Новости история праздника рождество христово

Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Рождество Христово – праздник в память о появлении на свет Иисуса Христа, Сына Божьего, грядущего Спасителя всего человечества. История, описывающая библейское событие, подробно описана в Евангелии. За трехсотлетнюю историю новогодние праздники прошли путь от сугубо религиозных до светских и семейных.

Рождество Христово 2023: как правильно встретить и чего нельзя делать

Церковь же считает, что если рукоделие как развлечение, то лучше воздержаться и пойти в храм. Если это производственная необходимость, то, конечно, можно. Можно ли выносить мусор в Рождество 7 января? Это бытовая работа — никто это не запрещает делать. Можно ли посещать кладбище в Рождество 7 января?

В праздничный день следует расставить приоритеты. В силу смысла праздника лучше не ходить 7 января на кладбище. Можно ли мыться Рождество 7 января? Не грязным же ходить!

Но если вы хотите буйной компанией сходить в парилку, сауну или баню — с вином и весельем — то лучше, конечно, воздержаться. Можно ли вступать в интимную близость в Рождество 7 января? Если вы славите Рождение Иисуса Христа и глубоко верующий человек, то следует воздержаться от интимных отношений. Если же вы не глубоко верующий, то всё происходит по обоюдному согласию.

Красивого вам Рождества!

Они не смогли найти в городе места для ночлега и им пришлось укрыться в пещере, где содержался скот. Там-то и явился в мир Иисус. Согласно учению, первыми о рождении Спасителя от ангела узнали пастухи, которые находились неподалеку. Они пришли поклониться младенцу в яслях. В эту ночь на небе появилась Вифлеемская звезда, ставшая знаком для волхвов о том, что родился Мессия.

Вскоре мудрецы также явились в хлев с дарами Иисусу: золотом, ладаном и смирной. Отсюда пошла традиция подарков на Рождество. Традиция наряжать хвойное дерево возникла в средневековой Германии, в России она стала популярной лишь в XIX веке при супруге императора Николая I — немецкой принцессе Фредерике Луизе. К концу столетия украшенные елки были главным атрибутом праздника как в богатых, так и в бедных домах. Так продолжалось до 1916 года, когда в разгар Первой мировой войны — на волне отмены всего немецкого — Синод запретил «вражеский» символ. После революции большевики пропагандировали отказ от всего буржуазного и церковного. Елку «реабилитировали» лишь в 1935 году, сделав основным праздником светский Новый год.

В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Восточные мудрецы — волхвы, увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына, которого ждал иудейский народ. Волхвы направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где находится Спаситель мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Иосиф же, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода. На Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим. В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие новогодние подарки.

Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день - 6 января под одним названием Богоявления. Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята Александрийской Церковью и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали "рождение солнца". Церковь же прославила родившегося на земле Христа - Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы.

К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV — V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386 — 388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников».

В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV века. Александрийская Церковь , как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский , проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами.

Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора 451 г. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Лк. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана.

Традиции праздника Рождество Христово. Греческая икона 2010-е гг. Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества — Рождественский сочельник установлен строгий пост.

Рождество Христово. История празднования

Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово, греческая икона XVI века Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис.

Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана , который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник , вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова , в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери.

После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.

После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII — IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца. Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии Мф.

Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии , предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом а иногда и с самой Богоматерью [6]. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI—XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой.

В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери : сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения — от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Пречистой Матери.

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери.

Во время богослужений исполняют тропарь, кондак, поют рождественские стихиры, в частности «Слава в вышних Богу и на земли мир». Рождество в 2024 году — традиции Помимо торжественных богослужений существуют и другие праздничные традиции.

Так, в храмах и на улицах устанавливают вертеп. Это инсталляция с изображением младенца Христа в яслях, Девы Марии и ее супруга Иосифа. Среди персонажей вертепа также появляются волхвы с дарами и ангелы, а в качестве украшений используют свечи и еловые ветви.

Некоторые верующие создают подобные инсталляции у себя дома. На Руси накануне Рождества и в Святки проходил обряд колядования. Жители городов и деревень, в основном дети, наряжались в необычные костюмы и ходили по домам, распевая славословия Христу и Богородице.

В ответ хозяева угощали их чем-нибудь с праздничного стола или дарили небольшие подарки. В некоторых регионах этот обычай сохранился по сей день. О чем просят святого и что делают в праздник Помимо этого среди простого народа существовало множество рождественских традиций и суеверий, не связанных с церковью.

Так, в деревнях на праздник сжигали во дворе соломенный стог. Пока он горел, члены семьи молча стояли вокруг. Люди верили, что в этот момент к ним приходят умершие предки, чтобы погреться у костра.

Если они останутся довольны, на следующий год будет хороший урожай.

Явление бога во плоти в христианстве считается жертвой, которая искупила грехи человечества. Традиции Рождества До дня Рождества верующие соблюдают Рождественский пост, пытаясь уподобиться Христу, который постился. Накануне Рождества, в Сочельник, готовят праздничные блюда - сочиво блюдо из пропаренных злаков с медом и кутью. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Утреня Рождества поется ночью. Важнейшими составляющими богослужения «Правмир» называет тропарь и кондак - не только молитвы, но также объяснения сути праздника Рождества. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ночь на 7 января совершает рождественское богослужение в храме Христа Спасителя. Символы и атрибуты Рождества Символами Рождества стали Священные дары - золото, ладан и смирна, а также Вифлеемская звезда - именно в честь нее верхушки елок начали украшать звездами. Сама ель всегда была символом Рождества.

И с другой стороны, беззащитный Младенец, Который требует ухода и заботы, Которого пеленает Мария и кладет в ясли кстати, библейские ясли — это не детская кроватка, а кормушка для скота в хлеву. Но этот Младенец и есть Тот Самый Бог. Каков же смысл произошедшего?

Зачем Бог стал Человеком? Уже во II веке св. Ириней Лионский ответил на этот вопрос так: «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать богом».

Вот уже почти две тысячи лет Церковь в разных формах повторяет эти слова, чтобы выразить сущность христианства. Апостол Павел назвал вочеловечение Бога — Его «самоуничижением», «самоумалением». Но для того, чтобы человек смог взойти на Небо — Небу надо было опуститься на землю.

Какого числа родился Христос? Автор фото: Ольга Рындина. Если внимательно читать Священное Писание, то празднование Рождества 25 декабря выглядит не таким уж надуманным.

Там есть информация, на основе которой можно приблизительно вычислить день рождения Иисуса. Дело в том, что вместе с Десятью Заповедями Моисей получил от Бога на горе Синай еще много религиозных и гражданских установлений. Одно из них касалось Скинии Завета — помещения, где как раз и хранились скрижали с теми самыми Десятью Заповедями.

При Скинии должны были постоянно находиться служители для принесения утренних и вечерних жертв Израильскому Богу, для чтения положенных молитв и т. Так образовалось ветхозаветное священство и богослужение. Причем священство в Ветхом Завете было потомственным, и принадлежало оно исключительно колену Левия.

Царь Давид разделил священников на 24 чреды смены , чтобы каждая семья могла послужить в Храме. Получается, что каждой чреде доставалось по две недели служения. Евангелие от Луки начинается с благовещения Ангела священнику Захарии о том, что у его неплодной жены Елисаветы родится мальчик Иоанн — будущий Креститель Господа.

Однажды, когда он в порядке своей череды служил перед Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения... Но нас интересует сейчас не это. Захария был из Авиевой чреды, а ей выпал жребий служить восьмой 1-я книга Паралипоменон, глава 24, стих 10.

Богослужебный календарь у иудеев лунный начинался с месяца нисан, что соответствует марту-апрелю календаря солнечного. Плюс четыре месяца — и получается август. Итак, в августе Захария начал служить, и две недели он находился в Храме.

Далее в Евангелии сказано, что «после сих дней зачала Елисавета, жена его». Эти слова означают, что между возвращением Захарии домой и зачатием Иоанна Предтечи прошел некоторый промежуток времени, но не очень большой. Церковь празднует день зачатия Иоанна Крестителя 23 сентября.

Наконец, прибавьте к этому числу девять месяцев — и вот 25 декабря, дата Рождества. Но, празднуя этот день, христиане не просто «отмечали дату», а сопереживали событию Рождения Богочеловека. Для христианина дата сама по себе не столь принципиальна.

Ошибка ученого монаха В античной Римской империи летосчисление велось «от основания Рима». Что же касается годичного цикла, то здесь до Юлия Цезаря был полный хаос. В 45 году до Р.

Цезарь ввел на основе египетского солнечного календаря 365-дневный год с дополнительным днем в високосные годы. Современным же летосчислением мы обязаны скифскому монаху Дионисию по прозвищу Малый, которого Папа Иоанн I в 525 году попросил сделать календарь, ведущий счет от Рождества Христова. По расчетам Дионисия получалось, что Христос родился в 754 году от основания Рима.

Однако ученый монах, как выяснилось позже, ошибся. И вот почему. В Евангелии и нехристианских источниках есть несколько мест, позволяющих вычислить более точно год Рождения Иисуса.

Прежде всего, это смерть иудейского царя Ирода Великого. Евангелисты говорят, что Рождество Христово произошло еще до его смерти причем незадолго. И вот здесь надо обратиться к нехристианским документам.

Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, Ирод правил до 750 года от основания Рима. Во-вторых, незадолго до его смерти было лунное затмение. И в-третьих, что Пасху иудеи праздновали, когда он был уже в мире ином.

А первый день Пасхи в этот год она празднуется евреями 8 дней приходился на 11 апреля. Таким образом, Господь родился не позднее марта-апреля 4 года до Своего Рождества разумеется, по «эре дионисия». В этих 4 — 5 годах и состояла ошибка монаха.

Фактически, если быть последовательными, мы живем сейчас не в 2004, а в 2008 или 2009 году от Рождества Христова. Историческая правда К Х веку «Дионисийская эра», сперва использовавшаяся только для церковных нужд, стала на Западе и гражданской. Какой логикой он руководствовался?

Средняя продолжительность года в юлианском календаре на 11 минут 14 секунд больше тропического года продолжительность оборота Земли вокруг солнца. За полторы тысячи лет, с момента Рождества Христова, реальные астрономические дни зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия сместились почти на 10 дней назад по сравнению с юлианским календарем, и Григорий ХIII решил поставить их на свои места. Однако Православная Церковь оставила у себя юлианский календарь.

Именно поэтому православные и католики празднуют теперь Рождество в разные дни. Разрешение на празднование Рождества по григорианскому календарю, то есть вместе со своими народами, имеют также приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе. Автор фото: Анна Вавилова.

Можем ли мы последовать за всем цивилизованным миром? Если уж выверять богослужебный круг по астрономическому календарю, то Рождество давно бы надо было отмечать 21 декабря — именно на этот день уже сместилось зимнее солнцестояние. Зачем же вновь сверять время Рождества Христова с астрономами, если о Сатурне и Митре все уже давно забыли?

Ради «исторической правды»? Но тут мы опять возвращаемся к тому, с чего начали — Евангелие ни слова не говорит о дате Рождества. Оно говорит только о том, что Христос родился.

Рождество Христово, или в чем смысл праздника

XVII век Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже — во 2-й половине IV века. В православии Рождество Христово празднуется 7 января (в отличие от католиков, которые отмечают этот праздник 25 декабря), входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. История праздникаРождество Христово – второй по значимости праздник для всех христиан.

Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника

Празднование Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января, образующие Октаву Рождества. В дни празднования Рождества Христова священнослужители Казанской епархии посещают социальные и воспитательные учреждения, проводят вероучительные беседы и передают подарки подопечным. 7 января верующие отметят один из главных христианских праздников — Рождество Христово. С началом празднования Рождества Христова появилась традиция украшать дом елью или сосной, хвойными ветками. Особенности празднования Рождества Христова в России. Празднованию Рождества предшествует сорокадневный пост, который в православной традиции длится с 28 ноября по 6 января. Рождество Христово испокон веков считалось одним из самых ожидаемых и радостных праздников в России.

Рождество Христово: история праздника, приметы, традиции

В православии Рождество Христово празднуется 7 января (в отличие от католиков, которые отмечают этот праздник 25 декабря), входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. Однако упоминание о Рождестве Христовом впервые встречается лишь в III веке. Накануне праздника Рождества все храмы украшаются еловыми ветвями, священники надевают белые облачения, звонят колокола, проводятся праздничные богослужения. Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Рассказываем, какого числа Рождество, какова история Рождества Христова, нужно ли поститься перед ним и какие традиции нужно соблюдать, чтобы правильно отметить праздник. История возникновения Рождества Христова. Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий