Иверская икона Божией Матери — одна из чудотворных святынь, которая была обретена более тысячелетия назад.
В Слободском встретили освященную на Афоне Иверскую икону Божией Матери
Перевод: Сегодня воссиял вместе со Светом Воскресения свет почитаемой иконы Твоей, оба света с радостью празднуя, взываем: «Сохрани рабов Твоих благодатью , Владычица».
В декабре этого года художники начнут расписывать стены внутри, а в следующем году в планах открыть часовню для посещения прихожан. Когда закончится ремонт здесь установят одну из главных святынь монастыря - Иверскую икону Божией матери. Когда-то этот образ Пречистой с младенцем, написанный на горе Афон, был утерян в числе других значимых святынь монастыря.
В канун празднования дня иконы, 26 октября, образ, написанный в Москве и освящённый в Афонском монастыре встретили в Слободском. Приветствовали икону не только слобожане, но и жители других городов Кировской области.
Для того чтобы банный дух нe чувствовал сeбя ни в чeм ущeмлeнным, eму оставляли в банe мыло, вeник и воду.
Такжe считалось, что в банe нeльзя оставлять никаких икон — банник их "нe любит", поэтому всeгда, когда купались, снимали натeльный крeст. Что нeльзя дeлать в дeнь иконы Ивeрской Божьeй Матeри Считаeтся, что 26 октября, как и в любой другой православный праздник, нeльзя ни с кeм ругаться, злословить, произносить бранныe слова. Впрочeм, вeрующeму чeловeку это ни к чeму и в любой другой дeнь, но православныe торжeства всe-таки всeгда отмeчались "особeнными запрeтами".
В дeнь иконы Ивeрской Божьeй Матeри обязатeльно нужно сходить в храм: послушать службу и помолиться пeрeд иконой. Однако eсли сдeлать этого нe получаeтся, можно молиться и дома — в любом случаe искрeннee обращeниe к Богу будeт услышано. Eсть повeрьe, что в православныe праздники нeльзя заниматься тяжeлым физичeским трудом, шить, готовить пищу, убираться и прочee.
Мeжду тeм данный вопрос до сих остаeтся спорным. Часть вeрующих увeрeна, что подобныe запрeты — "наслeдиe" язычeского прошлого, и к рeальной вeрe они никакого отношeния нe имeют. Нeкоторыe жe говорят о том, что в праздники, важныe для вeрующих, нужно нe трудиться, а, нe отвлeкаясь, думать о Богe.
Правда, запрeта на уход за больными, приготовлeниe пищи и помощь нуждающимся нeт.
На образе, находящемся на южной стороне соборной церкви в Новодевичьем монастыре есть надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 1648 » и, судя по всему, эта икона и является первым списком чудотворной Иверской иконы, привезенным с Афона. В этот день на Московском подворье Троице-Сергиевой Лавры отметят престольный праздник: придел домового храма Святителей Московских освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша.
«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери
Миро в больших количествах выступало на руках Богомладенца и Царицы Небесной, а также на одном из Её плеч. Знавший о чуде мироточения Иосиф наутро бережно обернул святой образ и отнёс его на подворье Русской Православной Церкви Зарубежом в Монреале. Правящий архиерей, митрополит Виталий внимательно осмотрел мироточащую икону, а затем бережно обтёр с неё всё миро. После этого Владыка взял Иверский образ Пречистой в руки и с молитвой прошёл с ним по всем помещениям трехэтажного здания, занимаемого подворьем. Когда митрополит Виталий вернулся в храм, с которого начался обход, икона вновь была обильно покрыта миром.
Владыка поклонился образу Владычицы и сказал присутствовавшим, что они стали свидетелями великого чуда. Мироточение иконы после её явления людям не только не прекратилось, но, напротив, стало ещё сильнее. Благоухающее миро истекало с иконы в течение всего года, за исключением Страстной седмицы. При этом обратная сторона иконы неизменно оставалась сухой.
Стали отмечаться случаи исцеления и чудесной помощи людям, возносившим у святого образа молитвы Приснодеве. Так одна женщина, узнав о безвременной смерти своего сына, хотел наложить на себя руки, но увидела чудотворную икону и тут же отвергла это намерение и принесла покаяние. Множество верующих, находясь рядом с иконой, чувствовали её благодатное действие и свидетельствовали об этом. Пятнадцать лет Иосиф, волей Божией ставший хранителем иконы, возил её по разным странам для поклонения верующих.
Что нельзя делать 26 октября, в Агафонов день Согласно народным приметам, люди, собравшиеся в баню, должны были снять нательный крест. Если этого не сделать, банный дух, которого прозвали Банником, может так разозлиться, что люди не заметят, как ошпарятся кипятком или получат другие увечья. В Агафонов день также запрещается: Выходить из бани лицом вперед, как это положено. Если не повернуться и не выйти с точностью до наоборот, можно получить сильный удар в спину. Таким образом, Банник давал понять, кто в бане хозяин и почему здесь надо следовать его правилам. Во время мытья в бане делиться планами, рассказывать о своих мечтах. Банник все сделает, чтобы помешать им сбыться.
Употреблять спиртные напитки. Расплатой за непослушание станут болезни и безденежье. Ссориться, конфликтовать с родственниками, друзьями, соседями. Любой ценой надо избегать вражды. Если этого не сделать, в дом придут несчастье и безденежье. В народных приметах, которые пришли из давних времен, сейчас многое кажется смешным и странным. Рассказываем о них не потому, что этим приметам надо следовать неукоснительно.
Знать о том, как жили наши предки, во что они верили, чего боялись, что поддерживало людей в тяжелые моменты — не будет лишним. Карпов день: народные приметы Фото: Светлана Лобова. RU Карпов день, который также называют Агафоновым днем, расскажет, на что рассчитывать в ближайшее время.
Банником называли в народe сущeство, котороe, по повeрьям, обитало в банях. Чeловeку оно нe показывалось, но зато могло давать о сeбe знать шумом или иными проказами. Считалось, что Банник и сам нe прочь выкупаться, но только дух любит, когда в банe сильно "напарeно", и моeтся ужe послe сeдьмого пара.
Послe захода солнца в баню старались нe заходить — в том числe и "на Ивeрскую". Говаривали, что по ночам банник как раз и парится, потому трeвожить eго нe стоит. Для того чтобы банный дух нe чувствовал сeбя ни в чeм ущeмлeнным, eму оставляли в банe мыло, вeник и воду. Такжe считалось, что в банe нeльзя оставлять никаких икон — банник их "нe любит", поэтому всeгда, когда купались, снимали натeльный крeст. Что нeльзя дeлать в дeнь иконы Ивeрской Божьeй Матeри Считаeтся, что 26 октября, как и в любой другой православный праздник, нeльзя ни с кeм ругаться, злословить, произносить бранныe слова. Впрочeм, вeрующeму чeловeку это ни к чeму и в любой другой дeнь, но православныe торжeства всe-таки всeгда отмeчались "особeнными запрeтами".
В дeнь иконы Ивeрской Божьeй Матeри обязатeльно нужно сходить в храм: послушать службу и помолиться пeрeд иконой. Однако eсли сдeлать этого нe получаeтся, можно молиться и дома — в любом случаe искрeннee обращeниe к Богу будeт услышано.
Когда насельники монастыря увидели в море огненный столп, исходящий от образа Богородицы, то стали молиться о том, чтобы Богородица позволила им обрести эту чудную святыню. Божия Матерь явилась старцу Гавриилу, который вёл особо строгую подвижническую жизнь в монастыре, и велела принять Её Пречистый образ из воды.
С молебным пением вышли братия монастыря к берегу моря, а старец Гавриил, пройдя по воде как по суше, принял святой образ Богородицы в свои руки. Икона была торжественно внесена в главный собор монастыря, а на утро монахи нашли её над вратами обители. На следующий день икона снова была внесена в собор, и вновь оказалась на прежнем месте — над вратами. В сонном видении Богородица явилась старцу Гавриилу и повелела передать братии, что желает быть хранительницей их обители.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
РИА Новости, 1920, 06.10.2023. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря (не названного в тексте Иверским). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иверский монастырь, где совершил молебен в соборном храме обители и поклонился Иверской иконе Божией Матери в Иверской часовне.
Там Иверское сердце…
Нам, новому «Израилю Божию» Гал. Напоминается еще, что «неопалимая купина» есть Сама Божия Матерь, Бога спасающего вместившая во утробе Своей, «огнь Божества приимшая во чреве неопально», а потому и называемая «купиною неопалимою», когда, например, поем в песнях церковных: «Радуйся, купино неопалимая! Ибо ведь пламя страстей часто более опасно, чем пламя огня вещественного. Особенно похоть плотская возжигает пламя в душе и теле человека, и угасить это пламя, сильнейшее огня вещественного, может только огонь любви к Богу, орошающий и помогающий угасить пламя огня похоти, как любовию к Богу более, чем огнем вещественным, опалялись отроки в пещи Вавилонской, как преподобный Мартиниан впоследствии стал обнаженными ногами на огонь, чтобы угасить пламя похоти, возжженное в его сердце блудницей, пришедшей к нему под видом странницы, потом сделавшейся великой подвижницей, под именем Зои. Вот почему именно в девственных телах три отрока Вавилонские, победившие пламя страстей постом, остались неопалимыми в пещи Вавилонской, их спасло то, чему пребывание их в пещи в девственных телах было прообразом: вселение Бога спасающего в девственную утробу Божией Матери, не опалившуюся огнем Божества.
Вот о каком хранении Божией Матерью всей жизни нашей напоминает явление иконы Ее Иверской. Она охраняет как бы все входы и исходы нашей жизни и потому называется «благой Вратарницею, райские двери всем отверзающею». Как бы в знамение того Она и избрала себе место над вратами обители Иверской, что хочет Она охранять жизненные входы и исходы человека. Так и в Москве Она охраняет как бы входы и выходы народа русского, стекающегося отовсюду «в сердце России», столичный город ее Москву.
Так и здесь, во Владикавказе, самый храм, устроенный вблизи базара, напоминает о том, как необходимо все свои входы и исходы движущемуся здесь непрестанно народу осенять небесным благословением благой Вратарницы, Божией Матери. Пусть люди, преданные суете житейской, хотя по дороге воспринимают это осенение Покрова Божией Матери, если не могут они, обремененные житейскими заботами или немощами, постоянно и часто приходить на молитву и воспринимать освящение всей жизни чрез эту непрестанную молитву. Но какая польза, подумают, быть может, некоторые, от такого мимолетного осенения? Не то же ли это, что движение ветра, коснувшееся человека и пропадающее затем бесследно?
Перевод: От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.
Перевод: От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.
Услышь смиренные голоса наши, посмотри со своего Царствия Небесного на обратившихся к тебе, с покорностью и любовью преклоняющихся перед Твоим святым ликом. Потому как все мы, грехами покрыты и горем сердца наполненные, смотрим на Твой лик, и Тебе живущей вместе с нами возносим покорно молитву нашу. Не у мамы просим поддержке, не у других представителей ищем помощи и утешения, только к Тебе, о Утешительница, всех просящих и немощных! Помоги нам, страждущим, развей горе наше, наставь на путь истинный нас, заблудших, исцели от недугов души и тела наши и спаси отчаянных, подари всем верующим остальное время жизни нашей в спокойствии и в молитвах проводить, и ожидать православную смерть и на Судном дне Отрока Господнего предстань перед нами небесная Защитница, и мы постоянно славим, восхваляем и молимся Тебе, как святой Предстательнице всего человечества, и всех Божьих Угодников, ныне и присно и во веки веков. Именно в этот день шесть лет назад этот образ был почетно отдан Русскому Христианскому Храму и привезен обратно в Новодевичью обитель, в которой он хранился с середины шестнадцатого века.
Новости Рубцовска
Икона Божьей Матери Иверская под старину (17 х 23 см), арт IDR-470. Иверская икона Божией Матери. 27.12.2023 Архив Редакция Комментариев нет. Иверская икона Божией Матери. 27.12.2023 Архив Редакция Комментариев нет. «Иверская» Божия Матерь принадлежит к иконописному типу Одигитрия и пользуется особым почитанием на Святой Руси. Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. Но Матерь Божия не оставила москвичей Своим заступлением, сохранив чтимую икону.
Православный праздник
- Иверская икона Божьей Матери и её первые списки в России
- Значение и в чем помогает икона Божией Матери Иверская, где находится образ
- Православный календарь 6 мая. Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской.
- Второе обретение Иверской иконы Божией Матери / Новости
Похищенную икону вернут в Иверский монастырь на Валдае. Ворам было бы непросто ее продать
Сама Иверская икона Божией Матери находится в древнем Иверском монастыре на Святой горе Афон. На Афоне неизвестный ночью разбил стекло Иверской иконы Божией Матери и украл драгоценности. Оригинал Иверской иконы Божией Матери (считается, что написал его сам евангелист Лука) хранится в Иверском монастыре на горе Афон, в Греции. День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля. "Портаитисса", Иверская икона Божией Матери. Современная греческая икона. Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре.
Об иконе Иверской Божией Матери
Сегодня нам доступно огромное количество самой разнообразной информации. И далеко не всегда услышанное и увиденное нами является душеполезным. Наоборот — часто наше внимание сосредоточено на том, что не несет глубокого смысла и отдаляет нас от настоящих духовных трудов. Господь так устроил, что человек может бороться с этими искушениями посредством воспитания в себе кротости и послушания, молясь и постясь, и, конечно, принося покаяние. И как учил преподобный Серафим Саровский, цель трудов христианина — стяжание даров Духа Святого. Будем молить Господа и святых, чтобы нам были дарованы силы телесные и духовные для борьбы с нашими грехами и обретения плодов духовных». Иверский образ Божией Матери будет находится в Александро-Невском кафедральном соборе до 31 октября, после чего отправится к месту постоянного пребывания. В настоящее время в Воскресенском соборе идут работы по внутренней отделке: штукатурке и шпаклевке стен.
Справка: Иверская икона Божией Матери — один из самых почитаемых православными христианами образов. На ней Пресвятая Богородица изображается с кровоточащей раной на лике. Церковное предание рассказывает, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем один из воинов-иконоборцев, и из правой ланиты Богородицы потекла кровь. Эта рана так и осталась на Ее лике. Икона Пречистой Матери с Младенцем на руках вышла Победительницей из этого поединка и отправилась на Афон, чтобы стать главной Заступницей всех христиан. По преданию, автор Иверской иконы — святой апостол Лука. Еще при земной жизни Дева Мария благословила апостола изобразить Ее и, увидев готовую работу, пообещала, что благодать и сила Господня всегда будут с этим образом.
От рук иконоборцев святыня пострадала спустя 800 лет, когда солдаты ворвались в дом хранящей ее благочестивой вдовы. Женщина предложила злодеям выкуп, если они пообещают до утра не уничтожать икону, а сама тайно отнесла ее к морю и, плача, пустила по воде. Чудесная икона не упала на волны, а стала прямо и поплыла на запад.
Второе - Вратарница - связано с тем, что изначально Иверская размещалась над вратами афонского монастыря Иверон, защищая и освящая его. Поэтому в молитве перед Иверской Богородицу называют "щитом крепким, стеной неодолимой, стражей неусыпной". В России первый список афонской святыни появился в 1648 году, в начале царствования Алексея Михайловича Романова. Тогда в Москву для сбора пожертвований приехал настоятель Афонского Иверского монастыря Пахомий. Ближайший друг нашего царя настоятель московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, попросил Пахомия прислать в Москву точный список образа. Его сделал для нас русский иконописец Иверского монастыря Ямвлих, по случайному совпадению, тоже Романов. Писали икону на доске из кипарисового дерева, краски замешивались на святой воде. В 1651 году по молитве перед первой русской Иверской исцелилась дочь царя Алексея Михайловича Евдокия. А в мае 1654-го царь взял святыню в военный поход на Смоленск, более ста лет находившийся под властью Литвы и Речи Посполитой. Поход Алексея Михайловича увенчался победой, Смоленское воеводство и левобережная Украина вошли в состав российского государства, и царь-победитель повелел с почестями поместить Иверскую в Новодевичий монастырь. В 1922 году монастырь был закрыт, и почти столетие чудотворная святыня оставалась недоступной для верующих. Но в мае 2012 года президент Путин вернул первый русский список Иверской иконы Богородицы верующим, передав его Новодевичьему монастырю.
По благословению владыки Феофилакта в собор был взят Иверский образ Божией Матери, хранившийся в Лазаревском храме. Когда его достали из кивота, обнаружили надпись, что этот образ был написан на Святой Горе Афон для пятигорского Спасского собора. В день Торжества православия очень торжественно в сопровождении духовенства, казачества, молящихся образ был доставлен из Лазаревского храма в Спасский кафедральный собор. Для Лазаревского храма был написан новый список. А правда ли, что второе название этой иконы, как мы все знаем, «Вратарница»? Действительно ли она должна быть в каждом доме и для чего? Что касается того, что ее нужно повесить в определенное место или следует повесить именно такую икону, то, конечно, это глупость. Молись Богу, обращайся в своих молитвах к Пречистой Владычице Богородице. По этим молитвам Господь пошлет и мир, и духовное успокоение. Но это не значит, что нужно повесить именно какой-то образ. Очень легко заменить суть некоей видимостью, обрядом: сделай это — получишь то-то. Это нездоровая ситуация. Но если человеку нравится этот образ, ему легко раскрыть свое сердце в молитве перед ним, тогда, конечно, этот образ должен быть у него. Но он не должен быть где-то над входной дверью или на воротах загородного домика. Он должен быть там, где человек будет молиться перед ним. Расскажите о них. Если каждый из подобных случаев описывать, фиксировать, то из-за большого их количества в скором времени начнется путаница. Есть много замечательных историй, но еще больше незафиксированных. Человек, который получает некое Божественное откровение, должен его принимать как собственное.
В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону. Как известно, она пребывает там и ныне. Поэтому греки называют её Портаитиссой, а русские Вратарницей. Ибо Она сама благоволила выбрать место Своего пребывания — на вратах. Глубоко символично это именование чудотворной иконы. Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь. Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель. Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен. Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его. Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули. Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних. Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь. Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных». И вместе с тем она отверзает врата! Возьмём в руки акафист и найдём ответ: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая! На оборотной стороне оклада Иверской иконы находится надпись на грузинском языке. Спаси душу господина моего Куаркуара, сына Кай Хозроя. Я же, раб Твой, благодарю Тебя, что Ты удостоила меня недостойного позолотить и украсить святую икону Твою Вратарницу. Се приношу Тебе малый дар; приими оный от мене грешного и в жизни сохрани мя непорочным, и в день исхода души моей заступи и невидимым сотвори рукописание грехов моих, поставляя и меня грешного одесную Сына Твоего и Бога, яко Ему подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Знаменитый путешественник по святым местам В. Барский 1723—1747 так описывает икону: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, поименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных Царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских Царей и Цариц, Императоров же и Императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком». Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси. И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно — в середине XVII века. В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований. И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы. Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца. Вот отрывок из письма: «Как есми приехал архимандрит Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую то есть афонскую Иверскую Вратарницу , и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона новый список Иверской Портаитиссы не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая». Иверскую икону встречали у Воскресенских ворот Китай-города: присутствовали Царская семья, Патриарх и множество народа. На том месте и построили Иверскую часовню. В том же 1654-м году икону отправили к русским войскам, бывшим в походе против поляков. Уточняется также, что принесена она из Царьграда при тогдашнем Патриархе Константинопольском Парфении. Для сопровождения иконы Государь отпустил в Вязьму митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, и с ним трёх архимандритов да трёх игуменов. На эту деталь стоит обратить внимание: икона в первый же год своего прибытия в Москву стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита, трёх архимандритов и игуменов. Икона стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита Иверские иконы на Руси прочно связаны с именем Патриарха Никона. Когда будущий Патриарх был Новгородским митрополитом, он облюбовал одно красивое место на Валдае в Новгородской епархии. Возведённый на Патриарший престол, Никон воздвиг там монастырь по образцу Иверского. Для этого по совету с Царём он послал на Афон опытных иконописцев. Они не только составили точный план обители, но и сделали список первоначальной Иверской иконы. В 1656-м году она была перенесена с Афона в Валдайский монастырь. В книге «Мысленный рай» Патриарх Никон поведал об одном событии, связанном с перенесением иконы. У иконописцев, иноков Корнилия и Никифора, не нашлось денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай. А лодочники были мусульманами, и с ними никак не удавалось договориться. Иноки уже решили было вернуться на Афон, но во сне им явилась Богородица и укрепила дух их. В ту же ночь Божия Матерь явилась богатому греку Мануилу Константиеву и повелела помочь инокам. Грек заплатил за них пошлину и даже отказался от дара, который Никон впоследствии послал ему. Патриарх Никон богато украсил новый образ, покрыв его окладом из чистого чеканного золота с алмазами и сапфирами. Стоимость ризы, по словам самого Патриарха, была на тогдашние деньги около 44 тысяч. На эти деньги можно было бы построить ещё один небольшой монастырь. Такова была любовь Патриарха к чудотворному образу. Иверская икона исключительно популярна в Грузии. И это естественно. Широко известна на Кавказе Иверская Моздокская икона Богородицы. В начале XIII века святая Царица Тамара а супругом её был младший сын святого благоверного князя Андрея Боголюбского Юрий прислала в храм осетинского аула Марьям-Kay список Иверской иконы в дар новопросвещённым христианам. Трижды икона чудесным образом выходила невредимой из пожаров. Конечно, они взяли с собой чудотворную икону. Путники остановились на ночлег на берегу Терека, у города Моздок. Всю ночь святая икона изливала яркий свет на окрестности, утром же волы, запряженные в арбу, на которой стояла почитаемая икона, не захотели двинуться с места. Одному осетину было видение: Богородица повелела оставить икону на том месте. Моздокский архиерей совершил торжественный молебен и собрался перенести икону в городской собор, но и ему было открыто, что икона должна остаться на берегу. На том месте построили часовню, позже воздвигли Успенский храм, при котором была основана женская обитель. Как не вспомнить здесь о Владимирской иконе Богородицы, которая тем же способом выбрала место своего пребывания. Согласно преданию, Иверская Вратарница защитила Моздок от нападения горцев под предводительством Шамиля. Своей покровительницей икону считают не только православные Кавказа, но и жители донского края, воронежских пределов.