Новости глубина погружения подводных лодок

Хотя неизвестно, какой глубины достигла подводная лодка, максимальная глубина погружения судов этого типа составляет около 500 метров, сообщает Military Today. При этом подводная лодка покрывается слоем пузырьков и эта «смазка» позволяет субмарине двигаться еще быстрее. Экипаж дизель-электрической подводной лодки «Магадан» Тихоокеанского флота выполнил глубоководное погружение на глубину 240 метров.

Подлодка "Кронштадт" отработала в ходе испытаний погружение на глубину 180 м

В ходе борьбы за живучесть экипаж понес потерю - погиб рулевой-сигнальщик старший матрос Борис Нечаев, с которым я познакомился и сдружился в Севастопольском учебном отряде подводного плавания. Он был посмертно награжден орденом Красной Звезды, о нем напоминает памятник в Балаклаве. Компетентная комиссия из Москвы пришла к выводу, что причиной возгорания стали конструктивное несовершенство новой торпеды «53-57», неквалифицированная подготовка изделия на береговой минно-торпедной базе перед его погрузкой на лодку и другие обстоятельства, не зависящие от командира «эски». Отдельно было подчеркнуто: «Только решительные и грамотные действия командира ПЛ, отработанность и слаженность экипажа не позволили разрастись аварии в катастрофу». В 1967 году в Балаклаве была сформирована 14 дивизия подводных лодок, и Маталаев был назначен начальником разведки. Да и кого назначать на эту должность, если не его?!

Ведь он в молодые офицерские годы избороздил Мировой океан - от Северного до Южного полюсов - на гидрографических читай, - разведывательных судах ВМФ. Эхом следуют друг за дружкой команды Шкабары: - Погружаемся на глубину 30 метров! Осматриваться в отсеках! Глубина - 60 метров! Инженеры подсчитали, что на этой глубине отверстие диаметром 100 миллиметров за одну минуту может «хлебнуть» до 10 тонн воды.

Но из отсеков поступали доклады о штатной работе всех механизмов, гребных электродвигателей и о готовности водоотливных средств. В центральном посту на системах аварийного продувания и воздуха высокого давления несли вахту старшина команды трюмных мичман Николай Хрящев, имевший классную квалификацию мастера, и командир отделения трюмных специалист 1-го класса старшина второй статьи Петр Бряхне. Они находились в нескольких шагах от командира, но мичману Хрящеву дано право в чрезвычайных ситуациях продуть цистерны главного балласта, не дожидаясь команды. В закрытых пространствах отсеков глубина начинает восприниматься не только умозрительно - на съемных люках для загрузки в лодку аккумуляторных батарей и механизмов уже поблескивали капельки конденсата, в развешанные под сальниками полиэтиленовые мешки капля за каплей скатывалась вода. В напряженной тишине слышится скрип внутриотсечных легких переборок.

Кстати, двери в каюты и рубки распахнуты настежь, словно их спешно покинули хозяева. Дело в том, что от сжатия корпуса закрытую дверь может намертво заклинить - не войти, не выйти. Вот, наконец, лодка достигла заданной глубины в 180 метров. Подводный крейсер К-93 ранее погружался и на несколько десятков метров ниже, но на том выходе задача считалась выполненной, под килем субмарины проведена незримая красная черта. Крейсер начал восхождение наверх… Ко мне подошел ветеран подводного плавания с 20-летним стажем мичман Николай Серветник: «Товарищ капитан второго ранга!

Хотите взглянуть на «матросский глубиномер?.. Конечно же, я захотел. В одном из отсеков мне продемонстрировали туго натянутую между переборками нить. И вот на глазах присутствующих, в основном молодых матросов, она вдруг оборвалась, как перетянутая гитарная струна: это «сдавленный» корпус начал во время всплытия «расправляться», словно лодка вдохнула «полной грудью». Глубокий вздох издал и капитан 1 ранга Шкабара Семен Семенович, когда лодка закачалась на балтийской волне: «Десятки раз ходил на глубоководное… В разных ролях… И всякий раз "сжимаешься" вместе с лодкой, и вместе с ней - "разжимаешься"»...

Полярном для ремонта штока лага; 30 декабря 1985 г. Старший на борту ЗКД кап. В период выполнения задач боевой службы, 25 сентября совершила кратковременный заход в пункт базирования для передачи на берег ИГАГ-1 ст. Ванина Е. Подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, когда около 11. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда, продуть группу ЦГБ, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии.

Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло "обратным ходом" было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Когда в 11. Уже в надводном положении сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течении двух с лишним часов. В 11 час 37 мин был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12 час 19 мин. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением.

К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда — переключиться в ИДА, однако в экипаже уже появились первые жертвы. На лодке всё это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ и воздуха высокого давления. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Вместе с кораблем в районе затопления утонуло 23 члена экипажа. В воде оказались 59 человек, пятеро, включая командира лодки, остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один человек, а камера затонула.

Всего погибло 42 подводника, тела 16 погибших и оставшиеся в живых были подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома». Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Однако очень тяжело судить о правильности или ошибочности действий экипажа, попавшего в экстремальную ситуацию; 6 июня 1990 г. В 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря.

Большие глубины — всегда риск, и там требуется действовать с предельной осторожностью. В наши дни существует практическая возможность создания подлодки с корпусом, рассчитанным на глубину погружения 5000 метров.

Но для продувания цистерн на такой глубине потребовался бы воздух под давлением свыше 500 атмосфер. Сконструировать трубопроводы, клапаны и арматуру, рассчитанные под такое давление, при сохранении их разумной массы и исключения всех связанных опасностей на сегодняшний день является технически неразрешимой задачей. Современные подлодки строятся по принципу разумного баланса характеристик. Зачем делать высокопрочный корпус, выдерживающий давление километровой толщи воды, если системы всплытия рассчитаны на гораздо меньшие глубины. Погрузившись на километр, подлодка будет обречена в любом случае. Однако в этой истории имеются свои герои и отверженные. Традиционными аутсайдерами в области глубоководных погружений считаются американские подводники Корпуса американских лодок на протяжении полувека делаются из одного сплава HY-80 с весьма посредственными характеристиками.

Многие эксперты выражают сомнения в адекватности такого решения. Из-за слабого корпуса лодки неспособны в полной мере использовать возможности систем всплытия. Которые позволяют продувание цистерн на значительно больших глубинах. По оценкам, рабочая глубина погружения глубина, на которой лодка может находиться длительное время, совершая любые маневры для американских субмарин не превышает 400 метров. Предельная глубина — 550 метров. Применение HY-80 позволяет удешевить и ускорить сборку корпусных конструкций, среди преимуществ всегда назывались хорошие сварочные качества этой стали. Для ярых скептиков, которые немедленно заявят, что флот «вероятного противника» массово пополняется небоеспособным хламом, нужно заметить следующее.

Те различия в темпах кораблестроения между Россией и США обусловлены не столько применением более качественных сортов стали для наших подлодок, сколько другими обстоятельствами. Ну да ладно. За океаном всегда полагали, что супергерои не нужны. Подводное оружие должно быть максимально надежным, тихим и многочисленным. И в этом есть доля правды. Предельная глубина погружения «Комсомольца» по расчетам составляла 1250 м. Среди главных отличий конструкции, несвойственных другим отечественным подлодкам, — 10 бескингстонных цистерн, размещенных внутри прочного корпуса.

Возможность стрельбы торпедами с больших глубин до 800 метров. Всплывающая спасательная капсула.

Смотрите также:Что известно о пропавшем в Атлантике батискафе «Титан» «Титан» перестал выходить на связь 18 июня через 1 час 45 минут после начала спуска, когда он, вероятно, уже приближался к «Титанику». Позднее в тот же день началась поисково-спасательная операция в 1450 км от мыса Кейп-Код на Атлантическом побережье США и в 644 км к югу от канадского Сент-Джонса на острове Ньюфаундленд. В OceanGate подтвердили, что именно они находились на «Титане». Первоначально эксперты в разговоре со СМИ отмечали, что «Титан» — «самоспасательное судно» с семью системами разгрузки груза, и при необходимости оно может подняться на поверхность самостоятельно. Поэтому некоторые из них допускали, что аппарат мог оказаться в ловушке, застряв, например, в обломках лайнера. Длина «Титана» составляет 6,4 м, максимальная глубина погружения аппарата — 4 км затонувший в 1912 г. Вес лодки равен 10,5 т, у нее один иллюминатор, через который пассажиры наблюдают обломки «Титаника».

Погружение в недра самой большой в мире атомной подлодки

Подводную лодку «Уфа» испытали погружением на глубину 190 метров Санкт-Петербург , 6 октября, 2022, 02:13 — ИА Регнум. Дизель-электрическая подводная лодка «Уфа» прошла испытательное погружение на глубину до 190 метров, которое обеспечили корабли Балтийского флота БФ.

Во время погружения экипаж глубоководного плавсредства "Кронштадт" проверил функционирование всех систем, а также проверил алгоритм работы участников погружения при всплытии в различных вариациях. Источник фото: Фото редакции "Во время погружения на Балтике на глубину до 180 м экипаж "Кронштадта" совместно с представителями промышленности проверил работу всех систем и механизмов подводной лодки, отработал алгоритм действий при управлении кораблем на больших глубинах и при различных способах всплытия на поверхность", — отмечается в сообщении.

Что касается вооружения, то «Огайо» несет на себе 24 баллистические ядерные ракеты или 154 крылатые ракеты. Проект 941 «Акула» Крупнейшая подводная лодка, когда-либо эксплуатируемая человечеством, — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула».

Ее длина составляет 172,8 метров, а ширина 23,3. Чтобы понимать, насколько это много, высота 10-этажного дома составляет до 40 метров. При этом ее водоизмещение равняется 48 тысячам тонн. Кажется, будто такая махина неповоротлива и ее легко догнать даже на каком-нибудь среднем катере. На самом деле это не так, и в надводном состоянии она может идти на скорости до 12 узлов, что составляет 22 километра в час, а в подводном — 25 узлов или 46 километров в час.

Разумеется, чтобы двигать такого монстра, нужны не менее монструозные двигатели. За это отвечают 2 ядерных реактора по 190 МВт каждый и 2 турбины по 45 и 50 тысяч лошадиных сил. Благодаря мощному корпусу «Акула» может погружаться на глубину до 500 метров и находиться в автономном режиме до 6 месяцев, при этом неся в себе до 160 человек личного состава. Так как проект был безумно дорогим и высокотехнологичным, в СССР было построено всего 6 экземпляров, из которых один все еще находится на вооружении, а два в резерве.

В январе 2015 года в российской версии журнала « Top Gear » опубликована первая качественная фотография АС-12. Подводная лодка была случайно сфотографирована во время фотосессии автомобиля на берегу Белого моря [11]. Конструкция править Прочный корпус подлодки — полисферический, то есть собран из нескольких шарообразных отсеков реализован принцип батисферы , изготовленных из титана и расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы. Благодаря этому прочный корпус способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах. Своё название лодка получила от героя мультфильма — лошадки из шариков. История править Атомная глубоководная станция проекта 10831 [1] , шифр «Калитка», заводской номер 210 [12] в некоторых источниках номер 210 указывается как номер проекта АГС [2] , была разработана конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы.

SCMP: Китай на пороге создания сверхбыстрых и бесшумных подводных лодок

В рамках ходовых испытаний подводная лодка Военно-Морских Сил Украины «Запорожье» впервые после ремонта осуществила погружение на перископную глубину. Дизель-электрическая подводная лодка "Можайск", построенная для ВМФ на "Адмиралтейских верфях" по проекту 636.3 (шифр "Варшавянка"), в рамках заводских ходовых испытаний совершила первые погружения на глубину в морских полигонах Балтийского флота. Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом. Экипаж новейшей дизель-электрической подводной лодки «Магадан» Тихоокеанского флота РФ выполнил глубоководное погружение на глубину почти 250 метров, сообщает Министерство обороны Российской Федерации.

Предел глубины для подводных лодок (63 фото)

Подлодка «Магадан» ТОФ выполнила глубоководное погружение. Фото: Пресс-служба АО «Адмиралтейские верфи» / РИА Новости. Раш заявлял в 2020 г., что «Титан» «демонстрировал признаки циклической усталости», в связи с чем была снижена глубина его максимального погружения. это глубина, на которой подводная лодка раздавливается, подводная лодка, по определению, не может превысить глубину раздавливания, не будучи раздавленной. Предельная глубина погружения подлодки — 600 метров, в автономном плаванье может находиться до 100 суток. Российская подводная лодка, относящаяся к Балтийскому флоту, успешно прошла очередные испытания, передает портал ТАСС. Отмечается, что ДЭПЛ успешно произвела погружение на высокую глубину в 180 метров. Подводные лодки проекта 885 «Ясень» (885М «Ясень-М») Рабочая глубина погружения 520 метровПредельная глубина погружения 600 метров.

Подлодка "Кронштадт" отработала в ходе испытаний погружение на глубину 180 м

О наличии вооружения в базовом проекте сведения отсутствуют. По мнению военных обозревателей, «Лошарик» — едва ли не самая неуязвимая и бесшумная подлодка российского флота. На определённой скорости и глубине она может быть практически необнаружимой для гидроакустических систем потенциального противника, что позволяет ей решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана [10]. В январе 2015 года в российской версии журнала « Top Gear » опубликована первая качественная фотография АС-12. Подводная лодка была случайно сфотографирована во время фотосессии автомобиля на берегу Белого моря [11]. Конструкция править Прочный корпус подлодки — полисферический, то есть собран из нескольких шарообразных отсеков реализован принцип батисферы , изготовленных из титана и расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

О ходе проведения этапа испытаний было доложено главнокомандующему ВМФ адмиралу Николаю Евменову, добавляют в Минобороны. Подлодка была заложена на Адмиралтейских верфях входят в ОСК в июле 2005 года. Спуск корабля на воду состоялся в сентябре 2018 года. Заводские ходовые испытания подлодки начались в декабре 2021 года.

Но командование ВМФ Австралии приняло решение уменьшить максимально разрешенную глубину погружений для всех подлодок такого класса, находящихся в составе флота страны. Это обошлось австралийцам в немалую сумму, поскольку чуть ли не все подводные лодки, стоявшие на тот момент на боевых дежурствах, были аналогами Dechaineux, и, по сути дела, в одночасье перестали быть подлодками, поскольку не могли больше полноценно погружаться. В срочном порядке пришлось закупать новые. В мае 2003 года китайского правительство признало, что все 70 человек, находившихся на борту подводной лодки «Мин», погибли. Трагедия произошла у побережья китайской провинции Ляонин. Лодку подняли и отбуксировали в один из портов, где позднее и была установлена причина аварии: на «Мине» не было ни одного детектора уровня кислорода. Работавшие дизели в какое-то момент его полностью «съели», и экипаж задохнулся. Все высшее командование ВМФ Китая было уволено со своих должностей. В последнее плавание ее вел владелец, Питер Мэдсен, пригласивший в попутчицы журналистку Ким Валль. Детали произошедшего на борту «Наутилуса» известны исключительно со слов Мэдсена. Сначала он рассказал, что лодка дала течь, и Валль захлебнулась, после чего он был вынужден оставить ее тело на борту и начать операцию по собственному спасению. Но после того, как водолазы обнаружили на дне моря пакеты с расчлененными частями тела журналистки, Мэдсен изменил показания: на суде он клялся, что случайно нанес девушке смертельное ранение гаечным ключом, и, сильно испугавшись, принял решение посильно замести следы. Суд ему не поверил и признал виновным в убийстве. В ноябре 2017 года правительство Аргентины сообщило о пропаже военной подводной лодки San Juan.

Как вспоминали потом подводники, уходили на глубину медленно, словно отмеряя стометровые отсечки. Проверяли не только герметичность прочного корпуса, но и возможности стрельбы с большой глубины торпедами, систему аварийного всплытия. На такой глубине субмарина была недостижима для других подводных лодок и любых противолодочных средств. Кроме того, она практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. В июне 1987 года подлодка завершила опытную эксплуатацию и стала считаться боевой. В августе-октябре того же года К-278 выполнила задачи второй боевой службы. Это случилось в том же Норвежском море. Возник пожар в двух смежных отсеках.

Источник сообщил, что АПЛ "Лошарик" в ходе испытаний "нырнет" на предельную глубину

Погружение подводной лодки обеспечивали спасательное судно «Эпрон» и малый противолодочный корабль «Поворино». Максимальная глубина погружения подводных лодок России, США и Японии. 45 суток, предельная глубина погружения - 300 метров, экипаж - 52 человека. В рамках заводских ходовых испытаний, проходящих в морском полигоне Балтийского флота, экипаж дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) "Кронштадт" отработал погружение на глубину 180 метров. Подводная лодка, которой был присвоен тактический номер АС-12, была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмаш» 13 августа 2003 года[6][13].

Названы 10 рекордов ВМФ России, которыми можно гордиться

На новейшей подлодке «Кронштадт» сегодня подняли военно-морской флаг России. Церемония прошла на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге. Это самая современная дизель-электрическая подлодка проекта 677 «Лада». На глубине она почти бесшумна, оборудована уникальными средствами акустической защиты. То есть, для противника она — незаметна, при этом, сама может обнаружить цель на большом расстоянии. На борту — мощное высокоточное оружие — ракетно-торпедное и радиоэлектронное.

Корреспондент «Известий» Максим Облендер обо всем расскажет. Ее прозвали «невидимкой».

Наконец, стихло. Запустили родимую! Слышу, отсек снаружи отдраивается и показывается опущенное лицо командира. Ну как ты, закричал он, полагая, что я оглох. А что мне сделается, с разыгранным равнодушием ответил я, а вот пес обкакался…» Шкабара, посмеявшись, покачал головой: слышал, мол, краем уха, но это было до моего назначения в дивизию. Тест на проверку глубиной На том памятном для меня выходе экипажу К-96 предстояло совершить глубоководное погружение.

Каждая ПЛ многократно проходит этот тест: первый раз после постройки, затем - после каждого заводского или докового ремонта. А подлодки, сдавшие все курсовые задачи и введенные в первую линию, уходят на рабочую глубину один раз в году. Для подводного ракетоносца К-96 проекта 629-А рабочая отметка составляла 260 метров, предельная - 300. Балтика находится в пределах материкового шельфа, ее средняя глубина составляет 51 метр. В районах отмелей, банок и около островов наблюдаются даже глубины до 12 метров. А максимальные, например, в Ботническом заливе и Готландской котловине, приближаются к 300 метрам. В одной из таких впадин глубиной 220 метров подводный крейсер и его экипаж должны были подвергнуться серьезному испытанию. Человеку неискушенному подводная лодка может показаться монолитом, недоступным для проникновения воды извне.

Подводники же расстаются с этим идиллическим взглядом с первых дней службы на лодке, когда приступают к изучению ее устройства. Прочный корпус субмарины на поверку во многих местах пронизан забортными отверстиями, обеспечивающими работу многочисленных систем. И во время глубоководного погружения все они, что называется, поштучно, становятся объектами пристального контроля со стороны членов экипажа. Подготовка к встрече с околопредельными для этого проекта глубинами началась еще у пирса, когда в отсеках задраенной лодки до минимальных значений понижалось атмосферное давление, чтобы проверить корпус на герметичность. На борту К-96 работали также специалисты поисково-спасательной службы флота. Они проверяли аварийные системы подачи воздуха и установления аварийной связи с водолазом, продувания цистерн главного балласта и вентилирования отсеков со спасательного судна, индивидуальные средства спасения, аварийные запасы пищи. Одновременно с К-96 к выходу в море готовилась еще одна субмарина. В точке глубоководного погружения она должна будет поддерживать с лодкой капитана 1 ранга Шкабары звукоподводную связь, при которой оба корабля используют свои гидроакустические станции и азбуку Морзе.

Матросский глубиномер Первый раз психологическую проверку многометровой толщей воды я прошел в середине шестидесятых прошлого века на срочной службе в 155-й Констанцской ордена Ушакова отдельной бригаде подводных лодок Черноморского флота. Рабочая глубина средней дизельной лодки 613 проекта составляла 170 метров, предельная - 200. В полигоне С-384 под командованием капитана 2 ранга Никиты Маталаева начала погружение на фиксированные глубины, задерживаясь на каждой из них для осмотра на боевых постах. Хорошо помню, как в торпедном отсеке был сооружен «матросский глубиномер» - свисающая с подволока нить с грузиком на конце, лежащем на палубе.

После успешного выполнения подводной части упражнения экипаж ПЛ «Магадан» осуществил всплытие в надводное положение и продолжил выполнение мероприятий в соответствии с планом боевой подготовки. Глубоководное погружение подводной лодки обеспечивал экипаж спасательного судна «Георгий Козьмин».

Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу на итоговой коллегии... Одним из недостатков субмарин проектов 677 и 636.

Однако, как отмечается на сайте ОСК, над созданием такой установки уже работают специалисты ЦКБ МТ «Рубин», и в перспективе этими агрегатами планируется оснащать подводные лодки проекта «Лада». Дмитрий Корнев полагает, что в будущем российским военным руководством приоритет будет отдан всё же проекту 677. Сейчас эти трудности преодолены, лодка серийно производится, но темпы её выпуска пока недостаточны. Это вызвано, скорее всего, тем, что судостроительная промышленность в последние годы была загружена лодками предыдущего поколения — 636. Как только серия 636. Потому что технически это более совершенные корабли», — заявил аналитик в беседе с RT. Как отмечает Дмитрий Корнев, основной задачей подлодок типа «Лада» является «защита районов базирования стратегических атомных подводных лодок». Среди достоинств судов данной серии он выделяет их малошумность.

Но архитектурно 677-я серия более совершенна и малошумна.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий