Леонид Гайдай и Олави Ахонен на съемках фильма «За спичками» (1979). Пройдет он в музыкальном сопровождении оркестра композитора Александра Зацепина, поскольку Леонид Гайдай навеки породнен с музыкой, прозвучавшей в его фильмах.
"За комедию больше не возьмусь!": 100 лет главному комедийному режиссёру СССР Леониду Гайдаю
Гайдай в военные годы Леонид Гайдай первоначально проходил службу в Монголии, из которой пытался вырваться в действующую армию. Когда военком приехал в их полк за пополнением для фронта, позднее вспоминал режиссер, то на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал: «Я». По словам Гайдая, именно из этого случая позже и родился эпизод фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В боевых действиях Гайдай принял участие с 25 ноября 1942 года, когда 381-я дивизия в составе 3-й ударной армии перешла в наступление в ходе Великолукской наступательной операции. Гайдай, пытались взять соседний город и важный железнодорожный узел Новосокольники.
Из сохранившихся документов известно, что 14 декабря 1942 года в ходе Великолукской наступательной операции в бою за деревню Енкино, ныне Новосокольнического района Псковской области, Л. Интересно, что в военных документах Л.
Это расстроило режиссёра настолько, что он почти зарёкся снимать комедии. Очередная попытка заявить о себе — вышедший в 1959 году фильм «Трижды воскресший» — провалился. Пырьев же посоветовал взять в фильм Евгения Моргунова. На две другие роли были назначены Георгий Вицин и Сергей Филиппов, но второго в то время не было в Москве. Тогда Вицин заметил, что недавно видел в цирке потрясающего клоуна, который мог бы справиться с работой. Этим клоуном оказался Юрий Никулин.
Так появилась троица «Трус-Балбес-Бывалый», покорившая всю страну. Короткометражка «Пес Барбос и необычной кросс» 1961 , как и её сиквел «Самогонщики» 1961 , имела оглушительный успех. Гайдай поверил в себя и вернулся к съемкам комедий. Леонид Гайдай на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Источник: Pinterest В следующие 11 лет режиссёр снимет свои главные картины: « Операция «Ы» и другие приключения Шурика » 1965 , «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » 1966 , « Бриллиантовая рука » 1968 и « Иван Васильевич меняет профессию » 1973. В этот же период вышли «Деловые люди» 1962 и «12 стульев » 1971.
Вот это его юмор. Когда мы втроем — Леонид Иович, я и Юра Волович — сидели у меня в мастерской на чердаке и писали сценарий, Гайдай мог сказать: «Аркадий Яковлевич, по-моему, вы бредите». Это было проявлением высшей степени недовольства. Нервы ему потрепали? Однако в отличие от очень принципиальных художников непримиримым он не был, не бился за каждую мелочь. Если начальство требовало внести поправки — вносил. Когда его спрашивали: «Лень, почему ты не отстаиваешь свой фильм? Если картину не примут, они не получат зарплату. А им надо семьи кормить. Я не могу из-за какой-то своей шутки оставлять людей без денег». Прошло 30 лет со дня его смерти, и ничего нового уже не скажешь. Байку про ядерный взрыв помните? Хотя это реальная история, не вранье. У Гайдая было много поправок по «Бриллиантовой руке». И он в финале приклеил кадры ядерного взрыва: огромный гриб накрывает планету. Худсовет, министр пришли в ужас. Гайдай очень серьезно им объяснил, насколько важно показать, что если мы потеряем все человеческое, то придем к апокалипсису, планета погибнет. В общем, плел всякую ерунду. Ему дали два-три дня на раздумья, после чего он «с болью в сердце» согласился убрать ядерный взрыв. Зато об остальных поправках никто больше и не вспоминал. Как он тогда жил? Не пережил бы, наверное, увидев, что сделали с его страной. Он был настоящим коммунистом, не ура-патриотом, понимал, что добро есть добро, а зло есть зло. Но на эту тему мы с ним никогда не разговаривали, хотя на протяжении пяти лет очень тесно общались, практически ежедневно встречались и работали. Всегда оставались на «вы», называли друг друга по имени-отчеству. Нельзя его назвать нелюдимым — он был самодостаточным. Не было такого, как обычно, когда заканчивается съемка: «А давайте выпьем по рюмочке, за жизнь поговорим…» Мемориальная доска на доме в Москве по улице Черняховского, где жил режиссер. Фото: ru. Одни — там, где создается кино, другие — в зрительном зале. Гайдай — человек из зрительного зала, все понимал и чувствовал, как его зрители. Я так не умею. Тарковский не человек из зала, Герман — тоже. А Эльдар Рязанов — из публики. Гайдай — тем более. На аэровокзале, недалеко от которого мы жили и откуда уходили автобусы во все аэропорты Москвы, стояло два игровых автомата. Это сейчас они с кнопками, а тогда были с ручками. Возвращаясь с «Мосфильма», он не доезжал два километра до дома, останавливался на аэровокзале и часа два дергал как ненормальный эти ручки. А тогда они были чуть ли не свинцовыми, и руки становились черными. Гайдай приходил домой и еще часа два рассказывал Нине, что мог выиграть, если бы у него яблочко совпало с лимончиком, а лимончик с апельсинчиком. Гайдай, имевший раньше в своем распоряжении всего два автомата, вдруг оказался в их царстве. Они звенели, шумели, и он, бедненький, потерял разум. А вообще он был человеком старой школы. Его режиссерский сценарий был раз в пять толще обычного, потому что он рисовал каждый кадр, движение камеры. Гайдай сто раз посмотрит в окуляр камеры, прежде чем скомандует: «Мотор! Вадик к нему подошел и сказал: «Леонид Иович, все готово». Я впервые увидел, как Гайдай одной рукой дергал автомат, а второй махнул и крикнул: «Мотор! А он у них на руках поет: «Люди гибнут за металл».
Все это превращает «Операцию» в один из немногих остросатирических фильмов Гайдая. Все лучшие приемы и техники Гайдая как на ладони: скоростной ритм действия, пародийно-авантюрный сюжет о совместной борьбе советской и американской спецслужб с русской мафией, череда ярчайших образов и находчивых трюков. Наконец, здесь Гайдай напоследок дарит нескольким выдающимся актерам неожиданные, яркие и лучшие в их карьере комедийные роли. Андрей Мягков играет разом мафиози, интеллигента-эмигранта и всех советских лидеров, Леонид Куравлев упражняется в создании карикатуры на Михаила Горбачева, а Армен Джигарханян мастерски создает буквально парой штрихов роль американского мафиози Каца, который «всегда предлагал сдаться».
Друзья и коллеги Леонида Гайдая поделились воспоминаниями в день памяти режиссера
В 1956 году выпустил свой первый фильм — «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Затем фокусируется на короткометражках «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» , а потом — на комедиях, большинство из которых сразу получили народную любовь. Последней работой Гайдая стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», выпущенный в 1992 году. Нашли ошибку? Сообщите нам, и мы устраним этот недочет.
Но принято считать, что Трус, Балбес и Бывалый родились на том самом месте. А что касается самой заметки... В биографии Гайдая, вышедшей три года назад в серии «ЖЗЛ», приводится ее текст. Понятно, что эти трусы-картузы никому не могли понравиться. Но Нина Гребешкова не перечила мужу.
Вообще, как говорили друзья семьи, она принесла ради него жертву. Нина была уже состоявшейся актрисой, когда он позвал ее замуж. Ради него стала отказываться от съемок и стала просто вести быт в семье. Ведь, в отличие от отца, собственноручно сколотившего дом, Леонид Иович не мог даже лампочку вкрутить. В товарище Саахове, которого сыграл Владимир Этуш, не все разглядели карикатуру на Сталина. Фото legion-media. Ведь он был далеко не из сахара. Ему ничего не стоило мимоходом испортить ей настроение. Однажды они собирались на Новый год в Дом кино.
А Гайдай здесь сформировался как художник, поэтому он самый настоящий иркутянин. И я сама, как сценаристка, понимаю, что некоторые идеи можно вынашивать годами, поэтому какие-то его знаковые фильмы и герои абсолютно точно родом из иркутского периода жизни. Кстати, мы точно знаем, что фильм «Пёс Барбос и необычный кросс» Леонид Иович придумал в Иркутске, и вот как это было. Именно по совету Ромма он снял «Жениха с того света» 1957 , который, однако, нещадно порезали цензоры, что расстроило начинающего режиссёра. Ещё одна неудача постигла его в 1959 году с фильмом «Трижды воскресший», который раскритиковали коллеги и зрители. Гайдай уже подумывал о том, что режиссура — это не его, и собирался уходить из профессии. Он уехал в Иркутск к родителям и на чердаке их дома нашёл подшивки старых газет, а среди них — фельетон Сергея Олейника, который так и назывался — «Пёс Барбос и необычный кросс». Гайдай посчитал, что это очень смешная история, которую точно надо экранизировать. А с этого фильма и началась его успешная режиссёрская карьера!
Поэтому где ещё, как не в Иркутске, отмечать его столетие?
Король комедии почти никогда не смеялся Гайдай умел снимать фильмы, заставляющие зрителей смеяться до болей в животе. Многие фразы персонажей были настолько остроумными, что мигом становились крылатыми и уходили в народ. В умении рассмешить ему не было равных, однако сам Гайдай, по воспоминаниям современников, часто ходил с насупленным лицом и почти никогда не улыбался. Был и актером, и режиссером Разумеется, это были не главные роли. Гайдай появлялся исключительно в эпизодах: в «Иване Васильевиче» он сыграл прохожего, в «Операции «Ы» его можно увидеть в самом начале картины, в «Бриллиантовой руке» режиссер был задействован в массовке.
Самое долгое появление в кадре произошло на съемках «12 стульев». Слыл суеверным человеком Была у Гайдая необычная традиция: перед тем, как приступить к съемкам, он разбивал тарелку. Как-то раз работу над фильмом пришлось отложить, потому что тарелка осталась целой, когда с размаху ударилась об пол. Своим тотемным животным Гайдай считал черных котов. Он приписывал им мистические свойства. Черных кошек можно увидеть во многих его картинах.
Обожал Крым Гайдай много времени проводил на полуострове. В Крыму снимались сцены из «Кавказской пленницы», «Спортлото-82», «12 стульев» и «Бриллиантовой руки». Сегодня в Крыму организованы экскурсионные маршруты по местам съемок легендарных комедий.
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь и творчество великого режиссера
Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, имел тяжёлое ранение, после которого его комиссовали. В 1947 г. Леонид Гайдай окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1942 году первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт. 19 ноября 1993) - советский и российский комедийный режиссер, сценарист и актер, пользовавшийся огромной популярностью и широким общественным признанием в бывшем Советском Союзе. Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра.
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь и творчество великого режиссера
Даже не заметку, а стихотворный фельетон украинца Степана Олейника в переводе Корчагина. Нина Гребешкова в фильме 1954 г. Фото kino-teatr. Но принято считать, что Трус, Балбес и Бывалый родились на том самом месте. А что касается самой заметки... В биографии Гайдая, вышедшей три года назад в серии «ЖЗЛ», приводится ее текст. Понятно, что эти трусы-картузы никому не могли понравиться.
Но Нина Гребешкова не перечила мужу. Вообще, как говорили друзья семьи, она принесла ради него жертву. Нина была уже состоявшейся актрисой, когда он позвал ее замуж. Ради него стала отказываться от съемок и стала просто вести быт в семье. Ведь, в отличие от отца, собственноручно сколотившего дом, Леонид Иович не мог даже лампочку вкрутить. В товарище Саахове, которого сыграл Владимир Этуш, не все разглядели карикатуру на Сталина.
Фото legion-media.
Натурные съёмки первых двух новелл сняли в Одессе, квартиру Лиды — в павильоне "Мосфильма". Для съёмок третьей новеллы группа поехала в Ленинград, но там как назло, началась оттепель, весь снег растаял — пришлось его делать из подручных средств, ваты и нафталина. Именно тогда Иван Пырьев предложил заменить рабочее название "Смешные истории" на "Операцию "Ы" и другие приключения Шурика". Гайдай на это согласился. Худсовет хотел ещё вырезать спящую возле главных героев последней новеллы мышку — но Гайдай грудью встал на защиту грызуна и отстоял его. Съёмки продолжились. Одной из последних снятых сцен, стала сцена ограбления склада.
В поединке Балбеса и Шурика на рапирах актёры, после занятий с преподавателем сценического фехтования, сражались, как заправские дуэлянты. Но Гайдая это не устраивало, ему нужна была не дуэль, а буффонада. Тогда-то он и придумал сценку с разбитой на груди Балбеса бутылкой вина. Сцену со скелетом снимали раз десять, но она никак не выходила. И тут Никулин в перерыве просто шутки ради сунул скелету палец между челюстей, а те возьми да и сомкнись. Эта импровизированная шутка и вошла в фильм. Из-за боданий с худсоветом фильму присвоили 2-ю категорию, что означало меньшее количество залов и копий при прокате и меньше сеансов в "прайм-тайм". На защиту "Операции" встали режиссёр Пырьев и генеральный директор "Мосфильма" Сурин.
В результате фильм вышел в августе 1965 года в прокат по 1-й категории… и собрал 69,6 млн. Успех был ошеломительный. Гайдай, подобно настоящему западному продюсеру, решил использовать популярность своих героев дальше, и приступил к съёмкам "Кавказской пленницы", в которой опять главным героем был Шурик, а главными героями второго плана — известная троица. Он снова хотел снять новеллы, на этот раз две, происходящие на Кавказе: первую о том, как влюблённый парень выкрал девушку, а вторую о том, как экспедиция отправилась в горы на поиски снежного человека. Но худсовет заинтересовала только первая новелла. Наталью Варлей выбрали на главную роль после отсмотра 400 претенденток. Она подкупила Гайдая тем, что сама предложила раздеться для проб для купальника. Проблема возникла с Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым — они отказались сниматься, так как считали эпизоды с их участием неправдоподобными.
Гайдай предложил им переработать сценарий. Стимулом был приз — бутылка шампанского за каждую шутку в кадре. Говорят, Никулин их тогда заработал сразу 24, Моргунов — 18, а Вицин — одну, и ту отдал, потому что совершенно не пил. Начались съёмки. Основную часть натурных сцен сняли не на Кавказе, а в Крыму — Кавказ в картине можно увидеть только в сценах у горной реки, роль которой играет Мзымта. Павильонные съёмки проводились в Москве. Когда материал был уже смонтирован, и показан худсовету, тот картину забраковал — как может член партии, глава района, "ах какой человек", воровать девушку. Дело шло к тому, что картину вообще могут закрыть, но тут выручил случай.
Руководитель страны Леонид Ильич Брежнев скучал на даче и попросил привезти ему какую-то комедию из новых. Привезли "Кавказскую пленницу". Она ему так понравилась, что не присвоить после этого фильму 1-ю категорию никто уже не посмел. Лента вышла на большие экраны в апреле 1967 года и собрала 76,5 млн. К сожалению, Евгений Моргунов в этот раз вёл себя очень вызывающе на площадке, поэтому Гайдай решил больше легендарную тройку не снимать. Идею следующей картины Гайдай подсмотрел в газете "За рубежом", там рассказывалось о контрабандистах, которые перевозили украденные драгоценности в гипсе. Сценарий был написал совместно всё с теми же Слободским и Костюковским. Главную роль сыграл полюбившийся Гайдаю Никулин и новые для него актёры — Папанов, Миронов.
Первую комедию - «Жених с того света» - цензоры изрубили в капусту. Из полноценного фильма получился короткометражный уродец. Чтобы погасить конфликт, режиссеру пришлось снять идейно выдержанную заказуху «Трижды воскресший», где речь шла о пароходе «Орленок». Фильм провалился в прокате, да и сам Гайдай предпочел молчать об этой картине. В жуткой депрессии он уехал с женой Ниной Гребешковой в Иркутск. Где по легенде к нему и пришло озарение. Мать режиссера для утепления хранила над потолком подшивки газет и журналов. Просиживая на чердаке, депрессирующий Гайдай неожиданно отыскал там смешную заметку. Даже не заметку, а стихотворный фельетон украинца Степана Олейника в переводе Корчагина.
Нина Гребешкова в фильме 1954 г. Фото kino-teatr. Но принято считать, что Трус, Балбес и Бывалый родились на том самом месте. А что касается самой заметки... В биографии Гайдая, вышедшей три года назад в серии «ЖЗЛ», приводится ее текст.
Служил во взводе пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл брать языка, был награжден несколькими медалями. В 1943-м, возвращаясь с задания, подорвался на противопехотной мине. Около года провел в госпиталях, перенес 5 операций. Ему угрожала ампутация, но он от неё категорически отказался. Боль от этого ранения преследовала всю его жизнь, и возможно, чтобы заглушить её, Гайдай всегда смеялся громче всех...
О Леониде Гайдае можно говорить каждый день
Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай практически всегда писал самостоятельно, а многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались "крылатыми". Выдающийся комедиограф Леонид Гайдай – не еврей, но евреи к его комедийному искусству приложили руку весьма значительно. БИОГРАФИЯ. Леонид Иович Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии, но вскоре семья перебралась в Иркутск. Биография Леонида Гайдая.
95 лет назад родился режиссер Леонид Гайдай
Жизнь Гайдая была не комедией — Амурская правда, новости Благовещенска и Амурской области | Бриллиантовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница, Операция Ы. |
Гайдай Леонид Иович | Леонид Гайдай срежиссировал 14 мини-комедий. |
«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая | Жизнь и подвиг Леонида Гайдая Режиссер Леонид Гайдай (слева) среди советских и чехословацких студентов – гостей студии "Мосфильм". |
Леонид Гайдай - биография личная жизнь режиссера-гения | Леонид Гайдай — советский режиссер, актер и сценарист, который был удостоен звания народного артиста СССР в 1989 году. |
Что помешало Леониду Гайдаю идти вперёд?
Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1942 году первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт. Старт режиссерской биографии Гайдая дала Москва, куда он отправился дополнять образование. гений, и все снятое им - априори гениально.
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь, жена, дети, семья
В «Операции «Ы» впервые появился незадачливый студент Шурик Александр Демьяненко , который потом успешно перекочует в «Кавказскую пленницу». Ничего подобного в нашем кино тогда не было», — вспоминал позднее Демьяненко. Картину снимали в Москве, Ленинграде, Ялте, Одессе. На роль студентки и комсомолки Нины долгое время не могли найти актрису — после 500 проб выбрали Наталью Варлей. Артистка цирка, она прекрасно справлялась с трюками, а вот игровые сцены актрисе давались не очень легко.
Автомобиль, на котором ездила «троица», — немецкий «Adler Trumpf» 30-х годов — был личной машиной Никулина. Съемки проходили по большей части в Крыму — в Алуште и долине Привидений у подножия Демерджи. Отдельные эпизоды снимали в Симферополе, на Ай-Петри и в районе Сочи.
В годы перестройки Гайдай снял фильмы «Опасно для жизни! Также в 1980-х годах он снял несколько сюжетов для киножурнала «Фитиль».
Леонид Гайдай скончался 19 ноября 1993 года в Москве в результате тромбоэмболии легочной артерии, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.
Актёр, кинорежиссёр, сценарист. В 1947 году окончил Театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, в 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК, и в 1955 году стал режиссером киностудии "Мосфильм". Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай практически всегда писал самостоятельно, а многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались "крылатыми".
Он жил в районе метро «Аэропорт», рядом находился аэровокзал, там в перестройку установили эти игровые автоматы. И каждый день, возвращаясь с работы, Гайдай на этот аэровокзал заходил и дергал ручку по два часа. Ручки были металлические, пачкались, и у Гайдая ладони потом были черные.
Потом, по словам Инина, он страшно переживал, что на экране рядом с апельсинчиком у него выпал огурчик, а не клубничка. По счастью, проигрывал он совсем небольшие деньги. Последнее интервью Леонида Гайдая 1992 год Ну, а когда он попал в роскошное американское казино «Тадж-Махал», где стояли сотни куда более совершенных «бандитов», от счастья не мог найти себе места. И чуть ли не единственный раз в жизни перестал следить за съемочным процессом: кричал «Мотор! Фото: globallookpress Вот несколько фильмов, которые Леонид Гайдай мог снять — и не снял: «Бег». Экранизация пьесы Михаила Булгакова, к работе над которой Гайдай намеревался приступить сразу после «Кавказской пленницы». Говорят, кинематографическое начальство ему категорически запретило об этом даже думать. Но вскоре вышел фильм Александра Алова и Владимира Наумова по этой пьесе Наумов вспоминал, что сценарий им пришлось пробивать с невероятным упорством, около трех лет.
Возможно, Гайдай к такой битве был не готов, чувствуя, что это не вполне его материал. Кстати, еще одной его мечтой была экранизация «Мастера и Маргариты». Эльдар Рязанов очень всерьез предлагал Гайдаю поставить эту картину, к которой написал сценарий. Но, несмотря на перспективу долгой командировки в Италию, Леонид Иович отказался. Насчет возможных причин — см. Только тогда Рязанов решил снимать трюковую комедию сам — и потом говорил, что «влез в департамент Гайдая». Еще в 50-е году Иван Пырьев подумывал снять Гайдая в роли князя Мышкина в своей экранизации романа Достоевского. Помешало то, что он носил очки, а без них видел плохо, щурился.
Мышкин очков, конечно, не носил.