В биографии Павла Бажова указывается, что сам он никогда не был фольклористом, и не делал того, что должны делать исследователи подобной направленности. Бажов-старший умел «оконфузить на людях» — любил выпить и был человеком трудного характера, заводские хозяева порой «проветривали» Петра Васильевича, по несколько месяцев не давая ему никакой работы. Павел Бажов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Интересен факт, что в 20-летнем возрасте Павел Бажов успешно окончил Пермскую духовную семинарию, после чего несколько лет работал учителем русского языка в двух духовных училищах.
Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове. Бажов снова был брошен в тюрьму, но казнить арестованных банда не успела — их вышибли из города. Интересные факты из жизни Бажова. К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом. Павел Бажов — интересные факты. П. П. Бажов известен многим людям с самого детства как «уральский сказочник».
На Урале забыли про Бажова: в год писателя разруха даже на его могиле
Демьян Бедный называл Бажова «колдун уральский бородатый». Образы из Сказов П. Бажова —— каменный цветок и хозяйка медной горы, изображены на гербе города Полевской, Свердловской области, с. С окрестностями которого связаны многие Сказы. К 120-летию писателя в 1999 году была учреждена Премия имени П. Её ежегодно вручают писателям в Екатеринбурге. У самой известной книги П. Бажова была нелёгкая судьба.
Посвящён Ленину. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий» 24 января 1944 года. Затем входил во все последующие издания «Малахитовой шкатулки» Васина гора. Опубликован впервые в издании книжки-малышки в 1945 году Свердлгизом Горный мастер. Впервые опубликован в газете «На смену! Первая публикация — литературно-художественный сборник «Говорит Урал», 1942 год Демидовские кафтаны Дорогое имячко. Впервые опубликован в сборнике «Дореволюционный фольклор на Урале», Свердлгиз, 1936 год. Принадлежит к группе сказов-легенд Дорогой земли виток. О патриотической любви советского народа к великой Москве Ермаковы лебеди. Впервые опубликован в сборнике сказов «Ключ-камень», Свердлгиз, 1942 год Железковы покрышки. Опубликован впервые в литературно-художественном сборнике «Говорит Урал», 1942 год Живинка в деле. Последнее произведение Бажова. Опубликован в газете «Уральский рабочий» 8 декабря 1950 год Живой огонёк Змеиный след. Прямое продолжение сказа «Про Великого Полоза » Золотой волос. Впервые напечатан в детском альманахе «Золотые зёрна», Свердловское областное издательство, 1939 год Золотоцветень горы. Впервые опубликован в «Литературной газете» 24 декабря 1949 года Золотые дайки. Впервые опубликован в газете «Литературный Урал» 22 февраля 1943 год. Каменный цветок. Впервые опубликован в «Литературной газете» май, 1938 и в альманахе «Уральский современник» книга 1-я, 1938 Ключ земли. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий», 1 января 1940 года. Первоначальное название — «Ключ-камень» Коренная тайность. Герои сказа — реальные исторические фигуры: талантливый русский металлург П. Аносов и его помощник Н. Швецов Кошачьи уши. Впервые напечатан в газете «Уральский рабочий»7 ноября 1944 года Малахитовая шкатулка. Первая публикация — в газете «На смену! Изначальное название — «Тятино подаренье» Марков камень.
Через четыре года писатель за свой труд получил Сталинскую премию 2-й степени. В книге поражало все — неповторимый язык, рассказывающий о красоте урала и его богатствах, вкрапление волшебства в обыденное повествование. Короткие уральские легенды в пересказе Бажова великолепны, это маленькие шедевры гениального автора. Их с большим удовольствием читали и читают взрослые и дети. Мастеровые люди в сказах Бажова выглядят настоящими русскими богатырями, могучими, гордыми, мудрыми. В своих произведениях писатель охватывает большой отрезок времени — от крепостничества до современности. Сказы из «Малахитовой шкатулки» были переведены на многие языки мира. Переводчикам было непросто, своеобразный язык сказов многих из них приводил в замешательство. Они отмечали, что эти короткие произведения практически непереводимы из-за их культурной и лингвистической особенности. С 2013 года сказы Бажова были включены в перечень «100 книг», рекомендованных российским школьникам для самостоятельного чтения. Всего он написал 56 сказов, называя их то «горными сказами», то рассказами, то сказами. Сначала автором своих сказов писатель называл Хмелинина, но позже он убрал эту фамилию из всех черновиков. Больше всего сказов литератор написал в самое трудное для своей семьи время — когда его в очередной раз исключили из партии и отказывались принимать на работу. Большое семейство тогда выживало за счет своего огорода и скромного жалования родственницы, сестры супруги литератора, работавшей библиотекарем. Выручала их и корова, за которой ухаживала жена, Валентина Александровна. А у самого Бажова в этот период вынужденного безделья появилось время для творчества, и он его успешно использовал. Все свои произведения автор написал в доме, стоящем на углу улиц Чапаева и Большакова. Он и раньше жил на улице Болотной Большакова , но старый дом погиб в пожарище. Строение на улице Чапаева 11 писатель стал возводить в 1911 году. До отъезда в Камышлов семья литератора жила в нем в течение трех лет. После возвращения из Казахстана Бажов вновь поселился в своем доме и жил здесь до самой кончины. В доме четыре комнаты, кабинет писателя одновременно служил спальней для супружеской четы.
Многие ценят его работы за то, что они являются не только литературным произведением, но и источником знаний о культуре и обычаях уральского народа. Интересные факты Павел Бажов был одним из первых русских писателей, кто обратился к фольклору Урала и создал на его основе свои произведения. Бажов был очень разносторонним писателем: он писал не только сказки, но и рассказы, повести, очерки, пьесы и даже киносценарии. Кроме того, он был талантливым журналистом и публицистом. Бажов был очень скромным и трудолюбивым человеком.
3 интересных факта о бажове
Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество 🔥 ФанФакт.ру | К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом. |
Бажов в деталях | Культура Урала | Бажов-старший умел «оконфузить на людях» — любил выпить и был человеком трудного характера, заводские хозяева порой «проветривали» Петра Васильевича, по несколько месяцев не давая ему никакой работы. |
Детство, Урал и рассказы деда Слышко
- Ответы : Интересные факты из биографии бажова Не пигишите биографию, просто интересные факты
- Бажов интересно
- Детство, Урал и рассказы деда Слышко
- Начало творческого пути
Влюбился в свою бывшую ученицу
- Полосатая жизнь Павла Бажова — Ураловед
- 45 интересных фактов о Павле Бажове — Общенет
- Павел Петрович Бажов
- 57 интересных фактов о Бажове Павле Петровиче, авторе «Хозяйки медной горы»
- Детство и юность
- Идейный коммунист
Павел Бажов - биография, новости, личная жизнь
русский советский писатель, журналист, краевед, живший в Екатеринбурге. Среди наиболее интересных фактов Бажова следует отметить его страсть к путешествиям, которые охватили весь Российский империйский простор. 57. Наследие Павла Бажова живет до сих пор, а к составлению биографии приложила руку его дочь Ариадна, рассказав о неизвестных фактах, характеризующих его удивительным и многогранным человеком. Одним из самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Павла Петровича Бажова является его участие в Первой мировой войне. В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью.
Вселенная Павла Бажова. Как уральский писатель создал самоцветный мир сказов
Это был человек высоких моральных принципов, интеллигент с тонким и проницательным умом, преданный патриот и гениальный автор сказов, которые из детства знакомы каждому ребенку. Биография Бажова пестрит яркими деталями, необычными поворотами судьбы и непростыми перипетиями, которые сначала помогли мальчику вырасти настоящим мужчиной, а после сформировали и отшлифовали его взгляды на жизнь. Наш рассказ начнем с того, где родился Бажов и как прошло его детство. Павел Бажов родился 27 января 1879 года в поселке Сысерть Свердловская область. Эту провинциальную местность населяли исключительно работники одноименной пудлингово-сварочной фабрики. И родители Павла не стали исключением: Отец Петр Бажов Сам происходил из крестьянского рода Полевской волости и в Сысерть попал уже во взрослом возрасте, примкнув к рабочей бригаде сварочного цеха. Мужчина не занимался сельским хозяйством в этой местности попросту не было земель, пригодных под пахоту , поэтому деньги на пропитание приходилось зарабатывать тяжелым трудом на заводе. Современники Петра отмечали, что у него были золотые руки и редкий талант, что давало возможность всей семье удерживаться на плаву.
Вот только вспыльчивый характер и пристрастие к горячительным напиткам сыграли с мастером злую шутку: Уходя в запой, Петр Бажов всегда устраивал громогласное выяснение отношений с руководством, его увольняли, но через какое-то время возвращали обратно. В этот момент семья бедствовала, жила на те скудные копейки, что зарабатывала своим трудом мать Павла. Она происходила из польского крестьянского рода, была тихой и спокойной женщиной. Августа исправно вела сельское хозяйство, хранила тепло домашнего очага, на досуге по ночам плела ажурные чулки и платки, которые продавала за гроши. Этот вид рукоделия подорвал зрение молодой женщины. Встреча Павла Бажова с детьми: Wikipedia И отец, и мать души не чаяли в своем чаде, поэтому биографы Бажова отмечают, что мальчик жил в любви и абсолютной гармонии. Бажов, биография юных лет которого делится на четкие периоды, сам вспоминал о детстве с трепетом: Сначала мальчик учился в обыкновенной земской школе в Сысерти, где получал одни пятерки.
Бажова «Через межу». Совершенно неожиданный зигзаг произошел в посмертной биографии сказителя. Бажов стал...
И не просто изучающих, но делающих попытки «скрестить» «Агни-йогу» с христианством, «Живую этику» с православием и даже, как видим, с уральскими сказами Павла Бажова. Дело в том, что на Южном Урале , в Челябинской области , с 1993 года устраиваются Бажовские фестивали. Организаторы - экополис «Беловодье», фонд культуры и Уральский Рериховский центр.
На одном из фестивалей удалось побывать и автору этих строк, но тогда Бажовское движение еще только зарождалось. Сувенир - миниатюрная коллекция уральских самоцветов, с символикой Бажовского фестиваля, до сих пор греет душу при одном взгляде на него. А в 95-м году, уже без меня, фестиваль собрал, говорят, уже более 5000 человек!
Хозяйка медной горы - центральный символ встреч «рериховцев». Они издавали свою газету «Атлантида», сочинили гимн. Есть там такие складные слова: «...
Зовет Урал-магнит, давайте соберемся и сопоставим все, что время нам дает. Бажов и Аркаим , преданья Зороастра, и все, о чем душа тебе поет». Заратустра или Зороастр древнегреч.
Большинство ученых признают его реальным лицом и относят к 10-6 векам до н. Первоначально выступал с проповедями на родине, в Иране, но был изгнан своей общиной, в изгнании убит своим преследователем. В одних текстах 3.
Главное в его проповедях - учение о зависимости миропорядка и справедливости от свободного выбора человека, о необходимости активного участия человека в борьбе добра со злом. Встречи, о которых я вспоминаю, проходили в живописных предгорьях Урала, где люди просто отдыхали на лоне природы, у чудного озера Чебаркуль... Нет, не просто: они изучали эзотерический смысл бажовских сказов.
А также создавали свои тексты на их темы, творческие композиции в разных жанрах. Прочесть и использовать сказы по-новому надоумил организаторов, конечно, «гуру» - Николай Рерих. Еще в 1943 году он писал: «Интересны Уральские сказы.
Целина необъятной земли открывает несчетные сокровища. Сказочная хозяйка Урала знает, что пришло время возвысить народы, помыслившие об общем благе... Вам что-нибудь напоминает?
Ну, конечно, бажовский сказ «Иванко Крылатко». Есть и легенда про племя чудь, ушедшее под землю. А тут еще Зороастр.
На очень патриотичный рериховский текст хорошо ложится миф о том, что где-то на Урале рожден мудрый Зороастр - пророк Заратустра. Эпиграфом же на приглашении участникам была выбрана цитата из Бажова: «... Будет и в нашей стороне такое времячко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется.
Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко скажет «дорогое имячко»... И тогда выйдет Чудь из-под земли со всеми сокровищами человеческими...
Так вот казак этот мысль мудрую изрек перед своей кончиной: «Отнимут, поди-ка, люди у золота его силу». Все смешалось в бажовском родном доме. На языке «рериховцев» это, однако, называется: взаимопроникновение культур Востока и Запада.
Современные богоискатели, приземлившиеся на заброшенную «духовную полосу» Павла Бажова, на самом деле помышляют «прорвать хрестоматийный глянец», отказавшись от социального толкования уральских сказов. Наверное, про них сказано у Бажова: «Были они не руськи и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знат! Фамилия-то писателя произошла от этого словечка - «бажить», «божиться».
Об этом сообщила мне дочь Бажова, Ольга Павловна, с которой мы беседовали в Свердловске в 1970-е годы. Оказывается, в предках у них был священник, а отец будущего сказителя стал мастеровым, но иконы в сысертском доме висели, вспоминала дочь. Она, правда, добавила, что учиться в духовное училище родители отдали Павла потому, что обучение там меньше всего стоило.
Не отдали бы, если б были безбожниками. Так мне думается сейчас... Использованные источники: Собрание сочинений П.
Бажова в 3-х т. Свердловск, 1949. Павел Бажов.
СП, 1947. Сказы- старины заветы.
Родился: 27 января 1879 г. Бажов родился 15 27 января 1879 года в семье рабочего Сысертского завода ныне Свердловской области.
В детстве жил в Полевском. Закончил училище, затем в 1899 году Пермскую духовную семинарию. Работал учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей.
В Гражданскую войну воевал на стороне красных, с июля 1919 года — прибыл в г.
Павел Бажов почти 20 лет преподавал русский язык. По воспоминаниям современников, Павел Бажов обожал детей, и они отвечали ему взаимностью. На своём уроке Павел Петрович мог заинтересовать даже закоренелых двоечников. В семье Бажова было семеро детей, но, к несчастью, трое из них умерли совсем маленькими. Демьян Бедный долгое время полагал, что сказы Бажова представляют собой обычный фольклор. Дед Василий стал прототипом «дедушки Слышко» из сказа «Малахитовая шкатулка».
Некоторые персонажи Павла Петровича были заимствованы зарубежными авторами для своих произведений. Образы из сказов Бажова — Каменный цветок и Хозяйка медной горы — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы. Одним из псевдонимов писателя был «Колдунков». Это было также его детское прозвище. Во время оккупации белой гвардией города Усть-Каменогорска Бажов организовывал работу подполья совместно с партизанами. Павла Петровича два раза исключали из коммунистической партии по доносам недоброжелателей, но потом восстанавливали. На любом посту он проявлял себя ответственным, добросовестным работником.
Советский народ дважды избирал Бажова депутатом Верховного Совета в 1946 и 1950 годах. Павел Бажов женился на своей бывшей ученице.
12 интересных фактов из жизни Бажова
- Павел Бажов: творческий путь
- Павел Бажов
- Опыт других людей
- 25 интересных фактов о Павле Бажове
Павел Бажов
3 интересных факта о бажове | Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. в ней прекрасно передана психологическая атмосфера каждого этапа жизни ее героя). |
Павел Бажов | Кто хочет окунуться в эпоху того времени, тому интересна будет книга «Павел Петрович Бажов в воспоминаниях». |
Краткая биография Бажова для детей и классов, интересное о Павле Петровиче | В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. |
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова | Человек позднего цветения, Павел Бажов, стал писателем в 60, а через 10 лет умер. |
12 интересных фактов из жизни Бажова: удивительные истории о писателе и его творчестве | Свердловские власти объявили 2019-й годом писателя Павла Бажова: в январе ему исполнилось 140 лет. |
Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел?
Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы. Интересные факты о бажове П бажов краткий рассказ о писателе. Жизнь Павла Бажова трудно разделить по простейшему черно-белому принципу: после радости – неприятности, негатив обязательно сменяет позитив и т.п. Биография знаменитого писателя состоит из малоизученных периодов, или полос, по выражению самого Бажова.
12 интересных фактов из жизни Бажова
Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода | Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Правильный ответ. |
Семь жизней Павла Бажова | Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист и революционер, автор легендарного сборника «Малахитовая шкатулка». |
Ответы : Интересные факты из биографии бажова Не пигишите биографию, просто интересные факты | Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове. |
25 интересных фактов из жизни Павла Бажова | Представляем интересные факты о Бажове. 1. Бажов всегда тяготел к литературе, и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки. |
Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии
Писатель очень сильно переживал, и только его неукротимая воля к жизни и вера в справедливость помогла ему преодолеть душевный кризис. Первый создатель нового жанра — советского литературного сказа Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. Его сказы отличались новизной и оригинальностью, так как в них была отражена история рабочего класса и промышленности России. Первый его сказ «Дорогое имечко» увидел свет в 1936 году после первого съезда советских писателей. Именно после этого съезда в корне изменилось отношение к сказке, и она заняла в литературе страны Советов подобающее ей место. В 1939 году в сборнике «Сказов старого Урала» была напечатана Малахитовая шкатулка, география которой строится вокруг Полевского завода. Несмотря на то, что история её создания и публикации полна драматизма во время Великой Отечественной эта книга имела огромную популярность, занимая второе место по степени читаемости. Её считали произведением государственной важности, так как она повествовала о неисчерпаемых богатствах нашей родины и о духовном богатстве ее народа.
Депутатская деятельность Перечисляя наиболее занимательные факты из жизни писателя с Урала нельзя не упомянуть и о его депутатстве. Народ дважды избирал его депутатом Верховного Совета в 1946 и 1950 годах. Во время своего депутатства Бажов обстоятельно разбирался в каждом вопросе, быстро реагируя на возникающие проблемы, а главной чертой его депутатской деятельности была настойчивость. Он нес своё высокое звание депутата с честью и достоинством. Увековечивание памяти Павла Бажова Народ бережно хранит память о талантливом писателе.
Сообщение о п п Бажове 4 класс. Бажов Павел Петрович биография 4 класс.
Презентация про Бажова Павел Петрович. Павел Петрович Бажов краткое сведение. Павел Петрович Бажов биография детства. Детские годы Бажова п. Детство Павла Петровича Бажова. Детские годы п. Бажова и его семья.
Биология Павел Петрович Бажов. Творчество Павла Петровича Бажова творчество. Павел Петрович Бажов знаменитый писатель. Сообщение о жизни п. Бажов Уральский писатель. Биография Павла Петровича Бажова. Жизнь Павла Петровича Бажова.
Сообщение о Павле Петровиче Бажове. План Павел Петрович Бажов 5 класс. Проект Бажов Павел Петрович 3 класс. Павел Петрович Бажов 5 класс литература. П Бажов краткий план. Биография п п Бажова. П П Бажов биография.
Павел Петрович Бажов кластер. Известные Писатели Пермского края Павел Бажов. Павел Петрович Бажов отец. Биология Бажова Павла Петровича. Сообщение по Павел Петрович Бажов. Факты биографии п. Пять фактов о Павел Петрович Бажов.
Факты о п Бажове. Павел Петрович Бажов 1879-1950 биография кратко. Краткая биография п п Бажова. Павел Петрович Бажов о нем. Уральский сказочник п. Краткая биография Бажова. Факты о Бажове.
Бажов биография. Факты о Павле Бажове. Бажов Павел Петрович 3 класс. Бажов Павел Петрович годы жизни. Информация о творчестве Бажова. Бажов "п. Образование Павла Петровича Бажова.
Бажов Павел Петрович биография. В каком городе родился Павел Петрович Бажов. Знаменитый человек Пермского края Бажов Павел Петрович.
Когда в 2010 году в Екатеринбурге рядом с домом-музеем Бажова попытались втиснуть многоэтажку, возмущение было такое, что чиновники почли за лучшее отступить и не связываться. На Урале в честь сказочника называют улицы, центры, едва не назвали аэропорт все же победу одержал заводчик Демидов.
А 2019 год в Свердловской области посвящен Бажову. Он родился почти полтора века назад — в 1879 году, в Сысерти, заводском поселении. На Сысертском заводе плавили чугун и выделывали железо высокого качества, работала спичечная фабрика, из сысертской глины изготовляли посуду. Сысерть станет сердцем его сказов, центром вселенной Бажова. Сысертские кабаки, пруд-плотина, заводы Тучанинова, камнерезные мастерские — все это давно стало таким же значимым топосом для русской литературы, как станция Выра — благодаря пушкинскому Самсону Вырину — или речка Красивая Меча.
Впрочем, в детстве Паша Бажев фамилию впоследствии изменил какой-то не слишком внимательный чиновник волей-неволей побывал на всех местных заводах. Его родители, Петр Васильевич и Августа Степановна, были по положению своему крестьянами, но крестьянским трудом в тех краях мало кто занимался. На небольшом домашнем огороде, конечно, рос какой-никакой овощ, держали и скотину, но пахотной земли рабочим не выделяли, хлеб был покупной. Августа Степановна, сирота, выучилась в заводском приюте ремеслу кружевницы и вязальщицы — и стала настоящей мастерицей. Сплетенные ею кружева и вязаные чулки, воротнички и прочие вещицы высоко ценились среди «заводской аристократии» — чиновничьих жен.
Супруг ее, Петр Васильевич, был человеком добрым, дома не дрался, в многомесячные запои не уходил, семью не тиранил. Был он мастером-плавильщиком пудлинго-сварочного цеха, вываривал из чугуна железо. Как специалист Петр Бажев ценился очень высоко, но вот как работник был не на лучшем счету: обладал особенным талантом парой слов метко припечатать тех, кто действовал ему на нервы. Не щадил и начальство, особенно будучи под хмельком. Возможно, глубокое языковое чутье у Павла было врожденное, от отца, но пока что семье Бажевых от этого радости было мало.
Односельчане прозвали Петра Бажева Сверлом, его острые и чаще всего неприличные отповеди в перебранке с начальством гуляли потом по всей Сысерти. Сын вспоминал о злоключениях отца: «Было у человека в запасе жесткое словцо и уменье «оконфузить на людях». А этого заводское начальство, от самого маленького до самого большого, никак не переваривало. Начинались придирки, доносы… Кончалось обыкновенно скандалом, после которого неизменное: «К расчету! Вот и приходилось перебираться на соседний завод, где, может быть, найдется какой-никакой заработок.
Отец в эти «тугие дни» перебивался сезонной мужицкой работой, а основным добытчиком становилась мать. В конце концов, решив, что строптивый Сверло достаточно вразумлен, его возвращали на завод — и так до следующего «бунчения». Сдерживаться Петр Васильевич не умел и не очень собирался. Ни братьев, ни сестер у Паши не было, жили со стариками-родителями Петра Васильевича, и по всем меркам, дом Бажевых был не из бедных. Сегодня в Сысерти дом Бажевых, где прошло детство писателя, восстановлен по фундаменту настоящий — сгорел еще в XIX в.
И хотя этот музей — не столько реконструкция быта конкретной семьи, сколько вообще экспозиция, посвященная жизни среднестатистического уральского мастера, судя по постройкам, видно, что у Бажевых вполне добротное, крепкое хозяйство, что держали Бажевы и кур, и корову, и овец, и двор у них был замощен каменными плитами. Да и по воспоминаниям Бажова, хотя семья не была особенно богатой, но и с хлеба на квас там никто не перебивался. Ему повезло с учителем. Александр Осипович Машуков подготовил своих учеников так основательно, что десятилетнему Паше оказались не страшны вступительные экзамены в Екатеринбургское духовное училище, он сдал их с легкостью. Но и учителю повезло с учеником.
Бажов вспоминал: однажды в библиотеке он хотел взять почитать томик Пушкина, а библиотекарь пошутил, мол, Пушкина выдают только тем, кто книжку выучит наизусть. И Паша, ничего не поделаешь, выучил. Пушкина он полюбил на всю оставшуюся жизнь. Но этот курьез сделал его местной знаменитостью, и учитель рассказал о малолетнем сысертском пушкинисте своему знакомому — екатеринбургскому ветеринару, краеведу и книжнику Николаю Смородинцеву. Тот принял горячее участие в судьбе мальчика.
Кроме начальной школы в четыре класса, учиться в Сысерти было негде и не у кого. Ни гимназию, ни реальное училище семье Бажевых было бы не потянуть, но Смородинцев предложил выход: Екатеринбургское духовное училище стоило не слишком дорого, да и дополнительных расходов не требовало, поскольку форму там не носили, кроме того, при училище было общежитие, а на первых порах Паша мог бы пожить в семействе Смородинцевых. Конечно, «светскому» мальчику нужно было постараться и блеснуть, поскольку приоритетом при поступлении пользовались дети духовенства, но учитель был готов заниматься с Павлом дополнительно. Родители, скрепя сердце, согласились, что «ученье свет, а неученье тьма» и сейчас без грамоты себе дорогу не пробьешь. Великодушное предложение Смородинцева стало счастливым билетом для одаренного ребенка.
Так десяти лет от роду Павел Бажев покинул семью и оказался в Екатеринбурге — единственный из всех своих сысертских друзей-приятелей. Учеба и тут давалась ему легко: он окончил училище среди первых учеников, по выходным отдыхая душой у Смородинцевых и на все каникулы уезжая домой. Блестящие успехи открыли перед ним двери следующего учебного заведения: им оказалась Пермская семинария. Образование там давали добротное: естественные и точные науки, историю, географию, иностранные языки — не только латынь и древнегреческий, но и французский, и немецкий. Факультативно изучали татарский, татары в Прикамье были второй по численности группой населения.
Преподавали семинаристам и медицину — скорее, самые основные навыки, включая первую помощь и прививание оспы. В сущности, всегда была вероятность, что священник в отдаленном приходе окажется единственным образованным человеком — и часто паства приходила не только за духовным утешением, но и как к врачу, раз уж поп у них грамотный и был в городе учен. Кроме того, у семинаристов была своя библиотека, довольно обширная. А помимо тот имелась еще одна, подпольная, в которой можно было ознакомиться с изданиями, строго-настрого запрещенными к печати. Хранителем этой запрещенной библиотеки, между прочим, был семинарист Бажев.
У семинаристов был свой подпольный кружок, и именно в Пермской семинарии Павел познакомился с идеями Прудона, Чернышевского, Кропоткина, прочитал и Маркса, став убежденным «анархо-народником щаповского толка», как он сам потом себя охарактеризовал. Афанасий Прокопьевич Щапов, к слову, тоже в свое время закончивший семинарию, сам по себе фигура крайне любопытная, убежденный антиимперец и децентралист, историк, изучавший старообрядчество, — при этом считавший старообрядцев едва ли не первыми демократами, выступившими против социального гнета, хотя и под религиозными лозунгами. Лесков, человек вообще весьма ехидный и ядовитый, немало потешался над Щаповым: «Староверы, увидав, что их предков хотят представить политическими неслухами и «умыслителями», — смутились. Такое вышло «недоразумение», что кое место в книге автора всего более радовало, то самое староверов наиглубже огорчало. Кто любит плакать или смеяться, тот нашел бы в этом «недоразумии» причины для одного и для другого.
На 33-й странице было, например, место такое: «В Поморской области возникло демократическое учение не молиться за московского государя»; староверы обиделись этой «неправдой» и заговорили: «Какие мы дымократы? Мы в его благоверии сомневаемся, но за его благочестивое житие молимся». Тем не менее благородные воззрения Афанасия Прокопьевича, продиктованные, без сомнения, человеколюбием и жаждой справедливости, завоевывали ему немало сторонников среди таких же пылких душ. Бердяев недаром писал: «B Poccии материализм принял coвceм иной xapaктep, чем на Западе. Материализм превратился в cвoeoбpaзнyю дoгмaтикy и тeoлoгию.
Это пopaжaeт в материализме коммунистов. Ho yжe в 60-x гг. Был создан матepиaлиcтичecкий кaтexизиc, кoтopый был ycвoeн фaнaтичecки шиpoкими cлoями лeвoй pyccкoй интеллигенции. He быть материалистом было признано нравcтвeннo подозрительным. Если вы не материалист, то значит вы за пopaбoщeниe чeлoвeкa и нapoдa».
И он же: «He cлyчaйнo в pyccкoм нигилизмe бoльшyю poль игpaли ceминapиcты, дeти cвящeнникoв, пpoшeдшиe пpaвocлaвнyю шкoлy. Дoбpoлюбoв и Чepньшeвcкий были cынoвья пpoтoиepeeв и yчилиcь в ceминaрии. Pяды paзнoчиннoй «лeвoй» интeллигeнции y нac пoпoлнялиcь в cильнoй cтeпeни выxoдцaми из дyxoвнoгo cocлoвия. Cмыcл этoгo фaктa двoякий. Ceминapиcты чepeз пpaвocлaвнyю шкoлy пoлyчaли фopмaцию дyши, в кoтopoй бoльшyю poль игpaeт мoтив acкeтичecкoгo миpooтpицaния».
Красивая триада «православие — самодержавие — народность» трещала по швам. Кризис веры в обществе нарастал — и семинаристы в этом отношении ничем не отличались от всех прочих жителей Российской империи. Митрополит Вениамин Федченков вспоминал о времени своего обучения в семинарии: «Духовная жизнь падала, замирала: одной внешностью не поддержать её… А там шла и подпольная работа среди учащихся… Попадались уже и нигилисты среди нас — хотя и очень редко. А ещё важнее: кругом семинарии уже зажигались иные костры; дым от них залетал и к нам, но не сильно всё же… Но — повторю — силы духа уже было мало. Очень многие семинаристы уходили по светским путям, пастырское служение не влекло их уже: значит, остывать стали и эти, мощные прежде классы духовенства…» Павел Бажов, Епархиальное училище.
Из 2148 выпускников семинарий, выпустившихся в 1911 году, только 574 приняли сан к 1913 году. Более того — бравировать своим вольнодумством начинали даже отдельные преподаватели. По воспоминаниям пермского семинариста В. Игнатьева он поступил туда через два года после выпуска П. Бажова , у них преподавал молодой учитель В.
Для нас становилось ясным, что [его] мысль работала в совершенно противоположном предполагаемому им предмету направлении. Окончательно эта наша мысль нашла своё подтверждение после следующего случая. У семинаристов была традиция после пасхальных каникул на первом занятии приветствовать своих учителей словами: «Христос воскресе! Известная фраза Варсонофия Оптинского, что революция вышла из семинарии, в случае Бажова справедлива полностью. Так получилось, что в Революцию он действительно уверовал, как в божественное откровение.
О морали моей. Партийная позиция писателя — это дело его гражданской порядочности. Какой же ты советский писатель, если без внутренней партийности? Что ты можешь сказать нашему гражданину? Он же партийный.
С детства. Значит, твоя партийная убежденность большой глубины и силы быть должна». Заменить «советский» на «русский», а «партийность» — на «православие» — и Пермская семинария была бы полностью солидарна со своим питомцем. В 1899 году Павел Бажев, семинарист, третий по успеваемости в своем выпуске то есть закончивший по первому разряду, с отличием , отказался от предложения продолжить образование в Киевской духовной академии, полностью за государственный счет. Хотя Киевская академия и была весьма уважаемым и серьезным высшим учебным заведением, но это было бы именно богословское образование, а вчерашний семинарист Павел Бажов духовной карьерой решительно не интересовался.
Соблазнительно было бы представить знакомство «бородатого колдуна», будущего певца всей уральской потусторонней силы, и автора Воланда, самого эффектного дьявола русской литературы, но от этого соблазна приходится воздержаться. Возможности дальнейшего светского образования для Бажова при этом были ограничены. Собственно, для семинаристов оставались открытыми только окраинные университеты Томский, Дерптский и Варшавский , на такой шаг государство шло, чтобы молодые люди, столько лет обучавшиеся в семинариях, шли не в студенты, а в священники. Семинаристу, все-таки желающему поступить в университет, требовалось сдать экзамены за гимназический курс это был довольно серьезный объем знаний , а для поступления в эти три конкретных университета к тому времени, как Бажев закончил семинарию, выпускники первого разряда должны были из гимназического курса досдать только латынь. Ни в Дерпт, ни в Варшаву Бажев поехать не мог.
К тому времени его мать овдовела, и здоровье ее сильно пошатнулось: из-за постоянной кропотливой работы при плохом освещении Августа Степановна к старости почти ослепла. Уезжать в такую даль и бросать ее он не мог, а ехать вместе было не по карману. Бажев попытался поступить в Томский университет, но не прошел. И на медицинский, и на юридический его факультеты конкурс был огромен — в основном из тех же семинаристов, желающих продолжить образование, но вне церковных рамок. Иногда причиной неудачи с Томским университетом называют «незаконопослушность» Бажева — небольшую отметку в его характеристике от начальства семинарии.
Иногда — отсутствие необходимых средств для продолжения обучения.
Петр Васильевич страдал от алкогольной зависимости, был неуживчивым, часто оставался без работы. В тяжелые периоды семейство выручала мама, она была отличной рукодельницей, умела зарабатывать этим деньги.
Детские годы будущий писатель провел в Сысерти и в Полевском заводе. Три года он учился в Сысертском земском училище, где был в числе лучших учеников. С 10 до 14 лет способный подросток обучался в Екатеринбургском духовном училище.
Родителям трудно было платить за него, поэтому они перевели Павла в Пермскую духовную семинарию, где обучение было дешевле. Но становиться священником юноша не собирался, его привлекала педагогическая деятельность. Павел Бажов в молодости Молодой учитель словесности долгое время преподавал в сельской школе, затем устроился учителем русского языка в Екатеринбургское епархиальное женское училище.
Здесь он проработал шесть лет. Ученицы Павла Петровича очень любили молодого педагога. В училище была интересная традиция — во время литературных вечеров награждать чтецов цветными бантиками.
Бажов всегда получал самое большое количество этих милых призов. В период летних каникул Павел Петрович путешествовал по окрестным деревням, собирал диалектизмы, фольклор, пословицы и поговорки. Некоторое время Бажов был преподавателем духовного училища в Камышлове.
Павел Петрович был ярым революционером. Было время, когда он состоял в партии эсеров, но затем примкнул к большевикам. Во время Гражданской войны вел активную деятельность, устанавливал советскую власть в России, в Казахстане.
Он был организатором подполья в Усть-Каменогорске, готовил своих товарищей к подпольной деятельности на случай перехода населенного пункта под власть белогвардейцев. Когда город захватили белые повстанцы, Бажов в течение полугода бездействовал, чтобы сохранить свою жизнь. Впоследствии его много упрекали за это, но сил подпольщиков в конце 1918 годы было недостаточно для вооруженного восстания, и Бажов это прекрасно понимал.
Через шесть месяцев он возобновил деятельность, объединил несколько партизанских отрядов в единую ударную силу. После восстановления советской власти в Усть-Каменогорске стал организатором нового Совдепа.