Выборы Выборы президента России 2024 История Культура Общество Политика Праздники Москва Республика Крым Севастополь. XVII веках. Сословно-представительная демократия. Земская и городская реформы второй половины XIX в. Выборы в Государственную Думу Российской империи. "Первые всенародные выборы президента в новейшей истории России состоялись в июне 1991 года. Первые выборы президента в России — факты о событии: основные политические силы и кандидаты на пост главы РСФСР, ход голосования, результаты и итоги. О комиссии Деятельность ЦИК России Найди свой избирательный участок Найди себя в списке избирателей Избирательное законодательство Информация о выборах и референдумах Видеотрансляции заседаний ЦИК России.
Как проходили первые выборы президента в России
2.3. История президентских выборов | Выборы в России подвергались критике как нечестные при правлении Путина. |
Как это было: первые выборы президента России | В данной статье вы рассмотрите историю зарождения, становления и развития избирательной системы России. |
Выборы и избирательное право в истории России
Специально к этой дате "ТОЛК" публикует 10 интересных фактов о вторых президентских выборах в истории России. Факт 1 Выборы президента России 1996 года пока единственные в истории, когда для определения победителя понадобился второй тур голосования. Факт 2 Бывший глава администрации президента Сергей Филатов утверждал, что Борис Ельцин не хотел идти на второй президентский срок. Еще в 1995 году он говорил, что устал и очень соскучился по семье. Есть мнение, что Ельцин пересмотрел свое решение после выборов в Государственную Думу России 2-го созыва. Факт 3 Хватать руками Конституцию опасно: лучшие высказывания Бориса Ельцина Лучшие афоризмы первого президента России На стыке 1995-1996 годов рейтинг Бориса Ельцина был едва ли не нулевым. Всевозможные опросы показывали, что население страны намерено поддержать кандидата от коммунистической партии. Треть населения соглашалась с утверждением о том, что при коммунистах жизнь была лучше.
Среди них дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; решение вопроса о доверии правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Председателя счетной палаты и половины состава её аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности импичмент. Подготовка и рассмотрение вопросов на заседаниях Государственной Думы обеспечивается работой как отдельных её депутатов, так и создаваемых ею органов Советом Государственной Думы, комиссиями, комитетами, подкомитетами и депутатскими объединениями — фракциями и депутатскими группами. Ведение заседаний Государственной Думы и ведение её внутренним распорядком возлагается на Председателя и его заместителей, избираемых из её состава. Выборы сегодня Сравним: сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным Избирательный процесс в России В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет. Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Участие в выборах - проявление социальной ответственности, совести и политической зрелости каждого взрослого человека, каждого гражданина. Регистрация избирателей Все граждане России, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации, осуществляемой главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. В списки избирателей на выборах включаются граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и проживающие на территории данного избирательного округа. Для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей создаются избирательные участки. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями. Кандидаты или списки кандидатов регистрируются соответствующей избирательной комиссией. Все кандидаты обладают равными правами и исполняют равные обязанности.
Выборная практика постсоветской России свидетельствует в целом об успешном становлении этого демократического института, несмотря на имеющиеся негативные моменты. Так, административный ресурс, влияющий на исход предвыборной борьбы, использование «грязных» технологий, немалые расходы государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов нередко вызывают у граждан и политиков сомнения по поводу необходимости проведения выборов. Однако, мировой опыт, в том числе российский, свидетельствует о том, что несменяемая, назначаемая власть в наибольшей степени подвержена коррупции. Властные структуры, не зависящие от избирателя, быстро проникаются духом кастовости, круговой поруки. Решающей гарантией от установления монополии коррумпированной бюрократии является рядовой гражданин, который в условиях реальной состязательности кандидатов, партий свободно и сознательно определяет, кому можно доверить власть, кто способен распорядиться ею в интересах общества и государства. Российское избирательное законодательство Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме. Смешанная избирательная система выборов депутатов Государственной Думы появилась именно в этот период. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Переход к новым демократическим институтам народовластия потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей власти. В соответствии со ст. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Статья 32 Конституции России предоставляет гражданам Российской Федерации «право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями уставами , законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Законодательно установлены предельные суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата в президенты, политической партии, порядок проведения предвыборной агитации и т. В результате обобщения и анализа опыта избирательных кампаний была разработала комплексная программа совершенствования и развития законодательства о выборах, которая была полностью реализована путем разработки и принятия соответствующих федеральных законов. Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях» заложил основы современной партийной системы Российской Федерации, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса. Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципиально усовершенствовал правовую базу выборов и референдумов. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе. Введена пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении не менее половины депутатских мандатов. Воздвигнуты дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий в целях повышения независимости от органов власти и должностных лиц. Положения закона направлены на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом: сокращены сроки федеральных избирательных кампаний, уточнены понятия «предвыборная агитация» и «информационная деятельность», закреплен только судебный порядок отмены регистрации кандидата, раскрывается понятие «фальсификация итогов голосования» и предусматривается уголовная ответственность за это деяние. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях были разработаны и приняты качественно новые законодательные акты - Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающие дополнительные меры по организации ведения общественного контроля за подведением итогов голосования, в том числе через открытую публикацию итогов голосования со всех избирательных участков в сети Интернет. Система законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом 1999 г. Федеральный закон 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» определил порядок формирования местных органов власти. Избирательным законодательством предусмотрено, что для автоматизации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий может применятьсяГосударственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Для урегулирования порядка применения этой системы был разработан Федеральный закон от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают в себя: - персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума; - информацию о ходе и об итогах голосования; - картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума; - информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума; - информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме. Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум, порядок проведения которого определяется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации». В современной России проводились общенациональные референдумы о введении поста президента 1991 , о доверии президенту и Верховному Совету РСФСР 1993 , о принятии Конституции 1993. Изменения в избирательном законодательстве Российское избирательное законодательство не является неизменным, так как находится в стадии становления. Поэтому к действующим законам принимаются поправки и дополнения, которые адаптируют законодательство к изменяющимся политическим реалиям. Так в 2006 г. Основные цели внесенных изменений в избирательное законодательство - стимулирование развития политических партий, усиление их роли и ответственности в избирательном процессе; корректировка норм, не оправдавших себя на практике или провоцирующих применение негативных технологий. За десятилетний период применения на парламентских выборах смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы выявлен ряд существенных недостатков. Так, нередко на выборах в одномандатных избирательных округах число голосов избирателей, отданных за победившего кандидата, оказывалось намного меньше числа голосов, отданных в сумме за других кандидатов. В результате мнение значительного числа избирателей фактически не учитывалось.
Право на выдвижение кандидатов в президенты по закону имели зарегистрированные политические партии, профсоюзы, массовые общественно-политические движения, трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания граждан и военнослужащих. Для участия в выборах претендентам необходимо было собрать подписи 100 тыс. При голосовании избиратели должны были оставить в бюллетене фамилию только одного кандидата, которого поддерживают, остальные — вычеркнуть. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов избирателей. Впервые был установлен порог явки: выборы признавались несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее половины избирателей. Изменения в законодательстве в 1990-е годы В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, срок полномочий главы государства был сокращен до четырех лет новые правила начали действовать с выборов 1996 года. Кроме того, были установлены современные правила заполнения избирательного бюллетеня: гражданин должен был поставить любой знак в пустом квадрате напротив фамилии выбранного им кандидата или партии в дальнейшем эти нормы были закреплены в законе о выборах главы государства 1995 года. Дату выборов стал назначать Совет Федерации РФ. В законе появилось требование о т. При этом верхнее ограничение по возрасту — 65 лет — было снято. В документе впервые был определен механизм назначения даты выборов. Днем голосования стало первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий действующего главы государства. Выдвигать кандидатов получили право инициативные группы граждан, избирательные объединения общественные организации, в уставе которых была прописана возможность участия в выборах и избирательные блоки, в которые входили два и более объединения. Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо было провести собрание инициативной группы численностью не менее 100 человек. Каждый из зарегистрированных кандидатов должен был предоставить в Центризбирком 1 млн подписей избирателей в свою поддержку в случае досрочных или повторных выборов — в два раза меньше.
Выборы в России: История и современность
Выборы Президента России в 2008 году состоялись 2 марта, как и было определено Советом Федерации.16 Кандидатами на пост Президента России были. Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской республики (период XII-XV века). История выборов президента в России Пост президента был учрежден в марте 1991 года, и первые выборы на эту должность состоялись 12 июня того же года.
Выборы и избирательное право в истории России
Выборы президента России 2 марта 2008 года Согласно Конституции, выборы проводятся во второе воскресенье месяца, в котором главу государства избирали в предыдущий раз. В 2008 году президентские выборы должны были состояться 9 марта, однако из-за празднования 8 Марта дата была перенесена на первое воскресенье месяца — 2 марта. В связи с ограничением на два срока пребывания на посту президента, Владимир Путин не выдвигал свою кандидатуру. Выборы президента РФ 4 марта 2012 года С 2012 года вступили в силу поправки в основной закон РФ, устанавливающие срок президентских полномочий в шесть лет.
Выборы президента в России стали традиционным событием, повторяющимся семь раз в интервале с 1991 по 2018 год. Следующие выборы пройдут с 15 по 17 марта 2024 года, продолжительность голосования увеличится до трех дней.
Возрождение выборных традиций в России, правда, на уровне лишь местного самоуправления исследователи связывают с изданием Екатериной II в 1785 г. Земская реформа 1864 г.
Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х — 70-х гг. XIX в. Эти органы городские думы, дворянские собрания формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза.
Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения. Во второй половине XIX в. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. Избирательное право и выборы 1905-1917 гг.
Революционные события 1905-1907 гг. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета.
Выборы в Государственную Думу 1-3 созыва публикации по теме 17 октября 1905 г. Избирательная система, устанавливаемая этим Указом, была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер.
Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции.
Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. Выборы в Учредительное собрание публикации по теме Начало новому этапу в истории российского избирательного права положила Февральская революция 1917 г. Сословные и имущественные ограничения отменялись.
Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени.
Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей — право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Права участия в выборах лишались только глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.
Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию. Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г.
Советская избирательная система публикации по теме Пришедшие к власти большевики не имели практического опыта управления государством. Создавая советскую избирательную систему, они могли опираться на практику дореволюционной избирательной системы, избирательной системы «буржуазного представительства», введенной в ходе Февральской революции, выборов в Советы в 1905 и 1917 гг. Однако большевики категорически отвергли достижения предыдущих избирательных систем. У левых партий в российской дореволюционной избирательной системе резкое неприятие вызывало широкое использование технических, охранительных и дискриминационных цензов, а также непрямое и неравное представительство.
Ленин называл избирательный Закон 1905 г. На практике за словами о новой подлинной пролетарской демократии стоял отказ от всеобщего избирательного права и введение цензового права в советскую избирательную систему. Это так называемые охранные цензы, к числу которых можно отнести политический и трудовой цензы. Политический ценз не был оригинален, во многих избирательных системах он действовал и продолжает действовать.
Для России использование этого ценза также было традиционным. В 1918 г. Впоследствии в советских избирательных инструкциях количество категорий, подпадавших под действие этого ценза, было значительно расширено за счет бывших белых офицеров, военных чиновников белых армий, административно-ссыльных и даже членов семей лиц, лишенных избирательных прав, и т. Помимо неравного представительства, советская избирательная система не отказалась и от многостепенности выборов.
Прямыми выборы были только в низовые Советы - сельские и городские. Для крестьян количество выборных этапов лишь увеличилось по сравнению с дореволюционным периодом. Конституция 1918 г. Жители городов получили значительное преимущество перед крестьянским населением, выборы для них проходили в два этапа: городской Совет сразу выбирал представителей на губернский или окружной съезд Советов, на Всероссийский съезд Советов городские Советы также выбирали депутатов непосредственно.
Голосование состоялось 14 марта 2004 года. Владимир Путин был переизбран президентом России. Он принес присягу 7 мая. Президентские выборы — 2008 Согласно Конституции России, Владимир Путин не мог больше баллотироваться на должность президента страны. Он официально поддержал выдвижение кандидата от «Единой России», премьер-министра Дмитрия Медведева на пост главы государства.
Этот выбор поддержали партии «Справедливая Россия», «Гражданская сила», «Аграрная партия» и «Зеленые». ЦИК зарегистрировал четверых кандидатов в президенты. Отказы получили 14 человек, в том числе лидер Российского народно-демократического союза и партии «Народ за демократию и справедливость» Михаил Касьянов. Не был зарегистрирован также чемпион мира по шахматам, один из лидеров коалиции «Другая Россия» Гарри Каспаров. Съезд инициативной группы, выдвигающей его, не состоялся.
По мнению представителей ПАСЕ, результаты выборов 2008 года отражают волю народа. Избранный президент будет иметь солидный мандат большинства россиян», — констатировали наблюдатели от Парламентской ассамблеи Совета Европы. Инаугурация Дмитрия Медведева состоялась 7 мая 2008 года.
В следующие века выборная модель была упразднена на Руси. Самоуправление наблюдалось только на нижнем уровне, «на местах». Впрочем, попытки местного самоуправления то там то здесь, периодически предпринимались. Но все эти реформы имели недолгий срок, да и заканчивались зачастую трагически. Большого влияния на ход истории они не оказали, то сегодня о них помнят разве что студенты, зубрящие экзамен по истории. Именно тогда россияне впервые уразумели, что такое предвыборная кампания. А так же поняли, что обещанное, не значит выполненное. Особенно отличился непостоянством в этот период Александр Григорьевич Булыгин он разрабатывал по заданию императора проекты «законосовещательного органа народного представительства». В 17-ом году направо и налево раздавались призывы и щедрые посулы о «народной власти», но на деле все вышло иначе. Поначалу люди действительно выбирали своих руководителей — проводились советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Однако не прошло и года, как к власти пришли люди, которые оставались у руля государства семь десятилетий. Парадокс в том, что выборы в этот период активно проводились: день волеизъявления народа объявлялся не рабочим, на выборных пунктах организовывали ярмарки с дефицитными товарами и концерты, для привлечения электората. Вопрос в том насколько это народное гуляние было «выборами» по факту — «неизбрания» не случалось, а все кандидаты и победители утверждались заранее руководством. Победил Борис Ельцин, он руководил новым государством два срока. Вообще, решение о введении поста Президента, избираемого народом сроком на 5 лет, было принято в том же 91 году и внесено в свежепринятую Конституцию. О последствиях народного выбора писать много не будем. Дела это не столь давно минувших лет и память о них еще жива в каждом.
История выборов в России: выборы новейшего времени
Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Самым значимым в истории развития избирательного права в России становится ХХ век. Президент РФ Борис Ельцин голосует на выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке подмосковного посёлка Барвиха. Выборы президента России проходили с 15 по 17 марта 2024 года. Заключительный фильм проекта «Право выбора: история российского народовластия» охватывает Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года, Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федера Смотрите видео онлайн «История выборов в.
Сообщить об опечатке
- Выборы президента в лихие девяностые и сегодня. Как развивалась избирательная система?
- Выборы и избирательное право в истории России
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Предварительный просмотр:
- Антимайдан
- 2.3. История президентских выборов
Портал правительства Москвы
Если не считать Земские соборы XVI–XVII вв., то история регулярных выборов в России насчитывает всего около 150 лет. История президентских выборов в России. В России пост президента был учрежден в 1991 году. В Центре правовой информации ЦГБ им. М. Горького подготовили медиаурок «История выборов в России». Медиаурок познакомит пользователей сайта и социальной сети ВКонтакте с историей выборов, развитием избирательной системы России, с основными понятиями. Выборы в России подвергались критике как нечестные при правлении Путина. В данной статье вы рассмотрите историю зарождения, становления и развития избирательной системы России. Выборы президента России – это важное событие, определяющее будущее государства. Президентские выборы в России в 2024 году пройдут в течение трех дней – 15, 16 и 17 марта.
Президентские выборы в России с 1991 по 2012 год: цифры и факты
В 2017 году были внесены изменения в ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», которые предоставили общественным палатам право назначать наблюдателей в региональные избирательные комиссии на президентских выборах. Избирательные комиссии муниципальных образований Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается уставом муниципального образования — 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса; для поселений число — 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Формируются муниципальные комиссии представительным органом муниципального образования следующим образом: на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учёбы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, а формирование избирательной комиссии поселения — также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района; минимум половина этих назначенцев должна формироваться на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в регионах. Территориальные избирательные комиссии Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается уставом муниципального образования — от 5 до 14 членов с правом решающего голоса. Формируются ТИКи избирательными комиссиями субъектов РФ сообразно формированию муниципальных комиссий. Окружные избирательные комиссии Это временные комиссии: они формируются в случаях, когда проводятся выборы по одномандатным и или многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Формируютя также как муниципальные комиссии. Участковые избирательные комиссии Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается и формируются территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: до 1001 избирателя — 3 — 9 членов участковой комиссии; от 1001 до 2001 избирателя — 7 — 12 человек; более 2000 избирателей — 7 — 16 человек. Выборы федеральных органов власти Граждане России имеют право участвовать в выборах органов власти с 18 лет. Минимальный возраст для того, чтобы быть избранным в органы власти, устанавливается законодательством: президент России не может быть моложе 35 лет; депутат Государственной Думы — моложе 21 года.
Насчет него были сомнения — всё-таки коммунист, резко критиковал «ДемРоссию», межрегиональную депутатскую группу и ее руководителей Андрея Сахарова и Бориса Ельцина. С другой стороны, Руцкой вроде бы отмежевался от одиозного руководства компартии, образовал собственную фракцию «Коммунисты за демократию» правда, среди демократов к ней тоже было скептическое отношение, ее прозвали «Волки за вегетарианство». Надежды ельцинской команды были связаны с тем, что Руцкой, во-первых, поможет расколоть коммунистический электорат, а, во-вторых, что благодаря импозантной внешности за него проголосуют те, кто не определился со своими политическими предпочтениями.
Все остальные кандидаты на выборах 12 июня 1991 года так или иначе противостояли Ельцину, были его политическим противниками. Рассчитывать на союз с кем-либо из них во втором туре не приходилось. В паре с ним выступал как и Руцкой довольно популярный в обществе участник афганской войны генерал Борис Громов. Более левые позиции занимали другие прокоммунистические кандидаты — Аман Тулеев и Альберт Макашов последний призывал к восстановлению в России государства рабочих и крестьян. Качественно новое явление на отечественном политическом небосклоне представлял собой еще один кандидат в президенты — Владимир Жириновский. Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой». Тем более было неожиданным третье место Жириновского на выборах с почти 8 процентами голосов. А вот коммунисты проиграли выборы вчистую.
Даже если суммировать голоса, поданные за четырех кандидатов, ассоциировавшихся с компартией Рыжков, Тулеев, Макашов, Бакатин , то всё равно получится значительно меньше, чем проголосовало за Ельцина около 31 процента против 57.
Избирательному праву, его структуре и принципам, а также выборам — как проявлению гражданской позиции, был посвящен познавательный час, который прошел в Молодёжной модельной библиотеке «25 квартал». Вначале мероприятия перед учащимися выступила председатель территориальной избирательной комиссии Северного района Наталья Александровна Зарубина, которая рассказала об интересных фактах в праве разных стран. В конце была проведена викторина, в которой ребята участвовали с большим энтузиазмом и проявили хороший уровень знаний и находчивость.
Новый век с новым президентом Собравшиеся за праздничными новогодними столами россияне по традиции включили телевизоры, чтобы послушать обращение президента. Неожиданно Борис Ельцин заявил о досрочном сложении полномочий. Исполняющим обязанности президента был назначен Владимир Путин, который за несколько месяцев до этого возглавил правительство. Россияне поддержали новый курс. Подтверждением этому стали состоявшиеся в марте 2000 года досрочные выборы главы государства.
Были на тех выборах и новички: депутат Госдумы Станислав Говорухин, предприниматель Умар Джабраилов, глава общероссийского движения "За гражданское достоинство" Элла Памфилова, тогдашний генпрокурор Юрий Скуратов, губернатор Самарской области Константин Титов, лидер движения "Духовное наследие" Алексей Подберезкин. В истории страны наступила новая эпоха. Закрепить результат Работы у нового президента было непочатый край. Необходимо было установить прочный мир на Северном Кавказе, поднять уровень жизни граждан, восстановить промышленность, вывести из кризиса образование, науку, медицину, реформировать армию и правоохранительные службы, укрепить государственность и стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране. Все это требовало от команды Владимира Путина огромного напряжения сил и энергии. За четыре года удалось провести колоссальную работу, благодаря которой страна встала на рельсы устойчивого поступательного развития, а граждане наконец-то смогли вздохнуть спокойно после многочисленных кризисов и катаклизмов лихих 90-х. Показателем поддержки президентского курса стал результат Владимира Путина на очередных выборах главы государства, которые состоялись 14 марта 2004 года. Новый лидер Срок полномочий Владимира Путина закончился в 2008 году. По Конституции, глава государства не может избираться больше двух раз подряд.
В марте 2008 года состоялись очередные президентские выборы. На этот раз в бюллетенях было заметно меньше фамилий: первый зампред правительства Дмитрий Медведев, вновь баллотировались Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов, а "темной лошадкой" выборов-2008 стал лидер Демократической партии России Андрей Богданов — всего четыре кандидата. Последние на сегодняшний день выборы президента прошли 4 марта 2012 года.