В “Гештальт-терапии” Перлз, Хефферлин и Гудмен создали исчерпывающее ее представление в терминах, которые были приспособлены для времени их написания, и составившие сборник терминов и концепций исходящих из современной психологии и философии. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека.
Гештальт-терапия
Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Выражение «закрыть гештальт» часто используют блогеры и коучи в соцсетях. Однако это не просто популярный тренд — в психологии словом «гештальт» обозначают незавершенное действие, мысли о котором не дают покоя. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. Осознать свои желания и достичь желаемого нам помогает гештальт-терапия. Запись на гештальт-терапию в Москве в МедиАрт по тел: 8(495)2-876-000.
Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта
Гештальт - что это такое простыми словами, как закрыть гештальт | Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее. |
Гештальт – Что Это Такое В Психологии? | Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. |
Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить | Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни. |
Что такое гештальт? - советы, методы, инструкции от Akloni | В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей. |
Гештальт в психологии: что это простыми словами
Подсознание же так не считает. Оно заставляет чувствовать вину и терзаться невозможностью исправить ошибку, если источника страданий уже нет в живых или связь с ним полностью потеряна. Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию. Как закрыть гештальт Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой. Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность. Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается.
Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты. Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом.
Он вроде бы успокоился, но что-то его «гнетет». Мы наблюдаем в текущей жизни человека да и сам он это подмечает, потому и приходит к нам неспособность сосредоточиться, отвлекаемость, снижение работоспособности.
В общем — некоторые странности в поведении, которые вроде бы никак не обусловлены происходящим здесь и сейчас. Предположим, у ребенка резко ухудшилась успеваемость в школе. Мама ведет его к психологу, и тот выясняет, что некоторое время назад у мальчика или девочки умерла любимая собака. Ребенок еще не отгоревал, не прошел все стадии проживания утраты. Он, может быть, и не говорит об этом словами — родителям вообще может казаться, что ребенок уже успокоился, — однако его душа в значительной степени занята именно этим процессом, а вовсе не учебой. Хотя, кажется, смерть собаки и учеба в школе по сюжету никак не связаны, но ресурсы психики ограничены. Забегая немного вперед, скажу, что в каждый конкретный момент психика способна «удерживать» одну-единственную фигуру. Все остальное воспринимается как фон. И чем сильнее, значимее фигура, тем меньше внимания человек обращает на фон.
Наша психика «запрограммирована» на то, чтобы завершать незавершенное. В этом смысле она напоминает конструкцию современного автомобиля. Его механика и электроника самостоятельно, без участия водителя, поддерживают прямолинейное движение машины на ровной прямой дороге. Автомобиль «стремится» ехать прямо, он сам корректирует курс. А вот для того, чтобы курс изменить, необходимо приложение дополнительных физических сил, возникновение новых обстоятельств, обусловленных внутренними причинами дефекты, поломки, неправильная регулировка , внешними причинами выбоины на дороге, ветер, вода, грязь или решениями, которые принимает водитель. Нечто похожее происходит и в случае с незавершенной ситуацией: психика постоянно возвращает человека к тому, что он не доделал, не допрожил. И попытка «свернуть», заняться чем-то другим, требует либо привнесения в ситуацию новых обстоятельств помните поговорку «клин клином вышибают»? Но даже и в этом случае ситуация не будет завершена, она просто уйдет в фон, чтобы периодически напоминать о себе в будущем, напоминать о себе благодаря чувству боли, вины, стыда… Нерешенная задача, «не финишировавшее действие» останавливают движение человека на его пути к новым встречам и новому опыту вспомните историю о мальчике, у которого умерла собака. Поэтому психотерапевты часто говорят: если человек начинает вести себя как-то странно, первым делом поищи незавершенную ситуацию.
Используя определенные тактики, мы пытаемся такую ситуацию идентифицировать, найти временно остановленные интенции и связанные с ними действия и завершить их в терапевтическом эксперименте. Если нам это удается, человека словно бы «отпускает», энергия жизни и контакта снова движется свободно, и клиент возвращается к обычному стилю поведения хотя, строго говоря, поведение тоже немного меняется — под влиянием опыта, приобретенного при завершении ситуации. А теперь представьте, тренер обращается к психологу и говорит, что его подопечный как-то неровно выступает. На тренировках он вроде бы выкладывается и показывает очень хорошие результаты, а во время соревнований не дотягивает до такого же уровня. И первое, что мы можем предположить: по каким-то причинам действие для спортсмена завершается именно на тренировке; собственно, к выступлению он не мотивирован. Значит, нам надо перестроить мотивационные установки таким образом, чтобы завершение случалось именно на соревнованиях. Тут мы прицельно работаем на изменение поведения человека и выступаем больше в роли педагогов, чем психологов. Но и в этом случае мы можем использовать гештальт-методологию. Гештальт-метод и позиция терапевта Приведенные выше примеры говорят о том, что гештальт-метод как и практически любая психологическая методика, которая используется в консультировании может быть использован тремя разными способами: Во-первых, для описания человеческого поведения.
Тогда наша цель — понять, как получается, что человек ведет себя определенным образом, а не иначе, и, возможно, предсказать его дальнейшие поступки. Во-вторых — для управления поведением, когда нам нужно, чтобы человек сделал то, что мы хотим. Это кстати, не всегда циничная манипуляция ради выгоды; это может быть прием, позволяющий не допустить паники во время пожара в общественном месте или договориться с преступником, удерживающим заложников. В-третьих — для изменения поведения. Тут наша цель состоит в том, чтобы человек сделал самостоятельный, осознанный выбор. Если мы решаем педагогические задачи, значит, фокусируемся на том, что человек выбирает например, социально приемлемое поведение. Если мы решаем терапевтические задачи, мы фокусируемся на том, как человек выбирает, пытаемся помочь ему сделать осуществимой саму возможность выбора. То есть, говоря о применении Гештальта в разных областях жизни, надо отличать гештальт-методологию от собственно гештальттерапии. Многие идеи, которые используются в гештальт-подходе, могут быть применены, например, для расчета эффективности влияния рекламных сообщений на аудиторию, для диагностики того, что происходит с людьми в трудовых коллективах, и проч.
Использование гештальт-подхода в психологическом консультировании — это применение идей, описывающих динамику процесса контакта, в ситуациях, когда человеку необходима помощь. Можно сказать и так: гештальттерапия — это название практик работы в отношениях «клиент и терапевт», и мы предполагаем, что само слово «терапия» дает указание на то, что есть необходимость помощи в решении человеческих проблем и изменении качества жизни клиента. Важнее всего здесь позиция терапевта: как, каким образом он организует контакт с клиентом. В чем специфика поведения гештальттерапевта? Прежде всего, это разговор с клиентом «на равных»; открытость диалогу; максимальное внимание к тому, чтобы исследовать опыт контакта человека и его окружения; поддержка осознанности; отказ от «скрытых методов влияния»; отказ от гипноза и манипуляций. Это ориентация на актуальное время и место и — в значительно меньшей степени — ориентация на историю детства и бессознательные процессы. Это встреча «человек и человек» в настоящем моменте времени и пространства. Гештальттерапевт воздерживается от того, чтобы считать опыт человека «патологичным» и искать в детстве причину такой патологии. Гештальтттерапевт ориентирован на феноменологию, он осознает, фиксирует происходящее с ним самим и клиентом, но не дает оценок — ни с этической, ни с какой-либо другой точек зрения.
Казалось бы, встреча «человек и человек» доступна нам и в обыденной жизни — с друзьями, с близкими людьми. Однако практика показывает, что, если у человека случается стресс, как раз прямая встреча становится для него затруднительной. Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента. Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие. Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций. Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия.
То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации. То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций.
Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения? Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга.
Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире. Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия.
Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит. Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет. Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness.
Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта.
Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни. Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми.
И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью.
Эта техника позволяет достичь выявления и завершения неразрешенных событий, оказавших решающие влияние на превалирующий эмоциональный фон, направление развития личности и выбор жизненного пути. Если в реальности это сделать трудно, завершить гештальт можно в условиях терапевтического эксперимента. С этим чувством сталкивается рано ли поздно каждый человек. Оно состоит из разных эмоций — это сожаление и злость, страх и растерянность, любовь и одиночество. Испытывая горе, человек как бы останавливается в своем развитии, все его сознание сконцентрировано на утрате, мыслях на прошлом и на том, что он больше никогда не увидит близкого человека, никогда не расскажет о своей любви к нему. Поэтому проигрывание воображаемой ситуации диалога с ушедшим помогает выразить свои чувства к нему и таким образом закрыть гештальт.
Об этом я рассказывал выше, могу добавить только, что предъявив в воображаемом диалоге претензии к самому себе или другому человеку, можно разрешить конфликт между двумя полярностями конфликтующими сторонами в сознании человека. Например, между агрессивной и обороняющейся, активной и пассивной частью психики индивида. Пациент сначала садится на стул против пустого, а затем меняет место в зависимости от того, от чьего имени он говорит — своего или воображаемого собеседника. Эта техника подготовки человека к непредвиденной или неизвестной ситуации, а также «прогонки» новых способов поведения и общения в безопасных условиях эксперимента. Фантазии могут быть самыми необычными — разговор с популярной личностью, путешествия по незнакомым местам и даже по извилинам собственного мозга. Например, человеку предлагают представить ситуацию, что он некий предмет в старом заброшенном магазине и ответить на вопросы, почему его тут оставили, что он при этом испытывает, на что надеется и т. Отвечая, человек бессознательно проецирует свои настоящие чувства и мысли по отношению к одиночеству, несправедливости, а также пытается ли он искать выход из, казалось бы, фатальных обстоятельств. Позволяет отработать новую линию поведения и выявить реальную обратную связь между двумя личностями.
Разум и тело вместе формируют личность. Вспоминая фразу «в здоровом теле здоровый дух», можно с уверенностью утверждать, что при нездоровом духе больно и тело. Психические расстройства неминуемо сказываются и на телесном здоровье, формируя так называемый психосоматический симптомокомплекс. Поэтому и лечить разум и тело нужно вместе, а лучше всего не допускать накапливания негативных эмоций от незаконченных дел. Например, пациентке, которая в группе проявляет себя как сама «добродетель», предлагают сыграть роль «стервы». Это позволяет проявиться скрытым сторонам личности. Как видите, техник существует множество. Каждый гештальт-терапевт имеет в своем арсенале те, которые он считает наиболее эффективными и безопасными.
При этом выбор эксперимента осуществляется с учетом каждого конкретного случая и индивидуальных особенностей пациента. С какими проблемами обычно обращаются к гештальт-терапевту? Хотя в народе бытует мнение, что время лечит, на самом деле это не всегда так. Часто потеря настолько болезненна, что состояние пациента со временем не улучшается, а усугубляется вплоть до развития глубокой депрессии и других видов психосоматических расстройств. И длиться все это может годами с утратой интереса к жизни, контактов с окружающим миром и жизненных сил. Человек практически выпадает из жизни и для его восстановления необходима дружеская помощь чуткого, сострадательного и все понимающего гештальт-терапевта. Страх перед неизвестным приводит к тревожности, раздражительности и невозможности принять верное решение. Гештальт-терапия помогает разобраться пациенту в самом себе, определиться со своими истинными потребностями и сделать правильный выбор.
Творческие задания такие, как нарисовать свои эмоции или изобразить часть своей личности помогают людям выразить свои внутренние состояния и переживания, способствуют интеграции различных аспектов личности, поиску новых идей и ассоциаций. Решая творческие задачи, люди могут исследовать различные перспективы и возможности. Это улучшает навыки преодоления непростых ситуаций, способствует выработке неординарных решений проблем. Это становится стимулом исследовать и экспериментировать с новыми способами существования и отношения к себе и другим, что в итоге способствует большей уверенности в себе, самопринятию и самореализации. Тренировка осознанности В гештальт-терапии большое внимание уделяется развитию самосознания и осознанности. Это помогает: проникнуть в суть собственных мыслей, чувств и моделей поведения; соединиться со своей аутентичной сущностью и жить в соответствии со своими истинными ценностями и желаниями; исследовать и решать любые нерешенные вопросы или незавершенные дела гештальты из своего прошлого; установить связь со своими телесными ощущениями, эмоциями и физическим опытом; осознать, что есть выбор в каждый момент времени. Все это способствует эмоциональному исцелению и личностному росту. Важность терапевтического альянса в работе с гештальтами: роль терапевта В гештальт-терапии очень важно создать экологичную поддерживающую среду, располагающую к самоисследованию и самоосознанию.
Важную роль в этом играет терапевт. Он устанавливает доверительные отношения с клиентом, организует комфортное безопасное пространство, где можно свободно выражать себя, не опасаясь осуждения или критики. Терапевт направляет клиента на исследование его мыслей, эмоциональных проявлений и поведения, помогая ему глубже понять себя. С помощью различных методов и техник — таких, как диалог, ролевая игра и творческое самовыражение, — специалист побуждает своего подопечного пристально рассмотреть свои переживания в настоящем моменте, фокусируясь на том, что происходит здесь и сейчас. Терапевт поддерживает клиента в выявлении и понимании его паттернов и незавершенных дел, помогает ему интегрировать разрозненные аспекты своей личности, осознать и взять на себя ответственность за свой выбор и действия, способствуя расширению возможностей, самосовершенствованию. Формирование благоприятных терапевтических отношений, основанных на доверии, эмпатии и раппорте, имеет решающее значение для эффективной терапии. Они создают основу для самоисследования, исцеления, роста, что в результате способствует достижению клиентами своих терапевтических целей. С какими проблемами обращаются к гештальт-терапевту?
Гештальт-терапия как одно из востребованных направлений современной психотерапии исследует вопросы взаимодействия с самим собой и окружающим миром, межличностные отношения, имеет особый взгляд на психику человека. Все это, а также целостный подход и фокус на моменте «здесь и сейчас» позволяет успешно решать широкий спектр проблем. К гештальт-терапии обращаются в следующих ситуациях: В жизни происходят перемены, к которым трудно адаптироваться. Это может быть переезд или смена профессии, развод или уход из жизни близкого человека и др. В таких ситуациях человек испытывает сильнейший стресс, его терзают сомнения в правильности выбора, тревога, страх неизвестности, низкая самооценка, не дают покоя внутренние конфликты. С помощью терапевта он будет исследовать свои чувства, сможет обрести понимание и разработать эффективные стратегии преодоления, чтобы успешно пережить эти перемены. Неполадки в отношениях родителей и детей. Это могут быть трудности в общении, неразрешенные конфликты, взаимные обиды или модели поведения, которые влияют на их благополучие.
Гештальт-терапия
гештальт терапия это в психологии. Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза Как тревожно, страшно, скучно, пресно. Простыми словами рассказываем что такое гештальт и как его закрыть — рекомендации специалистов в журнале medalvian. две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы. В каждом выпуске ведущая подкаста Анна Ягода и специалисты Уральского института Гештальта и современной психологии подробно и доступно рассказывают о базовых понятиях и инструментах, которые помогают сделать жизнь осмысленнее. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт-подход, ведущий тренер учебных программ и специализаций.
Еще раз о гештальт-терапии
А человек, осознав все это, уже выбирает: удовлетворять потребность или нет и как. Гештальт-терапия подходит тем, кто любит поговорить. А особое удовольствие специалисты получают от знания тайн человека. Разговор — один из основных методов гештальт-терапии. Беседа должна быть нацелена на решение определенной задачи.
Это помогает устанавливать контакт c собой и своим телом и снимать напряжение от тревожащих его ситуаций. Проявлять психологу собственные чувства — это также подход гештальт-терапии. Делиться наблюдениями и размышлениями, чтобы человек видел обратную эмоциональную связь. Предлагать клиенту участие в экспериментах, помогающих лучше осознавать личные потребности и то, как они прерываются, блокируются самим же человеком. Обоим предложено стремиться к тому, чтобы быть самим собой, на чем и строятся механизмы воздействия гештальт-терапии. А еще — особое внимание к процессу взаимодействия этих двух персон: обостренное осознавание этого процесса «здесь и теперь». Суть гештальт-терапии в том, что она практически незаметна, ее не всегда можно отличить от обычного межличностного контакта. Она не требует заумности — наоборот, всячески иронизирует над чрезмерным наукообразием и теоретизированием. Также огромный плюс в том, что гештальт-терапевту позволено свободно выражать собственные мысли, чувства, переживания, а главное — быть искренним в контакте. Не нужно стремиться исправить клиента и во что бы то ни стало «нанести ему пользу». Психолог здесь не эксперт в чувствах клиента, а скорее тот, кто помогает подобрать угол, под которым человек взглянет на ситуацию по-другому. Она провозглашает, что важно жить настоящим и работать с тем, что имеешь на текущий момент. Никакого отрицания внешнего мира, а скорее баланс с ним и стремление услышать свой внутренний голос. А не в сомнении в самом методе. Основные положения для успешного взаимодействия с психологом, когда применяется гештальт-терапия, незамысловаты. Акцент ставится на вещи, которые мешают человеку получить желаемое, не дают ему быть собой, раскрыть себя и жить гармонично. Казусы в процессе гештальт-терапии Над гештальт-терапевтами нередко иронизируют: мол, им для терапии достаточно всего лишь трех вопросов: «Что ты хочешь?
Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца. Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых? Как закрыть гештальт? Незакрытый гештальт — это ситуация, в которой время не лечит. Чаще всего со временим проблема только усугубляется, углубляя эту рану, её причина маскируется и обрастает новыми, что докопаться до самой первой и важной можно только посредством длительной терапии. Как можно помочь закрыть тот самый гештальт? В абсолютном большинстве случаев будет эффективна работа с гештальт-терапевтом. Кому-то удастся справиться со своей ситуацией и за пару-тройку сеансов, а кому-то потребуется гораздо больше времени, ведь часто далеко не сразу удается выявить, что на самом деле стало причиной дискомфортного состояния. Чем поможет гештальт-терапевт в этой ситуации? Во-первых, под его руководством станет намного легче понять, что именно Вас тревожит.
Отсюда появляются корявые интерпретации, мифы и стереотипы. Естественно, и сами обучающиеся в процессе могут не всё правильно понять и усвоить. Но ведь это в любом образовании так работает: правильное понимание и применение освоенного навыка переходит в отвественность его применяющего. Студент может сам поработать над углублением своего понимания, для этого есть и список литературы, и практикующие опытные коллеги-преподаватели. Затем он будет сдавать экзамены, проходить практику и проверки, получать супервизии, как раз для того, чтобы свои навыки отработать, и понять, где ещё чего подтянуть. Или, что он уже готов к работе. И именно поэтому практический подход к обучению в МГИ я считаю топовым: сразу пробудешь, и сразу задаёшь вопросы, и потом снова пробуешь — усвоение информации и навыков идёт сразу на всех уровнях. А на практике отработали? А теперь — поняли? Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста. Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет. Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит». В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта». Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого. Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу. Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь?
Please wait while your request is being verified...
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии | Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход. |
Что такое гештальт? - советы, методы, инструкции от Akloni | Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования. |
Что такое гештальт и как его закрыть | Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции. |
Что такое гештальт: техники, законы и примеры | Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, педагог-психолог в АНОО «Областная гимназия имени Е. М. Примакова». |
Please wait while your request is being verified...
И завершить ситуацию они тоже могут по-разному. Гештальт не всегда связан с травмами или сложностями. По большому счету вся жизнь состоит из незакрытых гештальтов. К таким можно отнести бытовые дела: каждый из нас регулярно забывает помыть посуду или вынести мусор, а некоторые — и коммуналку оплатить.
Но это не оказывает существенного влияния на жизнь, если только в раковине не накапливается гора немытой посуды, а за неоплаченный счет не набегает огромный штраф. Советская ученая Блюма Зейгарник известна за достижения в другом психологическом направлении патопсихологии , но и в гештальт-терапию она внесла вклад. Зейгарник экспериментальным путем убедилась, что официанты прекрасно помнят заказы, которые еще не были оплачены, но легко забывают о тех, которые уже выполнили.
После этого ученая предположила, что мозг гораздо лучше фиксирует прерванные действия, так как сохраняется мотивационный фактор памяти. Проще говоря, нам нужно помнить те дела, которые мы еще не сделали, а закрытые вопросы — можно забыть. Это явление получило название «эффект Зейгарник».
Как закрыть гештальт Закрыть гештальт — это значит проработать ситуацию, чтобы она перестала быть триггерной. Для этого совершенно необязательно заново ее восстанавливать, во многих случаях достаточно лишь понять причину. Это уже первый шаг к решению проблемы, а дальше можно поступить по-разному.
Одним удобнее проговорить все с терапевтом, другим — выплеснуть эмоции на бумагу, третьим — воспользоваться техникой пустого стула. Последнее — разговор с воображаемым собеседником, с которым ранее не удалось обсудить важные вопросы. Благодаря этому получается высвободить чувства, которые люди не решаются высказать в настоящей беседе.
Если гештальт связан с чем-то материальным, избавиться от него достаточно просто. Допустим, в детстве вам не купили красивую куклу или навороченную машинку, о которой вы мечтали. Зато теперь вы взрослый человек и сами можете их приобрести.
Может быть, вы хотели устроиться в компанию мечты или признаться в чувствах к давно любимому человеку, но тогда помешали обстоятельства — это тоже формирует гештальт.
Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве. Насколько счастливым будет такой брак? Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него. Женщина начнет окружать себя внешними атрибутами успешной жизни, показывая бывшему или разлучнице, что она устроилась еще лучше, счастлива еще больше. Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца. Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых? Как закрыть гештальт?
Незакрытый гештальт — это ситуация, в которой время не лечит. Чаще всего со временим проблема только усугубляется, углубляя эту рану, её причина маскируется и обрастает новыми, что докопаться до самой первой и важной можно только посредством длительной терапии.
Она занимает намного больше времени, чем психологические тренинги. Но одно из ее важных преимуществ — фиксированность результата. Это философский подход, который уходит корнями в восточные учения, например буддизм. В начале своего становления гештальт психология была довольно агрессивным методом. Основатель этого направления Фриц Перлз специально вступал в конфликт со своими клиентами, чтобы вызывать у них негативные эмоции. В ходе такого разговора, пациенты меняли текущее восприятие своей проблемы: что-то отходило на второй план, как неважное, другие же моменты, наоборот, становились более актуальными. Клиенты сами находили ответы на свои вопросы во время эмоционального спора с психологом. Но современные специалисты не придерживаются такой агрессивной методики, считая ее эффективность спорной.
Ученые подтвердили, что человек воспринимает мир как единое целое как гештальт , а не набор отдельных хаотичных раздражителей. Что такое незавершенный гештальт: примеры из жизни Итак, надеюсь, ты уже понял: когда гештальт не закрыт — это хреново. Но вот что же это означает на практике. Давай рассмотрим парочку реальных примеров. Несмотря на их абстрактность, уверен, что ты точно узнаешь в них себя, близкого друга, родственника и еще парочку знакомых. Ведь такие ситуации происходят сплошь и рядом и часто мешают людям строить нормальные отношения, жить спокойно и наслаждаться жизнью. Сейчас песня Шуфутинского стала объектом мемов в сети, но это произведение — настоящий кладезь примеров незакрытого гештальта. Мужчина расстался с женщиной, но отношения они до конца не выяснили, ничего не проговорили. Его эта ситуация бесконечно терзает. Он ходит грустный, а тут еще и злосчастный календарь работает как постоянный триггер: напоминает о дне, когда все у них было всерьез.
Что значит закрыть гештальт для героя этой песни? Самостоятельно либо с терапевтом разобраться в причинах расставания. Понять, что отношения закончены и больше не нужно терзать себя неоправданными надеждами каждое 3 сентября. Пример второй: гештальты из детства. Представь себе мужчину — успешного, состоятельного, у него есть любимая жена и дети.
Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»?
Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать. Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование. Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы. Студенты точно про себя очень многое поймут. Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей.
Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти. Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней. Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других. Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения? И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей. Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом.
Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера. И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей. Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме. Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе. Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику. И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями. Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее. Меня очень радует, что преподаватели готовы сотрудничать и взаимодействовать.
Мы договорились, что, если какие-то интересные студентам темы будут всплывать в одной дисциплине, то другие преподаватели в своих курсах тоже каким-то образом коснутся их. За счет командной работы мы будем иметь целостную картину. Я с огромным вдохновением жду начала программы. Все, что будет подниматься в теоретической части, будет так или иначе отрабатываться в терапевтической группе. Это тоже практика. Через активные методы обучения, дискуссии, обсуждение кейсов, анализ видео- или аудиоматериалов у нас получится собрать этот кубик Рубика. Возможность получить современные знания и опыт в удобное для себя время. Вы можете расположиться в комфортной локации и погрузиться в контакт со студентами и преподавателями, никуда не мчась, не опаздывая. Широкая география участников процесса — это тоже ценно. Я, например, в живу в Саудовской Аравии.
И как бы я преподавала заинтересованным русскоязычным студентам, если бы не было онлайна? Если у абитуриента есть сомнения, можно ли обучиться психологии через экран, то мой ответ: безусловно, можно. Конечно, чтобы какие-то гештальт-эксперименты разместить в онлайн-формате, придётся поискать подходящую форму. Но таких мало. Для большинства практик и техник ограничений нет. Сейчас очень много терапевтических групп проходит дистанционно. Индивидуально я консультирую, например, только в онлайн-формате, в силу своего места жительства. Мы не можем прикоснуться к человеку, почувствовать запаха, вот и вся разница. В остальном наше восприятие работает точно так же. Среди Ваших специализаций есть телесно-ориентированная психотерапия.
Расскажите немного о том, как она работает?
Гештальт-терапия
Гештальттерапия с самого начала исследовала, как именно мы взаимодействуем с окружением в настоящий момент, здесь и сейчас. Она искала природу «проблем» в том, как, каким уникальным, специфическим для каждого человека образом организован его контакт с другими людьми и миром, и предлагала способы помощи, опираясь на идеи о восстановлении живости и динамики отношений человека с окружением в конкретной ситуации. Поэтому небольшую экскурсию по темам, интересующим гештальттерапевтов, мы начнем с простых историй о том, что и как случается с людьми, как это можно диагностировать с позиций гештальт-методологии, и какие шаги предпринимает терапевт в сессии с клиентом. Эффект Зейгарник и незавершенные действия Даже люди достаточно далекие от Гештальта, но интересующиеся психологией, наверняка слышали что-то про незавершенные действия, про эффект Зейгарник. Блюма Зейгарник была ученицей Курта Левина, одного из родоначальников социальной психологии близкого к гештальт-психологам , и под его руководством выполнила работу, посвященную мотивации. Суть описанного ею эффекта состоит в том, что незавершенные действия человек запоминает лучше, чем завершенные.
Или, иначе: мотивация на выполнение определенных действий значительно повышается в ситуации, когда человек начинает процесс, и затем этот процесс прерывается. И тогда человек стремится завершить начатое. Говоря простым языком, он не может спать спокойно, пока дело не сделано. Каждый из нас наверняка оказывался в подобных ситуациях. Мы взволнованы, мы не можем успокоиться, мы раздражены, мы злимся, постоянно говорим о чем-то, видим это что-то во сне… Но стоит нам завершить процесс, и волнение уходит.
Постфактум мы зачастую даже не в состоянии понять, почему, собственно, так сильно волновались. Само по себе содержание ситуации вроде бы не должно было вызвать столь серьезные переживания. И действительно, наше волнение было вызвано не содержанием, а незавершенностью процесса. Эффект Зейгарник сегодня не использует только ленивый. В рекламе, при продажах, в переговорных ситуациях.
В общем, везде, где надо людей как-то на что-то мотивировать. К примеру, для того, чтобы человек посмотрел следующую серию мыльной оперы, предыдущая должна закончиться на самом интересном месте. Реклама не должна сообщать всю информацию о товаре, ее главная задача — мотивировать потенциального покупателя на то, чтобы он сам пришел в магазин и только там смог получить ответы на свои вопросы. Вообще принцип незавершенного действия известен с древнейших времен. Причем, работает он не только в случае с человеком, но и в случае с животными по крайней мере, высшими животными.
Чтобы заставить упрямого ослика идти в нужном направлении, перед его мордой держат привязанную к палке морковку. Это тот же самый эффект, который очень активно используют в дрессуре. Нельзя сказать, что Зейгарник его открыла. Она экспериментально, статистически доказала существование поведенческой закономерности, названной в ее честь. Чаще всего психологи и психотерапевты сталкиваются с эффектом незавершенного действия, когда клиент пребывает в депрессивном состоянии, поскольку не прожил до конца стрессовую ситуацию.
Например, ситуацию утраты близкого человека, работы и т. Он вроде бы успокоился, но что-то его «гнетет». Мы наблюдаем в текущей жизни человека да и сам он это подмечает, потому и приходит к нам неспособность сосредоточиться, отвлекаемость, снижение работоспособности. В общем — некоторые странности в поведении, которые вроде бы никак не обусловлены происходящим здесь и сейчас. Предположим, у ребенка резко ухудшилась успеваемость в школе.
Мама ведет его к психологу, и тот выясняет, что некоторое время назад у мальчика или девочки умерла любимая собака. Ребенок еще не отгоревал, не прошел все стадии проживания утраты. Он, может быть, и не говорит об этом словами — родителям вообще может казаться, что ребенок уже успокоился, — однако его душа в значительной степени занята именно этим процессом, а вовсе не учебой. Хотя, кажется, смерть собаки и учеба в школе по сюжету никак не связаны, но ресурсы психики ограничены. Забегая немного вперед, скажу, что в каждый конкретный момент психика способна «удерживать» одну-единственную фигуру.
Все остальное воспринимается как фон. И чем сильнее, значимее фигура, тем меньше внимания человек обращает на фон. Наша психика «запрограммирована» на то, чтобы завершать незавершенное. В этом смысле она напоминает конструкцию современного автомобиля. Его механика и электроника самостоятельно, без участия водителя, поддерживают прямолинейное движение машины на ровной прямой дороге.
Автомобиль «стремится» ехать прямо, он сам корректирует курс. А вот для того, чтобы курс изменить, необходимо приложение дополнительных физических сил, возникновение новых обстоятельств, обусловленных внутренними причинами дефекты, поломки, неправильная регулировка , внешними причинами выбоины на дороге, ветер, вода, грязь или решениями, которые принимает водитель. Нечто похожее происходит и в случае с незавершенной ситуацией: психика постоянно возвращает человека к тому, что он не доделал, не допрожил. И попытка «свернуть», заняться чем-то другим, требует либо привнесения в ситуацию новых обстоятельств помните поговорку «клин клином вышибают»? Но даже и в этом случае ситуация не будет завершена, она просто уйдет в фон, чтобы периодически напоминать о себе в будущем, напоминать о себе благодаря чувству боли, вины, стыда… Нерешенная задача, «не финишировавшее действие» останавливают движение человека на его пути к новым встречам и новому опыту вспомните историю о мальчике, у которого умерла собака.
Поэтому психотерапевты часто говорят: если человек начинает вести себя как-то странно, первым делом поищи незавершенную ситуацию. Используя определенные тактики, мы пытаемся такую ситуацию идентифицировать, найти временно остановленные интенции и связанные с ними действия и завершить их в терапевтическом эксперименте. Если нам это удается, человека словно бы «отпускает», энергия жизни и контакта снова движется свободно, и клиент возвращается к обычному стилю поведения хотя, строго говоря, поведение тоже немного меняется — под влиянием опыта, приобретенного при завершении ситуации. А теперь представьте, тренер обращается к психологу и говорит, что его подопечный как-то неровно выступает. На тренировках он вроде бы выкладывается и показывает очень хорошие результаты, а во время соревнований не дотягивает до такого же уровня.
И первое, что мы можем предположить: по каким-то причинам действие для спортсмена завершается именно на тренировке; собственно, к выступлению он не мотивирован. Значит, нам надо перестроить мотивационные установки таким образом, чтобы завершение случалось именно на соревнованиях. Тут мы прицельно работаем на изменение поведения человека и выступаем больше в роли педагогов, чем психологов. Но и в этом случае мы можем использовать гештальт-методологию. Гештальт-метод и позиция терапевта Приведенные выше примеры говорят о том, что гештальт-метод как и практически любая психологическая методика, которая используется в консультировании может быть использован тремя разными способами: Во-первых, для описания человеческого поведения.
Тогда наша цель — понять, как получается, что человек ведет себя определенным образом, а не иначе, и, возможно, предсказать его дальнейшие поступки. Во-вторых — для управления поведением, когда нам нужно, чтобы человек сделал то, что мы хотим. Это кстати, не всегда циничная манипуляция ради выгоды; это может быть прием, позволяющий не допустить паники во время пожара в общественном месте или договориться с преступником, удерживающим заложников. В-третьих — для изменения поведения. Тут наша цель состоит в том, чтобы человек сделал самостоятельный, осознанный выбор.
Если мы решаем педагогические задачи, значит, фокусируемся на том, что человек выбирает например, социально приемлемое поведение. Если мы решаем терапевтические задачи, мы фокусируемся на том, как человек выбирает, пытаемся помочь ему сделать осуществимой саму возможность выбора. То есть, говоря о применении Гештальта в разных областях жизни, надо отличать гештальт-методологию от собственно гештальттерапии. Многие идеи, которые используются в гештальт-подходе, могут быть применены, например, для расчета эффективности влияния рекламных сообщений на аудиторию, для диагностики того, что происходит с людьми в трудовых коллективах, и проч. Использование гештальт-подхода в психологическом консультировании — это применение идей, описывающих динамику процесса контакта, в ситуациях, когда человеку необходима помощь.
Можно сказать и так: гештальттерапия — это название практик работы в отношениях «клиент и терапевт», и мы предполагаем, что само слово «терапия» дает указание на то, что есть необходимость помощи в решении человеческих проблем и изменении качества жизни клиента. Важнее всего здесь позиция терапевта: как, каким образом он организует контакт с клиентом. В чем специфика поведения гештальттерапевта? Прежде всего, это разговор с клиентом «на равных»; открытость диалогу; максимальное внимание к тому, чтобы исследовать опыт контакта человека и его окружения; поддержка осознанности; отказ от «скрытых методов влияния»; отказ от гипноза и манипуляций. Это ориентация на актуальное время и место и — в значительно меньшей степени — ориентация на историю детства и бессознательные процессы.
Это встреча «человек и человек» в настоящем моменте времени и пространства. Гештальттерапевт воздерживается от того, чтобы считать опыт человека «патологичным» и искать в детстве причину такой патологии. Гештальтттерапевт ориентирован на феноменологию, он осознает, фиксирует происходящее с ним самим и клиентом, но не дает оценок — ни с этической, ни с какой-либо другой точек зрения. Казалось бы, встреча «человек и человек» доступна нам и в обыденной жизни — с друзьями, с близкими людьми. Однако практика показывает, что, если у человека случается стресс, как раз прямая встреча становится для него затруднительной.
Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента. Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие.
Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций. Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия. То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации.
То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком.
Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций. Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения?
Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга.
Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире.
Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия. Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит.
Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет.
Он будет похож на престарелого хиппана или на упоительно комичного «братка в малиновом пиджаке», как будто пришёл на карнавал. Но чаще всего авторитарные родители, подавляющие своей непререкаемой харизмой собственных детей передают детям в качестве Программы свою эпоху незавершённых ими гештальтов. Иногда это тянется от авторитарной прабабушки к правнучке.
И тогда человек отстаёт уже не на десятилетие. С учетом гештальт психологии, уже в реальной жизни человек попросту выпадает из Реальности. Потому что залезть в голову и доподлинно узнать: во что конкретно была «влюблена» прабабушка, чему мама верила и на что полагалась любимая первая учительница мы не можем, но вот выглядеть эклектичным чучелом, составленным из противоречивых, вышедших из моды, деталей, франкенштейном, вообще неприспособленным к живой современности — вполне могём... Итак, Первая Часть Гештальт Расклада.
Ниже мы даём Схему и Пример, как проработать одну установку. Подразумевается, что эту установку вы действительно имеете, и что она вам несколько не к лицу... Вытащите спонтанно 1 карту из колоды " 1000 Дорог ". Это внутренний мир души человека.
Его ценности. Изучите карту и постарайтесь понять её подсказки вам: На какого члена вашей Семьи и Рода; близкого, повлиявшего на вас Примера или Воспитателя, карта намекает? Что и кому транслировал этот человек осознанно или же бессознательно? Что вообще прекрасного в этой философии?
А что в ней опасного? Помогла ли «эта философия» тому человеку, как вы думаете? Поможет ли она вам? Подходит ли эта установка-философия лично для вас?
Современна ли она в целом или её место в Музее? А теперь вытащите спонтанно 1 карту из колоды " 1000 Жизней ". Вот так вы выглядите, потому что думаете, как в предыдущей позиции карта " 1000 Дорог ". Если в предыдущей позиции речь шла о мыслях, то во второй позиции речь идёт сугубо о внешнем виде, облике, имидже, аксессуарах, манерах, привычках, типичной диете, вашей роли в межполовых Отношениях, причёске и даже деталях гардероба — узнаваемых и архетипичных.
Имейте в виду, что в данном раскладе карта "1000 Жизней" должна по условиям игры показать нам образ немодный, смешной, раздражающий, затрудняющий нам общение с живой реальностью. Проанализируйте подсказку карты и ответьте на важные вопросы гештальт психологии: На какие мои конкретные аксессуары и привычки указывает карта? Почему это мне скорее вредит, чем меня украшает? Можете ли вы вспомнить других, тоже похожих на этот образ, людей?
Чем вы на этих людей похожи и чем всё-таки не похожи? Если вы затрудняетесь анализировать себя таким образом, попросите друга проанализировать вместе с вами эту карту. Она подскажет вам способы и идеи, как можно жить по-другому, более современно, успешно, гармонично и максимально по-вашему а не по-тётиному... Вторая Часть Расклада.
Снимите с себя «ваше прошлое десятилетие» Здесь пойдёт речь конкретно о времени вашей Юности. Как вы помните, мы застреваем в эпохе наших 16-25 лет потому что: что-то тогда не сделали, кому-то кое-что не доказали... Мы всё ждём «событие Что-то» или «человека Кого-то», поэтому бессознательно не меняем ни свою причёску ни стиль, чтобы всё осталось «как тогда», чтобы нас узнали. Мы думаем, что Счастье и Победу нужно встречать с теми же песнями в наушниках, в той же рубашке и с тем же «хвостиком»...
Эта карта согласно гиштальт психологии — состояние нашей души, которое «пробивается» и наружу.
Потребности удовлетворены. Приятные чувства. Один из сторонников гештальтпсихологии, основоположник гештальт-терапии Ф. Перлз обосновывает основные причины счастья и несчастья. Он сравнивает незавершенный гештальт с источником, который питает невроз. Незавершенность гештальта — понятие, означающее неудовлетворенную потребность, стремящуюся к удовлетворению.
Так уж устроена человеческая психика, что стремится закончить всё то, что начала. Незавершенный гештальт: резкое завершение отношений с человеком по необъяснимым причинам; незавершенная работа. От того, как относится человек к такой сложившейся ситуации, зависит его состояние. Кто воспринимает события как очередную задачу, которую надо решить, ищет варианты решения, решает и тогда завершает гештальт. Завершая очередной гештальт, человек получает новую волну успеха и новые силы, и идеи для решения следующих жизненных задач.
Увидеть пользу метода?
Получить результат в виде умения жить счастливо здесь и сейчас? Делает он это двумя базовыми методами. Беседа в гештальт-терапии — это не разговор в кафе или где-то ещё. Это разговор, для которого: выделяют определённое уединенное, безопасное пространство; нужна серьезная подготовка со стороны психотерапевта.
Что такое гештальт-терапия, и как она работает?
В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Осознать свои желания и достичь желаемого нам помогает гештальт-терапия. Запись на гештальт-терапию в Москве в МедиАрт по тел: 8(495)2-876-000. Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы.
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход | Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. |
Гештальт психология: гельштат-терапевт, гельштат-подход | Гештальт-психология представляет из себя научную школу психологии, немецкого происхождения. |
Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить | Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. |
Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем | Экологичное ведение групп в гештальт-подходе 3 двухдневки – Online. |
Что такое гештальт-терапия? | Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. |