на виду. Городские с их вечной рефлексией жаждут все усложнить. Им непонятно, что можно жить не для чего-то, не вопреки, а просто так.
Они любят мерить все по себе, но деревенского жителя понять таким способом невозможно. Для тех, кто до сих пор продолжает сомневаться в этом, я и задаю дяде Саше последние вопросы. И себе не нагадить. Вот в чем смысл жизни. Если что-то плохое сделаешь, у нас сразу в деревне сплетни пойдут. А о хорошем никто не вспоминает.
Вот о чем он мечтает, - вклинивается в наш разговор племянник. Дядя Саша отрицательно мотает головой: - Мечтаю, чтобы дожить, понимаешь? Больше мне ничего не надо. Узкий коридорчик заполнен посетителями, толпящимися у стола дежурного. Семейная пара и женщина в длинном зеленом платье с белым школьным бантом на голове ждут следователя. С улицы в коридор вваливается маленький толстячок.
Акт осмотра бы сделать? Скоро пешком к нам на вызовы будете ходить, - в сердцах бросает один из супругов. Все смеются.
В свободное от взаимного обучения время будущие журналисты познавали окружающую действительность. В результате получились репортажи, лучшие из которых мы решили опубликовать. Они поразили нас не только качеством текста этим сегодня никого не удивишь , но и стремлением делать зрелые, взрослые выводы. Расстояние между юношеским городским максимализмом и зрелостью деревенского конформизма оказалось гораздо меньше, чем можно было ожидать. И это хорошая новость. Вокруг темно, только ферма светится слабыми огнями.
Почти все коровы еще дремлют, некоторые проснулись и сонно вертят головами. Ее утро начинается одинаково уже 34 года. У фермы кривые, потемневшие от времени ворота. Ржавые петли скрипят пронзительно, будто открываются врата ада. Тетя Нина кидает в железное ведро с водой белую марлю. Ситцевая косынка прикрывает гладкие черные волосы. Резкие морщины, темные круги под глазами. Раздается дикий скрежет, и, чтобы задать вопрос, приходится очень сильно кричать. Тетя Нина кричит в ответ, она вообще разговаривает громко.
Тетя Нина беспрестанно работает - в коровнике, дома, опять в коровнике, и так по кругу. Сама она называет свою работу адской. Разговорчивая продавщица в деревенском магазине "Престиж" описала сообщество местных доярок одной, но емкой фразой: - Среди них только Бреднякова путная. Я почти всегда одна в коровнике. Сюда идти некому, вся молодежь спивается... Две доярки у нас, 37 лет и 44 года, умерли недавно. Когда водка закончилась, нашли пятилитровую канистру стеклоочистителя. Эти дикие истории тетя Нина излагает почти не меняя интонации, крича напряженным хриплым голосом. Некоторые гласные она растягивает: "спи-и-иваются".
Вакансии доярок в Ручках периодически закрывают разные неместные. Но все они на поверку оказываются ненадежными. Только вчера в коровник устроились две доярки, мать и дочь, приехавшие из соседнего Красного Холма. Тетя Нина отказывается верить, что они приживутся. Она считает, что работа в коровнике - ее личное проклятие, и не желает делить его с кем-либо. Они работают. Один сын в бригаде лесхоза, другой на гусеничном трелевочнике лес таскает по буеракам. Впервые строгий взгляд тети Нины смягчается и светлеет, а из голоса исчезают надрывные ноты. Она очень гордится своими сыновьями.
Тетя Нина волочет по полу алюминиевые доильники, прицепляет к вымени черные резиновые трубки с насадками, потом сливает в ведра молоко. Всего в ее ведении 43 коровы. Когда она начинала работать, на каждую доярку приходилось по 25 голов. В июне мне аттестат дали, а в июле я уже на ферму пришла. Это было в 1977 году. Страной правил Брежнев. Сейчас у власти Медведев с его "Сколково", твиттером и форумами сознательной молодежи на Селигере. А тетя Нина таскает все те же оцинкованные бидоны и процеживает молоко через марлю. В своих рассказах она чаще всего употребляет слово "раньше": - Раньше, при советской власти, за нашу работу деньгу платили большие: и сорок, и пятьдесят рублей.
Все можно было купить. Это сейчас платье по моде пять тысяч стоит. Потолок коровника покрыт серо-зеленой плесенью. В углах, на двери, на стойлах - свалявшаяся паутина. Лампочки облеплены миллионом мелких мошек, отчего плохо пропускают свет. Вечером темно, когда прихожу, - горько вздыхает тетя Нина. В священных книгах утверждают, что ад - это мучение темнотой в присутствии света. Бог дарит свет, а темнотой правит дьявол с рогами и хвостом. В коровнике слышен звон железных цепей.
Тетя Нина подставляет бидон под очередного рогатого "дьявола". Если десять тонн в месяц надою, где-то шесть тысяч выходит. За эти деньги тетя Нина не только исполняет обязанности доярки, но и тянет на себе массу дел, на которые охотников не нашлось. Даже роды у коров она принимает сама. Раньше внимания было больше, их подробно осматривали - они и семнадцать лет жили. А сейчас дай бог семь протянут. Если будет рожать и матка выйдет, ей сразу нож в горло. Иногда бывает, с утра приду - а корова околела. Недавно телка на цепи повесилась - угодила рогом в кольцо, запуталась и выбраться не смогла.
У меня отец рано умер, о профессии не было и речи. Раньше председатели по деревням ездили, агитировали молодежь становиться доярками, механизаторами. В семье младшие росли, надо было помогать. А сейчас не хватает человека, и ладно. Молодым никто не предлагает в колхоз идти. Вот они и болтаются по городу - многие профессию получили, а работать негде. Еще одна корова лениво поднимается с колен, подпуская к себе доярку. Мерно гудят аппараты. Нас неудержимо клонит в сон.
Самой тете Нине спать некогда. Она передвигается по ферме быстрым шагом, порой переходя на бег. Шумно плюхает в ведро тряпку - протирает грязное коровье вымя - нацепляет трубки доильника - опрокидывает бидон молока в ведро - таскает по два шестнадцатилитровых ведра в холодильник. Через пару часов молоко заберут на завод в Максатиху. И к морю ездили, в Анапу, и на экскурсию по Прибалтике. А сейчас и профсоюз сохранился, да я сама не еду: коров оставить не на кого. Вот заболею - и подменить некому, больная прихожу. Что думаете о ситуации в стране? Политики пишут законы для себя.
На селе изменений не чувствуется. Жизнь катится к концу света. Раньше государство людям помогало, а теперь оно как на нас смотрит? Круги ада у Данте - это расплата за грехи человеческие. Доярке тете Нине грешить некогда: она ходит на работу, следит за хозяйством, растит внуков. Ее ад - следствие ее праведности. Собственная честность замыкает круг, из которого невозможно вырваться. Завтра в 3. Алкоголик и пирамида Дарья Федорова - Я в спокойствии.
Мне ничего не нужно. Не нужно ничего, - слегка заикаясь, говорит 39-летний Саша Степанов из деревни Ручки. У Саши нет ни жены, ни детей. Классический деревенский алкоголик и бездельник, он представляет собой бездонный колодец для социальных и психологических исследований. Я решила проанализировать жизнь дяди Саши с точки зрения теории потребностей Маслоу. В самом ее основании - потребности физиологические. Записывай, - широко улыбается дядя Саша. А что делать, если не спится? Потом делаю себе поесть, чифиря крепкого.
Если нет никакой работы, так я днем сижу дома, ничего не делаю. После обеда если найду - выпью. Если нет - лягу на диване и лежу, телевизор смотрю. Ужин приготовлю заранее, чтобы вечером только разогреть.
Все больше молодых людей из города возвращаются в родное село
Дороги отличные, в райцентре развито автобусное и железнодорожное сообщение, есть вся необходимая инфраструктура — школы, больницы, магазины. Машину Дима чинит самостоятельно, все запчасти для нее есть на селе. За четыре года жизни на новом месте завели животных и построили ферму. Продают деревенские продукты: раз в месяц Дима отвозит своим постоянным покупателям в Санкт-Петербург мясо, яйца, мед. Зарабатывают в интернете: ведут канал на Ютубе о деревенской жизни. Дина вяжет на заказ и пишет мастер-классы по хендмейду. В чем сложности у этих переселенцев. Низкая скорость развития хозяйства.
Одной из проблем Лупачей остается электричество. На всю деревню дают пять киловатт, а этого катастрофически не хватает. Нет здесь стабильной сотовой связи, потому что вышки далеко.
Но, может, это и преимущество для гостей — полное погружение в природу без гаджетов. Молитва спасла Лупачи Восстановить родословную удалось благодаря церковным архивам, которые сохранились в храмах Деречина и Руды Яворской. В интернете Вероника познакомилась с односельчанкой, которая жила под Киевом. Та нашла данные, что два брата служили у Суворова, а за взятие Измаила им даровали дворянские титулы и эти земли. Во время Великой Отечественной войны Лупачи могли быть стерты с лица земли. Фашистские каратели сожгли соседнюю Великую Волю и расстреляли мирных жителей. Такая участь ждала Лупачи. Женщины всю ночь молились перед крестом, а на следующий день в деревню пришли немцы. Один из местных знал немецкий, он вел переговоры. Село не тронули… — Лупачи — это намоленная деревня, — говорит Вероника Сурмач и показывает тот самый крест, который уцелел.
Женщина планирует залить его эпоксидкой и сохранить. В одном из домов на стене сохранилась молитва. Ее хозяева дома написали в 1941 году.
Замерзли все водопроводы, канализация замерзла, то есть нам пришлось, конечно, жить как крестьяне до семнадцатого века. Но даже после этого семья не бросилась собирать чемоданы, чтобы вернуться обратно в город. Наоборот, они отстроили свой собственный дом, стали восстанавливать еще один, стараясь, по возможности, сохранить в нем все, как было раньше. Завелье находится в устье реки Подюга.
Если посмотреть на карту, то три деревни: Завелье, Заподюжье, Рылковский погост — образуют треугольник. Они разделены рекой, у каждой деревни — свой берег. Лидия в шутку говорит, что это трио — как единый жилой комплекс, но все равно у каждой своя атмосфера. Туда можно подъехать на машине в любое время. Там больше домов, больше людей. Она тоже прекрасна. Но душа то живет в Завелье, и мы не можем даже переехать за речку, даже в соседнюю деревню.
Это уже другой мир. Мы туда ходим в гости. Мы дружим с этими людьми, но жить мы должны здесь. Фото: Юлия Корешилова Для себя Лидия определила три причины, по которым она остается в Завелье навсегда. Первая — природа: сосновый бор, любимая береза, речка, которая шумит, толкая камушки. Её посадил родной дядя моей бабушки, когда пошел в армию в память о себе своей матери. А потом была война, он и его жена были засекречены и он не давал о себе знать около 20 лет, эта береза была единственной отрадой прапрабабушки,- рассказала Лидия.
Вторая причина — дети. Их просто одел и выпустил, они знают технику безопасности, что нельзя ходить в лес и на речку одним. Они гуляют по деревне, у них тут много дел своих, каких-то игр. У них большой разгон, они не сидят на детской площадке, которая ограничена десятью метрами на десять. У них огромная деревня, они играют в одном краю, то в другом, всякие игры придумывают. Очень здорово, что мы можем их кормить продуктами со своего огорода, поить молоком своим, которое дают козочки. Даже мороженное научились делать свое, домашнее.
И третья причина — у деревенских больше возможностей жить по модному сегодня принципу «Ноль отходов». Обе семьи, единственные жители Завелья, стараются сохранить чистым мир вокруг себя. И, представляете, не могла дождаться, когда вернусь домой на Север. Вот не могу я выкидывать мусор в помойные ящики. Потому что я понимаю, сейчас здесь мусор не будет в городе валяться, но это будет валяться все за городом. Для меня это невозможно. У себя в деревне я могу что-то отсортировать и сдать на переработку, что-то отдать животным, чтобы они доели, что не подлежит переработке - мы просто берем и сжигаем в бочке.
В землю никакой мусор у нас не уходит. Есть даже дом с «приведениями» Так семья прожила пять лет в Завелье и все это время Лидию не покидали две мысли: как спасти уникальные дома, которые пустуют в деревне. И что можно было бы сделать, чтобы молодежь перестала уезжать хотя бы из двух соседних деревень. Потому что работы нет, то, что производится мастерами и фермерами, сбывать некому. И ответ нашелся. Причем один на два вопроса. Семья выкупила один дом под восстановление, потом второй — в нем делают музей для всех желающих, стали приглашать туристов, рассказывать об истории этих уникальных мест, объединились с соседним селом, чтобы развивать новое направление экотуризма.
Мы решили следить, ухаживать за этими памятниками, чтобы они удивляли и вдохновлял людей, были предметом изучения подрастающего поколения. Первый дом достался Бельковым в весьма в плачевном состоянии - там лет пять текла крыша.
Так и случилось погружение в деревенскую жизнь. Сами понимаете, мы из большого города: надо, чтобы была инфраструктура, рядом школа, город, поэтому нашли рядом с Ошмянами, назовем ее деревней городского типа, — улыбается Алеся. К сельской жизни уже привыкли, хотя было такое, что недосчитались двух коз — для фермы это большие потери. Но желание остаться победило, — рассказывает Егор.
Хутор Два года назад семья сменила дом и переехала в деревню Ошмянского района, где всего два дома, их и соседский, который находится на достаточном удалении. Надо было расширяться, и как раз подвернулось удачное место. До этого здесь жили молодые люди, с которыми Егор и Алеся были знакомы. Сначала семья не рассчитывала покупать хутор, по цена оказалась заманчивой. Сразу принялись за стройку. Свою работу полноценным бизнесом они не считают, несмотря на домашнее мини-производство творога, сыра и масла.
У Егора даже есть подработка, он выполняет заказы как мастер на час.
Переехали из большого города в деревню и остались там жить — личные истории
Читайте подробности в новой авторской колонке. Год прошел не без приключений. Раньше мы жили в доме в одной деревне Алтайского края, но там были трудности с документами, не смогли выкупить участок, где хотели жить. Тогда мы прокатились по Алтайскому краю и переехали в другое место — в село Ясная Поляна. Купили участок в 30 соток с домом, сараем, постройками. Договорились, что по весне хозяева приедут, заберут теплицу, цветы и кое-что еще по мелочи. Когда они приехали весной, то чувствовали себя как у себя дома, начали буянить. Хозяйка попыталась выкопать вишню, ранетку, двери старые забрать какие-то. Схватила старую лавочку и с ней побежала через весь огород к машине. В общем, интересная история. Год удач и неудач В остальном хотелось бы, конечно, более продуктивного года, и хозяйства побольше завести, и посадок больше сделать.
Но пока что в финансовом смысле мы это не тянем. Но мы развиваемся мелкими шажочками. Нам нравится жизнь в деревне. И если год назад у нас было 10 курочек и 3 кролика, то сейчас уже побольше хозяйства: 11 кроликов, козочек 5 штук, петушка завели, 9 штук бройлеров на забой, 3 козы, 2 свинки, 4 кошки, собака. Хочется раза в два больше, конечно. Управиться с этим всем с утра за полчаса успеваем — покормить, напоить, убраться. Раз в неделю полностью прохожу по животным, убираюсь, слежу за порядком и чистотой, смотрю, где что оторвали, и поправляю это. Кролики в хозяйстве всегда пригодятся Источник: Алексей Вольнов Когда переехали, здесь был почти пустой дом — выделили немного денег, купили холодильник и маленькую плиту настольную. Стиральной машинки нет, поэтому стираем всё на руках.
Иллюстрация: Максим Тарналицкий «Мы встаем в полседьмого утра, но сельские жители нас не поймут», — смеются Егор и Алеся Лещенко. Конечно, на самом деле никакой расслабленности нет, рабочий день на хуторе заканчивается далеко за полночь. Но при этом семья кайфует от сельской жизни и не жалеет о побеге из большого города. Видео уже на нашем канале! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые ролики. А внизу рассказываем самые интересные моменты из видео. Переезд Егор и Алеся никогда не готовились к тому, чтобы жить в деревне. Теперь все изменилось, а кроме коров на их ферме есть свиньи, кролики и другие животные. Все получилось как-то само собой: ездили к знакомому фермеру, покупали молочку и в итоге прониклись атмосферой. Егор и Алеся решили, что их четверым детям нужно быть ближе к природе. Так и случилось погружение в деревенскую жизнь.
Камиль Хайруллин в Султаново родился. Но в 18 лет его потянуло в город. В Санкт-Петербурге он окончил университет, открыл собственное дело, сколотил состояние. А спустя 42 года неожиданно вернулся на родину. Картина дня.
Некоторых людей прямо на месте выворачивало. Я думала, во второй раз не то что никто не приедет, а общаться со мной после такого не будут. Но вышло наоборот. Более того, знаю, что после субботников многие пересмотрели свое отношение к мусору». Надежда приглашала преподавателей из города, чтобы проводить мастер-классы для деревенских детей, помогла местным жителям собрать средства для перезапуска существовавшего здесь раньше ягодного производства. А сама работала в консалтинговой сфере — помогала принимать решения о благоустройстве маленьких городов. Но длилось все это недолго: дом, который Надежде не принадлежал, пришлось оставить, а потом пришел ковид, и работа закончилась. Пришлось возвращаться на работу по найму — Надежда заняла пост директора по развитию образовательного направления в одной из крупнейших IT-компаний России. Но деревни не оставила. Два года назад она приехала на Валдай и поняла: вот оно, ее место. Взяла ипотеку и купила наконец свой собственный дом на берегу озера Боровно в Валдайском национальном парке. Сколько людей живет в деревне По данным Росстата , на начало февраля 2023 года в российских сельских поселениях проживало 36 789 914 человек. Для сравнения: городское население — 109,6 млн человек. При этом дачники, имеющие постоянную прописку в городе, но фактически живущие за городом, не учитываются. В период пандемии неоднократно появлялись сообщения об увеличении потока людей, покидающих большие города. Тимирязева Александр Мерзлов. Я сам рурбанизировался на фоне ковида и теперь живу в подмосковной деревне под названием Чепчиха». По словам Мерзлова, ковид обнажил множество рисков, связанных с плотностью городского населения, что поспособствовало увеличению потока переселенцев в несколько раз. Если сельские жители исчезнут, большие территории фактически окажутся ничейными. Это особенно опасно в приграничных районах, а граница у нас очень длинная». Приезжайте, Я построил вам дом Камиль Хайруллин, миллионер и в недавнем прошлом владелец преуспевающей телекоммуникационной компании, вырос в маленькой деревне Султаново в Челябинской области. Получать высшее образование он поехал в Санкт-Петербург, где и остался. Но пять лет назад Камиль решил: нужно помочь родной деревне, иначе она окажется одной из тысяч и тысяч, исчезнувших с карты России. У нас вообще в год умирает по тысяче деревень. Можете себе представить? И я решил: приеду, соберу народ, помогу. Но оказалось, что желающих участвовать в возрождении не так много, как я надеялся» В Султаново Камиля Хайруллина встретили жители примерно его возраста — около и старше 60 лет. Молодежи и детей практически не было. Все молодые, активные и дееспособные уехали туда на заработки. Я понял: привлечения фермеров со стороны не избежать. И нужны были семьи с детьми. Чтобы деревня была живой, в ней нужно, во-первых, организовать рабочие места, а во-вторых, должны работать детский сад и школа, должно быть поставлено на хороший уровень медицинское обслуживание. А фельдшера было не найти! Искал долго. Сейчас ездит из райцентра очень профессиональная женщина. Кстати, недавно вышла замуж за нашего односельчанина» Хайруллин решил построить несколько домов для новых жителей деревни, а также создать сыроварню. Он искал многодетные семьи и обращался к ним с одной просьбой: приезжайте и оставайтесь. Дома передавались в руки новых хозяев бесплатно. Я не жду каких-то прибылей. Я потратил немало денег и сил на объявления, но не зря: люди приехали» На сегодняшний день Камиль Хайруллин вложил в родное село более миллиона долларов. По главной улице Султаново прошел водопровод, но вот с газом все оказалось намного сложнее. Если повезет, проведем через год» В планах еще ремонт школы, создание детской площадки, дороги и множество других дел. Но государственной поддержки все же не хватает. И нужно прилагать огромные усилия, чтобы этот вопрос сдвинулся с мертвой точки даже в одной деревне. Для этого мы хотим попасть в программу комплексного развития сельских территорий» Сколько частных домов строится в России Только в 2022 году в России было введено в эксплуатацию 401 500 индивидуальных жилых домов. Для сравнения: в 2019 году — 276 600, в 2020-м — 298 700, в 2021-м — 372 400. Традиционно больше всего частных домов строится на Северном Кавказе. В Пермском крае и Тверской области, к примеру, количество частных домов выросло в 1,7 раза по сравнению с 2021 годом. Никакое это не гиблое место! Олег и Надежда Берлизевы Деревня ФалилеевоЛенинградская область Однажды Надежда Берлизева пришла в их с мужем съемную квартиру в деревеньке Фалилеево Ленинградской области, села и заплакала. Встревоженный Олег кинулся расспрашивать, что случилось. У обоих за плечами — излишне бурная молодость. Много лет назад они познакомились в протестантском духовном а по сути реабилитационном центре, где Олег уже успел победить свое пристрастие к алкоголю и другим веществам, а Надежда делала первые шаги на этом пути. Преодолев зависимости, уже будучи мужем и женой, решили: в городе они жить не будут. И отправились в небольшую деревню на несколько пятиэтажек и три с небольшим десятка частных домов, чтобы начать новую жизнь. Я не знаю, как объяснить. Это что-то, что просто чувствуешь» Сразу пошли к главе местной администрации. Проведя много времени в качестве подопечных, а потом и сотрудников реабилитационного центра, они решили продолжить эту работу и на новом месте. Если они еще и из неблагополучных семей, тем более» Молодежный клуб назвали «Крепость». В планах были развивающие игры, беседы о здоровом образе жизни, взаимопомощи, заботе друг о друге и семейных ценностях. А еще была железобетонная уверенность, что первое время в старый ДК, где Олег и Надежда планировали общаться с деревенскими подростками, никто приходить не будет. Пришлось поделить их на группы. Уже потом кто-то признался: употребят где-то за углом — и идут к нам прикалываться. Но ничего. Из этих 26 большинство до сих пор с нами. Не курят, не пьют, многие уже создали свои семьи. Мы живем тут уже девять лет» Олегу и Надежде удалось и найти работу в соседнем Кингисеппе. Вот только денег она особо не приносила, поэтому в 2017 году семья решила: пришло время воплотить в жизнь давнюю мечту Олега о собственной кузнице. Вместе написали заявку на грант, получили деньги, сумели купить первоначальное оборудование, по старым, сохранившимся в Петербурге связям нашли первых заказчиков и начали вместе с ребятами из «Крепости» обковывать коттеджные поселки в Ленинградской области. А плакать из-за переезда больше как-то и не пришлось. Место оказалось не гиблым. Сколько стоит домик в деревне Цены на частные дома сильно отличаются в зависимости от региона и множества других факторов. При этом средние показатели, предложенные сервисами по продаже недвижимости, сравнимы со стоимостью городских квартир. Так, частный дом в 2023 году в России в среднем стоит 3,2 млн рублей. Специалисты «ЦИАН. Аналитика» приводят другие цифры. По их данным , средняя цена дома в стране — 9,78 млн рублей. Правда, речь, скорее всего, идет о коттеджах. Меня сразу предупредили: в него нужно будет дополнительно вкладываться. Построить дом стоит примерно столько же. При этом стоит обращать особое внимание на стройматериалы. Рано или поздно такой дом станет мусором». По словам эксперта, если и строить себе домик в деревне, то только из дерева.
Мувыр — возрожденная деревня для жизни с нуля
Фото предоставлено героиней статьи Семья стала выкупать строения, чтобы сохранить их для потомков, превращая в дома-музеи. Они объединили мастеров и фермеров из соседних деревень, и в Завелье, где нет хороших дорог, нет магазинов и толком нет Интернета, потянулись люди из разных регионов страны. Чтобы пожить в настоящем крестьянском доме с русской печкой и окунуться в атмосферу столетней давности. Здесь жили ее бабушка с дедушкой, так что детство всех младшеньких в семействе прошло именно здесь. Они и сейчас, но уже, будучи взрослыми, встречаясь, так и называют дома, какими запомнили в детстве: «это поповский дом», а тут жила Аннушка с бабой Верой… Была школа, больница, магазин. Сейчас ничего этого нет. Свет горит вечерами только в окнах двух домов — в доме Лидии и ее двоюродной сестры Аллы, которая тоже решилась оставить Северодвинск и переехать в деревню вместе с семьей. Он был двухэтажный. И сделали себе домик поменьше. В то время они еще не знали, что у них будет столько внуков и правнуков, и даже не догадывались, что многие из них с удовольствием будут ездить в Завелье, и что нам в их доме будет очень тесно.
Это причина побудила нас как раз на покупку первого домика, - рассказала Лидия. Деревня как будто тянула. Хотя Лидия с мужем понимали, что будет непросто. Тогда у них уже было трое детей. Школы в Завелье нет — чтобы попасть на учебу в соседние деревни, ребятам нужно каждый день ездить на автобусе. Больницы нет — договорились с фельдшером из другой деревни — если что, то могут звонить ей напрямую, а в случае необходимости — в Завелье отправят «скорую». Удалось решить и вопрос с продуктами. Раз в неделю в деревню приезжает муж Лидии Василий и привозит по списку необходимые для жителей товары. Но список не слишком велик, потому что в Завелье почти все есть своё — яйца, молоко, сметана, мясо, овощи.
А вот без чего Лидии было сложно в деревне — так это без магазинов с товарами для рукоделия. В Северодвинске она была частым гостем в них. Но и тут выход нашелся — стала закупать все необходимое впрок или просить подруг из города привезти что-то. Сначала в мае было сильное наводнение - снесло все мосты. Дорога зимняя - не открылась, на машине не проехать. И мы оказались оторваны от «большой земли». Я в то время была еще беременна, это добавило остроты ощущений, но в принципе, мы справились, - рассказывает Лидия. Семья узнала, что Север в квартире и в деревенском доме — это разный Север. Первая зима Бельковых в Завелье прошла у печки: - Температура опускалась ниже сорока градусов и держалась на этой отметке полтора месяца.
Можно сказать, мы с утра до вечера только и делали, что топили-топили-топили печки, - продолжает Лидия. Было ощущение, что выходишь не на улицу, а в открытый космос. Замерзли все водопроводы, канализация замерзла, то есть нам пришлось, конечно, жить как крестьяне до семнадцатого века. Но даже после этого семья не бросилась собирать чемоданы, чтобы вернуться обратно в город. Наоборот, они отстроили свой собственный дом, стали восстанавливать еще один, стараясь, по возможности, сохранить в нем все, как было раньше. Завелье находится в устье реки Подюга. Если посмотреть на карту, то три деревни: Завелье, Заподюжье, Рылковский погост — образуют треугольник. Они разделены рекой, у каждой деревни — свой берег. Лидия в шутку говорит, что это трио — как единый жилой комплекс, но все равно у каждой своя атмосфера.
Туда можно подъехать на машине в любое время. Там больше домов, больше людей. Она тоже прекрасна. Но душа то живет в Завелье, и мы не можем даже переехать за речку, даже в соседнюю деревню.
Учредитель акционерное общество "Ленинградская областная телекомпания". Главный редактор Сушкин Георгий Валерьевич.
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л.
Программа господдержки направлена на развитие туризма и предпринимательства Чтобы малые территории жили и развивались, нужно, во-первых, преодолеть синдром выученной беспомощности, когда жителям кажется, что они ничего не в силах изменить, а во-вторых — необходимо время и готовность к совместному действию со стороны тех, кто выступает в роли своеобразных менторов, уверена руководитель «Гаранта» Марина Михайлова. И дальше они их могут делать даже без каких-то особенных вливаний — просто потому, что им хочется, — говорит Михайлова. Наконец, чтобы идеи были действительно успешными, нужно не только находить ресурсы для поддержки, но и обучать людей, готовить их, вывозить на стажировки. Если мы не даем возможность что-то делать, они не прочувствуют, что это их. Если люди придумали, а на реализацию ресурса нет, они остаются с мыслью, что от нас ничего не зависит. А вот если инициативу, даже маленькую, поддержать, они дальше ей будут заниматься, — продолжает она. Йога в деревне И почему положенные им «подъемные» не позволяют решить проблему возвращения на «большую землю» Мироминская, которая от Архангельска находится так далеко, что быстрее из нее доехать до Вологды, — деревня на 120 домов.
Большая и неожиданно яркая, буквально-таки брызжущая светом и весельем. У Мироминской есть две части — «на горе» и «под горой», поясняют нам. Объединить усилия их жители решили относительно недавно. Еще у нее есть и свой староста — улыбчивый широколицый Николай, мужчина лет 40, у которого в деревне живут жена и сын. Еще у деревни есть собственная поэтесса Ирина и «правая рука деревни» Владимир, без которого ни уху сварить, ни самовар поставить. А также ТОС территориальное общественное самоуправление, в рамках которого могут объединяться жители. Фото: Центр «Гарант» На полученные средства жители обновили общий для всех деревенских колодец, смогли поставить в деревне автобусную остановку, с которой дети несколько раз в день уезжают в школу, а сотрудники расположенного поблизости комбината — на работу. Решения здесь принимают или по крайней мере стараются принимать с учетом мнений всех заинтересованных лиц.
Компенсировать паузу в работе с Арктическим советом и Баренц-регионом планируют на тихоокеанском направлении — Сначала хотели на остановке написать красиво «Ученье свет, а неученье — тьма». Но потом подумали, что работникам нашего комбината, которые в темноте, рано, на работу едут, обидно будет. И решили ничего не писать, просто нарисуем тематическую школьную картинку какую-нибудь, — объясняет руководитель ТОС Анастасия Кожина, стоя у новенькой, выбеленной силами жителей остановки. Впрочем, остановка и колодец — важные, но не единственные достопримечательности в деревне. За счет полученной поддержки здесь расчистили поляну у кузни над рекой, где теперь отмечают все основные праздники и с готовностью демонстрируют отработанные навыки перед гостями за большим накрытым столом.
А я считаю, что безопасность начинается с неравнодушия. Мы можем оставить дверь и ворота открытыми и никто не залезет, не возьмет ничего. Здесь соседи тщательно контролируют не только свою территорию, но и все, что находится в поле зрения. Комар не проскочит! Мария ЗоринаИсточник: Migration Воровство жестко карается общественным мнением. Поэтому местные не рискуют. Если что-то и случается, то это что-то исключительно на бытовом уровне, правда, за эти пару лет, что мы здесь, мы пока не слышали ни одного «громкого дела». К тому же мы наездились на работу в Москве, и ежедневных 3-4 часов жизни в дороге хватило, чтобы осознать, что нам нужно. Поэтому мы думаем о том, как заработать в деревне. На таких, как мы, смотрят слегка подозрительно: сумасшедшие же. Но варианты развития есть. Особенно для жителя с городским менталитетом и опытом. Удаленную работу тоже никто не отменял — с интернетом тут все в порядке. Заодно, если не заниматься самостоятельным выращиванием и производством, можно дать работу местным жителям, которые все равно этим занимаются. Собираем фрукты и ягоды в наших горах, сами варим, придумываем новые рецепты и продаем всем желающим. Так мы собираем средства на мастерскую, где местные дети смогут заниматься творчеством. По-моему, неплохое решение. Мария ЗоринаИсточник: Migration Мы не хотим быть просто потребителями — нам интересно делать лучше то место, где мы живем. Когда мы переезжали сюда, к чему-то были готовы, чего-то не знали, но в целом все, что мы видим вокруг, нас не разочаровывает, а дает надежду.
Все больше молодых людей из города возвращаются в родное село
Спасение деревни напрямую зависит от того, какие средства готово заложить государство в федеральном бюджете на эти цели. Наша семья состоящая из четырёх человек, некоторое время назад приобрела дом в одной из белорусских деревень. Тот, кто уехал из деревни в города в первом поколении, тоскует по своим местам. Это единственная на Русском Севере деревня, которая ни разу не перестраивалась на протяжении почти пяти веков. Мы приехали в деревню из Петербурга, живем здесь уже около восьми лет, и нам здесь очень нравится.