В княжеский период древнерусской истории (IX-XIII века) празднование Рождества не имело однозначного характера и сочеталось с языческими обрядами. В княжеский период древнерусской истории (IX-XIII века) празднование Рождества не имело однозначного характера и сочеталось с языческими обрядами. Начало празднования православного Рождества — длинная традиция, которой верующие начинают следовать задолго до самого праздника.
Рождество Христово: история праздника, традиции и приметы
В первую, очередь связано это с отсутствием у древних иудеев традиции отмечать дни рождения вовсе. Первое упоминание о празднике Рождества датируется IV веком н. Тогда епископ Рима Либерий впервые упомянул в своих писаниях праздник Рождества. Что же касается даты, то в православной церкви, которая руководствуется юлианским календарем принято отмечать Рождество Христово 7 января. Католическая церковь пользуется григорианским календарем, согласно которому Рождество празднуют 25 декабря. Особенности празднования Рождества Христова в России Празднованию Рождества предшествует сорокадневный пост, который в православной традиции длится с 28 ноября по 6 января. День перед Рождеством 6 января называют сочельником.
Для него принято готовить сочиво или кутью — сладкая каша из вареной пшеницы с медом, орехами, сухофруктами и маком, а также другие постные блюда. Блюд на празднике должно быть 12 — столько же, сколько было апостолов. Можно приготовить жареную рыбу с луком, вареники с картошкой, голубцы постные, квашеную капусту, салат из свеклы и т. Считается, что садится за стол перед Рождеством нужно с появлением первой Вифлеемской звезды на небе и начинать трапезу с сочива. После постного ужина в полночь принято идти в церковь на праздничное богослужение. Период Рождества с 7 по 19 января называется Святки.
На праздничный стол 7 января готовят любые любимые блюда. Традиционно принято запекать мясо птицы - утку с яблоками, гуся, курицу и т. Считается, что 7 января нужно полностью посвятить общению с близкими и прославлению Христа, поэтому по истории запрещается в этот день работать, убирать, готовить еду, а также мыться. Все приготовления нужно закончить заранее 6 января. В период зимних Святок категорически запрещается охотиться и рыбачить, поскольку считается, что любое убийство в праздник принесет неудачу. Неотъемлемой частью рождественской истории и традиции является пение колядок праздничных песен.
Дети и взрослые собираются в большие компании и ходят от дома к дому, поздравляя своих соседей, друзей и родственников с Рождеством Христовым.
Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие. Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов». Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только сочиво или кутью , а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.
Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки — отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары. Также отмечают и колядки.
И именно последний напоминал о пришествии в мир Богочеловека Христа.
Отдельно Рождество не праздновали. Богоявление отмечали 6 января. Праздник раскрывал несколько смыслов: пришествие в мир Спасителя, явление миру Богочеловека Христа — Младенца, Отрока и тридцатилетнего Мужа, вышедшего на евангельскую проповедь. Миру явился Бог. Отдельные христианские общины делали особые акценты и соотносили праздник Богоявления с конкретными событиями из жизни Спасителя: Рождеством, поклонением волхвов, Крещением. Первоначально основанием для празднования 6 января служило таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом.
Второй Адам, Христос, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой день. Шестое число первого месяца нового года символически этому соответствовало. Важна не хронология, а факт рождения По древней еврейской традиции, при рождении ребенка славилось не само событие рождения — прославлялся израильский Бог. Именно такой смысл имели все религиозные обряды, которые совершались над новорожденным в первые сорок дней его жизни. Рождение ребенка — благословение Божие.
Так возникли вол и осел, навсегда вошедшие в число свидетелей Рождества в Вифлееме. К концу средневековья легенды и гимны трубадуров превратили мудрецов-волхвов в царей, сопровождаемых пышными свитами, в хлеву появились домашние животные, а Дева Мария стала изображаться стоящей на коленях перед Младенцем, поклоняясь Ему. Восточно-христианская церковь имеет иную традицию представлять Рождество. Византийские художники изображали Деву Марию лежащей на кровати, а при ней - двух повитух, одна из которых обмывает Младенца.
По преданию, одна из повитух, Саломея, усомнилась в том, что Дева могла родить и, чтобы удостовериться в этом, прикоснулась к ней. В этот миг рука Саломеи «отнялась, как в огне». Затем, правда, Саломея исцелилась, когда взяла Младенца на руки. Многие немцы передают ёлочные украшения из поколения в поколение. Обычай наряжать ёлку пришёл из язычества. В средневековые времена было принято украшать дом ветками ели, омелы и можжевельника. Это должно было принести хозяину здоровье и благосостояние. В XVI веке в Эльзасе ёлки стали устанавливать на городских площадях, наряжая их цветными лентами и сладостями. С XIX века рождественские ели распространились по всей Европе, сначала в больших городах, а потом и в сёлах.
Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России
Рождество Христово: история праздника, приметы, традиции | День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам – Господским и непереходящим. |
Рождество Христово: история праздника, традиции и приметы - Вести Новосибирск | Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. |
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника | Накануне праздника Рождества все храмы украшаются еловыми ветвями, священники надевают белые облачения, звонят колокола, проводятся праздничные богослужения. |
Рождество Христово: история праздника и главные правила торжества | Телеканал Санкт-Петербург | Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня состоялось в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия усилиям святого Иоанна Златоуста. |
Рождество Христово: традиции и история праздника | Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня состоялось в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия усилиям святого Иоанна Златоуста. |
Когда будет православное Рождество в 2024 году
- Рождество в 2024 году — история
- Рождество Христово 2023: как правильно встретить и чего нельзя делать
- Рождество Христово: история праздника, традиции и приметы - Вести Новосибирск
- Рождество Христово, или в чем смысл праздника
История празднования Рождества
Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами. За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги. В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов. Во время представления часто исполнялись песни — коляда. Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной. К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов. В некоторых регионах России коляду называли «славлением».
Кстати, праздник Крещения Господня не перестал называться Богоявлением. Несколько позже практику раздельного празднования приняла и Восточная Церковь. Это решение было окончательно закреплено на II Вселенском Соборе в 381 году. Но почему Рождество было перенесено именно на 25 декабря? В конце декабря, в дни зимнего солнцестояния римляне совершали сатурналии — празднества в честь бога Сатурна Dies Natalis Solis Invicti — «день рождения солнца непобедимого». В те же дни по всей Римской империи широко отмечалось рождение солнечного бога Митры. Истоки этих праздников понятны: солнце начинало расти, а день прибавляться. После того, как в начале IV века император Константин Великий прекратил гонения на христианство, Церковь воспользовалась этими празднествами для утверждения веры в Богочеловека. Полемика с языческими культами солнца слышна в песнопениях Рождества Христова, где о Нем говорится как об «Истинном Солнце», «Солнце правды», озарившем Своим рождением затянувшуюся зиму язычества. Автор фото: Максим Штыков. Получается, христиан заставили праздновать Рождество внешние обстоятельства, и не будь гностиков, Сатурна и Митры, не было бы и праздника Рождества? Дело в том, что церковные праздники, в отличие от, скажем, революционных, — это не просто воспоминание о событии, а непосредственное его переживание. В этом смысле можно говорить о праздновании Рождества и первыми христианами, хотя они не интересовались датой рождения Христа и не знали пышного богослужения. Но именно для того, чтобы защитить свое переживание праздника рождения Богочеловека от людей, которые не признавали реальность Боговоплощения, Церкви пришлось вспомнить дату Рождества. А в полемике постепенно развилось и богослужение этого дня, утверждавшее догмат о том, что Бог стал реальным, а не «призрачным» человеком. И главной причиной совмещения Рождества Христова и рождения солнечных языческих богов было не стремление к какому-то внешнему политическому преодолению язычества, а твердая вера христиан в то, что все чаяния язычников, выраженные в культах Сатурна, Митры и любых других, получают свое разрешение только во Христе. А как появилась дата Рождества — 7 января? Многие из нас слышали про "старый" и "новый" стиль и несовпадение календарей. И уж точно все задавались вопросом: почему "у нас" Рождество Христово празднуют 7 января, а не 25 декабря? Дело в том, что Русская Православная Церковь не приняла переход на григорианский календарь так называемый новый стиль , установленный в России в 1918 году. А так как григорианский и юлианский календари расходятся на 13 дней, то и день празднования Рождества отличается теперь на это же количество суток: 7 января — это и есть 25 декабря по старому стилю. Подробнее о разнице календарей смотрите здесь: Читайте также: Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница? Зачем Бог стал человеком? Что касается отношения к языческим культам, то христианство пошло здесь проторенным путем. В истории религий существует такой феномен: когда какая-то религиозная традиция хочет укорениться, то как опору она использует более древние религиозные традиции и праздники. Более того, оказывается, что язык веры культовый, символический вообще очень схож в различных религиях. Вся разница в содержании. Богослужение Рождества, используя старые культовые формы, утверждает принципиальную новизну произошедшего события. Христиане верят, что в этот день родился не очередной божок, ответственный за движение солнца, а Сам Творец солнца. Во времени родился Творец времени, человеком стал Создатель человека. И что было уж совсем немыслимо для языческой мифологии — для того, чтобы Ему родиться, нужно согласие и участие человека. Рождение без участия мужчины знали на тот момент практически все религиозные системы. Можно указать на мифы, где говорится о чудесном рождении героев и великих людей, например Диониса, Ромула, египетских фараонов, и т. Чем же отличаются эти легенды от Рождества Христова? Тем, что в языческих мифах рождались человекобоги, а христианство утверждает, что в Вифлееме родился Богочеловек. И разница здесь совсем не в словах. Когда читаешь тексты рождественской службы, то не можешь отделаться от мысли о видимом противоречии. И с другой стороны, беззащитный Младенец, Который требует ухода и заботы, Которого пеленает Мария и кладет в ясли кстати, библейские ясли — это не детская кроватка, а кормушка для скота в хлеву. Но этот Младенец и есть Тот Самый Бог. Каков же смысл произошедшего? Зачем Бог стал Человеком? Уже во II веке св. Ириней Лионский ответил на этот вопрос так: «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать богом». Вот уже почти две тысячи лет Церковь в разных формах повторяет эти слова, чтобы выразить сущность христианства. Апостол Павел назвал вочеловечение Бога — Его «самоуничижением», «самоумалением». Но для того, чтобы человек смог взойти на Небо — Небу надо было опуститься на землю. Какого числа родился Христос? Автор фото: Ольга Рындина. Если внимательно читать Священное Писание, то празднование Рождества 25 декабря выглядит не таким уж надуманным. Там есть информация, на основе которой можно приблизительно вычислить день рождения Иисуса. Дело в том, что вместе с Десятью Заповедями Моисей получил от Бога на горе Синай еще много религиозных и гражданских установлений. Одно из них касалось Скинии Завета — помещения, где как раз и хранились скрижали с теми самыми Десятью Заповедями. При Скинии должны были постоянно находиться служители для принесения утренних и вечерних жертв Израильскому Богу, для чтения положенных молитв и т. Так образовалось ветхозаветное священство и богослужение. Причем священство в Ветхом Завете было потомственным, и принадлежало оно исключительно колену Левия. Царь Давид разделил священников на 24 чреды смены , чтобы каждая семья могла послужить в Храме. Получается, что каждой чреде доставалось по две недели служения. Евангелие от Луки начинается с благовещения Ангела священнику Захарии о том, что у его неплодной жены Елисаветы родится мальчик Иоанн — будущий Креститель Господа. Однажды, когда он в порядке своей череды служил перед Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения... Но нас интересует сейчас не это. Захария был из Авиевой чреды, а ей выпал жребий служить восьмой 1-я книга Паралипоменон, глава 24, стих 10. Богослужебный календарь у иудеев лунный начинался с месяца нисан, что соответствует марту-апрелю календаря солнечного. Плюс четыре месяца — и получается август. Итак, в августе Захария начал служить, и две недели он находился в Храме. Далее в Евангелии сказано, что «после сих дней зачала Елисавета, жена его». Эти слова означают, что между возвращением Захарии домой и зачатием Иоанна Предтечи прошел некоторый промежуток времени, но не очень большой.
Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [2]. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I , в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [4]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна Ин. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово, греческая икона XVI века Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку.
Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов. Рождество в Советском Союзе В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась. Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога. Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение. Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество. Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы. А после войны, когда молитвенных домов было уже больше, устраивалось торжественное рождественское собрание. Например, во время празднования Рождества в январе 1959 года в Ленинградской церкви руководящий брат М. Орлов открыл собрание краткой молитвой. Продолжая рисовать картину этой торжественной ночи, хор исполняет «Пастухи в полях дремали». Брат Орлов прочитал о рождении Христа из Евангелия от Луки 2:1—7 и отметил разницу в проведении переписи в то время по месту рождения и теперь по месту жительства. Все присутствующие в молитве прославили Бога за величайший подарок людям — рождённого Младенца-Христа, после чего и хором, и общим пением был исполнен торжественный гимн: «Слава в вышних Богу... Яковлев, — а с каким сердцем мы предстали перед Господом, какие дары мы принесли Ему? Как необходимо это полное послушание Богу всем верующим! В заключительной молитве все присутствующие вознесли горячую благодарность Богу за рождение в мир Спасителя людей! Пением радостной песни «Младенца дал нам вечный Бог» собрание было закончено.
7 января православные христиане отмечают Рождество
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг | Рождество Христово — поворотный момент в истории человечества, с которого началось новое летоисчисление, новая эра. |
Как вычислили дату Рождества? История одного Дня рождения - Православный журнал «Фома» | Вслед за Римской Церковью Рождество Христово переносится на 25 декабря и отделяется от Богоявления и в других Патриархатах. |
Рождество Христово, или в чем смысл праздника | Рассказываем, какого числа Рождество, какова история Рождества Христова, нужно ли поститься перед ним и какие традиции нужно соблюдать, чтобы правильно отметить праздник. |
Рождество Христово: история и традиции праздника, дата, когда отмечается и символы | В дни празднования Рождества Христова священнослужители Казанской епархии посещают социальные и воспитательные учреждения, проводят вероучительные беседы и передают подарки подопечным. |
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг | Начало празднования православного Рождества — длинная традиция, которой верующие начинают следовать задолго до самого праздника. |
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января | Рождество Христово: История праздника. |
Рождество Христово: история праздника и главные правила торжества | Телеканал Санкт-Петербург | В соответствии с религиозными традициями, в Рождество Христово в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в литургию. |
Рождество Христово: история праздника, приметы, традиции | Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа. |
Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами
В Финляндии перед Рождеством наряжается, помимо обычной, елка на улице, для птиц. В кормушку или под дерево кладут крошки и семечки. В Швеции елка украшена цветами и — булочками! Шведы празднуют Рождество исключительно в семейном кругу, а накануне в некоторых областях можно увидеть процессию из жителей с зажженными свечами, следующую в храм на праздничную службу. В Сербии где Рождество, как и в России, отмечают 7 января празднование вместе с подготовкой к нему продолжается больше месяца! Там это праздник, в первую очередь, детей и родителей, посвящен семье и дому. Накануне Рождества отец семейства, по традиции, должен срубить ветку дуба, «бадняк», для домашнего очага.
В Германии многие соблюдают предрождественский пост, Адвент, с начала которого начинается и подготовка к Рождеству: вешается рождественский венок, и каждую неделю на нем зажигается очередная свеча; закупаются подарки всем друзьям и родным; наконец, покупается и наряжается елочка традиционные цвета её убранства — красный и зеленый. За праздничным столом, где собирается семья после рождественской службы, обычно множество самых разных блюд, но обязательно - индюшка и «штоллен» , традиционный пирог-кекс. В Англии уже с начала декабря на главной площади Лондона стоит праздничная елка, и целый месяц англичане украшают дома, двери, окна, пространство перед домом… Дети в Англии тоже пишут записки с просьбами о подарках и бросают их… в разожженный камин. А еще в обязательную «программу» празднования здесь входит поздравление от самой королевы! Праздник Рождества в России За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями. Праздник предваряется сорокадневным Рождественским постом, более строгим в последние дни.
Накануне Рождества, в Сочельник, пост наиболее строгий — едят только сочиво из пшеницы или риса с медом. А в ночь на Рождество во всех храмах проходит праздничное богослужение, после чего праздник продолжается в семьях. Каких-то определенных традиционных блюд, в отличие от празднования Пасхи, на Руси нет - на стол ставится всё, что порадует домашних.
Иудеев записывали по родам и племенам, а каждое племя имело свои места происхождения. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, были родом из Вифлеема, их должны были записать именно там, поэтому они отправились туда из Назарета, где жили постоянно. В Вифлееме им не удалось найти ночлег в доме или гостинице, они остановились за городом, в пещере вертепе , где пастухи прятали скот в плохую погоду. Именно в этой пещере у Девы Марии родился Сын Божий. Рождественская традиция: вертеп у Казанского собора в Санкт-Петербурге. А в момент рождения Сына Божьего на небе загорелась звезда. Евангелие от Матфея рассказывает о пришествии волхвов с Востока, которые увидели это знамение в небе и последовали за ним.
Они принесли младенцу дары — золото, ладан и смирну. Это были символы признания Христа как Царя и Бога. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно иудейскому закону, ему было дано имя Иисус через ангела. Как появилось расхождение в датах празднования Рождества В 325 году нашей эры христианские епископы созвали Первый Никейский собор, где обсуждались вопросы религиозной доктрины. Важнейший — установление даты празднования Пасхи, главного церковного праздника. Для этого решили опираться на солнечный календарь, который Юлий Цезарь, желая упорядочить лунный календарь Рима, принял в 46 году до нашей эры по рекомендации египетского астронома Сосигена. Пасху назначили на воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Однако собор постановил, что если это воскресенье придется на время Песаха, празднование Пасхи переносится на следующее воскресенье после иудейского праздника. Разница в смысле праздника: для иудеев Песах — символ освобождения от рабства, а для христиан Пасха — воскресение Иисуса Христа. В результате со временем календарь и солнечный год становились все менее синхронизированными.
К 1582 году даты важных христианских праздников сдвинулись настолько, что это насторожило папу Григория XIII. Он созвал группу астрономов и предложил составить новый календарь, который стал известен как григорианский. Новый календарь приняла большая часть христианского мира. Кроме православной церкви. Во-первых, в 1054 году православная и католическая церкви окончательно разделились, во-вторых, принятие нового, «папского», календаря означало бы совпадение Песаха и Пасхи — не всегда, но время от времени. А это противоречило постановлению Никейского и других соборов.
И Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида умер около 970 г. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте. Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем - город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора? Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере - сюда пастухи в ненастье загоняют скот. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли - туда, куда обычно кладут корм для скота. И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали "вместилищем невместимого Бога". С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения. Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать - сердцем. Как мир узнал о рождение Спасителя, как мир это воспринял? Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: "Не бойтесь! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". Как только ангел сказал это, внезапно появилось множество других Ангелов, поющих: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Этими словами начинается так называемое Великое славословие, поющеесяи сегодня во время Богослужений. Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы - мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией - Спасителем. В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться! От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не может прийти, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном. Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище - он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти. Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь. Итак, ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем.
При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни. По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого». Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре. По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения дня зачатия Христа и Пасхи. Если добавить к дате 25 марта 9 месяцев, то получается 25 декабря — день зимнего солнцестояния. В принципе, 25 декабря — день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк. Он делится на предварительные празднества, длящиеся с 20 по 24 декабря, и послепразднества до самого Нового года. В канун или сочельник соблюдается строгий пост. Согласно традициям в этот день употреблять в пищу можно только сочиво — зёрна ячменя или пшеницы, сваренные с медом. Пост прекращается с появлением на небе первой вечерней звезды. В канун праздника верующие вспоминают пророчества ветхого завета, события связанные с рождением Христа. Богослужения, посвящённые этому великому празднику, совершаются церковниками 3 раза, символизируя: 1. В полночь— Рождество Христово в лоне Бога Отца 2.
Рождество в 2024 году — история
- Рождество Христово: традиции и история праздника
- Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России
- Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
- Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
- Рождество Христово. История празднования (Ирина Анастасиади) / Проза.ру
Рождество Христово. История празднования
Также отмечают и колядки. В первую очередь, колядки — это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок — это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа. Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.
Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово Как утверждают священнослужители церкви, самое главное — быть чистым сердцем и не грешить. Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух — символический празднично украшенный сноп зерна ржи, пшеницы, овса , который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.
Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду. Принято считать, что светлый праздник Рождества нельзя встречать в темной одежде. Наряд должен быть светлым, тогда достаток на весь год обеспечен. Источник: liveinternet.
Однако Митрополит Запорожский и Мелитопольский в интервью с изданием «IZ Индустриалка» уточнил, что любое гадание церковь не одобряет: «Гадание — это страшный грех, это никогда не было традицией нашего народа.
Иисус — это сын Бога, который родился человеком на Земле и жил среди обычных людей. Он был послан, чтобы спасти человечество от гибели и избавить от грехов — прошедших и будущих. Праздник Рождество Христово — это день рождения Божьего сына. Земными родителями Христа были Иосиф и Мария.
Настоящий отец Спасителя — Святой Дух, от которого понесла Мария путем непорочного зачатия. Иосиф же был вдовцом. И было ему видение, из которого он узнал, что должен вырастить и воспитать Иисуса. Теперь, после знакомства с главными героями, можно рассказать историю рождения Спасителя в пещере и появления Вифлеемской звезды на небе, которая привела мудрецов к Младенцу. Это интересно!
После рождения Мария положила ребенка в ясли. Это кормушка для овец, наполненная сеном. В честь нее были названы ясли — детское заведение, куда ходят малыши с полутора до 3 лет. Традиции и обычаи православного Рождества У праздника есть символика: главный символ — это Рождественская Елка, украшенная звездой; великие дары — золото и библейские ароматы ладан и мирра , именно их преподнесли волхвы Младенцу Иисусу; фигурки Ангелов и колокольчики напоминают о том, как узнали о рождении пастухи; свечи символизируют сияние радости. Рождеству предшествует 40-дневный пост.
Это время духовного и физического очищения, подготовка к великим событиям. В этот день царит особое настроение — ожидание праздника. Начинаются Святки, которые продолжаются до Крещения. Сочельник православные проводят в строгом посте. Принято отказываться от любой пищи, пока на небе не появится первая звезда.
Эта традиция связана с историей о Вифлеемской звезде, которая оповестила о рождении Спасителя. Всю ночь идет торжественное Богослужение, которое транслируется по центральным каналам. Звон колоколов рассказывает о радости рождения Иисуса. Воцерковленные говорят: «Христос родился! Рождество христиане проводят в узком кругу — с родственниками и самыми близким друзьями.
В этот день принято обмениваться подарками — в память о мудрецах, одаривших Христа в ночь его рождения. В храмах и домах устанавливают макеты пещеры с фигурками Марии и Иосифа, Младенца, спящего в яслях. С конца XIX века появилась традиция посылать друг другу рождественские открытки. Рождественский стол — какие традиционные блюда готовят? Главное блюдо Рождества — сочиво.
Что касается этой даты, как и других дат неподвижных праздников, то, естественно, вряд ли кто-либо в III в. Понятно, что Сама Пречистая Дева, Иосиф Обручник, а также его ближайшие родственники, помнили эти важные даты, но данная информация оставалась достоянием узкого семейного круга. Уже евангелист Лука, который как историк приводит множество хронологических подробностей, не упоминает даже месяца, в котором произошли события Рождества. Именно поэтому отцы Церкви называли разные даты дня Рождества Христова: Климент Александрийский — 18 апреля или 29 мая, североафриканская традиция — 28 марта, сщмч. Ипполит Римский — 25 марта, также фигурировали привычные нам даты 6 января и 25 декабря. Итоговый же выбор конкретной даты отнюдь не был связан с реставрацией исторической реальности, но когда Церковь устанавливала дату воспоминания того или иного священного события, она руководствовалась принципом, который можно охарактеризовать как педагогический или миссионерский. Древнее язычество не было исключительно религиозной системой, но его влияние распространялось на все сферы жизни человека. Поэтому люди, обратившиеся ко Христу, долго не могли порвать с языческим укладом, обрядовыми традициями.
В связи с этим языческие праздники на протяжении долгого времени оставались привлекательными для тех членов Церкви, которые еще не окрепли в вере. Поэтому, по мнению архимандрита Киприана Керна 1899-1960 , «фиксируя тот или иной день, Церковь имела в виду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев». Здесь уместно процитировать высказывание профессора Санкт-Петербургской Духовной академии В. Болотова 1853-1900 : «Учреждая во дни языческих празднеств свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках».
История праздника По христианскому вероучению, Иисус появился на свет в городе Вифлееме. Туда пришли его родители — Дева Мария и ее супруг Иосиф, которого сам Господь выбрал для нее. В городе они не смогли найти пристанище, где им было бы место, поэтому остановились у пастухов в пещере с коровами и овцами. Именно там и родился Христос. Кроме того, в момент его рождения было особое пророчество, которое ознаменовало приход в мир Спасителя: на небе засияла Вифлеемская звезда. Она известила людей о приходе Мессии. Волхвы заметили этот символ и пришли поздравить Святую Марию с рождением сына. Они поклонились ему как новому царю Иудеи, поднеся особые подарки — золото, ладан и смирну. Нагорная проповедь, К. Он понимал, что, согласно пророчеству, младенцу суждено стать новым царем иудейским. Не потерпев соперника, властитель приказал найти ребенка и расправиться с ним. Когда поиски не принесли результата, разъяренный Ирод велел избавиться от всех детей младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Но ангел предупредил Иосифа о решении царя. Так семья смогла спрятаться. В православной и католической церквях празднуют Рождество в разные даты — 7 января и 25 декабря соответственно. Это связано с тем, что внутри конфессий разные системы летоисчисления юлианский и григорианский календари. За девять месяцев до этого знаменательного события Богородице явился Архангел Гавриил и принес благую весть о том, что она родит младенца и назовет его Иисусом: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца».
День рождения — грустный праздник?
- Рождество в России: как отмечают, традиции празднования
- Как вычислили дату Рождества? История одного Дня рождения - Православный журнал «Фома»
- Рождество Христово 2023
- Особенности празднования Рождества Христова в России
- 1. Сколько людей отмечают Рождество 7 января?
- Рождество Христово: традиции и история праздника
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
С праздником Рождества Христова всех вас сердечно поздравляю!». Рождество Христово в 2024 году: когда отмечают праздник, история и традиции. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже — во 2-й половине IV века. Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. 7 января россияне отмечают праздник, от которого ведется современное летоисчисление – Рождество Христово.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово. Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями.
Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России
Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье. Об истории Рождества, традициях этого праздника, а также о том, что такое Сочельник и как накрывать стол на Рождество, читайте в справке Sputnik. С началом празднования Рождества Христова появилась традиция украшать дом елью или сосной, хвойными ветками.