Недавно интернет облетела новость, что лежачего больного доставили к скорой помощи в ковше трактора "Скорая" просто не смогла пробиться через сугробы и заметенную дорогу. В деревне до наших дней сохранилось около 40 домов. Дружная молодая семья из дновской деревни Искра на собственном примере доказала, что такая жизнь в разы лучше «бытовухи» в мегаполисе. Активисты реготделения РССМ в Республике Марий Эл задали девять вопросов девушке, которая решилась вместе с семьёй переехать в Марийскую деревню, и счастливо там живет.
Как переехать из города в деревню
Жене было чуть проще: в детстве она летом жила на даче в Кратово и знала хотя бы, как топить печь. Трудности Женю не испугали. Она развела огород, где растила картофель, морковку, зелень, помидоры и огурцы. Поставила теплицу и сарай. Завела уток, кур, гусей и даже корову, чтобы у детей всегда было свежее молоко. При этом она была весёлая и добрая корова —лизала нас шершавым языком, дети с ней играли, таскали ей сено». Жители Дудорово сначала относились к москвичам настороженно.
Спрашивали: «Надолго к нам? Но главное — здоровье старшего сына заметно поправилось. Петя пошёл в местную школу, — рассказывает Женя. Я была очень горда собой — у меня была цель, и я её добилась! Он работал в Москве в больнице вахтовым методом и в Дудорово приезжал на два-три дня после дежурств. К деревне он относился как к даче — месту, где нужно отдыхать.
Для него слабым звеном оказалась логистика. Например, ему не нравилось, что до ближайшего магазина надо добираться на машине, так как привык к городским супермаркетам в шаговой доступности. Женя же восприняла деревенскую жизнь как работу: «Я приноровилась к тому, что в шаговой доступности нет магазина: научилась варить творог, делать сыр, у меня был большой огород. Местные жители даже покупали у меня молоко, яйца и помидоры». В 2017 году дом в Дудорово сгорел. Мы с детьми выскочили из дома, в чем спали», — вспоминает Женя.
До приезда пожарных бороться с огнем помогали соседи. Как позже выяснилось, в одной из розеток произошло короткое замыкание. Бетонные стены уцелели, но внутри всё выгорело. Электричество — первая из них». Мы ответили: да. И тогда нам выделили бетонный «коттедж», принадлежавший колхозу», — продолжает Женя.
Однако новый дом оказался неприспособлен для жилья, и тогда Женя еще раз круто поменяла жизнь.
Местечко выбрали в маленькой деревне, на отшибе, возле леса. Несколько лет пришлось жить в сильно походных условиях, но ничего, одолели. Получился этакий индивидуальный эко-хутор, на своем отдельном холме. Деревню видно как на ладошке, от нее мы отделены большим заросшим оврагом с речушкой. Сильно близко соседей нет, место не особенно доступное и ровное, а народ предпочитает удобное огородничество на плоскости. Дорога к нам - грунтовый серпантин проходимый только в теплый сезон в сухую погоду, так что все завозы приходится планировать заранее, «в навигацию». Дорогу зимой к нам на холм никакие службы не чистят, только внизу в деревне. Приходится протаптывать длинную тропинку к людям, а куда деваться?
Пробраться к дому зимой с большим грузом можно только на снегоходе с нартами, жаль, что у нас такого нет. Электричество из деревни, три фазы, воздушная линия на столбах, все как у людей. Электричество нередко пропадает, порой на сутки - поломки, обрывы. Тем не менее, это значительно лучше микро-ГЭС, ветряков и солнечных элементов. Наше трехфазное электричество также имеет свои особенности — изрядный «перекос фаз» и включать моторы в такую сеть без сложной защиты не стоит. Вода у нас нашлась прямо на участке - небольшой родничок. Мы его окультурили и сделали ему накопительную емкость ниже по течению. Теперь электрическим насосом можно забирать воду круглогодично в любых разумных количествах полив летом, наполнение емкостей, бассейна. С появлением безлимитной насосной воды стала функционировать баня.
Первая постройка на участке — первоначально была скромным жилищем вашего покорного слуги. Дом мы строили традиционный для данной местности лесная зона - бревенчатый, никаких там новомодных саманов и соломы. Сам сруб стены заказывали в соседней деревне у бригады строителей, все остальное делали сами. Отопление у нас тоже традиционное — дровяные печи баня, мастерская, дом. Когда пришло время, оказалось что хорошего печника не сыскать днем с огнем, да и стоят его услуги ого-го! Пришлось браться самому. Печное дело изучили довольно глубоко и теперь сами при необходимости консультируем и помогаем. Вся мебель в доме сделана самостоятельно, использованы как обычные доски с фанерой, так и очищенные от коры коряги, стволы небольших деревьев из леса рядышком. Бревенчатые стены изнутри дома отшлифованы и оставлены в первозданном виде.
В целом, получился стиль «Дом интеллигентной бабы Яги». Огород у нас в силу пересеченной местности, своеобразный — разнокалиберными грядками.
Карантин отрезал путь к поставщику запчастей для телефонов. Делать нечего — остановили аренду и ушли на каникулы. Но, оказалось, в деревне хорошо развит бартерный обмен товарами и услугами. Почти у каждого дома — свой семейный бизнес.
Есть здесь домашняя сыроварня, мыловарня, пасека, гончарная мастерская, живут в нашем хуторе швеи, пряхи и даже профессиональные музыканты. Можно починить кому-то телефон в обмен на килограмм свежего козьего сыра или баночку меда. Можно обмениваться одеждой, давать в прокат технику и инструменты. Фото: Фото: из личного архива Ассортимент товаров и услуг большой — пригождаются буквально все навыки и умения. Я как-то написала рекламку за баночку натурального скраба для тела. Расценки условные — скорее, мы дарим друг другу подарки, чем торгуемся: и приятно, и с пользой.
Иногда кажется, что деньги вообще не нужны, если бы не строительство дома — доски по бартеру не дают почему-то. Мы вместе готовим сценарии праздников, помогаем друг другу на субботниках. Родители по очереди проводят занятия для всех детей — так мы получили кучу бесплатных и популярных кружков и секций: рисование, йога, ткачество, английский язык, футбол. Фактически мы живем в хуторе мастеров. И сами этими мастерами являемся. Фото: Фото: из личного архива Все больше жителей больших городов проявляют интерес к переезду на землю.
И на этом хуторяне тоже стараются зарабатывать. Проводят туры выходного дня, организовывают фестивали, детские лагеря. В этом году из-за самоизоляции никаких мероприятий нет.
Фото: Фото: из личного архива Ассортимент товаров и услуг большой — пригождаются буквально все навыки и умения. Я как-то написала рекламку за баночку натурального скраба для тела. Расценки условные — скорее, мы дарим друг другу подарки, чем торгуемся: и приятно, и с пользой. Иногда кажется, что деньги вообще не нужны, если бы не строительство дома — доски по бартеру не дают почему-то.
Мы вместе готовим сценарии праздников, помогаем друг другу на субботниках. Родители по очереди проводят занятия для всех детей — так мы получили кучу бесплатных и популярных кружков и секций: рисование, йога, ткачество, английский язык, футбол. Фактически мы живем в хуторе мастеров. И сами этими мастерами являемся. Фото: Фото: из личного архива Все больше жителей больших городов проявляют интерес к переезду на землю. И на этом хуторяне тоже стараются зарабатывать. Проводят туры выходного дня, организовывают фестивали, детские лагеря.
В этом году из-за самоизоляции никаких мероприятий нет. Но мы с соседями все равно решили попробовать провести семинар по выращиванию леса и сада в степи и даже назначили дату — 3 июля. Еще есть идея приглашать волонтеров в ближайшем будущем, когда начнем возводить стены из самана — много желающих поработать руками и пожить деревенской жизнью. Заразившихся нет. Слухи ходят, что в соседних хуторах болеют, цифры разные. Но мы коронавируса не боимся — относимся философски: здоровье не там, где хорошая медицина, а там, где здоровее жизнь. К тому же на все воля божья.
Фото: Фото: из личного архива Планы на жизнь — стать свободными и детей вырастить свободными, особенно, от предрассудков.
Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне
Продают деревенские продукты: раз в месяц Дима отвозит своим постоянным покупателям в Санкт-Петербург мясо, яйца, мед. Зарабатывают в интернете: ведут канал на Ютубе о деревенской жизни. Дина вяжет на заказ и пишет мастер-классы по хендмейду. В чем сложности у этих переселенцев.
Низкая скорость развития хозяйства. Деньги зарабатываются на ходу и тут же все идут в дело. Нет возможности сразу взять и вложить круглую сумму в быт и ферму.
Все движется медленно, и надо выбирать каждый раз: установить душевую кабину или сначала купить поросенка.
Все они работают в Мувыре. Активное развитие здесь получило фермерство — самое привычное и доходное занятие для деревенских жителей. Фермерское хозяйство Мувыра составляет 450 голов крупного рогатого скота. Также в деревне хорошо развито сельское хозяйство: местные жители выращивают овес, пшеницу, ячмень. Благодаря поддержке региональных властей, в деревне был открыт собственный цех по переработке молока. Под торговой маркой «Мувыр» здесь производят кефир, йогурт, творог и сыр.
Одна из дочерей Александра Корепанова, Нина Шкляева, работает управляющей на этом молокозаводе. Окончив школу, Нина поступила в педагогический институт и переехала в Пермь. Поездки в родную деревню дали понять, что жить в городе ей не нравится, и спустя несколько лет Нина решила вернуться в Мувыр. Когда регион выделил грант на строительство молокозавода, жизнь Нины изменилась, и она начала развиваться в области фермерского хозяйства. В деревне постоянно растет число отдыхающих. Уже сейчас Мувыр принимает около 4 000 туристов ежегодно. Вторая дочь Александра Корепанова, Мария Прокофьева, отвечает за туризм в деревне.
Жизнь в Москве показалась ей суетливой, а офисная работа — однообразной, поэтому во время декрета Мария решила вернуться в Мувыр. Постепенно дочь Корепанова начала заниматься туризмом: она проводит экскурсии, открыла музей и кафе, приобрела лодки, занялась постройкой гостевых домов. Сколько стоит жить в Мувыре? Расходы на жизнь в Мувыре небольшие, благодаря собственному производству овощей и молочных продуктов. Мы рассмотрим основные статьи расходов, на которые может ориентироваться новый житель. Аренда и покупка жилья Жилье в Мувыре можно получить на безвозмездной основе. Дом строится за счет бюджетных средств, если новоиспеченный житель подписал договор, по которому нужно соблюдать обязательства: жить и работать в деревне не менее 10 лет.
Люди вокруг, естественно, недоумевали и пытались убедить меня, что это бред, но потом один из ребят сказал: «А хочешь съездить к моему другу? У него 300 быков». Все начали ржать, а я решила: «А вот возьму и поеду, и плевать, как это выглядит». Я собрала трех подружек, мы сели машину и поехали за тысячу километров в Вологду к какому-то непонятному Сергею — мы не догадывались, что нас ждет. Когда прибыли, оказалось, что никакой это не Сергей, а 28-летний Серега, который устал от Петербурга и решил заняться своей фермой — тогда я поняла, что все это возможно. Он провел нас по Вологде, показал множество разрушенных деревень, в которых угасают старые прекрасные дома, людей нет, а вокруг — сумасшедшей красоты природа. Я начала думать, почему так вышло. Реки, поля — это класс, но смогла бы я жить в таком месте?
Конечно, нет: мне нужна хорошая инфраструктура, сообщество. Я решила попробовать поменять в деревнях что-то самостоятельно — не для кого-то, а для себя. Сделать жизнь в регионах интересной, чтобы там были творческие мастерские, коворкинги, чтобы люди чем-нибудь интересовались, приезжала молодежь — сейчас население деревень очень взрослое, молодых совсем нет. Фото: seloonomoe Столкновение с реальной деревней Вскоре я познакомилась с создателем компании «Дымов» Вадимом Дымовым и уехала в Суздаль работать с региональными проектами во Владимирской области. Взаимодействовала с администрацией и чиновниками, фермерами и доярками, какое-то время работала в деревне Туртино с населением в 400 человек. Там я столкнулась с огромным разрывом: люди до сих пор живут во временах СССР, все новое для них — враждебно и страшно. Стало ясно, что самое сложное — это не разруха все можно починить и подлатать , а закостенелость, которая не дает развиваться. Я поняла, что людей нужно учить коммуникации, владению компьютером и другим навыкам, которые люди в городе давно освоили.
Проект в Туртино был непростым, так как невозможно пытаться создавать культуру, если человек в селе просто-напросто голоден. Я поняла, что есть уровни, на которые мы повлиять не можем, а скорее даже не должны — базовые условия для людей все же должно обеспечить государство. В Суздале я прожила полгода, и это было непросто: оказалась в новой для себя абсолютно статичной среде. В какой-то момент поняла, что совсем перестала читать. А с кем мне в деревне обсуждать книги? В Петербурге можно прийти в «Подписные издания» на чашку кофе, поболтать, вдохновиться, среда сильно на тебя влияет. Рабочие вопросы еще можно решить, а вот социум — это, как оказалось, важно. Тогда я решила, что нельзя искусственно отрезать кусок своей жизни: город — это тоже часть меня, и свою деятельность нужно выстраивать с учетом этого.
Я — не отшельник и не дауншифтер и не являюсь сторонником такого рода действий. Связь деревни с городом Я поняла, что моя роль — с любовью относиться и к городу, и к деревне и пытаться их соединить, помогать людям обмениваться информацией и навыками. В Петербурге я часто бываю — он мне много дает. Я знаю кучу людей, могу выйти на любой бренд, вопросы решаются быстро. Но и ко мне регулярно приезжают друзья: посмотреть на природу, поесть овощи с огорода и сметану от Володи — про нее ходят легенды по всей округе и обычный человек с улицы ее купить не может, нужно прийти несколько раз и уйти с пустыми руками, чтобы он тебя запомнил. Моя роль — с любовью относиться и к городу, и к деревне и пытаться их соединить, помогать людям обмениваться информацией и навыками Деревня Пеники в Ленинградской области — и проекты в ней Два года назад я регулярно стала посещать деревню Пеники в Ленинградской области — там у родственников моего молодого человека есть дом, к ним я часто приезжала. Сейчас же я здесь живу. Прежде чем начать что-то, я стараюсь ориентироваться на запросы людей: не просто говорить «будем делать так», а спрашивать, чего людям не хватает, что уже есть, чего они хотят, и работать уже с их запросом.
Эдуард вручную набирает из колодца два ведра воды, и мы идем куда-то в заснеженный простор. Среди поля стоит большая хозяйственная постройка — это козлятники, здесь живут семь коз и одна корова. Отец с сыном разливают воду по поилкам, и каждое животное получает свою порцию. Мы с Тимуром стоим возле двери, когда Эдуард открывает один из загонов, откуда сразу же выскакивает коза и бодро бежит к доильному станку, ловко запрыгивает на него и засовывает голову в своеобразную «гильотину», где ее ждет корм. Эдуард уверенными движениями моет вымя козе и начинает дойку. Плотные струи молока врезаются в стенки ведра. Он доит двух коз и переходит к корове.
Та сама никуда не прыгает, ее приходится привязывать за рога. Молока зимой немного, и оно получается очень жирным. После дойки мы идем за сеном — основным ресурсом, который заготавливает Эдуард своим трактором. Семья в первый же год оформила четыре гектара земли в личное подсобное хозяйство для пастбища и сенокоса. Сегодня Михновцы целиком обеспечивают себя молоком, яйцами, сыром, сметаной, маслом и даже сгущенкой и мороженым. Ему тогда было 7-8 лет, и он буквально требовал сосиски. Даже теперь, если нужно есть суп, сын говорит: «Я буду есть суп, если только он с мясом».
Беременной мне снилось, что я ем кусок кровавого мяса. Я поняла, что мне хочется мяса и бессмысленно отказываться от того, чего требует мое тело. Всю выпечку Эдуард и Майя делают сами, покупают только муку. Сыры и яйца продают. А вот с огородом большой дружбы не вышло, тут помогает свекровь: она выращивает продукты, которых хватает практически на год. Поэтому все заработанные деньги удается копить. Тратить их, как признается Эдуард, тут просто некуда.
После уборки козлятников, дойки коз и коровы мы возвращаемся в дом. Кому не надо переезжать из города в деревню На прощание я решаюсь спросить, не жалеют ли ребята, что оставили комфортную городскую жизнь и променяли ее на деревенскую, полную хлопот. Но, судя по улыбке, Майя ни о чем не жалеет: — Я очень рада, что мы решились и переехали. И теперь живем на земле. Когда за тридцать перевалило, уже обычно есть семья, дети, работа. А пока есть энтузиазм — нужно пробовать и делать. Мы для себя решили, что, вместо того чтобы идти у кого-то что-то просить, жаловаться на кого-то, мы будем развиваться сами.
Да, мы понимаем, что это труд. Мы трудимся сознательно и с радостью. Да, тяжело, да, бывают сложные моменты. Моя физическая нагрузка раз в десять больше, чем у городской женщины. Раньше я вообще не могла представить, что я могу такое огромное количество дел сделать за день. Когда появился первый ребенок, я думала, как же мне успеть-то сделать это всё.
Немец, строящий деревню в Богородском районе, рассказал, чем его покорила Нижегородская область
Не могу сказать, что люди хорошо жили. Но жили, а не выживали. А после перестройки совхоз развалился, рабочие места пропали. И стало совсем грустно. Земля у вас в собственности?
В собственности семьи, моих сестёр. На какой срок? А дальше будем решать — может быть, на пять лет. Самый желательный вариант — дать людям возможность зарабатывать так, чтобы они могли за это время или этот дом купить, или другой себе построить это даже предпочтительней.
И сколько домов ещё строится? Первой должна переселиться фельдшер. Это вопрос решённый: деревне нужен фельдшер. В остальном процесс достаточно сложный.
Приезжали разные люди. И пишут много, десятки людей. Но мы видим, что это не те люди. Если у человека жизнь не удалась и он вдруг увидел, что можно получить дом даром, без усилий, — мы таких даже не приглашаем смотреть.
На первом этапе я хочу, чтобы приехали люди, которые создадут рабочие места. У человека должно быть что-то за душой. Если у человека есть пять коров и он за ними отлично смотрит, а хочет, чтобы у него их было 25, — это человек уважаемый, я готов к нему присмотреться: поддержать его, съездить к нему в хозяйство и посмотреть, что оно в реальности из себя представляет. Я жду настоящих хозяев.
Но второй этап тоже должен быть — крепким хозяевам будут нужны работники. Тогда вспомним про тех, кому сейчас мы отказали, но занесли в картотеку. И когда настанет время этих людей, мы, конечно, в первую очередь будем рассматривать те семьи, где трое—четверо детей. В деревне должны жить и расти дети.
Сегодня в Султанове два школьника и восемь малышей, они ходят в детский сад. Ещё немножко — и нить прервётся. Нашли одного. То есть создали одно рабочее место.
Остальные строители приехали из соседнего района, в Султанове сейчас живут и работают. Чем вы занимались?
Экономисты указывают на то, что в больших городах производительность труда выше. Кроме того, там значительно проще создавать кластеры: и разработчики, и учебные заведения, и сами производители находятся в непосредственной близости друг от друга и могут работать в одной связке. Сёла в эту схему явно не вписываются. Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов полагает, что есть резон не сохранять все старые, ещё с советских времён, деревни, а фактически создавать новые.
Полностью сохранить село в России невозможно, это уже факт. Ставку следует делать на агломерации, в этой концепции могут присутствовать сёла, причём каждое с какой-то своей ориентацией. Например, в одном населённом пункте уместно развивать экотуризм, в другом — создать пространство для охоты, — указывает в разговоре с NEWS. На фоне пандемии появились тенденции к возвращению людей за город — многие строят коттеджи или летние дома. Способствовало этому и законодательная новация, позволяющая садовые строения оформлять как полноценное жильё. Поэтому и возникла новая проблема — например, в Башкирии главы муниципалитетов сетуют на то, что сельские поселения расширяются за счёт «вахтовиков» из города, которые требуют инфраструктуру, дороги, ресурсную базу, но прописаны и работают они в городах.
Таким образом, численность населения посёлков де-факто вырастает в разы, а налоговая база и бюджет остаётся прежним. В этих условиях муниципалитеты не способны обеспечить желаемый уровень жизни, вызывая общественное недовольство, — указывает в разговоре с NEWS. Эксперт подтверждает, что деревню в прежнем виде уже вряд ли удастся возродить: скорее всего, она трансформируется в малые города, посёлки городского типа и коттеджные посёлки. Валерий Миронов в свою очередь также констатирует, что в таком огромном количестве, как сегодня, деревни больше не нужны — прежде всего, потому, что из-за дефицита населения там просто некому жить. Но отдельные сельские поселения, полагает эксперт, имеют перспективы — прежде всего, из-за развития дистанционного образования и телемедицины. Впрочем, есть и те, кто считает такие планы не более чем маниловщиной.
По мнению скептиков, бесконечный процесс «спасения» российской деревни, как бы странно это ни звучало, оказывается вполне прибыльным делом. Так, из 382 миллионов гектаров не используется по назначению 76,3 миллиона гектаров. При этом на программы развития сельского хозяйства выделяются миллиарды. Догадайтесь, кто получает эти средства?
Корма дорожают — соответственно, от идеи зарабатывать на сельском хозяйстве мы отошли. Артем: Если все-таки кто-то захочет зарабатывать на сельском хозяйстве, то, исходя из нашего опыта, я бы выделил две сферы заработка, которые будут приносить доход: это мед и баранина. Остальное, на наш взгляд, не особо выгодно. Досуг — один из самых популярных вопросов о жизни в деревне, потому что очень многие интересуются досугом. Отвечу так: мы всю свою сознательную жизнь работали в авиации, и в нашей жизни было очень много досуга. Когда были на «эстафетах» — ждали обратного рейса, наотдыхались в своей жизни вдоволь. Если быть объективным, то досуга как такового в деревне нет. Наталья: Здесь важно понимать, что считать досугом, ведь почитать книжку — это тоже досуг, и здесь гораздо больше времени, чтобы этим заняться. Очень много времени и на то, чтобы освоить какое-то хобби, которое, например, вы давно хотели, но у вас не было времени из-за работы. Я, например, не умею ничего делать руками, и здесь я пытаюсь научиться вязать, шить, делать посуду из глины. Это тоже досуг, на мой личный взгляд. Я не понимаю, когда люди говорят: «Вы себя закрыли, похоронили в деревне, там же нет кинотеатров, театров и всего остального». Простите, мы же можем сесть в машину, поехать в город, пойти в кинотеатр, ресторан, кафе. Все ограничено только временем и деньгами. У нас, в принципе, и то, и другое можно найти. И я сомневаюсь, что те, кто живет в городах, каждый день ходят в кафе, кинотеатры и театры. Выбираются, когда есть время и деньги, но так же и мы делаем. Артем: Если учесть, что кинотеатр находится в городе в 40 минутах езды от нас, я думаю, городские жители примерно такое же время тратят в пробках, в метро, чтобы доехать до того же самого досуга. Отношения с соседями — на мой взгляд, самый любопытный вопрос, он достаточно коварный. Когда люди приезжают отдыхать, они сталкиваются с тем, что петух или курица начинают орать в пять утра, и очень сильно этим недовольны Артемоб отношениях с соседями-горожанами Наталья: В городе мы зачастую не знаем, кто живет по соседству, не знаем друг друга. А здесь большая деревня, дома вроде бы друг от друга далеко, но все друг друга знают. Здесь все люди находятся в более тесном контакте, чем в городе. Артем: В нашей деревне у большинства земель статус личного подсобного хозяйства. Сложилось так, что когда Союз развалился, много деревенских уехали жить и работать в город, и в этот же период времени многие городские жители здесь купили либо построили дома. Из-за этого возникают иногда конфликты по поводу той же живности: когда люди приезжают отдыхать, они сталкиваются с тем, что петух или курица начинают орать в пять утра, и очень сильно этим недовольны. Когда начинается сенокос, ты заводишь трактор в четыре-пять утра, и из-за этого тоже начинается недовольство. Объяснять это людям тяжело. Мы стараемся объяснять, что для отдыха есть СНТ садоводческое некоммерческое товарищество , но при этом возникает недопонимание. К счастью, процент таких людей невелик, большинство, наоборот, относятся лояльно и все понимают. Более того, мы держим лошадей, коз, баранов, держали гусей, поросят, и многие родители с детьми приходят к нам как в контактный зоопарк — погладить, посмотреть. С большинством соседей вопросов не возникает. Местные жители, которые в деревне доживают свой век, разделяют нашу точку зрения, что приезжие, городские оказались не в той среде. Наталья: Здесь осталось очень мало коренных деревенских жителей, но когда мы приехали, они приняли нас очень хорошо. Наверное, из-за того, что у меня отсюда бабушка, и половина деревни наши родственники — дальние и не очень. Нам помогали с пчелами, давали советы, прибегали, когда у нас что-то не получалось. Артем тоже, если кто-то где-то застрял, без проблем ехал вытаскивать. Взаимопомощь в деревне очень сильно развита, отношения со всеми хорошие, но возникает недопонимание, когда приезжают городские: им не хватает зелени, они сажают деревья-цветочки даже за пределами своего участка, а мне нужно пройти с козами на выпас, а козы не понимают, что это цветочки, для них все это трава, и они считают, что могут это съесть. У нас по этому поводу было много споров, но сейчас, спустя четыре года, люди все поняли, и когда сажают что-то за пределами своего участка, огораживают это сеткой. Сейчас проблем никаких не возникает ни с кем, очень хорошие отношения со всеми. Артем: Мы с многими дачниками дружим, многие нам оставляют ключи от своих домов, мало ли что случится зимой, чтобы оперативно среагировать. Когда все приезжают весной, первый и единственный вопрос: «Ну, как вы тут? А теперь мы даже не понимаем этого [вопроса], потому что отопление свое — я сколько захотел, столько и сделал, а в городе ты мерзнешь и прибавить не можешь. Если взять наш дом — это двухуровневая квартира, полностью автономная, автоматизированная, все замечательно. Однако у большинства людей это все-таки вызывает непонимание, потому что отсутствие цивилизации, я так понимаю, все-таки давит на мозг людям. Наталья: Мне сложно судить, что думают о нас городские, но, судя по репликам, которые они отпускают в нашу сторону, некоторые считают, что мы себя в деревне похоронили: «Не рано ли вам себя хоронить в деревне? Допустим, мы заработали квартиру в городе, она у нас есть, ее никто не продал. Мы построили дом. Взять нашу младшую дочь — ей уже пять лет, и вы не поверите, мы за нашу Дашку просто радуемся. Ребенок не болеет, нет никаких аллергий, пьет с детства козье молоко, постоянно на свежем воздухе, очень много движения и саморазвивающих игр. Не хочу обидеть городских детей, но когда приезжают дачники, уже видна разница в развитии пятилетнего ребенка городского и нашего. Согласитесь, большинство детей сейчас играют в планшете, смотрят какие-то непонятные мультфильмы в YouTube, а здесь ребенок саморазвивается, и логика у него работает лучше. Наталья: Я бы сказала, что разница не столько в интеллектуальном развитии ребенка, сколько в его самостоятельности. Здесь ребенок более самостоятелен: она знает, что сделать, как сделать, куда пойти, зачем пойти. Она недавно сама ходила в магазин за хлебом, изъявила желание. Сама может покормить коз, кур и прекрасно знает, кого чем кормить, с трех лет. Артем: В конце года обстоятельства сложились так, что жена должна была уехать на неделю в город по делам, взяла с собой Дашу, и наш ребенок долго не понимал, почему она не может открыть дверь и пойти гулять. Наталья: Такой был случай — она оделась и сказала: «Мама, я пошла гулять». Я говорю, что одной нельзя. Она: «А почему? В деревне она спокойно открывает дверь и гуляет на улице одна. Для нее это был просто шок. Моей целью было показать, что в деревне можно жить не хуже, чем в городе, а в некоторых случаях даже и лучше Натальяпытается поднять русскую деревню Артем: Хочу добавить, почему мы завели YouTube-канал. Мы хотели донести до людей быт, какие-то решения и тому подобное. На канале есть ряд роликов, которые очень сильно выручают людей, живущих на даче в летний период. Например, про прокачку скважины. Я интересный способ изобрел, а ведь многие сталкиваются с тем, что скважина заиливается. Сделал небольшие ноу-хау в курятнике, когда мы держали кур, потому что курятник маленький, и надо было все оптимизировать. Я хотел развивать канал именно по этой теме. Однако когда мы начали выпускать ролики, люди нам стали писать: ребята, снимайте все подряд, мы дети асфальта, мы хотим видеть другую жизнь! В большинстве случаев приходится снимать быт. Наталья: Лично у меня была другая цель: мне обидно смотреть на брошенные деревенские дома. Умирают бабушка или дедушка, а их дети и внуки не представляют, что можно приехать сюда и наладить здесь какую-то жизнь, и бросают эти дома. В лучшем случае продают, в худшем — просто бросают.
Электричество нередко пропадает, порой на сутки - поломки, обрывы. Тем не менее, это значительно лучше микро-ГЭС, ветряков и солнечных элементов. Наше трехфазное электричество также имеет свои особенности — изрядный «перекос фаз» и включать моторы в такую сеть без сложной защиты не стоит. Вода у нас нашлась прямо на участке - небольшой родничок. Мы его окультурили и сделали ему накопительную емкость ниже по течению. Теперь электрическим насосом можно забирать воду круглогодично в любых разумных количествах полив летом, наполнение емкостей, бассейна. С появлением безлимитной насосной воды стала функционировать баня. Первая постройка на участке — первоначально была скромным жилищем вашего покорного слуги. Дом мы строили традиционный для данной местности лесная зона - бревенчатый, никаких там новомодных саманов и соломы. Сам сруб стены заказывали в соседней деревне у бригады строителей, все остальное делали сами. Отопление у нас тоже традиционное — дровяные печи баня, мастерская, дом. Когда пришло время, оказалось что хорошего печника не сыскать днем с огнем, да и стоят его услуги ого-го! Пришлось браться самому. Печное дело изучили довольно глубоко и теперь сами при необходимости консультируем и помогаем. Вся мебель в доме сделана самостоятельно, использованы как обычные доски с фанерой, так и очищенные от коры коряги, стволы небольших деревьев из леса рядышком. Бревенчатые стены изнутри дома отшлифованы и оставлены в первозданном виде. В целом, получился стиль «Дом интеллигентной бабы Яги». Огород у нас в силу пересеченной местности, своеобразный — разнокалиберными грядками. Ровного места не особенно много, да и то под некоторым наклоном. Траву вне грядок мы не выводим, только косим. Это дает много преимуществ. В грядках растет все, от морковки-картошки до цветов. Много цветов, овощей стараемся выращивать ровно столько, сколько нужно, плюс маленький запас. За три-четыре года, путем последовательных приближений определилось их количество. В целом огород — этакий симбиоз нескольких природосообразных систем с хрестоматийной. Недавно у нас появилась интересная теплица. Она сильно помогает весной — выращивание рассады перестало быть мучительным процессом, и осенью. Помидоры, сладкий перец, некоторые теплолюбивые овощи и травки растим в ней.
Один в деревне: интервью с барышцем, который не покинул Языковку
Сам факт того, что в России люди едут из деревни в город на постоянное место жительства, ни у кого не вызывает ни удивления, ни сомнения. Сцены из деревенской жизни Навстречу Вербному воскресенью: как живёт деревня в ожидании чуда. Дружная молодая семья из дновской деревни Искра на собственном примере доказала, что такая жизнь в разы лучше «бытовухи» в мегаполисе.
Ни туалета, ни перспектив: нужно ли спасать российскую деревню
Живи, моя деревня | Активисты реготделения РССМ в Республике Марий Эл задали девять вопросов девушке, которая решилась вместе с семьёй переехать в Марийскую деревню, и счастливо там живет. |
Как переехать из города в деревню: истории переезда | Из Деревни в Деревню 18 минут 48 секунд. |
Семья уехала в деревню из двух домов. Чем они там занялись? | читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Три деревни Тюменской области эвакуируют из-за опасности затопления В российских селах заявили о нехватке медработников в ФАП. |
Деревни в глубинке России. Трактор вместо скорой. Интервью с местными жителями. Русская деревня | Между собой нашу деревню мы называем краем земли – настолько контрастен переход из многолюдного города с развитой инфраструктурой в место, где за деревней лес, а дальше горы, горы, горы и парочка аулов. |
Мувыр — возрожденная деревня для жизни с нуля — Новости Белгорода и области - Бел.ру | Новости из деревни. "Никогда бы не мог подумать, что когда-то кому-то буду желать смерти! ". |
Из мегаполиса – в деревню: я бросила всё и нашла себя
Наталья Ерлакова бросила работу в мегаполисе и вернулась жить обратно в деревню. Иван и Екатерина Вечеринские переехали в деревню в Орловскую область из города 15 лет назад. При этом жизнь в деревне станет все более привлекательной для тех, кто сегодня живет в городах.
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню
Мне пришлось убрать все ковры, чтобы было легче протирать пол. В городе для меня был важен интерьер, а теперь просто делаю так, как удобнее. Фото из личного архива героини Ещё меня обрадовало чёткое и понятное разделение обязанностей с мужем. У нас стало меньше ссор, улучшились отношения. Мне нравится чувствовать себя слабой женщиной, я часто обращаюсь к мужу с чисто физическими просьбами. Он отвечает за всю тяжёлую работу: носит дрова, топит печь, кормит и поит животных.
А я делаю то же самое, что в городе: готовлю еду и убираю дом. Домашних дел тут хватает на всех, быт стал понятнее и справедливее. В городе я была одной из тех мам, которые загружают детей кружками Дочка сейчас в четвёртом классе. Первый она оканчивала в городской школе. В классе было 30 человек, мы столкнулись с жёстким режимом и жёстким отношением к детям.
Поэтому во втором классе перешли на семейное образование. В деревне дочь вернулась в школу. У неё в классе всего восемь человек, чему я очень рада. Учителя отличаются от городских. Они спокойные, в школе приятная атмосфера, все друг друга знают.
Школа расположена в соседней деревне. Есть специальный школьный автобус, который забирает детей по утрам и привозит после обеда, это очень удобно! Я провожаю дочь буквально до порога, а в обед она сама возвращается домой.
Домашних дел тут хватает на всех, быт стал понятнее и справедливее. В городе я была одной из тех мам, которые загружают детей кружками Дочка сейчас в четвёртом классе. Первый она оканчивала в городской школе. В классе было 30 человек, мы столкнулись с жёстким режимом и жёстким отношением к детям. Поэтому во втором классе перешли на семейное образование.
В деревне дочь вернулась в школу. У неё в классе всего восемь человек, чему я очень рада. Учителя отличаются от городских. Они спокойные, в школе приятная атмосфера, все друг друга знают. Школа расположена в соседней деревне. Есть специальный школьный автобус, который забирает детей по утрам и привозит после обеда, это очень удобно! Я провожаю дочь буквально до порога, а в обед она сама возвращается домой. В городе я была одной из тех мам, которые загружают детей кружками.
Почти каждый день мы ходили на разные занятия. А в деревне кружков почти нет, если не считать шитья в доме культуры. Весь прошлый год мы прожили в спокойном режиме. Я расслабилась и решила, что попробую не занимать детей, пока они сами не попросят об этом. И целый год они никуда не просились: адаптировались после переезда, изучали мир вокруг, общались с животными, которых мы завели. Только сейчас дочь захотела на танцы и в бассейн.
По данным Росстата, за последние 5 лет количество личных подсобных хозяйств сократилось с 23,5 млн. И фактически забыто личное подсобное хозяйство. Поэтому донастройка регуляторной среды по ЛПХ — это один из приоритетов, которым мы точно будем заниматься», - отметил депутат Госдумы от фракции ЛДПР Евгений Макаров, во время подведения итогов Всероссийского опроса по развитию села.
Со временем там осталось всего два класса, а после учеников начали возить в Загарино.
Как-никак четыре класса там было. Работал тут раньше магазин. Там моя мать торговала. Всю жизнь проработала. Потом перешла в магазин в селе Ананьино. Там тоже раньше было домов 25. Сейчас в этом селе вообще ничего нет, всё заросло. Это два километра отсюда. Раньше люди работали на зернотоке, на пилораме, ферме. Было всё.
Возили продукцию в Барыш, даже в Ульяновск на ярмарку. Но потом со временем всё развалилось. Люди начали уезжать. Больницы нет, ближайшая только в Загарино. Живу тут с самого рождения. Я и в совхозе работал, на лошади ездил туда. Воду включал, электричеством занимался. Бывает иногда одиноко мне. Возьмёт грусть иной раз. Велосипед запрягаешь и поехал.
Был мотоцикл, но он сломался. Такая была раньше деревня хорошая! Жалко порой до слёз! Жизнь в деревне Летом Геннадий Никифоров ездит в Загарино за хлебом на велосипеде. Берёт 20 буханок и обратно домой. Зимой уже тяжелее. На охотничьих лыжах туда и обратно добирается. Но ему не скучно в деревне. Есть телевизор, который показывает двадцать каналов. Три кошки, две собаки, овцы, куры.
Иногда бывают непрошеные гости — лисы. Воруют цыплят.
Женщина бросила работу в городе и вернулась жить в деревню: “Построю перепелиную мини-ферму”
Спасение деревни напрямую зависит от того, какие средства готово заложить государство в федеральном бюджете на эти цели. В деревне познаёшь суть себя, становишься проще – эти моменты, навеное, главный плюс от смены места жительства. Наша семья состоящая из четырёх человек, некоторое время назад приобрела дом в одной из белорусских деревень.
«В Москве стало невмоготу». Три истории семей, которые уехали из города в деревню навсегда
И хоть бизнес приносил прибыль, все равно удовлетворения не доставлял: дома не бываешь, все праздники работаешь, детей практически не видишь, а они не видят, чем занимаются родители. Так Майя окончательно поняла, что больше не хочет заниматься бизнесом. Ещё одним толчком к переезду в деревню стала поездка в Крым на мыс Меганом, где семья прожила месяц дикарем в палатке. И вместе с тем, как изменилось тело, изменилось мировоззрение, — рассказывает Майя. А Эдуард продолжает: — Мы потом еще долго раскачивались, специально купили микроавтобус и ездили по поселениям, общались с людьми. В итоге много где побывали, но там что-то не то, тут не это. В итоге наступил момент, когда мы решили: всё, сколько можно ездить? И когда приехали к ребятам в соседнюю деревню, нам понравилось. И понравилось, прежде всего, как тут устроено общение. Когда ты переезжаешь на землю, самое главное — человеческий ресурс, когда ты можешь прийти в гости и посоветоваться, что и как. А особенно ценить общение начинаешь зимой.
Ребята переехали на Глубоччину, когда нашлась близкая по духу семья. За тысячу долларов купили старый дом, который отремонтировал и довел до ума Эдуард. На улице начинает падать снег, темнеет. Мы ужинаем вместе, и ребята приглашают меня остаться переночевать в гостевом доме. Меня угощают свежим козьим сыром, сметаной, в которой ложка стоит не падая, домашним хлебом. За ужином разговор обретает более открытый характер. Майя и Эдуард признаются, что начиналось все не так радужно. Первое время был долгий переходный период, когда после деревни они уезжали в город, жили там, потом возвращались в деревню, потом снова в город. Нужна была глобальная перестройка: холодно, жарко, нужно печки топить. Привыкнув к комфорту в городе, в деревне мы очень боялись холода.
Но за три года организм перестроился, и теперь даже зимой форточка постоянно открыта, а без свежего воздуха я чувствую себя болезненно. Психологически тоже было нелегко, подхватывает Эдуард: — В городе ты постоянно отвлекаешься на что-то. А тут пришлось посмотреть вглубь себя, разобраться в своих отношениях, научиться общаться между собой, чтобы было комфортно, бесконфликтно. Мы как бы заново познакомились. А когда переходный период прошел, мы почувствовали, что стали настоящей семьей, где люди друг друга по-настоящему поддерживают. И потом начали получать удовольствие, потому что здесь уже все твои радости. Когда ты переехал на землю, уже никуда не хочется ехать, даже в соседний город. Приходит светлая радость от того, что ты живешь на земле — и у тебя это получается. Как результат такой трансформации в семье стали появляться детки один за одним. Дом, хозяйство и студия После ужина мы с Эдуардом направляемся в один из соседних домов, который служит гостевым.
Дом скорее напоминает музыкальный клуб: в центре комнаты недалеко от русской печи стоит ударная установка, возле нее — аккордеон и другие акустические и электронные инструменты. В углу — ноутбук и микрофон. Возле стен стоят двухэтажные деревянные кровати.
Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ. Реалии Крым.
Аккурат к написанию данного материала подоспели свежие данные по Красноярскому краю: численность постоянного населения региона на 1 января составила 2 845 545 человек. То есть предпочтения налицо, перевес - в сторону города. Впору сокрушаться — безлюдеет провинция. Однако, у этого явления, считает мой собеседник, директор Кириковской школы Олег Ивченко, искусственные корни. Это клише создавалось еще нашими предками. Одно поколение сменяло другое, и снова отец говорил сыну — любыми правдами и неправдами пробивайся в город, там лучше, перспективнее. А чем-лучше-то? И почему непременно каждый должен в городе жить и строить свою карьеру среди небоскребов? Именно в эту пору наши граждане стали жить в рыночных отношениях, изменения коснулись и культурно-нравственной сферы. Помните, в кино, в музыке, с экранов телевизоров стали появляться супергерои, отличающиеся от романтиков прошлых лет грубостью, напористостью, вседозволенностью и т. Появился лозунг «Круто быть крутым! Позиция многих «А что делать в деревне? Навоз кидать? Снег чистить? Печку топить? Что в итоге получилось? К концу 90-ых годов народ вместо того, чтобы понять - и в деревне можно жить, и деньги зарабатывать — ломанулся по прямой: в город! А стереотип, что в деревне остались жить неудачники и недочеловеки, только усиливался и становился частью российского менталитета. Посмотрите, до чего дело дошло? Сегодня каждый второй, если не первый житель деревни имеет квартиру в городе. А если ты ее до сих пор не купил - не человек!
До переезда несколько лет собирались: искали место, приобретали инструменты, выбирали подходящую машину. Все сбережения — 300 тысяч рублей — вложили в покупку старого деревенского дома и отечественного автомобиля. Дмитрий на собственном огороде В деревне машину эксплуатируют так, тут не до автосервисов С местом не прогадали. Они могут за несколько минут добраться до города, а за несколько часов оказаться в Петербурге. Дороги отличные, в райцентре развито автобусное и железнодорожное сообщение, есть вся необходимая инфраструктура — школы, больницы, магазины. Машину Дима чинит самостоятельно, все запчасти для нее есть на селе. За четыре года жизни на новом месте завели животных и построили ферму. Продают деревенские продукты: раз в месяц Дима отвозит своим постоянным покупателям в Санкт-Петербург мясо, яйца, мед.