Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек). На юге Молдовы живут гагаузы. «Где живут гагаузы?» — давайте вспомним интересную видеозарисовку.
МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии
Прорусская Гагаузия, или Из-за чего молдаване ссорятся с «бессарабскими чеченцами» | Исторически гагаузы проживают в Буджакском районе на юге Республики Молдова, где им была предоставлена автономия в виде территориального образования Гагаузия — Гагауз-Ери со столицей Комрат. |
Краткая история гагаузского народа - TuranToday | Кроме того, президент страны Майя Санду и ПДС попытались объявить незаконной победу Евгении Гуцул на прошлогодних выборах главы Гагаузии. |
Гагаузия: последние новости | это уникальный этнокультурный народ, проживающий в различных регионах Восточной Европы, таких как Молдова, Украина, Болгария и т.д. Этот. |
Гагаузы, кто они? | Сегодня большая часть гагаузов живёт в Молдове, там, где когда-то начинали строить свою независимость их предки. |
"Будем дружить с Россией". Новой главой Гагаузии стала Евгения Гуцул
Также Гуцул стала гостем Всемирного фестиваля молодежи в Сочи, на полях которого встретилась с президентом России Владимиром Путиным. Гагаузия — автономное территориальное образование в составе Молдавии. До декабря 1995 года регион существовал как непризнанное государство.
И не хотят оказаться в Румынии. Закон о гагаузской автономии фиксирует наше право на самоопределение в случае потери Молдовой своего суверенитета», - отметил Киндегелян. Обещание политических пертурбаций прозвучало на фоне акций протеста в Гагаузии против снизившегося при Санду уровня жизни. Население не переживет зиму без газа, дров и угля. Кишинев пригрозил силовиками.
Показательные «учения» сотрудников бригады полиции особого назначения Fulger МВД в Комрате столица автономии преследовали цель нейтрализации руководства Гагаузии, если оно начнет реализовывать требования норм закона, уверены местные политики. Санду готовит силовой ответ своим противникам и на республиканском уровне. Этими людьми должны заняться институты государства, поскольку они опасны», — заявила она. Тем не менее, в Кишиневе 23 августа прошел митинг с требованием отставки Санду с поста президента, на котором ее обвинили в «диктаторстве». Политолог, этнограф Евгений Николаев предвид ит, что Гагаузия сбежит из Молдавии, теряющей свою независимость. Украинско-русинскую идентичность на севере постепенно затоптали, но за счет этого у Приднестровья получилось выстоять, обрести статус непризнанного государства и уйти из Молдавии, а Гагаузия получила автономию изначально республика провозгласила независимое государство и отстаивала его в течении четырех лет на переговорах. Но постепенно у гагаузской автономии «откусили» все, что можно было откусить.
Сейчас это автономия без каких-либо прав. Экономические права у них отобрали, культурные отобрали, политических прав у них и не было вообще никогда. До сих пор у гагаузов не было возможности всерьез за себя постоять. Но сейчас у гагаузов появился шанс проявить свою идентичность. С началом СВО и выходом российской армии к границам Одесской области перед ними открывается возможность бороться за свои права. Для России это означает рычаг для воздействия на Молдавию.
Фактически государство раздроблено на вотчины и находится в состоянии сильнейшей зависимости от внешних игроков. Государственные власти регулярно пытаются урезать полномочия автономии, но Комрат действует жестко и результативно. Политику Гуцул активно поддерживает местное население», — уточняет эксперт. Это принципиальная позиция, которая не менялась на протяжении десяти лет. При этом Гагаузии есть на кого опереться. Комрат поддерживает не только Россия, но и Турция», — считает собеседник. Кроме того, важно наращивать социокультурные проекты. Это важно для молодого поколения, которое сейчас пытается ориентироваться на Анкару. В принципе, местное население положительно относится и к наращиванию контактов с Москвой», — подчеркивает Уралов. При этом связь Гагаузии с российским банковским сектором важна не только для автономии, но и для всей Молдавии, акцентирует политолог Александр Носович. Действия Комрата могут прорвать эту экономическую блокаду», — сказал он.
Их пребывание на этнографической сцене столь же интересно, как и судьба самого народа. Кто такие gagauzlar на самом деле и откуда они взялись на территории Молдовы? Происхождение Множество гипотез порождается отсутствием точной информации о происхождении гагаузов. Исторических документов, датирующихся ранее XIX века, на данный момент не найдено — похоже, что во времена переписи их просто не рассматривали как отдельную этногруппу. Наиболее убедительная версия их появления: от огузов узов , перешедших Дунай в 1064 году и оставшихся на Балканском полуострове. В результате фонетических трансформаций и получилось имя народности — гагаузы. Сами представители народа все возможные версии отвергают, скупо делясь фактами. Например, этимологию объясняют так: «гагауз» означает «прямой нос» — это способность двигаться по своему пути, не сворачивая и не опасаясь врагов. Буджакская степь от слова «буджак» — «угол» настолько понравилась переселенцам, что они решили остаться здесь на века. Сегодняшние гагаузы живут на юге страны, свято соблюдая свои многочисленные традиции.
Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии
Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа | Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. |
Видео: как на самом деле живет народ Молдавии | Гагауз Ери в северной части центрального Буджака, численность которых составляет около 162 тыс. |
Конгаз - самое большое село в Европе. Что едят гагаузы, как выглядят их дома и подвалы | Власти Гагаузии решили прорвать экономическую блокаду, устроенную правительством Молдавии. |
Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска | Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска. |
История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где
Гагаузы вполне могут оказаться народом, появившимся в результате влияния тюрков на местных жителей Гагаузии, да ещё и подвергшимся отуречиванию. Большую часть его населения составляют гагаузы — тюркоязычный народ, потомки переселенцев с Балканского полуострова. Автономное территориальное образование Гагаузия — на онлайн карте c фотографиями и планированием маршрутов. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул. Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек).
«Гага Ностра»
- Что нужно знать о Гагаузии: инфографика
- Главное сегодня
- МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии
- Кто такие гагаузы и их происхождение — молдаване какой веры
Что такое Гагаузия?
Руководство страны делает абсурдные заявления о том, что экономические агенты Гагаузии не участвуют в формировании бюджета Молдовы. Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Глава Гагаузии отчиталась перед жителями автономии за 100 дней пребывания на посту.
Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа
Они организуют различные фестивали, мероприятия и культурные мероприятия, чтобы сохранить и передать свою культуру следующим поколениям. Уникальная культура и традиции Язык гагаузов относится к отдельной группе тюркских языков и является одной из основных составляющих их культуры. Гагаузы активно сохраняют и развивают свою родную речь, о которой они гордятся. Гагаузы известны своими национальными костюмами, которые они носят на праздниках и торжествах. Они отличаются яркими красками и богатыми вышивками. Костюмы гагаузов передают их историю и культуру, они являются непременным атрибутом национального самосознания. Гагаузы также славятся своими национальными праздниками, которые отмечаются с особым великолепием и радостью.
Герб гагаузов - степной волк, один из древнейших тотемных символов всех тюрков. Все тюрки некогда еще в язычестве считали серого хищника своим предком. Гагаузы сохранили это старинное верование праотцов. Называют себя "детьми волка".
Носят волчьи зубы на шейных шнурках в качестве оберега. Отмечают гагаузы и особые "волчьи праздники" - специальные дни, когда им нельзя работать, выходить из дому, пользоваться острыми предметами. По одной из версий, идет оно от слов "гага" и "уз" - прямой. То есть, "прямой клюв".
В гагаузском языке бытует поговорка: Сколько птичий клюв не гни, все равно он выпрямится. Так и нас, гагаузов, сколько не гни, ни за что не согнешь...! Впрочем, есть и версия, что название "гагауз" идет от искаженного "Кейкавус" - так могли звать турецкого сельджукского правителя, что ушел еще в XIII-м столетии на Балканы со своим племенем. И якобы стал родоначальником всех гагаузов.
Почему гагаузы так любят Россию? Во-первых, они - все равно тюрки. И никогда Европе с Америкой подчиняться не станут. Во-вторых, гагаузы - наши православные единоверцы.
Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г.
В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг.
Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края. Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек.
На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф. Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н.
Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г. О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю.
Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг.
Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная. Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи. В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами.
После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские. Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство.
На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос. К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением. По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось.
Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента.
Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии. Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно.
Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре. В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного».
Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии. Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки". В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество". Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся.
Один наездник видимо богат, Но уважение к нему не из-за денег, Коль дружен с кем-то - дружбе он гарант, Как лодке перед бурей родной берег. И тают, словно воск сердца девиц, Когда встречают его пылкий взгляд; Готов взлететь, не ведая границ, Его рысак - арабский Комур - ат. Удар, ещё удар по меди, Отпущены поводья, кони вскачь, Как будто не бегут, летят к победе, К решенью седоками их задач. Но Комур - ат сегодня всех быстрее, Хозяину его сам чёрт, как брат. Вот лента финиша коснулась его шеи.
Еще одной важной традицией гагаузов является народное ремесло. Они искусно владеют резьбой по дереву, гончарным делом, вышивкой и плетением из ивовых прутьев. Эти ремесла передаются из поколения в поколение и являются одной из гордостей гагаузского народа. Гагаузы также бережно хранят свои традиции и обычаи.
Один из наиболее известных обычаев — это свадебная церемония, которая включает в себя множество ритуалов и традиций, связанных с заключением брака. Кроме того, гагаузы также отмечают различные национальные праздники, такие как День Гагаузии и День Рождения Автономии Гагаузии. Важным элементом гагаузской культуры является также национальная кухня.
Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска
В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа. ГАГАУЗЫ (самоназвание – gagauzlar), тюркоязычный народ в северо-западном Причерноморье. Живут в основном в исторической области Буджак на юге Молдавии (автономно-территориальное образование Гагаузия – Гагауз-Ери). Гагаузы – это тюркский народ балканского происхождения, христианского вероисповедания. «Где живут гагаузы?» — давайте вспомним интересную видеозарисовку.
Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?
Традиционно гагаузы изготавливали украшения из серебра, но в настоящее время многие гагаузы носят современную одежду и аксессуары. Гагаузы также известны своей гостеприимностью и традиционным образом жизни, который включает в себя выращивание овец и производство сыра. Большинство гагаузов живет в сельской местности и занимается сельским хозяйством, поэтому физические особенности гагаузов могут также быть связаны с их образом жизни и окружением. Традиции У гагаузов есть своя уникальная культура, которая отражает их историю и традиции. Некоторые из наиболее известных гагаузских традиций включают: Гагаузская свадьба. Свадьба является одним из самых важных событий в жизни гагаузов. Обычно она проводится в течение нескольких дней и включает в себя множество ритуалов и традиций, таких как украшение невесты белым платком, танцы вокруг дерева жизни и горшка с вином, а также обмен подарками и угощения гостей. Гагаузская керамика.
Гагаузы известны своими традиционными керамическими изделиями, которые они изготавливают вручную с использованием традиционных технологий. Это может быть глиняная посуда, украшения, декоративные изделия и т. Гагаузская музыка. У гагаузов есть своя традиционная музыка, которая отражает их историю и культуру. Она включает в себя традиционные инструменты, такие как домра, баян, тар, а также специфические ритмы и мелодии. Гагаузская кухня. Гагаузская кухня включает в себя множество мясных блюд, таких как шашлык, жаркое, пироги, а также молочные продукты, например, сыры.
Кухня гагаузов также отличается использованием множества специй и трав. Гагаузские костюмы. Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции. Костюмы включают в себя традиционные элементы, такие как вышивка, узоры, цветочные мотивы, кружева и т. Эти традиции и обычаи играют важную роль в жизни гагаузов и помогают им сохранять свою культуру и национальную идентичность. Национальная одежда Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции. Одежда мужчин и женщин имеет свои отличительные черты.
Мужская одежда включает в себя традиционную рубашку с длинными рукавами, которая называется «камарь», а также широкие брюки и национальную головную убор «каппа». Женская одежда также включает в себя длинную рубашку с длинными рукавами, юбку и фартук, а также головной убор «песочник». Одежда гагаузов обычно яркая и красочная, с использованием множества цветов и узоров.
Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу. В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу. В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая — обряд вызывания дождя с Пипирудой. В обряде «Пипируда» «бабочка» участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста.
Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками. В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе. В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха. На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой.
Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора. На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин — например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный. У женщин не было права наследовать собственность родителей.
После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию. Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её. На голову они повязывали плотный чёрный платок «чемьберь» поверх тонкого белого платка «мода».
Люди живут за счет личных подсобных хозяйств, занимаются скотоводством и земледелием. Излишки сельскохозяйственной продукции продают на рынках Моздока. Правда, власти помогают сельчанам решать социально-бытовые проблемы - недавно были газифицированы дома жителей этих сел. Приехавший из Молдавии в гости к армейскому другу Владимир Слав сказал ВК: «Я был приятно удивлен, когда узнал, что здесь проживают мои соотечественники.
Побывал в местах их компактного проживания. К сожалению, многие из них не знают, что наш народ имеет свою автономию, национальные газеты. Настоящих гагаузов сегодня напоминают только представители старшего поколения, молодежь не говорит на языке предков. Думаю, что с созданием общества ситуация изменится в лучшую сторону. Необходимо наладить контакты с исторической родиной, шире изучать родной язык.
Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский центральный и вулканештский южный. В советский период развивалась и гагаузская культура. Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» След легенд, 1974 , «Узун керван» Длинный караван, 1985 , «Жанавар йортулары» Праздники волка, 1990 и многие другие. До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики. К началу 1970-х годов в СССР преподавание гагаузского языка было полностью исключено из школьной программы. На республиканском уровне шло вялое переиздание изданий на гагаузском языке, практически не издавалось книг и учебников гагаузского языка. Таким образом СССР вел политику русификации гагаузского народа, отрезая его от истоков самобытности — языка, религии, культуры, ассимилируя его с «советской нацией», причем подобная политика проводилась в отношении многих малых народов СССР [18]. Политика русификации дала свои плоды: часть поколения 1990-х годов практически не знают или же очень плохо владеют родным языком, часто идентифицируя себя как «русскоязычные». Одежда В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок поверх тонкого белого платка мода.