С 1991 года в России было проведено семь выборов президента и семь выборов в Государственную Думу. Новости кратко. История президентских выборов в России. В России пост президента был учрежден в 1991 году.
Из истории выборов
Избрание государя публикации по теме Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Наиболее показательно система выборного представительства в Русском государстве проявилась в деятельности «советов всей земли» - земских соборов, которые заложили традицию коллективного решения наиболее важных и проблемных вопросов общегосударственного, общенародного значения. В течение XVII века постепенно формируется относительно устойчивая система избирательных правил и норм, определяющих порядок организации и проведения выборных процедур. Возрождение выборных традиций в России, правда, на уровне лишь местного самоуправления исследователи связывают с изданием Екатериной II в 1785 г. Земская реформа 1864 г. Реформы коснулись и избирательного права.
До реформ 60-х — 70-х гг. XIX в. Эти органы городские думы, дворянские собрания формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза. Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения. Во второй половине XIX в. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. Избирательное право и выборы 1905-1917 гг.
Революционные события 1905-1907 гг. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. Выборы в Государственную Думу 1-3 созыва публикации по теме 17 октября 1905 г. Избирательная система, устанавливаемая этим Указом, была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство.
Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия.
Выборы в Учредительное собрание публикации по теме Начало новому этапу в истории российского избирательного права положила Февральская революция 1917 г. Сословные и имущественные ограничения отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями.
Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей — право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Права участия в выборах лишались только глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи. Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию. Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г.
Советская избирательная система публикации по теме Пришедшие к власти большевики не имели практического опыта управления государством. Создавая советскую избирательную систему, они могли опираться на практику дореволюционной избирательной системы, избирательной системы «буржуазного представительства», введенной в ходе Февральской революции, выборов в Советы в 1905 и 1917 гг. Однако большевики категорически отвергли достижения предыдущих избирательных систем. У левых партий в российской дореволюционной избирательной системе резкое неприятие вызывало широкое использование технических, охранительных и дискриминационных цензов, а также непрямое и неравное представительство. Ленин называл избирательный Закон 1905 г. На практике за словами о новой подлинной пролетарской демократии стоял отказ от всеобщего избирательного права и введение цензового права в советскую избирательную систему. Это так называемые охранные цензы, к числу которых можно отнести политический и трудовой цензы.
Политический ценз не был оригинален, во многих избирательных системах он действовал и продолжает действовать. Для России использование этого ценза также было традиционным. В 1918 г. Впоследствии в советских избирательных инструкциях количество категорий, подпадавших под действие этого ценза, было значительно расширено за счет бывших белых офицеров, военных чиновников белых армий, административно-ссыльных и даже членов семей лиц, лишенных избирательных прав, и т.
Что касается политических лидеров, то в числе первых на российские выборы отреагировали в США. Там их итоги назвали "историческим шагом для русского народа и Советского союза". А также "частью перехода от диктатуры к системе, основанной на мирном волеизъявлении народа". И тотчас же пригласили Ельцина в Белый дом. Спустя месяц после выборов, 10 июля, состоялась инаугурация Ельцина.
Он официально вступил в должность президента. Церемония прошла в Кремлёвском дворце съездов. Сейчас это здание называется Государственный кремлёвский дворец. Там теперь звёзды эстрады проводят свои гала-концерты. А президентами с 2000 года становятся в Большом кремлёвском дворце. Все инаугурации Путина прошли там. В начале церемонии вступления в должность президента Ельцин произнес присягу. Он её выучил наизусть — только один раз взглянул в текст. Вопреки правилам, Ельцин во время присяги положил руку не на Конституцию, а к сердцу.
А Конституция России была принята только в 1993 году. Ещё одна любопытная деталь — Ельцин принимал присягу один, без вице-президента. Руцкой в это время сидел в зале. Хотя шли они на выборы вместе. Да и по американскому протоколу, если уж на то пошло, вице-президент стоит у трибуны рядом с лидером. Затем перед собравшимися выступил патриарх Алексий Второй. Только после него свою победную речь произнес Ельцин. Церемонию завершил главный проигравший — Горбачёв. Сразу после вступления в полномочия Ельцин постановил ликвидировать партийные организации на предприятиях.
А также начал переговоры с Горбачёвым и лидерами других союзных республик. Речь шла о подписании нового союзного договора. Согласно этой идее, единое государство сохранялось, но республики приобретали больше полномочий. Но проект не был реализован. СССР распался. Всегда любопытно проводить политические аналогии. Да, параллели часто бывают несколько натянутыми, но… С Ельциным, например, многие сравнивают Навального.
Избирательное право в современной России 19 III. Заключение 21 V. Приложения 23 I. Введение На уроках истории и обществознания меня заинтересовала тема истории выборов в России. Мне захотелось проследить, как менялось право человека выбирать на протяжении существования нашего государства. Актуальность этой темы очевидна, так как в современной истории ни одно государство не может обойтись без такого института демократии, как избирательный процесс, выборы. Именно им сейчас принадлежит значительная роль. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть различных политических блоков. Выборы в России — это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. Их назначения можно определить как начало избирательной кампании. Назначения выборов — установление наделенными на это правом органом или должностным лицом даты проведения выборов в соответствии со сроком, определенным федеральным, областным законом, уставом муниципального образования для муниципальных выборов. Обязательность проведения выборов, как правило, означает их назначение в связи с окончанием срока, на который были избраны действующие органы депутаты , или досрочного прекращения ими своих полномочий в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, а так же проведение выборов в пределах того срока, который установлен для их назначения, подготовки и проведения. Периодический характер выборов означает тот временной интервал между проведением предыдущих и очередных выборов, а так же его продолжительность, которая составляет в среднем четыре-пять лет. Днями голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления в нашей стране являются второе воскресенье марта или второе воскресенье октября. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Альтернативность выборов нацелена на обеспечение реальной состязательности претендентов на выборные должности и призвана исключить из избирательной кампании практики «Выборы без выбора». Избирательно право и избирательная система являются необходимыми элементами осуществления народовластия — исходного начала функционирования российской государственности. Избирательное право — это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующий право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права. Избирательный процесс представляет собой технологию и форму реализации принципов избирательного права, обеспечения избирательных прав граждан в рамках предусмотренного законом последовательного совершения комплекса избирательных действий, избирательных процедур. Основными стадиями избирательного процесса являются: назначение выборов, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, установление итогов голосования на избирательных участках и определение результатов выборов в избирательном округе, их официальное опубликование. История организации избирательного процесса в нашей стране уходит далеко в глубь веков. Она тесно связана с историей государства Российского. Цель моего реферата — показать историю выборов в Росси, проследить процесс становления избирательного права. В своем реферате я использовала статьи из журналов «Закон и право» и «Государство и право». Из учебника «Право и политика» А. Никитина и учебного пособия «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» В. Журавлева мной были взяты основные понятия и определения по избирательному праву. О месте предвыборной агитации в современной избирательной системе я узнала из научного издания «Правовое регулирование предвыборной агитации» В. Основная часть II. Вечевой строй и выборы в Киевской Руси Медленно, шаг за шагом вырастали на Руси государственные отношения из родовых обычаев. На Руси длительное время сохранялись политические черты общинного строя, оказавшие глубокое влияние на формирование институтов политической власти Киевского Древнерусского государства, где сочетались разные начала: княжеское, боярское, городское вечевое. Народное собрание — Вече — уходит корнями в родоплеменную эпоху. Вече собиралось в крупных городах, которые располагали определенной властью над сельской округой и пригородами. Занималось вопросами войны и мира, взаимоотношениями с соседями, распоряжалось княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательные акты. Но в первую очередь вече избирало администрацию: князя, посадника, тысяцкого, главу местной церковной организации [1]. По летописным свидетельствам из пятидесяти киевских князей четырнадцать были приглашены по решению веча 1113,1132,1146,1154гг. Характерны обстоятельства избрания на киевский престол в 1113г. В большинстве русских городов князя выбирали из местной династии, т. Но это не делало процедуру его избрания формальностью. Вече могло избрать наиболее подходящего для города представителя династии. Столицы русских земель имели свои атрибуты вечевой деятельности: особый колокол и специальную трибуну, которая возвышалась над площадью. К участию в вече допускались все свободные горожане. Возглавляя собрание, они не могли противостоять его воле. В спокойное время на таких собраниях соблюдался определенный порядок. Инициатива созыва вече принадлежала князю или главе городского самоуправления. Возможно, существовала предварительная заспись для выступавших и протокольное оформление принятых решений. Но в переломные моменты истории, в годы стихийных бедствий и народных волнений собрание являло собой неуправляемую толпу, доходившую до кровопролития. На ранних этапах истории Киевской Руси институты вечевой демократии играли важную роль в жизни многих земель. Однако с установлением татаро-монгольского ига на Руси роль веча в избирании на княжеский престол была заменена системой выдачи ярлыков на княжение ханами Золотой Орды. Выборные начала общинной демократии были разрушены. Особенности вечевого строя и избирательного процесса в Новгородской республике Обычаи самоуправления в вольном Новгороде были очень давними. Он не заводил здесь владений, зная, что рано или поздно перейдет на отцовский престол. По этому в Новгороде не сложилось прочной основы для княжеской власти. Это был центр ремесла и торговли между Европой и Востоком, крупнейший землевладелец. Этим определялась роль городской общины в политической жизни, значение развитых институтов городского самоуправления. Таких сотен в городе было десять. Кроме этого, город был разделен на пять концов — самостоятельных административных районов, которые выросли из самостоятельных в прошлом поселений. Первоначально здесь проживали бояре с зависимыми от них людьми. Управление концами осуществлялось выбранным из боярства посадником. Постепенно произошло совмещение сотской и кончанской систем. Город делился на улицы, сотни и концы. Во главе их стояли избираемые уличанские и сотские страросты. В каждом новгородском районе собиралось кончанское вече. На нем обсуждались вопросы повседневной жизни и позиция жителей по общегородским проблемам, формировалось местное ополчение, избирались старосты и кончанская управа помощники старосты. По принципу выборности формировалась вся городская и земельная администрация: сотские, уличанские и кончанские страросты, посадник, тысяцкий, владыка и князь. В 1136г. Город приобрел независимость от Киева, а местная княжеская династия была изгнана. В 1157 г. XII в - тысяцкого, т. К XIII в. В состав совета входило от 50 до 300 человек. При согласии веча за новым князем отправлялась представительная делегация горожан. Ожесточенной борьбой в Новгороде обычно сопровождалось избрание посадника. Это должность была ключевой в решении торговых, финансовых и земельных вопросов. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя и делил с ним функции судебной власти. Он участвовал в военных походах, вел дипломатические переговоры, следил за правильностью взыскания податей. К началу XIV в. Из них вече ежегодно выбирало главного — степенного посадника. При этом смена степенного посадника происходила каждые полгода. Вече избирало также тысяцкого. В его функции входило руководство новгородским ополчением, контроль над правильностью мер и весов на новгородском торжище, управление сотенной организацией. Из их числа избирался степенный тысяцкий. Особой сложностью отличалась в Новгороде процедура избрания владыки архиепископа. Он возглавлял одну из самых крупных и богатых епархий на Руси. Владыка распоряжался не только богатой церковной казной, но и был хранителем городской казны. Он был единственный, чей двор размещался в Новгородском кремле. С 1156 г. До 1193г. Но на выборах 1193г возник острый спор между новгородцами. Вече стало избирать трех кандидатов на пост владыки.
На фоне отката революции и установившейся стабильности положения вся избирательная кампания прошла спокойно и под контролем властей. В результате всех предпринятых усилий правительства и новаций в избирательном законодательстве выборы в III Государственную Думу дали ожидаемые результаты. Ее состав сильно изменился: она явно поправела. Эсеры и народные социалисты, имевшие во II Думе 43 мандата, вообще отказались участвовать в этих выборах. Фракция социал-демократов сократилась с 65 до 19 депутатов. Количество депутатов «трудовиков» снизилось катастрофически: было 103, осталось 10. Уменьшилось и представительство «профессорской партии» — кадетов с 98 до 53. Исчезла казачья фракция, во II Думе их было 17 человек. Национальные фракции польское коло, мусульманская и польско-литовско-белорусская фракция уменьшились с 76 до 26 депутатов. Но зато правый фланг, на что и рассчитывали составители нового избирательного закона, существенно укрепился. Партия «Союз 17 октября» получила 148 мандатов —вместо прежних 20. Фракция умеренно-правых возросла с 24 до 69 депутатов. И крайние правые получили 49 депутатов вместо прежних 10. Всего число депутатов по новому закону сократилось с 518 до 442 и потому численность трех последних фракций, составлявших в сумме 266 депутатов, давала уверенность в том, что данный состав парламента вполне может найти общий язык с царским правительством. И действительно, премьер-министр П. Столыпин, опиравшийся на самую многочисленную фракцию — октябристов — наладил конструктивную работу с III Государственной Думой. И этот состав — единственный — просуществовал весь положенный по закону срок. Столыпин умело использовал центристское положение октябристов: примкнув к правым, они обеспечивали принятие консервативных решений, а если они голосовали вместе с кадетами, то в Думе утверждались и либеральные законопроекты, вносимые правительством.
Когда прошли первые президентские выборы в России
Ельцина 31 декабря 1999 года первоначально предполагалось, что они пройдут в июле 2000 года. По оценкам политологов, социологических служб и средств массовой информации, наибольшими шансами на победу обладал В. Путин, назначенный в 1999 году Председателем Правительства и исполнявший обязанности Президента. Главная интрига заключалась в том, выиграет ли Путин в первом туре или потребуется проводить второй тур повторное голосование. Одновременно с выборами Президента России проводились выборы глав четырёх субъектов Российской Федерации — Алтайского края, Мурманской области, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа. Результаты выборов: 1. Путин, Владимир Владимирович 39 740 467 52,99 2.
Зюганов, Геннадий Андреевич 21 928 468 29,24 3. Явлинский, Григорий Алексеевич 4 351 450 5,80 4. Тулеев, Аман Гумирович 2 217 364 2,95 5. Жириновский, Владимир Вольфович 2 026 509 2,70 6. Титов, Константин Алексеевич 1 107 269 1,47 7. Памфилова, Элла Александровна 758 967 1,01 8.
Говорухин, Станислав Сергеевич 328 723 0,44 9. Скуратов, Юрий Ильич 319 189 0,43 10. Подберёзкин, Алексей Иванович 98 177 0,13 11. Важнейшие среди них — давление на средства массовой информации и сокращение внушающего доверия плюрализма». Комиссия Государственной думы провела визит в Дагестан, после которого её председатель А. Салий опубликовал статью о предполагаемых фальсификациях.
Путин также был единственным кандидатом, ранее участвовавшим в президентских выборах. Участники трёх Владимир Жириновский и Аман Тулеев и двух Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский предыдущих выборов подряд в 2004 году по разным причинам не выставили свои кандидатуры. Партии Зюганова и Жириновского в выборах участвовали, но были представлены новичками — Николаем Харитоновым и Олегом Малышкиным. Официально зарегистрированные кандидаты: 1. Глазьев, Сергей Юрьевич, российский политический и государственный деятель, сопредседатель фракции «Родина» Народно-Патриотический Союз в госдуме IV созыва , однако баллотировался, как самовыдвиженец. Хакамада, Ирина Муцуовна, российский политический и общественный деятель; 6.
Выборы прошли 14 марта 2004 года. Избранный на второй срок Путин повторно вступил в должность 7 мая, ровно в четвёртую годовщину первого вступления в должность. Путин Владимир Владимирович 49 565 238 71,31 2. Харитонов Николай Михайлович 9 513 313 13,69 3. Глазьев Сергей Юрьевич 2 850 063 4,10 4. Хакамада Ирина Муцуовна 2 671 313 3,84 5.
Малышкин Олег Александрович 1 405 315 2,02 6. Миронов Сергей Михайлович 524 324 0,75 Против всех 2 396 219 3,45 Миссия наблюдателей ОБСЕ в своём итоговом отчёте сочла, что «В то время, как в техническом плане выборы были организованы весьма компетентно, в особенности со стороны ЦИК России, в целом принципы, необходимые для проведения нормальных демократических выборов, не были адекватно отражены в избирательном процессе. В ходе избирательного процесса не были соблюдены важные обязательства, касающиеся недискриминационного отношения государственных СМИ к кандидатам и принципа тайного голосования»14.
Президентом страны снова стал Борис Ельцин. Третьи выборы президента России — 2000 год 31 декабря 1999 года Борис Ельцин объявил о досрочном сложении полномочий президента РФ и назначил исполняющим обязанности главы государства председателя правительства РФ Владимира Путина. Досрочные выборы президента состоялись 26 марта 2000 года. В них приняли участие 11 кандидатов. Официальное вступление в должность состоялось 7 мая. Всего в списки избирателей было внесено 109 млн. В выборах принял участие 75 млн.
Избирательного права как активного, так и пассивного лишены недееспособные лица и лица, которые отбывают наказание в силу приговора суда в виде лишения свободы. Основным принципом избирательной системы стало стремление к политическому многообразию и многопартийности. Тайным голосованием регулировали процедуру избрания органов государственной власти. Были ограничены полномочия и время пребывания на посту, для гарантирования сменяемости власти в рамках избирательной системы. Постконституционный этап Последовало дальнейшее развитие избирательной системы. Дорабатывались механизмы и меры в обеспечении избирательного права. Государство брало на себя обязанность в обеспечении гражданам РФ свободного проведения предвыборной агитации.
Запись не прерывается ни на секунду даже ночью. Давайте остановимся на 645 участке. Это 11-ая школа. Камера здесь достает до самого входа, и охватывает практически все помещение, все кроме кабинок для голосования, там должна сохраняться тайна", — говорит корреспондент Дарья Ткачук. Установили камеры еще за три недели до главного политического события. Они не только в зале для голосования, но и направлены на сейфы с бюллетенями. Весь отснятый материал будет храниться в центре обработки данных "Ростелекома". И я уверен, что все пройдет без сбоев", — говорит директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Иркутского филиала ПАО "Ростелеком" Вячеслав Новицкий. Впервые за всю историю президентских выборов голосование идет три дня. Это дает возможность выразить свою позицию каждому. Виктор Игнатенко будучи председателем областного избиркома в лихие 90-е и начале "нулевых" прошел много трудностей. Бывало, что к нему даже приставляли охрану. Но вместе с коллегами из сегодняшнего состава региональной комиссии он приложил не мало усилий, чтобы избирательное право прибайкальцев было гарантированно. Но никто пока не придумал лучшего способа наделения тех или иных должностных лиц полномочиями властными либо формирования парламентов. Они только формируются через институт выборов.
2.3. История президентских выборов
сюжет: История выборов в России. Инфоурок › Обществознание ›Презентации›История возникновения выборов в России. История президентских выборов в России. В России пост президента был учрежден в 1991 году.
Выборы в России: история и современность
Граждане России могут отдать голос за того или иного кандидата вплоть до 20:00 воскресенья, 17 марта. Заполнить избирательный бюллетень можно не только привычным способом, лично придя на избирательный участок, но и онлайн. Граждане, желающие принять участие в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , должны заранее подать заявление на портале госуслуг до 11 марта. Кроме того, с 6 марта заявление можно будет подать и через участковую избирательную комиссию. Оставить свой голос онлайн можно будет в дни проведения выборов — с 15 по 17 марта.
Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам.
Расширялся состав избирателей — право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Права участия в выборах лишались только глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи. Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию. Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. Советская избирательная система публикации по теме Пришедшие к власти большевики не имели практического опыта управления государством.
Создавая советскую избирательную систему, они могли опираться на практику дореволюционной избирательной системы, избирательной системы «буржуазного представительства», введенной в ходе Февральской революции, выборов в Советы в 1905 и 1917 гг. Однако большевики категорически отвергли достижения предыдущих избирательных систем. У левых партий в российской дореволюционной избирательной системе резкое неприятие вызывало широкое использование технических, охранительных и дискриминационных цензов, а также непрямое и неравное представительство. Ленин называл избирательный Закон 1905 г. На практике за словами о новой подлинной пролетарской демократии стоял отказ от всеобщего избирательного права и введение цензового права в советскую избирательную систему. Это так называемые охранные цензы, к числу которых можно отнести политический и трудовой цензы. Политический ценз не был оригинален, во многих избирательных системах он действовал и продолжает действовать.
Для России использование этого ценза также было традиционным. В 1918 г. Впоследствии в советских избирательных инструкциях количество категорий, подпадавших под действие этого ценза, было значительно расширено за счет бывших белых офицеров, военных чиновников белых армий, административно-ссыльных и даже членов семей лиц, лишенных избирательных прав, и т. Помимо неравного представительства, советская избирательная система не отказалась и от многостепенности выборов. Прямыми выборы были только в низовые Советы - сельские и городские. Для крестьян количество выборных этапов лишь увеличилось по сравнению с дореволюционным периодом. Конституция 1918 г.
Жители городов получили значительное преимущество перед крестьянским населением, выборы для них проходили в два этапа: городской Совет сразу выбирал представителей на губернский или окружной съезд Советов, на Всероссийский съезд Советов городские Советы также выбирали депутатов непосредственно. Остальные принципы советской избирательной системы в Конституции 1918 г. Впоследствии в инструкциях ВЦИК дополнительно вводились производственно-территориальный принцип проведения выборов и открытое голосование. Открытое голосование - менее демократичный порядок, чем тайное голосование, и избиратели, зачастую опасаясь негативных последствий, не решались высказать собственное мнение о кандидате или обсуждаемом вопросе. Таким образом, с 1918 по 1936 год выборы были многоступенчатыми, не всеобщими, не равными и не открытыми, и советская избирательная система, существовавшая с 1918 по 1936 г. К основным ее признакам можно отнести цензовость, неравное и непрямое представительство, производственный порядок проведения выборов. Все это служило главной цели выборов - предоставлению преимущества городским пролетарским слоям, а также обеспечению лояльного правящей партии состава Советов всех уровней.
Отдельными статьями гарантировалось соблюдение избирательных прав женщин и военнослужащих. Предусматривалось избрание депутатов «по избирательным округам», но право выдвижения кандидатов было предоставлено лишь общественным организациям и «обществам трудящихся». В соответствии с новым Основным законом предстояло организовать и провести выборы в новые Советы всех уровней, начиная с местных Советов и заканчивая Верховным Советом СССР. При проведении новой избирательной кампании предстояло внедрить немало новшеств в реализацию права граждан избирать и быть избранными. В соответствии с новой Конституцией избирательная система страны менялась самым радикальным образом. Во-первых, предстояло перейти от многоступенчатых выборов к прямым. Во-вторых, отменялись ограничения классового характера и провозглашалась всеобщность выборов.
Категория «лишенцев» отходила в историю. В-третьих, голоса избирателей стали равными, то есть каждый гражданин имел один голос. В-четвертых, голосование стало тайным Избирательная кампания, особенно проводившаяся впервые в соответствии с новой Конституцией СССР, рассматривалась как наиболее важное политическое событие, определяющее жизнь страны на последующий период. Избирательное законодательство 1937 года стремилось максимально приблизить пункты для голосования к месту жительства избирателей. Голосование могло осуществляться только персонально и лишь в специально предназначенном для этого помещении. Не допускалась предварительная подача голосов или голосование с помощью передвижных урн. Все граждане СССР, зарегистрированные в качестве избирателей, должны были лично принять участие в выборах.
Право выдвижения кандидатов в депутаты Верховного Совета закреплялось за общественными организациями всех уровней центральных, республиканских и за общими собраниями трудящихся, служащих и военнослужащих ст. Регистрация кандидатов проходила в окружных комиссиях при предоставлении протокола собрания, выдвинувшего кандидата, заверенного членами президиума, и заявления кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. На избирательных участках избиратель получал избирательный бюллетень, мог ознакомиться с информацией о кандидатах в депутаты. Затем избиратели уединялись в кабинах для голосования. Очень многие в кабины не заходили, опасаясь, что их уединение может представлять интерес для представителей НКВД. Под контролем этой организации и проводились все выборы. Фактически избирателям предлагалось сказать «да» или «нет» тому или иному единственному кандидату, одобрить или не одобрить в лице этого кандидата политику советского государства.
Фактически выборы превращались в плебисцит, или референдум. Выборы перестали быть выборами, так как не предоставляли возможности выбора из нескольких кандидатов наилучшего представителя для работы в Советах разного уровня.
Люди сплотились перед внешними и внутренними угрозами. В России около 110 миллиона тех, кто имеет право голоса — и более половины из них отдали свой голос тому, кто руководит страной многие годы. То есть, большая часть всех избирателей доверили Путину вести страну курсом, который он определяет, до 2024 года. Легитимность главы государства в таких условиях не может быть поставлена под сомнение никем и ничем. В 21-м веке ни один из лидеров развитых стран за одним исключением не получал подобного кредита доверия от своего населения. И слово "доверие" в ночь на 19 марта прозвучало несколько раз.
Новый век с новым президентом Собравшиеся за праздничными новогодними столами россияне по традиции включили телевизоры, чтобы послушать обращение президента. Неожиданно Борис Ельцин заявил о досрочном сложении полномочий. Исполняющим обязанности президента был назначен Владимир Путин, который за несколько месяцев до этого возглавил правительство. Россияне поддержали новый курс. Подтверждением этому стали состоявшиеся в марте 2000 года досрочные выборы главы государства. Были на тех выборах и новички: депутат Госдумы Станислав Говорухин, предприниматель Умар Джабраилов, глава общероссийского движения "За гражданское достоинство" Элла Памфилова, тогдашний генпрокурор Юрий Скуратов, губернатор Самарской области Константин Титов, лидер движения "Духовное наследие" Алексей Подберезкин. В истории страны наступила новая эпоха. Закрепить результат Работы у нового президента было непочатый край. Необходимо было установить прочный мир на Северном Кавказе, поднять уровень жизни граждан, восстановить промышленность, вывести из кризиса образование, науку, медицину, реформировать армию и правоохранительные службы, укрепить государственность и стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране. Все это требовало от команды Владимира Путина огромного напряжения сил и энергии. За четыре года удалось провести колоссальную работу, благодаря которой страна встала на рельсы устойчивого поступательного развития, а граждане наконец-то смогли вздохнуть спокойно после многочисленных кризисов и катаклизмов лихих 90-х. Показателем поддержки президентского курса стал результат Владимира Путина на очередных выборах главы государства, которые состоялись 14 марта 2004 года. Новый лидер Срок полномочий Владимира Путина закончился в 2008 году. По Конституции, глава государства не может избираться больше двух раз подряд. В марте 2008 года состоялись очередные президентские выборы. На этот раз в бюллетенях было заметно меньше фамилий: первый зампред правительства Дмитрий Медведев, вновь баллотировались Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов, а "темной лошадкой" выборов-2008 стал лидер Демократической партии России Андрей Богданов — всего четыре кандидата. Последние на сегодняшний день выборы президента прошли 4 марта 2012 года.
Десять любопытных фактов о выборах президента России 1996 года
«Выборы в России: история и современность». 2. История проведения выборов корнями уходит в далекое прошлое нашего государства. Центризбирком провел просветительский марафон об истории выборов в России. Кто выбирал первого Романова – Самые лучшие и интересные новости по теме: Верховный совет, Россия, выборы на развлекательном портале
Десять любопытных фактов о выборах президента России 1996 года
Выборы и единый день голосования. Российская история выборов | Самыми дорогими в истории России стали выборы главы государства 2018 года. |
Приходите выбирать. Как в царской России и в СССР обеспечивали явку | Эти выборы оказались пока единственными в новейшей истории России, когда для определения победителя потребовалось проводить второй тур. |
Выборы Президента Российской Федерации 1996. Большая российская энциклопедия | Новости кратко. |
30 лет назад прошли первые выборы президента России — Teletype | Новости кратко. |
Приходите выбирать. Как в царской России и в СССР обеспечивали явку | В новейшей истории России первые выборы в Государственную думу прошли в 1993 году. По Указу Президента РФ Бориса Ельцина был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента Федерального Собрания. |
Как проходили первые выборы президента в России
Выборы президента России – это важное событие, определяющее будущее государства. Президентские выборы в России в 2024 году пройдут в течение трех дней – 15, 16 и 17 марта. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Вот как выглядит история президентских выборов в России в ХХI веке.
История выборов с XVIII века до наших времен
Неожиданно Борис Ельцин заявил о досрочном сложении полномочий. Исполняющим обязанности президента был назначен Владимир Путин, который за несколько месяцев до этого возглавил правительство. Россияне поддержали новый курс. Подтверждением этому стали состоявшиеся в марте 2000 года досрочные выборы главы государства. Были на тех выборах и новички: депутат Госдумы Станислав Говорухин, предприниматель Умар Джабраилов, глава общероссийского движения "За гражданское достоинство" Элла Памфилова, тогдашний генпрокурор Юрий Скуратов, губернатор Самарской области Константин Титов, лидер движения "Духовное наследие" Алексей Подберезкин. В истории страны наступила новая эпоха. Закрепить результат Работы у нового президента было непочатый край. Необходимо было установить прочный мир на Северном Кавказе, поднять уровень жизни граждан, восстановить промышленность, вывести из кризиса образование, науку, медицину, реформировать армию и правоохранительные службы, укрепить государственность и стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране. Все это требовало от команды Владимира Путина огромного напряжения сил и энергии. За четыре года удалось провести колоссальную работу, благодаря которой страна встала на рельсы устойчивого поступательного развития, а граждане наконец-то смогли вздохнуть спокойно после многочисленных кризисов и катаклизмов лихих 90-х. Показателем поддержки президентского курса стал результат Владимира Путина на очередных выборах главы государства, которые состоялись 14 марта 2004 года.
Новый лидер Срок полномочий Владимира Путина закончился в 2008 году. По Конституции, глава государства не может избираться больше двух раз подряд. В марте 2008 года состоялись очередные президентские выборы. На этот раз в бюллетенях было заметно меньше фамилий: первый зампред правительства Дмитрий Медведев, вновь баллотировались Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов, а "темной лошадкой" выборов-2008 стал лидер Демократической партии России Андрей Богданов — всего четыре кандидата. Последние на сегодняшний день выборы президента прошли 4 марта 2012 года. Это свидетельствовало об одобрении подавляющим большинством граждан выбранной им стратегии развития страны, которая заключается в возвращении России статуса мощной мировой державы с сильной экономикой и развитой социальной сферой.
О последствиях «непринципиального нарушения конституции», или непризнанного государственного переворота, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко. Причиной роспуска явилась невозможность наладить конструктивное взаимодействие между царским правительством и депутатами, большинство которых были кадетами и представителями левых социалистических партий. Дума регулярно отклоняла правительственные законопроекты и предлагала свои, которые были настолько радикальны, что их заведомо не могли утвердить Государственный Совет верхняя палата российского парламента и император. Этот созыв российского парламента получил название «Дума народного гнева». Сложившийся кризис мог быть разрешен именно досрочным роспуском Думы, что и произошло. Царь, однако, этим актом не превысил свои полномочия: согласно Основным государственным законам он имел на это право. Поэтому день 3 июня называют датой государственного переворота не потому, что в этот день была распущена Государственная Дума, а по другой причине. Дело в том, что одновременно с роспуском парламента император принял новый избирательный закон. А вот этого делать он не имел права, ибо в его же Манифесте от 17 октября 1905 года прямо говорилось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы…» Это же положение было зафиксировано в Основных государственных законах Российской империи, которые многие называли конституцией. Следовательно, единолично законодательствовать, как это было во времена абсолютной монархии, царь не мог. И тем не менее он это сделал, понимая, что его законопроект по избирательному праву, направленный на сокращение представительства в новом парламенте левых и демократических сил, через эту Думу не пройдет. Истины ради стоит отметить, что это был единственный «прокол» Николая II в части нарушения «конституции». Больше он подобного не допускал. И объяснялся этот шаг именно безвыходной ситуацией в управлении государством, конституционным кризисом. Поэтому многие исследователи «прощают» императору этот незаконный акт. Известный историк Ричард Пайпс в книге «Русская революция» описывает третьеиюньские события не как государственный переворот, а как непринципиальное нарушение конституции, имеющее целью создание жизнеспособного парламента, то есть как действие, произведённое в интересах развития системы представительного правления. Профессор А. Зубов называет манифест 3 июня «наименьшим злом» и «единственной возможностью сохранить парламентские законодательные учреждения».
В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоящие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая решения, члены собора были ответственными и за исполнение данного решения. В состав собора вели три пути - по общественно-политическому положению, по назначению, по выбору. Значение и характер земских соборов в Московском государстве были различны в разные эпохи. Большинство соборов носило совещательный и осведомительный характер: выборные люди излагали правительству свои "нужды и всякие недостатки" и затем предоставляли решение вопроса царю. Соборы первых лет царствования Михаила принимали решение о введение новых налогов. Избирательные соборы 1598 и 1613 гг. В эпоху Смутного времени и непосредственно после него деятельность земских соборов сыграла важную роль в деле восстановления разрушенного смутой "великого российского царствия" и была их крупной исторической заслугой. С усилением государственной власти во 2-й половине XVII в. Результатом Земского собора 1648-1649 гг. XX веках Из Манифеста об учреждении Государственной думы 6 августа 1905 г. В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу" 3 Сам выбор названия "Государственная дума" для органа народного представительства указывал на наличие собственной российской традиции. Порядок выборов в первую Думу определялся в Законе о выборах, изданном 10 дек. Однако выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Избирательного права не получили: женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни - "бродячие инородцы", должностные лица - губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции. В целом избирательная система была громоздкой и крайне неудобной. Конкретных положений о процедурах выборов в России законодательство не имело. Для организации выборов создавались избирательные участки, в каждом из которых действовали избирательные комиссии в составе председателя и двух членов. Выборщиков избирали тайным голосованием через баллотировку шарами. Выборы в городское собрание проводились с помощью избирательных записок бюллетеней. Избиратель передавал бюллетень с отметкой председателю комиссии, который в присутствии избирателя опускал бюллетень в специальный ящик с отверстием в крышке. Подсчет голосов проводился на следующий день. Несмотря на неравный и цензовый характер, а также ограничения, вносившиеся правительством в избирательное законодательство, выборы органов земского и городского самоуправления сыграли огромную роль в общественно-политической жизни России. Изменения, произошедшие в стране в результате реформ 60-70-х гг. XIX века способствовали зарождению в России элементов гражданского общества и складыванию правового самосознания. Участие в выборах значительной части населения страны способствовало его приобщению к общественной деятельности, участию в местном управлении. Сама избирательная практика, атмосфера вокруг выборов свидетельствовали о глубоких сдвигах в сознании и социальной психологии российского обывателя. Земские и городские выборы, деятельность гласных - все это в немалой степени подготовило население России к последующему участию в думских выборах. Значительным шагом в развитии представительной демократии в России стали выборы в Учредительное собрание в 1917 г. Избирательный закон не только соответствовал уровню передовых избирательных законов того времени, но и по некоторым положениям превосходил их. Выборы должны были проходить на основе принципов всеобщности, равенства и быть прямыми. Законом отменялись цензы: имущественный, грамотности, оседлости, устранялись ограничения по национальному признаку. Россия одной из первых стран мира предоставляла право голоса женщинам. Для проведения выборов территория России делилась на округа, повсеместно создавались избирательные участки. Голосование производилось подачей избирательной записки бюллетеня , форма которой устанавливалась окружной комиссией. Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию. Голосование проходило в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускались вооруженные лица, а также лица в нетрезвом состоянии. Избиратель голосовал лично. Предъявив именное удостоверение одному из членов избирательной комиссии, он получал специальный конверт, заверенный печатью избирательной комиссии, и удалялся в кабину. Там он делал отметку в бюллетене, вкладывая его в конверт, заклеивал конверт и передавал председателю участковой комиссии. Последний в присутствии членов комиссии опускал конверт в специальный ящик. Как видим, процедура выборов в Учредительное собрание была во многом схожа с нынешними процедурами. Выдвижение кандидатов, агитация, обеспечение явки избирателей носило классовый характер, идеологически обосновывалось. Широко применялось квотирование. Однако избиратели не выбирали, а избирали, так как выбора не было - в бюллетене стояла одна фамилия. Поэтому выборы во многом были формальными, хотя и реализовывались принципы всеобщности, равенства. Выборы были прямыми, тайными. Процедуры также приближались к уровню других стран, разве что не было института наблюдателей. В 1989 г. Однако процедуры этих выборов оставались традиционными. Демократические выборы в России от Х до ХХ века деградировали. Если брать Новгородское вече, то в нём была полная атмосфера демократических выборов, за исключением незаконных методов ведения избирательной кампании, хотя методы эти были и в другие эпохи. Новгородское вече было высшим органом власти. Земские соборы имели совещательно-законадательную роль. Царь мог наложить вето, в то время как новгородское вече ХХ века могло сместить князя. Государственная дума была создана Николаем II лишь под давлением революционных масс. Выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер, в то время как на вече собирались все свободные люди и участвовали в принятии решений.
Став президентом, Ельцин активно проводил реформы, направленные на переход к новой экономике и установление политических свобод. Этот период можно назвать началом нового этапа в истории России, приведшего к формированию нового политического строя. Выборы в 1996 году Выборы в 1996 году были отмечены высокой политической напряженностью на фоне продолжающегося экономического кризиса. Ельцин сталкивался с серьезным недовольством населения из-за реформ и экономических трудностей. Хотя изначально политик сомневался , стоит ли ему вновь бороться за пост главы РФ, он провел интенсивную предвыборную кампанию, участвовал в телевизионных дебатах, много публично выступал. Впоследствии многие политики и общественные деятели высказывали сомнения относительно прозрачности процедуры.