Президент РФ Владимир Путин заявил об увеличении доходов федерального бюджета страны. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – План по доходам бюджета на этот год – увеличение с 29 до 35 триллионов рублей – с самого начала представлялся достаточно напряжённым, даже с учётом заложенных в него разовых доходов. Утвержден бюджет России на 2024-2026 годы. Доходы федерального бюджета на 2024 год составят в общей сложности 35 065,3 миллиарда рублей – это на 22,3% больше, чем ожидается по итогу 2023-го.
Что нужно знать о российском бюджете на 2024-2026 годы
Президент РФ Владимир Путин заявил об увеличении доходов федерального бюджета страны. При общем объёме запланированных на 2024 года доходов бюджета в 35 трлн 065,3 млрд рублей "повышенные сборы" составят 1,43% поступлений в государственную казну. 12 графиков с главными цифрами бюджета на 2024–2026 годы. 17 ноября Госдума приняла в окончательном чтении федеральный бюджет на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов. Правительство завершает подготовку проекта федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-го и 2026 годов, сообщил в ходе совещания премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Президент РФ Владимир Путин заявил об увеличении доходов федерального бюджета страны. | Представление нового проекта бюджета Российской Федерации на 2024 год породило ряд вопросов и вызвало дискуссии.
Новости партнеров
- Выйдет в плюс. Власти готовят бюджет-2024, который порадует россиян
- Утвержден федеральный бюджет на 2024 - 2026 годы
- Утвержден федеральный бюджет на 2024 год | ГАРАНТ.РУ
- Кому будет положена индексация
- РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ
- Экономисты сочли бюджет России – 2024 излишне пессимистичным
Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2024–2026 годы
Основное изменение связано с работой канала валютного курса — его роль заметно снизилась. В условиях действия ограничения на движение капитала влияние ДКП на курс становится более длинным и опосредованным. Трансфертная кривая и формирование процентных ставок по банковским операциям Трансфертная кривая — набор внутренних процентных ставок для операций разных сроков, устанавливаемых коммерческим банком. Она является центральной частью системы ценообразования банковских продуктов, позволяющей банкам выстраивать согласованную линейку цен по операциям на различных сегментах рынка и при необходимости гибко изменять структуру своего баланса, выбирая между различными источниками фондирования и размещения средств. Единой трансфертной кривой для банковского сектора не существует. Каждый банк выстраивает ее индивидуально, используя в качестве базы кривые доходности рыночных инструментов с минимальным уровнем риска или при необходимости свои внутренние оценки. Приложения 1. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в России Все многообразие причинно-следственных связей, через которые изменения ключевой ставки влияют на спрос и цены, обозначается термином «трансмиссионный механизм ДКП», а отдельные цепочки причинно-следственных связей в его составе называются каналами трансмиссионного механизма. На его функционировании сказываются и другие экономические изменения, например цифровизация или девалютизация экономики. В приложении описаны как общие закономерности действия трансмиссионного механизма, так и специфические условия его функционирования в последние годы.
Для оценки текущей ценовой динамики Банк России, как правило, использует индекс месячного прироста цен. Этот показатель имеет выраженные сезонные колебания, поэтому для анализа он очищается от сезонного компонента. Для понимания среднесрочных тенденций в инфляции наиболее полезны показатели устойчивой инфляции. Существуют разные подходы к их оценке. На практике каждый индикатор имеет свои достоинства и недостатки, что требует мониторинга их широкого набора. Положительный вклад в инфляцию также внесли ослабление рубля, перегрев на рынке труда, рост реальных зарплат и рекордно низкая безработица; изменение цен, связанное с подстройкой предложения; изменение внешнего спроса, обусловленное прежде всего сокращением физических объемов торговых потоков; изменение цен на нефть. Внутренний спрос по итогам года оказал дезинфляционное влияние. Разовые факторы инфляции на стороне предложения Разовые факторы инфляции могут возникать на стороне как спроса, так и предложения.
Бюджет был частью плана развития народного хозяйства. План определял производство многих видов продукции в натуральном выражении, что обеспечивало экономический рост. Бюджет обслуживал план. Основная часть доходов формировалась за счет налога с оборота и прибыли предприятий. Но была зависимость от жестких планов, которые были направлены на оборонный комплекс и тяжелую промышленность, а не на потребительский сектор. Полезно также учитывать опыт европейских стран. Учится надо и у врагов, чтобы их побеждать. Германия, например, сегодня у неё спад производства, но экономический, промышленный потенциал создан солидный. Как они этого добивались? И строгое финансирование, и контроль всех государственных программ развития. Высокая зарплата стимулирует рост производства, чтобы удовлетворять платежеспособный спрос. А большие отчисления в бюджет от высоких доходов граждан увеличивают сам бюджет, что позволяет больше выделять денег на все социальные нужды. В Китае также поняли, что бедные люди страдают депрессией, ко многому безразличны, у них низкая производительность труда. Повышать и нам надо зарплату, вводить прогрессивную шкалу подоходного налога, тогда и интерес к хорошей работе у людей появится, и бюджет будет наполняться. Вот эти уроки полезно вспомнить, понять и применять на практике. Налоговая служба рапортует о том, что сбор налогов увеличивается гораздо быстрее, чем растет экономика. Вскрывают лазейки ухода от налогов — это хорошо, но при этом налоговики имеют право в течение целого года вести проверку у предпринимателей, фактически парализуя их работу. Кстати, половину времени налоговые службы затрачивают на расследование по НДС. Здесь много злоупотреблений, особенно с возвратом НДС из бюджета при экспорте товаров.
Это связано с тем, что, по сравнению с предыдущим проектом бюджета, на 2024 год дополнительно выделили 6,1 трлн руб. На первом месте по дополнительным тратам — материальное стимулирование работников военных комиссариатов в 2024 году, им добавят 4,7 млрд руб. Затем идет обеспечение военных представительств Минобороны России и органов их контроля, в 2024 году им добавят 2,4 млрд руб. На разминирование и очистку новых территорий от взрывоопасных предметов будет уходить еще по 1,5 млрд руб. Также дополнительно на оплату труда военно-учетных работников муниципального уровня в 2024 году добавят 492 млн руб. Помимо этого, из зарезервированных средств на создание мобилизационного людского резерва вооруженных сил в 2024—2026 годах будет тратиться 16,5 млрд руб. Кроме того, на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком военнослужащим женского пола, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам, проходящим службу в МВД, Росгвардии, Государственной противопожарной службе, ФСИН и таможне в 2024 году зарезервировали почти 4,2 млрд руб. А еще NEWS. В то же время на 9,8 млрд руб. При этом следует добавить, что во многих госпрограммах, формально не связанных с оборонными целями, часть расходов засекречена. Стратегические объекты В том же разделе «Национальная оборона» стоит отдельно выделить стратегические объекты.
В середине ноября Госдума приняла федеральный бюджет. На днях это сделал Совет Федерации. А 27 ноября подписал и глава государства. Да, часто жизнь вносит свои коррективы в планы как по доходам, так и по затратам. Но и бюджет не то, что выбито в камне. В случае чего его тоже можно подредактировать. Что заложено в федеральной казне на следующий год? На чем будет зарабатывать страна? На что планируем больше всего потратить? И хватит ли денег на все? В следующем году власти надеются, что в бюджет удастся собрать 35 трлн рублей. Это почти на четверть! При этом вырастут как доходы от нефти и газа, так и от других секторов экономики. Примечательно, что доходы от продажи сырья занимают уже меньше трети в общих заработках бюджета см. И это при том, что нефть и газ стоят довольно дорого, а курс доллара к рублю высокий. Это, кстати, одна из причин того, что прогноз по доходам от экспорта в целом оптимистичный. Приносят деньги в бюджет и другие отрасли. Санкции подтолкнули процесс импортозамещения.
В новом федеральном бюджете ожидается стремительный рост и расходов, и доходов. Откуда деньги?
Дефицит бюджета на 2024 год планируется в размере 2 трлн 192,6 млрд рублей (1,4% ВВП), что может свидетельствовать о том, что правительство намерено внести значительные расходы или поддержку в бюджет на этот период. Главная Наша деятельность Новости Госдума приняла бюджет на 2024-2026 годы. "Его [федерального бюджета] доходы существенно превышают уровни прошлого года. Подготовка проекта федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг. в правительстве почти завершена. Подготовка проекта федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг. в правительстве почти завершена. В законопроекте о бюджете на 2024‑2026 годы не заложено финансирование создания высокоскоростных железнодорожных магистралей.
Российский бюджет планирует рекордные расходы на оборону в 2024 году
Автор: Виктория Мысова Дефицит российского бюджета по итогам 2023 года достиг 3,24 трлн рублей — это больше, чем власти рассчитывали в начале года. Доходы казны составили 29,12 трлн рублей, расходы — 32,36 трлн, следует из предварительных данных Минфина. Дефицит почти равен тому, что был в 2022 году, когда начались военные действия на Украине.
Как уточняли ранее в пресс-службе Минфина, сюда включены расходы на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру и спорт. Затем идет «Социальная политика»: на нее в проекте бюджета на следующий год выделяется 7,7 трлн руб. Как писал РБК, это самая низкая доля расходов на социальную политику как минимум с 2011 года.
Давайте поддержим концепцию и ко второму чтению доработаем этот документ, улучшим его», — сказал Силуанов, выразив уверенность, что большинство замечаний депутатов найдут в нем отражение.
В действующем законе о бюджете доходы на 2025 год запланированы в размере 27 трлн 979,4 млрд руб. Проект среди прочих расходов предусматривает 4,4 трлн руб. В сфере здравоохранения порядка 200 млрд руб.
Вместе с тем, в комплексный план вернут два федеральных проекта, финансирование которых в 2024 году в прошлом трехлетнем бюджете не предполагалось: «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» 3,6 млрд руб.
В 2025 и 2026 годах объемы вложений в комплексный план упадут в 2,5 раза относительно расходов 2024 года, до 43,2 млрд руб. Из финансируемых федеральных проектов в составе комплексного плана в 2025 году останутся только два «Развитие Северного морского пути» с 38,8 млрд руб. Проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург не фигурирует в документе на горизонте следующих трех лет, так как его планируют реализовать в основном за внебюджетные средства. Федеральные вложения в «Безопасные качественные дороги» будут расти всю ближайшую трехлетку: от предусмотренных на 2024 год 606,5 млрд руб. В первом случае это было вызвано увеличением вложений в повышение доступности туристических продуктов, во втором — отказом от расходов на проекты по очищению Волги и сохранению уникальных водоемов.
А в целом количество нацпроектов с финансированием более 100 млрд руб. Новым нацпроектом станут «Беспилотные авиационные системы», в которые за три года планируют вложить 63,9 млрд руб. В 2025 году в соответствии с более ранними планами перестанут финансировать национальный проект «Производительность труда», а в 2026 году — «Малое и среднее предпринимательство». Снижение, вероятно, связано с перераспределением средств между другими нацпроектами и остальными расходами государства. На наш взгляд, такое заметное сокращение вызвано сложностями с реализацией отраслевых мероприятий в предыдущие годы, к тому же отрасль очень чувствительна к изменению экономической ситуации.
По нашей оценке, такое стремление удержать уровень вложений связано с приоритетностью развития Арктической зоны в ближайшие годы, в том числе для перевозок грузов. В прошлом законе о бюджете ожидалось, что в составе комплексного плана в 2024 году будут профинансированы лишь четыре федеральных проекта: к этому году заканчивалась реализация проектов «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна». Но власти приняли решение продлить вложения во второй проект и до него должны довести еще 3,6 млрд руб. Еще одним «дополнительным» для финансирования проектом в 2024 году стало «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». Вероятно, этого же можно ожидать в 2024 году, так как предусмотренные 2 млрд руб.
На проект, связанный с развитием Центрального транспортного узла, «внепланово» заложили средства и в 2025 году: еще 4,5 млрд руб. Вместе с тем, количество финансируемых федеральных проектов в плане уменьшится до двух: кроме уже упомянутого Центрального транспортного узла, в рамках комплексного плана будут развивать Северный морской путь в 2025 году на него заложили 38,8 млрд руб. Это свидетельствует о том, что комплексный план перейдет в компактную форму параллельно с завершением электорального цикла. Дальнейшее развитие неавтодорожной части транспортной инфраструктуры, вероятно, потребует нового документа планирования или «перезагрузки» комплексного плана и, по всей видимости, новых инструментов.
Цифры говорят
- Оборонный бюджет перекроет все социальные обязательства
- ФОРМИРУЕТСЯ СОЛИДНАЯ БАЗА ДЛЯ РОСТА ДОПДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ НА ВСЕМ ШЕСТИЛЕТНЕМ ГОРИЗОНТЕ - ПУТИН
- Утвержден федеральный бюджет на 2024 год | ГАРАНТ.РУ
- Выйдет в плюс. Власти готовят бюджет-2024, который порадует россиян
- Путин заявил о росте доходов бюджета РФ - АБН 24
«Будет рекордным по расходам и доходам»: правительство внесло в Госдуму проект бюджета на три года
Большинство исследований подтверждают преимущества таргетирования инфляции не только в поддержании ценовой стабильности, но и в улучшении перспектив роста экономики. Среди типов цели по инфляции в мире наиболее распространен тип цели в виде точки с диапазоном отклонений. В развитых странах чаще используется точка. К концу 2023 года инфляция в мире остается повышенной. Это прежде всего отражает недостаточную и растянутую во времени реакцию центральных банков, в первую очередь развитых стран, на усиление устойчивого инфляционного давления на фоне быстрого восстановления экономик после шоков пандемии COVID-19. Значимые проинфляционные эффекты имело и обострение геополитической напряженности в мире в 2022 году. Несмотря на то что к началу 2023 года уровень ставок во многих странах достиг максимумов за несколько десятилетий, ожидаемый период возвращения инфляции к цели как в СФР, так и в развитых странах практически не снижается с 2022 года и остается продолжительным. Вместе с тем центральные банки большинства стран мира сохраняют приверженность реализации жесткой ДКП, необходимой для возвращения инфляции к стабильно низким уровням. Влияние введения цифрового рубля на денежно-кредитную политику Банк России продолжает разрабатывать цифровой рубль — новую, третью форму российского рубля в дополнение к наличной и безналичной формам. По своим свойствам цифровой рубль будет похож как на наличные деньги, так и на средства на банковских счетах. Цифровые рубли, как и наличные деньги, это обязательства Банка России.
Однако они будут выпускаться в цифровой форме, которая характерна также для безналичных средств банков. Введение цифрового рубля обеспечит ряд преимуществ, среди которых повышение доступности финансовых услуг, в том числе на отдаленных и малодоступных территориях; возможность получения доступа к цифровому кошельку через любую финансовую организацию, а также при ограниченном доступе к сети Интернет; развитие новой платежной инфраструктуры. Наиболее важно, что третья форма российского рубля позволит оптимизировать стоимость расчетов. Это обеспечит снижение транзакционных издержек и поддержит конкурентоспособность российской экономики. Введение цифрового рубля не затронет фундаментальные принципы функционирования банковской системы и принципы реализации ДКП. Развитие финансового рынка В 2022 году российская экономика и финансовый рынок столкнулись с широким спектром вызовов в условиях беспрецедентного санкционного давления.
На обеспечение сел коммуникациями, газом, дорогами, фельдшерско-акушерскими пунктами, домами культуры и спортивными объектами пойдут 88,6 млрд рублей. Основные цифры в 2024 году — 35 трлн рублей; в 2025 году — 33,5 трлн рублей; в 2026 году — 34,1 трлн рублей. Помимо ФНБ основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2024—2026 годах будут государственные заимствования РФ», — отмечают в Госдуме. Резервный фонд правительства в 2024 году планируется в объеме 100 млрд рублей, в 2025 и 2026 годах — по 80 млрд рублей.
На этом же уровне безработица продержится и в ближайшие годы. Соответственно, сокращаются меры поддержки безработных, так как их стало меньше. Расходы тоже вырастут и превысят доходы на 1,6 трлн рублей, но рост расходов ожидается меньшим, чем рост доходов. Примечательно, что рост доходов бюджета ожидается в условиях действия "потолка цен" и эмбарго стран Запада на российскую нефть. Это означает, что правительство ожидает нефть Urals в 2024 году по цене не ниже 70 долларов за баррель, — отметил Андрей Лобода.
В действующем законе о бюджете доходы на 2025 год запланированы в размере 27 трлн 979,4 млрд руб. Проект среди прочих расходов предусматривает 4,4 трлн руб. В сфере здравоохранения порядка 200 млрд руб.
Что нужно знать о российском бюджете на 2024-2026 годы
Рост несырьевого экспорта — это лучший показатель конкурентоспособности экономики любой страны, подчеркнул Глеб Покатович. Внутреннее производство Курс на развитие экономики предложения, объявленный президентом России Владимиром Путиным, предполагает масштабное наращивание производительных сил. Строительство и обрабатывающее производство развиваются, возводится инфраструктура и жилье, замещаются товары ушедших западных брендов, платятся налоги, поэтому и доходы государства растут. Позитив есть, но он умеренный, потому что еще многое предстоит сделать, особенно в плане сложной техники, такой как автомобили и самолеты», — говорит Климанов. Любой человек в стране может убедиться в быстром развитии легкой промышленности, просто оценив число отечественных брендов в российских магазинах и маркетплейсах, обратил внимание Глеб Покатович.
Да, цены не выглядят низкими, но по качеству, например, одежда вполне может конкурировать с ушедшими марками. С техникой сложнее, там импортозамещение идет не так быстро, и в сотрудничестве с дружественными странами, в основном, с Китаем. Но речь идет именно о российском производстве, а не о переключении импорта на Китай. Российские компании после ухода части иностранных конкурентов вкладывают средства в рост производства, а государство создает для этого выгодные условия и механизмы поддержки.
Еще больше раскрыть потенциал по этому направлению в правительстве рассчитывают по мере внедрения регионального инвестстандарта, который разработан под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Где взять доходы? Про расходы говорить не буду, потому что понятно куда пойдут в основном деньги, а вот про доходы поговорить интересно. Если выросли расходы, то нужно взять откуда-то на них деньги. Важно понимать, что бюджет текущего года будет закрыт с приличным дефицитом около 2 трлн рублей, а в следующем году предполагается рост расходов на 7 трлн с 29 до 36 трлн при меньшем дефиците около 1-1. Получается нужно взять где-то 7-8 трлн рублей. Чрезмерно высокая заложенная цена на нефть. Прогнозировать цену на нефть-неблагодарное дело, но мир на пороге рецессии, поэтому если цена на нефть сильно полетит вниз, а ситуация в мировой экономике будет не очень, то тут даже ОПЕК не поможет. Проблема с бюджетом начала возникать с середины 2022 г, поэтому было 2 важных события по-моему мнению.
В следующем году она тоже будет, но нужны и другие способы для увеличения доходов.
На их реализацию планируют направить почти 3 трлн руб. В 2024 году среди нацпроектов появится новый — «Беспилотные авиационные системы», в который за три года намерены направить 63,9 млрд руб. Но не исключено, что финансирование нацпроекту в следующие годы еще добавят. В правительстве до публикации бюджета заявляли о необходимых вложениях в размере 300 млрд руб. В первом нацпроекте рост обусловлен повышением расходов на создание «государственного контента» в том числе для молодежи в интернете. У БКД он был связан с перераспределением расходов и повышением вложений в создание федеральных автодорог. Самым дорогим для федерального бюджета национальным проектом в 2024 году станет «Демография» 882,5 млрд руб. Такое распределение схоже с тем, что наблюдалось в 2023 году.
Несмотря на то что кризис вновь отразился на показателях финансирования большинства нацпроектов, в течение года объем планируемых вложений, как показывает опыт, у них может заметно меняться и не всегда в сторону уменьшения. Но в более выгодном положении останутся проекты, приоритетные для государства и в большей степени зависящие от него автодороги, социальная сфера, политика в сфере цифровизации, арктические проекты и др. В целом во все нацпроекты планируют перевести около 2 трлн руб. Один из нацпроектов в 2025 году — «Производительность труда» — перестанет финансироваться в соответствии с более ранними планами. Но такое резкое повышение обманчиво, так как ожидаемые траты на нацпроект в 2025 году относительно 2024 года упадут более чем в 30 раз. Столь существенное падение финансирования нацпроекта «Экология» связано с тем, что на 2025 год были полностью отменены расходы на два федеральных проекта «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов», в которые предполагалось вложить 7,6 млрд руб. Наибольший объем финансирования на 2025 год предусмотрен вновь для «Национального проекта «Демография» 712,2 млрд руб. Причем, «Безопасные качественные дороги», на которые заложено 684,7 млрд руб. В целом динамика на 2025 год выглядит с одной стороны, как «сворачивание» большинства проектов до минимальных уровней финансирования, а с другой, как пауза для пересмотра планов.
Мы склоняемся к тому, что дальнейшее финансирование будет зависеть от конкретного проекта и его приоритетности для властей, которая, впрочем, тоже может в ближайшие годы довольно заметно меняться. В 2026 году количество финансируемых национальных проектов сократится до 14. К выбывшей в 2025 году «Производительности труда» добавится «Малое и среднее предпринимательство».
Расходы на безопасность при этом вырастут несущественно — с 3,2 трлн до 3,4 трлн. Рост трат на оборону способствует экономической безопасности страны, поскольку увеличение финансирования открывает возможности разработки новых передовых видов вооружения и усовершенствования уже имеющихся. Об этом говорится в документе комиссии ГД по рассмотрению расходов на оборону и безопасность, который подписан главами профильных комитетов «В нынешней ситуации на повестку дня выходят вопросы не только восполнения запасов вооружения, расходование которых происходит в зоне проведения СВО, но и увеличения числа армии и вооружения в целях защиты вновь присоединенных к России территорий. Очевидно, что решение этих вопросов потребует продолжительного времени и дополнительного финансирования» — отмечается в документе. В дальнейшем траты на оборону и безопасность снизятся — с 14,2 трлн в 2024-м до 11,8 трлн в 2025-м и 10,8 трлн в 2026-м. В соответствии с финансовым планом, в 2025 году расходы по этим статьям также превысят социальные, а в 2026-м уже станут ниже.
В то же время рисков неисполнения социальных обязательств нет.
«Будет рекордным по расходам и доходам»: правительство внесло в Госдуму проект бюджета на три года
Бюджет на ближайшую трехлетку построен на оптимистичных прогнозах: доллар — по 90 рублей, инфляция — в 4,5%, доходы граждан взлетят, а дефицит казны сократится. Согласно документу, нефтегазовые поступления в бюджет в 2024 году обеспечат 32,8% доходной части, а в 2025 году и в 2026 году составят 35% и 33,5% соответственно. Так, за первый квартал ненефтегазовые поступления увеличились на 43%, а в целом доходы федерального бюджета за три месяца выросли более чем в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом", — сказал российский лидер в ходе совещания по экономике.
"Денег нет": в бюджет России 2024 заложили тотальное сокращение расходов
Из этих средств порядка 3,5 трлн рублей были расписаны по направлениям. То есть фактически правительство доделало работу по детализации бюджета уже в Государственной думе», — рассказала «Абзацу» депутат Госдумы Оксана Дмитриева. В результате «разрезервирования» средств на 138 млрд рублей увеличилось финансирование «социалки». Эти дополнительные средства распределили между развитием промышленности, обеспечением технологического суверенитета, образованием и наукой, а также сельским хозяйством. Фото: Пресс-служба Госдумы Внесённый в Госдуму проект бюджета сопровождался критикой. Её главный посыл: большие военные расходы и недофинансирование социальной политики. Однако параметры, утверждённые во втором чтении, это опровергают. В сравнении с прошлым годом выросли расходы на следующие категории: здравоохранение — на 400 млрд рублей; образование — на 883 млрд рублей; культура — на 140 млрд рублей; наука — на 14 млрд рублей. Если проводить сравнение с 2019 годом до пандемии COVID-19, начала СВО и санкций 2022 года , то расходы выросли ещё ощутимее: здравоохранение — на 2,8 трлн рублей; образование — 2,4 трлн рублей; культура — 415 млрд рублей; наука — 284 млрд рублей. По всем разделам они увеличатся», — отметил председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Фото: Пресс-служба Госдумы Спикер Государственной думы Вячеслав Володин сообщил и о других поправках, принятых во втором чтении: на 26 млрд рублей увеличат поддержку развития сельских территорий; на 6 млрд рублей больше потратят на закупку лекарств для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями; на 6 млрд рублей ежегодно увеличатся субсидии производителям сельскохозяйственной техники; на 3 млрд больше потратят на детский отдых и оздоровление. Регионы также получили ясность, на какие средства они будут жить в ближайшую трёхлетку.
Планы на 2025 и 2026 год еще будут скорректированы, а вот сколько и на что планируется потратить в 2024 году, уже известно точно. Мы изучили документ, чтобы посмотреть, как хотят тратить бюджетные деньги в следующем году. Согласно закону, полный текст которого опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, расходы бюджета в 2024 году составят 36 триллионов 661 миллиард рублей. При этом доходы будут меньше — всего 35 триллионов 65 миллиардов рублей. То есть бюджет в 2024 году будет дефицитным. В 2023 году тоже имел место дефицит бюджета, тогда он был почти в два раза больше — 2,9 триллиона. Самый большой кусок бюджета достается Министерству финансов.
Такая ситуация складывается каждый год — Минфин всегда получает значительную часть бюджета, как правило, около трети всей суммы.
Либо приходится везти детей за тридевять земель в переполненные, как правило, детские садики, либо оставаться с ними дома. Мы считаем, что программа строительства детских садов должна быть продолжена. Я пытался выяснить у коллег из Министерства науки и высшего образования, почему это происходит, но ответа не получил. Считаю прикладные исследования в области образования наиболее значимыми, и деньги на них должны выделяться. Это тоже, мягко говоря, странно, поскольку все мы прекрасно понимаем, что даже в столичных городах значительная, если не бОльшая часть дополнительного образования переведена на платную основу. И это ненормально. Ни один представитель ни одного министерства не смог ответить на мой вопрос, а сколько же сейчас детей в регионах получает дополнительное образование за счёт федерального бюджета. Все хвалятся, что количество детей, вовлечённых в дополнительное образование, растёт что чистая правда , но федеральный бюджет здесь, как видим, ни при чём.
Мало того, его расходы даже сокращаются. По идее, это требует дополнительного повышения квалификации и профессиональной переподготовки, но средства на нее почему-то сокращаются. На самом деле в этом заинтересованы не только педагоги, но и государство. Поправки ко второму чтению будут приняты, но вряд ли они изменят общую ситуацию с бюджетом и с образовательным в частности.
Больше, чем в два этих года, дефицит был только во время пандемии коронавируса, когда вся страна сидела на карантине. Бюджет на 2024 год официально не будет социально ориентированным. Почти треть федеральной казны уйдет на финансирование армии и гособоронзаказа — 10,775 трлн рублей из 36,66 трлн.