Новости гротеска в литературе

В литературе гротеск – это художественный прием, основанный на преувеличении, заострении и контрасте образов, ситуаций и характеристик персонажей. Цель гротеска – создание выразительных образов, привлечение внимания к определенным идеям и проблемам. В позапрошлом году вышла книга Ю. Манна «О гротеске в литературе», содержащая теоретическое рассмотрение проблемы литературного гротеска, характеризующая место гротеска в реализме. Гротеск – это общеизвестный прием, используемый не только в литературе, но и других видах искусства: живописи, архитектуре, музыке.

Гротеск - примеры из литературы

Текст: Ольга Лапенкова Юмор Юмор в литературе — это любое словесное выражение или событие , в основе которого лежит обман ожиданий. Чувство юмора у каждого своё, и шутка, над которой один читатель будет смеяться до колик, другого не впечатлит. Поэтому универсального рецепта комического нет и быть не может. Однако стоит отметить, что большинству из нас становится смешно, когда над героем нависает какая-нибудь опасность, пусть даже небольшая, но всё заканчивается благополучно. Например, в пьесе Н. Гоголя «Ревизор» Бобчинский, подслушивая разговор городничего и петербургского чиновника Хлестакова, которого все приняли за важную «шишку», сильно напирает на дверь — и в самый любопытный момент вваливается в гостиничный номер. Если бы бедолага сильно ушибся, а тем более — сломал себе что-нибудь, читателям было не до смеха. Но сам жанр комедии подразумевает, что никаких травм герои не получат, а всякие там падения и столкновения «прописаны» только для того, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуации.

Итак, городничий заявляется в гостиницу к человеку, которого принял за ревизора; между ними происходит бурное объяснение, ведь городничий решил, что «ревизор» недоволен порядками в городе, а Хлестаков — что его посадят в тюрьму за неуплату комнаты; но затем герои разговаривают по душам, мирятся, и вот городничий готовится показать Хлестакову богоугодное заведение то есть больницу , а потом пригласить к себе домой. Городничий тихо, Добчинскому. Да зачем же?.. А впрочем, тут и чернила, только бумаги — не знаю... Разве на этом счёте? Я здесь напишу. Пишет и в то же время говорит про себя.

А вот посмотрим, как пойдет дело после фриштика да бутылки толстобрюшки! Да есть у нас губернская мадера: неказиста на вид, а слона повалит с ног.

Материал собран теоретический, но, конечно, с использованием примеров на каждое теоретическое заключение. Первый слайд. Гипербола, гротеск, литота.. Павлодар Презентация. Гипербола, гротеск, литота. Гип рбола ее из древнегреческого: «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение» — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит». Ильф, Е.

В европейском изобразительном искусстве гротеск распространился в эпоху Средневековья скульптурный декор готических соборов, рисунки на полях рукописей , позднее проявился также в произведениях И. Босха , П. Брейгеля Старшего , Ж. Калло , О. Домье , О. Дикса , Дж. Энсора , М. Шагала и многих других; у представителей дадаизма , экспрессионизма , сюрреализма и других авангардистских течений 20 в.

В музыке образы и технические приёмы, которые иногда называют «гротесковыми», претворены в некоторых произведениях Г. Малера , И. Стравинского , С. Прокофьева , Д.

С одной стороны, это всё то же доведение ситуации до абсурда; с другой — создание заведомо отталкивающих, неестественных образов, которые кажутся смешными лишь поначалу, а затем вызывают страх или отвращение. Королём гротеска в русской литературе был и остаётся, конечно же, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, а самым смешным и одновременно пугающим его произведением — «История одного города» , роман о вымышленном государстве, который поразительно напоминает Российскую Империю. Помните, одним из градоначальников там назначили Дементия Варламовича Брудастого? Представ перед народом, он очень всех озадачил, потому что ничего толком не сказал и не объяснил: В особенности тяжело было смотреть на город поздним вечером. В это время Глупов, и без того мало оживлённый, окончательно замирал.

Проснувшийся обыватель мог видеть, как градоначальник сидит, согнувшись, за письменным столом, и всё что-то скребёт пером... И вдруг подойдёт к окну, крикнет: «Не потерплю! Поначалу глуповцы трясутся от страха, а читатель смеётся над абсурдностью ситуации: разве такого человека можно назначать руководителем? Но вскоре оказывается, что у Брудастого свои скелеты в шкафу — или, лучше сказать, опилки в голове. Но не будем спойлерить. Иногда в ход идут и паронимы — слова, которые близки и по смыслу, и по написанию например, «ледяной» и «ледовый». Помните, роман М. Лермонтова «Герой нашего времени» начинается с того, что проезжий офицер решает «вытянуть» из нового знакомого, Максима Максимыча, какую-нибудь интересную историю? Это ему удаётся, и таким образом офицер узнаёт о трагедии черкешенки Бэлы.

Однако персонажи внезапно «застревают» в гостинице, и таким образом у них появляется ещё какое-то время для общения. Мне объявили, что я должен прожить тут ещё три дня, ибо «оказия» из Екатеринограда ещё не пришла и, следовательно, отправляться обратно не может. Что за оказия!..

Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором

Новый сборник рассказов Этгара Керета — этой сборник коротких шедевров о повседневности, о самых обыденных вещах, которые прячут в себе невероятную сложность, тоску, радость, веселье, опасность и просто жизнь. Мертвые и живые, молчаливые дети и разговорчивые животные, сны и реальность — и все это с легким абсурдом, юмором, печалью и состраданием. Один человек слишком много лжет и однажды попадает в пространство, где обитают его выдумки.

Будем им пользоваться и мы» 4. Милявский не стремится разобраться в теоретическом значении понятия «гротеск». Но термином этим пользуется. В некоторых же других работах совсем недавно можно было встретиться с утверждением, будто слово «гротеск» надлежит употреблять лишь в тех случаях, когда речь идет об орнаменте и изобразительном искусстве. К литературе же оно, дескать, никакого отношения не имеет, и самое лучшее — вообще отказаться от него, ибо научная целесообразность его «сомнительна», а отрицательные последствия «вполне очевидны».

Подобного рода заявления, конечно, были возможны, в частности, и потому, что проблема литературного гротеска продолжала оставаться в нашей науке неразработанной. Но вот в 1965 году было издано исследование М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», в котором гротеску уделено наконец серьезное внимание. Автор дает развернутый обзор зарубежных работ о гротеске и предлагает свое понимание исследуемой проблемы. В позапрошлом году вышла книга Ю. Манна «О гротеске в литературе», содержащая теоретическое рассмотрение проблемы литературного гротеска, характеризующая место гротеска в реализме. Обе названные работы содержат много ценного и, без сомнения, положат конец разговорам о нецелесообразности применения термина «гротеск» в литературоведении, о совершенной неразработанности проблемы гротеска. И тем не менее считать данную проблему полностью решенной тоже нельзя.

Целый ряд вопросов, касающихся природы гротеска, его границ, его функций в литературе и искусстве продолжает оставаться спорным. Первоначально его употребляли для обозначения особого типа древнеримского орнамента, состоящего из переплетающихся, причудливо сочетающихся изображений животных, растений и человеческих фигур. Со временем этим же термином стали называть и определенные явления других видов искусства. Сами эти явления возникли в искусстве намного раньше слова «гротеск». В последующие эпохи гротеск продолжает свое развитие. В разные периоды истории он играет различную роль: то отодвигается на второй план, а то становится необычайно популярным. Так или иначе, но даже в самые неблагоприятные для него времена гротеск не исчезает совершенно. При этом значение термина не оставалось неизменным.

Порой оно расширялось настолько, что теряло свою определенность. Но в конце концов все же возвращалось в свои подлинные границы. Каковы же характерные признаки гротеска? В чем заключается своеобразие его структуры? С давних пор гротеск понимался как такой принцип изображения действительности, который предполагает искусственное совмещение предметов, принадлежащих к разным жизненным рядам, нарушение жизненного правдоподобия, сочетание несочетаемого. В «Новом словотолкователе», выпущенном в 1803 году, о гротеске говорилось: «Сим именем называются смешные изображения но собранию в них таких частей, которые не принадлежат им естественно и которые имеют странный вид». Уже в этом, по всей вероятности, первом на русском языке определении гротеска содержится указание на то, что гротескные изображения сочетают в себе части, которые не принадлежат им естественно. В «Опыте науки изящного, начертанном А.

Галичем» 1825 также подчеркивалось, что гротеск — «и как особенный вид комической красоты, и как особенный способ творческих действий фантазии, — расстраивая наружный вид естественных произведений и созидая новые, странные, но приятные превращения», посмеивается «как бы педантизму самой природы, коей установленные формы тварей кажутся ему еще слишком однообразными». Аналогичное понимание гротеска мы находим и в работах зарубежных исследователей. Шнееганс во введении к своей «Истории гротесковой сатиры» 6 отмечал, что эстетики и литературоведы, писавшие до него о гротеске, делятся на две группы: одни считали самым главным в гротеске элемент карикатуры Гартман, Эберхард, Краузе , другие существо его видели в фантастике и юморе Фишер, Кестлин и др. Сопоставляя эти точки зрения, Г. Шнееганс приходит к выводу, что гротеском является не всякое преувеличение, а такое, которое носит фантастический характер.

Его пытались изгнать из творческой практики. Отношение к гротеску стало изменяться лишь после 1952 года. Недошивин одним из первых выступил тогда с его «реабилитацией». Между тем реалистическое искусство во многих случаях прибегает к различным формам фантастики и гротеска, как средству преувеличения, заострения образа, в целях наиболее полного выявления его типичности» 2. С середины 50-х годов термин «гротеск» вновь приобретает былую популярность. Особенно часто фигурирует он в работах, посвященных творчеству сатириков. Почти в каждой из них слова «гротеск», «гротескный», «гротескное» употребляются несчетное количество раз. Причем в большинстве своем употребляются как бы по инерции, без малейшей попытки вникнуть в истинный смысл термина, разобраться в сути проблемы. Даже в интересных, серьезных исследованиях, посвященных тем или иным сатирическим произведениям, встречаешься порой с каким-то странным безразличием к теоретической стороне проблемы гротеска. Милявский в книге «Сатирик и время», посвященной «Клопу» и «Бане» Маяковского, привлекает большой фактический материал, прослеживает путь сатирика от фактов жизни — к фактам искусства, высказывает свежие, любопытные наблюдения. Все идет отлично, работа написана, как говорится, «на высоком научном уровне». Но вот исследователь подходит к вопросу, касающемуся теории, и появляются такие строки: «Гротеск», «сатирический гротеск» — так характеризуют стиль Маяковского-драматурга без исключения все, кто писал или пишет о его пьесах. Но что же это все-таки значит — «сатирический гротеск»? Каково реальное содержание этого термина, столь удобного как раз своей ни к чему не обязывающей неопределенностью? В чем конкретный смысл такого определения — и вообще и применительно к «Клопу» и «Бане» в особенности? Увы — все эти вопросы приходится отнести к разряду риторических. Сколько-нибудь внятных и определенных ответов на них не дают ни специальные труды по теории и практике сатиры, ни даже знающие все энциклопедические словари. Перед нами еще одно подтверждение несовершенства, нечеткости, запутанности нашей литературоведческой терминологии» 3. Казалось бы, сказано правильно. Действительно, «несовершенство», «нечеткость», «запутанность»! Ждешь, что, установив сей факт, исследователь попытается распутать этот вопрос, предложит свое понимание гротеска или по крайней мере присоединится к какой-нибудь из существующих точек зрения. Но ожидания наши напрасны. Автор и не думает останавливаться на вопросе, который числится по ведомству «теории». Подчеркнув нечеткость и запутанность литературоведческой терминологии, он продолжает: «И мы не будем здесь запутывать ее еще больше, пытаясь изобрести какой-то новый, дополнительный термин для обозначения присущего комедиям Маяковского метода художественной типизации. Сатирический гротеск — так сатирический гротеск, дело, в конце концов, не в названии. Принимая такое определение и памятуя о его условности, просто постараемся выяснить, какими же именно принципами руководствовался драматург, какие пути художественного обобщения он избирал в процессе своей работы над «Клопом» и «Баней». Именно так можно, нам кажется, увидеть, чем же характеризуется, как создается, какие новые идейно-творческие возможности открывает своеобразие пьес Маяковского. А термин… Термин есть — «сатирический гротеск». Он общепринят. Будем им пользоваться и мы» 4. Милявский не стремится разобраться в теоретическом значении понятия «гротеск». Но термином этим пользуется. В некоторых же других работах совсем недавно можно было встретиться с утверждением, будто слово «гротеск» надлежит употреблять лишь в тех случаях, когда речь идет об орнаменте и изобразительном искусстве. К литературе же оно, дескать, никакого отношения не имеет, и самое лучшее — вообще отказаться от него, ибо научная целесообразность его «сомнительна», а отрицательные последствия «вполне очевидны».

Все танцовало. Но еще страннее, еще неразгаданнее чувство пробудилось бы в глубине души при взгляде на старушек, на ветхих лицах которых веяло равнодушие могилы, толкавшихся между новым, смеющимся, живым человеком. Бахтин писал о том, что здесь дан характерный карнавальный «образ пляшущей старости почти пляшущей смерти ». В «Повести о многомиллионном наследстве» 1921 Ю. Юркуна дан столь же гротескный образ старичка-марионетки, «куклы», автомата, имеющий отношение к дихотомии живого и мертвого. В огромной парикмахерской, из которой ушли все посетители, персонал окружил и слушает старичка в сюртуке или фраке со звездой: «Лицом он похож на Победоносцева при смерти, а может быть, уже и умершего. Да, кажется, те и не слушают его, всецело занятые тем, как ходит у него ходуном челюсть или как внезапно некстати подгибаются коленки, после чего ручонки, высохшие, не то как у ребенка, не то как у марионетки в беспомощности встряхиваются и долго потом кажется, что сами по себе болтаются, как он только подымает их»; «Тут старик как демонстрируемый попугай, или кукла у чревовещателя, разом закричал и заболтал ручками» 32. Продолжением гоголевских мотивов и прямой цитатой из Гоголя является заключительная саркастическая фраза молодого «вертлявого» секретаря старика, неожиданно сближающая финал «Повести» Юркуна с развязкой комедии «Ревизор»: «Все — я, все это — я, — как бы говорил, раскланиваясь, на все стороны, молодой человек. И вообще все, все — я. Потом, забрав внезапно высокопревосходительную куклу под мышки, — старичок, верно, высохший, совсем был легкий. Финальные слова произнесены после рассказа старика о его дочери, погубленной молодым секретарем. Концовка «Повести» с ее гоголевскими аллюзиями, образы бездушного циника-секретаря, гогочущих парикмахеров, гротескного, похожего на умершего Победоносцева старичка-куклы сближают творение Юркуна с гоголевским комплексом мотивов — мертвенности, автоматизма, омертвения, комплексом мотивов «мертвых душ». Секретарь, старичок-марионетка и их окружение — это те же, что и у Гоголя, «тела без душ или с чудовищно суженной душой» 34. Как и его великий предшественник Гоголь, Юркун погружает читателя в «автоматическую», кукольную, механическую реальность, в которой утеряны ценности и выживает, побеждает здесь отнюдь не самый достойный. Гротескный стиль. Манн отметил, что у позднего Гоголя гротеск переходит «на преимущественно стилистический уровень текста», совокупность примет которого описана в монографии «Поэтика Гоголя» 35. Стиль некоторых произведений Юркуна и всей прозы Вагинова — тоже, безусловно, гротескный, он содержит балаганную речь, подобную речи зазывалы, имена-прозвища, искажения слов, сдвиг планов и т. Например, стихотворный «пролог» раешника к балаганному представлению в «Петрушке» или характеристика «нового искусства», данная старичком в «Повести о многомиллионном наследстве»: «Великое у них, у подлецов, искусство было! Тьфу, тьфу... Хуже даже падали. Дергаденты какие-то пошли и мордобисты. Бльбомбольты, Чеховские, Дрюсовы и Достоевские какие-то. Вот то ли дело наши были, в наше время: Константин Масальский, Кукольник, И. Лажечников, — и до сих пор читают еще. Лучше и не найти» 36. Традиции менипповой сатиры. Бахтин, разрабатывая теорию менипповой сатиры, писал о том, что в русской литературе представлены две линии развития мениппеи: первая, цирково-балаганная, представлена Гоголем, вторая, церковно-проповедническая, представлена Достоевским 37. По мнению философа, «Ночь перед Рождеством» — «карнавализованная мениппова сатира» 38. Повести Вагинова «Звезда Вифлеема» и «Монастырь Господа нашего Аполлона», «Клуб благотворительных скелетов» Юркуна, «Печка в бане» Кузмина в жанровом отношении являются модификациями мениппеи и продолжают ее цирково-балаганные традиции. Смеховое и в то же время серьезное отношение к российской пореволюционной действительности стало фоном для поиска героями-протагонистами Вагинова художественных и общечеловеческих ценностей. В ранней прозе Вагинова прослеживаются характерные элементы мениппеи: яркое выражение «серьезно-смехового» начала, духа «живой современности», «приключения идеи или правды в мире», социальный утопизм, то есть поиски «последних», предельных ответов на такие же вопросы, предельная свобода сюжетного и философского вымысла, экспериментирующей фантастики, фамильярный контакт самого высокого с самым низменным, оксюморонное построение образов и сюжетов, сочетание несочетаемого, противоположного, «трущобный натурализм», предельный диапазон и смешение топографических, темпоральных, психологических планов, атмосфера безумия и граничащих с нею грез, сна; эксцентричность, нарочитая многостильность, увлечение актуальной проблематикой 39. Эмоционалисты, наследуя принципы гротескного повествования Гоголя, сумели спроецировать гоголевскую «логику обратности» на широкий диапазон явлений современной жизни.

Литература гротеска 1-я часть

В литературоведении советского периода, ориентированном, прежде всего, на канонизацию методологических основ литературы реализма, гротеск был выведен за рамки официального научного дискурса и причислен к инструментам буржуазной идеологии в науке и искусстве. Термин «гротеск» получил распространение в XV – XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим.

Гротеск в поэзии Кальпиди

Словарь иностранных слов. Гротеск — шутка, вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый гротескный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно. Энциклопедический словарь. Шутка — любимица общества и держится в нем легко и непринужденно, а правда — что слон в посудной лавке: куда ни повернется, всюду что-то летит. Вот почему она часто появляется в сопровождении шутки. Шутка идет впереди, показывая дорогу слону, чтобы он не разнес всю лавку, иначе и говорить будет не о чем.

Вот сюда можно ступить… А сюда нельзя, здесь все шутки кончаются! Издалека ведется гротескная традиция, через столетия дошла она до нашего времени. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит, И рад скорей посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета. Но она не хозяйка. Она делает лишь то, что ей правда подсказывает.

И прикрывает она собой правду так, чтобы ее, правду, можно было лучше увидеть. Заслонить так, чтобы лучше увидеть, — в этом и состоит прием иносказания, аллегории. Скрыть, чтобы выпятить, превратить в гротеск. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Салтыков-Щедрин видел свою задачу в просвещении публики. Поэтому сказки просты и доступны, содержание понятно «детям и слугам». В основе сказок лежит гротескная ситуация, но за ней всегда угадываются реальные отношения, под видом сказки показана действительность.

Гротескные образы скрывают под собой действительных типов тогдашней России. Один из основных приемов Щедрина — гротеск: на генералах надеты ночные рубашки с орденами, мужик сам сплел веревку «из дикой конопли», чтобы генералы его связали. Смех Щедрина отличается не столько весельем, сколько злостью, он носит сатирический характер. Не зря в начале нашего разговора мы вспоминали басни Крылова.

Только в 1481 году группа итальянских художников, приглашенных папой Сикстом IV для росписи храмов в Ватикане, случайно обнаружила в ходе строительства церкви руины дворца римского императора Нерона.

На отдельных участках стен сохранились причудливые орнаменты, вызвавшие живой интерес среди художников. Найденные гротески вдохновили многих выдающихся мастеров Ренессанса на создание оригинальных фресок с элементами гибридных художественных образов.

В модернизме традиция романтического гротеска получает новое продолжение - в гротескных образах Андрея Белого, Федора Сологуба, Кафки, Джойса, Хармса - оформляется попытка "воплотить хаос, стоя на хаотической точке зрения" выражение Й. В советском литературоведении сложилась концепция "реалистического гротеска" Гоголь, Щедрин, Маяковский, Брехт, Булгаков , в котором "гротескный мир не просто назван, существует не номинально, он воспроизведен во всем объеме, разанатомирован до мелочей, уснащен десятками выразительных подробностей. В русской культуре особая роль в формировании гротескной эстетики принадлежит Гоголю, который, как показал в своих исследованиях Ю. Манн, соединил свойства карнавального романтического и реалистического гротеска.

По мнению этого исследователя, для гоголевского гротеска характерны такие черты, как "универсализация", связанная с нагнетением однородных искажений здравого смысла и невероятных комбинаций в пределах одного образа: "Углубление смысла происходит за счет того что "глупость" следует за "глупостью". И тогда в какой-то момент читателю открывается, что лиц и событий иного порядка не будет и не может быть и что это унылое течение пошлости и "называется жизнью". Другим важным свойством гоголевского гротеска является "логика обратности", при которой "недостойный счастливее достойного; словом, моральные нормы также ставятся с ног на голову. В то же время "соприкосновение, казалось бы несовместимых явлений", например, низкого и высокого не обязательно окрашено у Гоголя в комические тона. А в "Шинели" традиционный романтический мотив автоматизации, подчинения личности власти вещи раскрывает "могучую внутреннюю силу", скрытую в несчастном Акакии Акакиевиче. Влияние Гоголя на литературу 1960 - 1970-х очевидно: оно отчетливо дает о себе знать уже в прозе Синявского и Даниэля, а затем доходит до таких прямых парафразов гоголевских сюжетов, как, например, "Шапка" В.

Войновича "Шинель" или "Полтора квадратных метра" Б. Гротескная поэтика позволила выразить фантасмагорическую, противоестественную и уродливую природу советского социального устройства и советской психологии, этим устройством отштампованной. Гротескное искусство 1970-х было рождено раздвигающимися "ножницами" между социально-идеологическим языком вместе с соответствующей ему картиной реальности и тем, что эта реальность представляла на самом деле; условно говоря, между программой "Время" и каждодневным опытом ее зрителей, между "Историей партии" и подлинными историческими трагедиями.

Гоголя или М. Что такое гротеск, каковы его основные черты, кто из писателей любил прибегать к этому художественному приёму и для чего. Отличительная черта гротеска - неразрывная связь смешного и трагического, гротесковый смех - горький, негодующий. Смотреть на мир через призму гротеска - всё равно что разглядывать всё окружающее сквозь увеличительное стекло, искажающее реальные пропорции. Однако именно эта оптика помогает выявить трагическую сущность явлений, вскрыть жизненные противоречия, обнаружить истинную, порой зловещую и неприглядную, природу вещей. В советском литературоведении существовало мнение, что гротеск и сатира понятия почти тождественные: якобы гротеск - «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает».

Однако не все поддержали эту точку зрения. За внешним неправдоподобием, фантастичностью в гротеске кроется глубокое художественное обобщение. Вспомните образ губернского города N, созданный Н. Гоголем, который разрастается до всероссийских масштабов. Подобное обобщение, часто сатирическое, во многом достигается благодаря использованию гротеска. Фантастическое может преобладать над реальным или, наоборот, отступать на второй план. Так, в повестях М.

"Вы преувеличиваете!": гротеск как художественный приём

Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье. Гротеск в литературе – это необычный и привлекательный стиль, который часто используется для передачи экспрессии и чувственности текста. Гротеск – шутка, вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.

ПОНЯТИЕ ГРОТЕСКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г. Г. МАРКЕСА И МО ЯНЯ

  • Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе)
  • Литература гротеска 1-я часть
  • Гротеск (Творческая Мастерская Алкоры) / Стихи.ру
  • Гротеск что это в литературе
  • Что такое гротеск в литературе?

Гротеск - определение, значение и примеры в литературе

Примерами гротеска в литературных произведениях можно назвать роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Он полон гротеска различного рода. Гротеск в русской литературе исследуют Сергей Зуфарович Иткулов, посвятивший свою работу творчеству Гоголя, в широком контексте русской литературы ХХ века рассматривает гротеск Ольга Петриашвили. Гротеск в литературе В отличие от параболы гротескное преувеличение является особенным: оно является фантастическим, преподносит читателю изображаемое, обладающее невероятными свойствами, которые уходят далеко за пределы жизненных истин. Гротеск — это особый стилистический прием, который используется в литературе, изобразительном искусстве, а также в дизайне и рекламе.

Как это работает. Комическое в литературе

Например, сон Татьяны Лариной А. Пушкин «Евгений Онегин» наполнен гротескными образами чудовищ: Один в рогах с собачьей мордой. Другой с петушьей головой. Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый.

Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот.

Вихрь полуночный — летит богатырь! Тьма от чела его, с посвиста пыль! Молнии от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади Г. Литературное преувеличение в прозе Гипербола нашла применение в классических произведениях литературы: 1.

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Чехов «Степь» 2. Редкая птица долетит до середины Днепра.

Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реальности, гротеск — к сну-мороку, кошмарному сну, в котором фантастические видения, будоражащие воображение, неподдающиеся логическим объяснениям, могут стать для людей ужасающей «реальностью». Возникновение гротескной образности связано со сложнейшими механизмами человеческой психики, в которой взаимодействуют сознательное и бессознательное. Недаром впечатляющие гротескные образы в произведениях русских писателей нередко возникают именно в сновидениях героев. Сон Татьяны Лариной пятая глава романа «Евгений Онегин» наполнен гротескными образами чудовищ: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот.

В фантастическом сне Раскольникова создан гротескный образ хохочущей старухи: «Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота». Бредовые видения героя — психологический эквивалент истины: схватка Раскольникова со злом, воплощенным в «зловредной старушонке», оказалась нелепой борьбой Дон-Кихота с ветряными мельницами. Зло лишь дико хохочет над Раскольниковым.

Кто такой Перехват-Залихватский и куда он пришёл? Эти вопросы остаются нерешёнными, потому что «пришло оно» — финальная фантастическая сцена романа, в которой невероятное «оно» нападает на самоуверенного градоначальника, возомнившего себя способным изменить природу. Угрюм-Бурчеев замахнулся на неподвластное — само мироздание — попыткой повернуть реку вспять.

Этот «непреклонный идиот» навязывает народу вариант счастья — прямые улицы, прямое сознание, прямой мир. Осознание глуповцами происходящего тоже звучит фантастически и даже сатирически, что подчёркивает черты антиутопии. Попытки битвы с природой ещё никогда не заканчивались победой, поэтому Салтыков-Щедрин пишет: «Но не успел он Угрюм-Бурчеев договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе. История прекратила течение своё». Но кто придёт на смену? В романе одновременно имеется несколько линий повествования: издатель Щедрин, вносящий поправки и редактирующий «Глуповский Летописец», глуповские архивариусы — рассказчики.

Смешивая реальное и вымышленное, писатель создаёт не сатирическое переложение истории на литературный манер, а модель города с чертами российской действительности. Поэтому в романе хронотоп очень условен: время движется вперёд и назад, лишено конкретики, несмотря на присутствие точных дат. При этом автор сохраняет славянские корни романа, взяв за основу сюжет о призвании варяжских князей на правление. Где же искать ключ к прочтению романа? С первых строк автор даёт понять, что «История одного города» — произведение, полное фантастики и нелепиц: и поведение народа, и поведение градоначальников служат этой цели. Чем занимаются глуповцы в минуты несчастий?

Топят Порфишек и Ивашек, наделяют ещё не увиденного градоначальника чертами «красавчик» и «умница», а то и вовсе плачут из-за отсутствия градоначальника. Таким образом автор описывает рабское положение жителей, не способных заявить о своих правах. Иногда глуповцы начинают осознавать, что ими управляют случайные люди. Но и эти проблески гражданского сознания погибают на кострах. Калейдоскоп градоначальников лишь усиливает ощущение глуповцев, что ими управляет «начальник-прохвост», но действий никаких по изменению положения они не предпринимают. Автор рассказывает о готовности глуховцев жить при тиранах и даже впадать в бунты при безвластии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий