У Президента России Владимира Путина нет права на то, чтобы цитировать немецкого философа Иммануила Канта, заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц в Берлинско-Бранденбургской. В честь 300-летия Иммануила Канта участники подкаста «Собрались с мыслями», который на Первом канале ведет глава Синодального отдела по взаимоотношениям. Шольц назвал Канта одним из любимых философов президента России и сказал, что мыслитель стал фактически «брендом Калининграда».
Зачем нам сегодня Кант
Иммануил Кант — тоже наш. Потому что трофей. Комментарий Георгия Бовта | При этом Кант был немецкоязычным философом, а его труды причислены к направлению немецкой классической философии. |
В Калининграде завершился Международный Кантовский конгресс | В кануне 300-летия со дня рождения знаменитого немецкого философа Иммануила Канта вокруг его имени разгорелся геополитический спор между Германией и Россией. |
22 апреля: стендап-драма и лекции на острове Канта | Как так получилось, что среди исторических личностей, предложенных для присвоения калининградскому аэропорту «Храброво», оказался немецкий философ Иммануил Кант? |
Шольц: Путина "нет ни малейших оснований " ссылаться на философа Канта | Что же касается Канта, то Шольц несколько расширил представления философа о сущем. |
Канцлер ФРГ Шольц против цитирования Россией трудов Канта
Такой вывод сделали на пленарном заседании "Критика искусственного разума: проблемы бытия и познания в контексте развития искусственного интеллекта", которое прошло на площадке БФУ имени И. Философское знание хорошо не столько ответами, сколько вопросами, на которые оно опирается.
В список вошли императрица Елизавета Петровна, в эпоху которой Восточная Пруссия с Кёнигсбергом короткое время входила в состав Российской империи, а также два полководца Великой Отечественной войны - Иван Черняховский и Александр Василевский. Оба в разное время командовали войсками 3-го Белорусским фронтом, штурмовавшими в 1945-м Кёнигсберг. Но на этом список не стали ограничивать. Подключилась общественность и самые простые люди, живущие в этом прекрасном городе, решили, что в него необходимо включить и немецкого философа Иммануила Канта, который в течение нескольких лет, как раз при той самой Елизавете, был подданным Российской империи. Если вы хоть раз бывали в Калининграде, то понимаете, что этот город целиком и полностью можно назвать кантовским.
Здесь и его могила, им именован университет, стоят несколько памятников. Одним словом, самый «почетный калининградец». И пройти мимо такого было бы в корне неправильно. А когда началось голосование, Кант сразу захватил лидирующие позиции. Как-же об этом переживала вся другая Россия, усомнившись, а так ли нам нужен этот Кант? И тогда депутат Госдумы от Татарстана Марат Бериев выступил с гневной обличительной речь.
От имени всех ветеранов. Мол, не наш он, и не стоит по его поводу так усердствовать. И вы, отдавшие, уже за него свои драгоценные голоса, подумайте, зачем и для чего вы это сделали. И уже на следующем этапе голосования сделайте свой выбор другим. Ему так этого хотелось.
Апресян задал вопрос о том, каким образом и в каком смысле прагматическая рациональность может быть принципом социального взаимодействия в публичной сфере.
Жаворонков подчеркнул, что принципы взаимодействия в социальной сфере динамичны, а кантовская антропология позволяет адаптировать различные элементы кантовской этики и политической философии к нуждам социальных наук и к социальной практике. Отвечая на вопрос А. Зильбера о взаимосвязи знания о мире как прагматического и одной из максим самостоятельного мышления мысля, ставить себя на место всякого другого как публичного, А. Leonid Yu. Zagirnyak to stress their importance for the "new Enlightenment": according to Kant and Hessen, the teacher should not "pressure" his pupils didactically, but should above all foster a free individual who is aware of himself and understands his freedom as freedom of creative endeavour. Alexey G.
In the discussion R. Apressyan asked how and in what sense pragmatic rationality can be a principle of social interaction in the public domain. Asked by Andery Zilber about the interconnection be- ной стороны, чтобы более эффективно получать знания о мире, необходимо уже уметь ставить себя на место другого, а с другой — приобретение знаний о мире помогает лучше ставить себя на место другого. Он также предложил рассматривать кантовскую антропологию как осведомленную относительно остального корпуса кантовской философии. Лусиана Мартинез Университет Буэнос-Айреса, Аргентина в своем выступлении обратилась к анализу различия между мнением, верованием и знанием в теоретической философии Канта. Знание — такая информация, которая субъективно и объективно обоснована и достигается процедурой убеждения.
Мартинез показывает, что, вопреки заявлению Римского клуба, мы не обладаем знанием о будущем, а для того чтобы принимать решения и действовать, важно не путать уговаривание с убеждением. Поэтому следует не терять из виду предмет размышления, а также всегда быть частью сообщества, в котором обсуждаются и пересматриваются основания наших суждений, чтобы обеспечить пространство обдумывания для всех участников глобальных перемен. Чалый предложил обратиться к проблеме Геттиера и задуматься над вопросом, попадает ли Кант в ловушку, если считает знанием объективно достаточные убеждения. По мнению Л. Мартинез, Кант уходит от этой проблемы, различая то, что мы считаем истиной субъективно, и то, о чем мы имеем объективное знание, что оно истинно. По его мнению, авторы Доклада, говоря о необходимости преодоления «старого» Просве- tween knowledge of the world as pragmatic and one of the maxims of independent thinking putting oneself in the place of the other as public, A.
Knowledge is information grounded subjectively and objectively and achieved through the process of conviction. Martinez showed that, contrary to the statement of the Club of Rome, we do not possess knowledge of the future and, in order to make decisions and act, it is important not to confuse persuasion with conviction. Therefore one should never lose sight of the object of reflection and always be part of the community in which the foundations of our judgments are discussed and revised to provide space for reflection for all the participants in global change. Chaly, recalling the Gettier problem, raised the question whether Kant might fall into a trap if he considered objectively sufficient convictions to be knowledge. Martinez replied that Kant sidesteps this problem, distinguishing what we consider to be true subjectively and that of which we have objective knowledge that it is true. Свой доклад О.
Зензен построил как разбор каждой из этих идей с кантовских позиций. Говоря о рационализме, Римский клуб имеет в виду отмену разумом традиций и ценностей. Разум в философии Канта, действительно занимает главенствующую роль, но не абсолютную. Разум человека не может охватить весь мир, он не может познать некоторые идеи, например Бога, свободы и души. Он не призывает нас к отказу от ценностей, но предостерегает от попадания в рабство к обычаю, призывает нас мыслить самостоятельно, последовательно и в сотрудничестве с другими. Отвечая на обвинения Канта в индивидуализме, О.
Зензен отметил социальный характер философии Канта, а именно его учение о всеобщих целях, согласно которому моральное действие предполагает благо для всех. Поэтому кантов-ская автономия вовсе не означает полного индивидуализма. Относительно третьего обвинения в адрес Канта, будто бы в его философии отсутствует баланс между разумом и чувственностью, О. Зензен указал, что Кант, подчеркивая важность чистого разума, в своей теоретической и практической философии не умалял роли чувственности. Без чувственности нам не был бы дан ни один предмет, а без рассудка ни один предмет не мог бы мыслиться В 75. В области практической философии Кант также соблюдает баланс, разрабатывая антропологию как эмпирическое знание человеческой природы, необходимое для конкретного применения моральных принципов.
Канта, Калининград , отправляясь от идеи баланса, изложенной в Докладе, сосредоточился на проблеме баланса между краткосрочной и долгосрочной перспективой, между скоростью и стабильностью, между развитием и справедливостью в кантов-ской философии. Sensen structured his presentation by unpicking each of these ideas in the light of the Kantian position. Speaking about rationalism, the Club of Rome refers to reason cancelling traditions and values. Human reason cannot embrace the whole world, it is unable to grasp some ideas, e. God, freedom and the soul. He does not call on us to renounce values, but warns us against becoming slaves of custom and urges us to think independently, consistently and in cooperation with others.
Responding to the accusation of individualism in Kant, O. Concerning the third charge against Kant, i. Sensen pointed out that Kant, while stressing the importance of pure reason, in his theoretical and practical philosophy did not belittle the role of sensibility. Without sensibility not a single object would be given us, and without understanding no object could be thought KrV, B 75. Likewise, Kant keeps a balance in the field of practical philosophy by developing anthropology as empirical knowledge of human nature, necessary for applying moral principles in practice. Представление о политическом идеале как базовом принципе права служит регулятивной идеей, которая требует постепенных улучшений и подталкивает к поиску баланса между краткосрочной и долгосрочной перспективой, а стабильность воспроизводства является условием для стабильности постепенного развития.
Для Канта важен баланс между областью нравственных принципов и областью утилитарных целей, однако принципы должны определять приоритетные цели и средства, а не наоборот. Зильбер указал, что в философии Канта обнаруживаются инструменты, которые могут оказать влияние на принимающих решения и проводящих реформы, — это публичность, стихийность которой сегодня отчасти превратила ее в средство манипуляций, и временность, или незавершенность правовых установлений. Последняя сочетает соблюдение справедливости и определенной скорости развития. Как заметил в обсуждении С. Гради-ровский, из логики доклада следует, что сам Кант создал искомый Вайцзеккером и Вийк-маном концептуальный философский аппарат, и поэтому необходимо вернуться к Канту. Зильбер подтвердил и напомнил, что калининградский кантовед Л.
Калинников см. Апресян заметил, что докладчик делает Канта актуальным диспутантом по поводу современных проблем, но возникает вопрос, при каких методологических условиях можно рассматривать его в таком качестве. The notion of the political ideal as the basic principle of law is a regulatory idea which calls for gradual improvement and prompts the need to seek a balance between short-term and long-term perspectives, while stability of reproduction is the condition of stability of gradual development. For Kant the important thing is the balance between the realm of moral principles and the realm of utilitarian goals, with the principles determining the priority ends and means, and not vice versa. The latter combines compliance with justice and a certain speed of development. In the discussion, S.
This would dictate a return to Kant. Zilber confirmed this and recalled that Leonard Kalinnikov, a Kaliningrad Kant scholar see Chaly, et al. Kalinnikov, 2023. This makes sense, seeing that the shortcomings of the En- в определенном смысле опередил свое время и сумел сформулировать идеалы, средства воплощения которых начали появляться только ближе к нашему времени. В своем докладе Мартин Штикер Бристольский университет, Великобритания предложил расширенную формулу гуманности кантовского категорического императива АА 04, S. Расширение формулы гуманности позволяет глубже раскрыть выраженные в ней ценности и идеи Просвещения.
Изменилось не только содержание, но и оформление - в залах установили новый профессиональный свет, заменили травмоопасные лестницы и сделали косметический ремонт. Сегодня экспозиция насчитывает более 2000 предметов и решена с использованием современных технологий - появились монофоны, игры, мультимедийные инсталляции. Есть несколько залов, где мы интерактивные приемы используем. В зале "Кенигсбергское время", например, можно услышать цитаты известных людей определенной эпохи - мы о пяти веках Кенигсберга говорим. Надели мононаушник — слышим Иммануила Канта, который рассуждает о городе. Надели другой - мы уже в двадцатом столетии, слышим Маяковского, который прилетал в Кенигсберг и из Девау ехал на машине в Берлин. Мне кажется, это очень интересно.
Проект «Кант на все времена»
22 апреля: стендап-драма и лекции на острове Канта | Кантовский конгресс в Калининграде стал местом для диалога философов разных стран и продемонстрировал уважение к наследию Канта в России. |
Кант – последние новости | Празднование трехсотлетнего юбилея Иммануила Канта завершилось лишь 23 апреля, когда в музее устроили день открытых дверей, еще раз подчеркнув, что наследие философа с. |
В Калининграде напомнили Шольцу, что Кант умер российским подданным | возложение цветов к могиле философа 18.00 - стендап-драма "Тайные правила Канта". |
Германия отмечает 300-летие великого философа Иммануила Канта | В апреле исполняется 300 лет со дня рождения немецкого философа Иммануила Канта. |
В Калининграде напомнили Шольцу, что Кант выбрал жизнь в Российской империи
В философии истории Канта придаётся первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. «Философия Канта и актуальные проблемы современной науки и политики» (2018). Калининградский губернатор Алиханов назвал Канта "русским философом".
В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
«Возвращение философа»: голограмму головы Канта на острове снова стали включать по вечерам | Спустя 295 лет со дня рождения кёнигсбергского философа Иммануила Кант «Твой Бро» узнал у калининградского доктора философских наук. |
Шольц попытался запретить Путину ссылаться на Канта – Москва 24, 23.04.2024 | У президента России Владимира Путина "нет ни малейших оснований ссылаться" на немецкого философа Иммануила Канта — такое мнение высказал во вторник, 23 апреля, канцлер ФРГ. |
Шольц попытался запретить Путину ссылаться на Канта | Вероятно, настоящий Кенигсбергский философ Иммануил Кант отнесся бы к такой перспективе с ужасом. |
Иммануил Кант — тоже наш. Потому что трофей. Комментарий Георгия Бовта
Иммануил Кант — самый русский из европейских и самый европейский из русских философов. Он родился и всю жизнь работал в Кенигсберге — сегодня это Калининград, несколько лет. При этом Кант был немецкоязычным философом, а его труды причислены к направлению немецкой классической философии. Также своему слуге Мартину Лампе, служившему философу тридцать лет, Кант тоже назначил пожизненную пенсию. Влияние на жизнь и творчество философа оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией, говорится на сайте Балтийского федерального университета имени Канта. Напомним, в 2013 году президент России Владимир Путин предлагал сделать Канта символом Калининграда и области. Другие формулировки философии Канта также несовместимы ни с какой традиционной религией: и «sapere aude» (лозунг Прометея-сатаны, восставшего против Единого Творца.
Зачем нам сегодня Кант
В этом году отмечается 300-летие Канта, намечена целая конференция, в университете существует большой центр, который прорабатывает его наследие. Если бы все ограничивалось интеллектуальными играми, можно было бы поспорить, подискутировать и с Эрном, и с Алихановым. Но поскольку речь идет о выступлении чиновника, это вызывает определенное напряжение, потому что можно обвинить Канта, а вместе с тем «прикрыть» деятельность огромного научно-исследовательского института и того центра, который там существует. Вообще говорить об этом смешно, потому что на полном серьезе объяснять кантовской традицией действия Запада по отношению к России — это несерьезно. Это напоминает чем-то деятельность так называемой «Новой этики» по обвинению деятелей прошлого в расизме, белом шовинизме, мужском сексизме и так далее.
Ясно, что если и можно найти какие-то объяснения русофобии, то идет она не от Канта, а от фигур, гораздо ближе к нам находящихся.
Новый перевод А. Издание подготовлено при участии А. Гусейнова и А. Судакова Москва , Ф. Хеспе Марбург , Ш. Клингнера Гёттинген , а также С. Абеля и И. Цюлке Трир.
Никто не принял всерьез его постулат, что переход на более высокий уровень развития возможен без войны, что, по мнению Канта, показала еще Великая французская революция. По Канту, на самом деле, «Вечный мир» — это такое состояние отношений между суверенными государствами, которые урегулированы правом так, что ликвидированы всякие основания для военных столкновений. То есть сначала урегулированы! Применимо ли такое понимание к мировой политике последних десятилетий?
Очевидно же, что нет. Она оказалась куда ближе к кантовскому пониманию «естественного состояния» мира, в котором нет «никакой судебной инстанции, приговор которой имел бы силу закона». Иными словами, когда международное право — не императив.
Цюлке Трир. Сочинения Канта на русском и немецком языках под общей ред. Мотрошиловой и А. Круглова Москва , Б. Дёрфлингера и Д. Хюнинга Трир. На презентации выступили: д. Судаков, д.
В Калининграде напомнили Шольцу, что Кант умер российским подданным
«Кант принадлежит всему миру как великий философ, так же как миру принадлежат Лев Толстой, Федор Достоевский, и если вдруг Шольц начнет цитировать Достоевского или. Канта, как центрального философа либерализма, продолжали любить и «приватизировать» и в 90-е: в 1996-м его могила в Калининграде была капитально отреставрирована. Учение Канта в области гносеологии иморальной философии обладает вневременным значением, занимая признанное место в интеллектуальной сокровищнице человечества. Ведущие ученые соберутся в городе, где родился, жил, творил и ныне покоится профессор Кант, чтобы обсудить наследие философа.
Канцлер ФРГ Шольц против цитирования Россией трудов Канта
По словам Могилевского, уже более 6000 человек выбирают программы обучения, связанные с ИИ. При этом он упомянул и проблему использования нейросетей в подготовке квалификационных работ дипломы, курсовые в университетах. Замминистра считает, что вина за это лежит не на ИИ, а на «человеческой природе». Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов, в свою очередь, заявил, что не следует отталкивать студентов от использования технологий. ВШЭ даже проводит конкурс на лучшее описание использования ИИ при написании дипломных работ. И мы должны иметь мужество согласиться с тем знанием, которое уже присутствует в той реальности, которую мы сами создали», — добавил спикер. Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей» Хозяину площадки — ректору БФУ, философу Александру Федорову вице-премьер Чернышенко адресовал вопрос о том, как Кант ответил бы бизнесмену Илону Маску, который говорил о том, что к концу года ИИ будет умнее любого человека. Федоров для начала заметил, что «сегодня редкий день, когда можно увидеть, что вице-премьер и губернатор философствуют». По мнению Федорова, у Канта мог бы появиться текст «Критика искусственного интеллекта». ИИ уже знает больше, чем человек, но в его распоряжении то, чем его снабдил человек, сказал Федоров.
По его мнению, Маск имел в виду то, что однажды люди увидят не вопрос, который они адресуют к ИИ, а то, как вопрос человеку задает ИИ. Нет, мы сами к нему стремились, пытались этого достичь. И мы получим дитя, которое будет задавать вопросы и ставить нас в тупик. И тут вопрос — сможет ли ИИ создать новый цивилизационный смысл для человечества?
Что должны чувствовать русские философы, не имеющие никакого отношения к конфликту? Почему представители Кантовского общества даже не задумываются об истории конфликта, а поддаются одностороннему влиянию пропаганды западных СМИ Прекращала ли Германия когда-либо философские контакты с другими странами, точнее с США, когда их правительство находилось в состоянии военных действий? Не лучше ли прямо сейчас сделать обратное: активизировать контакты, расширить обмены, углубить беседы?
Так как же можно еще ссылаться на Канта, если все это забыть?! Также философ из Германии пишет, что он, как и многие его немецкие коллеги все же хотят поехать в Калининград в апреле 2024 года, если Кантовский университет организует альтернативное мероприятие. На ситуацию отреагировал эксперт Общественной палаты Кубани.
Об этом заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц на посвященной 300-летию философа торжественной церемонии, его слова приводит газета Welt. Как отметил Шольц, руководство России хочет "любой ценой присвоить Канта и его работы". По его словам, представления немецкого мыслителя о мире идут вразрез с российской позицией в отношении Украины.
К выпущенному БФУ им. Канта трёхтомнику подготовлено ещё 6 томов приложений. Они должны выйти в ближайшее время. Приложения содержат коллективные исследования, проведённые теми, кто переводил и редактировал основной трёхтомник.