В 1973 году за фильм «Дворянское гнездо» Андрей Кончаловский был удостоен финской национальной кинопремии «Юсси» в категории «Лучший иностранный режиссер».
"Дворянское гнездо" ( СССР, 1969): мнения
Мелодрама. Режиссер: Андрей Кончаловский. В ролях: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич и др. Федор Иванович Лаврецкий (Кулагин) из Италии возвращается в родовую усадьбу. Он расстался со своей женой, изменявшей ему. фильм Дворянское гнездо (1969). Знали ее и в СССР – по роли в фильме «Встреча со шпионом», но широкая популярность пришла к ней после съемок в «Дворянском гнезде» Андрона Кончаловского. Тут должен был быть кусок про фильм «Дворянское гнездо» Михалкова-Кончаловского (1969), который явно вдохновлялся картиной Василия Поленова (1878), не имеющей, правда, никакого отношения к книгам Тургенева, но я в некоторой растерянности и недоумении. «Кино» представляет вашему вниманию информацию о фильме Дворянское гнездо (1969): актеры, рецензии, список похожих фильмов, возможность оставить отзыв к фильму Дворянское гнездо. Старый советский фильм Дворянское гнездо по мотивам замечательного романа не менее замечательного писателя был снят режиссером Андреем Кончаловским, который, как мне кажется, просто создан для того, чтобы делать такие фильмы.
В Москве покажут фильм "Дворянское гнездо"
"Дворянское гнездо" ( СССР, 1969): мнения | По задумке Андрея Сергеевича картина "Дворянское гнездо" должна была кардинально отличаться от его предыдущей работы – "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", снятой в черно-белой, минималистичной стилистике. |
Андрей Кончаловский рассказал о родственниках-«буржуях» и разозлил фанатов | Мелодрама, фильм. Режиссер: Андрей Кончаловский. В ролях: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич и др. Музыка: Вячеслав Овчинников. |
Дворянское гнездо (1969) — Актёры и роли | В прессе о фильме писали: "Режиссер Михалков-Кончаловский, своей интерпретацией рассказа Тургенева представил для нас прекрасный образец стиля. |
"Дворянское гнездо" ( СССР, 1969): мнения
Главная роль досталась студентке Щукинского театрального училища Ирине Купченко — для нее эта работа стала дебютом. Причем актриса совершенно случайно попала на съемки - Купченко должна была участвовать в массовке для другого фильма, но ошиблась дверью. И это стало началом ее сотрудничества с Кончаловским, который потом еще не раз задействовал актрису в своих проектах. В фильме снялся еще один дебютант - Леонид Кулагин.
Последняя в одной из сцен никак не могла изобразить слезы. Съемочной группе актриса объяснила, что не может себе представить, как можно заплакать от обиды.
Когда я учился в студии, у нас был любимый педагог по речи Людмила Александровна Булюбаш. После окончания студии мы вместе с моей сокурсницей пришли к ней узнать свою дальнейшую судьбу. И Людмила Александровна про меня сказала: «Вы всегда будете нужны театру». А сокурснице, считавшейся самой талантливой, предсказала славу и большую известность.
Прошли годы. Я действительно всегда был нужен театру. А про ту студентку я с тех пор ничего не слышал. Вот такие разные судьбы. Сцена из спектакля «Карьера Бекетова» в Московском драматическом театре имени Н. И если дал согласие быть артистом этого театра, от него не отрекаюсь и плохого ничего сказать не могу.
Но в актерской среде всегда Театр имени Гоголя считался, так сказать, «у Курского вокзала». Хотя у нас были аншлаги, играли известные артисты, ставили большие режиссеры. В этом театре я получил Госпремию за спектакль «Берег» по Юрию Бондареву. Актер и продюсер Алексей Гуськов — о русской мафии, красоте итальянского кино и возрождении после кризиса Каждый раз, приглашая меня в кино, режиссеры сокрушались: «Ну, ей-богу, зачем ты работаешь в этом театре? Но на меня такое отношение коллег не влияло. Всё равно работал в Театре Гоголя.
Только спустя 28 лет ушел. Не в другой театр, в никуда. Но я даже на свидания с ними не ходил. Но я понимал, что тогда буду соперником кому-то из актеров труппы. Наверняка начнутся склоки, интриги.
Здесь Лаврецкому Леонид Кулагин уготована пошлая роль обманутого мужа, роль унизительная и смешная, как и весь его парижский облик - этакий русский медведь с завитыми волосами, нафабренными усами, в тесном, явно жмущем в подмышках фраке и дурацком жабо. На роль Варвары Павловны Кончаловский приглашает красивейшую актрису европейского кино - Беату Тышкевич. Точеный профиль, мрамор покатых плеч, лебединая шея. Врожденная аристократичность и женская обольстительность. По замыслу режиссера Варвара Павловна стала в фильме олицетворением земного низменного начала. Противовесом устремленному к идеальному, божественному образу Лизы Калитиной. Из парижской светской львицы вылезает зверь столь же хищный, но мифологически менее благородный - волчица. Художник по костюмам обряжает Варвару Павловну в меховой капот с огромным капюшоном - шкурку невиданного зверя. Варвара Павловна мертвой хваткой вгрызается в жизнь, как в половинку лимона, высасывая его до самой кожуры: вцепляется в богатство Лаврецкого, в Лизу - и не разжать сведенных челюстей. Сама выживает при любых обстоятельствах, даже со страшной высоты позора падает на все четыре лапы. Не подозревающий о приезде жены похоронивший ее и мысленно простивший , Лаврецкий входит в дом и тут же по шибающему в нос запаху чужести, забившему, пропитавшему комнаты, понимает: она! Валяющиеся тут и там парижские вещицы, наряды, лопочущая по-французски вертлявая горничная... С гармонией, установившейся в душе, с надеждами на счастье с Лизой покончено. Роль Лизы Калитиной исполняет одна из самых органичных, интеллектуальных актрис отечественного кинематографа - Ирина Купченко. Ей выпало на долю сыграть, быть может, самую пленительную из "тургеневских девушек". Воплотить высокий облик почти бесплотной духовности, истовой религиозности. Представить героиню, не на словах, а всей своей жизнью, помыслами, поступками утверждающую христианскую православную мораль, целомудрие, отречение. Обреченность на отсутствие земного счастья. Высокая, с русским милым лицом, гладкой прической, почти всегда в глухих, очень простых платьях. Можно себе представить всю меру ответственности, взятой на себя и осознаваемой молодой актрисой, все трудности, которые она преодолевала, не без некоторого насилия над собой. Следы преодолений едва заметные присутствуют в рисунке роли. Зажатость, непросто произносимый текст. Религиозность не как форма, а суть бытия Лизы Калитиной дается актрисе с величайшим напряжением. Отсюда скованность актрисы в рассказе ключ к пониманию сформировавшейся души Лизы о детских впечатлениях при посещении храма. Закономерно из фильма выпал финал истории Лизы Калитиной - уход в монастырь. Финал должен был строиться на двух новеллах из "Записок охотника": "Гамлете Щигровского уезда" и "Певцах". Гедеоновский Василий Меркурьев приводит Лаврецкого в трактир, в котором словно собралась вся "недворянская" Россия, представители всех сословий: монахи, мужики, нищие. Алла Демидова пробовалась на роль мальчика-инока. Вместе с ними Лаврепкий слушает певцов. Это и стало бы истинным возвращением героя в Россию, сопряжение в душе Лаврецкого двух ликов ее духовности: дворянских гнезд и народной жизни.
Художественный фильм "Страсти по Андрею" покажут 19 августа в 02:25. Это - первоначальная режиссерская версия легендарного фильма. Благодаря кропотливой работе специалистов в восстановленной ленте были убраны дефекты пленки, а также добавлены некоторые ранее вырезанные при монтаже сцены и дубли. В картине рассказана история жизни великого русского иконописца Андрея Рублева, разделенная на 8 новелл-эпизодов. Фильм охватывает период с 1400 по 1423 год, и рассказывает о Руси XV века, какой ее видит странствующий монах Андрей Рублев. Историческая эпопея "Сибириада" на канале "Россия 1" - 15 -18 августа в 01:05. Специальный приз МКФ в Хьюстоне 1982. В сибирской глухомани в деревне Елань живут две семьи, издавна враждующие друг с другом: "кулаки" Соломины и "бедняки" Устюжанины. Судьба все время сталкивает их. Но одно объединяет всех - общая земля, родина, в которой, как говорит один из главных героев, "хорошего, конечно, мало! Но лучше ее все равно не найти! Документальный фильм "Человек неунывающий" в эфире канала 21 августа в 01:30. Это попытка режиссера Андрея Кончаловского ответить на вопросы, волнующие весь мир: Какая она, Россия? Какие люди в ней живут?
Проект о российском кино запустят в Подмосковье к 50-летию «Дворянского гнезда»
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» 1914 Вторую киноверсию создал режиссер Андрей Кончаловский в 1969 году. «Кино» представляет вашему вниманию информацию о фильме Дворянское гнездо (1969): актеры, рецензии, список похожих фильмов, возможность оставить отзыв к фильму Дворянское гнездо. Актеры фильма Дворянское гнездо: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич, Тамара Чернова, Виктор Сергачев, Василий Меркурьев, Александр Костомолоцкий, Мария Дурасова. Режиссер Станислав Говорухин снял 55 кинокартин, среди которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», а также он написал сценарий для «Пиратов XX века» — самого кассового в истории советского кинематографа фильма. «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» СССР, 1969, 105 минут — фильм Андрея Кончаловского по мотивам одноимённого романа ева. Дворянское гнездо (1969).
Дворянское гнездо, 1969, реж. А. Кончаловский
Но несколько раз в жизни мне, правда, повезло. Я сыграла в комедиях, вот у Рязанова в «Забытой мелодии для флейты» и в «Старых клячах», потом в «Обыкновенном чуде»... Так вот именно повезло, но всего несколько раз. А так я всегда одно и то же играла». Ирина Купченко и Василий Лановой Фото: kino-teatr. Вахтангова, где встретила человека, с которым провел всю оставшуюся жизнь, — актера Василия Ланового. Они во многом были очень похожи — интеллигентные, сдержанные, не любившие бросать слов на ветер, очень закрытые и молчаливые с чужими людьми. Но те, кто знал Ирину Купчекно ближе, понимали, сколько глубины скрывается в этом молчании.
Так, режиссер Роман Виктюк говорил: «То, какова Ира в молчании, — это самое потрясающее. Та энергетика, святость, которая есть в ней, через музыку ее организм сверкает и переливается невероятными энергетическими всплесками. Внешне она кажется спокойной, внешне она выдержанная. Но когда она в молчании поднимает глаза, в этих глазах есть такой свет, покой, а самое главное, терпение». Ирина Купченко Фото: uznayvse. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Съемочной группе актриса объяснила, что не может себе представить, как можно заплакать от обиды. Чтобы добиться нужного эффекта, режиссер резко встряхнул актрису несколько раз за плечи. Тышкевич растерялась, от неожиданности у нее полились слезы, и оператор смог снять несколько удачных дублей. Фильм вышел на экраны в 1969 году и был тепло воспринят зрителями. Андрей Кончаловский был награжден финской национальной кинопремией «Юсси» в категории «Лучший иностранный режиссер». Смотрите драму «Дворянское гнездо» в пятницу, 20 августа, в 13:20 в эфире телеканала «Мосфильм.
Другое дело, что, на наш взгляд, роман не был прочитан достаточно внимательно, не очень глубоко был понят. И не совсем отчетливо представляли себе экранизаторы, на какие духовные потребности сегодня они намерены ответить своей картиной «по мотивам» Тургенева. Судя по фильму, ко всему этому они еще сомневались в том, не покажется ли тургеневский роман скучным сегодняшнему зрителю. Отсюда стремление как-нибудь «подновить», «актуализировать» Тургенева» Гуральник, 1970: 66-67.
Гуральник У. Михалкова-Кончаловского; тот пафос, с каким сняты в нем пейзажи, интерьеры, портреты; эпизод у барышника; символическая крестьянская девочка, наконец, — все это, конечно же, попытка перевести в эмоционально-зрительный ряд все ту же общую нашу думу о судьбе родины, о ее величии и красоте. Но наше убеждение в том, что «нет в мире той силы, которая могла бы выбить из колеи необъятную Русь», имеет опорой реальную историческую преемственность поколений, итог и новое продолжение которой — наша сегодняшняя жизнь. Передать сегодня на экране точку зрения на былое, свойственную тем, кто «и был и есть»,— такова задача советского художника, обращающегося к отечественной классике, к прошлому России. Он ведь не на rendez-vous к ней пришел — ему без нее не жить» Стариков, 1970: 120. Стариков Д. А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели? Александр Федоров, 2020 P.
Работа кипела, режиссер и актриса понимали друг друга с полуслова. А потом случился инцидент. Героине Беаты нужно было заплакать. Но это никак не получалось. Андрей Кончаловский размахнулся и… влепил мне пощечину! Такую, что я чуть не упала! И, конечно, зарыдала! Кадр был снят. А актриса психанула и побежала крича: — Все кончено! В Варшаву! Андрей с трудом красавицу догнал, упал на колени и стал просить прощения. Но гордая аристократка такого «творческого подхода» не поняла — ее никто и никогда не бил! И это поставило жирную точку в затянувшемся романе. И прямо на этих съемках замутила… с другим.
"Дворянское гнездо", роман Тургенева и фильм Кончаловского
В Москве покажут фильм "Дворянское гнездо" - Новости - Кино - РЕВИЗОР.РУ | актеры фильма с фото. |
Пустыня, Сибирь, история: 10 этапных фильмов Андрея Кончаловского | Сюжет фильма Актеры фильма "Дворянское гнездо" 1969 получили возможность в этой картине продемонстрировать все грани своего таланта. |
Дворянское гнездо фильм (1969), актеры, кадры, видео, трейлер и когда смотреть фильм онлайн | Режиссер рассказал, как снимал «Дядю Ваню» и «Дворянское гнездо». |
Дворянское гнездо
Работа кипела, режиссер и актриса понимали друг друга с полуслова. А потом случился инцидент. Героине Беаты нужно было заплакать. Но это никак не получалось. Андрей Кончаловский размахнулся и… влепил мне пощечину! Такую, что я чуть не упала! И, конечно, зарыдала! Кадр был снят. А актриса психанула и побежала крича: — Все кончено! В Варшаву! Андрей с трудом красавицу догнал, упал на колени и стал просить прощения.
Но гордая аристократка такого «творческого подхода» не поняла — ее никто и никогда не бил! И это поставило жирную точку в затянувшемся романе. И прямо на этих съемках замутила… с другим.
На роль немца Лемма взяли Костомолоцкого, чудного старика из театра им.
Мне как режиссеру свойственно, делая картину или еще на сценарном ее этапе, или даже на этапе подготовки, аккумуляции материала, тащить все в дом. В записных книжках у меня все, что может пойти в строку, пригодиться, дать толчок мысли, - огромное количество разного материала. В «Асе Клячиной» это был в основном Платонов, Гоголь, в «Дворянском гнезде» - все, что могло пригодиться для поиска стиля, характера изображения, пластического решения. От Феллини в картине есть просто прямое заимствование.
В кадре возникают статичные музыканты - сначала четыре, потом - пять, семь, десять, и начинается котильон. Этот прием «заимствован» у Феллини. Кто-нибудь заметил? Для парижского эпизода Коля Двигубский придумал замечательные платья - из жатой бумаги, лигнина артисты пользуются им для стирания грима.
Со стоячими воротниками. В картине достаточно таких бумажных костюмов. У меня был верный человек — ассистент Кано, Каныбек, практикант на «Дворянском гнезде». Он был моим ассистентом еще на «Асе Клячиной», и он обратил мое внимание на своего однокурсника Рустама Хамдамова.
Я посмотрел короткометражку Рустама - «В горах мое сердце» - эта маленькая красивая картина студента Хамдамова потом не выходила у меня из головы. Многие решения в «Дворянском гнезде», сам его стиль определены ею. Рустам сделал для нас замечательные шляпы с цветами на полях, чудные творения - делал все своими руками. На картине он числился практикантом.
Рустам, конечно же, артизан, человек исключительного таланта, я относился к нему с любовью, даже с обожанием. Забавно, что «Дворянское гнездо» сделано под влиянием Феллини и Хамдамова. Великий классик и студент ВГИКа. Роль Гедеоновского играл Василий Васильевич Меркурьев.
Дикого барина эту роль мы ввели в сценарий - Евгений Лебедев. Характер - не из «Дворянского гнезда», а из «Записок охотника». Коля Губенко сыграл барышника - эта роль в фильме осталась, она тоже из «Записок охотника». Мне казалось, что роль Паншина, соперника Лаврецкого, должен играть человек, похожий на Гоголя.
Я не мог бросить театр, должен был доиграть в Брянске хотя бы сезон. Мне пошли навстречу. Ближе к осени Лев Федорович снова позвонил и спросил: «Ну так как? В Брянске у нас была трехкомнатная квартира.
Я не мог повезти семью в угол. Но в итоге меня уговорили. Режиссер получил итальянский орден за фильм о Микеланджело — Вы сопротивлялись своей удаче? Снимали комнату в трехкомнатной квартире.
Но раз уж мы оказались в Москве, надо что-то решать. Тогда купить кооператив было сложно и дорого. Мы напряглись и в 1970 году переехали в свою московскую квартиру, в которой до сих пор и живем. Я никогда не верил, что у меня будет хоть какая-то известность.
Я же нормальный провинциальный артист. Когда я учился в студии, у нас был любимый педагог по речи Людмила Александровна Булюбаш. После окончания студии мы вместе с моей сокурсницей пришли к ней узнать свою дальнейшую судьбу. И Людмила Александровна про меня сказала: «Вы всегда будете нужны театру».
А сокурснице, считавшейся самой талантливой, предсказала славу и большую известность. Прошли годы. Я действительно всегда был нужен театру. А про ту студентку я с тех пор ничего не слышал.
Вот такие разные судьбы.
Актерский состав С подбором актеров не возникло больших проблем. Главная роль была предложена студентке Щукинского театрального училища Ирине Купченко , и эта работа стала ее кинодебютом. Интересно, что попала она в фильм совершенно случайно: шла по коридору и ошиблась дверью. Купченко должна была сниматься в массовке другой картины, но снялась в главной роли у Кончаловского, и с этого момента начался ее яркий путь в кинематографе, а также плодотворное сотрудничество с режиссером, который еще несколько раз приглашал актрису в свои последующие картины. Одновременно с Купченко в фильме «Дворянское гнездо» дебютировал и актер Леонид Кулагин.
Дворянское гнездо, 1969, реж. А. Кончаловский
Кончаловский сходил по Тышкевич с ума, готов был для нее луну с неба достать. Как-то поехал в Москву и продал старинное пианино, чтобы купить любимой антикварное кольцо с крупной жемчужиной. Но она реагировала холодно. Андрон не мог быть верным мужем. Своих женщин он любил порывистой русской любовью. А я измен в браке не вынесла бы.
И отказала. А в марте 67-го года родила от Анджея Вайды дочь Каролину и вышла за него замуж. Гордая аристократка «подхода» не поняла Но любовная связь с фантастическим мужчиной не прервалась! Они встречались и писали друг другу страстные письма. Потом Беата оклеит посланиями Андрона стены маминой квартиры… А в 1968-м Кончаловский приступил к съемкам фильма «Дворянское гнездо».
И на роль Варвары Павловны позвал прекрасную польку. Работа кипела, режиссер и актриса понимали друг друга с полуслова. А потом случился инцидент.
Фильм Андрея Кончаловского "Дворянское гнездо", посвящённый 150-летнему юбилею Ивана Тургенева, отражает традиционные темы в русском кино и мир главного героя-дворянина: поэтическое восприятие природы, описание общества XIX в. Показ фильма осуществляется в рамках проекта "КиноКлуб Большой Москвы". Ведущий мероприятия - Сергей Сидоренко, создатель и руководитель московских киноклубов, режиссёр-постановщик телеканала "Культура", преподаватель Института театрального искусства.
Он расстался со своей женой, изменявшей ему. Будучи в гостях у кузины в поместье неподалеку, влюбляется в дочь кузины, юную Елизавету Михайловну Купченко , а она - в него. Вскоре Лаврецкий узнает, что жена умерла, он надеется найти свое счастье с Лизой, которая намеревалась отказать завидному жениху.
Его непохожие на кого-либо другого манеры игры, смешение нежности и силы, а также искрометный юмор и интеллигентность делают его образ неповторимым и оригинальным.
Также стоит отметить роль графини Вотенской, исполненную одной из великих актрис современности — Людмилой Максаковой. Ее безупречное мастерство и неповторимый характер позволяют полностью вжиться в образ старой дворянки. Каждый жест, каждая реплика Максаковой проникнуты долголетним пониманием актерского мастерства. Графиня Вотенская стала одним из ключевых и запоминающихся персонажей фильма именно благодаря великому актерскому таланту Максаковой. Роль главного мужского персонажа Сергея Волынского исполнил молодой актер Евгений Миронов. Его энергия и страстность помогли создать яркую и одновременно многогранный образ влюбленного в Елену дворянина. Миронову удалось раскрыть в сердце Волынского всю сложность чувств, а его харизма и талант вдохновили зрителя окунуться в прошлое и прикоснуться к эпохе русской либерализации.
Фильм Андрея Кончаловского Дворянское гнездо
Художественный фильм "Дворянское гнездо" по роману И. С. Тургенева покажут 19 августа в 21:50. Актеры фильма Дворянское гнездо: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич, Тамара Чернова, Виктор Сергачев, Василий Меркурьев, Александр Костомолоцкий, Мария Дурасова. В целом, актерский состав фильма «Дворянское гнездо» Кончаловского действительно впечатляет своим мастерством и талантом. Главная» Новости» Дворянское гнездо фильм кончаловского анализ.
Кто вдохновил Андрея Кончаловского на съёмки фильма «Дворянское гнездо» | Тайны кино
Только он явлен не в привычной художественной системе: образ — характер — поступок, а в самой тональности ленты, в одухотворении её» [6]. Дискуссия продолжилась в 1970 году. Критик У. Гуральник считал, что роман был потерян при экранизации [7]. Александр Липков утверждал, что «фильм изумительно красив» [8] и «важен своим итогом, простым и в то же время неповторимо современным» [9]. Михалкова-Кончаловского; тот пафос, с каким сняты в нём пейзажи, интерьеры, портреты; эпизод у барышника; символическая крестьянская девочка, наконец, — всё это конечно же попытка перевести в эмоционально-зрительный ряд всё ту же общую нашу думу о судьбе родины, о её величии и красоте», — писал Д. Стариков [10]. Литературовед В. Турбин , положительно оценивая картину, видел в ней не столько экранизацию, сколько самостоятельное произведение с современным смыслом [11].
К тому же он очень тяжело переносил разлуку с Россией. Это его сильно измотало. Таким он предстает перед зрителем в самом начале. Проходит совсем немного времени, и Лаврецкий буквально преображается на наших глазах. Он влюбляется. Своей красотой его покоряет юная дочь его двоюродной сестры по имени Лиза. Вскоре из газетных сообщений он узнает, что во Франции скончалась его жена. Кульминацией картины становится признание в любви главного героя Лизе и возвращение из-за границы его супруги, которая оказывается живой и здоровой. Все это значительно осложняет сюжет, который только с первого взгляда кажется таким простым. Самое печальное для главного героя оказывается то, что Лиза тоже полюбила его за это время, а появление супруги испортило все планы. Виной всему стала досадная ошибка в журнале, сообщившем о ее смерти. Леонид Кулагин В фильме "Дворянское гнездо" 1969 актеры и роли, которые они исполняют, покорили своей откровенностью многих зрителей. Он играл во многих провинциальных театрах.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Не от невежества авторов происходит в фильме смешение вещного мира разных эпох: костюмы - не тургеневского, а скорее чеховского времени; женские шляпы скопированы из журналов мод 1905 года, регулярные парки усадеб Лаврецкого и Калитиных! Режиссер намеренно уходит от точности временных отсылов, утверждая мысль о неконкретности прошлого. Это прошлое вообще. Россия в "Дворянском гнезде" Кончаловского прекрасна: умыта, солнечна, чиста. Экран предлагает и буйство красок, и нежную пастель. Фильм удивительно, изысканно красив. Лопухи в человеческий рост отсвечивают серебром, паутина - как старинное кружево. Натюрморт завтрака Лаврецкого на пленэре под полотнам малых голландцев: в севрских, тончайшего фарфора, чашках золотится густой мед, алеет, истекая соком, купающаяся в сливках ягода... Хрестоматийными стали кадры со стремительно бегущими кронами деревьев с пробивающимися сквозь них ликующими солнечными бликами. Признание Лаврецкого в любви к России - стихотворение в прозе, истинная высокая поэзия. Дом Лаврецкого. Кадр переполнен вещами - старинной мебелью, безделушками, статуэтками. С губ уже готово сорваться ехидное сравнение с антикварной лавкой или апартаментами нувориша. Она одухотворяет каждый предмет, обласкивает вещицы любовным взглядом Они оживают и словно сами голосом старого лакея рассказывают историю рано умершей матери Лаврецкого - "драму из старинной жизни", повесть о крестьянской девушке, полюбившейся барину, осмелившейся полюбить самой, зачахнувшей от тоски и одиночества. Она глядит на нас со старинной миниатюры - воплощенная кротость и печаль. И короткое едва успеваем прочитать с экрана монтажное вкрапление - крестьянская девочка на лугу с охапкой полевых цветов. Не единожды возникает в фильме этот лишенный точного словесного определения символ Может быть, это мечта героя, может быть, последняя надежда - бог весть! В финале Лаврецкий берет за руку ребенка и уходит вместе с ним по полевой дороге... Париж куда переносится в воспоминаниях Лаврецкий линяло-бесцветен. Парижская гостиная наполнена не людьми, а тенями, бессмысленным гомоном, ползущим шепотком, вздорной толкотней. Здесь Лаврецкому Леонид Кулагин уготована пошлая роль обманутого мужа, роль унизительная и смешная, как и весь его парижский облик - этакий русский медведь с завитыми волосами, нафабренными усами, в тесном, явно жмущем в подмышках фраке и дурацком жабо. На роль Варвары Павловны Кончаловский приглашает красивейшую актрису европейского кино - Беату Тышкевич. Точеный профиль, мрамор покатых плеч, лебединая шея. Врожденная аристократичность и женская обольстительность. По замыслу режиссера Варвара Павловна стала в фильме олицетворением земного низменного начала. Противовесом устремленному к идеальному, божественному образу Лизы Калитиной. Из парижской светской львицы вылезает зверь столь же хищный, но мифологически менее благородный - волчица. Художник по костюмам обряжает Варвару Павловну в меховой капот с огромным капюшоном - шкурку невиданного зверя. Варвара Павловна мертвой хваткой вгрызается в жизнь, как в половинку лимона, высасывая его до самой кожуры: вцепляется в богатство Лаврецкого, в Лизу - и не разжать сведенных челюстей. Сама выживает при любых обстоятельствах, даже со страшной высоты позора падает на все четыре лапы.