У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет. Этот неопровержимый факт, как считал Бажов, говорил лишь об одном – нет и никогда не было никакого «уральского языка», а существует смесь различных говоров единого русского языка, горячо писателем любимого. Главная» Новости» Интересные факты из жизни бажова.
25 интересных фактов о Павле Бажове
Это было также его детское прозвище. Славу Бажову принесли его произведения для детей, в частности, «Хозяйка медной горы» и «Каменный цветок». По воспоминаниям современников, Павел Бажов обожал детей, и они отвечали ему взаимностью. В течение жизни Павел Бажов написал полсотни сказов. Это довольно внушительная цифра, если учесть, что он впервые попробовал свои силы в качестве писателя, когда ему исполнилось уже 57 лет.
Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая.
В браке у них родилось четверо детей. Начало творческого пути Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста. Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году.
В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, имели фольклорную основу. Главное произведение писателя Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка» 1939 г. Эта книга принесла писателю мировую известность.
Усть-Каменогорск Казахстан для восстановления разгромленной в ходе неудавшегося восстания узников Усть-Каменогорской тюрьмы большевистской ячейки. Под видом страхового агента осуществлял связь между партизанскими соединениями «Красных горных орлов». После освобождения Усть-Каменогорска от белогвардейцев, Бажов в центре деятельности. Он становится редактором, а по существу и организатором, и выпускающим, и метранпажем газеты. Одновременно ему вменяется в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создает учительские курсы, организует школы по ликвидации неграмотности, принимает участие в восстановлении Риддерского рудника… В июле 1920 года в казахские волости посылается 87 учителей, подготовленных с его участием. Бажова и Н.
Факт 2. В биографии Павла Бажова отмечается, что он проучился в духовной семинарии целых шесть лет. Факт 3. Причём в его основу легли сказки и предания, которые он собирал по деревням, общаясь с людьми, особенно со стариками, кто помнил много народных сказок. Полученный от них материал Бажов обрабатывал и подавал в ином виде. Факт 4. В течение жизни Павел Бажов написал полсотни сказов. Это довольно внушительная цифра, если учесть, что он впервые попробовал свои силы в качестве писателя, когда ему исполнилось уже 57 лет. При этом после Великой Отечественной зрение у него сильно ослабело, но работать он не прекращал. Факт 5.
Биография Бажова
В середине 30-х годов публикует первые сказы в журнале «Красная новь» и в свердловском «Литературном альманахе». Первый опубликованный сказ — «Девка Азовка». Интересно, что рукопись «Серебряного копытца» главный редактор центрального детского журнала «завернул» с формулировкой: - «фальсификация фольклора». Подписывал сказы в то время уличной фамилией-прозвищем «Колдунков» или ещё проще: «записал П. Опубликовал «Малахитовую шкатулку» первые 14 сказов в 1939 году. Получил в 1943-ем году Сталинскую премию II степени. Был принят в Союз писателей в возрасте 60-ти лет. Многие из сказов т. Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
С молодых лет помнил завет отца: «Павел, если будешь пить, пей только водку, потому что всё другое — подкрашенная, изгаженная и удорожённая она самая…» Бажова отличало уважение к поэзии особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок» , любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова.
Вообще-то, сказителем Бажов стал не столько по зову сердца, сколько по заданию партии. Писать Бажов начал довольно поздно, первая его книга "Уральские были" вышла, когда ему было уже за 45, а к сказам он обратился только в 1936, когда писателю стукнуло 57.
Как и любому духу, ему чужды человеческие чувства, поэтому он и преследует одну из своих дочерей, Золотой волос, за то, что та посмела выйти замуж за башкирского богатыря Айлыпа. Интересны и дочери Полоза: змеевки. Во-первых, уже упомянутая Золотой Волос — женщина с прекрасными волосами, может соотноситься с другим мифологическим существом — Медузой Горгоной, также восхищавшей окружающих своей внешностью до тех пор, пока Афина не превратила ее в чудовище. Во-вторых, образ женщины-змеи присутствует во многих эпосах, оттуда он перекочевал и в сказки. Один из самых известных подобных персонажей — Серпентина из сказки Гофмана. В произведениях Бажова присутствует еще один змей — Дайко, натура которого также двойственна. С одной стороны, Дайко одаривает золотом Глафиру с Перфилом, с другой, именно из-за золота исчезает староверческая община на Урале.
Бабка Синюшка — еще один персонаж, отражающий женское агрессивное начало. Перед удалыми и сильными бабка оборачивается «красной девкой», пытаясь их погубить, так что с одной стороны этот персонаж родственен сиренам. С другой — Синюшка, персонификация болотного газа, отождествляется с Бабой Ягой — персонажем, нередко выступающим в роли волшебного дарителя против своей воли: «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Олень Серебряное Копытце — сказочный персонаж, который, кажется, целиком выдуман Бажовым. Однако и здесь можно найти мифологические корни. Как считает писатель Алексей Иванов, много лет посвятивший изучению истории и культуры Урала, в Серебряном Копытце наиболее полно отразилась мифология финно-угров. Герой Бажова — русифицированная переработка Лося, которому поклонялись древние финно-угорские народы.
Многих удивляло: когда заходишь на крыльцо, входишь в сени, и потом тебе еще надо очень высоко вступить на ступеньку, уже находясь собственно в доме, - зачем это? А затем, чтобы холод сразу не растекался по полу. Все было продумано по-уральски. Дед был чрезвычайно занят в последние годы, он же был депутатом и к нему постоянно шел народ. Дом вообще был открыт, он никогда не закрывался, дверь была на каком-то хлипком замочке. Удивительно, но еще в детстве складывается представление, что Бажов принадлежит стародавнему времени Гоголя, Аксакова, Погорельского... С годами фигура деда проясняется для вас или какие-то загадки прибавляются? Вам все понятно в его судьбе, в том, что с ним происходило, к примеру, во время революции? Никита Бажов: Наверное, в жизни любого человека есть тайны. Просто, как мне представляется, мой дед оказался еще одним русским интеллигентом, обманутым иллюзорными ожиданиями "царства свободы" и попавшим в мясорубку революции и Гражданской войны. А что может быть страшнее войны своих со своими... Дед в разговорах никогда не возвращался к этой поре своей жизни? Никита Бажов: Он, мне кажется, не любил об этом говорить.
Полосатая жизнь Павла Бажова
Пермскую духовную семинарию. Читай также: Интересные факты о жизни Александра Блока, биография, творческое наследие, личная жизнь. Бажов-старший умел «оконфузить на людях» — любил выпить и был человеком трудного характера, заводские хозяева порой «проветривали» Петра Васильевича, по несколько месяцев не давая ему никакой работы. Издатели очень торопились выпустить её к 60-летию Бажова, и не успевали напечатать массовый тираж.
Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове
Интересные факты. У Бажова были государственные награды — медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и орден Ленина, а также Сталинская премия за сборник «Малахитовая шкатулка». Интересные факты о бажове П бажов краткий рассказ о писателе. 5. В 1930-х годах Бажова дважды исключали из ВКП(б), но потом вновь восстанавливали. Тегифакты павел бажов, павел бажов интересные факты, факты о писателе бажове, родители бажова павла. Это Бажов глазами четырехлетнего мальчика (именно столько было Никите, когда умер дед). «Хорошие новости» побывали в легендарном месте — доме-музее Павла Бажова.
145 лет Бажову. Почему автор "Малахитовой шкатулки" стал одним из символов своей родины
Вступление в партию большевиков, подпольная деятельность, борьба с колчаковскими войсками. На формирование уникального стиля писателя, конечно, повлияла и его журналистская деятельность. После гражданской войны Бажов периодически сотрудничал с редакциями газет. С 1923 по 1931 он проработал в «Крестьянской газете» в Екатеринбурге. Заведуя отделом писем, он читал многочисленные послания сельских жителей. Бажов восхищался живым крестьянским языком и позже отмечал, что именно эти письма и творчество Чехова оказали на него влияние в наибольшей степени. А дело было так. Его знакомый краевед Владимир Бирюков получил задание создать сборник фольклора.
С крестьянским творчеством проблем не возникло — материала было хоть отбавляй. А вот пролетарский фольклор Бирюкову раздобыть не удалось. Бажов пришел на помощь товарищу — предоставил в качестве образца свой первый сказ «Дорогое имячко». Впрочем, редактор сборника произведение не пропустила, назвав его подделкой фольклора. Тем временем Павел Бажов вошел во вкус. К 1939 году он написал уже 14 сказов, среди которых знаменитые «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок». В этом же году писатель отмечал 60-летие, и друзья сделали Бажову подарок: издали его сборник.
Малахитовая ящерка. Фрагмент мурала по мотивам сказов Бажова.
К 120-летию писателя в 1999 году учреждена Премия имени П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области. Познакомился с ней, когда в 1907-1913 годах преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище. Она была его ученицей. В июле 1911 года они венчались в Николаевской церкви села Кашина. В этом же году он начал строить дом в Екатеринбурге, где сейчас располагается его музей. В браке родилось семеро детей.
Трое умерло в младенчестве. Младшая дочь - Бажова-Гайдар Ариадна Павловна род. Ариадна Павловна Бажова рассказывала в одном из интервью: «Мама говорила, что папой восхищались все ученицы. Правда, к нему женщины всегда были неравнодушны, притом что он ни за кем никогда не ухаживал - был предан моей мамочке. А учителем был строгим, критиковал ее за сочинения, но на выпускном видимо, присмотревшись сделал предложение. И они счастливо прожили сорок лет». В деревне Кашина, расположенной близ города Богданович Свердловская область , в память о венчании в местной церкви П. Бажова и В. Иваницкой установлен памятный «Камень двух колец». Павел Бажов и жена Валентина Павел Бажов - дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который, в свою очередь, является внуком Аркадия Гайдара.
Сказы Павла Бажова: Алмазная спичка. Единственный сказ Бажова, в котором писатель обращается к колхозной жизни. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий»1 мая 1947 г. Посвящен Ленину. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий» 24 января 1944 г. Затем входил во все последующие издания «Малахитовой шкатулки»; Васина гора. Опубликован впервые в издании книжки-малышки в 1945 году Свердлгизом; Горный мастер. Впервые опубликован в газете «На смену! Первая публикация - литературно-художественный сборник «Говорит Урал», 1942 год; Демидовские кафтаны; Дорогое имячко. Впервые опубликован в сборнике «Дореволюционный фольклор на Урале», Свердлгиз, 1936 г.
Принадлежит к группе сказов-легенд; Дорогой земли виток. О патриотической любви советского народа к великой Москве; Ермаковы лебеди. Впервые опубликован в сборнике сказов «Ключ-камень», Свердлгиз, 1942 год; Железковы покрышки. Опубликован впервые в литературно-художественном сборнике «Говорит Урал», 1942; Живинка в деле. Последнее произведение Бажова Опубликован в газете «Уральский рабочий» 8 декабря 1950 г. Прямое продолжение сказа «Про Великого Полоза»; Золотой волос. Впервые напечатан в детском альманахе «Золотые зерна», Свердловское областное издательство, 1939 год; Золотоцветень горы. Впервые опубликован в «Литературной газете» 24 декабря 1949 года; Золотые дайки. Впервые опубликован в газете «Литературный Урал» 22 февраля 1943 г. Впервые опубликован в «Литературной газете» май, 1938 и в альманахе «Уральский современник» книга 1-я, 1938 ; Ключ земли.
Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий», 1 января 1940 г. Первоначальное название - «Ключ-камень»; Коренная тайность. Опубликован впервые в 1945 г. Герои сказа - реальные исторические фигуры: талантливый русский металлург П. Аносов и его помощник Н. Швецов; Кошачьи уши. Впервые напечатан в газете «Уральский рабочий» 7 ноября 1944 г. Первая публикация - в газете «На смену! Изначальное название - «Тятино подаренье»; Марков камень. Один из первых сказов Бажова.
Опубликован в 1937 г. Сказ написан для сборника «Дореволюционный фольклор на Урале». Собрал и составил В. Сказ напечатан в сокращенном варианте в сборнике «Уральские были», Свердлгиз, 1951 г. Впервые опубликован в 1939 г. Впервые опубликован в свердловской газете «Всходы коммуны», 1940 год; Орлиное перо.
Талант в нём проявился уже в детстве, и школу он закончил в числе лучших учеников.
В биографии Павла Бажова указывается, что сам он никогда не был фольклористом, и не делал того, что должны делать исследователи подобной направленности. Однако, сам он оказал огромное влияние на развитие фольклористики на Урале. Павел Бажов в молодости В детстве и юности будущий писатель получал религиозное образование — сперва в духовном училище, а затем и в семинарии. Правда, глубоко религиозным человеком он всё равно так и не стал. На протяжении 6 лет Павел Бажов был преподавателем русского языка в женском училище при монастыре. Одна из его учениц впоследствии и стала его женой, подарив ему семерых детей. Правда, выжили лишь четверо из них.
Литератор был убеждённым революционером. До Февральской революции 1917 года он поддерживал эсеров, но позднее, разочаровавшись в них, стал оказывать поддержку большевикам. Их уже перевели на десятки языков мира, причём множество переводов состоялось ещё при жизни автора. Некоторые свои сказы писатель от начала и до конца сочинил сам, хотя при этом он продолжал утверждать, что в детстве слышал, как их рассказывали старики.
Ученицы Павла Петровича очень любили молодого педагога. В училище была интересная традиция — во время литературных вечеров награждать чтецов цветными бантиками. Бажов всегда получал самое большое количество этих милых призов. В период летних каникул Павел Петрович путешествовал по окрестным деревням, собирал диалектизмы, фольклор, пословицы и поговорки. Некоторое время Бажов был преподавателем духовного училища в Камышлове. Павел Петрович был ярым революционером. Было время, когда он состоял в партии эсеров, но затем примкнул к большевикам. Во время Гражданской войны вел активную деятельность, устанавливал советскую власть в России, в Казахстане. Он был организатором подполья в Усть-Каменогорске, готовил своих товарищей к подпольной деятельности на случай перехода населенного пункта под власть белогвардейцев. Когда город захватили белые повстанцы, Бажов в течение полугода бездействовал, чтобы сохранить свою жизнь. Впоследствии его много упрекали за это, но сил подпольщиков в конце 1918 годы было недостаточно для вооруженного восстания, и Бажов это прекрасно понимал. Через шесть месяцев он возобновил деятельность, объединил несколько партизанских отрядов в единую ударную силу. После восстановления советской власти в Усть-Каменогорске стал организатором нового Совдепа. При его непосредственным участием было подавлено готовившееся восстание белогвардейцев, предводителем которых был Козырь. Во второй половине 20-го года Бажов был главой продовольственного отряда, особым уполномоченным уездного продовольственного комитета, заведующим комитетом народного образования. На последнием посту Бажов стал организатором учительских курсов и ликбеза. Он занимался восстановлением Риддерского рудника, решал другие важные вопросы, связанные с работой народного хозяйства. В этот период на Бажова стали поступать доносы, его обвиняли в долгом бездействии во время переворота в Усть-Каменогорске. Павел Петрович возвратился на урал. Творчество Доносы преследовали его на протяжении 15 лет, Бажова дважды исключали из партии, но оба раза восстанавливали уже через год. Его обвиняли и «за приписывание партийного стажа». В Камышлове Бажов занимался литературной деятельностью, работал в «Уральской областной крестьянской газете».
Интересные факты про бажова
Двойственная позиция Бажова объяснялась тем, что в советской фольклористике на какое-то время были утрачены критерии, позволяющие четко отличать произведения фольклора от литературы. В данной презентации представлена подборка интересных фактов о жизни и творчестве Павла Петровича Бажова, автора знакомых многим с детства сказов, замечательного писателя, публициста и фольклориста. Тем интереснее, что «рабочий фольклор» Бажова в литературной обработке массово обрел своего читателя только в 1930-1940-х гг. Причудливые старинные сюжеты, родом с Урала, отзывались реальной жизни рабочих-горнодобытчиков. 8. Павел Бажов прожил, будучи и мастером пера, и настоящим революционером, он преуспел во всех делах, за которые брался, и оставил потомкам значительное литературное наследие.
7 интересных фактов о личной жизни и потомках Павла Бажова
Начало творческого пути Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста. Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, имели фольклорную основу. Главное произведение писателя Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка» 1939 г.
Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.
После прихода белогвардейцев, Бажов был вынужден какое-то время бездействовать. Однако именно с его подачи большевистским силам удалось выдворить белогвардейцев во главе с Михаилом Козырем. Несмотря на серьезную роль, Павла Петровича неоднократно обвиняли в медлительности и чуть ли не подрывной деятельности. К счастью, до реальных действий и расправы не дошло. Павел Бажов в молодости После установления в Усть-Каменогорске советской власти, Бажов стал активным политическим деятелем.
Он занимал сразу несколько постов: руководил профсоюзной организацией, заведовал управлением народного образования, был создателем и редактором местной газеты и не только. Даже после успешного установления советской власти на Бажова шли многочисленные доносы от недоброжелателей. В 1921-м году мужчина вернулся на родной Урал, где в основном занимался литературной деятельностью. В 1933-м Бажов был исключен из партии за приписывание стажа. Проступок был довольно серьезным. Однако не прошло и нескольких месяцев, как его восстановили в числе участников большевистской партии. Хотя и объявили строгий выговор за махинации с цифрами. Творчество Творческая биография Павла Петровича Бажова началась в середине 20-х годов.
Длительное время до этого литератор собирал фольклорные сведения, копил информацию. В 1924-м в свет вышел первый сборник очерков «Уральские были». Книга стала ранним профессиональным опытом начинающего литератора. Но далеко не последним, как продемонстрировало время. Павел Бажов. В разные годы он возглавлял редакторский комитет, который имел дело с книгами о строительства Камышловского бумажного комбината и не только. Однако литературные произведения так и не вышли в печать, поскольку участники строительства подверглись репрессиям, а их имена стали нежелательными. В 1936-м году Бажов закончил работу над своим первым сказом.
Он получил название «Девка-Азовка». В будущие годы мужчина активно собирал и систематизировал фольклор. Еще до этого в начале 30-х на Урал приехали историки, которым дали важное партийное задание — собрать и описать колхозно-пролетарский фольклор. Однако они не нашли такого и зашли в тупик. Тут на помощь пришел Бажов, который подготовил три истории по мотивам «рабочего фольклора». Писатель казался весьма убедительным. Павел Петрович Бажов Однако биографы и исследователи творчества Павла Петровича до сих пор не могут сказать однозначно, сколько в произведениях Бажова фольклора, а сколько авторской выдумки. Тем не менее, легенды из-под пера писателя выходили очень правдоподобными и складными.
В 1939-м году на свет появился сборник сказов за авторством Бажова. Цикл получил название «Малахитовая шкатулка». За книгу литератора удостоили Сталинской премии. Павел Бажов «Малахитовая шкатулка» Как продемонстрировало время, произведение оказалось классикой. К 2020-м году сборник перевели более чем на сто языков мира. И это притом, что многие сведущие люди называли литературные опыты Бажова в принципе непереводимыми. Причиной тому как исследователи, так и иноязычные специалисты называют особенности использованного языка и лексических средств, которые в полной мере под силу понять только носителям русского. Кроме того, цикл был рекомендован школьникам для самостоятельного изучения.
Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. Калашникова в городе прошел Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразверстке. Осенью 1921 года перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов. В конце 1921 года вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака , где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. В 1923-1931 годах работал в областной «Крестьянской газете». В 1924 году вышла первая книга очерков «Уральские были».
Создание сказов т. В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий на тему: «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно-пролетарского фольклора». Вскоре было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале»: сбор материала поручили В. Бирюкову, который должен был сдать сборник в декабре 1935 года. Однако В. Бирюков заявил, что «нигде не может найти рабочего фольклора». Редактор сборника Е. Блинова «через четыре месяца общения с Павлом Бажовым, в июне 1935 года, резко изменила направление работы и стала нацеливать В. Бирюкова на собирание рабочего фольклора».
Ставший после Е. Блиновой редактором сборника Бажов написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями сказов В. Хмелинина, которые Бажов слышал в 1892-1895 годах. Хмелинин Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей» происходил с Полевского завода и выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это прием, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Сказы Бажова сочетают трудносовместимые установки сказочной и несказочной прозы. В 1933 году по доносу М. Кашеварова был обвинен в присвоении партийного стажа с 1917 года, исключен из партии. Через несколько месяцев после ходатайства был восстановлен в партии с началом стажа в 1918 году, за «приписывание» стажа ему был объявлен строгий выговор.
После этого Павлу Бажову поручили написать книгу о строительстве Краснокамского бумажного комбината. Но по мере написания главные герои исчезали в горниле репрессий, в результате книга не была опубликована. В 1936 году в 11-м номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка». Также ему было поручено подготовить книгу «Формирование на ходу. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка». Он уже работал редактором Свердловского книжного издательства. После того как в 1937 году командовавший дивизией во время Гражданской войны М. Васильев был репрессирован, по еще одному доносу М. Кашеварова Бажов был вновь исключен из партии и уволен из издательства.
Целый год большая семья Бажова жила за счет огорода и маленькой зарплаты его свояченицы. В это вынужденно свободное время он написал много своих сказов. Через год исключавший его из партии И. Кабаков сам попал под репрессии и Бажов был восстановлен в партии и в издательстве хотя и с понижением в должности , после чего смог сполна расквитаться с Кашеваровым. В 1939 году вышло первое издание уральских сказов - «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами. Мифологические персонажи сказов Бажова делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил. Хозяйка медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне.
Происхождение свое ведет, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Великий Полоз - ответственен за золото «он тут всему золоту полный хозяин». Его фигура создавалась Бажовым на основе поверий древних хантов, манси и башкир, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза - Змеевки или Медяницы. Одна из них - Золотой Волос - выведена в одноименном сказе. Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой ее видит Илья - герой сказа «Синюшкин колодец». Огневушка-поскакушка, «девчоночка махонькая» - танцующая над месторождением золота связь между огнем и золотом.
Как нельзя представить уральца, незнакомого с Бажовым, даже если человек никогда не открывал «Малахитовую шкатулку». Этот человек проезжает по улице имени писателя, ходит мимо памятника Бажову и дома-музея Бажова. Он видит на афишах названия бажовских произведений, замечает, как бажовские строчки так или иначе обыгрываются создателями сувенирной продукции. Бажов нас притягивает, потому что он знает об Урале все, он объясняет нам нас именно как уральцев. Мы живем в космополитическом мире, это данность, нравится нам она или нет. Премьеры американских фильмов у нас идут в тот же день, что и на родине создателей этих лент. Мы носим те же одежды, что весь мир, потребляем примерно одни и те же продукты. Но в этой большой планетарной деревне очень хочется ощущать свою индивидуальность. А индивидуальность — и человеку, и местности, и времени — даруется прежде всего художником.
Бажов — уралец во всем: в выборе тем, сюжетов, героев, ситуаций, но главное, он уралец в языке. Действие сказов Бажова связано с уральскими горами, но парадокс в том, что он вместе с героями устремляется не вверх, в горы, а в гору, в недра. Его персонажи живут в рудничных поселках, работают в шахте, в забое, возвращаются оттуда — и становятся крестьянами. У жителя Урала связь с землей многожильная, глубинная в буквальном смысле слова. А это очень важно для Бажова. Но Бажов заговорил не просто о человеке труда, не только о работнике, который зарабатывает на жизнь себе и своим близким. Для писателя принципиально важно, что работа, труд требуют профессионализма. Его герои взыскуют мастерства, потому-то горщик Данила и назван мастером. Бажов не подозревал о существовании Булгакова, не знал, что у персонажа «закатного» булгаковского романа даже нет имени, он просто Мастер.
Но очевидно, что в системе ценностей у того и другого писателя мастерство было определяющим признаком. Международные конкурсы рабочих компетенций, соревнования специалистов в разных сферах производства показывают, насколько мир нуждается в профессионалах. Когда-то мы довольствовались любыми товарами и продуктами, лишь бы они были, а в условиях товарного изобилия появилась возможность выбирать. Раньше я покупал книгу, вне зависимости от того, на какой бумаге она напечатана, — главное, чтоб был интересен текст.