Одновременно Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 5 февраля 2014 № 16-ФЗ, определяющий порядок отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации.
Глава ВС РФ заявила об отсутствии планов глобальных изменений в судебной системе
Также остается у ВС РФ право законодательной инициативы по соответствующим вопросам; право давать судам разъяснения по вопросам судебной практики. Функции Президиума и Пленума Верховного Суда в целом оставлены без изменений; но у Президиума, например, появится такая функция как координирование деятельности судебных коллегий ВС РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата ВС РФ. Нормы Закона, определяющие состав и порядок формирования нового ВС РФ, вступили в силу уже 6 февраля 2014 года. Юридическим лицам и предпринимателям.
В защиту законопроектов выступил Дмитрий Вяткин «Единая Россия». Он категорически не согласился с утверждением, что в случае их принятия будет развалена система арбитражных судов. По его словам, речь идет о создании единой высшей судебной инстанции, и опыт других государств «свидетельствует о том, что формирование единообразной судебной практики для каждой страны является великим благом». Он призывал коллег из всех фракций поддержать инициативу президента и проголосовать за представленные законопроекты. Александр Тарнавский «Справедливая Россия» также поддержал законодательную инициативу президента, охарактеризовав ее как «естественное, разумное и отвечающее на запросы общества решение».
Приведя ряд примеров из судебной практики, Тарнавский в заключение сказал, по его словам, главное: «российская судебная система пока еще очень больна, ей нужно поскорей выздороветь, ее нужно кардинально встряхнуть». Второе чтение состоялось всего через неделю и проходило не слишком гладко. Таблица одобренных профильным комитетом поправок дважды не набирала необходимых 300 голосов. Тогда в соответствии с регламентом депутаты перешли к голосованию по каждой поправке в отдельности. И первая же из них вновь не была принята. Тогда слово взял Владимир Плигин и обратил внимание коллег на то, что поправки не имеют политической наполненности и носят юридико-технический характер. После призыва Плигина поддержать каждую из поправок, первая из них была принята.
Такие мотивы изложил на пленарном заседании Госдумы полномочный представитель Президента РФ Гарри Минх в своем докладе в декабре 2013 года. Проектом ФКЗ определялись полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ, основы его компетенции по рассмотрению дел в качестве суда надзорной, апелляционной и кассационной инстанций.
Впервые в одном акте устанавливался обобщенный перечень категорий дел, которые ВС будет рассматривать в качестве суда первой инстанции. Поскольку вопросы компетенции ВАС переходили к ВС, проект предусматривал, что последний будет рассматривать судебные дела по разрешению экономических споров. В связи с этим предлагалось создание новой структуры — Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. А вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое не было структурным звеном ВС, предусматривалось создание Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ, избираемой из числа его судей. Впервые предусмотрена общая численность судей ВС РФ — 170 человек. Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин «Единая Россия» в своем содокладе особо обратил внимание депутатов на то, что при образовании единого высшего судебного органа предусматривается сохранение в Российской Федерации двух систем судов — общей юрисдикции и арбитражных. Он также сообщил, что профильный комитет поддерживает концепции законопроектов и обращает внимание на очень высокую степень их проработанности. При обсуждении первым взял слово Вадим Соловьев КПРФ — чтобы заявить, что его фракция не считает для себя возможным голосовать за представленные законопроекты о судебной реформе. Основания он привел следующие.
По мнению депутатов от КПРФ, данные проекты законов противоречат Конституции РФ; слияние Верховного и Высшего Арбитражного судов не приведет к установлению единой правоприменительной практики; в ходе слияния высших судов будет потеряна значительная часть высококвалифицированных кадров; на переезд ВС в Санкт-Петербург, по разным оценкам, потребуется около 50 миллиардов рублей, которые можно было бы потратить значительно более рационально — в частности, на доплату к пенсии детям войны.
Судебная коллегия по административным делам; Судебная коллегия по гражданским делам; Судебная коллегия по уголовным делам; Судебная коллегия по экономическим спорам; Судебная коллегия по делам военнослужащих; Дисциплинарная коллегия. Для Председателя суда установлено дополнительное условие — наличие положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"
Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации 1. Статья 5. Пленум Верховного Суда Российской Федерации 1. Пленум Верховного Суда Российской Федерации: 1 рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации; 2 решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы по вопросам своего ведения; 3 обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации; 4 избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации на трехлетний срок. Пленум Верховного Суда Российской Федерации правомочен при наличии не менее двух третей от числа действующих судей Верховного Суда Российской Федерации. Статья 6. Президиум Верховного Суда Российской Федерации 1. Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Статья 7. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации. Статья 8. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 1. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации: 1 рассматривает в качестве суда второй апелляционной инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации; 2 рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3 обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 4 осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Деятельность Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует ее председатель, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Статья 9. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации 1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. В судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года.
Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава неоднократно. Статья 10. Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации: 1 рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации; 2 рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке; 3 обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 4 обобщают судебную практику; 5 осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Статья 11. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 1. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела: 1 по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; 2 по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей; 3 по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о результатах квалификационной аттестации судей. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.
В книге дан постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону от 5 февраля 2014 г. Проанализированы новеллы законодательства, в т.
Описан механизм формирования первоначального состава нового Верховного Суда РФ. Книга предназначена, прежде всего, для правопримените лей — руководителей и юристов организаций, государственных и муниципальных органов, а также судей, работников аппаратов судов. Книга будет полезна всем, кто интересуется вопросами функционирования Верховного Суда РФ. УДК 342. Правовые акты: Закон 1994 г. РФ, ВерховныйСуд. РФ, Верховный-Суд.
Местом постоянного пребывания Верховного Суда определён Санкт-Петербург. Общее число судей нового Верховного суда составит 170 человек.
Существенно расширился перечень административных дел, которые будет разрешать ВС как суд первой инстанции. Кроме того, по первой инстанции ВС РФ будет разрешать также экономические споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. У Верховного Суда остается функция надзора за деятельностью нижестоящих судов, соответственно, надзорные функции Высшего Арбитражного Суда, который будет упразднен, перейдут в Президиум Верховного Суда. Также остается у ВС РФ право законодательной инициативы по соответствующим вопросам; право давать судам разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд России
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 мая 2023 г. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный. Федеральный конституционный закон от 5.02.2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации". В частности, введено понятие постоянного судебного присутствия окружного (флотского) и гарнизонного судов. ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 мая 2023 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Книга содержит официальный текст ФКЗ от 05.02.2014 N 3-ФКЗ О верховном суде Российской Федерации. 8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ. 1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Одобрен Государственной Думой 24 января 2014 года Одобрен Советом Федерации 29 января 2014 года. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".
Первый в истории России закон о Верховном Суде
3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Деятельности Верховного суда Российской Федерации посвящен Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года №3-ФКЗ "О верховном суде Российской Федерации". части 2 статьи 22 настоящего Федерального конституционного закона, которая вступает в силу с даты начала осуществления Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий в городе Санкт-Петербурге.