Система домашнего обучения, плюсы и минусы такого формата получения знаний.
Кому подходит семейное обучение?
- «Я чувствовала себя очень странной»: личный опыт ребенка на домашнем обучении
- Как организовать домашнее обучение ребенка
- Виды обучения в школе
- Почему родители выбирают домашнее образование?
- Мифы о домашнем обучении. Что нужно знать про семейное образование
- Содержание
Семейное обучение — почему трудно учить ребенка самому? Людмила Петрановская
Необходимо согласовать все нюансы с директором гимназии. Если ребенок находится на домашнем обучении, то он может «перескочить» класс. Например, дома он освоил программы 5 и 6 классов. Если он сдаст хорошо экзамены, то его зачислят сразу в 7. Это правило действует, если ребенок прикреплен к школе. Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки» и получите шанс вернуть проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика. Сколько стоит на примере из жизни Я сама 11 классов училась в государственной гимназии.
Когда была еще ученицей, не задумывалась о том, чтобы перевестись на дистанционку. Такой формат для меня казался необычным. Но у меня есть знакомая Елена. Ее сыну Дмитрию 14 лет, и он перешел в 9 класс. Уже второй год он находится на домашнем семейном обучении. Такой формат выбрал сам ребенок — дома ему комфортнее. Я попросила Елену ответить на несколько вопросов, чтобы узнать подробнее о таком опыте. В принципе, никаких проблем не возникало: он хорошо ладил с одноклассниками, никто его не обижал, учителя тоже на него не жаловались. Как маму, меня тоже почти все устраивало.
Я домохозяйка, и возить каждый день Диму в школу мне было не трудно. Тем более ехать недолго, около 30 минут. Мы живем около частного сектора, поэтому рядом с домом только детский сад, школ подходящих нет. Единственно, что нас напрягало, — Диму определили в математический класс, потому что гуманитарный был переполнен. У сына талант к изучению иностранных языков, поэтому хотелось углубить знания. Учителя не давали нужную нагрузку по данному предмету, тем более практиковать язык среди 30 ребят очень сложно. Поэтому мы решили заниматься дома. К тому же не хотелось много времени уделять техническим предметам, которые Диме давались с трудом, и он чуть ли не со слезами на глазах делал домашние задания. Поэтому мы не сомневались, когда принимали такое решение.
Мне не сложно заниматься. Я могу легко объяснить программу по русскому, литературе, истории, английскому. И как дополнительный язык мы еще учим испанский. До 9 класса программа по математике не такая сложная, мой муж занимается с сыном и делает с ним домашние задания. Географию и биологию сын пока осваивает сам, читает учебники и слушает лекции в интернете. А вот по химии и физике нам пришлось нанимать репетиторов, чтобы не отставать от программы и сдавать все контрольные. Для сына мы взяли в рассрочку ноутбук за 90 тысяч. Выбрали такой, чтобы техника долго прослужила.
Нагрузка бесспорно увеличивается. Более того, я считаю, что семейное образование должно подходить семье. Не может подходить семейное образование ребёнку, если родителю оно вообще никак. Ребёнок — это не конечное звено в принятии этого решения. Ответственность за ребёнка несут взрослые. Конечное решение принимает, безусловно, родитель, и это должно быть удобно ему. Ещё новости по теме Школьные друзья — А как быть с социализацией и общением со сверстниками, которых ребёнок, находящийся на домашнем обучении, по сути лишен? Человек общается с тем, с кем ему интересно. У меня дети с разницей три года, они в детстве играли вместе, и к ним присоединялись ребята из разных возрастных групп. Никто не ограничивает. Если ребёнок живёт в деревне и кроме мамы, папы никого не видит и никуда не ходит, то тут проблемы социализации возможны. А если ребёнок живёт в активной среде, когда родители взаимодействуют друг с другом и с кем-то и дают ребёнку свободно взаимодействовать с его ровесниками, то тут препятствий нет. Вопрос социализации не имеет отношения к общению со сверстниками. Социализация — это умение жить в мире, а этому можно обучиться, только глядя на взрослых. И если ребёнок находится со взрослым до периода пубертата, то у него больше возможностей увидеть, как в мире нужно жить и взаимодействовать. Иногда, если дети закрыты в пространстве взаимодействия друг с другом, где они не знают, как общаться, то могут возникнуть трудности. Общаясь с адекватными взрослыми, которые детей не ограничивают, не прячутся по углам и не запирают ребят, дети учатся взаимодействию. Если думать, что ребёнок с родителями не социализируется, а вот среди сверстников — наоборот, то тогда самые социализированные — это дети из детских домов.
Например, вы можете отдать ребенка в центр иностранных языков. А также на секцию по кикбоксингу. График у ребенка свободный. Поэтому он может изучать английский или заниматься спортом утром. А затем, по возвращении домой, переходить к выполнению домашнего задания в школе. Вы можете контролировать состояние здоровье ребенка Во время занятий дома, ребенок сидит на удобном кресле. За комфортным столом. Это значит, что у него есть все условия для формирования здоровой осанки. И для того, чтобы он ровно держал спину во время учебы. При домашнем обучении, вы можете контролировать и то, не испортит ли ребенок свое зрение. Не сидит ли он слишком близко к монитору. И так далее. Родители сближаются с ребенком При домашнем обучении, ребенок проводит огромное количество времени с родителями. Благодаря этому, вы можете сблизиться с ним. Ребенок будет видеть в вас авторитета. И будет прислушиваться ко всем вашим рекомендациям. Домашнее обучение позволяет закончить школу быстрее, чем традиционное Существуют разные программы дистанционного обучения. Некоторые из них позволяют ребенку экстерном освоить школьные знания. И закончить учебное заведение быстрее, чем те, кто учится на очном отделении. Не за одиннадцать лет, а за меньшее количество времени. Недостатки домашнего обучения Помимо преимуществ, у дистанционного обучения есть ряд недостатков. Давайте рассмотрим их. Ребенок не социализируется Задача школы - не только дать детям знания, но и социализировать их. Дать им возможность научиться существовать в обществе с другими людьми. Понять, как нужно общаться. Как выходить из конфликтных ситуаций. Как не допускать ссор в коллективе. Если ребенок будет учиться дома, то социализироваться он не сможет.
То есть они оговаривают нюансы учебы с репетитором или сами решают, какому плану следовать. При семейном способе получения образования до 9 класса не обязательно прикрепляться к какой-либо школе. Родители сами выстраивают программу, по которой занимается их ребенок. А вот уже в 9 классе, чтобы получить аттестат и сдать ОГЭ, необходимо прикрепиться. Существуют два варианта развития событий. Хоумскулинг В этом случае ребенок прикреплен к какому-либо учебному заведению. Это может быть как государственная, так и частная гимназия. Ученик пишет проверочные и экзаменационные работы из дома или очно. Тогда учеба более-менее должна соответствовать обязательной программе. Но, например, большую часть времени ученик может уделять любимым предметам или тем, которые понадобятся для поступления в вуз. Переводить ребенка на дистанционку — это крайне ответственный шаг! Родители должны тщательно все обдумать перед принятием такого решения. Важно, чтобы они сами обладали хорошими знаниями из школьной программы или имели финансовую возможность нанять репетиторов. Также родители могут записать ребенка в частную школу, где он будет заниматься с преподавателями по определенной системе. Существуют и онлайн-школы, где при составлении программы учитывается и государственный стандарт. Про дополнительное образование мы уже подробно писали в статье. Анскулинг При этом способе ребенок не числится в каком-либо учебном заведении. Такой вариант возможен только до 9 класса, затем для аттестации необходимо прикрепиться. Особенностью такого метода является то, что ребенок не занимается по определенной программе. Это можно даже назвать философией жизни. Она основана на том, что ребенок, будучи по природе любознательным, получает знания, задавая вопросы и разыскивая ответы. Тем самым поддерживается естественный интерес к познанию окружающего мира, что в классической форме обучения часто отбивается требованием дисциплины и гонкой за оценками. Факт дня Покахонтас — не только героиня мультфильма Dysney, но и первая женщина, чье изображение появилось на долларах США. Другой факт Закон о домашнем образовании Если вы планируете перевести ребенка на дистанционный формат, сначала стоит ознакомиться с федеральным законом « Об образовании ». Он не только регламентирует общие правила, но и контролирует семейное обучение. Укажем основные требования. Обеспечить ребенка общим образованием — это одна из главных обязанностей родителей. Где бы он ни учился, он должен получить аттестат. Иначе можно получить штраф и привлечь к себе внимание комиссии по делам несовершеннолетних. Родители вправе выбрать любой формат обучения — очный или дистанционный. Если они передумают, ребенок в любой момент может вернуться в школу или наоборот. Если ребенка обучает семья, но при этом он прикреплен к образовательному учреждению, то он имеет право писать контрольные работы и экзамены вместе с классом. К тому же он может участвовать в школьных олимпиадах. Перевести ученика на дистанционку и не сообщить об этом администрации — незаконно. Необходимо согласовать все нюансы с директором гимназии. Если ребенок находится на домашнем обучении, то он может «перескочить» класс.
В школе хорошо, а дома – лучше?
Рассмотрим плюсы домашнего обучения и узнаем, сколько это стоит. Плюсы и минусы домашнего образования. Все плюсы и минусы домашнего обучения: принимаем взвешенное решение о смене формы образования. Главными минусами дистанционного образования считают отсутствие социализации ребенка и необходимость развитых навыков самоконтроля к началу обучения. Плюсы и минусы семейного образования. У обучения в онлайн-школе есть не только преимущества, но и недостатки.
Личный опыт
- В школе хорошо, а дома – лучше?
- Домашнее обучение: что это такое, как перейти на домашнее обучение, плюсы и минусы
- Домашнее обучение ребенка: виды и условия — Бэби.ру
- Темп обучения
- Кому подходит семейное обучение?
«Я чувствовала себя очень странной»: личный опыт ребенка на домашнем обучении
Имеет ли такая форма обучения право на существование, в чём её плюсы и минусы — об этом дискуссия родителя и педагога. Вижу в домашнем обучении одни сплошные плюсы, никаких минусов не вижу совсем. В чем главные плюсы и недостатки домашнего обучения, где дети сдадут экзамены и получат ли аттестат – в нашем материале.
Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка
Мы разобрались, как перейти на домашнее или дистанционное обучение в школе, а сейчас перечислим кратко его плюсы и минусы. Например, если ребенок профессионально занимается спортом, и домашнее обучение для него единственный путь закончить школу. Распространенный минус, который называют противники домашнего обучения, — это отсутствие социализации у детей, которые не имеют возможности общаться со сверстниками. Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская — психолог, многодетная мама, автор книги "Образование для жизни. Главными минусами дистанционного образования считают отсутствие социализации ребенка и необходимость развитых навыков самоконтроля к началу обучения. И последний фактор в пользу домашнего обучения — невозможность посещать занятия по состоянию здоровья.
Родители — об опыте семейного обучения: «Дочь читает учебник ОБЖ взахлеб!»
Отвечаем на самые важные и распространенные вопросы про обучение на дому. Домашнее Vs Семейное Домашнее обучение — это когда ребенок прикреплён к школе, но учителя приходят к нему домой. Школа обязана предоставить педагогов, расписание занятий, а также обеспечить учебниками и методическими материалами. На такое обучение переводят только по состоянию здоровья. На семейное же обучение теоретически может перейти любой ребенок.
По сути это просто самообразование. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Все ли школы имеют право предоставить домашнее обучение? На домашнее и семейное обучение можно перейти в любой школе.
Об этом говорит статья 17 Федерального закона от 29. На деле с семейным обучением ситуация в России немного сложнее: школа может отказать в подобной просьбе родителей, сославшись на устав, в котором такая форма обучения не прописана. Важно помнить, что любой устав школы должен быть основан на законе и не противоречить ему. Если школа не принимает ученика на семейное обучение только из-за устава, он и его родители спокойно могут заявить, что это не основание для отказа.
Кроме того, это серьёзный недостаток устава, который может стать поводом для прокурорской проверки. Я хочу учиться дома. Какой мой первый шаг?
После легкого завтрака сразу же садился за изучение материала: решал тесты, смотрел видео и писал конспекты. Что касается общения с друзьями, то я не скажу, что оно имело место и в школе.
Поэтому семейное образование на меня никак не повлияло в этом плане. Сейчас ребята уже в 11-м классе. Я хочу чуть позже написать, спросить, кто куда поступил. С некоторыми поддерживал на домашнем обучении недолгую переписку, но не более Тимофей Сейчас Тимофей учится в колледже. Первое время он привыкал к людям и к тому, что приходится постоянно выходить из дома и с ними общаться.
На втором курсе Тимофей адаптировался непосредственно к самой системе обучения — полуторачасовым парам, ответам у доски, выполнению лабораторных работ. Сейчас собеседник «Ленты. В остальные дни ты посвящен сам себе, можешь устроиться на работу и уже пробовать себя в профессии», — считает Тимофей. Сын учился дома со второго по восьмой класс, дочь — с первого по шестой, рассказала собеседница «Ленты. Основная причина перевода — религиозная.
Родители хотели, чтобы дети воспитывались в домашней среде и меньше времени проводили в нездоровой школьной атмосфере. Вдобавок семья часто переезжала, и учиться дома было удобнее, чем постоянно менять школы. Хотя у меня были и вовсе не религиозные подруги, которые выбирали семейное образование. Учеба на дому в целом занимала в три раза меньше времени, чем в школе, у ребенка оставалось больше времени на свои интересы Марина По словам женщины, контрольные работы дети всегда сдавали хорошо — на четыре и пять. Образованием детей Марина занималась самостоятельно.
Она изучала учебник и составляла график занятий на неделю. Уже в марте дети осваивали всю программу за год и уходили на каникулы. Марина ждала их даже больше, чем сами дети, — за их короткий учебный год она успевала устать от постоянных занятий, даже несмотря на то, что ей нравилось учить сына и дочь. Собеседница «Ленты. Кроме того, учеба занимала меньше времени, и у них оставалось больше возможностей заниматься хобби.
Наконец, семейное обучение привлекало отсутствием стресса, возможностью выспаться и учиться в комфортной атмосфере. Из минусов — только отсутствие строгого распорядка дня. По субботам мы ходили в религиозные круги, общались там». Обучение детей на дому — настоящая работа. И Марина получала за семейное образование деньги.
Ей даже начислялся трудовой стаж. Система работает следующим образом: каждая школа получает определенную сумму на ребенка, а если его переводят на семейное образование, то эти деньги идут родителям. Именно поэтому, по словам Марины, школы часто недовольны, когда детей хотят забрать на домашнее обучение. Сын съехал от родителей и учится в колледже, дочь оканчивает девятый класс и тоже собирается уехать учиться в город. Младшей дочери Марины четыре года.
Ее собеседница «Ленты. Есть семьи, в которых дети всегда учились на дому и ни дня не ходили в школу. Одна из таких семей — у представителя Национальной ассоциации семейного образования по Краснодарскому краю и матери троих детей Екатерины Бесединой.
Хотя на меня часто смотрели как на привидение, с недоверием спрашивали, смогу ли я сама обучать сына», — вспоминает Ольга. Сейчас ее сын учится на третьем курсе колледжа, увлекается математикой и делает успехи. По ее словам, в прошлом году ему даже доверили принимать экзамен. Единственный минус семейного образования — в том, что ребенок так и не научился списывать, шутя признается Ольга. Учиться дома он начал в четвертом классе. Его мать, как и Ольга, связана с образованием — она работает логопедом. Тимофей допускает, что это могло повлиять на его желание учиться дома. Когда он, будучи ребенком, увидел у нее учебник за четвертый класс, то предложил освоить программу дома. Учиться дома Тимофею нравилось. Вместе с мамой он самостоятельно подбирал программу и мог несколько дней подряд посвятить изучению одной и той же темы, если не понял ее до конца. А иногда можно было полностью расписать день под себя, включив в него, например, интерактивные занятия. Допустим, когда Тимофей изучал окружающий мир, то выбирался вместе с родителями в лес. Учебный день собеседника «Ленты. После легкого завтрака сразу же садился за изучение материала: решал тесты, смотрел видео и писал конспекты. Что касается общения с друзьями, то я не скажу, что оно имело место и в школе. Поэтому семейное образование на меня никак не повлияло в этом плане. Сейчас ребята уже в 11-м классе. Я хочу чуть позже написать, спросить, кто куда поступил. С некоторыми поддерживал на домашнем обучении недолгую переписку, но не более Тимофей Сейчас Тимофей учится в колледже. Первое время он привыкал к людям и к тому, что приходится постоянно выходить из дома и с ними общаться. На втором курсе Тимофей адаптировался непосредственно к самой системе обучения — полуторачасовым парам, ответам у доски, выполнению лабораторных работ. Сейчас собеседник «Ленты. В остальные дни ты посвящен сам себе, можешь устроиться на работу и уже пробовать себя в профессии», — считает Тимофей. Сын учился дома со второго по восьмой класс, дочь — с первого по шестой, рассказала собеседница «Ленты. Основная причина перевода — религиозная. Родители хотели, чтобы дети воспитывались в домашней среде и меньше времени проводили в нездоровой школьной атмосфере. Вдобавок семья часто переезжала, и учиться дома было удобнее, чем постоянно менять школы. Хотя у меня были и вовсе не религиозные подруги, которые выбирали семейное образование. Учеба на дому в целом занимала в три раза меньше времени, чем в школе, у ребенка оставалось больше времени на свои интересы Марина По словам женщины, контрольные работы дети всегда сдавали хорошо — на четыре и пять. Образованием детей Марина занималась самостоятельно. Она изучала учебник и составляла график занятий на неделю. Уже в марте дети осваивали всю программу за год и уходили на каникулы. Марина ждала их даже больше, чем сами дети, — за их короткий учебный год она успевала устать от постоянных занятий, даже несмотря на то, что ей нравилось учить сына и дочь. Собеседница «Ленты. Кроме того, учеба занимала меньше времени, и у них оставалось больше возможностей заниматься хобби.
И помогут нам в этом наши эксперты. У домашнего обучения ребенка есть множество плюсов и минусов Мнение эксперта Павел Чернышов преподаватель высшей категории, генеральный директор ООО «Ринфиц», главный эксперт портала «Информио» — Законом об образовании в России предусмотрено две возможные формы получения образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования и самообразования. В современных условиях в России многие родители предпочитают самостоятельно заниматься обучением ребенка. Организовать семейное образование официальное название — «домашнее обучение» достаточно просто. Главное — связаться со специалистами из Департамента образования , который есть в каждом регионе России, и проконсультироваться по пакету документов. Основные документы, которые нужны для перевода ребенка на домашнее обучение, — заявление и договор с учреждением образования о прохождении промежуточной и или итоговой аттестации. То есть формально ребенок будет числиться в школе как ученик, получать оценки за итоговые контрольные работы, а также после успешной сдачи экзаменов получит аттестат об образовании. Общеобразовательная организация заполняет соответствующие поля личного дела, выставляет отметки по предметам и вносит запись о переводе в следующий класс или окончании обучения. Школа, за которой закрепляется ребенок на домашнем обучении, обязана предоставить родителям образовательную программу. Родители могут осваивать ее с ребенком самостоятельно или нанять репетиторов. Как правило, выбирается второй вариант, поскольку у репетитора есть соответствующее педагогическое образование , и он способен грамотно мотивировать ребенка к освоению материала. К тому же многие родители заняты на работе, а домашнему обучению ребенка необходимо уделять существенное количество времени. Есть еще один вариант — объединить усилия с другими родителями, дети которых тоже не посещают школу, и набрать 5-10 человек. Ребятам и нанятым репетиторам предоставляется помещение, где проходят уроки. Плюсы домашнего обучения ребенка Правильно ли поступают родители, обучая детей вне школьной среды? Во-первых, многие родители желают оградить своего ребенка от дурного влияния. В детском коллективе отношения складываются таким образом, что всегда есть объект для насмешек.
Как перевести ребенка на домашнее обучение и в чем его плюсы и минусы?
Поэтому ушли на семейное образование, это оптимальный вариант для нашей семьи. Мы не сидим каждый день до полуночи с уроками и нервами, нет принудительной побудки по утрам. Нет необходимости сидеть с ненавистными одноклассниками восемь часов в день в диком напряжении. Школа выдаёт учебники, а в конце года проходит аттестация по всем предметам...
Мама школьницы Ольга Фесенко также перевела дочь на домашнее образование, но после отказалась от него. Аттестацию сдавала в школе. Из плюсов: обучение шло качественно, интересно, хватало времени на музыку, спорт, здоровье и отдых.
Из минусов: я превратилась из мамы в круглосуточного наставника, учителя. Нашей семье такой вид обучения не подошёл, — рассказывает о своём опыте Ольга. Впрочем, большинство психологов также считают, что в домашнем образовании особенно учеников младших классов есть два огромных минуса: трудности с социализацией и постоянное напряжение родителей.
Помните, как в период коронавирусной инфекции все дети ушли на удалёнку? Сколько родителей тогда поняло, что учительский труд бесценен?..
Социализация Одним из основных недостатков домашнего обучения является недостаток общения ребенка со своими сверстниками, что в будущем может отрицательно сказаться на его адаптации в обществе. Практика показала, что "дворовых" друзей для нормального общения недостаточно. Поэтому дети, получающие образование в домашних условиях имеют меньше друзей, чем их сверстники, обучающиеся в школе, и хуже приспосабливаются к различным социальным условиям в последующей жизни.
Педагоги Если планируется, что ребенок будет получать образование в домашних условиях необходимо понимать, что для получения аттестата о среднем образовании ему придется сдавать общеобразовательную государственную аттестацию, и уровень образования должен, как минимум, соответствовать школьной программе. Как правило, родители не в состоянии самостоятельно обеспечить такой уровень по всем предметам, поэтому лучше всего пригласить репетиторов, которые и будут заниматься с ребенком дома. Материальный вопрос Государство гарантирует всем школьникам бесплатное образование. Однако по сравнению с затратами, которые понадобятся при домашнем обучении, школьное образование действительно можно называть бесплатным. При домашнем обучении родителям придется покупать все учебники именно покупать, а не оплачивать пользование и оплачивать услуги репетиторов и гувернеров, стоимость которых очень сложно назвать дешевыми.
Вывод Домашнее образование позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребенку, исключает давление со стороны преподавателей и не задает четких временных рамок для усвоения информации.
Минусы домашнего обучения К минусам домашнего обучения можно отнести: недостаточную социализацию, вытекающую из ограниченности общения, особенно при отсутствии дополнительных групповых занятий; необходимость постоянного контроля со стороны взрослых в отношении ленивых, неусидчивых и неспособных к самоорганизации детей; отсутствие ориентиров и оценки со стороны посторонних, неограниченная свобода могут сформировать в ребенке недисциплинированность, безответственность и неспособность полноценно взаимодействовать с окружающими; организация обучения требует от родителей большей вовлеченности и материальных возможностей. Образованный человек — не столько эрудированный, сколько умеющий думать, понимать, задавать вопросы и принимать рациональные решения. Устоявшаяся десятилетиями классическая система школьного образования не гарантирует удачного определения своего места в жизни и успешной самореализации. Сегодня домашнее обучение — отличная альтернатива, позволяющая дать ребенку качественное образование и необходимые в современном мире знания и навыки.
То же самое с музыкой и ИЗО: если у ребенка нет к этим предметам интереса, зачем его заставлять? Еще и оценки ставить, ухудшая общую успеваемость. Можно долго рассуждать, что и зачем нужно и не нужно школьнику, но я считаю, что у человека должен быть выбор. Не могу не упомянуть школьную программу по литературе. Меня сейчас, конечно, проклянут вундеркинды, которые с «Войной и миром» разделались, как только научились читать, но глупо требовать от пятнадцатилетнего школьника прочесть и понять бессмертный труд Федора Михайловича «Преступление и наказание». Да еще и сопровождая проверку знаний тестами из серии «В какой руке был топор, когда Раскольников убивал старуху? Я прочел это произведение осознанно и с удовольствием только на последних курсах института. И это относится ко многим книгам из школьной программы. Возможно, когда ее составляли, дети были умнее и раньше взрослели, но надо исходить из сегодняшних реалий. Понимаю, что уровень образования в наших школах плачевен и печален, но мы и сами в них ходили. Весь кайф был, если помните, не в самом обучении, а в общении в классе. Школа позволяет учиться, развиваться, влюбляться. Она учит жизни и ставит в конфликтные ситуации, которые надо уметь разрешать. Какими вырастут дети, если родители ограничивают их круг общения, пытаясь защитить от возможных проблем? Считаю, что если и выбирать обучение, то тогда уж в частной школе, если не хотите идти в государственную. Но никак не онлайн. А как же дискотеки, которых ждали школьники? А как же Машку за косичку дернуть и портфель ее донести? Зачем лишать детей этого? Вырастет общество неженок, у которых в голове куча знаний, а применить их они не смогут. Из-за специфики работы родителя и частых переездов пришлось сменить пять или шесть учреждений. Даже вуз пришлось менять по той же причине. В школе училась в девяностых — нулевых и, поверьте на слово, прошла огонь, воду и медные трубы.
Обучаем детей дома - за и против
Сайт платформы имеет удобный интерфейс. После регистрации и зачисления, которое осуществляется в течение двух рабочих дней, учащийся получает доступ к персональному кабинету с материалами для самостоятельной подготовки, а также с тестами. Аттестации проходят удобно: без видеофиксации, с возможностью нескольких попыток. Все вопросы соответствуют школьным программам и федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС. Чтобы пройти аттестацию, можно прикрепиться к организации на неопределённый, длительный срок в том числе на постоянной основе или же только на время тестирования. При выборе места проверок знаний нужно учесть наличие разрешающей деятельности лицензии и аккредитации, график тестирований и их правила, а также возможность подготовки к вопросам. Если вам удалось найти место аттестаций, которое подходит по всем параметрам, то нужно заключить с организацией договор о зачислении на период тестирований или на более долгое время. Для этого необходимо предоставить три основных документа: заявление на прохождение промежуточной аттестации, паспорт заявителя, а также свидетельство о рождении будущего хоумскулера. Могут потребоваться бумаги, которые родители забрали в прошлой школе: медкарта, личная дела. Но обычно достаточно основной документации.
Учебный процесс Планируя принять окончательное решение о домашнем обучении, задумайтесь об организации образовательного процесса. Существуют следующие варианты: Ответственность родителей. Отец, мать или оба супруга организуют процесс сами. Но они должны достаточно знать и владеть навыками преподавания. Самостоятельное обучение. Оно допускается только после девятого класса. Частных учителей можно нанимать как по всем дисциплинам, так и по некоторым. Остальные ребёнок может осваивать сам или же с родительской помощью. Важно найти учреждение с подходящей, понятной, интересной программой.
Кроме того, ребёнок должен посещать частную организацию, что не всегда удобно и возможно, особенно если учащийся часто переезжает или болеет. Занятия в ней проводятся в онлайн-режиме, поэтому ребёнок находится дома. Платформа для аттестации. Например, на «СОнариум» можно не только проходить тесты, но и полноценно готовиться к ним, осваивать школьную программу с помощью основной и дополнительной учебной литературы. Прохождение регулярных аттестаций Ребёнок на домашнем обучении учится не под контролем школы, но всё же должен периодически подтверждать приобретаемые знания. Для их проверок предусмотрены аттестации. Они делятся на два вида: итоговые и промежуточные. Рассмотрим каждую разновидность отдельно. Руководство по переходу на семейное обучение Расскажем вам, какие документы нужны, куда обращаться и как организовать учёбу дома.
Скачайте наше бесплатное пошаговое руководство, чтобы переход на домашнее обучение был комфортным. Скачать бесплатно Промежуточные проверки знаний В законе 273-ФЗ нет упоминания о том, что промежуточные аттестации обязательны. И всё же они нужны. Во-первых, такие проверки полезны для самих учащихся, так как позволяют обнаруживать слабые места и возможные пробелы в знаниях, предметы и темы, которым стоит уделять повышенное внимание. Во-вторых, государственные школы, в которых проводятся итоговые аттестации, без промежуточных проверок не допускают к экзаменам — ОГЭ после окончания девятого класса и ЕГЭ в конце последнего, выпускного учебного года. Без их сдачи учащемуся не выдадут аттестат, подтверждающий успешное завершение общего образования: основного после 9-го класса или среднего после 11-го. Как аттестации проходят? Их график с точными датами устанавливается конкретной организацией, на базе которого проводятся проверки. План фиксируется либо в уставе, либо в отдельном локальном акте.
График обязательно и заблаговременно доводится до сведения родителей. На один день назначается аттестация по одному предмету. В индивидуальном порядке возможно тестирование по двум дисциплинам, но только смежным. Интервал между проверками составляет не меньше двух дней. Формы аттестаций бывают разными: Письменные. К ним относят выполнение заданий, написание самостоятельных и контрольных работ, эссе, сочинений, изложений, диктантов, а также прохождение тестов с вопросами. Такие аттестации предполагают беседы с учителями, во время которых учащиеся отвечают на вопросы, выступают с подготовленными рефератами.
В средней и старшей школе учителя необходимы, поскольку просто невозможно будет дать ребенку предметы на том уровне, которого требует школа. С социализацией у Саши проблем нет, поскольку она ходит на дополнительные занятия. Аня, 18 лет: Я была на домашнем обучении с 7 класса. Это были лучшие годы в моей жизни: я высыпалась, сама планировала свое время, а в 10 и 11 классе я прекрасно подготовилась к ЕГЭ, потому не тратила много времени на ненужные предметы. Со школы у меня уже были друзья, поэтому с этим проблем не было они, кстати, все мне завидовали. Я очень благодарна родителям, что они дали мне такую возможность. Правда, с университетом уже так не получилось, поэтому я заново учусь вставать в рань.
Чем ещё маме-папе не нравилась обычная школа? Однако во второй класс Егор всё же пошёл в школу — частную, она основана как раз на той самой альтернативной системе образования. Финансово семье это вполне по силам. Учиться в этой школе мальчик сможет до восьмого класса. Не хватает перемен Никита К. Учителя на него не жаловались, с одноклассниками тоже находил общий язык. Проблемы начались, когда мальчика определили в математический класс вместо гуманитарного, который был переполнен. А у Никиты тяга к иностранным языкам... Мама Екатерина подумала, что в этой школе сын всё равно не сможет углублённо изучать французский и испанский, и решила заниматься с Никитой дома, благо сама переводчик. Перешли на домашнее обучение. Обязанности в семье строго распределили: алгебру и геометрию Никите преподавал отец, литературу, русский и иностранные языки — мать, физику мальчик постигал сам по учебникам, а на химию и биологию пришлось раскошелиться — наняли репетиторов. А ещё школьнику купили мощный компьютер, чтобы мальчик всегда был на связи с педагогами и мог найти нужные материалы. Несмотря на все эти траты, родители нашли много плюсов в ситуации: сын начал высыпаться, он уделяет больше времени предметам, которые нужны для поступления в вуз. Вышла существенная экономия на обедах, школьной форме, проезде… Минусы, конечно, тоже есть: Никите не хватает школьных перемен, он любил дурачиться с друзьями. Товарищи иногда заходят в гости, но дома им не так весело. Сплошные плюсы А ярославского шестиклассника Никиту резкий переход на домашнее обучение превратил из заурядного ученика в преуспевающего отличника. Осенью Никита упал с самоката, травмы оказались серьёзными: мальчик несколько недель провёл в больнице, перенёс сложную операцию, а выписался с металлической конструкцией на ноге. Носить её предстояло ещё два месяца, и передвигаться самостоятельно ребёнок почти не мог. Ни о каких уроках речи не шло — мальчика перевели на домашнее обучение. Ведь нет надежды, что вместо тебя спросят кого-то другого!
Онлайн-школы, несомненно, платные. Но на обучение в государственной школе тратится ощутимая часть семейного бюджета. Вспоминаем хотя бы сборы на шторы, учебники, ремонт, интерактивную доску, охрану. Для учёбы в школе нужен большой набор канцелярских принадлежностей, форма, а нередко и оплата транспорта. Дополнительные образовательные услуги в государственных школах, продлёнка — всё это оплачивается родителями. Это позволит вам понять, что затраты на СО не сильно отличаются. Кроме того, часть трат можно покрыть при помощи компенсации или налогового вычета. Налоговый вычет получают работающие родители, которые оплачивают обучение ребёнка в лицензированной образовательной организации, в том числе онлайн-школе. Повышенная ответственность Другой вероятный минус домашнего обучения заключается в том, что не все готовы брать на себя обязательства по организации учебного процесса ребёнка. Однако мамам и папам вовсе не обязательно играть роль педагогов. Все хлопоты по образовательному процессу можно возложить на помощников. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» является одним из них. Общее количество контактов ребёнка при переходе на СО может действительно снизиться. Особенно тяжело бывает экстравертам. Ведь социализация — это умение общаться с людьми разного возраста и социального статуса, решать конфликты и высказывать своё мнение. Для это проблемы есть решение. Кружки и секции — лучший выход преодолеть трудности дистанционного обучения, связанные с общением. С ровесниками, которые разделяют одни увлечения, приятно и интересно общаться.
Организация семейного обучения ребенка – стоит ли?
Это позволяет ему высыпаться, самому планировать день и путешествовать с родителями. Буллинг тоже маловероятен: ученики не пересекаются в перерывах между занятиями и могут вообще не видеть друг друга. Минусы дистанционного обучения. Не во всех государственных школах есть онлайн-формат. А частные обычно дорогие. К тому же частные школы иногда идут по уникальным авторским программам — рассказываю, почему это минус. Программы домашнего обучения Я уже упоминала, что при анскулинге родители могут сами разработать программу и обучать по ней ребенка.
В остальных случаях придется следовать программе школы, к которой он прикреплен. Каждая школа имеет право составить свою программу. Но государственные школы ориентируются на ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты.
Коллектив, где ребёнок сможет попробовать разные социальные роли, побыть лидером или потерпеть неудачу в этой роли, поссориться и помириться, научиться искать компромиссы. Если у родителей есть много друзей с детьми, семьи регулярно встречаются и организуют совместный досуг, вместе осваивают мир и отправляются в путешествия, то социализация будет проходить успешно. Есть много клубов, групп поддержки, мастер-классов, школ выходного дня и семейных лагерей, где можно найти друзей по интересам не только детям, но и мамам и папам. Конечно, такой тип социализации вряд ли научит ребенка подчиняться, строго следовать заданным правилам, иногда делать не то, что тебе интересно, преодолевать себя. С одной стороны, без этого можно прожить в современном обществе, с другой — можно подумать, как освоить эти навыки, если вы считаете их необходимыми. Давайте послушаем мнения разных психологов, непосредственно имеющих дело с детьми, находящимися на семейном образовании, и их родителями: в чем они видят достоинства и проблемы домашнего обучения. Семейное образование — это отличная возможность получать качественное образование, минимизируя усилия на дорогу и организационные вопросы. Сейчас много площадок, помогающих организовать обучение. Ребенок может осваивать новые профессии, слушать курсы на зарубежных образовательных сервисах. Часто в Москве ребенок тратит больше двух часов в день на дорогу в школу и обратно, семьи нанимают водителей, нянь или школьник с довольно раннего возраста вынужден передвигаться самостоятельно на метро и опасно, и тяжело. За пределами Москвы хороших школ в округе, по мнению родителей, часто просто нет. Многие семьи выбирают семейное обучение не по идеологическим причинам, а просто от того, что лучших вариантов рядом нет. Ищут дистанционные курсы и обучение. Для огромного количества детей — это единственная возможность научиться решать задачи, например, олимпиадного уровня, если у детей есть к этому способности. Основной минус для меня в семейном обучении детей младшего возраста — вопрос «хранения ребенка». Все-таки обучение из дома предполагает, что есть член семьи или няня , готовый проводить с ним весь день. Эта проблема частично снимается, если в семье есть младшие дети, из-за которых мама все равно остается дома. Елена Трушина, клинический психолог, психолог домашней школы и экстерната «Фоксфорда» Работая в школе, наблюдаю разный опыт с детьми, которые были на домашнем или семейном обучении. Вариантов существенно больше, перечислю только основные: Дети, оказавшиеся на семейном обучении из-за того, что их родители сами не смогли адаптироваться к требованиям школы или учителя. Чаще всего представления родителей о том, что хорошо для их ребёнка и как его надо обучать, кардинально расходятся с тем, что может дать массовая школа. Такие родители поначалу пытаются научить педагога общаться с их ребёнком, затем конфликтуют, обесценивают и в итоге приходят к семейному образованию. Есть родители, которые периодически делают попытки все-таки водить ребёнка в школу, и дальше существует два варианта: одним это все-таки удаётся, они находят подходящего учителя или меняют свои представления об образовательном маршруте ребёнка. Как правило, таким родителям сложно даётся сам процесс ритмичного обучения, они выдыхаются. Другие втягиваются в роль учителя для своих детей и пытаются вернуться в школу с целью социализации ребёнка уже по окончании начальных классов. Они все ещё ждут от школы и педагогов больше, чем они могут дать, критикуют образовательный процесс в присутствии детей, и все это приводит к трудностям адаптации, вплоть до невозможности влиться и выстроить отношения с одноклассниками и учителями, а они, в свою очередь, уже к возврату на семейное обучение. Дети, которые много времени посвящают занятиям спортом, музыкой и другими активностями, вынужденные пропускать школу из-за соревнований, конкурсов и так далее. Успешно учатся те дети, которые к моменту ухода на семейное обучение умеют самоорганизоваться, научены учиться, у них хорошо развиты волевые качества и мыслительные способности. Родители контролируют, но дети больше учатся самостоятельно. Если навыки самоорганизации, самоконтроля развиты недостаточно, родителям приходится трудиться вместе с ребёнком, чаще всего они быстро выдыхаются и возвращаются в школу.
Ребёнок учится лучше всех и опережает стандартную программу обучения. У ребёнка нет мотивации к учёбе, необходимо выстроить образовательный процесс с нуля. Состояние здоровья не позволяет посещать уроки вместе с другими учениками. Ребёнок подвергается школьному буллингу или сам любит унижать других детей. У ребёнка слишком много энергии и желания двигаться, что может вызывать сложности в учёбе. Ребёнок точно знает, чем хочет заниматься. Домашнее обучение поможет ему получить базовые знания, не тратя много времени на школу. Ребёнок пережил травму или сильный стресс, испытывает депрессию и не хочет ничего делать. Вернуть ему радость к жизни и к учёбе будет проще в домашних условиях, а не в школе. Ребёнок в постоянных разъездах: строит спортивную или музыкальную карьеру или же путешествует вместе с родителями.
Я считаю, что домашнее обучение имеет место быть, если родитель имеет педагогическую подготовку или ребенок занимается с репетитором время от времени. Разумеется, речь идет о младших классах. В средней и старшей школе учителя необходимы, поскольку просто невозможно будет дать ребенку предметы на том уровне, которого требует школа. С социализацией у Саши проблем нет, поскольку она ходит на дополнительные занятия. Аня, 18 лет: Я была на домашнем обучении с 7 класса. Это были лучшие годы в моей жизни: я высыпалась, сама планировала свое время, а в 10 и 11 классе я прекрасно подготовилась к ЕГЭ, потому не тратила много времени на ненужные предметы. Со школы у меня уже были друзья, поэтому с этим проблем не было они, кстати, все мне завидовали.
В школе хорошо, а дома – лучше?
Это одновременно и плюс, и минус домашних занятий с детьми. У семейного образования есть существенный минус. Плюсы и минусы, как оформить домашнее обучение юридически, вопросы по школьному аттестату при домашнем обучении, ЕГЭ. Распространенный минус, который называют противники домашнего обучения, — это отсутствие социализации у детей, которые не имеют возможности общаться со сверстниками. Часто при таком обучении родители тратят больше времени, чем при очном в школе: как правило, один взрослый либо полностью посвящает себя детям, либо работает из дома и может помогать им с заданиями. Впрочем, большинство психологов также считают, что в домашнем образовании (особенно учеников младших классов) есть два огромных минуса: трудности с социализацией и постоянное напряжение родителей.