Первый из двух дампов является как бы продолжением серии дампинга "лицензионных" кариков для Денди (см. Гиммик и выше). Картридж денди 8бит Road Blasters. результаты поиска лотов на по запросу «картридж денди» в категории Главная. В этом видео я расскажу вам о своём опыте покупке картриджей для наших любимых игровых приставок Денди (NES, Famicom, Simba's, Subor и т.п.) и Сега МегаДрайв (Sega Genesis и т.п.). Покупал как в обычном магазине, так и в Интернете. Иногда картридж переставал работать, это случалось от того, что контакты загрязнились.
Недосягаемая экзотика
- Картриджи для Dendy — новые, уценка и БУ. Цены как на Авито!
- Моя коллекция картриджей Dendy / Ранний доступ - Nikolay Gubanov | Boosty
- О флеш-картриджах.
- Картриджи для Денди
Новодельные картриджи для Денди Обзор новоделов Стоит ли их покупать?
Савюк начал изучать консольные рынки разных стран, собирать информацию о правовой защите, об актуальных платформах и видеоиграх. Мешало только одно: в «ПараГрафе» этим не заинтересовались. Степан Пачиков прямо сказал Савюку: «Это не наш путь, у нас другая история». В будущем Савюка не раз отговаривали бросить эту затею. Бизнесмены молодой и бедной России вообще не видели в консолях продукт массового потребления. Предпринимателю говорили , что его идея — это полная глупость, и что солиднее заниматься компьютерами.
А «какие-то игровые приставки» будут покупать только детям из богатых семей. Но Савюк не сдавался. Чтобы заняться подобным стартапом, нужно было найти компанию с надлежащей инфраструктурой и большими деньгами. Предприниматель ушёл из «ПараГрафа» и начал искать партнёров. Договориться удалось с IT-компанией Steepler.
С Селивановым Савюк дружил ещё с университета, а Улендеева и Чеглакова знал уже не первый год. Логотип компании Стоит отметить, что Steepler была крупной и известной компанией ещё до запуска проекта Dendy. Она имела связи с IBM , была первым дистрибьютором Hewlett-Packard принтеры и прочая оргтехника в России, занималась локализацией зарубежного программного обеспечения например, Windows 3. У неё были региональные офисы в Германии и Тайване. Выставка Comtek 1995 Идея Савюка понравилась учредителям.
Особенно ею загорелся Чеглаков, который заявил: в Steepler уже хотели развивать игровое направление, но до работы дело так и не дошло. В итоге все условия обсудили за пару встреч. В сентябре 1992-го года Савюк начал работать в новом структурном подразделении Steepler под названием «Отдел видеоигр». Проблема была в том, что Савюк хоть и вышел на работу, но по-прежнему не представлял, как эти «видеоигры» выглядят, и где их купить. Никто ещё толком не знал, что из этого выйдет.
Задача Савюка была непростой: найти товар, оформить его и подготовить к продаже. Первое время ему помогали все отделы Steepler. Вдвойне помогли акционеры: они ездили на Тайвань по рабочим делам и возвращались с телефонными справочниками, в которых можно было отыскать контакты любой компании страны. Савюк нашёл несколько производителей консолей и разослал им факсы однотипного содержания. В них он писал, что живёт в России, заинтересован продукцией и готов закупать её большими партиями.
В ответ приходили вопросы вроде: «Вы хотите 60-пиновый разъём для картриджей или 72-пиновый? Савюку во всём пришлось разбираться с нуля. Телевизионная реклама Steepler Тайваньские «клоны» Nintendo Famicom стали главной зацепкой. В Steepler даже не рассматривали возможность продавать оригинальный Famicom. Во-первых, он стоил в три раза дороже клона; во-вторых, Nintendo просто не стала бы разговаривать с российской компанией.
В 1992-м году японские гиганты вообще не рассматривали СНГ как перспективный рынок. Поэтому Steepler выбрала бюджетные и простые в производстве клоны: их цена была определяющим фактором. Steepler удалось договориться с тайваньской компанией TXC Corporation существует поныне, разрабатывает микрочипы , которая больше трёх лет выпускала собственные клоны под маркой Micro Genius. В Россию отправились первые образцы консолей. Савюк получил их, подключил к телевизору, вставил картридж и сразу же понял, что эта технология станет настоящей сенсацией в России.
А до этого нужно было тщательно разработать бренд, его философию и дизайн. На запуск бренда Steepler потратила более миллиона долларов сегодня это два миллиона с учётом инфляции и три месяца интенсивной работы. Конечно, можно было просто закупить консоли Micro Genius и продавать их как есть, но любой конкурент сделал бы то же самое. В Steepler же хотели создать долгоиграющую торговую марку с мощной защитой от безымянных конкурентов. С защищённой и раскрученной торговой маркой любой товар можно продать дороже.
Но перед этим нужно создать потребность и показать готовность удовлетворить её — словом, рассказать людям, что есть «игровая приставка, которая всем нужна». Создание потребности — это очень перспективная, но страшно рискованная область: денег уходит много, а результат не всегда очевиден. Но если спрос появится, то бизнес прочно займёт свою нишу. Для Steepler при разработке стратегии трудность была в том, что покупателем был взрослый, а потребителем — ребёнок. Ситуацию осложняло и то, что в России отсутствовало само наименование товара, который компания собиралась продавать.
Понятия «видеоигра», «картридж», «приставка» и «джойстик» были ещё никому не известны и нигде не использовалось. Когда Савюк пытался объяснить поставщикам, что именно он продаёт, товар ему приходилось описывать в пяти-десяти предложениях. Не было никаких гарантий, что слово «видеоигра» приживётся. Дело в том, что всю копировальную технику со временем стали называть словом «ксерокс», хотя Xerox — это просто торговая марка. То есть Steepler нужно было придумать торговую марку, которая смогла бы раскрутиться и стать нарицательным словом для определённого пласта электроники.
Павел Нифёдов из отдела маркетинга Steepler придумал несколько словоформ. Савюку понравилось название «Пинти», и он начал подбирать похожие по звучанию слова. В итоге он остановился на английском слове Dandy — мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения. Букву «a» он заменил на «e» только для того, чтобы слово легче читалось на русском. Из-за «y» Савюк опасался, что название будут читать как «Дендю», но этого не случилось.
Может, из-за того, что слово было знакомо русскому уху. Может, из-за удачной рекламы. Основным шрифтом сделали проверенный временем Cooper, а над оформлением первых коробок трудились тайваньские производители. Логотип Известный слоник появился совершенно случайно. В начале 90-х в моде были торговые марки с животными или выдуманными маскотами.
Савюк попросил своего знакомого Ивана Максимова мультфильм «Нити» , игра «Полная труба» , известного авангардного мультипликатора, нарисовать какого-нибудь милого «белочку» или «чебурашку», который понравился бы детям. Цена вопроса — 1000 долларов. Сначала Максимов нарисовал странных абстрактных существ, совсем не подходящих для рекламы, не вызывающих доверия и приятных ассоциаций. Но в следующий раз он принёс рисунок слоника с ехидной улыбкой на лице. В многочисленных интервью Савюк ещё не раз скажет о том, что Максимов срисовал Денди с него и, возможно, частично с неоновой вывески в Квартале красных фонарей Амстердама.
Как бы то ни было, маскот всё равно получился удачным. На следующем этапе нужно было придумать слоган, рекламный ролик и цепляющую песню. Савюк договорился с друзьями из группы «Несчастный случай». Музыку для ролика написал клавишник Сергей Чекрыжов, а слоган «Dendy — играют все» придумал бас-гитарист Андрей Гуваков. Они же организовали съёмку рекламного мультфильма в «Союзмультфильме», а эфирное время Steepler купила у компании «Видео Интернешнл».
Тексты для рекламы Савюк писал вместе с Андреем Хановым, а улучшал их Алексей Ситников — специалист по нейролингвистическому программированию в России. Партия консолей к моменту создания ролика ещё не пришла, так что консоль для рекламы рисовали с первого подвернувшегося клона. Консоль запустили на рынок 17-го декабря 1992-го года. За две недели до старта продаж на ТВ появился вирусный ролик, представляющий слонёнка Денди и цепляющую песню «Денди-Денди, мы все любим Денди! Играют все!
Первый ролик обошёлся компании всего в несколько сотен тысяч долларов — через год эфирное время будет стоить миллионы. Первая реклама 1993-й год Вирусной реклама стала потому, что в ролике вообще не рассказывали о самой продукции. Зритель видел только весёлого слонёнка, телевизор, таинственное устройство и слышал цепляющую мелодию. За месяц реклама прочно врезалась в память зрителей, и вскоре поползли слухи о «новой и удивительной игрушке». Савюк лично видел прохожих, которые напевали под нос слова песенки.
Почему это сработало? В первой половине 90-х хватало странной, но весьма обсуждаемой вирусной рекламы. Яркий пример — аскетичный ролик компании «Сэлдом», продававшей бытовую технику. Её реклама казалась кому-то глупой, кому-то непонятной, но всё её обсуждали — на то и был расчёт. По тому же принципу создали первый рекламный ролик Dendy.
Жила-была фирма «Сэлдом»… В Steepler знали, что собираются продавать копию консоли Nintendo, поэтому заранее культивировали вокруг Dendy образ лицензионной продукции высшего качества. И да, с юридической стороны Dendy — это абсолютно легальный бизнес: в России у Nintendo не было ни представительства, ни регистрации, ни защищённых торговых марок. Все копии консоли выпускались под собственными торговыми марками — со своим дизайном коробки, геймпадов и корпуса. Никакие патенты Nintendo не нарушались, так как всё железо проектировали в Тайване и в нём отсутствовали компоненты оригинальной Famicom. Даже при огромном желании японский гигант ничего не смог бы предъявить Steepler.
Что они ассоциируются с японскими консолями, а не с тайваньскими клонами и серыми слонами. Уже на то, чтобы доказать в России свою общеизвестность, у Nintendo ушло бы много сил. Обложка официального каталога Если говорить о «лицензионной продукции высшего качества», то в Steepler за этим вправду следили. Компания нашла в Тайване независимую фирму, которая занималась тестированием консолей перед отправкой в Россию. Даже проверяли качество и безопасность пластика для детей.
Савюк был уверен, что Steepler добилась высокого качества товара — почти такого же, как у оригинальной Famicom. В первую очередь это касалось мощной гарантийной и информационной поддержки. Выходили каталоги с играми, а спустя год по всей стране появились дилерские сети. Но дела пошли в гору далеко не сразу. Во-первых, товар выводили на рынок с бешеной скоростью, а в спешке легко ошибиться.
Когда тайваньский производитель спросил Савюка про видеостандарт в России, тот не знал, что ответить, так как совсем в этом не разбирался. В итоге первая партия консолей пришла в стандарте PAL-I. Всю партию консолей пришлось вручную чинить в Москве. Во-вторых, нужно было создать мощную торговую сеть. Савюк собирался продавать консоль в крупных магазинах и работать с оптовыми продавцами.
Первое время всё было плохо организовано. Оптовикам пришлось подолгу объяснять, что такое «игровая приставка», и почему она будет популярной. Некоторые не верили, что Dendy кто-то будет покупать. Сотрудники Steepler ставили в магазинах с игрушками телевизоры и подключали к ним консоли. Конечно, не обошлось и без крупных взяток, потому что товароведы отказывались выкладывать странный и непонятный товар на прилавки.
В общем, перспективы были весьма туманными. ГУМ первой половины 90-х. Первые фирменные магазины открылись в Москве на Петровке д. К февралю 1993-го года Steepler продавала до трёх тысяч консолей в месяц, однако в марте и апреле игровое подразделение работало практически «в минус». Савюк рассчитывал на то, что проект начнёт окупать себя, когда продажи консолей вырастут хотя бы до пяти-шести тысяч штук в месяц.
Игры приносили прибыль, но значительно меньшую, чем консоли и дополнительные аксессуары — геймпады или световые пистолеты. Да и сложно было построить бизнес только на играх, когда существовали картриджи вроде «100 в 1» или «9999 в 1». Поэтому продажа игр составляла наименьшую часть бизнеса Steepler. В дальнейшим компания планировала издавать оригинальные российские игры для Dendy, но дело не ушло дальше пары провальных тестовых проектов. К счастью, реклама продолжила работать и вскоре заполонила все телеканалы.
По всей стране постепенно начала формироваться крупная дилерская сеть: менеджеры Steepler выезжали в регионы, где покупали рекламу в местной прессе и искали потенциальных дилеров. Когда запустилась рекламная кампания «Dendy Новая Реальность», люди не поняли, что это такое, но само слово и песня из ролика моментально ушли в народ. Дети, которым родители всё-таки рискнули купить консоль, рассказывали о «чудо-приставке» своим одноклассникам. Никто не говорил: «У тебя есть видеоигра? И многим сразу было понятно, о чём идёт речь.
Если бы Steepler продавала безликий Micro Genius, то товар не получил бы такую популярность. Так что замысел с раскруткой и усилением собственного бренда полностью себя оправдал. К осени 1993-го года консоль обрела бешеную популярность в России. В день продавали до четырёх тысяч копий. Steepler провела исследование покупательского спроса и выяснила, что Dendy была на третьем месте в семье после холодильника и телевизора в категории товаров «Бытовая электроника».
Название торговой марки стало нарицательным для всех клонов Famicom и даже других консолей. Dendy хотели многие дети, она стала желанным подарком на Новый Год или день рождения. Старшее поколение вовсе не видело разницы между 8-битными и 16-битными платформами, называя любые консоли Dendy. Первый миллион долларов на видеоигровом бизнесе Steepler заработала в августе 1993-го года, а к концу 1994-го ежегодный денежный оборот игрового подразделения достиг 75—80 миллионов долларов. Dendy стала настолько желанной, что Steepler столкнулась с превышением спроса над предложением и приостановила рекламную кампанию в октябре 1993-го года.
В 1994-м официальными дилерами Steepler стали уже 350 фирм по всему СНГ, из них 35 — авторизованные дилеры с собственными игровыми магазинами и гарантийным обслуживанием. Словом, весь проект Dendy — это идеальный пример бизнеса из 90-х. В те годы многие предприниматели хотели придумать уникальный стартап в случае с Dendy — больше инвестиционный проект и раскрутить его, не особо задумываясь о долгосрочных перспективах. Савюк не думал о том, что бизнес Dendy продержится на плаву пять или десять лет. Как и многие предприниматели первой половины 90-х, он хотел открыть своё дело, зарабатывать здесь и сейчас, пробовать что-то новое.
Фактически Steepler запустила рынок видеоигр в России и заняла пустующую нишу. Не пройдёт и трёх лет, как в стране начнут легально продавать официальные консоли и лицензионные копии видеоигр, а российским рынком заинтересуются крупные производители компьютерного железа и даже сама Nintendo. Dendy создала рынок; рынок начал жить самостоятельно. О их стоимости говорить сложно, поскольку конвертировать цены первой половины 90-х в современные можно лишь примерно. Курс был очень неустойчив, а инфляция — колоссальна, но можно ориентироваться на курс доллара, его инфляцию за эти годы и стоимость самих консолей в долларовом эквиваленте.
Так, если переводить цены в современные рубли по курсу на декабрь 2021 года, то на запуске Dendy Classic стоила около тринадцати тысяч рублей, тогда как Junior — около семи. Отметим, что за основу взяты усреднённые и приблизительные цифры начала 1993-го года. Цены в торговой сети регулярно менялись, а консоль с годами сильно подешевела. Например, в середине 1995-го года Dendy Junior стоила на 30 долларов дешевле, чем в 1993-м.
Другие разноцветные картриджи для Dendy и вовсе продавали без фирменных характеристик.
Но абсолютно все виды объединяло одно — диковатые рисунки и безумные коллажи на лицевой стороне картриджа. Тайваньские и китайские пираты любыми способами хотели уйти от обвинений в нарушении чьих-либо авторских прав. Авторы обложек могли вообще не запускать в игру и создавали свои художества на основе игрового названия, поэтому рисунки на картриджах зачастую не имели ничего общего с содержанием игры. В качестве изображений обычно использовали кадры из аниме, обложки игр с других платформ чаще всего Sega Mega Drive или ПК или слегка видоизменённые постеры известных фильмов. И, конечно же, были сборники от 5 до 9999999 игр на одном картридже.
Ни о каких тысячах и миллионах речи не шло: на картридж записывали максимум десять игр, а остальные пункты в меню запускали каждую игру с определённого уровня, с разным оружием или с большим количеством жизней. Наибольшую популярность из этой серии получил картридж 9999 in 1, который в простонародье назывался «Картридж с чайками». Такое название он получил из-за красочного меню с летающими чайками, разнообразием фонов и 8-битной версии песни Unchained Melody от Righteous Brothers. Но среди многоигровок были и адекватные сборники. А «элитными» в наши дни считаются так называемые «пейзажные» многоигровки.
Эти сборники имели уникальный коллажный арт часто с блёстками и хорошую подборку игр. Современные коллекционеры гоняются за редкими экземплярами, а цена на некоторые уже достигла 4000 рублей. Дискутировать о картриджах для Dendy можно практически бесконечно, а про странные «хаки» можно написать целое собрание сочинений, так что не будем углубляться в эту тему. Отметим, что производители картриджей любили влезать в код игры и вырезать из него официальные логотипы игровых компаний. Из-за этого какие-то игры были непроходимы и зависали, а в каких-то срабатывала хитрая защита от копирования.
В магазинах Dendy легко можно было наткнуться на такую игру. Konami активно боролось с копированием и взломом своих игр. Жертвами «китайского сумрачного гения» также стали любительские адаптации популярных игр со старших консолей. Китайские разработчики с маниакальным усердием старались перенести на «фамиклоны» Street Fighter II , свежие игры Disney Interactive или различные части Mortal Kombat. Они посредственно выглядели и плохо работали, но выбирать не приходилось, особенно если у родителей не было денег на Sega Mega Drive.
В одних лежали различные модели Dendy, а в других — наличные. Steepler ежемесячно продавала 100—125 тысяч консолей, которые приносили пять миллионов долларов денежного оборота. К 1995-му году видеоигровой бизнес Steepler достиг невероятных масштабов: ежегодный оборот в 140 миллионов долларов, огромная дилерская сеть по всей стране, занятые 70 процентов видеоигрового рынка, три миллиона проданных консолей и около 20 миллионов картриджей. Спрос был настолько высок, что Steepler не успевала поставлять консоли — их продавали целыми контейнерами прямо «с колёс». Пришлось возить товар самолетами, что заметно съедало прибыль.
Чуть позже Steepler перешла на морские поставки, которые в итоге оправдали себя и увеличили маржинальность до 30 процентов чистой прибыли. К рекламе бренда привлекли знаменитостей — певца Олега Газманова и его сына Родиона. Но и это было только началом: Steepler открыла игровые залы в нескольких московских школах, выпустила на рынок собственную жевательную резинку с наклейками и профинансировала молодую анимационную студию «Аргус», которая сняла мультфильм «Приключения слонёнка Dendy». В планах был и мультсериал из тринадцати эпизодов, но не сложилось. Улыбчивый слоник был буквально везде.
В интервью DTF Савюк вспоминал , что после взрывного успеха компания начала повторно исследовать рынок и увидела большую зелёную зону лояльности. То есть среди потребителей бренда не было равнодушных или тех, кому продукция не нравилась — они все были фанатами. Индекс потребительской лояльности Dendy составлял около 80 процентов, а при таком показателе рекламу можно и вовсе не делать. В самом начале Steepler было необходимо набрать критическую массу потребителей, которые бы сами распространяли информацию. И когда консоли начали продаваться по 100 тысяч копий в месяц, многие узнали о Dendy по принципу «сломанного телефона».
От игрового подразделения требовалось лишь поддерживать имиджевую рекламу и сохранять доверие потребителей. Савюк рассказывал, что в компании всё рассчитали заранее: если ребёнку купили Dendy, то в школе он становился героем, и все начинали ходить к нему в гости. Все начиналось с детского «Купи! Один такой ребёнок мог привлечь с десяток потенциальных покупателей. Так что восторженные дети сами по себе были отличной рекламой Dendy.
Реклама Dendy Junior Доход Steepler рос с каждым месяцем, а количество сотрудников за два года увеличилось со 100 до 400 человек. Открылось три новых отделения — Steepler Graphic Center создание компьютерной графики , Steepler Trading поставка и продажа компьютерной техники и обучающий центр, где натаскивали будущих программистов. Но основную прибыль IT-компании приносили не игровые консоли, а услуги автоматизации, IT-консалтинг и сотрудничество с нефтегазовыми компаниями. В Steepler хотели постепенно уйти с «пиратской» нивы, так как это несколько портило имидж. Если игровое подразделение Steepler было ориентировано на B2C, или бизнес для потребителя, то другие — на B2B, или бизнес для бизнеса.
Савюк вспоминал, что акционеры видели в телевизоре какого-то бегающего слоника, «игрушки и звёздочки». Никакого отношения к серьёзному бизнесу Steepler такой маркетинг не имел, и, как считали в компании, даже вредил ей. Это сейчас многие знают Steepler как фирму-поставщика консолей, а весной 1993-го года акционеры открыто стеснялись нового направления компании. Общая реклама бренда Савюка попросили куда-нибудь уехать, чтобы основной офис и игровое подразделение не пересекались хотя бы территориально. Вместе с командой из пятнадцати человек он съехал в офисный комплекс на Петровке, где арендовал целый этаж.
В офисе Steepler остался только отдел оптовых продаж. Юридически Dendy всё ещё числилась частью компании, но фактически существовала отдельно. У неё было своё финансирование, свои закупки и своя команда. При этом Dendy удалось добиться лишь частичной независимости. Летом 1994-го года компания продала 30 процентов игрового бизнеса «Инкомбанку».
Фактически Dendy поделили на две части — подразделение, которое занималось оптом его финансировал «Инкомбанк» , и отдельное подразделение, которое организовывало розничные продажи в московских магазинах. В том же 1994-м произошли сразу несколько важных для бренда событий. Во-первых, по инициативе учредителей Steepler Андрея Чеглакова и Андрея Андреева выкупили контрольный пакет акций приборного завода «Тензор» в подмосковной Дубне. Из Тайваня частично заказывали начинку, но картриджи и некоторые модели консолей собирали в России на «Тензоре». Но сборка всё равно выходила достаточно дорогой, поэтому мощности завода переоборудовали под ремонтные нужды — ежемесячно на «Тензоре» чинили до трёх-четырёх тысяч восьмибитных консолей, которые приходили в ремонт по официальной гарантии.
Steepler не раз пробовала связаться с Sega и наладить официальные поставки консоли в Россию, но японская компания молчала. В итоге Steepler так и не заключила с Sega никаких официальных соглашений и начала закупать консоли сначала у тайваньских, а потом и у европейских посредников. Некоторые поставщики буквально сбагрили Савюку за копейки оригинальные лицензионные картриджи для Genesis и Mega Drive. Предприниматель рассказывал, что игры сильно залежались на их cкладах, а по оптовой цене каждый картридж стоил чуть больше доллара. Так в магазинах Dendy появились лицензионные картриджи для Sega.
C Sega не повезло, зато Dendy удалось привлечь внимание самой Nintendo. Весь 1994-го год Steepler пыталась выйти на руководство Nintendo of Europe через Германию, где у IT-компании находился региональный офис. В Steepler понимали, что невозможно вечно продавать клоны морально устаревшей консоли, и хотели заручиться поддержкой мирового производителя электроники. В том числе поддержкой рекламной. Некоторое время Nintendo игнорировала Steepler, но заинтересовалась, когда узнала о популярности 8-битного клона Famicom в России.
Весной 1994-го года Савюку позвонили из Nintendo of Europe и пригласили его на встречу в Сиэтл. Сперва Савюк подумал, что руководство Nintendo вызывает его «на ковер» и будет судить за пиратский бизнес в России, хотя Steepler вообще не нарушала торговые марки Nitendo. Его успокоили и объяснили, что Nintendo of America заинтересована в сотрудничестве и не будет предъявлять претензии по поводу «тех клонов», которые Dendy уже продала, и тех, которые будет продавать в будущем. Мало того, встречу назначил сам президент Nintendo of America Минору Аракава и председатель совета директоров Говард Линкольн. Переговоры шли несколько дней и увенчались успехом.
Nintendo of America согласилась официально поставлять 16-битную Super Nintendo и портативный Game Boy в Россию, а ещё закрыть глаза на все «фамиклоны» в фирменных магазинах Dendy. Но Steepler не могла работать по стандарту, по которому с крупными ритейлерами привыкла работать Nintendo — заказывать за полгода определённое количество консолей и иметь полную уверенность в том, что их можно продать. Савюк описал Nintendo структуру бизнеса компании, рассказал, сколько консолей и картриджей реально продать. С точки зрения мировых оборотов Nintendo это были ничтожные цифры. Но японский гигант пошёл на уступки, так как хотел выйти на российский рынок и вдобавок посоперничать с Sega.
Это был уже вопрос не денег, а имиджа, ведь Sega с разгромом победила Nintendo по продажам в Бразилии, Восточной Европе и некоторых странах Центральной Европы. В контракте с Nintendo было прописано жёсткое условие: если Steepler торгует продукцией Nintendo, то, во-первых, она должна быть легальной, а во-вторых, компания вообще не должны рекламировать и продавать Sega и её клоны. Steepler контролировала 70 процентов российского игрового рынка, так что для Nintendo в таком ограничении был смысл. Плюс Nintendo ещё раз пошла на уступки и сделала исключение в плане организации поставок. Steepler не нужно было заказывать консоли с фабрики за полгода до начала продаж — Nintendo of Europe поставляла SNES из своих запасов.
К тому же магазины Dendy не нуждались в большой партии консолей, ведь на первые месяцы хватило бы всего 30 тысяч штук. В Steepler недолго следовали букве контракта. Да, реклама Mega Drive исчезла из печатных изданий и с телевидения, однако сами консоли в магазинах всё ещё продавались. Магазины Dendy уже продали около десяти тысяч Super Nintendo, но грузовики с играми застряли на таможне. До праздников в магазины Dendy успели завезти только две тысячи игр.
Савюк впоследствии пытался представить, что говорили родители своим детям, когда дарили им консоль без картриджей. Когда в январе картриджи наконец-то прибыли, то выяснилось, что часть игр была только на немецком языке. Это вызвало дополнительные споры между Steepler и Nintendo of Europe. В дальнейшем Nintendo регулярно нарушала условия контракта и задерживала поставки из Германии. Савюк обратился в европейское отделение Nintendo, указал на всё нарушения и выбил разрешение на продажу Mega Drive вопреки всем договорённостям.
Реклама SNES Ни реклама кстати, в неё вложили один миллион долларов , ни привлекательность консоли не смогли заставить потребителя побежать в магазин и купить Super Nintendo. Если переводить на сегодняшние цены, то Super Nintendo стоила чуть больше 600 долларов. Если приводить другие наглядные сравнения, то Super Nintendo стоила как пять новых Dendy Classic. Один картридж Donkey Kong Country стоил как две Dendy Junior с многоигровками в комплекте — 70 долларов за штуку. Он стоил чуть дешевле, но родителям он казался чем-то глупым и бесконечно пожирающим батарейки.
Конечно, вне магазинов Dendy позже начали продавать клон Gameboy и поддельные картриджи для Super Nintendo, но по популярности и распространению им было далеко до Sega Mega Drive и народной 8-битки. Steepler хотела как лучше, но в итоге за продукцией Nintendo в России надолго закрепился ярлык чего-то очень дорогого, недостижимого и элитного. Для максимального охвата целевой аудитории был необходим собственный журнал или газета. В компании начали изучать российский рынок печатной прессы и наткнулись на журнал «Видео-Асс Компьютерные игры». Это был тестовый номер проекта издательского дома «Видео-АСС» он издавал журналы про кино и видео , который провалился и не ушёл дальше пилотного номера.
Steepler предложила «Видео-АСС» открыть совместное издание. Место ведущего редактора занял Валерий Поляков, программист Московского научно-исследовательского института приборной автоматики. Первые семь номеров издание напоминало тоненькую рекламную брошюру продукции Steepler. С шестого номера весь тираж Dendy печатали в Финляндии, так как Савюку не нравилось, что журнал выходит на дешёвой бумаге низкого качества и имеет посредственную вёрстку. Материала для журнала катастрофически не хватало, а игровые описания первое время верстали без картинок и с минимумом полезного текста — обычно вставляли пересказ особенностей геймплея и сюжета игры.
Дошло до того, что Валерий Поляков почти в одиночку написал первые пять номеров. В конце 1993-го года было почти невозможно найти авторов, которые разбирались в видеоиграх и умели складно писать. Полякову пришлось всё изучать самому, во многом импровизировать и даже написать серию художественных рассказов на околоигровую тематику. Тоненький рекламный журнал нужно было срочно чем-то забить. Примеры ранних текстов Всё могло бы закончиться катастрофой, если бы не старое соглашение «Видео-АСС» с французским издательством Hachette Filipacchi-Press.
Оно издавало во Франции два популярных игровых журнала — Joypad и Joystick. Французский след легко заметить в разворотах с картами игровых уровней, профилях персонажей и прочих текстах, в которых были использованы чёткие скриншоты и официальные арты. На некоторых даже остались оригинальные пометки и названия на французском. Но по-настоящему журнал выручила не французская пресса, а читательские тексты. В Steepler и «Видео-АСС» решили наладить связь с покупателями через анкеты, письма и общение в формате журнального фан-клуба.
Результат был предсказуем: в издательство приходили огромные мешки с письмами. Со всех уголков СНГ дети, подростки и даже взрослые присылали свои прохождения, комиксы, художественные рассказы, рисунки или секреты. Они мечтали выиграть консоль, световой пистолет или хотя бы пару картриджей, поэтому бомбардировали редакцию игровыми и околоигровыми текстами. Ещё читатели в письмах просили редакцию рассказать об игровых жанрах и известных франшизах. Открылись читательские рубрики «Комикс», «Фонтан фантазий», «Non-Stop», редакция придумала маскота Великого Dракона под его псевдонимом писал автор, а позже заместитель главного редактора Вадим Захарьин и рубрику с рисунками.
Из самых активных участников фан-клуба начали формировать первый редакционный состав. Так как Steepler была официальным партнёром Nintendo в России, её продукцию нельзя было открыто критиковать на страницах журнала. Журнал выходил почти два года — с июля 1993-го по май 1995-го. А перестали его издавать из-за денежных разногласий между Steepler и «Видео-Асс». Виктор Савюк вспоминал, что журнал был убыточным проектом, всего лишь ещё одной попыткой компании достучаться до потенциальных покупателей игровых консолей.
В «Видео-Асс» была плохо организована логистика и распространение, поэтому Steepler самостоятельно оплачивала всё производство в Финляндии и поставки тиража в Россию. Регулярные задержки финансирования со стороны Steepler привели к неудачным переговорам и окончательному расторжению контракта с IT-компанией. После этого компания запустила собственный журнал «Dendy — Новая Реальность». Его вёрсткой и дизайном занималось архитектурное бюро «А-Б Студия», которое до этого работало над молодёжным журналом «Птюч». Тексты писали сотрудники отдела маркетинга Steepler.
Чуть позже буквально с улицы появились несколько внештатников. Общее качество материалов вернулось к уровню первых номеров «Видео-Асс», а из-за странной вёрстки и прыгающих шрифтов читать журнал было невероятно сложно. Впрочем, уже в первом номере Dendy авторы честно признались в том, что у них совсем нет опыта создания игровых журналов. Рекламный отдел IT-компании подытожил своё заявление фразой «мы старались». Авторы нового Dendy в основном пересказывали сюжеты игр и вкратце описывали их геймплей на основе скриншотов и прохождения первых уровней.
Неудивительно, что с такими текстами новый Dendy не был популярен. Он продержался всего шесть номеров и быстро канул в Лету. После выходило много любительской периодики. В основном это были многочисленные сборники с прохождениями, секретами, подсказками и чит-кодами. Составители таких книг брали информацию из старых номеров Dendy и зарубежных журналов, которые можно было приобрести на книжных ярмарках и в некоторых игровых магазинах.
Качество подобных изданий сильно разнилось. Некоторые издательства бессовестно воровали описания, коды и прохождения из чужих книг, а орфографические и фактологические ошибки только запутывали игроков. Общее количество подобных книг не поддаётся исчислению, так как они издавались даже в начале нулевых. Пожалуй, самой известной и распространённой можно назвать тоненькую книгу «112 игр на Dendy».
В Японии существовала специальная версия приставки, работавшая на стандартных пятидюймовых дискетках. Там же, в Японии, можно было подписаться на электронные игры по телевизионному каналу и играть в них без картриджа, подключив приставку специальным образом к телевизионной антенне. Первыми появились приставки, процессорная плата которых содержала 8 микросхем в DIP корпусах большой и средней степени интеграции, в том числе основную пару — главный процессор НА6827 и видеопроцессор НА6838, 2 микросхемы RAM — 6116 отечественный аналог КР537РУ10. На смену им пришли однокристальные приставки, которые можно условно отнести ко второму поколению аппаратуры. Эти видеоприставки функционально аналогичны многокристальным, процессор MOS 6502, BIOS, оперативная память — всё находится внутри одного кристалла но более совершенны в технологическом плане, потребляют меньшую мощность. На процессорной плате такой приставки установлена всего лишь одна бескорпусная БИС UM6561 с различными буквенными индексами, или её эквиваленты из двух и даже трех бескорпусных БИС. Последний вариант типичен для «пиратских» видеоприставок, изготовителям которых недоступна «фирменная» микросхема. Вся БИС залита каплей защитного эпоксидного компаунда. Среди любителей ее часто и называют «капелькой». Такую же конструкцию имеют микросхемы и в других узлах приставки. UM6561 выполняет функции центрального процессора, видеопроцессора и музыкального процессора. Её система команд в целом такая же, как у известного восьмиразрядного микропроцессора 6502. КАРТРИДЖ Картридж восьмибитных видеоприставок представляет собой сменное полупроводниковое постоянное запоминающее устройство, в котором записаны игровые программы.
Естественно, даже если бы я замулил всю графику и прочее, эта таблица была бы мне недоступна. Даже если бы я ее частично вычислил вручную, исходя из игровых текстов что отняло бы довольно много времени само по себе , я не мог быть уверен, что она верная и полная. В общем, был нужен картридж. По определенным причинам, наложить на него свои руки тогда мне не было возможности и дамп остался лежать мертвым грузом в архиве до неопределенного времени до кучи была еще и проблема непубличности дампа, который я не мог просто так выложить... Я до сих пор в шоке, как ему это вообще удалось, даже за те деньги, которые на это понадобились... Но как только я это увидел, побежал клянчить карик. В общем, мне удалось наложить лапу на это железо. Я смог потыкать в него своей аппаратурой и наконец узнать, как все на самом деле работает, считать внутреннюю таблицу конвертирования символов и дописать свой старый код маппера для эмуляции. До кучи оказалось, что картридж, который купил чел, был совершенно новым, отличным от тех, чьи дампы были у меня.
Большой топ: культовые игры на Денди!
Хотел купить еще кое-какие раритетные керамические микросхемки, но жаба задавила. Хотя цены на многие микросхемы на таобао в разы отличаются от того же алиехпресса, но комиссии посредников mistertao и taobaoring и постоянные комиссии на перевод денег сильно съедают предполагаемую выгоду. К тому же эти постоянные рефунды, будь они не ладны...
Понятно, что непосредственно процессор не может адресовать такой объём памяти. В Денди применяется метод «страничной адресации» памяти картриджа. Картриджи большого объёма содержат, помимо микросхем памяти, еще и переключатель страниц маппер. Маппер «mapper» — комбинационная схема или контроллер , состояние которого однозначно определяет блоки ПЗУ картриджа, отображаемые в данный момент в адресное пространство процессора, или знакогенератор PPU. Видов мапперов существует очень много наиболее распространены около десяти — каждый из них имеет свой функционал по управлению аппаратной частью картриджа: поддержка того или иного вида и объёма используемых в картридже микросхем памяти, возможность использования дополнительной памяти ОЗУ , наличие других дополнительных функций звукового процессора, таймеров и пр. Мапперы имеют свои отличные от других «системы команды» управления их состоянием.
Большим количеством модификаций «классических» мапперов мы обязаны «пиратам» - стремящимся либо с сэкономить на железе, любо запихнуть на один картридж много всего разного, а зачастую - и то и другое сразу ;- Несмотря на все разнообразие см. Подключается к шинам процессора. Подключается к шинам PPU и мапперу если маппер предусматривает переключение страниц знакогенератора. Преимуществом такой организации является то, что есть возможность изменения одной иконки знакогенератора или даже ее части , при сохранении всех остальных иконок неизменными. В предыдущем случае CHR-ROM имелась возможность только выбирать заранее созданные и прошитые в ПЗУ пресеты знакогенераторов если их несколько — зато путем переключения можно намного быстрее изменить группу иконок, чем поштучно их подгружать. Некоторые мапперы состоят из нескольких микросхем. Любая программа игра пишется под определенный тип маппера.
Батарейка для сохранений не нужна. Про совместимость с консолями. Картридж проверялся на разных консолях от оригинального Фамикома до новодельных фамиклонов, но вывод о полной совместимости был поспешным. В некоторых играх могут проявляться визуальные глюки на некоторых консолях но не всех. Если такие находятся, об этом написано в описании к игре в списке ниже. Если открыть Dendy, и внутри всего одна микросхема с надписью UM6561F-2, то вот это она. Огромная просьба отнестись с пониманием, если на вашей консоли возникнут проблемы с картриджем, всё-таки это собственная разработка, и проверить её на всех существующих консолях нет возможности. Если вдруг что-то пойдёт не так, я всегда иду навстречу и могу сделать возврат или замену с оплатой всех расходов.
Все игры того стартового периода умещались на один экран и не занимали более 32 килобайт данных на картридже. Ирония заключалась в том, что NES имела специальную аппаратную поддержку для скроллинга уровней, но самые первые игры сайд-скроллерами не являлись, хотя и были выпущены компанией, который сам бог велел, зная все особенности их консоли, выпускать игры максимально подчеркивающие преимущество новой приставки. Ограничение для размера NES игр в 32 кб имело место только первые пару лет. Потом сторонние разработчики более менее приноровились к консоли и поняли, что 32 кб хватит далеко не всем. Видя эту ситуацию, Nintendo решила сделать для всех новых картриджей маппер, позволявший создавать игры на порядок большего размера. На картридж можно было засунуть все что угодно — любые чипы, которые душа пожелает: оперативную память, видеопамять, сопроцессор, энергонезависимую память для сохранений. Теоретически в картридж можно добавить такие вещи как модем или raspberry pi. Другое дело что для реализации этого потребуются титанические усилия, а также несколько свободных выходных. Картриджи Спецификации NES картриджа до сих пор могут быть найдены в интернете, и, вообще, довольно подробно разобраны сообществом. Но сам процесс производства картриджей — это тайна покрытая мраком. Более менее достоверно известно что на территории Европы и США выпуском картриджей занималась исключительно Nintendo. В смысле самих коробочек с микросхемами. Набор микросхем увеличивался с годами, так что можно сказать, что с точки зрения разработчика спецификация самой консоли менялась, хотя менялись на самом деле картриджи. Эта особенность позволила NES быть популярной столь долгое время, конкурируя с другими игровыми приставками. Каждый разработчик должен был явно указывать в заголовке скомпилированной игры ROMа перечень функций NES, которые будут использованы игрой. Некоторые функции поддерживались «обычными» картриджами — например маппер памяти, а вот за наличие сохранения или лишней оперативной памяти приходилось доплачивать Nintendo, чтобы та включила заветные чипы в ваш будущий картридж. В Японии были компании, которые сами занимались изготовлением картриджей, попутно добавляя в них собственные уникальные чипы, создававшиеся под одну конкретную игру. Впоследствии подобные вещи в себе съели немало нервных клеток у тех, кто создавал эмуляторы NES, пытаясь заставить работать в своем детище и такие игры. Архитектура картриджей подразумевала что сама программа и графические спрайты находятся в разных чипах. Вот например фотография картриджа Super Mario Bros. В тех картриджах что продавались у нас подобные компоненты использовались обычно только в тех картриджах что шли вместе с консолью, и то не всегда. В пиратских картриджах использовались черные кляксы вместо чипов, скорее всего это были те же схемы, но изготовленные по другой технологии. По какой? Думаю в комментариях вы найдете ответ на этот вопрос. Оборудование для разработки Сведения об официальном SDK от Nintendo весьма скудны, настолько, что я уже склонен считать, что его просто не было. Так что все, что было доступно — спецификации, а дальше каждый разработчик крутился как мог. Самодельное же оборудование для разработки делилось на 2 класса: видоизмененные картриджи с перезаписываемыми банками данных и отладочные станции. В первом случае все относительно просто — в обычном картридже банки данных и графики заменялись на схожие чипы с возможностью многоразовой перезаписи. Нельзя сказать, что разработка с таким инструментом радовала — после каждой перекомпиляции картридж приходилось прошивать заново.
Информация
- Информация
- Картриджи для консолей 8-bit
- Содержание
- Челябинский инженер наладил производство картриджей для Dendy
- Информация
- Картриджи для Денди. 90-е. Это была твёрдая валюта моего детства. По черным точкам определяли игры
Картриджи для Денди. 90-е. Это была твёрдая валюта моего детства. По черным точкам определяли игры
Денди картридж от Steepler обменял на игровую приставку Dendy Junior IVP. Dendy Racer300 объединяет с классическими моделями 8-бит – совместимость со стандартными картриджами для Dendy. Итак, не поддаётся сомнению, что картриджи с выдавленным слогоном TSC DANDYK можно считать эталоном качества.
О флеш-картриджах.
Итак, не поддаётся сомнению, что картриджи с выдавленным слогоном TSC DANDYK можно считать эталоном качества. серия домашних игровых консолей, неофициальный аппаратный клон Famicom третьего поколения от Nintendo. Ролик был снят в конце июня 2019 года и когда я уже заканчивал трудоемкий монтаж, отнявший у меня неделю жизни, в монтажной программе выскочила критическая ошибка, убившая весь проект. Самый дорогой картридж из его линейки, настолько наворочен, что помимо быстрых сохранений (как в эмуляторе) он в скором времени будет эмулировать Денди. Картридж Dendy 4 в 1 NJ-1405 CONTRA/JACKAL/PRETTY GIRL/TERRA CRESTA.
Мапперы Famicom/NES/Денди
Что за топор? Что за щит? Что за меч? Кстати, выходили еще и другие картриджи с подобной, но слегка измененной картинкой. На сей раз пираты пририсовали маски и добавили перчатки. А Микеланджело стоит спиной и его панцирь больше напоминает канализационный люк. А как вам такой Марио? Вы когда-нибудь видели, чтобы Марио и Луиджи были без усов? Также, меня сильно позабавил картридж с пиратской игрой «Super wonderful Mario», где был изображен вообще непонятный набор персонажей, в том числе и непонятно откуда взявшаяся Белоснежка. Ну а про Марио в странной кепке и с бейсбольной битой в руках я вообще молчу. Ну а с игрой «Kick master» вышла та еще хохма.
Не знаю, чем руководствовались товарищи пираты, но они серьезно налепили на картридж с игрой «Kick master» Маску, то есть персонажа Джима Керри из фильма «Маска», а также его культовую собаку Майло. Где связь? А как вы думаете, какая игра записана на картридже, который указан ниже? Может быть «Castlevania» или игра про Дракулу? Нет, здесь записана первая часть игры «Batman».
Берёте ватную палочку или что-то подобное, макаете в спирт и протираете контакты картриджа с двух сторон платы. Большинство, как и я, используют для этого туалетную воду или другие спиртосодержащие растворы, т. Но говорят, что правильнее всё-таки использовать именно спирт, т. Но лучше всего, на мой взгляд, использовать вариант, о котором я узнал совсем недавно - почистите контакты мягким ластиком стёркой. Этот помогло мне в нескольких случаях, где не справились ватка и спирт.
Восстановление целостности платы Осмотрите плату картриджа и убедитесь, что он в принципе целый: нет трещин, оборванных дорожек, перебитых ножек у микросхем или других элементов и т. И если что-то не в порядке, это, по возможности, нужно исправить. Конечно, данный способ подходит тем, кто хоть немного дружит с паяльником. Если же это не про вас, но вы заметили некие повреждения на плате, обратитесь к более опытным в этом деле товарищам. Нагревание платы Последний, самый экстремальный и спорный вариант, о целесообразности которого, впрочем как и других, судите сами. Его рекомендуют применять преимущественно к картриджам, в которых вместо корпусных микросхем используются так называемые «капли» - безкорпусные микросхемы. Заключается он в следующем.
Столь значительная сумма, потраченная на видеоигру, стала новым мировым рекордом. Предыдущее достижение принадлежало первой части Super Mario Bros.
Стартовая цена лота начиналась с 62,5 тысячи долларов.
Dream master — это весьма забавная игра про мальчика, который попал в мир снов, и который способен взаимодействовать с животными, влезая в их шкуру. Но что мы видим на картридже?
А видим мы юного Элайджа Вуда и персонажей известных мультфильмов, которые никак не причастны к данной игре. Игра вышла по мотивам одноименного мультфильма, поэтому Элайджа Вуд здесь тоже пририсован каким-то левым боком. Ну а как вам третья часть игры «Ninja Gaiden», которая в пиратском варианте носит название «Ninja Ryukendn 3»?
Что это за самурай изображен на картридже? Мы ведь за ниндзя играем. На самом деле этот самурай вообще перекочевал из другой игры, причем даже не 8-битной.
Я думаю, что многие игры в игры про Черепашек ниндзя, и скорее всего данное изображение вы тоже встречали. Не знаю, что рисовал этих черепах, но судя по всему мультсериал он не смотрел. Почему панцири черепах в полосочку, и почему у них такое странное вооружение?
Что за бумеранг? Что за лук? Что за топор?
Что за щит? Что за меч?
«Картридж Dendy»
- Самодельный картридж для 8 битной приставки типа денди
- Похожие новости:
- Как купить картриджи для консоли 8-bit?
- Поиск по аукциону
10 интересных фактов о приставке Dendy из 90-х
Обсудить Игру продали на аукционе, организованном частным финтех-стартапом Rally, — организовывает торги, на которых участники продают доли в физических коллекционных предметах. Отмечается, что все предметы игровой индустрии из 90-х, всё, что является уже вышедшим из использования, становится ценнее с точки зрения организаторов торгов. Поэтому неудивительно, если в будущем те же картриджи будут стоить ещё дороже.
По словам Руслана, для производства картриджей Dendy и Sega не требуется много оборудования: только паяльная станция и компьютер с необходимым софтом для проектирования печатных плат. Микросхемы и расходные материалы есть в свободной продаже. Производство цветных корпусов, правда, своими силами хоть и возможно, но невообразимо дорого, поэтому их мастер заказывает в Китае.
США, Япония Знаменитые итальянские братья-водопроводчики Марио и Луиджи открывают портал в подземный город, из которого должны вызволить пленённую принцессу Пич и сразиться с заклятым врагом Боузером. А сделать это можно с помощью игровой видеоприставки DendyRacer, во встроенном сборнике которой находятся все популярные гонки игровой платформы 8 бит. Попробуйте прокачать свои навыки вождения и прийти на финиш первым, а это надо сказать очень не просто.
Платы наверно нет. Опять же повторюсь, если возможно хотя бы несколько штук ОП или почтой буду очень рад принять. Даже не ожидал подобного ажиотажа… затягивать не буду. Дар ожидает получателя.
Картридж для «Dendy» продали за два миллиона долларов
Моя коллекция картриджей Dendy / Ранний доступ | Картриджи для Денди могут быть интересными для коллекционеров, особенно если они редкие или в хорошем состоянии. |
Картриджи для денди | Наверняка у кого-то на конфе валяются давно забытые картриджи для денди, занимающие место. |
Картриджи для Денди | Те, кто коллекционирует картриджи денди, должен знать, за что он платит деньги. |
Картриджи для консолей 8-bit | Недавно я разбирал старые вещи и случайно нашел картридж от приставки Dendy. |
Картриджи для Денди | В 90-е годы выходило большое количество картриджей для приставки 'Dendy' – Самые лучшие и интересные новости по теме: Dendy, геймер, игры на развлекательном портале |
О флеш-картриджах.
Игровые приставки Денди Картриджи для Денди Аксессуары Денди 8 бит. В ассортименте более 24 товаров с кешбэком до 326 бонусов. Конструктивно картридж выполняется в пластмассовом корпусе размерами примерно 105x90x20 мм, внутри которого размещается печатная плата с микросхемами и 60-контактным торцевым печатным разъемом. Недавно я разбирал старые вещи и случайно нашел картридж от приставки Dendy.