Новости гагаузы что за нация где живут

В южной Молдавии, где компактно проживали гагаузы, начались смелые протесты. Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Показываем и рассказываем, чем живут современные гагаузы и какое влияние они оказали на историю Молдовы.

Гагаузия ждёт русскую армию в Одессе, чтобы уйти из Молдавии

В таких условиях взаимодействие с Россией становится для Комрата спасательным кругом. В экспертном сообществе также отмечают, что достижение соглашения между ПСБ и Гагаузией станет важной вехой в истории диалога региона с Москвой. Усиление двусторонних контактов и осуществление экономических инициатив может поспособствовать сохранению независимости автономии даже в том случае, если Кишинев примет решение о вхождении в состав Румынии. Финансовая система последнего уже интегрирована с Москвой. В Комрат, видимо, деньги будут поступать из России. Опция «а мы не дадим вам денег» просто перестанет работать», — обращает внимание спикер. Уже сейчас у автономии налажена торговля с Россией в особом порядке и обсуждается вопрос поставок газа на специальных условиях», — перечисляет аналитик. Ввести войска или арестовать башкана? Но тогда рейтинги Гуцул взлетят просто до небес. На этом фоне я бы еще напомнил о недавнем визите Илана Шора в Москву», — акцентирует собеседник. Подобными действиями мы обособляем эти субъекты от Молдавии и страхуем их финансово», — считает Лизан.

Но в Европе все явственнее ощущалось приближение Крымской войны 1853-1856 гг. В этой войне бессарабские гагаузы и болгары еще больше использовались в качестве погонщиков, чем в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек. Они занимались обеспечением войск продовольствием, боеприпасами, перевозили раненых с поля боя.

Для царской России важно было, чтобы переселенцы обеспечивали русскую армию сельхоз - продуктами, фуражом, поставляли для нужд фронта волов и лошадей. Для пополнения армейских запасов в 1854 г. Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха. Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости.

В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар. В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам.

Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково.

Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем.

Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы.

Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту...

Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии.

По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И.

Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России.

Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И.

Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар.

Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина.

В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России.

Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина.

В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты.

В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке.

На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития.

Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами.

В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах.

Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г.

Гагаузы также бережно хранят свои традиции и обычаи. Один из наиболее известных обычаев — это свадебная церемония, которая включает в себя множество ритуалов и традиций, связанных с заключением брака. Кроме того, гагаузы также отмечают различные национальные праздники, такие как День Гагаузии и День Рождения Автономии Гагаузии. Важным элементом гагаузской культуры является также национальная кухня. Гагаузы готовят разнообразные блюда, основанные на мясе, овощах и сыре. Одним из наиболее известных гагаузских блюд является плов, который готовится из риса с мясом и специями. Нацональная музыка.

Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края. Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф. Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г. О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг. Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная. Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи. В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами. После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские. Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос. К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением. По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось. Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии. Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре. В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного». Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии. Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки". В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество". Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся. Один наездник видимо богат, Но уважение к нему не из-за денег, Коль дружен с кем-то - дружбе он гарант, Как лодке перед бурей родной берег. И тают, словно воск сердца девиц, Когда встречают его пылкий взгляд; Готов взлететь, не ведая границ, Его рысак - арабский Комур - ат. Удар, ещё удар по меди, Отпущены поводья, кони вскачь, Как будто не бегут, летят к победе, К решенью седоками их задач. Но Комур - ат сегодня всех быстрее, Хозяину его сам чёрт, как брат. Вот лента финиша коснулась его шеи. Так пусть же будет город здесь Комрат В честь этого коня, что быстр как ветер, Красив собой - Господь шедевр создал: Во лбу луна и будто майский вечер Цветенье яблони по телу разбросал. Построим храм, чтоб город жил здесь вечно, Чтоб прихожанин мир мог обрести, А что над входом голова Предтечи, Так Иоанн у Бога был в чести.

МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии

Гагаузы, в отличие от молдаван, и на заработки ездят, помимо России, не в страны Южной Европы, а в Турцию, где хорошо понимают язык, и в Болгарию, где их считают болгарами и потому легко дают гражданство. Гагауз Ери в северной части центрального Буджака, численность которых составляет около 162 тыс. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове.

Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России

Фольклор гагаузов Гагаузы - где живут и численность Гагаузы в XIX—XX вв. Традиции гагаузов Жилище и одежда гагаузов. Глава Гагаузии Евгения Гуцул рассказала о том, как на самом деле живет народ Молдавии. Так как гагаузы уже тысячу лет живут оседлой жизнью земледельцев, у них особенные обряды, связанные с этим культом, рассказала Ирина Константинова. Сегодня гагаузы являются одним из многочисленных народов Молдовы, живут отдельной автономией на юге страны и соблюдают традиции. Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Гагаузы – тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова.

Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России

Нам не нужна никакая Румыния, гагаузы не подписывались под это", — говорит Евгения Гуцул. Так, месяц назад в аэропорту Кишинева Гуцул встречали ее сторонники. Возвращаться на родину — опасное приключение. Власти Молдавии возбудили против нее уголовное дело: сперва о фальсификациях на выборах, затем — о незаконном финансировании. Все, чтобы не пустить гагаузского башкана в правительство, где ее голос будет звучать еще громче. Но какие мы сепаратисты? Мы просто хотим дружить со своими братьями, с Российской Федерацией", — заключила Гуцул.

Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.

По ее словам, еще в период предвыборной кампании на пост главы Гагаузии она, как и ее команда, в том числе лидер оппозиционной партии Молдавии Илан Шор, обещали сделать все, чтобы улучшить ситуацию для жителей автономии. Стоит отметить, что это уже второй за последние месяцы визит политика в Россию. В марте Гуцул прибыла в Москву вместе с председателем Народного собрания автономии Дмитрием Константиновым.

После первого тура выборов главы Гагаузии представители ЦИК Молдавии заявили о нарушениях избирательного кодекса страны. По их данным, почти все кандидаты превысили допустимый порог пожертвований на избирательную кампанию. По ее мнению, отсутствие поддержки проевропейского правительства жителями автономии связано с тем, что их некорректно информируют. Она также отметила необходимость ужесточения ограничений телевизионного контента из России, как на остальной территории Молдавии. Партия "Шор" и ее противостояние с центральной властью Ранее, в ноябре 2022 года правительство Молдавии направило в Конституционный суд запрос о запрете оппозиционной партии "Шор", которая проводила в Кишиневе акции протеста с требованием отставки президента Майи Санду и кабинета министров. Их участники обвиняют власти в неспособности справиться с экономическим кризисом, указывают на выросшие в несколько раз цены на продовольствие, газ, электричество, рекордную за последние 20 лет инфляцию, критикуют за охлаждение отношений с Россией. Молдавские власти обвинили партию "Шор" в попытке дестабилизировать ситуацию в стране и нарушении правил финансирования партии. Рассмотрение в КС требования правительства Молдавии о запрете партии "Шор" отложено до 12 июня. Ее лидер Илан Шор заявил, что не признает решение КС, так как Молдавия, по его словам, "является страной с захваченной юстицией". В 2017 году он был осужден по этому делу на 7,5 лет, но обжаловал приговор и до окончательного решения находился под судебным контролем. Однако в 2019 году ему удалось бежать из страны. По данным молдавских правоохранительных органов, он находится в Израиле. Генеральный комиссариат полиции в начале мая 2023 года обвинил избирательный штаб партии "Шор" в получении денег от некой организованной преступной группы для подкупа избирателей. Полиция опубликовала записи телефонных разговоров предполагаемых активистов партии "Шор", якобы свидетельствующие о фактах подкупа.

Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков. Если бы не он, мы бы не знали как жили наши предки 100 лет назад», - рассказывает гид по музею Кеся Мария Ивановна. Гагаузы в Бразилии Отдельный стенд в музее посвящен массовой эмиграции из Гагаузии в Бразилию в начале 20 века, когда эти края были частью Румынии вместе с остальной Бессарабией. Тысячи гагаузов тогда бросили родные края, часть из них вернулась, а остальные надолго потеряли контакт с родиной, пока в последнее время он не начал налаживаться. Уехать можно было только всей семьей и даже на паспорт фотографировали сразу всех её членов. Кто в доме хозяин? Многое в музее говорит об особенностях гагаузской семьи, где роли мужчины и женщины разделены сильнее чем в других народах. Ей так было удобнее», - с улыбкой продолжает гид. Для того, чтобы большую гагаузскую семью было проще представить, здесь есть и макет типичного двора, где на самом почетном месте сидит старший. За жизнь он должен успеть построить дома всем своим сыновьям, кроме младшего, который остается с ним в доме. Не менее драматическая история у другого экспоната — сильно изношенной пары ботинок. Спустя годы он принес их в наш музей как самое дорогое, что есть у него в жизни», - рассказывает сотрудница музея.

Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум

В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград. Большую часть его населения составляют гагаузы — тюркоязычный народ, потомки переселенцев с Балканского полуострова. В Молдове гагаузы составляют около 4% населения и в основном проживают в автономной территории Гагаузии, которая расположена на юге страны. Гагаузы – это тюркский народ балканского происхождения, христианского вероисповедания. Гагаузы – это тюркский народ балканского происхождения, христианского вероисповедания. Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.

Гагаузы: что за нация и где они живут

Как только соединятся башкан и гагаузы как совокупность, они сразу смогут отстаивать свою политическую идентичность. И они это обязательно сделают. Их устраивает любой результат. Если они смогут вырваться из Молдавии — они будут счастливы, если они смогут поднять свой статус хотя бы до уровня Татарстана в России — они будут рады, ничего не сделают — хотя бы побузят напоследок. Это их последний шанс, который они используют. Молдавия как страна обречена. Новый год независимая Молдавия встречать не будет.

К тому же у нее есть карт-бланш и от Румынии, и от Евросоюза. Ей дали г арантии, что закроют глаза на любые зверства. Тот, кто думает, что в Гагаузии сейчас тихо-мирно, ошибается. Там избивают людей, по ночам поджигают дома. Люди бесследно пропадают. И это продолжается более двух лет.

Сейчас, когда из-за экономического кризиса многие гагаузы вынужденно вернулись с заработков домой, стоит ожидать мощных протестов. В том числе при поддержке России. Они апеллируют не только к России, но и к Турции. Не случится ли здесь столкновения интересов крупных держав? Поэтому у них православная самоидентификация очень сильна.

Почти всё руководство страны имеет румынские паспорта и, как Дорин Речан, считают себя румынами. У нас официальный язык уже год как — румынский.

По сути, сейчас речь идёт о том, чтобы узаконить интервенцию в Молдову, как в свою провинцию в свете предстоящих октябрьских президентских выборов. Это — беспорядки, недовольство оппозиции, «гибридная угроза» и в конечном итоге защита румынских граждан.

Наконец, есть сведения, что гагаузы турки-христиане живут в Македонии, в округе города Серее Сер.

Говорят гагаузы, по исследованиям Мошкова, на том же языке, что и гаджялы, т. Jirecek 1891 полагает, что гагаузы — это половцы или куманы. Напротив, Мошков Этн.

Мошков высказывает предположение, что гагаузы — это торки или узы, турецкое племя, весьма близкое к половцам и известное нашим летописям под названием черных клобуков. В IX веке они жили к востоку от Яика, который отделял их от печенегов. В XI веке торки двинулись на запад, и 1064 год застает их уже на Дунае и за Дунаем, в пределах Византии.

Радлов считает, что имя гагауз есть испорченное гаг-огуз. Огузы или узы это название одного из турецких племен. Когда гагаузы приняли православие, неизвестно, но можно думать, что еще в XI или XII веке, и именно от русских; дело в том, что черные клобуки, после разгрома их Владимиром Мономахом, были в 1080 г.

Роси, в нынешней Киевской губ. Погребения торков найдены В. Городцов , в южной Бессарабии, в Изюмском уезде Харьковской губ.

Роси в Киевской губ. Так как у меня не получается встроить видеофайл, то посмотреть фильм можно по ссылке: Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. И в наше время на референдуме проголосовал против интеграции в Евросоюз.

О том, откуда такая стойкость, о духовных корнях гагаузского народа, о его истории и традициях, о его выборе мы беседуем со священником из Гагаузии протоиереем Димитрием Киорогло. Доверчивые — Отец Димитрий, добрый день! Какую роль играет Церковь в Молдавии и Гагаузии?

Митрополия объединяет все народы нашей Республики Молдова. Да и палитра многонациональная, но православная вера у нас доминирует. Из больших это, прежде всего, молдавский народ, украинский народ, гагаузско-болгарский, русский народ русские даже больше, чем гагаузы и болгары, представлены.

Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки… — Гагаузы — это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему? И как отразилась такая верность Православию на этом народе?

Приняв крещение, он изменился — Крещение его изменило! И такое восприятие веры способствовало сохранению этой однажды принятой веры на тысячу лет. Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке — тюркском.

Это балканский диалект турецкого языка. Что это за люди? Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов — Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем.

Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда бо льшая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы.

Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше.

Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии.

То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз.

Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают. А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям.

Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов.

Они уже пожили в Румынии с 1918 по 1943 год, хлебнули там горя и больше сталкиваться с великорумынским синдромом не хотят. Исполнительный директор Молдавского филиала Изборского клуба Владимир Бу карский отмечает , что идеологическую конкуренцию Майе Санду сейчас составляют левые силы Молдавии. Напомню, на референдуме 22 февраля 2014 года 98 процентов гагаузов высказались за участие Молдовы в Таможенном союзе, а за евроинтеграцию всего 2 процента. Кишинев же не только не учитывает мнения гагаузов, но и демонстративно пытается их «поставить на место».

Естественно, гагаузов это не устраивает и они готовят разные варианты ответа на позицию Кишинева. Предстоящий съезд — один из них. У Молдавии уже был один конфликт - с Приднестровьем. При всем давлении США, позиции коллективного Запада, там мало кто заинтересован в появлении еще одной подобной точки напряженности. Другое дело, что на основании этого конфликта Санду постарается обратиться к Западу с призывом о помощи, поддержке для того того, чтобы задавить Гагаузию как пророссийский регион.

Также это поможет ей консолидировать свой прорумынский электорат против общего врага. Ее команда изначально не выдвигала никаких геополитических лозунгов, выступая за все хорошее, против всего плохого: против коррупции, воровства, за честные инвестиции, реформу правовой системы и т. Сейчас, когда в стране наступил экономический кризис, основные продукты, газ, топливо подорожали в разы, она эту поддержку растеряла. Многие люди на грани выживания. Поэтому сейчас в Молдавии растет популярность левых сил.

Наибольшая поддержка у блока социалистов и коммунистов. Они выступают за нейтралитет и независимую внешнюю политику. Но Санду контролирует систему юстиции Молдавии и обладает неограниченной поддержкой Запада, когда что бы она не сделала будет там поддержано. Поэтому следует ожидать усиления политических репрессий.

Гагаузы: что за нация и где они живут

Гагаузия на карте. Гагауз Ери в северной части центрального Буджака, численность которых составляет около 162 тыс. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках.

Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска

Республика Гагаузия трансформировалась в Автономное образование Гагаузия — Гагауз Ери. Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на Балканском полуострове. это уникальный этнокультурный народ, проживающий в различных регионах Восточной Европы, таких как Молдова, Украина, Болгария и т.д. Этот. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий