Тем интереснее, что «рабочий фольклор» Бажова в литературной обработке массово обрел своего читателя только в 1930-1940-х гг. Причудливые старинные сюжеты, родом с Урала, отзывались реальной жизни рабочих-горнодобытчиков. Павел Петрович Бажов, открывший всему миру уральские легенды, родился 27 января (15 января по старому стилю) 1879 года, в поселке Сысертский Завод в семье рабочего. В данной презентации представлена подборка интересных фактов о жизни и творчестве Павла Петровича Бажова, автора знакомых многим с детства сказов, замечательного писателя, публициста и фольклориста. Свердловские власти объявили 2019-й годом писателя Павла Бажова: в январе ему исполнилось 140 лет.
Вселенная Павла Бажова. Как уральский писатель создал самоцветный мир сказов
Проект "Мой Урал" продолжает свое изучение истории, литературы и культуры Урала. Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист и революционер, автор легендарного сборника «Малахитовая шкатулка». Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью. Издатели очень торопились выпустить её к 60-летию Бажова, и не успевали напечатать массовый тираж. Интересен факт, что в 1937 г. Павел Бажов был исключен из компартии, поскольку на него был совершен донос.
Интересные факты про Бажова Павла Петровича
- Три династии
- Интересные факты про бажова
- Библиография
- Топ-10 интересных фактов о Павле Бажове
Бажов в деталях
Интересные факты из жизни Бажова включают его детство в Уральских горах, его работу в качестве горнорабочего и его увлечение фольклором и уральской культурой. Какие произведения Бажова стали особенно популярными? Эти произведения прославили Бажова как выдающегося писателя-фольклориста. Полезные советы Изучите биографию Павла Бажова, чтобы лучше понять контекст его произведений и вдохновение для создания персонажей.
Тика 1804 и «Фалунские рудники» Э. Гофмана 1819. Великий Полоз — змей, образ которого восходит и к языческим змеям разных культур, символизирующим плодородие, бесконечность мира Уроборос , домашний очаг, мудрость, и к христианской культуре искушение. У Бажова полоз изначально предстает нейтральным существом, также, как и Хозяйка Медной горы, охраняющим свои владения: «Не любит, вишь, он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял». Полоз мудр, сразу распознает на что падок Костька, но суров и мстителен. Как и любому духу, ему чужды человеческие чувства, поэтому он и преследует одну из своих дочерей, Золотой волос, за то, что та посмела выйти замуж за башкирского богатыря Айлыпа. Интересны и дочери Полоза: змеевки.
Во-первых, уже упомянутая Золотой Волос — женщина с прекрасными волосами, может соотноситься с другим мифологическим существом — Медузой Горгоной, также восхищавшей окружающих своей внешностью до тех пор, пока Афина не превратила ее в чудовище. Во-вторых, образ женщины-змеи присутствует во многих эпосах, оттуда он перекочевал и в сказки. Один из самых известных подобных персонажей — Серпентина из сказки Гофмана. В произведениях Бажова присутствует еще один змей — Дайко, натура которого также двойственна. С одной стороны, Дайко одаривает золотом Глафиру с Перфилом, с другой, именно из-за золота исчезает староверческая община на Урале. Бабка Синюшка — еще один персонаж, отражающий женское агрессивное начало. Перед удалыми и сильными бабка оборачивается «красной девкой», пытаясь их погубить, так что с одной стороны этот персонаж родственен сиренам.
Особенно его интересовали предания, которые рассказывали рабочие уральских заводов. В годы Гражданской войны весь архив этих материалов погиб. Многие детали писатель восстанавливал для своих произведений по памяти. В 1930-х Бажов вновь стал собирать фольклор. В поездках он обращался к «заводским старикам» — так прозаик называл людей, которые несколько десятков лет работали на заводах. Такой труд был тяжелым и опасным, горные мастера часто получали увечья, многие оставались инвалидами. Рабочих переводили на легкий труд: они служили сторожами, кладовщиками. Старики рассказывали предания, которые слышали еще от своих дедов, и дополняли их собственными деталями. Народ у нас, конечно, тяжеловат. На первый взгляд, может быть, вам покажется трудным. Верно, пока к вам не пригляделись наши, будут держаться нелюдимыми. Исторически сложился такой характер. Жизнь такая была. Особые условия. Рубеж между Европой и Азией, между вольницей и каторгой. Но уж если вас тут полюбят, то уж знайте — это навсегда. Лев Кассиль. Воспоминания о Павле Бажове» «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов начал печатать сказы в журналах в середине 1930-х. В 1939 году вышел сборник «Малахитовая шкатулка», в нем были опубликованы авторские произведения по мотивам рабочего фольклора. Изначально книга состояла из 14 сказов.
Воспоминания о Павле Бажове» «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов начал печатать сказы в журналах в середине 1930-х. В 1939 году вышел сборник «Малахитовая шкатулка», в нем были опубликованы авторские произведения по мотивам рабочего фольклора. Изначально книга состояла из 14 сказов. Затем Бажов дополнил его произведениями из циклов «Сказы об оружейниках» и «Сказы о немцах». В некоторых из сказов повествование ведет вымышленный рассказчик, дедушка Слышко. Его прототипом стал сторож заводского склада Василий Хмелинин, который рассказывал Бажову много историй. В речи дедушки Слышко автор использовал много диалектизмов и профессиональной лексики горных рабочих. Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница. В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западенка», «Малахитовая шкатулка». Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Волосы ее Бажов описывает так: «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь». Малахитница в сказах могла показаться в виде ящерицы с короной, а иногда герои слышали только ее голос. Однако Хозяйка горы не сводится на роль только пособницы, соучастницы, хранительницы собранного кладов. Нет, она распоряжается не кладами, а «земельными богатствами», и распоряжается самостоятельно.
Павел Бажов - биография, новости, личная жизнь
Интересные факты о бажове П бажов краткий рассказ о писателе. Па́вел Петро́вич Бажо́в — русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. Павел Бажов — интересные факты. П. П. Бажов известен многим людям с самого детства как «уральский сказочник». Главная» Новости» Интересные факты из жизни бажова. Па́вел Петро́вич Бажо́в — русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. Среди наиболее интересных фактов Бажова следует отметить его страсть к путешествиям, которые охватили весь Российский империйский простор.
Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
И причиной становился не сам факт чрезмерного употребления спиртного, а слишком уж острый язык — напившись, он критиковал и высмеивал руководство завода. За это Петру даже дали кличку «Сверло». Правда, специалистов подобного уровня найти в то время было сложно, поэтому, как только случались на заводе серьёзные проблемы, начальство брало Петра Васильевича обратно на работу. Только до прощения верхушка завода снисходила не сразу, уволенному порой приходилось самому долго их упрашивать и ждать месяцами, а то и дольше. Родители Павла Бажова В такие периоды безденежья отец подыскивал случайные заработки, но в основном семья кормилась за счёт мамы — редкой мастерицы Августы Стефановны.
Её девичья фамилия была Осинцева, она принадлежала роду польских крестьян. Днём мама занималась хозяйством, а по вечерам кропотливо вывязывала на заказ для жён заводского начальства кружева, ажурные чулки, которые по красоте и качеству намного превосходили изделия машинной вязки. Из-за такого ночного вязания впоследствии у Августы Стефановны сильно испортилось зрение. Бажовы, как и любая другая семья трудового Урала, бережно хранили и передавали из поколения в поколение воспоминания о предках, которые были знатоками своего дела и считали труд единственным смыслом в нелёгкой жизни.
Детство Павел был единственным ребёнком в семье. Его отец, несмотря на алкоголь и злой язык, сына обожал, потакал ему во всём. Ещё более терпеливой и мягкой была мама. Так что маленький Паша рос, окружённый заботой и любовью.
Долгими зимними вечерами в семье Бажовых любили усаживаться у печи и слушать бабушкины рассказы о том, как встречались работники рудников с таинственными и фантастическими помощниками — Золотым Полозом или горной маткой Хозяйкой, которые иногда относились к людям по-доброму, а иной раз бывали откровенно враждебны. Начальное образование Несмотря на то, что порой финансовое положение семьи было сложное, родители дали единственному сыну достойное образование. Учиться мальчик начал в четырёхлетней земской школе города Сысерти, где сразу стал выделяться своими способностями среди учащихся. Как сам он позднее вспоминал, помог ему в этом Александр Сергеевич Пушкин.
Если бы не томик стихов великого поэта, то возможно Павел Бажов так и остался бы заводским парнишкой с четырьмя классами образования. На тяжёлых условиях досталась ему эта книжка, библиотекарь сказал, что нужно выучить её наизусть. Скорее всего, это была шутка, но Паша воспринял задание всерьёз. Преподаватель земской школы с первых месяцев обучения обратил внимание на смекалку и способности Бажова, он советовал родителям обязательно отдавать сына учиться дальше.
Но когда учитель узнал, что Павел знает наизусть весь томик стихов Пушкина, то показал одарённого ребёнка приятелю Николаю Смородинцеву — ветеринару из Екатеринбурга. Благодаря этому неравнодушному человеку Павел получил шанс продолжить учёбу. Обучение в духовном училище По протекции Смородинцева Бажов продолжил обучение в духовном училище Екатеринбурга. Родителям не хотелось отпускать от себя ребёнка, но всё-таки они желали для него лучшего будущего, чем заводской рабочий или смотритель.
Поэтому рискнули, и десятилетний Паша уехал в Екатеринбург. Оплата за обучение в этом заведении была самой низкой в городе, тем не менее денег, чтобы снять для Павла жильё, у родителей не оказалось. На первое время его приютил у себя в доме Николай Семёнович Смородинцев. Мужчина не только предоставил мальчишке кров, но и стал в его жизни лучшим товарищем.
Впрочем, их и взрослым почитать интересно. Народные сказки Павел Бажов собирал на протяжении всей жизни. Они стали интересовать его ещё в юности, когда он учился в семинарии и во время летних каникул с целью сбора фольклора отправился на Урал.
Многие его произведения в советские времена были экранизированы. По ним снимались как киноленты, так и разнообразные мультфильмы. Этот балет был создан в 1954 году, и он получил широкое признание.
Помимо сказов, он писал и другую литературу. Из-под пера Павла Петровича вышло немало серьёзных трудов, посвящённых истории Урала. Однажды Павла Бажова исключили из компартии по доносу, в котором он был обвинён в присвоении партийного стажа.
Правда, спустя несколько месяцев ему всё-таки вернули партбилет, тем самым восстановив его. Он долгое время работал над книгой, посвящённой строительству Краснокамского бумажного комбината. Но, пока велась работа, разные люди, задействованные в этом строительстве, были репрессированы советскими властями, и в итоге книгу опубликовать так и не решились.
Бажов в юности 3. Литературой Павел Бажов увлёкся в качестве писателя лишь в возрасте 57 лет. За свою жизнь Павел Бажов попробовал свои силы в разных литературных жанрах. Однако, широкую известность ему принёс один из них — сказы. Некоторые свои сказы писатель от начала и до конца сочинил сам, хотя при этом он продолжал утверждать, что в детстве слышал, как их рассказывали старики.
Это был действительно незаурядный человек.
Славу же Бажову принесли его произведения для детей, в частности, «Хозяйка медной горы» и «Каменный цветок». Бажов создал особый жанр в литературе — «советский литературный сказ». За всю жизнь автор создал 56 сказов. В 1924 году был опубликован первый сборник «Уральские были», содержавший очерки о жизни уральских горняков. В 1939 году вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка», состоявшая из 14 сказов. Она имела большой успех.
В 1943 году писатель получил Сталинскую премию за этот сборник рассказов. Эта всем полюбившаяся книга даже побывала в боях вместе с экипажем танка во время трагических событий Великой Отечественной войны. Однажды она получила ранение осколком снаряда, но её всё равно сохранили. Победу «Малахитовая шкатулка» встретила в Берлине. Павел Бажов прожил, будучи и мастером пера, и настоящим революционером, он преуспел во всех делах, за которые брался, и оставил потомкам значительное литературное наследие. Его отец по фамилии был Бажев, а не Бажов, и ударение ставилось на первый слог.
Фамилия «Бажов» происходит от уральского диалектного слова «бажить», что значит ворожить, предвещать. Бажов всегда тяготел к литературе, и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки.
Викторина "Мой Полевской"
- Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
- 57 интересных фактов о Бажове Павле Петровиче, авторе «Хозяйки медной горы»
- 25 интересных фактов из жизни Павла Бажова
- Интересные факты из жизни Павла Бажова | VivaReit
- Бажов, Павел Петрович — Википедия
145 лет Бажову. Почему автор "Малахитовой шкатулки" стал одним из символов своей родины
Факты о Бажове - YouTube | Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который в свою очередь является внуком Аркадия Гайдара и, соответственно, прадед политика Марии Гайдар. |
Интересные факты о Павле Бажове | Издатели очень торопились выпустить её к 60-летию Бажова, и не успевали напечатать массовый тираж. |
Факты из биографии бажова
Творчество Павла Бажова основано на народном фольклоре, пусть и переработанном. Советский писатель Демьян Бедный и вовсе некоторое время считал, что сказы Бажова — просто записанные им с чужих слов народные сказки. Это, разумеется, не так. А его творчество стало популярно даже за рубежом, и более того — некоторые персонажи его сказов были использованы зарубежными писателями в их собственных книгах. Факт 9. Действие многих сказов Павла Бажова так или иначе связано с окрестностями небольшого города Полевской.
Местные власти оценили это, и ответили писателю тем, что поместили на городском гербе яркие образы из его произведений — Хозяйку Медной горы и Каменный цветок. Факт 10. Большая часть творчества Павла Бажова основана именно на фольклоре, но в некоторых случаях он делал героями не сказочных созданий и вымышленных персонажей, а вполне реальных людей. Ну или упоминал их, по крайней мере — так, В.
Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова. Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом. Сам М. Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум. Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович [Бирюков, ураловед, фольклорист, исследователь] ответил, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так, рабочего фольклора нет? Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им «Дорогое имячко». Сказ не вошел в сборник, поскольку Блинова посчитала его уж слишком авторским, а вскоре Блинова и Бирюков рассорились окончательно — Елизавета Максимовна уволилась из издательства, и второй предполагавшийся том так и не вышел. Но начало сказам было положено, а вскоре «Дорогое имячко» и ряд других появились в печати — в журнале «Красная новь». Художник Детгиза Вл. Лебедев, прочитавший их в рукописи, был буквально очарован — и увез их в Москву. Бажов был в литературе все еще персоной нон грата, так что сказы были опубликованы под псевдонимом П. Вокруг сказов разгорелся литературный скандал: что это — «фэйк-лор» или попытка «зачерпнуть из народного источника» и получить гонорар? И вот во время своего вынужденного затворничества Бажов, без оглядки на кого бы то ни было, писал свои сказы так, как душа велела. Первое чтение «Хозяйки Медной горы» прошло дома, под зацветшей липой, 16 июля. Это была серебряная свадьба Бажовых — и вечером, за скромным праздничным столом, чуть конфузясь, Павел Петрович принес тетрадку и прочитал своим домашним сказ, посвятив его жене. Всего в этом своем «великом сидении» Бажов написал 14 сказов. Это был совершенно другой, ни на что не похожий Урал. Здесь рядом с людьми постоянно присутствовали добрые или неблагие хранители мест, горные хозяева, сторожи кладов и вся та порою кромешная жуть, порою — покровители и защитники, превращающие Урал в место силы. Здесь тяжелейший барский гнет ничего не мог поделать с изначальной внутренней свободой гения, а веселые мастера ни в чем не уступали бессмертным духам Урала. В легендах оживала и другая, альтернативная история этих мест, «стары люди», разбрасывающие золотые слитки, казацкий атаман Ермак и его лебедушка-невеста, запертая в горе красавица, вечно оплакивающая своего мертвого жениха, в ожидании, пока родится поколение, свободное от жажды наживы… «Малахитовая шкатулка» открывала для людей такую родину, за которую не жаль было и умереть. В сущности, воссоздавая народный, насквозь пронизанный чудесным и при этом абсолютно естественный мир — мир былин, легенд, Бажов подарил нам сказку для взрослых, в которой оставалась высшая справедливость, где уважения был достоин не знатный или богатый, а достойный, и можно было в самой отчаянной ситуации обрести внезапное спасение, где потусторонние силы вставали на твою сторону, если ты был этого достоин. И, конечно, в сказах, не сказках этих вставала сырая, неотразимо притягательная, опасная и прекрасная магия — и самой сильной магией была верность, красота и любовь. Маятник потянуло в обратную сторону — и «перегибы на местах» было велено исправлять. Бажова восстановили в партии поскольку под молот попали те, кто его карал , а сказы «Малахитовой шкатулки» пошли в печать, появляясь в различных журналах и даже газетах. Они имели феноменальный успех, вскоре была издана отдельная книга — притом вопрос, подлинно ли народное это творчество — или все же авторское, оставался. Так, Демьян Бедный, генералиссимус советской поэзии, был свято убежден, что Бажов выступает всего лишь как литературный обработчик, а раз так, то, отдавая должное его искусству, особенно церемониться тут нечего. И на протяжении почти двух лет, пока сохранялась интрига, он бережно, насколько мог, сохраняя обороты бажовской речи, перекладывал его сказы в довольно неуклюжие вирши.
Первый десяток вагонов при встрече пропускаешь с удовольствием, с любопытством, дальше полоса безразличия, а еще дальше думаешь, когда же это кончится... То ли дело коротышка. Ее одолеть легко, а отдача тоже бывает, и неплохая, если коротышка сделана. Из письма Е. Бажова объединяет одна верная и счастливая народная идея. Эта идея заключается в том, что добро природы дается лишь в добрые, рабочие руки; в руках врагов и хищников народа это добро может находиться лишь временно и ненадежно. Природа и ее «магические» силы словно идут навстречу этому желанию добрых, то есть трудящихся людей, — в этом и состоит вся «сказочность» книги П. На самом же деле «магия» заключается в работе людей и в их воле к своему счастью и освобождению — в этом содержится правда сказочной книги «Малахитовая шкатулка». Если в его ранних произведениях еще можно обнаружить известные излишества в обыгрывании особенностей местного говора, в употреблении областных словечек и речений это относится к очеркам "Уральские были", к повести "Зеленая кобылка" и ряду ранних сказов "Малахитовой шкатулки" , то в дальнейшем писатель, отнюдь не порывая с народной речевой основой своих сказов, отходит от этих увлечений и упорно трудится, стремясь достичь все большей ясности и образной полноты слова. Бажов любил и хорошо знал живую русскую народную речь.
Сказ написан для сборника «Дореволюционный фольклор на Урале». Собрал и составил В. На том же месте. Сказ напечатан в сокращённом варианте в сборнике «Уральские были», Свердлгиз, 1951 год, под заголовком «Сложный химический процесс» Надпись на камне. Впервые опубликован в свердловской газете «Всходы коммуны», 1940 год Орлиное перо. Опубликован 21 апреля 1945 года в газетах «Уральский рабочий» и «Красный боец». Входит в группу сказов о Ленине Приказчиковы подошвы. Первоначальное название — «Рудяные вихорьки». Впервые опубликован в сокращённом варианте в газете «Красная звезда» 19 октября 1947 года Серебряное копытце. Первая публикация — альманах «Уральский современник», кн. Впервые опубликован в «Московском альманахе», 1939 год Солнечный камень. Задуман в 1941 году. Опубликован в сборнике «Ключ-камень» Свердлгиз, 1942 Сочневы камешки. Впервые опубликован в газете «Литературный Урал» 22 февраля 1943 года. Герой сказа — русский мастер Иван Бушуев Тараканье мыло. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий» 1941 год, март Травяная западёнка. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий», 1940 год Хрустальный лак. Впервые опубликован 12 июля 1943 года в газете «Литературный Урал». Принадлежит к группе «озорных» сатирических сказов, высмеювающих заграничных проходимцев, стремящихся поживиться за счёт русских богатств Чугунная бабушка. Опубликован впервые 8 февраля 1943 года в газете «В бой за Родину! Шёлковая горка. Напечатан впервые 7 ноября 1947 года в газете «Уральский рабочий». Посвящён русским мастерам-новаторам Широкое плечо. Советский исследователь Р. Гельгардт установил, что П. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель «отвергал все, что было не в пользу России, Урала, не в интересах простого народа» [21] [21]. Примеры таких трактовок [21] : Ерофей Марков — житель уральского села Шарташ сказ «Золотые дайки» ; Ермак — выходец с Урала сказ «Ермаковы лебеди» ; Получение асбестовой пряжи и месторождение асбеста около Невьянска открыла крепостная девушка сказ «Шёлковая горка».
Бажов в деталях
Одним из самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Павла Петровича Бажова является его участие в Первой мировой войне. О сказах Бажова критики сразу начали спорить: это он сам придумал или русский народ? Писатель держит книгу, ради которой годы просиживал в архивах и библиотеках в поисках документального подтверждения интересных фактов. Писатель держит книгу, ради которой годы просиживал в архивах и библиотеках в поисках документального подтверждения интересных фактов. Павел Бажов в молодости, фото 1911 г.
Павел Петрович Бажов
- Павел Бажов: биография, личная жизнь, творчество писателя, фото и произведения
- Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова"
- 10 фактов из биографии. П. П. Бажов
- 45 интересных фактов о Павле Бажове — Общенет
- Учитель русского языка и доброволец в Красной армии