Предприятия угольной промышленности в ускоренном темпе переориентировались на восточный рынок после введения Евросоюзом санкций на импорт российского угля.
В Германии демонтируют восемь ветрогенераторов, чтобы добыть немного угля
Вице-премьер Новак: объем добычи угля в 2022 году в России увеличился на 0,3%. в аналитическом материале экспертов Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ». Добыча угля в Китае достигла мыксимума за последние три года. Смотрите видео онлайн «Рейтинг стран по добыче угля.
Отказ от российских поставок по политическим мотивам обошелся Китаю удорожанием угля
Добыча угля в Туве достигла исторических показателей: более 1,5 млн т в 2023 году. актуальная информация о финансовых, экономических и политических моментов данной промышленности. Стоимость энергетического угля, на который приходится 85 процентов российского экспорта, в начале апреля упала до минимума с 2021 года из-за низкого спроса. По итогам I квартала 2024 года добыча угля в Республике Саха (Якутия) составила 11,4 млн тонн, что на 33% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 8,6 млн тонн. Согласно самым последним данным, ожидается, что мировая добыча угля вырастет на 5,4% и достигнет 8318 метрических тонн в 2022 году.
Отказ от российских поставок по политическим мотивам обошелся Китаю удорожанием угля
Таким образом, 2023 год станет еще одним рекордным показателем мировой добычи угля, составившей 8 741 миллиона тонн", — пишет МЭА в своем докладе Coal 2023. В марте Китай достиг нового месячного максимума в 417 миллионов тонн, превысив рекорд, установленный тремя месяцами ранее.
Разумеется, сразу же начался дефицит, и всего через полгода цена на уголь поднялась в два раза. Но при этом восточноевропейская страна не отказалась и от своей цели полностью уйти от "самого грязного источника энергии". И стоит признать, у Польши это получается. Правда, только в отношении первого пункта — избавиться от угля. Прогресс в сфере возобновляемых источников энергии пока достаточно посредственный, особенно учитывая тот факт, что атомную энергетику развивать не получается.
Соглашение с американскими Westinghouse и Bechtel, конечно, подписано, но запустить в 2033 году первый реактор вряд ли получится, так как этот план назвали "слишком рискованным". Но несмотря на отсутствие реальных альтернатив, польское правительство все же стремится избавиться от угольной генерации. Как рассказал в беседе с Baltnews политолог Станислав Стремидловский, в Евросоюзе поставлена задача к 2050 году создать полностью безуглеродную экономику. И вряд ли правительство Дональда Туска будет помогать угольщикам. Это не их электорат, да и следующие выборы в Сейм будут только через четыре года, а президентские — через два. Им нет смысла поддерживать Силезию.
И в первую очередь это угольная генерация. Ранее в Польше только одна партия хотя бы на словах поддерживала шахтеров. Это была входящая в прошлую правящую коалицию партия "Суверенная Польша" Збигнева Зебро", — сказал Стремидловский Baltnews. Но при этом партия "Право и Справедливость" уже была не столь лояльна к шахтерам. Премьер от этой партии Матеуш Моравецкий подписывал соглашения в области "зеленой" энергетики, которые предлагал ЕС. Так что у нынешнего правительства нет ни экономических, ни политических причин поддерживать угольщиков", — добавил он.
Станислав Стремидловский напомнил, что традиционно уголь в этой стране используется в частных хозяйствах, а электричество генерируют больше с помощью газа, какая-то часть идет от ВИЭ.
Ключевой вопрос здесь — сможет ли Китай сохранить темпы восстановления сталелитейного сектора, поскольку за вычетом Поднебесной производство металла растет только в Индии. На рынок энергетического угля в долгосрочной перспективе давит политика ESG-перехода, в ходе которой приоритет отдается возобновляемым источникам и более экологически чистому ископаемому топливу — например, сжиженному природному газу. Риски дополняет возможный рост налоговой нагрузки на предприятия в случае использования угля в производстве. Тем не менее эмбарго на топливо из России внепланово подогрело цены на рынке угля в августе 2022 года, и этот фактор в краткосрочной перспективе может поддержать цены на уровнях выше предыдущих лет.
Ключевая проблема российских угольщиков кроется в логистике. РЖД не справляется с отгрузкой сырья на восточном направлении, поэтому угольные компании направляют продукцию через северные порты. Это увеличивает себестоимость и делает продажи низкомаржинальными, но помогает сохранить клиентов и рынок.
Примером служит АО «СУЭК», который построил пылеветрозащитные экраны в порту Мурманска являющегося основным портом перевалки экспортного угля. Помимо этого, компании отрасли ведут программы по разработке месторождений высококалорийного угля и обогащению угля, чтобы минимизировать выбросы пыли и углекислого газа во время транспортировки и сжигания угля; рекультивации земель, где закончилась добыча; модернизации энергетических активов для снижения выбросов углекислого газа. Посмотрим, насколько эти меры смогут изменить отношение к угольной отрасли со стороны сторонников декарбонизации. Китай, который в настоящий момент практически исчерпал свои собственные запасы угля и импортирует немало для угольной генерации, сделает упор на природный и сжиженный газ и ВИЭ. Этот рынок для наших поставщиков угля под вопросом. Рынки Японии, Индии, Европы импортируют большое количество угля, на них есть перспектива на ближайшее 10—15 лет. Полностью отказаться от угля не получится в любом случае. Экспорт российского угля растет последние 15 лет вне зависимости от текущих цен на уголь. В 2005 году было перевалено 40 млн тонн, в 2019 — уже 180 млн тонн угля. Основные направления перевалки — Балтика и Дальний Восток. Активно расширяется железнодорожная и портовая инфраструктура на Дальнем Востоке: расшивка узких мест на БАМе и Транссибе, строительство новых перевалочных портовых терминалов для увеличения перевалочных мощностей с 60 до 180 млн тонн в год. В целом надо признать, что перспективы российской угольной отрасли несколько туманны, но не критичны в ближайшем будущем. Будет спад экспорта, внутреннего потребления, но цены останутся на высоком уровне, так как производители из развитых стран будут покидать рынки из-за фактического запрета их продукции, а их недешевый уголь не нужен в странах третьего мира. Их место займут наши компании. Вообще, по моему мнению, наша угольная промышленность будет последней в мире на выход с рынка.
Экспорту металлургического угля требуется ускорение
Министр экономики Германии Роберт Хабек преподнёс эту договорённость как «правильное решение», а политик партии зеленых Оливер Криш описал расширение карьера и более ранний поэтапный отказ как «одно из величайших достижений, которых мы добились за последние годы». Следует сказать, что демонтируемые ветрогенераторы эксплуатировались около 10 лет. При этом построившая их компания больше не занималась проектом, и поддержание генераторов в рабочем состоянии было сопряжено с трудностями. Поэтому демонтаж объекта был объективно оправданным решением, хотя само по себе расширение добычи бурого угля было встречено резкой критикой со стороны экоактивистов.
Только в одном Китае строится и планируется строительство угольных энергоблоков общей мощностью 250 ГВт. И это при том что руководство страны в целом заявляет о постепенном отказе от угля в пользу более чистых видов топлива. Давайте обратимся к статистике по структуре мирового производства энергии по видам топлива за последние 50 лет и прогнозным значениям на ближайшие 20 лет. Уголь — традиционное второе место, хотя газ вытесняет этот вид топлива. Мир все-таки побаивается этого вида энергии: слишком опасна эксплуатация. Текущее состояние отрасли в России По состоянию на 2020 год, Россия занимает второе место в мире по запасам угля после США. По прогнозам, с учетом текущего объема добычи в размере 440 млн тонн в год, запасов хватит на 370 лет. Отрасль обеспечивает большое количество рабочих мест 150 тыс.
Позиции российских угольных компаний конкурентны по себестоимости, что позволяет проходить времена низких цен на рынке. Волатильность цен на уголь является основным риск-фактором этой индустрии. Угольная отрасль — первая в нашем ТЭК, которая прошла путь реформ от дотационной до полной адаптации к рыночным конкурентным условиям. Были проведены реструктуризация, обновление основных фондов, повышение производительности. В отрасли представлены в основном частные компании, которые осуществляют добычу и поставку угля на внутренний рынок для нужд энергетиков и металлургов и на рынки Европы, Азии, Ближнего Востока. Активно развиваются новые месторождения, строятся терминалы по перевалке угля. За последние 5 лет объем добычи вырос в 1,3 раза, было введено порядка 300 млн тонн новых добывающих мощностей.
Рост за счет инфраструктуры По оценкам экспертов, в 2024 году в условиях низких цен и возвращенных экспортных пошлин объемы добычи и экспорта угля могут немного снизиться либо сохраниться на уровне 2023 года. В то же время Минэнерго России рассчитывает, что по итогам 2024 года объемы добычи и экспорта угля будут как минимум сохранены на уровне 2023 года, а после ожидается рост поставок до 485-500 млн тонн по базовому сценарию к 2030 году. По оценкам Института проблем естественных монополий ИПЕМ , добыча угля в России может вырасти к 2030 году до 525-526 млн тонн. При этом эксперты сходятся во мнении, что рост показателей возможен лишь при условии модернизации и роста провозной способности Восточного полигона, отмечая при этом, что портовая инфраструктура с доступом к железным дорогам составляет более 360 млн тонн, а профицит угольных портовых мощнос-тей оценивается в 64,3 млн тонн. Таким образом, именно железнодорожный транспорт остается узким местом для вывоза угля. Напомним, что на Восточном полигоне реализуется масштабная программа модернизации для расшивки инфраструктуры и увеличения провозной способности. В текущем году должен быть завершен второй этап развития полигона, в результате чего провозные способности БАМа и Транссиба в направлении портов Дальнего Востока вырастут в 1,5 раза — до 180 млн тонн в год. Ведется проработка третьего этапа, который позволит обеспечить грузопоток в объеме 210 млн тонн к 2030 году. Кроме того, одним из способов разгрузки Восточного полигона и альтернативным маршрутом для экспорта угля в страны АТР может стать Северный морской путь СМП. По мнению экспертов, такой маршрут поможет расширить географию поставок угля, однако его использование осложняется короткими сроками навигации, экологическими факторами, нехваткой портовых мощностей. Впрочем, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Активно идет строительство нового опорного пункта СМП — морского терминала «Енисей» в порту Диксон по отгрузке угля с Сырадасайского месторождения, через который ежегодно будет проходить свыше 5 млн тонн продукции, а в дальнейшем его мощность предполагается увеличить примерно в два раза. В прошлом году было получено разрешение на проведение дноуглубительных работ в прилегающей акватории, что позволит заходить в порт судам грузоподъемностью 100 тыс. Весомый вклад в рост показателей отрасли должны внести новые инфраструктурные проекты — строительство порта Эльга мощностью 30 млн тонн и Тихоокеанской железной дороги, которая соединит порт с Эльгинским месторождением. Принять первый балкер в порту в тестовом режиме планируется уже в 2024 году.
Китай и Индия являются двумя крупнейшими производителями угля в мире, на которые приходится две трети мирового спроса на данное топливо. Хотя обе страны взяли на себя обязательство достичь нулевых выбросов углерода к 2060 и 2070 годам соответственно, их зависимость от угля делает многие из климатических целей Пекина и Нью-Дели нереальными. Например, хотя Китай объявил, что больше не будет инвестировать в строительство новых угольных электростанций за рубежом в начале этого года. Однако он все еще реализует планы по строительству 60 угольных электростанций внутри страны. Даже Великобритании, которая пообещала прекратить добычу угля на год раньше, чем предполагалось, к 2024 году, в сентябре пришлось запустить угольные электростанции, чтобы удовлетворить спрос на электроэнергию в условиях нехватки газа и роста цен.
Рискованная ставка на уголь. Перспективы рынка
Мировая добыча угля в 2023 году увеличится на 1,8% и составит 8,7 миллиарда тонн, что станет рекордным показателем, прогнозирует Международное энергетическое агентство (МЭА)."Прогнозируется, что в 2023 году мировая добыча угля вырастет на 1,8. Отчет: Резкое падение добычи угля в Вайоминге в США в 2020 году. Добыча угля в России составил 440 млн тонн в 2024 году.
Тренды в мировом спросе на уголь: поясняет трейдер Станислав Кондрашов из Telf AG
Поэтому в прошлом году на дальневосточных железнодорожных направлениях периодически возникал коллапс, и это на фоне изначально присущего Восточному железнодорожному полигону дефицита пропускной способности. Тем не менее это 107 млн тонн угля — почти половина российского экспорта. Спрос на металлургический уголь в ряде стран Азии продолжает расти, особенно в Индии, где стремительная урбанизация создает дополнительный спрос на сталь в строительстве и на транспорте. Везти уголь через юг — по маршруту Тамань — Суэц и далее в Индию и Китай — зачастую быстрее и выгоднее, чем через Дальний Восток.
Руководитель экспертного совета, директор ИРТТЭК Сергей Воробьев отмечает, что перспективы перевалки угля через тот или иной бассейн стоит рассматривать также через призму государственных интересов. Мультимодальный международный транспортный коридор «Север — Юг» имеет протяженность 7200 км и свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Это прямая альтернатива морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал.
Он предполагает форсированное развитие портов Азово-Черноморского АЧБ и Каспийского бассейна, железнодорожных подходов к ним и прочей торгово-производственной инфраструктуры. По азово-черноморскому направлению — почти на 70 процентов, до 300 миллионов тонн, по восточному — на 25 процентов, до 350 миллионов тонн», — говорил в прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин. Первый вице-премьер Андрей Белоусов в прошлом году поручил Минэнерго подготовить и направить предложения по расширению маршрутов экспорта угля.
В среднем на данном участке планируется [читать далее] Модернизация «Обуховской» позволит нарастить объемы добычи до 1,8 млн тонн 12 апреля 2024 АО «Шахтоуправление «Обуховская» в I кв. За этот период объемы добычи на предприятии составили [читать далее] Цифровые инструменты геологоразведки позволяют Распадской оптимизировать горные работы 11 апреля 2024 В День геолога в Распадской угольной компании подвели итоги цифровизации в области геологоразведочных работ за последние годы. Одним из достижений является создание 3D-моделей для всех [читать далее] «Эльгауголь» установила оборудование для испытания угольного концентрата 4 апреля 2024 На «Эльгауголь» входит в состав УК «ЭЛСИ» прошел ввод в эксплуатацию новой коксовой печи. Оборудование представляет собой специализированный лабораторный комплекс, при помощи которого будут проводиться [читать далее] Распадская угольная компания разработала специализированное ПО для информационной безопасности 2 апреля 2024 Распадская угольная компания представила цифровое решение для обеспечения информационной безопасности.
Отказ от российских поставок по политическим мотивам обошелся Китаю удорожанием угля 25 апреля 2024 6 Согласно свежим данным Китайской ассоциации транспортировки и распределения угля CCTD , рынок твердого топлива КНР готов к значительному росту цен. Генеральный директор исследовательского отдела CCTD Хан Лэй подчеркнул, что внутренние цены на энергетический уголь превысили 800 юаней 110,41 доллара США за метрическую тонну, что, по мнению многих представителей отрасли, является самым высоким показателем за год. Об этом пишет ресурс OilPrice. Ожидается, что более низкие прогнозы производства окажут поддержку ценам в краткосрочной перспективе. Такая ситуация стала возможной из-за опрометчивого решения Пекина ограничить импорт из России в пользу австралийского и индонезийского топлива.
Но это уже не тот дешевый уголь в разрезах, который добывали китайцы в сланцах за чашку риса. Себестоимость совсем другая. И другая эффективность экономики. Если инопланетяне с планеты Нубира не дадут новых технологий, каких то реальных вариантов Китаю заместить такие объемы просто нереально. Если еще и англосаксы начнут со своими союзниками гадит на морских путях, то в экономике Китая наступит быстро коллапс. Даже Россия не сможет сильно по суше нарастить поставки. На мой взгляд, китаю нужно договариваться с Россией и строить ЖД пути к Кузбассу. Да и надо ли нам это?
Смотря на каких условиях. Статья трехлетней давности от alexsworda. Спад добычи в Китае в период с 2014 по 2020 год был обусловлен высокой себестоимостью добычи в Китае из-за деградации ресурсной базы. Китаю было выгодно наращивать закупки за границей. Но так как заместить ничем не смогли, то правительство перезапускала закрытые ранее шахты. Китай, как и в начале своей индустриальной революции, основой энергобаланса имеет уголь. Реальным ударом по его экономике станут, к примеру, не мифические западные санкции или модный зеленый движ на нем он только зарабатывает, конвертируя все тот же уголь в модные панельки и ветряки для экспорта на запад , а исчерпание дешевого угля. Это же, кстати, станет ударом и по зеленой "энергетике", так как она неспособна развиваться без дешевых углеводородов, являясь просто дорогостоящим паразитарным наростом на дешевой энергии.
Комиссия по реформам национального развития National Development Reform Commission in China сообщает, что чтобы справиться со спросом на энергию и рекордными внутренними ценами на термальный уголь и обеспечить работу ТЭС, возобновляет работу 53 ранее остановленных угольных шахт. Отмечается также, что такое решение проблемы дефицита будет иметь лишь временный эффект, а в будущем проблема лишь будет усугубляться. То есть, три года назад Китай не смог решить проблему зависимости от угля. И хотят жить так, как жили раньше.