Сталин и Матрона, облет Москвы иконой и другие неосоветские мифы. А.А. Черемин и др. в эфире СПАСа. А просто Сталин встретился с очень почитаемой в Москве старицей, к которой стоят длинные очереди из нуждающихся в помощи (очевидно, что прообразом была Матрона Московская), и та сказала, что икону нужно поднять на самолете в воздух и облететь столицу. значимый образ для "православных сталинистов". Матрона дала Сталину совет, который был выполнен. Три женщины по благословению неизвестного священника, взяв в руки икону Божьей Матери, Евангелие и частицы мощей, которые им удалось достать, обошли вокруг Кремля.
Почему люди отрицательно восприняли икону «Матрона и Сталин» в храме
Согласно ст. Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов. Сообщение отправлено.
Было ли это в реальности неизвестно. Факт появления иконы изначально вызвал широкий общественный резонанс. Согласно заявлению представителя Петербургской епархии: это неправомочное изображение, так как разговор святой Матроны и Сталина — это всего лишь легенда и не соответствует реальному положению дел. Впрочем, отношение к самой Матроне Московской со стороны церкви неоднозначное. Ее житие и почитание не раз критиковались некоторыми представителями РПЦ, хотя канонизацию благословил патриарх Алексий II.
Есть один рассказ, который может это передать. Из деревни Тульской области, соседней с Себино, шли брат с сестрой — продавать корову в Жаворонках, под Москвой.
А по дороге потеряли документы: и свои личные, и на корову… Брат запаниковал: «Найдут без документов, подумают, что корову украли! Сейчас не забалуешь, кругом вооруженный патруль. Всё, позору не оберешься! Удавлюсь я! Как тебе не стыдно такое говорить! Давай просить Матронушку — авось поможет», — сказала сестра. Однажды в избу, где брат с сестрой остановились, приехал патруль. Но хозяева как-то неожиданно стали гостей выгораживать: «У нас все свои». Те благополучно добрались до места, продали корову и, возвращаясь, решили заехать к Матроне. Блаженная им предстала такой: сидит на высокой кровати, в синем платье, волосы расчесаны на две стороны, ножки свесила, как малый ребенок, а сама смеется.
Пришедшие и рта не успели открыть, а она им: — Ну и задали вы мне работку! Всю дорогу вела их корову за хвост! Вот, веди им корову, а еще показывай, где живут хорошие люди, где на ночлег пустят. А когда прощались, Матрона повернулась к брату и сама едва смех сдерживает. Пожалуй, вот и портрет. Пожалуй, потому и «Матронушка»: маленькая женщина, с маленькими пухлыми ручками, как у младенца, и трогательной улыбкой на лице — нет ни одного фото, где бы она не улыбалась. Страшные годы Жизнь Матроны в Москве пришлась на самое страшное время: конец Гражданской войны, нищета, голод, «ежовщина» — страшные 1937-1938 годы, когда пропадали люди, повсюду царила атмосфера страха и доносительства, а потом — пришла война. Огромное море человеческого горя. И люди тянулись за утешением и надеждой, за исцелением души и тела. Свидетельствуют, что нередко Матроне Бог открывал судьбы воюющих на фронте, по ее молитвам возвращались те, кого считали без вести пропавшими.
Одной женщине, которой трижды приходила «похоронка» на мужа, блаженная сказала: «Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко», и действительно, муж вернулся в 1947 году. Дом Хвостовых-Чибисовых у Покровских ворот. Недалеко отсюда в 30-х гг. Фото 1930-е гг. Она говорила людям слова, ни в коей мере не противоречащие христианству: верьте, что Бог есть и Его силой все уладится; носите крест, молитесь, чаще причащайтесь, не верьте снам, не теряйте никогда надежду, учитесь владеть собой. Она не учительствовала, жалела людей, гладила их по голове, давала конкретные советы в конкретных ситуациях, часто — с юмором, всегда — с радостью. Болеющим советовала причащаться чаще, и болезнь — даже серьезная, будь то туберкулез или эпилепсия — отступала. Господь вас не оставит и сохранит землю нашу». И совершались чудесные вещи — эти истории можно рассказывать бесконечно — а поток посетителей не иссякал. Сохранилось множество свидетельств помощи святой, но о ней самой, о подробностях ее жизни в столице известно меньше, чем о ее делах.
По сути вся ее жизнь сводилась к молитве и помощи людям. Знавшие ее при жизни вспоминали, что у Матроны на лбу даже образовалась ямка от постоянного крестного знамения: старица молилась и ночами. Блаженная прожила трудную жизнь и тихо скончалась 2 мая 1952 года. О грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу. Когда пришедший исповедать и причастить ее священник, удивившись этому, спросил: «Неужели и вы боитесь смерти? И просила похоронить ее на Даниловском кладбище, близ храма — «чтоб слышать службу». Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. В 2013 году Священный Синод установил дополнительный помимо 2 мая день памяти блаженной, в память об обретении ее честных мощей —8 марта по н. Матрона Димитриевна Никонова. Фото 1930-1940 гг.
Открыв первое неофициальное житие Матроны — «Сказание о Матроне» Зинаиды Ждановой, — мы услышим режущие слух христианина истории, например, о кощунственном совете, согласно которому рвота после Причастия — это хорошо: бесы, дескать, так выходят, а «проникают они в человека с воздухом при дыхании, живут в крови». О том, что народ просил блаженную «почитать над ними молитвы», «почитать над водой», что перекликается с практикой, используемой колдунами. О том, что блаженная якобы просила закрывать окна и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа. И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, — я буду проходить мимо ее икон…» — пишет участник одной из интернет-дискуссий. И как его упрекнуть?
Блаженная прожила трудную жизнь и тихо скончалась 2 мая 1952 года. О грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу. Когда пришедший исповедать и причастить ее священник, удивившись этому, спросил: «Неужели и вы боитесь смерти? И просила похоронить ее на Даниловском кладбище, близ храма — «чтоб слышать службу». Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация.
В 2013 году Священный Синод установил дополнительный помимо 2 мая день памяти блаженной, в память об обретении ее честных мощей —8 марта по н. Матрона Димитриевна Никонова. Фото 1930-1940 гг. Открыв первое неофициальное житие Матроны — «Сказание о Матроне» Зинаиды Ждановой, — мы услышим режущие слух христианина истории, например, о кощунственном совете, согласно которому рвота после Причастия — это хорошо: бесы, дескать, так выходят, а «проникают они в человека с воздухом при дыхании, живут в крови». О том, что народ просил блаженную «почитать над ними молитвы», «почитать над водой», что перекликается с практикой, используемой колдунами. О том, что блаженная якобы просила закрывать окна и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа. И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, — я буду проходить мимо ее икон…» — пишет участник одной из интернет-дискуссий. И как его упрекнуть? Как удивляться, что в народном сознании после таких историй имя блаженной Матроны тесно переплетено с именем болгарской колдуньи Ванги? Во-первых, книга Зинаиды Ждановой — первое неофициальное житие блаженной Матроны, имевшее в свое время колоссальный успех, — была рассмотрена Синодальной комиссией по канонизации святых и подвергнута жесткой критике.
Церковь не рекомендовала ее как источник сведений о святой Матроне, несмотря на то, что Жданова лично знала старицу. Впоследствии и сама автор призналась, что в этой книге очень много придуманного ею… Комиссия ориентировалась на другую версию жития — «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы». Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты об этом свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. Во-вторых, увы, нельзя откреститься от времени, в которое жила блаженная. Ни для кого не секрет, что в деревнях процветали и колдовство, и обрядоверие. Один пожилой житель Ижевска, перебравшийся в город из деревни, рассказывал, как не могла умереть его родственница, старуха-колдунья, чей ведовской «дар» не приняли ни дочь, ни внучка — а, не передав свои знания, согласно народному поверью, ведьма не может умереть. Как разбирали деревенские жители крышу и совершали другие действия, чтобы душа несчастной старухи могла освободиться от тела. Такие истории — казалось бы, в атеистическое время — были почти обыденностью в деревнях и вместе с жителями перекочевали в советские города.
В сознании непросвещенных людей до сих пор перемешаны гадания на святки и святой праздник Рождества Христова, «Битва экстрасенсов» и телетрансляция пасхального богослужения, молитвы и гороскопы — все это так! Поэтому некоторые почти оккультные моменты, которые можно найти в первом «житии» Матроны, до сих пор многими воспринимаются в порядке вещей. Так, безусловно, одобрение рвоты после причащения для христианина немыслимо. Когда оптинского старца Иосифа Литовкина спрашивали, как поступать, если у больной, причастившейся в 6 часов вечера, после полуночи была рвота, он отвечал: «От Причастия прошло много, и тут укорного ничего нет. А впрочем, нелишне было бы сорванное отнести в проточную воду или там к стороне, где не было бы нечистоты». Это благоговейное отношение, не в пример описываемому З. Цитаты о бесах — тоже иллюстрация совершенно нехристианского отношения к темным силам. Преподобный Антоний Великий говорил о бесах: «Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы, мол, не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери».
Приписанные блаженной Матроне слова о наградах от Господа — еще одно противоречащее духу христианства свидетельство. Вот еще один не согласующийся с православным мировидением рассказ, якобы записанный со слов блаженной Матроны Зинаидой Ждановой. Безусловно, человек, хорошо знакомый с Евангелием, способен вычленить нечто несродное ему из «народных житий». Если же знакомство поверхностное — возникают такие печальные заблуждения и мифы. Как заметил возглавлявший с 1989 по 2011 год Комиссию по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной». А нам подавай мёд и водичку! Но достойно ли порицать людей, которые в любое время года стоят здесь? Не берут ли и они на себя интуитивно подвиг, без которого трудно помыслить христианство? Малую лепту, оформленную в труд, — приехать сюда, мерзнуть в очереди или, наоборот, задыхаться от жары, рядом с теми, кого Бог пошлет… Эта вереница, эта очередь человеческого горя тянется веками, тысячелетиями. И какими бы мы ни казались себе просвещенными, знающими, что христианство прежде всего — о Христе, разве вправе мы насмехаться над теми, кто в отчаянии и ужасе перед ударами жизни стоит вот тут?
И таких — раздетых, как я — много… Топчусь, молюсь, прошу подарить здоровье моей мамочке. Прошло два часа.
В Грузии облили краской икону Матроны Московской, на которой изображен Сталин
«Матрона Московская и Сталин»: что не так было с этой иконой | В тбилисском кафедральном соборе Святой Троицы убрали икону Матроны Московской с изображением Сталина, на ее месте теперь висит другая икона Матроны меньшего размера, сообщает телеграм-канал Новости Грузии. |
В Грузии облили краской икону с изображением Сталина и Матроны Московской — Росбалт | Икона св. Матроны Московской и Сталина появилась в 2008 году на основе популярной легенды. Сюжет иконы распространён в клеймах житийных икон святой Матроны, имеющихся в храмах Москвы, Пскова, Курска и некоторых других городов. |
Икона «Матрона и Сталин» — Википедия с видео // WIKI 2 | Патриархия Грузии попросила убрать изображение Сталина с иконы Матроны. |
Легенда о встрече Сталина и святой Матроны Московской | Согласно легенде Иосиф Сталин посетил Матрону Московскую в 1941 году, во время войны. Именно этот момент и запечатлен на иконе, что висит в церкви Святого Николая. |
В Грузии облили краской икону Матроны Московской, на которой изображен Сталин
Оказалось, икону "Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина" собору несколько месяцев назад пожертвовали лидеры партии "Альянс патриотов Грузии" Ирма Инашвили и Давид Тархан-Моурави, а написал ее грузинский иконописец. В тбилисском кафедральном соборе Святой Троицы убрали икону Матроны Московской с изображением Сталина, на ее месте теперь висит другая икона Матроны меньшего размера, сообщает телеграм-канал Новости Грузии. Икона св. Матроны Московской и Сталина появилась в 2008 году на основе популярной легенды. Сюжет иконы распространён в клеймах житийных икон святой Матроны, имеющихся в храмах Москвы, Пскова, Курска и некоторых других городов. Икона «Матрона и Сталин». Именно в это очень и очень непростое время произошла эпохальная встреча Хозяина страны Сталина с православной старицей — блаженной Матроной Московской, перевернувшая весь ход истории и способствовавшая изгнанию иноземного супостата с русской земли.
В Грузии облили краской икону с изображением Сталина и Матроны Московской
Оказалось, икону "Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина" собору несколько месяцев назад пожертвовали лидеры партии "Альянс патриотов Грузии" Ирма Инашвили и Давид Тархан-Моурави, а написал ее грузинский иконописец. На иконе «вождь народов» изображен вместе со святой Матроной Московской. По легенде, Иосиф Сталин встречался с ней осенью 1941 года. «ИКОНА» № 1 «Икона» называется «Матрона и Сталин» («Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина»). Появилась данная «икона» в 2008 и посвящена событию, которое якобы имело место быть. Осенью 2008 года Россию облетела необычная новость — в одном из храмов под Санкт-Петербургом появилась странная икона. На ней была изображена святая Матрона Московская и Иосиф Сталин.
Блаженная Матрона
Некоторые жители считают, что реликвия, на которой присутствует изображение Сталина, не должна находиться в храме. Патриархия в свою очередь отмечает, что икона посвящена именно Матроне Московской, а не вождю народов. Руководительница партии "Альянс патриотов Грузии" Ирма Инашвили заявила 7 января, что икону в храм передали именно представители её партии.
Наличие таких икон в соборе вызвало негодование гражданских активистов, которые требовали удаления икон с изображением святой и генералиссимуса СССР. Представители церкви заявили, что полотно не является «иконой Сталина», а просто «иконой с его изображением», пишет ФедералПресс. В то же время ультраправая партия «Альт-инфо» обвинила активистку, выложившую видео, в осквернении иконы и даже провела акцию возле ее дома, требуя привлечь ее к ответственности.
С одной стороны, ему воздают должное за победу в войне и за небывалый подъем страны в послевоенные годы. С другой, не могут вычеркнуть из памяти имена всех тех, кто погиб от сталинских репрессий. Кощунство и глумление Когда журналисты узнали о появлении в храме иконы, разгорелся скандал. Игумен Евстафий настаивал: ничего плохого в благословении вождя Матроной Московской нет. Тем более что благословение якобы «сработало»: немцы Москву не заняли, хотя в отдельные дни имели возможность войти в город, а сам Сталин остался в столице и возглавил ее оборону. Только молитвами Святой Матроны игумен объяснил странное поведение немецкого руководства, которое словно не осмеливалось взять «сердце» страны. Даже сильнейшие морозы якобы были вымолены Матроной. Во время жарких дискуссий сторонники сюжета апеллировали к так называемой теории православного сталинизма. Как пишет в статье «Политические персонажи в современной агиографии» Ж. Кормина, в современной церковной среде наметилась тенденция рассматривать Сталина как «хорошего» православного правителя. Предполагалось, что Сталин, в юности учившийся в православной духовной семинарии, в годы войны обратился к вере, пытался искупить вину «за отступление от Бога» и замолить многочисленные грехи. Однако большинство представителей РПЦ высказались о неоднозначной иконе крайне негативно.
Позднее активистка Ната Перадзе поделилась в соцсетях кадрами с иконой, которую испачкали синей краской. Местные правоохранители тогда возбудили административное дело по статье о хулиганстве. Для Украины эта икона имеет особое значение, так как была написана в Луганске.
«Матрона Московская и Сталин»: что не так было с этой иконой
На большой иконе святой Матроны Московской, отображающей ключевые моменты жизни Матроны, изображена встреча со Сталиным. 1. Часто анализ вопроса о возможности встречи Матроны и Сталина сводится к анализу иконы, изобразившей приход Сталина к Матроне, и к рассуждениям о том, можно ли «канонизировать» тирана. Икона «Матрона и Сталин». В Грузии в центре скандала оказалась икона святой Матроны Московской с клеймами, на одном из которых изображён Иосиф Сталин. Инцидент произошел в Тбилиси в кафедральном Соборе Святой Троицы – Самеба, где активистка Ната Перадзе облила образ краской. Чудотворная икона Матроны Московской: в чем помогает, где находится оригинал образа.
Дело в Сталине: Патриархия Грузии призвала закрасить икону Матроны Московской
Патриархия в свою очередь утверждает, что икона посвящена Матроне Московской, а не "вождю народов". Как ранее сообщила бывший лидер оппозиционной партии "Альянс патриотов Грузии" Ирма Инашвили, именно она и ее единомышленники подарили собору эту икону.
Её передали туда лидеры партии «Альянс патриотов».
Девятого января икону облила синей краской местная эко-активистка, выложив в сети соответствующее видео. Кто-то из тех, кто это увидел, благодарил, кто-то негодовал. МВД Грузии возбудило административное дело по статье «Мелкое хулиганство», а сторонники партии «Консервативное движение» собрались на акцию протеста у дома, где живёт активистка, попытавшись ворваться к ней в жилище, но были остановлены полицейскими.
В результате оживились оппоненты Патриарха Илии и враги добрых отношений между Русской и Грузинской Церквями. Например, прот. Илья Чигладзе заявил, что «с разрешения Патриарха» в Грузинской Церкви распространяются «еретические сказания о том, что кровавый безбожный тиран Сталин якобы был глубоко религиозным православным, слушал святых и действовал по их указаниям».
Патриархия в ответ ограничила допуск в Самеба лиц, не являющихся прихожанами, и высказала пожелание к дарителями иконы переписать её: Сталина убрать, святую Матрону оставить.
Традиционный сюжет Настоятель храма в Стрельне и заказчик написания иконы игумен Евстафий Жаков никаких противоречий в иконописном сюжете не видел. В одном из интервью он напомнил, что в традициях русской иконописи сюжет благословения святым военачальника или правителя — традиционный. Вот только отдавать должное иконе, на которой изображен Сталин, прихожане отказывались. Уж слишком уж противоречивой является фигура «отца народов».
С одной стороны, ему воздают должное за победу в войне и за небывалый подъем страны в послевоенные годы. С другой, не могут вычеркнуть из памяти имена всех тех, кто погиб от сталинских репрессий. Кощунство и глумление Когда журналисты узнали о появлении в храме иконы, разгорелся скандал. Игумен Евстафий настаивал: ничего плохого в благословении вождя Матроной Московской нет. Тем более что благословение якобы «сработало»: немцы Москву не заняли, хотя в отдельные дни имели возможность войти в город, а сам Сталин остался в столице и возглавил ее оборону.
Только молитвами Святой Матроны игумен объяснил странное поведение немецкого руководства, которое словно не осмеливалось взять «сердце» страны. Даже сильнейшие морозы якобы были вымолены Матроной. Во время жарких дискуссий сторонники сюжета апеллировали к так называемой теории православного сталинизма.
Икона Матроны Московской в Покровском храме Мощи святой доставлялись во многие монастыри для поклонения, а с икон были выполнены многочисленные списки. Как выглядит икона Матроны Московской Традиционно святая изображается с закрытыми глазами. Это не только портретное сходство, но и символ ее внутреннего духовного зрения. На данный момент икона Блаженной Матроны Московской является единственной в своем роде, так как остальные святые изображаются с открытыми глазами.
Одежда на иконе зеленого цвета, голова покрыта белым платком, завязанным на манер иконы Ксении Петербургской. Такое сочетание является традиционным для православной иконографической традиции. Правая ладонь раскрыта и обращена вверх, что символизирует готовность Матроны помогать страждущим. В левой находятся четки, говорящие о том, что при жизни она совершила молитвенный подвиг. Существуют изображения Матроны с открытыми глазами, но они не соответствуют канону. Так же, как и картина, где она изображена со Сталиным. Существует ничем не подтвержденная легенда о том, что во время Второй мировой войны, когда немецкие войска находились в непосредственной близости от Москвы, Сталин посетил Матрону и спросил совета.
Этот момент и запечатлен на картине, хотя сама святая и ее близкие знакомые никогда об этом не говорили. Значение святой иконы в православии Старица в нашей культуре традиционно считается символом мудрости. Физическая слепота говорит о глубокой духовности и внутренней силе. Поэтому икона святой Матроны Московской считается защитницей от любого зла. При жизни женщина помогала людям в исцелении, ее образ считают целебным и нередко произносят молитвы о выздоровлении больных перед ним. Многие верят, что Матрона поможет избавиться от грехов, у нее просят заступничества перед Господом и помощи в поиске праведного пути. Дни памяти иконы Матроны Московской Официальный праздник, принятый православной церковью, отмечается 2 мая, в день смерти святой.
День памяти Матроны Константинопольской отмечается 22 ноября. В чем помогает икона молящимся По настоянию святой была написана икона «Взыскание погибших» для церкви Успения Божьей Матери. Матрона в юном возрасте обнаружила этот образ в книге и решила списать его. Вместе с мамой они нашли художника, которому святая сказала покаяться перед началом работы. Мастер солгал о том, что ходил в церковь и просил отпустить грехи.