Сормовские корни, затопленная школа и кухлянка на оленьем меху: Пять малоизвестных фактов о «сталинском соколе» Чкалове. Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс. Кстати, интересно, что сам Валерий Чкалов никогда не был в Оренбурге. Однако в 2016 году город посетил его правнук – Игорь Чкалов, который совместно с отцом руководит мемориально-благотворительным фондом имени В.П. Чкалова «Международный Чкаловский Фонд».
Валерий Чкалов
Группа занимается разработкой, производством, адаптацией, дистрибуцией и доставкой аудиовизуального контента и предоставляет полный спектр сервисов. Показать больше.
Удд и 1937 г. Москва — Северный полюс — США , вошедших в историю авиации всего мира. Чкалова летчиком-испытателем.
Экспериментальный истребитель И-17 серийно не выпускался, но его экспонировали в 1936 году на Всемирной выставке в Париже. Реактивный истребитель МИГ-15 бис представлен, как воплощение мечты В. Чкалова о самолетах с большими скоростями. Здесь же, в ангаре, стоит личный самолет В. Чкалова ПО-2 У-2 , подарок Советского правительства за первый беспосадочный перелет.
Еще один подарок В. Чкалову - автомобиль «Паккард». Интерес к имени и делам В. Чкалова с годами не убывает. В книге отзывов читаем записи, сделанные посетителями музея: «Музей В.
Чкалова является гордостью России. Он является символом мужества, героизма, преданности, любви к Родине. Чкалов — образец целеустремленности, трудолюбия, мужества.
И вот сидим мы с Чкаловым на завалинке у края аэродрома. Грустно мне, конечно. И вдруг Чкалов говорит: «Ты, брат, постарайся выкрутиться. Я в тюрьме сидел. Тоже за поломку. Плохо там… Может быть, деньги надо — за ремонт заплатить?
У меня сейчас есть, получил пять косых за испытания. Надо — так бери». Дело у меня обошлось. Ремонтировать самолёт за свой счёт не пришлось. Но характер Чкалова в этом разговоре проявился, можно сказать, до конца». Был Чкалов лётчик яркий и человек хороший, за него вступались — и Алкснис, и Ворошилов — Чкалов снова поднимался, рос как профессионал автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки , испытывал новые машины и уже начал получать ордена — но героем Чкалов еще не был. Вспомним из Чкалова: «Если быть, то быть первым» и «Моя вина только в том, что я хотел быть лучшим»… Идею перелететь из СССР в США через Северный полюс предложил Чкалову летчик Байдуков в 1935-м — это было время рекордов, тогда вся страна узнавала из ежедневных газет о всё новых достижениях Страны советов о плохом старались не думать, да из газет о плохом было и не узнать.
Дело кончилось разбитой машиной, никто не погиб по счастливой случайности. Чкалов — великий испытатель Чкалов в ипостаси профессионального летчика-испытателя известен не настолько широко, как в роли воздушного хулигана. А зря. В послужном списке Чкалова более 800 испытательных полетов, всего за свою жизнь он облетал свыше 70 самолетов, в том числе 30 типов новой авиатехники например, истребители И-15 и И-16, истребители танков ВИТ-1 и ВИТ-2, тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-2, включая так называемую «авиаматку» — супербомбер, который мог переносить на себе до пяти истребителей. В 1932 году Чкалов устроил вошедший в историю парад над Красной площадью, пролетев на бомбардировщике впереди колонны из 45 самолетов, державших строй по три машины в ряд. Но лучшего пилота страны не отпустили с испытаний, и за полярниками полетел экипаж Сигизмунда Леваневского. Чкалов — рекордсмен и всенародный любимец Однако шанс показать себя и завоевать всесоюзную славу представился совсем скоро. В 1930-е годы мир жил под лозунгом «Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен», дальние перелеты считались демонстрацией мощи государства, и поставить рекорд в этой сфере стремился не только СССР, но и все развитые в научном и техническом отношении страны. ФОТО: В. Правительство предложило другой маршрут: Москва — Петропавловск-Камчатский. Спустя сутки с лишним они достигли Петропавловска-Камчатского и сбросили над ним вымпел. Хотя задание было выполнено, запас топлива позволял лететь дальше, и КВС направил машину к материку. Не дотянул только из-за штормовых условий — приземлиться пришлось на песчаной косе острова Удд ныне остров Чкалова близ Сахалина.
Уральские были о Чкалове
Семья жила в селе Василёво Нижегородской губернии ныне город Чкаловск. Отец Павел Григорьевич ремонтировал судовые двигатели, семья была достаточно обеспеченной. Мать Арина Ивановна умерла, когда Валерию было шесть лет. К счастью, новая жена отца оказалась доброй и заботливой женщиной. Дом-музей Валерия Чкалова в родном городе. В восемь лет мог переплыть Волгу, не раздумывая ввязывался в мальчишеские кулачные бои.
Родные говорили, что мальчик пошел в деда. Тот был бурлаком и отличался суровым нравом. После окончания начальной школы в 1916 году Валерия отправили учиться в Череповецкое техническое училище. Но случилась революция, учреждение закрыли, и парень вернулся домой работать вместе с отцом. Знакомство с самолетами состоялось благодаря односельчанину, который работал бригадиром в авиационном парке в Нижнем Новгороде, а кроме того, был женихом сестры Чкалова.
Сосед замолвил слово за Валерия, и 15-летний юноша поступил работать сборщиком самолетов. Спустя два года пришли четыре путевки для поступления в Егорьевскую авиационную школу в Подмосковье ныне Егорьевский авиационный технический колледж имени В. Судьба улыбнулась юноше, он оказался в числе учащихся летного училища. Окончив его, он продолжил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе. Во время учебы открылся его талант пилота.
Молодой летчик «чувствовал» машину и ощущал себя в небе как хозяин. Бюст Чкалова в Санкт-Петербурге. Там он осваивал истребители и технику воздушного боя. К 20 годам Чкалов был полностью подготовленным военным летчиком-истребителем. Окружающие отзывались о нем как о спокойном и уравновешенном человеке, а инструкторы не выявляли нарушений дисциплины.
Дерзкие полеты Валерия Чкалова Проблемы с дисциплиной начались позже, когда Чкалов завершил обучение и «вышел в открытый полет». Летом 1924 года его для прохождения службы определили в эскадрилью истребителей в Ленинграде.
Чкалову подарили личный самолет, который до сих пор хранится в музее города Чкаловска. Экипаж самолета Спустя время после удачного беспосадочного перелета Валерий Чкалов повторно обращается за разрешением к И. Сталину совершить подобный перелет в Соединенные Штаты Америки через Северный полюс.
Сталин дает добро, и 18—21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершает беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку за 63 часа 16 минут. За это по возвращении все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени.
Мечта исполнилась. Чкалова спешно вызвали из очередного отпуска для проверки нового истребителя. Несмотря на многочисленные неисправности самолета, было принято решение подниматься в воздух. Казалось, все шло относительно благополучно, но перед самой посадкой двигатель замолчал и самолет начал стремительно терять высоту. Опытная рука пилота до конца удерживала штурвал, уводя машину от жилых домов.
Вроде бы все обошлось, но в последний момент самолет зацепился крылом за электрические провода и, резко развернувшись, рухнул на дровяные склады. От падения Валерия Павловича выбросило вместе с креслом из кабины, он получил тяжелую травму головы и умер спустя 2 часа в Боткинской больнице. Похороны состоялись в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену.
После легендарного перелёта через Северный полюс имя Чкалова гремело на весь мир.
Чкалов стал деятелем мирового масштаба. Он мог многим мешать. Валерия Чкалова положила жизнь, чтобы построчно опровергнуть все искажённые факты об отце Фото: Из личного архива Валерия Валерьевна умерла в апреле 2013-го. До конца жизни она с содроганием вспоминала 15 декабря 1938 года, когда отец разбился на испытаниях И-180, не дожив до 35-летия. Официальная версия катастрофы - отказ мотора.
В книге Валерии Чкаловой «Чкалов без грифа секретно» много документов, опровергающих это. Приведена позиция советского лётчика-испытателя Георгия Байдукова: «Чкалова фактически убили, обязав лететь на недоделанном самолёте». Справка По официальной версии Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180. Двигатель самолета остановился при заходе на посадку. Пилот до последнего момента управлял самолётом, однако машина зацепилась за провода и столб, а летчик ударился головой о металлическую арматуру на месте падения.
Надо отдать должное Ольге Эразмовне: она с тяжёлым сердцем отпускала мужа в полёты, но мужественно переносила всё. После смерти супруга никому не жаловалась, хотя нужно было воспитывать детей - Игоря, Валерию и Ольгу. Вдове ещё удавалось помогать жёнам других лётчиков, попавших под маховик репрессий. Школьники с интересом ходят и в наш дзержинский музей, - рассказывает Зоя Михайловна. Мы обсуждали фильм с Валерией Валерьевной - по её словам, никто из съёмочной группы не обращался к семье Чкалова, при написании сценария никто с ними не консультировался.
Осенью 1935 года лётчик Г. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский [4]. Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд позднее остров был переименован в Чкалов в честь лётчика в Охотском море.
Общая протяжённость маршрута составила 9375 километров , полёт совершался на самолёте АНТ-25 [4]. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина : медаль «Золотая Звезда» , введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 находится в музее в Чкаловске [4].
Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся экипаж самолёта. АНТ-25 в полёте Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США , и в мае 1937 года разрешение было получено.
Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня на Щёлковском аэродроме. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Место посадки было изменено — изначально планировалось, что конечной точкой маршрута станет Сан-Франциско , но из-за проблем с топливом и кислородом пришлось изменить маршрут [4].
Решение оказалось правильным — к моменту посадки в самолёте осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5700 [12]. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. Все члены экипажа стали знаменитостями в Америке.
Трояновский и Дж. Маршалл , будущий генерал и государственный секретарь США , позднее принявший членов экипажа у себя дома [4] [13]. За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного знамени.
По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск [4]. Несмотря на депутатский статус, лётчик продолжал испытательную работу. Вклад в развитие авиации [ править править код ] Валерий Павлович Чкалов внёс большой вклад в развитие авиации, техники пилотажа и тактики работы истребительной авиации [14].
Им было разработано и введено 15 фигур пилотажа, в том числе восходящий штопор и замедленная бочка. Некоторые из элементов, которые выполнял Валерий Чкалов, не могли повторить другие лётчики [14]. Он, наравне с Петром Нестеровым , считается одним из основоположников российской школы сложного и высшего пилотажа [15] [16].
История науки: через Северный полюс — к рекорду дальности
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов. В то, что Чкалов действительно однажды может разбиться, сунув свою буйную головушку в очередное пекло, не верил даже комэск. С огромным интересом Чкалов слушал рассказы боевых авиаторов о победоносных воздушных боях с хорошо оснащёнными новой авиационной техникой интервентами и белогвардейцами. 110 лет назад, 2 февраля по новому стилю, под Нижним Новгородом на свет появился человек, которому суждено было стать кумиром для всего Советского Союза – Самые лучшие и интересные новости по теме: Политика, СССР, Чкалов на развлекательном портале Благодаря мастерству В.П. Чкалова при посадке в экстремальных условиях самолет получил незначительные повреждения. 120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов.
ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: "Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен". В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно: — Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел. Пытаясь вручить отцу "топор палача", ему ставили своего рода ультиматум: "жить или не жить…" Когда отец отказался, на него было совершено семь покушений… О пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать Чкалов, о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других "покушениях", рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И.
Других серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, на сегодняшний день нет. Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами.
Их привезли Чкалову незадолго до гибели. А потом выяснилось, что при производстве стрельбы патроны давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. В 1939 году от этих патронов чуть не погиб родственник Чкаловых.
Позже выяснилось, что в патронах были установлены специальные замедлители, и что изготовили эти патроны по заказу Чкалова в Горьковском управлении внутренних дел. Кроме И. Варенова, дети ссылаются на мать — О.
Чкалову, которая им рассказывала о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз… Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку.
Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами? Во-первых, историю с тремя "Паккардами", предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л. Берия от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова.
Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря. Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова.
В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н. Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В.
Беляйкин сгинули в лагерях. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П. Чкалова… Лазарева успели допросить всего один раз.
Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности. Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М. Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С.
Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15. Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий.
А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью… "Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию" Истина может лежать где-то посредине.
Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения.
Это принесло ему мировую известность. Всего через год, на пике славы, Валерий Чкалов разбился во время испытаний истребителя И-180. Когда ему было всего 6 лет, его мать умерла. Её заменила вторая жена отца — Наталья Георгиевна.
Здесь он испытывал различные истребители и бомбардировщики. Не оставил он и воздушное лихачество, освоив фигуру восходящего штопора, а также замедленной бочки. В 1935 году он был удостоен ордена Ленина вместе с конструктором Николаем Поликарповым за создание лучших истребителей. Это была высшая правительственная награда. Перелет из Москвы на Дальний Восток Перелет должен был показать возможности развивающейся авиации. Чкалов Валерий Павлович во главе своего экипажа стартовал 20. Полет длился пятьдесят шесть часов без посадки, пока не оказался на острове Удд Охотское море.
За это время было преодолено более девяти тысяч километров. Там же, на острове, на борт самолета нанесли надпись «Сталинский маршрут». За удачный перелет экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза и орденами Ленина. Чкалов Валерий Павлович получил в подарок личный самолет, который сохранился до наших дней и хранится в музее Чкаловска. Важность этого перелета была подчеркнута тем, что Сталин лично встречал экипаж на Щелковском аэродроме в августе 1936 года. После этого Валерий Павлович получил всенародную известность по всему Союзу. Сталин не хотел повторения неудачи, которая постигла Леваневского летом 1935 года.
Но после успешного перелета на Дальний Восток разрешение было получено. Самолет стартовал 18. Условия для полета оказались намного сложнее, чем предполагалось. Это было связано с плохой видимостью, точнее, ее отсутствием, и обледенением. Экипаж преодолел восемь с половиной тысяч километров и был удостоен ордена Красного Знамени. Валерий Чкалов, фото которого представлены в статье, смог осуществить свои планы. Несмотря на то что он был избран депутатом, и Сталин предложил ему должность наркома НКВД, он не прекратил заниматься летными испытаниями, считая это своей основной работой.
Гибель Зимой 1938 года Валерий Чкалов, биография которого рассматривается в обзоре, был срочно отозван из отпуска в связи с проведением испытания нового истребителя. Спустя две недели летчик погиб 15. По существующей информации, полет готовили в спешке, потому что хотели успеть сделать все до конца года. В собранном самолете было выявлено почти двести дефектов. Поликарпов был против ненужной спешки. За это его отстранили от работ. Испытания сначала проводились на земле, после без уборки шасси.
В итоге было дано добро совершить полет, но только до высоты семь тысяч метров с убранным шасси.
Служба в эскадрилье стала непростым испытанием. К тому времени он зарекомендовал себя бесстрашным и дерзким пилотом, совершавшим рискованные полёты, считающиеся неуставными.
За лихачество В. Чкалов получал дисциплинарные взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Однако эти полёты не были простым безрассудством: лётчик искал новые пути совершенствования техники пилотирования.
В 1928 году, во время перегона самолётов из Гомеля в Брянск, он вёл группу на бреющем полёте и врезался в телеграфные провода, разбив при этом машину. Военный трибунал приговорил его к году исправительных работ за "недисциплинированность в полётах, именуемую хулиганской тактикой, проходящей красной нитью через всю его полётную службу". Однако известность В.
Чкалова к тому времени была столь велика, что вскоре его освободили, хотя и уволили из армии в запас. В 1930 году В. Чкалов восстановился на военной службе и работал лётчиком-испытателем в Научно-испытательном институте ВВС РККА, где за два года совершил свыше 800 испытательных полётов, освоил технику пилотирования 30 типов самолётов, участвовал в испытаниях системы "Звено-1" бомбардировщик ТБ-1 с истребителями на его крыльях.
В январе 1933 года В. Чкалов стал лётчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Впервые В.
Валерий Чкалов: биография, семья, фото
Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям. Свой первый тюремный срок Чкалов получил, когда ему едва исполнился двадцать один год. Интересен один из фактов его биографии этого периода. В 1924 году Чкалов участвовал в церемонии похорон Владимира Ленина, стоя в карауле у гроба вождя мирового пролетариата. С огромным интересом Чкалов слушал рассказы боевых авиаторов о победоносных воздушных боях с хорошо оснащёнными новой авиационной техникой интервентами и белогвардейцами. не факт, но если и случился, то в Ленинграде, а в Барнауле Валерий Чкалов и не был.
ЧКАЛОВ. МИФЫ И ФАКТЫ. Фильм
2 февраля исполняется 115 лет со дня рождения легендарного Валерия Чкалова | 110 лет назад, 2 февраля по новому стилю, под Нижним Новгородом на свет появился человек, которому суждено было стать кумиром для всего Советского Союза – Самые лучшие и интересные новости по теме: Политика, СССР, Чкалов на развлекательном портале |
Уральские были о Чкалове | Ранним утром 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов приехал на Ходынский аэродром – предстояло испытать на взлёт новый истребитель И-180. |
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: след легенды
Валерий Чкалов родился в 1904 году в небольшом селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика. Чкалову принадлежит авторство таких фигур, как восходящий штопор, замедленная бочка, выход из пике с набором высоты в перевёрнутом полёте. Валерий Чкалов стал воздушным первопроходцем и кумиром миллионов.
Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина
Сегодня — 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова. Лётчик-испытатель родился в селе Василёва слобода — сейчас это уютный город Чкаловск на берегу Горьковского водохранилища. Во время строительства Нижегородской ГЭС город затопило, очертания его границ сильно изменились, а дом Чкалова был перенесён.
Ходатайство было удовлетворено, и сейчас ветераны завода склонны связывать с этим фактом знаменитый трудовой энтузиазм «сороковых». Имя Чкалова было воспринято не формально: считалось, что оно обязывает к трудовым подвигам. Производство первого отечественного боевого летательного аппарата с металлическим корпусом на заводе им. Чкалова было освоено за два месяца, а спустя два года, в 1943 году, чкаловцы выпускали 30 самолетов за смену!
Он провёл более 800 испытательных полётов новых типов самолётов.
Экипаж наградили орденами Красного Знамени. В РФ именем легендарного лётчика названы свыше 1,7 тыс. А также дворцы культуры, самолёты и спортивные учреждения.
За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета — 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.
Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток.
Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе. В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты.