Крещение Иисуса приобретает дополнительное измерение, если учитывать, что Иоанн принадлежал к колену Левия и был прямым потомком Аарона. Зачем крестился Иисус Христос? Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. подобно тому, как была освящена вода реки Иордан две тысячи лет назад, когда Иисус вошел в нее, чтобы креститься. Именно сюда в 30-летнем возрасте пришёл Иисус Христос, чтобы принять крещение – об этом говорится в Евангелии от Луки. Тогда Иоанн допустил Его и крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и вот отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лк. Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого так называют диавола. Что можно есть на Крещение Господне Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы например, пшеницы или риса , меда и изюма.
Крещение Господне — история праздника Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная с конца IV века в разных местностях по-разному Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении.
Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных их называли оглашенными , поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Иконография Крещения Господня На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.
В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа. Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу правую руку на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте. Особенности богослужения Крещения Господня Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы.
Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.
Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова.
Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе! Кондак Крещения Господня глас 4-й Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный. Перевод: Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный! Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой — Василий Блаженный.
В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году.
Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Никакого греха — означает абсолютную безгрешность, даже в словах. В течение своей земной жизни и служения Христос никогда не делал выбор в пользу греха: «Ибо идёт князь мира сего, и во мне не имеет ничего» Ин. Это утверждение, факт, основание нашей веры.
Один из исследователей жизни Христа выражает это так: «Сам Бог сошёл на землю, в этот бренный и грязный мир, для того, чтобы пройти путь верующего Богу человека и соединить несоединимое — тленную материю и вечный блаженный дух. Иисусу Христу это удалось» М. Шелудько, греко-католик, религиовед, журналист, секретарь Одесского богословского товарищества. Практическое применение Какое это может иметь значение для меня как для ученика Христа?
Факт неподражаемости Христа в образе крещения для нас очевиден, потому как все мы крестящиеся нуждаемся в очищении от нашей греховности. А Он, безгрешный и крестившийся, в этом не подобен нам. Вопросы практического применения для современных учеников Христа могут быть сформулированы в нескольких тезисах: Крещение Христа показывает нам пример в том, что Христос уподобляется нам, чтобы все те, кто желают уподобиться Ему, по Божьей благодати могли находиться в этом процессе. Нахожусь ли я в процессе освящения и преображения в образ характера Христа?
Принимая крещение, Христос исполняет «всякую правду». Как моё крещение и следование за Иисусом исполняет Божью правду? Смотря на мотивы и поступки Христа, как я могу учиться Его кротости и смирению? Само по себе крещение, как церковная традиция или обряд, не имеют никакого значения, если крестящийся не намерен исполнять волю Божию, подобно как и Христос исполнил.
Позволяю ли я Христу быть Господином моего сердца? Крещение — это заповедь, оставленная Христом для всех уверовавших в Него. Поэтому крещению всегда предшествуют покаяние и исповедание Христа как единственного Спасителя и Господа. Моё крещение — это крещение по личной вере во Христа?
Итак, крещение Христа не было обусловлено Его нуждой в исповедании и прощении грехов. Наоборот, причиной Его крещения была и остаётся наша человеческая греховность и наша нужда в спасении. Основная причина крещения Христа — это исполнение «всякой правды» Мф.
Отсюда и становится ясно, что если противники Господа отказывались креститься, то последовавшие за ним крестились и не остались в единомыслии со своими противниками, особенно когда Господь, которому они сопутствовали, превознес Иоанна Своим свидетельством, говоря: «Нет большего среди рожденных от женщин, чем Иоанн Креститель» Мф.
О крещении 12.. Из этих рассуждений латинского писателя следует только то, что апостолы Иисуса были крещены Иоанновым крещением покаяния. Вопрос о том, были ли они крещены Иисусом, остается открытым: «... Пусть апостолы были крещены каким-либо образом или остались некрещеными.
В любом случае речение Господа о едином крещении, касающеесяПетра Ин. Судить же о спасении апостолов было бы достаточно самонадеянно, потому что для них заменой крещения может быть преимущество первого избрания и затем неразлучной близости». Тертуллиан отмечает, что Иисус «обещал спасение всякому верующему. О крещении 12.
Мнение Тертуллиана о том, что в случае апостолов вера могла быть заменой крещения, не стало нормативным в христианской традиции. Однако и вопрос о том, были ли апостолы крещены Иисусом, не получил однозначного ответа. Евангельские повествования, в том числе содержащиеся в четвертом Евангелии, не дают на этот счет никаких указаний. Кто такой Иоанн Креститель?
Монолог Иоанна Крестителя, произнесенный в ответ на вопрошание его учеников Ин. В обоих случаях инициатором беседы выступает не Иоанн,а те, кто пришли вопросить его; в обоих случаях он объявляет, что он не Христос: во втором эпизоде он прямо ссылается на свое свидетельство об этом из первого эпизода. Наконец, в обоих случаях Иоанн завершает свою речь метафорой, подчеркивающей его подчиненное положение по отношению к грядущему Мессии: в первом случае он говорит о том, что недостоин развязать ремень обуви Его, во втором называетсебя «другом жениха». Рассматриваемый монолог Крестителя продолжает ту серию богословских утверждений, касающихся Иисуса, которая начинается в прологе Евангелия от Иоанна и продолжается в беседе с Никодимом.
Креститель сравнивает Иисуса с женихом, а себя с «другом жениха» на брачном пиру. Здесь можно вспомнить о том, что в ряде ветхозаветных текстов Бог представлен как жених, а Израильский народ как Его невеста Иер. Некоторые из этих текстов толковались как мессианские пророчества. В данном контексте термин «жених» применительно к Иисусу может иметь мессианское звучание: Он приходит для того, чтобы обручить Себе Свой народ.
Образ «голоса жениха» тоже имеет параллели в Ветхом Завете Иер. Можно также вспомнить о том, что в синоптических Евангелиях Иисус называет Себя женихом Мф. В притче о десяти девах приход жениха служит образом второго пришествия Христа Мф. Это перекликается с троекратным утверждением пролога о миссии Иоанна как свидетельстве: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете.
Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» Ин. Прослеживается связь также с последующим троекратным упоминанием о свидетельстве Иоанна: «Иоанн свидетельствует о Нем... И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» Ин. Однако в беседе с Никодимом терминология свидетельства применена уже по отношению к Иисусу: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» Ин.
Если рассматривать приведенные тексты в совокупности, то из них отчетливо вырисовывается богословское утверждение об истине, которая открывается людям посредством свидетельства.
Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством. Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа. В подобной могиле был похоронен Иисус Христос Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим. Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса.
Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос. На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса. Для охраны пещеры Понтий Пилат выделил стражу и приказал ее пещеру опечатать. Жены-мироносицы На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного. Подходя к пещере, женщины переживали по поводу того, кто же им отодвинет тяжелый камень, которым привален вход в пещеру.
Но подойдя к пещере они с удивлением обнаружили, что стражников которые должны охранять пещеру нет, а камень закрывающий вход отвален.
19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление
В византийских мозаиках в монастыре Осиос-Лукас в Фокиде 1030—1040-е гг. В памятниках древнерусского искусства Богоявление встречается с 12 в. Наряду с лаконичной схемой с 12 в. В пещерной церкви Сретенского монастыря в Метеорах Греция в сцену Крещения Господня введён ловящий рыбу мальчик как символ крещения — обретения вылавливания для Бога человеческих душ 1366—1367; символ заимствован из живописи катакомб. Иногда в Богоявлении представляли сцену проповеди Иоанна Крестителя икона середины 14 в. В 14—15 вв. Икона «Богоявление» входит в состав праздничного ряда иконостасов в том числе три иконостаса, связанные с кругом Андрея Рублёва. В русских иконах 16—17 вв. В технике «золотой наводки» Богоявление изображалось на церковных вратах: западные врата Рождественского собора в Суздале 1227—1238 , Васильевские врата в Троицком соборе Александрова 14 в. Павлинов Павел Сергеевич Пьеро делла Франческа.
Крещение Христа. После 1437. Национальная галерея, Лондон. The National Gallery, London. Начиная с Раннего Возрождения Иоанн Предтеча поливает водой стоящего по колени или по щиколотки в Иордане препоясанного Христа; они окружены ангелами и свидетелями, среди которых возможны портреты современников мастеров: произведения Пьеро делла Франчески 1449—1455, Национальная галерея , Лондон , Андреа дель Верроккьо при участии Леонардо да Винчи 1476, Уффици , Флоренция. В искусстве стран Центральной и Северной Европы сцена Крещения Господня часто изображалась на фоне панорамного пейзажа, в окружении музицирующих и поющих ангелов, хора святых на небесах композиция Мастера алтаря святого Варфоломея , конец 15 в. Давида , до 1508, музей Грунинге, Брюгге.
Таким образом священник очищал раз в год весь народ от всех грехов. В жертве Иисуса Христа были выполнены все условия Закона. Жертвоприношения Ветхого Завета были лишь образами того истинного будущего жертвоприношения, которое совершил Христос. Те жертвы не могли сделать совесть людей чистой, и им постоянно приходилось снова и снова приносить одни и те же жертвы. Его жертва покрыла все недостатки Ветхого Завета, из-за которых люди, живущие по Закону, никогда не могли освободиться от чувства вины. Его жертва даровала всем верующим вечное совершенное спасение от всех грехов, а также чувство совершенной безопасности в этой вере. Акт передачи очень важен, ведь без него жертвоприношение не будет считаться действительным. Конечно, Иисус пришёл не только, чтобы взять на Себя грех, но и уничтожить его. Крещение является началом Евангелия, его фундаментом. Не случайно все четыре Евангелия начинаются с Иоанна. Иоанн приготовил путь — подготовил сердца людей, проводя их через крещение, чтобы они могли верить в Агнца, Который заберет все их грехи. Не случайно, по словам Иисуса, со времени Иоанна Крестителя каждый может услышать проповедь Евангелия и попасть в царство Небесное. Потому что Иисус взял все грехи мира через крещение в реке Иордан. Именно поэтому у пророка Исаия написано «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» Ис. Иисус действительно взял все наши немощи и понёс все наши болезни. После крещения началось Его служение и Он стал исцелять людей от болезней, освобождать от бесов, являть великую милость Божью. Он нёс наши грехи три года. Затем Он умер на кресте мучительной смертью, чтобы Его Кровь стала достаточной платой в небесной системе правосудия. Иными словами, после Его крещения на земле уже не было ни одного греха, который бы Он на Себя не взял. Единственным условием получения прощения является вера в Его искупительную жертву. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» Иоан. Любое неисполнение Закона осуждает нас, но присутствие даже небольшой веры оправдывает. Иисус принёс нам полное освобождение от власти греха и смерти. Иисус пришёл в этот мир водою, кровью и Духом. Он пришёл в этот мир водою Своего крещения, кровью Своего Тела и Духом Своего воскресения из мёртвых. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» 1Иоан. Трое на небе и трое на земле свидетельствуют нам о полном спасении от всех грехов всех верующих в Иисуса. Очень многие верующие живут под гнётом каждодневных грехов, под тяжестью самоосуждения и бичевания. Они не имеют в себе силы свидетельствовать о Боге. Они не знают, почему так происходит, почему их вера уже не даёт им силы, не может им помочь. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И истина состоит в том, что «всякая правда», о которой говорил Иисус Иоанну, состоит в том, что « так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» Иоан. Последнего очень волновал вопрос, как попасть в Царство Небесное. Что же это за вода, от которой человек должен родиться свыше? Я слышал множество толкований этого места Писания, и все сейчас их даже не помню. Для одних вода - это написанное слово Божье — Логос, для других - это сказанное слово — Ремо, для третьих - это их водное крещение.
Он знал, как это важно. Даже Иисус, который никогда не грешил, крестился, чтобы показать послушание Богу и стать для нас примером для подражания. Апостол Петр также ясно дал понять, что крещение является важным актом для всех людей: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».
Один из исследователей жизни Христа выражает это так: «Сам Бог сошёл на землю, в этот бренный и грязный мир, для того, чтобы пройти путь верующего Богу человека и соединить несоединимое — тленную материю и вечный блаженный дух. Иисусу Христу это удалось» М. Шелудько, греко-католик, религиовед, журналист, секретарь Одесского богословского товарищества. Практическое применение Какое это может иметь значение для меня как для ученика Христа? Факт неподражаемости Христа в образе крещения для нас очевиден, потому как все мы крестящиеся нуждаемся в очищении от нашей греховности. А Он, безгрешный и крестившийся, в этом не подобен нам. Вопросы практического применения для современных учеников Христа могут быть сформулированы в нескольких тезисах: Крещение Христа показывает нам пример в том, что Христос уподобляется нам, чтобы все те, кто желают уподобиться Ему, по Божьей благодати могли находиться в этом процессе. Нахожусь ли я в процессе освящения и преображения в образ характера Христа? Принимая крещение, Христос исполняет «всякую правду». Как моё крещение и следование за Иисусом исполняет Божью правду? Смотря на мотивы и поступки Христа, как я могу учиться Его кротости и смирению? Само по себе крещение, как церковная традиция или обряд, не имеют никакого значения, если крестящийся не намерен исполнять волю Божию, подобно как и Христос исполнил. Позволяю ли я Христу быть Господином моего сердца? Крещение — это заповедь, оставленная Христом для всех уверовавших в Него. Поэтому крещению всегда предшествуют покаяние и исповедание Христа как единственного Спасителя и Господа. Моё крещение — это крещение по личной вере во Христа? Итак, крещение Христа не было обусловлено Его нуждой в исповедании и прощении грехов. Наоборот, причиной Его крещения была и остаётся наша человеческая греховность и наша нужда в спасении. Основная причина крещения Христа — это исполнение «всякой правды» Мф. Этот шаг Христа в воды Иордана является добровольным примером смирения и самоопределения Христа, как Сына Человеческого. Он и в этом становится как мы и не стыдится ассоциировать себя с грешным народом.
Интересные факты о крещении Иисуса Христа
Добровольно Он согласился потопить Себя вместо грешного человечества; добровольно Он принял на Себя судьбу потонувшего фараона, врага Бога Живаго. Он погружает в воду Свое тело словно полагает его во гробе. Он погружается в воду на мгновение, а потом восстает и выходит из воды. Этим Он повторяет тот страшный урок, который Бог дал людям, потопив грешников во времена Ноя и потопив фараона в Чермном море. Этим Он видимым образом, но безмолвно говорит то, что позднее сказал словами ученому начальнику иудейскому Никодиму, а именно: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия Ин.
А свыше еще в жизни сей может родиться тот, кто умрет для ветхого человека, или, иначе говоря, в ком умрет ветхий, грешный человек. Тот, кто погрузится со своим грехом, а восстанет чистым от греха.
Под этим Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце Луки 17:21; ср. Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью Матф. Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил «крещением покаяния для прощения грехов» Луки 3:3. Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты. Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами род саранчи и диким мёдом.
Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве» и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли все они шли с искренними чувствами. Поэтому неудивительно, что Иоанн встречает их строгой обличительной речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским утехам, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни: духовный мир и загробное воздаяние. Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» Матф.
Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу Матф. Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: «Что же нам делать? Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть «Плоды, достойные покаяния,» — то есть добрые дела, противоположные тем грехам, которые они совершали.
Это связано с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея.
Именно поэтому на Божественной Литургии праздника Богоявления читается отрывок из этого Евангелия. Рассказ о Крещении Спасителя предваряется рассказом о проповеди св. Иоанна Предтечи в пустыне, который приуготовлял народ к принятию Мессии через покаяние и водное крещение. Об этом говорится в тропаре праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя. И Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение». Святые отцы многократно подчеркивали важность события Крещения. Иоанн Златоуст.
Амвросий Медиоланский. Иоанн Дамаскин в каноне Богоявлению выражает глубокие мысли о внутреннем значении празднуемого события в домостроительстве нашего спасения. Господь Иисус Христос как Искупитель мира, принявший на Себя вместе с человеческой плотью все тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружается пречистой плотию Своею в струи Иордана в знамение того, что Он есть истребитель греха и победитель смерти, и дарует роду человеческому, соединенному с Ним единством природы, высочайшие блага. Сошествие Св. Духа в виде голубя рассматривается евангелистами как знак посвящения помазания Мессии, а Крещение знаменует собой начало публичного служения Иисуса как Мессии и становится отправной точкой изложения Его благой вести. Итак, евангельское повествование представляет факт Крещения Господа как двучастное событие, включающее в себе собственно крещение, совершённое Иоанном Предтечей, и Богоявление глас с небес и сошествие Духа в виде голубя. Происхождение праздника.
Празднование в честь события Крещения Господня было установлено Церковью довольно рано. Впервые праздник Крещения упоминается не как самостоятельный, а в качестве одного из воспоминаемых событий торжества Теофании, или Епифании Богоявления. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, впервые упоминается в «Строматах» Климента Александрийского конец II века , в главе, посвященной рождению и страданиям Иисуса Христа: «Последователи Василида древние гностики также празднуют день крещения Иисуса Христа». В Александрии ко времени Климента этого праздника еще не было. Вероятно, благодаря этому обстоятельству Древняя Церковь установила праздник в честь этого события. В противовес гностическому празднику Церковь установила и у себя праздник в честь Крещения, назвав его Богоявлением и внушая тем самым доктринальную мысль, что в этот день Иисус не стал Богом, а впервые явил себя как Бог. Совершая праздник Богоявления Епифании 6 Января, Церковь посвящала этот день воспоминанию трех священных событий: рождение Господа, поклонение волхвов, крещения на западе также чудо в Кане.
Древнейшее указание на объединенное значение Епафинии находится в проповеди св. Филиппа Гераклийского в период гонений имп. Диоклетиана 304. Причем в различных местностях в этот день на первое место выступало празднование разных событий. Апостольские постановления Сирия и коптский календарь Египет выделяли момент Крещения. Августин говорит о поклонении волхвов. Почти вся Восточная Церковь до конца IV в.
В Церкви не существует авторитетного предания о времени Рождества Спасителя.
Будьте осторожны. Кроме этого, в Крещение необходимо соблюдать ряд запретов: 19 января воспрещается убираться, стирать, шить, вязать и выносить мусор из дома. Также крайне важно избегать ссор, сквернословия и злобы в отношении окружающих. Почему люди крестятся? Как мы уже выяснили, крещение в виде купания во освященной воде — традиция, пришедшая к нам от Христа.
Но что значит крестное знамение, наш молитвенный жест? Именно тогда люди начали креститься знамением для того, чтобы огородить себя от горя. Также существует объяснение формы креста. С иудейского алфавита первая и последняя буквы имени Бога в упрощенном виде представляет форму креста. Когда лучше всего крестить ребенка? Русская православная церковь не имеет запретов на определенные дни для крещения ребенка.
Совершить таинство можно в любой день.
Годы рождения, крещения и распятия Христа
Так почему же Господь наш Иисус Христос крестился от Иоанна в 30 лет? Если Иисус Христос историческая Личность, то когда Он родился, когда был крещен и когда Его распяли? Праздник Крещения называют Богоявлением, потому что в тот далекий день, когда 30-летний Иисус Христос, не ради своего очищения, как мы, а ради нашего спасения крестился в водах реки Иордан, Отец Небесный явил себя голосом с неба. В то время, когда Иоанн проповедовал и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он также пришёл на реку Иордан, чтобы получить крещение.
Крещение Господне и Богоявление: два события в одном
- Смысл названия праздника
- История крещения Иисуса Христа
- Предыдущие выпуски
- Крещенские купания: верующие рассказали об объединяющей силе православных традиций
Протоиерей Первозванский объяснил, почему народ позволил распять Иисуса Христа
Иисус, между тем, крестился этим «ветхим» крещением и после желал креститься еще: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! День, в который Иисус был крещен в водах священной реки Иордан, считается днем крещения Иисусом. Из текста Евангелия мы знаем, что в этот день Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи.
19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление
А это говорит о том, что гроб Его пуст, Христос жив и «может всегда спасать, приходящих к Нему». Таким образом, Новый Завет, как и Старый Ветхий Завет; Евангелие, как и вся Библия — это книга, которая содержит истину и говорит об исторических событиях и конкретных исторических личностях. История и археологические открытия подтвердили истину Евангелия Нового Завета и существование центральной Личности — Иисуса Христа. Однако следует напомнить о том, что признание Христа историческим лицом еще не дает нам права на жизнь вечную. Исторический Христос не спасает.
Только живой Христос, принятый личным Спасителем, Христос Первосвященник, ходатайствующий на небе пред Отцом, только Христос, пребывающий в нашем сердце Духом Святым, приводит нас к кресту на Голгофу и помогает нам склониться у подножия креста в готовности понести наказание за свои грехи и возненавидеть их. И только Распятый Христос становится Спасителем мира и там, на Голгофе, меняется с нами местами: берет на себя наши грехи и взамен предлагает нам прощение и Свою праведность, чтобы нам жить обновленной жизнью, «распяв своего ветхого человека со страстями и похотями». Только Живой Христос может «спасать приходящих к Нему». Дорогой читатель!
Если тебе до сих пор неверие и сомнение препятствовали в принятии Христа как личного Спасителя, если ты стоял перед дилеммой, не миф ли Христос, то теперь ты получил доказательства, что Христос историческая Личность. Он родился, жил и трудился на земле как Мессия. Он был распят, умер и воскрес. Он сегодня ходатайствует за грешников на небе.
И это не легенда, не миф! Это реальная действительность! Если ты поверил в это, то прими Его как своего личного Спасителя, Который предлагает тебе жизнь и обновление.
В знак покаяния и очищения от грехов он крестил тех, кто к нему приходил, в водах Иордана. Народ почитал Иоанна и считал его пророком. Что же касается 30-летнего возраста, то именно он считался у иудеев совершеннолетием в общественном понимании.
Крещение Господне почитают и празднуют не только православные верующие, но и христиане других деноминаций - протестанты и католики. Но знаете ли вы, для чего крестился Иисус на самом деле? Как рассказывают нам Евангелия, когда Иисус пришёл к Иоанну, тот в начале не хотел Его крестить. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. Традиционное толкование в церквях такое: Иисус дал нам всем пример, что нужно принимать крещение, что оно истинно. Но послушайте, все крестились в реке Иордан в покаяние, во оставление грехов, все исповедовали свои грехи. А Иисус был безгрешный Божий Сын, Ему не в чем было исповедоваться. Для чего же тогда Он крестился? Ответ очень простой и вы, вероятно, на него уже ответили, только боитесь в это поверить: для того чтобы взять на Себя все грехи. Его крещение не имело больше никакого другого смысла, как только этого, о котором на следующий день сказал Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Без выполнения этого порядка жертвоприношение считалось бы недействительным, не имеющим силы. Во-первых, для жертвоприношения нужен был священник. Священниками Ветхого Завета были только потомки Аарона. Никто другой не смог самовольно быть священником. Только священники имели власть совершать жертвоприношения. Во-вторых, было нужно невинное животное. В-третьих, жертвоприношение состояло из двух составляющих: в передаче грехов жертвенному животному и в смерти самого животного. Передача грехов совершалась определённым образом — через возложение рук. Например, когда согрешивший человек приводил животное к священнику, то сначала первый возлагал руки на голову животного, после чего животное убивали смотрите подробно в книге Левит. Таким и только таким образом, согрешивший человек очищался по Закону от своего греха. Первосвященник брал двух козлов Левит 16 , одного приносил в жертву всесожжения за грех, а другого, предварительно возложив на него руки и исповедовав все грехи народа, отпускал в пустынное место, где тот умирал. Таким образом священник очищал раз в год весь народ от всех грехов. В жертве Иисуса Христа были выполнены все условия Закона. Жертвоприношения Ветхого Завета были лишь образами того истинного будущего жертвоприношения, которое совершил Христос. Те жертвы не могли сделать совесть людей чистой, и им постоянно приходилось снова и снова приносить одни и те же жертвы. Его жертва покрыла все недостатки Ветхого Завета, из-за которых люди, живущие по Закону, никогда не могли освободиться от чувства вины. Его жертва даровала всем верующим вечное совершенное спасение от всех грехов, а также чувство совершенной безопасности в этой вере. Акт передачи очень важен, ведь без него жертвоприношение не будет считаться действительным. Конечно, Иисус пришёл не только, чтобы взять на Себя грех, но и уничтожить его. Крещение является началом Евангелия, его фундаментом. Не случайно все четыре Евангелия начинаются с Иоанна. Иоанн приготовил путь — подготовил сердца людей, проводя их через крещение, чтобы они могли верить в Агнца, Который заберет все их грехи. Не случайно, по словам Иисуса, со времени Иоанна Крестителя каждый может услышать проповедь Евангелия и попасть в царство Небесное. Потому что Иисус взял все грехи мира через крещение в реке Иордан.
Сначала Иоанн отказывался. По его мнению, это была слишком большая честь для него. Однако Иисус объяснил, что все это — воля Бога. Именно появление Христа на Иордане стало корнями для традиции нырять в прорубь. А произошло святое таинство как раз 19 января. Считается, что вода в храмах в этот день свята. Традиции и запреты светлого дня: Начало празднования Крещения наступает еще 18 января, когда люди собираются дома и проводят вечер в кругу семьи. В канун Крещения православные верующие соблюдают пост. Начиная с ночи 18 января и на следующий день, утром 19 января, люди купаются в проруби. Обычно прорубь имеет форму креста. Чуть реже — круга. Именно в такой воде смывают грехи.
Теперь я знаю, для чего крестился Иисус Христос
Какого числа Крещение будет в 2024 году и как принято отмечать этот праздник, читайте в материале Из текста Евангелия мы знаем, что в этот день Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи. Праздник Крещения называют Богоявлением, потому что в тот далекий день, когда 30-летний Иисус Христос, не ради своего очищения, как мы, а ради нашего спасения, крестился в водах реки Иордан, Отец Небесный явил Себя голосом с неба.
19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей
Эта административная мера налогов тесно связана с общей финансовой системой, введенной в Риме, и столь искусно и настойчиво применяемой Августом. Чтобы понять ее смысл, необходимо помнить о введении поземельной описи во всей империи и всеобщей реформе календарного летосчисления. В сущности, Рим хотел установить плату подати: чтобы обложить каждое отдельное лицо податью, нужно было исчислить количество народа; чтобы ввести поземельную подать, нужно было иметь сведения о собственности и имуществе народа; наконец, чтобы обозначить время для сбора податей, нужно было произвести реформу календарного счисления. Август не упустил из виду ничего: он назначил особых счетчиков для исчисления народа; его землемеры измеряли поземельную собственность: и, начиная с первой всенародной переписи, Август предложил египтянам и грекам летосчисление по солнечному году, уже введенному в Риме. Все эти действия увенчались сбором поземельной и подушной подати. Личная перепись должна была производиться по месту происхождения и рождения, следуя обычаю, освященному консула Клавдия, жившего за два века до Р.
Свободный житель империи должен был вписать свое имя, дать клятву в верности, обозначить стоимость своего имущества, имя отца, матери, жены и детей Дионис. IV, 5, 15. По свидетельству Ульпия Тирского 1,11, De censibus , каждый должен был отметить и свои лета. И он объясняет,, это требовалось: подать налагалась по числу лет, 1 как в провинциях Сирии личная подать бралась с мужчин только после 14 лет, а с женщин после 12. Женщины свободного сословия также вошли в перепись Дионис.
IV, 15. Эта особенность указывает на различие иудейской переписи от римской. У иудеев этого обычая не было. У римлян же женщины должны были один раз в год платить сами подушную подать. Впрочем, известна вся торжественность «Paganalia», установленной Сервием Туллием, о которой упоминает Дионисий Галикарнасский, современник Августа IV, 4.
Все жители селений pagani должны были явиться и каждый обязан был принести «numisme». Данная монета была различна для мужчин, женщин и детей. В этом сказывалась способность римлян вдаваться в частности. Те, кто наблюдал за взносами, знал, таким образом, число жителей каждого селения, их лета и пол. Обязанность женщин вписываться в общую перепись существовала очень долго.
Созомен Hist. Перепись совершалась именем и повелением Августа. Из этого указания следует, что громадное дело всенародной переписи поручалось специальному уполномоченному императора и не доверялось обыкновенным префектам, управлявшим провинциями. В подобном распоряжении ясно сказывается осторожный и осмотрительный характер римлянина. Разделяя обязанности, он упрочивал само дело, и, доверяя перепись лицам, облеченным высшей властью, предупреждал тем самым лихоимство проконсулов.
При исполнении ими своих обязанностей им помогали подчиненные «adjutores ad census». Император сам лично заведовал в 27 году, перед рождеством Иисуса Христа, в Нарбонне проведением переписи. Когда же он после этого назначил туда Друза, чтобы продолжать эту перепись в шести провинциях Галлии, в каждой из этих провинций находился уже свой самостоятельный правитель. Шестьдесят лет спустя после Р. Тацит Анналы, XIV, 46 и след.
Но кто же производил ее? Обыкновенные правители провинции? Сборщик поземельной подати — «censitor», как это видно из примера Германика, бывшего сборщиком тринадцать лет после Р. Переписи играют огромную роль в царствование Августа. Он приказывал производить их каждые пять лет в Риме и более одного раза производил их во всей остальной Италии и во всех провинциях империи.
Со времени битвы при Акциуме до дня его смерти насчитывают около девяти переписей. Три из них имеют весьма важное значение и были занесены в знаменитую надпись Анкиры. Во всяком случае нужно принять во внимание, что этот испорченный мрамор говорит нам только о переписи римских граждан, а не всех жителей провинций империи. Судя по знаменитой надписи на мраморе, в правление Августа переписи эти были произведены три раза: первый раз в 726 г. Если перепись в провинциях действительно происходила, то, очевидно, только впоследствии и как дополнение переписи римских граждан.
Обе переписи пополняют [конец стр. Впрочем, обычай общенародной переписи всех граждан, подобно переписи населения колоний и других свободных жителей, наблюдался еще до Августа. За неимением точного подлинника, возможно ли, по крайней мере, найти достоверное свидетельство о том, что эта перепись действительно производилась в провинциях? Тацит, Светоний и Дион Кассий говорят об этом утвердительно. Действительно, Тацит Анналы, I, II упоминает об одной книге, Libellum, написанной рукой Августа, где были в точности обозначены все атрибуты империи: число граждан и войска, количество флота, подвластных царств, провинций, пошлины и налогов, расходов и сбережений.
Светоний August, 101 также говорит об этой книге, которую он называет Breviarium Imperii, где император собственноручно пометил, сколько у него было солдат под знаменами, денег в государственной казне и сколько недоимок. Дион LVI, 33 повторяет слова Светония, добавляя: «и все подобные вещи, относящиеся к управлению империей». Такие подробные и точные указания нельзя выдумать; они возможны лишь при обширных исследованиях этого вопроса, и я спрашиваю у каждого историка по чистой совести, каким же именем назывались тогда в империи все эти действия, как не общенародной переписью? Возобновлялась или продолжалась эта перепись в течение трех пятилетий, упоминаемых в таблице Анкиры? Я этого не знаю; но вероятнее всего, что вторая перепись скорее подходит, чем две остальные, к великому событию Рождества Христова.
В 746-м г. Храм Януса закрыт на 12 лет; Август, находясь в зените своей славы и могущества, всецело занят административными реформами. Он измеряет землю, переписывает своих подданных, переделывает календарное летосчисление, утверждает распределение податей и регулирует их сборы. Таким образом, все доводы чисто исторического свойства и очень серьезные основания подкрепляют и оправдывают слова св. Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле».
V, 36 , беспристрастие которых подлежит сомнению, Калиадор Var. Но появляется новое затруднение. Как могла эта всенародная перепись происходить в Иудее, когда это маленькое царство не было еще тогда провинцией Римской империи? Перепись обыкновенно производилась в провинциях, а не в союзных царствах. В этом весь вопрос.
Признавая, с одной стороны, существенную разницу между странами, присоединенными к Риму как составные части империи, известными под именем колоний и провинций, которые управлялись римскими префектами, и с другой стороны, странами, в которых Рим допускал некоторое подобие независимости, позволяя им избирать себе царей, все-таки было бы огромным заблуждением полагать, что эти страны пользовались настоящей независимостью. Такие союзники Рима были, в сущности, как некогда народы Италии, настоящими подданными империи, и, подобно им, обязывались платить подать. Анналы, IV, 41. То же самое происходило в Иудее в царствование Ирода. Не надо забывать, что представляли тогда для римлян это маленькое царство и его правитель.
Пришли к нему и фарисеи, само наименование которых стало позже синонимом лицемерия, и не верившие в загробную жизнь циничные саддукеи. Но они, считавшиеся учителями народа, «цветом нации» были обличены Иоанном и отвергнуты им. Иоанн говорил приходившему креститься от него народу: порождения ехиднины! Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму Лк. Проповедь Иоанна была так сильна, что приходившие к нему меняли свою жизнь: отдавали лишнюю одежду неимущему, никого не обижали, не клеветали, довольствовались своим жалованием, не вымогали лишние налоги. Но когда на Иордан пришел Христос, тон Иоанна из обличительного стал абсолютно смиренным. Он узнал своего Бога, несмотря на то, что Тот пришел в виде простого человека, а не могущественного и славного царя. Когда Христос сошел в воду, чтобы принять Крещение, Иоанн пришел в полное недоумение, говоря: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Если бы евреи взглянули на многие из своих якобы мессианских пророчеств в ином свете, то это вполне естественным образом подготовило бы их сознание к принятию Иисуса как Завершителя одной эпохи и Зачинателя нового, лучшего периода — периода милосердия и спасения для всех народов. Евреи воспитывались с верой в доктрину шехины. Однако этот, как считалось, символ Божественного Присутствия не был виден в Храме. Евреи верили, что приход Мессии приведёт к его восстановлению. У них были противоречивые представления о национальном грехе и якобы порочной природе человека. Некоторые из них учили, что грех Адама стал проклятием для всего человеческого рода и что Мессия снимет это проклятие и вернёт человеку божественное благоволение.
И те, кто учил этому, полагали, что Мессия придёт для того, чтобы спасти человека от его врождённой порочной сущности. Большинство евреев верили, что они продолжают томиться под римской властью из-за своих национальных грехов и неискренности язычников, обратившихся в иудаизм. Еврейский народ не совершил чистосердечного покаяния; поэтому приход Мессии задерживался. А для любого благоверного еврея Царство Небесное могло означать только одно: приход Мессии. Посвящение Иисуса имело одну особенность, совершенно чуждую еврейской концепции Мессии, и этой особенностью был союз двух сущностей — человеческой и божественной. Евреи по-разному представляли себе Мессию: совершенным человеком, сверхчеловеком и даже божественным существом.
Но они никогда не придерживались идеи союза человеческого и божественного. И это стало главной трудностью для первых последователей Иисуса. Они понимали Мессию как человека — Сына Давида в представлении ранних пророков; они понимали Его как Сына Человеческого — сверхчеловека в представлении Даниила и некоторых более поздних пророков; они видели в Нём даже Сына Божьего — каким показывает Его автор Книги Еноха и некоторые из его современников. Но никогда, даже на мгновение, не возникало у них истинного представления о союзе двух сущностей — человеческой и божественной — в одной земной личности. Воплощение Создателя в образе создания не было раскрыто заранее. Оно было раскрыто только в Иисусе.
Мир ничего не знал о таких вещах, пока Сын-Создатель не стал плотью и не явился к смертным данного мира. На оглавление 16. Еврейское чувство национальной солидарности было чрезвычайно глубоким. Евреи не только верили, что грехи отца могут повлиять на детей, но были полностью уверены в том, что грех одного человека может стать проклятием для всей нации. Поэтому не все, кто являлся к Иоанну для крещения, считали себя виновными именно в тех грехах, которые разоблачал Иоанн. Многие набожные души крестились у Иоанна во благо Израиля.
Они опасались, что неведомый им грех может отсрочить приход Мессии. Они чувствовали себя частью виновной и погрязшей в грехе нации, и приходили, чтобы своим крещением продемонстрировать плоды национального покаяния. Поэтому очевидно, что Крещение Иисуса ни в коей мере не было ритуалом раскаяния или искупления грехов. Принимая крещение от Иоанна, Иисус лишь следовал примеру многих благочестивых израильтян. Когда Иисус Назарянин вошёл в Иордан для Крещения, Он был смертным данного мира, достигшим вершины эволюционного человеческого восхождения во всех сферах, имеющих отношение к овладению разумом и самоотождествлению с духом. В тот день в воде Иордана стоял ставший совершенным смертный эволюционных пространственно-временных миров.
Этот обряд был последним актом чисто человеческой жизни Иисуса на Земле. Когда Иоанн возложил свои руки на Иисуса, чтобы крестить Его, Дух Иисуса обрёл новый статус и предстал перед Ним в зримом виде. И Иоанн, вместе с двумя братьями Иисуса, также услышал эти слова. Стоявшие у воды ученики Иоанна не слышали этих слов, как не видели они явления Духа Иисуса.
Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах. Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения "отверзлись" небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Как принято праздновать 3 На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях иорданях.
Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу. Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом.