Новости хованщина опера год

«Хованщина» не ставилась в Нью-Йорке Метрополитен-опера до 1950 года, хотя отрывки исполнялись в Метрополитен еще в 1919 году. «Хованщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях, произошедших в России в период между 1682 и 1689 годами. 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».

Наши проекты

  • Фестиваль "Русские оперы в Астраханском кремле" отметил первый юбилей
  • Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга
  • Под знаком стрельцов: Гергиев и Мариинка привезли в Москву «Хованщину» | Статьи | Известия
  • Хованщина: стрельцы против Софьи

Опера Мусоргского «Хованщина»

Бычкова наградили аплодисментами, которые он несомненно заслужил, так как оркестр сыграл на истинно мировом уровне. В 2015 году — тщательно подготовленная постановка в Московском академическом Музыкальном театре. Дирижер — А. Режиссер — А. За выдающееся исполнение постановка удостоилась нескольких наград и хвалебных отзывов, в частности, премии «Золотая маска» и премии Москвы в области литературы и искусства за 2016 год. Историческая точность в образах персонажей «Хованщины» «Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! На необычные, совсем негаданные задачи налетаешь, и не насильственно, а так — будто случайно это делается».

Литературное наследие» В «Хованщине» Мусоргский передает исторические реалии глазами тех, кто участвовал в них напрямую. Народ, который «не может проверить воочию, что из него стряпают». Страдающая сторона, которая при любом царствующем правителе остается там же, где и была — на дне, беспросветном и темном. Вот что связующим лейтмотивом проходит через всё музыкальное повествование. Образы князь Хованский — по воспоминаниям людей, знавших его — человек, «знаменитый преимущественно своими поражениями и жалобами на него подчиненных». Легкомысленный, опьяненный властью и жестокий, не считающийся ни с чьим мнением; князь Голицын — непоследовательный, взрывной человек, вспыльчивый и многоликий.

Но при этом — поэтичный, не лишенный своеобразного очарования и тонкости. Чрезвычайно сложный образ, противоречивый и двойственный; Подъячий — выдуманная составная личность, не имеющая имени и конкретного исторического прототипа. Представитель приказного сословия, так нелюбимого народом. Двуличный, суетливый и скользкий тип, заискивающий только перед силой, приспособленный к любым условиям существования; князь Андрей, сын Хованского — персонаж, который должен был показать сложные взаимоотношения отца и сына. Из-за нехватки времени автор не стал отводить ему важной роли в опере; Шакловитый — композитор смело записал ближайшего помощника царевны Софьи как единственного составителя доноса на Хованских. В трактовке автора этот персонаж не имеет конкретного отображения.

Скорее его можно представить как воплощение слепой исторической силы; Досифей — подоплекой для создания образа раскольника послужила книга «Житие протопопа Аввакума». Она явилась своего рода музой, но композитор не стал слепо копировать образ, показанный в «Житие». В опере Досифей значительно мягче своего предшественника Аввакума, более близок к народу, более благороден и возвышен; Марфа — светлый лирический образ, пронизанный чертами суровой народности. Одухотворенная и уверенная в себе, Марфа является полностью вымышленным персонажем.

Сценографию «Хованщины», одной из самых «церковных» опер в истории русской музыки, пришлось развернуть от главного храма и ориентировать на другие визуальные доминанты исторического места. Однако в этом вызове, безусловно, есть и свой промысел: театр блистательно справился с возникшими трудностями, доказав, что способен решать на высокохудожественном уровне любые творческие и организационные задачи. Режиссер Константин Балакин и сценограф Елена Вершинина создали спектакль, гармонично сочетающий исторические реалии, столь уместные в этом знаковом месте. Чуть забрезжило сияние знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке», а на авансцене уже воздвигается гигантский столб, увенчанный золоченым двуглавым коронованным орлом — с одной стороны, 500-летней эмблемой большой и сильной страны-империи, с другой — символом самовластья и произвола. Сами собой в памяти всплывают сакраментальные строки — «в России нет закона, есть столб, а на столбе корона». Отсутствие белокаменного фона в виде храмовой стены приводит к другому художественному решению-символу, быть может, еще более уместному и знаковому, — образу Деревянной Руси, выросшей в непроходимых лесах восточно-славянской цивилизации — откуда, собственно, и характеры у ее носителей.

Лесной частокол в качестве задника, мощными стволами устремленный ввысь, и тут же гигантское древо в разрезе — причудливые изгибы годичных колец говорят сразу о многом: и о вечности, о связи времен, и в то же время о загубленных судьбах переломной эпохи — как говорится, лес рубят — щепки летят.

Лесной частокол в качестве задника, мощными стволами устремленный ввысь, и тут же гигантское древо в разрезе — причудливые изгибы годичных колец говорят сразу о многом: и о вечности, о связи времен, и в то же время о загубленных судьбах переломной эпохи — как говорится, лес рубят — щепки летят. А еще древесное сечение очень напоминает мишень: такие будут нарисованы в финале на белых рубахах готовящихся к самосожжению раскольников — именно в них целится своим острием безжалостный императив петровских преобразований. В сцене несостоявшейся казни стрельцов древесные кольца обернутся тюрьмой для непокорных вояк. Деревянные скамьи, длинные и красные, обильно расставлены по специально воздвигнутой для проекта сцене — стоит их лишь перевернуть и сложить одна к другой, вмиг возникает образ кремлевской стены с зубцами — ласточкиными хвостами: князья хорошо знают, как отгородиться от народа. И тут же для вечного напоминания-устрашения холопам — огромная деревянная дыба… Исторические костюмы, с одной стороны, изрядно передают колорит эпохи, с другой — не являются буквалистским воспроизведением артефактов — скорее это эстетичная фантазия Вершининой на темы XVII века, где тонко соблюдены пропорции, цветовые сочетания, сформированы силуэты. И вся эта красота мастерски подсвечена Ириной Вторниковой, которая работает в Астраханском кремле не впервые — ее точная световая партитура придает нужный объем и расставляет акценты, филигранно дополняя активную режиссуру Балакина, который прекрасно ставит и массовые сцены и умеет сформировать крупный план в условиях больших расстояний, когда все внимание публики сконцентрировано на главном. Русскую гранд-оперу, пожалуй, самую русскую, без романтических приукрашиваний, с ее откровенно «варварскими» созвучиями, театр дает в редакции Шостаковича — деликатные купюры, необходимые в условиях опен-эйра, практически незаметны, не мешают воспринимать музыкальную драму во всей ее целостности.

По окончании, казалось, что артисты смогут легко повторить всю оперу сначала. Чувствовался большой исполнительский запас. Мариинский театр во всех смыслах и прежде всего - это Дом русской оперы. С Мариинкой связана почти вся история национального оперного искусства и исполнительства. Первая постановка оперы на сцене Императорского Мариинского театра состоялась 7 ноября 1911 года, режиссером которой и исполнителем партии Досифея-раскольника выступил сам Федор Шаляпин. Эпоха Гергиева в роли художественного руководителя театра в 1988 началась именно с "Хованщины", как первой крупной акции главного дирижера. Маэстро неоднократно говорил о своей высокой оценке творчества Мусоргского и величии "Хованщины", как примере повторения русской истории каждые сто пятьдесят лет. Фото: 24smi.

Этот день в истории. 21 февраля

В 1872 году Мусоргский приступил к работе над монументальной народной музыкальной драмой «Хованщина». В зале Кононова (ныне там находится кинотеатр «Баррикада») силами членов Музыкально-драматического кружка впервые исполнена опера Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». А его опера «Хованщина», может быть, самая «русская» опера в смысле жанра русской оперной музыки.

Либретто оперы «Хованщина». Краткое содержание

  • Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»
  • Билеты на оперу «Хованщина» в Музыкальный театр в Ростове-на-Дону — купить на Яндекс Афише
  • Лента новостей
  • Из истории оперы «Хованщина»
  • К истории постановок «Хованщины» Мусоргского
  • Постановщики

«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»

21 февраля (9 февраля ) состоялась премьера последней оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Хованщина – первый стрелецкий бунт 1682, а картина Сурикова — последний в 1698 году, после которого со стрельцами и стрелецким войском было покончено раз и навсегда. Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом.

Хованщина как зеркало добра и зла

С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года1. Сценографию «Хованщины», одной из самых «церковных» опер в истории русской музыки, пришлось развернуть от главного храма и ориентировать на другие визуальные доминанты исторического места. Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства. Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году.

Из истории оперы «Хованщина»

Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет. Картина 2. Площадь перед собором Василия Блаженного.

Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами.

Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить.

Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха которого он — Андрей — изгнал.

Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов...

За сценой раздается звон большого соборного колокола. Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни — плахи и секиры. За ними следуют их жены.

Андрей видит это. Теперь у него открылись глаза на все, что случилось. Идет подготовка к казни стрельцов.

Они опускаются перед плахами на колени. Хор стрельцов и их жен молит о казни их гонителей и о своем спасении. На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда.

Стрельцы молча встают. К Кремлю направляется Преображенский полк Петра. Лунная ночь.

Стасову от 6 августа 1873 года. Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу.

И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились. Но сейчас смерть их неизбежна, и Марфа просит Андрея готовиться к ней.

Звучат трубы. Андрей стонет — ему тяжко. Марфа решительна — ее не страшит сожжение.

Марфа свечою зажигает костер. И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа.

В огне умирает со своей паствой и Досифей. Выходят пришлые люди. Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?..

Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц.

Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам дописал последнее действие и оркестровал оперу бесконечно заботливый и благородный Н. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым».

Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром.

Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, то есть с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость.

Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду.

Движение плотно, парадно, ритмично, темпы не стоят на месте. Тут бы иногда вздохнуть, особенно певцам, но нет. Всеми отмеченное великолепие хора — в его готовности петь фортиссимо, не поддаваясь другим нюансам. И те же героические качества здесь проявляют все — от солистов до оркестровых групп, в каковой динамике нелегко выстроить баланс и не разойтись, но Лазарев подхватывает сорвавшихся на лету. Форсированная укрупненность вокальных рисунков — логичное следствие трактовки, гениальной в своем торжествующем динамизме.

Музыка звучит в тителевском спектакле с ударной силой аргумента, не знающего возражений, с грохотом уходя в черноту финала, в немую пропасть открытой структуры, в горечь безнадежности. Удивительно, как ловко и мягко новая кобекинская версия концовки недописанной оперы избегает даже видимости точки в разговоре об актуальности и состоятельности существующих редакций. Ее финальные такты пронзительно жалобны. И, отменяя закругленную логику Шостаковича с ее абстрактно-философской медитативностью, а вместе с ней только что на глазах отстроенный гордый пафос бессилия, они достраивают миф страдания сочувствием. Подпевают ему тонким голосом фольклорного мотива, улетающего под потолок, словно искра. Своей ненадежной призрачностью они обнажают незавершенность конструкции Мусоргского и отстаивают ее как состоявшуюся в своей открытости.

А это принципиально ново и важно. И хорошо слышно, как вечно актуальная, вечно не законченная «Хованщина» Мусоргского, требуя, подобно эпохальной тителевской «Войне и миру», наблюдателя и соучастника, все же ищет главным образом собеседника, способного перейти от героизации жертвы к состраданию и продолжать разговор дальше.

Глава раскольников призывает князей подумать, как охранить Русь от нововведений царя Петра, как сберечь старую веру. Вбегает Марфа. Она напугана покушением на её жизнь и рассказывает, что была спасена солдатами царя Петра, петровцами.

Вошедший Шакловитый сообщает, что царю Петру поступил донос на Хованских, которые «на царство покусились». Пётр назвал заговор «хованщиной» и велел сыскать зачинщиков. Со старообрядческим песнопением крестным ходом через слободу идут раскольники. Марфа тяжело переживает измену князя Андрея, вспоминает их счастливые дни. Ей кажется, что есть только один утешительный выход: вместе с возлюбленным покончить с собой самосожжением. Досифей ласково вразумляет её: «Гореть!..

Страшное дело!.. Не время, не время, голубка». В мрачном раздумье появляется Шакловитый. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. Просыпаются хмельные стрельцы. Они кутят и веселятся, не слушая брани своих жён.

Неожиданно появившийся подьячий сообщает о приближении петровского войска. Стрельцы ошеломлены и просят Хованского вести их в бой. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Приказав стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы, он прощается со своим войском. Четвёртая картина В своём тереме Иван Хованский пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями крепостных девушек. Клеврет князя Голицына сообщает, что Хованскому грозит беда.

Князь разгневан и удивлён: кто может грозить ему в его собственном доме? Он велит выпороть посланника от Голицына и привести персидских рабынь, чтобы они танцевали для него.

Опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов: Н. Римским-Корсаковым, И.

Стравинским в содружестве с М. Равелем, Б. Асафьевым, Д. Мусоргский очень дотошно и тщательно исследовал сюжет и характеры всех персонажей, каждому придав свою специфичность и неповторимость.

Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением. Бытовало мнение, что опера является совместным плодом двух композиторов: Н. А Римского-Корсакова и М.

Якобы Модест Петрович сделал лишь сырую, незаконченную вещь, а оформил и придал ей законченный вид Римский-Корсаков. Об этом упоминает сын Римского-Корсакова в своих воспоминаниях.

Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии

Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина» Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.
Хованщина: стрельцы против Софьи С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы.
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского.
Хованщина - Khovanshchina Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена.
Telegram: Contact @mariinsky_theatre Опера осталась неоконченной и завершена Н. А. Римским-Корсаковым. Первое представление состоялось 9 февраля 1886 года в Петербурге в Музыкально-драматическом кружке.

Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове

Он почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения раскольников. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. И продолжительное время «Хованщина» шла в редакции Римского-Корсакова. Сам Шаляпин в 1911 году пел партию Досифея в Мариинке. Он же способствовал переносу спектакля с декорациями Константина Коровина на сцену Большого театра. В 1959-м Шостакович оркестровал партитуру. И с 1960 года Мариинка тогда Театр оперы и балета имени Кирова первой обратилась к редакции Дмитрия Дмитриевича. Эту версию с декорациями Федора Федоровкого и представили в Москве. Действие оперы разворачивается в Москве. На следующий день после кровавых стрелецких погромов дозорные хвалятся расправой над ненавистными боярами.

В это время боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос. Общая история двух главных театров страны насчитывает не один век Он пишет молодому Петру I на главу Стрелецкого приказа, князя Ивана Хованского, задумавшего захватить власть и посадить на престол сына Андрея. Лютеранка из немецкой слободы Эмма пытается скрыться от преследующего ее, одержимого страстью Андрея Хованского. Раскольница Марфа, бывшая возлюбленная Андрея, останавливает насилие. Вернувшийся князь Иван Хованский вмешивается в происходящее и отдает девушку на растерзание стрельцам.

С тех пор опера не только обошла лучшие театры России, но завоевала также признание за границей: Нью-Йорк, Лондон, Будапешт, Прага, София — вот далеко не полный перечень городов, в которых была поставлена «Хованщина» и где она, так же как и на родине композитора, пользовалась заслуженным успехом. Если обратиться к истории постановки «Хованщины» на русской сцене, то окажется, что на протяжении полувека в этом спектакле участвовали лучшие исполнительские силы страны. Так, например, незабываемый по убедительности воплощения образ Досифея, главы раскольников, создал Шаляпин, в 1911 году осуществивший и всю постановку оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге. В роли раскольницы Марфы тогда выступали такие замечательные артистки, как Е. Збруева и Е. После Шаляпина партия Досифея переходит к басу В. Петрову, с которым Шаляпин сам репетировал и ввел его на сцену в спектаклях 1912 года, поставленных петербургской труппой в Москве.

В программу вошли сочинения Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», циклы «Картинки с выставки» и «Песни и пляски смерти». На сцене Псковского академического театра драмы имени Александра Пушкина пройдёт камерный концерт солистов оперы. Партия фортепиано — Юрий Кокко.

Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа — стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий. Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым несенным потоком. Первый акт показывает сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой. В то время как Шакловитый диктует донос, слышится веселая плясовая песня московского люда «Жила кума», затем — хор стрельцов «Гой вы, люди ратные»; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. Эта широкая сцена замыкается хором «Ой ты, родная матушка-Русь», печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная «Слава лебедю». В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея «Приспело время» рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников «Боже, отжени словеса лукавствия» близок к подлинным старообрядческим напевам. Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы заклинание «Силы потайные» и пророчество «Тебе угрожает опала» , музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел — спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников «Победихом». Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы «Исходила младешенька», основанной на подлинной народной мелодии. Ария Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо» — один из наиболее глубоких и благородных по музыке эпизодов оперы. Разухабистая хоровая песня «Ах, не было печали» и заразительно-веселая в духе частушек песня Кузьки «Заводилась в закоулках» передают разгульное веселье стрельцов. В хоре-причитании стрельцов «Батя, батя, выйди к нам! В первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня «Возле речки, на лужочке», бойкая плясовая «Гайдучок» и величальная «Плывет, плывет лебедушка» основаны на народных мелодиях Включенный в картину танцевальный номер «Пляски персидок» выдержан в восточном стиле. Вторая картина четвертого акта открывается драматичным оркестровым вступлением, в котором развивается мелодия пророчества Марфы. Обращение Марфы к Андрею «Видно, ты не чуял, княже» — стон сильной и страстной души.

Опера «Хованщина» в Мариинском театре

Он выступил в качестве режиссёра первой постановки и исполнил партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ этого персонажа. Художником спектакля стал Константин Коровин. До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова. Но затем предпочтение стало отдаваться авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В своё время Кировский Мариинский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960.

В декабре 1988 года постановка была возобновлена. Это была первая крупная художественная акция Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя Кировского Мариинского театра.

Синопсис Время: 1682 год. Место: Москва В некоторых исполнениях и записях оперы некоторые фрагменты удалены в зависимости от интерпретации оригинальных нот, которые описано в [скобках]. Акт 1 Москва, Красная площадь Утром в на Красной площади, один из стрельцов по имени Кузька подпевает свое пьянство, в то время как двое других стрельцов рассказывают о своих хулиганских действиях накануне вечером. Приходит писец; они все придираются к нему и уходят. Шакловитый, боярин и агент регента и царей, входит и диктует письмо ко двору, предупреждая о восстании, запланированном князем Иваном Хованским капитан стрелецкой гвардии и старообрядцы. Закончив письмо, он предупреждает писца не повторять услышанное. Писец, напуганный перспективой вовлечения в политическую интригу, подписывает письмо вымышленным именем.

Он и толпа уходят. Князь Андрей, сын Хованского, преследует Эмму, немецкую девушку, намереваясь напасть на нее. Вмешивается старообрядка Марфа, бывшая невеста Андрея. Андрей грозится убить Марфу, но Иван-царевич возвращается и решает сам схватить Эмму. Последовавшая ссора между отцом и сыном прерывается приходом Досифея, вождя старообрядцев. Досифей ругает всех за то, что они такие сварливые и нехристианские, и просит их всех присоединиться к старообрядцам для воссоединения России. Князь Иван Хованский уезжает с князем Андреем Хованским. Марфа уезжает с Эммой. Досифей, оставшись один, молится за будущее России.

Акт 2 Летний этюд князя Василия Голицына Голицын, нервный прогрессивный дворянин, читает письма своей возлюбленной [и матери, которая предостерегает его хранить себя в чистоте ]. Князь Голицын пытается умилостивить пастора и предлагает какую-то форму политического преимущества, которое пастор обещает получить позже, хотя Голицын категорически отказывается позволить ему построить еще одну церковь; затем князь задается вопросом об истинных мотивах действий пастора]. Князь нанимает Марфу, чтобы та тайно гадала ему судьбу. Она предсказывает, что он потеряет власть и столкнется с изгнанием; он отпускает ее и приказывает своему слуге убить ее. Оказавшись в одиночестве, он обдумывает все действия, которые он предпринял для продвижения России, но прерывается, когда князь Иван Хованский входит без объявления. Иван по иронии судьбы неуважительно относится к Голицыну, который сам реформировал традицию объявлять дворянских гостей.

В опере множество песенных мелодий, близких русскому музыкальному фольклору, цитирует композитор и подлинные народные мелодии песня Марфы «Исходила младёшенька», раскольничий гимн «Враг человеков» , но и речитативы основываются на тех же интонациях.

По словам Б. Как и в «Борисе Годунове», в опере «Хованщина» колоссальную роль играет хор. В хоровых сценах показан не некий абстрактный «народ», а множество социальных групп: стрельцы и стрелецкие жены, московский люд, раскольники. Их музыкальные характеристики, которые так же различны, как и «портреты» персонажей: упругие ритмы в духе плясовых и солдатских песен у стрельцов, интонации причитания у стрелецких жен, черты древнерусских песнопений у раскольников. С этими «коллективными» музыкальными сферами связаны и характеристики действующих лиц: Досифей и раскольники, Иван Хованский и стрельцы. Персонажи оперы «Хованщина» в основном отрицательные, по-настоящему обаятельными предстают только два действующих лица: Досифей и, в особенности, раскольница Марфа — единственный значительный женский образ в опере появившаяся мимоходом девушка Эмма из немецкой слободы играет роль второго плана. Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна.

Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор.

Марфа, прежняя возлюбленная Андрея, защищает девушку. Андрей угрожает Марфе расправой, но получает отпор. Вернувшийся Иван Хованский застаёт сына с Эммой. Молодая немка приглянулась и отцу, и он велит стрельцам взять девушку и отвести к нему в терем. Андрей в ярости выхватывает нож, но появившийся Досифей, глава раскольников, останавливает разгоревшуюся ссору.

Он просит Марфу, ставшую раскольницей, проводить Эмму в слободу и обращается к Хованскому и стрелецкому войску с призывом: «Братья, други, время за веру стать православную! Хованский призывает стрельцов сторожить Москву. Досифей и раскольники поют песнь отречения от мира и молят Господа укрепить их силы. Вторая картина Дом князя Василия Голицына, обставленный в европейском духе. Голицын — дипломат и посол в государственных делах, фаворит царевны Софьи, читает любовное письмо от неё. Он не верит в преданность Софьи, его мучает тревога, одолевает страх перед будущим. По просьбе Голицына приходит Марфа.

Она гадает ему на воде и предсказывает опалу и ссылку. Князь в смятении. Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что ей открылось, он велит своему клеврету Варсонофьеву утопить Марфу. Появляется Иван Хованский. Он обвиняет князя в неуважении к боярской чести. Голицын возражает, что борется лишь с боярской строптивостью. Князья не могут договориться, их заботит только, кто из них будет главенствовать.

Перерастающий в ссору спор останавливает пришедший на княжеский совет Досифей. Удалившийся от мира, в прошлом тоже князь, Досифей корит Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, а Голицына в пристрастии к европейским обычаям. Глава раскольников призывает князей подумать, как охранить Русь от нововведений царя Петра, как сберечь старую веру. Вбегает Марфа.

Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга

Весной 1959 года «Хованщина» вышла на экраны. Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть. В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Премьера спектакля на ростовской сцене состоялась 28 сентября 2018 года, а в июле 2019 года опера была с большим успехом исполнена ростовчанами на главной сцене страны — исторической сцене Большого театра России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий