Второй сезон подкаста «Гештальт для всех», в первом выпуске которого журналистка Анна Ягода разговаривает с основателем Уральского института гештальта и современной психологии — Михаилом Исуповым и ведущей ключевых программ института. Общество практикующих психологов «Гештальт‑подход». Московский гештальт институт. Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД.
Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами
Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы. Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия.
Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется?
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог - Чемпионат | Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. |
Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию? | Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. |
Гештальт в психологии: что это простыми словами | Гештальт в психологии: что это простыми словами. |
Что такое гештальт-терапия, и как она работает?
Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт-подход, ведущий тренер учебных программ и специализаций. Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. «Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии. Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт-подход, ведущий тренер учебных программ и специализаций. Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия. В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей. Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики.
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания
Вторая ступень доступна тем, кто уже прошел первый этап, также имеет среднее-профессиональное или высшее образование. Им выдается корочка, что они прошли переподготовку по специальности, могут работать по этому направлению. Третий этап определяет дальнейшее направление специалиста, он может выбрать узкую специализацию в рамках проекта, например, работу с детьми, или только индивидуальные сеансы. Свидетельство об окончании обучения специалистов, пройденных третью ступень, является международным. Далее, по желанию, есть возможность пройти еще три года обучения, чтобы получить степень супервизора или группового ведущего. Длительность курса лечения гештальт-терапией Для достижения положительных результатов необходимо учитывать все обстоятельства происходящие в данный момент: необходимо понять все происходящие события в жизни клиента и даже учитывать обстановку в кабинете психоаналитика. Это помогает клиенту понять все свои эмоции и переживания и научиться самостоятельно влиять на них, принимать решения, которые помогут улучшить качество жизни. Поэтому гештальт-терапия относиться к среднесрочным методам воздействия. Необходимо понимать, что если поставлена конкретная задача, то ее решение может занять около 10 сеансов, а если есть необходимость в развитии и совершенствовании личностных характеристик, возможно, потребуется до 30 занятий развитие личности процесс постоянный. Для достижения устойчивого положительного результата оптимальным будет от 10 до 20 занятий один раз в неделю. Психологи нашего центра активно используют метод гештальт-терапии, его любят за положительные, устойчивые результаты к которым он приводит.
Конечно, трудно решиться на проведение курса, однако, Вы будете удивлены положительными результатами. Если Вы готовы качественно улучшить свою жизнь, вступить на результативную дорогу обретения собственного счастья, гештальт-терапевты нашего центра всегда готовы Вам помочь. Интересные отзывы о гештальт-терапии Гештальт-терапия — относительно новый, но действенный метод, помогающий больным найти опору в жизни, разобравшись со своими застарелыми проблемами. Человек начинает жить «здесь и сейчас», отбрасывая груз прошлых обид. Вот некоторые отзывы пациентов, которым действительно помогла терапия. Анна, 29 лет Не ожидала, что гештальт-терапия вытащит из моего подсознания столько проблем. Было больно до слез, конечно же морально, прежде всего. Психолог помогал осознавать, учил закрывать гештальт, но до сути я должна была докопаться сама, ведь никто другой лучше тебя не знает, что кроется внутри. Были слезы, разочарования, раздражения на первых этапах, никогда не знаешь, что выдаст твой мозг в следующий раз, какую гадость вытащит из глубины подсознания. Со временем привыкла спокойно воспринимать сеансы, осознанно сбрасывала груз прошлых проблем, стараясь закрывать свои гештальты.
А мы при этом, с одной стороны, заняты пока работа не выполнена, мы не свободны , а с другой — голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась. И здесь — один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку вспоминаем теорию поля в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет — ищет способы, а кто не хочет — причины.
И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник. Задача терапии — найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе. Стерео-эффект Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция «чистый лист».
Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить — в себе или в своей жизни. Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные и неэффективные отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид.
Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию — прямо здесь и сейчас — и свои новые возможности или ограничения. И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь. Цель такой терапии — вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью.
Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он — знает. За все в ответе Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия». Осознавание — чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит.
Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным. Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение — мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать!
Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ. Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным — со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается. Принцип реальности.
Используя местоимение «я» вместо «вы» или «мы», люди учатся выражать свою точку зрения, избегая предположений или обобщений о других, прекращают проецировать на них свои собственные переживания и комплексы. Такой подход позволяет создать безопасную экологичную терапевтическую среду, в которой люди могут спокойно, не опасаясь осуждения, высказываться и будут услышаны. Это способствует развитию личной ответственности, самосознания и аутентичной коммуникации. Развитие экспрессии и воображения Работа с экспрессией и воображением предоставляет людям мощное средство для доступа в свой внутренний мир и его выражения, для интеграции разрозненных частей себя — когнитивных, эмоциональных, телесных, для высвобождения чувств и содействия личностному росту и трансформации. Творческие задания такие, как нарисовать свои эмоции или изобразить часть своей личности помогают людям выразить свои внутренние состояния и переживания, способствуют интеграции различных аспектов личности, поиску новых идей и ассоциаций. Решая творческие задачи, люди могут исследовать различные перспективы и возможности. Это улучшает навыки преодоления непростых ситуаций, способствует выработке неординарных решений проблем. Это становится стимулом исследовать и экспериментировать с новыми способами существования и отношения к себе и другим, что в итоге способствует большей уверенности в себе, самопринятию и самореализации. Тренировка осознанности В гештальт-терапии большое внимание уделяется развитию самосознания и осознанности. Это помогает: проникнуть в суть собственных мыслей, чувств и моделей поведения; соединиться со своей аутентичной сущностью и жить в соответствии со своими истинными ценностями и желаниями; исследовать и решать любые нерешенные вопросы или незавершенные дела гештальты из своего прошлого; установить связь со своими телесными ощущениями, эмоциями и физическим опытом; осознать, что есть выбор в каждый момент времени. Все это способствует эмоциональному исцелению и личностному росту. Важность терапевтического альянса в работе с гештальтами: роль терапевта В гештальт-терапии очень важно создать экологичную поддерживающую среду, располагающую к самоисследованию и самоосознанию. Важную роль в этом играет терапевт. Он устанавливает доверительные отношения с клиентом, организует комфортное безопасное пространство, где можно свободно выражать себя, не опасаясь осуждения или критики. Терапевт направляет клиента на исследование его мыслей, эмоциональных проявлений и поведения, помогая ему глубже понять себя. С помощью различных методов и техник — таких, как диалог, ролевая игра и творческое самовыражение, — специалист побуждает своего подопечного пристально рассмотреть свои переживания в настоящем моменте, фокусируясь на том, что происходит здесь и сейчас. Терапевт поддерживает клиента в выявлении и понимании его паттернов и незавершенных дел, помогает ему интегрировать разрозненные аспекты своей личности, осознать и взять на себя ответственность за свой выбор и действия, способствуя расширению возможностей, самосовершенствованию. Формирование благоприятных терапевтических отношений, основанных на доверии, эмпатии и раппорте, имеет решающее значение для эффективной терапии. Они создают основу для самоисследования, исцеления, роста, что в результате способствует достижению клиентами своих терапевтических целей. С какими проблемами обращаются к гештальт-терапевту? Гештальт-терапия как одно из востребованных направлений современной психотерапии исследует вопросы взаимодействия с самим собой и окружающим миром, межличностные отношения, имеет особый взгляд на психику человека. Все это, а также целостный подход и фокус на моменте «здесь и сейчас» позволяет успешно решать широкий спектр проблем. К гештальт-терапии обращаются в следующих ситуациях: В жизни происходят перемены, к которым трудно адаптироваться. Это может быть переезд или смена профессии, развод или уход из жизни близкого человека и др.
Внешний мир отнюдь не враждебен нам как утверждал психоанализ , напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь. Только в контакте с окружающей средой мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда таких контактов много — мы растем и развиваемся, и наша жизнь полна радости или хотя бы смысла. А когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем, и жизнь останавливается, становится похожа на арену заброшенного цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы все ходим и ходим по привычному кругу. И, следовательно, цель ГТ состоит даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: свободу уходить и возвращаться, ходить по кругу или бегать по степям или спать в конюшне, что, кстати, тоже очень неплохо. Может быть, для этого действительно понадобится осознать, как и зачем мы потеряли эту свободу. А может быть, достаточно будет найти то или тех , кто поможет сделать шаг за привычный барьер. Обычно ее называют внучкой психоанализа. Дедушка Фрейд сделал открытие, которое вполне можно считать одним из судьбоносных открытий 20 века — он открыл бессознательное. Это открытие лежит в основе любой существующей в настоящее время личностно-ориентированной психотерапии. Если в двух словах, то его суть заключается в следующем: во-первых, человек ничего не делает случайно а то, что нам кажется случайным, на самом деле является проявлением нашего бессознательного , а во-вторых, те желания и чувства, которыми не владеем мы, владеют нами. Основатель ГТ, австрийский психиатр Фредерик Фриц Перлз, в начале своего профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя. В этом пути было несколько ключевых встреч, которые и позволили создать уникальный подход, объединяющий западные психологические школы с идеями восточной философии. Вот эти встречи: Его жена, Лаура Перлз, доктор гештальтпсихологии. Эта встреча стала важнейшей как для личной жизни Перлза, так и для создания нового направления. Самим названием и многими идеями ГТ обязана именно этой встрече. Он был весьма известен своей настойчивостью в утверждении целостного подхода к человеку «Строение организма» , отказываясь от разделения на органы, части или функции. Они уже несли новые идеи, в том числе, влияние экзистенциализма. Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучался Перлз. Именно эта встреча позволила позже создать технику «пустого» стула, также хорошо ассимилированную другими подходами. Вильгельм Райх, «отколовшийся» психоаналитик. Своими работами о «мышечном панцире» и характерологических структурах, он самым активным образом ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу. Гештальт-терапия стала первым психотерапевтическим направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как одно из проявлений и способов переживания внутренних, эмоциональных сил и конфликтов. Пол Гудмен, который быстро становится важнейшей фигурой в развитии гештальт-терапии. Пол Гудмен, непризнанный писатель, эссеист и поэт поставил на службу идеям Перлза все свои литературные, философские и психоаналитические знания. Он сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него, возможно, так и остались бы в черновых набросках. Влияние экзистенциализма. Идеи экзистенциализма 20 — 30 х годов, в частности, философии Мартина Бубера «Я и Ты» и Пауля Тиллиха «Мужество существования» оказали влияние на все любопытствующие умы того времени. Философия экзистенциализма с ее гуманистическими ценностями и сейчас актуальна для всего человечества. Пожалуй, можно лишь напомнить, что гештальт-терапия была первой клинической практикой, которая положила эти ценности в основу своей теории и непосредственной работы с клиентами. Влияние буддизма и восточных практик. Никаких встреч, которые можно было бы «обвинить» в этом влиянии, не зафиксировано. Однако суть и философия ГТ, ее взгляд на мир, как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к индивидуальной истине, скрытой в глубине каждого из нас — все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма. Хотя есть и отличия, их мы увидим дальше. Теоретические корни ГТ — гештальт-психология и теория поля Курта Левина. Само слово «gestalt» нем. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную фигуру. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Проще говоря, исследуя феномены человеческого восприятия, они выяснили, что человеческий мозг ленив и не склонен каждый раз заново создавать из деталей новые образы. Мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений гештальтов. Нармипер, бкувы в солве муогт слдеоавть в лоюбм пояркде — мы все рнаво пноиамем сымсл. Гештальты — атомы нашей психики. Просто, если мы видим что-то не совсем знакомое, мозг сначала ищет в «базе данных», на что же это похоже, и чаще всего находит. Согласитесь, это гораздо удобнее и экономичнее, чем каждый раз изобретать велосипед. И только если совсем не удается найти подходящий «готовый» гештальт, включается ориентировочный рефлекс «что такое? Далее мы увидим, как Перлз переложил эту идею гештальтов на всё функционирование психики в целом. Фигура-Фон Психика человека - целостное образование, основными компонентами которого являются фигуры, то есть те части поля, которые как бы выделяются, и фон - задний план, на котором воспринимаются эти фигуры. Они являются частью целого, структура которого гибка, так как фигура может стать фоном и наоборот. В «народе» это явление широко известно как двойные изображения: два профиля-ваза, красавица-старуха и многие другие. Несмотря на то, что оба изображения присутствуют всегда, видеть мы можем либо вазу, либо два профиля. Фигура и фон могут меняться местами, но 2 фигуры не могут существовать одновременно: что-то обязано стать фоном, на котором и возникнет фигура. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Lamme 1995. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. По сути, это открытие показало — в этом мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что нам важно в данный момент нашей жизни, а все остальное теряется в фоне, проносится мимо, как пейзаж за окном, когда вы за рулем. Когда нам холодно, мы мечтаем о тепле и уюте, когда жарко — о прохладе и свежести, когда ищем сапоги — смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины женщины перестают существовать. Поле определяется как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые" Lewin, 1951, с. Человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающей его ситуации. И поведение человека может быть вызвано внутренними потребностями и мотивами, и тогда оно называется волевым, а может — влиянием внешних объектов, и тогда оно называется полевым. Главное открытие заключалось в том, что мы никогда не свободны от влияния поля, и иногда бывает трудно сказать, чем же на самом деле детерминировано наше поведение — нашими внутренними идеями и ценностями или же внешней средой. Человек не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Как мы видим, гештальтпсихология внесла ощутимый вклад в формирование еще одного тренда 20 века - системного мышления. Еще одна теория - «незавершенных действий», разработанная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, ученицей Курта Левина, экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. То есть, пока дело не сделано — мы не свободны.
Свежие записи
- Что такое гештальт и в чем суть данного подхода?
- Популярное
- Гештальт-терапия: что за метод, принципы работы психологов
- Преподаватели
Гештальт-терапия – мифы и реальность
Если что-то не получается — значит, в том числе и сам человек делает определенный вклад в свой неуспех. Если клиент обижается на кого-то и при этом остается с ним в отношениях, значит, он выбирает оставаться в ситуации, которая ему некомфортна. Считается, что пока человек не присвоит свою часть ответственности, он не будет иметь власть над ситуацией. И только когда это произойдет, он сможет что-то изменить.
Противоположность осознавания — автоматические действия. Есть определенные паттерны в человеческом поведении, мышлении, они запускаются в ответ на внешние и внутренние стимулы и ускользают от сознания. У человека внутри что-то происходит, но он не понимает, какой именно это процесс, и не может увидеть альтернативные варианты.
Когда мы начинаем уделять этому внимание, автоматизм уходит, и появляется более активная позиция. Дискомфорт перестает быть чем-то пришедшим извне, когда благодаря направленному вниманию можно явно увидеть, что с тобой происходит». Андрей Артемьев, клинический психолог, гештальт-терапевт: Цикл контакта.
Прерывание контакта Цикл контакта — еще одно ключевое понятие гештальт-терапии. В системе гештальта под контактом подразумевается гораздо более сложное явление, чем просто акт коммуникации. Рассмотрим, как работает цикл контакта и его прерывание на примере отношений между мужчиной и женщиной.
Если осознания не происходит, но потребность просто зреет внутри — контакт прерывается на этом этапе. Такое прерывание называется конфлюэнцией слиянием. К примеру, женщина хочет романтических отношений, но с детства ей внушали, что искать знакомства с мужчиной неприлично.
Она не может отделить свои потребности от насажденных извне представлений о правильном и неправильном, подавляет собственное желание. Если это потребность в сексуальном контакте — мужчина или женщина ищут подходящего партнера. Когда объект найден, начинается этап флирта, манипуляций.
При этом если человек начинает проецировать на объект или ситуацию свои представления о ней «Я не могу ей понравиться», «Я не в его вкусе» возможность того, что он удовлетворит свою потребность, снижается, и контакт может прерваться. Мы не оцениваем ничего, а полностью отдаемся контакту, получаем удовольствие, погружаемся в процесс опыта. Однако на этой стадии может сработать механизм эготизма.
К примеру, вы выбрали партнера, но невольно начинаете думать: а точно ли он — то, что мне нужно? Возникает невозможность погрузиться в опыт и получить его. Остановка на этапе оценки не дает возможности совершиться финальному контакту.
Прерывание постконтакта зачастую включает в себя девалидацию обесценивание полученного опыта.
Он сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него, возможно, так и остались бы в черновых набросках. Влияние экзистенциализма. Идеи экзистенциализма 20 — 30 х годов, в частности, философии Мартина Бубера «Я и Ты» и Пауля Тиллиха «Мужество существования» оказали влияние на все любопытствующие умы того времени. Философия экзистенциализма с ее гуманистическими ценностями и сейчас актуальна для всего человечества. Пожалуй, можно лишь напомнить, что гештальт-терапия была первой клинической практикой, которая положила эти ценности в основу своей теории и непосредственной работы с клиентами. Влияние буддизма и восточных практик.
Никаких встреч, которые можно было бы «обвинить» в этом влиянии, не зафиксировано. Однако суть и философия ГТ, ее взгляд на мир, как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к индивидуальной истине, скрытой в глубине каждого из нас — все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма. Хотя есть и отличия, их мы увидим дальше. Теоретические корни ГТ — гештальт-психология и теория поля Курта Левина. Само слово «gestalt» нем. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную фигуру. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов.
Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Проще говоря, исследуя феномены человеческого восприятия, они выяснили, что человеческий мозг ленив и не склонен каждый раз заново создавать из деталей новые образы. Мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений гештальтов. Нармипер, бкувы в солве муогт слдеоавть в лоюбм пояркде — мы все рнаво пноиамем сымсл. Гештальты — атомы нашей психики. Просто, если мы видим что-то не совсем знакомое, мозг сначала ищет в «базе данных», на что же это похоже, и чаще всего находит. Согласитесь, это гораздо удобнее и экономичнее, чем каждый раз изобретать велосипед.
И только если совсем не удается найти подходящий «готовый» гештальт, включается ориентировочный рефлекс «что такое? Далее мы увидим, как Перлз переложил эту идею гештальтов на всё функционирование психики в целом. Фигура-Фон Психика человека - целостное образование, основными компонентами которого являются фигуры, то есть те части поля, которые как бы выделяются, и фон - задний план, на котором воспринимаются эти фигуры. Они являются частью целого, структура которого гибка, так как фигура может стать фоном и наоборот. В «народе» это явление широко известно как двойные изображения: два профиля-ваза, красавица-старуха и многие другие. Несмотря на то, что оба изображения присутствуют всегда, видеть мы можем либо вазу, либо два профиля. Фигура и фон могут меняться местами, но 2 фигуры не могут существовать одновременно: что-то обязано стать фоном, на котором и возникнет фигура.
Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Lamme 1995. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. По сути, это открытие показало — в этом мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что нам важно в данный момент нашей жизни, а все остальное теряется в фоне, проносится мимо, как пейзаж за окном, когда вы за рулем. Когда нам холодно, мы мечтаем о тепле и уюте, когда жарко — о прохладе и свежести, когда ищем сапоги — смотрим всем на ноги.
Когда влюблены, все остальные мужчины женщины перестают существовать. Поле определяется как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые" Lewin, 1951, с. Человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающей его ситуации. И поведение человека может быть вызвано внутренними потребностями и мотивами, и тогда оно называется волевым, а может — влиянием внешних объектов, и тогда оно называется полевым. Главное открытие заключалось в том, что мы никогда не свободны от влияния поля, и иногда бывает трудно сказать, чем же на самом деле детерминировано наше поведение — нашими внутренними идеями и ценностями или же внешней средой. Человек не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Как мы видим, гештальтпсихология внесла ощутимый вклад в формирование еще одного тренда 20 века - системного мышления.
Еще одна теория - «незавершенных действий», разработанная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, ученицей Курта Левина, экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. То есть, пока дело не сделано — мы не свободны. Оно нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти далеко. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый из нас хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в силах заняться чем-то другим. Перлз совершенно справедливо предположил, что это касается не только внешних, бытовых дел, но и внутренних ситуаций. Например, пока отношения не завершены — они продолжаются. Логично, правда?
И мы ведем бесконечные внутренние диалоги, храним обиды многолетней давности и, встретившись, удивляемся тому, что начинаем разговор с того же места, из которого ушли, хлопнув дверью, много лет назад. Теория ГТ В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, по сути — представление о мудрости природы. Если дереву не мешать — оно само возьмет все, что нужно, чтобы вырасти. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен, как дерево, растущее в хорошем месте. Поскольку мы — дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья. И вся наша жизнь складывается из взаимодействия с миром. Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой.
Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Если не будет голода, обедать вы не пойдете. Из этого ощущения рождается желание — этот голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью: когда и как его лучше удовлетворить, выбираете время и место, предпринимаете некоторые действия, чтобы реализовать ваше желание. И, наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности в данном случае — собственно с едой.
Если все прошло как надо, и вы довольны процессом и результатом, то вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен. В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы обедали с кем-то из коллег или друзей, и как-то об этом договаривались, или вы решали, где вы хотите пообедать. Наконец, вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите именно сейчас или пойти в магазин, или соорудить что-то из того, что есть дома. Точно так же, сам обед мог быть включен в бОльший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся». Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных-разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до 50-летней семейной жизни.
Гештальт-терапия — это терапия свободного человека. Потому что, когда ты понимаешь, к чему приводит каждое твое решение, ты берешь за это ответственность и становишься более осторожным, осмотрительным, внимательным, четче выстраиваешь отношения, точнее понимаешь свои границы и ограничения. Чем больше ты осознаешь, тем более широкий у тебя формируется взгляд на мир, тем перед тобой больше путей и выборов.
Тогда ты сам — кузнец своего счастья, ты сам — строитель своей жизни. Возможно, это звучит слегка пафосно и отчасти банально, но это так. И именно за это я люблю гештальт-терапию. И еще один принцип — принцип актуальности. Это про «здесь и сейчас». Когда ты осознаешь себя и то, что происходит вокруг, в моменте, когда имеешь дело с реальностью, с фактом, тогда ты избавлен от иллюзий, не фантазируешь и можешь называть вещи своими именами. Первый — то, насколько изначально клиент «собран». Если мы представим картинку из пазлов, то у одного человека может отсутствовать 1-3 пазла, а у другого в силу каких-то обстоятельств половина. В первом случае может быть достаточно несколько сессий.
У меня был опыт, когда проблема клиента разрешалась за 1-2 сессии. Во втором — могут понадобиться месяцы и годы. Мой самый длительный опыт терапии — четыре с половиной года. Многое зависит и от самого клиента: что он хочет изменить и насколько сильно. Приведу замечательный пример из своей практики публикуется с согласия клиента. Ко мне пришла молодая женщина, чуть старше двадцати лет, но уже с богатым жизненным опытом: замужество, ребенок, переезд в другую страну. Изначальным ее запросом были отношения, но по ходу нашей работы появлялись и другие темы. И если в начале терапии в ней преобладала безысходность, ощущение, что ничего нельзя изменить, то вскоре после завершения терапии она купила дом, нашла мужчину, с которым ей хорошо и которому она смогла доверять, сделала устойчивую карьеру. Да, конечно, ее жизнь не лишена проблем, но теперь у нее есть инструменты для их решения.
Часто бывает и такое: чем моложе клиент, который приходит в терапию, тем меньше встреч с психологом нужно, но опять же, если нет сильно травматического опыта. Какими качествами он обладает? Это личность, которая за пределами кабинета ведет себя примерно так же, как и на сессии с клиентом. Конечно, есть какие-то нюансы, но гештальт-терапия — это терапия контактом, поэтому здесь самое важное — встреча. И для того, чтобы эта встреча состоялась, терапевт сохраняет естественность. Он живой и честный. Если у него возникают какие-то чувства в ходе работы, он вполне свободен их разместить и проявить, но только в том случае, если это будет полезно клиенту. Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно. Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения.
Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста. Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит. Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно. Терапевт терпеливо ждёт. Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта. Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности.
Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком. Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие. Это про безоценочность. Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление.
И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать. Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование. Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы. Студенты точно про себя очень многое поймут.
Для удовлетворения потребностей важно наладить контакт с окружающей средой. Цель гештальта простая — повысить осознанность в проживании повседневных ситуаций. Здесь особо акцентируется внимание на психологическом здоровье и целостности личности. Терапия помогает человеку понять, чего он на самом деле хочет, и реализовать это в максимально гармоничном ключе. Концепт-модель гештальт-терапии: У человека формируется потребность, и он её осознаёт. Человек входит в контакт с окружающим миром, чтобы реализовать свою потребность. Человек удовлетворяет потребность, выходит из контакта и осмысливает полученный опыт. Это, конечно, благоприятный вариант развития событий. Довольно часто человек или не понимает, чего он хочет, или не может этого достичь, так как не способен выстроить гармоничный контакт с миром. Это называется незавершённый гештальт. И человек будет возвращаться к нему снова и снова, пока не удовлетворит своё желание. Одна из главных идей гештальта: мы сами несём ответственность за удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Как происходит работа с психологом При гештальт-подходе психолог выступает не наставником, а другом. Он помогает клиенту осознать его цели и понять, как их достичь. Терапия превращается в переживание совместного опыта, где каждый проживает и выражает свои эмоции. Поэтому важно, чтобы психолог был в первую очередь достойным человеком, а потом уже первоклассным специалистом. В итоге все подавленные чувства и желания клиента высвобождаются, он начинает лучше себя понимать и выстраивать более гармоничные связи с окружающей средой. Терапия может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от целей и потребностей клиента.
Что такое гештальт простыми словами?
Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Республиканское общественное объединение «Общество психологов и психотерапевтов «Гештальт-подход» – это профессиональная организация, которая появилось в 2016 году и объединяет различные ветви белорусского гештальта. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, педагог-психолог в АНОО «Областная гимназия имени Е. М. Примакова». Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики.
Гештальт-терапия – мифы и реальность
В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. Выражение «закрыть гештальт» часто используют блогеры и коучи в соцсетях. Однако это не просто популярный тренд — в психологии словом «гештальт» обозначают незавершенное действие, мысли о котором не дают покоя. Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ. Интро 00:35 - Что такое гештальт?
Еще раз о гештальт-терапии
В 1936 году учёный приехал в Прагу на Международный психоаналитический конгресс с докладом и с целью встретиться с Фрейдом, которого почитал. Но эта встреча разочаровала его, не дав ответы на интересующие вопросы. Она длилась всего четыре минуты. Перлз вспоминал, что приехал из Южной Африки, чтобы сделать доклад и увидеть легенду, но на вопросы получил лишь короткий ответ: «Ну и когда же вы уезжаете? Удовлетворять потребности нужно. Для этого важно уметь распознавать их. Понимать, какие запросы важные и первостепенные, находить способы удовлетворения, устанавливать контакт и присваивать себе полученный опыт.
Но это не всегда возможно. Человек способен прерывать себя сам, в силу своего травматического опыта или особенностей характера. Бывает, что не хватает опыта для решения какой-либо задачи. Например, человек не разбирается в интернете, не умеет пользоваться поисковиком и боится найти информацию. Тогда может получиться, что его интерес — узнать больше о чём-то — останется неудовлетворённым. Или он спросит у некомпетентного знакомого и, не получив достаточно информации, тоже останется не удовлетворён.
В дело вмешиваются внешние факторы: стихийные бедствия, болезни, аварии и т. Здесь многое будет зависеть от способностей человека выносить напряжение возникших переживаний и творчески приспосабливаться к обстоятельствам. Например, отключили электричество, и человек, естественно, чувствует, раздражение. Не распознавая злость или не понимая её источник или опасаясь звонить специалисту, он может просто выплеснуть раздражение на близких. Напряжение таким образом снять удастся, а вот удовлетворения всё-таки не будет. Чтобы его получить, нужно поступить конструктивно: набраться терпения и подождать, когда включат электричество.
Или направить энергию возникшей злости на поиск другого источника информации. Также можно добиться решения проблемы от ответственного лица — электрика. Бывает и так, что закрыть гештальт невозможно, так как контактировать не с кем или не с чем. Например, часто случается, что человека, от которого мы хотели бы получить любовь и принятие, уже нет в живых… Фото: istockphoto. Все эти чувства помогают человеку понять и принять то, что он не сможет удовлетворить свою потребность вообще или сделать это так, как ему хотелось бы. Тогда закрыть гештальт помогает именно процесс горевания.
При этом гештальт-психолога интересуют не все характеристики, а лишь те, которые не позволяют удовлетворить значимые потребности клиента. Цели гештальт-терапии Основную цель гештальт-терапии можно обозначить как расширение осознания. Психологами доказано, что большая часть наших проблем возникает из-за того, что подлинное осознание реальности как бы подменяется интеллектуальным.
Зачастую у нас складываются неверные представления о других: мы что-то ждем от них, сами себе «придумываем» их отношение к окружающему. Наши ложные представления затуманивают реальность и не позволяют нам получить полное удовлетворение от жизни. Если говорить научными словами, то происходит нарушение процесса формирования и разрушения гештальта.
Работа гештальт-психолога направлена на достижение ясности сознания у человека: если он будет правильно воспринимать внешнюю и внутреннюю реальность, то сможет быстро и, самое главное, самостоятельно решить все свои проблемы и наслаждаться жизнью. В процессе терапии человек учится осознавать себя: свои истинные чувства и желания, телесные процессы и мысли. Кроме этого, он начинает правильнее воспринимать окружающий мир и других людей.
Гештальт-терапия не дает мгновенного результата, да и она не стремится к этому. Поведение человека не изменится как по взмаху волшебной палочки: новое не придет и не задержится надолго, если нет достаточной осознанности всего, что делаешь и что происходит вокруг. Результат гештальт-терапии выражается в приобретении способности сознательно выбирать ту или иную модель поведения в зависимости от конкретной ситуации.
Им может быть сложно активно участвовать в процессе, чего требуют неструктурированные методы, и легче следовать инструкции. Или же им важно, чтобы цели и техники психотерапии были четкими. Людям с тяжелыми психическими расстройствами, например шизофренией и биполярным расстройством, больше подходит психотерапия с четкой структурой, например когнитивно-поведенческая. В том числе и потому, что работа с гештальттерапевтом способна вызывать сильные эмоции — и человек должен быть в силах с ними справиться. Необходим опытный специалист. Как правило, импровизировать сложнее, чем работать по шаблону. И для успеха в гештальттерапии — с ее отсутствием четкой структуры и фокусом на свободном диалоге — нужен достаточно опытный специалист, получивший качественное образование.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале.
Когда вы захотели не только работать, но и обучать других? Мне интересно погружаться в информацию, перерабатывать источники, искать новые формы, обмениваться знаниями. Это особое удовольствие — находиться среди единомышленников, коллег, видеть их интерес и азарт. В процессе я смотрю на гештальт-терапию с разных сторон и сама продолжаю учиться. Преподавание стало для меня способом посмотреть на практику через призму теории, поразмышлять о том, что изменилось в мире,увидеть актуальные вызовы и темы. На многие вопросы вы уже знаете ответ. Расскажите, о чем вас чаще всего спрашивают студенты? Я поддерживаю эту тревогу и отвечаю, что волноваться в новом деле — нормально. Обязательно будет клиент, с которым вы не справитесь — и это хороший способ увидеть то, чему нужно учиться.
Вообще, способность быть в неопределенности и сомневаться — один из основных навыков гештальтиста. Обычно, когда я это говорю, страх снижается, а интерес остается. А что для вас самое сложное и самое приятное в работе преподавателя? А самое приятное — это, конечно, отклики и вопросы, наблюдение за процессом решения кейсов в заданиях, сопровождение в обучении и радость от того, что я делаю что-то интересное и важное для многих дело. Как не выгорать, когда практикуешь, преподаешь и учишься одновременно — Ольга, опишите, пожалуйста, ваш стандартный рабочий день: как вы работаете и отдыхаете? Работаю и очно, и онлайн.