Из Деревни в Деревню 18 минут 48 секунд. Мегаполисы растут, деревни пустеют, и связь между ними постепенно утрачивается. Как я переехала в деревню, научилась топить печь и доить козу. Между собой нашу деревню мы называем краем земли – настолько контрастен переход из многолюдного города с развитой инфраструктурой в место, где за деревней лес, а дальше горы, горы, горы и парочка аулов. где Калужская область(моя деревня там, кто не знает) и где остров Сахалин.
Многое приходилось гуглить или спрашивать у деревенских
- Новые видео канала Из Деревни в Деревню, Смотреть онлайн
- Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне
- В некогда цветущей деревне Языковка остался всего один житель. Как он живет? - Российская газета
- «В Москве стало невмоготу». Три истории семей, которые уехали из города в деревню навсегда
- «Жизнь здесь как-то правдивее и проще»
- Живи, моя деревня
Из города в село. Семья из Волгоградской области ведет свой блог о жизни в деревне
Кроме того, она нанесена на старинную карту — план генерального межевания, составленный по указу императрицы Екатерины II. В середине 19 века в починке Петрушине проживало около 300 человек, а в годы коллективизации население составляло уже более 400 человек. Тогда же насчитывалось почти 90 хозяйств. Здесь родился и жил достаточно известный сказочник Даниил Лебедев. Известно, что в годы Первой Мировой войны он попал в плен австрийцев и рассказал венгерскому учёному-филологу Эдмунду Беке множество марийских сказок. Кстати, в честь Лебедева в центре деревни, около бывшего магазина, установлен памятный камень. Расцвет и упадок Лучшие годы деревни пришлись на советское время. В 1960-х в Петрушино сселили признанные неперспективными деревни Сандалово и Просвирята.
Ещё через 10 лет в неё провели телефон и в каждом доме установили радиоточку. Работали начальная школа и магазин, население трудилось в крупном колхозе. Деревенский клуб был местным культурным центром. По водной глади пруда плавали гуси и утки, а на водяной мельнице мололи муку. Какое-то время тут даже располагался центр сельского совета. Но после распада советского государства постепенно всё пришло в упадок — закрылись школа и магазин, колхоз перестал существовать. Поначалу из деревни разъехалась молодёжь.
Позже за ними в города уехало и старшее население. Сейчас в деревне из постоянных жителей можно насчитать 2-3 человека.
Но только там, конечно, дрова, угли, дымок... В духовке такого эффекта не получить.
Со стороны это может показаться очень просто, но на самом деле там очень сложно готовить, это надо привыкать и набивать руку. В духовке ты можешь установить 200 градусов, а в печи — ощутить жар только на себе, — рассказала Екатерина. В доме нет бытовых удобств, к которым привыкли многие городские жители — всё это находится на улице. Чтобы помыться, нужно растопить баню, а за водой приходится идти на скважину.
RU Никита и Катя начали снимать ролики, когда еще строили свои избушки в лесу, и рассказывали об этом на своем первом канале Homeforest. Тогда они еще не знали, что такое YouTube в плане заработка, и делали видео, просто чтобы показывать людям природу и делиться атмосферой на Урале. Позже уже получилось вникнуть в это дело: они начали снимать и про жизнь в деревне. Тогда и появился второй канал «Заимка на Урале».
Это природа вокруг, это свобода, это свежий воздух, это красоты, которыми можно любоваться вечно. Ты просто выходишь из ворот и видишь этот лес. В очередной раз можно просто остановиться и на него посмотреть. Эти пейзажи никогда не надоедают.
Мария ЗоринаИсточник: Migration Проблемы есть с дополнительным образованием. Но почему-то только с 12 лет. Местные врачи часто отправляют в город, оказывая только первую помощь. При этом есть хорошая стоматология, оборудованная по последнему слову техники, стационар и пара хороших специалистов кстати, тоже приехавших из города. В остальном мы предпочитаем обращаться в городскую больницу или поликлинику.
Мария ЗоринаИсточник: Migration Скорая помощь в деревне есть... А если не дозвонишься, нужно идти пешком, ну или самому ехать. Так что лучше заранее обзавестись номером дежурного или просто знакомого врача, так как скорая как раз может быть на вызове. Кто-то считает, что да, а на Кавказе вроде как опаснее. Но лично мне так не кажется.
А я считаю, что безопасность начинается с неравнодушия. Мы можем оставить дверь и ворота открытыми и никто не залезет, не возьмет ничего. Здесь соседи тщательно контролируют не только свою территорию, но и все, что находится в поле зрения. Комар не проскочит! Мария ЗоринаИсточник: Migration Воровство жестко карается общественным мнением.
Поэтому местные не рискуют. Если что-то и случается, то это что-то исключительно на бытовом уровне, правда, за эти пару лет, что мы здесь, мы пока не слышали ни одного «громкого дела». К тому же мы наездились на работу в Москве, и ежедневных 3-4 часов жизни в дороге хватило, чтобы осознать, что нам нужно. Поэтому мы думаем о том, как заработать в деревне.
Во Власьевской были животноводческие комплексы и тысяча голов скота. И сразу вздыхает: «А сейчас ничего нет». Вместе еще с тремя подругами и предпринимательницей Марией Врачевой из райцентра Шенкурска Нина встречает нас в большом шатре, установленном в одном из дворов в рамках проекта «Ремесленная деревня».
На него, собственно, здесь и получили поддержку от Фонда Тимченко: в шатре по инициативе Марии установили стол на 15 человек, за которым в течение лета проводили мастер-классы по ремеслам с мастерами из района. Рядом с шатром — неожиданно — находится совсем новая детская площадка, поэтому о не самой простой судьбе деревни мы тем не менее говорим под фон детских голосов. Фото: Центр «Гарант» Репортаж об уникальном лыжном переходе подростков к самой северной точке Евразии Пустеть Власьевская, как и многие другие села, начала еще в советское время — после того как было принято решение об укрупнении деревень. Сначала люди не хотели уезжать, но в другую, более крупную деревню, угоняли скот — работать становилось негде, и люди вынужденно тянулись вслед за ним, говорят три местные жительницы, которые встречают нас в летнем шатре. Теперь от бывших комплексов не осталось и следа, работа есть только в райцентре, Шенкурске. Многие соседние деревни давно вымерли, а в самой Власьевской живут около 100 человек, в основном, со вздохом признают наши собеседницы, все пожилые. Но Власьевская и уцелевшие соседние села пока забвению сопротивляются.
У Власьевской есть группа во «ВКконтакте» «Федорова гора» называется, других таких там нет! Фото: Ирина Калистратова И зачем россиянам нужны земли рядом с Полярным кругом — Сначала мы их начали отмечать только нашими, деревенскими. Начали с Масленицы, потом, думаем, давай пошире. И сделали пошире — и Масленица, и Новый год. Ребят приезжает очень много, и из Шенкурска тоже приезжают. Показываем старые игры — и классики, и ручеек, — перечисляет Нина. Потом Мария Врачева придумала организовать для жителей мастер-классы по разным ремеслам.
Сама она предпринимательница, подчеркивает Мария, живет в Шенкурске, где ей принадлежит маленькая лавка сувениров с изделиями районных мастеров. Шенкурск — город не туристический, поэтому лавка эта, в первую очередь, «бизнес для души», скромно признает она. Но во Власьевской, откуда сама родом, бывает несколько раз в день: заставляет жительниц записывать свои воспоминания, восстанавливает родословную и ищет дальних родственников по всей России, а еще вместе с мужем строит новый дом на месте старого, дедовского.
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню
Я безработная. Я наслаждаюсь каждым днём и не строю грандиозных планов. Я переехала из города в деревню. Одежду предпочитаю скромную, миди или макси, никаких каблуков и макияжа. Я счастливая жена и мама. И я точно знаю, что выйти замуж не равно стать женой. Конечно же, мой старый мир не рухнул в одночасье, а новый я не отстроила за секунду. Но переломным моментом стал день, когда я получила предложение выйти замуж и переехать в деревню от человека, которого никогда не видела. Познакомились мы по Интернету, и у меня была его одна-единственная фотография. Подруги и коллеги крутили у виска, призывали одуматься, но я решительно положила на стол начальника заявление об увольнении. Конечно, со стороны идея отправиться к незнакомому человеку за 4 тысячи километров, не имея денег на обратную дорогу, кажется чистым безумием.
Но терять мне было нечего. Работа больше не приносила мне удовольствия, хотя организация оставалась стабильной и карьерный рост мне был обеспечен. Энергии у меня не было, я дико устала, запуталась, и всё складывалось совсем не так, как я планировала.
Во всех комнатах разноцветные половички — Лидия их сделала сама на ткацком станке. И всё в этом доме, даже люди, будто из прошлого. Такого, какое обычно представляют, говоря об уюте русской деревни. Лидия Белькова — хозяйка дома в деревеньке Завелье Архангельской области.
Так вышло, что с ее переездом из большого Северодвинска в Завелье, хозяйка появилась не только у пустующего деревянного дома, но и всей деревни. До Бельковых в этом затерянном на Севере месте много лет уже никто не жил постоянно. Уникальные дома, многим из которых больше ста лет, просто гнили и разрушались. Фото предоставлено героиней статьи Семья стала выкупать строения, чтобы сохранить их для потомков, превращая в дома-музеи. Они объединили мастеров и фермеров из соседних деревень, и в Завелье, где нет хороших дорог, нет магазинов и толком нет Интернета, потянулись люди из разных регионов страны. Чтобы пожить в настоящем крестьянском доме с русской печкой и окунуться в атмосферу столетней давности. Здесь жили ее бабушка с дедушкой, так что детство всех младшеньких в семействе прошло именно здесь.
Они и сейчас, но уже, будучи взрослыми, встречаясь, так и называют дома, какими запомнили в детстве: «это поповский дом», а тут жила Аннушка с бабой Верой… Была школа, больница, магазин. Сейчас ничего этого нет. Свет горит вечерами только в окнах двух домов — в доме Лидии и ее двоюродной сестры Аллы, которая тоже решилась оставить Северодвинск и переехать в деревню вместе с семьей. Он был двухэтажный. И сделали себе домик поменьше. В то время они еще не знали, что у них будет столько внуков и правнуков, и даже не догадывались, что многие из них с удовольствием будут ездить в Завелье, и что нам в их доме будет очень тесно. Это причина побудила нас как раз на покупку первого домика, - рассказала Лидия.
Деревня как будто тянула. Хотя Лидия с мужем понимали, что будет непросто. Тогда у них уже было трое детей. Школы в Завелье нет — чтобы попасть на учебу в соседние деревни, ребятам нужно каждый день ездить на автобусе. Больницы нет — договорились с фельдшером из другой деревни — если что, то могут звонить ей напрямую, а в случае необходимости — в Завелье отправят «скорую». Удалось решить и вопрос с продуктами. Раз в неделю в деревню приезжает муж Лидии Василий и привозит по списку необходимые для жителей товары.
Но список не слишком велик, потому что в Завелье почти все есть своё — яйца, молоко, сметана, мясо, овощи. А вот без чего Лидии было сложно в деревне — так это без магазинов с товарами для рукоделия. В Северодвинске она была частым гостем в них. Но и тут выход нашелся — стала закупать все необходимое впрок или просить подруг из города привезти что-то. Сначала в мае было сильное наводнение - снесло все мосты. Дорога зимняя - не открылась, на машине не проехать. И мы оказались оторваны от «большой земли».
Я в то время была еще беременна, это добавило остроты ощущений, но в принципе, мы справились, - рассказывает Лидия. Семья узнала, что Север в квартире и в деревенском доме — это разный Север. Первая зима Бельковых в Завелье прошла у печки: - Температура опускалась ниже сорока градусов и держалась на этой отметке полтора месяца. Можно сказать, мы с утра до вечера только и делали, что топили-топили-топили печки, - продолжает Лидия. Было ощущение, что выходишь не на улицу, а в открытый космос. Замерзли все водопроводы, канализация замерзла, то есть нам пришлось, конечно, жить как крестьяне до семнадцатого века. Но даже после этого семья не бросилась собирать чемоданы, чтобы вернуться обратно в город.
Наоборот, они отстроили свой собственный дом, стали восстанавливать еще один, стараясь, по возможности, сохранить в нем все, как было раньше. Завелье находится в устье реки Подюга.
Люди разъехались. Спустя год единственный чудом уцелевший дом купила семейная пара из Железногорска — Николай и Ирина. RU Спустя 4 года жизни в заброшенной деревне бывшие горожане-отшельники выглядят абсолютно безмятежными и счастливыми.
Но вот приняли решение перебраться на землю. Захотелось нам! Причем целенаправленно искали дом в отдалении, чтобы никаких соседей не было. Сейчас с абсолютной уверенностью могу сказать: в этом плюс и счастье, что мы здесь одни! RU В Железногорске у деревенской четы осталась квартира, в которой сейчас живет сын.
За четыре года жизни на земле отшельники обзавелись немаленьким хозяйством: они держат коз, овец, пчел, гусей и поросят. Николай признается, что первые шаги в скотоводстве делал, посмотрев обучающие ролики на Youtube. Сейчас он осваивает пчеловодство и даже взял субсидию от государства на содержание и развитие домашней пасеки. RU — Я пчелами занимаюсь уже пятый год, но всё равно знаний очень-очень мало, — Николай достал рамку из улья. Они уже начинают печатать соты, скоро можно будет качать мед.
Инфраструктурой деревенский житель тоже доволен — хорошая грунтовка, относительно новые электросети. Если свет и отключают, то на несколько часов. Людей-то в округе нет, так они никого не боятся. Приходил нынче волк зимой, сожрал барана. Вон, одна шкура висит.
RU Жена Ирина своего мужа во всем поддерживает и признается, что ни разу не пожалела, когда кардинально поменяла образ жизни. В 47 лет она научилась доить козу, ощипывать птицу, принимать роды у животных. А я вот поспать люблю! У меня козы приучены, что я могу проснуться поздно, подоить в полдень, а потом в полночь, — рассказывает Ирина. Приходится иногда, конечно, потому что родители там остались.
Но желания там задержаться больше, чем на одну ночь, нету. RU Супруги с неудовольствием говорят, что в последнее время жизнь в деревне, как ни странно, возрождается. Фермер из Норильска открыл неподалеку коровник и нанял на работу двух киргизов. Иностранцы поселились в заброшенном доме на краю Белогорки. По-русски они говорят очень плохо, поэтому общение не складывается.
А поля в округе стремительно засеиваются рапсом, что не очень хорошо для пчел, так как мед начинает кристаллизовываться еще в ячейках сот. Но вот сельским хозяйством у нас заниматься не перестали, это мы видим со своего подворья. Люди работают на земле, — говорит Ирина. Деревня будет жить за счет дачников Эксперт фонда «Институт экономики города», урбанист Роман Попов уверен, что многие сёла и деревни свой потенциал уже исчерпали.
Но тогда можно смело прибавлять миллион к затратам. Плюсы деревенской жизни очевидно следуют из минусов городской: здесь тихо, спокойно, отличная экология и есть место для личного пространства. Может это прозвучит смешно и наивно, но кроме практических вещей мной двигала большая цель — заниматься развитием сельской территории и популяризировать деревенский уклад жизни. Потому что я люблю его, и хочу, чтобы люди перестали воспринимать деревню как унылое место, где жизнь — это сплошное страдание. Поэтому из идеи «хочется жить на своей земле» вырос целый личный проект — «Из города в деревню», которым я сейчас и занимаюсь Этим проектом я хочу показать людям, что если сердце лежит к деревенскому образу жизни, то уехать из большого города и организовать свою жизнь по-новому не так сложно, как кажется на первый взгляд. И доказываю я это своим примером, облагораживая деревню, в которой живу. А заодно веду YouTube-канал « Торнаяз — деревня мечты », на котором рассказываю свою историю. Миллионных просмотров на канале нет, но поддержка, которую я получаю через комментарии, для меня гораздо дороже. Люди пишут о том, что мой путь и идеология возрождения деревни вдохновляют их, помогают прислушаться к себе и отделить навязанное от по-настоящему важного. И это ровно то, что я так хотел донести своими видео и своей историей. Поэтому, думаю, что хотя бы с этой точки зрения «Торнаяз — деревня мечты» — успешный и важный проект. Чтобы содержать весь быт, я подрабатываю в такси, занимаюсь производством видеоконтента и, собственно, исполняю свою мечту — развиваю нашу деревню Торнаяз. Доход мой стабильным не назвать — от 10 000 до 40 000 рублей в месяц. Но я использую все доступные способы заработать денег, чтобы оставалось время и возможность заниматься любимыми делами. В свободное время сажаю деревья в деревне, строю спортплощадки для взрослых и детей. Даже пытался открыть местную сыроварню, но пока поставил на паузу. Организовываю ярмарки, поддерживаю небольшие семейные фермы, подсобные хозяйства, а самое главное — пожилых людей.
Многое приходилось гуглить или спрашивать у деревенских
- А кому-то пришлось потесниться
- Новое поселение
- Семья уехала в деревню из двух домов. Чем они там занялись?
- Ни туалета, ни перспектив: нужно ли спасать российскую деревню
- Новости из деревни
Женщина бросила работу в городе и вернулась жить в деревню: “Построю перепелиную мини-ферму”
Новости Деревень. По словам супругов, в деревне им нравится, говорят, здесь ритм более размеренный, что дает определенный плюс, особенно когда ты делаешь акцент на воспитании детей. В деревне Загарино Барышского района местные жители указали путь до Языковки. До самой деревни пришлось идти пешком примерно пять километров. Причин, по которым молодые горожане переезжают в деревню, очень много.
Нешукшинский рассказ, или как бездомным выбрать деревню на жительство
Движение "из города в деревню" и рост экопоселений в России это не просто мода на здоровый образ жизни. Жителям деревень в первую очередь нужна стабильная работа, чтобы они спокойно планировали будущее, брали кредит и знали, что смогут его отдать. На данной странице вы можете посмотреть без регистрации 368 видео канала из деревни в деревню на котором 21 млн просмотров. Сам факт того, что в России люди едут из деревни в город на постоянное место жительства, ни у кого не вызывает ни удивления, ни сомнения.
В Тюменской области эвакуируют жителей деревни, где прорвало дамбу. Фоторепортаж
Почти за два года жизни здесь мы еще ни разу не пожалели о своем выборе, несмотря на те сложности, с которыми сталкиваемся. О них — дальше. Между собой нашу деревню мы называем краем земли — настолько контрастен переход из многолюдного города с развитой инфраструктурой в место, где за деревней лес, а дальше горы, горы, горы и парочка аулов. На нас сразу повесили ярлык «москали» и долго присматривались. Мария ЗоринаИсточник: Migration Наши дети тоже сначала сильно отличались от местных.
Еще одно отличие: местные дети всегда здороваются, даже если впервые тебя видят. Наши же, городские, привыкли здороваться только с тем, с кем здороваются родители. Наши дети более застенчивые, менее приспособленные к жизни на земле — поначалу пугались рядом пасущейся лошади. Но они растут и меняются.
Прошлой весной отскакивали от крапивы и плакали, а теперь идут и не замечают ее. Инфраструктура в деревне отсутствует После Москвы, где круглосуточно можно купить что угодно, в деревне, мягко говоря, непривычно. Лишь недавно местные продуктовые магазины стали работать до 20. В хозтовары позже 16 можно не собираться — закрыто.
Недавно поставили банкомат — до этого приходилось ездить за наличными в соседнюю деревню. Заправок нет. Если нужно в город, придется встать пораньше, чтобы успеть на маршрутку. Они ходят довольно часто — в день около восьми раз.
Сложнее с тем, чтобы вернуться вовремя: последняя маршрутка отправляется в 18 часов. Выручает мобильная связь: если опаздываешь, можно позвонить водителю маршрутки и тебя подождут.
Медлить было нельзя, уже родились дети. Антон признался, решение о переезде в деревню было не из легких, супруга долго сомневалась. Теперь же ничуть не жалеет. Будет такой же», - отметила Алевтина. Для Антона семья - святое. Он добытчик. В своем доме все делает собственными руками. Тут-то и пришла идея создать видеоблог о жизни в селе.
Судя по популярности канала, городским жителям по нраву истории о том, как выжить на хуторе.
Мувыр сегодня Так в деревне появилась ферма и цех по переработке молока, была построена часовня и музей. Вместе с помощниками Корепанов восстановил 11 жилых домов, в которых проживает 39 человек — 30 взрослых и 9 детей. Обновленная деревня Мувыр была образована 16 декабря 2009 года — в этот день местные жители ежегодно отмечают День деревни. Сегодня в Мувыре активно развивается агротуризм, кемпинг, отдыхающие могут поплавать в лодках и заняться сапсерфингом. Как добраться до Мувыра? Ижевск — столица Удмуртской республики и ближайший к Мувыру крупный город. Доехать до деревни из местного аэропорта проще всего на такси.
Стоимость поездки составит около 3500 рублей. Более дешевый вариант — автобус «Ижевск — Кез» за 350 рублей, который отправляется с Центрального автовокзала и едет до остановки «Зура». От нее до деревни Мувыр нужно идти 3 км. Кто живет в Мувыре? Кроме Александра Корепанова и его семьи в деревню Мувыр вернулись ранее расселенные жители, а также переехали люди из соседних деревень. Все они работают в Мувыре. Активное развитие здесь получило фермерство — самое привычное и доходное занятие для деревенских жителей. Фермерское хозяйство Мувыра составляет 450 голов крупного рогатого скота.
Также в деревне хорошо развито сельское хозяйство: местные жители выращивают овес, пшеницу, ячмень. Благодаря поддержке региональных властей, в деревне был открыт собственный цех по переработке молока. Под торговой маркой «Мувыр» здесь производят кефир, йогурт, творог и сыр. Одна из дочерей Александра Корепанова, Нина Шкляева, работает управляющей на этом молокозаводе. Окончив школу, Нина поступила в педагогический институт и переехала в Пермь.
Муж Натальи остался жить и работать в Чебоксарах. У них там есть квартира, куда она периодически приезжает. Он помогает ей деньгами и всячески поддерживает ее. На своей странице она рассказывает о деревенской жизни. У Натальи большое хозяйство, за которым она ухаживает: корова, козы, козел, куры. Совсем недавно она начала разводить перепелов. Сейчас у нее 8 самцов и 22 самки, каждая из которых в день несет по одному яйцу. Хочу построить на участке перепелиную мини-ферму и курятник для элитных пород куриц. На все это нужно много вложений. Пока что отдачи от разведения перепелов особо нет.
Читайте также
- В некогда цветущей деревне Языковка остался всего один житель. Как он живет?
- Читайте также
- Читайте также
- Один в деревне: интервью с барышцем, который не покинул Языковку
- А кому-то пришлось потесниться
- Как переехать из города в деревню
Россияне массово начнут переезжать в села
Тогда свой выход совершили мародёры. Думая, что раз дом каменный, то непременно должен быть богатым, сломали замки, выдернули дверные петли, разворовали всё, что можно было применить в хозяйстве или продать, выломали окно. Но предки не были богатыми, они были трудолюбивыми, поэтому и смогли выстроить такой дом. Потом прохудилась крыша и вода начала попадать внутрь, а ветер продувал через разбитое окно. Начали гнить переводы. С каждым годом разрушения были все более серьёзные.
Рухнули хозяйственные постройки, сложились хлева и амбары. Прогнила и обвалилась обнажившаяся крыша. В настоящее время внутрь дома уже не зайти. В любой момент может обвалиться потолок, держащийся лишь на покосившейся печке. Примечательно также, что в прадедовом доме клети выстроены не из дерева, как обычно было в деревнях Уржумского уезда, а как и сам дом, из красного кирпича.
Интересно, что обжигали их здесь же, в деревне. Однако вода сделала своё дело, и кладка серьёзно пострадала. Да будет жизнь И вот, собравшись с силами, я отправился в деревню и принялся расчищать покинутую территорию, ведь такое красивое и живописное место со своей историей, уверен, просто не должно быть заброшенным. На этот год я поставил себе цель разобрать рухнувшие крышу векового дома и потолок, по кирпичику вытащить покосившуюся печь. И самое главное — закрыть постройку новой крышей.
Тогда уже можно будет и ремонтом кирпичной кладки заняться.
Кроме Александра Корепанова и его семьи в деревню Мувыр вернулись ранее расселенные жители, а также переехали люди из соседних деревень. Все они работают в Мувыре. Активное развитие здесь получило фермерство — самое привычное и доходное занятие для деревенских жителей. Фермерское хозяйство Мувыра составляет 450 голов крупного рогатого скота. Также в деревне хорошо развито сельское хозяйство: местные жители выращивают овес, пшеницу, ячмень.
Благодаря поддержке региональных властей, в деревне был открыт собственный цех по переработке молока. Под торговой маркой «Мувыр» здесь производят кефир, йогурт, творог и сыр. Одна из дочерей Александра Корепанова, Нина Шкляева, работает управляющей на этом молокозаводе. Окончив школу, Нина поступила в педагогический институт и переехала в Пермь. Поездки в родную деревню дали понять, что жить в городе ей не нравится, и спустя несколько лет Нина решила вернуться в Мувыр. Когда регион выделил грант на строительство молокозавода, жизнь Нины изменилась, и она начала развиваться в области фермерского хозяйства.
В деревне постоянно растет число отдыхающих. Уже сейчас Мувыр принимает около 4 000 туристов ежегодно. Вторая дочь Александра Корепанова, Мария Прокофьева, отвечает за туризм в деревне. Жизнь в Москве показалась ей суетливой, а офисная работа — однообразной, поэтому во время декрета Мария решила вернуться в Мувыр. Постепенно дочь Корепанова начала заниматься туризмом: она проводит экскурсии, открыла музей и кафе, приобрела лодки, занялась постройкой гостевых домов. Сколько стоит жить в Мувыре?
Расходы на жизнь в Мувыре небольшие, благодаря собственному производству овощей и молочных продуктов. Мы рассмотрим основные статьи расходов, на которые может ориентироваться новый житель. Аренда и покупка жилья Жилье в Мувыре можно получить на безвозмездной основе.
Но я доволен. Встаю рано. Курочки вот в морозы перестали нестись. А барашки нормально холодрыгу переносят. Топлю сразу две печки. Да газ ребята в баллонах привозят.
Еда есть. Вот с водой беда. Из речки черпаю. Два колодца были, да обрушились. Снег таю для чаю. По весне, когда тина пойдет, вся надежда на сельсовет. Пускай колодец отремонтируют! А тут выяснилось, что одна федеральная телекомпания проявила интерес к пенсионеру Никифорову. Деньги сулили немалые.
Я тут вырос и со своего дома не поеду никуда! С виду село как село. Но только у одной избы идет дым. Там и живет Викторыч. Или - Единственный. Пират и Чайка, уже привыкшие к гостям, сопровождали. Сначала Викторыч насыпал курам. Те неспеша слетели с насестов. А потом он зачерпнул ведро и насыпал его в овечью кормушку.
Они у меня пугливые. Думают, что опять цыгане приехали за бараниной. Тут действительно орудуют цыгане. Рвут металл с крыш. Тащут, что плохо и хорошо лежит. Пока участковый приедет, а их и след простыл. Да и приедет участковый, когда зимой дороги нет?
В интернете Вероника познакомилась с односельчанкой, которая жила под Киевом.
Та нашла данные, что два брата служили у Суворова, а за взятие Измаила им даровали дворянские титулы и эти земли. Во время Великой Отечественной войны Лупачи могли быть стерты с лица земли. Фашистские каратели сожгли соседнюю Великую Волю и расстреляли мирных жителей. Такая участь ждала Лупачи. Женщины всю ночь молились перед крестом, а на следующий день в деревню пришли немцы. Один из местных знал немецкий, он вел переговоры. Село не тронули… — Лупачи — это намоленная деревня, — говорит Вероника Сурмач и показывает тот самый крест, который уцелел. Женщина планирует залить его эпоксидкой и сохранить.
В одном из домов на стене сохранилась молитва. Ее хозяева дома написали в 1941 году. Долгие годы надпись закрывал кусок фанеры. Молитву Богородице нашли во время ремонта и решили оставить. В восторге от Щары и местной кухни Вероника Сурмач вспоминает, как решила показать местные пейзажи другим людям и начала заниматься туризмом: — Мы изучили спрос и поняли, что на Щаре можно организовать сплавы на байдарках. В Лупачи поехали гости. Они были в восторге от красот Липичанской пущи.
Женщина бросила работу в городе и вернулась жить в деревню: “Построю перепелиную мини-ферму”
Начали с Масленицы, потом, думаем, давай пошире. И сделали пошире — и Масленица, и Новый год. Ребят приезжает очень много, и из Шенкурска тоже приезжают. Показываем старые игры — и классики, и ручеек, — перечисляет Нина. Потом Мария Врачева придумала организовать для жителей мастер-классы по разным ремеслам. Сама она предпринимательница, подчеркивает Мария, живет в Шенкурске, где ей принадлежит маленькая лавка сувениров с изделиями районных мастеров. Шенкурск — город не туристический, поэтому лавка эта, в первую очередь, «бизнес для души», скромно признает она. Но во Власьевской, откуда сама родом, бывает несколько раз в день: заставляет жительниц записывать свои воспоминания, восстанавливает родословную и ищет дальних родственников по всей России, а еще вместе с мужем строит новый дом на месте старого, дедовского. Чтобы люди знали о ней: что здесь есть люди, что люди живут, работают, встречаются, женятся, разводятся, умирают, дальше рождаются, — говорит она. Фото: Ирина Калистратова Всего за лето в шатре прошло девять мастер-классов по разным видам ремесел: было и берестоплетение, и ткачество, и изготовление кукол, и шенкурская роспись, и набойка по ткани, и лоскутное шитье, и даже изготовление ламп-светильников. На первый мастер-класс пришло семь человек из заложенных по проекту десяти.
Зато на следующие уже начали записываться в очередь — запросились соседние деревни и даже Шенкурск, когда увидели фотографии в соцсетях. Программа господдержки направлена на развитие туризма и предпринимательства — Но у нас приоритет для деревенских, — строго говорит Мария. А если из Шенкурска, то только если места есть. К нам уже потом лично подходили, спрашивали, как можно записаться. Ходят, как ни странно, даже дети. Говорят: «Бабушка, а ты пойдешь? Но идет, пример подавать», — смеется пришедшая на встречу из соседнего села Татьяна. Брендинг для деревни Теперь у местной инициативной группы стоит новая задача — за зиму отточить полученные навыки и поработать с «брендированием» этим словом, чувствуется, здесь очень дорожат , чтобы со следующего года начать продавать свои работы в лавке. Собравшиеся за столом женщины удивленно смотрят на него.
А помимо этого, жители Султанова просят власти, чтобы им подвели воду и газ.
У меня привычная, сложившаяся жизнь. Я, конечно, езжу в Султаново — на неделю, на месяц. Но я хочу жить так, как я живу. В апреле этого года мы проводили в деревне сход. Я много раз повторял, что не хочу становиться ни начальником, ни руководителем совхоза. И даже быть собственником всего этого — не моя цель. Всё, что я хочу, — это помочь своей деревне встать на ноги. По возможности я с удовольствием передам, продам, отдам дома и земли в аренду. Это должна быть такая модель, когда будет множество владельцев и множество хозяев. Я считаю, что, когда в деревне будет 20 успешных хозяев, тогда она будет устойчива.
И особенно хорошо, если это будут разноплановые хозяйства. Не знаю, удастся ли организовать кооператив, посмотрим... Это ваш бизнес? Сейчас эта сыроварня моя. Открыли её потому, что молочное животноводство наиболее привычно моим односельчанам. И, создавая сыроварню, я стремился к тому, чтобы им было куда сбывать молоко. Мы сегодня собираем молоко у населения. И сейчас на повестке следующий вопрос, которым мы плотно занимаемся, — сбыт продукции. На этом этапе только я могу быть владельцем. Это сложный процесс.
Но я буду счастлив, если со временем, через год-два удастся так выстроить бизнес, что я его продам или сдам в аренду, и владельцем станет кто-то из местных жителей. Это моё искреннее желание. Это немного. Даже по 10 литров с каждой — это всего лишь 400 литров. Это же не бизнес! Предположим, 20 тысяч. Это не бизнес. В совхозе у нас было 370 дойных коров. Территория нашего совхоза позволяла прокормить их. Значит, к этому поголовью и надо стремиться.
И все что попросит: комбикорм для овец и курочек, колбаску для закусочки. Геннадий Викторович на особом положении. Он единственный и последний в некогда цветущем селе Языковка. Раньше в Языковке было 30 домов, а в соседнем селе работали колхоз, школа и клуб. Но со временем колхоз закрылся, люди разъехались по городам, и в Языковке осталось лишь три дома, два из которых превратили в дачи.
Новый год Никифоров встречал, как и последние 15 лет, в одиночестве. Срубил елочку. Нарядил как смог. А тут и телевизор с двадцатью каналами. Это везде в области.
Как президент поздравил по московскому времени, так и спать уложился. Тяжело ему одному хозяйство вести. Третья убежала от такой жизни. Чтобы добраться к Викторычу, мне пришлось напроситься в экипаж к пожарным. Их шеф Хамзя Аширов как раз собирался проверить печное отопление в Языковке.
На своем личном "уазике" между прочим. Тушат пять пожаров в год. А больше и не бывает. Спасибо пожарным и главе сельского поселения Наталье Вилковой. Я бы тут на лыжах и за месяц не добрался.
Или волки съели. Наш "уазик", который рыл снег с ревом бизона, услышали издалека. Пират и Чайка закружились от предвкушения новых запахов, а сам хозяин вышел на крыльцо. Вот он, пенсионер Геннадий Никифоров, - скромный, улыбчивый. Только нос наперекосяк: говорят, в молодости сильно дрался.
После того как собаки отлаялись, мы пробрались в горницу. У пенсионера оказалось аж три печи: русская, голландская и длинная, как труба. В двух горел огонь. В русской греются коты, а потом все в саже приходят в постель к Викторычу. Вот он и не топит ее из гигиены.
Зато в двух других весело потрескивали головешки.
Авторы исследования указывают на то, что производство агропромышленной продукции в сельской местности будет все активнее задействовать технологии робототехники. При этом жизнь в деревне станет все более привлекательной для тех, кто сегодня живет в городах. Кроме того, широкое развитие получит сельский туризм. Эксперты полагают, что села станут местом отдыха для экотуристов.
В исследовании отмечается, что другим направлением станет так называемая возвратная миграция и развитие экологических поселений. Речь идет о том, что все больше и больше россиян, имеющих возможность работать на удаленной основе, начнут массово уезжать в сельскую местность. Уже сегодня особой популярностью пользуются Краснодарский край, Воронежская, Ленинградская и Московская области. Развитие села, уверены исследователи, неразрывно связано с развитием экономики.
Как я переехала в деревню, научилась топить печь и доить козу
Иван и Екатерина Вечеринские переехали в деревню в Орловскую область из города 15 лет назад. В деревне Загарино Барышского района местные жители указали путь до Языковки. До самой деревни пришлось идти пешком примерно пять километров. Сам факт того, что в России люди едут из деревни в город на постоянное место жительства, ни у кого не вызывает ни удивления, ни сомнения. В деревне познаёшь суть себя, становишься проще – эти моменты, навеное, главный плюс от смены места жительства.