Новости доклад на тему крещение

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие – как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Как подготовить сообщение по теме "Крещение Господне, история праздника, традиции и обычаи" для 5-6 класса?

Крещение Господне: история праздника, традиции, феномен крещенской воды

Однако членство во вселенской Церкви Христа связано не с прохождением какого-либо благочестивого обряда, а с верой. Ко вселенской Церкви относятся «написанные на небесах» Евр. Таким образом, человек становится членом вселенской Церкви уже в момент духовного обращения к Спасителю. Вопрос о принадлежности к вселенской Церкви связан с вопросом о спасении. В христианском мире есть множество сторонников связывать спасение с водным крещением. Баптисты никогда не верили в спасительность крещения. Несогласные с этой точкой зрения даже создали в 19 в. Вера некоторых верующих в российских церквах евангельских христиан-баптистов в то, что крещение спасает или «завершает» спасение во многом объясняется влиянием православного контекста.

Свою роль играет и буквальное прочтение некоторых библейских текстов Деян. Однако многие библейские тексты могут быть лучше поняты в свете других текстов. Именно такой прием использовал Христос, отвечая диаволу Мф. Как мы увидим, комплексное восприятие библейского учениея исключает возможность понимать слова о «спасительности» крещения в некоторых библейских текстах буквально. Прежде всего, следует задаться ключевым вопросом: когда происходит спасение человека согласно Священному Писанию? Ответ содержится во многих текстах Библии. И ответ этот однозначен.

Спасение приходит к человеку в момент покаяния! Спаситель призывал людей: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» Мк.

Он называется также Богоявлением и Просвещением. Богоявлением — потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия, Просвещением и «Праздником Светов» потому, что Бог — это вечный свет, просвещающий мир. Накануне прихода Иисуса Христа человечество переживало полное моральное истощение.

Языческий мир погряз в пороках, низойдя в самую глубину нечестия. Реки беззакония разлились по всей земле. Люди служили дьяволу, забыв и оставив своего Творца. Сам воздух был осквернен дымом идольских жертв, курившийся повсюду. Но восставить себя из глубины нравственного падения человечество было бессильно.

Исцелить этот больной, измученный фантазиями мир предстояло своею проповедью, смертью и воскресеньем Спасителю. Об имеющемся прийти Искупителю время от времени давались пророчества и обетования избранному народу, Израилю.

Так, в рабском виде, начал Он служение, в рабском виде был и казнен. Не очиститься сошел в воду Спаситель, а очистить ее. Все более и более прозревал Иоанн, пока наконец великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно. Отверзлись небеса, и увидел пророк Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными. В древности был обычай в ночь под Крещение петь дивные песни Богу и зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем.

И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. Не подверженная присущим обычной воде процессам распада и гниения, по своим физическим свойствам крещенская вода будет стоять нерушимая на протяжении года, а то и большего времени. А на следующий, после Крещения, день все воды снова приобретают свои обычные свойства. И совершающееся в ней преодолевает законы природы, вернее, законы нынешнего состояния естества, как не раз звучит в церковных песнопениях: «Побеждается естества чин». И это дивное свидетельство чудесности крещенской воды невозможно, как бы ни хотелось некоторым, объяснить никакими рациональными причинами.

И конечно, здесь дело не в тех ионах или катионах серебра или каких-то иных металлов, которые якобы попадают в чашу с давно уже не серебряных богослужебных крестов и богослужебных сосудов, после чего вода не портится.

Бревенчатая крепость, рубленые терема, среди них даже один каменный, княжий; жилые дома, караульни, мастерские, конюшни, амбары-склады, казармы, рынки - все это наверху, на горе. С Подола виднеется даже верх старой Ильинской церкви - в Киеве издавна немало христиан. Здесь же, на низком берегу Днепра, несколько хибарок вразброс, щепье валяется, лыко. Наверно, что-то тесали, короба плели под всякий торг купеческий. Дегтем тянет, где-то ладью смолят, и ладаном - раздули кадила попы греческие.

Словом, пора начинать. Наверное, ходом церемонии распоряжался Добрыня. Дело ответственное, да и нужно ему войти в курс: по весне следующего года Добрыня княжьим посадником отправится крестить Новгород, свою вторую родину... Князь кивнул, и Добрыня поскакал вниз, к попам, распорядиться. Вот тут вернемся к «Повести временных лет». Все, о чем в ней рассказано, происходило в Киеве впервые.

Никто не представлял себе, что и как нужно делать. Да и трудно понять, как массу самого разного народа можно было окрестить. Попы-то знают, но они где-то там поют, далеко и непонятно... Несомненно - сумятица. Кто залез по грудь, кто - по шею, младенцев держат на руках - не держать же их в воде, кто-то там и на месте не стоит, ходит. Нарушает таинство или нет?

Крестят но греческому обряду в три погружения... Как это все сделалось? Приседали они там, что ли? С головой ли окунались? Ясно: происходило что-то путаное, какая-то не очень сообразная история вышла. Наконец разрешили вылезать.

Все в мокрой одежде. Разошлись по домам. Но теперь князь знал, что в каждой киевской хижине - его «брат во Христе». И в каждой, самой бедной хижине тоже знали, что в палатах крепкого города тоже есть «брат во Христе» - великий князь. Вот только не знаем точно мы, в каком это было году. Тысячелетие 1988 года - дата условная.

Историки всерьез и аргументировано спорят о ней уже более ста лет, но с полной уверенностью и сегодня никто не может сказать, произошло это в 988 или в 989 году, может быть, в 990-м, а может, и позже. Крещение других русских земель На некоторых киевлян не подействовали ни княжеский авторитет, ни угроза применения силы. И это было признаком появления в стране серьезной оппозиции религиозной политике князя Владимира. Оппозиция таила в себе большую опасность для великокняжеской власти. Оппозиционеры могли объединиться с язычниками других регионов страны и совместными усилиями свергнуть Владимира Святославича с великокняжеского престола. Князь Владимир и его христианское окружение не могли не учитывать возможности такого поворота событий.

Чтобы этого не случилось, Владимир Святославич и его приверженцы должны были в кратчайший срок заставить подчиниться себе хотя бы главные городские центры Руси, где проживала местная знать, обладавшая собственными дружинниками и диктовавшая свою волю сельскохозяйственной округе. Одним из таких важнейших городских центров Руси Х в. Хорошо сознавая значение Новгорода в жизни Руси, Владимир Святославич в 990 г. На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий -- св. Леонтий -- погиб от рук язычников в 1073 согласно прологу, в 993.

Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией 15 мая 1090 , восшедшим на кафедру в 1078 году. И это, конечно, совсем не случайно. По всей видимости, обращение в христианство населения иных регионов страны происходило также совсем не гладко, сопровождалось вооруженными выступлениями язычников и применением к ним вооруженной силы. Показания самых разнообразных, разновременных, но связанных друг с другом источников дают основания заключить, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства. Это не означает, что все поголовно жители Руси были обращены в христианство. Некоторые из язычников обосновались, как уже говорилось, в труднодоступных местах.

Уцелела и часть языческого жречества. Первые храмы на Руси Как только крестились киевляне, великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры -- мера истинно благоразумная! Язычники, без сомнения, привыкли считать эти места для себя священными, привыкли собираться на них для поклонения своим истуканам; теперь, приходя на те же места по прежней привычке, киевляне должны были встречать уже христианские храмы и естественно научались, забывая прежних богов, поклоняться Богу истинному. Вслед за распространением святой веры из Киева по всей Руси русский равноапостол спешил строить храмы Божии и по другим городам и селам. Из числа этих созданных тогда в нашем отечестве храмов древнейшие сказания упоминают о нескольких. Первая церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия.

Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде в дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов и куда приходил вместе со своими подданными для совершения идольских треб. Она находилась близ двора теремного великокняжеского к востоку и, следовательно, по всей вероятности, служила вначале церковью придворною, в которой молился сам русский равноапостол, а может быть, считалась потому между церквами Киева и главною, или соборною, пока для этой цели не был построен особый храм. Судя по обстоятельствам времени можно полагать, что церковь святого Василия была первоначально деревянная, но вскоре, как не без основания догадываются, и едва ли не самим же Владимиром построена из камня, потому что сохранившиеся остатки этой последней свидетельствуют, что она и по материалам, и по способу построения своего совершенно сходна с другими каменными церквами, воздвигнутыми Владимиром и Ярославом. Другую, и уже не деревянную, а каменную и великолепную церковь воздвиг Владимир во имя Пресвятой Богородицы. Место для новой церкви он избрал также вблизи своего двора теремного к юго-западу и именно место, орошенное кровью первых двух христианских мучеников на Руси -- варягов Феодора и Иоанна, вкусивших смерть во дни Владимирова язычества. Основанная в 989 г.

В 996 г. Призри с небеси и виждь, и посети виноград свой, и утверди то, что насадила десница Твоя, -- этих новых людей, которых сердца обратил Ты к познанию Тебя, Бога истиннаго. Призри и на церковь Твою сию, которую создал я, недостойный раб Твой, во имя родшия Тя Матери, Приснодевы Богородицы, и, если кто помолится в церкви сей, услышь молитву его, молитвы ради Пречистой Богородицы». Вслед за тем Владимир в присутствии митрополита Леонтия, епископов греческих и всех русских, в присутствии бояр и бесчисленного народа изрек: «Даю церкви сей святой Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть» -- и, написав клятву, положил свое завещание в самой церкви, которая и начала называться Десятинною -- по десятине, определенной на содержание ее. В тот же достопамятный день -- день освящения Десятинного храма -- Владимир сотворил великий праздник для митрополита с епископами, бояр и старцев, людских и раздал много имения убогим. Этот великолепный храм -- красноречивый памятник веры и благочестия нашего равноапостола, доселе сохранившийся в своих развалинах, далеко превосходил по величине и богатству церковь святого Василия.

В память светлого торжества, бывшего по случаю освящения Десятинного храма, установлено тогда церковною властью, конечно по желанию великого князя, праздновать этот день ежегодно 11 или 12 мая, подобно тому, как праздновались дни освящения знаменитейших храмов в Греции, и это был, сколько известно, первый праздник собственно в Русской Церкви. Третий храм, построенный Владимиром, замечателен только по случаю самого построения. Вскоре после того, как великий князь отпраздновал освящение Десятинной церкви, он услышал о внезапном набеге печенегов на город Василев, находившийся неподалеку от Киева, и поспешил с малою дружиною для защиты города. Но при столкновении с врагами не в силах был устоять против них и, спасаясь бегством, едва укрылся от преследовавших под мостом. Среди такой опасности Владимир дал Богу обет, если опасность минует, создать в Василеве церковь. Молитва благочестивого князя была услышана, и он в чувствах радости и признательности к Господу тогда же исполнил свой обет, поставил в Василеве церковь во имя Преображения Господня, так как в тот самый праздник и произошла неудачная сеча с печенегами и избавление от них.

Эта церковь представляет собою первый опыт построения церквей так называемых обыденных, умножившихся у нас впоследствии: она, несомненно, воздвигнута была в один день или в самое короткое время, потому что по сооружении ее, князь праздновал в Василеве восемь дней со своими боярами, посадниками, старейшинами из всех окрестных городов и множеством народа, раздав и убогим 300 гривен, а на день Успения возвратился уже в Киев, где также сотворил великий праздник для бесчисленного множества народа. Потом на месте этой деревянной церкви, воздвигнутой по обстоятельствам наскоро, Владимир мог в память столь близкого для него события соорудить и каменный храм Преображения Господня, как свидетельствуют позднейшие сказания. Значение и последствия крещения Руси Чтобы устранить или хотя бы ослабить недовольство жителей Руси, вызванное насильственным крещением, Владимир Святославич старался всячески задобрить население. Он устраивает пышные празднества в городах, которые сопровождаются пиршествами и раздачей богатств из великокняжеской казны. Такая политика задабривания населения не могла не иметь положительные результаты. Она в какой-то степени примиряла народ с верховным правителем Руси и с его новой религиозной политикой.

Святое водное крещение

Так мужчины показывали женщинам свою силу. До этого момента такой массовости не было», — пояснил он. Грехи тоже не смоет Люди, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, никакой духовной пользы от купания в проруби не получат, рассказал сайту pravoslavie. По его словам, крещенские купания не имеют ничего общего с духовностью. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть», — добавил он. Не помогают крещенские купания и избавиться от грехов.

Каменщиков рассказал, что не вода отпускает грехи человеку, а Таинство Исповеди. И то только при глубоком, сокрушенном и покаянном чувстве, когда человек начал вести борьбу с грехом. Ее можно набрать как в храмах, так и в Иорданях. По словам Отца Андрея, люди ночью с 18 на 19 января умывались этой водой и брали с собой. Хранить ее можно не один год.

Первоисточник знаний о крещении — Библия Библия — вот первоисточник знаний о крещении. Если вы не изучали Библию на эту тему, если вы просто посоветовались «со знающими» родственниками или знакомыми или даже сходили в храм — у вас все еще нет необходимых знаний о крещении и его смысле. Вот несколько отрывков из Библии о крещении если у вас есть дома Библия — посмотрите там : Кто поверит и примет крещение, тот будет спасён, а кто не поверит, будет осуждён. Евангелие от Марка 16:16 Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать?

Вода — символ разрушения и смерти и, вместе с тем, — символ очищения, обновления , возрождения. Смерть — разложение естества на те стихии, из которых оно образовано. Потоп, прообразуя крещение, возвращает искаженное грехом творение водам, из которых оно вышло. Нисский, 12, с. Смертоносные воды становятся материнским лоном для крещаемого, Христос — новый Адам, рождает каждого, входящего в купель, в Вечную жизнь, начертывая на его челе Свое Имя. Чин освящения воды появился в конце 2-го века в связи с "возникновением и оформлением в нижнем Египте... В 3-ем веке об освящении воды свидетельствует Киприан, говоря, что "вода должна быть прежде очищена и освящена священником... Здесь намечены два момента освящения: очищение — освобождение от нечистых духов и освящение, когда материя становится средой Божественного присутствия.

Священник благословляет и прославляет Владыку Бога Вседержителя, Отца Единородного Бога, благодаря, что послал Сына Своего вочеловечиться для нас чтобы спасти нас... Освящение воды, как видно из Апостольских Постановлений, вероятно, следовало за елеопомазанием. После троекратного дуновения перед фразой: "Да сокрушатся под знамением... В современных Требниках, отражающих традицию 17-го века, знаменование предшествует дуновению и совершается троекратно, и фразы "Велий еси Господи... В чине крещения вкратце молитва освящения воды дана в более кратком варианте. Елей радования Следующая часть Последования крещения — молитва освящения "елея радования" с помазанием им освященной воды и крещаемого. Елей — символ радости, мира, исцеления. Воды творения исцелены, исполнены Божественной славы, торжествует, восклицает от радости вся выходящая из них тварь, обновленная, измененная, примиренная с Богом.

В Западной Церкви такой обычай есть и сейчас. В церковной практике однажды освященный в сосуде елей может употребляться и при совершении других крещений. Крешаемый вступает в мир, исполненный радости и света. Крещаемый готовится пройти со Христом через воды, чтобы выйти из них исцеленным. До 7-го века акт елеопомазания существовал лишь в Восточной Церкви. Слова "раб Божий" перед именем крещаемого как при помазании елеем, так и при последующем погружении появляются с 11-12 вв.

Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой.

Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение.

Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань».

С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние углубление , после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться. К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих. Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры.

Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться. Не обходится тут и без спиртных напитков. Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение. О том, как правильно относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби, подробно рассказывает о. Иоанн Курбацкий в статье « Крещенское купание грехов не смывает! Издавна также существовал благочестивый обычай призывать в свои дома священника со святой богоявленской водой в дни попразднества Богоявления. В настоящее время этот обычай, к сожалению, почти утрачен. Иконы Образы Богоявления появились уже в первые века христианства. Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где крещаемый от Предотечи Христос изображался молодым юношей. Арианский баптистерий в Равенне.

Мозаика купола В дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Крещение Господне. Часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Двусторонняя икона-таблетка. Новгородский гос. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник Крещение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Богоявление. Из праздничного чина.

История, традиции и смысл праздника Крещение Господне

В чем суть крещения человека согласно Библии? К празднику Крещения на водоемах появляется прорубь – «иордань», обычно высекаемая во льду в форме креста.
Крещение Господне, Богоявление. Доклад. Культурология. 2009-01-12 Реферат на тему "Крещение Руси".
Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления Все про праздник Крещения: история, традиции, что делать 19 января, когда брать крещенскую воду и все о купании в крещенскую ночь; комментарий священника Андрея Синицына.

Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы

«О крещении» (De baptismo; CPL, 8). Вероятно, этот трактат был рассчитан на широкую аудиторию как оглашенных, так и уже крещеных членов Церкви (Norderval. Освящение в праздник Крещения отличается тем, что оно происходит в воспоминание того события, которое мы празднуем. Связано оно с тем, что при крещении Иисуса было особое явление всех трёх лиц Бога (Отец, Сын и Святой Дух). В своем реферате я раскрою все тайны крещения Руси, расскажу, с чего всё началось и как происходило. Крещение Духом Святым и огнем — это именно то, которое знаем мы, крещение в смерть Христову и Его воскресение.

Суть крещения человека и его смысл (согласно Библии)

Но напряженнее всех ожидали Мессию иудеи. И потому, когда последний иудейский пророк Иоанн Предтеча призвал ожидающих Спасителя, очиститься в водах Иордана, к нему потекли десятки тысяч. Пришли к нему и лицемеры фарисеи и циничные аристократы саддукеи. Они тоже знали, что наступает время прихода Мессии. Но пророк их встретил неласково. Отметим этот момент особо. Крестилась вся Иудея, кроме притворно набожных фарисеев и саддукеев, от которых Иоанн, зная их лживую натуру, потребовал не устного покаяния, а реальных дел добра. Для иудейских вождей у Иоанна Предтечи не нашлось никакого сочувствия. Это стало для них тяжелейшим потрясением.

Трудно описать разочарование этих людей.

Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа.

После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину.

Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам».

Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи.

Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов.

Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой.

Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно.

Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста.

Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее.

По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста.

Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань».

С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние углубление , после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо.

Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться. К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих. Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой».

Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры. Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться. Не обходится тут и без спиртных напитков.

Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение.

Идолы вышеуказанных богов возводили по близости княжеского терема. В итоге реформа серьезных последствий не имела. Крещение Руси — это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. Первый правителем Руси, принявшим православие, была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе в 957 году.

Она не завоевывала чужих территорий, а направила свои силы на изменение внутренней политики, и поэтому до сих пор народ сохранил о княгине Ольге добрую память. Она провела административную и налоговую реформы, которые облегчили положение простого народа, и упорядочила жизнь в государстве. На сегодняшний день достоверно считается первое августа 988 года, официальной датой, когда произошло Крещение всей Руси. Это время правления великого, киевского князя Владимира Святославовича. Несколько ранее до крещения Руси, князь Владимир Святославович первым окрестился и принял христианство.

По приезду в Киев он сначала крестил своих детей, а потом и народ киевский. Князь Киевской Руси был уверен, что появление и введение новой религии будет влиять на сплочение славянских племен. В достоверных источниках сказано, что Князь Владимир, желал взять в жены принцессу Анну, младшую сестру византийского императора. Но для этого император поставил условия — принятия Владимиром христианства. Отвергнув иудаизм, ислам, западное христианство, сказано в летописях «Повести временных лет», великий и могучий князь Владимир предпочел византийский вариант христианства — «православию».

Сразу же после всеобщего принятия религии - христианства, начали отстраивать церкви в Киевской Руси. Князь на постройку самой большой церкви «Десятинная» выделил со своего владения десятую часть своего имущества. От чего она и получила название такое. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт. Большое влияние на развитие государства оказало крещение Руси.

Христианство объединило разно племенное население в единый народ. Была укреплена власть правления, так как религия гласила, что она дана Богом. Массово развивалась культура. Повысился уровень торговли. В строительстве развивалась каменная кладка, так как стоили церкви и монастыри.

Киевская Русь вошла в список могущественных стран в Европе. Также княжеская власть получила крепкую опору церкви. Единая вера в Бога давала населению, заселявшему, в то время, Киевскую Русь, ощущение единения и общности.

Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора Анне. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть.

Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

Как отнестись к этой легенде? Каковы истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти.

Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа. Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. Крещение Руси князем Владимиром Византия с законным основанием называла себя преемницей Римской империи, но это был особый мир Восточной Римской империи, вобравший в себя культурные влияния и Востока, и Запада. После падения христианского Рима Византия стала как бы земным воплощением идеи нового всемирного христианского царства, «вторым Римом». Пышность и неслыханная роскошь константинопольского двора были своеобразным отражением гармонии и порядка, созданного Творцом во Вселенной. Земным носителем идеи богоизбранности Византии считался император. Помазание на царство было таинством, якобы уничтожавшим все грехи, совершенные до коронования.

Для Руси Византийская империя была не только богатым и могущественным соседом и соперником, но и идеалом централизованного государственного устройства. Владимир показал себя зрелым и дальновидным политиком, решив принять православие византийского образца. Определяющую роль в этом выборе сыграли, конечно, не соображения эстетического свойства, а обдуманные политические мотивы. Ни Хазарский каганат, ни Волжская Булгария не могли заинтересовать Владимира в качестве союзников, так как в конце X в. Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является Папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского правителя обязательное признание превосходства власти Папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Сами же католические страны, слабые и раздробленные в тот момент, не вызывали у Руси политического интереса.

Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация обожествление царской власти. Византийский император считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым неизмеримо возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом. К тому же союз с Византией, самой могущественной державой того времени, наследницей Римской империи, открывал заманчивые перспективы на международной арене. Христианское самосознание укрепляло веру князей, сравнивавших себя с византийскими императорами, в свое высокое предназначение. Византия и восточно-христианская церковь показали Древней Руси идеальный для того времени путь преодоления язычества, причем с максимальным сохранением традиций. С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия и Константина.

Летопись сообщает о том, что в 988 г. Владимир осадил Корсунь и, взяв город, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что сему городу сделал». Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Херсонесе. Вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел уничтожить языческих идолов.

Повергнутые, они были сожжены или изрублены в куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять за себя. После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Как когда-то Иоанн Креститель крестил древних иудеев, погружая их в воды Иордана, так теперь пришедшие из Царьграда и Корсуни священники крестили жителей Киева в Днепре или, по другим сведениям, в его притоке — реке Почайне. Греческие священники, прибывшие с Анной из Константинополя и привезенные в качестве пленников из Корсуни, столкнулись с трудной задачей.

Им предстояло вести проповедь в этнически неоднородной, многоязычной стране. Миссионеры достигли цели, следуя несложным принципам. Они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и всего народа, и вели проповедь на славянском языке. Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Болгары помогли приобщить Русь к духовным ценностям христианства. Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы.

Но все, же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом это дата крещения самого Владимира. В течение немалого времени, преодолевая серьезное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства.

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2024 году

Инок Григорий Круг. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта. И не может быть иначе - где явление Божие, там и преизбыток света, потому что Бог есть Свет.

Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию. По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон. Фото из свободных источников Купание в проруби Особенность православных праздников такова, что с течением времени они обрастают народными ритуалами, которые мало общего имеют с оригинальной историей. Так и Крещение невозможно представить без купаний в ледяной проруби, хотя эта древняя традиция является исконно русской и не связана напрямую с крещением Христа в водах Иордана. Тем не менее, традиция устоялась, и русская православная церковь рекомендует окунаться в прорубь каждому православному, если позволяет здоровье.

Главное правило, без которого купание в проруби теряет всяческий смысл, заключается в том, чтобы заранее исповедоваться и раскаяться у священника. Другими словами, нырять в крещенскую воду нужно уже очищенным и с добрыми мыслями, поскольку обливания ледяной водой сами по себе благодати не принесут. Окунаясь в воду, необходимо трижды перекреститься со словами «Во имя отца, сына и святого Духа». Запреты В Крещение, как и в другие двунадесятые праздники, следует избегать ссор, плохих мыслей и поступков. Запрещается сердиться на близких людей, ругаться, жаловаться и сплетничать, независимо от обстоятельств. Все гнусное и недоброе, что вы совершите в этот день против другого человека, обернется против вас же, с тройной силой. В то же время, в праздник Крещения у всех будет хорошая возможность простить старые обиды и помириться с дорогими людьми. Другой запрет касается работы — в Крещение, равно как и в остальные великие христианские праздники, воспрещен любой физический труд, помимо легкой уборки. В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому. Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков.

Запрет распространяется и на крещенские купания.

Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном. Этот день также часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов" или "святыми Светами" — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.

История праздника 2 Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах. Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения "отверзлись" небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя.

Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа.

Вода крещения была очищением, избавлением человека. Праздник Богоявления именуется праздником посвящения, праздником света. В древности в этот день принимали Крещение оглашенные при множестве горящих свечей.

Крещение Господне

Совершив крещение, Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где голодал сорок дней и сопротивлялся искушениям дьявола, который пытался соблазнить его на грех голодом, гордыней и верой. Традиции. Праздник Крещения также называется Богоявлением, потому что в этот день миру явилась вся Святая Троица: раздался глас Бога Отца, Бог Сын принял крещение в водах Иордана, Бог Святой Дух сошел в виде голубя. Доклад Крещение Руси сообщение. Примерно до середины Х века нашей эры на территории Древней Руси во всю было развито язычество, оно господствовало во всех сферах жизни. Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

История праздника Крещение Господне для детей с традициями и обычаями

Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции :: как возник праздник. Крещение — один из древнейших праздников в христианстве и связан он важнейшим событием в жизни Иисуса Христа — его крещением Иоанном Предтечей в реке Иордан.
Крещение Господне 2022: дата, история и традиции праздника Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие – как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан.

Крещение Господне: что нужно знать о святой воде

Из достоверных источников известны следующие факты. Правителем Византии, Варда Фокой в сентябре 987 года был поднято восстание против императоров Василия и Константина. Те, же, попросили помощи у князя Владимира, который согласился, но взамен пожелал, чтобы они отдали ему в жены их сестру. Но, так как Анна была христианской веры, то императоры начали требовать, чтобы князь покрестился. После разгрома войск Фоки, девушка должна была отбыть в Киев, но она так и не приехала. Тогда в 989 Владимир осадным штурмом захватил Херсонес и сыграл с ней свадьбу. По возвращении русского войска в Киев жители города также приняли крещение. Далее ему нужно было крестить новгородцев. Боясь возмущения населения, он отправляет туда представителей духовенства.

Жители упорно сопротивлялись, используя даже военную мощь, и поэтому, Новгород удалось крестить только к сентябрю 990 года. Для принятия христианства остальным племенам, объединившимся вокруг Киева, понадобилось более ста лет. Все эти действия, конечно же, производились насильственным путем. Людей, которые не хотели креститься, убивали, остальные пустились в бега и совершали разбойные нападения на священников. Однако, с введением этой реформы отметились и позитивные моменты в управлении и развитии государства. С возникновением христианства письменность и книжное просвещение стали на славянском языке. Произошли изменения в гражданском и семейном быту, возникли новые этические заповеди и правила поведения в обществе. Церковные порядки помогали укреплению авторитета князей, что способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию.

Как доказал Тур Хейердал ранее люди Нил это одна из величайших рек земного шара. Она является самой знаменитой рекой Африки. Она играет важную роль не только в транспорте, но и выполняет много функций эко системы Африки. Вокруг этой реки все не утихают споры, Творчество Бунина, конечно, составляет большую часть всей мировой литературы. Его произведения на данный момент имеют большую популярность не только на родине, но и за ее пределами. Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.

Язычество Древней Руси Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества. Самыми значимыми в Древней Руси были: Перун бог грозы, молнии и грома, позже покровитель воинов ; Волос или Велес бог скота, торговли и богатства ; Даждьбог и Хорс различные ипостаси бога солнца ; Стрибог бог ветров, вихря и вьюги ; Мокошь богиня земли и плодородия ; Симаргл бог семян и посевов. По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос. Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов, так называемый пантеон богов.

Реконструкция капища Перуна на острове Перынь. Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие. Поиск новой религии Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей. Христианство уже давно проникало на Русь. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения. К Владимиру прибывали послы от других государств.

Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере. Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины: огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь; давние торговые и дипломатические контакты; могущество Византийской империи. Крещение князя Владимира Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода.

Князь перекрыл источник, и жители города сдались. Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев. Крещение Руси Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам: Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.

Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов. Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно. Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники. Значение и результаты крещения Руси Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства.

Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям.

В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства — русское православие.

Двусторонняя икона-таблетка. Новгородский гос. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник Крещение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Богоявление. Из праздничного чина. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир. Вторая половина XV в. Богоявленские храмы Храмов, освященных во имя Богоявления Господня, на Руси было сравнительно немного.

Возможно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника. Известно, что Богоявленским был древнейший монастырь в Москве, в Китай-городе. Он был основан в 1296 г. Одним из его первых игуменов был Стефан — старший родной брат преподобного Сергия Радонежского. Церковь Богоявления сначала была деревянной, каменная построена в 1342 г.

В 1624 г. Он состоит из двух ярусов. Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом, с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления и Спаса Нерукотворенного выстроена в 1693 году. В советское время в соборе находилось общежитие.

В начале 1980-х годов начинаются реставрационные работы. Богослужение возобновились в начале 1990-х годов. Собор древнейшего в Москве монастыря — Богоявленского. Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками.

Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи. Эта церковь была заложена в 1504 году преподобным Иосифом. Церковь строилась на деньги князя Семена Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.

Богоявленский собор был построен между 1553 и 1554 гг. Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид, нетронутые узкие окна в первом ярусе оформленные своего рода порталами позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проемы четверика — часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках. Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием — нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, вместо шлемовидных. Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы. Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами не сохранилось.

К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом не сохранились. Богоявленский собор Авраамиева монастыря Во имя Богоявления освящен собор Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря в Костроме. Богоявленский собор — древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций.

Красное-на-Волге Костромской области имеет богатейшую историю. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. Богоявленский храм в пос.

Красное-на-Волге Костромской области В честь Богоявления освящена церковь в с. Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви.

Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом.

С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна.

В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» без возгласа.

По завершении ектении священник настоятель громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» трижды и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо низводя в воду и возводя , и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь трижды : «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник а не аналой с иконой , перед которым духовенство и певчие поют тропарь и на «Слава, и ныне» кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение.

На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления спасения , благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну сильную …» В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год.

И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре и т. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе см. Всенощное бдение праздника Всенощное бдение на праздник Крещения как и на праздник Рождества Христова , в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо.

Чин великого повечерия тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».

На утрени, по полиелее — величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно…» и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу». Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». В русском переводе: «Никакой язык человеческий не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая, приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем».

Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии до отдания праздника включительно. К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы. Литургия в день Богоявления В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу.

Литургия св. Василия Великого в день праздника бывает тогда, когда он совпадает с воскресеньем или понедельником так как накануне этих дней — в субботу или воскресенье, то есть в Навечерие праздника, совершалась в свое время литургия св. Иоанна Златоуста. На литургии: антифоны праздника.

В Польше Крещение именуется праздником Трёх Королей. Католики верят, что в древности на поклон к Иисусу пришли именно цари с востока, и принесли ему дары: ладан, символ духовного предназначения с его помощью совершается богослужение золото, символ богатства, чистоты издревле считающийся божественным материалом смирну, в древности использовавшуюся во время погребения символ принесения Христа в жертву, как искупление грехов, обретение вечной жизни Граждане Польши в этот день устраивают карнавальные шествия, пир в честь Трёх Королей, в костелах проходят литургии. Как празднование Крещения изменялось со временем Начиная с IV века существуют упоминания об особом отношении к воде, набранной в день Крещения Господня, о почитании реки Нил и других рек. Испокон веков православная церковь Крещение и Рождество отождествляла равно, как единый знаменательный день. Обоим праздникам были присущи Навечерие, постный стол. Сначала название Епифания с греческого Явление , как термин нынешнего Крещения употреблялся священниками. Позднее его заменила торжество Теофания Богоявление , известная и ныне. Приблизительно в V веке Крещение становится самостоятельным праздником. С тех пор до нынешнего дня между Рождеством Христовым и Богоявлением проходит 12 праздничных дней.

Вечером 18 января в православии начинается служба с освящением воды.

Читайте также:

  • Доклад на тему Крещение Руси сообщение
  • Крещение в самых распространенных христианских религиях
  • Учреждение церковной организации в Киеве
  • Крещение Христа
  • Библиотека

19 января — Крещение Господне: история, традиции, запреты, приметы

Реферат по истории на тему Крещения 42. На Крещение Господне нельзя стирать, полоскать и в целом заниматься физическим трудом и делами по дому, в том числе шить, вышивать, вязать. 19 января православные христиане отметят один из величайших праздников – Крещение Господне. Считается, что именно в этот день пророк Иоанн Предтеча окрестил Иисуса Христа в реке Иордан. Реферат по истории на тему Крещения Праздники, даты?list=PLHobnBtXp-CmEsqL1Z5Fgm22ZbDU2i0PC18 января – Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).19 января. В статье обосновывается идея, согласно которой крещение Руси, состоявшееся в 988 году, и последующая за ним христианизация восточного славянства, имели решающее значение для формирования цивилизационных особенностей российского государства.

Святое водное крещение

Освящение в праздник Крещения отличается тем, что оно происходит в воспоминание того события, которое мы празднуем. Доклад Крещение Руси сообщение. Примерно до середины Х века нашей эры на территории Древней Руси во всю было развито язычество, оно господствовало во всех сферах жизни. Другое важное последствие крещения Руси — появление собственной письменности, основанной на кириллице и глаголице, разработанными Кириллом и Мефодием.

19 января – Крещение Господне: как россияне отмечают один из древнейших христианских праздников

13 неизвестных фактов про праздник Крещения и обычаи на Руси. Как подготовить сообщение по теме "Крещение Господне, история праздника, традиции и обычаи" для 5-6 класса? — Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий