Плюсы и минусы семейного обучения ребенка – к чему готовиться родителям? От того, что ваш ребенок будет учиться дома, есть весомые преимущества.
Плюсы и минусы домашнего обучения: встречайте результаты исследований ученых из Гарварда
У многих еще возникают опасения по поводу социализации, но их можно развенчать, — уверена Беседина. Обычно это происходит из-за сложностей в освоении школьной программы и общении со сверстниками. А вот плюсы и минусы обучения на дому, по словам специалиста, индивидуальны для каждого ребенка. Они зависят не только от самого школьника, но и от его родителей — насколько они сами заинтересованы и вовлечены в учебный процесс. Например, если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями здоровья или школьнике, которому необходимо повторить одну и ту же тему несколько раз, то для них семейная форма обучения может быть плюсом, поскольку позволяет заниматься в комфортной среде и в индивидуальном темпе более качественно осваивать материал. При этом минусом может стать повышение нагрузки на родителя, вызванной необходимостью самостоятельно организовывать и контролировать образовательный процесс в дополнение к остальным семейным и рабочим обязанностям.
По мнению Пряхиной, чтобы гладко и безопасно перевести ребенка на семейное обучение, необходимо тщательно к этому подготовиться — например, перейти на новый формат в новом учебном году, а не в разгар учебного процесса. Кроме того, ребенку нужны навыки самостоятельности. Родители должны быть готовы к тому, что ребенок будет больше времени проводить дома. Когда он ходил в школу, у родителей была возможность заняться своими делами. Надо учитывать и то, что семейное обучение не поможет наладить качественный контакт с ребенком, если его не было изначально Татьяна Пряхина психолог «Школа перекидывает на семью сложные случаи» Профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что в семейном образовании есть несколько основных групп рисков.
Первая связана с социализацией. Эксперт отмечает, что школа играет большую роль в обретении социальных навыков, коммуникации и отношений с ровесниками. Абанкина напоминает, что в подростковом возрасте это ключевые отношения, которые, в отличие от случайных встреч, позволяющих легко выйти из коммуникации, надо уметь выстраивать. Мы сейчас говорим, что есть риски агрессивной среды, буллинга, но даже противодействие этому и умение себя защищать — тоже очень важные компетенции в развитии человека Ирина Абанкина профессор НИУ ВШЭ Семейное образование предоставляет лишь ограниченную возможность социализации, считает эксперт. Такая форма обучения чаще всего не формирует длительных многолетних отношений в одном коллективе и не позволяет детям компенсировать отношения между ровесниками за счет семьи.
Сейчас этого нет ни в городе, ни в селе, потому что иначе организованы городские пространства, живая среда и безопасность. В этом смысле навыки социализации ровесничества, умение работать в команде и брать на себя определенные роли не формируются в полном объеме, тогда как эти вещи очень важны в том числе на рынке труда — нам они известны как "мягкие навыки"», — объясняет Абанкина. Вторая проблема — ограничения в академических достижениях в области STEM, где необходимы лаборатории, эксперименты, современное оборудование и работа в командах. Семейное образование не компенсирует эти аспекты, в том числе исследовательскую активность, которая сегодня практикуется во всех школах. Организовать профильное обучение при семейном образовании довольно сложно, несмотря на отсутствие линейности в таком виде обучения», — утверждает она.
Также Абанкина рассказала о случаях, когда школа сама исключает из общего образовательного процесса тех детей, с которыми не может справиться, отправляя их на домашнее обучение. И я имею в виду вовсе не тех детей, кто находится на домашнем обучении по здоровью, а тех, с кем школа не может справиться из-за девиантного поведения, особенностей психического развития и социального поведения», — говорит эксперт. Наконец, по мнению Абанкиной, родители не всегда способны в полной мере заменить ребенку учителя. Это подтверждает пример семьи Тепляковых, старшая дочь которых в девятилетнем возрасте поступила в МГУ имени М. Ломоносова , но не смогла довести обучение до конца.
По мнению Абанкиной, кейс Тепляковых свидетельствует о проблеме семейного образования. Педагогическая деятельность — это очень серьезно. Родители, как правило, не являются профессионалами в образовании. Совместить педагогический коллектив в лице родителя, а еще и в многодетной семье, просто невозможно. В этом случае родители не справились ни с социализацией, ни с образованием Ирина Абанкина профессор НИУ ВШЭ Сами Тепляковы категорически не согласны с тем, что с образованием дочери не справились.
По мнению родителей девочки, тот факт, что после факультета психологии МГУ она продолжила обучение и успешно сдает сессии в других российских вузах, говорит об обратном. В подтверждение они прислали «Ленте. Что думаешь?
Маргарита Макаревич, воспитывающая 8 детей, считает, что весь школьный курс можно пройти и дома. Маргарита Макаревич, многодетная мама: «В сентябре у нас пора заготовок, мы приступаем к занятиям позднее, постепенно мы расходимся, в октябре у нас уже полный список предметов. Мы все успеваем, а штаны просиживаем меньше». В день может быть всего один урок. Родители сами составляют расписание, сами ставят оценки. В школу дети ходят только на аттестацию.
Все это сказывается на качестве обучения и поэтому заботливые родители переводят своих детей на домашнее обучение, это вполне понятная мера», - говорит Вадим Муранов. Автор фото: aa. И Гущин разъяснил в чём же разница. Домашнее обучение - это обучение, внутри которого ученик не посещает школу и занимается дома, зачастую с учителями из школы. Предположим, если ребенок заболел, и он не может посещать школу, к нему приходит преподаватель проводить занятия. В большинстве случаев это обучение не дистанционное, а обыкновенное. Другой вариант, когда ученик здоров и преподаватель к нему не приходит, но он находится на домашнем обучении. Тогда ребенок может заниматься дистанционно, в большинстве случаев не с учителями из своей школы, а в онлайн-школах», - считает специалист. Соответственно, домашнее обучение может проходить в дистанционном формате.
Но эффективно ли это? Например, когда ребенок заболел или преподаватель уехал в командировку. Целиком, дистанционное обучение не работает», - говорит Павел Шмаков директор школы Солнце. Шмаков подметил, что хороших учителей в школах мало. И государство к профессии учителя относится наплевательски. Поэтому, если хорошие учителя ведут дистанционные уроки, разумеется, это лучше, чем плохой учитель ведет очные уроки.
Но что бы ни стояло за выбором домашнего обучения, это может вызвать сложности с социализацией и развитием социального интеллекта. Стоит взвесить все «за» и «против» такой формы обучения. Евгения Чмутова, детский и подростковый психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, КБТ-терапевт Клуб, с которым я работаю, основывается на принципах гуманной педагогики. Программа у нас пока рассчитана только для начальной школы, большинство уроков проходит в игровой форме, с большим количеством экспериментирования и интерактива. Детям, которые уже вкусили «обычной» школы, поначалу непросто, нелегко и нам с ними: как это так, сидеть часть уроков не за партами, а на полу, например?! Неужели можно не делать то, что я не хочу? А если я тогда ничего не хочу, что будет? Им трудно почувствовать границы, когда нет принуждения, наказаний, жёсткости. Поэтому много сил тратится на то, чтобы помочь ребенку почувствовать, что учиться может быть интересно. Есть дети, родители которых не согласны с существующей системой образования, у них много требований и тревог, передать ответственность за обучение ребенка им трудно, соответственно, трудно и детям. Есть ребята с особенностями, которым трудно в обычной школе — там они попадали в коррекционные классы, но не из-за интеллектуальных способностей, а из-за поведения. И в этом месте им как раз хорошо, потому что детей немного, взрослых на них достаточно, кроме школьной программы есть куча кружков по интересам. Часто попадают в клуб дети, которым в обычной школе трудно из-за агрессивности и других поведенческих проблем. Они могут получить больше помощи и шансов успешно социализироваться, но педагогическому коллективу приходится прилагать массу усилий и для работы с этими детьми, и для того чтобы сгладить отношение родителей других учеников. Нина Шкилева, аналитический детский психолог Дочь переходила на домашнее обучение в 9 классе. Она сама так решила. До этого училась в Москве, потом в сельской школе. Для меня это было про проживание подросткового кризиса. Я, как психолог, считаю, что его вредно проживать на людях, в школе, по крайней мере мои дети, брали тайм-аут. Кроме того, не ходить в школу в 9 классе помогло ей исключить из жизни лишний мусор, связанный с подготовкой к ГИА. Дочь занималась абсолютно самостоятельно, сдавала аттестации, ГИА тоже легко написала на отлично. В отличие, кстати, от брата, посещавшего школу и завалившего экзамены. В 10 классе она снова решила ходить в школу. Младший из сыновей с 3 по 5 класс был на домашнем обучении, а сейчас решил ходить в школу. Мы оба с ним очень скептически настроены в отношении образовательной программы. Я вот не вижу никакой разницы в обучении в школе и дома. Сын набирает знания, только когда сам заинтересуется. Сейчас на домашнем образовании у нас внук. Он очень хотел учиться, но столкнувшись вплотную с программой первого класса, разочаровался.
Организация семейного обучения ребенка – стоит ли?
Когда не нужно ходить в школу, ребенок может выбрать то время для занятий, которое будет наиболее эффективным именно для него. Не нужно рано вставать, делать задания строго ко времени. Также есть возможность задержаться на более сложной теме, а легкие — пройти быстрее. Случается, что школьник неважно себя чувствует или просто устал. На домашнем обучении он легко может пропустить день занятий, а на следующий уже наверстать упущенное в энергичном состоянии. Можно выбрать свои материалы для обучения. В школе учебники и методички выбирает исключительно учитель. Это совершенно не значит, что они идеально подходят для всех. Занимаясь самостоятельно, ребенок может учиться по тем методикам, которые являются для него наиболее эффективными.
Быстрое освоение программы. Не всем детям нужно целый год учить тот объем материала, который дают в школе. Есть много учеников, чьи способности позволяют быстрее проходить программу и заканчивать класс за классом. На семейном образовании детям доступен экстернат, благодаря которому школьник может за год закончить два и более классов. Отсутствие конфликтов в школе. Большинство детей находят общий язык с учителями и одноклассниками. Однако есть и те, кому сложно дается коммуникация. Поэтому таким школьникам лучше учиться вне стен школы, чтобы сохранить свое моральное здоровье.
Наличие свободного времени. На посещение школы обычно уходит весь день. Занимаясь дома самостоятельно, ученик может оставить время на хобби, развлечения и подготовку к предстоящим экзаменам. Что касается недостатков такого формата обучения, то они тоже есть. Давайте перечислим главные из них: на ребенка и родителей ложится большая ответственность за эффективность обучения; занятия с репетитором или курсы требуют финансовых вложений; ребенок теряет навыки общения с другими детьми; нарушается дисциплина, ведь теперь ребенок сам устанавливает себе график обучения и выходных; лень негативно влияет на успеваемость школьника; теряются навыки коллективной деятельности — дети перестают заниматься в коллективе, а значит не развивают свои лидерские качества; нет опыта выступлений перед ровесниками и учителями; ослабевает способность отстаивать свою точку зрения и аргументировано доказывать свою правоту. Семейное обучение или экстернат Многие родители убеждены, что любой ребенок должен ходить в школу. Это помогает ему социализироваться, учиться выстраивать отношения с ровесниками и взрослыми, проходить становление личности в такое важное время для каждого человека.
Но Вера была вне этой коммуникации, а потому, бывало, пропускала занятия. Таким образом, первый курс, время активной адаптации в новом образе жизни, у нее он был крайне сложным.
И девушка не выдержала этого испытания. И это был запрограммированный кризис, поскольку даже самый слабый класс обеспечивает главное: социализацию ребенка,- разъяснила «МК» суть проблемы Светлана Симоненко. Ребенок учиться взаимодействовать с социумом, учиться принимать решения, не бояться новых вызовов. Изолируя ребенка, родители должны понимать: изолировать всю жизнь не получится. И когда-нибудь ему в любом случае придется налаживать с миром отношения. Ну а чем дальше, тем человеку сложнее социализироваться. Кривое зеркало коварных успехов Больше всего, наверное, в истории Веры поражает то, что девочка, не сумевшая адаптироваться к институту и вынужденная из-за этого его оставить, до того прекрасно училась в школе! Какими же коварными оказались ее школьные «успехи»! Ориентируясь на них, родители были уверены, что с дочкой все в порядке.
Но зеркало, отражавшее ее развитие, оказалось кривым. Однако «успехи» школьника в этом случае — не более чем срез знания, разовая оценка, на которую он сдал в школе конкретный материал, пройденный дома,- напоминает Симоненко. А это дает представление не только об одномоментном срезе знаний, но и о многом другом. Например, об усидчивости. К примеру, учащийся прилично английский язык, но ленится делать домашние задания, а потому получает заслуженные «двойки» и «тройки». Это уже не просто срез, а оценка всей его работы. Более того. Нельзя забывать, подчеркивает эксперт, что «школа дает не только знания! Это - часть единой системы социализации ребенка, обучающий его быть членом общества.
Для подавляющего большинства этапы этой социализации таковы: Детский сад — Школа — Среднее высшее профобразование. Не случайно поэтому раньше ребенок, не посещавший детский сад, официально считался «неорганизованным», и это был сигнал для учителя, что в отличие от детсадовских детей, привыкших к четкому расписанию время для завтрака, для игры, прогулки и т. Например, гуляет с бабушкой ровно столько, сколько хочет, и если запросится домой пораньше, бабушка его уведет. В школе же хочешь — не хочешь, а на уроке математики надо заниматься математикой. И не опаздывать на занятия, потому что иначе будут ругать, а на систематические опоздания, пожалуются родителям». Обо всем этом сейчас часто забывают. И зря! Пропущенный «детский» этап социализации принципиально невосполним, предупреждает эксперт: - Для каждого возраста характерны не только определенные этапы развития физического, но также умственного и социального. Так, к двум гадам ребенок должен научиться есть ложкой.
На ребенка никто не будет влиять, конечно же, кроме родителей и преподавателей. Возможность воспитать личность по специальной индивидуальной программе. Обучению не будут мешать сверстники. Он будет огражден от них. Внимание будет уделяться только ему.
Знания будут даваться легко и быстро. Возможность распределить оставшееся время от учебы на хобби или секции. Родители смогут контролировать процесс развития ребенка. Могут следить за его состоянием здоровья. Кроме того, они смогут определять его питание, ведь в школьной столовой, как правило, выбора не дают.
От домашнего обучения у ребенка могут появиться и некоторые проблемы. Перечислим явные недостатки «семейного» образования: Ребенок будет чувствовать себя отчужденно Ему будет не хватать коллектива, общения со сверстниками, жизни в обществе. От этого ваше чудо с трудом начнет привыкать к жизни в коллективе, когда придет время, и начнет привязывать к себе шаблонный образ «белой вороны». Возможно, из ребенка получится не тот человек с лидерскими качествами, которого бы вы хотели видеть Запомните, чтобы быть лидером, личностью не нужно сбегать от реальной жизни в обществе. Следует проявлять себя, бороться с конкурентами, завоевывать популярность и уважение поступками.
Навыки коммуникации могут быть сведены к нулю Ребенок должен уметь общаться, находить общий язык с ребятами разного возраста и разных социальных групп. Обучение влияет и на характер Может вырасти эгоист. Человек привыкает к избранному отношению. В коллективе ему будет сложно привыкнуть к тому, что он такой же, как и все. Второй случай — вырастает избалованная, наивная девочка, которая не привыкла к жизни, знает, что все ей сойдет с рук, даже если поступит как-то не так.
Как найти правильный путь в воспитании? Ребенок не привыкает к дисциплине, а она требуется каждому. За детьми на домашнем обучении требуется постоянный контроль Родители должны трать на них почти все свое время. Могут возникнуть трудности с обучением в вузах, колледжах, техникумах Родители не всегда могут дать должное образование. Чрезмерная опека может привести к инфантилизму ребенка.
В школу, где ребенок учился ранее, нужно подать заявление на отчисление с указанием причины. Это необходимо сделать даже в том случае, если учебное заведение решено не менять. О переводе ребенка на семейное обучение необходимо уведомить региональный орган управления образованием. Достоинства и недостатки домашнего обучения Плюсы домашнего обучения Среди наиболее частых причин перевода на домашнее образование — стремление к индивидуализации обучения. Возможность самостоятельно выстроить учебный график, совмещая обучение ребенка школьной программе и дополнительные посещения им разных курсов, секций, других учебных занятий. Школьные программы — это обязательный минимум. Но даже в этих рамках всегда есть свобода выбора сроков и темпа обучения, а также учебников.
Во время домашнего обучения можно активно использовать современные технологии. Обучение на дому позволяет дать ребенку больше возможностей современного дистанционного обучения благодаря активному использованию информационных технологий. Большая сеть разных интернет-ресурсов, предлагающих онлайн-обучение, может помочь ребенку не только освоить материал, но и расширить свои знания по сравнению со школьной программой. Контроль развития и состояния здоровья ребенка. Минимизация негативного постороннего влияния. Тесный контакт между родителями и детьми. Минусы домашнего обучения Переход на домашнее образование — достаточно серьезное решение, которое возлагает большую ответственность на самих родителей и ставит перед ними несколько необходимых условий.
Среди минусов домашнего обучения: необходимость постоянного контроля процесса обучения что потребует много времени, усилий и жесткой дисциплины ; социальная изоляция ребенка, высокая вероятность развития у него инфантильности в будущем; недостаточные знания родителей. Главное — принять правильное решение Чтобы принять верное решение по переходу на домашнее обучение, следует не только проанализировать все плюсы и минусы этой формы образования. Важно также учесть личностные особенности ребенка и особенности организации домашней школы. Проблема социализации Прежде чем переводить своего ребенка на домашнее обучение, поговорите с ним. Если он не хочет уходить из школы и образовательный процесс протекает для него комфортно, то переход на домашнее обучение может его демотивировать. Нехватка общения и изоляция от мира — этого боятся многие родители. Как правило, это в большей степени касается детей-экстравертов, для которых учеба в индивидуальном формате может оказаться непривычной.
Экстраверт — это общительный человек с активной социальной позицией, переживания и интересы которого направлены на внешний мир.
Домашнее обучение в школе: Плюсы и минусы
Из минусов обучения на дому могу назвать отсутствие опыта публичных выступлений и командной работы. Из минусов обучения на дому могу назвать отсутствие опыта публичных выступлений и командной работы. Домашнее обучение: что это такое, как перейти на домашнее обучение, плюсы и минусы. Распространенный минус, который называют противники домашнего обучения, — это отсутствие социализации у детей, которые не имеют возможности общаться со сверстниками. Есть в такой форме обучения и минусы: у ребенка куда больше свободного времени, чем было в школе, а значит, родителям нужно придумывать новые способы интересно и полезно проводить время (раньше они смело могли тратить это время на свои дела). Плюсы и минусы семейного образования и домашнего обучения.
Эксперты объяснили, чем опасно обучение детей на дому
Имеет ли такая форма обучения право на существование, в чём её плюсы и минусы — об этом дискуссия родителя и педагога. Плюсы и минусы домашнего обучения детей. Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская — психолог, многодетная мама, автор книги "Образование для жизни.
Домашнее образование: плюсы и минусы
Однако если не соблюдать условия организации учебного процесса и проваливать контрольные, управление образования может принудительно вернуть ребенка в школу. Вот преимущества этой формы обучения: Индивидуальный подход. Родители могут адаптировать образовательную программу под потребности и интересы своих детей, обеспечивая более глубокое и персонализированное обучение. Гибкий график.
Семейное обучение позволяет гибко распределять время между учебой и другими активностями, адаптируясь к потребностям семьи. Близкие семейные отношения. Семейное обучение способствует укреплению связей между родителями и детьми, создавая благоприятную образовательную атмосферу.
Однако семейное обучение имеет и свои недостатки: Социальная изоляция. Дети, проходящие семейное обучение, могут испытывать недостаток социального взаимодействия со сверстниками. Потребуются дополнительные усилия для социализации.
Ограниченный доступ к ресурсам. Семейное обучение может ограничить доступ к некоторым ресурсам, таким как специализированные лаборатории, библиотеки или спортивные залы, которые обычно предоставляются в школьной среде. Требуется много внимания.
Родители должны уделять много времени, чтобы обеспечить качественное образование своих детей. Что такое дистанционное обучение Дистанционное обучение — это не самостоятельная форма образования, а вид реализации обучения. В этом случае ребенок обычно находится на семейной или заочной форме обучения, а программу осваивает с помощью дистанционных технологий образования.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. В этом случае родителям не нужно самим подбирать учебные пособия, это сделают профессиональные педагоги. Стоимость таких услуг зависит от школы и подхода.
Для групповых занятий ценник обычно не превышает 5 тыс. За индивидуальные занятия придется доплачивать — один урок обходится примерно в 700—2 тыс. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы.
При этом аттестации, как правило, проводятся очно в школе, к которой ребенок прикреплен.
Понадобятся репетиторы минимум по следующим предметам: математика, физика, химия и русский язык. Также по профильным предметам для выбранного ВУЗа. Школьная программа с репетиторами осваивается в десять раз быстрее. И это получается не так и дорого, если брать репетиров в 6-7 классе. Дополнительные занятия в секциях и кружках.
Здесь все зависит от возможностей родителей: можно определить ребенка на бесплатные занятия в муниципальные учреждения, а можно заплатить за самый престижный и дорогой клуб города. Как правильно подобрать репетитора? Для меня важным критерием является искренняя любовь и хорошее отношение к детям. Кроме того, у педагога должны «гореть глаза» по поводу своего предмета, ему самому должно быть интересно! Я обычно ищу педагогов по рекомендациям. Также важно выяснить, какая стоимость урока у этого репетитора, и за какой срок он может дать программу школы по своему предмету.
Как правило, достаточно 100-200 часов занятий для получения нормальной оценки, 200-300 часов — для отличного знания предмета. Школа как-то принимает участие в жизни ребенка на домашнем обучении? Школьные учителя посещают только тех детей, которые находятся на домашнем образовании по медицинским показаниям. Обычно это дети с ограниченными возможностями. Если вы приписаны к школе, то вас обязаны обеспечить учебниками. Как правильно организовать день ребенка, который учится дома?
Если со школьным обучением ребенок тратит около 9 часов в день на школьные уроки и домашние задания, то при домашнем обучении тот же объем знаний можно получить за 2-3 часа. Представьте, сколько времени есть у ребенка на дополнительный сон и прогулки! К тому же нет потерь времени на выслушивание чужих ответов на уроках, на установление дисциплины в классе, на переходы из класса в класс. Ребёнок занимается приносящей результаты деятельностью, потратив совсем немного времени. Например, моя дочь заполняет полугодовую тетрадь по математике за полтора дня. Поэтому можно никак не организовывать день.
Конечно, в определенное время приходят репетиторы, есть график посещения дополнительных занятий, кружков и спортивных секций. А конкретно организовывать дома занятия по часам смысла нет. Если ребенок сам рвется в школу, конечно, пусть идет.
В настоящее время все большую популярность приобретает домашнее обучение. Причем его выбирают не только родители детей, имеющих ограниченные возможности, но и обычные мамы и папы, у которых с детства сформировались не самые приятные чувства, связанные с традиционной системой образования.
Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами — образом жизни родителей и особенностями ребенка. При этом стоит упомянуть об образовательных возможностях в Швейцарии, где обучение в школах и университетах также проходит на высоком уровне. Обучение в Швейцарии предлагает разнообразные формы образования, включая как традиционные школы, так и возможности для домашнего обучения. В индивидуальных занятиях нуждаются тяжелобольные дети и дети, имеющие такие особенности развития, как СДВГ или аутизм. Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет уделять время занятиям с ребенком, контактировать с образовательным учреждением и контролировать самостоятельные уроки.
Не пытается научить сына контактировать с другими ребятами, решать конфликты. Второй нюанс, по словам психолога, заключается в том, что в основе процесса — пережитый опыт мамы и папы, советы из интернета. И вот тут есть огромный и, пожалуй, единственный минус домашнего обучения, который нельзя уравновесить ни одним плюсом. Ребенок находится вне системы образования с характерными для нее концептуальными основами, принципами обучения, целями и задачами, методами, организационными формами. Педагоги получают образование, постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень. Но исследователи ищут и применяют развивающие системы обучения, затем отказываются от некоторых, ищут и находят новые.
На разработку уходят годы. И все эти системы построены на научном фундаменте. Хорошо, если все хорошо закончится. Если родители смогут подготовить своего ребенка к жизни в обществе, дать ему необходимые знания, развить его личность. А если нет? Больше всего в домашнем обучении настораживает именно эта непредсказуемость, стихийность.
Есть возможность максимально учитывать его биоритмы, темперамент, характер, интересы и склонности, а также особенности возраста и ведущей деятельности. Но хочу предостеречь от перегибов в виде постоянных многочасовых занятий без перерывов на сон и отдых. Обратная крайность — раз нет проверяющего и конкретных сроков сдачи сделанных заданий, то они могут не делаться вообще. Еще хотелось бы сказать пару слов про такой несомненный, с точки зрения многих современных родителей, плюс, как постоянное нахождение ребенка дома. Но всегда ли это хорошо? Вспомните свое детство.
Неужели у вас нет ни одного светлого воспоминания, связанного со школой?
Мифы о домашнем обучении. Что нужно знать про семейное образование
Главными минусами дистанционного образования считают отсутствие социализации ребенка и необходимость развитых навыков самоконтроля к началу обучения. Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская — психолог, многодетная мама, автор книги "Образование для жизни. Плюсы и минусы домашнего образования в 10-11 классе. Кому подойдет данный формат и почему так важно ходить в школу старшеклассникам, которые перешли на данную форму обучения.
Плюсы и минусы домашнего обучения
Ребенок учится по школьному графику: в определенные дни и часы к нему приходят учителя или уроки проводятся онлайн , согласно учебному плану проходятся темы, выполняются домашние задания. Как перевести ребенка на домашнее обучение Чтобы получить разрешение на надомное обучение, необходимо пройти медико-социальную экспертизу и получить их заключение. Кроме того, родители должны написать заявление с просьбой о переводе ребенка на домашний формат учебы. Поэтапно этот процесс выглядит следующим образом: Получить от участкового педиатра направление на комиссию МСЭ; По заключению комиссии МСЭ вновь обратиться к педиатру и получить все справки и разрешения обратите внимание, решение о необходимости домашнего обучения принимается комиссией, педиатр лишь выдает справки ; Если ребенок уже посещал школу, то заявление о переводе на домашнее обучение пишется на имя директора школы. Если речь идет о будущем первокласснике, то документ оформляется на имя начальника Департамента образования города; Совместно с методистом или завучем школы принимается решение о программе обучения, подбирается индивидуальный план работы. В последнем содержится информацию о предметах и количестве учебных часов в неделю; В школе составляется приказ о переводе учащегося на домашнее обучение. В нем также отмечаются учителя, которые будут посещать ребенка на дому; Родители получают журнал для заполнения учителями: в нем прописывается пройденный материал, количество часов, а также отражается успеваемость ученика. Журнал выдается на учебный год, по прошествии которого документ нужно сдать в школу. Домашнее обучение по медицинским показаниям Прежде чем задуматься о том, как болеющему ребенку перейти на такой формат, необходимо убедиться, что школьник имеет на это право. В список заболеваний, при которых показано домашнее обучение, входят только острые состояния. Для получения разрешения на надомное образование нужно, чтобы недуг ребенка попадал в этот список, а необходимость обучаться вне школы была подтверждена специальной медицинской комиссией.
Основанием для перевода на данную форму обучения могут стать: тяжелые поражения опорно-двигательного аппарата; некоторые виды анемии, требующие серьезного лечения; миопатия и мышечная дистрофия 1 типа; некоторые периоды например, иммунотерапия при онкологических заболеваниях; тяжелые поражения кожи; сахарный диабет 1 типа при наличии осложнений; эпилепсия; сердечная недостаточность 2 и 3 типа. Домашнее обучение с посещением школы Занимаясь надомно, ученик или родители может выбрать форму обучения - очно-заочную или заочную. В первом случае ребенок 2-4 учебных дня приходит в школу на определенные уроки, а остальные осваивает дома и только сдает с классом аттестационные работы. Домашнее обучение в заочном формате предполагает, что ученик посещает школу раз в месяц или в несколько месяцев. Как правило, за эти визиты разбираются сложные темы, определяется план обучения на четверть. В остальное время учителя приходят к ребенку домой, а промежуточную аттестацию ученик сдает дистанционно или очно. Сколько стоит домашнее обучение При наличии разрешения комиссии МСЭ домашнее обучение оказывается на безвозмездной основе. Родители не платят ни за работу педагогов, ни за учебные пособия. Последние выдаются библиотекой бесплатно. Кроме того, учитель обязан проконсультировать родителей, если появилась такая необходимость.
При домашнем обучении можно забыть про школьную форму и сменную обувь, а также исключить расходы на нужды класса. Но вот без канцелярских принадлежностей не обойтись. Возможны ситуации, при которых школьная библиотека не способна обеспечить учебниками или методическими пособиями. В таком случае придется приобретать их самостоятельно. Что такое семейное обучение Учиться дома ребенок может не только по состоянию здоровья, но и по личным соображениям семьи. Семейное образование - это обучение ребенка своими силами. То есть учителями выступают или сами родители, или приглашенные репетиторы.
Все это сказывается на качестве обучения и поэтому заботливые родители переводят своих детей на домашнее обучение, это вполне понятная мера», - говорит Вадим Муранов. Автор фото: aa. И Гущин разъяснил в чём же разница. Домашнее обучение - это обучение, внутри которого ученик не посещает школу и занимается дома, зачастую с учителями из школы. Предположим, если ребенок заболел, и он не может посещать школу, к нему приходит преподаватель проводить занятия. В большинстве случаев это обучение не дистанционное, а обыкновенное. Другой вариант, когда ученик здоров и преподаватель к нему не приходит, но он находится на домашнем обучении. Тогда ребенок может заниматься дистанционно, в большинстве случаев не с учителями из своей школы, а в онлайн-школах», - считает специалист. Соответственно, домашнее обучение может проходить в дистанционном формате. Но эффективно ли это? Например, когда ребенок заболел или преподаватель уехал в командировку. Целиком, дистанционное обучение не работает», - говорит Павел Шмаков директор школы Солнце. Шмаков подметил, что хороших учителей в школах мало. И государство к профессии учителя относится наплевательски. Поэтому, если хорошие учителя ведут дистанционные уроки, разумеется, это лучше, чем плохой учитель ведет очные уроки.
Причины перехода на домашнее обучение Недовольство родителей современной системой образования, содержанием школьных учебников, уровнем преподавания, перегруженностью программы ненужной информацией, неэффективностью школьного обучения побуждает их все чаще выбирать домашнее обучение для своих детей. Основные причины перехода на домашнюю форму образования: частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями ребенка спорт, музыка ; высокий уровень умственных способностей дети-вундеркинды, опережающие своих сверстников в развитии ; характер работы родителей, связанной с постоянными переездами; религиозные убеждения родителей, желание вырастить ребенка в своей системе ценностей, обезопасить от негативного влияния; недостаточное знание русского языка и уровень готовности к школе у детей эмигрантов, желающих получить российское образование; потребность в восстановлении эмоционально-психологического равновесия ребенка, желание оградить его от предвзятого отношения учителей, нападок и травли со стороны сверстников; состояние здоровья ребенка. Плюсы домашнего обучения Практика доказала, что домашнее обучение эффективнее классического: школьная программа изучается в несколько раз быстрее, полученные знания глубже и качественнее. У ребенка, не ограниченного в свободе выбора, возрастает ответственность за поступки, возникает желание выполнять работу на совесть, приобретается бесценный опыт самостоятельного поиска знаний, умение ориентироваться в информационном потоке, правильно распределять время, появляется интерес к учебе.
Если ваша школа не имеет соответствующей документации, можно перейти в другую или же обратиться в обучающие центры и онлайн-школы. В итоге у школьника на семейном образовании есть такие варианты обучения: самостоятельно в домашних условиях; пользоваться помощью родителей, которые готовы ее оказать; заниматься с репетиторами, «подтягивая» самые сложные темы; посещать курсы или онлайн-занятия в обучающем центре. Все это доступно для учеников 11 класса или любого другого. Плюсы и минусы домашнего обучения У любой формы обучения есть как преимущества, так и недостатки. Для каждого ребенка важны свои особенности в образовании. Кто-то нуждается в ежедневной помощи учителей, а кому-то очень нужен свободный график занятий. Поэтому выбирать систему обучения нужно исходя из потребностей конкретного ученика. Вот главные плюсы семейного образования: Собственный график обучения. Когда не нужно ходить в школу, ребенок может выбрать то время для занятий, которое будет наиболее эффективным именно для него. Не нужно рано вставать, делать задания строго ко времени. Также есть возможность задержаться на более сложной теме, а легкие — пройти быстрее. Случается, что школьник неважно себя чувствует или просто устал. На домашнем обучении он легко может пропустить день занятий, а на следующий уже наверстать упущенное в энергичном состоянии. Можно выбрать свои материалы для обучения. В школе учебники и методички выбирает исключительно учитель. Это совершенно не значит, что они идеально подходят для всех. Занимаясь самостоятельно, ребенок может учиться по тем методикам, которые являются для него наиболее эффективными. Быстрое освоение программы. Не всем детям нужно целый год учить тот объем материала, который дают в школе. Есть много учеников, чьи способности позволяют быстрее проходить программу и заканчивать класс за классом. На семейном образовании детям доступен экстернат, благодаря которому школьник может за год закончить два и более классов. Отсутствие конфликтов в школе. Большинство детей находят общий язык с учителями и одноклассниками. Однако есть и те, кому сложно дается коммуникация.