«Хованщина» не ставилась в Нью-Йорке Метрополитен-опера до 1950 года, хотя отрывки исполнялись в Метрополитен еще в 1919 году. "Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). Таким образом, я предложил решение, как сделать драматургическое построение оперы "Хованщина" более стройным и логичным, только переставив эпизоды и чуть подкорректировав слова пастора, ничего оттуда не выкидывая и ничего не добавляя, кроме дуэта Марфы и Андрея.
Хованщина как зеркало добра и зла
Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства. Действие происходит в Москве и её окрестностях в 1682 году. Либретто "Хованщины", в отличие от других опер Мусогского, не основывалось на литературном первоисточнике, было целиком написано самим композитором и считается выдающимся литературным произведением. опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского, его же либр. на историч. сюжет (из времён стрелецких бунтов конца 17 в.). Начата в 1872, завершена и оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым Б 1883.
Впервые исполнена опера «Хованщина»
Это то, чего так часто ждут от постановок зрители, — и то, что в современном театре так редко встречается. Татьяна Ногинова — художник по костюмам, работавший вместе с Юрием Александровым над восстановлением постановки. Её мастерство стоит отдельного упоминания: великолепно выполненные костюмы окончательно погружают зрителя в атмосферу XVII века, церковного раскола и стрелецкого бунта, вокруг которых строится сюжет оперы.
У Хованского были свои цели, в которые явно не входила помощь царевне.
Охрана Кремля, бывшая основной задачей стрельцов, вскоре стала лишь предлогом: на деле войско контролировало передвижения всех кремлёвских обитателей и всё настойчивее и настойчивее диктовало свои требования. Князь Иван Андреевич Хованский. Гравюра 19-го века с портрета 17-го века wikipedia.
Старообрядцы, покинувшие отдалённые скиты и проповедовавшие среди стрельцов, нашли поддержку в лице Хованского. Рассчитывая на помощь народа и безусловную победу, приверженцы старых обрядов призвали патриарха принять участие в диспуте о вере. Состояться он должен был на Красной площади, однако царевна Софья прекрасно понимала, что народ в сложившейся ситуации окажется на стороне стрельцов и староверов.
Тогда она хитростью решила ограничить число зевак, которые могли присутствовать во время обсуждения.
В программу вошли сочинения Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», циклы «Картинки с выставки» и «Песни и пляски смерти». На сцене Псковского академического театра драмы имени Александра Пушкина пройдёт камерный концерт солистов оперы. Партия фортепиано — Юрий Кокко.
Он того стоит.
Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою? Аль немчин злорадный от судьбы твоей поживы ждет?
Стонала ты под яремом татарским, шла, брела за умом боярским. Пропала дань татарская, престала власть боярская, А ты, печальница, страждешь и терпишь! Господи, ты, с высот беспредельных наш грешный мир объемлющий, ты, ведый тайная вся сердец, болящих, измученных, Ниспошли ты разума свет благодатный на Русь, даруй ей избранника, той бы спас, вознес злосчастную Русь, страдалицу. Ей, господи, вземляй грех мира, услышь меня: Не дай Руси погибнуть от лихих наемников! Степана Бандеры».
Их деятельность на территории России запрещена. News и Яндекс. Новостях , а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс. Дзен , Telegram и MediaMetrics.
Опера «Хованщина» в Мариинском театре
Три с лишним часа спектакля — единым полотном большой красоты. Хотя — если с того же «Евгения Онегина» выходишь, и еще долго качаешься на волне знакомой музыки да, Пётр Ильич писал узнаваемые хиты! Для объяснения «про что» надо отнести спрашивающего к картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», прибавив к ней «Боярыню Морозову». То, что оперный спектакль «мужской» какими бывают и книги, и фильмы с «мужским» содержанием , я поняла уже на первой сцене. Мало того, что музыка «жёсткая», но и картинка не для удовольствия женских глаз: мужчины напиваются и поют , в то время, как рядом на телегу грузят трупы, а женщины отмывают стены и полы от крови. Вот — собираются вместе три князя, три красивых, сильных и до краев наполненных энергетикой мужчины: Голицын, Хованский да Досифей-Мышецкий. Собираются, чтобы поговорить не «о славе, о любви, о женщинах — возвышенно и чисто», а чтобы зубами выгрызть у двоих других власть… И чем закончилось: один в ссылке, второй убит, третий устроил самосожжение себе и своим приверженцам. Власть… Никто ее не добился, зато тремя гордыми и красивыми людьми на свете стало меньше… Это мое личное, а теперь о конкретном спектакле, который смотрела. Музыка — превосходная.
Мощнейшие хоры и красивые сольные партии. Сценография В.
Скачать ноты Место действия: Москва. Время действия: 1682 год. Красная площадь в Москве. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван... Читать дальше Место действия: Москва. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского.
Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников. Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи.
Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна. Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого.
Хоры очень разнообразны. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного и самовластного Хованского; лукавого и самовлюблённого Голицына; величественного Досифея; сильной, порывистой, страстной, готовой на подвиг Марфы; мятущегося и слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного и на всё способного ради спасения Руси Шакловитого; весёлого и бесшабашного молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего. Из музыки «Хованщины» наиболее известны: вступление «Рассвет на Москве-реке» ; сцена гадания Марфы из 2-го действия «Силы потайные, силы великие» ; ария Шакловитого из 3-го действия «Спит стрелецкое гнездо» ; антракт к 4-му действию «Поезд Голицына» ; «Пляски персидок» из 4-го действия. История создания и варианты оркестровки М. Мусоргский «Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её с перерывами до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…» и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился [1]. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» 3-е действие и Песня Марфы. Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков , предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г.
М. Мусоргский. Хованщина
Работа растянулась на восемь лет. Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел: после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. Кто дописывал «Хованщину» и сколько в ней оставалось от первоначального замысла композитора, слушайте в программе «Нескучная классика».
И действительно, зрители не скрывали восторга от оперы, отмечая, что она совсем не была для них непонятной. Для спектакля, в котором задействованы десятки человек, созданы потрясающие декорации и костюмы - чего стоит одна только финальная сцена самосожжения староверов, в которой задействованы более 80 человек. Опера исполняется на русском языке, но для удобства зрителей в спинки кресел встроены специальные электронные табло, на которых появляется "бегущая строка" синхронного перевода на английский язык. Мусоргский начал писать "Хованщину" в 1872 году, но так и не закончил. На сцене Метрополитен опера звучит в оркестровке Дмитрия Шостаковича, последняя сцена - Игоря Стравинского.
Танец "Пляски персидок" в четвертом действии поставлен знаменитым французским хореографом Бенжаменом Милльпье, который известен тем, что является постановщиком всех балетных номеров для кинохита "Черный лебедь" Даррена Аронофски. Для него это стало дебютом на сцене нью- йоркского театра. Опера сошла со сцены после сезона 1998-1999 годов.
Такие грандиозные гастроли стали возможны благодаря поддержке Министерства культуры России и «Росконцерта». Эту же партию в «Хованщине» когда-то исполнял и Федор Шаляпин. С удовольствием приехал, чтобы немного подышать этим воздухом молодым молодые мои годы!
Я сыграл Досифея более чем в 200 спектаклях. Конечно, роль изменилась: двадцать лет назад это была одна роль, теперь она совершенно другая, тем более что я пел обе редакции оперы. Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина.
Народ — всегда заложник чужих манипуляций.
А кто не народ — чужой. Как и неразличимы конкретные лица в хоровых группах, так же тщательно распределена и вина между персонажами драмы — ее степень уже не установить. Титель рассказывает историю вечных страданий народа с редкой доходчивостью. Простоте и ясности его концепции не мешает характерная поэтичная бесхарактерность некоторых подробностей: алюминиевые тазы и ведра исправно приближают те времена к этим, и та же функция у листовок, брошенных в народ, который перед тем, как мы видели, не умел читать.
Отчетливости драмы не мешает даже то, что слов часто не разобрать и публика напряженно вчитывается в английские субтитры над сценой. Эпизод за эпизодом спектакль рисует слепоту хоров и силу их возвышенной покорности, находя в них красоту, смысл и безбрежную актуальность. Могучий, едва не торжественный гимн образу народа — как вечного заложника преступников-невидимок, объекта сознательных или случайных манипуляций индивидуально очерченных воль — не был бы так убедителен, если бы не выдающийся музыкальный строй спектакля. Он не столько аккомпанирует, сколько ведет за собой и добавляет концепции коллективного страдания и жертвы много звенящих героических обертонов.
Неколебимой рукой дирижер собирает драматургически сложную партитуру в могучий монолит крепко сбитой конструкции. Лазаревская трактовка из тех, какие надолго запоминаются. В том же духе были сделаны «Симфонические танцы» Рахманинова в один из первых постсоветских визитов Лазарева в Москву. И снова жутковатая махина неумолимо катит при свете горячих оркестровых красок за счет железной ритмической пружины.
Из суховатой, холодноватой оркестровки Шостаковича дирижер, словно кивая в сторону первого интерпретатора Мусоргского — Римского-Корсакова, азартно извлекает яркий цвет, оркестр звучит, как будто отбросив сурдину, палитра играет, и нет такой кульминации, на которую не нашлась бы своя, еще большая кульминация.
Из истории оперы «Хованщина»
М. Мусоргский. Хованщина | 100 опер. Оперная музыка | Снимок в открытие статьи: сцена из оперы композитора Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке режиссера Александра Лазарева на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко/ Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ. |
«Хованщина» | Снимок в открытие статьи: сцена из оперы композитора Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке режиссера Александра Лазарева на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко/ Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ. |
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
события стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича. Купить официальные билеты на оперу Хованщина в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
В 1911 году «Хованщина» впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). ФОТО 20.04.2024, 15:280Опера «Хованщина» в Пскове возможно начнется с небольшой задержкой. Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. это быстро, легко и просто. Опера осталась неоконченной и завершена Н. А. Римским-Корсаковым. Первое представление состоялось 9 февраля 1886 года в Петербурге в Музыкально-драматическом кружке. В 1911 году благодаря Шаляпину, поставившему оперу в качестве режиссера и исполнившему партию Досифея, «Хованщина» появилась в Мариинском театре.
Постановка
- Премьера оперы "Хованщина"
- М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина». - musicseasons
- 9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. |
- Постановщики
- Опера «Хованщина» в Мариинском театре
- Опера `Хованщина` (1872-80), MM 57 - Мусоргский, Модест Петрович - слушать онлайн, скачать, ноты
Опера «Хованщина» в Мариинском театре
Исполнительский дар певца оценила не только публика. Бывало, композиторы писали музыку с расчетом на его выдающиеся вокальные возможности. К примеру, Чайковский, сочиняя «Пиковую даму», был уверен в том, что Германа будет петь именно Фигнер и дал герою возможность появиться на сцене во всех семи картинах. В процессе подготовки партитуры Петр Ильич писал брату Модесту: «Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии, говорит о ней со слезами на глазах — хороший признак!
Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям».
Запорожец, Андрея Хованского — А. Однако самое первое выступление Шаляпина в роли Досифея состоялось много раньше, еще в 1897 году, на сцене частной Мамонтовской оперы в Москве. Режиссер спектакля Савва Мамонтов проделал огромную работу для осуществления первой постановки «Хованщины», после которой опера получила сценическую известность и начала ставиться в других городах и театрах Киев — 1892; Москва, театр Солодовникова — 1906, опера Зимина — 1910; Петербург, Мариинский театр — 1911, Театр музыкальной драмы — 1915—1916. Первая постановка оперы после Октябрьской революции состоялась в Ленинграде 1926 , затем в Большом театре 1928 и филиале Большого театра 1939 в Москве; после Отечественной войны «Хованщина» была возобновлена в Большом театре 1950 , затем в Ленинграде 1952 и поставлена в Новосибирске 1954. Дирижерами оперы были столь известные музыканты, как Похитонов, Сук, Голованов, Хайкин. Великолепные декорации дореволюционных постановок, осуществленные по эскизам художника В.
Васнецова и К.
По стопам Шаляпина Монументальный сюжет из истории стрелецкого бунта. В нем и приход к власти нового царя, и непримиримое противостояние раскольников-старообрядцев, и неразделенная любовь. Несмотря на выдающуюся литературность, опера не имеет книжного первоисточника. Мусоргский, уже зрелый композитор, самостоятельно написал либретто.
Он почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения раскольников. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. И продолжительное время «Хованщина» шла в редакции Римского-Корсакова. Сам Шаляпин в 1911 году пел партию Досифея в Мариинке. Он же способствовал переносу спектакля с декорациями Константина Коровина на сцену Большого театра.
В 1959-м Шостакович оркестровал партитуру. И с 1960 года Мариинка тогда Театр оперы и балета имени Кирова первой обратилась к редакции Дмитрия Дмитриевича. Эту версию с декорациями Федора Федоровкого и представили в Москве. Действие оперы разворачивается в Москве. На следующий день после кровавых стрелецких погромов дозорные хвалятся расправой над ненавистными боярами.
В это время боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос.
Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» так назван в опере стрелецкий мятеж находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке». Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения. В ней рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах. Они поражают богатством и жизненностью зарисовок, правдой раскрытия народных характеров. Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа.
Один из главных узлов драматургического конфликта находится во втором действии, где в начале слышится архаическая песня раскольников. Они являются, по замыслу Мусоргского, символом косного, отжившего и реакционного, отступающего перед восходом нового. Во втором действии мы слышим и арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо», звучащую как проникновенное раздумье о судьбах родины. Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого — лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене «Стрелецкой слободы», где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам».
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
Получается, что «Хованщина» — это первая символистская опера, заслуживающая называться символистской даже больше, чем «формально» более соответствующие такому определению оперные опусы Дебюсси или Прокофьева. Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. Первое исполнение оперы было осуществлено в 1886 году скромными силами петербургского музыкально-драматического кружка в концертном зале Кононова.
СОБЫТИЕ: Премьера мультимедийного спектакля «Псков - город-воин»
Отлично — когда жены приходят в «стрелецкое гнездо» со скандалом, который, благодаря веселому Кузьке Д. Полкопин переходит в веселый общий танец. А лучше всего сцена «Батя, батя выди к нам»: единая, кажущаяся неразрушимой стена мужчин, после того, как Хованский распустил их по домам, еще несколько секунд столь же неделима… а потом медленно, как таящий лет, растекается по всей сцене. Из тех, кто очень понравился — Андрей Валентий в роли Ивана Хованского. Насчет голоса… наверное, он хорош и идеально подходит к роли, не случайно же он в спектакле этот актер - «приглашенная звезда». Но — вот веришь, что это — командующий стрельцами, «батя», «белый лебедь».
Очень эффектен. Да и играет великолепно а это оч. Так же — хороша, и я ей поверила — Марфа К. В этом «мужском» спектакле самая «женская» сцена — её, в начале второго действия — почти стон о несбывшейся любви… а рядом в корыте купают девочку-малышку очаровательно. А вот Эмме не поверила… может, и голос хорош, да только как-то деревянно она боится и страдает.
С оглушительным успехом прошла на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера премьера знаменитой музыкальной драмы Модеста Мусоргского "Хованщина". Постановка сразу же получила восторженные отклики американской публики и прессы. Партию начальника стрельцов князя Ивана Хованского исполняет знаменитый украинский бас Анатолий Кочерга, его сына Андрея - один из известнейших украинских теноров Миша Дидык, раскольницы Марфы, главы раскольников Досифея и князя Василия Голицына - солисты Мариинки Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков и Владимир Галузин, боярина Шакловитого - знаменитый грузинский баритон Георгий Гагнидзе.
Мягкость и твердость меццо-сопрано Ольги Бородиной идеально подходят для роли раскольницы Марфы", - отмечает издание. Восторженных отзывов удостоились и все остальные исполнители главных ролей, а также хор, оркестр и, в особенности, дирижер. Временами оркестр звучал мощно и громко, однако в тихие, спокойные моменты играл более сдержанно, не заглушая певцов", - пишет американский культурный критик.
Петренко, который в 2013 году займет пост музыкального руководителя Баварской государственной оперы, дебютировал в Метрополитен в 2003 году с опереттой "Веселая вдова" Франца Легара. Казалось бы, "Хованщина" - "народная музыкальная драма", воссоздающая кровавую полосу стрелецких бунтов, раскольничьего самосожжения, борьбы за власть вокруг юного Петра - может быть близка и понятна только русскому человеку.
Страну раздирают внутренние конфликты, при дворе соперничают две политические фракции: сторонники князя Ивана Хованского, начальника стрельцов, и сторонники лояльного царю князя Голицына. Добавить к этому влияние различных религиозных групп, и ситуация станет пугающе напоминать нынешнее положение во многих странах. Кент Нагано блистательно справляется со сложностями этой партитуры: тонко и выразительно очерчивает динамику и мягко ведёт за собой солистов.
В партии Марфы, отвергнутой любовницы Андрея, сына Ивана Хованского, Дорис Зоффель раскрывает такую звуковую палитру, от пафоса нижних нот до приглушённых высот дисканта, что «можно говорить о русском меццо» F. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского — третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Краткое содержание Действие происходит в Москве в период между 1682 и 1689 годами Первое действие События происходят на Красной площади. Горожане встречают рассвет. Дозорные вспоминают расправу над боярами, совершённую днём ранее, о которой напоминает высеченный текст на столбе.
Когда дозорные покидают площадь, появляется сторонник царевны Софьи боярин Шакловитый. Он диктует подьячему донос Петру, в котором сообщается о планах Хованских захватить власть. Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам. Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку.
Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму. Вернувшийся Иван Хованский застаёт их и гневается на сына, защищающего лютеранку, которая и ему самому приглянулась. В то же время, Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу; когда он уже был готов это сделать, появившийся глава старообрядцев Досифей останавливает разгорающийся конфликт Второе действие Второе действие происходит в кабинете князя Голицына, читающего любовное письмо от Софьи, чьим фаворитом он является.
Это то, чего так часто ждут от постановок зрители, — и то, что в современном театре так редко встречается. Татьяна Ногинова — художник по костюмам, работавший вместе с Юрием Александровым над восстановлением постановки. Её мастерство стоит отдельного упоминания: великолепно выполненные костюмы окончательно погружают зрителя в атмосферу XVII века, церковного раскола и стрелецкого бунта, вокруг которых строится сюжет оперы.
М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина».
Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. Купить билеты онлайн на опера и другие мероприятия 2024 года в Ростове-на-Дону на Яндекс Афише. Первое исполнение оперы было осуществлено в 1886 году скромными силами петербургского музыкально-драматического кружка в концертном зале Кононова.