Новости история праздника рождество христово

Рождество Христово – великий религиозный праздник, который знаменует рождение Иисуса Христа, Сына Божьего в христианстве. Однако упоминание о Рождестве Христовом впервые встречается лишь в III веке.

Рождество Христово 2023: как правильно встретить и чего нельзя делать

История и события Рождества Христова, традиции и символы праздника. Что можно и нельзя делать в Рождество Христово в 2024 году, подробнее в материале РЕН ТВ. За трехсотлетнюю историю новогодние праздники прошли путь от сугубо религиозных до светских и семейных. Для средневекового христианина Рождество было таким большим праздником, что многие ожидали в этот день второго пришествия Христа или Страшного суда.

Николай Стариков

  • Рождество Христово: история праздника
  • Рождество в 2024 году — история
  • История и значение праздника
  • Рождество Христово: история праздника и главные правила торжества | Телеканал Санкт-Петербург
  • Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать

Как празднуют Рождество в России. Традиции и обычаи.

Рождество Христово: история праздника, традиции и приметы Рассказываем, какого числа Рождество, какова история Рождества Христова, нужно ли поститься перед ним и какие традиции нужно соблюдать, чтобы правильно отметить праздник.
История празднования Рождества Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме.
Рождество Христово: история праздника, традиции и приметы - Вести Новосибирск Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье.
Рождество - традиции и история праздника 7 января россияне отмечают праздник, от которого ведется современное летоисчисление – Рождество Христово.
Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника - 7 января — Рождество Христово: история и традиции праздника.

Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово

Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф.

В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

Иконография праздника Рождество Христово. Фреска Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда.

Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу.

Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII—IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца. Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии см. Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом а иногда и с самой Богоматерью [10].

Поэтому просите, и тогда они обязательно сбудутся. Желания не должны причинять зла и исходить должны из самого сердца. И, конечно, важно благодарить жизнь за то, что имеешь. Неблагодарных ангелы не одаривают никакими подарками. Числа 12 и 7 считаются самыми важными в дни Рождественских праздников. На столе должно быть 12 блюд. Сделавший же семь благородных поступков в Рождество человек будет счастлив весь год. Более того, ему будет разрешено попросить у ангелов исполнения одного желания и они его непременно исполнят. В этот светлый праздник будет благом подать семи нуждающимся, тогда в будущий год богатство не обойдет тебя стороной. Также принято дарить семь подарков, как правило, полотенец. Чтобы избавиться от чего-то в своей жизни, есть действенный обряд. В этот огонь следует кинуть все, от чего вы хотите избавиться. Если же это что-то нематериальное, можно написать это на бумаге и сжечь эту записку. Если у вас появится желание станцевать у этого огня и вылить на него все свои эмоции — делайте это, не стесняясь. Улучшить свое благосостояние можно с помощью елки. Накануне рождества необходимо украсить зеленую красавицу денежными купюрами, пряниками, сладостями. Если вешать не получается, можно положить их под елку. Также можно спрятать в ветках амулеты, которые сами по себе имеют большую силу: крестики, медальоны или другие нательные символы. Чтобы улучшить ситуацию с деньгами, можно сделать следующее. Убирать этот рис следует только через два дня, 8 января. Соберите их в красный платочек, завяжите узелок и спрячьте туда, где никто не найдет. Этот заговоренный рис будет магнитом для денег весь будущий год. Если у вас есть заветное желание, то Рождество — самое время просить ангелов помочь вам. Повторяйте это каждый день, в течение сорока дней. Именно в этот период ангелы прислушиваются к нам и исполняют желания. На сороковой день выйдете на улицу и покормите птиц крошками хлеба. Чтобы Ангелы знали, что вы их ждете больше других, на окно можно поставить зажженную свечу или повесить Рождественскую звезду. По поверьям, накануне Рождества в каждом доме встречаются Зло и Добро. И то, чего в человеке было больше весь этот год, останется с ним в эту ночь. Добро зовет на улицу петь колядки и сидеть с близкими людьми за праздничным столом, а Зло собирает нечисть и стучится в окна. Именно для того, чтобы изгнать из домов нечистую силу, люди наряжаются в разные необычные платья и наряды, как будто показывая, что Зло уже есть в этом доме и оно может ступать туда, откуда пришло. Сама природа в Рождество начинает разговаривать с людьми. Так, добрым знаком считается снегопад в рождественскую ночь. Он предвещает достаток и хороший урожай. Неожиданный мороз в волшебную ночь — также хороший символ. Он говорит и любви в семьях и хороших отношениях. Считается, что ночью нельзя садится за стол, пока на небе не появится первая звезда, символизирующая начало жизни. Ну а когда небо покажет свои звезды, можно сесть за богатый, заранее приготовленный стол. Кстати, одним из красивых обычаев также считаются открытые двери в сочельник. Рождественские забавы Забавы в старину были такими же простыми, как и сами люди. В праздник совершались массовые гуляния, также все ходили друг к другу в гости, веселились, дарили подарки, да играли в игры. Причем играли как взрослые, так и дети.

Именно такой смысл имели все религиозные обряды, которые совершались над новорожденным в первые сорок дней его жизни. Рождение ребенка — благословение Божие. В религиозное сознание израильтян Библией была «вложена» мысль о врожденной греховности человека. Если люди уже рождаются с чем-то, что заставляет их в дальнейшем страдать и грешить, то зачем же отмечать день, который положил начало всех скорбей и страданий? Евангелисты были иудеями, с молоком матери впитавшими культурные и религиозные традиции Израиля. Этим и объясняется отсутствие в Священном Писании точной даты рождения Христа. Как это было и со многими другими событиями, христиан волновала не хронология, а сам факт Рождения Спасителя. А если Он родился, значит, был распят, умер и воскрес. И проповедь апостолов — это прежде всего проповедь не о Рождестве, а о Воскресении. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков 1 Кор. Для христиан первых двух веков достаточно было просто факта Рождения Христа. Появление праздника Главной причиной установления праздника Богоявления было воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия.

По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня». С середины 1920-х гг. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы. Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год. Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля. Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку.

Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника

Ирина Анастасиади Рождество Христово один из самых значительных праздник литургического года и один из главнейших праздников в большинстве Христианских конфессий. В настоящее время почти все христиане за исключением Армянской Церкви празднуют его 25 декабря в соответствии с принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю. Празднование христианами Рождества прослеживается с 4 века. Причём, дата его празднования вовсе не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа. По всей вероятности, день его рождения приходится не на зимнее время.

И как мы все знаем, в древности вопрос этот был предметом бесконечных споров церковных авторов. Пример тому - один из самых ранних дошедших до нас текстов, принадлежащий Клименту Александрийскому, который упоминает как дату рождения Иисуса 20 мая. Люди, знающие законы Мироздания вовсе не удивятся тому факту, что днём рождения Христа был установлен Римской Церковью 25 декабря. И первое свидетельство обнаружилось в так называемом «Календаре Филокала»в 336 году.

Некоторые ученее считают, что 25 декабря вовсе не случаен. А связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого». Простым языком это просто навсего после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день , который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». В то же время в восточных Церквах — Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 века, в других — вплоть до 6 века.

Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения. В 4 веке Елена Константинопольская лат. Flavia Iulia Helena, ок. За всё это императрица была канонизирована и теперь мы знаем её как Святую Равноапостольную императрицу Елену.

По её приказанию на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа был построен Храм. И как раз на годы правления этой прославленной императрицы приходится повсеместное празднования Рождества. В кодексе Феодосия 438 год и Юстиниана 535 год излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии приблизительно в 386 году.

А вот Византийский император Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе. Интересно, что месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий, меж тем, по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию, Христос должен был находиться на земле совершенное число лет. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта; а отсчитывая от неё 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря. Согласно одной гипотезе, выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение под которым понималось не рождение, а зачатие Христа и Пасху; соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние.

А остатки с вечерней трапезы выносили за пределы двора, чтобыволки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине. Важно знать! Колядование и гадания, дошедшие до современных дней, являются «околорождественскими» обычаями, так как идут в разрез с духовным смыслом православного праздника Рождества, из-за своего языческого происхождения. Но несмотря на это, они прочно закрепились в русской культуре. Праздник всегда сопровождался прославлением Иисуса Христа, но в том числе и народными гуляниями. В 17-18 веках в России появилась традиция устраивать вертепный театр: в ящике-вертепе с помощью тряпичных кукол разыгрывались сцены о рождении Христа.

В 19 веке повсеместно символом Рождества стала наряженнаяёлка, а в 20 веке появился и тот, кто приносит подарки детям — Дед Мороз. После Октябрьской революции в 1917 г. В 1935 г. Вифлеемские звезды на верхушках елок были заменены пятиконечными. Подарки, посещение Деда Мороза тоже стали частью новогодних традиций, перестав быть рождественскими. В 1937 г.

Таким образом, в советское время акцент был полностью смещен с Рождества на празднование Нового года и до сих пор ничего не изменилось. В 1990 г. Порядок действует и по сей день. Рождество в царской России В Рождество в дореволюционной России весь люд только начинал празднования, ведь впереди были Святки, вплоть до Крещения. По завету церкви православные христиане должны были свято блюсти эти 12 дней. Запрещалось вступать в брак и венчаться, плясать, петь разгульные песни.

Но повсеместно эти правила нарушались языческими гаданиями, ряжением и другими обычаями. Рождество всегда отмечалось с размахом. В 19 веке появляется обычай украшения ели, который ввела будущая императрица Александра Федоровна при Императорском Дворе.

Рождество в Коптской православной церкви, Египет. На Ближнем Востоке и в Эфиопии также проживает значительное количество православных христиан.

Православное христианство — наиболее распространенная форма христианства на Ближнем Востоке, большинство из которых проживает в Египте и Ливане. По оценкам, 10-15 миллионов египтян являются христианами, подавляющее большинство которых принадлежит Коптской православной церкви. Как возникло январское православное Рождество и всегда ли оно 7 января? Православное Рождество - вертеп. Противоречивые даты православного Рождества уходят корнями в глубину веков, хотя Папа Григорий XIII стремился утвердить дату праздника в 1582 году и предложил григорианский календарь.

Но Православная Церковь, отделившаяся от Католической во время Великого Раскола 1054 года, не придерживалась этого положения. Вместо этого они полагались на юлианский календарь, что означает, что Рождество они обычно празднуют 7 января. Другие группы православных христиан, например армяне, празднуют его 6 января. Однако в начале 20 века некоторые православные церкви приняли пересмотренный юлианский календарь. Православные христиане в Греции, Кипре, части Ливана и Румынии отмечают православное Рождество и вовсе 25 декабря, придерживаясь слов Святого Писания о рождении Иисуса в дни зимнего солнцестояния.

Согласно церковному учению, Сын Божий родился от Девы и воплотился, став одновременно и Богом, и человеком. Он пришёл в наш мир, чтобы искупить людские грехи и открыть всему человечеству путь к раю и спасению души. История Рождества Христова Согласно Библии, Иисус Христос пришёл на землю не в роскоши, а наоборот — в нищете и неизвестности.

Незадолго до рождения сына Дева Мария и её супруг-опекун старец Иосиф пришли в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения. Город кишел людьми, и все гостиницы были заняты. Старец Иосиф и Дева Мария были вынуждены ночевать в пещере пастухов.

Там и родился Богомладенец. Затем Дева Мария укутала сына и положила будущего Мессию в ясли — кормушку для скота с сеном.

Рождество Христово в 2024 году

Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать Однако упоминание о Рождестве Христовом впервые встречается лишь в III веке.
Рождество Христово, или в чем смысл праздника Православные верующие 7 января встречают второй по значимости праздник — Рождество Христово.
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии.
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника История праздникаРождество Христово – второй по значимости праздник для всех христиан.

Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января

Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье. Рождество Христово один из самых значительных праздник литургического года и один из главнейших праздников в большинстве Христианских конфессий. Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в материале РИА тво Христово 2024 в РоссииРождество Христово – один из главных христианских праздников.

История и традиции Рождества Христового, как и когда отмечать праздник

К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами.

Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца.

Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления.

В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения.

Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника.

И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа.

Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.

Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово.

Фреска Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку.

Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы.

Утреня Рождества поется ночью. Важнейшими составляющими богослужения «Правмир» называет тропарь и кондак - не только молитвы, но также объяснения сути праздника Рождества. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ночь на 7 января совершает рождественское богослужение в храме Христа Спасителя. Символы и атрибуты Рождества Символами Рождества стали Священные дары - золото, ладан и смирна, а также Вифлеемская звезда - именно в честь нее верхушки елок начали украшать звездами. Сама ель всегда была символом Рождества. Это связывают с тем, что Ирод, согласно Евангелию, приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение - волхвы возвещали о рождении «царь Иудейского» и Ирод считал младенца угрозой своему царствованию. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели. Иисус заметил ее, улыбнулся и протянул к ней руку. Декорации в виде ангелов и колокольчиков напоминают верующим о возвещении рождения Иисуса пастухам.

С языческих времен сохранилась традиция приглашать к рождественской трапезе души предков. Семья либо ставила на стол приборы по количеству умерших, либо откладывала для покойных немного от каждого блюда в отдельную миску, которую оставляли на ночь. В этот же вечер обходили дома родственников с угощением, что символизировало единение всего рода за общей трапезой. Затем шли на ночную службу в церковь. Люди верили, что ровно в полночь на Рождество небо открывается и Господь слышит всякую просьбу. В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями. Основным угощением для них был ритуальный хлеб.

7 января православные христиане отмечают Рождество

Рождество Христово православные христиане отмечают праздничным богослужением с 6 на 7 января. День Рождества не сразу стал праздником, а вот Вифлеемская звезда стала главным символом, сопровождавшим это событие. Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями.

Когда Рождество Христово

  • Рождество в России: история и традиции — Щи.ру
  • Рождество Христово 2024: что за праздник и почему от него считают нашу эру - Толк 07.01.2024
  • Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
  • Рождество в 2024 году — история
  • Рождество Христово — 2024: когда и как отмечают, традиции и приметы православного Рождества | 360°
  • Развитие иконографии Рождества Христова

Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово

Согласно Библии, в ту ночь были убиты 14000 младенцев в возрасте до 2 лет. Муж Марии знал о готовящемся преступлении и увез жену с Иисусом в Египет. После смерти Ирода они вернулись в Назарет, где и прошло детство Спасителя. На месте рождения Мессии была построена одна из старейших действующих церквей, которая получила название Базилика Рождества Христова. Когда празднуют Рождество 25 декабря или 7 января?

До IV века люди, исповедующие христианство, отмечали Рождество Христово 6 января, совместно с Крещением. В этот день вспоминали и другие великие события — мудрецы с Востока. Пришли поклониться младенцу Иисусу, Христос совершил первое чудо сделал из воды вино , Мессия проявил свою силу и не дал умереть людям от голода, превратив малое количество еды в большое. По поводу учреждения праздника существует несколько мнений.

Некоторые считают, что Рождество установлено в один день с языческим празднованием Дня Солнца в конце II века. По свидетельствам других ученых, праздник появился во время правления Константина I в начале III века. Днем празднования стало 25 декабря. Но даже в наши дни служения в честь этих двух события схожи.

Каждый из этих праздников предваряет Сочельник, когда принято отказываться от пищи до появления первой звезды на небе. Сегодня католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря. Православные христиане чтят великое событие 7 января. В России этот день является выходным.

История праздника Рождество — кратко для детей Часто дети задают вопрос, а кто такой Иисус, где и как он родился? Вот небольшая история для общего развития и понимания. Иисус — это сын Бога, который родился человеком на Земле и жил среди обычных людей. Он был послан, чтобы спасти человечество от гибели и избавить от грехов — прошедших и будущих.

Праздник Рождество Христово — это день рождения Божьего сына. Земными родителями Христа были Иосиф и Мария. Настоящий отец Спасителя — Святой Дух, от которого понесла Мария путем непорочного зачатия. Иосиф же был вдовцом.

И было ему видение, из которого он узнал, что должен вырастить и воспитать Иисуса. Теперь, после знакомства с главными героями, можно рассказать историю рождения Спасителя в пещере и появления Вифлеемской звезды на небе, которая привела мудрецов к Младенцу. Это интересно! После рождения Мария положила ребенка в ясли.

Если люди уже рождаются с чем-то, что заставляет их в дальнейшем страдать и грешить, то зачем же отмечать день, который положил начало всех скорбей и страданий? Евангелисты были иудеями, с молоком матери впитавшими культурные и религиозные традиции Израиля. Этим и объясняется отсутствие в Священном Писании точной даты рождения Христа. Как это было и со многими другими событиями, христиан волновала не хронология, а сам факт Рождения Спасителя. А если Он родился, значит, был распят, умер и воскрес.

И проповедь апостолов — это прежде всего проповедь не о Рождестве, а о Воскресении. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков 1 Кор. Для христиан первых двух веков достаточно было просто факта Рождения Христа. Появление праздника Главной причиной установления праздника Богоявления было воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника.

Стали возникать гностические учения. Они считали главным событием в жизни Спасителя Крещение и установили для него отдельный праздник.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент.

Если открыть христианскую Библию на главе про рождение Иисуса Христа, то чёрным по белому там будет написано, что он родился в «дни зимнего солнцестояния», то есть в районе 21 декабря. Почему так вышло, расскажет данный материал. Сколько людей отмечают Рождество 7 января? Январская традиция. Пасха, например, также обычно празднуется в другой день, нежели её отмечают католики, потому что православные христиане решили следовать другому календарю после того, как они оторвались от католической церкви.

Откуда взялось 25 декабря в качестве Рождества Христова? Практически во всём мире так. Многие историки полагают, что празднование Рождества в декабре связано с языческой традицией празднования зимнего солнцестояния, которое приходится примерно на 21 декабря. Это время было связано с обычаем Римской Империи праздновать возрождение «Sol Invictus», которое ознаменовало возвращение к дням с большим количеством солнечных часов.

Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову. Саркофаг из Мантуи.

Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи. Андрей Рублёв. Благовещенский собор Московского Кремля. Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова Рождество Христово. Икона из пещеры в Вифлееме. На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество — это небо на земле».

Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине. Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров — израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь. Монастырь Ксиропотам. Икона 1660 г.

Традиции и правила празднования Рождества Христова

  • Почему у нас празднуют Рождество 7 января, в то время как почти весь мир - в декабре
  • Когда Рождество Христово
  • РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
  • Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
  • Рождество Христово - история, традиции и обычаи
  • Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать

Рождество Христово: история праздника, приметы, традиции

Вертеп Фото: Unsplash. Рассказываем, как принято отмечать этот день Рождество Христово в православной церкви — второй по значимости праздник после Пасхи. Это торжественный день для всех христиан. В чем главная суть Рождества "Рождество Христово" буквально означает "рождение Христа". Согласно церковному учению, в этот день на земле в теле человеческом воплотился сам Бог — родился Сын Божий Иисус Христос. Он родился от Девы и воплотился, став и Богом, и человеком. Христос пришел на землю, чтобы искупить людские грехи и открыть всем людям двери к раю и спасению души.

Под столом размещают железный предмет топор , на который все присутствующие ставят ноги. Этот ритуал символизирует здоровье и крепкий дух. По углам стола кладут монеты или купюры, соль и чеснок. Это символизирует благополучие в доме и здоровье всех членов семьи. Праздничный стол Обязательным блюдом на рождественском столе является кутья — каша из цельных зерен пшеницы с добавлением меда, мака, грецких орехов, сухофруктов, варенья. В семьях, которые придерживаются Рождественского поста, на столе обязательно присутствуют 12 постных блюд. Наиболее популярные из них — открытые и закрытые пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи с разными начинками, ватрушки, калачи, блины, соленые овощи, салаты, запеченная рыба. На десерт подают торт с кремом и глазурью. Традиционным рождественским напитком является узвар — заваренные сухофрукты и ягоды. Города и курорты Рождественские каникулы в России пройдут в особой атмосфере и подарят заряд незабываемых эмоций.

Путешественникам, которые хотят оказаться в настоящей зимней сказке, придется по душе отдых на Кольском полуострове, который расположен в заполярной зоне. Он подарит возможность понаблюдать за уникальными явлениями природы — белыми ночами и северным сиянием. В центре Хибинского горного массива находится база отдыха, которая обладает комфортной инфраструктурой и позволяет отдохнуть от городской суеты. Сафари на квадроциклах и снегоходах, пешие прогулки по тундре принесут заряд адреналина. Центр зимнего туризма в России — озеро Байкал. Байкальский лед представляет собой захватывающее зрелище — прозрачная застывшая вода переливается в солнечных лучах. Туристы смогут покататься на лыжах и коньках, поскользить на буерах, прогуляться по поверхности льда и осмотреть живописные бухты, заливы.

Господь видел всеведущий каменное сердце человеческое и сомневающийся разум людской, и поэтому Он мудро связал четыре великих события с четырьмя несокрушимыми скалами. На своем примере Иисус показал добродетель смирения, о которой поведал людям. Господь умалился до самого необходимого, чтобы и другие поступали по его примеру.

Показал, что не место делает значимым человека, но человек освящает место. Человек — самая большая ценность из всего, что есть на земле. Роскошь и внешний блеск не возвеличивает человека, а нищета не уменьшает его достоинства. Да и кто первым поклонился родившемуся Младенцу? Евангелие гласит, что это были волхвы, причастные к Знанию, а не сильные мира сего, которые не преклонили колени перед только что родившимся Божеством. А если им и придёт в голову искать правду у малыша, то не для того, чтобы почтить, а чтоб использовать его в своих целях или убрать с дороги, если мешает. А вот вера волхвов — это вера причастных к Знанию,, познающих Бога через видимый мир, идущих к Богу трудным путём из Вавилона в Вифлеем, ищущих истину через богословие, философию и науку. И этот путь приводит их к Христу. И так случится с каждым, кто ищет истину всем сердцем, обращаясь к Богу с молитвой. Большинство толкователей Библии сходится в том, что одни только астрологические расчёты вряд ли могли заставить волхвов отправиться в далекий и опасный путь и тем более поклониться Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Спасителю.

Именно в этом смысле обычно расценивают те дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу: золото — как символ Царской мессианской власти, ладан фимиам — как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, — как знак будущей искупительной смерти Иисуса. Они передавались из поколения в поколение, пока не попали в Византию. В 400 году византийский император Аркадий перенес их в Константинополь дабы освятить новую столицу мира. Интересна дальнейшая судьба этих даров, когда Османская империя начала захват Византии. В этом смысле интересно упомянуть, что в 1433 году сербский правитель Георгий Бранкович был вынужден отдать свою малолетнюю дочь Маро Мария за турецкого султана Мурата II. И именно его сын Мухаммед II захватит Константинополь. Меж тем Маро, которой разрешено молиться своему Богу, спасёт многие святыни православной столицы. Через два десятилетия после падения Византии она отправиться на Святой Афон, чтобы передать дары волхвов в монастырь святого Павла. Они и сегодня хранятся в монастырской сокровищнице этой обители. Когда Мария сошла на афонский берег, ей явилась Пречистая Дева, и раздался голос: «Не приближайся.

И тогда, упав на колени, Мария передала святыни, привезённые в десяти ковчегах, монахам. При чём золото дошло до наших дней в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5 на 7 см, с похожим, но отличающимся орнаментом, а ладан и смирна перемешаны в тёмные шарики, напоминающие маслины.

Вскоре мудрецы также явились в хлев с дарами Иисусу: золотом, ладаном и смирной. Отсюда пошла традиция подарков на Рождество.

Традиция наряжать хвойное дерево возникла в средневековой Германии, в России она стала популярной лишь в XIX веке при супруге императора Николая I — немецкой принцессе Фредерике Луизе. К концу столетия украшенные елки были главным атрибутом праздника как в богатых, так и в бедных домах. Так продолжалось до 1916 года, когда в разгар Первой мировой войны — на волне отмены всего немецкого — Синод запретил «вражеский» символ. После революции большевики пропагандировали отказ от всего буржуазного и церковного.

Елку «реабилитировали» лишь в 1935 году, сделав основным праздником светский Новый год. День накануне Рождества называется сочельником, в это время еще длится пост, но верующие уже готовят блюда к празднику. В дореволюционной России в сочельник за стол садились с наступлением темноты, то есть после первой звезды. Разрешалось есть только сочиво — размоченные зерна пшеницы, чечевицы или овса с сухофруктами и медом.

Главное внимание уделялось мясу и блюдам из него. Хотя, если вы соблюдали длительный пост, набрасываться на еду не стоит — для организма это будет шоком.

Рождество Христово: история праздника, приметы, традиции

За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями. С началом празднования Рождества Христова появилась традиция украшать дом елью или сосной, хвойными ветками. В России празднование Рождества Христова имеет свои особенности, которых нет в других странах мира. С праздником Рождества Христова всех вас сердечно поздравляю!». Об истории Рождества, традициях этого праздника, а также о том, что такое Сочельник и как накрывать стол на Рождество, читайте в справке такое СочельникСочельником называется день накануне Рождества Христова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий