Китай добывает его больше всех в мире, но ему все равно не хватает, он также и крупнейший импортер угля, а нам наиболее удобен для географически. Производители угля и трейдеры создали непрозрачные схемы экспорта. актуальная информация о финансовых, экономических и политических моментов данной промышленности. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в 2024 году ситуация на угольном рынке практически не поменяется и мировой спрос на уголь останется на текущем уровне.
Обвал цен и эмбарго: есть ли перспективы у российских угольных компаний
Новости по теме: добыча угля. Добыча угля в мире: топ-30 стран. Индия не отказывается от добычи угля, отодвинув экологические соображения в сторону ради энергобезопасности.
Тренды в мировом спросе на уголь: поясняет трейдер Станислав Кондрашов из Telf AG
Так что у нынешнего правительства нет ни экономических, ни политических причин поддерживать угольщиков", — добавил он. Станислав Стремидловский напомнил, что традиционно уголь в этой стране используется в частных хозяйствах, а электричество генерируют больше с помощью газа, какая-то часть идет от ВИЭ. И очень многое будет зависеть от того, когда и как реализуют проекты, которые предложила "Партия право и справедливость" "ПИС" — постройка трех АЭС. Если прошлое правительство даже торопило реализацию этих проектов, то нынешние власти сбавляют обороты и притормаживают многие энергетические инициативы. То, что творится с ценами на квоты на выбросы CO2, — спекуляция не хуже Биткоина. В Варшаве даже ранее предлагали пересмотреть систему торговли этими квотами. Но там крутятся такие деньги, что сделать этого никто не даст", — резюмировал политолог. Взяли пример с Германии, но не там, где надо Польша следует в фарватере общеевропейской политики и, возможно, на данном этапе это даже выгодно, учитывая цены на квоты для выбросов CO2. Но в долгосрочной перспективе уменьшение добычи угля приведет к удорожанию энергоресурсов, что поднимет стоимость электричества по всей стране.
И страдать будут уже не только домохозяйства, которые топят углем, но и промышленные производства. Это самое резкое снижение с апреля 2023 года. Ситуация чем-то напоминает Германию, которая одномоментно лишилась почти всех поступлений российского трубопроводного газа, из-за чего цены на энергию рекордно взлетели и промышленность перестала справляться. Впрочем, Польша все же развивает возобновляемые источники энергии, хоть и тормозит реализацию проекта АЭС. Конечно, это не может сравниться с углем, который по-прежнему занимает лидирующие позиции. Но все же стоит признать, что правительство Польши хотя бы пытается заменить выпавшие объемы из-за сокращения добычи угля. Как рассказал в беседе с Baltnews директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, в Германии был особый случай, связанный с одномоментной потерей большинства источников газа, а в Польше такой зависимости от импорта нет. Дефицита энергоресурсов можно будет избежать.
Заместить уголь можно либо за счет газа, либо возобновляемыми источниками энергии.
А состояние инфраструктуры - ограниченная пропускная способность железных дорог Восточного полигона - давняя проблема угольщиков уже ведутся работы по увеличению провозной способности до 180 млн т. Экономика поставок из портов Европейской части России не слишком хорошая. По состоянию на сентябрь FCF всех таких поставок был отрицательным. А по коксующемуся углю с доставкой в Индию он был отрицательным и при отправлении из Находки Индия располагает собственными большими запасами коксующегося угля, поэтому цены на него там относительно невысоки », - объяснил Коптев. Шахты закрываются?
В 2021 году российские угольные компании добыли 439,5 млн т угля более 52 млн т ушло в отходы при обогащении. На рынок было выведено 386,8 млн т. Но по итогам 2022 года точно будет спад. Таким образом, происходит замещение добычи на Кузбассе более восточными регионами», - уточнил Фаддеев.
В 2021-м уровень производства должен достичь рекордно высокого уровня, а в 2022-м — уровень спроса. Причем в 2019 и 2020 годах угольная генерации в мире начала снижаться, поскольку многие страны отказались от этого топлива, как источника энергии. Всплеск спроса во многом связан с более быстрым, чем ожидалось, восстановлением мировой экономики после пандемии COVID-19. В течение 2020 года спрос на уголь, нефть и газ значительно упал, поскольку страны по всему миру ввели ограничения на передвижение.
Многие организации увидели в этом возможность подтолкнуть мир к переходу от ископаемого топлива к возобновляемым источникам. Добыча угля поднимется из-за нефти и газа Однако по мере роста спроса на энергию в 2021 году части стран стало трудно производить достаточное количество нефти и газа, что привело к их дефициту.
Виктор Незнанов за доставку шахтеров на работу отвечает уже не один год. Говорит, каждую секунду помнит — от его действий зависят жизни десятков человек. Мы называем ходки. Спуск, выезд — это, как бы, одна ходка идет", — говорит машинист подъемной установки Виктор Незнанов. Но вагонетка — это только первая часть пути. До лавы весь путь намного длиннее и труднее. На глубине 260 метров двигаемся в сторону места, где уголь добывают. И общая длина этого пути от поверхности — от здания наверху до самой выработки — почти 7 километров.
Дальше есть еще один автоматизированный транспортный участок. Чуть менее комфортный, но все равно намного более удобный, чем пеший путь. Называется — канатно-кресельная дорога. По ней надо еще вниз спуститься: садишься — и поехал. По канатной дороге двигаться нужно почти 15 минут.
МЭА: добыча угля в России к 2026 году снизится почти на 4%
Угольные компании добиваются скидок от терминала в Тамани. Рынок угля. Как следствие, в ДНР добыча угля на государственных шахтах к концу 2022 года упала до 2,9 млн тонн, сократившись в 2–2,5 раза по сравнению с пиковыми 2018–2019 годами. Импорт угля в Китае в 2023 г. снизился на 12,6%, до 5,83 эксаджоулей, тогда как инвестиции в добычу выросли на 24%, до 96 млрд, согласно данным Международного энергетического агентства. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в 2024 году ситуация на угольном рынке практически не поменяется и мировой спрос на уголь останется на текущем уровне. Прошлогодний рост потребления угля в Европе постепенно сходит на нет, но мировую экономику в ближайшее время ожидает новый "угольный ренессанс" из-за рекордного РИА Новости, 12.04.2023. В 2023 году добыча угля в мире выросла до рекордных 8,7 млрд тонн, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), увеличившись за год на 400 млн тонн.
Нечистый экспорт: как «серые» трейдеры управляют рынком угля
Доля угля в мировом энергобалансе неуклонно снижается. Добыча угля в мире: топ-30 стран. Сергей Иванов: Россия завоевывает лидирующие позиции в мире по добыче угля. При анализе развития мирового угольного рынка, как и в предыдущем обзоре «Будущее угольной индустрии: рынок России до 2050 г.», мы рассмотрели три сценария – «Базовый», «Ускоренный переход» и «Рецессия». Экспорт и добыча угля сократились в Казахстане. По итогам I квартала 2024 года добыча угля в Республике Саха (Якутия) составила 11,4 млн тонн, что на 33% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 8,6 млн тонн.
Угольная отрасль: помощь Азии и умение выживать
Он предполагает форсированное развитие портов Азово-Черноморского АЧБ и Каспийского бассейна, железнодорожных подходов к ним и прочей торгово-производственной инфраструктуры. По азово-черноморскому направлению — почти на 70 процентов, до 300 миллионов тонн, по восточному — на 25 процентов, до 350 миллионов тонн», — говорил в прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин. Первый вице-премьер Андрей Белоусов в прошлом году поручил Минэнерго подготовить и направить предложения по расширению маршрутов экспорта угля. Сейчас перевалку угля в АЧБ в основном осуществляет порт Тамань, небольшие объемы есть у порта Новороссийск и еще меньше — у порта Туапсе 0,3 млн тонн в год. Впрочем, теоретически все основные южные порты АЧБ имеют возможности построить и новые терминалы, но пока в этом нет смысла, поскольку, как и на Дальнем Востоке, здесь не хватает действующих железнодорожных подходов. РЖД в прошлом году уже построила несколько дополнительных железнодорожных путей на подходе к портам АЧБ. Но их мощность пока доведена только до 125 млн тонн в год с планами увеличения до 152 млн к 2030 году. Чтобы значимо нарастить экспорт угля в Индию, где пока еще есть возможность занять стабильную рыночную нишу, нужно в первую очередь решить проблему узких мест железнодорожной сети на южном направлении — и тем самым обеспечить стабильную перевалку угля через южные порты, отмечает Сергей Воробьев. По его словам, устранение инфраструктурных ограничений на южном полигоне — одно из условий для развития российского угольного экспорта в страны Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Интерес клиентов огромен, только вчера на пике продаж покупку пытались сделать более 103 тыс. В магазине сейчас зарегистрировано 318 тыс. Почти даром. Аналогичная ситуация и с обогревающими устройствами, твёрдотопливные котлы, которые можно топить углём далеко не все модели!
Ценники и тут активно растут. Во всём ЕС «угольный бум». Англичане собираются открывать угольные шахты, такого не было уже три десятка лет. Но деваться некуда, альтернатива проста — либо замёрзнуть, либо забыть про экологию. Всякая «декарбонизация» и прочие гринписовские закидоны пасуют перед суровой реальностью.
Это то, что помогает одним людям сохранить власть, а других удерживает от уличных протестов», — объясняет старший вице-президент по рынкам угля в исследовательской компании Rystad Energy Стив Халтон. В принципе, угля много, он есть практически у всех. У англичан имеется, у немцев тоже, есть и у французов, а также в других странах. Но проблема в том, что угледобыча разрушена. Так, месье закрыли последнюю свою шахту аж 18 лет назад, и всё, что им нужно, импортируют.
Точнее, уже закрывала — после введения очередного пакета «санкций» поставки прекратились. У немцев уголь поганый — в основном бурый. Но много, да, Добывают, хотя под давлением экологов всё меньше и меньше. Тем не менее, около четверти всей электроэнергии в ФРГ всё равно вырабатывается на угольных электростанциях. Но не только из своего угля, из российского тоже.
Которого и тут больше нет. Везде примерно одинаковая картина.
В последние годы добыча практически восстановилась, и с учетом еще не попавшего в статистику 2022 года, когда цены на альтернативные источники энергии выросли, можно с уверенностью прогнозировать добычу угля в ближайшие годы на более высоком уровне, нежели на пике в 2012-2014 годах. С уверенностью говорить по тренд на снижение можно только в отношении развитых стран, но с поправкой на экспортный спрос. Так, снижение в Австралии обусловлено в большей степени снижением спроса со стороны Китая, который таким образом «наказывает» страну за антикитайскую политику. С учетом же энергетического кризиса текущего года и потребности снабжать газом европейский рынок, добыча угля может существенно возрасти уже в этом году. Потребление угля Поскольку транспортировка угля удельно по отношению к стоимости единицы потребления выше, нежели у газа и нефти, не трудно понять, что торговля углем ведется в меньшем масштабе, чем газом и нефтью.
Большая часть добываемого в мире угля потребляется в тех странах, где идет добыча впрочем, это справедливо и для других энергоресурсов, просто в меньшей степени. Крупнейшие по потреблению страны приведены ниже. В тройку входят также Индия и, неожиданно, Соединенные Штаты. По годам потребление угля в мире выглядит следующим образом. Интересно, что в 2021 году потребление выросло, в том числе, в ориентированной на экологию Европе. Сказались тогда уже достаточно высокие цены на газ. По итогам 2022 года рост потребления будет еще более высоким.
Динамика потребления Китаем в целом схожа с динамикой его добычи, поэтому с изображения ниже данные по этой стране убраны для более наглядной демонстрации динамики в других крупных странах-потребителях. В России уголь постепенно вытеснялся доступным и более экологичным газом. А вот динамика потребления в Индии рисует большие перспективы для угля в этой стране. По ППС страна уже является третьей в мире.
В отрасли надеются на отмену курсовых пошлин как можно скорее, но решение пока не принято, а Минфин согласия не дает. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин ожидает, что к концу года в совокупности вся российская угольная отрасль станет убыточной. Эксперт по энергетике Кирилл Родионов напоминает, что из-за дефицита кадров компании вынуждены существенно повышать зарплаты, а издержки на добычу угля растут на десятки процентов.
Ранее «Коммерсантъ» сообщал, что правительство готово отменить курсовую пошлину для угольных компаний уже с 1 мая. Вместе с тем вероятно, что мера вновь станет временной, если Минфин не сможет найти выпадающие из бюджета доходы.
Инфраструктурный оптимизм для экспорта российского угля
eCOALogy – Telegram | Вице-премьер Новак: объем добычи угля в 2022 году в России увеличился на 0,3%. |
Новости по теме: добыча угля | Компании разрешили добыть дополнительно 15-20 млн т угля в этом разрезе в обмен на обещание поэтапно свернуть добычу угля в стране до 2030 года (на 8 лет раньше, чем было оговорено ранее). |
Что ждёт угольную отрасль России в 2024 году?
А ведь есть еще Индия, Вьетнам, Пакистан и другие страны - импортеры нашего угля, куда доставка обходится "в копеечку", а объемы поставок опять же ограничены возможностями инфраструктуры. Чтобы у России была возможность наращивать экспортные поставки угля и сохранить долю на мировом рынке, требуется своевременная и масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры. Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, вопросы с внутренней инфраструктурой могут быть решены собственными силами. Необходимо только расставить приоритеты. И это станет хорошим противодействием санкциям, а мы сейчас больше сосредоточены на том, как их обойти.
Но также есть вопросы с вывозом нефти трубопроводным транспортом. В контексте борьбы с нашим танкерным флотом эта тема обязательно будет выплывать. Нас будут пытаться и дальше ограничить в морских перевозках. И в этом плане логично рассмотреть варианты расширения трубопроводной инфраструктуры, в том числе экспортной, в Китай", - говорит эксперт.
Дефицит инфраструктуры присутствует не только на восточном направлении, подчеркивает Симонов. Парадокс в том, что для энергетических проектов он есть и на Черноморско-Азовском направлении, и даже на Балтийском. Последнее особенно важно, если учесть, что под санкции попала Беларусь ранее отправляла часть экспортируемых нефтепродуктов через Прибалтику , и это тоже стало зоной нашей ответственности. При этом эксперт весьма скептически смотрит на перспективы расширения производства СПГ в России.
Добыча угля в Индонезии продолжит рост до 725 миллионов тонн в текущем году, превысив национальный целевой показатель. Решение о введении экспортной пошлины на уголь с октября 2023 года, вероятно, окажет давление на экспорт и добычу, предполагает МЭА.
Сопоставление типа груза в транспортных накладных и таможенной декларации позволит увидеть расхождения.
Роль трейдеров может быть уменьшена при приобретении компаниями, добывающими уголь, собственных морских судов. Вопрос усложняется, так как российские компании обращаются к зарубежным трейдерам, например, из ОАЭ и Кипра. В настоящее время активно исследуется роль трейдеров сырьевыми товарами в повышении рисков незаконных финансовых потоков в условиях отказа части банков от финансирования этих отраслей и замены их трейдерами», — рассказала она.
Руководитель Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ считает, что с точки зрения логистики необходимо убрать экономические стимулы для перевозки коксующегося угля под видом энергетического. Правда, в этом случае важно понять, что важнее: борьба с серыми трейдерами или конкурентоспособность российского угля на мировом рынке. А можно принять управленческие решения.
Например, убрать возможности перевозки одного угля под видом другого через совершенствование Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов ЕТСНГ. В этом же направлении могут действовать введенные из-за ограничения провозной и пропускной способности Восточного полигона Временные правила иерархии перевозок на Восточном полигоне. Так, приоритет коксующегося угля выше, чем энергетического.
Поэтому это уменьшает желание перевозить больше энергетического угля под видом коксующегося. Сегодня активная борьба с теневым рынком добычи и торговли углем ведется в некоторых странах — Россия могла бы соответствовать их примерам. В этом смысле, по мнению Леонида Хазанова, больших успехов достиг Китай, власти которого за счет жестких мер свели деятельность «серых» угольных разрезов и карьеров и связанных с ними посреднических компаний до минимума, говорит он.
Татьяна Кулакова тоже указала на повышенное внимание со стороны финансовых органов, выявляющих уклонение от уплаты налогов, на рынке угля в ведущих странах-экспортерах. Схема была такой: энергетический уголь высокого качества на специальных складах заменяли углем низкого качества. Затем высококачественный уголь экспортировали, а низкокачественный отправляли на собственные электростанции, — рассказала она.
В качестве рекомендации исследователи предлагают использовать механизм автоматического обмена информацией AEOI для минимизации неправильного выставления счетов и практики трансфертного ценообразования.
Всего будет демонтировано восемь ветроустановок. Делается это для обеспечения энергетической безопасности Германии, которая продолжает бороться с последствиями кризиса в энергетике, связанного с санкциями в отношении России.
Компании разрешили добыть дополнительно 15-20 млн т угля в этом разрезе в обмен на обещание поэтапно свернуть добычу угля в стране до 2030 года на 8 лет раньше, чем было оговорено ранее. Министр экономики Германии Роберт Хабек преподнёс эту договорённость как «правильное решение», а политик партии зеленых Оливер Криш описал расширение карьера и более ранний поэтапный отказ как «одно из величайших достижений, которых мы добились за последние годы».
Экспорту металлургического угля требуется ускорение
Обзоры включают в себя последние новости мировой угольной промышленности и международного рынка угля, содержат аналитический и справочный материал по состоянию дел в угольной промышленности отдельных стран. В 2022 году мировая добыча угля выросла на 8,2%. Цены на него оставались высокими из-за геополитических потрясений и перебоев с поставками. Другой актуальной проблемой является снижение объемов добычи угля в России, о чем сообщает Росстат.
Инфраструктурный оптимизм для экспорта российского угля
Снижение добычи угля почти на 26% в годовом выражении уже серьезно отразилась и на экономике, и на промышленности страны. Утроение добычи угля к 2028 году под землей поможет компенсировать истощение запасов в открытых карьерах и поэтапно отказаться от импорта, сказал он. Угольная промышленность остается перспективной отраслью во всем мире, несмотря на климатическую политику и стремление к переходу к зеленой энергетике. Bloomberg рассказал о «втором дыхании» для угля Несмотря на стремление мира перейти к зеленой экономике, уголь остается популярным энергоресурсом, добыча остается на высоком уровне, а цены близки к рекордным, в частности, за счет роста спроса в Азии. Экспорт и добыча угля сократились в Казахстане.
Уголь в мире
Обвал прибыльности компаний наблюдается из-за снижения мировых цен на уголь в 1,8 раза по отношению к февралю 2022 года , европейского эмбарго и необходимости предоставлять дисконт покупателям, роста тарифов на перевозку и перевалку. Весной ситуация усугубилась. Стоимость энергетического угля, на который приходится 85 процентов российского экспорта, в начале апреля упала до минимума с 2021 года из-за низкого спроса. При этом для угольной отрасли с 1 марта возобновила действие курсовая экспортная пошлина, отнимающая часть прибыли. Источники издания в угольных компаниях указывают, что их доход теперь остается в логистических компаниях, а для производителей остро стоит вопрос не прибыльности, а выживания.
Основной объем экспорта идет через порты Балтийского и Дальневосточного бассейнов; с учетом ценовой конъюнктуры восточное направление последние несколько лет является наиболее приоритетным и, соответственно, активно развивается с точки зрения портовой и железнодорожной инфраструктуры. Рисунок 14. Объемы перевалки угля в портах России, млн тонн Источник: ООО «Морстройтехнология» Крупнейшие угольные терминалы в стране принадлежат угольным компаниям. Рисунок 15. Таким образом, если планы по строительству заявленных терминалов реализуются, то к 2024 году совокупные перевалочные мощности в Приморье увеличатся с текущих 60 млн тонн в год до 180 млн тонн в год. В марте 2020 года в порту Ванино бухта Мучке завершилось строительство первого этапа специализированного угольного перегрузочного комплекса АО «ВаниноТрансУголь». Мощность первого этапа составляет 12 млн тонн в год, после завершения в 2022 году строительства второго этапа этот показатель будет удвоен. В перспективе пяти лет в порту Ванино должен появиться еще один терминал в рамках реализации комплексного проекта по освоению Элегестского угольного месторождения, который реализует АО «ТЭПК». С учетом всех заявленных проектов совокупные перевалочные мощности в порту Ванино будут увеличены с 25 млн тонн в год примерно до 70 млн тонн в год. Проекты на Балтике. В сравнении с восточным направлением, новые угольные терминалы на Балтике не столь масштабны, что говорит о меньшей популярности этого направления для угольных компаний. Бум запуска новых проектов на Балтике пришелся на 2017—2018 годы, когда цены на уголь были достаточно высокими. Многие терминалы успели запустить первую фазу — перевалку по универсальной или комбинированной технологии и планировали построить специализированные терминалы большей мощности. О закрытии проектов пока никто не объявлял, однако и с запуском вторых очередей по расширению мощностей специализированных угольных терминалов инвесторы не спешат, так как ценовая конъюнктура угля на западных рынках не внушает оптимизма. Основными проектами по строительству терминалов на Балтике являются проекты в портах Усть-Луга, Высоцк, Приморск и Мурманск. В случае реализации всех заявленных проектов установленная совокупная мощность по перевалке угля на Балтике возрастет с 30 млн тонн в год до более чем 70 млн тонн в год. Проекты на юге. На южном направлении проектов еще меньше, чем на Балтике. Тем не менее в 2019 году грузооборот порта составил всего 1,8 млн тонн угля. Еще один крупный проект на юге — сухогрузный район порта «Тамань». Однако на фоне снижения цен на уголь инвесторы пересмотрели свои планы, и в настоящий момент строительство этих терминалов не стоит на повестке. Волатильность цен на уголь — основной фактор риска Высокая волатильность цен на угли на мировых рынках — ключевой фактор риска для российских угольных компаний, так как от угольных котировок зависит прибыльность экспортных поставок и, соответственно, возможность инвестировать в развитие своих портовых терминалов. В период с 2015 по 2020 год можно было наблюдать формирование очередного цикла, в рамках которого цены на энергетический уголь варьировались от 42 долл.
По данным министерства, из 883 заявок на RKAB одобрение получили 587 компаний, а 121 заявка была отклонена по техническим причинам. Трейдер добавил, что это могло бы быть возможно, если бы прогноз спроса на уголь на 2024 год был более устойчивым. Однако спрос на морские поставки энергетического угля в Азии, как ожидается, останется медвежьим или неизменным в течение всего года на фоне замедления экономической активности в Китае, роста внутреннего производства в Индии и усилий по ограничению использования угля в производстве электроэнергии в некоторых странах Южной и Северо-Восточной Азии. Учитывая текущие перспективы рынка, производство более 900 млн кажется избыточным предложением, которое может привести к более глубокому снижению цен. При таком старте года очень маловероятно, что квота на 2024 год будет превышена.
Пришло время учить названия провинций КНР. Весной Bloomberg сообщал, что Китай на фоне грядущих санкций против России заметно увеличил импорт угля из России. Из-за поставок с таким дисконтом российские угольщики совокупно недополучали более миллиарда долларов ежемесячно. Китайский рынок огромен по своим объемам, поэтому даже небольшие изменения в балансе внутреннего потребления и добычи отзываются значительными изменениями в поставках в страну», - объяснил Алексей Фаддеев. При этом Китай, судя по данным Главного таможенного управления КНР, во втором полугодии начал сокращать импорт. Дмитрий Коптев объясняет провал логистическими причинами. В этих условиях такой низкомаржинальный груз, как уголь, никак не мог конкурировать с контейнерами за место на железной дороге», - объяснил причину спада Дмитрий Коптев. Экспортные цены, в зависимости от географии отправки, составляли от 110-120 долларов до 160-170 долларов за тонну. Этап - стабилизация Старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов отмечает , что ситуация на мировом рынке угля для российских экспортеров начала стабилизироваться.