Новости философ кант

«Философия Канта и актуальные проблемы современной науки и политики» (2018). В честь 300-летия Иммануила Канта участники подкаста «Собрались с мыслями», который на Первом канале ведет глава Синодального отдела по взаимоотношениям. Шольц назвал Канта одним из любимых философов президента России и сказал, что мыслитель стал фактически «брендом Калининграда».

В Калининграде напомнили Шольцу, что Кант умер российским подданным

Такое шулерское поведение противоречит не только принципам международных отношений, но прежде всего общепризнанным нормам морали и нравственности. Вы справедливо спросите, как могут сочетаться Кант и сама идея обмана? Разве не отшатнулся бы Кант в ужасе от самого того предположения? Но, как выясняется, прекрасно сочетается. Кант — один из духовных творцов современного Запада. Если мы захотим найти канонического, почти непререкаемого, сверхпопулярного авторитета западного мира. Расхожая публицистика называет Канта отцом практически всего. Он и отец свободы, и идеи правого государства, либерализма, рационализма, и даже идеи Советск ого Союза, некоторые даже говорят, что идея Организации объединенных наций — тоже его.

Давайте вспомним знакомую нам формулировку категорического императива: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим закон ом». По сути категорический императив признает этичным любое поведение, которое некто готов разрешить не только себе, но и другим. И, в принципе, это звучит благородно, но ровным счетом до тех пор, пока такая позиция не становится позицией сильного. В свое время русский философ Константин Крылов — знаю, по-разному к нему относятся, но тем не менее — в работе «Поведение» назвал этическую систему, основывающуюся на комплексном императиве, «этической системой Запада». И довольно ядовито заметил тогда, что когда принцип «другие могут делать все, что я позволяю себе», когда этот принцип исповедует агрессивная сверхдержава, то она противоречит постоянному открытию нового, ну и вообще прогрессу в самом широком его понимании. Когда такое происходит, понятный благородный Кантовский императив оборачивается чем-то очень неприятным. Неприятным он становится, потому что эта сторона разрешает себе все и декларирует, что то же самое она разрешает другим.

Но другие, либо заведомо не могут выполнить разрешенное, либо не хотят, потому что не считают нужным. И современный Запад как бы говорит нам: «да, мы расширяемся, захватываем, обманываем, устраиваем народы, вводим у себя 666 гендеров, разрушаем братьев всех со всеми, вмешиваемся в саму природу человека» и много-много чего еще можно продолжать говорить. Вот только сторонники такой позиции упускают, что никто кроме них так поступать не хочет. При формальном соответствии кантовской формуле перед нами абсолютно разрушительная идея При этом сама модель поведения, о которой я говорю, вполне вписывается в рамки Кантовского императива. Поэтому наши бывшие западные партнеры, они не считают себя лжецами, обманщиками и удивляются, когда их так называют. Назвать подобную этику кантовской, конечно, на самом деле сложно.

Философ и знаток Канта Маркус Виллашек из Франкфуртского университета считает это положение самым важным из тех, что завещал нам Кант. Оно означает осознание того, «что мы несем ответственность и не можем отказаться от ответственности», — сказал Виллашек в эфире Второго немецкого телевидения ZDF. Кроме того, знаменитый вопрос Канта сформулирован именно так: «Что мне делать? Исследовательский проект Йенского университета как раз посвящен рассмотрению проблемы расизма в произведениях классической философии. Кант позволял себе расистские высказывания, но он делал это в контексте своего времени, сказала руководитель проекта Андреа Эссер в эфире Deutschlandfunk. Она подчеркнула, что её исследование призвано не осудить отдельных людей, а скорее разобраться с тем, «как нам относиться к этому наследию». В Германии скоро откроется и первый Музей Канта. Экспозиция будет посвящена увековечению памяти «мирового мыслителя», скончавшегося в Кенигсберге 12 февраля 1804 года в возрасте почти 80 лет. По случаю его 300-летия в Восточно-Прусском государственном музее в Люнебурге впервые открывается постоянная экспозиция о «пожалуй, самом важном мыслителе современности». Мысли Канта по-прежнему вызывает дискуссии. В 2024 году писатель Даниэль Кельман вместе с философом Омри Бёмом, преподающим в Нью-Йорке, опубликовали книгу «Звездное небо надо мной — Разговор о Канте», в которой авторы ищут у Канта важные ответы на актуальные вопросы. Кельманн, изучавший философию в университете, говорит о своей работе так: «Одна из величайших интеллектуальных революций, когда-либо произошедших в истории нашего вида.

Выступая в Берлинско-Бранденбургской академии наук на торжественной церемонии в честь 300-летия философа, Шольц заявил также, что российские власти стремятся «любой ценой присвоить Канта и его работы». Тогда как представления немецкого мыслителя о мире, считает Шольц, идут вразрез с российской позицией по Украине. Это я господину Шольцу лекцию читаю.

Где нет места секретным договорам, где упразднены все постоянные армии, где государственные долги не могут быть списаны из-за межгосударственных конфликтов, где ни одно государство не должно силой вмешиваться в конституцию или правительство другого государства. Жаль, что об этих идеалистических принципах не вспомнили и не положили их в основу нового мироустройства ни после Второй мировой, ни после окончания холодной войны. Никто не принял всерьез его постулат, что переход на более высокий уровень развития возможен без войны, что, по мнению Канта, показала еще Великая французская революция. По Канту, на самом деле, «Вечный мир» — это такое состояние отношений между суверенными государствами, которые урегулированы правом так, что ликвидированы всякие основания для военных столкновений. То есть сначала урегулированы! Применимо ли такое понимание к мировой политике последних десятилетий? Очевидно же, что нет.

Шольц запретил Путину цитировать Канта: что разозлило германского канцлера?

В этом смысле, конечно, заявление губернатора Алиханова выглядит немного угрожающим по отношению к БФУ имени Канта и вообще «кантовской» деятельности. В этом году отмечается 300-летие Канта, намечена целая конференция, в университете существует большой центр, который прорабатывает его наследие. Если бы все ограничивалось интеллектуальными играми, можно было бы поспорить, подискутировать и с Эрном, и с Алихановым. Но поскольку речь идет о выступлении чиновника, это вызывает определенное напряжение, потому что можно обвинить Канта, а вместе с тем «прикрыть» деятельность огромного научно-исследовательского института и того центра, который там существует.

Вообще говорить об этом смешно, потому что на полном серьезе объяснять кантовской традицией действия Запада по отношению к России — это несерьезно. Это напоминает чем-то деятельность так называемой «Новой этики» по обвинению деятелей прошлого в расизме, белом шовинизме, мужском сексизме и так далее.

Это правда. Но в момент, когда он писал на немецком языке свои философские труды, он еще и преподавал философию нашему легендарному полководцу [Александру] Суворову. А Суворов там оказался, тогда еще молодой офицер, потому что его папа был губернатором Кенигсберга.

Внимание докладчика далее сосредоточивается на соединении a priori и ощущения, что, казалось бы, нарушает весь замысел первой «Критики». Будет сделана попытка показать, что в данном случае речь идет о статусе предмета познания: если он — мысленный предмет, то должен находиться внутри мысли, в то же время отличаясь о нее; если же он — вне мысли, то его нельзя познать. Кант, как известно, принял второе решение, но не отказался и от первого, введя вместо «вещи в себе» другое понятие, на котором выросла философия Марбургской школы. Доклад основывается на кантовских определениях необычных понятий Презентация издания: «Иммануил Кант. Метафизика нравов. Метафизические основные начала учения о добродетели», 6 ноября 2018 г. Метафизические основные начала учения о добродетели» М. Новый перевод А.

Пиетистские общины подвергались дискриминации со стороны ортодоксального духовенства и администрации города. Сообщество пиетистов находилось в тяжёлом положении и после прибытия в город Франца Шульца [de] , немецкого богослова, который был знаком с семьёй Канта и часто приходил к ним в гости. Иммануил вместе со своими братьями и сёстрами посещал библейские уроки Шульца [31]. Кант уважал образ жизни своих родителей, однако это не связано с теологией. Нет также оснований полагать, что раннее знакомство с пиетизмом оставило какой-либо значительный след на последующем мировоззрении и философии Канта [32]. Окраины Кёнигсберга не были безопасным местом для жизни. Наводнения, пожары и прочие бедствия часто преследовали жителей. Старый дом семьи Кантов сгорел в 1769 году [33]. При рождении Иммануила семья жила относительно благополучно, однако дела семьи пошли на спад по мере взросления мальчика. Его дед умер 1 марта 1729 года, и семье пришлось взять ответственность за его бизнес. В 1733 году вся семья переехала в дом требующей ухода бабушки Иммануила, которая потеряла средства к жизни после смерти своего супруга. На новом месте финансовое состояние Кантов постоянно ухудшалось; этому способствовал и возраст Георга, и возросшая конкуренция. В 1730—1740-х годах Георгу стало слишком тяжело зарабатывать деньги, он не мог позволить семье сытное питание. Тем не менее, во взрослом возрасте Иммануил Кант, исходя из рассказов знакомых, был благодарен воспитанию, полученному в своём доме. Он описывал своих родителей как честных, «нравственных и порядочных людей». Описывая свою мать, Кант представлял её как правоверную и заботливую женщину, «заложившую первый росток добра» в личность Канта. В 1735 году умерла его бабушка, а 18 декабря 1737 года — и Регина Рейтер в возрасте 40 лет [34]. Со смертью матери проблемы с деньгами становились всё сильнее. В 1740 году дом семьи начал значиться «бедным», что позволяло платить сниженную налоговую ставку. Они получали помощь от других людей и родственников; в частности, дрова от благотворителей. Несмотря на вышеизложенное, будущий переписчик Иммануила Канта — Эхргот Васянски [de] — отметил, что семья была бедна, но не настолько, чтобы остро нуждаться в чём-либо [35]. Школьные годы[ править править код ] Вид на Фридрихс-Коллегиум Иммануил Кант непродолжительное время обучался в окраинной школе при хосписе Святого Георгия. Франц Шульц находил Канта способным ребёнком и порекомендовал родителям перевести ребёнка для изучения богословия в престижную гимназию, в так называемый « Фридрихс-Коллегиум [en] ». Летом 1732 года восьмилетний Иммануил перевёлся в это учебное заведение, известное своей пиететской направленностью. Дети в нём обучались христианским ценностям, в учёбе делался упор на гуманитарные науки. Его выходцы готовились к высоким церковным и гражданским должностям, поэтому для многих бедных семей Коллегиум был своего рода «социальным лифтом». Иммануил был занят школьными делами большую часть школьного периода жизни; практически большую часть учебного года не было никаких выходных, кроме как в воскресенье. Внутренняя разбивка на классы мешала детям заводить прочные отношения друг с другом. В гимназии Кант изучал древние языки и Библию, философию, логику и прочие предметы. Ему тяжело давалась теология, но, тем не менее, по выходе из гимназии он обладал обширными знаниями в этой области. Там он получил знания о древнегреческой философии и литературе — в частности, студенты читали хрестоматию Иоганна Геснера , в которой содержались отрывки Аристотеля , Геродота , Ксенофонта , Плутарха и других философов. Также изучению подлежали древнегреческие литераторы: Гомер , Пиндар и Гесиод [36]. Кант хорошо владел латынью и читал классических авторов во внеурочное время. На протяжении всей жизни он высоко ценил творчество древних авторов, таких как Луций Сенека , Лукреций и Гораций. Даже в преклонном возрасте он мог цитировать по памяти многих авторов. Интерес к древней литературе подогревался учителем латыни, которого Кант очень почитал. Уроки каллиграфии ему нравились менее всех других, по ним он регулярно получал низкие отметки. Возможно, Кант умел по меньшей мере читать тексты на французском языке, поскольку посещал необязательный курс французского языка в гимназии. В английском языке он не имел серьёзных навыков, поскольку тот не входил ни в программу гимназии, ни в программу университета, в который поступит Кант [37]. Во взрослом возрасте Иммануил Кант негативно относился к обучению в гимназии и с «ужасом и страхом» вспоминал об этих годах, приравнивая своё школьное образование к рабству. Он критически описывал такие моменты воспитания, как необходимость вести так называемый «учёт души» — эссе, в котором каждый ученик регулярно должен был описывать своё душевное состояние. Он говорил, что подобное «наблюдение за собой» приводит к помешательству. Атмосфера строгости и наказаний царила в заведении, хотя сам Иммануил, вероятно, не подвергался частым наказаниям, поскольку практически по всем предметам имел высокие баллы. И всё же он плохо отзывался обо всех своих учителях, за исключением учителя латыни, вспоминал жестокость и телесные наказания в отношении учащихся [38] [39]. Иммануил окончил Фридрихс-Коллегиум в 1740 году. В конечном итоге зрелый Кант отверг пиетиетскую доктрину, связывая её с «рабским мышлением» [41]. Университетская жизнь[ править править код ] Изображение Кёнигсбергского университета на открытке XIX века Поступив в Кёнигсбергский университет в 16 лет [42] , Кант впервые за долгие годы получил свободу в учении. Он съехал из родительского дома и поселился в собственном жилье. Став студентом, Кант приобрёл статус «гражданина академии», который тогда действовал в Пруссии. Это означало, что Кант отныне находится под юрисдикцией университета и фактически не должен исполнять повеления властей города или государства. Он также освобождался от воинской службы. Официальное зачисление в реестр студентов свершилось 24 сентября 1740 года [ком. Фактически это означало переход из гильдии ремесленников в гильдию учёных, которые были значительно ближе к знати, чем простые торговцы. Становясь студентом, каждый должен был принести присягу на верность стране и религии, а к такой присяге допускались лишь лютеране , и чуть позже реформаторы. Кант же был освобождён от такой процедуры и был зачислен в студенты с обещанием подчиняться правилам. Поступая на факультет, Кант должен был выступить перед деканатом и показать свои знания в области логики, древней литературы, чтении Моисея и двух Евангелий в оригинале и общей эрудиции. Он успешно справился со вступительным испытанием.

В Калининграде напомнили Шольцу, что Кант умер российским подданным

Участники заседания выступили с докладами о реализации плана основных юбилейных мероприятий и роли Канта в российской философии. — Видимо, это единственная «русская» тема, выводы о которой Кант делает, основываясь на личном опыте, а не на суждениях Лейбница, Руссо и философов Просвещения, живших за сто. В ходе дискуссии рассматривались следующие вопросы: отражение идей Канта в русской философии, сходство и различие взглядов Канта и русских философов 19-21 веков, развитие. Выдающийся философ Иммануил Кант скончался, будучи подданным Российской империи, напомнил пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков. 22 апреля был День рождения философа Иммануила Канта.

«Критический метод Канта и современная русская философия» Отчёт о состоявшемся событии

Мы здесь, в Калининграде, имеем смелость предположить, хотя, на самом деле, почти уверены, что именно в критике практического разума и основах метафизики нравственности, где Кант вводит знаменитые понятия категорического императива и рассуждает о нем, заложены этические, ценностные основы конфликта, который мы сейчас ведем. Мы с вами много раз слышали, как в последние годы наш президент Владимир Владимирович Путин прямо говорил об обмане Запада, о том, что нам в России было присуще такое несколько наивное отношение к Западу. С полным на то основанием, уверенно можно сказать, что весь так называемый западный блок, сформированный США по своему образу и подобию, весь он целиком и есть та самая «империя лжи». Такое шулерское поведение противоречит не только принципам международных отношений, но прежде всего общепризнанным нормам морали и нравственности. Вы справедливо спросите, как могут сочетаться Кант и сама идея обмана?

Разве не отшатнулся бы Кант в ужасе от самого того предположения? Но, как выясняется, прекрасно сочетается. Кант — один из духовных творцов современного Запада. Если мы захотим найти канонического, почти непререкаемого, сверхпопулярного авторитета западного мира.

Расхожая публицистика называет Канта отцом практически всего. Он и отец свободы, и идеи правого государства, либерализма, рационализма, и даже идеи Советск ого Союза, некоторые даже говорят, что идея Организации объединенных наций — тоже его. Давайте вспомним знакомую нам формулировку категорического императива: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим закон ом». По сути категорический императив признает этичным любое поведение, которое некто готов разрешить не только себе, но и другим.

И, в принципе, это звучит благородно, но ровным счетом до тех пор, пока такая позиция не становится позицией сильного. В свое время русский философ Константин Крылов — знаю, по-разному к нему относятся, но тем не менее — в работе «Поведение» назвал этическую систему, основывающуюся на комплексном императиве, «этической системой Запада». И довольно ядовито заметил тогда, что когда принцип «другие могут делать все, что я позволяю себе», когда этот принцип исповедует агрессивная сверхдержава, то она противоречит постоянному открытию нового, ну и вообще прогрессу в самом широком его понимании. Когда такое происходит, понятный благородный Кантовский императив оборачивается чем-то очень неприятным.

Неприятным он становится, потому что эта сторона разрешает себе все и декларирует, что то же самое она разрешает другим. Но другие, либо заведомо не могут выполнить разрешенное, либо не хотят, потому что не считают нужным. И современный Запад как бы говорит нам: «да, мы расширяемся, захватываем, обманываем, устраиваем народы, вводим у себя 666 гендеров, разрушаем братьев всех со всеми, вмешиваемся в саму природу человека» и много-много чего еще можно продолжать говорить. Вот только сторонники такой позиции упускают, что никто кроме них так поступать не хочет.

Загир-няк указал на различение Гессеном понятий дисциплины и дрессировки. Так, дрессировка не приводит ни к осознанию долга, ни к пониманию своей роли как участника социума. Дисциплина же направлена именно на всестороннее развитие личности — на осознание индивидом своих способностей и возможностей. Вопрос Л. Корнилаева о роли и образе педагога у Канта позволил М. Apressyan agreed and pointed out the need to establish ethical frames for programmes of social-emotional education.

Chaly, accepting M. Mikhail Yu. Pedagogy promotes awareness of freedom as duty by setting disciplinary principles and instilling self-discipline. However, discipline merely helps to become aware of duty, but is not in itself a moral instrument. Replying to V. Zagirnyak pointed out that Hessen distinguished discipline and drill.

By contrast, dis- черкнуть их значимость для «нового Просвещения»: по Канту и Гессену, педагог не должен дидактически «наседать», но должен воспитать прежде всего свободную личность, которая осознаёт себя и понимает свою свободу как возможность для творчества. Гёте, Франк-фурт-на-Майне рассмотрел возможности применения прагматической рациональности Канта для описания публичной сферы, тем самым продолжив линию защиты кантовско-го «старого» Просвещения. Прагматическая рациональность, связанная с теоретической и практической рациональностью, но не исчерпываемая ими, имеет отчетливый социальный характер в антропологии Канта и прокладывает мостик к его политической философии. Недооцененная ранее, прагматическая рациональность в приложении к публичной сфере может иметь ряд преимуществ: например, выступать связующим звеном между разными слоями кантовской философии, позволяя нам понимать особенности трансформаций социальных принципов поведения и адаптировать некоторые кантовские понятия например, «гражданин мира», «космополитизм» и др. При обсуждении доклада Р. Апресян задал вопрос о том, каким образом и в каком смысле прагматическая рациональность может быть принципом социального взаимодействия в публичной сфере.

Жаворонков подчеркнул, что принципы взаимодействия в социальной сфере динамичны, а кантовская антропология позволяет адаптировать различные элементы кантовской этики и политической философии к нуждам социальных наук и к социальной практике. Отвечая на вопрос А. Зильбера о взаимосвязи знания о мире как прагматического и одной из максим самостоятельного мышления мысля, ставить себя на место всякого другого как публичного, А. Leonid Yu. Zagirnyak to stress their importance for the "new Enlightenment": according to Kant and Hessen, the teacher should not "pressure" his pupils didactically, but should above all foster a free individual who is aware of himself and understands his freedom as freedom of creative endeavour. Alexey G.

In the discussion R. Apressyan asked how and in what sense pragmatic rationality can be a principle of social interaction in the public domain. Asked by Andery Zilber about the interconnection be- ной стороны, чтобы более эффективно получать знания о мире, необходимо уже уметь ставить себя на место другого, а с другой — приобретение знаний о мире помогает лучше ставить себя на место другого. Он также предложил рассматривать кантовскую антропологию как осведомленную относительно остального корпуса кантовской философии. Лусиана Мартинез Университет Буэнос-Айреса, Аргентина в своем выступлении обратилась к анализу различия между мнением, верованием и знанием в теоретической философии Канта. Знание — такая информация, которая субъективно и объективно обоснована и достигается процедурой убеждения.

Мартинез показывает, что, вопреки заявлению Римского клуба, мы не обладаем знанием о будущем, а для того чтобы принимать решения и действовать, важно не путать уговаривание с убеждением. Поэтому следует не терять из виду предмет размышления, а также всегда быть частью сообщества, в котором обсуждаются и пересматриваются основания наших суждений, чтобы обеспечить пространство обдумывания для всех участников глобальных перемен. Чалый предложил обратиться к проблеме Геттиера и задуматься над вопросом, попадает ли Кант в ловушку, если считает знанием объективно достаточные убеждения. По мнению Л. Мартинез, Кант уходит от этой проблемы, различая то, что мы считаем истиной субъективно, и то, о чем мы имеем объективное знание, что оно истинно. По его мнению, авторы Доклада, говоря о необходимости преодоления «старого» Просве- tween knowledge of the world as pragmatic and one of the maxims of independent thinking putting oneself in the place of the other as public, A.

Knowledge is information grounded subjectively and objectively and achieved through the process of conviction. Martinez showed that, contrary to the statement of the Club of Rome, we do not possess knowledge of the future and, in order to make decisions and act, it is important not to confuse persuasion with conviction. Therefore one should never lose sight of the object of reflection and always be part of the community in which the foundations of our judgments are discussed and revised to provide space for reflection for all the participants in global change. Chaly, recalling the Gettier problem, raised the question whether Kant might fall into a trap if he considered objectively sufficient convictions to be knowledge. Martinez replied that Kant sidesteps this problem, distinguishing what we consider to be true subjectively and that of which we have objective knowledge that it is true. Свой доклад О.

Зензен построил как разбор каждой из этих идей с кантовских позиций. Говоря о рационализме, Римский клуб имеет в виду отмену разумом традиций и ценностей. Разум в философии Канта, действительно занимает главенствующую роль, но не абсолютную. Разум человека не может охватить весь мир, он не может познать некоторые идеи, например Бога, свободы и души. Он не призывает нас к отказу от ценностей, но предостерегает от попадания в рабство к обычаю, призывает нас мыслить самостоятельно, последовательно и в сотрудничестве с другими. Отвечая на обвинения Канта в индивидуализме, О.

Зензен отметил социальный характер философии Канта, а именно его учение о всеобщих целях, согласно которому моральное действие предполагает благо для всех. Поэтому кантов-ская автономия вовсе не означает полного индивидуализма. Относительно третьего обвинения в адрес Канта, будто бы в его философии отсутствует баланс между разумом и чувственностью, О. Зензен указал, что Кант, подчеркивая важность чистого разума, в своей теоретической и практической философии не умалял роли чувственности. Без чувственности нам не был бы дан ни один предмет, а без рассудка ни один предмет не мог бы мыслиться В 75. В области практической философии Кант также соблюдает баланс, разрабатывая антропологию как эмпирическое знание человеческой природы, необходимое для конкретного применения моральных принципов.

Канта, Калининград , отправляясь от идеи баланса, изложенной в Докладе, сосредоточился на проблеме баланса между краткосрочной и долгосрочной перспективой, между скоростью и стабильностью, между развитием и справедливостью в кантов-ской философии. Sensen structured his presentation by unpicking each of these ideas in the light of the Kantian position. Speaking about rationalism, the Club of Rome refers to reason cancelling traditions and values. Human reason cannot embrace the whole world, it is unable to grasp some ideas, e. God, freedom and the soul. He does not call on us to renounce values, but warns us against becoming slaves of custom and urges us to think independently, consistently and in cooperation with others.

Responding to the accusation of individualism in Kant, O. Concerning the third charge against Kant, i. Sensen pointed out that Kant, while stressing the importance of pure reason, in his theoretical and practical philosophy did not belittle the role of sensibility. Without sensibility not a single object would be given us, and without understanding no object could be thought KrV, B 75. Likewise, Kant keeps a balance in the field of practical philosophy by developing anthropology as empirical knowledge of human nature, necessary for applying moral principles in practice. Представление о политическом идеале как базовом принципе права служит регулятивной идеей, которая требует постепенных улучшений и подталкивает к поиску баланса между краткосрочной и долгосрочной перспективой, а стабильность воспроизводства является условием для стабильности постепенного развития.

Для Канта важен баланс между областью нравственных принципов и областью утилитарных целей, однако принципы должны определять приоритетные цели и средства, а не наоборот.

Сказал, конечно, не со зла, а скорее любя, — всё же юбилей знаменитого немецкого философа, упокоенного неподалёку от того места, где вскоре будет Русский парк. А любой рачительный хозяин должен разобраться, что же досталось ему по наследству», — сказал Алиханов. Тому в Берлине сегодня предстояло открыть юбилейный год Иммануила Канта. Правда, господин Шольц скорее не о Канте размышлял, а о российском президенте, для которого — как известно — Кант — один из любимых философов. Заодно опосредованно досталось и господину Алиханову, поскольку Шольц довольно жёстко раскритиковал «лицемерие российского руководства, которое использует немецкого философа в своих пропагандистских целях».

Приложения содержат коллективные исследования, проведённые теми, кто переводил и редактировал основной трёхтомник. Последний пока выпущен тиражом в 300 экземпляров. Возможно, допечатают после выхода приложений.

Журнал «ПАРТНЕР»

Иммануил Кант – немецкий философ, основал немецкую классическую философию, жил в эпоху Просвещения и романтизма. 22 апреля был День рождения философа Иммануила Канта. В посольстве Германии прокомментировали слова о "трофейном Канте", которые завирусились в СМИ после слов губернатора Калининградской области. Канцлер Германии Олаф Шольц утверждает, что Россия любой ценой стремится присвоить себе немецкого философа Иммануила Канта и его работы. Биография немецкого философа Иммануила Канта: личная жизнь, присяга Российской империи, университет его имени, могила в Калининграде.

Канцлер ФРГ Шольц против цитирования Россией трудов Канта

Но не только я, но и многие другие немецкие философы», - говорится в письме-обращении философа и преподавателя доктора Вальтера Кирхгесснера российским коллегам, которое есть в распоряжении редакции «ЯСНО». В своем письме он пишет, что преподавал философию в немецких университетах Карлсруэ и Гейдельберга и хотел принять участие в 14-м Международном кантовском конгрессе Kant-Gesellschaft e. Но потом я узнал от Немецкого общества Канта, что Калининград отменили, как место проведения конгресса по политическим причинам. Недавно я узнал от члена правления Общества Канта, что они опасаются, что президент Путин может использовать съезд в политических целях и хуже того - даже произнести вступительную речь. Я думаю, что эта причина - полная ерунда.

На мой взгляд, отмена Калининграда не более чем политическое «наказание» России за ее позицию.

По указу президента Владимира Путина в честь юбилея философа в его родном городе с 22 по 25 апреля 2024 года проходит Международный Кантовский конгресс. Ранее канцлер ФРГ Шольц сделал неоднозначное заявление о завершении эпохи ископаемого топлива. Некоторые эксперты усомнились в рациональности отказа от ископаемых ресурсов без существования достойной надежной альтернативы.

И появится ещё в 10 и 11 вечера», — говорится в сообщении на официальной странице Кафедрального собора в «ВКонтакте». Голограмма головы Канта на кроне дерева со стороны Медового моста появилась в 2021 году в рамках благоустройства территории на острове. Стоимость работ составила 116 миллионов рублей. Их провели в 2020 году. Большое внимание при благоустройстве уделили освещению острова Канта.

В день 300-летия со дня его рождения губернатор Калининградской области Антон Алиханов назвал Канта "русским трофеем", как и все, что есть в регионе. Путин ранее подписывал указ "О праздновании 300-летия со дня рождения И.

Кантовский конгресс

Философ и знаток Канта Маркус Виллашек из Франкфуртского университета считает это положение самым важным из тех, что завещал нам Кант. Празднование трехсотлетнего юбилея Иммануила Канта завершилось лишь 23 апреля, когда в музее устроили день открытых дверей, еще раз подчеркнув, что наследие философа с. Так, канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что у президента России Владимира Путина нет никаких оснований цитировать немецкого философа Иммануила Канта. Влияние философии Иммануила Канта на науку и мышление последних двух веков велико, хотя и не всегда очевидно. В кануне 300-летия со дня рождения знаменитого немецкого философа Иммануила Канта вокруг его имени разгорелся геополитический спор между Германией и Россией. В чем опасность заявления Антона Алиханова о философе Иммануиле Канте, читайте на ФедералПресс.

В Калининграде напомнили Шольцу, что Кант выбрал жизнь в Российской империи

Мысль жила напряженно и порой драматически. Мало кто знает, каким Кант был в повседневной жизни и как именно постигал он глубинные философские смыслы. Вниманию читателей в рамках акции была предложена книжная выставка, рассказывающая о судьбе философа. В книге «Кант» серии "Мыслители прошлого", написанной профессором, доктором философских наук И. Нарским дан краткий биографический очерк жизни философа, подробно освещено его мировоззрение. Посетители библиотеки познакомились с книгой А. Гулыги "Кант" серии «Жизнь замечательных людей», повествующей о его физическом и духовном самовоспитании.

Если на задворках моего сознания ежесекундно будут случаться отдельные моментальные вспышки, указывая дату и время с точностью до секунды, я мог бы определять с их помощью хронологию прошедшего опыта. Замечание по второй проблеме: ряд авторов заявлял, будто бы кантовское опровержение идеализма было им направлено против всех видов метафизического идеализма, включая разновидность, которую приписывают Канту. Но хотя это прочтение пользуется неожиданной поддержкой, перед его принятием стоило бы задуматься о тезисе Канта, что объекты в пространстве отделены от ментальных состояний воспринимающего субъекта. Одна убедительная метафизическая интерпретация идеализма Канта гласит, что esse предметов в пространстве не равно их percipi, ведь по Канту, в отличие от Беркли, объекты в пространстве трансцендентны для распознавания. С точки зрения Беркли, если опущенное в воду весло кажется кривым, то дело не в искаженном восприятии, свидетель «непосредственно воспринимает зрением его как сломанное, и он прав»; такое восприятие кажется искаженным исключительно в силу нашего желания вывести из него ошибочные следствия; а вот для Канта такое восприятие ошибочно. С его точки зрения, весло трансцендентно для нашего сознания в силу второго постулата, согласно которому действительность таких объектов определяется каузально: "То, что связано с материальными условиями опыта ощущения , действительно. В свою очередь, то, как второй постулат исключает бытие мнимых пространственных объектов, встречающихся во сне и в галлюцинациях, формулируется в третьем пояснении к аргументу кантовского опровержения идеализма: "Из того, что для возможности определенного сознания нас самих требуется существование внешних предметов, еще не следует, будто всякое наглядное представление о внешних вещах заключает в себе вместе с тем существование их, так как подобное представление может быть лишь действием воображения в грезах или в случае безумия , но только как воспроизведение прежних внешних восприятий, которые, как показано выше, возможны лишь благодаря действительности внешних предметов. Здесь необходимо было только доказать, что внутренний опыт вообще возможен не иначе как через внешний опыт вообще. Представляет ли собой тот или иной предполагаемый опыт не один только плод воображения — этот вопрос должен решаться согласно отдельным определениям опыта и путем сравнения с критериями всякого действительного опыта. Таким образом, хотя по Беркли esse пространственных предметов равно их восприятию органами чувств, с точки зрения Канта они являются объектами корректных каузальных научных теорий о содержании внешнего опыта. Благодаря этому критерию, пространственные объекты, точнее, материя, из которой они состоят, является по крайней мере относительно постоянной — что, по всей видимости, исключается в концепции Беркли, коль скоро пространственный объект существует не дольше, чем касающаяся его идея по Беркли, идеи того, что называют «действительными предметами», отличны от тех, что возникают в воображении, будучи «не столь правильны, ярки и постоянны», однако для него это различие никак не проблематизирует и не подрывает тезис об esse физического объекта как равном его percipi. Ни один из только что приведенных аргументов не указывает на метафизический реализм Канта, который бы противоречил идеалистическому прочтению. В то же время, согласно второму замечанию, однако, опровержение идеализма всё равно неадекватно, даже если ограничено в своих притязаниях доказательством существования лишь метафизически идеальных, но тем не менее трансцендентных сознанию объектов, существующих вне нас. Ведь даже если мы признаем, что опровержение идеализма по Канту позволяет нам утверждать, будто моя способность определять хронологию своего предшествующего опыта опирается на мое восприятие объектов в пространстве, оно все же не позволяет доказать, что вместе с тем я должен воспринимать объекты, реальность которых менее эфемерна, чем у объектов по Беркли. В более общем смысле проблема здесь заключается в следующем: «идеализм» в трактовке Беркли способен предоставить ничуть не менее адекватный ориентир для задания хронологии предыдущего опыта, чем его «опровержение» у Канта — в чем бы ни состояла, помимо всего указанного, предлагаемая им альтернатива. По этой причине аргумент Канта отнюдь не достигает поставленной им цели. Поскольку талант как прирожденная продуктивная способность художника сама принадлежит природе, то можно выразить эту мысль и таким образом: гений — врожденная способность души ingenium , посредством которой природа дает искусству правила. Как бы ни обстояло дело с этой дефиницией; произвольна ли она или соответствует понятию, которое привыкли связывать со словом гений, уже заранее можно считать доказанным, что по принятому здесь значению слов изящное искусство необходимо следует рассматривать как искусство гения. Ибо каждое искусство предполагает правила, которые должны быть положены в основании произведения, чтобы его можно было назвать произведением искусства. Однако понятие изящного искусства не допускает, чтобы суждение о красоте его произведения выводилось из какого-либо правила, определяющим основанием которого служит понятие то есть чтобы в основу было положено понятие, которое указывало бы, каким образом это произведение возможно. Следовательно, изящное искусство само не может измыслить для себя правило, в соответствии с которым ему надлежит создать свое произведение.

И современный Запад как бы говорит нам: «да, мы расширяемся, захватываем, обманываем, устраиваем народы, вводим у себя 666 гендеров, разрушаем братьев всех со всеми, вмешиваемся в саму природу человека» и много-много чего еще можно продолжать говорить. Вот только сторонники такой позиции упускают, что никто кроме них так поступать не хочет. При формальном соответствии кантовской формуле перед нами абсолютно разрушительная идея При этом сама модель поведения, о которой я говорю, вполне вписывается в рамки Кантовского императива. Поэтому наши бывшие западные партнеры, они не считают себя лжецами, обманщиками и удивляются, когда их так называют. Назвать подобную этику кантовской, конечно, на самом деле сложно. Она, скорее, посткантовская. И в рамках такой посткантовской этики совершенно иначе смотрится и практический императив немецкого философа: «Относись к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого не только как к средству, но и как к цели». Здесь нас выручает русский язык, позволяющий понять двусмысленность этих слов. Западные наемники и украинские нацисты через свои прицелы, объективы, камеры квадрокоптеров, спутников тоже смотрят на наших парней на Донбассе, Запорожье и других местах, как на цепь. И когда беспилотники и ракеты летят в Белгород, Брянск, Москву и другие места, на россиян тоже смотрят, как на цепь. Этику и практику подобного рода можно было бы назвать этакой практикой безответственности. Потому что при формальном соответствии кантовской формуле перед нами абсолютно разрушительная идея. Воплощенная на практике, она приводит к эскалации глобально непрекращающейся серии локальных конфликтов по всему миру и перерастает в итоге в тотальную войну. Вероятно, настоящий Кенигсбергский философ Иммануил Кант отнесся бы к такой перспективе с ужасом. Но дело в том, что в современном западном мире и Кант, и его философия оказались захвачены героями другого уроженца Кенигсберга — Эрнста Теодора Амадея Гофмана. То есть, попросту говоря, нечистой силой. Мы можем потренировать свое воображение, представить, как говорили и вели бы себя герои Гофмана, прочитав и впитав Канта. Все эти мышиные короли, повелитель блох, прочие злые волшебники. Вели бы себя, наверное, примерно так же, как Урсула фон дер Ляйн председатель Европейской комиссии — прим. Настоящая философия наших заокеанских противников является прагматизмом Чарльза Пирса, Джона Дьюи, Уильяма Джеймса американские философы, основноположники прагматизма — прим. Истинно, справедливо, правильно — только то, что работает на практике.

В Калининграде выпустили тайные труды Канта 26. Издание содержит работы мыслителя, ранее не переводившиеся на русский язык. В оглавлении, помимо прочих, можно найти кантовские заметки к докладу «О философской медицине тела» перевод с латыни Сергея Лугового, под редакцией Алексея Жаворонкова и черновики к предисловиям «Религии в границах одного только разума» перевод с немецкого Людмилы Крыштоп, под редакцией Алексея Круглова. В БФУ считают, что новое издание демонстрирует эволюцию кантовских мыслей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий