Деревня Зехнова входит в ассоциацию самых красивых деревень и городков России. Новости из деревни Юг, Краснодарский край, Деревня, Текст, Длиннопост. Дружная молодая семья из дновской деревни Искра на собственном примере доказала, что такая жизнь в разы лучше «бытовухи» в мегаполисе. Переехав в деревню, мой муж начал создавать коровью ферму. Многие хотят переехать в деревню, но деревню убивает государство.
Из мегаполиса – в деревню: я бросила всё и нашла себя
Многие стремятся провести отпуск за границей где-нибудь на море, хотя в Беларуси есть немало отличных мест с хорошим сервисом, который будет не хуже заморского. У нас есть необычная природа с живописными реками и пущами, нам есть чем удивить гостей, если вложить в свое дело душу. Мы в деревне Лупачи на границе Мостовского и Дятловского районов. Эта деревенька на берегу Щары в Липичанской пуще постепенно вымирала, пока к родным корням не вернулась наша героиня. Во время коронавируса Вероника Сурмач оставила Минск и приехала в Лупачи, чтобы восстановить хату дедушки и бабушки. Ее семья стала третьей в деревне, кто живет здесь круглый год. Мечтает собрать всю деревню Мы идем по деревне. Напротив дома Вероники строят огромную беседку. В семье она младшая внучка, но лучше всех знает историю Лупачей и стремится ее сохранить. Раньше эти деревни жили обособлено, женились и выходили замуж за жителей соседних сел. Женщина рассказывает, что в деревню начали заезжать люди, которые тут раньше жили.
Они удивлялись, что в Лупачах еще есть живая душа, и охотно делились с Вероникой семейными историями. А потом начали безвозмездно отдавать ей документы на дома. Люди верят, что Вероника сохранит родное местечко. Сейчас у нее документы на восемь домов. Одной из проблем Лупачей остается электричество.
Также деревни и села должны быть обеспечены водой и газом, должны быть построены новые дороги с твердым покрытием, созданы зоны отдыха, детские и спортивные площадки, решен вопрос с освещением. Я хотел бы найти подобных мне Камиль Хайруллин Деревня СултановоЧелябинская область Несмотря на все сложности, Камиль Хайруллин со своей идеей о возрождении родного села расставаться не собирается: «Это моя радость. Вот у кого-то есть яхта, машина, вилла. А у меня — деревня.
Если бы я был человеком, который складывает крылья при первых же сложностях, ничего бы не добился. Чтобы я так просто сдался? Нет» Сейчас в Султаново продолжает работать сыроварня, развиваются несколько фермерских хозяйств. В ближайшем будущем Камиль планирует запустить здесь и проект в сфере сельского туризма. Деревням нужна помощь. Мы не можем допустить, чтобы сельская местность опустела. Мы все не можем жить в десятке крупных городов. Зачем ехать, например, в тот же Челябинск? Там ведь дышать нечем.
Зачем вообще людям жить в человейниках? Для них должны быть созданы хорошие условия, если мы хотим видеть нашу нацию здоровой. А у нас — миллионы гектаров брошенных полей» По словам мецената, в России есть все, чтобы сельское хозяйство развивалось. Только в одном пока серьезный дефицит — не хватает крепких хозяйственников. Это чушь. Черноземы у кого? У нас. А что происходит? Мы гордимся, что зерно в мир поставляем.
Но это только сырье. Могли бы поставлять муку, хлебобулочные изделия. Могли бы давать на мировой рынок сыры и мясо, но пока нет и этого» Больше всего Камиль Хайруллин хотел бы найти таких же энтузиастов, как он сам, — обсудить возникающие проблемы, обменяться опытом, но пока не получается. Могут ли сельские жители обойтись без участия местных властей Вопрос взаимодействия жителей деревень и местных администраций — вопрос непростой, а иногда и болезненный. Привыкнув к общей аморфности и неактивности сельского населения, местные чиновники далеко не всегда охотно идут на контакт и выражают готовность что-то менять в деревне в лучшую сторону. Так, к примеру, когда Анастасия Грозная обратилась к местным властям с просьбой привести в порядок детскую площадку рядом с ее домом, ей отказали: «Сказали, что денег нет, к тому же сама площадка уже есть, так что можно пока пользоваться и этой. А у нас там было двое разбитых качелей, да и все. Мы поняли, что так ничего не добьемся. Сделали фотографии и поехали в город, показывать: на бумаге детская площадка есть, а на деле — вот это.
В городе посмотрели и дали четкое указание — привести в нормальный вид. Тогда нам и качели нормальные поставили, и турники, и горки с песочницей — все, что положено. Просто не надо сидеть. Если что-то нужно, надо идти и добиваться этого». По словам Надежды Артес, найти контакт с местными властями необходимо, иначе качественные изменения невозможны: «Когда ты просто пытаешься насильно принести людям добро — ничего хорошего не выйдет. Это важно понимать и для взаимодействия с местной администрацией. Если ты идешь к ней с общественным запросом, у диалога больше шансов состояться и закончиться чем-то конструктивным. Но если администрация не готова с тобой взаимодействовать, что бы ты ни делал, все будет неэффективным. Нужно отступить и подождать.
Возможно, просто нужно время: местным точно нужны примеры, а тебе — их доверие». Я знаю корову, чье молоко попадает ко мне на стол Надежда Артес Валдайский национальный паркберег озера Боровно, Новгородская область Однажды у Надежды что-то защемило под лопаткой. Она приехала в клинику, объяснила проблему. Врач головой покачал: мол, айтишники, все время за компьютером. Мне машину щебня привезли, а разгружать некому — все деревенские мужики заняты. Что делать? Взяла лопату и — сама. Конечно, когда я об этом доктору рассказала, лицо у него было очень выразительное» Надежда продолжает заниматься домом, руководить проектами, почти не выезжая из деревни. Исключения — командировки.
Но пока хозяйка в отъезде, дом без присмотра не остается. У меня постоянно останавливаются люди из Москвы и Петербурга. Как правило, это художники, айтишники, дизайнеры и представители других творческих профессий. Все они — знакомые и друзья или знакомые моих друзей. Мой дом нельзя снять через интернет-сервисы» С местными жителями Надежде удалось выстроить теплые отношения. Она точно знает, у кого нужно купить молоко, кто принесет ей ягоды, только утром собранные в лесу, или с кем договориться о постройке дровника: «В деревне срабатывает то, что мы называем горизонтальными связями. Здесь ты у всех на виду. К тебе привыкают, начинают тебе верить, и так постепенно появляются те самые человеческие отношения, которые очень важны. И я рада, что могу покупать те же продукты прямо в своей деревне.
Я вижу того, кому уходят мои деньги. Я знаю корову, чье молоко попадает ко мне на стол. Это очень важно» В Петербурге Надежда оставила за собой съемную квартиру, чтобы была возможность вернуться в город в любой момент, потому что, к примеру, все медицинские обследования приходится проходить именно там. В селе просто не существует необходимой инфраструктуры. Но стереотип, что ты можешь быть счастлив только в центре города с ключами от дорогой тачки и бокалом в руках, должен быть разрушен. Он обманчив. Сегодня есть множество инструментов, чтобы жить счастливо и комфортно, где бы ты ни был. Мне иногда пишут: что делать, если хочется переехать в деревню? Просто поезжай, ищи свое место.
Одно из них обязательно отзовется» Я дома Анастасия Грозная Деревня ГорчаковоЛенинградская область «Мы сейчас к себе еще две семьи из города переманили. Они тоже переехали, хозяйство завели. Наши дети дружат. А так из соседей почти что одни дачники остались» Жизнь в основном бурлит в поселке по соседству — там есть и ДК, и куча кружков, и школа искусств, и вообще все, что нужно для полноценного развития детей и подростков. Младшие дети там ходят в детский сад. Дети там как дома. В школе тоже очень уютно. В классе человек по восемь, не больше. Учителя успевают всем уделить достаточно внимания.
А программа везде сейчас одна и та же» На занятия ребят отвозит школьный автобус. У семьи есть автомобиль, но, если с ним что-то случится, неподалеку проходит федеральная трасса, где раз в час проходит общественный транспорт. Всей семьей регулярно бываем в Петербурге, а в этом году муж взял детей и вместе с ними поехал в отпуск» Старший сын, за адаптацию которого к сельской жизни так переживала Анастасия, не просто привык к деревне. Сейчас он хочет построить здесь свой дом, а еще открыть собственный бизнес по производству домашней лапши. Родители не против, к тому же домашних яиц для старта проекта хватит точно. Ближайшие лет десять я отсюда никуда не уеду, а там уже и внуки, думаю, пойдут. Да и что я буду делать в этом самом городе?
RU Никита и Катя начали снимать ролики, когда еще строили свои избушки в лесу, и рассказывали об этом на своем первом канале Homeforest. Тогда они еще не знали, что такое YouTube в плане заработка, и делали видео, просто чтобы показывать людям природу и делиться атмосферой на Урале. Позже уже получилось вникнуть в это дело: они начали снимать и про жизнь в деревне. Тогда и появился второй канал «Заимка на Урале». Это природа вокруг, это свобода, это свежий воздух, это красоты, которыми можно любоваться вечно. Ты просто выходишь из ворот и видишь этот лес. В очередной раз можно просто остановиться и на него посмотреть. Эти пейзажи никогда не надоедают. В каждом ролике я стараюсь подчеркнуть кадры природы, — сказал Никита. Только посмотрите, какие открываются виды! RU YouTube для самозанятых супругов — способ заработка. После отключения российских пользователей от монетизации Татариновы начали делать рекламу. К ней, по словам самих авторов, подписчики относятся с пониманием. RU Выгружать ролики в деревне без интернета — отдельный вид искусства.
Я наслаждаюсь каждым днём и не строю грандиозных планов. Я переехала из города в деревню. Одежду предпочитаю скромную, миди или макси, никаких каблуков и макияжа. Я счастливая жена и мама. И я точно знаю, что выйти замуж не равно стать женой. Конечно же, мой старый мир не рухнул в одночасье, а новый я не отстроила за секунду. Но переломным моментом стал день, когда я получила предложение выйти замуж и переехать в деревню от человека, которого никогда не видела. Познакомились мы по Интернету, и у меня была его одна-единственная фотография. Подруги и коллеги крутили у виска, призывали одуматься, но я решительно положила на стол начальника заявление об увольнении. Конечно, со стороны идея отправиться к незнакомому человеку за 4 тысячи километров, не имея денег на обратную дорогу, кажется чистым безумием. Но терять мне было нечего. Работа больше не приносила мне удовольствия, хотя организация оставалась стабильной и карьерный рост мне был обеспечен. Энергии у меня не было, я дико устала, запуталась, и всё складывалось совсем не так, как я планировала. Я по-прежнему любила каблуки и яркую одежду, наносила макияж перед работой, но потребность в этом была обусловлена привычкой и дресс-кодом.
Россияне активно переезжают в деревню. Приведет ли это к возрождению села?
Новый проект по восстановлению российской деревни и улучшению демографии презентовал лидер партии Леонид Слуцкий. По данным Росстата, за последние 5 лет количество личных подсобных хозяйств сократилось с 23,5 млн. И фактически забыто личное подсобное хозяйство.
Тетя Нина беспрестанно работает - в коровнике, дома, опять в коровнике, и так по кругу. Сама она называет свою работу адской. Разговорчивая продавщица в деревенском магазине "Престиж" описала сообщество местных доярок одной, но емкой фразой: - Среди них только Бреднякова путная. Я почти всегда одна в коровнике.
Сюда идти некому, вся молодежь спивается... Две доярки у нас, 37 лет и 44 года, умерли недавно. Когда водка закончилась, нашли пятилитровую канистру стеклоочистителя. Эти дикие истории тетя Нина излагает почти не меняя интонации, крича напряженным хриплым голосом. Некоторые гласные она растягивает: "спи-и-иваются". Вакансии доярок в Ручках периодически закрывают разные неместные.
Но все они на поверку оказываются ненадежными. Только вчера в коровник устроились две доярки, мать и дочь, приехавшие из соседнего Красного Холма. Тетя Нина отказывается верить, что они приживутся. Она считает, что работа в коровнике - ее личное проклятие, и не желает делить его с кем-либо. Они работают. Один сын в бригаде лесхоза, другой на гусеничном трелевочнике лес таскает по буеракам.
Впервые строгий взгляд тети Нины смягчается и светлеет, а из голоса исчезают надрывные ноты. Она очень гордится своими сыновьями. Тетя Нина волочет по полу алюминиевые доильники, прицепляет к вымени черные резиновые трубки с насадками, потом сливает в ведра молоко. Всего в ее ведении 43 коровы. Когда она начинала работать, на каждую доярку приходилось по 25 голов. В июне мне аттестат дали, а в июле я уже на ферму пришла.
Это было в 1977 году. Страной правил Брежнев. Сейчас у власти Медведев с его "Сколково", твиттером и форумами сознательной молодежи на Селигере. А тетя Нина таскает все те же оцинкованные бидоны и процеживает молоко через марлю. В своих рассказах она чаще всего употребляет слово "раньше": - Раньше, при советской власти, за нашу работу деньгу платили большие: и сорок, и пятьдесят рублей. Все можно было купить.
Это сейчас платье по моде пять тысяч стоит. Потолок коровника покрыт серо-зеленой плесенью. В углах, на двери, на стойлах - свалявшаяся паутина. Лампочки облеплены миллионом мелких мошек, отчего плохо пропускают свет. Вечером темно, когда прихожу, - горько вздыхает тетя Нина. В священных книгах утверждают, что ад - это мучение темнотой в присутствии света.
Бог дарит свет, а темнотой правит дьявол с рогами и хвостом. В коровнике слышен звон железных цепей. Тетя Нина подставляет бидон под очередного рогатого "дьявола". Если десять тонн в месяц надою, где-то шесть тысяч выходит. За эти деньги тетя Нина не только исполняет обязанности доярки, но и тянет на себе массу дел, на которые охотников не нашлось. Даже роды у коров она принимает сама.
Раньше внимания было больше, их подробно осматривали - они и семнадцать лет жили. А сейчас дай бог семь протянут. Если будет рожать и матка выйдет, ей сразу нож в горло. Иногда бывает, с утра приду - а корова околела. Недавно телка на цепи повесилась - угодила рогом в кольцо, запуталась и выбраться не смогла. У меня отец рано умер, о профессии не было и речи.
Раньше председатели по деревням ездили, агитировали молодежь становиться доярками, механизаторами. В семье младшие росли, надо было помогать. А сейчас не хватает человека, и ладно. Молодым никто не предлагает в колхоз идти. Вот они и болтаются по городу - многие профессию получили, а работать негде. Еще одна корова лениво поднимается с колен, подпуская к себе доярку.
Мерно гудят аппараты. Нас неудержимо клонит в сон. Самой тете Нине спать некогда. Она передвигается по ферме быстрым шагом, порой переходя на бег. Шумно плюхает в ведро тряпку - протирает грязное коровье вымя - нацепляет трубки доильника - опрокидывает бидон молока в ведро - таскает по два шестнадцатилитровых ведра в холодильник. Через пару часов молоко заберут на завод в Максатиху.
И к морю ездили, в Анапу, и на экскурсию по Прибалтике. А сейчас и профсоюз сохранился, да я сама не еду: коров оставить не на кого. Вот заболею - и подменить некому, больная прихожу. Что думаете о ситуации в стране? Политики пишут законы для себя. На селе изменений не чувствуется.
Жизнь катится к концу света. Раньше государство людям помогало, а теперь оно как на нас смотрит? Круги ада у Данте - это расплата за грехи человеческие. Доярке тете Нине грешить некогда: она ходит на работу, следит за хозяйством, растит внуков. Ее ад - следствие ее праведности. Собственная честность замыкает круг, из которого невозможно вырваться.
Завтра в 3. Алкоголик и пирамида Дарья Федорова - Я в спокойствии. Мне ничего не нужно. Не нужно ничего, - слегка заикаясь, говорит 39-летний Саша Степанов из деревни Ручки. У Саши нет ни жены, ни детей. Классический деревенский алкоголик и бездельник, он представляет собой бездонный колодец для социальных и психологических исследований.
Я решила проанализировать жизнь дяди Саши с точки зрения теории потребностей Маслоу. В самом ее основании - потребности физиологические. Записывай, - широко улыбается дядя Саша. А что делать, если не спится? Потом делаю себе поесть, чифиря крепкого. Если нет никакой работы, так я днем сижу дома, ничего не делаю.
После обеда если найду - выпью. Если нет - лягу на диване и лежу, телевизор смотрю. Ужин приготовлю заранее, чтобы вечером только разогреть. А если работа есть, с утра работаю. Чтобы к вечеру отдыхать. Макароны вот готовлю, супы варю.
Если мяса нет, грибной варю, гороховый, со щавелем. Когда денег нет, покупаю на двести рублей макарон, на месяц хватает. Так и питаюсь - вареными макаронами. Если деньги есть, покупаю "Приму" и пиво. Дядя Саша гордится тем, что абсолютно свободен - ему не нужно каждое утро бежать в душный офис: - Вот вчера приезжал участковый ко мне опять - калымить звал в Загли, дрова там докалывать. Поколол дрова, и опять деньги у меня есть.
С калымом я больше зарабатываю, чем в колхозе. Если б не выпивал, мне бы хватало. Я утопаю в речи дяди Саши. Он настолько честен с собой и верен себе, что осуждать его не получается. Спрашиваю, не скучно ли ему без семьи, а он смеется: - Вот сейчас если я положил вещь вот сюда, а через неделю она мне понадобится, я знаю, что она лежит на месте. Вот и все.
Как добраться до Мувыра? Ижевск — столица Удмуртской республики и ближайший к Мувыру крупный город. Доехать до деревни из местного аэропорта проще всего на такси. Стоимость поездки составит около 3500 рублей. Более дешевый вариант — автобус «Ижевск — Кез» за 350 рублей, который отправляется с Центрального автовокзала и едет до остановки «Зура». От нее до деревни Мувыр нужно идти 3 км. Кто живет в Мувыре? Кроме Александра Корепанова и его семьи в деревню Мувыр вернулись ранее расселенные жители, а также переехали люди из соседних деревень. Все они работают в Мувыре. Активное развитие здесь получило фермерство — самое привычное и доходное занятие для деревенских жителей.
Фермерское хозяйство Мувыра составляет 450 голов крупного рогатого скота. Также в деревне хорошо развито сельское хозяйство: местные жители выращивают овес, пшеницу, ячмень. Благодаря поддержке региональных властей, в деревне был открыт собственный цех по переработке молока. Под торговой маркой «Мувыр» здесь производят кефир, йогурт, творог и сыр. Одна из дочерей Александра Корепанова, Нина Шкляева, работает управляющей на этом молокозаводе. Окончив школу, Нина поступила в педагогический институт и переехала в Пермь. Поездки в родную деревню дали понять, что жить в городе ей не нравится, и спустя несколько лет Нина решила вернуться в Мувыр. Когда регион выделил грант на строительство молокозавода, жизнь Нины изменилась, и она начала развиваться в области фермерского хозяйства. В деревне постоянно растет число отдыхающих. Уже сейчас Мувыр принимает около 4 000 туристов ежегодно.
Я переехала из города в деревню. Одежду предпочитаю скромную, миди или макси, никаких каблуков и макияжа. Я счастливая жена и мама. И я точно знаю, что выйти замуж не равно стать женой. Конечно же, мой старый мир не рухнул в одночасье, а новый я не отстроила за секунду. Но переломным моментом стал день, когда я получила предложение выйти замуж и переехать в деревню от человека, которого никогда не видела. Познакомились мы по Интернету, и у меня была его одна-единственная фотография. Подруги и коллеги крутили у виска, призывали одуматься, но я решительно положила на стол начальника заявление об увольнении.
Конечно, со стороны идея отправиться к незнакомому человеку за 4 тысячи километров, не имея денег на обратную дорогу, кажется чистым безумием. Но терять мне было нечего. Работа больше не приносила мне удовольствия, хотя организация оставалась стабильной и карьерный рост мне был обеспечен. Энергии у меня не было, я дико устала, запуталась, и всё складывалось совсем не так, как я планировала. Я по-прежнему любила каблуки и яркую одежду, наносила макияж перед работой, но потребность в этом была обусловлена привычкой и дресс-кодом. Вишенкой на торте можно считать поставленное врачами бесплодие и разрыв отношений с мужчиной, за которого я собиралась замуж.
«Хотели вернуться в город». Семья уехала в деревню из двух домов, чтобы заниматься любимым делом
Я не верю, что деревню можно спасти без участия государства, по крайней мере, организовать для переселенцев рабочие места. Местные жители к энтузиастам отнеслись поначалу с недоверием: ведь молодежь, как правило, стремится вырваться из деревни. РИА Новости поговорило с теми, кто променял городскую жизнь на собственное хозяйство и физический труд. На данной странице вы можете посмотреть без регистрации 368 видео канала из деревни в деревню на котором 21 млн просмотров. Российские власти удивили новостью: в районе Серпухова появится деревня, где будут селить американцев, уехавших в РФ от ЛГБТ-пропаганды в поисках традиционных ценностей.
НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ. ИЗ ГОРОДА В ДЕРЕВНЮ 631 серия
Некоторые вымирающие деревни обращают на себя внимание громкими скандалами. Новости из деревни Юг, Краснодарский край, Деревня, Текст, Длиннопост. Местные жители к энтузиастам отнеслись поначалу с недоверием: ведь молодежь, как правило, стремится вырваться из деревни. РИА Новости поговорило с теми, кто променял городскую жизнь на собственное хозяйство и физический труд.
В некогда цветущей деревне Языковка остался всего один житель. Как он живет?
Аналитика» приводят другие цифры. По их данным , средняя цена дома в стране — 9,78 млн рублей. Правда, речь, скорее всего, идет о коттеджах. Меня сразу предупредили: в него нужно будет дополнительно вкладываться. Построить дом стоит примерно столько же. При этом стоит обращать особое внимание на стройматериалы. Рано или поздно такой дом станет мусором». По словам эксперта, если и строить себе домик в деревне, то только из дерева. Такой, даже если окажется заброшенным, хотя бы исчезнет естественным образом — сгниет и станет частью экосистемы. А вот при должном уходе он превратится в наследие и будет капитализироваться.
Через 20 лет никто не будет понимать, что с ним делать. Это очень неэкономично». Село и люди. Непростой вопрос обиды Первое, с чем, как правило, сталкиваются люди, переезжающие из города в деревню, — непонимание, настороженность, а иногда и враждебность со стороны местного населения. Так, еще во время ремонта Анастасия Грозная и ее муж, приехавшие с Урала в Ленобласть, столкнулись с воровством: кто-то залез в дом и вытащил весь инструмент. А уже после того как семья обосновалась на новом месте и завела домашних кур, в местную администрацию посыпались жалобы на слишком громких петухов. Пришлось даже вмешаться специальным службам и ветеринарной комиссии. Закончилось все рекомендациями по ведению личного хозяйства, так что недовольные соседи, не желая того, помогли начинающим фермерам. Надежда Артес пробивала стену непонимания с помощью тех самых субботников, на которых петербуржцы вместе с местными жителями чистили окрестные леса, а параллельно — общались друг с другом, разрушая стереотипы о «неотесанной деревенщине» и «ничего не умеющих городских».
Местные даже ставить его отказывались. Они не понимали: все же видно будет! Как так? А потом я еще и на первом этаже, где у меня довольно большие окна, не стала вешать глухих штор. Любой, кто проходит мимо, может увидеть мою жизнь, понаблюдать за ней. Это мое осознанное решение. Люди должны видеть разные примеры поведения. Это раздвигает рамки привычного, дает пищу для размышлений, позволяет подсмотреть какие-то новые практики» Олега и Надежду Берлизевых одно время и вовсе считали сектантами. Жители Фалилеева даже вызывали ответственные органы — проверять, чем эти «странные» люди занимаются с местными детьми.
Это не укладывалось у них в головах. Еще долгое время они думали, что мы нигде не работаем. Видимо, считали, что мы находимся на каких-то дотациях» Со временем семья Берлизевых сумела не просто изменить отношение к себе, но переломить его в корне. Сегодня Олег — муниципальный депутат, выбранный абсолютным большинством односельчан. В его ведении — вопросы благоустройства. На первый взгляд, проблемы кроются в диаметрально противоположных картинах мира. Деревенские жители мечтают вырваться в город и категорически не понимают приезжающих в сельскую местность горожан. Но, по словам Александра Мерзлова, ситуация еще сложнее, а корни у нее не просто психологические, а исторические: «Это непростой вопрос, в том числе связанный и с обидой. Город слишком много и долго обманывал деревню.
Вот, к примеру, президент дал поручение развивать сельский туризм, но начали развивать только агротуризм. В процесс вовлечены сельхозпроизводители, но большинство деревенских жителей с ними не связаны, а они тоже хотят принимать в этом участие. Все становится еще понятнее, когда мы смотрим на нашу историю. У нас ведь было раскулачивание, были налоги для сельских жителей даже на деревья и кусты, было время, когда у колхозников не было паспортов — только трудовые книжки» Помимо этого, диалог между городскими и деревенскими жителями затрудняет то, что в селе народ довольно консервативный и новшеств не любит. То, что привозят с собой горожане, может показаться здесь чуждым и вызвать отторжение. И чтобы приезжему начали доверять, придется постараться. Что такое солидарный туризм «Чаще всего речь идет о культурных, экологических, а иногда и экономических проектах», — поясняет Александр Мерзлов. И в качестве примера приводит историю восстановления колодца в деревне Кимжа Архангельской области. Идея проекта принадлежала французам.
Завязали пить, все вычистили, материалы закупили. Потом вместе с французскими мастерами над этим колодцем и работали. Все сдружились». По словам Александра, такие проекты объединяют людей и позволяют лучше понять друг друга, а также почувствовать гордость за успешно сделанное дело: «Нужно стараться интегрироваться в сельскую жизнь, делать что-то полезное и одновременно понятное. К сожалению, часто в село приезжают с какими-то суперпроектами, смысл которых для деревенских жителей не ясен. И ничего не выходит». Сельская экономика. Главное, чтобы все друг друга услышали Вариантов заработать, живя в деревне, не так много, но это не значит, что их нет совсем. Первый — личное хозяйство.
Например, сейчас семья Анастасии Грозной держит 15 коз и козла, а также 150 кур. Есть свой огород. Семья производит большую часть необходимых ей продуктов. У мужа есть еще и работа в супермаркете» По наблюдениям Надежды Артес, работающей из дома в удаленном формате, большинство мужчин в деревне заняты на стройках. Зачастую эти работы носят сезонный характер. Если у тебя есть дом и какое-никакое хозяйство — не пропадешь. Например, несмотря на то, что содержание дома обходится мне где-то в 200 000 рублей в год, мои расходы в деревне сокращаются в пять раз в сравнении с городскими тратами. А если ты сельский житель, который родился и вырос в деревне, тебе вообще немного нужно. И это на самом деле проблема: выходит, нет какого-то внутреннего движка, мотивации, которая заставляла бы тебя что-то делать» По словам Александра Мерзлова, именно переселенцы из городов несут в деревню основные идеи по созданию и развитию бизнеса.
А вот появление стартапов, запущенных сельскими жителями, — явление редкое. А она нужна. Городские жители привозят в деревни и инновации, и инвестиции. И без поддержки им сложно интегрироваться, они чувствуют себя изгоями. В итоге деревня теряет людей и деньги» Сегодня постепенно развиваются туристические проекты в деревнях — это еще один способ заработка в сельской местности. Они думают, что ему нужен привычный городской комфорт. Но это не так» При этом, по словам Надежды Артес, для устойчивого развития бизнеса в деревнях желания его создать и знаний, как это сделать, мало. Нужно еще научиться договариваться: «Чтобы это все было эффективно, государству нужно договориться с бизнесом, а бизнесу — с людьми. Но часто власти не могут услышать предпринимателя, и все процессы затормаживаются.
Связи разорваны, никто никому не доверяет. Доверие в свое время было просто утрачено в силу происходящих в стране исторических процессов» Еще одна проблема, по словам Надежды, в том, что люди не просто не знают, чего хотят потенциальные туристы. Они не могут понять, чего хочется им самим: «Многие плывут по течению, вообще не задумываясь, почему они живут так или иначе и нравится ли им так жить. Они часто существуют вообще без понимания, чем бы им хотелось заниматься. А вдруг они могут делать керамику, которую потом у них будут покупать? Но озадачиваются этим единицы. И они как раз и становятся кем-то довольно значимым в малых городах и деревнях» Какие гранты можно получить от государства для бизнеса в деревне К 2023 году был разработан целый ряд программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, появилась Цифровая платформа МСП — основной информационый инструмент для предпринимателей, готовящихся открыть свое дело или расширить уже существующие проекты. Здесь аккумулированы госуслуги, которые могут потребоваться на протяжении всего процесса.
Также люди, попавшие в непростую финансовую ситуацию, но желающие выйти из нее через переобучение или создание своего бизнеса, могут заключить с государством социальный контракт.
И дальше они их могут делать даже без каких-то особенных вливаний — просто потому, что им хочется, — говорит Михайлова. Наконец, чтобы идеи были действительно успешными, нужно не только находить ресурсы для поддержки, но и обучать людей, готовить их, вывозить на стажировки.
Если мы не даем возможность что-то делать, они не прочувствуют, что это их. Если люди придумали, а на реализацию ресурса нет, они остаются с мыслью, что от нас ничего не зависит. А вот если инициативу, даже маленькую, поддержать, они дальше ей будут заниматься, — продолжает она.
Йога в деревне И почему положенные им «подъемные» не позволяют решить проблему возвращения на «большую землю» Мироминская, которая от Архангельска находится так далеко, что быстрее из нее доехать до Вологды, — деревня на 120 домов. Большая и неожиданно яркая, буквально-таки брызжущая светом и весельем. У Мироминской есть две части — «на горе» и «под горой», поясняют нам.
Объединить усилия их жители решили относительно недавно. Еще у нее есть и свой староста — улыбчивый широколицый Николай, мужчина лет 40, у которого в деревне живут жена и сын. Еще у деревни есть собственная поэтесса Ирина и «правая рука деревни» Владимир, без которого ни уху сварить, ни самовар поставить.
А также ТОС территориальное общественное самоуправление, в рамках которого могут объединяться жители. Фото: Центр «Гарант» На полученные средства жители обновили общий для всех деревенских колодец, смогли поставить в деревне автобусную остановку, с которой дети несколько раз в день уезжают в школу, а сотрудники расположенного поблизости комбината — на работу. Решения здесь принимают или по крайней мере стараются принимать с учетом мнений всех заинтересованных лиц.
Компенсировать паузу в работе с Арктическим советом и Баренц-регионом планируют на тихоокеанском направлении — Сначала хотели на остановке написать красиво «Ученье свет, а неученье — тьма». Но потом подумали, что работникам нашего комбината, которые в темноте, рано, на работу едут, обидно будет. И решили ничего не писать, просто нарисуем тематическую школьную картинку какую-нибудь, — объясняет руководитель ТОС Анастасия Кожина, стоя у новенькой, выбеленной силами жителей остановки.
Впрочем, остановка и колодец — важные, но не единственные достопримечательности в деревне. За счет полученной поддержки здесь расчистили поляну у кузни над рекой, где теперь отмечают все основные праздники и с готовностью демонстрируют отработанные навыки перед гостями за большим накрытым столом. И — совсем уж неожиданно — вложились в завершение работ над новыми футбольным и волейбольным полями.
В августе пока не знаем как, но планируем скопить 20 тысяч рублей и купить животным корм. Животные едят не очень много: кроликам, например, летом можно травы из огорода накосить, они и поедят. В огороде растут огурцы, помидоры, свекла, картошка, морковь. В этом году хотим больше картошки посадить. За счет этого легче жить будет.
А последний год, я так скажу, мы не жили, мы выживали. Но это у нас трудно, пока первый год, пока первый огород, первое хозяйство, первый забой. Я уже в сентябре пойду кочегаром работать в местную администрацию. Жена у меня тоже теперь работает. Это деньги, конечно, небольшие, но хотя бы будет больше десяти тысяч на человека в месяц получаться.
Это деревня — тут никто не смотрит, мол, мало получаешь или много получаешь. Тут идут и работают все. Жить в городе или деревне? Жизнь в городе — это не наше. Но не каждый здесь выжить сможет, чтобы без денег, без зарплаты.
И мы не жалеем, что бросили город и «свалили» сюда, в деревню, нам нравится это всё. На природу можно выехать, в лес, на озеро. Раньше жили на МЖК, там в паре километров несколько озер было. Приходишь туда купаться, а местные машины моют здесь же. А в нашей деревне все машины моют в своих оградках, а на озеро приезжают, чтобы в чистом купаться, рыбку ловить.
Даже наоборот — Карина влюбилась в мужа еще сильнее. Дмитрий не только выполнял мужскую работу по дому, но и во всем помогал жене. Дима даже научился печь хлеб, пока я гладила бесконечные стопки белья. Даже после свадьбы не была так сильно влюблена в мужа, как после этой поездки, — рассказывает Карина. Сын Ваня тоже изменился в деревне. По словам мамы, он стал более самостоятельным и более общительным. Источник: Карина Гажу — Во-первых, это была свобода.
Мы знали, что можем отпустить его из дома и ничего не случится. Во-вторых, большой поток гостей, много общения с разными людьми разных возрастов, поэтому он стал более социализированным. С ребенком Карина много времени проводила на природе: гуляли в лесу, изучали растения. И червей копала тоже первый раз в жизни. Потом я наловчилась этих червей рвать и насаживать на крючок. Сначала это было очень страшно, а потом я приспособилась, и мне очень понравилась рыбалка. Мужа и ребенка как-то она не так впечатлила.
А вот я получала огромное удовольствие. Если появлялась свободная минутка, то я всегда бежала на озеро, — говорит горожанка. Как сложились отношения с местными жителями и туристами И всё же самые яркие впечатления у семьи остались от общения с людьми, которых они встретили за эти пять месяцев. Например, благодаря соседу Николаю Никитичу Карина научилась печь формовой хлеб в печке. Я засняла всё на видео, чтобы сохранить детали. Потому что когда тебе эти знания передает дедушка — а ему сейчас 72 — это, наверное, самое ценное, что можно взять из опыта жизни в Зехнова. Вот именно такое тесное общение, соприкосновение с местными жителями — самое главное, — с улыбкой вспоминает девушка.
Алексей Иванович — хранитель часовни. Николай Николаевич — бывший почтальон... Запомнились супругам и знакомства с туристами. Встречались и те, кому ничем не угодишь, но о большинстве своих гостей Карина говорит с восхищением. Со многими туристами всего за пару дней они успевали подружиться, и с некоторыми до сих пор переписываются. Приезжало много творческих людей: архитекторы, художники, фотографы. Были и заядлые рыбаки, которые щедро дарили семье свой улов.
Если бы руководство парка распространилось бы не только на парк, а на другие территории, то у нас, наверное, не было бы мертвых деревень в стране, — рассуждает Карина. Что изменилось в жизни семьи после поездки Сезон закончился. Карина вернулась домой больше месяца назад, но всё еще находится под впечатлением. В деревне пили родниковую воду, ели свежие овощи и ягоды Источник: Карина Гажу Она говорит, еще не до конца осознала, что этот этап ее жизни прошел, но в то же время уже скучает по деревне: — Я буду скучать по всему: по людям, которые там были, по природе, по тишине.
Россияне массово начнут переезжать в села
Наталья Ерлакова бросила работу в мегаполисе и вернулась жить обратно в деревню. Лера Завьялова и Александр Морозов устали от безумных московских цен, плохой экологии и вечного стресса и решились на радикальный шаг — переехать в деревню в Рязанской области. Раз в неделю в деревню приезжает муж Лидии Василий и привозит по списку необходимые для жителей товары.
Нешукшинский рассказ, или как бездомным выбрать деревню на жительство
Но адреса всё-таки не раскрываем, потому что у этого могут быть негативные последствия. Многие поклонники присылают вещи для хозяйства и ремонта, а также декоративные подарки: одеяла, посуду, картины. Например, сервиз, из которого мы пили травяной чай, Никите и Екатерине благодарные фанаты отправили из Подмосковья. Правда, красиво? RU Благодаря огромной аудитории Никита и Екатерина не скучают в своей деревне, ведь в любой момент они могут получить долю общения и поддержки от своих подписчиков. У нас есть зрители, с которыми мы общаемся вживую. Они нас поддерживают, — добавил Никита. RU Но есть и другие зрители, которые не верят, что Никита и Екатерина живут в деревне и делают ролики самостоятельно. Многие думают, что нас спонсирует государство, что мы проект, направленный на то, чтобы люди ехали жить в деревню. Но если глубоко вникнуть, то услуги тех же видео- и фотооператоров стоят таких денег... Мы всё делаем своими силами, вся основная работа лежит на нас.
Также есть и русские зрители за границей, которые скучают по Родине и благодаря видео наслаждаются родными пейзажами. Посмотрите еще немного атмосферных кадров из нашей поездки.
Она всегда принимала, угощала чаем и рассказывала о житие-бытие. Она научила меня рукоделию: плести половики, ткать веретеном, вязать. Я очень ее просила — «научи меня научи меня ткать, у тебя есть ткацкий станок». Но она отмахивалась, возраст уже был.
Так она не научила, но, в конце концов, этот ткацкий станок мне и достался, когда мы дом купили. Ткать я научилась уже в Вельске, - продолжает Лидия. Когда дом-музей отремонтируют, он будет открыт для всех желающих. Новая хозяйка будет рассказывать об истории дома, о деревне, угощать гостей пирогами из настоящей русской печи. Кстати, встречи для детей из соседних деревень Лидия проводит уже сейчас — собирает малышню и читает народные сказки, а еще учит названиям разных частей деревенского дома, народным играм, дает поиграть на гуслях. Уже несколько лет в этом доме проводит литературные вечера для взрослых с участием местного поэта. Лидия мечтает сохранить все дома этой деревни.
А пока старается рассказать о маленькой, но очень красивой деревне Завелье в соцсетях. Создала группу , чтобы привлечь внимание к проблеме исчезающих северных домов. Такие крепкие крестьянские избы уже никто никогда не построит. В Завелье чуть ли не каждый дом — как экспонат музея под открытым небом. Местные говорят, что в этих северных деревнях — у каждого дома свой домовой, со своим характером. В деревнях дома как бы живые, в отличие от городских квартир. И люди, не только местные, но и гости, порой слышат домовых.
А в соседней деревне Щелканово есть даже дом с «привидениями». Хозяин, живший здесь когда-то давно, вырезал из дерева человеческие фигуры и установил вокруг дома. Заглянуть в окна пустому дому, пройтись в валенках по деревне, поспасть на настоящей русской печи — благодаря семье Лидии в Завелье стали ехать гости из разных уголков России. После этого стали писать люди с просьбой приехать к нам и увидеть своими глазами деревню, которая в XXI веке живет почти также, как жили тут люди сто лет назад. В основном это были жители Архангельской области. Потом о нас стали узнавать благодаря соцсетям. Сейчас к нам едут туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, северных и даже южных частей страны.
Например, недавно был парень южных кровей. Тоже решил испытать на себе, что такое Север. Признался, что очень понравилось, вот только к такому количеству мошкары и комаров не привык. Чтобы развивать новое для деревень направление — экотуризма, Лидия объединилась с мастерами и фермерами, живущими по ту стороны реки. Вместе они придумывают программы для туристов. Я спрашивала. Босиком прямо в ночнушке выйти на траву и походить по росе.
Погулять в полной тишине по улицам, лежать на печи и смотреть в окно… Это удовольствие невозможно передать словами. Люди из мегаполисов говорят, что им очень нравится возможность быть собой, когда за ними никто не наблюдает, никто не подсматривает, никакие видеокамеры, никакие прохожие, ни соседи. Мы их заселяем в домик, он стоит в стороне от наших. Они могут быть сами с собой наедине с природой. Это же и есть свобода — снять маски, которые мы носим в городе: выскочить голышом из бани и облиться холодной водой! А еще Завелье — территория, где не смотрят телевизор, нет толком Интернета и сотовой связи. Ни телевизора, ни радио, интернет только у нас в доме подключен.
И то с перебоями работает. Если очень нужно по работе, я, конечно, подключу гостя.
Впереди маячило 15 лет ипотеки, которую, скорее всего, нам бы не дали. Наверное, это и был настоящий кризис. Завели собаку, кота, цыпленка и кролика. Оказалось, что в селе можно прожить на пособие для многодетной семьи, правда, московское. А чтобы хватало не только на хлеб, открыли свою маленькую мастерскую по ремонту телефонов. Фото: Фото: из личного архива «Поначалу мы многое не умели и не понимали» Мы с мужем родились и выросли в Москве и толком не представляли, куда едем. Уже через неделю поняли, степь — это вам не юг, а суровая земля с жестокими ветрами и засухами. Старый каменный дом пришлось приводить в чувство: наладить водопровод, поменять проводку, поправить печь, перебелить стены.
Бывало, что ничего вообще не получалось — ломалась техника, все летело одно за другим. А чему-то, наоборот, руки радовались. Мажешь стену глиняной штукатуркой, а она «поет» на ладонях, и такое это приятное ощущение, и мысли сразу чистые, и чувствуешь себя творцом. Вырастить что-то в зоне рискованного земледелия — это и спорт, и огромный простор для творчества. Сейчас мы обустраиваем питомник для лесных растений, закладываем сады и виноградники, изучаем технологии органического земледелия и пермакультуры. Во-вторых, осваиваем ремесла: лепим из самана и строим из камня, плетем из лозы и травы, делаем мебель, расписываем. В-третьих, дети получили долгожданную свободу лазать по деревьям, купаться в соломе и песке, ходить друг к другу в гости, не боясь машин. А главное — они получили родителей. Мы можем вместе заниматься простыми и понятными делами — сажать, поливать, топить печку, готовить на огне. Даже в садик и в школу можно не ходить — для семейного образования есть все условия.
В-четвертых, едим свежайшие натуральные продукты: молочку из-под коровы, овощи и фрукты из огорода, по качеству и ценам не сравнимые с магазинными, сами печем хлеб в печи.
Удивительно, но, приняв решение уехать, я ощутила лёгкость на душе. Я почувствовала себя свободной!
С собой я взяла лишь самые необходимые вещи, уместившиеся в небольшой дорожной сумке весом 6 кг. Прав Пётр Мамонов с его гениальной фразой: «Если ты на самом дне, то у тебя на самом деле хорошее положение: тебе дальше некуда, кроме как наверх». Приехав к будущему мужу, я отправилась помыть руки после долгой дороги и обнаружила, что у нас абсолютно одинаковые зубные щётки.
Смею предположить, что у людей, разделённых 4 тысячами километров, шанс купить что-то одинаковое, стремится к нулю. Это совпадение я приняла за знак, и через три дня мы подали заявление в ЗАГС. Будущий супруг уехал на несколько недель в командировку, а я осталась обустраиваться в новом доме, где и по сей день живу с ним и нашими детьми.
У меня было время до свадьбы, чтобы узнать семью мужа, познакомиться с его родителями, примерить на себя новую роль. Выходя замуж, я чётко знала, чего от меня ждёт не только он, но и его родители, уклад семьи был мне близок по духу. Я не знаю, как бы сложилась моя жизнь, не рискни я круто развернуть её на 180 градусов.
Никто не знает. Но я всем сердцем верю, что это судьба! Актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.