Гештальт терапию часто считают произошедшей из Гештальт психологии. Главная психология личности Как не стать психопатом, или мифы о гештальт-терапии.
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, педагог-психолог в АНОО «Областная гимназия имени Е. М. Примакова». Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии. На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология. Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци.
Как происходит контакт?
- Реляционный гештальт-подход в жизни и работе – Telegram
- Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
- Еще раз о гештальт-терапии (Ирина Ребрушкина) / Проза.ру
- Определение гештальта
4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
Определение 3 Контакт представляет собой процесс взаимодействия, взаимного функционирования, обмена индивида организма с окружающей средой. Это процесс соприкосновения с другими, отличными от индивида. Не любое взаимодействие считается контактом. В гештальт-подходе контакт — это процесс полного проживания актуальной ситуации «здесь и сейчас» , чувство единого взаимного функционирования себя и среды с осознанием различий. Условие разворачивания контакта представлено выделением на фоне некоторой фигуры, которая является желанием, потребностью, интересом или переживанием. Только с тем, что формирует фигуру, можно контактировать. То, каким образом человек устанавливает контакт с миром и представляет собой предмет гештальт-исследований.
В ходе гештальт-терапии человек стремится найти способы, используя которые он сможет получить из среды то, что ему необходимо.
В целом, на фазе постконтакта происходит не меньшая работа, нежели на предыдущих фазах. Человек усваивает только что полученный опыт, осознает произошедшие в нем изменения, расстается со старыми моделями поведения, оценивает применимость новых, разрушает и утверждает связи с объектами и субъектами, тем самым реорганизуя структуру мира, частью которой он является, готовится к вступлению в следующий цикл контакта, выделяя фигуры, которые раньше оставались в фоне. Именно поэтому в гештальттерапии такое значение придается завершению незавершенных действий и ситуаций. То есть, в сущности, — завершению контактных процессов. Для полноты картины стоит оговориться: четырехфазная модель — это, конечно же, упрощение. Современные исследователи описывают до восьми этапов контактного процесса, по-разному их называя и расставляя разные акценты. То же самое можно сказать и о кругах внимания. В каждой фазе оно внимание словно бы совершает «челночное движение», выделяя фигуры на самых разных «уровнях» непосредственных переживаний и опыта. И человек по ходу процесса делает множество выборов.
Если переживания, связанные, к примеру, с фазой контактирования, перевести в драматический монолог, получится нечто следующее: «Вот почему я такой раздражительный — я просто голоден! Надо поесть. Но до обеденного перерыва — еще полчаса. Почему у нас такой жесткий график? Может, подключить профсоюз и поменять условия труда? Или съесть припрятанное яблоко? А хватит мне яблока? Насколько я голоден? Да, кажется, слона бы съел! Тогда придется подождать.
Эх, мне бы стейк! В соседнем ресторане подают такие замечательные стейки! Но там дорого, а у меня мало денег. Пришлось отдавать долги. Схожу в столовую. Но все мои коллеги ходят в ресторан. Что делать, если они позовут с собой? Соврать, что жена приготовила мне обед и упаковала в контейнеры? Тогда можно будет остаться в офисе. Но у меня только яблоко и два бутерброда.
Этого точно не хватит. Тем более, я сегодня не завтракал. Господи, как же я хочу есть — аж в животе урчит! По сути, совершая любой выбор, мы задействуем весь свой жизненный опыт и учитываем все обстоятельства, которые только можем себе представить. Другое дело, что мы не всегда все это осознаем. Поэтому терапевтичным зачастую оказывается «разворачивание» ситуации, когда клиент начинает осознавать собственные нужды потребности , собственные мотивы, эмоции, возможные мотивы и действия людей, включенных в ситуацию, другие внешние и внутренние обстоятельства в случае с пищевым поведением может оказаться, что у человека язва желудка, или что кафе, где вкусно кормят, находится слишком далеко от места работы. И все же мы не отказываемся полностью от представлений о трех кругах внимания и четырех фазах контакта. Главным образом потому, что, в первом приближении, это процесс, который интуитивно понятен и знаком каждому, кто хоть раз давал себе время и место для самонаблюдения. Мы имеем дело с «естественной» динамикой смены эпизодов на пути к приобретению нового опыта. Фриц Перлз и Пол Гудмен, конечно же, его не открыли, а только описали и по-своему назвали этапы.
Возможно, на Перлза тут оказали влияние законы драматургии, поскольку в молодости он занимался театром. В театроведении, киноведении и литературоведении стадии контакта обозначаются иначе: завязка, развитие, кульминация и развязка. Такая терминология хороша тем, что указывает на некий пик, через который я прохожу, чтобы завершить начатое. Подобный порядок организации сюжета воспринимается нами как нечто абсолютно «жизненное», само собой разумеющееся. И даже в современных произведениях, когда автор, например, предлагает читателю «открытый» неопределенный финал или в начале фильма показывает то, что реально произойдет в конце истории, он автор все-таки рассчитывает, что зритель самостоятельно, задним числом в фазе постконтакта восстановит весь цикл в естественной последовательности. Автор предполагает, что у зрителя уже есть знание о том, как именно все должно происходить — хоть в жизни, хоть в литературе, театре или кино. А теперь представьте, что в детективном романе Шерлок Холмс мается-мается в ожидании хорошего дела, да так ни за что и не принимается. Или принимается, но убийцу не находит. Или находит профессора Мориарти и в течение большей части романа борется с ним у Рейхенбахского водопада. Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил.
Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию. Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван. Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса». И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта. Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше. То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас. Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим. Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв.
И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования. Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус. Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие. Автобус уходит. Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу. Это нормально. Это часть опыта. В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси.
Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так! Даже автобус уходит у меня из-под носа. Наверное, я какой-то неправильный! Из того, что я опоздал на автобус, невозможно напрямую сделать вывод, что я — неправильный человек. Такого типа прерывания в Гештальте называются невротическими. От «естественных», «здоровых» прерываний их будут отличать два неизменных свойства: Во-первых, мы всегда будем замечать, что между внешним воздействием и откликом на это воздействие как будто бы существует некая пропущенная мысль. Или скажем так: в цепочке ощущений, порождающих отклик, явно присутствует дополнительное звено, которое самим человеком не осознается. Но именно это пропущенное звено ведет к прерыванию контакта, когда человек из ситуации «здесь и сейчас» «я не успел на автобус» буквально «выскакивает» в ситуацию «там и тогда» «мама говорила, что дисциплинированные люди всегда выходят пораньше» или в ситуацию «всегда» «вот вечно со мной нечто подобное происходит». Второе свойство невротического прерывания — его повторяемость.
Клиент говорит: «Я много раз знакомился с девушками, и всегда это кончалось очень быстрым разрывом». Обстоятельства вроде бы меняются и человек часто подчеркивает, что обстоятельства были разными , а результат один и тот же. И опять мы можем предположить, что в цикл контакта привносится нечто неосознаваемое, нечто, не позволяющее пройти весь путь от возбуждения до удовлетворения. А значит — препятствующее свободной активности и вступлению в новый контакт. Перлз и Гудмен выделили четыре способа прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние конфлюэнция. В теории Гештальта они до сих пор рассматриваются как основные. Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам. К примеру, в литературе можно встретить такие понятия как «дефлексия» избегание контакта за счет сброса энергии возбуждения и «эготизм» выстраивание жестких границ, как у чеховского «человека в футляре» , которые объединяются общим понятием «ретрофлексия». В конечном итоге, настолько, насколько опыт каждого человека уникален, уникальными являются и его способы прерывания. И настолько, насколько все люди похожи как представители одного биологического вида, мы способны описать главным образом — в целях диагностики наиболее общие механизмы, не позволяющие клиенту проходить цикл контакта от начала и до конца.
Итак: Интроекция — это «глотание без пережевывания». По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего! Например: «Не суй два пальца в розетку! Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам. Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей. Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат. Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру. Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек!
Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям. Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам.
Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой. С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер.
Важность терапевтического альянса в работе с гештальтами: роль терапевта В гештальт-терапии очень важно создать экологичную поддерживающую среду, располагающую к самоисследованию и самоосознанию. Важную роль в этом играет терапевт.
Он устанавливает доверительные отношения с клиентом, организует комфортное безопасное пространство, где можно свободно выражать себя, не опасаясь осуждения или критики. Терапевт направляет клиента на исследование его мыслей, эмоциональных проявлений и поведения, помогая ему глубже понять себя. С помощью различных методов и техник — таких, как диалог, ролевая игра и творческое самовыражение, — специалист побуждает своего подопечного пристально рассмотреть свои переживания в настоящем моменте, фокусируясь на том, что происходит здесь и сейчас. Терапевт поддерживает клиента в выявлении и понимании его паттернов и незавершенных дел, помогает ему интегрировать разрозненные аспекты своей личности, осознать и взять на себя ответственность за свой выбор и действия, способствуя расширению возможностей, самосовершенствованию. Формирование благоприятных терапевтических отношений, основанных на доверии, эмпатии и раппорте, имеет решающее значение для эффективной терапии.
Они создают основу для самоисследования, исцеления, роста, что в результате способствует достижению клиентами своих терапевтических целей. С какими проблемами обращаются к гештальт-терапевту? Гештальт-терапия как одно из востребованных направлений современной психотерапии исследует вопросы взаимодействия с самим собой и окружающим миром, межличностные отношения, имеет особый взгляд на психику человека. Все это, а также целостный подход и фокус на моменте «здесь и сейчас» позволяет успешно решать широкий спектр проблем. К гештальт-терапии обращаются в следующих ситуациях: В жизни происходят перемены, к которым трудно адаптироваться.
Это может быть переезд или смена профессии, развод или уход из жизни близкого человека и др. В таких ситуациях человек испытывает сильнейший стресс, его терзают сомнения в правильности выбора, тревога, страх неизвестности, низкая самооценка, не дают покоя внутренние конфликты. С помощью терапевта он будет исследовать свои чувства, сможет обрести понимание и разработать эффективные стратегии преодоления, чтобы успешно пережить эти перемены. Неполадки в отношениях родителей и детей. Это могут быть трудности в общении, неразрешенные конфликты, взаимные обиды или модели поведения, которые влияют на их благополучие.
Гештальт-терапия — комфортный способ осознать эту динамику и работать над созданием более здоровых и полноценных отношений. Тяжелая утрата не дает жить дальше. Когда человек переживает серьезную потерю и не может справиться со своим горем, это может привести к эмоциональному расстройству и затруднит движение вперед. Гештальт-терапевт предоставит безопасное экологичное пространство, где можно исследовать состояние и чувство утраты, проработать неразрешенные эмоции и понять, как отпустить свою беду и жить дальше. Разовая стычка и выяснение, кто прав, кто виноват — естественная часть человеческих отношений.
Постоянные столкновения представляют серьезную угрозу благополучию и психологической устойчивости. С помощью гештальт-терапии можно исследовать свою роль в ссорах и спорах, улучшить навыки общения и найти конструктивные способы разрешения разногласий в личной и профессиональной сфере.
Психолог исследовал становление детской психики, выявил ряд закономерностей. Из этого был сделан вывод, что восприятие во многом зависит от соотношения фигуры и фона, на котором та располагается. Позже К. Коффкой был сформулирован закон трансдукции.
Если кратко, дети воспринимают не цвета, а сочетания таковых. Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям. Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний.
Гештальт: что это такое и как его закрыть?
Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. Третья по популярности — гештальт-терапия (основана на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах), ее предпочитают 26% специалистов. Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. Гештальт-психология представляет из себя научную школу психологии, немецкого происхождения. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии.
Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить
Ученые подтвердили, что человек воспринимает мир как единое целое как гештальт , а не набор отдельных хаотичных раздражителей. Что такое незавершенный гештальт: примеры из жизни Итак, надеюсь, ты уже понял: когда гештальт не закрыт — это хреново. Но вот что же это означает на практике. Давай рассмотрим парочку реальных примеров. Несмотря на их абстрактность, уверен, что ты точно узнаешь в них себя, близкого друга, родственника и еще парочку знакомых.
Ведь такие ситуации происходят сплошь и рядом и часто мешают людям строить нормальные отношения, жить спокойно и наслаждаться жизнью. Сейчас песня Шуфутинского стала объектом мемов в сети, но это произведение — настоящий кладезь примеров незакрытого гештальта. Мужчина расстался с женщиной, но отношения они до конца не выяснили, ничего не проговорили. Его эта ситуация бесконечно терзает.
Он ходит грустный, а тут еще и злосчастный календарь работает как постоянный триггер: напоминает о дне, когда все у них было всерьез. Что значит закрыть гештальт для героя этой песни? Самостоятельно либо с терапевтом разобраться в причинах расставания. Понять, что отношения закончены и больше не нужно терзать себя неоправданными надеждами каждое 3 сентября.
Пример второй: гештальты из детства. Представь себе мужчину — успешного, состоятельного, у него есть любимая жена и дети. Но вот ничего из этого не приносит ожидаемого удовольствия. Чем более успешным он становится , тем более несчастным себя ощущает.
Почему так происходит? Если обратить внимание на детство нашего героя, то основополагающей эмоцией в нем было чувство вины. Как завершить гештальт в этом случае? По-разному: кто-то может простить мать за упреки и отпустить чувство вины, которое не дает возможности наслаждаться жизнью.
Психолог спрашивает клиента не о том, какие события и мысли имели место в прошлом, а том, что он чувствует именно сейчас. Задача специалиста — показать, что решение проблемы находится не в будущем или прошлом, а здесь и сейчас.
На физическом плане такие автоматизмы довольно полезны, так как позволяют делать привычные вещи не напрягаясь. Например, ходить. Проблемы начинаются, когда мозг программирует эмоции и мышление. Человек начинает действовать по привычке, не задумываясь, почему он так реагирует и насколько это адекватно ситуации. Неосознанные поступки редко ведут к желаемому результату.
Люди наподобие нашего гипотетического героя с мозгом-программистом обычно не понимают, что с ними не так и почему они не могут достичь поставленных целей. Будто упираются в невидимую стену. И здесь на помощь приходит психотерапия. В современной психотерапии чаще всего используются два подхода: когнитивно-поведенческая терапия КПТ и гештальт. Каждый из них про осознанность при принятии решений. Вот только для достижения этой осознанности используются совершенно разные методы. Как определить, какой для тебя будет эффективным, рассказываем дальше.
КПТ: анализируй убеждения и корректируй поведение Основные принципы подхода: Убеждения влияют на поведение. Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить образ мыслей. КПТ работает с убеждениями, которые лишают человека свободы выбора и заставляют действовать деструктивно. Основная идея подхода — мысли человека вызывают эмоции. И если это болезненные переживания, то они становятся причиной неадекватного поведения, депрессии, невроза или других тревожных расстройств. Теорию КПТ можно описать простой моделью: В жизни человека случается какое-то событие.
Уилер в своей статье «Новые направления в теории гештальта: психология и психотерапия в эпоху глобальных перемен» продолжает развитие идеи О. Разумовского и выдвигает на передний план активную взаимную зависимость между людьми реляционность как само явление жизни.
Она и является жизнью. Она участвует в нашем созидании — мы постоянно взаимно проникаем друг в друга, взаимно создаем друг друга и наше поле. Вы уникальны, вы занимаете уникальную творческую точку в поле — и в тоже самое время вы взаимно проникаете в окружающих вас людей, людей находящихся рядом». Уиллер видит цель жизни прежде всего в обогащении и оживлении обоих полюсов участвующих в отношениях, в повышении сложности, а значит и плодотворности их взаимодействия.
Закрытие гештальта Итак, с этим разобрались. Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов. Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается. Законы гештальта: Сразу целое, а не сумма частей — наше восприятие стремится к целостности. Когда вы зажжете бенгальский огонь и будете делать им круговые движения, то психика воспримет это как горящий круг, а не отдельную светящуюся палку в разных точках пространства.
Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон. Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным. Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона. Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой. Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира. Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания. Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть. И это связано с привычками, интересами, желаниями человека. Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим.
Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать. Я постаралась описать законы не академическим языком, а простым человеческим. На основе этих законов работает гештальт-подход. Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем. Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения. Например, не может поговорить с мамой из-за того, что она умерла, или друг не хочет с ним видеться, уехал, заболел психически и т. Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. Эту технику нередко используют в группе, тогда каждый участник может задавать наводящие вопросы, делиться чувствами. Здесь и сейчас Закрыть гештальт самостоятельно можно, если использовать эту технику.
Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы. Важно вытягивать себя из прошлого или будущего. Часто человеку свойственно застревать в прошлом, а как было бы, если бы… Признаюсь, я тоже иногда так рассуждаю, но постоянно вытягиваю себя в настоящее. Так вот, важно именно вытягивать — сосредотачиваться на том, что вы делаете сейчас: на столовых приборах во время завтрака, на процессе пережевывания пищи, на каком-то действии. Субъективизация в высказывании В процессе сессии, когда человек осознал себя здесь и сейчас, когда он может идентифицировать свои ощущения, он сможет различать разные зажимы и дискомфорт в теле. Горячий стул Клиент садится на стул, напротив него ставится еще один. И он выстраивает диалог с разными частями себя: агрессивной и спокойной, активной и пассивной и т. В таком разговоре происходят инсайты , которые потом выводят клиента к завершению гештальта. Есть еще специфические техники для закрытия гештальта в сознании, но они уже применяются профессиональными психотерапевтами на сессиях по решению проблем клиентов.
Что такое гештальт-терапия и когда нужно обращаться к психологу Гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку восстановить контакт с самим собой, понять себя, свои эмоции и найти цели в жизни, когда ничего не хочется. Кстати, в последней проблеме хорошо помогают практические инструменты, которые вы найдете в лучших курсах по целеполаганию от топовых авторов. Для каждой проблемы свой срок решения. Как понять, когда вам потребуется психолог? Посмотрите перечень проблем, и если вы найдете хотя бы одну или две из них, которые мешают жить, то пора обратиться к гештальт-терапевту или психологу.
История гештальт-психологии
- Читайте также
- Гештальт-терапия. В чем суть метода?
- Как появилась и развивалась гештальт-терапия?
- Техники и методы гештальт-терапии: современные подходы к психологическому консультированию | НАДПО
Гештальт в психологии: что это простыми словами
Гештальт-терапия – мифы и реальность | Вовремя | Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ. |
Гештальт-терапия - что это такое | Академия СНТА | Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. |
Гештальт-терапия. В чем суть метода? | В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». |
One moment, please... | Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. |
Еще раз о гештальт-терапии (Ирина Ребрушкина) / Проза.ру | Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности. |
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии
Поясняем на простых примерах Гештальт-терапия — что это такое простыми словами? Если незавершенным действием является некая простая бытовая история, с этим можно легко справиться самостоятельно — найти, купить, починить и спокойно жить дальше. А вот когда речь идет об отношениях — дело хуже. Такой незавершенный гештальт будет сопровождаться целым рядом негативных чувств — обидой, гневом, страхом, тревогой, печалью и даже горем, — которые, в лучшем случае, приведут к хроническому дискомфорту, а в худшем — к болезням и мучениям. Рассмотрим простой пример. Иван уже взрослый человек, у него никак не получается наладить отношения с пожилыми родителями, все попытки поговорить по душам заканчиваются взаимными претензиями и обидами, чаепития — ссорами, вечера — хлопаньем дверей.
Иван злится, но и прекратить общаться с родителями не может. Вместе с психологом они пытаются разобраться в этой ситуации. Специалист интересуется, какие конкретно эмоции вызывают у Ивана эти стычки, какие чувства возникают у него, когда он звонит или приезжает к маме и отцу. Сначала Иван признается, что это злость, но в процессе следующих психологических бесед выясняется, что есть и другие противоречивые ощущения, что он с детских лет ожидает от своих родителей поддержки и одобрения, но при этом и сейчас чувствует себя школьником, которого мама и папа спрашивают: «4 за контрольную? А почему не 5?
Плохо старался…». Задачей психолога в этом случае будет при помощи гештальт-терапии вернуть нашему герою свою значимость, помочь вновь испытывать гордость за свои успехи, вне зависимости от родительской реакции. Еще примеры распространенных незакрытых гештальтов: Из-за отсутствия внимания и недолюбленности родителями в детские годы, взрослый человек будет усиленно искать и требовать от своего партнера проявлений любви и внимания, которых ему не хватало в детстве.
Это улучшает навыки преодоления непростых ситуаций, способствует выработке неординарных решений проблем. Это становится стимулом исследовать и экспериментировать с новыми способами существования и отношения к себе и другим, что в итоге способствует большей уверенности в себе, самопринятию и самореализации.
Тренировка осознанности В гештальт-терапии большое внимание уделяется развитию самосознания и осознанности. Это помогает: проникнуть в суть собственных мыслей, чувств и моделей поведения; соединиться со своей аутентичной сущностью и жить в соответствии со своими истинными ценностями и желаниями; исследовать и решать любые нерешенные вопросы или незавершенные дела гештальты из своего прошлого; установить связь со своими телесными ощущениями, эмоциями и физическим опытом; осознать, что есть выбор в каждый момент времени. Все это способствует эмоциональному исцелению и личностному росту. Важность терапевтического альянса в работе с гештальтами: роль терапевта В гештальт-терапии очень важно создать экологичную поддерживающую среду, располагающую к самоисследованию и самоосознанию. Важную роль в этом играет терапевт.
Он устанавливает доверительные отношения с клиентом, организует комфортное безопасное пространство, где можно свободно выражать себя, не опасаясь осуждения или критики. Терапевт направляет клиента на исследование его мыслей, эмоциональных проявлений и поведения, помогая ему глубже понять себя. С помощью различных методов и техник — таких, как диалог, ролевая игра и творческое самовыражение, — специалист побуждает своего подопечного пристально рассмотреть свои переживания в настоящем моменте, фокусируясь на том, что происходит здесь и сейчас. Терапевт поддерживает клиента в выявлении и понимании его паттернов и незавершенных дел, помогает ему интегрировать разрозненные аспекты своей личности, осознать и взять на себя ответственность за свой выбор и действия, способствуя расширению возможностей, самосовершенствованию. Формирование благоприятных терапевтических отношений, основанных на доверии, эмпатии и раппорте, имеет решающее значение для эффективной терапии.
Они создают основу для самоисследования, исцеления, роста, что в результате способствует достижению клиентами своих терапевтических целей. С какими проблемами обращаются к гештальт-терапевту? Гештальт-терапия как одно из востребованных направлений современной психотерапии исследует вопросы взаимодействия с самим собой и окружающим миром, межличностные отношения, имеет особый взгляд на психику человека. Все это, а также целостный подход и фокус на моменте «здесь и сейчас» позволяет успешно решать широкий спектр проблем. К гештальт-терапии обращаются в следующих ситуациях: В жизни происходят перемены, к которым трудно адаптироваться.
Это может быть переезд или смена профессии, развод или уход из жизни близкого человека и др. В таких ситуациях человек испытывает сильнейший стресс, его терзают сомнения в правильности выбора, тревога, страх неизвестности, низкая самооценка, не дают покоя внутренние конфликты. С помощью терапевта он будет исследовать свои чувства, сможет обрести понимание и разработать эффективные стратегии преодоления, чтобы успешно пережить эти перемены. Неполадки в отношениях родителей и детей. Это могут быть трудности в общении, неразрешенные конфликты, взаимные обиды или модели поведения, которые влияют на их благополучие.
Гештальт-терапия — комфортный способ осознать эту динамику и работать над созданием более здоровых и полноценных отношений. Тяжелая утрата не дает жить дальше.
Выявляемые в ходе упражнений реакции, физические и психические, называют феноменами. К примеру, в качестве эксперимента используется практика монодрамы, или техника «пустого стула». На индивидуальной сессии клиенту предлагается проговорить волнующую его ситуацию с определенным человеком из собственного окружения, которого он представляет сидящим на пустом стуле. В группе роль собеседника может сыграть один из присутствующих.
Беседу модерирует терапевт. В ходе разговора клиент концентрируется на своих ощущениях, эмоциях, телесных проявлениях и других феноменах. Именно реакции, которые он испытывает в настоящий момент, во время сессии, воспринимаются и анализируются терапевтом. В этом проявляется важный для гештальта принцип «здесь и сейчас», согласно которому работа должна вестись только с чувствами в настоящем, даже если они относятся к прошлым событиям. Осознавание, актуальность, ответственность Обращая внимание на феномены в моменте здесь и сейчас, клиент работает над развитием осознавания — одного из главных навыков в рамках гештальт-системы. Идея направленного осознавания вдохновлена дзен-буддизмом, которым увлекался Фриц Перлз.
Осознавание — своего рода расслабленное внимание, которое позволяет выявлять из всего спектра чувственной информации ее отдельные составные части. К примеру, если человек боится публичных выступлений и приходит к гештальт-терапевту с таким страхом, в ситуации эксперимента он может осознать, как реагирует его тело в момент страха, в какую цепочку выстраиваются его мысли, какие чувства он испытывает в каждый момент этой ситуации. В обычной же жизни эти ощущения ускользают от его внимания, и чувствуется только страх. Эта сумма осознавания дает новую глубину проживания опыта и позволяет выявить причины тех или иных реакций. Еще одно важное понятие — актуальность. В рамках концепции «здесь и сейчас» гештальт работает только с проблемами и ситуациями, которые имеют значение в данный момент в отличие, в частности, от классического психоанализа, который пристально изучает детство клиента.
Даже если человек приходит на терапию с запросом на долгосрочную перспективу например, желанием построить семейные отношения , гештальт-терапевт будет работать с этим запросом через текущие состояния на каждой отдельной сессии. Также в гештальте очень важно, чтобы клиент брал на себя ответственность за то, что с ним происходит. Если что-то не получается — значит, в том числе и сам человек делает определенный вклад в свой неуспех. Если клиент обижается на кого-то и при этом остается с ним в отношениях, значит, он выбирает оставаться в ситуации, которая ему некомфортна. Считается, что пока человек не присвоит свою часть ответственности, он не будет иметь власть над ситуацией. И только когда это произойдет, он сможет что-то изменить.
Противоположность осознавания — автоматические действия. Есть определенные паттерны в человеческом поведении, мышлении, они запускаются в ответ на внешние и внутренние стимулы и ускользают от сознания. У человека внутри что-то происходит, но он не понимает, какой именно это процесс, и не может увидеть альтернативные варианты. Когда мы начинаем уделять этому внимание, автоматизм уходит, и появляется более активная позиция.
Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций.
Сложные поведенческие реакции тоже работают по законам гештальта. На этом построена гештальт-терапия, которую важно не путать с гештальтпсихологией. Чаще всего о гештальте говорят в контексте того, закрыт он или не закрыт. Так вот, здесь речь именно о терапевтическом подходе. Основатель гештальт-терапии Фредерик Пёрлз расширил идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до миропонимания.
Холистична вся наша психика — она саморегулируется и стремится к целостности. В каждый отдельный момент какая-то наша потребность выходит на передний план и становится фигурой на фоне. Когда потребность удовлетворена, когда ситуация доведена до логического завершения, гештальт закрывается. Дальше ее сменяет другая потребность, и так на протяжении всей жизни. Эта механика работает на всех уровнях одновременно — от естественных нужд до глобальных планов на жизнь.
Голод, жажду или поход в туалет долго откладывать не получится, и потребность придется удовлетворить. С недочитанной книгой, недосмотренным сериалом или недоделанным делом процесс может затянуться, а, например, с неразделенной любовью или конфликтом с родителями и вовсе никогда не закончиться. Неудовлетворенные потребности создают своего рода напряжение и перетягивают на себя ресурсы организма, в частности память. Поэтому о незавершенных ситуациях мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник».
Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести. Описана Фредериком Пёрлзом Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам.
В таких случаях и нужны гештальт-терапевты. Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты?
Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян.
Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения.
Что такое гештальт и как его закрыть
Интро 00:35 - Что такое гештальт? Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Рассказываем, что такое гештальт, откуда он берется и что собой представляет гештальт-терапия. Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье.
Как формируется гештальт?
- Отзывы о НАДПО
- На чем основывается метод
- Что такое гештальт и зачем его закрывать
- Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
- Гештальт-терапия – мифы и реальность
- Гештальт-терапия, основы: психологические техники, методы и упражнения