Они утверждали, что Библия не упоминает о праздновании рождения Христа, и запретили Рождество 1659 года в колонии Массачусетского залива, назвав его «дурачеством». Для всех христиан Рождество Христово является одним из главных праздников в году.
Рождество Христово в 2024 году
Отделение праздника Отделение Рождества произошло в 1-й половине IV века в Римской Церкви и связано с языческим праздником — «Днем явления непобедимого солнца». Солнце начинало расти, а день прибавляться. Это случалось 25 декабря. Праздник сопровождался разнузданным весельем в народе, был днем не всегда пристойных забав для рабов, детей. Церковь выказывала противостояние языческому празднику. На этот день был перенесен праздник Рождества. И главной причиной совмещения Рождества Христова и рождения солнечных языческих богов было не стремление к какому-то внешнему политическому преодолению язычества, а твердая вера христиан в то, что все чаяния язычников, выраженные в культах Сатурна, Митры и любых других, получают свое разрешение только во Христе. Церковь сочла именно этот день наиболее правильным для воспоминаний события Рождества Христова еще по той причине, что Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем жизни и смерти Новый Завет называет Иисуса Христа. Таким образом, Древняя Церковь усвоила празднику Рождества Христова значение наглядного и выразительного отречения от языческих суеверий.
Впервые раздельное празднование Рождества Христова появилось в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание.
Только животные в зимнюю холодную ночь согревали Младенца своим дыханием. Они не дотронулись до пищи, чтобы в охапке сена, как в мягкой постели, он мог бы укрыться от стужи.
На Святой Земле по сей день стоят четыре великих каменных скалы, так как стояли они во времена прихода в мир Христа. Одна из них это каменная пещера в Вифлееме, где родился Спаситель. Нет дома в Назарете, где Он жил, ни в Капернауме, где Он постоянно бывал, не сохранилось ни одно строение, в котором Его держали под стражей: ни двор Иродов, ни Пилатов. Меж тем эти четыре каменных скалы, созданные Богом, стоят и поныне. Чтобы никто не смел бы усомниться в том, что Он воистину родился, что Он был искушаем, как человек и распят из-за грехов человеческих, воскрес и что со славою вознесся на Небеса, в вечные обители Свои, где Он ожидает Своих праведников.
Господь видел всеведущий каменное сердце человеческое и сомневающийся разум людской, и поэтому Он мудро связал четыре великих события с четырьмя несокрушимыми скалами. На своем примере Иисус показал добродетель смирения, о которой поведал людям. Господь умалился до самого необходимого, чтобы и другие поступали по его примеру. Показал, что не место делает значимым человека, но человек освящает место. Человек — самая большая ценность из всего, что есть на земле.
Роскошь и внешний блеск не возвеличивает человека, а нищета не уменьшает его достоинства. Да и кто первым поклонился родившемуся Младенцу? Евангелие гласит, что это были волхвы, причастные к Знанию, а не сильные мира сего, которые не преклонили колени перед только что родившимся Божеством. А если им и придёт в голову искать правду у малыша, то не для того, чтобы почтить, а чтоб использовать его в своих целях или убрать с дороги, если мешает. А вот вера волхвов — это вера причастных к Знанию,, познающих Бога через видимый мир, идущих к Богу трудным путём из Вавилона в Вифлеем, ищущих истину через богословие, философию и науку.
И этот путь приводит их к Христу. И так случится с каждым, кто ищет истину всем сердцем, обращаясь к Богу с молитвой. Большинство толкователей Библии сходится в том, что одни только астрологические расчёты вряд ли могли заставить волхвов отправиться в далекий и опасный путь и тем более поклониться Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Спасителю. Именно в этом смысле обычно расценивают те дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу: золото — как символ Царской мессианской власти, ладан фимиам — как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, — как знак будущей искупительной смерти Иисуса. Они передавались из поколения в поколение, пока не попали в Византию.
В 400 году византийский император Аркадий перенес их в Константинополь дабы освятить новую столицу мира. Интересна дальнейшая судьба этих даров, когда Османская империя начала захват Византии. В этом смысле интересно упомянуть, что в 1433 году сербский правитель Георгий Бранкович был вынужден отдать свою малолетнюю дочь Маро Мария за турецкого султана Мурата II.
Со временем оказалось, что он учитывает не совсем точные значения оборота Земли вокруг Солнца, из-за чего начали копиться «лишние» дни. Некоторые страны в дальнейшем перешли на григорианский календарь, другие остались на юлианском.
После Октябрьской революции в России тоже произошёл переход на григорианский календарь, а вот Русская православная церковь осталась верна юлианскому. В этот день событие, предсказанное пророками за шесть веков до этого, сбылось. В иудейском Вифлееме в пещере пастухов у Девы Марии родился сын, и в нём воплотился Бог. Интересно, что в Библии не указана точная дата рождения Иисуса Христа. Косвенные данные приводят историков к выводу, что Иисус родился около 7—6 года до н.
Согласно церковному учению, Сын Божий родился от Девы и воплотился, став одновременно и Богом, и человеком.
Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться! От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не может прийти, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном.
Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище - он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти. Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.
Итак, ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда "над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Когда же они отошли, - се вот , Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…" Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа. Когда родился Спаситель, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить.
Были и равнодушные, которые не пустили Богородицу в свой дом переночевать. Им было все равно, они были не способны на милосердие, на сострадание. При молчаливом согласии таких людей и совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас.
И каждый из нас ежедневно стоит перед выбором:с кем он? Где он? Со Христом, или за Ирода? А, может, просто укрылся в своем уютном мирке и не впустит туда чужую беду и боль, а, значит, не впустит и Господа.
Каковы традиции празднования Рождества Христова? Во-первых, сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем.
Церковь понимает, насколько это важно - ожидание праздника. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника.
Рождество Христово
Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский , проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами.
Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора 451 г.
Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Лк. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Традиции праздника Рождество Христово.
Греческая икона 2010-е гг. Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества — Рождественский сочельник установлен строгий пост. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря.
Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [2]. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может.
По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I , в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [4].
Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу.
Праздничный ужин Традиционный рождественский ужин должен состоять из дюжины по количеству апостолов постных блюд.
Из обязательных — кутья — каша из риса, пшеницы, изюма, кураги и орехов, в остальном можно придерживаться собственных вкусов. На Руси была популярна выпечка: пироги с различными начинками. Некоторые готовят козули — пряники в виде фигур коз, овец, баранов и лошадей. Они символизируют животных в стойле, где родился Иисус.
Помимо выпечки, на стол принято ставить блюда из мяса гусь, утка, свинья, баран. На гарнир — моченые яблоки, квашеная капуста, ягоды и грибы. Одно из традиционных мясных блюд русской кухни — полотки — половинки туш птиц, соленые, копченые или вареные. Также застолья на Руси не обходились без взвара — воды, которую хозяйки настаивали на ягодах или фруктах.
Колядки Жители некоторых российских сел в рождественскую пору до сих пор любят колядовать. Молодые люди и детвора облачаются в красочные наряды и гуляют по соседям, распевая песни-колядки во славу Христа и хозяев домов. Колядующих поощряют разными лакомствами или деньгами.
После посещения праздничной мессы — семейный ужин с непременным гусем, и, конечно, традиционным тортом в форме полена. В Финляндии перед Рождеством наряжается, помимо обычной, елка на улице, для птиц. В кормушку или под дерево кладут крошки и семечки. В Швеции елка украшена цветами и — булочками! Шведы празднуют Рождество исключительно в семейном кругу, а накануне в некоторых областях можно увидеть процессию из жителей с зажженными свечами, следующую в храм на праздничную службу. В Сербии где Рождество, как и в России, отмечают 7 января празднование вместе с подготовкой к нему продолжается больше месяца! Там это праздник, в первую очередь, детей и родителей, посвящен семье и дому. Накануне Рождества отец семейства, по традиции, должен срубить ветку дуба, «бадняк», для домашнего очага. В Германии многие соблюдают предрождественский пост, Адвент, с начала которого начинается и подготовка к Рождеству: вешается рождественский венок, и каждую неделю на нем зажигается очередная свеча; закупаются подарки всем друзьям и родным; наконец, покупается и наряжается елочка традиционные цвета её убранства — красный и зеленый. За праздничным столом, где собирается семья после рождественской службы, обычно множество самых разных блюд, но обязательно - индюшка и «штоллен» , традиционный пирог-кекс. В Англии уже с начала декабря на главной площади Лондона стоит праздничная елка, и целый месяц англичане украшают дома, двери, окна, пространство перед домом… Дети в Англии тоже пишут записки с просьбами о подарках и бросают их… в разожженный камин. А еще в обязательную «программу» празднования здесь входит поздравление от самой королевы! Праздник Рождества в России За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями. Праздник предваряется сорокадневным Рождественским постом, более строгим в последние дни. Накануне Рождества, в Сочельник, пост наиболее строгий — едят только сочиво из пшеницы или риса с медом. А в ночь на Рождество во всех храмах проходит праздничное богослужение, после чего праздник продолжается в семьях.
Так Церковь утверждала, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом миру. Чтобы опровергнуть заблуждения гностиков о Крещении Христовом, Церковь присоединила к воспоминанию Крещения воспоминание Рождения Христова. Отделение праздника Отделение Рождества произошло в 1-й половине IV века в Римской Церкви и связано с языческим праздником — «Днем явления непобедимого солнца». Солнце начинало расти, а день прибавляться. Это случалось 25 декабря. Праздник сопровождался разнузданным весельем в народе, был днем не всегда пристойных забав для рабов, детей. Церковь выказывала противостояние языческому празднику. На этот день был перенесен праздник Рождества. И главной причиной совмещения Рождества Христова и рождения солнечных языческих богов было не стремление к какому-то внешнему политическому преодолению язычества, а твердая вера христиан в то, что все чаяния язычников, выраженные в культах Сатурна, Митры и любых других, получают свое разрешение только во Христе. Церковь сочла именно этот день наиболее правильным для воспоминаний события Рождества Христова еще по той причине, что Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем жизни и смерти Новый Завет называет Иисуса Христа. Таким образом, Древняя Церковь усвоила празднику Рождества Христова значение наглядного и выразительного отречения от языческих суеверий. Впервые раздельное празднование Рождества Христова появилось в Константинопольской Церкви около 377 года.
История возникновения праздника Рождество Христово
По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М.
Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября.
Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев.
Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века.
Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения.
Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово.
Почти до середины XVI века дата была едина у всех христиан. Таким образом он более точно соотнес церковные праздники с днем весеннего равноденствия, от которого высчитывается Пасха.
Что касается России, то вплоть до 1918 страна придерживалась юлианского календаря и отмечала Рождество вместе с католиками. Далее был введен новый календарь, а праздник с 1929 года и вовсе отменили. Так, верующие сначала держат очень строгий сорокадневный пост — с 28 ноября по 6 января. В сочельник, день накануне Рождества, следует приготовить традиционное блюдо — сочиво. В ночь с 6 на 7 января начинаются рождественские богослужения. В московском Храме Христа Спасителя проходит главное из них, а возглавляет его патриарх Московский и всея Руси. Дом следует украшать еловыми веточками и не стоит убирать елку до дня Рождества. Под нее можно положить подарки, которые символизируют дары, преподнесенные Иисусу от волхвов.
На вершину елки следует поместить Вифлеемскую звезду. После литургии можно начинать праздновать Рождество и устраивать шумные гуляния. Если прогулки не входят в планы, то можно отметить день дома, собравшись за столом с близкими. На стол рекомендуется подать 12 постных блюд — по числу апостолов.
Каждая семья готовится к Новому Году и Рождеству: покупают и наряжают елку зачем наряжают елку писала об этом здесь , украшают дом. Домочадцы обязательно планируют подарки и поздравления друг для друга. Особенно ценятся сувениры, гостинцы и украшения, созданные своими руками.
С наибольшим трепетом ожидают это событие дети, ведь они верят в чудо и сказку. В канун самого праздника православные верующие идут на службы в Храмы, где проходит Великое Повечерие и Всенощное Бдение. Рождественское богослужение c 6 на 7 января из Храма Христа Спасителя в Москве обычно транслируется по федеральным каналам. Возглавляет торжественную службу сам Патриарх Всея Руси. Празднованием Рождества завершается продолжительный Рождественский пост. Хозяйки уделяют особое внимание приготовлению традиционных блюд. Каждая хозяйка вольна решать сама, какие угощения ставить на рождественский стол.
Обычно готовят пироги, салаты, холодец, запекают гуся или курицу с яблоками и угощают родных и близких всевозможными десертами. Рождественские традиции и обычаи русского народа Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить: 1. Всем известен старый обычай колядок на Рождество, когда дети и молодежь ходят по домам, славят Христа в песнях и стихах, поют разные пожелания для людей, а за это получают сладкое угощение или вознаграждение в виде монеток. Даже сейчас дети колядуют: наряжаются и ходят по квартирам и домам, поют песни, рассказывают стихи на Рождество. Рождество является началом Святок святых дней , которые продолжаются до дня Крещения 19 января. В околорождественской традиции этот период считался самым благоприятным для гаданий. Особенно прельщала ворожба как способ предсказания судьбы незамужних девиц.
Ритуалы любили проводить в полночь в темноте и при свечах, что создавало особенно мистическую атмосферу. Гадали и по расплавленному воску свечи, который выливали в воду и пытались рассмотреть образ застывшей фигуры. Было распространено и гадание на кофейной либо чайной гуще. Не обходилось и без зеркала.
В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие новогодние подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи. В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.
А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквях, совершалось торжественное Богослужение. Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами. Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.
История праздника «Рождество Христово»
праздник в лютеранских церквях, святой день обязательства в Римско-католической церкви и Главный праздник англиканского причастия. Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово. Рождество Христово, христианский праздник, посвящённый рождению по плоти Бога Слова (второй Ипостаси Святой Троицы) – Иисуса Христа. Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье.
Рождество: история и традиции праздника
Во-первых, в 1054 году православная и католическая церкви окончательно разделились, во-вторых, принятие нового, «папского», календаря означало бы совпадение Песаха и Пасхи — не всегда, но время от времени. А это противоречило постановлению Никейского и других соборов. Разница между двумя календарями продолжает увеличиваться. К 1917 году она составляла 13 дней, поэтому и православное Рождество наступает на 13 дней позже. Мы празднуем появление на свет Сына Божьего не 25 декабря, а 7 января. Если все останется неизменным, с 2101 года православное Рождество перейдет на 8 января.
Как отмечают Рождество Христово в православной церкви В канун Рождества совершается Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня по чину великих праздников: поют отрывки из Евангелия о Рождестве и канон «Христос рождается — славьте! Затем совершается праздничная Божественная литургия святого Иоанна Златоуста. Праздничное убранство православной церкви на Рождество. Верующие посещают церковную службу, зажигают свечу у иконы и молятся за себя и близких.
После литургии свечу зажигают и дома, перед иконостасом. Только после молитвы можно садиться за праздничный стол. Традиции празднования Рождества в России Верующие готовятся к празднованию Рождества, соблюдая 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника постятся особенно строго, но обязательно едят сочиво пшеницу или рис с маком и медом. Именно отсюда произошло название этого дня — «сочельник».
Строгий пост заканчивается только при появлении первой звезды, символизирующей рождение Иисуса. Сочиво для сочельника. На трапезу готовили 12 постных блюд по числу апостолов , на стол ставили кутью. Были и праздничные, скоромные, блюда: пироги и пирожки с разными начинками, блины, запеканки, свинина, рыба, гусь с яблоками. Крупноразмерные куски мяса или тушки птицы готовили в русской печи.
Мелко нарезанное мясо варили в горшках с кашей. Хозяйки пекли фигурки из теста в виде животных и дарили их близким.
Плохой приметой, а также строгим запретом 7 января считается купание. Покупайтесь заранее перед праздником.
Нельзя ничего делать, что касается хозяйства, то есть убирать, стирать и готовить еду: все это делается заранее. Нельзя пить алкогольные напитки и выставлять на праздничное застолье пустые тарелки. Нельзя готовить кисель, выносить мусор, а также праздновать Рождество в одиночестве.
Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях. Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества.
О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу. Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой. Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет.
Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет. Там беглецам пришлось скрываться, пока не умер Ирод.
РФ» Для привлечения достатка важно было встречать Рождество в новой одежде, а специальные обряды в хлеву и во дворе должны были обеспечить богатый урожай и приплод скота. Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день.
По старому стилю Рождество отмечали 25 декабря, 1 января праздновали Новый год сегодня это старый Новый год , а 6 января — Крещение. Эти праздники составляли единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения. Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник.
Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом. Сочельник был последним днем Рождественского поста и считался особенно строгим: нельзя было есть «до первой звезды».
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
История возникновения Рождества Христова. Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа. Рождество Христово — это один из самых главных христианских праздников. Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в материале РИА тво Христово 2024 в РоссииРождество Христово – один из главных христианских праздников.
7 января православные христиане отмечают Рождество
Первое вкушение пищи после поста проходило в тишине. Но у крестьян было несколько обрядов: гадали на будущий урожай, выдергивая соломинки из снопа пшеницы; дети сидели под столом и пищали, как цыплята, чтобы у семьи водились куры. Остатки кутьи раздавали соседям, которые жили в бедности. После ужина начинались колядки. Молодежь ходила по дворам, пели песни, славили рождение Христа, поздравляли с большим праздником.
За это хозяева дома должны дать деньги или угостить колядующих. Вот несколько простых стихов для колядок, которые могут запомнить даже дети: Коляда, коляда, открываем все дома, все окошки, сундучки, даем конфет и пирожки. Чтобы было благо вам, скажи спасибо небесам, Бог здоровья всем нам даст, ведь на это он горазд. Мы сегодня в доме вашем и станцуем вам, и спляшем!
Всех зовем на наши Святки, ждут вас игры и загадки. Ждут гаданья, пляски, смех, шуток хватит здесь на всех! Не дашь мне ватрушки — получишь по макушке! Не дашь пирога — уведу корову за рога!
Хозяйки неделю после Сочельника не выметают сор из избы, а собранный за это время мусор потом сжигают на улице. В ночь на Рождество крестьяне выходили в поле и смотрели на небо. Считалось, что верующие могли увидеть небесные красоты. У нехристиан праздник Рождества Христова связан с застольем, дарением различных подарков и загадыванием желаний.
Гадание на Рождество с толкованием С Рождества начинаются Святки, когда принято гадать — на будущее, на суженого, на деньги. В старину говорили, что предсказания в ночь накануне 7 января самые правдивые. Особенно популярны гадания на любовь и будущее. Гадание на суженого с расческой В канун праздника положите свою личную расческу под подушку.
Утром расчешите волосы, а те, которые остались на расческе, посчитайте. Как толковать результаты по количеству волос: ни одного — гадание не получилось; 1 — ждет близкая встреча с суженым; 2 — скоро будут новости о человеке, который станет женихом; 3 — ждите предательства подруги; 4 — случится большая неприятность в текущем году; 5 и больше — гадание лучше повторить. Можно использовать другой вариант. Возьмите новую деревянную расческу, в канун Рождества единожды проведите по волосам.
Положите ее под подушку, приговаривая: «Суженый мой, ты приди ко мне во сне, да гребнем моим расчешись. Если на заре обнаружится волос на расческе, значит, скоро произойдет встреча с женихом. Гадание на воске Приготовьте чашку с водой и зажгите свечу. Когда она начнет плавиться, наклоните ее над водой, чтобы воск стекал в воду.
Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления.
В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного».
Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон.
Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон.
Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста.
Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6].
Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может.
На праздничную ель вешают игрушки в форме восьмиконечной Вифлеемской звезды и цветные ленты. Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с мёдом. С 21:00 в православных храмах начинают проводить праздничные богослужения в честь Рождества Христова, которые продлятся до утра.
Рождественские гадания В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями. Основным угощением для них был ритуальный хлеб.
Ночь с 6 на 7 января считали особенной, когда можно было узнать своё будущее или найти ответ на нужный вопрос при помощи гаданий. На Рождество девушки чаще всего гадали на любовь, урожай, детей и семью. Для проведения магического ритуала часто использовали различные предметы быта — зеркало, расческу, свечи, нитки и другие вещи, которые по поверью сохраняли энергетику человека.
Девушки часто хотели узнать имя будущего мужа при помощи гадания. Для этого они выходили поздно вечером на улицу, подбегали к первому встречному мужчине и спрашивали его имя. Как зовут прохожего, так и будут звать суженого.
Гадание на мокром полотенце помогало узнать, сбудется ли загаданное желание. Для этого нужно было вечером вытереть лицо полотенцем и повесить его сушиться на ночь. Если утром оно было полностью сухим, значит, желание сбудется, а если оставалось влажным — нет.
Пересечение нескольких дорог на Руси считали нечистым местом, где проходит символическая граница между земным и загробным миром.
Все приготовления нужно закончить заранее 6 января. В период зимних Святок категорически запрещается охотиться и рыбачить, поскольку считается, что любое убийство в праздник принесет неудачу. Неотъемлемой частью рождественской истории и традиции является пение колядок праздничных песен. Дети и взрослые собираются в большие компании и ходят от дома к дому, поздравляя своих соседей, друзей и родственников с Рождеством Христовым. Хозяева дома в свою очередь должны отблагодарить колядовщиков сладкими угощениями пряники, конфеты, яблоки или рублем. Переходите по ссылке , чтобы посмотреть красивые и интересные поздравления с Новым годом и Рождеством христовым. Многие обычаи Рождества, которые мы знаем сегодня, пришли к нам из язычества, поскольку после Крещения Руси, нужно было обернуть большое количество людей в новую для них веру. Символы праздника Рождества Празднование Рождества Христова сопровождается использованием большого количества символов и атрибутов: Вертеп. Так называют сцену рождения Спасителя в пещере.
Как правило, вертеп создают в виде объемной инсталляции, где в центре композиции стоят ясли с сеном, в которых лежит младенец Иисус. Рядом с ним стоят Дева Мария и Иосиф. Обязательно ставят фигурки овечек, пастухов, волхвов и ангелов. Первые в истории вертепы начали появляться в Европе в Средние века. Сначала это был исключительно атрибут церкви, но со временем такие тематические композиции начали появляться и в частных домах. В Россию традиция ставить вертеп пришла именно из Европы. Сегодня можно легко найти готовый вертеп в миниатюре и поставить его на подоконник, дополнив праздничной свечой. Символическое изображение Вифлеемской звезды, которая взошла в момент рождения Иисуса используют повсеместно. Звезда на длинной палке, украшенная разноцветными лентами и колокольчиками, часто сопровождала колядовальщиков. В частности, колокольчики символизируют возвещение благой вести о рождении Христа.
Символизируют благую весть и чистоту на Рождество.
Рождество в России
Рождество Христово в 2024 году отметят 7 января: история и традиции. Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в материале РИА тво Христово 2024 в РоссииРождество Христово – один из главных христианских праздников. XVII век Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово. Светлый праздник Рождества Христова – одна из самых почитаемых дат среди христиан, именно его историю, его традиции мы и попытаемся рассказать. Рождество Христово в 2024 году отметят 7 января: история и традиции.
История празднования Рождества
Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово. Рождество Христово — это один из самых главных христианских праздников.