Когда город захватили белые повстанцы, Бажов в течение полугода бездействовал, чтобы сохранить свою жизнь.
Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
Несмотря на бедность родительской семьи, сумел получить в Екатеринбурге духовное образование. Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. Женился Павел на своей ученице, в семье родилось четверо детей. Бажов очень любил детей. В этом браке у Ариадны и Тимура родился сын, назвали которого Егор.
Он стал затем важным политическим деятелем.
Помимо сказов, он писал и другую литературу. Из-под пера Павла Петровича вышло немало серьёзных трудов, посвящённых истории Урала. Однажды Павла Бажова исключили из компартии по доносу, в котором он был обвинён в присвоении партийного стажа.
Правда, спустя несколько месяцев ему всё-таки вернули партбилет, тем самым восстановив его. Он долгое время работал над книгой, посвящённой строительству Краснокамского бумажного комбината. Но, пока велась работа, разные люди, задействованные в этом строительстве, были репрессированы советскими властями, и в итоге книгу опубликовать так и не решились. Второй раз Павел Бажов был исключен из партии на целый год, и его даже уволили с работы.
В этот год и его семья выжили исключительно благодаря своему огороду. Они считаются главным трудом в жизни этого талантливого литератора. Действие многих его сказов разворачивается в окрестностях города Полевской, в котором он жил около трёх лет. На современном гербе Полевского даже можно увидеть образы из его сказов — Каменный цветок и Хозяйку Медной горы.
Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русское лицо. Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-под седых приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются живые и веселые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет.
Он ведет в кабинет, который сейчас вот почему-то хочется назвать лабораторией. И в самом деле — комната, наполовину занятая книжными шкафами, вспоминается именно как лаборатория, где этот мудрый старик переплавлял драгоценную руду народных сказок, легенд и пословиц в свои небольшие произведения, где филигранно оточена каждая строка. Все в этой комнате связанно с неугомонной творческой деятельностью старого уральского литературного мастера: и сборники его сказов, изданные на всех европейских и многих восточных языках, и богатая библиотека по истории края, и коллекции минералов, образцы руд, в разное время преподнесенные Бажову рабочими, инженерами, почитателями его таланта, и чернильница, искусно сделанная специально для него камнерезами из черного змеевика, и даже стулья, на которых мы сидим.
И из этих его сказов встает во всей красоте и мощи обобщенный образ рабочего-уральца, смелого, умного человека, художника своего дела, неутомимого новатора и творца». Оставил он потомкам и свои сказы, бажовские сказы — часто называемые по имени того, кто и придал этим самоцветам устного народного творчества ювелирную огранку, собрал и обобщил их, философски осмыслил, ввел в большой литературный мир, воспринявший эти удивительные творения восторженно. Уроженец поселения Сысертский завод Екатеринбургского уезда, сын рабочего, выпускник Екатеринбургского духовного училища и Пермской духовной семинарии, работавший учителем русского языка и литературы, служивший уездным комиссаром просвещения, ответственным редактором и секретарем редакции ряда газет, а также главным редактором журнала «Уральский современник», Бажов самую известную свою книгу, чудесную «Малахитовую шкатулку», принесшую ему известность, отмеченную в 1943 году Сталинской премией второй степени, напишет в шестьдесят лет.
Не поздно ли? Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными. Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение?
Да, Бажову многое в жизни пришлось пережить. Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека.
Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности. Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы.
В тяжелые времена, когда супруг оставался без работы и не мог трудиться, деньги в семью приносила именно она. Детство Павла Бажова проходило в родном поселке. Какое-то время молодой человек жил в Полевском заводе. В те годы получить хорошее образование, будучи выходцем из низших слоев общества, было практически невозможно. В ранние годы он посещал Земское училище в Сысерти. Благодаря стараниям, молодой человек стал одним из лучших выпускников. Примерно в 10 лет Павла Бажова определили в местное духовное училище.
Но плата была непомерной. Очень скоро родители уже не могли найти деньги на то, чтобы сын посещал это заведение. Выходом стал перевод в Пермскую духовную семинарию. Обучение в ней стоило куда меньше. После выпуска Павел Бажов должен был стать священником. Однако путь религиозного деятеля его совсем не привлекал. Молодой человек хотел быть учителем, чтобы нести людям знания. Молодой Бажов с родителями В 1899 году будущий писатель окончил духовную семинарию. Денег, чтобы продолжать образование, не было ни у него, ни у родителей.
Потому от идеи поступить в университет пришлось отказаться. Вскоре Бажов устроился работать в сельскую школу в Шайдурихе. Всего через несколько месяцев он перешел в духовную семинарию, где не так давно постигал науки и сам. После революции в 1905 году устроился педагогом в Екатеринбургское епархиальное женское училище, где преподавал русский язык. Здесь молодой человек трудился целых шесть лет. Девушки были высокого мнения о юном преподавателе, очень любили педагога словесности. Юный Павел Бажов Когда начинались летние каникулы, Павел Петрович ездил по деревням и селам, собирал местные предания, легенды, пословицы. Активно интересовался фольклором. В будущем полученные знания стали ценным источником информации и вдохновения для подготовки самостоятельных литературных произведений.
Бажов был не только писателем-фольклористом и учителем. В трудные времена он стал активно интересоваться политикой. Принимал участие в ключевых событиях тех лет. На заре 00-х годов 20-го века молодой человек вступил в партию эсеров. В ней он состоял вплоть до 1917-го года. Писатель был настоящим революционером. После политических событий конца 10-х, он разочаровался в политике родной партии и примкнул к движению большевиков. После начала Гражданской Войны Бажов стал активным участником подполья. Будучи сторонником коммунистов, он был вынужден перебираться с одного места на другое.
Нигде не мог задержаться. Однажды попался в руки белых, но сумел бежать из заключения. Периодически устраивался работать учителем в селах, где занимался просветительской, политической деятельностью.
Библиография
- Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии
- Интересные факты из жизни Павла Бажова | VivaReit
- «Дорога к сказам. История жизни Павла Петровича Бажова»
- Влюбился в свою бывшую ученицу
Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
Интересные факты и даты из жизни. ← Боголюбский Андрей↑ БиографииНяня Пушкина Родионовна Арина →. Краткая биография Павла Бажова. Главная» Новости» Интересные факты из жизни бажова. Интересные факты из жизни известного советского писателя Павла Бажова. Одним из самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Павла Петровича Бажова является его участие в Первой мировой войне. Там Бажов как бы делился на два персонажа: Бажова-писателя и Бажова-мальчика, который сам появлялся в некоторых рассказах как действующее лицо. Сборник реалистических рассказов о дореволюционной жизни рабочих тепло приняли на Урале, но знаменитым писателем Бажов. 20 интересных фактов из жизни Бажова Павла. Вот несколько интересных фактов об этом событии и о жизни и творчестве Бажова: Павел Бажов родился 27 января 1879 года в селе Сысерть Свердловской области. биография, жизнь и творчество писателя.
Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии
Когда мирная жизнь вошла в колею, Бажов организовал в городе две газеты: "Известия Ревкома" и "Советскую власть". Интересные факты из жизни известного советского писателя Павла Бажова. Имя русского советского писателя, фольклориста, публициста, журналиста, автора всемирно известных «Малахитовой шкатулки» и «Уральских сказов» Павла Бажова, 145-летний юбилей со дня рождения которого приходится на 27 янва. 18. Павел Бажов содействовал установлению советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление, рискуя при этом жизнью. Жизнь Павла Бажова трудно разделить по простейшему черно-белому принципу: после радости – неприятности, негатив обязательно сменяет позитив и т.п. Биография знаменитого писателя состоит из малоизученных периодов, или полос, по выражению самого Бажова. Когда город захватили белые повстанцы, Бажов в течение полугода бездействовал, чтобы сохранить свою жизнь.
Поиск по этому блогу
- Павел Петрович Бажов — биография
- Павел Петрович Бажов — биография
- Бажов Павел Петрович (1879-1950) - биография, жизнь и творчество писателя
- 45 интересных фактов о Павле Бажове — Общенет
- Биография Павла Бажова
- 45 интересных фактов о Павле Бажове
Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество
Совместно с историком и автором статей портала «Культура Урала» Татьяной Мосуновой мы собрали самые интересные факты из его биографии. Интересные факты. Павел Бажов является дедом по материнской линии политика Егора Гайдара, который – внук писателя Аркадия Гайдара. Интересные факты о Павле Бажове. Факты о Павле Бажове. Знаменитый российский, а позднее и советский фольклорист и писатель Павел Бажов прожил весьма интересную жизнь. Вот несколько интересных фактов об этом событии и о жизни и творчестве Бажова: Павел Бажов родился 27 января 1879 года в селе Сысерть Свердловской области. Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью.
Павел Петрович Бажов
Мамина-Сибиряка представляет обзор-путешествие «Павел Бажов — неизвестное об известном». Особо стоит отметить, что в фонде библиотеки им. Мамина-Сибиряка имеется трёхтомное собрание сочинений писателя. Кто хочет окунуться в эпоху того времени, тому интересна будет книга «Павел Петрович Бажов в воспоминаниях». Сборник запечатлел благородный облик писателя, человека необыкновенной душевной красоты и могучего самобытного таланта, воссоздает живые черты его характера. Он составлен из воспоминаний тех, кому выпало счастье работать вместе с Бажовым или встречаться с ним: Е. Пермяк, Б. Полевой, Ф.
Гладков, А. Сурков, Л. Татьяничева, Л. Кассиль и другие. В книге А. Бажовой-Гайдар «Дом на углу» мы встречаем воспоминания дочери о своем отце. В этих заметках она вспоминает, каким он был для сестер, для мамы, каким он был дома, каким был в обществе друзей, в семейном кругу и в одиночестве.
Павел Бажов — дедушка Егора Тимуровича Гайдара, который стал государственным политическим деятелем, экономистом. Тем, кому интересно больше узнать о творчестве писателя, рекомендуем книги: Е.
Тогда же была создана книга о крестьянском коммунистическом полке «Красные орлы», названная «Бойцы первого призыва». В 1934 году, когда создавался Союз советских писателей, Павел Петрович в него не вступил: ему казалось, что писателем себя он называть не может, потому что не умеет писать стихи. Считая себя бесталанным поэтом, он любил Маяковского, знал Блока и других поэтов Серебряного века. Начитанность и хорошее чувство слова позволяли Бажову писать отличные рецензии. Под разгромными статьями он подписывался как Чипонев — «читатель поневоле» Но вообще задачу литературной критики Бажов видел не в том, «чтобы бить и добивать, а в том, чтобы поправлять и исправлять». В 1936 году Бажов поступил в Литературный институт на заочное отделение.
В письме приемной комиссии он назвал себя автором «продукции летописного порядка», которой он сам был свидетелем, и пояснил: «Настолько я все-таки грамотен, чтобы сознавать свою литературную беспомощность… поэтому хотел бы систематизировать обрывки своих литзнаний по отделению прозы». Это писал человек, к тому моменту уже выпустивший несколько десятков книг разной тематики. Индустриализация и «Девка Азовка» «Собирайте ваш фольклор, изучайте его» — с таким призывом Максим Горький выступил на Первом съезде советских писателей в 1934 году. В это же время в газетах стали появляться высказывания Маркса и Энгельса о сказках — оказалось, создатели марксизма читали братьев Гримм, изучали героические саги и вообще не осуждали мифотворчество. До этого же, замечал Бажов, «всякая сказка была в загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к поповщине». В 1930-х годах советской власти сказки стали необходимы: миф имперской России был разрушен, а на его месте за двадцать лет еще не появилось ничего нового. К тому же в стране шла индустриализация, которая лишала исконно заводской Урал его идентичности. Бажову нужно было создать новую версию истории, привлекательную и поддерживающую, но такую, которую можно было легко масштабировать на всю страну.
Произошло идеальное совпадение автора и темы: Бажов считал, что историю Урала раньше рассказывали неправильно Потом, в сказе «Шелковая горка», он подчеркивал: «Всякий, кому понадобится о заводской старине рассказать, непременно с нашего завода начинает. Случалось мне, читывал. Не одна книжка про это составлена. Одно плохо, — все больше про хозяев заводских Демидовых пишут. А ведь тут много зорких глаз да умелых рук требовалось. Немало и смекалки и выдумки приложено, чтоб демидовское железо на славу вышло и за границу поехало. Знаменитые, надо думать, мастера были, да в запись не попали». Первый сказ Бажова «Девка Азовка» был опубликован в 1936 году.
Времени заниматься целым сборником у Бажова не было — но уже через год ему помогло несчастье: 25 января он был исключен из партии по доносу в цитировании врагов народа и уволен из редакции. Выживать Бажовым приходилось за счет огорода и небольшой зарплаты свояченицы. Тогда Павел Петрович начал писать первые сказы, восстанавливая по памяти истории деда Слышко. Уже через год, 27 января 1938 года, Бажова восстановили в партии — его доносчик сам попал под репрессии. А писатель понял, что в 60 лет наконец-то нашел свой жанр. В издательстве сборник предложили назвать по названию программного произведения — «Малахитовой шкатулкой». Оказалось, что потом в нее будет удобно «складывать» новые сказы. Первоначально в сборнике, вышедшем в 1939 году, было четырнадцать сказов — книгу полюбили и на Урале, и в Москве.
Правда, детской ее начали считать не сразу: критикам казалось, что тексты Бажова непригодны для детского чтения из-за сложного языка и многозначительности текстов. Но образ рабочего, мастера — сильная идеологическая подоплека — оказался сильнее оторопи перед непривычным слогом. Иногда Бажов подписывался Колдунковым из-за того, что настоящая фамилия значила «бажить», то есть колдовать Е. Колдунковым, например, Бажов подписал свою детскую книгу «Зеленая кобылка», которая вышла в 1940 году параллельно с «Малахитовой шкатулкой». Тогда в прессе появилась рецензия: автор горячо приветствовал «талантливого молодого писателя». Бажов прочел рецензию и заметил, что насчет талантливости судить не берется, а «что молодой — так это совершенно правильно. Первые шаги в детской литературе делаю». Кудрин «Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где» В фольклористике термин «сказ» появился еще до Бажова: в лингвистике он определяется особым слогом, отличающимся от литературной нормы, а в литературе — обязательным наличием повествователя, который рассказывает историю разговорным языком.
Сам Бажов говорил, что сказы — это не сказки, потому что в них есть практическая подоплека, связь с реальной жизнью. Хотя все сказы Бажова «рассказаны» дедом Слышко — Василием Хмелининым из Полевского, — фольклорными они все-таки не были.
Там черным по белому написано: «Все материалы должны быть подготовлены и переданы в редакционную комиссию не позднее 1 июля 1935 г. Почти все присутствовавшие на «историческом совещании» - это т.
А это все первые лица, они же, по плану Бажова, назначались ответственными за свои разделы сборника. В редколлегию книги был включен и начальник строительства, он же - директор Камского бумкомбината Я. Сам Павел Петрович взял на себя подготовку и написание двух из семи разделов сборника. Один из них назывался «Как мы жили и работали».
Увы, свои рабочие записи писателю пришлось уничтожать, потому что честный и беспристрастный рассказ о том, «как мы жили и работали» в тех условиях автоматически становился обвинительным материалом против самого автора и против его героев-строителей. Не помогло и то, что вопрос об издании специально рассматривался на бюро Краснокамского горрайкома ВКП б. Заслушав докладчика, им был П. Бажов, члены бюро отметили, что «подготовка книги о Камбумстрое...
Горрайком партии утвердил редколлегию и примерный план книги с внесенными в него изменениями и дополнениями. Сам директор Горячев был арестован в 1937 году, «подвергался изнурительным допросам» что подтверждается свидетельством бывшего сотрудника Пермского горотдела НКВД Мелехова. Горячев был осужден на восемь лет исправтрудлагерей, и вместе с ним по сфабрикованному делу получили разные сроки заключения еще семь руководителей стройки. Писатель Бажов в 1937 году остался на свободе, но был исключен из партии, и больше года не мог найти работу.
Замысел Бажова прочитывается в строках пламенного обращения членов редколлегии несостоявшейся книги к будущим авторам: «... В книге должно быть отражено, что Камбумстрой является большой школой по подготовке новых кадров, сознательных строителей социалистического общества». Бажов хотел «... Бажов и его единомышленники собирались повести разговор также «об условиях жизни и быта людей на новостройке и о преодолении трудностей, имевших место в ходе строительства».
Главная трудность заключалась в том, что арестовывали самых толковых, самых способных. Таких, как молодой мастер Леонид Липатов, будущий заслуженный строитель, Герой Соцтруда. Он отсидел два года. За что?
В те годы чаще наказывали за «контрреволюционную деятельность», а самое распространенное содержание такого приговора содержало в себе вредительство, выступления против ускорения сроков, против стахановских методов и т. Один из старых специалистов писал о периоде пуска Камского бумкомбината: «... Здесь даже появилось такое ходячее выражение: «Пустить можно, работать нельзя». Несмотря на его цинизм, это было верно нет отопления, освещения, уборных, жилья...
И вот, несмотря на это, комбинат все же пускали, и надо сказать, при существовавшем тогда положении... Лишь некоторые рассказы о драматических судьбах краснокамских первостроителей вошли в неоконченную повесть П. Бажова «Через межу». Совершенно неожиданный зигзаг произошел в посмертной биографии сказителя.
Бажов стал... И не просто изучающих, но делающих попытки «скрестить» «Агни-йогу» с христианством, «Живую этику» с православием и даже, как видим, с уральскими сказами Павла Бажова. Дело в том, что на Южном Урале , в Челябинской области , с 1993 года устраиваются Бажовские фестивали. Организаторы - экополис «Беловодье», фонд культуры и Уральский Рериховский центр.
На одном из фестивалей удалось побывать и автору этих строк, но тогда Бажовское движение еще только зарождалось. Сувенир - миниатюрная коллекция уральских самоцветов, с символикой Бажовского фестиваля, до сих пор греет душу при одном взгляде на него. А в 95-м году, уже без меня, фестиваль собрал, говорят, уже более 5000 человек! Хозяйка медной горы - центральный символ встреч «рериховцев».
Они издавали свою газету «Атлантида», сочинили гимн. Есть там такие складные слова: «... Зовет Урал-магнит, давайте соберемся и сопоставим все, что время нам дает. Бажов и Аркаим , преданья Зороастра, и все, о чем душа тебе поет».
Заратустра или Зороастр древнегреч. Большинство ученых признают его реальным лицом и относят к 10-6 векам до н. Первоначально выступал с проповедями на родине, в Иране, но был изгнан своей общиной, в изгнании убит своим преследователем. В одних текстах 3.
Главное в его проповедях - учение о зависимости миропорядка и справедливости от свободного выбора человека, о необходимости активного участия человека в борьбе добра со злом. Встречи, о которых я вспоминаю, проходили в живописных предгорьях Урала, где люди просто отдыхали на лоне природы, у чудного озера Чебаркуль... Нет, не просто: они изучали эзотерический смысл бажовских сказов. А также создавали свои тексты на их темы, творческие композиции в разных жанрах.
Прочесть и использовать сказы по-новому надоумил организаторов, конечно, «гуру» - Николай Рерих. Еще в 1943 году он писал: «Интересны Уральские сказы. Целина необъятной земли открывает несчетные сокровища.
Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-под седых приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются живые и веселые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет. Он ведет в кабинет, который сейчас вот почему-то хочется назвать лабораторией. И в самом деле — комната, наполовину занятая книжными шкафами, вспоминается именно как лаборатория, где этот мудрый старик переплавлял драгоценную руду народных сказок, легенд и пословиц в свои небольшие произведения, где филигранно оточена каждая строка. Все в этой комнате связанно с неугомонной творческой деятельностью старого уральского литературного мастера: и сборники его сказов, изданные на всех европейских и многих восточных языках, и богатая библиотека по истории края, и коллекции минералов, образцы руд, в разное время преподнесенные Бажову рабочими, инженерами, почитателями его таланта, и чернильница, искусно сделанная специально для него камнерезами из черного змеевика, и даже стулья, на которых мы сидим. И из этих его сказов встает во всей красоте и мощи обобщенный образ рабочего-уральца, смелого, умного человека, художника своего дела, неутомимого новатора и творца».
Оставил он потомкам и свои сказы, бажовские сказы — часто называемые по имени того, кто и придал этим самоцветам устного народного творчества ювелирную огранку, собрал и обобщил их, философски осмыслил, ввел в большой литературный мир, воспринявший эти удивительные творения восторженно. Уроженец поселения Сысертский завод Екатеринбургского уезда, сын рабочего, выпускник Екатеринбургского духовного училища и Пермской духовной семинарии, работавший учителем русского языка и литературы, служивший уездным комиссаром просвещения, ответственным редактором и секретарем редакции ряда газет, а также главным редактором журнала «Уральский современник», Бажов самую известную свою книгу, чудесную «Малахитовую шкатулку», принесшую ему известность, отмеченную в 1943 году Сталинской премией второй степени, напишет в шестьдесят лет. Не поздно ли? Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными. Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение? Да, Бажову многое в жизни пришлось пережить. Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека. Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности.
Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы. Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение.