Преосвященным епископом Выборгским и Приозерским быть епископу Выксунскому и Павловскому Варнаве с освобождением его от управления Выксунской епархией. 30 октября 2023 г. епископ Выборгский и Приозерский Варнава совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком храме г. Всеволожска.
Архипастырь. Молитва. Епископ Выборгский и Приозерский Варнава
Епископ Выборгский и Приозерский Варнава | Епископ Выборгский и Приозерский Варнава посетил архив и встретился с руководством Архивного управления Ленинградской области. |
Епископ Выборгский и Приозерский Варнава - Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова | Епископ Выборгский и Приозерский Варнава в своем докладе говорил о том, что православие является духовно-нравственной основой семьи. |
Архипастырь. Самое актуальное в Церкви сегодня. Епископ Выборгский и Приозерский Варнава - YouTube | Епископ Выборгский и Приозерский Варнава возглавил богослужение «Мариина стояния» — утрени с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. |
Архипастырь. Самое актуальное в Церкви сегодня. Епископ Выборгский и Приозерский Варнава - YouTube | кафедральный город вверенной Его Преосвященству епархии. |
Об итогах заседания Священного Синода
Фотографии множества счастливых пар, образовавшихся в стенах Мультицентра, в очередной раз подкрепляют эти утверждения. Мультицентр социальной и трудовой интеграции Наши контакты.
В связи с прошением Преосвященного митрополита Симферопольского и Крымского Тихона освободить протоиерея Димитрия Гоцкалюка от должности исполняющего обязанности ректора Таврической духовной семинарии и назначить исполняющим обязанности ректора упомянутой семинарии митрополита Симферопольского и Крымского Тихона. В связи с прошением Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Арсения освободить иеромонаха Андрея Короткова от должности ректора Псково-Печерской духовной семинарии и назначить исполняющим обязанности ректора упомянутой семинарии митрополита Псковского и Порховского Арсения. Справка: Согласно Уставу Русской Православной Церкви «Священный Синод назначает… руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей» V. Справка: Архиерейский Собор 2011 года постановил: «Правящие архиереи могут быть настоятелями священноархимандритами исторически значимых или крупнейших монастырей епархии в порядке исключения» Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. Согласно Положению о монастырях и монашестве: «Епархиальный архиерей имеет особое попечение об обителях, где он является священноархимандритом: регулярно совершает богослужения, заботится о духовном устроении и благолепии обители, а также о том, чтобы монастырь служил примером для других обителей епархии. Непосредственное руководство таким монастырем поручается игумену, назначаемому Священным Синодом по представлению епархиального архиерея и осуществляющему полноту функций, закрепленных за игуменом в Уставе Русской Православной Церкви, в уставе монастыря, а также в данном Положении». Утвердить Преосвященного митрополита Омского и Таврического Дионисия священноархимандритом Никольского мужского монастыря деревни Большекулачье Омского района Омской области. Утвердить Преосвященного епископа Выборгского и Приозерского Варнаву священноархимандритом Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря острова Коневец Приозерского района Ленинградской области.
Утвердить Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Парамона священноархимандритом Городецкого мужского Феодоровского мужского монастыря города Городца Нижегородской области. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия: назначить монахиню Марию Яковлеву на должность игумении Успенского женского монастыря города Перми. В связи с прошением Преосвященного митрополита Владивостокского и Приморского Владимира: назначить монахиню Иоанну Польянову на должность игумении Марфо-Мариинского женского монастыря города Владивостока. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта: назначить иеромонаха Михаила Гичко на должность наместника Успенского Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском. В связи с прошением Преосвященного епископа Борисоглебского и Бутурлиновского Сергия: назначить иеромонаха Тихона Комарова на должность игумена Серафимо-Саровского мужского монастыря села Новомакарово Грибановского района Воронежской области. В связи с прошением Преосвященного епископа Покровского и Новоузенского Фомы: открыть Успенский женский монастырь поселка Приволжский города Покровска Энгельса Саратовской области и назначить монахиню Георгию Кузенкову на должность игумении этого монастыря. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия: назначить монахиню Сергию Бересневу исполняющей обязанности игумении Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря города Кунгура Пермского края. В связи с прошением Преосвященного митрополита Томского и Асиновского Ростислава, временно управляющего Колпашевской епархией: назначить иеромонаха Даниила Симакова исполняющим обязанности игумена Спасо-Преображенского монастыря села Большой Волок Томской области Колпашевская епархия. В связи с прошением Преосвященного митрополита Симферопольского и Крымского Тихона: освободить игумению Евсевию Пальчик от должности игумении Свято-Троицкого женского монастыря города Симферополя и назначить исполняющей обязанности игумении обители монахиню Ефросинию Вислову. Епархиальным архиереям упомянутых епархий представить исполняющих обязанности игуменов или игумений к утверждению в должности через год в случае благополучного прохождения ими испытательного срока и дополнительного рассмотрения их кандидатур в установленном порядке Синодальным отделом по монастырям и монашеству.
Обратить внимание епархиальных архиереев, что богослужебное возведение в сан игумена или игумении упомянутых монашествующих может быть осуществлено только в случае их утверждения в должности Священным Синодом. Справка: Согласно параграфу 4. В исключительных случаях подворье может быть учреждено на территории другой епархии. Деятельность подворья регламентируется гражданским и внутренним уставами того монастыря, к которому данное подворье относится, а также гражданским и внутренним уставами подворья если таковые имеются. Для управления подворьем может назначаться настоятель настоятельница или старшая сестра , который состоит в подчинении у игумена игумении основного монастыря. Имя этого епархиального архиерея возносится за богослужением в храме подворья, равно как и имя архиерея, которому подчиняется монастырь. Также за богослужением в храме подворья возносится имя игумена своего монастыря. В своей хозяйственной деятельности такие подворья подчинены игумену своего монастыря. Более подробное определение обязанностей подворья по отношению к той епархии, на территории которой оно находится, определяется письменным соглашением двух епархиальных архиереев при учреждении подворья». Преосвященный архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний сообщил о получении прошения клирика Гродненской епархии иерея Андрея Ноздрина о переводе в юрисдикцию Польской Православной Церкви, а также адресованного данному клирику письма, подтверждающего готовность Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы рассмотреть вопрос о его принятии в клир Варшавско-Бельской епархии в случае предоставления ему отпускной грамоты.
Со стороны архиепископа Гродненского и Волковысского Антония возражений против перехода этого священнослужителя в клир Польской Православной Церкви не имеется. Преосвященный епископ Сурожский Матфей, временно управляющий Патриаршими приходами в США, не имеет возражений против перехода означенного клирика в клир Восточно-Пенсильванской епархии Православной Церкви в Америке.
В 1985—1995 годах состоял в браке.
Крестился в 1990 году в Свято-Покровском храме города Жиздры. В 1992 году приглашён на работу в Православное братство имени святого благоверного князя Александра Невского. Работал водителем, заведующим гаражом, пел и читал на клиросе.
С 20 июля 1999 года по 28 ноября 2004 года служил в Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода.
Военнослужащие группировки войск сил «Запад» записали видеоролик со словами благодарности жертвователям, волонтёрам и всем неравнодушным людям, откликнувшимся на призыв епископа.
Епископ Выборгский и Приозерский Варнава поздравил ленинградцев с Днем Православной Молодежи
Святые отцы говорят о так называемом радостотворном плаче, когда человек видит свою греховность и в то же время чувствует милость Божию. Есть и другая сторона. Некоторые люди падают в прелесть и ждут каких-то благодатных состояний, обманываются врагом нашего спасения. А другие начинают безмерно унывать. Это тоже от гордости. Есть такое выражение: «уничижение паче гордости». Это оборотная сторона медали. Такой подвижник начинает унывать и говорить, что точно не спасется. Одному враг внушает: «Ты уже спасен, ты святой, ты уже великий». А другому: «Ну все, ты ужасный грешник, ты никогда не спасешься». Вспомни Марию Египетскую, вспомни Моисея Мурина.
Вспомни Силуана Афонского. В 1990-е годы среди нас даже была такая шутка, что где-то в зарубежной Церкви состоялась какая-то конференция по этому афоризму: так приехали бы в Россию, пожили бы и узнали, что это такое. Я бы не стал так жестко все это разделять и разбираться в этом. Если Вы стремитесь к молитве утром и вечером, стараетесь это соблюдать, читать Псалтирь или акафисты, приходить при возможности в храм и так далее, то это уже все-таки потребность, а не привычка. Если чувствуете, что молитва Ваша холодная, то это по привычке. Но важно, что такая привычка у Вас есть. Если ее не будет, то и молитвы не будет. У святых отцов есть такие слова: молитве обучает молитва... Аскетика — это упражнения. Мы упражняемся в делании молитвы.
Хотя молиться — это навык. Святые говорят о навыке к молитве. Кто-то испортил нам настроение, приболели или физически устали: все это отражается на молитве. Мы же несовершенны. Все это влияет. Поэтому сегодня можно себе сказать: «Я как-то по привычке молился, не очень». А завтра: «У меня прямо потребность, не могу не встать на молитву, мне хочется молиться». У него есть стихотворение про человека, который запутался, разочаровался в жизни. Он ходит и не может понять: столько философских школ, и у каждой своя правда. И последняя фраза там: «для спасения души все святые хороши».
Поэтому для спасения души полезно почитать о молитве и Иоанна Лествичника, и Игнатия Брянчанинова. Есть еще эпистолярный жанр — письма святых отцов; и современных тоже, допустим, это конец XIX века — XX век. Например, Иоанн Кронштадтский такой же пламенный молитвенник, как Серафим Саровский. Игумен Никон Воробьев : у него очень много о молитве, в частности Иисусовой. Очень много у нас есть святых, которые учат нас молиться. Современных подвижников тоже нужно читать, они близки нам по духу, психологии, устроению, и нам иногда проще их понять. Паисий Святогорец опять же. Многие любят его читать, многим он по сердцу. Он был очень простой человек, но духовно мудрый и опытный молитвенник. Ты полностью отдаешься ей и устаешь.
А как же отдаваться молитве целый день, ведь никаких сил не хватит? То есть молитва обязательно должна сочетаться с трудом либо с каким-то деланием, которое служит отдохновением от молитвы. И совсем необязательно это физический труд, это может быть и чтение, и что-то еще. Действительно, молитва требует большого психофизического напряжения. Паисий Святогорец пишет, что как-то он начал днем молиться, потом посмотрел — уже закат. Он вышел на улицу, как ему показалось, вечером, а солнце не с той стороны. Спросил у соседа своего по келье, и тот сказал ему: «Дорогой, так утро сейчас». А он этого и не заметил. Бывали у него такие духовные состояния. Но в такое состояние еще нужно прийти.
А вообще молитва требует понуждения, и, конечно, обязательно нужно чередовать молитву и отдых. Или, к примеру, Иисусова молитва может идти как бы неким фоном, без полного участия человека? Вообще молитва не должна быть рассеянной, а когда она у нас идет фоном, мы все равно немного рассеиваемся. Но лучше такая молитва, чем никакой. Например, едем мы в городе на автомобиле. Мы следим за очень плотным движением вокруг, за перестроениями, светофорами, и вдобавок еще дорога скользкая. То есть мы все время отвлекаемся, но молитву Иисусову при этом читать нужно, ведь молитва все равно нас сосредотачивает, хоть мы и рассеиваемся. А чтобы молитва не была рассеянной, нужно остановиться, закрыть глаза, взять четочки и потихоньку молиться, не больше ста молитв за полчаса. Так советует святитель Игнатий Брянчанинов. Но мы понимаем, что в суете нашей городской жизни, где всё на бегу, лучше так молиться, чем вообще не молиться.
Александр Ельчанинов в своих дневниках пишет, что даже если человек молится невнимательно, все равно эта молитва действенна, все равно она важна и нужна. Конечно, лучше, если есть человек, который наставит в этом, но, к сожалению, нас больше наставляют книги, чем живые носители Иисусовой молитвы. Есть люди, которые имеют какие-то навыки в этом, но они по своему смирению стараются не брать себе учеников, стараются никому ничего не навязывать. Но существуют элементарные азы, которые должен знать каждый: это внимание, неспешность в молитве. Хотя есть люди с более быстрым темпераментом, которым легче молиться быстро. Кстати, на этот счет есть разные мнения, и кто-то со мной даже будет спорить, но я знаю разных людей, практикующих Иисусову молитву. Одни, как Игнатий Брянчанинов , за классическую молитву, другие, в частности афониты, которых я встречал, молятся быстрее, и они говорят, что так им легче сосредоточиться. Здесь все зависит от темперамента человека, от его опыта и так далее, поэтому я не могу однозначно сказать, как молиться правильнее.
В 1985-1991 гг. В 1991-1992 гг. В 1985-1995 гг. Крестился в 1990 г. В 1992 г. Александра Невского. Работал водителем, заведующим гаражем, пел и читал на клиросе. Нижнего Новгорода митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем рукоположен в сан диакона.
Кроме этого архиерей с благочинным обсудили ряд вопросов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности благочиний и их взаимодействия с епархиальным управлением. Далее архиерей в сопровождении благочинного выехал в п. Ромашки, осмотрел строящийся храм в честь Воздвижения Креста Господня и дал несколько практических советов. После изъявил желание посетить еще один строящийся храм в Ромашкинском поселении в честь иконы «Живоносный источник», с целью определения готовности храма к освящению. Владыка выразил удовлетворение результатами поездки.
Он также освобождён от должности председателя Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь, комиссию теперь будет возглавлять викарий Патриарха архиепископ Егорьевский Матфей. Так что, похоже, речь всё-таки о том, что епископ Фома чем-то провинился… К сожалению, решением Священного Синода почислен на покой один из самых ярких и глубоких проповедников нашей Церкви, авторитетный в патриотических кругах епископ Городецкий и Ветлужский Августин Анисимов. Его вдохновенные и глубокие проповеди широко распространялись последнее время в сети. Причём, несмотря на свои 78 лет, владыка производил впечатление вполне здорового и дееспособного архиерея. Поэтому мы и сожалеем о решении Священного Синода. Да и вообще, видя множество вдовствующих кафедр в Русской Церкви, решение почислить на покой, хоть и подошедшего по церковному Уставу к предельному возрасту службы архиерея, выглядит не очень понятным. Хотя, возможно, мы не имеем полной информации о состоянии здоровья владыки и каких-то других обстоятельствах. Синоду виднее, конечно... Нельзя не отметить радикальные перемены в Санкт-Петербургской митрополии, где неожиданно сменили сразу двух епископов. Епископа Кронштадтского Назария Лавриненко , который управлял Александро-Невской Лаврой аж с 1996 года а до этого был игуменом Коневецкого монастыря почему-то сослали в Пензенскую митрополию управлять Кузнецкой епархией кафедра вдовствовала с 2019 года. За почти 30 лет слова «епископ Назарий» и «Александро-Невская Лавра» уже стали синонимами, поэтому решение Синода и выглядит неожиданным. Причём, смена наместника Лавры произошла буквально накануне празднования дня святого Александра Невского 12 сентября , когда, как ходят слухи, должна будет состояться передача из Эрмитажа по решению Президента исторической серебряной раки благоверного князя. Неужели владыка Назарий не справился с подготовкой к торжествам? Епископа Назария сменит епископ Вениамин Кириллов из Мордовской митрополии, которого рукополагал ещё во диаконы нынешний митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Владыка Вениамин по образованию историк, есть надежда, что это сделает Лавру центром церковно-исторических штудий.
Епископ Выборгский и Приозерский Варнава поздравил ленинградцев с Днем Православной Молодежи
Главная → Номера → №40 (1225) → Епископ Выборгский и Приозерский Варнава: Самое актуальное в Церкви сегодня. Епископ Выборгский и Приозерский Варнава возглавил богослужение «Мариина стояния» — утрени с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Преосвященным епископом Выборгским и Приозерским быть епископу Выксунскому и Павловскому Варнаве с освобождением его от управления Выксунской епархией.
Епископ Выборгский и Приозерский Варнава посетил Мультицентр
Архипастырь. Самое актуальное в Церкви сегодня. Епископ Выборгский и Приозерский Варнава - YouTube | Преосвященнейший Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, совершил Великое повечерие с чтением канона Критского в кафедральном соборе Приозерска. |
Дрозденко встретился с новым епископом Выборгским и Приозерским | Епископ Варнава пожелал молодым людям духовного роста в любви и согласии, успешной реализации планов и целей. |
Рождественский пост. Наставление. Епископ Выборгский и Приозерский Варнава | Преосвященнейший Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, совершил Великое повечерие с чтением канона прп. |
ЕПИСКОП ВАРНАВА В ГОСТЯХ У АРХИВИСТОВ
Правящий архиерей, епископ Выборгский и Приозерский Варнава, направил приветствие экспертам и участникам Форума: “Дорогие отцы, братия и сестры! В Неделю 16-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, 24 сентября 2023 г. епископ Выборгский и Приозерский Варнава совершил Божественную литургию в Свято-Ильинском храме г. Выборга. Центр посетил епископ Выборгский и Приозерский Варнава. (Перед этим владыка отслужил Литургию храме-имениннике Казанской иконы Божией Матери в соседнем поселке Коммунары). Выборгская епархия: адреса на карте, телефоны, сайты, часы работы, отзывы, фото, поиск проезда на Улица Сторожевой Башни, 27-29, Выборг, Ленинградская область. 31.10.2023 Главные новости.
ВАРНАВА (БАРАНОВ)
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д. Кушкуль г.
В 1985-1991 гг. В 1991-1992 гг. В 1985-1995 гг. Крестился в 1990 г. В 1992 г. Александра Невского. Работал водителем, заведующим гаражем, пел и читал на клиросе.
Нижнего Новгорода митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем рукоположен в сан диакона.
Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: В лукавую душу не войдет премудрость Можем ли мы вообще говорить о том, что в Церкви что-то актуально или неактуально? С одной стороны, для всех верующих людей это Тело Христово. С другой стороны, Церковь существует во времени и пространстве как организация, как сила очень мощная, социальная. Даже на политические процессы она имеет влияние, поэтому здесь можно говорить об актуальности.
Процессы, которые происходят в мире, так или иначе отражаются на жизни Церкви. Как Вы считаете, какие вещи в Церкви можно отнести к категории незыблемого, вечного, а какие могут меняться, становиться более и менее актуальными? Это и наше церковное Предание во всем его многообразии, и таинства Церкви. Человек растет как христианин через таинства, через благодать Духа Святого, которая через них подается. Это и сама вера, и Символ веры, то есть догматическая часть.
Эти вещи незыблемы. Что касается актуальности, это понятие о временном. Здесь нужно понять, что актуально. Актуально ли социальное служение или строительство храмов? В 90-е годы был строительный бум.
Казалось, что это актуально. Сейчас говорят про работу с молодежью — это актуально. Действительно, в 90-е годы активно строили храмы, возрождали монастыри. Огромное количество людей обретало веру, было второе Крещение Руси. Все процессы, с этим связанные, были актуальными, перед архиереями стояла задача, чтобы как можно больше духовенства появилось.
Даже священники часто не имели высшего духовного образования. Старались выбрать благочестивых молодых людей или не очень молодых , чтобы они становились священниками. Тотальный дефицит в кадрах духовенства уже преодолен. Сегодня другая проблема: обязательно священники, то есть люди, которые этот путь жизни хотят выбрать, должны получить высшее духовное образование. Если это в зрелом возрасте происходит, то хотя бы заочное образование получить.
Конечно, в 90-е годы главной задачей для Церкви было получить какую-то материальную базу, а уже с 2000-х потребовалось заботиться о том, чтобы Церковь в этом мире проявляла себя более широко в социальном служении, молодежном, в образовании и т. В одном только социальном служении Церкви очень много направлений: помощь алко— и наркозависимым, народосбережение, организация гуманитарных складов и т. Теперь связанная с СВО очень важная миссия, помощь нашей армии, помощь людям, которые находятся в госпиталях, раненым, то есть гуманитарная помощь и духовная. Сейчас Церковь набрала очень серьезную силу, и в этих направлениях работают все епархии. Есть уже какие-то результаты, хотя рано подводить итоги, потому что работы очень много.
Но слава Богу! Я был в другой епархии, как известно, назначен сюда недавно. В Выксунской и Павловской епархии очень многое удалось сделать. Как пример приведу: за десять лет, реализовывая демографическую стратегию «Выкса-2025», мы смогли спасти почти тысячу детей. Женщины, которые собирались сделать аборт, от него отказались.
Это один из примеров. Кроме того, это гуманитарные склады и т. Во многих епархиях такое, не только в той епархии, где я был Правящим архиереем. Это только по одному направлению, есть еще и другие — помощь алко— и наркозависимым, терапевтические группы, группы самопомощи, реабилитационные центры и т. Вопрос телезрителя: «Сейчас многие говорят, что они православные, но не участвуют ни в богослужениях, ни в таинствах, ни в приходской жизни.
Может быть, еще более актуально поставить вопрос и бросить все наши силы на то, чтобы люди становились настоящими членами церковной общины, а не просто говорили: я православный? Если больше у нас будет настоящих членов Церкви, может быть, у нас будет другая Россия? Конечно, если все люди, которые называют себя православными крестились в Православной вере, но еще не просвещены, остановились на этом , начнут жить духовной жизнью и станут членами Тела Христова, будут исповедоваться, причащаться и молитва станет очень важным деланием в их жизни, то вся жизнь в России преобразится, и Церковь преобразится. Но в этом направлении также принимаются усилия. У нас в церкви есть курс катехизаторов, работает воскресная школа для взрослых, есть отдел миссионерского служения, и здесь проводятся всевозможные акции.
Но понятно, что все-таки люди, не желающие пускать Бога в свое сердце, не будут к этому прислушиваться, потому что Бог воспринимается прежде всего сердцем. Должна быть жажда духовной жизни, что-то должно с человеком произойти: или мировоззренческий кризис, или, как обычно, неприятности и болезни. Тогда он начинает приходить к Богу. Но это вовсе не значит, что миссионерская деятельность не нужна. Церковь достаточно много в этом плане делает.
Но результат зависит от самого человека, стремится он к Богу или нет.
Заседание возглавил епископ Выборгский и Приозерский Варнава. Владыка дал советы по работе с молодежью и взаимодействию благочиний друг с другом. Каждый помощник благочинного по молодежной работе рассказал о особенностях работы в благочинном округе.
Епископ Выборгский и Приозерский Варнава поздравил ленинградцев с Днем православной молодежи
Главная → Номера → №40 (1225) → Епископ Выборгский и Приозерский Варнава: Самое актуальное в Церкви сегодня. 2. Преосвященным епископом Выборгским и Приозерским быть епископу Выксунскому и Павловскому Варнаве с освобождением его от управления Выксунской епархией. Преосвященнейший Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, совершил Великое повечерие с чтением канона прп. Епископ Выборгский и Приозерский Варнава поздравил ленинградцев с Днем Православной Молодежи. Епископ Варнава пожелал молодым людям духовного роста в любви и согласии, успешной реализации планов и целей.
Архипастырь. Молитва. Епископ Выборгский и Приозерский Варнава
Преосвященному Игнатию, епископу Выборгскому и Приозерскому быть епископом Минусинским и Курагинским с освобождением его от управления Выборгской епархией. Преосвященным епископом Выборгским и Приозерским быть епископу Выксунскому и Павловскому Варнаве с освобождением его от управления Выксунской епархией.
У мусульман есть понятие: «соблюдающие». Есть соблюдающие, а есть не очень. Вот у христиан так же: есть соблюдающие, а есть не очень. Первые, конечно, молятся и утром, и вечером, и в храме. Они обязательно приходят в храм для совместной молитвы. Литургия переводится как «совместный труд, общее дело». Соответственно, есть люди с разной степенью вовлеченности в стихию молитвы. Конечно, в наше время есть и молитвенники. Причем они живут необязательно в монастырях, но и в джунглях городов, в этих каменных мешках, «человейниках», многоэтажках.
Об этом еще Иоанн Крестьянкин говорил: есть молитвенники, часто скрытые от людей. Незаметные братья и сестры, молодые и пожилые, которые тихонько живут и несут молитвенные подвиги, ходят регулярно в храм, некоторые каждый день. Есть молитвенники. У нас не у всех есть условия для какой-то правильной молитвы, мало у кого есть хорошие красные углы, обустроенные и направленные на восток. Как Вы считаете, нужны ли условия для правильной молитвы? Можно ли вообще какую-то молитву назвать неправильной? Ну, давайте поговорим про иконы. Икона должна быть большая. У каждого, конечно, свое понятие об этом, но икона должна быть достаточно большая. Чтоб образ Божий или святых взирал на нас.
Таким образом, формируется некое пространство вокруг, которое призывает к молитве. Икон может быть и немного, одна-две, но больших. Важно, чтоб человеку было комфортно, хотя это не очень хорошее слово; важно, чтоб лампадка была зажженная, это некое тепло. Лучше бы свет приглушить. Когда освещается только икона, создается особенная атмосфера, как в храме во время Шестопсалмия. В этот момент человек вспоминает о Страшном суде и судит себя. Так легче сосредоточиться на молитве. Условия, конечно, важны. Но главное условие — это сердечная потребность в молитве. Или хотя бы умная, когда понимаешь, что нужно молиться, хотя тебе и не хочется.
Вообще молитва, как мы знаем, требует постоянного понуждения. Человек, к сожалению, существо достаточно ленивое. В чем-то он преуспевает, в чем не надо, а при молитве у него сразу находится какое-то дело: кому-то забыл позвонить, что-то поглядеть и так далее. Человек все время бегает и никак не может по-настоящему встать на молитву, все его отвлекает. И не что-то, а кто-то. И мы знаем, что есть существа, которые больше всего стараются в том, чтобы человек не молился. Самое главное условие для молитвы — это желание самого человека. Если его не будет, то ничего не получится. В то же время мы знаем, что где-то себя нужно и понудить. Как быть?
Я спросил совета у батюшки, о чем просить в молитве. Он сказал просить три вещи: милости Божией, прощения грехов и спасения души. Этот совет мне очень понравился». Слава Богу, что есть такие великие люди, которые дают такие хорошие советы. Теперь надо им следовать. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Как сформулировать правильную молитву? Бывает ли молитва неправильная? Мне вспоминается святитель Игнатий Брянчанинов. У него можно почитать о молитве очень много важных советов.
Он раскрывает суть молитвы, говорит и об условиях. Очень интересно. Можно почитать и других старцев. Слава Богу, Церкви 2000 лет, накоплен огромный практический опыт. Много можно говорить только об Иисусовой молитве. Какие условия необходимы? Первое — это внимание. Тело без духа мертво, а молитва без внимания мертва. Если мы не слышим сами себя, то как нас услышит Бог? Следующее — благоговение.
В других христианских деноминациях Бога можно и по плечу похлопать. Но все-таки должно быть благоговение. Священник благоговеет перед архиереем, епископ перед патриархом. Это не какой-то слепой, животный страх, это, наоборот, чувство уважения, почитания. Благоговение — это очень важно. Феофан Затворник писал, что христианин на молитве должен стоять как солдат на фронте. То есть внутренне перед Богом по стойке смирно, в смирении, когда человек понимает и видит себя, насколько он грешен. Ведь он встает перед Богом как грешный человек. Перед другими мы иногда где-то и похвалим себя, желаем показаться лучше, это свойственно нам, но перед Богом мы такие, какие есть. Это состояние и будет рождать в нас и благоговение, и внимание, и покаяние.
Аскетика — это упражнения. Мы упражняемся в делании молитвы. Хотя молиться — это навык. Святые говорят о навыке к молитве. Кто-то испортил нам настроение, приболели или физически устали: все это отражается на молитве. Мы же несовершенны. Все это влияет. Поэтому сегодня можно себе сказать: «Я как-то по привычке молился, не очень». А завтра: «У меня прямо потребность, не могу не встать на молитву, мне хочется молиться». У него есть стихотворение про человека, который запутался, разочаровался в жизни.
Он ходит и не может понять: столько философских школ, и у каждой своя правда. И последняя фраза там: «для спасения души все святые хороши». Поэтому для спасения души полезно почитать о молитве и Иоанна Лествичника, и Игнатия Брянчанинова. Есть еще эпистолярный жанр — письма святых отцов; и современных тоже, допустим, это конец XIX века — XX век. Например, Иоанн Кронштадтский такой же пламенный молитвенник, как Серафим Саровский. Игумен Никон Воробьев : у него очень много о молитве, в частности Иисусовой. Очень много у нас есть святых, которые учат нас молиться. Современных подвижников тоже нужно читать, они близки нам по духу, психологии, устроению, и нам иногда проще их понять. Паисий Святогорец опять же. Многие любят его читать, многим он по сердцу.
Он был очень простой человек, но духовно мудрый и опытный молитвенник. Ты полностью отдаешься ей и устаешь. А как же отдаваться молитве целый день, ведь никаких сил не хватит? То есть молитва обязательно должна сочетаться с трудом либо с каким-то деланием, которое служит отдохновением от молитвы. И совсем необязательно это физический труд, это может быть и чтение, и что-то еще. Действительно, молитва требует большого психофизического напряжения. Паисий Святогорец пишет, что как-то он начал днем молиться, потом посмотрел — уже закат. Он вышел на улицу, как ему показалось, вечером, а солнце не с той стороны. Спросил у соседа своего по келье, и тот сказал ему: «Дорогой, так утро сейчас». А он этого и не заметил.
Бывали у него такие духовные состояния. Но в такое состояние еще нужно прийти. А вообще молитва требует понуждения, и, конечно, обязательно нужно чередовать молитву и отдых. Или, к примеру, Иисусова молитва может идти как бы неким фоном, без полного участия человека? Вообще молитва не должна быть рассеянной, а когда она у нас идет фоном, мы все равно немного рассеиваемся. Но лучше такая молитва, чем никакой. Например, едем мы в городе на автомобиле. Мы следим за очень плотным движением вокруг, за перестроениями, светофорами, и вдобавок еще дорога скользкая. То есть мы все время отвлекаемся, но молитву Иисусову при этом читать нужно, ведь молитва все равно нас сосредотачивает, хоть мы и рассеиваемся. А чтобы молитва не была рассеянной, нужно остановиться, закрыть глаза, взять четочки и потихоньку молиться, не больше ста молитв за полчаса.
Так советует святитель Игнатий Брянчанинов. Но мы понимаем, что в суете нашей городской жизни, где всё на бегу, лучше так молиться, чем вообще не молиться. Александр Ельчанинов в своих дневниках пишет, что даже если человек молится невнимательно, все равно эта молитва действенна, все равно она важна и нужна. Конечно, лучше, если есть человек, который наставит в этом, но, к сожалению, нас больше наставляют книги, чем живые носители Иисусовой молитвы. Есть люди, которые имеют какие-то навыки в этом, но они по своему смирению стараются не брать себе учеников, стараются никому ничего не навязывать. Но существуют элементарные азы, которые должен знать каждый: это внимание, неспешность в молитве. Хотя есть люди с более быстрым темпераментом, которым легче молиться быстро. Кстати, на этот счет есть разные мнения, и кто-то со мной даже будет спорить, но я знаю разных людей, практикующих Иисусову молитву. Одни, как Игнатий Брянчанинов , за классическую молитву, другие, в частности афониты, которых я встречал, молятся быстрее, и они говорят, что так им легче сосредоточиться. Здесь все зависит от темперамента человека, от его опыта и так далее, поэтому я не могу однозначно сказать, как молиться правильнее.
На первых порах, конечно, молитва должна быть внимательной, вдумчивой, то есть нужно, чтобы в этом участвовал ум, а по возможности и сердце, и быстро здесь никак не получится. А когда уже будет какой-то навык, то, думаю, можно уже молиться немного быстрее. А что касается того, можно ли сократить молитву, мы, русские, любим, чтобы наша молитва была благосеннолиственной под которой можно без опасности укрыться , любим все усугублять, поэтому молитва у нас состоит из восьми слов, а не из пяти, как у греков. Кто-то молится молитвой из пяти слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Каждый человек выбирает себе сам, какой молитвой он будет молиться, главное — чтобы он молился. Еще раз говорю, что некоторые Оптинские старцы практиковали молиться так: «Боже, милостив буди мне, грешному», — они этим спасались. Если вспомнить древних подвижников, то кто-то держал в уме какой-то псалом или часть псалма, тем более что многие подвижники знали Псалтирь наизусть. Поэтому главное — молиться, и Господь вразумит молящегося. У нас это не всегда воспринимается как молитвы. То есть вот приходит человек в храм на литургию, совершается действо — величайшее таинство, но почему-то нет акцента на то, что это высочайшая молитва.
Как Вы считаете, как правильно это воспринимать? Наши келейные молитвы бывают несовершенными. Мы очень рассеянные, нам бывает трудно сосредоточиться. А представляете, сколько в храме и людей, и священников одновременно совершают молитву во время литургии или таинства! Храм — это особое место присутствия Божия, в храме наша молитва многократно усиливается, поэтому многие именно после молитвы в храме чувствуют какое-то облегчение. Я знаю много примеров того, как у человека все валилось из рук, молитва не шла, а пришел он в храм, постоял, помолился и из храма ушел окрыленным, и все у него уже хорошо. И скорбь отошла, и какие-то правильные решения приходят на ум, и с ближними хочется примириться, хочется их обнять и расцеловать. Так что храмовая молитва нам очень нужна. Но многие ее недооценивают.