Конспект занятия по изобразительному развитию в подготовительной школе группе «Городецкая роспись» (расписываем разделочную доску) с презентациейПодготовила: Воспитатель Коновалова Екатерина Алексеевна, МАДОУ детский сад. Во время практической работы, детям очень понравилось выделять элементы городецкой росписи, рисование кистью плашмя получая отпечатки листьев и лепестков цветов, смешивать цвета, создавать свои индивидуальные шедевры. с городецкой росписью. В процессе ознакомления с Городецкой росписью развивать художественный вкус у детей старшего дошкольного возраста. Д/и "Знаки изучаем в домино играем" Старшая разновозрастная группа.
Конспект занятия "Городецкая роспись"
Городецкая роспись. Это городецкая роспись. Ребята, сегодня я предлагаю вам попробовать самим нарисовать узоры городецкой росписи. Посмотрите, у меня несколько нерасписанных шаблонов городецкой росписи. Давайте попробуем их расписать в цветовой гамме городецкой росписи.
Но сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры розан, ромашка, купавка, бутон и как они располагаютс в гирлянде. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры? А теперь посмотрите на расписные городецкие доски и как по-разному можно расположить гирлянды.
А теперь скажите, какие цвета мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды красный, розовый, голубой, синий. Какой цвет вы возьмёте для рисования контура птицы? А для оживок, какие цвета возьмёте? Самостоятельная работа детей, в ходе которой воспитатель напоминает о правильной технике рисования, обращает внимание на цветовую гамму городецкой росписи.
В конце занятия воспитатель предлагает выставить свои работы В конце занятия воспитатель предлагает выставить свои работы. Особенности росписи В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены.
Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А.
Бакушинского мастер стал подлинным живописцем.
Городецкая роспись — это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждают в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного. Продолжая работу по приобщению детей к народному искусству, в средней группе «Cмешарики» было проведено декоративное рисование на тему: «Загадочный мир городецкой росписи».
Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами,лихих всадников гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами.
Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем руки сомкнули назад, Встали, встряхнулись, всем улыбнулись И сели работать опять. Воспитатель: Я предлагаю нам сегодня побыть народными мастерами и попробовать расписать деревянную дощечку узорами «Городецкой росписи».
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу мастерскую. Дети присаживаются на свои места. Воспитатель: Давайте посмотрим на доску и рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. Воспитатель акцентирует внимание детей на демонстрационном плакате и показывает листья, розаны, купавы, бутоны, ромашки и называет их. Мастера используют в этих работах цветочный узор.
А нарядными городецкие цветы делают белые оживки: точки, дужки, штрихи. Белый цвет оживляет узоры. И мы сегодня будем учиться рисовать самый простой элемент — бутоны и листья педагог демонстрирует готовые эскизы предстоящей работы. Воспитатель: Какие цвета нам понадобятся для рисования?
Берега здесь высокие, овражистые. Дома ладные, высокие с большими окнами, похожи на сказочные терема, украшенные росписью и резьбой. Закрашиваем серединку и лепестки розы. Начинаем наводить дугу, вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть при этом кисть оставляет широкий плавный след и завершаем дугу опять тонкой линией.
Конспект нод по изодеятельности (рисование) «городецкая роспись» в старшей группе
Дуги—лепестки слева и справа большого круга. Дуги—лепестки между нарисованными лепестками. Оживлять цветок начинаем. На носик белая большая точка. Вокруг большой точки хоровод маленьких точек.
Оживку завершаем, лепестки украшаем дугами. Краска высохла, тогда, новый цвет в рисунок добавляем, рисунок оттеняем или оживляем. Ну, а если вы, друзья, поторопитесь, чуда не ожидайте, а грязь на рисунке вытирайте. Педагог обращает внимание детей на картину «Роспись блюдца — Розан поэтапное рисование ».
Решите, какого цвета будет ваш розан, красный или синий.
Сегодня мы рассмотрим деревянные изделия с росписью, которые изготавливают в городе Городце. На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. Жители этого города и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все. Начиная роспись с прялок, городецкие мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах, даже на домах и кораблях.
В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. Показ образца городецкой росписи определение элементов, составляющих узор — купавка, розан, бутон, его колорит. Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы побывать в роли городецких мастеров? Дети: Да! Воспитатель: Перед тем, как вы приступите к рисованию, я предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка: Мы пойдем по лугам дети шагают на месте С яркими цветами.
Послушали сказку о Городце, затем вместе с ребятами поиграли в дидактическую игру "Составь узор из элементов". Ребята выполнили свои работы, старались использовать только те цвета и узоры , которые характерны для данной росписи.
Решите, какого цвета будет ваш розан, красный или синий. Потренируйтесь рисовать розан на белых кругах.
Затем украсьте блюдце розаном. Дети самостоятельно рисуют. Педагог осуществляет индивидуальную помощь детям, напоминает, как смешивать краски на палитре, правила рисования гуашью, приёмы рисования. Заключительная часть.
Выставка детских рисунков на одном столе, или стеллаже, или на доске — Чудесно! Дети, посмотрите, как празднично стало в нашей группе, яркие, живые городецкие цветы оживили наши группу. Какой розан вам понравился? Педагог выслушивает ответы детей, отмечает наиболее яркие, выразительные цветы.
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи в подготовительной группе.
Возраст детей: Старшая группа (5-6лет). Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка). Рассмотрим, как провести поэтапное рисование городецкой росписи в старшей группе детского сада. Рисование в технике городецкая роспись требует учитывания нескольких деталей, позволяющих выполнить различные узоры.
Поэтапность рисования городецкой росписи для дошкольников
Наши ребята получили положительные эмоции от темы "Городецкая роспись" на занятии по изобразительной деятельности. Сегодня воспитатель Омарова Н. Н. провела в подготовительной группе № 6 "Золотая рыбка " занятие "Городецкая роспись". Материал: в группе оформлена выставка изделий с городецкой росписью; у воспитателей и детей – гуашь зеленого и черного цвета, белого, лист бумаги; грамзапись р.н. песни.
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи в подготовительной группе.
Затем, работая мелкими кистями, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид. Роспись купавок и розанов Л. Панно «Цветы». В чем же волшебство Городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя, зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. Все дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
Детские работы. Гуашь Задание Сделай эскиз одного из предметов быта: доски для резки хлеба, коробочки, подставки под чайник, игрушки-каталки. Укрась его по мотивам городецкой росписи, используя гуашь и кисти разных размеров. Вначале загрунтуй бумагу или картон под цвет дерева охрой с белилами. Продумай композицию росписи. Крупной кистью нанеси основные пятна замалевка в форме цветов красные, розовые, голубые и птиц черные.
Листочки пиши сразу в один мазок. Теперь пропиши более темной по тону краской лепестки и серединки цветов и сделай белую оживку. Такой росписью можно украсить фанерную заготовку-доску для резки хлеба. Когда краски на ней просохнут, надо нанести лак. Это хороший подарок маме. И на кухне будет красиво, и польза есть.
А может быть, всем вместе украсить школу? Вопросы В чем своеобразие городецкой росписи? Как удается мастеру цветом создать радостное настроение? Какие предметы делают современные мастера? Актуальные приёмы для городецкой росписи Городецкая роспись: трафареты и шаблоны узоров, основные сюжеты для разделочных досок, техника письма Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.
Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр крупное пятно контрастного цвета. Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей. У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке.
Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги. В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи. На листьях проводим линии-прожилки. Педагогу нужно только продумать интересные темы для занятий, выбрав подходящую основу, и суметь максимально заинтересовать детей данным видом русского народного промысла. План составления конспекта занятия Работа проходит в рамках стандартного 30-минутного занятия.
И за это время дети должны не только познакомиться с теоретическими аспектами историей традиции , но и на практике попробовать себя в роли городецких мастеров. Прежде чем распределять время, которое будет затрачено на каждый этап занятия, необходимо сформулировать цели и задачи. В качестве целеполагающих аспектов выделяются: знакомство с историей возникновения росписи; обучение писать отдельные элементы городецкой техники например, розан, листок, купавка и т. К задачам относятся: продолжение работы над развитием умения строить композицию рисунка; обучение работы с элементами техники точками, оживками, чёрточками и т.
Воспитатель помогает, если не получается А сейчас я вам предлагаю повесить ваши работы на доску и полюбоваться ими. Вы все отлично справились, настоящие мастера своего дела, молодцы!!! Прикрепленные файлы: 660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом.
Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой. Воспитатель: Понравилась вам наша выставка? Дети: Да! Воспитатель: Давайте присядем на свои места, и вы расскажете, чем вам понравилась выставка? Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами,лихих всадников гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем руки сомкнули назад, Встали, встряхнулись, всем улыбнулись И сели работать опять. Воспитатель: Я предлагаю нам сегодня побыть народными мастерами и попробовать расписать деревянную дощечку узорами «Городецкой росписи». Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу мастерскую. Дети присаживаются на свои места. Воспитатель: Давайте посмотрим на доску и рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись.
Конспект нод по рисованию в старшей группе на тему: «городецкая роспись»
Старшая группа. Рисование в технике городецкая роспись требует учитывания нескольких деталей, позволяющих выполнить различные узоры. Презентация " Городецкая роспись" презентация к уроку по рисованию (старшая группа) на тему История городецкой росписи и ее создание. Рассмотрим, как провести поэтапное рисование городецкой росписи в старшей группе детского сада. 16.10.17г. воспитатель ва проводила НОД с детьми старшей группы по рисованию на тему: «Знакомство с городецкой росписью».Она объяснила ребятам, что такое городецкая роспись, из какого города произошла,рассказала о городецких.
Городецкая роспись — мастер-классы для детей и начинающих, основные элементы и цвета
Ребята рассматривали образцы, расписанные городецкой росписью. Отметили, что основные цвета это ярко- желтый, золотой, красный, зеленый, синий, белый и черный. Кроме того, Ольга Евгеньевна познакомила детей с городецким розаном, с листиками и кустиками, с городецкой купавкой. Затем ребятам было предложено стать мастерами Городецкой росписи и расписать шаблон птицы.
Это должно происходить поэтапно, в соответствии с принятой техникой письма, и включать в себя развитие мелкой моторики, навыков работы с кистью, глазомера и способов раскраски. Не стоит забывать, что «городец» — это роспись по дереву. Именно поэтому на подготовительном этапе наносится на рабочую сторону листа светло-жёлтый фон, имитирующий неокрашенную деревянную поверхность. На заключительном этапе занятия ему можно будет с помощью ножниц придать вид разделочной доски, блюда, деревянной ложки. Но только на заключительном этапе, потому что рисовать ребёнку удобнее на странице привычного альбомного формата.
Сначала следует научиться выполнять широкой кистью ровные кружки — подмалёвки, ориентируясь в качестве подспорья на карандашные наброски. Для них выбираются розовая и голубая краски базовые для исполнения цветов , а болотным зелёным заполняются контуры листьев. После этого делается пальчиковая гимнастика, что и методически правильно, и даёт возможность подмалёвку просохнуть. Тенёвка осуществляется в тон — насыщенно-красным по розовому и тёмно-синим по голубому. На этом и следующем этапах очень важен пример преподавателя и фактор индивидуальной поддержки каждого ребёнка. Работа осуществляется тонкой кистью и требует внимания и аккуратности. В наведении дуг и полудуг особой сложности нет, и главной задачей является стремление к тонкости линий и максимально возможному с учётом возраста, конечно же изяществу изображения. Оживка белой краской производится строго под присмотром педагога, чтобы не дать детям увлечься и не позволить им перегрузить картинку каплями, точками, штрихами, спиралями и другими мелкими деталями.
Воспитание чувства меры — одна из первостепенных задач на этом этапе. Финальная часть На заключительном этапе осуществляется работа с ножницами, с помощью которых изделию придается законченный вид. Следует отметить в работах удачные моменты, устроить коллективное обсуждение, организовать выставку поделок. Ни в коем случае не стоит устраивать критического разбора работ, наверняка обоснованного, но подменяющего удовольствие от творческого процесса скучной дидактикой. Так, или примерно так, можно построить занятие по рисованию в старшей группе. Оно пробудит фантазию детей, научит пользоваться разными типами кисточек в рамках одной творческой работы, разовьёт художественный вкус и интерес к народному творчеству. А самое главное, даст ребёнку возможность прикоснуться к сказочному миру русской национальной культуры.
Кисть с краской более темного цвета аккуратно прорисовывают важные детали: линии одежды; лепестки-скобки; прожилки у листика. На заключительном этапе городецкой росписи кончиком тонкой кисти наносят штрихи, дуги, капли. С их помощью работа приобретает изящность, узор становится оживленным. Отсюда название этапа — «оживка». Рисуют белыми и черными красками. Для защиты росписи от повреждений, высохшую картину покрывают бесцветным лаком в несколько слоев. Существует и техника рисования узоров, когда художник хочет изобразить только цветы. Используют такие элементы: розан самый крупный цветок круглой формы ; бутон маленький розан ; купавка центр цветка находится правее или левее от центра ; ромашка много лепестковый цветок с непредсказуемым цветом. Чтобы получился розан, сначала необходимо нарисовать круг красной или розовой краской. Его изображают широкой кистью одним или двумя мазками. После приступают к «теневке» — тонкой кистью, более темной краской выделяют центр и лепестки-скобки по всему кругу. В конце белым цветом делают «оживку» — наносят много точек, капелек, штрихов. Купавка по технике городецкой росписи схожа с розаном. Начинается узор с подмалевки — рисуют круг, после начинают его «теневку». Только в этом случае центр смещен в сторону, верхушка бутона выполнена в форме шарика. Далее от центра к краям рисуют полукруглые лепестки — чем ближе к бутону, тем меньше лепестки становятся. Для изображения розы рисуют яркий кружок. К нему пририсовывают лепестки в виде полукругов или листочков, также уменьшающиеся к бутону. Центр украшают маленькими скобками, точками. Лепестки можно «оживить» штрихами-каплями. Самым легким способом рисуется ромашка. Кистью среднего размера выполняется круг, намечается его центр.
Посмотрите, как на них по-разному расположены узоры. Здесь — из угла вверх веточка и вниз, а здесь украшен центр доски и верх и низ. Везде есть украшения. А вот здесь у меня еще для вас сюрприз — отдельные части узора — пазлы. Они помогут нам составить красивый узор. Дети находят их среди пазлов и называют - листочки, розаны, бутоны. Я их уже подготовил: бумагой наждачной почистил и крахмальным клеем пропитал. Хотите украсить? Вспомните, как расположить: можно из уголка пустить веточку вверх и в сторону; можно украсить центр и верх, и низ; можно в виде пирамидки. Дети располагают элементы узора на доске - А теперь нужно обвести их карандашом и можно приступать к работе. Помогает детям, поощряет, напоминает о постановке руки при рисовании. Учить с помощью взрослого подбирать узор на разных формах: солонка, балалайка , доска-вешалка. Учить самостоятельно, подбирать форму и композиционное решение узора.