В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом, это называлось «хождение на Иордань». Другое важное последствие крещения Руси — появление собственной письменности, основанной на кириллице и глаголице, разработанными Кириллом и Мефодием. совсем не одно и то же, что моржевание, говорят священнослужители.
Крещение Господне: что нужно знать о святой воде
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси. За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. как возник праздник. Крещение — один из древнейших праздников в христианстве и связан он важнейшим событием в жизни Иисуса Христа — его крещением Иоанном Предтечей в реке Иордан. Где можно скачать реферат на тему: "Князь Владимир и крещение руси". общая информация, значение и особенности обычая в России.
Читать реферат по религиоведению: "Крещение Господне" Страница 1
Однако летописцы сообщали и о всплеске разбоя на дорогах: «лихие люди» стали настоящей головной болью князей на рубеже 10 — 11 веков. По всей видимости, религиозные изменения, вкупе с постоянными междоусобицами, стали одной из причин ухудшения ситуации в стране. Влияние христианства на развитие Руси Другое важное последствие крещения Руси — появление собственной письменности, основанной на кириллице и глаголице, разработанными Кириллом и Мефодием. Приехавшие из-за рубежа священнослужители занимались переводом священных текстов и обучением клириков, набранных из местного населения. Впоследствии это даст начало русскому летописанию, созданию первых светских произведений.
Наверное, самым известным среди них станет « Слово о полку Игореве ». В Средние века религия имела важное значение и для межгосударственных отношений. Если до 988 года князья тесно взаимодействовали лишь с соседями, то после этой даты сфера дипломатических действий Киева заметно расширяется. Это касалось как Византии и Скандинавии, контакты с которыми установились ещё в языческий период, так и со странами Центральной и Западной Европы.
Особенно ясно это видно на примере княжения сына Владимира, Ярослава Мудрого , чьи династические связи достигли даже далёкого королевства франков. Помимо политических связей расширились и экономические контакты: если торговцы из Европы справедливо опасались посещать Русь, считая её жителей варварами, из-за чего безопасность жизни и товаров оказывалась под вопросом, то теперь мало что кроме, разве что, долгой дороги могло помешать купцам посещать «Гардарику» и увеличивать вывоз пушнины, воска и других товаров, которыми славились восточные славяне. Благодаря смене конфессии изменилась привычная для племенного строя система управления. Волхвы, занимавшие влиятельное положение при дворе князя, стремительно растеряли былое могущество и были изгнаны из городов, кое-где возглавив сопротивление новым порядкам.
Прибывшие на их место церковные клирики довольно скоро сосредоточили в своих руках рычаги управления судебной системой: при участии князя Владимира был разработан церковный устав, по которому регулировались семейные отношения и дела нравственного характера. Одновременно высшие церковные сановники становились одними из ближайших советников государя — эта традиция целиком оказалась перенята из византийских политических реалий, где фигура патриарха константинопольского считалась второй по значению после императора. Макет Десятинной церкви в Киеве. Идея опоры на языческие культы пусть и реформированные показала свою полную несостоятельность, поэтому Владимир решил действовать более радикальными методами.
Тем не менее позитивные последствия этого решения креститель не увидел: наоборот, первые десятилетия после принятия христианства, судя по данным археологии и письменных источников, сопровождались столкновениями властей и сторонников старой веры.
Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к «нелюдям». При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г. Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей о себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений.
Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора Анне. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми. Как отнестись к этой легенде?
Каковы истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа. Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. Крещение Руси князем Владимиром Византия с законным основанием называла себя преемницей Римской империи, но это был особый мир Восточной Римской империи, вобравший в себя культурные влияния и Востока, и Запада. После падения христианского Рима Византия стала как бы земным воплощением идеи нового всемирного христианского царства, «вторым Римом».
Пышность и неслыханная роскошь константинопольского двора были своеобразным отражением гармонии и порядка, созданного Творцом во Вселенной. Земным носителем идеи богоизбранности Византии считался император. Помазание на царство было таинством, якобы уничтожавшим все грехи, совершенные до коронования. Для Руси Византийская империя была не только богатым и могущественным соседом и соперником, но и идеалом централизованного государственного устройства. Владимир показал себя зрелым и дальновидным политиком, решив принять православие византийского образца. Определяющую роль в этом выборе сыграли, конечно, не соображения эстетического свойства, а обдуманные политические мотивы. Ни Хазарский каганат, ни Волжская Булгария не могли заинтересовать Владимира в качестве союзников, так как в конце X в. Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является Папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского правителя обязательное признание превосходства власти Папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Сами же католические страны, слабые и раздробленные в тот момент, не вызывали у Руси политического интереса.
Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация обожествление царской власти. Византийский император считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым неизмеримо возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом. К тому же союз с Византией, самой могущественной державой того времени, наследницей Римской империи, открывал заманчивые перспективы на международной арене. Христианское самосознание укрепляло веру князей, сравнивавших себя с византийскими императорами, в свое высокое предназначение. Византия и восточно-христианская церковь показали Древней Руси идеальный для того времени путь преодоления язычества, причем с максимальным сохранением традиций. С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия и Константина. Летопись сообщает о том, что в 988 г. Владимир осадил Корсунь и, взяв город, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что сему городу сделал».
Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Херсонесе. Вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел уничтожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены в куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять за себя. После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Как когда-то Иоанн Креститель крестил древних иудеев, погружая их в воды Иордана, так теперь пришедшие из Царьграда и Корсуни священники крестили жителей Киева в Днепре или, по другим сведениям, в его притоке — реке Почайне.
Греческие священники, прибывшие с Анной из Константинополя и привезенные в качестве пленников из Корсуни, столкнулись с трудной задачей. Им предстояло вести проповедь в этнически неоднородной, многоязычной стране. Миссионеры достигли цели, следуя несложным принципам.
Это делало их формально равными друг другу, принадлежащими одному культурному миру, противостоящему варварам-язычникам. Выполнило ли христианство для Руси эту свою культурную задачу? В период развития российской цивилизации, приходящийся на время Киевской Руси, полностью. Рюриковичи, как представители княжеского рода, сочетались браками с самыми различными европейскими королевскими и княжескими дворами. Быть в династическом союзе с киевскими князьями считалось почетным.
Доказательством служат не только два династических брака с византийским двором. Признанием значения великокняжеского стола Руси был также династический брак с Францией наиболее развитым государством того времени - дочь Ярослава Мудрого Анна была французской королевой. В дальнейшем, однако, авторитет княжеской власти на международной арене был в значительной степени подорван. Конечно, здесь сыграли свою роль и превратности русской истории например, монголо-татарское нашествие , но важно также отменить и собственно культурологические факторы. В 1054 г. Это привело к изоляции двух культур: восточно-христианской и западно-христианской, углублению цивилизационных различий между ними. Русь тесно связала свою судьбу с Византией, которая была основополагающей базой православной культуры. Между тем Византия, как государство, неизбежно клонилась к упадку.
Конечно, Русь многое почерпнула из огромного потенциала византийской культуры. Это вопрос бесспорный. И все же здесь более важным представляется другое. Византия не могла в силу ослабления своего военно-политического потенциала оказать сколько-нибудь значительную помощь в борьбе с кочевниками. Русь же самостоятельно не смогла противостоять ордам с востока. В итоге, неокрепшая российская цивилизация оказалась сметена в результате нахлынувшего девятого вала в виде нашествия монголо-татар. Русь оказалась растерзанной и разграбленной. Пока она, образно выражаясь, «зализывала раны», приходя в себя после разорения, культура Западной Европы ушла далеко вперед и при этом оказалась глубоко чуждой русской культуре.
Именно таким образом Россия была лишена возможности налаживать культурное взаимодействие посредством династических браков. Что касается повышения авторитета власти внутри страны посредством принятия христианства, то эта культурообразующая функция христианской веры полностью была реализована в России. Прежде всего здесь необходимо указать на изменение отношения народа к верховной власти. Традиционно в киевский период развития российской цивилизации отношение к княжеской власти определялись принципами весьма далекими от положения о божественной природе власти, превалировавшего в идеологии раннего христианства. Князь, как верховный носитель власти, рассматривался народом в качестве лица, поставленного на княжение согласно народной воле. Это велось еще с легенды о призвании Рюрика новгородским старостой Гостомыслом. Призванному князю народ мог дать отказ в княжении и отправить в изгнание, если он нарушал традиционный порядок взаимоотношений с обществом. В целом положение князя в киевский период было неустойчивым.
По летописным свидетельствам князья постоянно меняли место своего княжения иногда по нескольку раз в год и происходило это не в последнюю очередь из-за активной политической позиции народа. С принятием христианства на Руси хотя и не сразу, но очень многое изменилось. Русская православная церковь изначально с момента учреждения ее иерархии на Руси стала содействовать усилению княжеской власти. Первоначально этот процесс продвигался с большим трудом. Ему всячески препятствовала Византия, так как формирование идеологии божественного происхождения верховной власти на Руси противоречило официальной идеологии Константинополя, согласно которой земную власть от Бога получил только византийский император, а все остальные приобрели властные полномочия лишь непосредственно из Константинополя. Однако после окончательной гибели Византии в 1453 году в результате нашествия турок-османов, это препятствие было снято и в российском государстве утверждается идеологическая система «Москва - третий Рим», согласно которой русская империя имеет божественный характер и призвана утвердить истинное христианство во всем мире. Власть великого князя получает божественное освящение и государство становится особым фактором формирования русской культуры. Ни в одном из государств средних веков и нового времени верховная власть не играла столь значительной роли культурообразующего фактора, как в России.
Говоря о повышении авторитета великокняжеской власти в ходе принятия христианства, важно также отметить и еще один существенный аспект. Мы должны иметь в виду, что период X-XII веков это время, когда восточнославянские племена переживали процесс этнической интеграции. Нужно признать, вопреки тому, что утверждалось ранее из соображений современной политики в национальном вопросе, что на политической карте современной России могли сформироваться несколько разноэтнических государств. Отделение на современном этапе Белоруссии и Украины от России - лишь слабое отражение сценария, по которому могли бы развиваться события. Восточнославянские племена, как явствует из источников, никогда не осознавали себя единой общностью. Но и процесс племенного самосознания в X веке еще только начинался. Основной критерий этнического единства - общность языка -восточные славяне еще сохраняли, правда, уже на уровне диалектов. Но появились и существенные различия, главным образом, во внешнем виде и в религии.
В каждом племени складывался свой пантеон богов, со схожими функциями, но с различными названиями, которые, кроме прочего, ориентировали верующих к осмыслению их племенной исключительности относительно других восточнославянских племен, выполняли роль символов племенного единства, и следовательно, активно служили процессу его национального самосознания. Приостановить ход развития в этом направлении могла только та религия, которая стоит над узконациональными воззрениями и несет в себе общечеловеческие ценности. В истории развития русской культуры эту миссию и выполнило христианство. В киевский период развития российской культуры общенационального самосознания русским народом себя как единой этнической и культурной общности еще не было. Может быть поэтому, как отмечает В. Ключевский, в наших летописях часто звучит понятие «русская земля», но практически никогда - «русский народ» Ключевский, 1987. Самосознание замерло на стадии территориального единства, будучи прерванным на местах централизаторской политикой киевских князей. Но до уровня духовного единства нации оно не возвысилось.
Потребуется страшное нашествие Батыя, после которого процесс национального самосознания будет окончательно связан с христианством, прежде воспринимавшимся формально, и с более мощными импульсами к территориальному единству, следствием чего станет тот факт, что на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины сформируются три, а не, скажем, тридцать народов и государств. Заключение В нашей работе мы рассмотрели далеко не все аспекты предметного пространства исследования. Впрочем, это едва ли возможно. Ведь помимо обозначенного, хри- стианство оказало влияние и на другие стороны культурной жизни русского общества, затронув практически все его сферы.
Его священнослужители окропляли водой, чтобы не было болезней и в следующем году наблюдался хороший приплод, были сытыми животные. В течение 12 месяцев следовало хранить свечу, которую приносили с церковной службы во время празднования Богоявления. Она защищала дом от негатива и опасных погодных явлений. Народные традиции и обычаи на праздник Крещения Господнего Крещенский Сочельник не менее важный день в истории христианства, поскольку именно с него начинается подготовка к самому Богоявлению. В давние времена люди очень серьезно относились к таким делам, поэтому заблаговременно начинали подготовку дома к Крещению Господне. Считалось, что именно в этот день на земле обитает много нечисти.
Поэтому жители старались провести тщательную уборку помещений, стирали вещи и готовили праздничный стол. Сочельник Богоявления схож с кануном перед Рождеством Христовым. В этот день также устраивали богатое пиршество в кругу близких людей. На столе присутствовало не менее 12 блюд и исключительно постные угощения. Во главе была кутья, узвар с ягодами и фруктами, овощи, рыба, блины, постные голубцы, сдобные пироги и сладости. Ужинать начинали после молитвы. Каждый из жителей деревень желал получить в следующем году богатый урожай посева, поэтому по окончанию трапезы столовые приборы помещались в одну посуду и накрывались буханкой хлеба. Согласно народным обычаям, многие молодые и взрослые люди принимались за гадания, чтобы узнать свою судьбу в течение будущего года. Люди верили, что подобным образом они защищают свой скот от злых сил и привлекают в дом благополучие. Поэтому всю уборку дома и стирку одежды проводили заблаговременно до наступления праздника.
Чтобы полностью очистить себя от грешных деяний, следовало погрузиться в священную воду на Сочельник и в день Крещения. Однако самым лучшим временем купания в проруби является ночь с 18 на 19 января. Считается, что именно в этот период реки и озера наполняются сильными исцеляющими свойствами и способны помочь в лечении тяжелых заболеваний. Каких-то особых правил, касаемо погружения в воду, нет. Следует перекреститься и прочитать молитву.
Крещение Господне: история праздника, традиции, феномен крещенской воды
И в этот великий праздник действительно освящаются все водоемы! И делает это, конечно, не крест и не священник, а Бог, поэтому Крещенская вода не портится в течении многих лет. И обладает чудесными свойствами: отгоняет духов тьмы и помогает от многих болезней. В дни тяжелых напастей к святой Крещенской воде прибегают как к верному средству избавления от бед — вместе с молитвами освящают дом и зло обязательно отступает. Как и сердечные страхи и тревоги, рожденные нашей сумасшедшей, стремительной жизнью. Зачем христиане окунаются в крещенскую воду 18-е января на Крещенский Сочельник Церковью установлен строгий пост. Пост не только телесный, в приеме пищи постного характера, но и духовный. Это отказ от непотребных развлечений, оказание моральной или материальной помощи нуждающимся. И, конечно же, молитва. Многие христиане готовятся к окунанию в купели, проруби или водоеме.
Традиция окунания в воде на праздник Крещения существует очень давно. Делать это нужно с разумным отношением к происходящему и к своему здоровью. Если не получается окунуться, можно умыться или обтереться. Это не обряд, не чин и не таинство. Прежде всего — это традиция. Важно помнить, что главной обязанностью православного христианина является участие в Богослужениях и исполнение Заповедей Божиих. Намерение исполнения Заповедей приводит к осознанному участию в церковных Таинствах и духовной работе над собой — только так и в человеке, и в его жизни, с Божьей помощью произойдут изменения, и никакое окунание, даже в святую крещенскую воду, не способно этого заменить. Мнение, что освященная крещенская вода может смыть грехи, неверно! Очищение от греха происходит во время таинства Крещения один раз в жизни, а затем, для крещеных людей существует таинство Исповеди, когда сам Господь отпускает грехи человеку через священника.
Желающие очиститься от грехов — исповедаться — могут обратиться в любой храм и узнать дни и время, когда и как это можно сделать. Несколько полезных замечаний: 1. Окунание в водоемах, как старинная православная традиция, должно иметь, прежде всего, благочестивое отношение. Терпение и уважение к другим в очереди, добрые слова, молитва. Состояние алкогольного опьянения, агрессивность по отношению к окружающим братьям во Христе не позволят соблюсти сердечное благоговение. Женщинам лучше надеть не пляжный купальник, а ночную сорочку, или другую скромную одежду, чтобы не искушать других своим внешним видом.
Крещение есть праздник сотворения мира наново, подобно Рождеству Христову, и оба эти праздника неразрывно связаны друг с другом. Праздник Рождества в богослужебных текстах непрерывно сопрягается с праздником Богоявления, и строением службы, особенно вечерни, праздник Богоявления повторяет почти полностью праздник Рождества. В этом тождестве праздник Богоявления не умаляется перед Рождеством, но в некоторых стихирах воспевается как праздник еще более светлый, чем Рождество. И отцы IV-V века, св. Амвросий Медиоланский, св. Иоанн Златоуст, св. Иероним, отмечают совсем особую славу Богоявления. Крещение произошло, когда Спасителю было, по свидетельству Евангелия, лет яко тридесять, то есть приблизительно совпадает, или, вернее, приближается, ко дню Рождества. В этом сказывается внутренняя связь священных событий, и в Церкви протянут как бы золотой свиток, соединяющий Рождество с Крещением. В римской Церкви протяжение времени между Рождеством и Крещением несколько больше, чем в православной Церкви, но связь обоих праздников остается та же.
Многие верующие трижды окунаются в святую Крещенскую воду, даже если на улице жестокие морозы. Набирают её во всевозможные посудины и, с молитвами, несут домой. В чём же суть праздника Крещение, каковы его традиции и история установления? Библейская история праздника Крещения В десяти километрах от Библейского города Иерихон, около поселения Вифавара аскет, Пророк, преданно служащий Богу, святой Иоанн проповедовал о приближении Царства Небесного и о приходе в мир Мессии. Пророк призывал людей к покаянию, после чего окунал их в воды реки Иордан. Это означало Крещение — очищение грехов кающегося. Вот как описывает это Евангелист Матфей: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему. И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Именно сюда из Галилеи пришел тридцатилетний Господь. Иоанн, зная, что перед ним Бог не смел крестить его: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И, вошедши в Иордан, Иисус крестился от рук Иоанна. И вот, голос с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. Это событие происходило при большом стечении народа. Часто праздник Крещения Господня христиане называют праздником Богоявления. Оставленное нам в наследие Господом Таинство Крещения — главный обряд христиан всех конфессий. Крещение — добровольный договор человека с Богом о присоединении к телу Церкви. Во исполнение которого, Святой Дух сходит на человека, освящая его, омывая от всех грехов и присоединяя к единому организму — Церкви земной и Небесной. История установления праздника, традиции использования святой воды Еще при земной жизни апостолов, есть упоминание празднования Богоявления. В то время так называли сразу два связанных с жизнью Спасителя события — Рождество и Крещение. И только к концу четвертого века они получили прославление как отдельные праздники. Одной из традиций первых христиан в этот день было крещение оглашенных. Оглашенные — это люди, которые приняли апостольскую православную веру и готовились к таинству Крещения. Подготовка, то есть оглашение, передавала знания о Господе Иисусе Христе и смысле христианской жизни.
Согласно библейских книг, пророк Иоанн Предтеча, долго постившийся и странствовавший по пустыне, пришел ради совершения религиозных омовений к реке Иордан. Он рассказывал собравшимся вокруг него людям о важности покаянии в своих грехах и о крещении, чтобы эти грехи были прощены. Конечно, в те годы Крещение не было таким сложным таинством, каковым является сейчас, но люди охотно верили пророку и крестились в реке Иордан. Через некоторое время к реке пришел тридцатилетний Иисус Христос, с просьбой к Иоанну о крещении. Во время проведения обряда крещения, народ Израилев впервые стал свидетелем чуда, когда на Христа сошел Святой Дух, принявший образ голубя, а голос, прогремевший с неба назвал его Сыном Божьим. Это Богоявление не могло не затронуть души обычных людей, которые решили стать учениками Иисуса Христа. Первыми его последователями стали апостолы: Андрей, Петр, Филипп, Нафанаил. Затем Спаситель ушел на сорок дней в пустыню, ради поста и борьбы с искушениями дьявола, дабы таким образом подготовиться своей величайшей миссии на земле. Праздник Крещения Господня верующие люди стали праздновать еще при жизни апостолов, правда, в те времена Крещение с Рождеством являлись одним праздником, который звали «Богоявлением». И только в конце четвертого столетия праздник Крещения Господня стал отдельным. Раньше новообращенных было принято крестить на праздник Богоявления, этот день порой звали - «днем Просвещения», потому как человек, проходивший обряд и таинство Крещения, очищался от грехов, омываясь в освященных водах водоемов, и просвещался Светом Христа. Традиции празднования Крещения на Руси и в России Перед праздником нужно было навести чистоту в доме, выбросить все лишнее и ненужное, обмести углы, - такая чистка жилища позволяла выгнать всю нечисть и болезни, улучшала энергетику. Накануне праздника — восемнадцатого января, в «Крещенский Сочельник» - все православные христиане должны соблюдать один день строгого поста. В этот день, по традиции, было принято есть «сочиво» - крупяное блюдо с добавлением меда, изюма. Перед тем, как вся постящаяся семья садилась за стол, на небо должна взойти первая звезда. На стол накрывается двенадцать угощений, главным среди них является кутья или сочиво. Кашу готовили из пшеницы или риса — символа достатка, урожая, семейного благополучия. Православные христиане говорят, что приметы, связанные кутьей, сделанной на Крещение, всегда сбываются: если каша получилась вкусная, то весь следующий год семья будет жить хорошо и сладко, если каша пригорит, то стоит ожидать неприятностей в новом году. Вот почему хозяйки варила крещенскую кашу с любовью и при этом произносили молитвы. Да и ингредиенты, которые добавляли в сочиво, были символичны: мед — для сладости жизни, мак — для изгнания нечисти, орехи — для преодоления проблем, изюм - для богатства. Кутью, которую семья не доела, выбрасывать нельзя, ею нужно накормить животных или птиц. Помимо сочива, на стол в Крещение ставили следующие угощения: вареники, голубцы с рыбой и крупой, грибной суп, блины, компот из сушеных фруктов. А на следующий день — девятнадцатое января — стол должен быть более богатым: с мясными блюдами, колбасой, холодцом, различной выпечкой.
Доклад на тему Крещение Руси сообщение
Доклад на тему "Крещение Господне, Богоявление" скачать бесплатно | Крещение – реальный и действительный образ смерти и Воскресения во Христе, это уже сейчас таинственно происходящее восстановление и обновление нашего естества, которое завершится в будущем веке, распространившись на весь мир. |
Крещение Господне: история, особенности и главные традиции праздника | До крещения необходимо решить стать учеником Христа, как об этом говорится в Библии, а после всю жизнь жить согласно Его учению. |
Все о детях, все для родителей | Реферат по истории на тему Крещения |
крещение руси реферат | Проект по ОРКСЭ (4 класс): | Образовательная социальная сеть | Крещение Господне – христианский праздник, появившийся благодаря крещению Иисуса в реке Иордании. |
Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции :: | Крещение Господне – христианский праздник, появившийся благодаря крещению Иисуса в реке Иордании. |
История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань
Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции | Доклад на тему: «крещение и погребение». Выполнила: Татьяна. |
Традиции праздника Крещения Господня в России | Крещение Духом Святым и огнем — это именно то, которое знаем мы, крещение в смерть Христову и Его воскресение. |
История праздника Крещение Господне для детей с традициями и обычаями | За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. |
Главные крещенские традиции | Доклад на тему: «крещение и погребение». Выполнила: Татьяна. |
КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ | Реферат по истории на тему Крещения |
Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления
Крещение Господне: история возникновения и смысл этого церковного праздника, какие существуют традиции, правила, обряды и приметы в России? Реферат на тему праздник крещение. 19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господня, или Богоявление. Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. — Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.
История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань
Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17]. По мнению В. Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н. Сам Климент её не упоминает, однако приводит дату Крещения, принятую в александрийской школе гностика Василида — 11 или 15 египетского месяца тиби 15-го года правления Тиберия. Андреа Верроккьо , «Крещение», ок. Мозаика, монастырь Осиос-Лукас , XI век Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста 387 год : «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» [19]. К тому же времени относится сообщение Епифания Кипрского , который связывает чудесные свойства богоявленской воды с превращением воды в вино в Кане Галилейской , которое также вспоминалось в Богоявление. Рождество Христово , без сомнения, произошло 11-го тиби 6 января … И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира [en] в Карийской области … а также и источника в Герасе Аравийской.
Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья — из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят ее — и в самом Египте, и в других странах [20] [21]. Таким образом, до последней трети V века, когда Петром Гнафевсом была составлена молитва богоявленского водоосвящения, богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника.
Крещенские приметы 1. Если на Крещение выпадает полнолуние, то будет очень сильное половодье. Если на Крещение будет новолуние, то такая же погода, как в этот день, будет еще целый месяц. Если на Крещение снег привалил прямо к забору, урожай будет плохим 4. Если в ночь много звезд на небе, то будет много ягод, а овцы дадут хороший приплод. Если в этот день собаки лают, будет много дичи в лесах.
Кто на праздник засватан, будет счастлив в семейной жизни. Если жена своего мужа на Крещение трижды осыплет снегом, год проживут в мире. Чтобы с любимыми не ссориться, нужно выйти вместе на перекресток в полночь и три раза поцеловаться. Крещение начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминания об этом дне находятся в Постановлениях и Правилах апостольских. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных их называли оглашенными , поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что таинство крещения просвещает Светом Христовым. Просвещением этот праздник называется также и оттого, что в древности, как пишет архимандрит Рафаил Карелин , «был обычай в ночь под Крещение зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, петь дивные песни Богу всю ночь, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем. Богоявлением же этот праздник называется потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия». Символ жизни и смерти Уже в древности была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Это главная особенность богоявленского богослужения — освящение воды — древнего символа жизни и смерти.
Воду освящают два раза.
Если Крещение совпадает с фазой новой луны, то морозы будут суровые и долгие, а весна хмурой и дождливой. Много снега в Крещение — хороший знак, ведь любая вода в этот день обладает исцеляющей силой. Так что, если на Крещение за окном валит снег, это к хорошему здоровью. Если на Крещение слышно собачий лай, значит, будет в вашем доме достаток. У славян на Крещение была примета. Незамужняя девушка в канун Крещения выходила во двор, и если ей на пути попадался молодой парень, то считалось, что свадьба будет скоро. Фото из свободных источников Гадания С незапамятных времен, в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству.
По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех. Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом. Гадание по башмачку — является наиболее популярным крещенским гаданием. Считалось, что по направлению упавшего на землю носка башмачка можно было узнать, в какую сторону суженый невесту уведет. Для правильного проведения обряда гадания необходимо придерживаться нескольких важных условий. Башмачок нужно обязательно снять с левой ноги.
В идеале — выйти для гадания на окраину деревни, а в городских условиях достаточно будет выйти к подъезду. В случае, если брошенный башмачок падает в сторону дома — девушке не стоит ждать замужества в этом году.
Деяния 2:37,38 Эта вода есть образ крещения, которое и сегодня спасает вас. Крещение это не омовение тела от грязи, а просьба к Богу о чистой совести. Всё это приходит через воскресение Иисуса Христа… 1 Петра 3:21 Есть лишь один Господь, одна вера, одно крещение… Послание Ефесянам 4:5.
Традиции праздника
- Навигация по записям
- Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции ::
- Читать реферат по религиоведению: "Крещение Господне" Страница 1
- Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции
- Крещение Господне | История праздника от истоков до современного понимания
- Традиции праздника Крещения Господня в России
Крещение Господне - история и традиции христианского праздника
Во льду на реке или озере прорубают выемку в виде креста и с наступлением ночи служители церкви освещают воду, а люди погружаются в нее. Купание в день Богоявления является символом телесного очищение и души, отпущения грехов своих и духовным перерождением. Считается, что вода на Крещение наполняется целебными свойствами и может творить чудеса, с ее помощью укрепляют здоровье и борются с различными недугами в течение года. В канун и во время праздника необходимо воздержаться от роскошных подарков. Ради уважения близких людей, лучше преподнести им символический дар в виде красивой открытки или другой тематической вещи. Для благополучия личного хозяйства и изгнание темных сил было принято раскладывать еду и хлеб, в том числе, оставшийся с Рождества вокруг проруби и пригонять скот.
Его священнослужители окропляли водой, чтобы не было болезней и в следующем году наблюдался хороший приплод, были сытыми животные. В течение 12 месяцев следовало хранить свечу, которую приносили с церковной службы во время празднования Богоявления. Она защищала дом от негатива и опасных погодных явлений. Народные традиции и обычаи на праздник Крещения Господнего Крещенский Сочельник не менее важный день в истории христианства, поскольку именно с него начинается подготовка к самому Богоявлению. В давние времена люди очень серьезно относились к таким делам, поэтому заблаговременно начинали подготовку дома к Крещению Господне.
Считалось, что именно в этот день на земле обитает много нечисти. Поэтому жители старались провести тщательную уборку помещений, стирали вещи и готовили праздничный стол. Сочельник Богоявления схож с кануном перед Рождеством Христовым. В этот день также устраивали богатое пиршество в кругу близких людей. На столе присутствовало не менее 12 блюд и исключительно постные угощения.
Во главе была кутья, узвар с ягодами и фруктами, овощи, рыба, блины, постные голубцы, сдобные пироги и сладости. Ужинать начинали после молитвы. Каждый из жителей деревень желал получить в следующем году богатый урожай посева, поэтому по окончанию трапезы столовые приборы помещались в одну посуду и накрывались буханкой хлеба. Согласно народным обычаям, многие молодые и взрослые люди принимались за гадания, чтобы узнать свою судьбу в течение будущего года. Люди верили, что подобным образом они защищают свой скот от злых сил и привлекают в дом благополучие.
Перед купанием нужно разогреть тело — сделать разминку, пробежаться. К проруби надо подходить в удобной нескользкой обуви, которая легко снимается. До проруби лучше дойти в ботинках или шерстяных носках, резиновых тапочках. Чтобы не поскользнуться, идти надо медленно. Убедиться, что лестница в воде устойчива. Можно использовать веревку с узлами, чтобы подстраховаться. Окунаться лучше по шею. Не стоит мочить голову, чтобы сосуды рефлекторно не сузились, не случился шок от холода. Не надо нырять в прорубь вперед головой.
Нельзя находиться в проруби более 1 минуты во избежание переохлаждения. При купании в небольшой проруби нужно опускаться в воду вертикально, чтобы при выныривании не удариться головой о лед в результате смещения в сторону его кромки. Если с вами ребенок, следите за ним: испугавшись, он может разучиться плавать. Выходя из проруби, нельзя держаться непосредственно за поручни, можно применить сухое полотенце, горсть снега или воду — опираясь на поручни, следует быстро подняться. После купания нужно растереть себя и ребенка полотенцем, надеть сухую одежду. Чтобы укрепить иммунитет, хорошо выпить горячий чай — ягодный или фруктовый. Купание в проруби действительно оказывает положительный эффект на организм: температура тела после соприкосновения с холодной водой достигает 40 градусов — в таких условиях погибают вирусы, микробы и больные клетки. Однако зимнее купание противопоказано при большинстве острых и хронических в стадии обострения заболеваний, в частности заболеваниях носоглотки, придаточных полостей носа, отитах; пороках клапанов сердца, ишемической болезни сердца с приступами стенокардии; перенесенном инфаркте миокарда, коронаро- и кардиосклерозе, гипертонии, эпилепсии, последствиях травм черепа; склерозе сосудов головного мозга, энцефалите, диабете и др.
Принято считать, что число и месяц события установлены. В отличие от Пасхи и той же Масленицы, торжество имеет закрепленную дату. В 2022 году Крещение Господне состоится 19 января. Традиционно праздник Богоявления пройдет в соответствии с древними обычаями и согласно священным традициям.
При этом купание в проруби на крещенские морозы в России — относительно молодой ритуал. По некоторым источникам само слово «крещение» происходит от не от слова «крест», но от «кресала», то есть огнива. Проще говоря, понятие «крещение» подразумевает под собой инициацию с помощью огня. С его помощью проводилась религиозная инициация в эпоху язычества, а также в контексте посвящения молодых людей в воинов.
По некоторым историческим сведениям Иван Грозный заставлял воинов окунаться в ледяную воду, чтобы произвести впечатление на заморских гостей. Обставлялось все так, что странники думали, будто русскому бойцу только в радость купаться в воде на холоде. Иван IV таким образом демонстрировал доблесть и храбрость подданных. Сегодня традиция окунаться в прорубь на Крещение подразумевает очищение от грехов.
Однако далеко не все поддерживают этот ритуал. Среди священнослужителей часто встречаются те, кто считает, что купание в проруби — это лишь символ. Настоящее раскаяние за свои грехи происходит независимо от времени года.
Князь, как верховный носитель власти, рассматривался народом в качестве лица, поставленного на княжение согласно народной воле. Это велось еще с легенды о призвании Рюрика новгородским старостой Гостомыслом. Призванному князю народ мог дать отказ в княжении и отправить в изгнание, если он нарушал традиционный порядок взаимоотношений с обществом. В целом положение князя в киевский период было неустойчивым. По летописным свидетельствам князья постоянно меняли место своего княжения иногда по нескольку раз в год и происходило это не в последнюю очередь из-за активной политической позиции народа. С принятием христианства на Руси хотя и не сразу, но очень многое изменилось. Русская православная церковь изначально с момента учреждения ее иерархии на Руси стала содействовать усилению княжеской власти.
Первоначально этот процесс продвигался с большим трудом. Ему всячески препятствовала Византия, так как формирование идеологии божественного происхождения верховной власти на Руси противоречило официальной идеологии Константинополя, согласно которой земную власть от Бога получил только византийский император, а все остальные приобрели властные полномочия лишь непосредственно из Константинополя. Однако после окончательной гибели Византии в 1453 году в результате нашествия турок-османов, это препятствие было снято и в российском государстве утверждается идеологическая система «Москва - третий Рим», согласно которой русская империя имеет божественный характер и призвана утвердить истинное христианство во всем мире. Власть великого князя получает божественное освящение и государство становится особым фактором формирования русской культуры. Ни в одном из государств средних веков и нового времени верховная власть не играла столь значительной роли культурообразующего фактора, как в России. Говоря о повышении авторитета великокняжеской власти в ходе принятия христианства, важно также отметить и еще один существенный аспект. Мы должны иметь в виду, что период X-XII веков это время, когда восточнославянские племена переживали процесс этнической интеграции. Нужно признать, вопреки тому, что утверждалось ранее из соображений современной политики в национальном вопросе, что на политической карте современной России могли сформироваться несколько разноэтнических государств. Отделение на современном этапе Белоруссии и Украины от России - лишь слабое отражение сценария, по которому могли бы развиваться события. Восточнославянские племена, как явствует из источников, никогда не осознавали себя единой общностью.
Но и процесс племенного самосознания в X веке еще только начинался. Основной критерий этнического единства - общность языка -восточные славяне еще сохраняли, правда, уже на уровне диалектов. Но появились и существенные различия, главным образом, во внешнем виде и в религии. В каждом племени складывался свой пантеон богов, со схожими функциями, но с различными названиями, которые, кроме прочего, ориентировали верующих к осмыслению их племенной исключительности относительно других восточнославянских племен, выполняли роль символов племенного единства, и следовательно, активно служили процессу его национального самосознания. Приостановить ход развития в этом направлении могла только та религия, которая стоит над узконациональными воззрениями и несет в себе общечеловеческие ценности. В истории развития русской культуры эту миссию и выполнило христианство. В киевский период развития российской культуры общенационального самосознания русским народом себя как единой этнической и культурной общности еще не было. Может быть поэтому, как отмечает В. Ключевский, в наших летописях часто звучит понятие «русская земля», но практически никогда - «русский народ» Ключевский, 1987. Самосознание замерло на стадии территориального единства, будучи прерванным на местах централизаторской политикой киевских князей.
Но до уровня духовного единства нации оно не возвысилось. Потребуется страшное нашествие Батыя, после которого процесс национального самосознания будет окончательно связан с христианством, прежде воспринимавшимся формально, и с более мощными импульсами к территориальному единству, следствием чего станет тот факт, что на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины сформируются три, а не, скажем, тридцать народов и государств. Заключение В нашей работе мы рассмотрели далеко не все аспекты предметного пространства исследования. Впрочем, это едва ли возможно. Ведь помимо обозначенного, хри- стианство оказало влияние и на другие стороны культурной жизни русского общества, затронув практически все его сферы. Христианство содействовало распространению грамотности. Особая роль здесь принадлежит монастырям, при которых создавались общеобразовательные школы. Издание книг религиозного характера также требовало расширения грамотности. Хотя бы в среде людей, которые должны были вещать народу божественную истину и проводить богослужение. Христианство дало толчок развитию архитектуры.
Как здесь не сказать о том, что первые каменные строения на Руси были христианскими храмами. Но наиболее важным и значимым стало то, что христианская религия существенным образом изменила психологию народа, оказала значительное влияние на формирование новых ценностей, обычаев, норм поведения. Эти изменения были, конечно, постепенными. Они не сразу пробивали себе дорогу в толщу народного сознания, но именно они, изменения духовного плана, и оказались главным культурообра-зующим фактором. Ведь историю, и, стало быть, культуру, творит народ. В целом, подводя общий итог, следует сказать о большом позитивном значении факта крещения Руси для формирования и развития российской культуры, ее дальнейшего становления как самобытной части общемировой цивилизации. Бердяев Н. Душа России. Касьянов В. История для бакалавров.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. История культуры. Ключевский В. Очерки по истории русской культуры. Русское православие: вехи истории. Самыгин П. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. Сахаров А. Внешняя политика древнерусского государства в X веке. References 1.
Главные крещенские традиции
С момента крещения человек уже не сам, но со Христом шествует по жизненному пути, окончание которого — в вечности. с 18 на 19 января или с 19-го на 20-е? Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси. За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. Реферат по истории на тему Крещения
Крещение Руси (X век)
Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора Анне. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства.
Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление.
Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми. Как отнестись к этой легенде? Каковы истинные основания выбора веры?
Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства.
Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа. Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. Крещение Руси князем Владимиром Византия с законным основанием называла себя преемницей Римской империи, но это был особый мир Восточной Римской империи, вобравший в себя культурные влияния и Востока, и Запада.
После падения христианского Рима Византия стала как бы земным воплощением идеи нового всемирного христианского царства, «вторым Римом». Пышность и неслыханная роскошь константинопольского двора были своеобразным отражением гармонии и порядка, созданного Творцом во Вселенной. Земным носителем идеи богоизбранности Византии считался император. Помазание на царство было таинством, якобы уничтожавшим все грехи, совершенные до коронования.
Для Руси Византийская империя была не только богатым и могущественным соседом и соперником, но и идеалом централизованного государственного устройства. Владимир показал себя зрелым и дальновидным политиком, решив принять православие византийского образца. Определяющую роль в этом выборе сыграли, конечно, не соображения эстетического свойства, а обдуманные политические мотивы. Ни Хазарский каганат, ни Волжская Булгария не могли заинтересовать Владимира в качестве союзников, так как в конце X в.
Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является Папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского правителя обязательное признание превосходства власти Папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Сами же католические страны, слабые и раздробленные в тот момент, не вызывали у Руси политического интереса. Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация обожествление царской власти.
Византийский император считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым неизмеримо возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом. К тому же союз с Византией, самой могущественной державой того времени, наследницей Римской империи, открывал заманчивые перспективы на международной арене. Христианское самосознание укрепляло веру князей, сравнивавших себя с византийскими императорами, в свое высокое предназначение.
Византия и восточно-христианская церковь показали Древней Руси идеальный для того времени путь преодоления язычества, причем с максимальным сохранением традиций. С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия и Константина. Летопись сообщает о том, что в 988 г. Владимир осадил Корсунь и, взяв город, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал, что имеете сестру девицу.
Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что сему городу сделал». Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Херсонесе.
Вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел уничтожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены в куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами.
Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять за себя. После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Как когда-то Иоанн Креститель крестил древних иудеев, погружая их в воды Иордана, так теперь пришедшие из Царьграда и Корсуни священники крестили жителей Киева в Днепре или, по другим сведениям, в его притоке — реке Почайне. Греческие священники, прибывшие с Анной из Константинополя и привезенные в качестве пленников из Корсуни, столкнулись с трудной задачей.
Им предстояло вести проповедь в этнически неоднородной, многоязычной стране. Миссионеры достигли цели, следуя несложным принципам. Они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и всего народа, и вели проповедь на славянском языке. Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах.
Болгары помогли приобщить Русь к духовным ценностям христианства. Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все, же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом это дата крещения самого Владимира.
В течение немалого времени, преодолевая серьезное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства.
Вода — символ разрушения и смерти и, вместе с тем, — символ очищения, обновления , возрождения. Смерть — разложение естества на те стихии, из которых оно образовано. Потоп, прообразуя крещение, возвращает искаженное грехом творение водам, из которых оно вышло. Нисский, 12, с. Смертоносные воды становятся материнским лоном для крещаемого, Христос — новый Адам, рождает каждого, входящего в купель, в Вечную жизнь, начертывая на его челе Свое Имя. Чин освящения воды появился в конце 2-го века в связи с "возникновением и оформлением в нижнем Египте... В 3-ем веке об освящении воды свидетельствует Киприан, говоря, что "вода должна быть прежде очищена и освящена священником... Здесь намечены два момента освящения: очищение — освобождение от нечистых духов и освящение, когда материя становится средой Божественного присутствия.
Священник благословляет и прославляет Владыку Бога Вседержителя, Отца Единородного Бога, благодаря, что послал Сына Своего вочеловечиться для нас чтобы спасти нас... Освящение воды, как видно из Апостольских Постановлений, вероятно, следовало за елеопомазанием. После троекратного дуновения перед фразой: "Да сокрушатся под знамением... В современных Требниках, отражающих традицию 17-го века, знаменование предшествует дуновению и совершается троекратно, и фразы "Велий еси Господи... В чине крещения вкратце молитва освящения воды дана в более кратком варианте. Елей радования Следующая часть Последования крещения — молитва освящения "елея радования" с помазанием им освященной воды и крещаемого. Елей — символ радости, мира, исцеления. Воды творения исцелены, исполнены Божественной славы, торжествует, восклицает от радости вся выходящая из них тварь, обновленная, измененная, примиренная с Богом. В Западной Церкви такой обычай есть и сейчас.
В церковной практике однажды освященный в сосуде елей может употребляться и при совершении других крещений. Крешаемый вступает в мир, исполненный радости и света. Крещаемый готовится пройти со Христом через воды, чтобы выйти из них исцеленным. До 7-го века акт елеопомазания существовал лишь в Восточной Церкви. Слова "раб Божий" перед именем крещаемого как при помазании елеем, так и при последующем погружении появляются с 11-12 вв.
Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.
Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие. Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни. Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя.
Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.
В книге Деяний рассказывается о евнухе, вельможе царицы эфиопской, который ехал на колеснице и читал книгу пророка Исаии в том месте, где говорится о грядущем Христе Ис 53:7-8. Апостол Филипп, подойдя к колеснице, спросил: «Разумеешь ли, что читаешь? Тогда Филипп «отверз уста свои и начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе». Между тем они подъехали к воде, и евнух спросил: «вот вода, что препятствует мне креститься? Эти слова были тем кратким исповеданием веры, которого было достаточно для того, чтобы принять Крещение. Апостол крестил евнуха, после чего Дух Святой сошел на него Деян.
В наше время оглашение тоже предшествует Крещению. Очень важно, чтобы взрослый человек, подходил к Крещению сознательно — чтобы не воспринимал Крещение просто как ритуал, в котором можно поучаствовать, не понимая его смысла. Именно для этого и необходима подготовка. Если же Крещение совершается над младенцем, то от него, конечно же, сознательной веры не требуется. Но такая вера требуется от его родителей и восприемников — крёстных родителей. Родители должны быть готовы к тому, чтобы воспитывать ребёнка в вере, а крёстные — к тому, чтобы помогать им в этом. Крещение младенцев и взрослых.
Крещение младенцев — древняя практика, существующая в Церкви с апостольских времён. Иной раз можно услышать мнение что Крещение не насилие над личностью ребёнка: пусть, мол, ребёнок вырастет и тогда сам решит, во что ему верить. Это не правильно. Мать начинает кормить ребёнка грудью, не дожидаясь, пока он об этом попросит. И в школу ребёнка отдают не потому что он этого хочет, а потому что «так надо». С самого младенчества человек нуждается не только в пище физической, но и в пище духовной. Божественная благодать начинает воздействовать на ребёнка до того как он станет способен это осознавать.
И лишать ребёнка благодатного присутствия Божия недопустимо. Бывает, что взрослый человек не знает, крещён он или нет: ему кажется что в младенчестве его крестили, но он не уверен. В таком случае надо подойти к священнику и сказать об этом. В подобных случаях совершается Крещение, но к крещальной формуле, как правило, добавляются слова: «аще не крещен есть» если не крещён. Если человек был крещён в младенчестве, но потом долгие годы жил без веры и теперь возвращается в Церковь, повторное Крещение не совершается. В Символе веры говорится: «Исповедую едино Крещение». Этим подчёркивается единственность и неповторимость Таинства Крещения.
Даже если человек отошел от Церкви, благодать этого Таинства не уходит, и когда он возвращается в Церковь, она возобновляет своё действие. Крещение — это божественная печать, которую невозможно смыть ничем. При этом очень важно помнить, что Крещение фактически утрачивает своё действие в тех людях, которые не ходят в Церковь, не исповедуются и не причащаются, ведут нехристианский образ жизни, не стремятся насколько это возможно, жить по Евангелию. В Древней Церкви Таинство Крещения совершалось, как правило по большим праздникам, прежде всего на Пасху, и предпасхальный период был временем подготовки к нему. От этой древней практики в великопостном богослужении остались специальные молитвы о готовящихся ко Святому Просвещению. А на Литургии Великой Субботы — обычай священников переоблачаться из тёмных одежд в светлые. В наше время Крещение может совершаться в любой день по договорённости с местным священником.
Чтобы креститься или крестить ребёнка, нужно прийти в храм и сказать об этом либо самому священнику, либо тем, кто работает в свечной лавке и принимает заявки на совершение церковных Таинств. Они же смогут объяснить что необходимо иметь при себе; заранее надо приобрести нательный крестик и белую крещальную рубашку.
Крещение Господне: что нужно знать о святой воде
Крещение Духом Святым и огнем — это именно то, которое знаем мы, крещение в смерть Христову и Его воскресение. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). Во время Крещения Господня произошло удивительное чудо, приоткрывшее людям тайну Бога Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Крещение Господне Праздник Крещения относится к числу главных православных праздников и отмечается в России 19 января. Как рассказывается в церковных книгах, этот праздник посвящён очень важному событию в жи.