Почти сразу после полета Гагарина отправили за границу с так называемой «миссией мира» — демонстрацией исторического успеха СССР. Моментально первый космонавт превратился не только в народного героя, но и в важный для системы символ. Несмотря на свой новый статус и звание Героя Советского Союза, Гагарин оставался простым парнем родом из Смоленской области. После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС. Почти сразу после полета Гагарина отправили за границу с так называемой «миссией мира» — демонстрацией исторического успеха СССР. Моментально первый космонавт превратился не только в народного героя, но и в важный для системы символ. Имя Юрия Гагарина (летному делу он начал учиться в саратовском аэроклубе, а по завершении первого космического полета приземлился в окрестностях Энгельса) стало широко известно в мире, а сам первый космонавт досрочно получил звание майора и Героя Советского Союза.
"Поехали!" Он был первым
И только сверху — оранжевая ткань. На «Звезде» ее называют «верхней одеждой». Ее главная задача — быть видной издали. И все! Когда космонавты стали приземляться внутри корабля, от верхнего «гардероба» логично отказались. И все это фантастическое сооружение со шлемом, ботинками, перчатками весило всего... На послеполетных появляются буквы СССР. Как так?
Тут есть одна занятная история. Уже перед самим стартом конструкторы задумались — не попадет ли спустившийся с неба космонавт в оранжевом костюме в переделку? Мало ли как к нему отнесется население. Только ведь недавно — 1 мая 1960-го — был сбит американский летчик Фрэнсис Гэри Пауэрс. В комнате, где бригада «Звезды» одевала Юрия Гагарина и его дублёра Германа Титова, было шумно, толпилось много народу — члены госкомиссии, министры и конструкторы. У Гагарина брали автографы. В общем, суета и суматоха.
Пора было садиться в автобус и ехать на старт. Но тут выяснилось, что удостоверение Ю. Гагарина — гражданина СССР, находится под термооболочкой скафандра, сразу его не достать. Карпов, ткнув пальцем в гермошлем Гагарина, сказал: — Надо бы тут чего-то написать. А то будет приземляться, подумают люди, что это еще один Пауэрс какой-нибудь спустился», — пишет в книге воспоминаний «С человеком на борту» знаменитый летчик-испытатель и, кстати, постоянный автор «Комсомолки» в те годы Марк Лазаревич Галлай. Инженер-испытатель и самодеятельный художник Виктор Давидьянц где-то раздобыл красную нитрокраску и вывел на шлеме буквы «СССР». Но времени на это уже не было.
Каманин попросил местные власти сократить количество мероприятий, ссылаясь на усталость от пребывания в Индии и недавно перенесенную Гагариным операцию. Но услышал в ответ: «У нас даже королева Великобритании выполняла нашу программу визита. Если сократить программу встреч Гагарина с народом, то могут быть проявления недовольства и плохие высказывания в прессе». По дороге в южную часть страны кортеж с Гагариным под палящим солнцем более 15 раз останавливался, члены делегации поднимались на трибуны и произносили речи. Каманин не без тревоги наблюдал за своим подопечным: Физически Юра здоров и ни на что не жалуется, но его очень нервируют дополнения и изменения в программах встреч. Его тяготят выступления, а встречи без выступлений и особенно встречи за столом ему нравятся, и иногда он сам их затягивает.
Даже после происшествия в Крыму он не отказался совсем от выпивок. За полмесяца он выпивал всего два-три раза, и то по одной-две рюмки. Но неприятно то, что пьет он с видимым удовольствием и в соответствующей обстановке легко может «набраться лишнего». Каманину пришлось признаться себе: «Титов оказался более трудным, своенравным и капризным по сравнению с моими представлениями о нем до полета. До этого он производил впечатление стойкого, очень выдержанного человека, а сейчас какой-то мятущийся, все время спешит, все делает на ходу». Оба молодых офицера ВВС вели себя как юные курсанты, вырвавшиеся в увольнительную из стен училища.
Например, за два месяца до полета в космос, дурачась, Гагарин перебрался по карнизу пятого этажа из своей квартиры в квартиру Титова. Двух майоров нужно было срочно загружать практической работой. Весной 1962 года Титов в составе советской делегации побывал в США. Он встретился с астронавтом Джоном Гленном, первым из своих коллег по NASA [Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства], совершившим орбитальный полет, и вместе с ним был принят в Белом доме американским президентом Джоном Кеннеди. Юра молодец, он не посрамит любое звание. Гагарин с честью выдержал 15-тимесячное испытание такой лавины приветствий и восторгов, какой на долю одного человека еще никогда не выпадало.
Свою маленькую форосскую ошибку он оценил правильно, и я верю ему, из него выйдет хороший руководитель в борьбе за освоение космоса». Подготовка к полету Валентины Терешковой. Обе они провели всю ночь в квартире Германа. Девчонки поступили глупо, а еще неразумнее действия Титова. Его влияние на космонавток скорее принесет им вред. Здесь, на старте, не время заниматься Титовым, но заняться им нужно, и очень серьезно».
Число космонавтов, побывавших на околоземной орбите, — все увеличивалось. В августе 1962-го туда слетали Андриян Николаев и Павел Попович, в июне 1963-го настал черед Валерия Быковского и первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. В марте 1965-го впервые в истории в открытый космос вышел Алексей Леонов, его подстраховывал Павел Беляев. Пресс-конференция в МГУ, посвященная первому в мире полету в космос на многоместном корабле-спутнике «Восход-1». В ноябре 1963-го он получил звание полковника, пройдя за три года путь от старшего лейтенанта — дистанцию, на которую у обычного офицера требуется 15-20 лет. Первый заместитель главнокомандующего ВВС маршал авиации Сергей Руденко, посетив в январе 1963 года Центр, вместо того чтобы поблагодарить коллектив за напряженную и плодотворную работу, придрался к Гагарину и Титову.
Военачальника возмутило, что они пришли не в казенных форменных ушанках, а в шапках из серого каракуля. Поставив в присутствии многих офицеров по стойке смирно начальника ЦПК Карпова и Гагарина, Руденко, по-барски сидя, принялся их распекать за недисциплинированность. Гагарин хладнокровно выслушал маршальский разнос, ответив, что зимнее обмундирование шили в военном пошивочном комбинате, а там прекрасно знают уставные требования. Он не стал сажать высокое начальство в лужу и напоминать, что, согласно приказа министерства обороны, «офицерам разрешается носить шапку-ушанку из серого каракуля при повседневной форме одежды вне строя». Карпов был отстранен от управления ЦПК, а на его место назначен генерал Михаил Одинцов, до этого командовавший авиационной дивизией. Но руководить космонавтами оказалось куда сложнее: с первых же шагов новый начальник, который встал на путь сухих служебных отношений, не понравился подчиненным.
Назревал серьезный конфликт, в котором Руденко выступил не на стороне космонавтов: «Одинцова нужно поддержать, а Гагарину объявить выговор, провести закрытое партийное собрание отряда и указать критиканам их место». Удар для самолюбивого Нелюбова оказался слишком сильным, и 18 февраля 1966 года он погиб под колесами поезда в возрасте 31 года. При этом, по информации Каманина, никаких пьянок на старте не было. Ему стало понятно, что Одинцова надо снимать с должности. С ним был солидарен и Сергей Королев: Он солдафон и многого не понимает, надо его заменять. При этом и он, и Вершинин выступали категорически против кандидатуры Гагарина, которого отстаивал Каманин.
В итоге Одинцов был заменен на генерала Николая Кузнецова. В отличие от своего самоуверенного предшественника, Кузнецов поспешил заручиться поддержкой Гагарина в 1964-м тот стал замначальника ЦПК , подозревая, что тот может его подсидеть на посту. Генералу предстояло постичь всю сложность руководства Центром, которое заключалось, в частности и в том, что космонавтами нельзя командовать, с ними надо советоваться. Считался он и с тем, что особый статус подчиненного позволял Гагарину напрямую выходить на политическое руководство страны. В новогоднем выпуске 1966-го он вместе с Леоновым и Беляевым поучаствовал в интермедии: все трое изображали операторов, снимающих выступление Ларисы Мондрус, которая исполняла песню «Нас звезды ждут». Впрочем, кинокамера, которую на экране держал Гагарин, была не бутафорской — первый космонавт увлекался любительской киносъемкой.
В число других его хобби входили игра в бильярд, катание на водных лыжах, рыбалка и охота. Будучи в нетрезвом виде, в Москве он подсадил в свою машину голосовавшую женщину и в условиях плохого освещения, не справившись с управлением, врезался в кучу камней и старого асфальта. Подполковник получил легкие ушибы, тогда как его попутчица, 33-летняя учительница, скончалась. Каманин отметил: Несмотря на целый ряд автопроисшествий, которые ранее случались с Титовым, и невзирая на внушения начальства и полученные взыскания, он продолжает пьянки, встречи с женщинами и бесконечные нарушения правил вождения автомобиля. Я не верю версии вчерашнего происшествия, изложенной Гагариным со слов Титова. По-видимому, он посадил эту девушку в свою машину не на троллейбусной остановке и не с целью подвезти.
Впрочем, не буду гадать... Военная прокуратура пришла к выводу, что имел место несчастный случай, но Каманину было очевидно, что будь на месте Титова рядовой летчик, ему бы не поздоровилось. На заседании бюро партийной организации первого отряда космонавтов товарищи по ЦПК, в том числе и Гагарин, в лицо говорили Титову о том, что он своим поведением позорит всех космонавтов и вредит делу, которому они посвятили жизнь. Чтобы не спровоцировать скандал международного масштаба, выносить сор из избы не стали, ограничившись строгим выговором, понижением по службе и запретом водить автомобиль рецидивы случались и у Гагарина, например, в декабре 1966-го. В дальнейшем Титов отошел от космической подготовки и переключился на реактивные самолеты, пробуя себя в роли летчика-испытателя, его дисциплина повысилась. Но генерал не в силах был помочь: это было вне его компетенции.
Имелись тысячи заявок на встречи с космонавтами, и оставалось лишь уповать на крепкий организм офицеров ЦПК. И они же — эти самые руководители — спрашивают с нас, почему космонавты ведут себя плохо и часто отрываются от учебы и работы». С 1966 года Гагарин начал активно готовиться к полетам на новом корабле «Союз», был назначен дублером Владимира Комарова. Да, он любил жизнь, людей, умел порадоваться от души, был удивительно чутким. Но в работе, — а это большая, главная часть его жизни, — Гагарин был необычайно сосредоточенным, когда надо — требовательным, строгим. И к себе, и к людям».
Она не рассчитана на человека, но мечты о развитии пилотируемой космонавтики не оставляют умы ученых. Ракета-носитель "Союз-2. Каждый отдельный корабль проекта будет назван в честь одного из российских регионов. Предназначен для доставки людей и грузов к Луне и на орбитальные станции. Численность экипажа — до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции — до 1 года.
Янгелем, Г. Бабакиным, А. Богомоловым, М.
Рязанским, А. Исаевым, С. Косбергом, Н.
Пилюгиным, В. Барминым, В. Кузнецовым, В.
Яздовским и многими другими учёными. Научное руководство космическими программами Советского Союза осуществлял М. Эти люди — гордость большой прекрасной страны, Советского Союза.
Имитация переговоров и пожар на корабле: 13 интересных фактов о первом полете человека в космос
Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» – совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе. В этом году мы отмечаем 85 лет со дня рождения первого человека, покорившего космос. О короткой жизни и о легендарном полёте Юрия Гагарина известно всем. Первый полет в космос — для человечества это невероятный прорыв, который всегда будет связан с именем советского космонавта. РИА Новости, 1920, 12.04.2023. Юрий Гагарин – первый летчик-космонавт СССР, в кабине корабля «Восток-1».
Юрий Гагарин: первый полет в космос — как это было
Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле "Восток-2" был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Первое было записано Юрием Гагариным, а ещё два – его дублёрами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. После первого полета Гагарина торжественно встречали в Москве на Красной площади. На кадрах кинохроники видно, что у шагавшего по направлению к первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву Гагарина развязался шнурок. Несмотря на свой новый статус и звание Героя Советского Союза, Гагарин оставался простым парнем родом из Смоленской области. После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС. Первый космический полет могли перенести. Юрий Гагарин уже лежал в кабине «Востока», когда выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся не до конца — не сработал один из контактов.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
К слову, обшивка корабля «Восток-1» действительно местами сильно оплавилась. На высоте 7 километров над поверхностью земли в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. Нехватка кислорода для космонавта Не самое удобное рабочее место космонавта Из-за проблем в системе торможения корабля «Восток-1» Гагарин приземлился не в изначально запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области, неподалеку от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка. Посадка первого космонавта также могла закончится трагично. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, кислород в герметичный скафандр Гагарина стал подаваться не сразу. Проблема оказалась в клапане подаче воздуха. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки. Был риск, что Гагарин упадет в воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполетная подготовка.
С помощью парашютных строп он ушел от реки и приземлился в 2 километрах от берега. Шнурки Гагарин Стать настоящего космонавта. Первого посланника человечества в Космос Пожалуй, одним из самых запомнившихся событий, связанных с Гагариным после его успешного полета в космос, стал случай со шнурками. Первоначально никто не планировал торжественной встречи Гагарина в Москве с участием руководства страны. За Гагариным в Куйбышев прилетел самолет Ил-18. В аэропорту «Внуково» Юрия Гагарина ожидал грандиозный прием. Огромная толпа народа, журналисты. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта.
Спустили трап… И вот, первый в мире космонавт, советский человек майор Юрий Гагарин широко шагает по ковровой дорожке от трапа самолета к установленной у кромки взлетного поля правительственной трибуне. Передача транслируется в прямой телеэфир. За ним смотрят миллионы людей. А тут — шнурок развязался! Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Советского героя космоса подвели подтяжки для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали.
У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге. Имитация Знаменитые кадры съемки переговоров между находящимся в кабине корабля «Восток-1» Юрием Гагариным и главным конструктором советской космической отрасли Сергеем Королёвым были имитацией. Ее подготовили многим позже с момента первого полета человека в космос. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит — во время реально запуска Гагарина людям было реально не до каких-то съемок. Уже позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторить для видео те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.
Во время взлёта Гагарин произнёс своё историческое: «Поехали! Королёв вдогонку прокричал: «Мы все желаем вам доброго полёта! В девять утра корабль с первым в мире живым космонавтом на борту, вышел на орбиту. Перигей был 181 километр, а апогей превысил расчётные цифры на целых 92 километра! Причиной этого стал серьёзный сбой в системе радиоуправления. На полсекунды позже планируемого произошло разделение третьей ступени. Аппарат набрал уже большую, чем нужно, скорость. Это было очень опасно. Ведь планируемая высота выбиралась из расчёта, что если вдруг двигательная установка внезапно откажет, корабль затормозит естественным путём и сойдёт с орбиты самостоятельно. Занять это должно было около пяти—семи суток. Под этот срок были рассчитаны все возможные запасы систем жизнеобеспечения. Сход с реальной орбиты означал увеличение этого срока более чем в три раза. К этому времени пилот гарантированно был бы мёртв. В ходе полёта космонавт старался всё время поддерживать связь с Землёй. Сигнал не всегда был устойчивым и Юрий Алексеевич не мог быть полностью уверен, что его слышат. Вскоре космический корабль «Восток» прошёл область над Гавайскими островами, пересёк Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Гагарин попробовал «космическую» еду, запив её консервированной водой. Позднее космонавт расскажет, что всё было просто отлично. Как встречали первого человека, совершившего полёт в космос. Пилот наблюдал Землю, окружающие звёзды, бескрайнее космическое пространство. Он постоянно записывал показания всех приборов. Гагарин надиктовывал их на бортовой магнитофон и дублировал в бортовом журнале. Были и мелкие неприятности. В состоянии невесомости от Гагарина «сбежал» карандаш. Стало нечем делать записи. В магнитофоне закончилась плёнка. Космонавт вручную перемотал её на середину. Гагарин продолжил делать записи, но часть ценной информации о полёте из-за этого была утрачена навсегда. После отделения корабля от носителя, сразу произошло включение программно—временного устройства. Потом это устройство запустило систему ориентации. Система направила корабль в необходимом направлении. Затем включился тормозной двигатель. По расчётам он должен был отработать ровно 41 секунду. Но в клапане оказался небольшой брак и двигатель отключился раньше положенного. Это привело к тому, что магистрали наддува остались открытыми. В них под огромным давлением стал поступать азот. В результате корабль закрутило со скоростью 30 оборотов в секунду. В докладе пилот писал об этом так: «Получился какой-то кордебалет: голова—ноги, голова—ноги... Всё это на огромных скоростях. Вокруг всё кружилось. Передо мной мелькали то Африка, то небо, то горизонт. Я только и мог, что закрывать глаза от Солнца.
С 1966 года Гагарин начал активно готовиться к полетам на новом корабле «Союз», был назначен дублером Владимира Комарова. Да, он любил жизнь, людей, умел порадоваться от души, был удивительно чутким. Но в работе, — а это большая, главная часть его жизни, — Гагарин был необычайно сосредоточенным, когда надо — требовательным, строгим. И к себе, и к людям». Гибель на следующий день Комарова при отказе парашютной системы «Союза-1» поставила точку на продолжении космической карьеры Гагарина. По примеру Титова он переключился на полеты на реактивных самолетах. В мае того же года должен был состояться их выпуск. В ее отсутствие за детьми присматривала сестра Валентины Мария. В свой последний день жизни Гагарин проснулся около семи утра. Немного поиграл со старшей дочерью Леночкой, побрился, принял душ, оделся и сообщил Марии, что завтракать будет на службе. В лифте он встретил сослуживца по Центру подготовки космонавтов и соседа по дому Георгия Добровольского [погиб 30 июня 1971 года вместе с Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым из-за разгерметизации космического корабля «Союз-11» при возвращении на Землю]. В автобусе проедешь вместе со всеми. Тебя все знают, пропустят». Солдат будет проверять, а ты ему объясняй, кто ты есть, очень неудобно. Вернусь, возьму пропуск. Ты иди». Пройдя медосмотр, он был допущен к полетам. Начальник штаба авиаполка Евгений Ремизов отмечал: Выглядел Гагарин бодро, улыбался. Мы прошли к синоптикам. По их докладам погода к этому времени была следующей: облачность с разрывами, нижний край — 900 метров, верхний — 4000 метров, но ожидалось ухудшение метеоусловий. Генерал Кузнецов согласился с моим предложением, и было принято решение: Юрия Алексеевича в этот день проверить, а самостоятельно выпустить в следующий летный день после предварительного контрольного полета Впрочем, окончательное разрешение на самостоятельный полет первого космонавта должен был дать лично сам Каманин. Утром 27 марта 1968 года учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ с бортовым номер 18 и позывным «625-й» был готов к взлету с подмосковного аэродрома Чкаловский. Гагарин занимал переднее место. На заднем, инструкторском кресле находился командир Отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка, созданного в 1967 году при ЦПК, Герой Советского Союза полковник Владимир Серегин. Этот вылет был для Гагарина последней проверкой перед самостоятельным пилотированием — впервые за много лет ему затем предстояло одному лететь на реактивном истребителе МиГ-17. В тот день погода была по-весеннему оттепельной: от пяти до семи градусов тепла, с низкой облачностью и переменным дождем. Метеоусловия не самые простые для полетов, но Серегин был спокоен. В его служебной характеристике было отмечено: «Способен выполнять в воздухе испытания любой сложности». Серегин дважды подтверждал квалификацию военного летчика 1-го класса, его общий налет составлял более четырех тысяч часов. Гагарин к тому момент провел в воздухе примерно 385 часов. Он имел практику «слепого» полета по приборам и в облаках. С 13 марта 1968 года офицер ВВС сделал несколько учебных вылетов с инструкторами авиаполка — от командира звена до командира эскадрильи. Экипаж спарки имел право в зависимости от погоды сократить количество элементов программы. В 10:08:00 Гагарин запросил у руководителя полетов разрешения начать запуск двигателя, в 10:15:10 доложил о готовности занять взлетно-посадочную полосу. В тот момент на посадку заходил транспортный самолет, и разрешение для МиГ-15 последовало лишь в 10:17:33. В 10:18:42 последовала команда на взлет. Получив одобрение, пилот сказал: «Понял, выполняю». Это были его последние слова. В 10:32:00 с земли запросили экипаж: «625-й, почему ваш курс 220, почему вы в зоне 21? Локатор наблюдал за самолетом до 10:43, но на все вызовы командного пункта летчики молчали. В 10:50 о ситуации доложили помощнику главнокомандующего ВВС по космосу генералу Каманину, подчеркнув, что через 10 минут у Гагарина и Серегина закончится горючее. На их поиски были немедленно подняты два самолета Ил-14 и четыре вертолета Ми-4. В 14:50 командир одного из вертолетов майор Валерий Замычкин сообщил, что наблюдает обломки МиГ-15УТИ в 64 километрах от аэродрома Чкаловский и в трех километрах от деревни Новоселово Владимировской области. Каманин писал: Самолет упал в густом лесу, скорость в момент удара о землю была 700-800 километров в час. Двигатель и передняя кабина ушли в землю на 6-7 метров. Крылья, хвостовое оперение, баки и кабины разрушились на мельчайшие части, которые были разбросаны в полосе 200 на 100 метров. Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина. Поскольку быстро темнело, поиски отложили до утра, доложив руководителям страны Леониду Брежневу и председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину о смерти Серегина и отсутствии информации по Гагарину. В 8:30 28 марта Вершинин связался по радио с Каманиным, который находился на месте катастрофы, и попросил его сказать только одно слово: «Один или два? Сомнений больше не было: Гагарин погиб. Ему же вместе с космонавтами Быковским, Леоновым и Поповичем было поручено выступить по телевидению и проинформировать общественность о случившейся трагедии. В ходе своего выступления Каманин ответил на вопрос, который мучил многих, — надо ли было Гагарину летать: «Гагарин не мог не летать, для него жить — означало летать. Вопрос о том, нужно ли летать космонавту, звучит неестественно. Это все равно что спросить: нужно ли пловцу плавать, а моряку выходить в море? Не каждый летчик может быть космонавтом, но космонавт не может не летать». Титов вспоминал: «Жуткую весть я услышал, находясь в Италии. Первым мне сказал об этом местный шофер, когда я выходил из Помпеи. Я не поверил, и мы с товарищами решили срочно ехать в Сорренто, где располагалось наше консульство. Уже в Сорренто мы увидели телевизионную передачу». В этот день с Гагариным и Серегиным простились около 40 тысяч человек. На всем протяжении скорбного пути стояли сотни тысяч москвичей, удрученных тяжелой утратой. От Дома Советов печальное шествие направилось на Красную площадь. Для расследования причин трагедии была создана Государственная комиссия. Каманин внимательно следил за работой всех ее подкомиссий.
Специальные усилительные и измерительные системы обеспечили выдачу через радиоканалы на Землю импульсов, характеризующих дыхание и кровообращение на всех этапах полета. Так что на Земле знали о моем самочувствии больше, чем знал об этом я. С момента отрыва ракеты от стартового устройства управление всеми ее сложными механизмами приняли на себя разумные автоматические системы. Они направляли рули, заставляя ракету двигаться по заданной траектории, управляли двигательной установкой, задавая необходимую скорость, сбрасывали отработанные ступени ракеты. Автоматика поддерживала необходимую температуру внутри корабля, ориентировала его в пространстве, заставляла работать измерительные приборы, решала много других сложных задач. Вместе с тем в моем распоряжении находилась система ручного управления полетом корабля. Стоило только включить нужный тумблер, как все управление полетом и посадкой "Востока" перешло бы в мои руки. Мне пришлось бы еще раз уточнить по бортовым приборам местоположение стремительно несущегося над Землей "Востока". А затем надо было бы рассчитать место посадки, ручкой управления удерживать ориентацию корабля и в нужный момент запустить тормозную установку. Сейчас всего этого не требовалось - автоматика работала безотказно. Все обдумали и взвесили ученые". Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Это практически совпало с началом передачи по радио и каналам ТАСС официального сообщения о запуске в Советском Союзе космического корабля с человеком на борту. А за минуту или две этого Министерством обороны СССР был выпущен приказ о присвоении старшему лейтенанту Гагарину Юрию Алексеевичу внеочередного воинского звания "майор". Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,018 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиометрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете. Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается... Фото: А. Начала работать автоматическая система ориентации космического корабля "Восток-1" для подготовки к включению тормозного двигателя. Космический корабль вышел из тени Земли и автоматически сориентировался по Солнцу двигательной установкой вперед по ходу движения. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле. На какое-то мгновение во мне пробудился сын колхозника. Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звезд. Они яркие и чистые, словно перевеянные. Солнце тоже удивительно яркое, невооруженным глазом, даже зажмурившись, смотреть на него невозможно. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли. Ярче, чем расплавленный металл, с которым мне приходилось иметь дело во время работы в литейном цехе. Чтобы ослабить слепящую силу его лучей, я время от времени перекрывал иллюминаторы предохранительными шторками. Мне хотелось понаблюдать Луну, узнать, как она выглядит в космосе. Но, к сожалению, ее серп во время полета находился вне поля моего зрения. Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Несмотря на сложную работу, я не мог не думать. Вспомнилась мама, как она в детстве целовала меня на сон грядущий в спину между лопаток. Знает ли она, где я сейчас? Сказала ли ей Валя о моем полете? А вспомнив о маме, я не мог не вспомнить о Родине. Ведь неспроста люди называют Родину матерью - она вечно жива, она бессмертна… Дом в Клушино, где семья Гагариных жида до 1946 года. Воссоздан и превращен в музей. Вспоминалось, как мы, мальчишки, тайком трясли яблони в колхозном саду, как накануне полета я бродил по Москве, по ее шумным, радостным улицам, как пришел на Красную площадь и долго стоял у Мавзолея. Подумал о том, что космический корабль несет идеи Ленина вокруг всей Земли. Ведь все, что я сейчас переживаю, придется пережить и ему". Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновались и переживали за него, конечно же, близкие. Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Валентины Гагариной: "12 апреля началось как обычно. Лену отправила утром в ясли, занялась Галочкой. Потом пришла Светлана Леонова. Она ждала ребенка и ко мне, "двудетной" матери, приходила перенимать опыт. Неожиданно стук в дверь. Открываю - соседка. Раскраснелась, захлебывается словами: - Валюша, включай радио! Юра в космосе! У меня голова пошла кругом - смотрю на соседку и никак не могу вспомнить ее имени, метнулась к приемнику и не могу вспомнить, как его включают. А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи. Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков". Из воспоминаний Тамары Титовой: "О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране. Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик. Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины. Та очень переживала, плакала. И я плакала вместе с ней. Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться. Хотя верили, что всё будет хорошо…". Из воспоминаний Валентины Гагариной: "Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила. Я не могла разговаривать. Голос диктора сообщил: - Полет продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо. Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось. Рука не слушается. Карандаш падает на стол. А люди что-то говорят, говорят…". Поселок Чкаловский. В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери. Фото: wikimapia. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво. Я остановился. Мама плачет. И что за напасть? Только что говорила, что легче ей. Вечно с этими женщинами всякие истории. Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении... Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека.
«Поехали!» Интересные факты о первом полете человека в космос
Свой первый полет он совершил на советском космическом корабле «Восток», предназначенном для пилотируемых полетов по околоземной орбите. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур первым в мире он отправился в космос и, пробыв за пределами Земли 108 минут, вернулся обратно Героем Советского Союза, навсегда вписав свое имя в историю. 12 апреля 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин осуществил полет на космическом корабле «Восток-1» с космодрома «Байконур» и провел на орбите Земли 108 минут. Это был полет, который моментально сделал Юрия Алексеевича Гагарина мировой звездой. Первый полет человека в космос состоится не раньше 2017 года.
Новости и события Российского исторического общества
Полет Гагарина: 108 минут триумфа на грани гибели | Гагарин Юрий Алексеевич (9.3.1934, село Клушино Гжатского, ныне Гагаринского, района Смоленской области – 27.3.1968, возле деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области), советский лётчик-космонавт, первый человек, совершивший полёт в космос. |
Юрий Алексеевич Гагарин | Фото: Александр Сергеев / РИА Новости. Психологи отмечали у Гагарина следующие черты характера: «В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. |
Имитация переговоров и пожар на корабле: 13 интересных фактов о первом полете человека в космос
До полёта. Первый самостоятельный полёт молодой студент индустриального техникума Юрий Гагарин выполнил 1 июля 1955-го в аэроклубе Саратова на «Яке-18» с бортовым номером 6. В сентябре того же года он окончил аэроклуб на отлично. Так Юрий Гагарин начал свою речь перед первым полётом в космос 12 апреля 1961 года. Звание было учреждено непосредственно в честь первого полета человека в космос, совершенного советским гражданином Юрием Алексеевичем Гагариным на космическом корабле «Восток». В этом году мы отмечаем 85 лет со дня рождения первого человека, покорившего космос. О короткой жизни и о легендарном полёте Юрия Гагарина известно всем. "Когда мы услышали о полете Гагарина в космос, мы конечно были шокированы, ведь все были уверены, что первым человеком на орбите должен стать американский", – признается Томас Стаффорд, астронавт NASA. Юрий Гагарин перед первым полетом в космос.
45 интересных фактов о Юрии Гагарине
Миф №1: Юрий Гагарин не был первым космонавтом. Первый полёт человека в космос — легендарное событие в нашей истории. Советский Союз смог обогнать США в этой сфере — 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур взлетел корабль «Восток-1» с Гагариным на борту. Юрия Алексеевича Гагарина знают все. Но у тех, кто вместе со всей страной ликовал более 60 лет тому назад, услышав новость о полёте в космос, к первому космонавту особое отношение. Он – часть их жизни. Мы собрали 7 воспоминаний свидетелей событий 12 апреля 1961 года. ровно 60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. Первый полёт человека в Космос был вершиной пирамиды человеческих усилий, вложения материальных и иных ресурсов державы, подвигом отечественной науки и самоотверженного труда людей. Рассекреченные недавно документы, в первую очередь – технический отчёт Юрия Гагарина, дают возможность перелистать неизвестные страницы известного на весь мир полёта.