Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью. Главная» Новости» Интересные факты из жизни бажова. -Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ.
Павел Бажов
8. Павел Бажов прожил, будучи и мастером пера, и настоящим революционером, он преуспел во всех делах, за которые брался, и оставил потомкам значительное литературное наследие. Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова" Чем знаменит Книга неоднократно переиздавалась, пополняясь новыми произведениями. Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью. Читай также: Интересные факты о жизни Александра Блока, биография, творческое наследие, личная жизнь. У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет. Двойственная позиция Бажова объяснялась тем, что в советской фольклористике на какое-то время были утрачены критерии, позволяющие четко отличать произведения фольклора от литературы.
Духовная «полоса»
- Смотрите также
- Детство, Урал и рассказы деда Слышко
- Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
- 14 интересных фактов о Павле Бажове
- 10 фактов из биографии. П. П. Бажов
- Краткая биография Бажова для детей и классов, интересное о Павле Петровиче
Интересные факты о Бажове
Любимец детворы Павел Петрович Бажов сильно любил детей, а они отвечали ему такой же преданной любовью. Этот писатель говорил с детишками безо всякого сюсюканья, как со взрослыми людьми, потому что он был опытный и наблюдательный педагог. Этот мужчина всегда с должным пониманием относился к детским проблемам и ему хотелось увидеть в глазах своих подопечных настоящее счастье. В знак особенного детского доверия на столе Бажова всегда находился пионерский галстук, который ему был вручен пионерами первой железнодорожной школы. Это произошло в 1946 и 1950 годах. В момент собственной депутатской деятельности Бажов обстоятельно разбирался в каждом вопросе, быстро реагировал на появляющиеся проблемы, а главной чертой его депутатства была настойчивость. Этот мужчина нес собственное высокое звание депутата с достоинством и честью. Исключение из партии Впервые Павла Бажова исключили из партии в 1933 году. Через несколько месяцев данное исключение было заменено строгим выговором, который сняли с уже известного на то время писателя только в 1940 году. Причиной тому была несвоевременная выдача Бажову партийного билета в революционные времена. Второе исключение Павла Петровича Бажова из партии приходилось на 1937 год, это произошло из-за доноса М.
Причиной в этот раз стала документальная книга «Формирование на ходу», написанная этим писателем. Последние годы жизни В 1949 году писатель Бажов праздновал своё 70-летие. В этот торжественный день собралось очень много людей. Там присутствовали не только родственники и близкие друзья писателя, но и совсем незнакомые люди, которые высоко оценили литературное творчество Павла Петровича Бажова. Юбилейный вечер этого писателя проходил в Свердловской государственной филармонии.
Что ты можешь сказать нашему гражданину? Он же партийный. С детства. Значит, твоя партийная убежденность большой глубины и силы быть должна». Заменить «советский» на «русский», а «партийность» — на «православие» — и Пермская семинария была бы полностью солидарна со своим питомцем. В 1899 году Павел Бажев, семинарист, третий по успеваемости в своем выпуске то есть закончивший по первому разряду, с отличием , отказался от предложения продолжить образование в Киевской духовной академии, полностью за государственный счет. Хотя Киевская академия и была весьма уважаемым и серьезным высшим учебным заведением, но это было бы именно богословское образование, а вчерашний семинарист Павел Бажов духовной карьерой решительно не интересовался. Соблазнительно было бы представить знакомство «бородатого колдуна», будущего певца всей уральской потусторонней силы, и автора Воланда, самого эффектного дьявола русской литературы, но от этого соблазна приходится воздержаться. Возможности дальнейшего светского образования для Бажова при этом были ограничены. Собственно, для семинаристов оставались открытыми только окраинные университеты Томский, Дерптский и Варшавский , на такой шаг государство шло, чтобы молодые люди, столько лет обучавшиеся в семинариях, шли не в студенты, а в священники. Семинаристу, все-таки желающему поступить в университет, требовалось сдать экзамены за гимназический курс это был довольно серьезный объем знаний , а для поступления в эти три конкретных университета к тому времени, как Бажев закончил семинарию, выпускники первого разряда должны были из гимназического курса досдать только латынь. Ни в Дерпт, ни в Варшаву Бажев поехать не мог. К тому времени его мать овдовела, и здоровье ее сильно пошатнулось: из-за постоянной кропотливой работы при плохом освещении Августа Степановна к старости почти ослепла. Уезжать в такую даль и бросать ее он не мог, а ехать вместе было не по карману. Бажев попытался поступить в Томский университет, но не прошел. И на медицинский, и на юридический его факультеты конкурс был огромен — в основном из тех же семинаристов, желающих продолжить образование, но вне церковных рамок. Иногда причиной неудачи с Томским университетом называют «незаконопослушность» Бажева — небольшую отметку в его характеристике от начальства семинарии. Иногда — отсутствие необходимых средств для продолжения обучения. Возможно, повлияли все факторы одновременно. Павел Петрович выбрал стезю учительства — отправился в деревню Шайдуриха, в 26 км от железнодорожной станции Невьянск. Шайдуриха была относительно велика — 150 дворов, церковь, почта, население в основном было старообрядческое. Молодого учителя уважали, но кормили все равно из отдельной посуды: раскольник. Детям это не мешало, дети в учителя были влюблены. Когда через много лет Бажов навестил деревню, его еще помнили — и, как свидетельствуют очевидцы, радостных слез было много с обеих сторон. В Шайдурихе он проработал недолго. Причина была в том, что Бажову, окончившему семинарию, в приказном порядке велели, кроме положенных дисциплин, — родная речь и все, что необходимо в начальных классах, — заняться еще и Законом Божьим получив духовное образование, он имел право его преподавать. Право имел, а желания — нет, тем более что учить бы пришлось детей староверов в сравнительно небольшой деревне. Назревал скандал — и строптивый учитель просто уволился, тем более что в Екатеринбурге открылась вакансия в том самом духовном училище, которое он когда-то окончил с отличием. Занимался и русским языком, и церковно-славянским, вел черчение, арифметику, чистописание. Много путешествует по стране во время летних каникул заработная плата учителя в Российской империи это вполне позволяла. Увлеченно собирает и записывает фольклор родных мест: сказки, песни, яркие диалектизмы — «баские» словечки. Тем временем обстановка в стране постепенно накалялась, ожидания перемен и глухое недовольство среди рабочих, которое уже давно ощущалось в Питере и Москве, постепенно добиралось и до уральских заводов. Собственно, сыну Петра Сверла, местного «неблагонадежного», никаких иллюзий питать не приходилось с детства: все заводские — от старух до ребятишек — отлично знали, как и когда рабочие устраивали «педагогическое» избиение зарвавшихся мелких заводских чиновников рабочих — участников подобной «учи» потом старательно скрывали всем заводом , кого и за что уволили, кто чем недоволен. Обстановка на заводах все время балансировала на грани взрыва. Знакомство с различными экономическими и политическими воззрениями готовило почву, а большевики окончательно открыли Бажову глаза на причины этой ожесточенной и безнадежной войны «верхов» с «низами». Все больше и больше Бажов погружается в политику, примыкая к анархистам-народникам, чаще и чаще начинает оказываться «в ненужное время в ненужных местах». Он присутствовал в Сысерти при забастовке, выступал как ходатай по делам рабочих. В 1906 году он впервые пострадал за свою активную гражданскую позицию. Во время митинга 19 октября 1905 года спортивные ребята-черносотенцы напали на митингующих, среди которых были и школьники, в массовые избиения полиция, разумеется, не вмешивалась. В ближайшее воскресенье епископ Владимир по этому поводу произнес проповедь, в которой не только не осуждал пролившейся крови, но, наоборот, всецело поддержал не избиваемых — избивавших. Такая позиция церковноначалия вызвала настоящий шквал возмущения среди интеллигентов, была составлена некая телеграмма в Синод, ее подписали довольно многие, в том числе Бажов. Телеграмма достигла цели: в январе 1906 прибыла комиссия, Синод проводил расследование. Вызовы, допросы… За участие в недозволенном «учительском совете» педагог Бажов и другие «подписанты» были арестованы и две недели просидели в тюрьме. Естественно, его уволили из духовного училища. Но, по счастью, права преподавать его не лишили — и вскоре Бажов отыскал себе новое место. Преподаванию Бажов отдал 18 лет жизни и, по воспоминаниям своих питомцев, был в числе любимейших учителей. Особенно обожали остроумного и притом деликатного педагога девочки — воспитанницы епархиального училища, сами будущие учительницы. По воспоминаниям одной из его учениц: «Павел Петрович был самым любимым учителем среди епархиалок. На литературных вечерах в училище в знак особого уважения ученицы прикалывали своим любимым учителям разноцветные бантики из лент — красные, голубые, зеленые. Павлу Петровичу бантиков доставалось больше всех. Стоит, бывало, он у дверей учительской, улыбается всем приветливо, глаза счастливо блестят, а грудь у него вся — в ярких лентах. Никогда не повышал голоса, при ответе не торопил. Наводящий вопрос даст, подскажет… Знаете, какой он человек! Мы каждый раз ждали встречи с ним, как с родным. Взгляд у него был ласковый». Павел Бажов Со своей будущей женой он познакомился, когда она была еще ученицей епархиального училища. Бажов сделал ей предложение практически сразу же после выпускного бала. Валентина ответила согласием. В 1911 году «преподаватель екатеринбургского епархиального училища П. Бажов, православный, 32 лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой, 19 лет». Свидетелем со стороны жениха был его коллега, учитель. После венчания молодые отправились в Крым. Этот брак продлился почти 40 лет — разлучила их только смерть. Вообще чета Бажовых, по воспоминаниям всех окружающих, — и своих, близких, и посторонних, — была на удивление гармонична, даже несколько неправдоподобно гармонична для этого мира. Судьба Бажовых не баловала, им выпало пережить множество по-настоящему страшных вещей — и вместе, и поврозь, — но все равно они были неразлучны. Вот так — с самого начала и на всю жизнь. По воспоминаниям дочери, Ариадны Павловны, на Бажова неоднократно засматривались дамы, но он никогда и в мыслях не мог допустить, что рядом с ним может оказаться кто-то, кроме его Валяночки. И сама Валентина Александровна, овдовев, так и осталась женой единого супруга. Интересно, что такую же возвышенную, чистую любовь к своей жене питал еще один уроженец здешних мест, сказочник и педагог Александр Мелентьевич Волков русский автор «Изумрудного города». Может быть, такие взаимоотношения и не были настолько редкими в это время, просто сейчас воспринимаются как нечто исключительное. Как подобает супругу, мужчине и главе семьи, Павел Петрович озаботился самыми насущными вопросами. Оставаться на казенной квартире с перспективами все более увеличивающегося семейства было бы хлопотно — и, взяв ссуду, Бажовы купили участок земли в Екатеринбурге и начали строить просторное, поместительное жилище. Дом из крепких толстых бревен, с высокими потолками и большими окнами до сих пор стоит в Екатеринбурге, добротный, сработанный на совесть. Теперь там музей Бажова. Валентина Александровна после смерти супруга оставила там все в точности так, как было при нем, и передала его государству, переселившись в обычную городскую квартиру. Но, конечно, когда строительство началось, никто и представить не мог, сколько бед и потрясений придется испытать молодому семейству и как дело обернется. В Екатеринбурге в семье Бажовых появилось уже двое детей, мать Павла Петровича, почти слепая, сама нуждалась в постоянном пригляде и помочь невестке никак не могла, и было решено на время переехать в Камышлов: там жили Иваницкие, которые могли при случае оказать помощь. В Камышлове родился третий ребенок Бажовых, сын Алексей, там же, к великому горю всех домашних, скончалась Августа Степановна и была погребена на местном кладбище. Во время Первой мировой отца троих малолетних детей, педагога, на фронт никто не призывал — и в добровольцы Бажов не торопился, хватало своих хлопот. К 1917 году Бажов был уже давно и крепко связан с большевиками, выполнял поручения партии, работал в местном партийном издательском органе — и автором, и корректором, и метранпажем. В своей автобиографии он довольно скупо описывает этот период так: «Работал в контакте с рабочими железнодорожного депо, которые стояли на большевистских позициях. С начала открытых военных действий поступил добровольцем в Красную армию и принимал участие в боевых операциях на уральском фронте. Основной работой была редакторская». После Февральской революции к педагогической деятельности Бажов не вернулся. Он с головой ушел в общественную жизнь: был даже городским головой, но выступал от эсеров. В РКП б вступил только в 1918 году. В июле 1918-го ему и 28 солдатам Камышловского полка было выдано партийное поручение: отправиться в Пермь и сдать губисполкому экспроприированные банковские ценности. Возвратиться в Камышлов, к семье и беременной жене, он уже не мог, поскольку Камышлов оказался отрезанным. Там были белые — и оказаться в их руках заведомо красному было бы самоубийством. Бажов остается с Красной армией, становится секретарем парторганизации штаба дивизии, становится редактором газеты политотдела 29-й дивизии «Окопная правда». Газета вместе с типографией располагается в двух вагонах поезда. В качестве редактора боевого листка Бажов собирал информацию, встречался с бойцами, участвовал в боевых действиях. Дочь его Ариадна вспоминала, что не могла бы представить своего сугубо мирного отца в бою, но сам Павел Петрович, хоть и не любил рассказывать родным о боевом опыте, его не отрицал. И еще — он всегда был хорошим стрелком. Обрабатывая информацию, редактор составлял политические сводки, фиксировал изменения на фронте, в том же вагоне доставляли на фронт почту. В декабре 1918 года эшелоны с частями Красной армии, отступавшие через Нижний Тагил на Пермь, попали в ловушку: 25 декабря в Пермь вошел Колчак. Отступать было некуда, разгром был колоссальный. Редактор получил приказ — уничтожить вагон с документы. Он не успел до конца выполнить поручение, его схватили, и Бажов оказался в колчаковской тюрьме. Впоследствии, оправдываясь за то, что попал тогда в плен, он писал: «Когда человек выбегает из зажженного им вагона и сразу попадает под удар прикладом, а потом после зверского избиения уводится в бесчувственном состоянии в тюрьму, то трактовать это как сдачу — значит, либо не понимать действительного смысла этого слова, либо злоупотреблять им в каких-то особых целях». Из тюрьмы он сумел выбраться через пять дней, его спасло лишь то, что он был в гражданской одежде — и никто его не знал. Свирепость обеих сторон стоила друг друга. Жертв со стороны красных было не меньше — как и жестокости. В том же году среди тысяч и тысяч прочих жертв террора был казнен священник Петр Семенович Смородцев — красноармейцы увели его «на общественные работы», когда труп был обнаружен, его признали только по подряснику: голова Смородцева была разбита топором или кайлом, лицо изуродовано, переломаны рука и нога, имелись штыковые и огнестрельные раны. Отец Петр был родным братом Николая Семеновича Смородцева, когда-то сыгравшего такую важную роль в жизни большевика Павла Бажова. Чудом он сумел преодолеть почти 500 км, идя через Уткинский Завод к Екатеринбургу, а оттуда — дойти до Камышлова. Когда он наконец добрался до города, то встреча его с Валянушкой оказалась горькой. Бажов отыскал Валентину Александровну в холодном бараке, у нее была скарлатина.
Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова. Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом. Сам М. Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум. Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович [Бирюков, ураловед, фольклорист, исследователь] ответил, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так, рабочего фольклора нет? Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им «Дорогое имячко». Сказ не вошел в сборник, поскольку Блинова посчитала его уж слишком авторским, а вскоре Блинова и Бирюков рассорились окончательно — Елизавета Максимовна уволилась из издательства, и второй предполагавшийся том так и не вышел. Но начало сказам было положено, а вскоре «Дорогое имячко» и ряд других появились в печати — в журнале «Красная новь». Художник Детгиза Вл. Лебедев, прочитавший их в рукописи, был буквально очарован — и увез их в Москву. Бажов был в литературе все еще персоной нон грата, так что сказы были опубликованы под псевдонимом П. Вокруг сказов разгорелся литературный скандал: что это — «фэйк-лор» или попытка «зачерпнуть из народного источника» и получить гонорар? И вот во время своего вынужденного затворничества Бажов, без оглядки на кого бы то ни было, писал свои сказы так, как душа велела. Первое чтение «Хозяйки Медной горы» прошло дома, под зацветшей липой, 16 июля. Это была серебряная свадьба Бажовых — и вечером, за скромным праздничным столом, чуть конфузясь, Павел Петрович принес тетрадку и прочитал своим домашним сказ, посвятив его жене. Всего в этом своем «великом сидении» Бажов написал 14 сказов. Это был совершенно другой, ни на что не похожий Урал. Здесь рядом с людьми постоянно присутствовали добрые или неблагие хранители мест, горные хозяева, сторожи кладов и вся та порою кромешная жуть, порою — покровители и защитники, превращающие Урал в место силы. Здесь тяжелейший барский гнет ничего не мог поделать с изначальной внутренней свободой гения, а веселые мастера ни в чем не уступали бессмертным духам Урала. В легендах оживала и другая, альтернативная история этих мест, «стары люди», разбрасывающие золотые слитки, казацкий атаман Ермак и его лебедушка-невеста, запертая в горе красавица, вечно оплакивающая своего мертвого жениха, в ожидании, пока родится поколение, свободное от жажды наживы… «Малахитовая шкатулка» открывала для людей такую родину, за которую не жаль было и умереть. В сущности, воссоздавая народный, насквозь пронизанный чудесным и при этом абсолютно естественный мир — мир былин, легенд, Бажов подарил нам сказку для взрослых, в которой оставалась высшая справедливость, где уважения был достоин не знатный или богатый, а достойный, и можно было в самой отчаянной ситуации обрести внезапное спасение, где потусторонние силы вставали на твою сторону, если ты был этого достоин. И, конечно, в сказах, не сказках этих вставала сырая, неотразимо притягательная, опасная и прекрасная магия — и самой сильной магией была верность, красота и любовь. Маятник потянуло в обратную сторону — и «перегибы на местах» было велено исправлять. Бажова восстановили в партии поскольку под молот попали те, кто его карал , а сказы «Малахитовой шкатулки» пошли в печать, появляясь в различных журналах и даже газетах. Они имели феноменальный успех, вскоре была издана отдельная книга — притом вопрос, подлинно ли народное это творчество — или все же авторское, оставался. Так, Демьян Бедный, генералиссимус советской поэзии, был свято убежден, что Бажов выступает всего лишь как литературный обработчик, а раз так, то, отдавая должное его искусству, особенно церемониться тут нечего. И на протяжении почти двух лет, пока сохранялась интрига, он бережно, насколько мог, сохраняя обороты бажовской речи, перекладывал его сказы в довольно неуклюжие вирши. Получалось нечто в этом роде: Мастеров знали мраморских все: А работа у них по красе Где еще поискать-то на свете на белом? Только все ж в Полевой Были тож мастера с головой, Шла молва и об их мастерстве знаменитом — Вся различка от мраморских та, что они Обращались не с мрамором, а с малахитом. А Фомич между ними — ни с кем не сравни: Если речь шла о новом о чем, не избитом, Знали все, что работа, мол, та по плечу Одному Фомичу. Зачем он это делал — бог весть, потому что мог и полагал, что имеет право. Демьянова убежденность оказала Бажову хорошую услугу: в крайне иерархичной структуре советской литературы Д. Бедный был барином-покровителем. Но и более высокое покровительство не заставило себя ждать. После тяжелого испытания бедностью, заброшенностью и одиночеством Бажова ждал совершенно оглушительный успех, а немного спустя орден Ленина и Вторая Сталинская премия. Тем не менее шестидесятилетний автор внезапного бестселлера был уже слишком стар, мудр и опытен, чтобы резко менять свою жизнь. Все в его жизни осталось как было, за исключением того, что теперь можно было не экономить каждую копейку — и в его дом опять зачастили посетители. Шуму прибавилось.
Сначала автором своих сказов писатель называл Хмелинина, но позже он убрал эту фамилию из всех черновиков. Больше всего сказов литератор написал в самое трудное для своей семьи время — когда его в очередной раз исключили из партии и отказывались принимать на работу. Большое семейство тогда выживало за счет своего огорода и скромного жалования родственницы, сестры супруги литератора, работавшей библиотекарем. Выручала их и корова, за которой ухаживала жена, Валентина Александровна. А у самого Бажова в этот период вынужденного безделья появилось время для творчества, и он его успешно использовал. Все свои произведения автор написал в доме, стоящем на углу улиц Чапаева и Большакова. Он и раньше жил на улице Болотной Большакова , но старый дом погиб в пожарище. Строение на улице Чапаева 11 писатель стал возводить в 1911 году. До отъезда в Камышлов семья литератора жила в нем в течение трех лет. После возвращения из Казахстана Бажов вновь поселился в своем доме и жил здесь до самой кончины. В доме четыре комнаты, кабинет писателя одновременно служил спальней для супружеской четы. Одна сторона дома смотрит в сад, посаженный руками Бажовых. В нем растут яблони, вишня, рябина, черемуха, березы и липы. Писатель особенно любил скамейку под рябиной, где он часто отдыхал в летнюю жару. Сохранился и столик под липой, где он часто работал. Девушка была его ученицей, он долго присматривался к ней, на выпускном вечере сделал предложение. Павел Бажов с женой Эта счастливая супружеская пара вырастила троих дочерей, всего же детей было семь, четверо из них умерли во младенчестве. В браке супруги прожили почти 40 лет. Причина смерти Уральский писатель скончался от рака легких в начале зимы 1950 года. Он очень любил свой урал, не собирался покидать его, но умер в Кремлевской больнице. Прах знаменитого литератора погребен на Ивановском кладбище в Свердловске. Памятник Павлу Бажову Через одиннадцать лет там был установлен памятник, автором которого является скульптор А.
Павел Бажов - биография, новости, личная жизнь
Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы. 10 Интересных фактов Павел Петрович Бажов. Человек позднего цветения, Павел Бажов, стал писателем в 60, а через 10 лет умер.
Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество
Он рассматривал ее в движении, в непрестанном развитии, внимательно изучал, что и как в ней отсеивается или закрепляется великим художником - народом. Работе по расширению словарного состава сказов, по использованию всех речевых возможностей народного русского языка писатель придавал большое значение. Среди получивших эту премию был, например писатель Алексей Иванов с его, нашумевшей и шокирующей публику книгой Ебург. Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле». Использовались также фамилии Хмелинин, Осинцев и Старозаводский. Самые известные из них — кинофильм «Каменный цветок», опера К.
Молчанова «Каменный цветок» балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке», симфоническая поэма А. Муравьева «Азов-гора». Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова" Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта.
При этом отбрасывалась значительная часть фольклора населения Урала, прежде всего крестьянский фольклор. Об этом явлении можно судить по тому, что собирателю фольклора И. Стяжкину было указано фольклористом университета Кукшановым, что «всякие элементы религиозного содержания, грубоватого просторечья совершенно недопустимы». В итоге из сборника фольклорных материалов И.
Стяжкина 1219 страниц , переданного в 1949—1957 годах специалистам УрГУ, были опубликованы только несколько пословиц и поговорок, исторические песни, сказка «Царь Петр и матрос» и песня «Товарищ боец, становись запевалой». Прочие сведения[ ] Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который, в свою очередь, является внуком Аркадия Гайдара. Там Хозяйка — могучий дух подземного царства, но с несколько безрассудным характером. Прототип главного героя бажовских сказов, Данилы-мастера, согласно книге «Режевские сокровища», родился и вырос на уральской реке Реж, в деревне Колташи, это знаменитый горщик Данила Зверев. Бажов скончался в Москве 3 декабря 1950 года. Похороны состоялись в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 г. Могила писателя находится на холме, на центральной аллее кладбища.
Факт 4. В течение жизни Павел Бажов написал полсотни сказов. Это довольно внушительная цифра, если учесть, что он впервые попробовал свои силы в качестве писателя, когда ему исполнилось уже 57 лет. При этом после Великой Отечественной зрение у него сильно ослабело, но работать он не прекращал. Факт 5. Горячо поддерживая большевистскую революцию и идеи коммунизма, Павел Бажов, однако, был довольно упрямым человеком, к тому же прямолинейным. Из-за этого у него не раз возникали конфликты с вышестоящими лицами, и его дважды исключали из коммунистической партии. Потом, правда, восстанавливали, и он всё равно был на хорошем счету у властей. Бажов даже дважды избирался депутатом Верховного Совета. Факт 6.
Многие его произведения в советские времена были экранизированы. По ним снимались как киноленты, так и разнообразные мультфильмы. Этот балет был создан в 1954 году, и он получил широкое признание. Помимо сказов, он писал и другую литературу. Из-под пера Павла Петровича вышло немало серьёзных трудов, посвящённых истории Урала. Однажды Павла Бажова исключили из компартии по доносу, в котором он был обвинён в присвоении партийного стажа. Правда, спустя несколько месяцев ему всё-таки вернули партбилет, тем самым восстановив его. Он долгое время работал над книгой, посвящённой строительству Краснокамского бумажного комбината. Но, пока велась работа, разные люди, задействованные в этом строительстве, были репрессированы советскими властями, и в итоге книгу опубликовать так и не решились. Второй раз Павел Бажов был исключен из партии на целый год, и его даже уволили с работы. В этот год и его семья выжили исключительно благодаря своему огороду. Они считаются главным трудом в жизни этого талантливого литератора.
Писатель для взрослых
- 14 интересных фактов о Павле Бажове
- 25 интересных фактов о Павле Бажове
- Опыт других людей
- Интересные факты про бажова
- Начало творческого пути
Факты из биографии бажова
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет. Детство и юность Родился Павел 15 27 января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге поступил в духовную семинарию Перми.
Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка. Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке у них родилось четверо детей. Начало творческого пути Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны.
В период летних каникул Павел Петрович путешествовал по окрестным деревням, собирал диалектизмы, фольклор, пословицы и поговорки. Некоторое время Бажов был преподавателем духовного училища в Камышлове. Павел Петрович был ярым революционером.
Было время, когда он состоял в партии эсеров, но затем примкнул к большевикам. Во время Гражданской войны вел активную деятельность, устанавливал советскую власть в России, в Казахстане. Он был организатором подполья в Усть-Каменогорске, готовил своих товарищей к подпольной деятельности на случай перехода населенного пункта под власть белогвардейцев.
Когда город захватили белые повстанцы, Бажов в течение полугода бездействовал, чтобы сохранить свою жизнь. Впоследствии его много упрекали за это, но сил подпольщиков в конце 1918 годы было недостаточно для вооруженного восстания, и Бажов это прекрасно понимал. Через шесть месяцев он возобновил деятельность, объединил несколько партизанских отрядов в единую ударную силу.
После восстановления советской власти в Усть-Каменогорске стал организатором нового Совдепа. При его непосредственным участием было подавлено готовившееся восстание белогвардейцев, предводителем которых был Козырь. Во второй половине 20-го года Бажов был главой продовольственного отряда, особым уполномоченным уездного продовольственного комитета, заведующим комитетом народного образования.
На последнием посту Бажов стал организатором учительских курсов и ликбеза. Он занимался восстановлением Риддерского рудника, решал другие важные вопросы, связанные с работой народного хозяйства. В этот период на Бажова стали поступать доносы, его обвиняли в долгом бездействии во время переворота в Усть-Каменогорске.
Павел Петрович возвратился на урал. Творчество Доносы преследовали его на протяжении 15 лет, Бажова дважды исключали из партии, но оба раза восстанавливали уже через год. Его обвиняли и «за приписывание партийного стажа».
В Камышлове Бажов занимался литературной деятельностью, работал в «Уральской областной крестьянской газете». Он был главой редакторского комитета по написанию книг, посвященных строительству Краснокамского бумажного комбината, истории Камышловского полка. Произведения не были опубликованы, их герои попали под репрессию.
Павел Бажов в творческом процессе Книга Бажова «Уральские были» увидела свет в 1924 году.
На его столе как знак особого детского доверия лежал пионерский галстук, который ему вручили пионеры первой железнодорожной школы. В период с 1938 по 1945 годы им были написаны специально для детей целый ряд произведений. Среди них Серебряное копытце, Золотой волос, Голубая змейка.
Исключение из партии Великая мечта о счастье не только для детей, но и для взрослых сопровождала Бажова всю его жизнь. Осуществлял писатель эту мечту вместе с народом, в общем с ним труде. В 1918 году Бажова приняли в партию. В 1937 году он написал книгу «Формирование на ходу», посвящённую победам власти Советов, за которую потом его исключили по доносу Михаила Кашеварова из партии.
В результате на целый год Бажов остался без работы и прозябал в нищете. Писатель очень сильно переживал, и только его неукротимая воля к жизни и вера в справедливость помогла ему преодолеть душевный кризис. Первый создатель нового жанра — советского литературного сказа Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. Его сказы отличались новизной и оригинальностью, так как в них была отражена история рабочего класса и промышленности России.
Первый его сказ «Дорогое имечко» увидел свет в 1936 году после первого съезда советских писателей. Именно после этого съезда в корне изменилось отношение к сказке, и она заняла в литературе страны Советов подобающее ей место.
Они считаются главным трудом в жизни этого талантливого литератора. Действие многих его сказов разворачивается в окрестностях города Полевской, в котором он жил около трёх лет. На современном гербе Полевского даже можно увидеть образы из его сказов — Каменный цветок и Хозяйку Медной горы. В некоторых сказочных произведениях Павла Бажова упоминаются вполне реальные люди. Так, в двух из них есть упоминание о Ленине. Литературная карьера его была довольно короткой. Всерьёз Павел Петрович увлёкся ей за 14 лет до смерти, в возрасте 57 лет. До этого он уже собирал фольклор, но сказов ещё не писал.
Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях! Отправить оценку Средний рейтинг: 3. Количество оценок: 134 Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Бажов: кровавый большевик, жертва режима или солнце уральской литературы?
-Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. Интересные факты. У Бажова были государственные награды — медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и орден Ленина, а также Сталинская премия за сборник «Малахитовая шкатулка». Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью. Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Правильный ответ. Интересен факт, что в 1937 г. Павел Бажов был исключен из компартии, поскольку на него был совершен донос.
Павел Бажов: трудный путь к «Малахитовой шкатулке»
Представляем интересные факты о Бажове. 1. Бажов всегда тяготел к литературе, и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки. Из-под пера Павла Бажова вышли многочисленные публицистические и журналистские тексты, несколько художественных произведений. «Хорошие новости» побывали в легендарном месте — доме-музее Павла Бажова.
Бажов, Павел Петрович
Мы попробовали определить архетипы некоторых из них. Дед Слышко — рассказчик, у которого был вполне реальный прототип — сторож заводского склада Василий Хмелинин. Тем не менее, образ деда можно соотнести со сказителем Баяном. Он единственный, кто знает весь описываемый им мир, он же выступает связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Всезнайство Слышко не выходит за пределы сысертских заводов. Чтобы понять, что происходило вне обозримого для него пространства, он нуждается в помощи. Как и многие фольклорные персонажи, Слышко обладает целым рядом посредников, среди которых и живые герои, и неодушевленные магические предметы.
Несмотря на заявленное авторство «Сказов», Слышко выступает в качестве alter ego самого Бажова, заменяя его в сознании читателей. Хозяйка Медной горы — дух или бог местности. Этот персонаж появляется перед героями или в виде прекрасной женщины, или в виде ящерки в короне. Как и любой дух, Хозяйка привязана к области своих владений и считает себя здесь полноправной правительницей. Ее не интересуют события, происходящие в поселке, но она не может простить нарушения границы: «Не любит будто она, как под землей в зоне ее господства, ред. Поэтому-то и погибает Северьян, герой сказа «Приказчиковы подошвы», поэтому-то «заграничной барыне», объявившей себя единственной хозяйкой горы, и предстоит узнать почем фунт лиха сказ «Таюткино зеркальце».
Еще две ипостаси Хозяйки — персонификация «земли-матери» и персонификация рока.
Примыкал к группировкам анархистов, к эсерам, потом — к большевикам, помогал организовывать забастовки на уральских заводах, состоял в революционном учительском кружке. В 1917 году бросил преподавание и с головой ушел в общественную работу. В это время Бажовы с двумя дочерьми, Ольгой и Еленой, жили в городе Камышлове, с родителями Валентины. Бажов был известным человеком в городе, входил в уездный Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, был комиссаром просвещения. Потом ушел добровольцем в Красную армию, попал в плен, бежал. В маленьком городке все знали, что Бажов — большевик. Белые арестовали всех его родственников, шашками зарубили племянника. Жену и новорожденного сына Бажова положили в нетопленный барак, к больным скарлатиной. Бажов не успел увидеть своего сына живым — мальчик заразился и вскоре умер.
Как только появилась возможность, Валентина с детьми приехала к мужу. Гражданская окончилась, Бажов открывал газеты, создал на Алтае крестьянский университет. В 1921 году заболел тифом и малярией. Он едва не умер по дороге на Урал — Валентина всю дорогу не отходила от него. Мужа она вытащила, но по дороге простудился и умер их торой сын Вова. Мальчику было всего три года. Это не последний ребенок, которого Бажовым было суждено потерять. Чёрная полоса На Урале поселились в доме, который построили еще до революции. Бажов работал в Крестьянской газете, выпустил несколько сборников очерков.
Сказки не для одной забавы складывались.
В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала. В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь. А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой. По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница. Несомненно, что видимый издалека профиль Азова был приметным пунктом на этом историческом пути через завоеванные, но не освоенные еще земли, покрытые дремучими лесами и таившие на каждом шагу немало опасностей. Вероятно, на Азове некоторые из удальцов находили себе и временный приют. Все это в результате и порождало новые сказания и легенды об этой знаковой горе. Безусловно, интересно и само ее название — Азов, более характерное для южных земель России, нежели для Урала. Разумеется, что Бажов, будучи художником тонким и вдумчивым, всю жизнь посвятив собиранию народных дум и сказов, равнодушно пройти мимо Азов-горы не мог.
На материале преданий об Азове он построит один из самых первых своих сказов — «Дорогое имячко». Искренне будет радоваться Павел Петрович и тогда, когда на горе станут находить любопытные находки. Ну а после выхода в свет «Малахитовой шкатулки» интерес к Азов-горе тем более повысится. Несколько позже на горе начнут работать уже профессиональные археологи, которым на ней посчастливится сделать и ряд важных научных открытий, подтверждавших неоднократно высказываемые Бажовым предположения о исторической ценности этой знаменитой горы со столь странным для тех мест названием. По воспоминаниям современников, Бажов был необычайно трудолюбивым человеком. Писательством он занялся, работая в газетах, а первая его книга «Уральские были» вышла из печати в 1924 году, в то время, когда он служил в редакции екатеринбургской «Крестьянской газеты».
В последующие годы им будут написаны и подготовлены для опубликования книги «К расчету», «Пять ступеней коллективизации», «Бойцы первого призыва», «Формирование на ходу», «Зеленая кобылка». А с 1936 года начнут публиковаться и его первые сказы: «Дорогое имячко», «Про Великого Полоза», «У караулки на Медной горе». Они, эти три первые сказа, положат начало и прекрасной «Малахитовой шкатулке», состоявшей уже из четырнадцати сказов и увидевшей свет тремя годами позже. К концу же своей жизни Бажов в общей сложности напишет свыше сорока сказов, составивших, по существу, основное его литературное наследие. Практически одновременно с «Малахитовой шкатулкой» Бажов писал и книгу для детей «Зеленая кобылка», вышедшую отдельным изданием в 1940 году. В издательстве посмеялись над оконфузившимся рецензентом. Я, действительно, молодой детский писатель. Первые шаги в детской литературе делаю. Кроме Колдункова, у Павла Петровича был еще ряд псевдонимов: Осинцев, Старозаводский, Деревенский и, наконец, Чипонев, что означало: читатель поневоле. Этим псевдонимом он подписывал свои рецензии, как правило, резко обличительные». Конечно, Бажов не кривил душой, когда говорил о том, что стал детским писателем. К детям он относился трепетно, с огромной отцовской любовью и ему было, о чем им в своих книгах поведать. Любила его и детвора, зачитывавшаяся «Малахитовой шкатулкой» и другими произведениями писателя. Являлся он и почетным пионером. Участие же в мероприятиях свердловской пионерии Бажов считал для себя делом важным, ответственным, ко многому обязывающим. Об отношении же детей к Павлу Петровичу красноречиво говорят строки, написанные о нем одной свердловской школьницей, тяжело заболевшей и направленной на лечение в Москву, увы, не увенчавшееся успехом. Стихотворение, сочиненное этой девочкой по имени Наташа, станет для нее последним… На дворе пурга в окно стучится, В комнате уютно и темно, Мне сегодня что-то вдруг не спится, Ночь уж на дворе стоит давно.