Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования. Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что видимо, связано с обычаем иудеев не праздновать свои дни рождения. В России празднование Рождества Христова имеет свои особенности, которых нет в других странах мира. В княжеский период древнерусской истории (IX-XIII века) празднование Рождества не имело однозначного характера и сочеталось с языческими обрядами. Рождество Христово – в православии отмечается 7 января, для верующих в этот день в человека воплотился сам бог.
Рождество Христово: история праздника, приметы, традиции
Значит, дата зачатия должна совпадать с датой смерти на кресте. Она известна точно — 25 марта в еврейскую Пасху. Отсчитав от нее 9 месяцев, мы получим искомую дату - 25 декабря. Она совпала в древние времена с языческим праздником зимнего солнцеворота. Люди, участвуя в церковных торжествах, отвращались от древнего культа. Введение Григорианского календаря привело к тому, что католики и православные стали праздновать Рождество в разные дни. Россия, Беларусь и Украина это делает вместе с другими странами Православной Церкви по старому стилю - 7 января. История празднования Рождества на Руси С приходом на наши земли христианства, Рождество стали широко отмечать и в великой Киевской Руси. Оно здесь также совпало с древними языческими праздниками - святками.
Древние славяне проводили в этот день обряды, посвященные духам-предкам. Предшествующий Рождеству день издавна носит название Сочельник. Сочиво — каша с овощами и растительным маслом. Сочевничать накануне Рождества можно, а вот другая пища в этот день строго возбранялась, до самого восхода Вифлеемской звезды. В народе постепенно утвердились традиции празднования Рождества. С утра люди убирали в избах, мылись в бане, готовились к колядкам. С вечера молодежь разукрашивала свои лица, собиралась в большие группы, и, переодевшись в вывернутую одежду, водила по селу Коляду.
Иосиф же, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода. На Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим. В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие новогодние подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи. В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквях, совершалось торжественное Богослужение. Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами. Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги. Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу. Наиболее распространенное гадание — предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко — здоровье и мудрость, виноград — благополучие в доме, яйцо — новое начинание. Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие. История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой.
Подробнее — в материале vtomske. История праздника Согласно христианскому вероучению, Иисус родился в Вифлееме. Именно сюда пришли Дева Мария и ее супруг Иосиф. Рождение Иисуса описано двумя евангелистами — апостолами Матфеем и Лукой. Первые христиане не отмечали Рождество. Гораздо важнее для них был праздник Воскресение Христово, который сейчас известен как Пасха. Отмечать Рождество Христово верующие стали после того, как в христианские общины вошли греки и другие эллинистические народы. Часто датой Рождества выбиралось 6 января шестой день года, так как Иисус — это новый Адам, а Адам согласно Ветхому Завету был создан в шестой день творения. Праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение Богоявление , ставшие впоследствии разными праздниками. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в летописи 221 года. Согласно архиепископу Сергию Спасскому , римская церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с IV века по ее примеру в этот день праздник стали отмечать и на Востоке. Разница в датах Разные даты Рождества 25 декабря и 7 января объясняются только разными системами летоисчисления григорианский и юлианский календари. Поводом стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи.
История возникновения праздника Рождество Христово
История Рождества Христова подробно описана в Священном Писании, но богослужебное празднование этого события появилось позже. Начало празднования православного Рождества — длинная традиция, которой верующие начинают следовать задолго до самого праздника. История праздника Рождество Христово. 7 января россияне отмечают праздник, от которого ведется современное летоисчисление – Рождество Христово.
Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
Для исправления отклонения юлианского календаря от солнечного времени, глава Римско-католической церкви Григорий XIII опустил 10 суток в 1582 г. Интересно: Почему не совпадают: православная Пасха, католическая и иудейский Песах? Причины, фото и видео Изображение официального перехода с юлианского календаря на григорианский в 1582 году Католические страны Франция, Италия, Португалия, Испания, Польша первыми приняли нововведение, со временем на новое исчисление времени перешли и православные страны, однако православные церкви для сохранения традиций продолжили использовать старый юлианский календарь. Это привело к расхождению в числах празднования Рождества в разных странах мира. По сути, у православных христиан Рождественский день сохраняется 25 декабря, которое выпадает на 13 дней позже этой даты в современном григорианском календаре. Рождество в православных странах Храм Гроба Господня в Иерусалиме Многие православные страны по-прежнему придерживаются традиционного юлианского календаря религиозных праздников. Россия, Казахстан, Сербия, Грузия, Македония, Эфиопия используют старый юлианский календарь и встречают Рождество в начале января. Иерусалимская православная церковь совершает рождественскую литургию в храме Гроба Господня 7 января. Большинство православных государств используют григорианский календарь, но соблюдают светские или религиозные праздники по старому стилю. Например, по старому стилю празднуется Старый новый год 14 января ; православное Крещение Господне 19 января , в отличие от католического 6 января. Некоторые православные страны Албания, Белоруссия, Молдавия, Украина имеют два государственных праздника для Рождества — 25 декабря и 7 января.
Согласно символическим толкованиям, первая празднует предвечное рождение Сына от Отца, вторая — рождение Иисуса Христа от Девы Марии, и третья это мистическое рождение Бога в душе каждого верующего Празднование Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всём земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот день, и каждый приносит с собою свежую струю любви и света. Не надо впрочем забывать, что Рождество прежде всего день божественный день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной любви, что проявил Творец, не пожалевшей сына Своего для спасения рода человеческого. История человечества — не только земная, но и космическая трагедия, а пришествие Христа на землю есть свет, озаривший всю Вселенную. В Рождественских песнопениях Церковь повторяет, как победоносный гимн, слова: «С нами Бог!
Бог с нами на земле, чтобы мы были в вечной радости. По преданию звезда зажглась над Вавилоном в день Благовещения Божией Матери. За ней последовали волхвы, то есть обладатели тайных знаний ведь астрономия и математика считались в древнем мире науками священными. Волхвы, знакомые с пророчеством Даниила, жившего задолго до этого в Вавилоне. Караван с Востока появился в Иерусалиме через два года.
Не даром же святитель Иоанн Златоуст сказал про сомневающихся в том, что волхвы были обладателями тайных Знаний: «Диавол так овладел ими, что они и здесь находят повод вооружаться против слова истины. Что же говорят они? Вот сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда: это, значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная. Ко времени земной жизни Христа Спасителя Иудея входила в состав Римской Империи и управлялась наместником Сирии и подчиненным ему прокуратором. Император Август для упорядочения налогообложения однажды решил провести перепись во всём государстве.
Римские власти считались с местными обычаями, и перепись проводилась в Иудее соответственно с законами Иудеи. Мария и Иосиф принадлежали к роду Давида, и поэтому должны были записаться в том городе, откуда происходил их предок — в Вифлееме — Доме хлеба живого. Мед тем, пришествие Христа совершилось в безмолвии и тайне: Вифлеем не узнал своего Спасителя и закрыл для него городские ворота. Иерусалим приготовил крест. Первое пришествия Христа содержит в себе мистические указания на Его второе пришествие: будет зима — потеря человечеством любви, ночь — померкнет свет веры, только как мерцающие огоньки звезд останется благочестие на земле.
Когда Христос пришёл на землю. Вифлеем спал глубоким сном. И двери домов были наглухо закрыты для Бога-Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Только животные в зимнюю холодную ночь согревали Младенца своим дыханием.
Причем он был там «главою мудрых». Возможно, он оставил своим подчиненным знание о библейском Боге и об ожидаемом Мессии. И это знание передавалось из поколения в поколение. Многие люди, как сейчас, так и в древности верят и верили в то, что судьба человека определяется звездами. Греко-римский мир свято верил, что рождение или смерть великих людей, политические перемены предваряются появлением звезд или комет. Вот и волхвы, видя Звезду Мессии, идут в Иудею, чтобы поклониться Ему.
Согласно Евангелию, Звезда ведет их. Какие только версии не выдвигались за 2000 лет, чтобы объяснить видение волхвов! Астроном Иоганн Кепплер в XVII веке предположил, что Вифлеемская звезда — это «парад планет», то есть их сближение настолько, что создается визуальный эффект одной яркой звезды. А весной 1604 года к ним присоединился и Марс. Кепплер предположил, что подобное явление происходило в 7-6 гг. Было предположение, что Вифлеемская звезда — это не что иное, как комета Галлея.
О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Р. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую или рождение новой звезды в созвездии Козерога весной 5 года до Р. Эта теория кажется интересной, учитывая данные китайских хроник, которые относят это событие именно к 5 — 4 гг. Однако все эти теории объединяет одно — отрицание того, что Звезда могла вести волхвов.
Например, Кепплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом. Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на Звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели». Действительно, Библия — это не учебник астрономии. Именно поэтому большинство толкователей Евангелия, отцов и учителей Церкви считают, что Вифлеемская звезда таковой была только по виду, но на самом деле — это была особенная сотворенная Богом звезда.
Особняком стоит мнение св. Иоанна Златоуста, который говорил, что волхвов вел Ангел, явившийся в образе звезды. Христианские авторы предлагали такие версии, во-первых, исходя из сообщения евангелиста Матфея, что звезда шла перед волхвами и остановилась непосредственно перед вертепом. Во-вторых, ее «странное» поведение в Иерусалиме, когда простодушные волхвы пришли туда узнать: «Где родившийся Царь Иудейский? Звезда попросту скрылась от них, а заодно и от тех, кто «искал погубить Младенца». То есть она вела себя весьма необычно для природного явления — когда надо было, появлялась, а потом опять скрывалась.
Почему же Церковь всегда настаивала на чуде Вифлеемской звезды? Неужели это не могло быть естественное природное явление? Да, конечно, могло. Но ведь Церковь, говоря о сверхъестественной природе звезды, имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой. Дело в христианском видении Рождества как чуда. И чудо Звезды Мессии в церковном сознании тождественно чуду рождения Богочеловека.
В маленький поселок Вифлеем, находящийся в маленькой Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, Который родился здесь. Что их приводит сюда — простая случайность? Волхвов приводит сюда чудо рождения Богочеловека. Звездочеты не могли придти в Вифлеем случайно. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о Звезде. Поэтому бесполезно рассуждать о природе Звезды.
Какова бы она ни была — она послана от Бога для того, чтобы язычники узнали и поклонились Мессии. Даже если Иоганн Кепплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды — чему это противоречит? Неужели, узнав, что не звезда, а Ангел ведет их к яслям Богомладенца, они бы развернулись и пошли обратно к своим астролябиям? Волхвы шли не за звездой, они направлялись к Иудейскому Царю, к Спасителю. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах, а в убогом вертепе — пещере, где в непогоду прячут животных. То есть сперва они приняли саму Звезду Мессии как явленное им чудо, поверили ему, а потом уже пошли за ней.
Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя... Эпилог Автор фото: о. Сергий Клинцов. Рождество делит время на две эпохи — «до» и «после». В разные времена были попытки начать летосчисление от других событий, но рано или поздно всегда происходило возвращение на круги своя, и таким образом человечество доказывало, что появление на земле Христа, несмотря ни на что — главное событие в его истории. Но человечество — это ведь живые, конкретные люди — все мы, с нашими радостями и печалями, надеждами и разочарованиями, верой и сомнениями.
Поэтому очень верны оказываются слова Иосифа Бродского — «в Рождество все немного волхвы». Все хотят увидеть и последовать за звездой, которая приведет к яслям Спасителя. Правда, часто мы идем к Нему не с подарками, а за подарками, забывая, что прежде чем просить, надо принести. Но что можно принести в подарок Богу? Именно ради них, ради человеческих сердец зажглась две тысячи лет назад и зажигается каждый год Вифлеемская звезда. Толкование и руководство к изучению составил Барсов М.
Т1, «Лепта», М. Рождество Христово. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 репринт издания 1916 года. Успенский Н. Иисус Христос и Евангелия.
Она указала путь пастухам, которые первые пришли и поклонились Сыну Божьему, а также волхвам — мудрецам, которые преподнесли Иисусу Христу драгоценные дары. Рождественская елка, 1992 История празднования Рождества Христова в России В разные эпохи Рождество в России то всей душой любили, то предавали забвению. Однако затем на протяжении многих веков, вплоть до начала XIX века, на Рождество не устраивали никаких массовых гуляний.
Обычай рождественских балов и праздничных ярмарок пришёл в Россию из европейских стран. Пришедшая к власти в XX веке советская власть запретила и Рождество, и все его атрибуты. Символы Рождества Христова Основными символами Рождества Христова считаются : рождественская ель; священные дары: золото, ладан и смирна смола миррового растения ; вертеп — картина Рождества; Вифлеемская звезда.
В канун Рождества и.
Рождество Христово: традиции и история праздника
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже — во 2-й половине IV века. Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа. Сегодня, 7 января, православные христиане отмечают Рождество Христово — один из двенадцати великих церковных праздников. один из самых любимых праздников Церкви, который с радостью отмечают даже неверующие. Рождество Христово — религиозный праздник, в этот день принято просить о Божьем прощении, милости и благосклонности.
Рождество Христово: история и традиции праздника
В канун праздника верующие вспоминают пророчества ветхого завета, события связанные с рождением Христа. Богослужения, посвящённые этому великому празднику, совершаются церковниками 3 раза, символизируя: 1. В полночь— Рождество Христово в лоне Бога Отца 2. На заре — во чреве Девы Марии Богоматери 3.
Днём — в душе каждого человека. С годами ясли начали устанавливать не только в храмах, но и в жилищах в канун Рождества. Часто изображались сценки из жизни, где рядом со святыми располагались фигурки обычных людей.
В праздновании Рождества Христова переплелись обычаи народов и церковные обряды. Это хорошо видно в колядовании. Когда дети и молодежь ходят по домам, поздравляя их жителей.
За пожелания и поздравления колядующие получают вкусные подарки: конфеты, сладости, фрукты. Скупым хозяевам грозятся бедами. Во время колядок проходят ряженые в разных одеждах.
Церковные власти осуждали этот обряд. Со временем колядовать стали, навещая соседей или родственников. Попыткой примирения язычества и христианства было сожжение в домашнем очаге «рождественского полена».
В дом вносили полено, творили обряды, вырезали на нём крест и, творя молитву, сжигали.
В Святом писании написано, что к Иисусу пришли 3 волхва с подарками. Один принес золото, второй - ладан, а третий подарил смирну.
В каждый из этих даров заложен свой сакральный символ. Золото указывает на то, что на свет появился Царь. Ладан указывает на божественное начало, а смирна символизирует последующую смерть и воскрешение Христа.
Ель — главный символ Рождества Бытует мнение, что наряженная ель — это отголосок язычества в праздновании Рождества Христова. Это в корне не так. Ель всегда присутствовала в христианских традициях праздника Рождества.
В первую очередь ель отсылает нас к событиям, которые случились сразу после рождения Иисуса. Царь Иудеи Ирод, узнав, что на свет появился новый Царь волхвы назвали Христа новым Царем Иудеи , испугался за свое положение и выдал указ убить всех младенцев в городе. Дева Мария и Иосиф, спасая младенца, укрыли его от опасности еловыми ветками.
В Европе было придумано немало красивых легенд и сказок, которые также объясняли выбор праздничного дерева для Рождества. По одной из них ель была в числе других деревьев, которые пришли одарить младенца, каждое дерево дало Иисусу свои плоды, а ель не могла ничего дать. Из-за этого она стояла у порога пещеры и не решалась подойти.
Младенец увидел расстроенную ель и протянул ей руку в знак одобрения. Причина, почему ель не вошла в рождественскую традицию раньше, кроется в языческом символизме, в котором ель считалась мрачным и темным деревом. Первым российским императором, при котором во дворце появилась украшенная ель, стал Николай I.
Для украшения елки на Рождество сначала использовали свечи и яблоки. Со временем свежие яблоки заменили стеклянными, а еще позже свечи с живым огнем заменили электрическими гирляндами. Сегодня разнообразие елочных украшений поражает воображение и на дерево вешают фигурки, символизирующие зиму, благополучие, достаток, семью и т.
Сам праздник Рождества Христова начинается с поста, который длится с 28 ноября по 6 января. Пост готовит тело, а молитва — душу к восприятию самого события Рождения Христа. Подобно волхвам, принесшим свои дары, мы приносим Господу свои, дары духовные. Канун Рождества Христова — предпраздничный день — Сочельник. Это день очень строгого поста. В этот день не едят до появления на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде. В Сочельник готовят праздничные блюда: сочиво и кутью. Они готовятся из пропаренных злаков и мёда. Основным символом Рождества была и остаётся Рождественская ель.
А ещё Священные дары: золото, ладан и смирна — и конечно, Вифлеемская звезда. Именно эта звезда привела язычников-волхвов к яслям Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Теперь Вифлеемскую звезду крепят на макушках Рождественских елей в домах. Ель же всегда была символом Рождества. Связано это вот с чем. Когда Ирод, опасаясь за своё положение, приказал убить всех младенцев, считается, что Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели. Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.
В России укрепилась традиция делать Рождественский вертеп, то есть пещеру Рождества. Её делают своими руками верующие и устанавливают и в храмах, и на площадях, и в домах. А в Рождественский Сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Свеча — символ человеческой души, которая горит перед Богом и освещает путь другим. Зажжённая свеча в окне перед Рождеством говорит, что в этом доме готовы к встрече и ждут Христа. И конечно, даря подарки близким на Рождество Христово, мы уподобляемся волхвам, которые принесли Младенцу Иисусу золото, ладан и смирну. Вы спросите: зачем нам праздник Рождества Христова? Митрополит Антоний Сурожский сказал: «Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас».
Дионисий записал, что при подсчете времени рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа руководствовался Евангелиями. Но не оставил никаких указаний, почему в своей пасхалии он положил, что 248 г. Тем не менее, его расчеты были использованы Римской церковью в 533 г. Но почему именно 25 декабря? Дело в том, что день зимнего солнцестояния праздник «непобедимого солнца» - Natali sol inviti имел большое значение в жизни древних римлян. Начинает увеличиваться длина светового дня и нарастает сила Солнца, источника всего живого на Земле. Утвердив христианство как государственную религию, римские императоры надеялись привлечь язычников в церковь, облегчить им принятие христианства.
Так появилось сравнение: подобно тому, как солнце освещает землю и дает начало всему сущему, Иисус просвещает души людей, разгоняет мрак языческого неверия. Поэтому ранние римские христиане соединили два праздника в один. Первое Рождество Христово было отпраздновано в Риме 25 декабря 330 г. Только Матфей и Лука описывают Рождество Христово. И если бы точная дата имела значение, Господь сохранил бы её на века. Зная человеческую природу, Иисус Христос, вероятно, не хотел, чтобы этот день превратили в культовый обряд, потому и охранил в тайне точную дату Своего рождения.
Рождество Христово: история и традиции
В России празднование Рождества Христова имеет свои особенности, которых нет в других странах мира. Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования. В дни празднования Рождества Христова священнослужители Казанской епархии посещают социальные и воспитательные учреждения, проводят вероучительные беседы и передают подарки подопечным. Рождество Христово — это один из самых главных христианских праздников.
Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки.
Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви.
Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления.
В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века.
Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного».
Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг.
Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон.
Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана.
Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон.
Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников.
Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста.
Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным.
Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6].
Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» Мф. Датировка Рождества Христова Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа.
Опираясь на данные евангелистов и совокупность исторических, хронологических, археологических и астрономических данных, можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Христова рождества. Большинство исследователей считает, что нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа - это 7 г. Точно можно сказать, что Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима 4 г. Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия: служение священника Захарии - отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела; правление царя Ирода во время рождения Христа; появление на небе звезды, которую увидели волхвы; перепись Квириния; начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия; примерный возраст Христа при начале служения; слова иудеев о возрасте Христа; Работавший в IV веке по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик тех времен монах Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова. Именно этот год был положен в начало летосчисления "от Рождества Христова", позднее названного "нашей эрой". С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря по юлианскому календарю. Установление церковного праздника Рождество Христово.
Синай, монастырь Св. Екатерины Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что видимо, связано с обычаем иудеев не праздновать свои дни рождения. Первые известные попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников относятся ко II - III векам. Как отдельный праздник Рождество сформировался не сразу. Для искоренения еретических заблуждений гностиков , христиане вслед им стали праздновать Крещение Христа , именуя праздник вторым названием - Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру Свою Божественность. Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день - 6 января под одним названием Богоявления.
Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята Александрийской Церковью и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали "рождение солнца". Церковь же прославила родившегося на земле Христа - Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV — V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению.
Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386 — 388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV века.
Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать - сердцем.
Как мир узнал о рождение Спасителя, как мир это воспринял? Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: "Не бойтесь! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". Как только ангел сказал это, внезапно появилось множество других Ангелов, поющих: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Этими словами начинается так называемое Великое славословие, поющеесяи сегодня во время Богослужений. Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу.
Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы - мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией - Спасителем. В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться! От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не может прийти, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном. Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода.
А Ирод, действительно, чудовище - он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти. Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь. Итак, ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда "над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Когда же они отошли, - се вот , Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…" Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа. Когда родился Спаситель, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить. Были и равнодушные, которые не пустили Богородицу в свой дом переночевать. Им было все равно, они были не способны на милосердие, на сострадание. При молчаливом согласии таких людей и совершается зло.
И те, и другие, и третьи есть и среди нас.
Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия.
Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении.
Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон.
Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св.
Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды».
Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным.
Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени.
По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества.
Рождество Христово: история праздника, приметы, традиции
За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями. Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово. 7 января россияне отмечают праздник, от которого ведется современное летоисчисление – Рождество Христово.
Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника
XVII век Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. История Рождества Христова подробно описана в Священном Писании, но богослужебное празднование этого события появилось позже. Праздник Рождества Христова православные христиане отмечают 7 января.