Свежие новости. Информационно-психологический проект. Здесь всегда можно найти интересные и полезные статьи, ссылки и информацию из различных сфер и направлений психологии и психотерапии. Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз – его основателем. Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Второй сезон подкаста «Гештальт для всех», в первом выпуске которого журналистка Анна Ягода разговаривает с основателем Уральского института гештальта и современной психологии — Михаилом Исуповым и ведущей ключевых программ института.
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания
Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования. Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз – его основателем. Проявлять психологу собственные чувства – это также подход гештальт-терапии.
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии
Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр. Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить. Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи задействовать свою личность целиком, как гештальт — например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой.
Телесные ощущения — ключ к чувствам, эмоциям все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение. Чувства, эмоции — это ключ к потребностям. Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него.
Но рассказывать всё-всё — бесполезно и даже вредно: теряется время, его не хватает ни на что, кроме рассказа и слушания; иногда потребность клиента действительно только в том, чтобы быть безоценочно выслушанным; однако обычно клиент хочет какого-то отклика, реакции, мнения, на которые тоже как-то реагирует, но на рассмотрение этих важных вещей не останется времени, если всю сессию посвятить только подробному рассказу о проблеме. То, как клиент обходится со своими потребностями, как контактирует со средой, чтобы удовлетворить их, — все это можно проследить на примере того, как он контактирует с терапевтом. Отношения с терапевтом — это маленькая модель того, как клиент строит отношения с другими людьми, и свои паттерны он обычно воспроизводит не только в жизни, но и в терапии.
Например, клиент приходит работать над проблемой ответственности: не может определить границы своей ответственности в близких или деловых отношениях, берет больше или меньше ответственности, чем ему нужно. Эта же проблема будет воспроизводиться и в его отношениях с терапевтом: клиент будет пытаться переложить на терапевта всю ответственность за свое продвижение в терапии или, напротив, не замечать, не признавать ответственности терапевта и т. И если проследить и решить эту проблему на примере клиент-терапевтических отношений, то клиент научится решать проблему ответственности и в других своих отношениях.
Получается, что мозаика проблемы обычно состоит из паттернов — повторяющихся элементов орнамента. И тот фрагмент узора, который повторяется, обычно хорошо виден на самом небольшом отрезке общения. Вместо заключения Если вернуться к началу, к картинкам про фигуру и фон, то можно провести такую аналогию.
Трудность клиента — это как если бы его взгляд фиксировался только на одной фигуре: могу увидеть только девушку и никак не пойму, где же тут старуха; вижу профили и не понимаю, о какой вазе вы мне толкуете; не могу достроить фигуру из прерывистых линий. В гештальт-подходе клиент и терапевт вместе рассматривают картинку, ищут недостающие детали и разные углы зрения. Тогда у клиента появляется свобода восприятия, а затем рождаются возможность выбора и силы его сделать.
Сноски: 2 4 Кроме нее также психоанализ, феноменология, экзистенциализм, теория поля Курта Левина, теория парадоксальных изменений Арнольда Бейссера, но об их связи с гештальт-терапией нужно говорить отдельно.
Гештальтттерапевт ориентирован на феноменологию, он осознает, фиксирует происходящее с ним самим и клиентом, но не дает оценок — ни с этической, ни с какой-либо другой точек зрения. Казалось бы, встреча «человек и человек» доступна нам и в обыденной жизни — с друзьями, с близкими людьми. Однако практика показывает, что, если у человека случается стресс, как раз прямая встреча становится для него затруднительной. Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента.
Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие. Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций. Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия. То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации. То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале.
Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций. Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения?
Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга. Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции.
Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире. Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия. Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит. Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет.
Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации.
А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта.
Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни.
Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми. И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод. Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю?
Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю? Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом?
Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди! Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас. То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее. При этом опору мы, как правило, ищем в поле. Не в самой ситуации, а в том, что ее окружает. Фигура и фон Гештальт-психологи первой половины XX века сформулировали понятия фигуры и фона.
Фигура есть то, на чем сфокусировано сейчас наше внимание. Фон — то, что окружает фигуру. Все мы прекрасно знаем этот эффект. Когда мы смотрим в окно, мы видим либо пейзаж, либо стекло на фоне пейзажа. Мы не в состоянии одновременно видеть и стекло, и то, что за ним. Это понятно нам из опыта. Открытие гештальт-психологов состояло в том, что фон не просто дополняет или мешает восприятию фигуры, фон оформляет фигуру, придает ей форму, превращает ее в гештальт. В зависимости от того, насколько прозрачно стекло, мы будем по-разному видеть пейзаж.
В зависимости от того, день на дворе или ночь, солнечно или пасмурно, мы будем по-разному видеть оконное стекло, замечая или не замечая степень его прозрачности, пятна, пузырьки и т. Мы говорим: на этом фоне такое не видно; на другом фоне оно становится заметно. Ту же тему по-своему развивали русские искусствоведы-формалисты 1920-х годов, философ Бертран Рассел и семиологи 1960-х. Они рассуждали о том, что форма высказывания есть «высказывание о высказывании», метауровень коммуникации. И опять-таки мы все это прекрасно знаем из личного опыта. Молодой человек, скорчив кислую гримасу, говорит девушке: «Какая ты красавица! Ясно же, что, произнося здесь и сейчас вполне понятные слова, молодой человек имеет в виду нечто другое. Зачастую даже не осознавая, что собственно он имеет в виду.
Гештальттерапевты часто подчеркивают, что энергия скрыта в фоне. И действительно, слова часто говорят меньше, чем сопровождающий их жест, поза, движение. Как в приведенном выше примере, когда выражение лица молодого человека гораздо более эмоционально и энергетически заряжено, нежели произносимая фраза. Полный смысл высказывания удается определить, если мы уделяем внимание всей ситуации акта коммуникации, включающей как словесные, так и невербальные компоненты. Если посмотреть шире, мы обнаружим, что и на уровне поступков в больших сценах жизни действуют те же закономерности. К примеру, прояснение сюжетных длительных отношений между людьми позволяет лучше понять мотивы и смысл чувств и поступков конкретного человека в конкретной ситуации. Открывая для себя, делая осознаваемым фон, мы существенно меняем фигуру. Причем, изменения эти могут оказаться парадоксальными, поскольку изначально парадоксальным было сочетание мотива и самого высказывания.
Человек говорит, например: «Я тебя не люблю!
Гештальттерапевт помогает ему стать целостной личностью — познакомиться с разными частями себя и перестать подавлять те, что раньше казались «неправильными». А это уже не просто повышает самооценку и учит выстраивать здоровые личные границы, но и позволяет развиваться: преодолевать страхи и ограничивающие убеждения, реализовывать свой потенциал в разных областях — отношениях, работе, творчестве. Творческий подход. Гештальттерапевт использует необычные эксперименты. И это как минимум гораздо более интересно, чем, например, ведение дневника эмоций.
Настоящий разговор с внутренним критиком — такой опыт точно невозможно забыть. Кроме того, творческие методы позволяют человеку исследовать свои эмоции, поведение и отношения с другими людьми так, как не получилось бы с помощью более формальных. Ориентация на здесь и сейчас.
Через активные методы обучения, дискуссии, обсуждение кейсов, анализ видео- или аудиоматериалов у нас получится собрать этот кубик Рубика. Возможность получить современные знания и опыт в удобное для себя время. Вы можете расположиться в комфортной локации и погрузиться в контакт со студентами и преподавателями, никуда не мчась, не опаздывая. Широкая география участников процесса — это тоже ценно. Я, например, в живу в Саудовской Аравии. И как бы я преподавала заинтересованным русскоязычным студентам, если бы не было онлайна? Если у абитуриента есть сомнения, можно ли обучиться психологии через экран, то мой ответ: безусловно, можно.
Конечно, чтобы какие-то гештальт-эксперименты разместить в онлайн-формате, придётся поискать подходящую форму. Но таких мало. Для большинства практик и техник ограничений нет. Сейчас очень много терапевтических групп проходит дистанционно. Индивидуально я консультирую, например, только в онлайн-формате, в силу своего места жительства. Мы не можем прикоснуться к человеку, почувствовать запаха, вот и вся разница. В остальном наше восприятие работает точно так же. Среди Ваших специализаций есть телесно-ориентированная психотерапия. Расскажите немного о том, как она работает? Здесь важно знать, что все наши проявления, реакции, эмоции возникают в теле и там же сохраняются.
Слышали такое понятие, как телесная память? Человек может забыть, что с ним что-то происходило. Травматичное событие могло произойти в его младенчестве, когда в силу недостаточно развитого мозга и психики он мог просто не осознавать, что случилось. Но тело все помнит. Подготовка в области телесной терапии помогает мне строить терапевтические гипотезы в работе. А в жизни — избегать ненужного напряжения в отношениях или, наоборот, поддерживать близких, кому эта поддержка нужна. Когда ты понимаешь природу того, что происходит с человеком, тех проблем и ограничений, с которыми он сталкивается в себе, тогда бережливее к нему относишься. В процессе терапии я много внимания уделяю телесным проявлениям и привлекаю к ним внимание клиентов. Бывает, человек, рассказывая что-то, меняется, начинает сутулиться, горбиться, у него вдруг сжимаются руки, появляется какое-то движение. В гештальт-терапии есть целое направление — работа с телом.
Я отношусь к нему с большой любовью. Это всегда как музыка, как рождение чего-то нового, когда клиент через тело начинает осознавать свои подавленные эмоции, выражает их, вдруг вспоминает, с чем связано то, что он проживает телом. Более того, многие гештальт-эксперименты завязаны на теле. Например, я могу предложить клиенту выразить что-то движением или усилением действия. Можно сказать, это прямой путь к эмоциям, к спрятанным, зажатым переживаниям. Есть такой феномен: неосознанное членовредительство, когда с человеком постоянно что-то происходит. То он ломает ногу, то руку, ударяется одним и том же местом. Все это — сигналы. Бессознательное что-то хочет нам сказать через тело. И это то, с чем можно работать для разрешения внутренних проблем клиента.
Хочется у увлеченного своим делом человека спросить: что кроме психологии во всех ее проявлениях Вас наполняет? Я люблю шить одежду, и когда у меня выдается свободное время, занимаюсь этим. Создаю простые и комфортные вещи. Могу по итогу их даже не носить, но сам процесс меня вдохновляет. Шитье для меня — медитация. Погружаясь в этот процесс, я отключаюсь от всего, и тоскую, когда не хватает времени сесть за машинку. Второе хобби — декупаж. Люблю украшать вещи. Недавно появилось новое увлечение: роспись по ткани. Мне нравится придумывать какие-то образы, использовать подручные средства, штампы, трафареты.
Сначала рисуешь основу и потом с этим играешь: что-то дорисовываешь, где-то дополняешь цвета. Что еще дает мне мощный ресурс? Встреча с группами. Будучи преподавателем в университете, я получала огромное удовольствие от работы со студентами. Это был настоящий взаимный обмен, после которого хотелось творить, становиться лучше, читать, узнавать новое. Семья — это априори. Здесь я черпаю много энергии, общаясь с детьми, мужем, родителями, сестрами. Очень вдохновляют встречи с друзьями. После них хочется творить.
Что такое гештальт и как его наконец закрыть
Под гештальтом в гештальт-терапии имеется в виду некоторая ситуация из прошлого, которая по каким-то причинам не завершилась, прервалась в середине процесса, и эта незавершенность мешает жить спокойно Марина Ионычева гештальт-терапевт, автор блога «Завершай гештальт» Эксперт привела пример незакрытого гештальта — если расстаться с любимым человеком и не завершить отношения, проговорив обиды и боль, то разлука будет мучительной. Человек будет все время мысленно возвращаться в прошлое, проигрывать в голове диалоги и варианты поведения, а чувства к бывшему партнеру останутся яркими. Если не прожить злость и обиду, эти чувства будут оставаться «на фоне» жизни, то есть присутствовать незримо и влиять на ваше состояние и настроение Марина Ионычева гештальт-терапевт Ионычева уточнила, что все начинается с отношений с родителями и другими значимыми взрослыми. Ранний опыт привязанности и построения коммуникации люди проносят через всю жизнь. Характер, привычки и убеждения человека — это тоже сформированные, «застывшие» гештальты психики Как понять, что гештальт не закрыт Гештальт-терапевт Юлия Ананьева в разговоре с «Лентой. Такие люди часто не отличают свои настоящие потребности от навязанных в детстве установок или приобретенных во взрослой жизни убеждений, говорит специалист.
Отсюда вытекает понятие сценария, когда человек попадает в одну и ту же ситуацию при разных обстоятельствах. Например, он может несколько раз менять работу, но всегда натыкаться на очень строгого начальника, который совершенно не заботится о моральном и физическом состоянии подчиненных. Сценарий в гештальт-терапии — это повторение одних и тех же ситуаций, исход которых не устраивает человека и повышает его тревожность В таком случае человеку может казаться, что он попал в замкнутый круг и все происходящие события — это судьба или наказание свыше. На самом деле он просто раз за разом совершает одну и ту же ошибку, не замечая этого. Что значит «закрыть гештальт» По словам Марины Ионычевой, гештальт как процесс имеет свой цикл развития, от начала к середине и до конца.
Можно сказать, что каждые новые отношения — это открываемый гештальт: они имеют начало, какую-то середину и обязательно должны иметь завершение. Закрыть гештальт означает довести какую-то жизненную ситуацию до завершения Психолог подчеркнула, что «завершение гештальта» — это проживание чувств, которые долгое время были невыраженными и мешали спокойно жить, это чувство облегчения и освобождения, возможность строить отношения не по привычным сценариям, а более осознанно, выбирая то, что хочется, а не то, что «надо» или «привычно». Современные психотерапевты не закрывают гештальты.
От того, как относится человек к такой сложившейся ситуации, зависит его состояние. Кто воспринимает события как очередную задачу, которую надо решить, ищет варианты решения, решает и тогда завершает гештальт. Завершая очередной гештальт, человек получает новую волну успеха и новые силы, и идеи для решения следующих жизненных задач. В таком образе жизни четко прослеживается линия удачника. А вот если гештальт не завершен, и сама ситуация воспринимается как неразрешимая, и такие ситуации возникают одна за другой, а человек не предпринимает никаких продуктивных мер по поводу выхода из сложившейся системы, то начинает четко работать линия неудачника, так как удача систематически проходит мимо. Человек периодически вспоминает эти ситуации и испытывает сильный дискомфорт.
Опасность такого состояния — появление следующих факторов: тревоги; дискомфорта внутри организма; преграды в достижении поставленных целей. Как разорвать замкнутый круг? По теории гештальтпсихологии, необходимо завершить гештальты, завершить начатое. Простые незавершённые ситуации можно осознать, но гораздо сложнее закрыть гештальт, который человек тянет из детства. Такая незавершенность скрыта в подсознании.
У меня был опыт, когда проблема клиента разрешалась за 1-2 сессии.
Во втором — могут понадобиться месяцы и годы. Мой самый длительный опыт терапии — четыре с половиной года. Многое зависит и от самого клиента: что он хочет изменить и насколько сильно. Приведу замечательный пример из своей практики публикуется с согласия клиента. Ко мне пришла молодая женщина, чуть старше двадцати лет, но уже с богатым жизненным опытом: замужество, ребенок, переезд в другую страну. Изначальным ее запросом были отношения, но по ходу нашей работы появлялись и другие темы.
И если в начале терапии в ней преобладала безысходность, ощущение, что ничего нельзя изменить, то вскоре после завершения терапии она купила дом, нашла мужчину, с которым ей хорошо и которому она смогла доверять, сделала устойчивую карьеру. Да, конечно, ее жизнь не лишена проблем, но теперь у нее есть инструменты для их решения. Часто бывает и такое: чем моложе клиент, который приходит в терапию, тем меньше встреч с психологом нужно, но опять же, если нет сильно травматического опыта. Какими качествами он обладает? Это личность, которая за пределами кабинета ведет себя примерно так же, как и на сессии с клиентом. Конечно, есть какие-то нюансы, но гештальт-терапия — это терапия контактом, поэтому здесь самое важное — встреча.
И для того, чтобы эта встреча состоялась, терапевт сохраняет естественность. Он живой и честный. Если у него возникают какие-то чувства в ходе работы, он вполне свободен их разместить и проявить, но только в том случае, если это будет полезно клиенту. Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно. Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения. Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста.
Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит. Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно. Терапевт терпеливо ждёт.
Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта. Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности. Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком. Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие. Это про безоценочность. Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека.
И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать.
Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование. Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы.
Студенты точно про себя очень многое поймут. Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей. Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти. Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней. Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других.
Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения? И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей. Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом.
Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы.
Если верхняя готова работать, то нижняя лучше отдохнет. Терапевт предлагает пациенту побывать и той и другой «собакой», чтобы вернуть целостность натуры. Сны Сновидения играют немаловажную роль в психоанализе, хотя в гештальт-терапии не играют самую ключевую роль, но помогают при анализе подсознательного. На основе снов пациента специалист более ясно видит картину личности, его переживания, эмоции. Моделирование событий или ролевые игры Метод лечения при помощи моделирования событий в основном предлагается на групповых сеансах. Пациентам предлагают разные вариации ролевых игр, где более подробно раскрываются личностные черты характера. Примеряя на себе какую-нибудь роль, человек открывается совершенно по-другому, неожиданно для себя находит пути решения проблемы, совершает неожиданные для него поступки. Занимаемся гештальт-терапией самостоятельно Давайте рассмотрим методы и упражнения гештальт-терапии, что легко делать даже самостоятельно.
Стул напротив Психотерапевт советует пациенту поставить перед собой простой стул, где никто не сидит. Теперь надо представить на нем человека, которому хотелось бы рассказать свои проблемы, излить душу. Больной раскрепощен, так как никто не смотрит ему в глаза, он говорит то, что у него наболело без всяких стеснений, потому что его никто не слышит, так обнажаются самые животрепещущие проблемы. Кого вам не хватает Предлагается взять чистый лист бумаги, записать на нем того человека, что вам так не хватает в жизни, или не хватало в детстве. Например, вы в семье один ребенок, вам не хватало брата или сестры. Возможно, у кого-то не было рядом бабушек, дедушек, родителей. Рядом пишите, как изменилась бы ваша жизнь, если бы этот человек был с вами. Что бы вы с ним делали, как общались, на какие темы разговаривали, чем бы помогли ему, а он вам. Просканируйте мысленно свое окружение, нет ли рядом того, кто бы мог заменить недостающего человека?
Этот метод наглядно покажет с кем бы вам хотелось иметь близкое общение, правильный выбор друзей много значит для психологического состояния человека. Выпустить пар Важно иногда выпускать пар, злость или обиду, что накопилось внутри. Для этого возьмите палку, бейсбольную биту и лупите по боксерской груше, если вам это удобно делать в зале, при людях. Возможен и другой вариант: всегда есть под рукой диван или другой предмет мебели, готовый принять ваш гнев.
Гештальт-терапия. В чем суть метода?
Еще раз о гештальт-терапии | Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы. |
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1 | Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. |
Публикации
- Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания
- Истоки гештальт-терапии
- Гештальт-терапия: среднесрочный метод воздействия на психику пациента.
- Гельштат психология и терапия. В чем разница?
Что такое гештальт простыми словами?
Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Чем может помочь гештальт-терапия. «Гештальт не закрылся» — часто на этом меме наши знания о гештальт-психологии заканчиваются. гештальт терапия это в психологии. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами.
Основные понятия и принципы гештальттерапии
- Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами / Skillbox Media
- Заказать обратный звонок
- Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию?
- Цели гештальт-терапии
Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами
Гештальт-терапия — это направление психотерапии, в основе которого лежит принцип «здесь и сейчас». Суть в том, чтобы помочь человеку сделать свою жизнь более комфортной и яркой, осознать связь мыслей с телом и чувствами и жить в настоящем. Ещё гештальт-терапию называют терапией контакта, потому что в этом подходе человек рассматривается как субъект, контактирующий с внешним миром и другими людьми. Выражение «закрыть гештальт» как-то связано с этим направлением? Да, оно напрямую связано с гештальт-терапией и означает «завершить начатое, собрать целостный образ» с немецкого gestalt — «целостный образ». Например, вас обидели, но вы так и не сказали об этом обидчику.
Такая недоговорённость мучает, заставляет заниматься самокопанием, провоцирует недоверие к людям. Но если вы выразите свои чувства и восстановите границы, то вас перестанет это тяготить. Причём необязательно назначать встречу оппоненту. Помочь может техника пустого стула: клиенту предлагают представить на пустом стуле того, к кому есть невысказанные чувства. У человека появляется возможность высказать их в безопасной среде и закрыть гештальт.
Читайте также: Психодрама: что такое, техники, кому поможет Чем гештальт отличается от КПТ и психоанализа? Основной принцип гештальт-терапии — рассмотрение человека как целостного субъекта: специалист наблюдает его мысли, эмоции, чувства и физические ощущения как взаимосвязанные между собой элементы. Этим гештальт-терапия и отличается от других направлений психотерапии, где чаще делается акцент на чём-то одном. Например, в психоанализе идёт работа с сексуальной энергией. Считается, что это основа, которая по-разному сублимируется.
В когнитивной или когнитивно-поведенческой психотерапии специалист обращает внимание на мысли и поведение человека. С осознанным человеком, который в целом очень хорошо всё про себя понимает, гештальтист будет работать в сторону усиления его чувств: замечания эмоций, отслеживания телесных реакций. Если клиент хорошо разбирается в своей эмоциональной жизни, важно будет уравновесить его осознание когнитивными процессами. Например, замечать, как эти эмоции проживаются или блокируются телом. Таким образом внутренняя жизнь человека достигает большего баланса, появляется возможность большей гибкости в принятии решений и проявления себя, а следовательно, повышается адаптивность.
Читайте также: Когнитивно-поведенческая терапия — что такое, объясняем простыми словами С какими проблемами люди приходят к гештальт-терапевтам? Самые распространённые запросы: тревога, страх, ощущение небезопасности, вопросы неудовлетворённости собственной жизнью, состояния, близкие к депрессии, невозможность построить отношения и продвинуться по карьерной лестнице.
Так я стала гештальт-терапевтом. Для меня уникальность этого направления заключается в готовности психолога оставаться с клиентом там, где больше вопросов, чем ответов. Такой специалист не навешивает ярлыки ради собственного спокойствия, а помогает человеку осознавать то, что происходит в его жизни, и находить новые варианты решений. Гештальт-терапия — это возможность заметить нового себя. Все мы живем в образах старого мира, устаревших картинах реальности, образах детства и с неактуальными установками. Мы часто не замечаем, что меняемся — так и возникает огромная пропасть между тем, что грезится и тем, что есть на самом деле. Человек погружается в растерянность, страдание, усталость и отчаяние.
Гештальт-терапия — это способ войти в реальную жизнь, перестать быть образом самого себя. Гештальт-подход можно использовать в индивидуальной и групповой работе. К такому специалисту обращаются с семейными и детскими проблемами, с вопросами по разводу и сексуальности, с расстройствами пищевого поведения, приходят с психосоматикой и онкозаболеваниями. Обычно это зависит от личного интереса специалиста и пройденных специализаций в разных темах. Мои специализации — это работа с кризисами и травмами, эмоциональные зависимости и длительная терапия личностных расстройств характера. Когда вы захотели не только работать, но и обучать других? Мне интересно погружаться в информацию, перерабатывать источники, искать новые формы, обмениваться знаниями. Это особое удовольствие — находиться среди единомышленников, коллег, видеть их интерес и азарт.
Совместно с Полом Гудманом и Ральфом Хефферлином написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности» 1951. Одним словом через все органы чувств. Что в свою очередь помогает строить отношения с ним не на основе своих представлений, а на основе своих впечатлений. Теория поля Человек находится в постоянном динамическом проживании разных процессов, которые зависят от контекста и ситуации вокруг. Влияние ситуации на человека, а человека на ситуацию — это и есть предмет изучения в психологии. Диалог Термин «Диалог» ввел Мартин Бубер. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. И в результате, опираясь на феномены и учитывая контекст, создать с ним отношения, внутри которых возможны изменения. Что происходит на сессиях Каждая сессия уникальна. Никогда нельзя спрогнозировать, что на ней будет происходить.
Вопрос этот по-прежнему открыт. Ибо разные люди воспринимают действительность по-разному. Прекрасный пример этому — знаменитое изображение, известное нам как «Ваза Рубина» названное в честь автора, датского психолога Эдгара Рубина. На этом изображении можно увидеть то два профиля, то вазу. Когда человек видит вазу, профили исчезают, превращаются в фон. А как только появляются профили, фоном становится ваза. Почему он важен для понимания всей гештальтпсихологии? Потому что потребность нашего мозга достраивать образ до целого определяет тот факт, что нам свойственно завершать начатые действия, проживать до конца те или иные ситуации. Если же какое-то действие остается незавершенным, мы испытываем дискомфорт, тревогу, беспокойство. На нем сосредотачивается наше внимание. Оно становится для нас фигурой, отодвигающей все на задний план, превращающей остальную нашу жизнь в фон. Нам нужно достроить фигуру для целого закрыть гештальт. Только тогда она сможет стать для нас фоном, освободив место новому. Гештальт воспринимается как незавершенное действие, недоделанная до целого "фигура" Фредерик Перлз и гештальт-терапия Гештальт-терапию как направление психотерапии разработал немецкий психоаналитик еврейского происхождения Ф. Перлз 1893-1970 гг. Он является легендарной в истории мировой психиатрии личностью. В какой-то момент, а именно в начале 40-х годов, Перлз отошел от учения Фрейда и занялся разработкой нового метода. В этом ему активно помогали жена Лаура и американский писатель-авангардист, анархист и философ Пол Гудман. Официальной датой рождения метода считается 1951 год, когда вышла в свет книга Перлза, Гудмана и Хефферлина «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности», вызвавшая всеобщий интерес и положившая начало популярности гештальт-подхода. Штрихи к портрету Фредерика Перлза Родился в 1863 году в Берлине. Отец — коммивояжер, часто был в разъездах и воспитанием сына не занимался. А мать регулярно поколачивала мальчика. Фредерик рос упрямым и непокорным, не признавал никаких авторитетов и всегда отстаивал свое мнение. В 13 лет Фридрих бросил гимназию. Впрочем, позже он все-таки окончил школу, а затем и медицинский факультет Берлинского университета.
Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется?
Выражение «закрыть гештальт» часто используют блогеры и коучи в соцсетях. Однако это не просто популярный тренд — в психологии словом «гештальт» обозначают незавершенное действие, мысли о котором не дают покоя. Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека.
Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта
И наоборот, если во-первых вы увидели профили — это фигура, а ваза уже является фоном. Принципы гештальта: ваза Рубина Когда фон и фигура вступают в отношения друг с другом вы их видите в разное время по-разному, формируется четкий образ одного за счет другого , тогда рождается новое свойство в нашей психике — возникает гештальт. Проще говоря, мы выхватываем целостный образ из окружающей нас жизни. Принципы гештальта: Подобие — мы быстрее и вместе воспринимаем объекты, которые похожи по размеру, форме и цвету. Замкнутость — каждый раз мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он имел полноту. Близость — нам легче группировать объекты, которые находятся близко друг к другу. Смежность — чтобы воспринимать объекты как целостный образ, им нужно быть близкими друг к другу в пространстве или времени. Эти принципы работают везде, ведь так создана психика человека. Например, если вы видите просто текст, то уже настраиваетесь на то, что он целостный — по смыслу имеет начало и завершенную мысль. Поэтому каждый психически здоровый человек стремится к целостной картинке, к завершению начатого дела, чтобы довести его до полноты. Что такое незакрытый гештальт и его значение для человека Что вас побуждает читать эту статью?
Интерес, потребность узнать что-то новое? У нас всех есть уйма потребностей, которые мы стремимся удовлетворить. И если не получается удовлетворить основные из них, тогда мы в скором будущем рискуем оказаться на приеме у специалиста с неврозом или депрессией. По такому принципу работает психика. Мозг человека устроен так, что стремится закончить начатое. Например, вы начали читать книгу или смотреть фильм и никак не можете закончить. Вот тут-то и возникает незавершенный гештальт — вас постоянно тянет завершить начатое. Это что касается какого-то действия. А если речь пойдет об абстрактных понятиях — отношениях, гневе, горе, обиде — то тут неудовлетворенная потребность незакрытый гештальт влечет за собой хронический дискомфорт, отравляющий жизнь. Иногда не только одному человеку, но и его окружению.
Наверное, вы встречали обиженного человека. С ним даже находиться сложно — он постоянно бурчит, во всем видит негатив и раскидывается обвинениями. Все ли гештальты нужно закрывать? Далеко не все гештальты можно и нужно закрыть. Некоторые неудовлетворенные потребности могут просто не осознаваться человеком. Но есть и такие, что человек сознательно не стремится восполнить — считает их опасными или постыдными. И вот имеем замкнутый круг: потребность — нет удовлетворения — незакрытый гештальт. И так этот ком может катиться годами и увеличиваться. Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется.
В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни. По этой логике все гештальты нужно закрывать. Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться! Например, человек заикается и это мешает ему полноценно общаться, он чувствует себя неуверенно и боится выступать на публике. Он начинает разбираться в себе, вспоминает, что в детстве его напугала собака, он был один и старался быстрее убежать от нее.
Но я попробую сейчас вкратце объяснить, что такое гештальт простым языком и как знание значения этого термина может помочь в понимании психологии человека. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение и переводится как «форма», «образ».
Но основатель гештальт-терапии заложил в него более глубокое значение. Поэтому перед тем, как начать объяснять основы этой методики психотерапии, стоит немного вникнуть в историю её возникновения. Основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз начал исследовать особенности человеческого восприятия мира в 40-х годах ХХ века. Он заметил, что классическая психотерапия не помогает человеку полностью избавиться от своих проблем. Причиной этого, с его точки зрения, было то, что люди приходили к психотерапевтам за «волшебной таблеткой», то есть готовым решением проблемы. Как результат они действительно получали желаемое, но не могли впоследствии самостоятельно справиться с новыми трудностями. В основу новой методики терапии Фриц Перлз заложил отдельные компоненты классической психотерапии, гештальт психотерапии, теории сексуальности Фрейда и дополнил их собственными наработками. Исследования Фрица Перлза показали, что человек начинает испытывать дискомфорт даже в тех случаях, когда у него не было значительных психологических травм. Это связано с тем, что незавершённые дела и невыполненные обещания, которые копятся в течение жизни, также негативно влияют на восприятие мира, подавляя психику человека.
Таким образом, Фриц Перлз вывел своё понимание слова «гештальт», в которое вложил следующий смысл: целостный, полноценный образ мира, здоровое мироощущение. Из этого следует, что гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку достигнуть гармонии с самим собой, простить себе незавершённые дела и начать смотреть на жизнь объективно, без гнёта незавершённых дел и психологических травм. Как возникает незакрытый гештальт? Существует много социальных явлений, которые приводят к возникновению незавершённых гештальтов. Большинство из них связано с устаревшими традициями, нормами и религиозными догмами. Выше уже был описан пример того, как влияние родителей может привести к серьёзным проблемам во взрослой жизни человека. Но это только одна из распространённых ситуаций возникновения незакрытого гештальта. В целом механизм нарушения восприятия мира выглядит следующим образом. Человек узнаёт какую-то информацию, которую боится оспорить или считает единственно верной.
Например, окружающие ему говорят о том, что заговаривать с незнакомыми людьми невежливо и даже опасно. Эта информация остаётся в его подсознании, мешая выстраивать социальные связи.
За основу он взял принципы гештальт психологии. Таким образом, гештальт-терапия — это практическое направление, которое вдохновлено идеями психологии восприятия.
В середине 1940-х немецкий психиатр и психотерапевт Фредерик Перлз начал пересматривать классическую психоаналитическую систему, в рамках которой он работал более 15 лет. Перлз давно был знаком с наработками гештальт-психологии благодаря своей жене Лоре, психологу-гештальтисту. Вместе с ней и Полом Гудмэном они создают базу нового течения. В 1951 году выходит книга «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности», написанная Перлзом в соавторстве с Гудмэном и Ральфом Хефферлином.
К концу 1950-х гештальт-терапия получает повсеместное распространение в США, в Европу течение приходит в начале 1980-х годов. Историческая справка Продолжительность и особенности курса Выделяют два глобальных течения гештальт-терапии: американскую и европейскую французскую школы. Европейская школа больше внимания обращает на работу с телом, ощущениями, действием. Американская работает в диалоговом направлении, через словесное выражение.
Гештальт-подход — дисциплина совместного исследования, которое клиент и терапевт проводят в партнерстве. Семейные сессии могут проходить в течение нескольких месяцев. Также небольшие текущие запросы могут быть отработаны в рамках 10 сессий если за ними не стоят более глубинные проблемы. В рамках гештальт-терапии очень популярны групповые курсы.
Групповая терапия особенно полезна тем, кто испытывает проблемы во взаимодействии с другими людьми, в отношениях и близости. Человек проверяет свои представления, проекции, учится выстраивать коммуникацию по-новому. Это происходит в присутствии терапевта, который обеспечивает конструктивный контакт. Терапия в группе может быть краткосрочной от 2-х недель и долгосрочной около года.
Теплое, человечное. Оно про общение, выражение эмоций, про принятие своих мыслей. В ходе сессий психолог дает обратную связь, говорит, какие чувства в нем вызывают те или иные действия, слова клиента. С терапевтом человек воспроизводит все те же самые паттерны, которые он демонстрирует в общении с другими людьми.
Через контакт в рамках сессий он может их осознать». Ксения Кун, гештальт-терапевт: «Я считаю, что групповой опыт — это неоценимый опыт. Вы получаете большую интенсивность проработки, много откликов от разных людей. При этом терапевт контролирует процесс и делает ситуацию безопасной для участников группы.
Их интересовало, как у людей получается воспринимать целостным и гармоничным на деле довольно хаотичный и непредсказуемый мир. Итогом этой работы стало новое экспериментальное направление — гештальт-психология и соответствующая школа психологии. Человек воспринимает, например, картину именно как целостное изображение, а не как набор отдельных мазков кисти художника.
Более того, каждый получает своё уникальное представление об объекте: кому-то изображение покажется красивым, а кому-то нет. Понятие гештальта распространилось за пределы процессов восприятия. Немецкий психолог Курт Левин, в частности, применил его для объяснения того, как люди принимают решения, учатся и мыслят.
А его коллега Фредерик Перлз первым начал практиковать гештальт-терапию. Основные принципы гештальт-подхода По мнению гештальт-терапевтов, психика человека саморегулируется и стремится к целостности. Мозг «вылавливает» некие образы и формирует целостные картины — гештальты, при этом может упрощать, отсекать лишнее.
Если картина не целостная, не завершена, это начинает беспокоить людей. Такое явление называют эффектом Зейгарник. Его описала в 1920-е годы советская литовская учёная-психолог Блюма Зейгарник.
Она заметила, что мозг лучше фокусируется на недоделанном, а не на том, что удалось довести до конца: например, официанты в деталях помнят заказы до тех пор, пока их не оплатят — а после закрытия счёта быстро забывают. Прерванная задача может создавать навязчивые мысли, направленные на то, чтобы снова взяться за неё и доделать. Человек может раз за разом возвращаться к тому, чтобы закрыть гештальт.
Называют такое эффектом Овсянкиной по имени описавшей его психолога Марии Овсянкиной. Принципы гештальт-терапии «Здесь и сейчас» или «здесь и теперь». Специалист пытается сосредоточить человека на текущем моменте, помочь ему осознать и прожить то, что происходит не в прошедшем или будущем, а в настоящем.
Принцип осознания. Гештальт-терапевты часто задают вопросы «Что ты сейчас чувствуешь? Перлз, например, предлагал своим клиентам стать своими же глазами, горлом или чем-то ещё и вести диалог с этой частью себя.
Терапевт направляет человека к диалогу с другими людьми, даже если физически их рядом нет.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци. Гештальт подход — это направление в современной теории и практике психологии. Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор. Общество практикующих психологов «Гештальт‑подход». Московский гештальт институт.