В «Зарядье» открылась выставка Павла Филонова, приуроченная к 140-летию мастера. В экспозиции более 60 произведений: в таком объеме последний раз их можно было увидеть 20 лет назад в Русском музее.
В парке «Зарядье» пройдет выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Выставка Павла Филонова в Зарядье | myDecor | В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» 16 декабря открывается выставка «Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета», приуроченная к юбилею художника. |
В «Зарядье» открыта выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» | Выставки произведений искусства. В «Зарядье» проходит выставка работ Павла Филонова. |
Фотообзор выставки Павла Филонова в Зарядье
Но и в этих пробелах есть нечто символичное. Когда-то в Русском музее поставили крест на Павле Филонове, теперь он же его заново открывает. Так, в конце 1929-го в ГРМ открылась выставка Филонова — и тут же закрылась, а еще на этапе подготовки проекта возникли проблемы: каталожную статью о Филонове, написанную ассистентом Николая Пунина Верой Аникиевой, заменили на текст искусствоведа Сергея Исакова, который поставил под сомнение ценность работ художника. На открытии тот же Исаков выступил с осуждающей мастера речью, однако рабочие, прослушав ее, начали смотреть работы и не согласились с искусствоведом. Очевидцы записали некоторые комментарии: «Кто был на Германской войне, тот поймет картину Филонова «Германская война»; «Как новое искание выставку надо приветствовать. Не надо смущаться тем, что непонятно». И все же Исаков стоял на своем — выставку закрыли. Художнику пришлось выносить картины на собственных плечах из музея.
С тех пор его больше не выставляли. Оказавшись лишенным средств к существованию и возможности зарабатывать, он не продавал свои картины и преподавал бесплатно. Чудом его сестра сохранила архив и картины. Фото: Мария Москвичева Упомянутая «Германская война» есть и на этой выставке.
Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной. Чтобы посетителям выставки было легче «расшифровать» работы уникального, но трудно понимаемого мастера, организаторы наполнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов. Аннотации сопровождают основные разделы, посвященные становлению Филонова-художника и относящиеся к его конкретным полотнам.
Еще одна важная деталь — временная дистанция. Нас отделяет почти столетие от страшных, трагических событий XX века.
Филонов, как и другие художники своего поколения, видел ужасы Первой мировой и революции, голод и разруху Гражданской… Впрочем, на короткое время художники-авангардисты получили от власти карт-бланш, и перед ними открылись блестящие перспективы. И все же прагматикам-революционерам оказалось не по пути с мечтателями-художниками, хотя Филонов успел поучаствовать в создании петроградского Государственного института художественной культуры и даже возглавлял отдел общей идеологии. Кроме того, он организовал коллектив «Мастера аналитического искусства», состоявший из его учеников, однако в 1930-е МАИ после травли практически прекратил свое существование. Тем не менее у мастера остались последователи, пытавшиеся продолжать его дело. Правда, им было трудно тягаться с Филоновым, упрямым фанатиком и аскетом, презиравшим земные блага и посвятившим свою жизнь искусству, поэтому многим так и не удалось выйти за рамки эпигонства. Но что же должны чувствовать мы, жители XXI столетия — неспокойного, но пока чуть более милосердного, — глядя на работы художника, видевшего смерть и крушение миров? Можем ли мы оценить его творчество не сердцем, через чувства и сострадание, а с холодной головой, как исследователи? К подобному «рациональному» подходу призывал художников сам Филонов, веривший, что творчество строится не на капризном вдохновении, а на упорной исследовательской работе. Конечно, временная дистанция проясняет некоторые вещи.
Ретроспектива познакомит зрителей с его наследием Филонова — здесь представлено более шестидесяти живописных и графических работ мастера. Художник Мирового расцвета» — самая масштабная экспозиция работ художника в Москве за 20 лет. Младшая сестра художника, Евдокия Глебова собирала, хранила работы мастера, а затем, выполняя его волю, передала собрание музею. Сегодня в нашей коллекции - 86 живописных произведений, около 300 графических работ, а также дневники художника, которые он вел в 1930- 1939 годах», — рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКА ПАВЛА ФИЛОНОВА в Зарядье
В московском культурно-просветительском центре «Зарядье» открылась выставка «Павел Филонов. и знаменитые "Живые головы", и "Пир Королей", и "Крестьянская семья", которую часто называют еще и "Святым семейством". Выставка к 140-летию Павла Филонова «Художник Мирового расцвета», проходящая в «Зарядье», примечательна по нескольким причинам. Во-первых, она целиком составлена из вещей, привезенных из Русского музея (проект совместно готовили ГРМ и «Росизо»).
Павел Филонов: гений, одержимый или нейросеть? Выставка в «Зарядье»
Для него это не вспомогательные штудии, а самостоятельные работы. Вот и на выставке каждый лист заслуживает внимания — это явно не тот случай, когда рисунки берут «в нагрузку» к картинам, чтобы стены не пустовали. Всего через год после их создания художник погибнет от голода в блокадном Ленинграде. И написанные им на картине глаза, будто просвечивающие сквозь план несуществующего города и заглядывающие в самую душу, воспринимаются жутким пророчеством. Вдобавок из-за обилия оттенков красного и желтого кажется, что кварталы, увиденные с высоты птичьего полета, пылают огнем, а сама поверхность красочного слоя страдает от множества трещин.
И то и другое — иллюзии. Однако Филонов действительно стремился и умел изображать не только видимую реальность, но и скрытое. Через этот постулат можно понять и сам визуальный стиль Филонова: мириады микроскопических элементов, линий, геометрических форм, на которые рассыпается композиция, — своего рода атомы, молекулы, потоки энергии. Они есть и в изображениях людей — например, в серии «Головы» на выставке представлен целый ряд работ из нее , но также и в метафорических образах города, народа, космоса.
Как и зачем наши художники писали картины об Иберии От пейзажа до завода Нельзя сказать, что выставка наглядно показывает формирование индивидуальной манеры мастера: после двух ранних работ середины 1900-х — упомянутого портрета и небольшого пейзажа — следуют уже образцовые вещи 1910-х.
По словам организаторов, проект направлен на то, чтобы приблизить зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Вниманию посетителей представлены картины из известного цикла 1910-х годов «Ввод в мировый расцвет», абстрактные композиции, «Головы» и изображения зверей, исполненные в 1920-е годы.
Частью экспозиции станут картины цикла «Ввод в мировый расцвет», такие как «Пир королей», «Крестьянская семья», «Перерождение интеллигента», а также абстрактные композиции, полотно «Головы» и другие. На выставке представят также статьи, манифесты, дневниковые записи, которые помогут посетителям лучше понять творчество Павла Филонова. Ознакомиться с экспонатами и творческим наследием все желающие смогут до 17 марта 2024 года. Лекцию о галактиках проведут в Парке Горького далее...
Кроме того, представят картины 1930-х годов на производственные темы. Цветы Мирового расцвета, 1915 Пир королей, 1913 Филонов принципиально не брал с учеников деньги и не продавал свои картины. В 1931 году он завещал все свои работы государству, но в итоге его творчество на долгие годы предали забвению. В манифесте 1914 года «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» Филонов писал: «В России нет сделанных картин и сделанных рисунков, и они должны быть такими, чтобы люди всех стран мира приходили на них молиться.
В «Зарядье» проходит выставка работ Павла Филонова
Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в «Зарядье» (Фото Пелагии Тихоновой / Агентство «Москва»). Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье. В парке "Зарядье" в павильоне "Медиацентр" стартовала выставка "Павел Филонов. Художник мирового расцвета", приуроченная к юбилею мастера. В экспозицию вошли 60 работ художника. и знаменитые "Живые головы", и "Пир Королей", и "Крестьянская семья", которую часто называют еще и "Святым семейством".
Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета» в парке Зарядье до 17 марта
В Москве впервые за два десятилетия появилась возможность увидеть творения Павла Филонова | русский музей, выставка, ретроспектива, павел филонов, зарядье На выставке представлены более 60 картин и рисунков мастера. |
В «Зарядье» проходит выставка работ Павла Филонова | Более 60 произведений художника Павла Филонова (1883-1941) представили на выставке в Зарядье, передает корреспондент ТАСС с церемонии открытия. "Это совместный проект РОСИЗО и Русского музея, который проходит здесь и будет проходить до середины марта. |
Русский музей отмечает 140-летие Павла Филонова в Зарядье | На выставке представят более 60 живописных и графических работ Павла Филонова, созданных им в разные годы. |
РОСИЗО и Русский музей представят в Зарядье выставку Павла Филонова | Выставка в «Зарядье». Почему Филонов отказывался от вкусной еды? Есть ли разгадка у его картин? Может ли гуру быть приятным человеком? К кому Филонов ближе — к Хлебникову или Платонову? |
В Зарядье — выставка Павла Филонова | В этом смысле нынешняя выставка Павла Филонова в "Зарядье" удивительно перекликается с проектом, который сейчас показывает Центр Вознесенского. |
Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье
В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова. На выставке будут представлены произведения более 180 авторов, охватывающие период с 1934 года по наше время. Выставка «Павел Филонов откроется в павильоне «Медиацентр» парка «Зарядье» 16 декабря. Об этом сообщили в пресс-службе Департамента культуры. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» к 140-летию художника Павла Филонова (1883–1941) открылась выставка его работ. Фото: из собрания Русского музея / пресс-служба парка «Зарядье». В беспредметной композиции, или формуле, как сам Филонов называл свои работы, сконцентрированы впечатления художника от революционных перемен, происходящих в обществе.
Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета»
Чтобы посетителям выставки было легче «расшифровать» работы уникального, но трудно понимаемого мастера, организаторы наполнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов. Аннотации сопровождают основные разделы, посвященные становлению Филонова-художника и относящиеся к его конкретным полотнам. Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических шедевров.
Конец 1920-х и 1930-е период творчества художника характеризуется наибольшим стилистическим многообразием. Выставка также знакомит с публицистическими работами, манифестами и личными записями художника, раскрывающими его философские взгляды на мир.
После революции Павел Филонов уделял много времени и сил художественным изобретениям и творческим идеям. В начале 1920-х им были созданы картины-формулы, среди которых вошедшие в состав выставки «Формула революции», «Формула петроградского пролетариата» «Формула весны». В 1930-е творчество художника характеризуется наибольшим стилистическим многообразием. Но для мастера это было тяжелое время. Обвиняемые в формализме художник и его ученики стали объектами ожесточенной травли.
Павел Филонов голодал, экономил на всем, продолжая преподавать бесплатно.
В его работах можно увидеть все стили — кубизм и кубофутуризм, итальянский футуризм, немецкий экспрессионизм, русский авангард, всемирный заговор сюрреалистов и локальные открытия отдельных гениев. У Филонова есть все сразу. Картины выглядят «окнами в параллельную реальность». Чтобы посетителям выставки было легче «расшифровать» работы уникального, но трудно понимаемого мастера, организаторы наполнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов. Аннотации сопровождают основные разделы выставки, а также некоторые отдельные полотна.
Павел Николаевич Филонов 1883 — 1941 — русский и советский художник, мастер русского авангарда художник-исследователь, так он официально именовал себя сам , иллюстратор, поэт, преподаватель. Основатель, практик и учитель аналитического искусства, уникального направления живописи и графики первой половины XX века. Учился в художественно-малярных мастерских при ОПХ в Петербурге. Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств. Был вольнослушателем Академии художеств в 1908—1910 годах. Принимал участие в выставках общества «Союз молодёжи».
В 1918 он участвовал в грандиозной «Первой свободной выставке произведений художников всех направлений» в Зимнем дворце, где его цикл «Ввод в мировой расцвет» из двадцати двух произведений был самым концептуальным авангардным проектом. В 1923 году художник опубликовал «Декларацию мирового расцвета» — теоретическую работу об аналитическом искусстве, где он подробно объяснял главную идею: живописец должен отображать не только внешний вид предмета, но и все, что он знает о нем. У Филонова бала своя школа — «Коллектив мастеров аналитического искусства». Филонов не брал с учеников деньги и не продавал свои картины.