Икона Божией Матери «Иверская», фрагмент. "Портаитисса", Иверская икона Божией Матери. Современная греческая икона. Монреальская Иверская икона — список Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афоне греческим монахом Хризостомом. Иверская икона Божией Матери — одна из чудотворных святынь, которая была обретена более тысячелетия назад. Икону Ивeрской Божьeй Матeри на Руси считали святынeй, называв ee "чудотворной".
Иверская икона Божией Матери: что можно и нельзя делать 26 октября, народные приметы
РИА Новости, 1920, 06.10.2023. Поэтому на Иверской иконе Божья Матерь изображена с небольшой раной на правой ланите. учитель покаяния».
Второе обретение Иверской иконы Божией Матери
Икона Божьей Матери Иверская под старину (17 х 23 см), арт IDR-470. Иверская икона Божией Матери — один из самых известных образов Богородицы. Образ Иверской иконы Божией Матери был прислан из Русского Свято-Пантелеймоновского монастыря, расположенного на греческом полуострове Афон, 9 октября 1867 года на имя настоятеля Троицкого собора г. Ставрополя протоиерея Василия Розалиева. На Руси о чудотворном образе Иверской иконы Божьей Матери узнали задолго до того, как архимандрит Никон заказал его список. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря (не названного в тексте Иверским). Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.
В Слободском встретили освященную на Афоне Иверскую икону Божией Матери
Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все.
Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом. Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита. Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны.
Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме. Возвращение Фото с сайта diveevo. Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.
Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы — 12 25 февраля.
В восстановленном виде она существует не более 7 лет. В декабре этого года художники начнут расписывать стены внутри, а в следующем году в планах открыть часовню для посещения прихожан. Когда закончится ремонт здесь установят одну из главных святынь монастыря - Иверскую икону Божией матери. Когда-то этот образ Пречистой с младенцем, написанный на горе Афон, был утерян в числе других значимых святынь монастыря.
В канун празднования дня иконы, 26 октября, образ, написанный в Москве и освящённый в Афонском монастыре встретили в Слободском.
В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы. Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней.
Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала: — Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею. Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют. Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть Вратарница. Однажды во время набега сарацин один воин дерзко ударил икону своим копьём.
В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на иконе и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение. Интересно, что Иверский монастырь в отличие от других святогорских монастырей использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря.
В соответствии с ней день начинается не с заходом, а с восходом солнца. В конце XIX века основанный на Афоне святыми выходцами из грузин монастырь, ими заселенный, намоленный и восстанавливаемый после всех варварских нападений, остался без грузин, последний из них преставился в 1955 году, и обитель окончательно перешла в руки греков. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки. Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью.
Один бедняк просился на ночлег, но монах вратарник потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину. Она дала ему золотую монету.
Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса. Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века. Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач.
XII в. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия — Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» — сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х. Оклад, по мнению Н. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь Ин 14:16. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу.
Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Петербургский искусствовед О. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ: «Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором что вероятнее. Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.
1. Богоматерь с раной на лике
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Икона Божьей Матери Иверская: история, значение, молитвы и храмы с иконой
- Полицейские вернули похищенную Иверскую икону Богородицы в Валдайский монастырь
- В Слободском встретили освященную на Афоне Иверскую икону Божией Матери
- ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- 7 чудесных фактов об Иверской иконе Божьей Матери | Храм Всех Святых
Об иконе Иверской Божией Матери
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, христианская святыня, один из широко почитаемых на Руси образов Божией Матери. Смотрите видео онлайн «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом.
Там Иверское сердце…
В верхней части - надпись Портаитисса Вратарница. И над правым плечом Богородицы — Елеуса Милующая. На полях иконы написаны 12 Евангелистов. По возвращении, в 1655 году в благодарность за одержанную победу, Алексей Михайлович поставил Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. В память о пребывании Иверского образа в Вязьме по благословению Патриарха Никона во всю Светлую седмицу установлены крестные ходы по всем храмам города и «своей рукой написал распределение дней, когда и в какие церкви быть крестным ходам». После октябрьского переворота 1917 года монастырь закрыли, а образ Богородицы хранился в фондах филиала Государственного Исторического музея, находившегося до конца 2010 года на территории обители. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась для поклонения верующих, но после вывода филиала из Новодевичьего монастыря, покинула обитель.
Однако, скорее всего, речь идет о первичном образе типа Одигитрия «Путеводительница» , с которого впоследствии были сделаны списки. В любом случае, более-менее достоверная история Иверской иконы начинается с IX столетия.
В этот период в Византии велась борьба с иконопочитанием: христианские иконы фактически были приравнены к языческим идолам. Множество бесценных образов, скульптур и алтарей было уничтожено иконоборцами. В славном городе Никее ныне — турецкий Изник жила благочестивая вдова, которая трепетно поклонялась иконе Божьей Матери. Однажды к ней в дом явились воины-иконоборцы по другим источникам — просто разбойники и потребовали отдать образ или заплатить приличную сумму денег. Вдова взмолилась: таких денег у нее попросту не было. Тогда разгневанный воин ударил копьем прямо в лик Богородицы, из которого немедля хлынула кровь. Это впечатлило святотатцев, они ушли из дома, но обещали вернуться завтра. Вдова вынуждена была расстаться с обожаемым образом.
В тот же день она пошла к реке, помолилась образу и опустила его в воду. Икона приняла вертикальное положение и медленно поплыла по течению. Это событие определило духовный путь сына благочестивой вдовы. Он выбрал служение Богу, постригся в монахи и попал в Иверский монастырь, где и рассказал о явленном ему чуде. Иверский монастырь, Афон. Иверский монастырь расположен на святой земле Афона. Он был построен на месте бывшего храма Посейдона династией грузинских монархов Багратионов примерно в X веке. Понятно, что изначально он был грузинским, но в XIX столетии стал греческим.
Примерно через пару веков после описанных событий иноки Иверского монастыря узрели чудо: по воде вертикально плыла икона Богоматери, а над ней виднелся столб пламени, уходящий в небеса. Они хотели спасти святыню из воды, но образ чудесным образом удалялся от подплывающей лодки. Ночью одному из монахов, отшельнику Гавриилу Святогорцу, явилось видение: Царица Небесная повелела пойти и забрать чудесный образ. И что вы думаете? Утром старец прошел по воде, аки по суше, и икона легко далась ему в руки. Чудесный образ поставили в храме и начали неустанно ему молиться. Но как только иноки удалились, образ странным образом исчез, но ушел недалеко: наутро его обнаружили над вратами обители. Монахи несколько раз пытались вернуть икону на почетное место в алтаре, но она каждый раз перемещалась на врата.
Богородица посетила Гавриила Святогорского во сне еще раз. Приснодева сказала, что ее защищать не нужно: она сама желает стать заступницей монастыря, Иверии Грузии и Афона. С тех пор чудесный образ поселился над вратами, где и пребывал под открытым небом до тех пор, пока на этом месте не построили для него персональную часовню. А икона получила альтернативное название: Портаитисса или Привратница. Где находится оригинал Шедевр иконописи и духовная жемчужина всех православных христиан находится на том же месте, куда она изволила явиться почти тысячу лет назад. Тем не менее с чудотворного образа было сделано множество списков, многие из которых почитаются как чудотворные. Несколько «Привратниц», наделенных божественной силой, есть и в России. Это произошло благодаря инициативе архимандрита Никона — он написал письмо в Иверский монастырь с просьбой прислать список в Москву.
Немного отдохнув с дороги, паломники стали рассматривать их работы. Одна из них, выполненная в традиционной византийской манере, сразу приковала к себе взгляд Иосифа. Это был список чтимой Иверской иконы работы иеромонаха Хризостома. Иосиф попросил продать ему дивной работы образ, но получил отказ. Молясь ночью за литургией, он коленопреклоненно просил пресвятую Богородицу отпустить с ним икону — и вдруг почувствовал глубокое успокоение, как если бы важный для него вопрос был уже решён.
Утром, когда паломники поблагодарив монахов за гостеприимство, собрались продолжить путь, вдруг появился игумен скита с той самой иконой в руках. Он спустился по лестнице, подошел к Иосифу и передал ему бережно укутанный образ, сказав, что тот должен находиться у него. Иосиф снова было попытался заплатить, но игумен строго сказал, что деньги за святыню брать нельзя. Глубоко растроганный Иосиф и его спутники направились из скита в афонский Иверский монастырь. Здесь Иосиф, помолившись в часовне, испросил разрешения приложить свою икону к первообразу.
Находившийся рядом иеромонах помог ему на несколько секунд прислонить список из скита к оригиналу — Иверской иконе «Портаитисса» Вратарница. Позже Иосиф говорил, что ощущения, пережитые им в те минуты, трудно передать словами — настолько величественными и не походившими ни на какие другие они были. Иверский монастырь на горе Афон Иосиф вернулся в Монреаль в ноябре и поставил икону у себя в келье рядом с частицами мощей Киево-Печерских святых и апостольником великомученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Когда Иверскому монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесно наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. На Святой Горе никто не сомневается в том, что когда Всесвятая Вратарница оставит Афон, то он прекратит своё существование.
Это событие будет обозначать, что близок конец всей жизни на Земле, и, поэтому, до недавнего времени, Афонские иноки каждую неделю приходили в часовню проверять, на месте ли Вратарница. В соборном храме Иверского монастыря напротив красиво украшенных врат висит большая неугасимая лампада, которую называют «Лампада Вратарницы». Она чудесно качается по горизонтали ритмично в определенные дни. По великим праздникам — во время Богослужения, а по будним дням чаще всего неожиданно и необъяснимо. Движение лампады по будним дням показывает, что надвигается бедствие с глобальными последствиями для мира, например землетрясение, война или смертоносная эпидемия. Святогорцы рассказывали: перед тем, как турецкие войска напали на Кипр лампада качалась в будние дни так, что масло переливалось через край То же происходило накануне американо-иракской войны. Качалась лампада и перед землетрясением в Армении.
Эта лампада Вратарницы одно из самых дивных свидетельств того, что Богородица пребывает постоянно с нами. Через Неё становится зримым на Святой Горе, как бьётся пульс жизни мира. Такова предыстория. Иверский монастырь лежит на том пути, которым в старину ездили из Москвы в Новгород. Знаменитый патриарх Никон, будучи Новгородским митрополитом, не раз проезжал тут и любовался величественным Валдайским озером, его живописными островами и окрестностями. У него появилось желание построить здесь монастырь и вступив на патриарший престол он привёл его в исполнение. На одном из островов Валдайских он основал мужской монастырь наподобие Иверского Афонского монастыря и решил освятить новую обитель в честь Иверской иконой Божией Матери, так как ещё будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, Святейший Никон много слышал о чудесах от Иверской Иконы Божией Матери «Портаитиссы», то есть «Вратарницы», что в Иверской обители на Святой горе Афон.
По его инициативе в 1646 году была написана точная копия чудотворной иконы, написана эта икона была на святой горе Афон иконописцем монахом Иамвлихом Романовым, который, смешав краски со святою водою и со святыми мощами, постился 5 дней в неделю при написании иконы, вкушая пищу только в субботу и воскресенье и новонаписанная икона получилась точной копией первой иконы не отличаясь от неё ни длинной, ни шириною, ни ликом.