Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы. Гештальт в психологии: что это простыми словами. Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия. В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины (образы, ситуации и т. д.), объем и характеристики которых будут зависеть от особенностей восприятия конкретной персоны, нюансов работы его сознания.
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
Можно взять в качестве примера поиск информации о каком-то событии. Человек проявляет интерес к чему-то и хочет узнать больше о нём. Он ищет информацию в интернете или контактирует со знакомыми с целью найти подходящий источник знаний. Кто-то ему советует посмотреть определённый сайт. Он открывает ресурс, получает всю интересующую его информацию и удовлетворяет возникший у него интерес. Гештальт закрыт. Начиная с простого утоления чувства голода до сложного ответа по поиску смысла жизни. Но случается так, что человек не умеет определять свои истинные потребности, или обрывает контакт в середине процесса, или не может присвоить себе полученный опыт. В таком случае происходит когнитивный диссонанс. Человек начинает испытывать трудности, неудовлетворённость жизнью, тревогу, злость. В таком случае необходима терапия, которая поможет развить способности контактировать.
С этими задачами и работает гештальт-терапия. Когда был сформулирован термин? Понятие ввёл австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс 1890 год в своей статье «О качестве формы». Далее тему гештальта как целостного образа развивали гештальт-психологи Макс Вертхаймер, Курт Коффка, Вольфганг Келлер, исследуя особенности человеческого восприятия. Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз — его основателем. Тем не менее понятие прижилось, получило популярность и стало официальным названием отдельного направления психологии — гештальт-терапии. Когда была открыта наука? В 1942 году Фриц Перлз, будучи изначально психоаналитиком, выпустил свою первую книгу «Эго, голод и агрессия» и уже в ней начал описывать то, что, спустя девять лет сформировалось в полноценную гештальт-терапию: важность телесных проявлений, работу с настоящим моментом — в «здесь и сейчас», ценностный подход, развитие ответственности клиента, ценность чувств, прямой контакт и так далее. В 1951 году вышел труд «Гештальт-терапия», уже более полно описывающий новый подход в психотерапии. И в 1952 году Перлз с единомышленниками основал Институт гештальт-терапии.
С тех пор подход успешно развивается и постоянно набирает популярность. Как относятся к методу нейрофизиологи? Основные задачи гештальт-терапии — это развитие осознанности клиента и стимулирование его творческого приспособления к окружающей среде, приобретению нового опыта. Повышение осознанности и новый опыт неизбежно активируют работу головного мозга, увеличивая количество нейронных связей.
Управленческая команда со временем обрастает внутренним недовольством и противоречиями, возникающими как на личной, так и на профессиональной почве. Такие негативные отношения появляются не только между отдельными сотрудниками, но и подразделениями. Только представьте, какая царит атмосфера в таких «непроработанных» компаниях! Сегодня становится очевидным, что для эффективной работы требуется доверие, достичь которого можно через проработку трудных диалогов.
С нормализацией этой сферы устраняются проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Гештальтисты готовят такие диалоги бережно, защищая участников, позволяя постепенно погрузиться в глубину конфликта, понять его грани. Технологии гештальт-подхода дают возможность нивелировать напряжение с пользой, так, чтобы организация утилизировала энергию этих конфликтов. Да, это не трудоемкий процесс, как для консультанта, так и для участников. Иногда мы форсируем накал ситуации, но делаем это с минимальной травматичностью — последовательно, с вниманием к каждой заинтересованной группе. Сопровождение и внедрение изменений Конек нашего метода — сопровождение и внедрение изменений. Согласно парадоксальной теории изменений Арнольда Бейссера, изменения происходят не тогда, когда система стремится измениться, а, когда фокусирует внимание на нынешнем состоянии. В этой фокусировке и заключается наша работа по сопровождению и внедрению изменений.
Важную роль в этом играет терапевт. Он устанавливает доверительные отношения с клиентом, организует комфортное безопасное пространство, где можно свободно выражать себя, не опасаясь осуждения или критики. Терапевт направляет клиента на исследование его мыслей, эмоциональных проявлений и поведения, помогая ему глубже понять себя. С помощью различных методов и техник — таких, как диалог, ролевая игра и творческое самовыражение, — специалист побуждает своего подопечного пристально рассмотреть свои переживания в настоящем моменте, фокусируясь на том, что происходит здесь и сейчас. Терапевт поддерживает клиента в выявлении и понимании его паттернов и незавершенных дел, помогает ему интегрировать разрозненные аспекты своей личности, осознать и взять на себя ответственность за свой выбор и действия, способствуя расширению возможностей, самосовершенствованию. Формирование благоприятных терапевтических отношений, основанных на доверии, эмпатии и раппорте, имеет решающее значение для эффективной терапии. Они создают основу для самоисследования, исцеления, роста, что в результате способствует достижению клиентами своих терапевтических целей.
С какими проблемами обращаются к гештальт-терапевту? Гештальт-терапия как одно из востребованных направлений современной психотерапии исследует вопросы взаимодействия с самим собой и окружающим миром, межличностные отношения, имеет особый взгляд на психику человека. Все это, а также целостный подход и фокус на моменте «здесь и сейчас» позволяет успешно решать широкий спектр проблем. К гештальт-терапии обращаются в следующих ситуациях: В жизни происходят перемены, к которым трудно адаптироваться. Это может быть переезд или смена профессии, развод или уход из жизни близкого человека и др. В таких ситуациях человек испытывает сильнейший стресс, его терзают сомнения в правильности выбора, тревога, страх неизвестности, низкая самооценка, не дают покоя внутренние конфликты. С помощью терапевта он будет исследовать свои чувства, сможет обрести понимание и разработать эффективные стратегии преодоления, чтобы успешно пережить эти перемены.
Неполадки в отношениях родителей и детей. Это могут быть трудности в общении, неразрешенные конфликты, взаимные обиды или модели поведения, которые влияют на их благополучие. Гештальт-терапия — комфортный способ осознать эту динамику и работать над созданием более здоровых и полноценных отношений. Тяжелая утрата не дает жить дальше. Когда человек переживает серьезную потерю и не может справиться со своим горем, это может привести к эмоциональному расстройству и затруднит движение вперед. Гештальт-терапевт предоставит безопасное экологичное пространство, где можно исследовать состояние и чувство утраты, проработать неразрешенные эмоции и понять, как отпустить свою беду и жить дальше. Разовая стычка и выяснение, кто прав, кто виноват — естественная часть человеческих отношений.
Постоянные столкновения представляют серьезную угрозу благополучию и психологической устойчивости. С помощью гештальт-терапии можно исследовать свою роль в ссорах и спорах, улучшить навыки общения и найти конструктивные способы разрешения разногласий в личной и профессиональной сфере. Помимо перечисленных ситуаций поводом для визита к гештальт-терапевту могут быть: одиночество;.
Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что? Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе что происходит и как происходит , а не на содержании что обсуждается , чтобы человек воскликнул то самое «ага! Распространенная реакция на встречу с реальностью — сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. Но какая-то вероломная правда», — призналась одна из участниц группы.
Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает. Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение. Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого.
Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом — и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться в настоящий момент? Диалог в гештальт-терапии — это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент иногда впервые! Это те Я—Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится.
Это уникальный опыт, поскольку терапевт — человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства. Гештальт-терапия — вне морали и политики. Единственная ее задача — сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, — важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью. Идущие вместе В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление и ощущение , что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа.
Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира. Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо. Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Иди к другому человеку — и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир — и там ты обретешь себя.
Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно. Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром. Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, — на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное Я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире. Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого?
Лишь при соприкосновении с миром другим человеком наша уникальность обретает практический характер.
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания
Упражнения очень простые, и всё же они помогают изменить убеждения и закрепить новые формы поведения. Итог — человек учится мыслить более объективно и реагировать на ситуации мудро. Сопутствующие эффекты: психологическая устойчивость, прилив энергии, сил и мотивации. Обычно терапия занимает 10—20 сеансов, встречи происходят 1—2 раза в неделю. В каких случаях эффективна КПТ Тревожные расстройства, в том числе депрессии, вызванные постоянными неврозами.
Обсессивно-компульсивные расстройства, когда человек совершает необдуманные поступки из-за навязчивых мыслей. Посттравматический синдром. Панические атаки и различные фобии. Ещё КПТ часто применяют для лечения биполярного и пограничного расстройства личности, а также некоторых форм шизофрении.
Гештальт: осознавай свои потребности и контактируй с реальностью Основные принципы подхода: У человека есть потребности, которые он не всегда осознаёт, но всегда хочет удовлетворить. Для удовлетворения потребностей важно наладить контакт с окружающей средой. Цель гештальта простая — повысить осознанность в проживании повседневных ситуаций. Здесь особо акцентируется внимание на психологическом здоровье и целостности личности.
Терапия помогает человеку понять, чего он на самом деле хочет, и реализовать это в максимально гармоничном ключе. Концепт-модель гештальт-терапии: У человека формируется потребность, и он её осознаёт. Человек входит в контакт с окружающим миром, чтобы реализовать свою потребность. Человек удовлетворяет потребность, выходит из контакта и осмысливает полученный опыт.
Это, конечно, благоприятный вариант развития событий.
Перлз обосновывает основные причины счастья и несчастья. Он сравнивает незавершенный гештальт с источником, который питает невроз. Незавершенность гештальта — понятие, означающее неудовлетворенную потребность, стремящуюся к удовлетворению. Так уж устроена человеческая психика, что стремится закончить всё то, что начала. Незавершенный гештальт: резкое завершение отношений с человеком по необъяснимым причинам; незавершенная работа. От того, как относится человек к такой сложившейся ситуации, зависит его состояние.
Кто воспринимает события как очередную задачу, которую надо решить, ищет варианты решения, решает и тогда завершает гештальт. Завершая очередной гештальт, человек получает новую волну успеха и новые силы, и идеи для решения следующих жизненных задач. В таком образе жизни четко прослеживается линия удачника. А вот если гештальт не завершен, и сама ситуация воспринимается как неразрешимая, и такие ситуации возникают одна за другой, а человек не предпринимает никаких продуктивных мер по поводу выхода из сложившейся системы, то начинает четко работать линия неудачника, так как удача систематически проходит мимо. Человек периодически вспоминает эти ситуации и испытывает сильный дискомфорт.
Если все прошло как надо, и вы довольны процессом и результатом, то вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен. В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы обедали с кем-то из коллег или друзей, и как-то об этом договаривались, или вы решали, где вы хотите пообедать. Наконец, вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите именно сейчас или пойти в магазин, или соорудить что-то из того, что есть дома. Точно так же, сам обед мог быть включен в бОльший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся». Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных-разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до 50-летней семейной жизни. Таким образом, все наши неудовлетворенности в жизни возникают из-за того, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются незавершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты пока дело не сделано, мы не свободны , а с другой — голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано обед съеден, работа получена, свадьба состоялась, жизнь удалась. Есть еще одна особенность: поле приходит в равновесие, только если гештальт завершен, то есть становится хорошо сформированным "сильным" гештальтом. Говоря бытовым языком, если вы пообедали не там, где хотели, не тем, чем хотели, или не с тем, с кем хотели, то вот этого замечательного состояние «жизнь удалась» у вас не возникает. Остается чувство ментального голода, неудовлетворенности, хотя физически вы можете быть сыты. И здесь — один из ключевых моментов ГТ. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами себе мешаем. Поскольку вспоминаем теорию поля в этом мире есть все — то, что нам мешает, и то, что нам помогает. Но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить из фона или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Короче, тот, кто хочет - находит способы, а кто не хочет — причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что тот, кто склонен чувствовать бессилие перед начальником-самодуром гораздо вернее останется голодным, поскольку он сам себя останавливает куда более эффективно, чем начальник. Естественно, умение «наступать на горло собственной песне», так же как и подсказки, где и когда это нужно делать, формируются у нас в детстве. Процесс этот совершенно бессознательный, поэтому неуправляемый. И мы несем эти навыки во взрослую жизнь, не отдавая себе отчета, что все изменилось, и те детские приемы выживания, которые были эффективны тогда, абсолютно не подходят сейчас. Задача терапии — найти это место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот вещей в природе. А дальше все сложится само. Как хорошо сказал Коэльо, когда человек чего-то очень сильно хочет — вся Вселенная работает на него. А как работает ГТ? Условие любой внутренней трансформации шикарно определил Арнольд Бейссер в своей работе «Парадоксальная теория изменений»: «теория изменения не была явно очерчена Перлзом, но она лежит в основе большей части его работы и подразумевается при практическом использовании гештальт-техник. Я буду называть ее парадоксальной теорией изменения, в силу причины, которая станет понятной далее. Коротко сформулированная, она заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда некто становится тем, кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является». А объяснение очень простое — когда мы вовлекаемся в процесс собственного бытия «здесь и сейчас», а не «там и тогда» - мы сами становимся частью этого процесса. Мы сами становимся отчасти процессом. И изменяемся неизбежно и ежесекундно, как изменяется река, небо, ребенок. И просто становимся тем, кем нас создал Бог. И главное — получаем очень твердое основание для этих изменений, поскольку небо все же остается небом, а море - морем — при всей их переменчивости. Люди приходят к психотерапевту, когда хотят что-то изменить — в себе или в своей жизни. А терапевт отказывается от роли «изменятеля» и становится тем, кто способствует встрече человека с его сутью. Цель такой терапии — вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Конечно, существует феномен переноса, открытый Фрейдом. Терапевтическая ситуация провоцирует отношение к терапевту как к родительской фигуре, которая знает, как жить, и может спасти, поскольку человек обращается к психотерапии тогда и с тем, когда и с чем не справляется сам или справляется не так, как хотелось бы. В жизни каждого есть ситуации, в которых мы не можем справиться сами, как не можем сами себя вытащить из болота, сколько бы не рвали на себе волосы. И, несмотря на это, только сам человек знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в ту сторону, но он — знает. В современном мире эта теория изменения, заложенная в работе Перлза, стала принимаемой, распространенной и ценной, поскольку общество изменилось. Впервые в истории человечества, человек вынужден адаптироваться не столько к существующему порядку, сколько к ряду изменяющихся условий. Впервые в истории человечества продолжительность индивидуальной жизни является бОльшей, чем отрезок времени, необходимый для большого социального или культурного изменения. И скорость этих изменений только возрастает. И умение человека быстро меняться, не изменяя себе, становится основой успешной социальной адаптации. Более того, в современной ситуации все большее количество людей обретает возможность самим играть роль «личности в истории» и творить эти самые изменения. ГТ — терапия контакта Как же находит человек эту волшебную дверцу? Точнее — как помогает гештальт-терапевт найти ее? Гештальт-терапию называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется нейтральная позиция «чистый лист» или НЛП, где работают технологии. В гештальт-терапии терапевтические отношения строятся как безопасная зона эксперимента. Дело в том, что клиент обязательно приносит в кабинет не только свои жалобы, но и те неэффективные способы, которыми он пытается свои проблемы решить. Это прекрасно отражено в анекдотах, например, всем известный анекдот, где клиент обращается к психотерапевту: «Знаете, доктор, меня никто не понимает, я совсем одинок. Может быть, ты мне поможешь, старый придурок? Если проблема не решается, это значит, что мы сами, пусть не специально, но сами, отвергаем возможности ее решения. Гештальт-терапевт не только становится частью мира, с которым клиент неосознанно пытается построить свои привычные и, в данном случае, неэффективные отношения, но и рискует быть аутентичным в этих отношениях, предъявлять свои чувства и желания, оставляя за клиентом свободу оставаться прежним или использовать эту обратную связь для собственного изменения. Естественно, профессиональное искусство состоит в том, чтобы сделать подобную встречу темой для размышления и новым позитивным опытом для клиента, а не очередными «граблями», на которые тот наступил. Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия». Это трудно объяснить точно, потому что это чувственный опыт. Это переживание себя в контакте. Это встреча в одном моменте времени чувства, физических ощущений, ясного понимания и видения ситуации и себя в ней. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой, и что со мной происходит. В какой-то момент это переживается как инсайт, а в жизни это может стать континуумом осознавания. Когда это достигается, мы не теряем контакта со своими желаниями, чувствами, намерениями и действиями.
Это — несвоевременное использование «выхода на границу-контакт». Очевидно, что в нашей жизни у всего есть начало и конец. У терапевтической сессии — тоже. Первый этап гештальт-сессии — ориентировка. По сути, на этой фазе терапевт работает с феноменами клиента — с его представлениями, его картиной происходящего, его чувствами и переживаниями, ожиданиями по поводу терапии. Пока терапевт не прояснил, куда двигаться, он внимательно наблюдает, слушает, чувствует, расспрашивает. Иногда эта фаза длится несколько встреч, иногда — буквально минуты. Но она — начало работы, тот краеугольный камень, который кладется в основание храма… Без прохождения этой фазы гештальт-терапевт рискует оказаться в плену своих проекций, идей и фантазий безотносительно к потребностям и чувствам клиента, а также собственно к процессу взаимодействия между ними. Второй этап гештальт-сессии — гештальт-эксперимент. Используя запрос клиента, собственные реакции, знания, навыки, терапевт сопровождает клиента на пути, где может встретиться что-то новое — забытая история, неожиданное осознавание, необычная идея… На этом этапе клиент может убедиться в чем-то важном для него, понять, отпустить, принять, захотеть… Более подробно опыт гештальт-экспериментов в группе описаны мною ранее. И последний, третий этап — ассимиляция, освоение нового, переход к использованию этого опыта в жизни. Так вот: сессии, клиенты и контакт бывают очень разными. Иногда клиент настолько погружен в себя, настолько озабочен произошедшим, настолько встревожен, что не способен заметить Другого. И тогда интервенции типа: замечаешь ли ты, что я… кому ты все это рассказываешь… ты мне кажешься… и т. В этот момент терапевт встречается с феноменами, предъявляемыми клиентом — его чувственным опытом, его болью и тревогой, его окружением, отношениями, идеями… Прежде чем чинить машину, хорошо бы понять как она устроена — именно поэтому важна феноменологическая диагностика. Она может быть как реалистичной и построенной на прямых и ясных вопросах, так и метафорической, образной, чувственной. Важная задача терапевта — попасть «в поле» клиента, «увидеть» его ситуацию с минимальным числом искажений, услышать его историю. Приведем пример супервизируемой работы.
Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами
Терапия со сном в гештальт-подходе рассматривает отдельные части сновидения как части «Я» человека, а непосредственно сон как некую незавершенную ситуацию, которая требует завершения. Гештальт терапию часто считают произошедшей из Гештальт психологии. Третья по популярности — гештальт-терапия (основана на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах), ее предпочитают 26% специалистов. Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта.
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания
Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. Главная психология личности Как не стать психопатом, или мифы о гештальт-терапии. Гештальт подход — это направление в современной теории и практике психологии.
Что такое гештальт-терапия?
В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии. Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции. Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов. На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20—30-х годов. Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, — все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма.
Миссия выполнима В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути — о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен — как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья. Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой.
Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание — голод утолить.
Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации. И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности. Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.
В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег. Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите и можете себе позволить именно сейчас. Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся». А этот гештальт — в еще больший «Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи».
Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни. Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты пока работа не выполнена, мы не свободны , а с другой — голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась. И здесь — один из ключевых моментов гештальт-терапии.
Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку вспоминаем теорию поля в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет — ищет способы, а кто не хочет — причины.
И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник. Задача терапии — найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе. Стерео-эффект Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта.
В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция «чистый лист». Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить — в себе или в своей жизни.
Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные и неэффективные отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте.
Рассмотрим простой пример.
Иван уже взрослый человек, у него никак не получается наладить отношения с пожилыми родителями, все попытки поговорить по душам заканчиваются взаимными претензиями и обидами, чаепития — ссорами, вечера — хлопаньем дверей. Иван злится, но и прекратить общаться с родителями не может. Вместе с психологом они пытаются разобраться в этой ситуации. Специалист интересуется, какие конкретно эмоции вызывают у Ивана эти стычки, какие чувства возникают у него, когда он звонит или приезжает к маме и отцу.
Сначала Иван признается, что это злость, но в процессе следующих психологических бесед выясняется, что есть и другие противоречивые ощущения, что он с детских лет ожидает от своих родителей поддержки и одобрения, но при этом и сейчас чувствует себя школьником, которого мама и папа спрашивают: «4 за контрольную? А почему не 5? Плохо старался…». Задачей психолога в этом случае будет при помощи гештальт-терапии вернуть нашему герою свою значимость, помочь вновь испытывать гордость за свои успехи, вне зависимости от родительской реакции.
Еще примеры распространенных незакрытых гештальтов: Из-за отсутствия внимания и недолюбленности родителями в детские годы, взрослый человек будет усиленно искать и требовать от своего партнера проявлений любви и внимания, которых ему не хватало в детстве. Будут ли гармоничными такие отношения, где присутствует постоянное давление? Распавшийся, например, по инициативе мужчины любовный союз может стать причиной того, что женщина будет постоянно проживать разрыв отношений, пытаясь определить причину и виноватую сторону, попутно доказывая бывшему любимому, что у нее все отлично, и без него жизнь стала только лучше. При таком психологическом состоянии вряд ли для этой женщины доступны счастливые отношения.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что ситуация не прожита до конца и мысленно не отпущена.
Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение — мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать!
Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ. Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным — со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается. Принцип реальности.
Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность данная нам в ощущениях , но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего. Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый? Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным».
Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что? Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе что происходит и как происходит , а не на содержании что обсуждается , чтобы человек воскликнул то самое «ага! Распространенная реакция на встречу с реальностью — сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков.
Но какая-то вероломная правда», — призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает. Здесь и сейчас.
Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение. Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого.
Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом — и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться в настоящий момент? Диалог в гештальт-терапии — это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека.
Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент иногда впервые! Это те Я—Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится. Это уникальный опыт, поскольку терапевт — человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.
Гештальт-терапия — вне морали и политики. Единственная ее задача — сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, — важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.
Идущие вместе В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление и ощущение , что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа. Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество.
В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира.
Назад к списку Незнакомое слово «гештальт» многим еще режет слух, хотя, если разобраться, гештальт-терапия — не такая уж незнакомка. Многие понятия и приемы, разработанные ею за 50 лет существования, стали буквально «народными», поскольку так или иначе включены в различные направления современной психотерапии. Это принцип «здесь и сейчас», позаимствованный из восточной философии; холистический подход, рассматривающий человека и мир как целостное явление. Это принцип саморегуляции и взаимообмена со средой и парадоксальная теория изменений: они происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не старается быть тем, кем он не является. Это, наконец, техника «пустого стула», когда ты высказываешь свои претензии не реальному, а воображаемому собеседнику — начальнику, другу, собственной лени. Гештальт-терапия — самое универсальное направление психотерапии, дающее основу для любой работы с внутренним миром — от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц. Гештальт-терапия воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно есть сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и планы на будущее. И все это — только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе».
Внешний мир отнюдь не враждебен нам как утверждал психоанализ , напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь. Только в контакте с внешним миром мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы привычно все ходим и ходим по кругу. Цель гештальт-терапии даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: мы вольны уходить и возвращаться, бегать по кругу или спать под открытым небом. Внучка за бабку Гештальт-терапию называют внучкой психоанализа. Ее основатель, австрийский психиатр Фредерик Перлз, в начале профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя, объединив западные психотерапевтические школы с идеями восточной философии. Для создания нового направления впрочем, как и для личной жизни Перлза важную роль сыграло его знакомство с Лаурой, доктором гештальт-психологии, ставшей впоследствии его женой. Само слово gestalt нем. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную структуру. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология».
Ее суть в том, что мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений гештальтов. Нармипер, бкувы в солве могту слдеоавть в лоюбм пояркде — мы все равно понимаем смысл. Если мы видим что-то незнакомое, мозг сначала быстренько пытается отыскать, на что же это похоже, и под это подогнать новую информацию. И только если это не удается, включается ориентировочный рефлекс: «Что такое? По сути, это открытие показало: в мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что хотим увидеть, что нам важно в данный момент нашей жизни, а остальное становится незаметным фоном, проносится мимо, как пейзаж за окном автомобиля. Когда нам холодно — мы мечтаем о тепле и уюте, когда ищем сапоги — смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины перестают для нас существовать. Еще одна теория — «незавершенных действий» — экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. Пока работа не сделана, мы не свободны. Она нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти.
Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в состоянии заняться чем-то другим. В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии. Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции. Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов. На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20—30-х годов. Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, — все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма. Миссия выполнима В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути — о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен — как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья. Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой.
Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда.
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики. Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. Свежие новости. Информационно-психологический проект. Здесь всегда можно найти интересные и полезные статьи, ссылки и информацию из различных сфер и направлений психологии и психотерапии. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке.
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
В этой статье: В чем суть гештальт-подхода? Фотограф: Clay Banks Гештальт-подход в психологии представляет собой фундаментальную концепцию, разработанную немецкими психологами в начале 20 века, прежде всего Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффка. Этот подход к пониманию человеческой психики и восприятия стал важным направлением в развитии психологии, поскольку он предлагает глубокое исследование того, как мы воспринимаем и организуем мир вокруг нас. Суть гештальт-подхода заключается в том, что мы воспринимаем мир не просто как набор отдельных элементов, а как целостные структуры или «гештальты». Это означает, что восприятие не сводится к сумме отдельных частей, а имеет свои собственные законы и принципы организации.
Гештальт-подход подчеркивает роль контекста, в котором восприятие происходит, а также акцентирует важность взаимодействия между элементами. Одним из ключевых понятий гештальт-подхода является «закон хорошей формы». Этот закон утверждает, что мы тенденциально воспринимаем объекты и структуры таким образом, чтобы они образовывали наиболее устойчивые, упорядоченные и простые формы. Таким образом, даже при отсутствии полной информации, мы склонны видеть объекты как компактные, связанные и цельные.
Гештальт-подход также обращает внимание на такие явления, как фигура и фон. Фигура — это объект или структура, которая является центром внимания, в то время как фон — это окружающая среда, на которой эта фигура выделяется. Этот аспект подчеркивает важность взаимодействия между элементами в процессе восприятия. Еще одним важным аспектом гештальт-подхода является идея «инсайта» или «прозрения».
Это означает внезапное осознание структуры или решения задачи, которое возникает не путем последовательного анализа, а через интуитивное понимание целостной картины. Принципы гештальт-подхода в психологии Гештальт-подход является одной из важных теоретических и методологических концепций в области психологии, ориентированной на изучение восприятия, понимания и организации человеческого опыта. Этот подход акцентирует внимание на способности организации сенсорной информации во взаимосвязанные структуры, называемые «гештальтами», что на немецком языке означает «форму» или «структуру». Основоположники гештальт-подхода, такие как Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка, утверждали, что восприятие и понимание мира основываются не только на сумме отдельных элементов, но и на способности мозга организовывать эти элементы в целостные и структурированные образы.
Главной идеей гештальт-подхода является то, что «Целое больше, чем сумма его частей».
Концепт-модель гештальт-терапии: У человека формируется потребность, и он её осознаёт. Человек входит в контакт с окружающим миром, чтобы реализовать свою потребность. Человек удовлетворяет потребность, выходит из контакта и осмысливает полученный опыт.
Это, конечно, благоприятный вариант развития событий. Довольно часто человек или не понимает, чего он хочет, или не может этого достичь, так как не способен выстроить гармоничный контакт с миром. Это называется незавершённый гештальт. И человек будет возвращаться к нему снова и снова, пока не удовлетворит своё желание.
Одна из главных идей гештальта: мы сами несём ответственность за удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Как происходит работа с психологом При гештальт-подходе психолог выступает не наставником, а другом. Он помогает клиенту осознать его цели и понять, как их достичь. Терапия превращается в переживание совместного опыта, где каждый проживает и выражает свои эмоции.
Поэтому важно, чтобы психолог был в первую очередь достойным человеком, а потом уже первоклассным специалистом. В итоге все подавленные чувства и желания клиента высвобождаются, он начинает лучше себя понимать и выстраивать более гармоничные связи с окружающей средой. Терапия может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от целей и потребностей клиента. В каких случаях эффективен гештальт Гештальт может применяться для решения самых разных проблем: от страха перед публичными выступлениями до различных психосоматических расстройств, тревожных состояний и посттравматического синдрома.
Этот подход бесценен при работе с парами и коллективами. Поэтому он часто используется в бизнесе, где так важно наладить полезные связи. Психолог может выступать бизнес-коучем или вести тренинги для сотрудников компании.
Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие. Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций.
Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия. То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации. То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации.
Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций.
Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения? Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное?
Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга. Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием.
На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире. Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей.
Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия. Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит. Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет.
Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей.
Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы.
Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта.
Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта. Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое.
Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни. Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми.
И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод.
Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю? Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю? Как я прерываю процесс контакта?
В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом?
Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди! Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас. То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее.
При этом опору мы, как правило, ищем в поле. Не в самой ситуации, а в том, что ее окружает. Фигура и фон Гештальт-психологи первой половины XX века сформулировали понятия фигуры и фона. Фигура есть то, на чем сфокусировано сейчас наше внимание. Фон — то, что окружает фигуру.
Все мы прекрасно знаем этот эффект. Когда мы смотрим в окно, мы видим либо пейзаж, либо стекло на фоне пейзажа. Мы не в состоянии одновременно видеть и стекло, и то, что за ним. Это понятно нам из опыта. Открытие гештальт-психологов состояло в том, что фон не просто дополняет или мешает восприятию фигуры, фон оформляет фигуру, придает ей форму, превращает ее в гештальт.
В зависимости от того, насколько прозрачно стекло, мы будем по-разному видеть пейзаж. В зависимости от того, день на дворе или ночь, солнечно или пасмурно, мы будем по-разному видеть оконное стекло, замечая или не замечая степень его прозрачности, пятна, пузырьки и т. Мы говорим: на этом фоне такое не видно; на другом фоне оно становится заметно. Ту же тему по-своему развивали русские искусствоведы-формалисты 1920-х годов, философ Бертран Рассел и семиологи 1960-х. Они рассуждали о том, что форма высказывания есть «высказывание о высказывании», метауровень коммуникации.
И опять-таки мы все это прекрасно знаем из личного опыта. Молодой человек, скорчив кислую гримасу, говорит девушке: «Какая ты красавица! Ясно же, что, произнося здесь и сейчас вполне понятные слова, молодой человек имеет в виду нечто другое. Зачастую даже не осознавая, что собственно он имеет в виду. Гештальттерапевты часто подчеркивают, что энергия скрыта в фоне.
И действительно, слова часто говорят меньше, чем сопровождающий их жест, поза, движение. Как в приведенном выше примере, когда выражение лица молодого человека гораздо более эмоционально и энергетически заряжено, нежели произносимая фраза. Полный смысл высказывания удается определить, если мы уделяем внимание всей ситуации акта коммуникации, включающей как словесные, так и невербальные компоненты. Если посмотреть шире, мы обнаружим, что и на уровне поступков в больших сценах жизни действуют те же закономерности. К примеру, прояснение сюжетных длительных отношений между людьми позволяет лучше понять мотивы и смысл чувств и поступков конкретного человека в конкретной ситуации.
Открывая для себя, делая осознаваемым фон, мы существенно меняем фигуру. Причем, изменения эти могут оказаться парадоксальными, поскольку изначально парадоксальным было сочетание мотива и самого высказывания. Человек говорит, например: «Я тебя не люблю! Цикл контакта и три круга внимания Мы подошли к очень важному концепту, который был сформулирован родоначальниками гештальттерапии Фредериком Перлзом и Полом Гудменом. Суть его в том, что процесс контакта с Другим может быть рассмотрен как цикл.
Возьмем для примера пищевое поведение. Ребенок хочет есть; он что-то делает например, плачет , дабы получить еду; он обнаруживает маму; он ест и, наконец, «отваливается» от мамы и переваривает пищу. Взрослый человек испытывает голод, ищет пищу, потребляет ее и потом переваривает. Самый обыкновенный, всем прекрасно известный процесс. В гештальт-методе, однако, нам предлагается заметить, что он процесс происходит не «монотонно», что он проживается человеком как минимум четыре фазы организации опыта — от возникновения дефицита энергии в организме до переваривания пищи.
Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты. Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом. Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…». Альтернативная концовка Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным». В процессе реализации методики иногда получаются неплохие рассказы.
Ну и, наконец, можно приложить усилия и отыскать человека, ставшего причиной терзаний, чтобы поблагодарить, извиниться или выполнить обещание, даже если кажется, что о нем уже никто не помнит. Либо сделать то, что всегда хотелось, но не представлялось возможным: пусть это и покупка велосипеда или уроки музыки. В конце концов, быть взрослым хорошо именно потому, что можно поступать, как хочется, не спрашивая разрешения у родителей. Как понять, что техника сработала? Если гештальт закрыт, человек спокойно реагирует на ситуации и людей, которые напоминают ему о прошлом. Пропадает необходимость что-то доказывать и делать «назло». Приходит чувство облегчения и гармонии с собой. Все гештальты закрыть невозможно. Пока человек жив, они будут время от времени формироваться.