Выборы Президента в истории современной России станут седьмыми по счету.
Вы точно человек?
Краткая история выборов президента России | Первые конкурентные выборы общенационального масштаба состоялись в России в 1989 г. Это были выборы народных депутатов СССР. |
Выборы президента в лихие девяностые и сегодня. Как развивалась избирательная система? | Очевидным поводом для ужесточения митингового закона стали массовые акции протеста после парламентских выборов 2011 года и президентских выборов 2012 года — самые массовые с середины 1990-х годов в России. |
Из истории выборов | Мировая история выборов насчитывает более двух тысяч лет. История выборов в каждом государстве отличается и показывает развитие общества. |
Вы точно человек?
Избрание нового царя возлагалось на Земский собор, грамоты о созыве которого были разосланы Мининым и Пожарским в ноябре 1612 г. В 1899 г. Главным и почти единственным источником для выяснения личного состава избирательного собора 1613 г. Сегодня мы располагаем тем же комплексом документальных источников, что и в конце XIX в. Изначально задача избрания нового царя возлагалась на Земский собор. Формально были выдвинуты три кандидатуры: польского королевича Владислава, шведского Карла Филиппа и 16-летнего Михаила Романова.
Такие указания были получены в Нижнем Новгороде, Астрахани, Казани, городах Сибири и других городах и местностях. В этой связи, созванный Земский собор, по мнению современных исследователей, был наиболее многочисленным свыше 800 человек и представительным по составу не менее из 58 городов в сравнении с предшествующими. Разумеется, прежде всего, это были бояре, дворяне, церковнослужители. Но были представлены также посадские люди, впервые в истории соборов — донские казаки и черносошные лично свободные крестьяне. Считается, что интересы крепостных и холопов представляли собственники земель.
Заседания собора открылись в Москве в первой половине января 1613 г. Вопрос об избрании царя решался в обстановке острой избирательной борьбы: среди участников собора были сторонники русского, польского и шведского выбора, в том числе и те, кто сотрудничал с интервентами и самозванцами. Претенденты, как и во время избрания Бориса Годунова в 1598 г. Избирательная борьба и выборная агитация свидетельствует о росте политического самосознания в Русском государстве. С точки зрения ментальности того времени важно, что прежде, чем приступить к избранию нового царя, был назначен строгий трёхдневный пост и моления.
Члены собора решили не избирать на русский трон иноземного правителя. Это мало упрощало ситуацию. Только российских претендентов было около 10 человек, в том числе представители старых княжеских фамилий, связанных с Рюриковичами и Гедеминовичами: Ф. Мстиславский и В. Называли также и руководителя народного ополчения князя Д.
Пожарского и князя Д. Трубецкого, тесно связанного с казаками. В такой ситуации переговоры могли зайти в тупик. Именно тогда и возникла во многом компромиссная кандидатура М. Романова, который хотя и косвенно как внучатый племянник Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного был связан с династией Рюриковичей.
Несомненно, что, согласно всем источникам, большую роль в избрании Михаила Романова сыграли участвующие в соборе донские казаки. Именно их представитель и выкрикнул М. С казаками после Смуты было принято считаться. Позднейшие льготы донскому казачеству от династии Романовых связаны в том числе и с этим событием. Смута научила русских людей быть осторожными.
Не случайно, решив выбор Михаила Романова, собор отложил оглашение избрания на две недели, до 21 февраля. Только после этого в Кострому Ипатьевский монастырь, где вместе с матерью инокиней Марфой жил Михаил, было направлено посольство во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Шереметевым. Они от лица всей русской земли просили Михаила на царство. В качестве дополнения: в середине XVII века сословно-представительная монархия будет переживать кризис, соборы будут терять значение и больше никто не будет думать, что царя можно избрать. Платонов С.
Гребельский и А. Историки о выборах царя. Обращают на себя внимание первые выборы русского царя Бориса Фёдоровича Годунова. Сам земский избирательный собор 1598 г. Значительное внимание уделили выборам Бориса Годунова такие историки, как С.
Соловьёв, Н. Костомаров, В. Ключевский отмечавшие, что порядок выборов царя не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборного заседания, апелляции к мнению торгово-посадского населения, достижение компромиссов между боярскими группировками. Выдающийся русский историк, академик С. Платонов уже в начале ХХ в.
Ближе всего к пониманию ситуации конца XVI в. Скрынников — профессор Ленинградского, а затем Санкт-Петербургского университета. Более тридцати лет назад в 1980 г. В значительной мере исследование Р. Скрынникова явилось основой наших современных размышлений о событии конца XVI в.
Когда избирали Бориса Годунова? Социальные и политические сдвиги второй половины XVI в. Значительное влияние на эволюцию государственного строя оказали и земские соборы, которые явились одной их форм представительства свободных сословий за исключением крепостных крестьян и холопов во властных структурах. Их появление было связано с развитием сословно представительной монархии. Считается, что 1 августа 1598 г.
Прежде чем принять это традиционное представление, следует проверить дату, обозначенную в документе. Эту идею и выдвинул Р. По традиции подписи проставлялись на обороте соборных приговоров. Члены собора группировались по чинам в строго иерархическом порядке. Бояре ставили подписи вместе с боярами, стольники со стольниками и т.
Поэтому списки думных людей составлялись с особой тщательностью. Для датировки утвержденной грамоты эти списки имеют самое первостепенное значение. Основной факт состоит в том, что соборный приговор об избрании Бориса на трон отразил состав Боярской думы не на 1 августа 1598 г. При этом важно отметить, что в указанные месяцы в думе произошли большие перемены. По случаю коронации Борис раздал многим лицам думные титулы, и эти назначения учтены в утвержденной грамоте1.
Власти не желали признать, что соборный приговор об избрании Бориса Годунова был составлен задним числом, спустя много месяцев после его коронации. Поскольку люди XVI в.
Затем избиратели уединялись в кабинах для голосования. Очень многие в кабины не заходили, опасаясь, что их уединение может представлять интерес для представителей НКВД. Под контролем этой организации и проводились все выборы. Фактически избирателям предлагалось сказать «да» или «нет» тому или иному единственному кандидату, одобрить или не одобрить в лице этого кандидата политику советского государства. Фактически выборы превращались в плебисцит, или референдум. Выборы перестали быть выборами, так как не предоставляли возможности выбора из нескольких кандидатов наилучшего представителя для работы в Советах разного уровня. Обстановка, в которой проходили выборы, производила особенно сильное впечатление на жителей деревни и представителей городских низов, пожилых и малограмотных людей. Запоминались поездки на санях, грузовиках и, конечно, легковых автомобилях.
В дни выборов работали буфеты. Обстановка была праздничной. После Великой Отечественной войны власти использовали ту же модель последовательной организации избирательных кампаний, при которой Советы разного уровня избирались не одновременно, а поэтапно: сначала союзные структуры, затем — республиканские и, наконец, региональные. На протяжении всего советского периода сохранялось и использовалось право избирателей на отзыв депутата, не оправдавшего доверия большинства избирателей. Депутаты должны были регулярно отчитываться перед избирателями, прислушиваться к голосу масс, к критике снизу, реально заниматься нуждами избирателей, решением их проблем. Наказы и запросы избирателей рассматривались как приоритетные документы в работе депутатов. Право отзыва депутатов определяло их подконтрольность народу и полную зависимость депутатов от избирателей. В частности, статья 95 содержала перечень принципов избирательного права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Субъектами, обладающими избирательным правом, по-прежнему являлись только граждане СССР. Возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права при проведении выборов в Верховный Совет был снижен до 21 года.
По новой Конституции палаты Верховного Совета состояли из равного числа депутатов. Численный состав Совета Союза определялся числом депутатов Совета Национальностей, порядок формирования которого не изменился. Таким образом, если прежде стабильным было нормативное число избирателей Совета Союза — 300 000 жителей, а переменным число депутатов палаты, то теперь число депутатов стало постоянным, а число избирателей менялось от выборов к выборам. Расширился круг субъектов, имеющих право выдвижения кандидатов в депутаты. Электоральное право и избирательный процесс в 1989-1999 гг. Для выборов в 1989 году была создана ЦИК СССР председатель, два зама, секретарь и 31 член ЦИК со сроком полномочий - 5 лет , окружные избирательные комиссии на них была возложена функция по выдвижению кандидатов и УИК, а также избирательные комиссии общественных организаций. Комиссии формировались на основе предложений общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства. Но непосредственно формирование оставалось за соответствующими исполкомами. Для проведения референдума 1991 года была создана ЦИК референдума. Впервые на избирательную комиссию было возложено полномочие по проверке подписей избирателей, поддержавших инициативу о проведении референдума.
Выборы народных депутатов стали проводиться по одномандатным и многомандатным избирательным округам, причём число кандидатов в депутаты не ограничивалось. По новому законодательству образовывались как территориальные и национально-территориальные избирательные комиссии, так и избирательные комиссии общественных организаций. В этот период происходило значительное расширение функций системы избирательных комиссий, что было связано с внедрением альтернативных и экспериментальных начал в проведение выборов и возложением на избиркомы полномочий по организации референдумов. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» была сформирована Центральная избирательная комиссия Российской Федерации ЦИК России , действующая на постоянной основе и возглавляющая систему избирательных комиссий. Разработка Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» началась в 1994 г. Впервые в опытном режиме она начала работать в 1995 году. Избирательная система Российской Федерации и выборы в конце XX - начале XXI века публикации по теме 2013 год был юбилейным для избирательной системы Российской Федерации. За 20 прошедших лет в России сложились устойчивые принципы проведения демократических выборов, которые убедительно свидетельствуют, что избирательная система современного государства — это стержневой элемент демократии, фундамент построения и функционирования эффективной государственности. За эти годы в Российской Федерации проведено 12 федеральных избирательных кампаний и множество региональных и муниципальных выборов и референдумов. Изменилось и техническое оснащение избирательных комиссий.
С 2008 года Информационный центр ЦИК начал работать на региональных выборах в единый день голосования. Уже в 2005 году была изготовлена первая партия комплексов для электронного голосования, не использующих бумажный бюллетень, а в 2008-2009 годы — впервые в семи регионах страны по инициативе и при участии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации проведены эксперименты по электронному опросу избирателей с использованием Интернета. В 2010 году началось производство КОИБ-2010 «говорящих» , впервые они использовались в единый день голосования 10 октября 2010 года. В 2010 году начал работу Общественный научно-методический консультативный совет при ЦИК России, в который входят более 200 различных специалистов, включая 10 членов Российской академии наук. В 2011 году принята Программа технического переоснащения избирательной системы Российской Федерации. Развивались международные связи Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: была подготовлена и принята Декларация принципов международного наблюдения за выборами; в 2008 год — оглашена Декларация Межпарламентской ассамблеи СНГ о принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах — участниках СНГ. В 2011 году подготовлены рекомендации для международных наблюдателей по наблюдению за выборами и референдумами. В 2013 году российская делегация с одной оговоркой подписала акт о вступлении во Всемирную ассоциацию избирательных комиссий. Сегодня можно с уверенностью говорить: государственную задачу по формированию органов власти всех уровней организаторы выборов выполняют успешно. Российская избирательная система обеспечивает достойное решение возлагаемых на нее задач, отвечает международным избирательным стандартам и защищает избирательные права граждан.
Выборы — это избрание путем голосования депутатов, главы государства, должностных лиц, членов организации. Выборы обеспечивают суверенитет общества, наделяя граждан высшей политической властью в государстве. Выборы — это одна из основных форм выражения воли народа, важнейший институт современной демократии. Выборы происходят посредством голосования в специальных пунктах. Допускаются к процессу выборов граждане, достигшие совершеннолетия. Избирательная комиссия Вологодской области.
После окончания процедуры сбора подписей ЦИК России зарегистрировал девять кандидатов, еще семеро получили отказ.
Шестеро из них обжаловали это решение в Верховном суде. В окончательном бюллетене были фамилии 11 кандидатов вместе с Аманом Тулеевым. Факт 10 Время от времени в СМИ муссируют тему, что на самом деле в президентских выборах 1996 года победу одержал Геннадий Зюганов. Выдвигаются версии, что Бориса Ельцина объявили победителем в результате фальсификаций. Кто-то считает, что Геннадий Зюганов сам отказался от власти, испугавшись ответственности. Каких-либо достоверных подтверждений этим размышлениям так никто и не предоставил. Читать tolknews.
Самовыдвиженцы должны сделать это до 27 декабря текущего года, для кандидатов от партий крайним сроком является 1 января 2024 года. Владимир Путин, Леонид Слуцкий, Николай Харитонов, Владислав Даванков баллотируются в президенты России в 2024 году: программа кандидатов 8 декабря действующий президент России Владимир Путин заявил, что выдвинет свою кандидатуру на выборах. Подробнее о выборах лидера РФ, на какой срок он избирается, а также о кандидатах читайте в «Известиях».
Выборы президента в лихие девяностые и сегодня. Как развивалась избирательная система?
В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни.
Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих.
Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов.
Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в землевладельческой курии помещики один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской — 7 тысяч, в крестьянской — 30 тысяч, в рабочей — 90 тысяч. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов.
Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч ранее от 90 тысяч. Февральская революция 1917 г.
На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием.
Активным избирательным правом наделялись российские граждане "обоего пола всех национальностей и вероисповеданий", достигшие 20 лет. Временное правительство утвердило "Положение о выборах в Учредительное собрание". Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени.
Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам.
Сейчас это тоже меняется. На выборах президента вот эти подкупы они теряют какой-то смысл. Как правило на выборах президента у нас фактов подкупа нет. А ход голосования стал максимально открытым, доступным и очень технологичным. Как отмечает Виктор Игнатенко в Иркутской области за всю историю не было фактов подделок бюллетеней, а сейчас это и вовсе невозможно — нет смысла, да и они имеют несколько степеней защиты. В Иркутской области их 1872. Камеры установлены на каждом.
Запись не прерывается ни на секунду даже ночью. Давайте остановимся на 645 участке. Это 11-ая школа. Камера здесь достает до самого входа, и охватывает практически все помещение, все кроме кабинок для голосования, там должна сохраняться тайна", — говорит корреспондент Дарья Ткачук. Установили камеры еще за три недели до главного политического события. Они не только в зале для голосования, но и направлены на сейфы с бюллетенями. Весь отснятый материал будет храниться в центре обработки данных "Ростелекома". И я уверен, что все пройдет без сбоев", — говорит директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Иркутского филиала ПАО "Ростелеком" Вячеслав Новицкий.
Вешнякова, «демократическое развитие обрывается тогда, когда место гражданина с бюллетенем занимает человек с ружьем». К этому времени в России уже имелся многолетний опыт выборов в земские и городские представительные учреждения, хотя ростки демократической культуры были еще очень слабы. Во исполнение октябрьского Манифеста царским указом от 11 декабря 1905 г. В выборах имели право участвовать лица не моложе 25 лет такой же возрастной ценз применялся в Германской империи, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и Испании. Избирательного права были лишены женщины так же, как и во всех европейских странах, за исключением Норвегии. Кроме того, не участвовали в выборах учащиеся, включая студентов, военнослужащие, кочевые народности и иностранные подданные, а также лица, подвергшиеся уголовному наказанию или состоящие под следствием либо судом. Дополнительно действовали еще и имущественные цензы. В общей сумме избирательным правом было наделено до 15 миллионов подданных Российской Империи, или более трети численности всего мужского населения от 25 лет и старше. Результаты тех выборов не удалось использовать для формирования реального демократического механизма работы власти и предотвращения гражданской войны. Спустя 70 лет возможность проведения альтернативных выборов появилась в избирательных законах СССР. В 1989-1990 гг. В 1993 г. Россия пережила острый политический кризис, обусловленный жестким противостоянием властей. Конфронтация между несколькими крупными политическими силами, и, в конечном счете, между ветвями власти до предела обострила социально-политическую ситуацию в государстве и обществе, подвела его к опасной черте. В условиях тех драматических событий выборы парламента и всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации стали единственным средством выхода из кризиса, еще раз доказав действенность демократических инструментов разрешения кризисных ситуаций. Новая российская Конституция 1993 г. В 1995-1996 гг. Однако, определенное время проведение этих выборов было под вопросом. В политической жизни России столкнулись два подхода: один, нацеленный на развитие демократических начал, укрепление выборной демократии и другой, связанный с привычным использованием административных рычагов, «указного права». Все же призывы высоких должностных лиц отложить проведение выборов, продлить полномочия — сначала депутатов, а потом и Президента, которые ставили под угрозу соблюдение норм Конституции, были отвергнуты. В конечном итоге возобладал правовой подход и верность демократическим принципам формирования власти. В ходе парламентской избирательной кампании 1995 г. Центральная избирательная комиссия России зарегистрировала федеральные списки 43 избирательных объединений и блоков против 13 в 1993 г. Представители четырех из них, получив наибольшую поддержку избирателей и преодолев пятипроцентный барьер, заняли депутатские места в Госдуме в 1993 г. В 1995 г. Эта тенденция подтвердилась и на президентских выборах в 1996 г. В 2000 г. Особенностью кампании по выборам депутатов Государственной Думы в 1999 г. В средствах массовой информации разразились «информационные войны», в ходе которых применялись изощренные приемы «телекиллерства» по дискредитации политических оппонентов. По итогам выборов в Государственную Думу вошли представители шести политических партий и объединений. Особенность кампании заключалась в том, что впервые в России передача полномочий высшего должностного лица в государстве другому гражданину произошла на основании прямого народного волеизъявления. Это было событием огромной важности, прецедентом, подтвердившим незыблемость демократического порядка передачи власти. В первом туре одержал победу В. Итогом выборов четвертой Государственной Думы, состоявшихся в декабре 2003 г. Свои фракции смогли создать четыре политических партии и блока, из 23 зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, причем правые партии не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Президентские выборы 2004 г. В связи с высоким рейтингом В. Путина, политические партии выдвинули кандидатами в президенты не первых лиц, так как результаты выборов были очевидными и прогнозируемыми. Победу в первом туре одержал В. Последним субъектом Российской Федерации, в котором была избрана государственная власть, стала Чеченская Республика, где 5 октября 2003 г. Выборная практика постсоветской России свидетельствует в целом об успешном становлении этого демократического института, несмотря на имеющиеся негативные моменты. Так, административный ресурс, влияющий на исход предвыборной борьбы, использование «грязных» технологий, немалые расходы государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов нередко вызывают у граждан и политиков сомнения по поводу необходимости проведения выборов. Однако, мировой опыт, в том числе российский, свидетельствует о том, что несменяемая, назначаемая власть в наибольшей степени подвержена коррупции.
Фракция социал-демократов сократилась с 65 до 19 депутатов. Количество депутатов «трудовиков» снизилось катастрофически: было 103, осталось 10. Уменьшилось и представительство «профессорской партии» — кадетов с 98 до 53. Исчезла казачья фракция, во II Думе их было 17 человек. Национальные фракции польское коло, мусульманская и польско-литовско-белорусская фракция уменьшились с 76 до 26 депутатов. Но зато правый фланг, на что и рассчитывали составители нового избирательного закона, существенно укрепился. Партия «Союз 17 октября» получила 148 мандатов —вместо прежних 20. Фракция умеренно-правых возросла с 24 до 69 депутатов. И крайние правые получили 49 депутатов вместо прежних 10. Всего число депутатов по новому закону сократилось с 518 до 442 и потому численность трех последних фракций, составлявших в сумме 266 депутатов, давала уверенность в том, что данный состав парламента вполне может найти общий язык с царским правительством. И действительно, премьер-министр П. Столыпин, опиравшийся на самую многочисленную фракцию — октябристов — наладил конструктивную работу с III Государственной Думой. И этот состав — единственный — просуществовал весь положенный по закону срок. Столыпин умело использовал центристское положение октябристов: примкнув к правым, они обеспечивали принятие консервативных решений, а если они голосовали вместе с кадетами, то в Думе утверждались и либеральные законопроекты, вносимые правительством. Работал так называемый «октябристский маятник», позволявший премьер-министру реализовывать свою политику лавирования. Таким образом, новый избирательный закон привел к созданию условий, обеспечивавших проведение постепенных умеренных прогрессивных реформ под руководством Столыпина. Он мечтал о 20 годах покоя, в течение которых страна могла бы разрешить все назревшие вопросы мирными преобразованиями, не допуская революционного взрыва и насилия. И, возможно, такая грамотная реформа их бы ему обеспечила, если бы не Первая мировая война.
Преемственность высшей власти. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ
30 лет назад, 12 июня 1991 года, в России впервые в истории состоялись президентские выборы. В голосовании приняли участие 79,5 миллиона человек. По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство — 315 депутатских мандатов, КПРФ располагала 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38. Выборы в современной России проводятся регулярно. Граждане РФ выбирают президента страны (сроком на 6 лет) и депутатов Государственной Думы (сроком на 4 года).
Вы точно человек?
Последние новости о выборах в России и мире - РТ на русском | Выборы президента России состоялись 12 июня 1991 года. |
Как проходили первые выборы в России | Если не считать Земские соборы XVI–XVII вв., то история регулярных выборов в России насчитывает всего около 150 лет. |
История президентских выборов в России | Выборы президента России состоялись 12 июня 1991 года. |
Президентские выборы в России с 1991 по 2012 год: цифры и факты
истории России выборы Президента РСФСР. Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. В 1917 году впервые в истории России состоялись прямые и равные выборы в Учредительное собрание. В результате реформ 1988–1989 годов выборы стали состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. В том или ином виде выборы в России проводились и раньше. Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой». В данной статье вы рассмотрите историю зарождения, становления и развития избирательной системы России.
Как проходили первые выборы президента в России
Вступил в должность 7 мая. Некоторые итоги Всего с 1991 года в выборах главы государства участвовали 28 человек, из них всего две женщины — Элла Памфилова и Ирина Хакамада. За пять прошедших избирательных кампаний победителями становились только три человека — Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев. При этом Борис Ельцин и Владимир Путин избирались на два президентских срока. Борис Ельцин был единственным главой российского государства, который досрочно сложил свои полномочия. Настоящим «ветераном» президентской гонки можно назвать Владимира Жириновского, который принимал участие в ещё в самых первых выборах президента страны в 1991 году. Для него выборы 2012 года станут пятыми.
Кроме того, это были фактически «выборы без выбора», так как отсутствовала альтернативность. Радикальная трансформация советской избирательной системы начинается в конце 1980-х годов. Первые конкурентные выборы общенационального масштаба состоялись в России в 1989 г.
Это были выборы народных депутатов СССР. Однако и эти выборы имели крупные изъяны. Так треть мест 750 была зарезервирована за КПСС и подчиненными ей общественными организациями. А инициатива избирателей по выдвижению своих кандидатов наталкивалась на значительные трудности организационного и технического порядка. В 1991 г. Выборы в современной России Современная избирательная система сложилась в 1993—1995 гг. Избирательная система современной России строится на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно Конституции РФ в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы ст. Выборы Президента Российской Федерации проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства.
Порядок формирования Федерального Собрания, парламента страны, смешанный, поскольку осуществляется на основе различных процедур. Нижняя палата Государственная Дума формируется путем прямых выборов 450 депутатов. С 1993 г. В результате новейших реформ избирательной системы России с 2007 г. Процедура формирования Совета Федерации, верхней палаты парламента, претерпела за последние годы существенные изменения, хотя его количественный состав сохранился. В 1993 г. В соответствии с Законом 1995 г. В его состав стали входить глава законодательного органа и глава исполнительной власти каждого субъекта Федерации. Однако Совет Федерации не утратил при этом своих представительских функций, поскольку его члены проходили через процедуру региональных выборов.
Человек должен сознательно принимать решения, уметь взять на себя ответственность. Избирательному праву, его структуре и принципам, а также выборам — как проявлению гражданской позиции, был посвящен познавательный час, который прошел в Молодёжной модельной библиотеке «25 квартал». Вначале мероприятия перед учащимися выступила председатель территориальной избирательной комиссии Северного района Наталья Александровна Зарубина, которая рассказала об интересных фактах в праве разных стран.
На проведение выборов из федерального бюджета было выделено 155 млн руб. Выборы президента РФ 16 июня - 3 июля 1996 года 16 июня 1996 г.
Число избирателей составляло 108 млн 495 тыс. Первоначально Центризбирком зарегистрировал 11 кандидатов. Однако 13 июня 1996 г. Его фамилия была вычеркнута из уже напечатанных бюллетеней. А бюллетени, в которых избиратели отметили его фамилию при голосовании, считались недействительными.
Восемь кандидатов были выдвинуты инициативными группами граждан, двое - Владимир Жириновский и Григорий Явлинский - политическими партиями. В списки избирателей были внесены 108 млн. Недействительными было признано 780 тыс.
Преемственность высшей власти. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ
Выборы президента России 2024 года. В этом году выборы впервые длились три дня – 15, 16 и 17 марта. В выборах участвовало 11 кандидатов (наибольшее число за всю историю президентских выборов в России), Владимир Жириновский был выдвинут Либерально-демократической партией России (ЛДПР), Элла Памфилова — общероссийским общественным движением «За. Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. История выборов в россии. Выборы в России имеют свою уникальную и многовековую историю. Ровно 30 лет назад в нашей стране состоялись выборы президента России. Это первые у нас выборы главы государства, которые состоялись на основе демократических принципов всеобщего, прямого и тайного голосования.
История выборов России
Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, апелляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками. На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. XIX — начало XX вв. Реформы коснулись и избирательного права.
До реформ 60-х — 70-х гг. XIX в. Эти органы городские думы, дворянские собрания формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза.
Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения. Во второй половине XIX в. Земская реформа 1864 г.
Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости.
Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания.
К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления.
Выборные органы — городские Думы — получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну. Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей.
Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав.
Вступая на трон, Борис Годунов опасался тайных злоумышлений недоброжелателей. Наибольшие преимущества получило дворянство. Ряд временных податных льгот получило население посадов. Льготы частично распространились и на другие категории населения. В Сибири власти пожаловали сибирских людей, сложив с них подати на 1599 г. В ходе избирательной борьбы Земский собор многократно менял свои формы и состав. Ранний январский собор 1599 г. Разногласия в думе вынудили Бориса Годунова и руководителей избирательного собора обратиться за поддержкой к столичному посадскому населению.
Сохранившаяся документация позволяет составить достаточно точное представление о выборном Земском соборе. Представительность этого собора не вызывает сомнений. В соответствии с традицией большинство его членов были назначены правительством, но на нём присутствовали также представители уездного дворянства и столичного посада. Избрание монарха на Земском соборе не означало, однако, введения в Русском государстве выборной монархии. В документе об избрании Бориса Фёдоровича Годунова ясно говорится о том, что, избирая на престол Годунова5, собор, весь народ присягают в верности всему его роду, новой династии. Монархия продолжала сохранять свой наследственный характер. Историческое значение выборов царя. Борис Годунов стал первым избранным царем Русского государства не из династии Рюриковичей и вопрос о легитимности выборов всегда довлел над ним, что лучше всех показал А. Так, при выдвижении царя на следующем Земском соборе в 1613 г. Претендент вновь обращался за поддержкой к московским служилым и тяглым людям, оценивал общественное мнение в провинции, вёл переговоры с представителями различных политических сил, апеллировал к примерам истории.
Их деятельность способствовала росту общественного и национального самосознания, оформила и укрепила систему государственного управления в центре и на местах, подготовила условия для перерастания сословно-представительной монархии в абсолютистскую. Московская хроника. Сочинения: В 9-ти тт. VIII: Статьи. Акты Земских соборов. Антон Купрач Истоки прямой демократии на Руси Прямая демократия и выборы как механизм выражения власти народа имеют в России глубокие исторические корни. В этой связи заслуживает внимание опыт прямой демократии и выборов в древней и средневековой Руси IX-XV вв. Традиция народного правления как историческая форма прямой демократии, была распространена во всех славянских землях и имела глубокие социальные и культурные корни. Вече — народное собрание у восточных славян и русских людей играло роль органа государственного управления и общественного самоуправления. Вече было по преимуществу городским институтом, собранием свободных людей, живших в городе.
В древнерусских летописях содержатся многочисленные упоминания о созыве вече: Белгород 997 г. Изучая летописи, историки Н. Сергеевич, С. Соловьев, Ф. Леонтович В. Ключевский считали, что прямая демократия была развита со времен Древней Руси. Историк Б. Современные историки И. Фроянов и А. Дворниченко отмечают, что традиции прямой демократии были развиты еще со времен Древней Руси.
При этом древнерусская государственность строилась не на классовой, а на общинной основе. Классовым содержанием, по их мнению, она наполнилась лишь тогда, когда Русь стала феодальным государством, что произошло не ранее XIV-XV веков. Социальный состав народного собрания От ответа на вопрос о социальном составе веча зависит понимание того, было ли вече народным институтом, или это был инструмент управления знати правящей элиты в нынешнем понимании и инструментом принятия политических, военных или социальных решений. Фроянов обращает внимание на демократический характер вечевых совещаний в Киевской Руси. По его мнению, вече выступает народным собранием, которое являлось составной частью социально-политического механизма древнерусского общества. Но только ли народ и народ ли вообще был участником веча? В исторической науке были и другие мнения относительно социального состава веча. Например, М. Племенное вече - верховный орган самоуправления и суда свободных членов племени с образованием государства и суда свободных членов племени исчезло, а в наиболее крупных территориальных центрах - городах правда, не во всех русских землях вече как форма политической активности городского населения появилось в XI-XII вв. Из утверждения историка вытекает лишь один вывод: народное вече с укреплением власти знати, как институт принятия решений, включая выборы, прекратило свое существование.
На смену ему пришла другая форма управления, где управляла уже высшая часть административного государственного аппарата. В общепринятом понимании, скорее, представлении о вече, вечевые собрания предстают как некие митинги разгоряченной толпы, решения на которых принимаются по громкости крика. Однако, это не более, чем художественная фантазия. Вече, все же, было достаточно хорошо организовано, иначе подобные собрания и не назывались бы так — вече собрание. Вече — это не толпа, кричащая что попало, а совещание, проходящее по строгим правилам. Предполагается, что велись даже протокольные записи вечевых собраний. Можно даже предположить, что вечевые собрания были вполне похожи на собрания современных парламентов. В свою очередь, А. Итак, говоря о социальном составе веча, следует заметить, что его народный характер не отрицает участия в собраниях и знати: князей, иерархов Церкви, бояр, купцов и прочих представителей знати. Выбирали и принимали окончательное решение именно простые горожане.
Древнерусская знать, хотя и была сильной, но она не обладала необходимыми средствами для манипуляции мнением веча. Как и не выполнять его решения она тоже была не в силах. Какие вопросы решались на вече? Вече, в первую очередь, ведало выборами князя - замещением княжеских столов. Например, есть классическое упоминание в Лаврентьевской летописи о вечевом собрании во Владимире 1176 года, где решался вопрос о выборе князя на престол после предательского убийства заговорщиками во главе с приемным сыном князя Андрея Боголюбского. После окончательного становления городов-государств, отношения князя и волости приобретают более систематический порядок. Принцип родового старейшинства при занятии княжеского стола, заменяется правилом всенародного призвания выбора князя. Например, Владимир Мономах был призван на княжение в Киев в обход родового старшинства. Такой порядок устанавливается по всей Руси по мере укрепления и становления городов-государств. Исключения из правил — вынужденные посажения на княжество Юрия Долгорукова в Киеве и Изяслава во Владимире лишь подтверждают общее демократическое, общинное правило в древней и средневековой Руси.
Избирательный процесс представляет собой технологию и форму реализации принципов избирательного права, обеспечения избирательных прав граждан в рамках предусмотренного законом последовательного совершения комплекса избирательных действий, избирательных процедур. Основными стадиями избирательного процесса являются: назначение выборов, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, установление итогов голосования на избирательных участках и определение результатов выборов в избирательном округе, их официальное опубликование. История организации избирательного процесса в нашей стране уходит далеко в глубь веков.
Она тесно связана с историей государства Российского. Цель моего реферата — показать историю выборов в Росси, проследить процесс становления избирательного права. В своем реферате я использовала статьи из журналов «Закон и право» и «Государство и право».
Из учебника «Право и политика» А. Никитина и учебного пособия «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» В. Журавлева мной были взяты основные понятия и определения по избирательному праву.
О месте предвыборной агитации в современной избирательной системе я узнала из научного издания «Правовое регулирование предвыборной агитации» В. Основная часть II. Вечевой строй и выборы в Киевской Руси Медленно, шаг за шагом вырастали на Руси государственные отношения из родовых обычаев.
На Руси длительное время сохранялись политические черты общинного строя, оказавшие глубокое влияние на формирование институтов политической власти Киевского Древнерусского государства, где сочетались разные начала: княжеское, боярское, городское вечевое. Народное собрание — Вече — уходит корнями в родоплеменную эпоху. Вече собиралось в крупных городах, которые располагали определенной властью над сельской округой и пригородами.
Занималось вопросами войны и мира, взаимоотношениями с соседями, распоряжалось княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательные акты. Но в первую очередь вече избирало администрацию: князя, посадника, тысяцкого, главу местной церковной организации [1]. По летописным свидетельствам из пятидесяти киевских князей четырнадцать были приглашены по решению веча 1113,1132,1146,1154гг.
Характерны обстоятельства избрания на киевский престол в 1113г. В большинстве русских городов князя выбирали из местной династии, т. Но это не делало процедуру его избрания формальностью.
Вече могло избрать наиболее подходящего для города представителя династии. Столицы русских земель имели свои атрибуты вечевой деятельности: особый колокол и специальную трибуну, которая возвышалась над площадью. К участию в вече допускались все свободные горожане.
Возглавляя собрание, они не могли противостоять его воле. В спокойное время на таких собраниях соблюдался определенный порядок. Инициатива созыва вече принадлежала князю или главе городского самоуправления.
Возможно, существовала предварительная заспись для выступавших и протокольное оформление принятых решений. Но в переломные моменты истории, в годы стихийных бедствий и народных волнений собрание являло собой неуправляемую толпу, доходившую до кровопролития. На ранних этапах истории Киевской Руси институты вечевой демократии играли важную роль в жизни многих земель.
Однако с установлением татаро-монгольского ига на Руси роль веча в избирании на княжеский престол была заменена системой выдачи ярлыков на княжение ханами Золотой Орды. Выборные начала общинной демократии были разрушены. Особенности вечевого строя и избирательного процесса в Новгородской республике Обычаи самоуправления в вольном Новгороде были очень давними.
Он не заводил здесь владений, зная, что рано или поздно перейдет на отцовский престол. По этому в Новгороде не сложилось прочной основы для княжеской власти. Это был центр ремесла и торговли между Европой и Востоком, крупнейший землевладелец.
Этим определялась роль городской общины в политической жизни, значение развитых институтов городского самоуправления. Таких сотен в городе было десять. Кроме этого, город был разделен на пять концов — самостоятельных административных районов, которые выросли из самостоятельных в прошлом поселений.
Первоначально здесь проживали бояре с зависимыми от них людьми. Управление концами осуществлялось выбранным из боярства посадником. Постепенно произошло совмещение сотской и кончанской систем.
Город делился на улицы, сотни и концы. Во главе их стояли избираемые уличанские и сотские страросты. В каждом новгородском районе собиралось кончанское вече.
На нем обсуждались вопросы повседневной жизни и позиция жителей по общегородским проблемам, формировалось местное ополчение, избирались старосты и кончанская управа помощники старосты. По принципу выборности формировалась вся городская и земельная администрация: сотские, уличанские и кончанские страросты, посадник, тысяцкий, владыка и князь. В 1136г.
Город приобрел независимость от Киева, а местная княжеская династия была изгнана. В 1157 г. XII в - тысяцкого, т.
К XIII в. В состав совета входило от 50 до 300 человек. При согласии веча за новым князем отправлялась представительная делегация горожан.
Ожесточенной борьбой в Новгороде обычно сопровождалось избрание посадника. Это должность была ключевой в решении торговых, финансовых и земельных вопросов. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя и делил с ним функции судебной власти.
Он участвовал в военных походах, вел дипломатические переговоры, следил за правильностью взыскания податей. К началу XIV в. Из них вече ежегодно выбирало главного — степенного посадника.
При этом смена степенного посадника происходила каждые полгода. Вече избирало также тысяцкого. В его функции входило руководство новгородским ополчением, контроль над правильностью мер и весов на новгородском торжище, управление сотенной организацией.
Из их числа избирался степенный тысяцкий. Особой сложностью отличалась в Новгороде процедура избрания владыки архиепископа. Он возглавлял одну из самых крупных и богатых епархий на Руси.
Владыка распоряжался не только богатой церковной казной, но и был хранителем городской казны. Он был единственный, чей двор размещался в Новгородском кремле. С 1156 г.
До 1193г. Но на выборах 1193г возник острый спор между новгородцами. Вече стало избирать трех кандидатов на пост владыки.
Их имена записывались на трех грамотках, которые помещались в Софийском соборе. В течение всей ночи отправлялась молитва, и после окончания службы посылали за первым встречным слепцом или ребенком, который выбирал одну из грамот. Так новгородцы узнавали имя очередного владыки.
Процедура общегородского веча начиналась с ударов специального вечевого колокола, звук которого отличался от церковных колоколов. Услышав его, участники собрания сходились на Торговую сторону к Ярославову дворищу. Для избрания владыки собирались у стен Софийского собора.
Правомочность веча определялась присутствием на нем должностных лиц Новгорода, представителей всех частей во главе со своими выборными лицами, представителей всех сословных групп городского населения. Затем начинались прения. По их окончании от имени правителей города предлагалось решение.
Участники веча посредством криков должны были его принять или отвергнуть. В случае острых разногласий споры на вече могли перерасти в рукопашный бой на мосту через реку Волхов. Исход выяснения мнения новгородцев таким способом воспринимался как воля проведения и считался окончательным итогом голосования по спорному вопросу: большинство в буквальном смысле слова побеждало меньшинство.
Иногда противостояние затягивалось на несколько дней. В случае равновесия сил сторон при посредничестве владыки вырабатывалось компромиссное решение. Хотя побоища и выглядят как нецивилизованные способы выяснения точки зрения жителей города, но свидетельствуют о неформальном характере выборов кандидатов на городские должности и о значительной избирательной активности новгородцев.
По требованию одного из новгородских концов вече могло отстранить от власти и наказать любого избранного представителя власти в случае нарушения им общинных прав и обычаев. При смещении должностных лиц на вече обязательно предъявлялось обвинение от имени всего собрания. Поводом к обвинению могли служить не только злоупотребления или бездействие властей, но и стихийные бедствия, которые обрушивались на город.
Решение веча оформлялось в виде речевых грамот, которые подписывали и скрепляли своими печатями владыка, посадник, тысяцкий и кончанские старосты.
Третьей и пока последней женщиной, боровшейся за высший государственный пост в РФ, была Ксения Собчак. Элла Памфилова в 2000 году.
Уровень явки считается одним из главных признаков легитимности президентской власти. Менее всего граждане РФ голосовали на президентских выборах 2004 года. Наибольшую активность проявили граждане в возрасте от 45 до 60 лет.
Избирательница в 2018 году. Рекордсменом по количеству полученных голосов за всю историю проведения выборов в РФ стал Владимир Путин. При этом наименьший победный процент был также у Путина.
Это был исторический антирекорд в РФ. До выборов 2018 года рекорд по количеству набранных голосов избирателей принадлежал Дмитрию Медведеву. Путин и Медведев в 2016 году.
В 1991 году президента РФ избирали на пятилетний срок. После принятия Конституции РФ в 1993 году его сократили до четырех лет. В 2008 году по предложению Дмитрия Медведева в основной закон РФ внесли поправки, согласно которым с 2012 года президент России избирается на шесть лет.