Новости интересные факты про бажова

Интересные факты из биографии Павла Бажова. В заключение перечислим ещё ряд интересных фактов из жизни замечательного уральского писателя.

12 интересных фактов из жизни Бажова

Павел Бажов — на странице автора вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, а также отзывы читателей. При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Павел Петрович Бажов, открывший всему миру уральские легенды, родился 27 января (15 января по старому стилю) 1879 года, в поселке Сысертский Завод в семье рабочего. Откройте для себя необычные, удивительные и интересные факты о Павле Петровиче Бажове, русском писателе, фольклористе и журналисте, известном своими очаровательными уральскими сказами. Интересные факты из жизни известного советского писателя Павла Бажова.

Биография — Павел Бажов

  • Духовная «полоса»
  • Влюбился в свою бывшую ученицу
  • Павел Бажов: биография, личная жизнь, творчество писателя, фото и произведения
  • Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии
  • Отправление в Санкт-Петербург
  • Интересные факты о Павле Петровиче Бажове

Полосатая жизнь Павла Бажова

Бажов, вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома, возвращается к себе на родину, на Урал, в Камышлов. В середине 30-х годов публикует первые сказы в журнале «Красная новь» и в свердловском «Литературном альманахе». Первый опубликованный сказ — «Девка Азовка». Интересно, что рукопись «Серебряного копытца» главный редактор центрального детского журнала «завернул» с формулировкой: - «фальсификация фольклора». Подписывал сказы в то время уличной фамилией-прозвищем «Колдунков» или ещё проще: «записал П.

Опубликовал «Малахитовую шкатулку» первые 14 сказов в 1939 году. Получил в 1943-ем году Сталинскую премию II степени. Был принят в Союз писателей в возрасте 60-ти лет. Многие из сказов т.

Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

В 1921 г.

С 1923 г. В 1924 г. Из недавнего быта Сысертских заводов".

В 1926 г. В 1930 г. В 1936 г.

К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка". В 1937 г. Он опротестовал это решение и через год был восстановлен в ВКП б.

В 1939 г. В том же году он опубликовал сборник сказов "Малахитовая шкатулка". Книга принесла автору широкую известность.

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Фольклор или фейклор: В чём секрет популярности уральских сказок Павла Бажова Знакомые и любимые с детства уральские сказы Павла Бажова сформировали для миллионов читателей впечатление о культуре уральской земли, о ее прошлом, традициях и ценностях. Настолько гармонично вписаны истории о Даниле-мастере и Серебряном копытце в представления об этом горном крае, что приходится приложить усилия, чтобы поверить: все это — не народный эпос, а чистой воды художественный вымысел писателя. Детство, Урал и рассказы деда Слышко Павел Петрович Бажов по-настоящему Бажев родился в 1879 году на Урале, в Сысерти, городке Екатеринбургского уезда Пермской губернии, в семье горного мастера. Детство Павла было наполнено рассказами и наблюдениями за работой шахтеров, горнодобытчиков, и в родном городе, и в Полевском, куда семья перебралась в 1892 году. Мальчик с отличием окончил заводскую школу, после поступил в Екатеринбургское духовное училище, затем окончил семинарию. До революции 1917 года Бажов преподавал русский язык, состоял в партии эсеров, позже стал большевиком.

Бажов Бажов активно участвовал в становлении новой власти, руководил красными партизанскими отрядами во время Гражданской войны, а после посвятил себя журналистике и литературе. Требования были жесткие — никаких отсылок к религиозным темам, грубого просторечья, рассказов о крестьянской жизни.

Помимо обычных детских забав, Павлу нравилось слушать истории старых горняков. Особенным красноречием отличался Василий Хмелинин, он же дедушка Слышко. Впоследствии Бажов включил его в качестве действующего лица в свои сказы. Бывший горный мастер, состарившись, стал служить сторожем склада, и мальчишки часто забегали послушать его рассказы. Уже в детские годы обнаружилась необыкновенная способность Павла — он обладал прекрасной памятью.

Однажды библиотекарь пошутил, что второй том произведений Пушкина выдают только после того, как читатель выучит наизусть первый. Мальчик недолго думая так и сделал. Вероятно, во многом благодаря уникальной памяти Бажову впоследствии удалось написать сказы на неповторимом, самобытном языке уральских мастеров. Павел Бажов: от духовного училища до «Крестьянской газеты» Павел до 10 лет учился в земском мужском училище в городе Сысерти. Подросшего сына родители отдали в Екатеринбургское духовное училище по простой причине — учеба там была дешевле, чем в гимназии. По окончании заведения будущий писатель поступил в Пермскую духовную семинарию. Вид на Пермь в XIX веке.

Более того, он испытывал даже некоторую неприязнь к религиозным деятелям, вероятно, насмотревшись на суровые порядки в семинарии. Духовное учебное заведение Павел Бажов окончил в 1899 году, а уже в 1905-м попал на несколько недель в тюрьму за участие в маевках — собраниях революционеров на 1 мая. Позже он признавался, что в то время участвовал в «анархо-народнических группировках». Павел Бажов в 1911 году. Вступление в партию большевиков, подпольная деятельность, борьба с колчаковскими войсками.

3 интересных факта о бажове

В данной презентации представлена подборка интересных фактов о жизни и творчестве Павла Петровича Бажова, автора знакомых многим с детства сказов, замечательного писателя, публициста и фольклориста. Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова" Чем знаменит Книга неоднократно переиздавалась, пополняясь новыми произведениями. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. в ней прекрасно передана психологическая атмосфера каждого этапа жизни ее героя). Интересен факт, что в 1937 г. Павел Бажов был исключен из компартии, поскольку на него был совершен донос. Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Правильный ответ.

12 интересных фактов из жизни Бажова

Выживать Бажовым приходилось за счет огорода и небольшой зарплаты свояченицы. Тогда Павел Петрович начал писать первые сказы, восстанавливая по памяти истории деда Слышко. Уже через год, 27 января 1938 года, Бажова восстановили в партии — его доносчик сам попал под репрессии. А писатель понял, что в 60 лет наконец-то нашел свой жанр.

В издательстве сборник предложили назвать по названию программного произведения — «Малахитовой шкатулкой». Оказалось, что потом в нее будет удобно «складывать» новые сказы. Первоначально в сборнике, вышедшем в 1939 году, было четырнадцать сказов — книгу полюбили и на Урале, и в Москве.

Правда, детской ее начали считать не сразу: критикам казалось, что тексты Бажова непригодны для детского чтения из-за сложного языка и многозначительности текстов. Но образ рабочего, мастера — сильная идеологическая подоплека — оказался сильнее оторопи перед непривычным слогом. Иногда Бажов подписывался Колдунковым из-за того, что настоящая фамилия значила «бажить», то есть колдовать Е.

Колдунковым, например, Бажов подписал свою детскую книгу «Зеленая кобылка», которая вышла в 1940 году параллельно с «Малахитовой шкатулкой». Тогда в прессе появилась рецензия: автор горячо приветствовал «талантливого молодого писателя». Бажов прочел рецензию и заметил, что насчет талантливости судить не берется, а «что молодой — так это совершенно правильно.

Первые шаги в детской литературе делаю». Кудрин «Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где» В фольклористике термин «сказ» появился еще до Бажова: в лингвистике он определяется особым слогом, отличающимся от литературной нормы, а в литературе — обязательным наличием повествователя, который рассказывает историю разговорным языком. Сам Бажов говорил, что сказы — это не сказки, потому что в них есть практическая подоплека, связь с реальной жизнью.

Хотя все сказы Бажова «рассказаны» дедом Слышко — Василием Хмелининым из Полевского, — фольклорными они все-таки не были. Рукописи доказывают, что писатель тщательно разрабатывал характеры персонажей, выверял их, искал убедительные языковые формы. Бажов поменял характер самого Хмелинина: у заводского сторожа XIX века не было «пролетарского» самосознания, а в сказах Бажова оно выступает на первый план.

Позднейшие антропологические исследования доказали, что уральцы действительно слышали о разных персонажах Бажова. Правда, в 1981 году пожилые жители Сысерти рассказывали, что знали Хозяйку медной горы, но на подробные расспросы о ней отвечали, что исследователям стоит читать Бажова, потому что «у него хорошо написано». Но некоторым все-таки хотелось, чтобы истории уральского сказочника были настоящим фольклором.

Например, поэт Демьян Бедный активно убеждал общественность в том, что все сказы Бажова — настоящий фольклор горы Азов, который писатель бережно сохранил. Самому Бедному аутентичность сборника была выгодна: он мог взять фольклорный материал и переложить его на стихи, получив собственное, авторское произведение, которое планировал назвать «Горная порода. Поэт Демьян Бедный Демьян Бедный работал титанически, производя от 69 до 167 стихов «дневной продукции».

Но в 1940 году он узнал, что Бажов достаточно сильно обрабатывал свои сказы. После смерти Бедного «Горную породу» все-таки опубликовали. С началом Великой Отечественной войны выдумка в сказах Бажова стала очевиднее: писатель старался создавать новые истории под военную повестку.

Вспомнились уральские заводские немцы, которых не было в историях Хмелинина. Павел Петрович окончательно признал, что его произведения вряд ли можно назвать фольклорными. Всего писатель создал 56 сказов.

В СССР по мотивам сказов были сняты четыре мультфильма и один фильм. Книга многократно переиздавалась с разными иллюстрациями, а сейчас к выходу готовится академическое издание сборника «Малахитовая шкатулка» — там каждой сказ будет сопровождаться небольшим комментарием филолога. Писатель уделял меньше времени литературной работе из-за того, что в 1946 году его выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР от Свердловской области.

В ближайшие дни надо будет отправляться в Красноуфимск, а оттуда по районам, которых немало. Видимо, это должно дать какой-то и творческий поворот. Павел Петрович Бажов умер 3 декабря 1950 года от рака легких, ему был 71 год.

Скончался он в Кремлевской больнице, но тело, согласно воле усопшего, перевезли на Урал и похоронили в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Для выбора памятника устраивали конкурс, в котором участвовал даже Эрнст Неизвестный: его мать Беллу Бажов не дал исключить из Союза писателей. Могила Павла Петровича Бажова.

Увы, жизнь выдающегося писателя закончилась 3 июля 1950 года. Бажов скончался в возрасте 67 лет, оставив за собой богатое наследие литературных произведений. Наследие и продолжение дела Бажова Павел Петрович Бажов оставил после себя не только замечательные книги с увлекательными историями, но и наследие культуры и фольклора.

Его творчество стало примером для многих писателей и поэтов, которые продолжают его дело до сегодняшнего дня. В наше время многое из того, что П. Бажов собрал и описал, является утерянным или уже не существует.

Однако, его наследие продолжает жить благодаря современным исследователям фольклора и людям, которые продолжают заниматься сбором и сохранением народных традиций. Существует множество организаций, посвященных памяти П. Бажова и его творчеству.

Они организовывают выставки, конференции и другие мероприятия, направленные на изучение его наследия и продолжение его дела. В Свердловской области существует Музей народного искусства Урала им. Бажова, который посвящен его жизни и творчеству.

Также в Екатеринбурге создан Благотворительный фонд им. Бажова, который занимается сохранением народных традиций и развитием культуры Урала. В Краснодарском крае действует Общественная организация «Друзья Павла Бажова», которая занимается сбором и сохранением народных обрядов и традиций.

Таким образом, наследие и продолжение дела П. Бажова является важным элементом культурного наследия России. И даже спустя столетия после его рождения, его творчество продолжает вдохновлять и вызывать уважение среди людей, заботящихся о сохранении уникальности и богатства нашей страны.

Вопрос-ответ: Какие работы Павла Петровича Бажова считаются самыми известными? Самыми известными работами Павла Петровича Бажова являются сказки из сборника «Малахитовая шкатулка», такие как «Горный цветок», «Змей Горыныч» и «Рукавичка». Чем Павел Петрович Бажов занимался до того, как начал писать сказки?

До того, как начать писать сказки, Павел Петрович Бажов работал горным инженером и занимался изучением народных ремесел и промыслов в Уральском регионе. В какой форме и где были опубликованы сказки Павла Петровича Бажова? Сказки Павла Петровича Бажова были опубликованы в нескольких томах сборника «Малахитовая шкатулка».

Они были опубликованы в 1939 году в Свердловске. Какие темы рассматриваются в сказках Павла Петровича Бажова? Сказки Павла Петровича Бажова рассматривают темы народной культуры и фольклора, где главными героями являются гномы, звери, духи и другие мифические существа.

Какую роль играла жена Павла Петровича Бажова в его творчестве? Жена Павла Петровича Бажова, Зинаида Зимина, играла важную роль в его творчестве, помогая ему в сборе и изучении народной культуры и фольклора. Какие награды были получены Павлом Петровичем Бажовым за свои работы?

За свои работы Павел Петрович Бажов был удостоен нескольких наград, включая медаль В. Ленина и орден Красного Знамени. Какие материалы Павел Петрович Бажов использовал в своих работах?

Павел Петрович Бажов использовал разнообразные материалы в своих работах, включая уральские горные кристаллы, минералы и даже кусочки уранового стекла. Павел Петрович Бажов внес огромный вклад в изучение уральской культуры, собирая обширный материал о народных ремеслах и промыслах в этом регионе.

Если в его ранних произведениях еще можно обнаружить известные излишества в обыгрывании особенностей местного говора, в употреблении областных словечек и речений это относится к очеркам "Уральские были", к повести "Зеленая кобылка" и ряду ранних сказов "Малахитовой шкатулки" , то в дальнейшем писатель, отнюдь не порывая с народной речевой основой своих сказов, отходит от этих увлечений и упорно трудится, стремясь достичь все большей ясности и образной полноты слова. Бажов любил и хорошо знал живую русскую народную речь. Он рассматривал ее в движении, в непрестанном развитии, внимательно изучал, что и как в ней отсеивается или закрепляется великим художником - народом. Работе по расширению словарного состава сказов, по использованию всех речевых возможностей народного русского языка писатель придавал большое значение. Среди получивших эту премию был, например писатель Алексей Иванов с его, нашумевшей и шокирующей публику книгой Ебург. Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле». Использовались также фамилии Хмелинин, Осинцев и Старозаводский.

Самые известные из них — кинофильм «Каменный цветок», опера К. Молчанова «Каменный цветок» балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке», симфоническая поэма А.

Прежде чем стать писателем, Бажов побывал школьным учителем, городским главой, главным редактором газеты, подпольным красным партизаном. Сказы не сразу нашли своего читателя. Редактор отказался их печатать, называя «фальсификацией фольклора». От разгромной статьи первые сказы Бажова спас Демьян Бедный. В 1933 году по ложному доносу Бажов исключен из партии.

Детство и юность

  • Вселенная Павла Бажова. Как уральский писатель создал самоцветный мир сказов
  • Биография Павла Бажова
  • Бажов интересно
  • Интересные факты про бажова
  • Павел Бажов: творческий путь
  • 25 интересных фактов о Павле Бажове

Интересные факты из жизни Павла Бажова

Работал учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей. В Гражданскую войну воевал на стороне красных, с июля 1919 года — прибыл в г. Усть-Каменогорск Казахстан для восстановления разгромленной в ходе неудавшегося восстания узников Усть-Каменогорской тюрьмы большевистской ячейки. Под видом страхового агента осуществлял связь между партизанскими соединениями «Красных горных орлов». После освобождения Усть-Каменогорска от белогвардейцев, Бажов в центре деятельности. Он становится редактором, а по существу и организатором, и выпускающим, и метранпажем газеты.

По какой-то причине механики, которые меняли шрифт с латинского на русский, забыли про букву «M», об этом автор упоминал в письмах: «При такой машинке приучишься обходиться вовсе без буквы "M"» Позже редакторы уральского издательства подсуетились и при помощи младшей дочери писателя все-таки исправили эту техническую ошибку. А сказы он так и продолжал изначально писать от руки, и только потом «выстукивал» на машинке. Мемориальная библиотека автора Библиотека Павла Бажова насчитывает более 2000 книг. Она прелестна тем, что здесь можно найти книги практически обо всем: от грамматики русского языка XVIII века до трудов, так или иначе связанных с Уралом. На одном стеллаже собрана официальная литература Большая Советская энциклопедия, собрания сочинений Ленина и пр. Пушкин, А. Чехов и др. Кроме того, библиотека хранит сочинения современных Бажову авторов. На книжных полках без труда можно найти издания Агнии Барто, Гладкова, Суркова, Симонова с дарственными надписями. Сундук с приданным Самый старый предмет дома — сундук, который перешел Бажову по наследству от матери, Августы Стефановны. Он мог использоваться как сидячее место для гостей например, когда здесь проходили заседания союза писателей или же как спальное место. Согласно одной из легенд, на нем ночевал поэт Алексей Сурков.

Любимец детворы В воспоминаниях о своём любимом отце дочь писателя Ариадна Бажова-Гайдар пишет о том, что Павел Бажов очень любил детей, и они отвечали ему такой же преданной любовью. Писатель разговаривал с детьми безо всякого сюсюканья, как с взрослыми людьми, так как был опытным и наблюдательным педагогом. Он всегда с должным пониманием относился к ребячьим проблемам и хотел видеть их счастливыми. На его столе как знак особого детского доверия лежал пионерский галстук, который ему вручили пионеры первой железнодорожной школы. В период с 1938 по 1945 годы им были написаны специально для детей целый ряд произведений. Среди них Серебряное копытце, Золотой волос, Голубая змейка. Исключение из партии Великая мечта о счастье не только для детей, но и для взрослых сопровождала Бажова всю его жизнь. Осуществлял писатель эту мечту вместе с народом, в общем с ним труде. В 1918 году Бажова приняли в партию. В 1937 году он написал книгу «Формирование на ходу», посвящённую победам власти Советов, за которую потом его исключили по доносу Михаила Кашеварова из партии. В результате на целый год Бажов остался без работы и прозябал в нищете. Писатель очень сильно переживал, и только его неукротимая воля к жизни и вера в справедливость помогла ему преодолеть душевный кризис. Первый создатель нового жанра — советского литературного сказа Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ.

Его автор, выпускник Ленинградской академии художеств Михаил Меньшиков, с детства обожал уральские сказы. Вдова Бажова Валентина Александровна писала скульптору: «Очень вам благодарна за памятник. Пусть растет и украшается шахтерский ваш город. Желаю успеха и счастья». В смутные девяностые в Челябинске появилась секта бажовцев. Тексты писателя они считали сакральными, самого его — пророком, а Великого Полоза и Хозяйку Медной Горы — своими помощниками в борьбе со злом. В 1992 году секта даже оформилась в «Бажовскую Академию сокровенных знаний Урала». Академия издавала газету «Атлантида», а с 1993 года инициировала проведение Бажовского фестиваля народного творчества. Сегодня Бажовский фестиваль очистился от этой славы, став местом сбора мастеров-ремесленников Южного Урала, которым дороги традиции и культура региона. Да и сам писатель не виноват, что его сказы стали считать мистическим откровением. Как говорит заведующий дома-музея Павла Петровича Георгий Григорьев, вся «таинственность» Бажова пошла не от самого писателя — все это позднее, наносное. Сам же он подобных придумок категорически не любил и верил в совершенно иные, земные вещи — золотые руки, неунывающий характер, «живинку в деле», опыт и мастерство. Фото: Андрей Стасюк, Мемориальный дом-музей П. Бажова Екатеринбург , Златоустовский городской краеведческий музей.

На Урале забыли про Бажова: в год писателя разруха даже на его могиле

Несколько позже на горе начнут работать уже профессиональные археологи, которым на ней посчастливится сделать и ряд важных научных открытий, подтверждавших неоднократно высказываемые Бажовым предположения о исторической ценности этой знаменитой горы со столь странным для тех мест названием. По воспоминаниям современников, Бажов был необычайно трудолюбивым человеком. Писательством он занялся, работая в газетах, а первая его книга «Уральские были» вышла из печати в 1924 году, в то время, когда он служил в редакции екатеринбургской «Крестьянской газеты». В последующие годы им будут написаны и подготовлены для опубликования книги «К расчету», «Пять ступеней коллективизации», «Бойцы первого призыва», «Формирование на ходу», «Зеленая кобылка». А с 1936 года начнут публиковаться и его первые сказы: «Дорогое имячко», «Про Великого Полоза», «У караулки на Медной горе». Они, эти три первые сказа, положат начало и прекрасной «Малахитовой шкатулке», состоявшей уже из четырнадцати сказов и увидевшей свет тремя годами позже. К концу же своей жизни Бажов в общей сложности напишет свыше сорока сказов, составивших, по существу, основное его литературное наследие. Практически одновременно с «Малахитовой шкатулкой» Бажов писал и книгу для детей «Зеленая кобылка», вышедшую отдельным изданием в 1940 году. В издательстве посмеялись над оконфузившимся рецензентом. Я, действительно, молодой детский писатель. Первые шаги в детской литературе делаю.

Кроме Колдункова, у Павла Петровича был еще ряд псевдонимов: Осинцев, Старозаводский, Деревенский и, наконец, Чипонев, что означало: читатель поневоле. Этим псевдонимом он подписывал свои рецензии, как правило, резко обличительные». Конечно, Бажов не кривил душой, когда говорил о том, что стал детским писателем. К детям он относился трепетно, с огромной отцовской любовью и ему было, о чем им в своих книгах поведать. Любила его и детвора, зачитывавшаяся «Малахитовой шкатулкой» и другими произведениями писателя. Являлся он и почетным пионером.

Эта идея заключается в том, что добро природы дается лишь в добрые, рабочие руки; в руках врагов и хищников народа это добро может находиться лишь временно и ненадежно. Природа и ее «магические» силы словно идут навстречу этому желанию добрых, то есть трудящихся людей, — в этом и состоит вся «сказочность» книги П. На самом же деле «магия» заключается в работе людей и в их воле к своему счастью и освобождению — в этом содержится правда сказочной книги «Малахитовая шкатулка». Если в его ранних произведениях еще можно обнаружить известные излишества в обыгрывании особенностей местного говора, в употреблении областных словечек и речений это относится к очеркам "Уральские были", к повести "Зеленая кобылка" и ряду ранних сказов "Малахитовой шкатулки" , то в дальнейшем писатель, отнюдь не порывая с народной речевой основой своих сказов, отходит от этих увлечений и упорно трудится, стремясь достичь все большей ясности и образной полноты слова.

Бажов любил и хорошо знал живую русскую народную речь. Он рассматривал ее в движении, в непрестанном развитии, внимательно изучал, что и как в ней отсеивается или закрепляется великим художником - народом. Работе по расширению словарного состава сказов, по использованию всех речевых возможностей народного русского языка писатель придавал большое значение. Среди получивших эту премию был, например писатель Алексей Иванов с его, нашумевшей и шокирующей публику книгой Ебург. Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле». Использовались также фамилии Хмелинин, Осинцев и Старозаводский.

Бажов Бажов активно участвовал в становлении новой власти, руководил красными партизанскими отрядами во время Гражданской войны, а после посвятил себя журналистике и литературе. Требования были жесткие — никаких отсылок к религиозным темам, грубого просторечья, рассказов о крестьянской жизни. Акцент требовалось сделать на коллективный труд и жизнь рабочего класса. Предшественник писателя, ураловед и краевед Владимир Бирюков, ранее получивший такое поручение, заявлял, что найти его невозможно. Бажов, чьи поиски также не дали нужного результата, тем не менее написал несколько уральских сказов - «Медной горы хозяйка», «Про Великого Полоза», «Дорогое имячко», якобы записанных со слов Василия Хмелинина, или деда Слышко. Иллюстрация к сказам Бажова, художник - В. Назарук Хмелинин и в самом деле был знакомым Бажова — в детстве писателя, прошедшем на Полевском медеплавильном заводе, этот бывший шахтер, работавший сторожем, любил рассказывать детям горняков предания уральской земли. Тем не менее, детские воспоминания об уральских сказаниях скорее послужили Бажову источником вдохновения, нежели реальным материалом для «сказов». Писатель позже признал, что все произведения являются продуктом его собственного сочинения. Кадр из мультфильма "Серебряное копытце Фольклор или фейклор?

По мотивам сказов Бажов создано много произведений. Самые известные из них — кинофильм «Каменный цветок», опера К. Молчанова «Каменный цветок» балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке», симфоническая поэма А. Муравьева «Азов-гора». На гербе города Полевской Свердловской области на фоне зеленого малахитового цветка изображена ящерица в короне — Хозяйка Медной Горы.

Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода

Пермскую духовную семинарию. Па́вел Петро́вич Бажо́в — русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя.

Павел Бажов: трудный путь к «Малахитовой шкатулке»

Первоначально Сказ назывался «Тятино подаренье», но при подготовке к печати П. Бажов заменил его другим — «Малахитовая шкатулка». Будучи мастером пера и настоящим революционером, он преуспевал во всех делах, за которые брался. И оставил потомкам значительное литературное наследие. В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. В общем, это был, действительно, незаурядный человек. Посвящение к 144-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова 27 января.

Сказы Бажова сочетали реально-бытовой и сказочный элементы, многие из них содержали философские размышления о счастье, творчестве и искусстве. К числу наиболее известных сказов относятся: "Медной горы хозяйка", "Каменный цветок", "Малахитовая шкатулка", "Огневушка-поскакушка" и др. Среди других заметных произведений писателя - автобиографическая повесть "Зеленая кобылка" 1939 и книга мемуаров "Дальнее - близкое" 1949. Сочинения Павла Бажова переведены на английский, французский, исландский, сербский, японский и другие языки. По его произведениям сняты художественные фильмы "Каменный цветок" 1946, режиссер Александр Птушко , "Степанова памятка" 1976, Константин Ершов , "Золотой полоз" 2007, Владимир Макеранец и др. В 1950 г. В 1942-1950 гг. В 1946-1950 гг. Павел Бажов скончался 3 декабря 1950 г. Похоронен на Ивановском кладбище в Екатеринбурге. В 1961 г. За книгу "Малахитовая шкатулка" был удостоен Сталинской премии II степени 1943 и награжден орденом Ленина 1944. Был женат на выпускнице Екатеринбургского епархиального училища Валентине Александровне Иваницкой 1892-1971.

Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви. Ни докладчика, ни слушателей это не смутило. И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет. В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова. В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат. Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова. Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом. Сам М. Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум. Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович [Бирюков, ураловед, фольклорист, исследователь] ответил, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так, рабочего фольклора нет? Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им «Дорогое имячко». Сказ не вошел в сборник, поскольку Блинова посчитала его уж слишком авторским, а вскоре Блинова и Бирюков рассорились окончательно — Елизавета Максимовна уволилась из издательства, и второй предполагавшийся том так и не вышел. Но начало сказам было положено, а вскоре «Дорогое имячко» и ряд других появились в печати — в журнале «Красная новь». Художник Детгиза Вл. Лебедев, прочитавший их в рукописи, был буквально очарован — и увез их в Москву. Бажов был в литературе все еще персоной нон грата, так что сказы были опубликованы под псевдонимом П. Вокруг сказов разгорелся литературный скандал: что это — «фэйк-лор» или попытка «зачерпнуть из народного источника» и получить гонорар? И вот во время своего вынужденного затворничества Бажов, без оглядки на кого бы то ни было, писал свои сказы так, как душа велела.

С 1923 г. В 1924 г. Из недавнего быта Сысертских заводов". В 1926 г. В 1930 г. В 1936 г. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка". В 1937 г. Он опротестовал это решение и через год был восстановлен в ВКП б. В 1939 г. В том же году он опубликовал сборник сказов "Малахитовая шкатулка". Книга принесла автору широкую известность. Первоначально она включала в себя 14 сказов, но при последующих изданиях неоднократно пополнялась.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий