Полную версию интервью с Натальей Зубаревич смотрите на канале Forbes Russia в YouTube. Наталья Зубаревич, рассуждая о том, преодолели ли кризис отрасли, которые были ориентированы на западный рынок, отметила, что если говорить об экспорте нефти, то в общем — да. Наталья Зубаревич затронула вопросы демографии и экономики, децентрализации, качества перераспределения налогов и объем федеральных трансфертов в бюджет регионов и консолидированные расходы субъектов РФ. Диверсификация способствует тому, чтобы экономика Татарстана не обрушилась, об этом заявила профессор МГУ, специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич в интервью "BILD на русском".
Время эксперта. Наталья Зубаревич
Понимаем, что тут вот тот же ресторан, как-то там с наполняемостью, боюсь, будут некоторые проблемы. Тут вопрос в цене кофейных зерен, и все понимают, что с этим происходит. Слушайте, когда беднеешь, губу особо не раскатаешь. Не, ну моя университетская столовка работать будет, потому что студент вечно голодный, ему надо кушать. И там даже какая-то социальная доплата, им МГУ доплачивает. Ну, я свою советскую еду очень хорошо помню. Надеюсь, до такого-то не скатятся. Но такие учреждения останутся. Но очень много малого бизнеса, который ведет вот это вот все: небольшие магазинчики, салоны, кофейни и так далее. Ну, про автодилеров не говорю. Если они там все патриотически настроенные, то они должны не просто затянуть пояса, они должны в вашем пустом автодилерском салоне содержать полный состав занятых и платить им полную зарплату.
Я с интересом посмотрю, как у них это получится. Это из серии «невозможного». Итак, мы видим, что и здесь Тверская область — на среднем российском уровне. Максимальные риски, конечно: Москва, регионы с городами-миллиониками, Питер, Калининградская область, хотя ехать будут больше. Вот здесь баланса я не понимаю. Калининградская область — не черноморское побережье, где из тебя деньгу выжимают ежесекундно с качеством услуг понятно каким. Калининградская область попристойнее. Туда Москва и Питер любят ездить, Северо-Запад, ну, потому что такой, более человекообразный сервис. Понимаете в чем дело, фишка состоит в том, что в Калининград надо летать, а сертификаты летной годности, продленные российским правительством, не будут сопровождаться плановыми ремонтами и нормативным обслуживанием. Я уже сказала, что где-то с апреля я уже, пожалуй, летать не буду.
Меня историческая моя родина Сыктывкар позвала выступать, я им сказала: «Ребят, zoom, skype». В Тверь можно пока еще «Сапсаном», у него пока еще есть запасные детали, поэтому цените ваши возможности мобильности. Слушайте, как вы, даже если 10-я часть от этих людей потеряет работу, вы сможете вызвать прокуратуру и сказать владельцу салона красоты: «Сволочь, никого не увольнять»? Вы можете сделать только одно — сказать: «Мы опять вам делаем зарплатные кредиты и, если вы не увольняете, мы вам эти кредиты прощаем». И малый бизнес со свойственным ему умом и сообразительностью изобразит вам на бумаге, что не уволен никто. Ох, как они это научились делать. И получит этот зарплатный кредит. Но зарплатный кредит — он же был временный. А какое время потребуется платить в этой новой экономической реальности? Как долго?
Мы пока не знаем. Я думаю, что будут введены эти зарплатные кредиты. Я думаю, что гораздо больше прессинга будет на средний и крупный бизнес. А мелочевка вот эта бизнесовая: есть снижение налогового пресса, есть снижения страховых и, может быть, зашатаются крупные города с занятостью, зарплатными кредитами. Но ковида наша власть боялась намного сильнее, чем вот этой новой экономической реальности. Она пока демонстрирует, наша власть, полное единение под флагом и нежелание обсуждать, какие бы то ни было проблемы — мы все импортозаместим. Вот это меня пугает больше всего, потому что в ковид перебдели несколько. Ну мы понимаем, что мы тогда не знали, что это такое, мы не понимали эту страшную зверушку. Ну сейчас же все понятно. Я вот просто вам географию проблем рассказала.
Вы когда-то начнете это обсуждать? Нет, мы все импортозаместим. Следующий вопрос — риски для бюджетов регионов. Тверская область может расслабиться. Не жили хорошо на налоги на прибыль — и не будет у вас таких проблем. Сейчас летят те, кто жировал в 2021 году. Это металлурги, у которых будет «сикир башка» по прибыли, но у регионов есть чуток в заначке прошлогодних налогов на прибыль, они чуток продержатся. Металлурги очень сильно просядут. Я вот до сих пор не понимаю, как в 2021 году сверхприбыльным стал Сбербанк. Он всегда был с «Роснефтью» — два главных налогоплательщика в Москве.
Вот я не банкир ни разу. Не понимаю, каким будет год для российских банков. Что они заработают на этом бесконечно шатающемся рынке? Надо у банкиров спрашивать. Но то, что столько навара не будет — это точно. Для меня 2022 год — это год не только наблюдения, как прессуют металлургов, сахарозаводчиков и всех прочих, для меня это будет год раскулачивания Москвы — делиться надо. По мелочи ее и так стригут: то Севастополю 4 миллиарда, по просьбе трудящихся, то Тульской области что-нибудь подкинет, то пермякам — по-разному. Но очень просят уважаемые люди. Чего бы не отдать, когда у вас трехтриллионный бюджет, когда там 3-4 жалких миллиарда. Там делятся, тут делятся.
Наделились где-то на 27 миллиардов. Как это сказать, они благотворительностью занимаются, но в умеренных пределах. Вот сейчас мы будем смотреть: эти пределы резко расширятся? Пока московские власти излучают полную уверенность, что все транспортные проекты закончатся, все будет введено, реновация продолжается. Расходы на реновацию московского бюджета выросли в 4,6 раза по прошлому году. И вот уже вы заметили, пошли отмены этих больших проектов — Северный широтный ход. То, что по сталинским шпалам, не надо повторять больше чем через полвека. Там нужен был короткий отрезок дороги до Оби и все. Уже никто не будет нам говорить про завершение моста через Лену на Якутск. То есть большое и светлое отвалится.
Но ведь отвалится помимо этого и дорожное строительство как часть расходов на нацэкономику. На этом в первую очередь будут экономить, на социалке не поэкономишь. Тыва, Ингушетия, Чечня, Севастополь, Крым — все прекрасно. Они ничего не зарабатывают. Поэтому трансферты никто не отменял. Уважаемые коллеги, вот когда, помните, я вам говорила, что в самых продвинутых производствах будет спад, так вот в самых зарабатывающих регионах, будет самое максимальное падение. В России вообще плохо быть развитым. Потому что как ты развился, сволочь, так тебя или кризисом шибанет, или чем-то вот немножко из другой песочницы. Сидите смирненько, тихонько и будет вам не то что счастье, а некоторое выживание. Идем дальше.
Никто не нарисует вам статистически достоверную картину обеднения населения России. Это политическая задача, это будет так же, как сдерживание безработицы всеми доступными способами, включая статистический. Ну вот хотя бы посмотрите на свою проблему, вам многое станет понятно. Мы понимаем, что мы обеднеем из-за этой высокой инфляции. Понятно, что средний класс, городской, образованный, перестанет жить так, как он привык. Но вы знаете, мы-то с вами будем страдать от того, что мы меняем образ жизни, а я сейчас говорю о реальных бедных людях. Смотрите, как считать доковидный 2019 год? Есть те, кто живет на половину прожиточного минимума ПМ на душу населения — это нищета, согласны?
Краткосрочный нефтяной выигрыш У этой отрасли в отличие, например, от угольной нет сильных логистических ограничений. Нефть поставляется по большей части по Транссибу, а также танкерами из Балтийских и Черноморских портов в сторону Индии. С Дальнего Востока в основном работает трубопроводный транспорт, а также танкеры с порта Козьмино, которые идут в основном на Китай. Это канал стабильный и он никуда не денется. Вопрос только в том, насколько логистика будет закрыта новыми санкциями, вступившими в силу в декабре эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов морским транспортом и потолок цен на нефть. Наступит март, вот тогда мы и поймем как этот удар отразят российские нефтеперерабатывающие заводы. Они уже не смогут вывезти столько дизтоплива и мазута, как раньше, а это их основной экспортный продукт. Значит, придется ограничивать масштабы переработки. Я часто слышу реплики о том, что нефтяники в этот кризис выиграли. Но я бы не стала так легко говорить. Пока этот выигрыш выглядит как весьма краткосрочный, нужно внимательно следить за процессом. Позвольте напомнить, что такого кризиса не было никогда, поэтому пускать легковесные лозунговые кличи — не очень профессиональное занятие. В целом же можно сказать, что легче других кризис 2022 года прошли регионы с диверсифицированной экономикой. Многие отрасли испытывают проблемы именно по этой причине. Терминалы портов Балтии стоят полупустые, потому что к ним не идут западные контейнеровозы.
Намного тяжелее пришлось тем, кто интенсивно торговал с Европой и зависел от импортной техники, поставки которой в Россию прекратились. Но есть и общие для всех риски — это, в частности, рост производственных издержек, удорожание кредитов, рублевая и инфляционная неопределенность. Ситуацию мы обсудили с главным научным сотрудником НИУ ВШЭ, специалистом в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии Натальей Зубаревич. Фото: Алексей Меринов Жизнь за чужой счет — На 1 сентября госдолг регионов составил 3,1 трлн рублей — сообщила в начале октября исполняющая обязанности председателя Счетной палаты Галина Изотова. Более свежих статданных нет, но, по словам Изотовой, с учетом сокращения ряда важных для субъектов межбюджетных трансфертов есть риск, что госдолг субъектов продолжит расти. Вы согласны с такой оценкой ситуации? В условиях значительного роста цен это болезненно для регионов. Сокращение трансфертов произошло более чем в половине регионов РФ, но кое-где был весьма заметный рост. Большинство высокодоходных, а также среднедоходных субъектов получили за десять месяцев меньше денег от федерального центра. А с учетом инфляции сокращение трансфертов еще больше. Теперь про долг. На 1 января текущего года суммарно он составлял чуть меньше 2,8 трлн рублей, сейчас — 3,1 трлн рублей. Дело в том, что практически на полтриллиона рублей выросли так называемые бюджетные кредиты. Да, формально это дополнительная нагрузка на бюджеты регионов, но давно известно, что порой эти кредиты пролонгируются, а кому-то даже прощаются. Например, эти деньги, фактически бесплатные, вместо возврата можно было потратить в 2023 году на модернизацию ЖКХ. Наоборот, дорогие кредиты регионам со стороны банков по высокой ставке сократились с начала года вдвое — со 126 млрд до 64 млрд рублей, их заместили бюджетными кредитами. Насколько эта проблема серьезна? Да, слаборазвитые регионы живут исключительно в расчете на федеральную помощь и, мягко говоря, не сильно заморачиваются. Посмотрим, что из этого получится. Министр-то все сказал абсолютно правильно. Но в отношении Чечни и четырех так называемых новых территорий это решает не Минфин. В России сложилась межбюджетная система с огромным перераспределением средств. Субъекты, которые умеют зарабатывать сами, явно не в восторге от такого положения вещей, но их никто не спрашивает. Прежде всего это федеральные города и регионы нефтегазодобычи. В расчете на душу населения высокую бюджетную обеспеченность имеют также Крым и Севастополь.
Но со временем у нас устойчиво будет сокращаться рабочая сила. Это первое. Добавляем 300 тысяч мобилизованных, добавляем уже больше 300 тысяч контрактников — вот вам еще 600 тысяч, вынутых из экономики. Что касается уехавших, то с ними сложнее, потому что мы не знаем их количества, хотя оценки 500—700 тысяч возможны. Но какая-то часть вернулась, а из уехавших большинство продолжает работать на российские организации в удаленном режиме. Поэтому из занятости они не ушли. Они устали, выгорели. Но производительность труда и вправду падает, об этом сообщает Росстат. Объемы производства растут существенно медленнее роста заработных плат. Людей переманивают на рабочие места, которые надо срочно закрывать специалистами, а это можно сделать, только повышая зарплату. Почему российское автомобилестроение — в депрессии — Едешь по Москве и видишь невиданное количество новых машин с непривычными названиями. Салоны, продававшие европейские и японские модели, меняют вывески. Люди долго держали паузу, но теперь они морально готовы к переходу на китайские машины. Еще раньше этот выбор сделали автодилеры, потому что, если тащить автомобили параллельным импортом из Европы, цена на них становится такой, что люди отшатываются. Малыми партиями что-то завести можно, но это уже не бизнес. А из Китая можно системно наладить поставки. Я тут спросила своих студентов: «Вы понимаете, что ваша первая машина будет китайской? Между «китайцем» и «Ладой Гранта» выбор очевиден. Все-таки экономические головы хорошо работают! Калининград, Елабуга тоже будут переходить на китайскую сборку, идет переналадка линий. Это все не быстрый процесс, к тому же требующий инвестиций. Но если вы в удачные годы выпускали по 200 тысяч автомобилей, то выйдете ли вы на этот же уровень с китайской сборкой? Этого никто не знает, но, по моим ощущениям, до масштаба сборки, которые были у Volkswagen, Renault, Toyota, корейских компаний, дело не дойдет. И также никто не знает, согласятся ли китайцы поставлять комплектующие для сборки, или им выгоднее сразу продавать готовую продукцию. В общем, автомобилестроительная отрасль пока в тяжелой депрессии. Их увольняют? Но у меня есть четкое понимание, что, например, в Калуге больших проблем не будет, там есть оборонные предприятия, нуждающиеся в рабочей силе. В Калининграде сложнее — там, кроме судостроительного завода «Янтарь», крупных промышленных предприятий особо и нет. Но в условиях дефицита рабочей силы проблема занятости решится сама собой, даже если надо будет немного переучиться. Синий воротничок, который умеет работать руками, обязательно будет при деле, поэтому большого влияния на безработицу остановка автомобильных заводов не имела даже в 22-м году, а уж сейчас тем более. Когда мы говорим про депрессию в автомобилестроительных регионах, то имеем в виду спад промышленного производства без явных признаков увеличения безработицы. Расчеты за экспорт в рублях — это хорошо или плохо? Если цены на сырье коррелируют с курсом рубля, то почему он падает? Мы покупаем за твердую валюту, а продаем за рубли, рупии, юани. Россия в свое время настояла на этом, потому что иначе могут быть арестованы платежи, проходящие через банки. А чистая оплата в рублях, в юанях и в рупиях безопасна. К тому же она дает возможность взаимозасчитывать поставки. Вы туда нефтепродукты, а вам оттуда техника или что-то еще. С Китаем у нас почти баланс экспорта и импорта, и был даже период, когда экспорт из России в Китай превысил импорт в силу резкого удорожания нефтегаза. Поэтому расчеты что в юанях, что в рублях возможны, эти деньги есть куда пустить. А вот в рупиях расчеты не выгодны, потому что вывозим мы в Индию много, а покупаем мало. Так или иначе, твердой валюты теперь не хватает. Это и есть главный фактор обесценения рубля. Чтобы компании оставляли нефть в стране, государство должно доплачивать? Из них больше всего экспортируется дизельного топлива — половина всего произведенного в Российской Федерации. Объемы экспорта начали сокращаться только в 2023 году. Его как-то удалось скоординировать с Саудовской Аравией, и нефть стала расти в цене. Теперь что касается недавнего дизельного и бензинового кризиса. С 2019 года правительство ввело режим обратного демпфера, когда нефтеперерабатывающим заводам доплачивали, чтобы они оставляли продукцию на внутреннем рынке. Этот демпфер рос год от года, и по 2022 году сильно превысил 2 триллиона рублей. Еще весной шли разговоры о том, что его уполовинят, но реально решение созрело в сентябре. А мировые цены с лета уже начали расти, экспорт становился привлекательным чрезвычайно. На внутреннем рынке стало работать куда менее выгодно. Сейчас принято решение о том, что можно экспортировать только по двум так называемым продуктопроводам, без посредников, причем половину произведенного надлежит оставить на внутреннем рынке.
Профессор МГУ Зубаревич дала прогноз по доходам населения, безработице и положению в регионах
Конечно, в этих показателях могут скрываться и дачи, и индивидуальное жилищное строительство. Строительная сфера показывает существенные результаты благодаря в том числе программам льготного ипотечного кредитования. Однако экономист отмечает, что превалирующая доля ипотечного кредитования при покупке квартир означает, что и стройку тоже поддерживает бюджет. Ведь разницу между реальной ставкой и льготной покрывает он. Они подползают к половине триллиона рублей, — заключила эксперт. Читайте также на DK.
RU колонку Натальи Зубаревич о том, почему в России продолжают вкладывать миллиарды в нацпроекты, несмотря на дефицитный бюджет: «ОПК сейчас драйвер российской экономики. Вот только он производит недолгосрочный продукт».
Специалист считает, что падение производства грузовых авто могло быть еще большим, что сильно ударило бы экономике Татарстана.
Например, как то, что получил "Сибур" в результате сделки в 2021 году, будет продаваться на глобальные рынки? Вопросы есть.
Об этом сообщает "Вечерняя Москва". По ее словам, люди постоянно придумывают новые направления и бизнесы для реализации своих потребностей, с которыми ИИ не справится. Между тем в беседе с "Газетой. Эксперт уверен, что такие действия могут привести к обсессивно-компульсивному расстройству.
Чтобы избежать страшных последствий, он рекомендует установить программу для ограничения экранного времени, которая сама принудительно будет отключать интернет при продолжительном его использовании.
Если французские компании и другие европейские остаются на рынке, это о чем-то да говорит. РФ не изолирована от мировой экономики. Последствия для западных экономик от заморозки огромных активов ЦБ РФ, частных вкладов, отключения от SWIFT части банковской системы, еще дадут знать в среднесрочной перспективе для этих экономик.
Экономист Наталья Зубаревич: Не верю, что холодильник победит телевизор
Наталья Зубаревич: На доходы населения кризис повлиял меньше, чем на занятость. Наталья Зубаревич про минусы огромных территорий, регионы и власть. Известная самопиаром географ Зубаревич никогда не скрывала своего резко негативного отношения к происходящему в России и ее политическому режиму, и прежде занималась активным чесом по стране, представляя невзыскательной региональной публике свои. новости Ярославля. По словам Зубаревич, трудоспособное население традиционно едет в города побольше и тут «Карелии ничего объяснять не надо» — людей «пылесосит» Санкт-Петербург.
В обрабатывающей промышленности РФ наблюдается бурный рост, но это — предел
Директор региональной программы независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в подкасте «Шкала ценностей». В свежем интервью BILD на русском Зубаревич проанализировала, что происходит с российским бюджетом летом 2023 года и как выживают потребители и бизнес в непростых условиях — под давлением санкций и на фоне дешевеющего рубля. Экономика Интервью Натальи Зубаревич «Затыкайте уши»: Наталья Зубаревич — о нехватке медиков, росте цен и мечте о миллионниках в Кузбассе.
Что ждет российскую экономику. Наталья Зубаревич
Темы выпуска: Россия может перейти на шестидневную рабочую неделю; Почему реализуются самые «фантастические» законопроекты; Российско-китайские экономические отношения; Плюсы ориентированности экономики России на Китай; Китай объявил Владивосток своим внутренним. НВ Зубаревич, ИЕ Шульга, АЕ Суринов, ЛП Богданова, АА Каспржак, ООО Издательство Весь Мир, 2007. Ситуацию мы обсудили с главным научным сотрудником НИУ ВШЭ, специалистом в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии Натальей Зубаревич.