По теме: Подводные лодки Максимальная глубина погружения подводной лодки Максимальная глубина погружения подводной лодки Подводный флот России и США сравнение 2019 Глубина погружения подводных лодок России Проект 885 ясень схема. 45 суток, предельная глубина погружения - 300 метров, экипаж - 52 человека.
Удар из глубины: Почему подлодки "Белгород" с аппаратами "Посейдон" внезапно пропали с военной базы
Глубоководное погружение обеспечивал экипаж спасательного судна "Георгий Козьмин". Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636. На ней стоит новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система.
Это обеспечивает гарантированное упреждающее обнаружение противника, а также своевременное уклонение от его атак. Адмиралтейские верфи построили 23 подводные лодки проекта 636 за 23 года, и все эти корабли передавались в исходные контрактные сроки. Завод располагает отлаженными технологиями строительства неатомных подлодок и выстроенной кооперацией с поставщиками оборудования, а также обеспечивает гарантийное и послепродажное обслуживание.
В 2016 году АО Адмиралтейские верфи» завершило строительство серии из шести кораблей проекта 636. Скорость — 18 узлов. Экипаж — 52 человека.
Ранее сообщалось, что ремонт "Лошарика" практически завершен. После некоторых остающихся работ планируется, что он выйдет на испытания в июне-июле. Другой собеседник ТАСС в военном ведомстве сообщал, что титановый прочный корпус АПЛ при пожаре 1 июля 2019 года не пострадал, что, по имеющимся данным, обеспечит аппарату прежнюю предельную глубину погружения. Реактор при пожаре не пострадал.
Примерно в то же время СССР тоже озаботился глубоководными исследованиями. Примечательно, что во время первых экспедиций в Тихий и Индийский океаны использовались не советские глубоководные аппараты, а канадские, серии «Пайсис», с предельной глубиной погружения 2000 метров. К слову, они же использовались для уникальных исследований Байкала в 1977 году: пилотировал «Пайсисы» Евгений Черняев , помогавший Кэмерону снимать «Титаник».
Вот что наш исследователь вспоминал: «На Байкале еще можно работать и работать и изучать это все. Наши ученые логично посчитали, что «овчинка выделки не стоит», и что сражаться за лишние 400-500 атмосфер запаса корпуса — глупо. Аппараты «Мир» теперь в музее, хотя по словам инженеров, находятся практически в идеальном состоянии и готовы погружаться хоть сейчас Однако проблема состояла в том, что корпуса DSV аппаратов производили из титана. А на тот момент отношения США с СССР испортились после начала войны в Афганистане, и американцы запретили экспорт любых технологий — в том числе технологию отливку сферы из титана. Нужно было найти альтернативу, и финны ее нашли. Из-за запрета пришлось дополнительно разрабатывать синтетическую пену в Финляндии, а не поставлять готовую из США — на поплавок ее ушло 8 м3. Под эмбарго попали и поставки многих систем автоматики. Но как бы то ни было, в 1987 году аппараты прошли приемо-сдаточные испытания на глубинах в 6000 метров. После чего начали бороздить моря и океаны на борту «Мстислава Келдыша». За это время они: Исследовали 25 гидротермальных источников на дне Тихого и Атлантического океанов.
Провели несколько погружений в районе гибели подлодки «Комсомолец», чтобы герметизировать торпедные аппараты с ядерными боеголовками, а также установить приборы мониторинга. Позже они же участвовали в ликвидации последствий гибели подлодки «Курск». Провели более 178 погружений на дно Байкала , на глубину до 1640 метров. Погрузились на дно Северного Атлантического океана, впервые в истории — достигнув глубины в 4300 метров, выполнили отбор проб и установили на дне российский флаг. Можно сказать, что глубоководные аппараты «Мир» — настоящие рок-звезды в деле освоения глубин океанов. Советуем посмотреть прекрасный документальный фильм о том, как проходили экспедиции к «Титанику» и «Бисмарку» на «Мстиславе Келдыше». На чем сейчас проходят глубоководные погружения Но давайте теперь посмотрим на современное положение вещей, какие аппараты используют сейчас и на какие глубины они погружались. Причем далеко не всегда речь идет о пилотируемых аппаратах — все чаще встречаются автономные Autonomous underwater vehicle, AUV и управляемые удаленно Remotely underwater vehicles, ROV. Как говорится, «все зависит от задачи». DeepSea Challenger.
Аппарат был построен в Австралии в 2012 году инженером Роном Аллумом при содействии Rolex — наверное, поэтому на одной из рук робота были закреплены часы при погружении, в рамках рекламной акции. Подводный аппарат содержит более 180 бортовых систем, включая батареи, двигатели, системы жизнеобеспечения, 3D-камеры и светодиодное освещение. Все питается современными литий-ионными аккумуляторами. На дне он провел более 6 часов, провел съемки и без происшествий вернулся на поверхность. После этого был передан в дар Обществу Океанографии в Сиднее. Можно сказать, что он — этакий Илон Маск в деле погружения на дно океанов. Корпус сделан из титана и рассчитан на двух пассажиров. Способно развивать боковую скорость до 2-3 узлов за счет использования пяти гребных винтов, а также вращаться вокруг своей оси. Причем судно сертифицировано на погружение в любую точку океана — при испытаниях корпус выдержал давление свыше 1400 атмосфер. Limiting Factor прославился тем, что принял участие в «Экспедиции пяти океанов».
В рамках нее он погрузился в самые глубокие точки всех океанов на планете Земля, в том числе 7 июня 2020 года — на дно «Бездны Челленджера». Кстати, на борту была женщина, бывший астронавт Кэтрин Салливан. Кстати, аппарат действует до сих пор и является рекордсменом по глубине погружения из всех DSV, находящихся в эксплуатации. Например, в 2021 году он совершил погружение к кораблю USS-Johnston, лежащий возле Филиппин на глубине 6 460 метров — тоже рекорд. Limiting Factor погружается к Титанику в 2020 году, спустя 15 лет после последних погружений наших аппаратов «Мир» «Консул» проект 16811, АС-39. Про «Лошарик» мы говорили. Но кроме него, в России есть еще один проект производства «Малахит». Проектирование начали еще в 1989 году, в 90-х притормозили строительство из-за недостатка финансирования. Но в 2000-х вернулись к нему, и в 23 ноября 2011 аппарат поступил на службу ВМФ России. Аппарат имеет традиционный для DSV титановый корпус лучшее соотношение массы и прочности , экипаж состоит из двух человек.
Подтвержденная глубина погружения — 6 200 метров. Кстати, до этого был построен аналогичный аппарат «Русь», но беспилотный Nautile. Способен вместить трех человек. Имеет длину 8 м, оснащен фото- и видеокамерами, а также прожекторами и роботизированными руками для сбора образцов. Время автономной работы — до 8 часов. Судно использовалось для погружения к «Титанику», к затонувшему в 2002 году танкеру «Престиж, а также поиска черного ящика разбившегося самолета рейса 447 Air France. Кстати, Nautile не был первым глубоководным аппаратом Франции — в 1961 году на воду спустили батискаф «Архимед». Выведен из эксплуатации в 1970 году. Первые модели японских DSV были введены в эксплуатацию еще в 1970 году. Первоначально мог погружаться только до 1500 метров, но в 1990 году появилась модель Shinkai 6500, с подтвержденной глубиной 6000 метров — он успешно используется до сих пор.
Забавный факт: для его популяризации был выпущен даже отдельный набор Lego. С 1995 по 2003 год 10-тонный подводный аппарат совершил более 250 погружений, собрав 350 биологических видов в том числе 180 различных бактерий. Также в 1995 году он достиг «Бездны Челленджера» — на 17 лет раньше Challenger Джеймса Кэмерона, но без пилотирования человека. Потом он погружался на глубину почти 11 км еще несколько раз.
Подлодка ЧФ «Новороссийск» выполнила глубоководное погружение в Черном море
Во время погружения экипаж «Магадана» отработал управление подлодкой на больших глубинах и проверил работу ее систем и механизмов. После выполнения подводной части упражнения экипаж осуществил всплытие в надводное положение. Глубоководное погружение подводной лодки обеспечивал экипаж спасательного судна «Георгий Козьмин». Напомним, Адмиралтейские верфи входят в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК строят серию из 6 дизель-электрических подводных лодок проекта 636.
А ПГП «Комсомольца» по расчетам составляла 1250 м. На сегодняшний день самыми глубоководными боевыми подлодками обладает Япония. Рабочая глубина современных японские субмарин типа «Сорю» — 600 метров, предельная — 900. За последние 4 года ВМФ России пополнили 4 атомные подводные лодки: — «Северодвинск» с рабочей и предельной глубинами погружения 520 и 600 м; — «Владимир Мономах» — 400 и 480 м; — «Юрий Долгорукий» — 400 и 450 м; — «Александр Невский» — 400 и 480 м. Но глубина погружения — не единственное преимущество подлодок. Сегодня гораздо большее значение приобретает малошумность. Эксперты утверждают: по этому параметру в мире лидирует Россия.
Российская подводная лодка «Курск» затонула в Баренцевом море. Расследование показало, что утечка перекиси водорода в носовом торпедном отделении привела к детонации торпедной боеголовки, после чего взорвался весь боезаряд. Спасательная операция, за которой следил весь мир, и в которой принимали участие российские и иностранные подводники, позволила лишь поднять тела 118 погибших моряков и офицеров экипажа «Курска». Затем корпус лодки также подняли на поверхность и отбуксировали в порт приписки. Девять японцев погибло. Это произошло в районе Гавайских островов. Расследование подтвердило, что капитана подлодки все время отвлекали гражданские наблюдатели, навязанные ему командованием в качестве наблюдателей за военными учениями, в которых принимала участие Greenville. А еще капитан Скотт Уоддл счел, что волны на поверхности океана слишком высокие, и они не позволят открыть люк субмарины, чтобы принять на борт тонущих японцев. Поэтому он отказался спасать гибнущих рыбаков, за что американцев потом долго обвиняли в бессердечности и жестокости. Ее на флоте кладут между листами навигационных кар для защиты их повреждений.
Грин не стал убирать полупрозрачную кальку с карты и прочертил линию курса «Трафальгара» через крошечный островок, который закрыл лист кальки. В результате лодка села на мель, обошлось без жертв. Грина отдали под трибунал. Ее успели перекрыть, но нижнее машинное отделение полностью затопило.
Экипаж подлодки «Новороссийск» отработал задачи на различных глубинах, с максимальной глубиной погружения более 240 метров. Об этом сообщил начальник информационного обеспечения Черноморского флота Алексей Рулев.
АПЛ "Комсомолец" установила рекорд глубины погружения 35 лет назад
В рамках ходовых испытаний подводная лодка Военно-Морских Сил Украины «Запорожье» впервые после ремонта осуществила погружение на перископную глубину. Строительство подводной лодки велось с перерывами с 1988 года, и затянулось на 15 лет. В барокамерах комплекса также можно разместить до 60 спасенных членов экипажа подводной лодки, нуждающихся в декомпрессии. Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 636: автономность плавания – 45 суток, рабочая глубина погружения — 240 м, предельная глубина погружения — 300 м; дальность подводного плавания экономической скоростью — 400 миль.
Наибольшая глубина погружения подлодок ВМФ России, ВМС США и Японии
Изображение Минобороны РФ Как отмечается, экипаж подлодки провел управление судном на больших глубинах и осуществил проверку работы всех систем и механизмов. Мероприятие прошло в соответствии с планом боевой подготовки флота на одном из морских полигонов в акватории залива Петра Великого. Глубоководное погружение субмарины осуществлялось с участием экипажа спасательного судна «Георгий Козьмин». После успешного выполнения задач подводной части упражнения экипаж лодки вышел на поверхность.
RU, до или после цитируемого блока. О проекте VSE42. RU VSE42. Новости сайта дублируются в социальных сетях. К каждой новости можно добавить комментарий.
В разделе «Фоторепортажи», мы размещаем интересные фотографии, а также видеоролики со всего света.
Следовательно, когда она станет погружаться, глубиной погружения будет расстояние от поверхности до её ватерлинии. Например: Сдается мне , что погружение меряют от ватерлинии и погружению например 1м соответствует положение, когда ватерлиния просела на метр вниз. Другой такой же: У подводной лодки глубина погружения считается в метрах относительно нормального надводного положения лодки. То есть физически - считается глубина погружения ватерлинии. Не путают ли авторы этих строк глубину погружения с осадкой? Их уточняют: Это приближенно верно.
Фактически существует поправка на расстояние от теоретической надводной ватерлинии до кингстона глубиномера ЦП центральный пост. Что-то около 1 метра. Ибо когда говорят о глубине погружения, смотрят на прибор и называют его показание. Прибор показывает именно величину забортного давления в точке расположения кингстона. Голос практика: Увы, реально глубиномер показывает в надводном положении чуть больше. Это не в теории, а на практике. Но в журнал пишут не "глубина 0", а просто "надводное положение".
Несогласный: Глубина погружения измеряется от нижней кромки киля. То есть, фактически — осадка. Несогласный с несогласным: А теперь внимание - правильный ответ: Глубина погружения измеряется по отношению к нормальному надводному положению, который является "нулем". Снова адепт измерения от киля: Как бывший вахцер БИП рпкСН могу вас заверить, что иначе, как от киля, ее и не замеряют. Не будем продолжать цитирование. Вот наиболее мощный комментарий: Еще раз, суммирую: глубиной погружения на ПЛ подводной лодки называют показание глубиномера центрального поста. Именно эта величина под этим названием записывается во все документы и докладывается всем командирам.
Проще было бы располагать его на самой ватерлинии и вести отсчет глубины от нее, но это проблематично технически, потому что воздух, попадая в трубку, искажает показания глубиномера. На киле кингстон глубиномера расположить, кстати, технически еще более проблематично. В надводном положении глубиномер показывает глубину, отличную от нуля на величину заглубления кингстона глубиномера. Но это никого не волнует, поскольку между надводным положением и перископной глубиной у ПЛ нет устойчивых положений. Перископная глубина - это такая глубина, когда над поверхностью возвышается головка перископа 0. Если показывается часть рубки или даже возникает бурун от нее при приближении к поверхности - это нарушение скрытности перископного положения и непрофессиональная работа рулевого на горизонтальных рулях. На ПЛ установлены также глубиномеры и в других отсеках и в боевой рубке.
Высота расположения их кингстонов может отличаться от кингстона глубиномера ЦП. Поэтому у каждого из них существует поправка для приведения показаний к "главному" прибору.
Источник: В. Ильин, А. Торжественное построение по случаю подъема Военно-морского флага. Государственный флаг снимает ответственный сдатчик Чувакин В. Юдин, предоставил: И.
Орлов: АПЛ K-278, 1 января 1986 г. Северодвинск как крейсерская ПЛ; 25 июля 1978 г. Начало ходовых испытаний; 28 декабря 1983 г. В соответствии с совместным решением ВМФ и Минсудпрома руководство опытной эксплуатации поручено председателю комиссии — командующему 1 флотилии подводных лодок — и проводилось по разработанной Главкоматом ВМФ и Мидсудпромом специальной программе; 29 июня 1985 г. На борту находился Главный конструктор проекта Кормилицин Ю. При всплытии на 800 метрах выполнила прострелку торпедных аппаратов болванками. Полярном для ремонта штока лага; 30 декабря 1985 г.
Старший на борту ЗКД кап. В период выполнения задач боевой службы, 25 сентября совершила кратковременный заход в пункт базирования для передачи на берег ИГАГ-1 ст. Ванина Е. Подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, когда около 11. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда, продуть группу ЦГБ, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло "обратным ходом" было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию.
Когда в 11. Уже в надводном положении сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течении двух с лишним часов. В 11 час 37 мин был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12 час 19 мин. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков.
Быстрая и бесшумная: Украина испытала подводную лодку нового поколения
Чем выше глубина погружения, тем меньше вероятность обнаружения подлодки радиолокационными средствами и поражение её соответствующим противолодочным оружием. страшное оружие из подводных глубин. Дизель-электрическая подводная лодка "Можайск", построенная для ВМФ на "Адмиралтейских верфях" по проекту 636.3 (шифр "Варшавянка"), в рамках заводских ходовых испытаний совершила первые погружения на глубину в морских полигонах Балтийского флота. Хотя неизвестно, какой глубины достигла подводная лодка, максимальная глубина погружения судов этого типа составляет около 500 метров, сообщает Military Today. Останки подлодки покоятся на дне глубиной более 2,5 километров, хотя реактор субмарины при погружениях к ней исследовательских аппаратов так и не был обнаружен.
ДЭПЛ «Магадан» проекта 636 выполнила глубоководное погружение
Проект 636. Он является носителем крылатых ракет «Калибр», и его эксплуатация налажена», — заявил в беседе с RT главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Лодки 877-й серии уже были освоены отечественной промышленностью в прошлые годы. При создании проекта 636 их обновили, адаптировав под современные требования и новое оборудование», — подчеркнул эксперт. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу на итоговой коллегии... Одним из недостатков субмарин проектов 677 и 636. Однако, как отмечается на сайте ОСК, над созданием такой установки уже работают специалисты ЦКБ МТ «Рубин», и в перспективе этими агрегатами планируется оснащать подводные лодки проекта «Лада».
Дмитрий Корнев полагает, что в будущем российским военным руководством приоритет будет отдан всё же проекту 677. Сейчас эти трудности преодолены, лодка серийно производится, но темпы её выпуска пока недостаточны. Это вызвано, скорее всего, тем, что судостроительная промышленность в последние годы была загружена лодками предыдущего поколения — 636. Как только серия 636.
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК.
Какова же максимальная глубина погружения для современной техники? Давайте ознакомимся с научными данными по этому вопросу. Наибольшая глубина погружения для водолазов Подводный мир — не самая лучшая среда обитания для человека.
Погрузившись в воду на глубину всего 1 метр, человек ощущает увеличение давления на свой организм. Вода плотно сдавливает тело, и дышать становится заметно труднее. Работать на 5-метровой глубине могут только тренированные ныряльщики, а для покорения более глубоких слоёв воды требуется специальный водолазный костюм. Впрочем, некоторые дайверы могут погружаться на глубину в 100 метров и более в обычном костюме пловца и с аквалангом за спиной. Мировой рекорд такого погружения составил 320 метров. Именно на эту глубину опустился в 2005 году пловец-фридайвер из Франции Паскуаль Бернабе. С тех пор его рекорд не смог повторить ни один ныряльщик.
И тут смущенно прошелестел доклад из четвертого отсека, в котором на 613 проекте располагался камбуз: «Товарищ командир, это кок, старший матрос Калинджан, мослы на борщ рубит... Карьера Никиты Львовича на командирском поприще прервалась 8 мая 1966 года, когда он уже был кандидатом на поступление в академию: С-384 стояла в Донузлаве в районе Евпатории в боевом дежурстве с полным торпедным боезапасом, в котором «затаилась» одна с СБЧ. В тот день в первом отсеке произошло самовозгорание стеллажной торпеды «53-57» с перекисью водорода. В ходе борьбы за живучесть удалось предотвратить катастрофу. При этом командир минно-торпедной боевой части капитан-лейтенант Ячменев отказался идти в задымленный отсек, чтобы наладить торпедопогрузочное устройство для удаления постоянно вспыхивающей торпеды, а затем и других стеллажных торпед. Эту операцию добровольно взял на себя недавно прибывший в экипаж на должность помощника командира капитан-лейтенант Эдуард Балтин, минер по специальности в будущем - командующий ЧФ, Герой Советского Союза. В ходе борьбы за живучесть экипаж понес потерю - погиб рулевой-сигнальщик старший матрос Борис Нечаев, с которым я познакомился и сдружился в Севастопольском учебном отряде подводного плавания. Он был посмертно награжден орденом Красной Звезды, о нем напоминает памятник в Балаклаве. Компетентная комиссия из Москвы пришла к выводу, что причиной возгорания стали конструктивное несовершенство новой торпеды «53-57», неквалифицированная подготовка изделия на береговой минно-торпедной базе перед его погрузкой на лодку и другие обстоятельства, не зависящие от командира «эски». Отдельно было подчеркнуто: «Только решительные и грамотные действия командира ПЛ, отработанность и слаженность экипажа не позволили разрастись аварии в катастрофу». В 1967 году в Балаклаве была сформирована 14 дивизия подводных лодок, и Маталаев был назначен начальником разведки. Да и кого назначать на эту должность, если не его?! Ведь он в молодые офицерские годы избороздил Мировой океан - от Северного до Южного полюсов - на гидрографических читай, - разведывательных судах ВМФ. Эхом следуют друг за дружкой команды Шкабары: - Погружаемся на глубину 30 метров! Осматриваться в отсеках! Глубина - 60 метров! Инженеры подсчитали, что на этой глубине отверстие диаметром 100 миллиметров за одну минуту может «хлебнуть» до 10 тонн воды. Но из отсеков поступали доклады о штатной работе всех механизмов, гребных электродвигателей и о готовности водоотливных средств. В центральном посту на системах аварийного продувания и воздуха высокого давления несли вахту старшина команды трюмных мичман Николай Хрящев, имевший классную квалификацию мастера, и командир отделения трюмных специалист 1-го класса старшина второй статьи Петр Бряхне. Они находились в нескольких шагах от командира, но мичману Хрящеву дано право в чрезвычайных ситуациях продуть цистерны главного балласта, не дожидаясь команды. В закрытых пространствах отсеков глубина начинает восприниматься не только умозрительно - на съемных люках для загрузки в лодку аккумуляторных батарей и механизмов уже поблескивали капельки конденсата, в развешанные под сальниками полиэтиленовые мешки капля за каплей скатывалась вода. В напряженной тишине слышится скрип внутриотсечных легких переборок. Кстати, двери в каюты и рубки распахнуты настежь, словно их спешно покинули хозяева. Дело в том, что от сжатия корпуса закрытую дверь может намертво заклинить - не войти, не выйти. Вот, наконец, лодка достигла заданной глубины в 180 метров. Подводный крейсер К-93 ранее погружался и на несколько десятков метров ниже, но на том выходе задача считалась выполненной, под килем субмарины проведена незримая красная черта.
ДЭПЛ «Магадан» проекта 636 выполнила глубоководное погружение
Подводные лодки проекта 636.3 оснащены современными средствами по снижению уровня собственного шума до естественного фона океана. Когда подводная лодка погружается на большую глубину, ее корпус испытывает сильнейшее обжатие. Экипаж дизель-электрической подводной лодки «Магадан» Тихоокеанского флота выполнил глубоководное погружение на глубину 240 метров. В ходе погружения экипаж ПЛ «Магадан» отработал управление подлодкой на больших глубинах и проверил работу всех её систем и механизмов. Максимальная глубина погружения подводных лодок России, США и Японии.
Названы 10 рекордов ВМФ России, которыми можно гордиться
Компания Triton Submarines представила и уже поставила круизной компании свою первую подводную лодку под названием Triton 660/9 AVA. Сегодня исполнилось 30 лет со дня погружения атомной подводной лодки «Комсомолец», построенной на Севмаше. Автономность плавания — 120 дней, максимальная глубина погружения — 600 метров, подводное водоизмещение 30 000 т, численность экипажа — 120 человек. Атомная подводная лодка (АПЛ) «Казань» проекта 885М «Ясень-М» отработала погружение на предельную глубину в Баренцевом море. Рабочая глубина -1000 метров, предельная глубина 1250 метров, до сих пор ни одна АПЛ не способна на такие погружения.