Из-под пера Павла Бажова вышли многочисленные публицистические и журналистские тексты, несколько художественных произведений. Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который в свою очередь является внуком Аркадия Гайдара и, соответственно, прадед политика Марии Гайдар. Жизнь Павла Бажова трудно разделить по простейшему черно-белому принципу: после радости – неприятности, негатив обязательно сменяет позитив и т.п. Биография знаменитого писателя состоит из малоизученных периодов, или полос, по выражению самого Бажова. Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Правильный ответ. Самый знаменитый уральский писатель — Павел Петрович Бажов (1879-1950), автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка»!
Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии
Бажов-старший умел «оконфузить на людях» — любил выпить и был человеком трудного характера, заводские хозяева порой «проветривали» Петра Васильевича, по несколько месяцев не давая ему никакой работы. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. О сказах Бажова критики сразу начали спорить: это он сам придумал или русский народ? Главная» Новости» Интересные факты из жизни бажова. Бажова отличало уважение к поэзии (особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок»), любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова.
10 ФАКТОВ о Павле Бажове
- 12 интересных фактов из жизни Бажова > Интересные факты
- 10 интересных фактов о жизни Павла Петровича Бажова: невероятные открытия
- Интересные факты о Павле Бажове
- Бажов: кровавый большевик, жертва режима или солнце уральской литературы? | АиФ Урал
- Интересные факты из жизни Павла Бажова
25 интересных фактов о Павле Бажове
12 интересных фактов из жизни Бажова | Издатели очень торопились выпустить её к 60-летию Бажова, и не успевали напечатать массовый тираж. |
Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел? | Каменный цветок и Хозяйка медной горы - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы. |
57 интересных фактов о Бажове Павле Петровиче, авторе «Хозяйки медной горы»
Все было продумано по-уральски. Дед был чрезвычайно занят в последние годы, он же был депутатом и к нему постоянно шел народ. Дом вообще был открыт, он никогда не закрывался, дверь была на каком-то хлипком замочке. Удивительно, но еще в детстве складывается представление, что Бажов принадлежит стародавнему времени Гоголя, Аксакова, Погорельского...
С годами фигура деда проясняется для вас или какие-то загадки прибавляются? Вам все понятно в его судьбе, в том, что с ним происходило, к примеру, во время революции? Никита Бажов: Наверное, в жизни любого человека есть тайны.
Просто, как мне представляется, мой дед оказался еще одним русским интеллигентом, обманутым иллюзорными ожиданиями "царства свободы" и попавшим в мясорубку революции и Гражданской войны. А что может быть страшнее войны своих со своими... Дед в разговорах никогда не возвращался к этой поре своей жизни?
Никита Бажов: Он, мне кажется, не любил об этом говорить. Не бывает ничего на пустом месте. Почему память о Павле Петровиче хранится так долго?
Годы жизни: 27 января 1879 — 03 декабря 1950 гг. Русский, советский писатель, фольклорист, публицист, журналист, учитель русского языка. Уличным прозвищем Павла Бажова было «Колдунков», а одним из его многих литературных псевдонимов —— Колдунков Егорша. Его отец по фамилии Бажев, а не Бажов. Фамилия Бажов происходит от уральского диалектового слова «бажить», что значит: ворожить, предвещать.
Вот откуда прозвище «Колдунков». Демьян Бедный называл Бажова «колдун уральский бородатый». Образы из Сказов П.
Он отличался трепетной любовью к детям, которые чувствовали такое отношение и внимательно прислушивались к его словам на уроках русского языка. Стоит уделить внимание ярким фактам из биографии Бажова. Известный фольклорист и удивительный мастер пера получил прозвище «Уральский сказочник», а в молодом возрасте его называли «Колдунков». Выходец из небогатой семьи окончил духовное училище в Екатеринбурге, а затем проходил учебу в Перми из-за самой низкой платы. Профессии священника предпочел сельскую школу, где преподавал русский язык. Участник Гражданской войны, куда вступил в качестве добровольца, будучи в зрелом и осознанном возрасте, не имея юношеских иллюзий. Прошел тюремное заключение, совершил побег, укрывался от преследований, был дважды исключен из партии.
Работал в редакции крестьянской газеты, увлекался журналистикой, освещал события в книгах, герои которых подверглись репрессиям. В «Уральских былях» описал жизнь горняков из Урала. Был награжден Сталинской премией за успешный сборник. В Великую Отечественную войну произведение находилось на поле боя, но счастливый случай сберег ее в первозданном виде. Черпал информацию из сказочных историй, легенд, преданий, услышанных в народе. Несмотря на позднее писательство, Бажов плотно закрепился в литературе и совершил успешный скачок, зарекомендовав себя незаурядной личностью. Школьные друзья проигрывали перед талантливым и умным учеником, сумевшим запомнить наизусть один из сборников Пушкина. Внимательно выслушивал рассказы из жизни простого сторожа Хмелинина, когда возвращался домой. В произведениях Павла Петровича прослеживается политическая линия. В качестве героев он использовал реальных людей, а не только горных духов.
Сказочник, описывающий уральские просторы, богатые на природные недра, затрагивал темы времен крепостного права и более позднего периода.
Вместе с друзьями по вечерам они слушали рассказы сторожа Василия Хмелинина. Это так увлекло Бажова, что потом он всю жизнь собирал народные легенды, сказки, предания. После школы Бажов обучался в духовном училище. Закончив училище, он поступил в возрасте 14 лет в Пермскую духовную семинарию и проучился там шесть, закончил её в числе трёх лучших учеников.
После революционных событий 1917 года Павел Бажов стал коммунистом. Павел Бажов содействовал установлению советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление, рискуя при этом жизнью. В годы гражданской войны Бажов являлся членом отряда «Красных орлов», преследовавших священнослужителей и гражданских лиц, не скрывавших своей религиозности. Бажов был убеждённым большевиком и все его произведения, так или иначе, носили политическую подоплёку. Героями сказов Павла Петровича становились не только горные духи и каменных дел мастера, но и вполне реальные люди, отлично известные в ХХ веке.
В сказах «Орлиное перо» и «Солнечный камень» появился сам вождь мирового пролетариата — Владимир Ильич Ленин. Павел Бажов почти 20 лет преподавал русский язык. По воспоминаниям современников, Павел Бажов обожал детей, и они отвечали ему взаимностью. На своём уроке Павел Петрович мог заинтересовать даже закоренелых двоечников. В семье Бажова было семеро детей, но, к несчастью, трое из них умерли совсем маленькими.
Демьян Бедный долгое время полагал, что сказы Бажова представляют собой обычный фольклор.
Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
В знак особенного детского доверия на столе Бажова всегда находился пионерский галстук, который ему был вручен пионерами первой железнодорожной школы. Это произошло в 1946 и 1950 годах. В момент собственной депутатской деятельности Бажов обстоятельно разбирался в каждом вопросе, быстро реагировал на появляющиеся проблемы, а главной чертой его депутатства была настойчивость. Этот мужчина нес собственное высокое звание депутата с достоинством и честью. Исключение из партии Впервые Павла Бажова исключили из партии в 1933 году.
Через несколько месяцев данное исключение было заменено строгим выговором, который сняли с уже известного на то время писателя только в 1940 году. Причиной тому была несвоевременная выдача Бажову партийного билета в революционные времена. Второе исключение Павла Петровича Бажова из партии приходилось на 1937 год, это произошло из-за доноса М. Причиной в этот раз стала документальная книга «Формирование на ходу», написанная этим писателем.
Последние годы жизни В 1949 году писатель Бажов праздновал своё 70-летие. В этот торжественный день собралось очень много людей. Там присутствовали не только родственники и близкие друзья писателя, но и совсем незнакомые люди, которые высоко оценили литературное творчество Павла Петровича Бажова. Юбилейный вечер этого писателя проходил в Свердловской государственной филармонии.
Бажов тогда сильно удивился и растрогался таким почтением людей к его творчеству. Он искренне был рад принять поздравления и подарки от всех, кто пришёл его поздравить в этот праздничный день. К большому сожалению, в следующем году писатель умер.
Человек глубоких нравственных принципов, в котором удивительным образом сочетался творческий талант, порядочность, честность и стремление служить на благо людям. Представляем интересные факты о Бажове.
Бажов всегда тяготел к литературе, и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки. Сам же он создал литературный жанр, получивший название «советский литературный сказ». Одним из псевдонимов писателя был «Колдунков».
Бажов был очень разносторонним писателем: он писал не только сказки, но и рассказы, повести, очерки, пьесы и даже киносценарии. Кроме того, он был талантливым журналистом и публицистом. Бажов был очень скромным и трудолюбивым человеком. Он не любил выставлять свою личную жизнь на показ и не стремился к славе. Его главной страстью было творчество, и он посвятил ему всю свою жизнь.
В произведениях Павла Петровича прослеживается политическая линия. В качестве героев он использовал реальных людей, а не только горных духов. Сказочник, описывающий уральские просторы, богатые на природные недра, затрагивал темы времен крепостного права и более позднего периода. Персонажи Бажова получили вторую жизнь в произведениях зарубежных авторов. Вопреки доносам недоброжелателей, его несколько исключали из коммунистической партии и восстанавливали. К любой работе подходил со всей ответственностью, был добросовестным гражданином. Был назначен на должность комиссариата по просвещению. Влюбился в свою бывшую ученицу, с которой создал крепкую многодетную семью. Павел Бажов воспитывал с супругой семерых детей. Избирался депутатом Верховного Совета. Не отказался от творчества по причине упавшего зрения, продолжал собирать необычный фольклор. Связан родственными узами с Тимуром Гайдаром через младшую дочь Ариадну, вышедшую замуж за сына знаменитого писателя Аркадия Гайдара. Совместный наследник семейной пары впоследствии зарекомендовал себя на государственном посту, где провел ряд важных экономических реформ. На Урале установлены памятники, посвященные Бажову. В столице имеется улица, названная в честь писателя и фонтан «Каменный цветок». Защитник обиженных и оскорбленных, он выступал в поддержку Беллы Дижур, детской писательницы и матери Эрнста Неизвестного. Он противостоял исключению ее из писательского Союза. В благодарность за оказанную поддержку, Эрнст Неизвестный принимал участие в конкурсе памятников, которые хотели установить на могиле Бажова.
145 лет Бажову. Почему автор "Малахитовой шкатулки" стал одним из символов своей родины
10 интересных фактов о жизни Павла Петровича Бажова: невероятные открытия | — Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя. |
Хозяин Малахитовой шкатулки | Павел Бажов родился 27 января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра. |
Топ 10: интересные факты из жизни П. П. Бажова | VK | Это Бажов глазами четырехлетнего мальчика (именно столько было Никите, когда умер дед). |
Факты из биографии бажова | При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. |
Бажов, Павел Петрович | 5. В 1930-х годах Бажова дважды исключали из ВКП(б), но потом вновь восстанавливали. |
Интересные факты из жизни Павла Бажова
русский советский писатель, журналист, краевед, живший в Екатеринбурге. Павел Бажов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. Тем интереснее, что «рабочий фольклор» Бажова в литературной обработке массово обрел своего читателя только в 1930-1940-х гг. Причудливые старинные сюжеты, родом с Урала, отзывались реальной жизни рабочих-горнодобытчиков. Двойственная позиция Бажова объяснялась тем, что в советской фольклористике на какое-то время были утрачены критерии, позволяющие четко отличать произведения фольклора от литературы. — Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя.
12 интересных фактов из жизни Бажова
Если в его ранних произведениях еще можно обнаружить известные излишества в обыгрывании особенностей местного говора, в употреблении областных словечек и речений это относится к очеркам "Уральские были", к повести "Зеленая кобылка" и ряду ранних сказов "Малахитовой шкатулки" , то в дальнейшем писатель, отнюдь не порывая с народной речевой основой своих сказов, отходит от этих увлечений и упорно трудится, стремясь достичь все большей ясности и образной полноты слова. Бажов любил и хорошо знал живую русскую народную речь. Он рассматривал ее в движении, в непрестанном развитии, внимательно изучал, что и как в ней отсеивается или закрепляется великим художником - народом. Работе по расширению словарного состава сказов, по использованию всех речевых возможностей народного русского языка писатель придавал большое значение.
Среди получивших эту премию был, например писатель Алексей Иванов с его, нашумевшей и шокирующей публику книгой Ебург. Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле». Использовались также фамилии Хмелинин, Осинцев и Старозаводский.
Самые известные из них — кинофильм «Каменный цветок», опера К. Молчанова «Каменный цветок» балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке», симфоническая поэма А.
Несмотря на бедность родительской семьи, сумел получить в Екатеринбурге духовное образование. Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. Женился Павел на своей ученице, в семье родилось четверо детей. Бажов очень любил детей. В этом браке у Ариадны и Тимура родился сын, назвали которого Егор.
Он стал затем важным политическим деятелем.
Бажов, православный, 32 лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой, 19 лет». Первая потеря Кроме фольклора у Бажова еще одно, опасное увлечение. Еще во время учебы в Духовной семинарии он заинтересовался политикой. Примыкал к группировкам анархистов, к эсерам, потом — к большевикам, помогал организовывать забастовки на уральских заводах, состоял в революционном учительском кружке. В 1917 году бросил преподавание и с головой ушел в общественную работу. В это время Бажовы с двумя дочерьми, Ольгой и Еленой, жили в городе Камышлове, с родителями Валентины. Бажов был известным человеком в городе, входил в уездный Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, был комиссаром просвещения. Потом ушел добровольцем в Красную армию, попал в плен, бежал. В маленьком городке все знали, что Бажов — большевик.
Белые арестовали всех его родственников, шашками зарубили племянника. Жену и новорожденного сына Бажова положили в нетопленный барак, к больным скарлатиной. Бажов не успел увидеть своего сына живым — мальчик заразился и вскоре умер. Как только появилась возможность, Валентина с детьми приехала к мужу. Гражданская окончилась, Бажов открывал газеты, создал на Алтае крестьянский университет. В 1921 году заболел тифом и малярией. Он едва не умер по дороге на Урал — Валентина всю дорогу не отходила от него. Мужа она вытащила, но по дороге простудился и умер их торой сын Вова. Мальчику было всего три года.
Из-под пера Павла Петровича вышло немало серьёзных трудов, посвящённых истории Урала.
Однажды Павла Бажова исключили из компартии по доносу, в котором он был обвинён в присвоении партийного стажа. Правда, спустя несколько месяцев ему всё-таки вернули партбилет, тем самым восстановив его. Он долгое время работал над книгой, посвящённой строительству Краснокамского бумажного комбината. Но, пока велась работа, разные люди, задействованные в этом строительстве, были репрессированы советскими властями, и в итоге книгу опубликовать так и не решились. Второй раз Павел Бажов был исключен из партии на целый год, и его даже уволили с работы. В этот год и его семья выжили исключительно благодаря своему огороду. Они считаются главным трудом в жизни этого талантливого литератора. Действие многих его сказов разворачивается в окрестностях города Полевской, в котором он жил около трёх лет. На современном гербе Полевского даже можно увидеть образы из его сказов — Каменный цветок и Хозяйку Медной горы. В некоторых сказочных произведениях Павла Бажова упоминаются вполне реальные люди.
Так, в двух из них есть упоминание о Ленине.
12 интересных фактов из жизни Бажова
Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове. Кто хочет окунуться в эпоху того времени, тому интересна будет книга «Павел Петрович Бажов в воспоминаниях». Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова" Чем знаменит Книга неоднократно переиздавалась, пополняясь новыми произведениями.
Детство и юность
- Родился в бедной семье и с юных лет зарабатывал на хлеб
- Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове
- Три династии
- Смотрите также
Павел Бажов
Великий сказитель земли Уральской - Павел Петрович Бажов ушел из жизни ровно 70 лет назад - 3 декабря 1950 года, так что сегодня повод вспомнить о нем и его творчестве. Сказ "Медной горы хозяйка", как правило, открывает его сборники, в том числе и самый известный из них - "Малахитовая шкатулка".
Нет, она распоряжается не кладами, а «земельными богатствами», и распоряжается самостоятельно. По своему желанию может допустить разработку, может и не допустить, может с помощью подвластных ей ящериц «увести богатство», может и собрать. Павел Бажов. Встречаются в сказах писателя и другие персонажи народных преданий, например девка Азовка, которая охраняет клады горы Азов. Она упоминается в сказе «Дорогое имячко». Бажов вспоминал, что об Азовке рассказывали по всему Уралу. По одной версии, ее считали духом татарской царевны, по другой — пленницей, которую прокляли после смерти и превратили в духа-сторожа. По всему Уралу бродил и «серебряный олень» и его разновидности «зверь лось — золотые рога» и «козел — серебряное копытце». Случалось слышать и о «синих огонечках», и об «огненных ушах», и о «синем паучке» — хранителе богатства.
По сюжету трое друзей-мальчишек встретили беглого преступника, осужденного за политическую деятельность, и помогли ему скрыться от властей. По мотивам повести режиссер Олег Николаевский в 1960 году снял приключенческий фильм «Тайна зеленого бора». Он изучал письменные источники, фиксировал важные события, записывал имена и прозвища — семейные и те, которые давали в рабочем коллективе. Бажов собирал присловья — выражения в речи, которые употребляли для украшения или шутки, а также побасенки и поговорки. Одновременно Бажов редактировал книги по краеведению и газеты, создавал очерки и повести. Он тщательно работал над черновиками: переписывал по многу раз, подбирал имена героям. По мотивам сказов Бажова снимали фильмы. По мотивам сказов появились рисованные и кукольные мультфильмы: «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце» и другие. В 1949 году вышла повесть «Дальнее — близкое» об истории Свердловска — современного Екатеринбурга. Это автобиографическое произведение рассказывает о большом городе, каким его впервые увидел маленький мальчик.
Как депутат он помогал колхозам провести электричество, отстаивал права рабочих.
Там черным по белому написано: «Все материалы должны быть подготовлены и переданы в редакционную комиссию не позднее 1 июля 1935 г. Почти все присутствовавшие на «историческом совещании» - это т. А это все первые лица, они же, по плану Бажова, назначались ответственными за свои разделы сборника. В редколлегию книги был включен и начальник строительства, он же - директор Камского бумкомбината Я.
Сам Павел Петрович взял на себя подготовку и написание двух из семи разделов сборника. Один из них назывался «Как мы жили и работали». Увы, свои рабочие записи писателю пришлось уничтожать, потому что честный и беспристрастный рассказ о том, «как мы жили и работали» в тех условиях автоматически становился обвинительным материалом против самого автора и против его героев-строителей. Не помогло и то, что вопрос об издании специально рассматривался на бюро Краснокамского горрайкома ВКП б. Заслушав докладчика, им был П.
Бажов, члены бюро отметили, что «подготовка книги о Камбумстрое... Горрайком партии утвердил редколлегию и примерный план книги с внесенными в него изменениями и дополнениями. Сам директор Горячев был арестован в 1937 году, «подвергался изнурительным допросам» что подтверждается свидетельством бывшего сотрудника Пермского горотдела НКВД Мелехова. Горячев был осужден на восемь лет исправтрудлагерей, и вместе с ним по сфабрикованному делу получили разные сроки заключения еще семь руководителей стройки. Писатель Бажов в 1937 году остался на свободе, но был исключен из партии, и больше года не мог найти работу.
Замысел Бажова прочитывается в строках пламенного обращения членов редколлегии несостоявшейся книги к будущим авторам: «... В книге должно быть отражено, что Камбумстрой является большой школой по подготовке новых кадров, сознательных строителей социалистического общества». Бажов хотел «... Бажов и его единомышленники собирались повести разговор также «об условиях жизни и быта людей на новостройке и о преодолении трудностей, имевших место в ходе строительства». Главная трудность заключалась в том, что арестовывали самых толковых, самых способных.
Таких, как молодой мастер Леонид Липатов, будущий заслуженный строитель, Герой Соцтруда. Он отсидел два года. За что? В те годы чаще наказывали за «контрреволюционную деятельность», а самое распространенное содержание такого приговора содержало в себе вредительство, выступления против ускорения сроков, против стахановских методов и т. Один из старых специалистов писал о периоде пуска Камского бумкомбината: «...
Здесь даже появилось такое ходячее выражение: «Пустить можно, работать нельзя». Несмотря на его цинизм, это было верно нет отопления, освещения, уборных, жилья... И вот, несмотря на это, комбинат все же пускали, и надо сказать, при существовавшем тогда положении... Лишь некоторые рассказы о драматических судьбах краснокамских первостроителей вошли в неоконченную повесть П. Бажова «Через межу».
Совершенно неожиданный зигзаг произошел в посмертной биографии сказителя. Бажов стал... И не просто изучающих, но делающих попытки «скрестить» «Агни-йогу» с христианством, «Живую этику» с православием и даже, как видим, с уральскими сказами Павла Бажова. Дело в том, что на Южном Урале , в Челябинской области , с 1993 года устраиваются Бажовские фестивали. Организаторы - экополис «Беловодье», фонд культуры и Уральский Рериховский центр.
На одном из фестивалей удалось побывать и автору этих строк, но тогда Бажовское движение еще только зарождалось. Сувенир - миниатюрная коллекция уральских самоцветов, с символикой Бажовского фестиваля, до сих пор греет душу при одном взгляде на него. А в 95-м году, уже без меня, фестиваль собрал, говорят, уже более 5000 человек! Хозяйка медной горы - центральный символ встреч «рериховцев». Они издавали свою газету «Атлантида», сочинили гимн.
Есть там такие складные слова: «... Зовет Урал-магнит, давайте соберемся и сопоставим все, что время нам дает. Бажов и Аркаим , преданья Зороастра, и все, о чем душа тебе поет». Заратустра или Зороастр древнегреч. Большинство ученых признают его реальным лицом и относят к 10-6 векам до н.
Первоначально выступал с проповедями на родине, в Иране, но был изгнан своей общиной, в изгнании убит своим преследователем. В одних текстах 3. Главное в его проповедях - учение о зависимости миропорядка и справедливости от свободного выбора человека, о необходимости активного участия человека в борьбе добра со злом. Встречи, о которых я вспоминаю, проходили в живописных предгорьях Урала, где люди просто отдыхали на лоне природы, у чудного озера Чебаркуль... Нет, не просто: они изучали эзотерический смысл бажовских сказов.
А также создавали свои тексты на их темы, творческие композиции в разных жанрах. Прочесть и использовать сказы по-новому надоумил организаторов, конечно, «гуру» - Николай Рерих. Еще в 1943 году он писал: «Интересны Уральские сказы. Целина необъятной земли открывает несчетные сокровища.
Не щадил и начальство, особенно будучи под хмельком. Возможно, глубокое языковое чутье у Павла было врожденное, от отца, но пока что семье Бажевых от этого радости было мало. Односельчане прозвали Петра Бажева Сверлом, его острые и чаще всего неприличные отповеди в перебранке с начальством гуляли потом по всей Сысерти. Сын вспоминал о злоключениях отца: «Было у человека в запасе жесткое словцо и уменье «оконфузить на людях». А этого заводское начальство, от самого маленького до самого большого, никак не переваривало. Начинались придирки, доносы… Кончалось обыкновенно скандалом, после которого неизменное: «К расчету!
Вот и приходилось перебираться на соседний завод, где, может быть, найдется какой-никакой заработок. Отец в эти «тугие дни» перебивался сезонной мужицкой работой, а основным добытчиком становилась мать. В конце концов, решив, что строптивый Сверло достаточно вразумлен, его возвращали на завод — и так до следующего «бунчения». Сдерживаться Петр Васильевич не умел и не очень собирался. Ни братьев, ни сестер у Паши не было, жили со стариками-родителями Петра Васильевича, и по всем меркам, дом Бажевых был не из бедных. Сегодня в Сысерти дом Бажевых, где прошло детство писателя, восстановлен по фундаменту настоящий — сгорел еще в XIX в. И хотя этот музей — не столько реконструкция быта конкретной семьи, сколько вообще экспозиция, посвященная жизни среднестатистического уральского мастера, судя по постройкам, видно, что у Бажевых вполне добротное, крепкое хозяйство, что держали Бажевы и кур, и корову, и овец, и двор у них был замощен каменными плитами. Да и по воспоминаниям Бажова, хотя семья не была особенно богатой, но и с хлеба на квас там никто не перебивался. Ему повезло с учителем. Александр Осипович Машуков подготовил своих учеников так основательно, что десятилетнему Паше оказались не страшны вступительные экзамены в Екатеринбургское духовное училище, он сдал их с легкостью.
Но и учителю повезло с учеником. Бажов вспоминал: однажды в библиотеке он хотел взять почитать томик Пушкина, а библиотекарь пошутил, мол, Пушкина выдают только тем, кто книжку выучит наизусть. И Паша, ничего не поделаешь, выучил. Пушкина он полюбил на всю оставшуюся жизнь. Но этот курьез сделал его местной знаменитостью, и учитель рассказал о малолетнем сысертском пушкинисте своему знакомому — екатеринбургскому ветеринару, краеведу и книжнику Николаю Смородинцеву. Тот принял горячее участие в судьбе мальчика. Кроме начальной школы в четыре класса, учиться в Сысерти было негде и не у кого. Ни гимназию, ни реальное училище семье Бажевых было бы не потянуть, но Смородинцев предложил выход: Екатеринбургское духовное училище стоило не слишком дорого, да и дополнительных расходов не требовало, поскольку форму там не носили, кроме того, при училище было общежитие, а на первых порах Паша мог бы пожить в семействе Смородинцевых. Конечно, «светскому» мальчику нужно было постараться и блеснуть, поскольку приоритетом при поступлении пользовались дети духовенства, но учитель был готов заниматься с Павлом дополнительно. Родители, скрепя сердце, согласились, что «ученье свет, а неученье тьма» и сейчас без грамоты себе дорогу не пробьешь.
Великодушное предложение Смородинцева стало счастливым билетом для одаренного ребенка. Так десяти лет от роду Павел Бажев покинул семью и оказался в Екатеринбурге — единственный из всех своих сысертских друзей-приятелей. Учеба и тут давалась ему легко: он окончил училище среди первых учеников, по выходным отдыхая душой у Смородинцевых и на все каникулы уезжая домой. Блестящие успехи открыли перед ним двери следующего учебного заведения: им оказалась Пермская семинария. Образование там давали добротное: естественные и точные науки, историю, географию, иностранные языки — не только латынь и древнегреческий, но и французский, и немецкий. Факультативно изучали татарский, татары в Прикамье были второй по численности группой населения. Преподавали семинаристам и медицину — скорее, самые основные навыки, включая первую помощь и прививание оспы. В сущности, всегда была вероятность, что священник в отдаленном приходе окажется единственным образованным человеком — и часто паства приходила не только за духовным утешением, но и как к врачу, раз уж поп у них грамотный и был в городе учен. Кроме того, у семинаристов была своя библиотека, довольно обширная. А помимо тот имелась еще одна, подпольная, в которой можно было ознакомиться с изданиями, строго-настрого запрещенными к печати.
Хранителем этой запрещенной библиотеки, между прочим, был семинарист Бажев. У семинаристов был свой подпольный кружок, и именно в Пермской семинарии Павел познакомился с идеями Прудона, Чернышевского, Кропоткина, прочитал и Маркса, став убежденным «анархо-народником щаповского толка», как он сам потом себя охарактеризовал. Афанасий Прокопьевич Щапов, к слову, тоже в свое время закончивший семинарию, сам по себе фигура крайне любопытная, убежденный антиимперец и децентралист, историк, изучавший старообрядчество, — при этом считавший старообрядцев едва ли не первыми демократами, выступившими против социального гнета, хотя и под религиозными лозунгами. Лесков, человек вообще весьма ехидный и ядовитый, немало потешался над Щаповым: «Староверы, увидав, что их предков хотят представить политическими неслухами и «умыслителями», — смутились. Такое вышло «недоразумение», что кое место в книге автора всего более радовало, то самое староверов наиглубже огорчало. Кто любит плакать или смеяться, тот нашел бы в этом «недоразумии» причины для одного и для другого. На 33-й странице было, например, место такое: «В Поморской области возникло демократическое учение не молиться за московского государя»; староверы обиделись этой «неправдой» и заговорили: «Какие мы дымократы? Мы в его благоверии сомневаемся, но за его благочестивое житие молимся». Тем не менее благородные воззрения Афанасия Прокопьевича, продиктованные, без сомнения, человеколюбием и жаждой справедливости, завоевывали ему немало сторонников среди таких же пылких душ. Бердяев недаром писал: «B Poccии материализм принял coвceм иной xapaктep, чем на Западе.
Материализм превратился в cвoeoбpaзнyю дoгмaтикy и тeoлoгию. Это пopaжaeт в материализме коммунистов. Ho yжe в 60-x гг. Был создан матepиaлиcтичecкий кaтexизиc, кoтopый был ycвoeн фaнaтичecки шиpoкими cлoями лeвoй pyccкoй интеллигенции. He быть материалистом было признано нравcтвeннo подозрительным. Если вы не материалист, то значит вы за пopaбoщeниe чeлoвeкa и нapoдa». И он же: «He cлyчaйнo в pyccкoм нигилизмe бoльшyю poль игpaли ceминapиcты, дeти cвящeнникoв, пpoшeдшиe пpaвocлaвнyю шкoлy. Дoбpoлюбoв и Чepньшeвcкий были cынoвья пpoтoиepeeв и yчилиcь в ceминaрии. Pяды paзнoчиннoй «лeвoй» интeллигeнции y нac пoпoлнялиcь в cильнoй cтeпeни выxoдцaми из дyxoвнoгo cocлoвия. Cмыcл этoгo фaктa двoякий.
Ceминapиcты чepeз пpaвocлaвнyю шкoлy пoлyчaли фopмaцию дyши, в кoтopoй бoльшyю poль игpaeт мoтив acкeтичecкoгo миpooтpицaния». Красивая триада «православие — самодержавие — народность» трещала по швам. Кризис веры в обществе нарастал — и семинаристы в этом отношении ничем не отличались от всех прочих жителей Российской империи. Митрополит Вениамин Федченков вспоминал о времени своего обучения в семинарии: «Духовная жизнь падала, замирала: одной внешностью не поддержать её… А там шла и подпольная работа среди учащихся… Попадались уже и нигилисты среди нас — хотя и очень редко. А ещё важнее: кругом семинарии уже зажигались иные костры; дым от них залетал и к нам, но не сильно всё же… Но — повторю — силы духа уже было мало. Очень многие семинаристы уходили по светским путям, пастырское служение не влекло их уже: значит, остывать стали и эти, мощные прежде классы духовенства…» Павел Бажов, Епархиальное училище. Из 2148 выпускников семинарий, выпустившихся в 1911 году, только 574 приняли сан к 1913 году. Более того — бравировать своим вольнодумством начинали даже отдельные преподаватели. По воспоминаниям пермского семинариста В. Игнатьева он поступил туда через два года после выпуска П.
Бажова , у них преподавал молодой учитель В. Для нас становилось ясным, что [его] мысль работала в совершенно противоположном предполагаемому им предмету направлении. Окончательно эта наша мысль нашла своё подтверждение после следующего случая. У семинаристов была традиция после пасхальных каникул на первом занятии приветствовать своих учителей словами: «Христос воскресе! Известная фраза Варсонофия Оптинского, что революция вышла из семинарии, в случае Бажова справедлива полностью. Так получилось, что в Революцию он действительно уверовал, как в божественное откровение. О морали моей. Партийная позиция писателя — это дело его гражданской порядочности. Какой же ты советский писатель, если без внутренней партийности? Что ты можешь сказать нашему гражданину?
Он же партийный. С детства. Значит, твоя партийная убежденность большой глубины и силы быть должна». Заменить «советский» на «русский», а «партийность» — на «православие» — и Пермская семинария была бы полностью солидарна со своим питомцем. В 1899 году Павел Бажев, семинарист, третий по успеваемости в своем выпуске то есть закончивший по первому разряду, с отличием , отказался от предложения продолжить образование в Киевской духовной академии, полностью за государственный счет. Хотя Киевская академия и была весьма уважаемым и серьезным высшим учебным заведением, но это было бы именно богословское образование, а вчерашний семинарист Павел Бажов духовной карьерой решительно не интересовался. Соблазнительно было бы представить знакомство «бородатого колдуна», будущего певца всей уральской потусторонней силы, и автора Воланда, самого эффектного дьявола русской литературы, но от этого соблазна приходится воздержаться. Возможности дальнейшего светского образования для Бажова при этом были ограничены. Собственно, для семинаристов оставались открытыми только окраинные университеты Томский, Дерптский и Варшавский , на такой шаг государство шло, чтобы молодые люди, столько лет обучавшиеся в семинариях, шли не в студенты, а в священники. Семинаристу, все-таки желающему поступить в университет, требовалось сдать экзамены за гимназический курс это был довольно серьезный объем знаний , а для поступления в эти три конкретных университета к тому времени, как Бажев закончил семинарию, выпускники первого разряда должны были из гимназического курса досдать только латынь.
Ни в Дерпт, ни в Варшаву Бажев поехать не мог. К тому времени его мать овдовела, и здоровье ее сильно пошатнулось: из-за постоянной кропотливой работы при плохом освещении Августа Степановна к старости почти ослепла. Уезжать в такую даль и бросать ее он не мог, а ехать вместе было не по карману. Бажев попытался поступить в Томский университет, но не прошел. И на медицинский, и на юридический его факультеты конкурс был огромен — в основном из тех же семинаристов, желающих продолжить образование, но вне церковных рамок. Иногда причиной неудачи с Томским университетом называют «незаконопослушность» Бажева — небольшую отметку в его характеристике от начальства семинарии. Иногда — отсутствие необходимых средств для продолжения обучения. Возможно, повлияли все факторы одновременно. Павел Петрович выбрал стезю учительства — отправился в деревню Шайдуриха, в 26 км от железнодорожной станции Невьянск. Шайдуриха была относительно велика — 150 дворов, церковь, почта, население в основном было старообрядческое.
Молодого учителя уважали, но кормили все равно из отдельной посуды: раскольник. Детям это не мешало, дети в учителя были влюблены. Когда через много лет Бажов навестил деревню, его еще помнили — и, как свидетельствуют очевидцы, радостных слез было много с обеих сторон. В Шайдурихе он проработал недолго. Причина была в том, что Бажову, окончившему семинарию, в приказном порядке велели, кроме положенных дисциплин, — родная речь и все, что необходимо в начальных классах, — заняться еще и Законом Божьим получив духовное образование, он имел право его преподавать. Право имел, а желания — нет, тем более что учить бы пришлось детей староверов в сравнительно небольшой деревне. Назревал скандал — и строптивый учитель просто уволился, тем более что в Екатеринбурге открылась вакансия в том самом духовном училище, которое он когда-то окончил с отличием. Занимался и русским языком, и церковно-славянским, вел черчение, арифметику, чистописание. Много путешествует по стране во время летних каникул заработная плата учителя в Российской империи это вполне позволяла. Увлеченно собирает и записывает фольклор родных мест: сказки, песни, яркие диалектизмы — «баские» словечки.
Тем временем обстановка в стране постепенно накалялась, ожидания перемен и глухое недовольство среди рабочих, которое уже давно ощущалось в Питере и Москве, постепенно добиралось и до уральских заводов. Собственно, сыну Петра Сверла, местного «неблагонадежного», никаких иллюзий питать не приходилось с детства: все заводские — от старух до ребятишек — отлично знали, как и когда рабочие устраивали «педагогическое» избиение зарвавшихся мелких заводских чиновников рабочих — участников подобной «учи» потом старательно скрывали всем заводом , кого и за что уволили, кто чем недоволен.
Любимец детворы
- Опыт других людей
- Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
- Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова"
- 10 интересных фактов о жизни Павла Петровича Бажова: невероятные открытия
- Детские годы Бажова
- Бажов интересно
3 интересных факта о бажове
В 1899-1907 гг. В 1914-1917 гг. В 1917 г. Павел Бажов был избран членом Камышловского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. В том же году вышли его брошюра "Программа трудового крестьянства" и ряд статей в газете "Заря народоправства" под псевдонимом Деревенский. В конце 1917 г. Был участником боев на Урале в ходе Гражданской войны. Зимой 1919-1920 гг. С октября 1920 г. В 1920 г. Усть-Каменогорске ныне - на территории Казахстана , где редактировал газету и заведовал отделом народного образования использовал псевдоним Бахеев.
В 1921 г. С 1923 г.
У самой известной книги П. Бажова была нелёгкая судьба. Во время Великой Отечественной войны солдаты попросили Павла Бажова прислать им на фронт книгу «Малахитовая шкатулка». Конечно, писатель им не отказал, и книга стала спутником наших танкистов. Во время боя под Варшавой, в книгу попал осколок вражеского снаряда. Но несмотря на это повреждение, солдаты её сохранили и она прошла с ними весь трудный путь, побывав даже в Рейхстаге. На территории ВДНХ находится, установленный в 1954 году фонтан, который выполнен в виде каменного цветка.
Сказ «Малахитовая шкатулка» впервые опубликован в Свердловске, в газете «На смену» в 1938 г.
Тем не менее, детские воспоминания об уральских сказаниях скорее послужили Бажову источником вдохновения, нежели реальным материалом для «сказов». Писатель позже признал, что все произведения являются продуктом его собственного сочинения. Кадр из мультфильма "Серебряное копытце Фольклор или фейклор? Между тем очевидно, что успех бажовских сказок предопределило именно сходство с фольклорными текстами — по ритму, по настроению, по звучанию. В книги были включены и персонажи, заимствованные из старинных уральских верований, и такие, которые все же имели прототипы в народных сказаниях. Например, огневушка-поскакушка из сказа Бажова близка образу Золотой Бабы из древних поверий сибирских народов. Что же касается Хозяйки медной горы, малахитницы, она олицетворяет собой языческий дух хранителя богатств Урала, помогает рудокопам и вершит суд над всеми, кто оказался в ее владениях. Хозяйку нельзя назвать положительным персонажем, «худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало». Скульптура Хозяйки медной горы в городе Березовском у шахты "Южная" Соблюдая полученный от заказчиков запрет на включение в сказы религиозных элементов, Бажов отразил куда более древние, глубинные представления уральцев об устройстве мира — поклонение могущественным силам природы, обожествление их.
Но главная идея сказов— прославление мастера, его умелых и талантливых рук, его работы.
Писатель казался весьма убедительным. Павел Петрович Бажов Однако биографы и исследователи творчества Павла Петровича до сих пор не могут сказать однозначно, сколько в произведениях Бажова фольклора, а сколько авторской выдумки. Тем не менее, легенды из-под пера писателя выходили очень правдоподобными и складными. В 1939-м году на свет появился сборник сказов за авторством Бажова.
Цикл получил название «Малахитовая шкатулка». За книгу литератора удостоили Сталинской премии. Павел Бажов «Малахитовая шкатулка» Как продемонстрировало время, произведение оказалось классикой. К 2020-м году сборник перевели более чем на сто языков мира. И это притом, что многие сведущие люди называли литературные опыты Бажова в принципе непереводимыми.
Причиной тому как исследователи, так и иноязычные специалисты называют особенности использованного языка и лексических средств, которые в полной мере под силу понять только носителям русского. Кроме того, цикл был рекомендован школьникам для самостоятельного изучения. Писатель Павел Бажов Действующими лицами и главными героями сказов Бажова были простые рабочие мастеровые люди. В относительно небольшой форме автор умудрялся рассказать историю, которая пропитана местным колоритом и имеет сильный морально-нравственный подтекст. Цикл сказов за авторством Павла Петровича Бажова охватывает широкий период времени: от момента, когда процветало крепостное право и до новых лет.
За годы творческой активности Павел Петрович Бажов успел написать более 50 сказов. Свои произведения литератор называл по-разному. То рассказами, то сказками. В качестве автора большинства историй Бажов указывал некоего Хмелинина, но позже вычеркнул его имя из всех черновиков. Писатель П.
Бажов Временем наибольшей творческой активности Павла Петровича можно назвать период, когда его исключили из партии, и он не мог найти работу. Денег на жизнь категорически не хватало. Чтобы не умереть с голоду, супруги вели домашнее хозяйство. Единственным спасением стал огород. Кроме того, была корова, которая выручала в трудное время.
Какие-то средства в помощь супругам выделяла сестра жены, которая и сама жила на скромное жалование библиотекаря. Павлу Петровичу заняться было нечем. У него оставалось много свободного времени. Именно его литератор использовал для творчества. Бажов за беседой с учениками областной школы, февраль 1946 г.
В последующие годы жизни автора, цикл «Малахитовая шкатулка» неоднократно переиздавался. В него входило все больше и больше сказов. Так продолжалось вплоть до смерти автора. Всего же Бажов написал 56 произведений. Кроме всего прочего, литературные опыты Павла Петровича пользовались большой популярностью у режиссеров, постановщиков.
Произведения писателя неоднократно адаптировали во множестве форматов. В разные годы сказы Бажова воспроизводили в виде мультипликационных лент, диафильмов, полнометражных картин. Бажов за работой Помимо этого, историям знаменитого автора нашлось место и на сцене.
10 фактов из биографии. П. П. Бажов
В заключение перечислим ещё ряд интересных фактов из жизни замечательного уральского писателя. — Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя. Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист и революционер, автор легендарного сборника «Малахитовая шкатулка». Кто хочет окунуться в эпоху того времени, тому интересна будет книга «Павел Петрович Бажов в воспоминаниях». Интересные факты о бажове П бажов краткий рассказ о писателе. Интересные факты из биографии Павла Бажова.