части выставки Еврейский авангард. На новой выставке "Еврейский авангард" представлены работы, относящиеся к началу 20 века, созданные в самых разных странах, в большинстве своем художниками-евреями.
В Еврейском музее открылась выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»
«Еврейский авангард» в Еврейском музее | 5 марта 2024 года в Еврейском музее и центре толерантности открылся главный выставочный проект весны «Еврейский авангард. |
В Москве откроется выставка об эволюции еврейского авангарда в России | 5 марта 2024 года в Еврейском музее и центре толерантности открылся главный выставочный проект весны «Еврейский авангард. |
Выставка "Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие" | В Еврейском музее выставка с работами знаменитых художников – Шагала, Альтмана и других. Читайте главные новости часа на сайте Yarach Новостей и будьте в курсе последних событий. |
Выставка «Еврейский авангард» в Москве | myDecor | Главный выставочный проект сезона «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» открылся 6 марта. |
В Москве откроется выставка об эволюции еврейского авангарда в России | Несмотря на название «Мир как беспредметность», кураторы выставки старались показать авангард как можно более конкретно. |
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие
Malka 0 Сегодня выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» открылась для широкой публики. Проект знакомит с зарождением и развитием еврейского модернизма как самобытного феномена в мировой истории искусства ХХ века через произведения выдающихся мастеров — Марка Шагала, Натана Альтмана, Эль Лисицкого, Давида Штеренберга, Роберта Фалька, Александра Тышлера и других.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
Именно это историческое событие, по мнению кураторов проекта, может считаться высшей точкой развития авангардных тенденций в их творчестве и в еврейском художественном движении в целом. Отдельный зал экспозиции посвящён творчеству художников 1920-х годов: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса, цветодинамических конструкций Александра Тышлера, аналитической скульптуры Иосифа Чайкова и супрематических проунов «проект утверждения нового» Элиэзера Лисицкого до произведений конца 1920-х годов, демонстрирующих постепенное затухание авангардных тенденций и интеграцию еврейского искусства в контекст советского «большого стиля». Произведения предоставлены крупнейшими российскими музеями, среди которых Государственный музей изобразительных искусств им.
Пушкина, Государственный русский музей, Государственная Третьяковская галерея, музей истории евреев в России, Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, а также частными коллекционерами. Читать далее.
Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Центр авангарда Еврейского музея запускает научную программу
График работы: вс–чт 12:00–22:00 пт 10:00–15:00, сб — выходной Выставка открыта: 6 марта — 9 июня Открывается главный выставочный проект весны — выставка «Еврейский авангард. «Это выставка о происхождении еврейского авангарда, откуда он возник, — говорит Мария Гадас. 5 марта в Еврейском музее и центре толерантности открывается главный выставочный проект весны «Еврейский авангард». В Еврейском музее и центре толерантности выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», которая прослеживает зарождение и развитие еврейского модернизма.
Выставка "Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие"
Эволюция еврейского авангарда в новой выставке в Еврейском музее | Где: Еврейский музей и центр толерантности Адрес: улица Образцова, 11, стр.1а До: 9 июня 2024 Выставка “Еврейский авангард.-3. |
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие | Настоящим центром авангарда город стал вскоре после революции, когда его уроженец Марк Шагал занял должность уполномоченного по делам искусств Витебской губернии. |
Telegram: Contact @jewishmuseum | По словам Александра Бороды, авангард играет для Еврейского музея принципиально важную роль. Новая экспозиция стала уже четвертым крупным проектом по работе авангардистов. |
«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»
С 20 октября 2022 по 19 февраля 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Мир как беспредметность. Еврейские художники в русском авангарде. 1910–1980». Где: Еврейский музей и центр толерантности, Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А Когда: с 25 марта по 25 мая 2015 года. МОСКВА, 6 мар — РИА Новости. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Еврейский авангард.
Еврейский авангард. Национальные течения в международном модернизме
В Москве, в Еврейском музее и центре толерантности, проходит восьмая выставка объединения художников русского авангарда “Союз молодежи”. Главный выставочный проект сезона «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» открылся 6 марта. 6 марта в Еврейском музее и центре толерантности стартует масштабный выставочный проект «Еврейский авангард. Весенний проект Еврейского музея и центра толерантности исследует вклад еврейских художников в формирование и развитие искусства отечественного авангарда. 6 марта в Еврейском музее и центре толерантности стартует масштабный выставочный проект «Еврейский авангард. В Еврейском музее и центре толерантности открылся выставочный проект "Еврейский авангард.
Проект "Еврейский авангард" открылся в Еврейском музее и центре толерантности
Кульбина, О. Розановой, К. Рисунок Альтмана появился во втором, дополненном издании книжки. В январе 1918 г. Заведующим Отделом Изо стал Д.
Штеренберг; в Коллегию по делам искусств при Отделе вошли Н. Альтман, В. Баранов-Россинэ, И. Школьник и другие.
Московский филиал Отдела Изо возглавил В. Татлин; в московскую Художественную коллегию в 1918-1919 гг. Дымшиц-Толстая, Р. Фальк и другие.
Первая выставка художников-евреев состоялась в апреле 1916 г. Блох Элеонора Абрамовна 1881-1943 - скульптор; училась в школе поощрения художеств в Петербурге и в студии О. Родена в Париже 1898-1905. Впоследствии жила и работала на Украине, была профессором Харьковского художественного института.
Нисс-Гольдман Нина Ильинична 1893-1989 - скульптор. Училась в частной студии в Киеве, с 1911 по 1915 гг. С 1915 г. Участвовала в работах по плану монументальной пропаганды в Ростове-на-Дону.
В 1925-1930 гг. Член Общества русских скульпторов 1926-1931. Сандомирская Беатриса Юрьевна 1897-1974 - скульптор. Училась в школе Общества поощрения художеств, затем недолгое время в московских Свободных мастерских.
Участвовала в работах по плану монументальной пропаганды. Беатриса Сандомирская. Коган Нина Осиповна 1889-1942 - художник-график, иллюстратор детских книг. Уроженка Санкт-Петербурга, училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 1911-1913.
В 1919-1922 гг. Член Уновиса. В 1922 г. Терк Делоне-Терк Соня Элиевна 1885-1979 - живописец, художник прикладного искусства; супруга французского художника Робера Делоне.
Воспитывалась в семье дяди, петербургского адвоката; в 1903-1904 гг. В 1912-1913 гг. Хентова Полина Пола А. Уроженка Витебска, первые уроки в искусстве получила у Ю.
Окончила Брюссельскую Академию художеств. Накануне Первой мировой войны вернулась в Россию; участвовала в выставках "Мир искусства" Пг. В 1920 г. Девиса, живопись и в Блумсбери графика.
Шлезингер Вера Н. В 1918-1919 гг. Ретроспективная выставка художницы была открыта в 1975 г. Аронсон Б.
Еврейское искусство в России. В августе 1920 г. Габо и школы Певзнера. Густав Клуцис" Москва, Тверской бульвар, музыкальная эстрада; 15 августа 1920 г.
Илья Эренбург. В работах Абрама Эфроса, Якова Тугендхольда, Максима Сыркина второй половины 1910-х годов, посвященных как творчеству отдельных художников, так и общим вопросам национального искусства, этой проблеме уделялось немало внимания. Меерзон Иосиф Александрович 1900-1941 - художник. Уроженец Витебска, учился у Ю.
Пэна, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В Витебске в послереволюционные годы участвовал в декоративно-оформительских работах по праздничному украшению города под руководством Шагала. В 1927 г. Преподавал в 1930-е годы в Академии художеств.
Погиб на фронте. Шапиро Тевель Маркович 1898-1983 - художник, архитектор. Учился у Ю. После революции занимался в мастерской Малевича во II Государственных свободных художественных мастерских 1919.
В 1919-1921 гг. Об обстоятельствах приглашения и приезда Малевича в Витебск см. Витебск, 1920. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи, ф.
Манифест цитируется с сохранением авторской стилистики, правописания, пунктуации. Магарил Евгения Марковна 1902-1987 - живописец, график. Училась в Витебском Народном художественном училище; затем занималась под руководством М. Матюшина в петроградской Академии художеств.
Бялостоцкая Фаня Яковлевна 1904-1980 - архитектор. Училась в Витебском Народном художественном училище; член Уновиса. Гурович Эмма Ильинична 1899-1980 - график, художник прикладного искусства. Училась в Витебском Народном художественном училище, затем в Высшем художественно-техническом институте при Академии художеств в Петрограде и в Высшем художественно-техническом институте в Москве.
Работала как художник тканей. Кабищер Кабищер-Якерсон Елена Аркадьевна 1903-1990 - живописец, график. Училась у Ю. Пэна, в Витебском Народном художественном училище, затем уехала в мастерскую Р.
Фалька во Вхутемасе. Розенгольц Цивия Клара Абрамовна 1870-1961 - учительница; училась у Ю. Пэна, затем в Витебском Народном художественном училище; последовательница Малевича, автор ряда кубофутуристических работ, хранящихся в частном собрании, Москва. Оба представления были подготовлены преподавателями и учениками Витебского Народного художественного училища К.
Малевичем, В. Ермолаевой, Н. Коган, Л. Зуперманом, Л.
Циперсоном и др. Дневник хранится в Рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина ф. О высокой оценке Малевичем творчества Хаи Каган рассказывали автору бывший ученик Витебского Народного художественного училища архитектор М.
Рождественский р. Роберт Фальк впервые приехал в Витебск в 1921 г. Фальку была предоставлена мастерская в Витебском художественно-практическом институте так стало называться училище после отъезда Марка Шагала. Фальк и Малевич, несмотря на полярность художественных взглядов, нашли общий язык; Малевич не возражал против ухода части уновисцев к Фальку и последующего их отъезда в Москву.
О группе проекционистов см. Русский и советский авангард 1915-1932. Франкфурт, Нью-Йорк, Москва, 1992-1993. Период перехода.
На встрече узнаем, почему Модильяни не стал скульптором и по каким причинам его персональная выставка была отменена в день открытия; поговорим об узнаваемой экспрессивной манере Сутина и о том, кем были люди, продававшие работы этих талантливых мастеров.
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». Зрители познакомятся с периодом искусства ХХ века, когда ведущие еврейские художники и другие авторы, принадлежавшие к различным течениям, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства».
Как сообщает сайт Еврейского музея, программа охватывает изучение авангардного искусства студентами и магистрантами, поддержку молодых ученых, организацию научных событий, организацию профессиональных дискуссий по актуальным темам, публикацию научных сборников и монографий, международные научные обмены, участие в международных и российских грантовых программах. С середины февраля в Центре авангарда начнется специализированный семинар «Авангардные художественные практики первой половины ХХ века»,разработанный совместно с Государственным институтом искусствознания ГИИ. В мае в Центре авангарда и ГИИ пройдет международная конференция молодых ученых, изучающих русский и международный авангард.
Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку русского авангарда
И тут же мы наблюдаем, как органично эти народные темы входят в печатную графику и живопись молодых художников. Отдельного внимания заслуживают автопортрет восемнадцатилетнего Натана Альтмана, предоставленный на выставку потомками мастера, и его очаровательные эскизы городских вывесок. Эти эскизы юноша рисовал перед комиссией лучших маляров города Бердичева для получения диплома ремесленника. Подобный документ дал ему право покинуть территорию черты оседлости и перебраться в столицу. В этом же пространстве представлены собранные из разных уголков страны редкие натюрморты малоизвестного, но очень любопытного еврейского художника — Якова Паина.
Яков Паин. Самым крупным и важным сообществом 1920-х годов стала «Культур-Лига», которая поддерживала образовательные, издательские, литературные, театральные и, конечно, художественные проекты. Центральный раздел экспозиции посвящен одному из важнейших достижений художественного отдела «Культур-Лиги» — московской выставке 1922 года, в которой приняли участие три самых знаменитых еврейских художника-авангардиста того времени — Марк Шагал, Натан Альтман и Давид Штеренберг. Интересно, что архитектура выставочного пространства воспроизводит не только оригинальное трехчастное деление выставки 1922 года каждому мастеру было выделено свое помещение , но и реконструирует фасад и стены не сохранившегося здания в Леонтьевском переулке.
Таким образом, современный зритель может совершить путешествие во времени на сто лет назад — и прогуляться по выставочным залам прошлого. Экспозиция представляет нам непривычную живопись Альтмана начала 1920-х — картины на грани беспредметности, в которых явно ощущается влияние супрематизма.
Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр ГОСЕТ.
Театральные композиции Шагала, по многим свидетельствам, влияли не только на общее оформление постановки, но и на стиль театральной игры еврейских актёров. Представленный на выставке цикл произведений «Введение в еврейский театр» признан одной из бесспорных вершин творчества Шагала. В этот же раздел войдут произведения Александра Тышлера и Марка Эпштейна, сотрудничавших с другим авангардным коллективом — с Театральной студией «Культур-Лига» под руководством Эфроима Лойтера.
Выставки еврейских художников, проходившие в Москве в 1917, 1918 и 1922 годах, стали значимыми этапами в формировании еврейского авангарда. В залах музея будет представлена реконструкция выставки «Культур-Лига» 1922 года, на которой экспонировались произведения Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга.
Именно это историческое событие, по мнению кураторов проекта, может считаться высшей точкой развития авангардных тенденций в их творчестве и в еврейском художественном движении в целом. Отдельный зал экспозиции посвящён творчеству художников 1920-х годов: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса, цветодинамических конструкций Александра Тышлера, аналитической скульптуры Иосифа Чайкова и супрематических проунов «проект утверждения нового» Элиэзера Лисицкого до произведений конца 1920-х годов, демонстрирующих постепенное затухание авангардных тенденций и интеграцию еврейского искусства в контекст советского «большого стиля». Произведения предоставлены крупнейшими российскими музеями, среди которых Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Государственный русский музей, Государственная Третьяковская галерея, музей истории евреев в России, Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, а также частными коллекционерами. Купить билеты.
Фото: Евгений Наумов Выставка «Еврейский авангард» вызвала споры в среде арт-критиков и журналистов. Вместе с Евгением Наумовым попробуем разобраться, объективна ли критика очередного проекта Еврейского музея и Центра толерантности, а также выясним, что же на самом деле показывается в экспозиционных залах и кому может быть интересно искусство евреев-авангардистов. Выставка в Еврейском музее и Центре толерантности, показывающая наследие еврейских художников-модернистов, вызвала крайне неоднозначную реакцию. Многих критиков этого проекта удивила сама идея объединять художников по национальному признаку.
Многих разочаровал зал с проекциями работ Марка Шагала. В результате и то хорошее, что было представлено в экспозиции, как-то смазалось и отошло на второй план. В этой статье или даже, скорее, эссе будет предпринята попытка объективного анализа экспозиции и идейного содержания выставки. Иссахар-Бер Рыбак.
Еврейский музей уже не в первый раз делает выставку, посвящённую русскому авангарду, и, скорее, даже удивляет, что концепция выставки, подсвечивающей значение художников еврейского происхождения в этом крупном культурном явлении, возникла только сейчас. Хотя движение авангардного искусства не только было международным, но и по большей части стремилось к стиранию национальных примесей ради поисков универсального формального языка, внутри него часто появлялись группы, объединённые в том числе по этническому признаку. Иосиф Чайков. Лубок фрагмент.
Конец XIX в. Кубисты Франции изучали африканские и иберийские ритуальные маски, немецкие экспрессионисты пытались разыгрывать полинезийские танцы.
Проект "Еврейский авангард" открылся в Еврейском музее и центре толерантности
Это заметно в подборе работ — именитые художники выставлены в одном пространстве с менее известными авторами, качество работ которых заставляет подолгу останавливаться для изучения деталей. В фокусе внимания выставки — деятельность так называемой Культур-лиги, объединения еврейских художников, писателей, издателей. Созданное в 1918 г. За шесть лет существования Культур-лиги ее отделы были созданы в Москве, Риге, Витебске, Минске, Вильно и других городах. В 1992 г. Сохранился ее каталог, в котором перечислено 55 работ. В одном из залов Еврейского музея сделали своеобразный трибьют этой выставке, постаравшись визуально и композиционно восстановить ту известную экспозицию. Она особенно интересна тем, что в творчестве этих мастеров тогда очень ярко проявлялись основные тенденции еврейского авангарда. Кроме того, авторы находились в тесных творческих взаимоотношениях, постоянно обменивались своими открытиями. Интересно, как именитые мастера влияли на стиль друг друга: кубистически оформленная обложка папки участников Съезда работниц и крестьянок Северной области кисти Альтмана колористически перекликается с лаконичным «Письменным столом» Штеренберга.
По мнению кураторов проекта, именно это историческое событие можно считать высшей точкой развития авангардных тенденций в их творчестве и в еврейском художественном движении в целом.
Перейти в медиабанк 6 из 8 Отдельный зал посвящен творчеству художников 1920-х: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса, цветодинамических конструкций Александра Тышлера, аналитической скульптуры Иосифа Чайкова и супрематических проунов "проект утверждения нового" Элиэзера Лисицкого до постепенного затухания авангардных тенденций и интеграции еврейского искусства в контекст советского "большого стиля". Перейти в медиабанк 7 из 8 В экспозицию вошли работы из собраний Пушкинского музея, Русского музея, Третьяковской галереи, Музея истории евреев в России, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств, а также из частных коллекций.
Более честной и прекрасной одежды, чем его, иметь нельзя. На нем был сильно изношенный серый костюм Маяковского, ботинки военного образца, серый суконный тулупчик Маяковского, тоже сильно поношенный, военного покроя, и круглая меховая шапочка» [12]. Но мы едем, едем, а моста не видно.
Володя, конечно, этого и ждал. В 1918 году под впечатлением от драматической «живой картинки» родились строки о зеваках — «штаны пришедшие Кузнецким клешить» в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: — Упала лошадь! Свое второе воплощение в качестве фешенебельной витрины Москвы Кузнецкий Мост пережил в годы Новой экономической политики. Вспомним Шарикова: «Что я, хуже людей? Пойдите на Кузнецкий — все в лаковых» [15].
Еще одну процессию, на этот раз траурную, похоронную, в день встречи цинкового гроба Г. Якулова с поезда, прибывшего из Еревана через Тифлис , и сопровождения его до улицы Герцена, к зданию Центрального дома работников искусств Рабис сейчас — Большая Никитская, 19 , для панихиды, следует упомянуть: она «двинулась на Кузнецкий мост, и когда передовая часть ее с венками была уже на Петровке и подымалась вверх по Камергерскому переулку, весь Кузнецкий был в факелах [16] и цветах, а сам гроб и провожающие были еще в Фуркасовском переулке» [17]. Примечания Кузнецы мастерили инструменты для пушкарей-литцов и других умельцев. Яковлевым по проекту Д. Ухтомского, сохранился, засыпанный после того, как Неглинную к 1819-му заключили в подземную трубу.
После отмены черты оседлости талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретённой свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъёма. Ведущие еврейские художники — Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Элиэзер Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, принадлежавшие к различным течениям авторы, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства».
Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме. Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр ГОСЕТ. Театральные композиции Шагала, по многим свидетельствам, влияли не только на общее оформление постановки, но и на стиль театральной игры еврейских актёров.
В Еврейском музее открылась выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»
И каким должно быть наше искусство? Оно уже было создано в местечках Литвы, Белоруссии и Украины и оттуда докатилось до Парижа... Удивительно, но ни одна другая эпоха в истории искусства не знала столько еврейских имен. Почему евреи в ХХ веке вдруг оказались в авангарде художественных экспериментов? Что в еврейской культуре попало в нерв времени? В программе: 23.
Вернувшись в 1935-м, попал в эпицентр сталинского террора, отошел от живописи и зарабатывал на жизнь дизайном марок и книжной иллюстрацией. Натан Альтман. В 1930-х Штеренберг эволюционировал в сторону реализма, был соучредителем Общества станковистов. Из трех мастеров, имена которых вынесены в название выставки, пожалуй, только несоветский Шагал оставался верен еврейским корням до конца. Еврейский музей и центр толерантности «Еврейский авангард 1910—1930 гг. Шагал, Альтман, Штеренберг» 5 марта — 9 июня.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств «Это выставка о происхождении еврейского авангарда, откуда он возник, — говорит Мария Гадас. Авангардный язык не подразумевал отказ от традиций. Это была трансформация, попытка переосмысления, на чем мы делаем большой акцент». Кем же на момент выставки 1922 года были ее участники и что ждало их впереди? Марк Шагал. Фото: Государственная Третьяковская галерея 35-летний Марк Шагал 1887—1985 преподавал в колонии для беспризорных в подмосковной Малаховке и работал в Еврейском камерном театре сценографом. Вскоре после выставки он навсегда уехал из России — его ждала невероятная международная слава.
В январе эту картину испортил охранник, пририсовав шариковой ручкой глаза абстрактным фигурам на картине. Беспредметная классика. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
Авангардом по традиции. В Еврейском музее идет выставка о Культур-Лиге
Где: Еврейский музей и центр толерантности Адрес: улица Образцова, 11, стр.1а До: 9 июня 2024 Выставка “Еврейский авангард.-3. Экспозиция проследит зарождение и развитие еврейского модернизма как нового явления в искусстве ХХ века. Выставка продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России. Экспозиция проследит зарождение и развитие еврейского модернизма как нового явления в искусстве ХХ века. Выставка продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России. Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной. Интерфакс: В Еврейском музее и центре толерантности 19 октября откроется выставка авангарда "Мир как беспредметность. Завершают экспозицию произведения, которые показывают, как тенденции авангарда постепенно ослабевают, а искусство еврейских художников интегрируется в советский.