Домашнее обучение позволяет детям думать своей головой и принимать решения самостоятельно для того, чтобы ориентироваться в неизведанных водах. рассмотрим формы, которые практикуются в Москве и на территории всей России, а так же плюсы и минусы образования на дому. Надомное обучение (обучение на дому) — это форма индивидуального обучения для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Образование на дому имеет и другие плюсы.
Семейное обучение — почему трудно учить ребенка самому? Людмила Петрановская
Для каких-то детей, конечно, обучение может стать интенсивнее — не тратить время на дорогу, на бессмысленное времяпрепровождение: один читает, все следят, физкультура — все по очереди бегают, остальные большую часть сидят на скамейке. Конечно, этот конкретный ребенок мог бы этот же материал усвоить за гораздо более короткий срок и успеть к этому еще кучу всего дополнительно, если это надо ему и его родителям. При этом есть и минусы. Какие-то дети могут оказаться в абсолютно бесконтрольной власти людей, которые могут делать что угодно. Какие-то дети лишаются общения со сверстниками и условий для развития социального интеллекта.
Другие не сталкиваются с жизнью больших систем и необходимостью подстраиваться под них, что дает много плюсов прямо сейчас — например, не надо рано вставать, но откладывают эту задачу адаптации. Это не значит, что обязательно караул, может быть, он в 17 лет пойдет и быстро адаптируется. Почему так трудно учить своего ребенка Может быть, какие-то дети в старших классах могут учиться сами, но не все. Я знаю таких детей.
Семейное обучение требует больших ресурсов, не всякая семья на это способна. Если ребенок не в самых старших классах, это значит, что кто-то должен этим заниматься. Либо это должен быть педагог домашний, либо кто-то из родителей — это огромный объем работы.
Возможность семейного образования в нашей стране законодательно закреплена с 1992 года и предусматривает три формы: надомное для детей с проблемами здоровья ; семейное; дистанционное.
Причины перехода на домашнее обучение Недовольство родителей современной системой образования, содержанием школьных учебников, уровнем преподавания, перегруженностью программы ненужной информацией, неэффективностью школьного обучения побуждает их все чаще выбирать домашнее обучение для своих детей. Основные причины перехода на домашнюю форму образования: частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями ребенка спорт, музыка ; высокий уровень умственных способностей дети-вундеркинды, опережающие своих сверстников в развитии ; характер работы родителей, связанной с постоянными переездами; религиозные убеждения родителей, желание вырастить ребенка в своей системе ценностей, обезопасить от негативного влияния; недостаточное знание русского языка и уровень готовности к школе у детей эмигрантов, желающих получить российское образование; потребность в восстановлении эмоционально-психологического равновесия ребенка, желание оградить его от предвзятого отношения учителей, нападок и травли со стороны сверстников; состояние здоровья ребенка. Плюсы домашнего обучения Практика доказала, что домашнее обучение эффективнее классического: школьная программа изучается в несколько раз быстрее, полученные знания глубже и качественнее.
Больше плюсов, чем минусов Домашнее обучении имеет свои плюсы и минусы. К плюсам домашнего обучения можно отнести в первую очередь комфортную обстановку для ученика. Отсутствие всем известного слова буллинг.
На домашнем обучении родитель и ученик могут сами выбирать школу, к которой будет прикреплен ребёнок. К минусам относится то, что комфортная обстановка порой расхолаживает ученика. Если родители ответственные, то этого можно избежать. Если нет, то это является огромным минусом. Ведь когда ребенок не очень ответственный, так он еще и на домашнем обучении, полностью предоставлен самому себе, делает что хочет. То есть очень серьезная опасность, что он вовсе перестанет учиться», - считает Вадим Муранов.
Совместимость социализации и домашнего обучения Обучение из дома, не оказывает негативное влияние на социализацию ребенка, считает Сергей Гиль. Передача культуры происходит в семье и поэтому может так случится, что семья может выделяться очень высоким и сильным источником социализация, а школа может быть источником негативной социализации. Вопрос в том на сколько осознанно и квалифицированно родители, семья и школа построили путь для ребенка. О том, что за хорошее образование ребёнка в ответе родители считает и Муравин. Успеваемость школьников падает в обычной школе и без домашнего обучения. У школьников масса всяких отвлекающих моментов.
Индивидуальная программа Возможность корректировать программу под интересы и запросы ребёнка — один из несомненных плюсов индивидуального обучения на дому. Можно подстраивать расписание под себя — не только в плане времени, но и наполнения. Если обычно дети изучают только школьную программу, то в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно построить индивидуальный образовательный маршрут. Большой выбор преподавателей Поступив в онлайн-школу, ребёнок может попробовать учиться у разных преподавателей одного предмета и остановить выбор на том педагоге, с которым интереснее и понятнее всего. Яна Негина, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда», вспоминает , что вне семейного образования это не всегда работает: «В обычной школе из интересных предметов делают такие, на которых хочется заснуть. Постепенно у меня накапливалось отвращение к предметам, которые на самом деле мне интересны». Если на домашнем обучении стиль педагога вгоняет в тоску — можно легко сменить преподавателя и найти того, с кем подросток на одной волне. Нет нужды заниматься с нелюбимыми педагогами и потихоньку ненавидеть школу. Не нужно тратить его на: дорогу до учебного заведения — учимся из дома; бесполезные предметы — учим только нужное; дисциплинарные нотации, выговоры всему классу, перекличку и другие организационные моменты — их нет. Сэкономленное время можно отвести на дополнительные кружки, секции, отдых и общение с близкими.
Время на хобби Если перед обычным школьником нередко стоит вопрос «Как выкроить свободное время? Поскольку в нашей онлайн-школе учителям не приходится поддерживать дисциплину и решать организационные вопросы на уроках, объяснение каждой темы занимает меньше времени, а общее количество уроков снижается. Даже у старшеклассников «Домашней школы Фоксфорда» не больше четырёх занятий в день. Всё остальное время ребята могут потратить на творчество и увлечения. Например, для учеников Домашней школы «Фоксфорда» работает 40 онлайн-клубов по самым разным интересам: от аниме до античной философии, от бисероплетения до программирования и пластилиновой мультипликации. Забота о здоровье Обучение дома во многом положительно сказывается на здоровье. Самое очевидное: ребёнок высыпается. Уроки в онлайн-школах начинаются, как правило, не раньше 10 утра.
Плюсы и минусы домашнего обучения: встречайте результаты исследований ученых из Гарварда
Для кого-то на самом деле и 8 часов может быть достаточно. А кому то и 20 мало. Возможно, нужно лучше изучать имеющиеся возможности и персонально работать с каждым ребенком, выбирая для него оптимальные формы, методы и траектории получения образования. Особенностью организации образовательного процесса на дому является включение в образовательную деятельность родителей обучающегося.
Педагог, обучающий ребенка на дому, проводит индивидуальные консультации с родителями, согласует с ними программу обучения, формирует у родителей адекватную оценку возможностей ребенка. В работе с родителями есть много трудностей. Родители могут сотрудничать, могут безучастно требовать результатов обучения, а могут и вовсе быть равнодушными ко всему образовательному процессу.
Участливые родители выполняют все рекомендации, домашнее задание, помогают учителю в изготовлении дидактических пособий для своего ребенка. Такая совместная работа учитель-ученик-родитель, конечно же, дает хорошие результаты, и мы видим хорошую динамику развития ребенка. Хочу обратить внимание и на то мой опыт работы это подтверждает , что дети с заболеваниями, но посещающие школу, развиваются, обучаются, социализируются успешнее, чем их ровесники, находящиеся дома.
Хотелось бы рассказать о своем опыте работы учителем надомного обучения. Учеников у меня трое. Один из них Тимур, 16 лет.
У мальчика ДЦП, оформлена инвалидность. Самостоятельно не передвигается, необходимо инвалидное кресло. Слабо развита мелкая и крупная моторика рук, самостоятельно не передвигается.
Работает только правой рукой, на левой руке наблюдается сильная спастика. Состояние слуха и зрения соответствует норме. Речь невнятная, сформирована на уровне отдельных слов.
На некоторых детей, находящихся на таком учебном формате, это может влиять негативно. Домашнее или надомное обучение - это форма, при которой ребенок вынужден заниматься дома. Поводом может стать серьезное заболевание или необходимость проходить лечение, реабилитацию. В таком случае ученика посещают школьные учителя или организуется дистанционное обучение, чтобы ребенок получил необходимый и предусмотренный программой объем знаний. При этом обязательна аттестация, по итогам которой ребенок переводится из класса в класс и получает допуск к ОГЭ. Варианты обучения на дому В России учеба возможна как в стенах школы, так и вне их. Во втором случае мы говорим о надомном или семейном образовании. Все эти варианты обучения описаны в статьях федерального закона. Так, в статье 17 подробно объясняется о семейном обучении или самообразовании. Статья 44 посвящена вопросу возможности выбора родителями формы обучения ребенка.
В статье 63 говорится об особенностях получения общего образования. Таким образом, согласно законодательству, выделяют 3 формы домашнего образования: семейное надомное дистанционное В соответствии с федеральным законом родители вправе самостоятельно выбирать формат обучения ребенка - дома или в школе. Кроме того, при наличии подтвержденных специальной комиссией заболеваний, ребенок также имеет право учиться дома, прибегая к помощи школьных учителей. Что такое домашнее надомное обучение Надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем например, инвалидность. То есть вопрос о том, как перевести ребенка на домашнее обучение, рационален только для родителей детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Важно не путать семейное и надомное образование, хотя в обоих случаях школьник фактически находится дома. Надомное обучение - это вынужденная мера. Еще одно отличие: организация учебы при семейном обучении - задача и ответственность родителя. В то время как для ребенка-надомника выделяется учитель, который приходит, выполняет свою работу и получает за это заработную плату от государства. Так ученик осваивает общую школьную программу, либо же для него может быть составлена индивидуальная программа обучения.
Длительность уроков может так же варьироваться - стандартные 40-45 минут или же 20-25 минут. Как правило, надомно обучаются дети с ограничением физических возможностей, а также ребята, проходящие лечение в больницах. Завершается процесс обучения сдачей выпускных экзаменов и получением аттестата о среднем или основном общем образовании. Если есть желание и возможности, ребенок -"надомник" может посещать отдельные уроки и внеклассные мероприятия в школе, а также обязательно сдает все промежуточные и итоговые экзамены. Школа обязана обеспечить такого ученика всеми необходимыми пособиями и книгами. Конечно, основным преимуществом надомного формата является возможность часто болеющим и физически ограниченным детям учиться в обычных, а не специализированных классах. Об аналогичном преимуществе мы говорим и в случае длительной болезни, реабилитации. Тогда школьник не отстанет от программы и не потеряет интерес к знаниям.
Преимущества домашних уроков для ребёнка Свобода обучения Нет больше такой же гибкой и удобной системы образования, как метод домашнего обучения. Его можно полностью контролировать, устраивать перерывы и зачетные периоды по своему усмотрению, выбирать подходящие методики и программы, при необходимости менять их в любое время. Дети могут учиться в удобное для них время и в комфортных домашних условиях. По мнению экспертов, фактически, базовые знания могут быть охвачены за шесть лет обучения. Многое зависит от способности, зрелости и заинтересованности ребёнка. Домашнее обучение хорошо подходит для одаренных детей, которым в обычных школах может быть сложно или скучно. Физическая свобода ребёнка Большинство детей после ухода из школьной системы испытывали реальное чувство свободы. Без школьных часов, строгого расписания, общественных мероприятий домашнее обучение позволяет экономить ребёнку больше силы и времени.
С маленькими детьми отсутствие педантизма — это еще не очень страшно: им как раз пока не слишком нужно регулярное «корпение» над тетрадками, зато куда важнее активная деятельность так формируется наглядно-действенное мышление — база для всех остальных форм мышления и спонтанная игра. Полем для деятельности может стать любое домашнее дело: утром погонял пылесос, в обед немножко поколол посуду, изучая объемы и формы, пока мама варила суп, помог ей кромсать овощи, вечером с горем пополам помыл тарелки. Для спонтанной игры дома тоже простор и раздолье. Не надо тратить время на долгие сборы всей садовской группы на прогулку, не нужно несколько раз в день сидеть на стульчике, пока всех по очереди водят в туалет... Зато можно творить игровую реальность ежеминутно. С утра ты парикмахер и ничего, что сестра пищит, хватаясь за волосы , потом повар, воин и плотник. Затем минут двадцать — владелец пластилинового кошачьего приюта, потом ты в ванной адмирал резинового флота... Из «серьезных» занятий для развития маленьких детей достаточно пару раз в неделю порисовать, полепить частью дети лепят сами, частью под моим руководством, частью — опять же под руководством «творят» из теста, пока я «вдохновилась» печь ватрушки. Спорт и музыку не упоминаю — все-таки ими дети занимались с профессиональными педагогами вне дома. Еще малышам нужно чтение — тут уж даже у самой ленивой мамы все равно получится читать вслух куда дольше, чем у воспитателя в детском саду. Обучение чтению и счету можно проводить «на ходу» а математика на ходу, во время прогулки или готовки обеда особенно полезна — накрепко усваиваются основы не просто счета, но и пространственного мышления. Но в более старшем возрасте пора вводить прописи и «лабиринты». Еще нужны графические диктанты, но у моих детей с пространственным ориентированием все получилось «само» — в процессе бытового общения понятия «прямо», «направо» и «налево» используются часто и усваиваются накрепко, так что после обычных домашних игр задания первого класса вроде «отступи две клеточки вправо» — это для ребенка детский лепет. А вот без прописей все же никуда. Современная школьная программа предполагает, что первоклассник приходит учиться с хорошо «поставленной» рукой. Если это не так, вскоре ему придется туго — уже в середине года нужно писать целые предложения, думая о заглавной букве, точке в конце и правописании «жи-ши»... А ты еще вынужден держать в голове наклон палочек! Для меня это стало самым суровым испытанием: заниматься в прописях регулярно. Это вам не ватрушки с детьми «замутить» по вдохновению и не в музей под настроение сходить! Обучение счету и чтению не рассматриваю — у нас оно прошло как-то походя, в процессе бытового общения, и прошло успешно. Но вот прописи — увы. Я явно не дотянула эту область, и с почерком у старшей до сих пор проблемы. Равно как и вообще — с организованностью в мелочах. Учитель как-то с улыбкой поведала, что моя дочь после уроков собирает портфель на трех партах сразу...
Что дает и что отбирает домашнее обучение
Плюс в том, что жесткий режим, на самом деле, не так уж хорош для маленького ребенка. Базовые элементы режима очень важны отбой в одно время, ежедневная прогулка , а вот чрезмерно регламентированный день — нет. В свободном графике у дошкольника лучше развиваются творческие способности и умение занять самого себя вариант «занять себя мультиками» у нас был исключен — смотрим их не чаще двух раз в неделю, игр на планшете не предусмотрено вовсе. В этом смысле домашнее образование сегодня особенно актуально: условно говоря, садик и школа — это как бы суровая кузница офисных кадров, а домашнее обучение дает хорошую базу для будущего фрилансера и «креативщика». Но — это в теории. На практике многое в успешной учебе все же зависит от организованности родителей. Увы, я патологический «авральщик». Мне проще и приятнее с горящими глазами да под кофейный допинг «раскидать» за несколько ночей гору дел, чем ежедневно, рутинно и правильно делать все это в час по чайной ложке. Да, можно мне возразить: займитесь, мол, мамаша, самовоспитанием, и проблема уйдет сама собой...
Только вряд ли возможно из разгильдяя быстро стать сверхправильным педантом, оставшись при этом тем же самым человеком. Нет, многому я действительно учусь и продолжу учиться. Осваиваю посильный «тайм-менеджмент», умение не покупать лишние вещи и не захламлять квартиру, навык организации пространства на родных сорока квадратах... Только у всякого самовоспитания есть потолок и разумные пределы — с некоторыми недостатками, если это не прямые грехи, проще смириться, чем заниматься сизифовым трудом. С маленькими детьми отсутствие педантизма — это еще не очень страшно: им как раз пока не слишком нужно регулярное «корпение» над тетрадками, зато куда важнее активная деятельность так формируется наглядно-действенное мышление — база для всех остальных форм мышления и спонтанная игра. Полем для деятельности может стать любое домашнее дело: утром погонял пылесос, в обед немножко поколол посуду, изучая объемы и формы, пока мама варила суп, помог ей кромсать овощи, вечером с горем пополам помыл тарелки. Для спонтанной игры дома тоже простор и раздолье. Не надо тратить время на долгие сборы всей садовской группы на прогулку, не нужно несколько раз в день сидеть на стульчике, пока всех по очереди водят в туалет...
Зато можно творить игровую реальность ежеминутно. С утра ты парикмахер и ничего, что сестра пищит, хватаясь за волосы , потом повар, воин и плотник. Затем минут двадцать — владелец пластилинового кошачьего приюта, потом ты в ванной адмирал резинового флота... Из «серьезных» занятий для развития маленьких детей достаточно пару раз в неделю порисовать, полепить частью дети лепят сами, частью под моим руководством, частью — опять же под руководством «творят» из теста, пока я «вдохновилась» печь ватрушки. Спорт и музыку не упоминаю — все-таки ими дети занимались с профессиональными педагогами вне дома. Еще малышам нужно чтение — тут уж даже у самой ленивой мамы все равно получится читать вслух куда дольше, чем у воспитателя в детском саду. Обучение чтению и счету можно проводить «на ходу» а математика на ходу, во время прогулки или готовки обеда особенно полезна — накрепко усваиваются основы не просто счета, но и пространственного мышления.
Отчисление из школы Первый шаг — отчисление из учреждения, в котором ребёнок учится. Родитель должен на имя директора написать соответствующее заявление по образцу либо с заполнением готового бланка. Желательно составить два экземпляра, чтобы первый вручить лично руководителю школы или его секретарю, а второй оставить у себя, предварительно попросив принимающего сотрудника поставить пометку об успешно осуществлённой регистрации документа.
После обработки полученного заявления выходит приказ об отчислении будущего хоумскулера. Родители забирают медицинскую карту своего ребёнка, а также его личное дело. Вместо отчисления можно попробовать заключить со школой отдельный договор о получении образования в семейной форме. В таком случае соглашение о традиционном обучении, заключенное ранее, расторгается. Но с хоумскулерами работают немногие заведения. Если ребёнок в школу ещё не ходит, то этот шаг пропускается. Оповещение департамента по образованию Согласно действующему закону, в течение максимум пятнадцати календарных дней с даты выхода приказа об отчислении ученика из школы либо не более чем за пятнадцать дней до начала очередного учебного года родители должны обязательно оповестить о планируемом переходе на домашнее обучение местное отделение департамента по образованию. Уведомление данного органа — официальное. Можно оповестить департамент лично либо дистанционно. В первом случае по бланку или образцу составьте заявление и передайте его в учреждение, расположенное в вашем городе.
Дистанционно можно уведомить орган письмом, причём лучше заказным, с оповещением о состоявшемся вручении, а также с описью вложения это подтвердит, что документ был получен. Если местный департамент владеет онлайн-приёмной либо официальной электронной почтой, то можно выслать файл с заполненным бланком на e-mail. Но в таком случае, скорее всего, потребуется электронная цифровая подтверждённая подпись. Выбор места аттестаций Подробно об аттестациях написано ниже. И для их прохождения нужно выбрать место. Вариантов несколько: Прежняя школа, из которой ребёнок отчислился. Другая государственная школа, которая в большей мере подойдёт для семейного образования. Частная школа. Ребёнок может учиться в ней или только аттестоваться. Такой вариант часто выбирают родители, которые не могут учить детей самостоятельно и не хотят нанимать репетиторов.
Специализированная платформа для аттестаций, которая сотрудничает со школой именно на её базе проводятся тестирования. Пример — «СОнариум». Тут ребёнок может аттестоваться сразу за два учебных года, быстро и без проблем. Сайт платформы имеет удобный интерфейс. После регистрации и зачисления, которое осуществляется в течение двух рабочих дней, учащийся получает доступ к персональному кабинету с материалами для самостоятельной подготовки, а также с тестами. Аттестации проходят удобно: без видеофиксации, с возможностью нескольких попыток. Все вопросы соответствуют школьным программам и федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС. Чтобы пройти аттестацию, можно прикрепиться к организации на неопределённый, длительный срок в том числе на постоянной основе или же только на время тестирования. При выборе места проверок знаний нужно учесть наличие разрешающей деятельности лицензии и аккредитации, график тестирований и их правила, а также возможность подготовки к вопросам. Если вам удалось найти место аттестаций, которое подходит по всем параметрам, то нужно заключить с организацией договор о зачислении на период тестирований или на более долгое время.
Для этого необходимо предоставить три основных документа: заявление на прохождение промежуточной аттестации, паспорт заявителя, а также свидетельство о рождении будущего хоумскулера. Могут потребоваться бумаги, которые родители забрали в прошлой школе: медкарта, личная дела. Но обычно достаточно основной документации. Учебный процесс Планируя принять окончательное решение о домашнем обучении, задумайтесь об организации образовательного процесса. Существуют следующие варианты: Ответственность родителей. Отец, мать или оба супруга организуют процесс сами. Но они должны достаточно знать и владеть навыками преподавания. Самостоятельное обучение. Оно допускается только после девятого класса. Частных учителей можно нанимать как по всем дисциплинам, так и по некоторым.
Остальные ребёнок может осваивать сам или же с родительской помощью.
Она искренне верила, что мы совпадаем во взглядах на домашнее обучение и обе думаем, что ничего приятного в ежедневых походах в школу нет. И вот я пошла в школу.
Словно в первый класс, только в 14 лет. Мама предложила пойти в самый слабый класс, чтобы я точно справилась. В этом классе почти каждый день пили водку, начиная с первого урока передавая её под партами, а не пили только несколько беременных девочек.
В грязь лицом я не ударила, хоть и не пила водку и не была беременной, а ведь снова была «не как все». Но класс был хороший, несмотря на их образ жизни, и мне там было комфортно. Училась я лучше всех, всем подсказывала и меня все быстро полюбили.
Мне очень не хватало знаний, как вести себя в школе. Я не понимала местных шуток, не умела хитрить, незаметно дать списать или ответить обидчику. Но ходить в школу, будто я самая обычная девочка — было самое главное для меня удовольствие.
Домашнего образования стыжусь до сих пор Мне почти 30 лет, но я до сих пор не рассказываю друзьям об этом периоде моей жизни с 10 до 14 лет. И буду смущаться, если кому-то моё домашнее обучение покажется странным. А чувство, что я не такая, как все, очень уверенно и глубоко сидит во мне, да вряд ли уже куда-то когда-то денется.
К маминому счастью я выросла успешным человеком: у меня есть красный аттестат и два высших образования. А мне очень хочется, чтобы родители, выбирающие для своих детей такой формат обучения, помнили, что такие навыки, как коммуникабельность, умение постоять за себя, где-то схитрить или удачно пошутить — не менее важны а может и более , чем пятерки в дневнике.
В последнее время к Минобрнауки появилось много вопросов. Можно говорить даже о том, что упало доверие к качеству школьного образования. Об этом говорит растущее количество детей, которых родители решили учить дома самостоятельно. Маргарита Макаревич, воспитывающая 8 детей, считает, что весь школьный курс можно пройти и дома.
Маргарита Макаревич, многодетная мама: «В сентябре у нас пора заготовок, мы приступаем к занятиям позднее, постепенно мы расходимся, в октябре у нас уже полный список предметов. Мы все успеваем, а штаны просиживаем меньше».
Организация семейного обучения ребенка – стоит ли?
Так, плюсами домашнего образования может быть выстраивание удобного графика, который будет комфортен для ребенка, занятия в удобном месте, а также выбор необходимых предметов для изучения. Работая в школе, наблюдаю разный опыт с детьми, которые были на домашнем или семейном обучении. Обучение на дому имеет свои плюсы и минусы, и чтобы не выбрали родители (хотя не так часто у них есть выбор) необходимо в полной мере использовать все преимущества индивидуального обучения, и максимально сгладить минусы. О плюсах и минусах данного вида обучения она рассказала «Известиям» 7 февраля.В первую очередь Калинина отметила, что разделяют такие понятия, как домашнее и семейное обучение. Чем домашнее обучение отличается от семейного образования?
Педагогические эксперименты
- Не хватает перемен
- Плюсы и минусы домашнего обучения
- Домашнее обучение школьника: виды, преимущества, недостатки
- «Я чувствовала себя очень странной»: личный опыт ребенка на домашнем обучении
- Плюсы и минусы домашнего образования в 10-11 классе
О плюсах и минусах домашнего обучения
Есть в такой форме обучения и минусы: у ребенка куда больше свободного времени, чем было в школе, а значит, родителям нужно придумывать новые способы интересно и полезно проводить время (раньше они смело могли тратить это время на свои дела). Закон позволяет любому родителю переводить ребенка на домашнее (семейное) обучение. Домашнее обучение, плюсы и минусы которого изложены в статье, изначально было введено для облегчения получения знаний детям с инвалидностью. Есть в такой форме обучения и минусы: у ребенка куда больше свободного времени, чем было в школе, а значит, родителям нужно придумывать новые способы интересно и полезно проводить время (раньше они смело могли тратить это время на свои дела). Есть в такой форме обучения и минусы: у ребенка куда больше свободного времени, чем было в школе, а значит, родителям нужно придумывать новые способы интересно и полезно проводить время (раньше они смело могли тратить это время на свои дела). Какие плюсы и минусы есть у домашнего образования в школе? Рассмотрим все за и против индивидуальной формы обучения детей в России.
Особенности обучения на дому
У ребенка, не ограниченного в свободе выбора, возрастает ответственность за поступки, возникает желание выполнять работу на совесть, приобретается бесценный опыт самостоятельного поиска знаний, умение ориентироваться в информационном потоке, правильно распределять время, появляется интерес к учебе. Минусы домашнего обучения К минусам домашнего обучения можно отнести: недостаточную социализацию, вытекающую из ограниченности общения, особенно при отсутствии дополнительных групповых занятий; необходимость постоянного контроля со стороны взрослых в отношении ленивых, неусидчивых и неспособных к самоорганизации детей; отсутствие ориентиров и оценки со стороны посторонних, неограниченная свобода могут сформировать в ребенке недисциплинированность, безответственность и неспособность полноценно взаимодействовать с окружающими; организация обучения требует от родителей большей вовлеченности и материальных возможностей. Образованный человек — не столько эрудированный, сколько умеющий думать, понимать, задавать вопросы и принимать рациональные решения. Устоявшаяся десятилетиями классическая система школьного образования не гарантирует удачного определения своего места в жизни и успешной самореализации.
Каждая отдельная семья подбирает стратегию, ориентируясь на свои потребности и ожидания от образования. Можно справляться своими силами, а можно нанять репетиторов, купить ребенку курсы или оплатить онлайн-школу. Исследователи ВШЭ по результатам опроса выделили несколько стратегий, которых придерживаются хоумскулеры: выбирают школьную программу, используют учебники, методики, иногда даже расписание, принятые в конкретном классе или школе; используют учебники и методики альтернативной программы; сами подбирают материал из разных источников интернет, современные и советские учебники и т. По английскому сидим вместе, прорабатываем диалоги, речевые упражнения, игры на знание лексики. По математике у старшей есть репетитор, который поначалу очень удивился, какой у нас хороший уровень.
Многие думают, что дома учатся те, кто отстает от программы". Это обязательная программа на каждый день, за час-полтора я успеваю им объяснить основные моменты, задание они выполняют сами, — рассказывает Ольга Алексеева. Сложнее в старших классах: дочь занимается от трех до шести часов в день, чем ближе к экзаменам — тем выше интенсивность. Мне повезло, что у меня самой хорошее образование, я химик-технолог, поэтому химия, математика, физика это не проблема для нас. Я знаю хорошие ресурсы по ним, есть, например, прекрасные лекции по физике Осипова — подача академичная, но зато очень хорошо объясняются сложные моменты". Родители объединяются в семейные клубы, организуют вместе обучение детей в квартире или арендуемом помещении. Особенно такая практика распространена в крупных городах, отмечает Кристина Любицкая. Продвинутые хоумскулеры пишут книги, разрабатывают свои методики преподавания разных предметов, а затем проводят конференции и онлайн-курсы.
Некоторые даже открывают семейные клубы "по франшизе" в других городах. Согласно социологическому исследованию МГУ, посвященное учебе время у детей на семейном образовании и у школьников значительно различается. У тех, кто занимается с репетиторами, уходит от четырех до шести часов в день. И это — без учета времени, проведенного в школе. Трудности и риски домашнего образования Эксперты выделяют две группы барьеров при хоумскулинге: формальные и психологические. К первым относятся организационные трудности: как оформить переход на домашнее образование, как выстроить процесс и найти подходящие ресурсы. Часто при таком обучении родители тратят больше времени, чем при очном в школе: как правило, один взрослый либо полностью посвящает себя детям, либо работает из дома и может помогать им с заданиями. Но больше всего родителей тревожит психологический аспект хоумскулинга.
Пожалуй, главными здесь являются две проблемы — как совмещать роль родитея и педагога и возможна ли полноценная социализация ребенка при домашнем образовании. Но именно здесь, в отличие от кружков по интересам, ребенок учится взаимодействовать с разными людьми, даже если они ему не нравятся или кажутся странными. Умение договариваться — навык, который пригодится во взрослой жизни, например на той же работе. Но если ребенок испытывает слишком сильный стресс или стал жертвой буллинга, стоит задуматься, продолжать ли учебу в таком классе". Родители же считают, что ребенка лучше приучать к самообразованию как можно раньше. В начальных классах он лучше адаптируется и привыкает сам планировать время на учебу. А вот в подростковом возрасте перейти от очной формы к надомной и наоборот зачастую сложно.
Самостоятельно не передвигается, необходимо инвалидное кресло. Слабо развита мелкая и крупная моторика рук, самостоятельно не передвигается. Работает только правой рукой, на левой руке наблюдается сильная спастика. Состояние слуха и зрения соответствует норме. Речь невнятная, сформирована на уровне отдельных слов. Письменная речь отсутствует. Независимо от диагноза со всеми детьми на каждом занятии провожу дыхательные, артикуляционные и кинезиологические упражнения. У большинства наших воспитанников наблюдаются нарушения в речи. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов языка, губ, нижней челюсти и др. Это способствует развитию умения контролировать силу выдыхаемого воздушного потока, коротко и легко вдыхать воздух носом и ртом, выдыхая его долго. На занятиях используются упражнения «Паровозик», «Чем пахнет? Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Применение данного метода позволяет совершенствовать коррекцию основных психических процессов у ребенка: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость и повышает способность к произвольному контролю. Пример упражнения Поскольку наиболее сохранным и преобладающим у умственно отсталых детей является наглядно-действенное мышление, они нуждаются в большом количестве наглядного материала и дидактических пособий. На всех занятиях обязательно использую пальчиковые игры, лепка из пластилина, солёного теста, пластичный песок, игры со шнурками и пуговицами, колючие шарики Су-джок , то есть все для развития мелкой моторики. Детям очень нравиться такая методика как — манкография. На подносе с манкой ребята выводят буквы и цифры или просто рисуют. Практика показывает, что чем больше задействовано каналов восприятия, тем лучше дети усваивают учебный материал.
Есть школы, в которых можно проходить только аттестации, а обучаться самим. Но самое важное - прислушаться к своему ребенку, понять, что ему будет полезнее. И если это школа, то выбрать подходящую: системы тоже могут сильно отличаться. Но все-таки школа, по моему мнению, лучше. И здесь лишь вопрос: «Какая именно? Но начало пути точно должно быть в школе. Для ребенка важно пойти в 1 класс, потому что в это время формируется учебный мотив, опираясь на который дети осваивают навыки обучения. К тому же память об этом событии остается навсегда: каждый человек помнит 1 сентября, линейку, цветы и ощущения праздника. До 9 лет примерно до 3 класса , исходя из исследования А. Леонтьева советский психолог, философ и педагог, - прим. То есть развитие является первостепенным, а обучение станет ведущим позднее. И этого можно добиться только в школе. На домашнем обучении, даже если к ребенку приходит учитель, все равно остается атмосфера «дома», а во главе остаются правила поведения и приоритеты семьи. Дома ребенок будет ориентироваться на ожидания родителей, пытаться оправдать их и, по моему мнению, не имеет времени исправить ошибку. Весь процесс обучения сводится к «здесь и теперь». В школе у ребенка есть возможность самостоятельно решать вопросы, планировать свое поведение, отвечать за свои поступки. И в этом заключается его развитие. С 4 по 9 классы начинается основная школа, где главное - обучение. В этот период дается база знаний по всем предметам. И ее лучше тоже получать в школе. Ведь каждый учитель по предмету «заражает» ученика любовью к своей специализации, что позволит ребенку определиться, может ли это стать делом жизни. Ни одно дистанционное обучение этого не даст. Я говорю про дистанционное обучение, потому что домашнее обучение в основной школе без него сегодня просто невозможно. И домой к ребенку не придет 10 высокопрофессиональных специалистов по разным предметам. В этот период домашнее или репетиторское обучение становится распространенным явлением, и оно по желанию ученика может быть. И это понятно: нужно поступить в хороший ВУЗ, а без углубленной подготовки по выбранным предметам это невозможно. О социализации Я сознательно выше не говорила о социализации, потому что этот процесс начинается с 4-5 лет.
Эксперты объяснили, чем опасно обучение детей на дому
Разбираем плюсы и минусы домашнего обучения, говорим о его видах и особенностях, кому это удобно. Современная домашняя школа Фоксфорда может стать для вашего ребенка отличным вариантом получения базового образования по ряду причин. О плюсах и минусах данного вида обучения она рассказала «Известиям» 7 февраля.В первую очередь Калинина отметила, что разделяют такие понятия, как домашнее и семейное обучение. Это одновременно и плюс, и минус домашних занятий с детьми. Рассмотрим плюсы домашнего обучения и узнаем, сколько это стоит.
Домашнее или семейное обучение: в чем разница, плюсы и минусы
Минусы домашнего обучения ребенка Однако у домашнего обучения имеются и свои минусы. Главный из них — дети не общаются со сверстниками. Из-за домашнего обучения у ребенка нет возможности взаимодействовать с другими детьми. В результате у него могут развиваться проблемы с социализацией. Такие дети с трудом идут на контакт, предпочитают общаться онлайн и ведут затворнический образ жизни. В школе, в процессе живого общения, дети познают тонкости человеческих отношений: дружбы, любви, ненависти и предательства.
Общаясь друг с другом и со старшими, в том числе педагогами, они учатся, как себя вести, где надо сдержать себя, где проявить. Этому трудно научить в закрытой среде дома. Однако против этого минуса родители предлагают активное посещение детьми различных секций. Это действительно может стать выходом из ситуации, но продолжительность общения с товарищами по тому или иному клубу заметно отличается от длительности коммуникаций в школе в процессе занятий. Помимо этого, школьное обучение учит детей организованности и ответственности.
Дети должны соблюдать сроки выполнения заданий, чтобы не получить плохих отметок. В домашнем обучении подобное может опускаться — контроль более мягкий, поскольку главное — пройти промежуточную аттестацию, а не выполнить очередное домашнее задание. Это далеко не все плюсы и минусы домашнего обучения. Существуют примеры, когда дети, получившие семейное образование, с успехом учатся в лучших высших учебных заведениях не только России, но и других стран. Но встречаются и случаи, когда ребенок не смог усвоить образовательную программу, приобретя при этом дополнительные проблемы с общением.
Главный плюс домашнего обучения ребенка — индивидуальный подход Мнение эксперта Анна Золотова автор инициативы, бывший генеральный директор российского фонда развития образования «Сообщество» — Неоспоримый плюс дистанционного и домашнего обучения ребенка — индивидуальный подход.
Конечно, основным преимуществом надомного формата является возможность часто болеющим и физически ограниченным детям учиться в обычных, а не специализированных классах. Об аналогичном преимуществе мы говорим и в случае длительной болезни, реабилитации. Тогда школьник не отстанет от программы и не потеряет интерес к знаниям. Впрочем, домашнее обучение имеет свои минусы.
Такой формат разрешен лишь при наличии определенного диагноза, но при этом включает детей, длительное время болеющих или находящихся на реабилитации. В таком случае учебный план включает только обязательные предметы. Тогда по таким урокам, как музыка, ОБЖ и другим, ребенок, скорее всего, окажется не аттестован. Образовательный процесс при учебе на дому требует от родителей немало времени и других ресурсов, с чем мамы и папы справляются не всегда. Поэтому у детей может снижаться интерес к урокам, растет непонимание тем.
Наконец, если мы говорим о школьниках с ограниченными физическими возможностями, надомное обучение может стать причиной нарушения социализации. Да и не каждый школьный учитель способен найти подход к особенным детям. Условия обучения на дому Ребенок получает образование по программе школы, то есть для него составляется расписание, определяются педагоги, которые будут посещать надомника. В начале года выдаются учебники из школьной библиотеки, а в индивидуальном плане прописывается график проверочных работ. Для перевода ученика на такой формат учебы необходимо пройти медкомиссию и получить соответствующие справки.
Кроме того, придется подписать договор с администрацией школы. В ряде случаев учителя могут оказаться не готовы к работе с детьми с определенными диагнозами. Тогда придется искать другую учебное или специализированное учреждение. Программа обучения составляется школой, так же как и план сдачи экзаменационных работ. Ребенок учится по школьному графику: в определенные дни и часы к нему приходят учителя или уроки проводятся онлайн , согласно учебному плану проходятся темы, выполняются домашние задания.
Как перевести ребенка на домашнее обучение Чтобы получить разрешение на надомное обучение, необходимо пройти медико-социальную экспертизу и получить их заключение. Кроме того, родители должны написать заявление с просьбой о переводе ребенка на домашний формат учебы. Поэтапно этот процесс выглядит следующим образом: Получить от участкового педиатра направление на комиссию МСЭ; По заключению комиссии МСЭ вновь обратиться к педиатру и получить все справки и разрешения обратите внимание, решение о необходимости домашнего обучения принимается комиссией, педиатр лишь выдает справки ; Если ребенок уже посещал школу, то заявление о переводе на домашнее обучение пишется на имя директора школы. Если речь идет о будущем первокласснике, то документ оформляется на имя начальника Департамента образования города; Совместно с методистом или завучем школы принимается решение о программе обучения, подбирается индивидуальный план работы. В последнем содержится информацию о предметах и количестве учебных часов в неделю; В школе составляется приказ о переводе учащегося на домашнее обучение.
В нем также отмечаются учителя, которые будут посещать ребенка на дому; Родители получают журнал для заполнения учителями: в нем прописывается пройденный материал, количество часов, а также отражается успеваемость ученика. Журнал выдается на учебный год, по прошествии которого документ нужно сдать в школу. Домашнее обучение по медицинским показаниям Прежде чем задуматься о том, как болеющему ребенку перейти на такой формат, необходимо убедиться, что школьник имеет на это право. В список заболеваний, при которых показано домашнее обучение, входят только острые состояния.
К тому же на качестве обучения это не сказалось. Но так было и при очном обучении в школе, — говорит Анна. А что касается общения, его хватает на дополнительных занятиях — появились хорошие друзья, с которыми Семёну интересно и комфортно». В следующем году младший сын Анны идёт в первый класс, и мама размышляет, как быть: сразу обучать его дома или дать попробовать школьной жизни. Так спокойнее и ребёнку, и родителям».
Но не всем родителям по душе такое спокойствие. Это дисциплина, это умение искать компромиссы, это понимание, что люди на свете разные, — считает мама одиннадцатиклассницы Арина из Нижнего Новгорода. Ломоносова Галина Клочкова Нижний Новгород : «Родителей, работающих на удалёнке, после завершения пандемии коронавируса меньше не стало. Из-за долгой изоляции люди поняли, что работать из дома комфортнее — у них в том числе появилась возможность присматривать за детьми. Кроме того, теперь есть определённое количество образовательных платформ, позволяющих ребёнку вместе с родителями выстраивать образовательный маршрут. И здесь есть свои преимущества. На самом деле дети, родившиеся в 2010-х годах, слабо различают реальную и виртуальную реальность, а значит, и наши привычные рассуждения о социализации в школе должны меняться. Мы должны понимать: если виртуальный мир существует для школьника наравне с реальным, то и социализация должна быть иной. Какой смысл в том, что ребёнок 11 лет учится с одними и теми же учителями и одноклассниками?
Разве так он развивает навыки, подчеркну, разнообразного общения? И всё же есть некое лукавство в словосочетании «домашнее образование». Сегодня открыта масса учреждений дополнительного образования на любой вкус и кошелёк, по факту они дублируют программы школьного образования, дополняют их. Например, удовлетворяют потребность современных школьников в творчестве и ручном труде. Спрос на такие кружки огромен. Социализация, например, может отлично проходить в учреждениях дополнительного образования рядом с ребятами-единомышленниками.
Это дисциплина, это умение искать компромиссы, это понимание, что люди на свете разные, — считает мама одиннадцатиклассницы Арина из Нижнего Новгорода. Ломоносова Галина Клочкова Нижний Новгород : «Родителей, работающих на удалёнке, после завершения пандемии коронавируса меньше не стало. Из-за долгой изоляции люди поняли, что работать из дома комфортнее — у них в том числе появилась возможность присматривать за детьми. Кроме того, теперь есть определённое количество образовательных платформ, позволяющих ребёнку вместе с родителями выстраивать образовательный маршрут. И здесь есть свои преимущества. На самом деле дети, родившиеся в 2010-х годах, слабо различают реальную и виртуальную реальность, а значит, и наши привычные рассуждения о социализации в школе должны меняться. Мы должны понимать: если виртуальный мир существует для школьника наравне с реальным, то и социализация должна быть иной. Какой смысл в том, что ребёнок 11 лет учится с одними и теми же учителями и одноклассниками? Разве так он развивает навыки, подчеркну, разнообразного общения? И всё же есть некое лукавство в словосочетании «домашнее образование». Сегодня открыта масса учреждений дополнительного образования на любой вкус и кошелёк, по факту они дублируют программы школьного образования, дополняют их. Например, удовлетворяют потребность современных школьников в творчестве и ручном труде. Спрос на такие кружки огромен. Социализация, например, может отлично проходить в учреждениях дополнительного образования рядом с ребятами-единомышленниками. Вообще, я считаю, что будущее школы в том, что дополнительное образование становится основным, то есть дети выбирают предметы, исходя из своих интересов. Если честно, мы сегодня глобально сталкиваемся с тем, что дети, особенно в средней школе, не видят смысла ходить на уроки. Они не понимают, зачем надо тратить время и силы на то, в чём они не видят смысла. Это вызов для всей образовательной системы. Значит, нужно смотреть на процесс шире, спокойнее, а не считать, что всё должно быть как прежде». Оцените материал.