Здравствуйте, уважаемые жите, пожалуйста, плюсы и минусы индивидуального обучения на дому ребёнка.
7 мнений психологов о домашнем обучении
Многие думают, что дома учатся те, кто отстает от программы". Это обязательная программа на каждый день, за час-полтора я успеваю им объяснить основные моменты, задание они выполняют сами, — рассказывает Ольга Алексеева. Сложнее в старших классах: дочь занимается от трех до шести часов в день, чем ближе к экзаменам — тем выше интенсивность. Мне повезло, что у меня самой хорошее образование, я химик-технолог, поэтому химия, математика, физика это не проблема для нас. Я знаю хорошие ресурсы по ним, есть, например, прекрасные лекции по физике Осипова — подача академичная, но зато очень хорошо объясняются сложные моменты". Родители объединяются в семейные клубы, организуют вместе обучение детей в квартире или арендуемом помещении. Особенно такая практика распространена в крупных городах, отмечает Кристина Любицкая. Продвинутые хоумскулеры пишут книги, разрабатывают свои методики преподавания разных предметов, а затем проводят конференции и онлайн-курсы. Некоторые даже открывают семейные клубы "по франшизе" в других городах. Согласно социологическому исследованию МГУ, посвященное учебе время у детей на семейном образовании и у школьников значительно различается.
У тех, кто занимается с репетиторами, уходит от четырех до шести часов в день. И это — без учета времени, проведенного в школе. Трудности и риски домашнего образования Эксперты выделяют две группы барьеров при хоумскулинге: формальные и психологические. К первым относятся организационные трудности: как оформить переход на домашнее образование, как выстроить процесс и найти подходящие ресурсы. Часто при таком обучении родители тратят больше времени, чем при очном в школе: как правило, один взрослый либо полностью посвящает себя детям, либо работает из дома и может помогать им с заданиями. Но больше всего родителей тревожит психологический аспект хоумскулинга. Пожалуй, главными здесь являются две проблемы — как совмещать роль родитея и педагога и возможна ли полноценная социализация ребенка при домашнем образовании. Но именно здесь, в отличие от кружков по интересам, ребенок учится взаимодействовать с разными людьми, даже если они ему не нравятся или кажутся странными. Умение договариваться — навык, который пригодится во взрослой жизни, например на той же работе.
Но если ребенок испытывает слишком сильный стресс или стал жертвой буллинга, стоит задуматься, продолжать ли учебу в таком классе". Родители же считают, что ребенка лучше приучать к самообразованию как можно раньше. В начальных классах он лучше адаптируется и привыкает сам планировать время на учебу. А вот в подростковом возрасте перейти от очной формы к надомной и наоборот зачастую сложно. Ей было очень тяжело, раздражал постоянный шум, она приходила домой выжатая как лимон. Попробовали год — не пошло". Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Например, он больше интроверт или экстраверт. Все опрошенные нами родители усомнились в полезности хоумскулинга для экстравертов, тем более — обладающих тягой к лидерству.
Промежуточная аттестация может проводиться или очно в школе экзамены или годовые контрольные или с использованием ДОТ. Самообразование — обучение вне школы. Ребенок зачисляется в школу только для прохождения аттестации. Доступно для детей старше 15 лет. Промежуточная аттестация может проводиться или очно или с использованием ДОТ.
Экстернат с 2013 года не является формой обучения, но остается формой аттестации для тех, кто учится вне школы. Домашнее обучение хоумскулинг — употребляется для описания всех форм обучения вне школы. Не является закрепленной в законе формой обучения. Семья 8 лет живет в Анталии. Сын: Амир, 7,5 лет, на семейной форме обучения, дистанционно учится во 2 классе российской школы.
Как оформить домашнее обучение в школе Мы прикреплены к частной «Школе Экспресс» в Петербурге. Между нашей школой и частной школой в Анталии заключен договор. Каждый год преподаватели прилетают сюда принимать переводные экзамены. Первый класс сын «перепрыгнул», сдав экзамены экстерном. Его зачислили сразу во второй класс.
Личное дело выдается на руки и хранится дома. Система Дважды в неделю на два часа мы приходим к местному русскому куратору, который ведет по программе, чтобы у ребенка не возникло проблем со сдачей четырех годовых экзаменов по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. В частности, куратор учит технической стороне: где и какие отступы делать на листе, как правильно писать сокращения, надо ли ставить точку после скобки и т. Деньги Ежемесячно мы платим 450 лир 90 долларов , так как посещаем куратора, за сдачу ежегодных экзаменов берется 100 долларов. Причина Я не думала, что сама буду учить сына, хотя я преподаватель.
Но когда родился второй ребенок, первому не хватало моего внимания. Поэтому я придумывала для него занятия, пока спал младший: показала буквы, через две недели он выучил алфавит и сказал: «Мама, а что дальше? Через две недели он считал до 20. А через полгода мы прошли весь первый класс. В пять лет он участвовал в международной олимпиаде по математике и набрал 17 из 30 баллов!
Расписание, оценки, учебники Я составила список предметов, которые мы углубленно проходим, даже тех, которых нет в программе второго класса, например: страноведение, физика и химия. У нас есть икеевские полки, где каждый квадрат — это отдельный предмет с учебниками: от более простого к более сложному. По порядку мы их и изучаем. Я за «погружение» в предмет. Мне не нравится, что в школе каждые 45 минут — новый урок: невозможно сконцентрироваться ни на одной теме.
Через каждые четыре месяца мы возвращаемся к пройденным темам, обновляем информацию, чтобы она лучше усваивалась. Никаких оценок, контрольных и домашних заданий нет! Мы прорабатываем каждый урок от точки до точки, и я способна сама оценить уровень знаний сына. Учеба — ежедневная, один выходной в неделю. Он справляется с заданиями эффективней и быстрей, если я нахожусь рядом.
Если отлучаюсь, может чем-то увлечься. Часть учебников мы купили в школе, часть — скачали в интернете. Мы учимся по программе «Школа Россия». Но у нас несколько учебников разных авторов. Я учу ребенка поиску информации, ее анализу, сравнению с другими источниками, выводам.
Это гораздо полезнее, чем что-то зубрить. Я учу перепроверять информацию. Например, мы задаемся вопросом, почему ежик всегда изображается с яблоком на иголках? И находим, что ежик, вообще-то, не ест яблоки, он питается червяками. Уроки Карате, куда ходит сын, нам засчитывают за физкультуру.
На портале инфоурок. Технология труд — это поделки, лепка, аппликация, рисование. В конце года для отчетности мы сдаем полный пакет работ по каждому предмету. Есть и проектные работы. Например, на тему «Моя Анталия».
Я сначала возмущалась — мол, это проект для мамы: ну что может 7-летний ребенок знать об этом? А потом объяснила сыну алгоритм, как делать проекты, как разбивать их на смысловые части, оформлять. Хороший опыт! Аттестат Аттестат при такой форме обучения выдается государственного образца. Мы не собираемся получать российское школьное образование.
С 5—6 класса сын пойдет в школу той страны, где будет получать высшее образование: в Европе или Канаде. Время Много лет назад с подачи своего папы я увидела интернет-уроки на сайте знайка. Мы же сидим 45 минут в школе с тем же результатом! Я была в шоке: сколько времени теряем! Объяснить тему 30 ученикам в классе и одному дома — это большая разница.
Я даю «выжимку», объясняю наглядно: мы с рулеткой ползаем с сыном по полу и измеряем периметры, шнурками обвязываем банки из-под варенья, чтобы вычислить число Пи. Ну какой учитель такое будет делать? К слову, уже сейчас по математике мы далеко ушли по программе: решаем дроби и уравнения с иксом. За и против Самый большой плюс семейного образования то, что в ребенке горит жажда знаний, ему нравится учиться. Нет никакой обязаловки.
Минус — усталость мамы: физическая и эмоциональная. Потому что это дополнительная нагрузка, помимо прочих миллионов дел. Репетиторы Если ребенок занимается только с мамой, понадобятся репетиторы: нужно давать детям опыт общения с разными взрослыми, в разных обстоятельствах. У моего сына репетитор по развитию речи и по немецкому языку. Ищем по олимпиадной математике, так как сын начал спрашивать, что такое косинусы и синусы.
Социализация Современные дети очень заняты: школа, кружки, семья. У них почти нет друзей. Мы ходим на группы развития речи, на каратэ, на интеллектуальные игры, где есть общение со сверстниками. План На следующий год я хотела бы прикрепиться к другой школе. Юридически она находится в Москве.
Это полностью онлайн-школа с интернет-уроками. У нее богатая база видеоматериалов, к которым можно подключаться в удобном для нас режиме. Контрольные работы и экзамены сдаются онлайн, по итогам аттестации выводится годовая оценка. Личное дело хранится в школе и при необходимости документы высылаются в любую точку мира. Обучение платное, но доступное.
Дочь Анна, 11 лет, 5 класс, год на семейном обучении после частной очной школы.
Я очень верила в то, что не справлюсь, что я слабая, что не потяну, ударю в грязь лицом и миллион других подобных мыслей съедали меня изнутри. Мама удивилась моему решению, так как за 4 года мы ни разу не обсудили с ней эту тему. Она искренне верила, что мы совпадаем во взглядах на домашнее обучение и обе думаем, что ничего приятного в ежедневых походах в школу нет. И вот я пошла в школу.
Словно в первый класс, только в 14 лет. Мама предложила пойти в самый слабый класс, чтобы я точно справилась. В этом классе почти каждый день пили водку, начиная с первого урока передавая её под партами, а не пили только несколько беременных девочек. В грязь лицом я не ударила, хоть и не пила водку и не была беременной, а ведь снова была «не как все». Но класс был хороший, несмотря на их образ жизни, и мне там было комфортно.
Училась я лучше всех, всем подсказывала и меня все быстро полюбили. Мне очень не хватало знаний, как вести себя в школе. Я не понимала местных шуток, не умела хитрить, незаметно дать списать или ответить обидчику. Но ходить в школу, будто я самая обычная девочка — было самое главное для меня удовольствие. Домашнего образования стыжусь до сих пор Мне почти 30 лет, но я до сих пор не рассказываю друзьям об этом периоде моей жизни с 10 до 14 лет.
И буду смущаться, если кому-то моё домашнее обучение покажется странным. А чувство, что я не такая, как все, очень уверенно и глубоко сидит во мне, да вряд ли уже куда-то когда-то денется.
Помните, как в период коронавирусной инфекции все дети ушли на удалёнку?
Сколько родителей тогда поняло, что учительский труд бесценен?.. Спокойно и доходчиво объяснить ребёнку новую тему, помочь справиться с выполнением задания — на такой подвиг готовы немногие. А там статьи говорят одно, а блогеры — другое.
И это может представлять сложность при обучении. Ещё многим людям не хватает самодисциплины, а это важный шаг на пути к самообразованию. Также степень усидчивости зависит от темперамента человека и его психофизиологических данных, — говорит педагог-психолог Алёна Панкратова.
По её словам, в настоящее время в Лесновской школе несколько детей учатся дома. Одни по состоянию здоровья не могут посещать учебное заведение, другим пришлось начать работать. Но есть и ребята, которым просто не хочется вставать рано утром и идти в школу.
Они также выходят на сдачу ЕГЭ, как и другие ученики. То есть для них послаблений нет никаких.
Домашнее обучение: за и против
В последнее время к Минобрнауки появилось много вопросов. Можно говорить даже о том, что упало доверие к качеству школьного образования. Об этом говорит растущее количество детей, которых родители решили учить дома самостоятельно. Маргарита Макаревич, воспитывающая 8 детей, считает, что весь школьный курс можно пройти и дома.
Маргарита Макаревич, многодетная мама: «В сентябре у нас пора заготовок, мы приступаем к занятиям позднее, постепенно мы расходимся, в октябре у нас уже полный список предметов. Мы все успеваем, а штаны просиживаем меньше».
Все изменилось, когда я познакомилась с человеком, который занимался семейным образованием в России уже более 30 лет — Игорем Моисеевичем Чапковским. Он перевернул мое представление о домашнем образовании. Я увидела его семью, его четверых уже взрослых детей, которые в свое время учились дома, — это были успешные, интеллигентные люди.
Всерьез о домашнем обучении я задумалась, когда пришла пора отправлять сына в 1-й класс. К 6 годам у Гриши было много увлечений: спорт, шахматы, музыка, театральная студия — стало понятно, что совместить все это со школой просто нереально. Я предложила сыну выбрать два кружка, которые можно оставить, но он очень расстроился, потому что не хотел выбирать. После долгих обсуждений мы решили, что готовы попробовать учиться дома. Именно попробовать, а если ничего не получится — с 7 лет пойти в школу вместе со всеми.
Было сложно. Я столкнулась с тем, что нужно самой выбирать школьную программу, самой все организовывать, а в интернете на тот момент по теме домашнего обучения был полный вакуум. Именно тогда я начала вести блог, чтобы делиться своими наработками с такими же родителями. Мне хотелось пробудить нет, скорее, не убить в ребенке тягу к знаниям, любопытство, интерес. Хотелось, чтобы во главе угла стояла его собственная мотивация.
Ведь даже кружки мы в свое время выбирали те, на которые Гриша бежал с удовольствием. Если у ребенка есть собственная мотивация, родителям не нужно тратить время и ресурсы на контроль. Об административных трудностях Большая часть трудностей связана с административными вопросами: далеко не все директора школ лояльны к «семейникам». В школе, к которой мы прикрепились в самом начале для аттестации, был молодой директор, который с большим интересом относился к этому формату обучения. Но когда руководство сменилось, мы столкнулись с такой стеной непонимания, что вынуждены были просто уйти в другую школу.
Я советую всем родителям в таких случаях не тратить время и нервы на эти бои, а сразу менять учебное заведение. Сейчас есть большой выбор, и вы обязательно найдете тех, кто будет разделять ваши взгляды или хотя бы относиться к ним с уважением. Рекомендую заключить договор со школой и прописывать в нем все условия аттестации: когда и в какой форме она состоится, будет ли это контрольная, тест, устное собеседование. Обязательно должны быть консультации с учителями перед аттестацией, чтобы понимать, как готовиться и на что обратить внимание. Также нужно оговаривать, по какой программе пройдет аттестация, потому что вы можете готовиться по одному учебнику, а на экзамене будут совсем другие темы.
Наконец, если ребенок нервничает на экзаменах, можно сдавать аттестации дистанционно — сейчас есть платформы, которые предоставляют эти услуги. Об учебе В конце первого класса Гриша успешно сдал аттестацию, поэтому мы решили остаться на домашнем обучении еще на год. И потом вот так было в каждом классе — я думала, вдруг он захочет пойти в школу позже. Я бы дала ребенку прожить этот опыт. И неважно, пошел бы он в школу на год, на пять лет или решил доучиваться вместе со всеми — это в любом случае был бы его выбор.
Но Гриша в школу так и не захотел. В прошлом году сын закончил сразу два класса. В ноябре 2020 года он аттестовался за 8-й класс, а весной — уже за 9-й, после чего сдал ОГЭ.
К маме в первый класс Семья Артюховых из Дзержинска Нижегородской области задолго до 1 сентября решила, что их сын Егор в первый класс не пойдёт, его обучением займётся мама. Претензий к качеству образования в школе у дома не было, но семье хотелось индивидуального подхода к ребёнку. Мы хотим дать сыну веру в собственные силы, она понадобится во взрослой жизни». Хватало ли ребёнку при домашнем обучении общения со сверстниками? По словам Андрея Артюхова, вполне: семья охотно принимает гостей с детьми и ездит к друзьям сама. К тому же Егор ходит в спортивную секцию и кружок лепки, часто играет со сверстниками во дворе. Чем ещё маме-папе не нравилась обычная школа? Однако во второй класс Егор всё же пошёл в школу — частную, она основана как раз на той самой альтернативной системе образования. Финансово семье это вполне по силам. Учиться в этой школе мальчик сможет до восьмого класса. Не хватает перемен Никита К. Учителя на него не жаловались, с одноклассниками тоже находил общий язык. Проблемы начались, когда мальчика определили в математический класс вместо гуманитарного, который был переполнен. А у Никиты тяга к иностранным языкам... Мама Екатерина подумала, что в этой школе сын всё равно не сможет углублённо изучать французский и испанский, и решила заниматься с Никитой дома, благо сама переводчик. Перешли на домашнее обучение. Обязанности в семье строго распределили: алгебру и геометрию Никите преподавал отец, литературу, русский и иностранные языки — мать, физику мальчик постигал сам по учебникам, а на химию и биологию пришлось раскошелиться — наняли репетиторов. А ещё школьнику купили мощный компьютер, чтобы мальчик всегда был на связи с педагогами и мог найти нужные материалы. Несмотря на все эти траты, родители нашли много плюсов в ситуации: сын начал высыпаться, он уделяет больше времени предметам, которые нужны для поступления в вуз. Вышла существенная экономия на обедах, школьной форме, проезде… Минусы, конечно, тоже есть: Никите не хватает школьных перемен, он любил дурачиться с друзьями.
Если вы решаетесь взять на себя ответственность за домашнее обучение своего ребёнка, но боитесь только за социализацию, то, поверьте, это не самая большая проблема. Социализация — это освоение навыков поведения и выстраивания отношений в обществе, которая берет начало от взаимоотношений в семье, с мамой и папой, и продолжается в более или менее постоянной компании сверстников. Наличие вот этой компании сверстников вам и предстоит организовать. Коллектив, где ребёнок сможет попробовать разные социальные роли, побыть лидером или потерпеть неудачу в этой роли, поссориться и помириться, научиться искать компромиссы. Если у родителей есть много друзей с детьми, семьи регулярно встречаются и организуют совместный досуг, вместе осваивают мир и отправляются в путешествия, то социализация будет проходить успешно. Есть много клубов, групп поддержки, мастер-классов, школ выходного дня и семейных лагерей, где можно найти друзей по интересам не только детям, но и мамам и папам. Конечно, такой тип социализации вряд ли научит ребенка подчиняться, строго следовать заданным правилам, иногда делать не то, что тебе интересно, преодолевать себя. С одной стороны, без этого можно прожить в современном обществе, с другой — можно подумать, как освоить эти навыки, если вы считаете их необходимыми. Давайте послушаем мнения разных психологов, непосредственно имеющих дело с детьми, находящимися на семейном образовании, и их родителями: в чем они видят достоинства и проблемы домашнего обучения. Семейное образование — это отличная возможность получать качественное образование, минимизируя усилия на дорогу и организационные вопросы. Сейчас много площадок, помогающих организовать обучение. Ребенок может осваивать новые профессии, слушать курсы на зарубежных образовательных сервисах. Часто в Москве ребенок тратит больше двух часов в день на дорогу в школу и обратно, семьи нанимают водителей, нянь или школьник с довольно раннего возраста вынужден передвигаться самостоятельно на метро и опасно, и тяжело. За пределами Москвы хороших школ в округе, по мнению родителей, часто просто нет. Многие семьи выбирают семейное обучение не по идеологическим причинам, а просто от того, что лучших вариантов рядом нет. Ищут дистанционные курсы и обучение. Для огромного количества детей — это единственная возможность научиться решать задачи, например, олимпиадного уровня, если у детей есть к этому способности. Основной минус для меня в семейном обучении детей младшего возраста — вопрос «хранения ребенка». Все-таки обучение из дома предполагает, что есть член семьи или няня , готовый проводить с ним весь день. Эта проблема частично снимается, если в семье есть младшие дети, из-за которых мама все равно остается дома. Елена Трушина, клинический психолог, психолог домашней школы и экстерната «Фоксфорда» Работая в школе, наблюдаю разный опыт с детьми, которые были на домашнем или семейном обучении. Вариантов существенно больше, перечислю только основные: Дети, оказавшиеся на семейном обучении из-за того, что их родители сами не смогли адаптироваться к требованиям школы или учителя. Чаще всего представления родителей о том, что хорошо для их ребёнка и как его надо обучать, кардинально расходятся с тем, что может дать массовая школа. Такие родители поначалу пытаются научить педагога общаться с их ребёнком, затем конфликтуют, обесценивают и в итоге приходят к семейному образованию. Есть родители, которые периодически делают попытки все-таки водить ребёнка в школу, и дальше существует два варианта: одним это все-таки удаётся, они находят подходящего учителя или меняют свои представления об образовательном маршруте ребёнка. Как правило, таким родителям сложно даётся сам процесс ритмичного обучения, они выдыхаются. Другие втягиваются в роль учителя для своих детей и пытаются вернуться в школу с целью социализации ребёнка уже по окончании начальных классов. Они все ещё ждут от школы и педагогов больше, чем они могут дать, критикуют образовательный процесс в присутствии детей, и все это приводит к трудностям адаптации, вплоть до невозможности влиться и выстроить отношения с одноклассниками и учителями, а они, в свою очередь, уже к возврату на семейное обучение. Дети, которые много времени посвящают занятиям спортом, музыкой и другими активностями, вынужденные пропускать школу из-за соревнований, конкурсов и так далее.
Семейное обучение — почему трудно учить ребенка самому? Людмила Петрановская
Приверженцы домашнего обучения считают, что получение знаний вне школы дает следующие преимущества. Главный плюс «домашней школы» — это индивидуальный график и план обучения. Обучение в домашних условиях позволяет подстраиваться под способности ребенка к усвоению информации, выбирая тот темп обучения, при котором ученику легче усвоить полученную информацию. Надомное обучение (обучение на дому) — это форма индивидуального обучения для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Главными минусами дистанционного образования считают отсутствие социализации ребенка и необходимость развитых навыков самоконтроля к началу обучения. Плюсы и минусы домашнего обучения. Если говорить о семейном образовании, то главное его преимущество — свобода в выборе предметов для углубленного изучения и школы, к которой нужно прикрепиться.
У нас все дома. В чём плюсы и минусы домашнего обучения школьников
Минусы домашнего образования отражаются, в основном, на родителях улыбается. Для мамы домашнее обучение становится второй работой — фактически это работа директора мини-школы. Надо найти педагогов, организовать учебный процесс и логистику если необходимы поездки , много времени проводить с детьми. С каждым годом детей на домашнем обучении в России становится все больше. Сейчас их количество достигло 100 000 человек. В чем отличие семейного обучения и заочного? Закон «Об образовании в Российской Федерации» предлагает следующие формы получения образования: очное — обычная школа; очно-заочное — часть предметов ребенок может изучать в школе, а часть — сдавать экзамены; заочное в том числе дистанционное ; семейное образование и самообразование — обучение не по программе школы, а как захочется родителям. Отличие заочного обучения и семейного в том, что в первом случае ребенок четко придерживается программы школы, а при семейном образовании — учится тому, что более правильным считают родители. Получается, что при семейной форме обучения ребенок останется без аттестата? Ребенок может сдать итоговые экзамены экстерном. Просто при такой форме обучения нет четкого следования плану школы.
Когда необходимо сдавать экзамены? Можно сдавать по ходу учебного года текущий контроль по плану школы и быть прикрепленным учеником к конкретному классу. В этом случае вы имеете право получать консультации учителей. А можно учиться по семейной форме и, когда понадобится аттестат, нужно будет сдавать в школе все предметы. Как узнать, подойдет ли ребенку домашнее образование? Этот вариант обучения подойдет всем детям, если оно компенсируется родителями. Родители должны быть ответственными и иметь ресурсы, чтобы организовать ребенку полноценную среду как обучения, так и в социальном смысле. Если вы считаете, что кто-то другой без вашего непосредственного участия должен будет это организовать, то вашей семье домашняя форма обучения не подойдет. Также может не подойти вариант обучения дома детям-общественникам, которым просто необходима власть, общественная и организаторская деятельность. В этом случае школа может быть чуть ли не единственным местом для реализации этих амбиций.
Но таких детей — единицы… Как ребенок, находящийся на домашнем обучении, будет учиться взаимодействовать со сверстниками? Как проходит социализация? Если мы посчитаем, что 24 часа в сутки три месяца во время летних каникул, еще месяц осенних, зимних и весенних каникул, плюс субботы и воскресенья, плюс праздничные дни и время вне школы — столько времени в году ребенок находится вне школьного коллектива. Затем нужно учитывать, что эта самая социализация в школе проходит во время школьных перемен, которые длятся по 10 минут. Сколько времени ребенок может свободно общаться со сверстниками в школе?
Мы посещали психолога. Поэтому ушли на семейное образование, это оптимальный вариант для нашей семьи.
Мы не сидим каждый день до полуночи с уроками и нервами, нет принудительной побудки по утрам. Нет необходимости сидеть с ненавистными одноклассниками восемь часов в день в диком напряжении. Школа выдаёт учебники, а в конце года проходит аттестация по всем предметам... Мама школьницы Ольга Фесенко также перевела дочь на домашнее образование, но после отказалась от него. Аттестацию сдавала в школе. Из плюсов: обучение шло качественно, интересно, хватало времени на музыку, спорт, здоровье и отдых. Из минусов: я превратилась из мамы в круглосуточного наставника, учителя.
Нашей семье такой вид обучения не подошёл, — рассказывает о своём опыте Ольга. Впрочем, большинство психологов также считают, что в домашнем образовании особенно учеников младших классов есть два огромных минуса: трудности с социализацией и постоянное напряжение родителей. Помните, как в период коронавирусной инфекции все дети ушли на удалёнку?
Существуют закрытые интернет-сообщества. Например, на одном из форумов зарегистрировано 600 пользователей. Так что вполне можно говорить о том, что количество семей, занимающихся образованием детей самостоятельно, составляет как минимум несколько сотен. Но даже там новомодные течения не имеют массового характера. А некоторые страны и вовсе их не приветствуют, например, Швеция и Германия. Это серьезный плюс для родителей, которые сами по каким-то причинам не смогли вписаться в школьную жизнь. Вспоминаю, как одна креативная мама из Витебска, объясняя мне свое нежелание отдавать ребенка в школу, вспоминала, как одноклассники смеялись и дразнили ее Мальвиной за то, что она покрасила волосы в синий цвет. Теперь заботливая женщина стремится оградить сына от аналогичных насмешек, при этом даже не хочет задуматься о причине такого поведения сверстников, проанализировать ситуацию. Не пытается научить сына контактировать с другими ребятами, решать конфликты. Второй нюанс, по словам психолога, заключается в том, что в основе процесса — пережитый опыт мамы и папы, советы из интернета. И вот тут есть огромный и, пожалуй, единственный минус домашнего обучения, который нельзя уравновесить ни одним плюсом. Ребенок находится вне системы образования с характерными для нее концептуальными основами, принципами обучения, целями и задачами, методами, организационными формами. Педагоги получают образование, постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень. Но исследователи ищут и применяют развивающие системы обучения, затем отказываются от некоторых, ищут и находят новые. На разработку уходят годы. И все эти системы построены на научном фундаменте. Хорошо, если все хорошо закончится. Если родители смогут подготовить своего ребенка к жизни в обществе, дать ему необходимые знания, развить его личность. А если нет?
Минусами такого варианта называют следующие факты: ребенок социально изолирован, не вырабатываются навыки социального общения родителям нужно постоянно контролировать процесс обучения отсутствие жесткой дисциплины родителям не доступны все сферы знания ребенок может стать инфантильным, что может вылиться в позднее начало самостоятельной жизни ребенок становится в обществе «белой вороной». При домашней форме обучения ребенок не получает должной социализации и опыта взаимодействия с коллективом. Со стороны родителей требуется постоянный и жесткий контроль за процессом учебы для того, чтобы добиться желаемого результата. Выбор домашнего обучения для ребенка — серьезный шаг. Данное решение ни в коем случае не должно быть спонтанным и скоропалительным. Какой бы вариант — очный или на дому — вы бы предпочли для своих детей, имея любые возможности?
Плюсы и минусы семейного обучения
Общественная служба новостей выяснила, в чем плюсы и минусы домашнего обучения ребенка. Закон позволяет любому родителю переводить ребенка на домашнее (семейное) обучение. Мы разобрались, как перейти на домашнее или дистанционное обучение в школе, а сейчас перечислим кратко его плюсы и минусы. Чем домашнее обучение отличается от семейного образования?
«Государству нет дела до учителей»: почему дети уходят на домашнее обучение
Плюсы и минусы семейного обучения Мы не можем сказать, хорошо или плохо домашнее обучение. Для каких-то детей, конечно, обучение может стать интенсивнее — не тратить время на дорогу, на бессмысленное времяпрепровождение: один читает, все следят, физкультура — все по очереди бегают, остальные большую часть сидят на скамейке. Конечно, этот конкретный ребенок мог бы этот же материал усвоить за гораздо более короткий срок и успеть к этому еще кучу всего дополнительно, если это надо ему и его родителям. При этом есть и минусы. Какие-то дети могут оказаться в абсолютно бесконтрольной власти людей, которые могут делать что угодно. Какие-то дети лишаются общения со сверстниками и условий для развития социального интеллекта. Другие не сталкиваются с жизнью больших систем и необходимостью подстраиваться под них, что дает много плюсов прямо сейчас — например, не надо рано вставать, но откладывают эту задачу адаптации. Это не значит, что обязательно караул, может быть, он в 17 лет пойдет и быстро адаптируется.
Почему так трудно учить своего ребенка Может быть, какие-то дети в старших классах могут учиться сами, но не все. Я знаю таких детей. Семейное обучение требует больших ресурсов, не всякая семья на это способна. Если ребенок не в самых старших классах, это значит, что кто-то должен этим заниматься.
Плюсы домашнего обучения Обучение на дому позволяет дать ребенку больше возможностей современного обучения, чем в школе , благодаря использованию определенного технического оснащения. Плюсами домашнего обучения являются: возможность подстроить график под естественные биологические часы исключается вероятность давления со стороны преподавателей и других учащихся не нужно подстраиваться под внутренние правила школы возможность выбора предметов по желанию ребенка снижается риск получения травм исключается постороннее влияние негативное в первую очередь. Домашнее обучение помогает сохранить тесный контакт между родителями и детьми, поскольку постороннее влияние минимизировано. На освоение школьной программы может потребоваться менее 10 лет. Ребенок может учиться тогда, когда ему удобно, и кроме основных предметов дополнительно изучать редкие языки, искусство, архитектуру. Минусы домашнего обучения Наши специалисты знают: домашнее обучение за рубежом подходит не всем детям. Домашняя форма обучения не подойдет общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине детям.
Но не посадить его там, а начинать социализировать через кружки, секции, игру во дворе с другими ребятами. Хочу еще отметить одаренных или нестандартно мыслящих детей. Есть малыши, подростки с очень пытливым умом, с нестандартными вопросами, умеющие делать свои выводы или имеющие свое мнение. Очень часто они подвергаются давлению со стороны учителей. Случаи из моей практики говорят о том, что это случается не так уж и редко. Таких детей я бы тоже советовала переводить на домашнее обучение, чтобы сохранить их уникальность. Если же ребенок очень общительный и рад быть в любых коллективах, если это доставляет ему удовольствие, то школа может стать для него комфортным местом. И здесь домашнее обучение можно исключить. Как решиться на домашнее обучение Принимая решение о домашнем образовании, родителю стоит оценить свои силы, наличие свободного времени, финансовое положение. Нужно поговорить с ребенком на эту тему, узнать его мнение, объяснить, как и что будет происходить на домашнем обучении, продумать, как он будет общаться со сверстниками, чем будет заниматься в свободное время и т. Также можно всегда пообщаться с родителями, у которых уже есть такой опыт, узнать о сложностях, с которыми они сталкиваются. И помните, учиться дома можно разными способами: Есть образовательные площадки, где детей официально прикрепляют к школам, где можно учиться, как в обычной школе, только в своем темпе. Есть школы, в которых можно проходить только аттестации, а обучаться самим. Но самое важное - прислушаться к своему ребенку, понять, что ему будет полезнее. И если это школа, то выбрать подходящую: системы тоже могут сильно отличаться. Но все-таки школа, по моему мнению, лучше. И здесь лишь вопрос: «Какая именно? Но начало пути точно должно быть в школе. Для ребенка важно пойти в 1 класс, потому что в это время формируется учебный мотив, опираясь на который дети осваивают навыки обучения. К тому же память об этом событии остается навсегда: каждый человек помнит 1 сентября, линейку, цветы и ощущения праздника. До 9 лет примерно до 3 класса , исходя из исследования А. Леонтьева советский психолог, философ и педагог, - прим. То есть развитие является первостепенным, а обучение станет ведущим позднее. И этого можно добиться только в школе. На домашнем обучении, даже если к ребенку приходит учитель, все равно остается атмосфера «дома», а во главе остаются правила поведения и приоритеты семьи. Дома ребенок будет ориентироваться на ожидания родителей, пытаться оправдать их и, по моему мнению, не имеет времени исправить ошибку. Весь процесс обучения сводится к «здесь и теперь».
И если ты не можешь, то лучше пусть он пойдет в православную школу». Так Дима вернулся в школу. Виктория признается, что первые два года там дались им с большим трудом, в пятом и в шестом классе парень учился на тройки. Но к седьмому классу ситуация постепенно выровнялась. Если бы у меня было достаточно сил и ресурсов, я бы, может быть, продолжила, как это делают многие мои друзья. Главное здесь — иметь превосходные организаторские способности, узнавать о разных вариантах, исследовать рынок, примерять это к своему ребенку. Если соразмерить свои возможности — финансовые, моральные и временные, взвесить способности ребенка, тогда найдется вариант», — рассуждает Виктория. Особое мнение Ирина Лукьянова. В коллаже использовано фото с facebook. В основном это старшеклассники, выбирающие такую форму подготовки к ЕГЭ и поступлению в вуз. И это понятно: нагрузка так велика, что приходится экономить время и силы, распределять их в соответствии со своими приоритетами. Когда же речь идет об учениках младшей и средней школы, мне думается, что многие родители руководствуются своим личным печальным опытом. Мысль о том, что я сейчас своего милого ребенка отдам куда-то, где его научат дрожать, потому что он забыл дома тетрадь, и бояться Марииванны, приводит к тому, что родители решают оставить ребенка дома и сказать: гори оно все синим пламенем, научим всему сами. Отдельная история — когда родитель постоянно выслушивает тирады про неуспешность своего ребенка, жалобы на него. А когда еще учитель, вместо того, чтобы преподавать, ругает детей все 45 минут, и родителю дома приходится объяснять материал заново, вывод напрашивается сам собой. Если родители действительно готовы этим заниматься и могут правильно выстроить программу занятий со своим ребенком, определить для него личную образовательную траекторию, иногда получается очень хорошо: занятия организуются творчески, потребности и интересы ребенка учитываются, при этом у него экономится время когда класс большой, у учителя может много времени уходить на дисциплинарные моменты, например. С другой стороны, иногда получается и не очень хорошо, потому что семейное обучение, да и любое обучение в принципе требует очень строгой системности. И дать детям серьезные фундаментальные представления — такую базу, на которую ложится дальнейшее образование, родители часто не в состоянии — и ребенок оказывается подготовлен по каким-то предметам или слабо, или очень средне но это, разумеется, и в школе так бывает. А еще это требует колоссальной организованности и от родителей, и от ребенка. При этом дети — великолепные саботажники и могут очень здорово мотать родителям нервы в этом процессе. Я несколько раз слышала от родителей детей, которые учатся дома, что самое трудное — это психологическая сторона. И тут даже не всегда помогает образование. Думаю, многие педагоги со мной согласятся в том, что собственные дети не воспринимали их как учителей в домашней обстановке. Как говорится, сапожник без сапог. Ну и напоследок маленькое наблюдение. От хорошего директора хорошей московской школы я слышала, что с недавних пор поступать в пятый класс приходят дети, которые получили начальное образование дома. И это всегда чудесные дети: свободные, раскованные, интересные, творческие. Но не так уж редко их уровень подготовки по базовым предметам — математике или русскому языку — уступает уровню обычного школьника — а иногда там могут быть просто провалы. И это очень обидно: очень хочется такого ребенка взять, потому что клевый ребенок! Но директор говорит: «Мы понимаем, что эти предметы он у нас не потянет». Формы поддержки для родителей хоумскулеров Родители, чьи дети обучаются на дому, организуются в сообщества. Тематические группы есть в Facebook, ВКонтакте, Живом Журнале родители также встречаются на различных форумах и затем переносят встречи в реал.
Как организовать домашнее обучение ребенка
Однако недавнее исследование показало, что у домашнего обучения (как и у всего на свете) есть как неоспоримые плюсы, так и серьезные минусы. Имеет ли такая форма обучения право на существование, в чём её плюсы и минусы — об этом дискуссия родителя и педагога. 22 октября 2020 Ольга Валяева ответила: Плюсы: Гибкость Возможность выбирать общение Минимум стресса для ребенка и родителей Не надо детей засовывать в некую формочку, которую непонятно кто. Это смешанная форма обучения: большую часть ученики проводят дома и осваивают все сами, а один день в неделю встречаются в школе.
За и против: стоит ли переводить детей на семейное обучение?
Хватало ли ребёнку при домашнем обучении общения со сверстниками? По словам Андрея Артюхова, вполне: семья охотно принимает гостей с детьми и ездит к друзьям сама. К тому же Егор ходит в спортивную секцию и кружок лепки, часто играет со сверстниками во дворе. Чем ещё маме-папе не нравилась обычная школа? Однако во второй класс Егор всё же пошёл в школу — частную, она основана как раз на той самой альтернативной системе образования.
Финансово семье это вполне по силам. Учиться в этой школе мальчик сможет до восьмого класса. Не хватает перемен Никита К. Учителя на него не жаловались, с одноклассниками тоже находил общий язык.
Проблемы начались, когда мальчика определили в математический класс вместо гуманитарного, который был переполнен. А у Никиты тяга к иностранным языкам... Мама Екатерина подумала, что в этой школе сын всё равно не сможет углублённо изучать французский и испанский, и решила заниматься с Никитой дома, благо сама переводчик. Перешли на домашнее обучение.
Обязанности в семье строго распределили: алгебру и геометрию Никите преподавал отец, литературу, русский и иностранные языки — мать, физику мальчик постигал сам по учебникам, а на химию и биологию пришлось раскошелиться — наняли репетиторов. А ещё школьнику купили мощный компьютер, чтобы мальчик всегда был на связи с педагогами и мог найти нужные материалы. Несмотря на все эти траты, родители нашли много плюсов в ситуации: сын начал высыпаться, он уделяет больше времени предметам, которые нужны для поступления в вуз. Вышла существенная экономия на обедах, школьной форме, проезде… Минусы, конечно, тоже есть: Никите не хватает школьных перемен, он любил дурачиться с друзьями.
Товарищи иногда заходят в гости, но дома им не так весело. Сплошные плюсы А ярославского шестиклассника Никиту резкий переход на домашнее обучение превратил из заурядного ученика в преуспевающего отличника. Осенью Никита упал с самоката, травмы оказались серьёзными: мальчик несколько недель провёл в больнице, перенёс сложную операцию, а выписался с металлической конструкцией на ноге.
В 2019 году обучение на дому практиковали около 100 тысяч российских семей.
Почему родители выбирают домашнее обучение Причины, по которым родители переводят детей на домашнее обучение, разные. Во многих регионах России классы переполнены, и для большого количества семей лучшим выходом становится переход на дистанционный формат обучения. Право на домашнее обучение закреплено законом Право обучающихся и их родителей на свободный выбор формы получения образования закреплено в Федеральном законе об образовании. Но прежде чем сделать этот выбор, стоит разобраться в понятиях.
Дело в том, что домашнее обучение — это не официальный термин, а расхожее название всех форм получения образования, в которых за обучение ребенка отвечает не школа, а родители. Проще говоря, домашнее обучение — это приобретение знаний учеником на дому. А вот «официальных» разновидностей домашнего обучения несколько. Они классифицируются по двум основным параметрам, в зависимости от того, где будет обучаться школьник — в образовательном учреждении или вне его стен.
Каждый из этих вариантов, в свою очередь, предполагает несколько форматов обучения. Формы получения образования в школе Очное образование Очное образование — традиционная форма, по которой обучается большинство наших детей. Его атрибуты нам хорошо известны, а именно: ежедневное посещение занятий по расписанию пяти- или шестидневка ; аттестация по установленному графику. Очно-заочное образование Очно-заочное образование в школе — это смешанный формат, который подразумевает самостоятельное обучение на дому и минимальное взаимодействие с учителем: ребенок числится учащимся конкретного класса; обучающийся проходит промежуточную аттестацию вместе с остальными; школу ученик посещает несколько раз в неделю, чтобы сдать выполненные задания и получить новые.
Заочное обучение Домашнее обучение - это приобретение знаний учеником на дому. Заочное образование в школе — полностью домашнее обучение. Однако имеются следующие нюансы: обучаясь на дому, ребенок числится в учебном заведении и подчиняется его правилам; школьник не имеет права изменять учебную программу; ребенку выдают учебники; педагоги при необходимости проводят консультации; контрольные и проверочные работы обучающийся сдает по утвержденному графику. Заочное обучение обычно выбирают те семьи, в которых дети серьезно занимаются спортом или творчеством, вынуждены часто переезжать, а также испытывают проблемы со здоровьем.
Формы получения образования вне школы Вариантам получения образования вне школы обычно отдают предпочтение родители, которых не устраивает качество образования в обычной школе, либо те, кто уверен, что их ребенку нужен индивидуальный подход. Семейное образование Семейное образование — это гибкая форма обучения, которую вправе выбрать родители для обучающихся 1—9-х классов. В этом случае: школа не несет ответственности за образовательный процесс; родители самостоятельно определяют программу и схему, по которой будет заниматься их ребенок; родители занимаются с ребенком сами, записывают его на онлайн-курсы или в онлайн-школу, нанимают репетиторов. Сегодня семейное обучение — это одна из самых популярных форм домашнего обучения, чему способствует довольно высокий уровень онлайн-образования.
Самообразование На эту форму образования могут перейти обучающиеся 10—11-х классов.
Потому что это дополнительная нагрузка, помимо прочих миллионов дел. Репетиторы Если ребенок занимается только с мамой, понадобятся репетиторы: нужно давать детям опыт общения с разными взрослыми, в разных обстоятельствах. У моего сына репетитор по развитию речи и по немецкому языку. Ищем по олимпиадной математике, так как сын начал спрашивать, что такое косинусы и синусы. Социализация Современные дети очень заняты: школа, кружки, семья.
У них почти нет друзей. Мы ходим на группы развития речи, на каратэ, на интеллектуальные игры, где есть общение со сверстниками. План На следующий год я хотела бы прикрепиться к другой школе. Юридически она находится в Москве. Это полностью онлайн-школа с интернет-уроками. У нее богатая база видеоматериалов, к которым можно подключаться в удобном для нас режиме.
Контрольные работы и экзамены сдаются онлайн, по итогам аттестации выводится годовая оценка. Личное дело хранится в школе и при необходимости документы высылаются в любую точку мира. Обучение платное, но доступное. Дочь Анна, 11 лет, 5 класс, год на семейном обучении после частной очной школы. Семья живет в Москве. После 4 класса мы собирались переходить из одной частной школы в другую, но за две недели до начала учебного года, выяснилось, что наша новая школа не набрала 5 класс.
Сначала я впала в панику. Основания для перевода были самые веские, поэтому вернуться было невозможно. Других приемлемых вариантов вокруг не было. После двух дней лихорадочных поисков мне и пришла в голову мысль о дистанционном образовании. Дочка приняла эту идею осторожно, но спокойно. Главным аргументом в пользу этой формы обучения для нас обеих стало то, что она дает возможность путешествовать, учиться в любой точке мира.
Главным аргументом против и сейчас — отсутствие среды сверстников. Решили пробовать. Как проходит домашнее обучение онлайн Я нашла школу, в которой дети учатся хоть и онлайн, но в классе. Мы приписаны к школе «Наши пенаты», которая выдает аттестат о среднем образовании государственного образца. Все предельно просто: мы пришли на собеседование, подали документы, я подписала договор, нам показали, как работать в системе, ребенок прошел собеседование у психолога. После оплаты обучения наш вариант стоит 9 500 рублей в месяц нам дали входы в личный кабинет: родительский и ученика.
И все — начали работать. Учеба Уроки проводят в формате видеоконференций, по каждому предмету раз в неделю. То есть в 5-м классе 8 уроков по восьми предметам. По сути, это семинары, к которым дети самостоятельно готовят большое задание, в нем и тот материал, который в обычной школе разбирают на уроке, и домашнее задание. Особенно много работы, конечно, по русскому и математике. Ведь освоить самостоятельно нужно все то, что в обычной школе проходят с педагогом каждый день в течение недели.
По каждому предмету свой педагог. Также у нас есть тьютор, классный руководитель, которая уроков не ведет, но всегда на связи, если возникают проблемы. С каждым педагогом можно связаться в чате в системе. Распорядок Расписание уроков стабильное, но уроки проходят в разное время. Например, в понедельник математика в 9. В любом случае, за редким исключением, будний день у нас в семье — рабочий.
Дочка встает с утра и садится за домашнюю работу или выходит на онлайн-урок. Занимается обычно до 16. После этого у нее дополнительные занятия — те же, на которые она ходила после обычной школы. После — отдых. В выходные часто приходится заниматься, особенно если в течение недели ребенок чуть расслабился, вставал попозже, что характерно для зимы. Тесты Дети идут по обычной школьной программе.
Сдают те же контрольные и тесты. Мне нравится, что все контрольные можно сдавать дистанционно. Есть возможность переделать неправильно выполненное или сделать несделанное домашнее задание, а значит, и подтянуть оценку за триместр. А вот пересдать общешкольную контрольную за триместр или годовую нельзя. По физкультуре, труду, музыке, рисованию оценивается проектная деятельность или сдаются рефераты. Баланс В целом система в школе, которую мы выбрали, заточена на то, чтобы ребенок хотел заниматься и занимался сам.
Очень важно найти баланс вашего участия и неучастия в этой части жизни ребенка. Если пустить все на самотек, а соблазн такой есть, особенно при ответственном и мотивированном ребенке, хорошего будет мало. Думаю, что при гиперопеке будет еще хуже, но я не пробовала. Первые месяца два лучше быть в досягаемости, чтобы помочь, если глючит, например, видеоконференция, а также, вникнув в систему, почитав учебники и задания, организовать ребенку комфортный и эффективный процесс самостоятельного обучения. Контроль Полезно регулярно спрашивать у тьютора, как дела у ребенка, довольны ли педагоги и нет ли долгов. И, конечно, заглядывать в электронный дневник, где также можно контролировать выполнение домашней работы.
Здесь нет родительских собраний, и если ситуация не критическая, вам никто ничего не станет рассказывать, пока не спросите. А критическая ситуация наступит в конце триместра, например, оттого, что ваш мотивированный и ответственный ребенок, выполняя все домашние задания, просто нажимает не на ту кнопку при их отправлении и до педагога они не долетают. Помощь Моя педагогическая нагрузка — занятия английским языком с дочерью. Это — единственный предмет, который ребенок не делает самостоятельно. Программа объемная и мне, честно сказать, не хватает времени, чтобы заниматься так и столько, сколько хотелось бы. Материал становится сложнее и по русскому, и по математике, поэтому иногда требуется помощь и в этих предметах.
Но это, действительно, иногда. Я думаю, что и в обычной школе ребенку время от времени нужна наша помощь. С дочкой регулярно занимается историей и географией дедушка. Это, возможно, необязательно, но я хочу, чтобы у ребенка формировалась объемная картина мира, а электронные учебники ее не дают. Удобство Вся учебная программа по каждому предмету выложена на сайте школы. Учебный материал сопровождается тестами, вопросами и заданиями.
Есть задания обязательные, есть необязательные, для самоконтроля. Это очень удобно, потому что можно, например, сделать задания впрок перед отпуском, а если что-то пропустил — нагнать. Все онлайн-уроки записываются, и если ребенок пропустил конференцию, он может посмотреть ее в удобное время. Плюсы и минусы Мы можем перемещаться по миру, не прерывая учебного процесса. В нашем классе есть ребята, которые живут в Турции или зимуют в Таиланде. Сейчас мы с дочерью за границей и будем здесь еще месяц.
И это никак не повлияет на ее подготовку к ВПР, а английским мы занимаемся, сидя в кафе на пляже. Кроме того, дочка теперь чаще видится со своим папой, который живет в другом городе, и папа, который был вынужден быть «папой выходного дня» раз в месяц, теперь может забрать дочь к себе на неделю-две, помочь с учебой, принять участие в жизни ребенка. Еще один безусловный плюс — возможность жить в своем биологическом ритме. Дочка — выраженная сова и подъемы в 7 утра, особенно зимой, давались ей очень тяжело.
Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения. Что важно выяснить до принятия окончательного решения Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами: Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов. Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым. Плюсы и минусы дистанционного обучения Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией. Плюсы: Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам; Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами; Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала; Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня. Минусы: Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс; Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков; Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье; Обучение онлайн требует некоторых умений и большей самостоятельности от ребенка. Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов например, на оплату услуг няни и т. Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи. Экономика образования Как выбрать профессию, когда ее сменить и почему это важно Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения.