Иверская икона Божией Матери – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире.
Иверская икона Божьей Матери (Вратарница) — значение, в чем помогает, история образа
Образ Иверской иконы Божией Матери был прислан из Русского Свято-Пантелеймоновского монастыря, расположенного на греческом полуострове Афон, 9 октября 1867 года на имя настоятеля Троицкого собора г. Ставрополя протоиерея Василия Розалиева. 26 октября, мой день рождения, поэтому я здесь». Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом. Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. Иверская икона Божией Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое заступничество весь человеческий род. Иверская икона Божией Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое заступничество весь человеческий род.
Празднование иконе Божией Матери «Иверская»
Привезли икону с ее мощами, так люди НЕ ВИДЕЛИ РЯДОМ иконы Божией Матери. Иверская икона Божией Матери почитается православными верующими как чудотворная. В память об этом событии митрополит Лев вручил архиерейские грамоты «Во внимание к трудам по возвращению похищенной иконы Божией Матери Иверская» начальнику УМВД Андрею Коновалову и еще двум сотрудникам полиции. В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. Содержание статьи [скрыть].
В Слободском встретили освященную на Афоне Иверскую икону Божией Матери
По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г.
После революции 1917 г. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в. К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии.
Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали.
Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г.
На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. XVII в.
К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.
Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи.
Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Источники Православие. Надежда Дмитриева.
Губарева О. Божия Матерь в Её иконах.
В память о пребывании Иверского образа в Вязьме по благословению Патриарха Никона во всю Светлую седмицу установлены крестные ходы по всем храмам города и «своей рукой написал распределение дней, когда и в какие церкви быть крестным ходам». После октябрьского переворота 1917 года монастырь закрыли, а образ Богородицы хранился в фондах филиала Государственного Исторического музея, находившегося до конца 2010 года на территории обители. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась для поклонения верующих, но после вывода филиала из Новодевичьего монастыря, покинула обитель. После обращения в апреле 2012 года Управляющего Московской епархией митрополита Ювеналия к министру культуры А. Авдееву с просьбой о передаче в бессрочное пользование Иверской иконы, принято положительное решение. В день памяти великомученика Георгия Победоносца, 6 мая 2012 года состоялась передача Русской Православной Церкви почитаемого образа Иверской Божией Матери. В настоящее время Иверская икона Богоматери находится в Успенском храме Новодевичьего монастыря.
Вдова пообещала воинам деньги, только бы они ушли до утра и не трогали икону. А когда иконоборцы ушли, женщина вместе с сыном опустила святой образ в море. Икона, стоя на воде, приплыла через некоторое время к Афону. Там же иноки увидели столб огня, спустились к морю и увидели икону. Ее забрали в храм, но Святая Дева во сне пришла к иноку Гавриилу Грузину и сказала, что не желает быть хранимой, а хочет быть их Хранительницей.
Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня? Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы». Смотрите новый выпуск проекта «Лики Богородицы».
И́ВЕРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Петербургский искусствовед О. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ: «Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором что вероятнее. Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.
На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия.
Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица — престол грозного Бога, окруженного у ног радугой Откр. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…» Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе». Афонские списки Иверской иконы в России Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню.
Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач.
XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии.
В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.
Чeловeку оно нe показывалось, но зато могло давать о сeбe знать шумом или иными проказами. Считалось, что Банник и сам нe прочь выкупаться, но только дух любит, когда в банe сильно "напарeно", и моeтся ужe послe сeдьмого пара. Послe захода солнца в баню старались нe заходить — в том числe и "на Ивeрскую". Говаривали, что по ночам банник как раз и парится, потому трeвожить eго нe стоит. Для того чтобы банный дух нe чувствовал сeбя ни в чeм ущeмлeнным, eму оставляли в банe мыло, вeник и воду.
Такжe считалось, что в банe нeльзя оставлять никаких икон — банник их "нe любит", поэтому всeгда, когда купались, снимали натeльный крeст. Что нeльзя дeлать в дeнь иконы Ивeрской Божьeй Матeри Считаeтся, что 26 октября, как и в любой другой православный праздник, нeльзя ни с кeм ругаться, злословить, произносить бранныe слова. Впрочeм, вeрующeму чeловeку это ни к чeму и в любой другой дeнь, но православныe торжeства всe-таки всeгда отмeчались "особeнными запрeтами". В дeнь иконы Ивeрской Божьeй Матeри обязатeльно нужно сходить в храм: послушать службу и помолиться пeрeд иконой. Однако eсли сдeлать этого нe получаeтся, можно молиться и дома — в любом случаe искрeннee обращeниe к Богу будeт услышано. Eсть повeрьe, что в православныe праздники нeльзя заниматься тяжeлым физичeским трудом, шить, готовить пищу, убираться и прочee.
Это образ, который уже много веков встречает людей, прибывающих в российскую столицу. В праздник в храмах и церквях города проходят службы, на которые собирается много верующих. Совершаются они и во многих других городах России. В день почитания православной святыни верующим нельзя ссориться, конфликтовать с близкими, распространять слухи о других людях. Запрещено употреблять пищу животного происхождения и алкоголь.
Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — народные приметы С праздником связано немало народных примет и традиций. Крестьяне в этот день на ужин готовили блюда с рыбой, чтобы весь год был сытным. А на мороз выносили зерно, предназначенное для посева. Считалось, что так ростки будут меньше болеть и дадут богатый урожай. На то, каким будет урожай, указывали и погодные приметы.
Так, если на небе много звезд — хлеба уродится много.
Монахи разместили образ в монастырском соборе, но он дважды исчезал с алтаря и появлялся над вратами. Затем одному из братьев в видении явилась сама Богородица и объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а, наоборот, она сама станет хранителем и стражем их монастыря. Так святыня осталась над входом в обитель, а называть ее стали Вратарницей или по-гречески Портаитиссой. Иверская икона Божией Матери.
I век Иверский монастырь, Афон, Греция. Алабина, Самара Иверская икона Божией Матери.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом. Иверская икона Божией Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое заступничество весь человеческий род. Иверская икона Божией Матери. 27.12.2023 Архив Редакция Комментариев нет. «Иверская» Божия Матерь принадлежит к иконописному типу Одигитрия и пользуется особым почитанием на Святой Руси. Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году.
Что за день Иверской иконы Божией Матери и чего категорически нельзя делать 6 мая
Но как раз он-то и привел к удивительному открытию: икона оказалась афонского письма! Изображенные тени были легкими и прозрачными. Это было что-то солнечное, неземное. Показался красивейший орнамент. Икона буквально расцвела. Такими красками пользовались только на Афоне», — подчеркнула руководитель мастерской.
Однако на утро икона опять оказалась над воротами. Так повторялось до тех пор, пока образ не оставили на месте.
Его назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители икона получила наименование Иверская. На Руси этот образ был одним из самых почитаемых.
Она в боязни за свою драгоценную святыню умоляла разрешить ей оставить у себя образ до утра, обещая им за это много денег. Корыстолюбивые воины согласились, но один из них, уходя, со злобою ударил икону копьём. Удар пришелся на изображение правой ланиты Матери Божией, и из раны потекла кровь. Поражённый таким необыкновенным явлением, воин с раскаянием пал ниц пред святым образом Пречистой. Он оставил ересь и впоследствии вступил в число братии Иверского Афонского монастыря, где и кончил свои дни в строгом подвижничестве. По уходе воинов вдова с сыном долго с коленопреклонением и слезами молились пред святой иконой. Чтобы сохранить святыню от нового поругания, она в ту же ночь отнесла образ на морской берег и там горячо просила Царицу Небесную избавить её от императорского гнева, а образ Свой — от потопления.
Закончив молитву и облобызав икону, вдова опустила её в море и, к величайшей радости, увидела, что та не упала, но стала прямо, ликом к берегу, и начала удаляться, скользя по волнам. Утешенная этим видением, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь Его, благочестивая мать уговорила сына бежать от преследований иконоборцев в Грецию. Юноша послушался её и, простившись, отправился в г. Солунь, а оттуда, по Божиему Промыслу, на Афонскую Гору, где принял иночество. Именно от него и узнали афонские пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью. Один только Бог ведает, где сокрывался долгое время чудотворный образ Приснодевы. Прошло почти два века… Однажды вечером иноки Афонской Иверской обители увидели на море огненный столб, касавшийся своей вершиной неба. Явление это повторялось несколько дней и ночей подряд. Из всех окрестных монастырей сошлись пустынножители посмотреть на такое чудо.
Подойдя к берегу, они обнаружили, что огненный столб возвышался над образом Божией Матери, который стоял на воде, но по мере их приближения стал удаляться от них. Тогда иноки Иверского монастыря собрались в церкви и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал им чудесно явившуюся святую икону Богоматери. И Господь услышал их усердную молитву.
Икона - окно в другое измерение. Какие тайны она хранит? По молитва Богородице останавливались войны, эпидемии, отступал голод и стихийные бедствия.