праправнук Алексей Дмитриевич Достоевский с супругой и детьми. В Беларусь приехали праправнук писателя Алексей Достоевский, его жена Наталья, а также их дети.
«Будем знакомы: Достоевский - семьянин»
Учебный день состоял из 10—12 уроков и этим не ограничивался. Вечером дети были задействованы в мастерских, творческих кружках. Летом учебная программа несколько изменялась. Количество уроков снижалось до 6—7. Но принцип преподавания изменялся, позволяя воспитанникам проявлять инициативу: «…педагоги лишь инструкторы, не более. Никаких лекций, никаких уроков; пусть учащиеся сами читают доклады и ведут беседы…». Летние занятия по комплексному методу на тему «Петроград».
Традиционные для дореволюционной педагогики наказания трудовой повинностью или лишением сладкого были неэффективны, так как первое воспринималось как не всегда желанная, но обязательная часть учебного процесса, а второго в голодном Петрограде попросту не было возможности достать. Пришлось искать другие, более практичные и эффективные меры поощрения, — им стало соревнование. Для воспитания самостоятельности и ответственности было предложено разделить учеников по 5 разрядам, которые присваивались коллективно или индивидуально в зависимости от числа проступков. Контроль и разделение осуществлялись с помощью общественного дневника — «Летописи». Подобная мера была взята из системы дореволюционного воспитания и была порой излишне сурова по отношению к воспитанникам. Для того чтобы подняться из последнего разряда в первый, ученику требовалось никак не меньше нескольких месяцев, что означало практически полное лишение свободного времени, прогулок и выходных.
Сорока-Росинский поддерживал проявление инициативы среди детей. Именно по инициативе воспитанников были созданы герб и гимн школы, а самоуправление в школе приобрело форму республики. Учениками издавался и т. Неожиданная поддержка издания педагогами породила волну повального увлечения литературой и издательским делом. Так, на 80 детей по сводкам 1924 г. Достоевского ребятами редактировалось и издавалось более полусотни различных рукописных журналов и брошюр, выпуски некоторых из них даже становились ежемесячными.
Другим увлечением воспитанников стал театр: в спектаклях, кроме учеников, были также задействованы учителя-воспитатели. Заинтересовались дети и экскурсионным делом: при активном сотрудничестве с обществом «Старый Петербург — Новый Петроград», 42Росинский К. Сорока-Росинский, они создали школы собственную историко-краеведческую группу. Школа была интересным и ярким учреждением в Петрограде-Ленинграде Там же. При этом осуждались «установленный в школе тюремный режим» и «нецелесообразная система воспитания». Один из основных пунктов критики касался отсутствия в школе трудового воспитания и приоритета теоретических знаний над практикой.
Многочисленные педагогические дискуссии в отношение методик, реализуемых в школе, привели к тому, что в 1925 г. Сорока-Росинский вынужден был покинуть пост директора школы. Однако нельзя не отметить, что расцвет школы пришелся именно на период работы в ней В. Уровень культуры и знаний, который приобретали воспитанники, позволил выдающемуся детскому писателю С. Маршаку сравнить ее с Царскосельским лицеем пушкинской поры. Об этом говорят сведения из биографий бывших учеников школы.
Бывшие «трудновоспитуемые» Г. Ионин закончил режиссерское отделение в Институте сценических искусств, работал помощником Д. Пантелеев, Г. Белых, П. Ольховский стали писателями. Трудоустроены были и другие выпускники: они стали конструкторами, инженерами на заводе.
Один из «шкидцев», Куракин, по воспоминанию Л. Пантелеева, впоследствии занимал крупный пост в одном из министерств. Деятельность Школы социально-индивидуального воспитания им. Достоевского раскрывает любопытную страницу в истории экспериментальной педагогики и общественных инициатив по борьбе с беспризорностью в 1920-е гг. Результат ее тяжелой, но продуктивной педагогической работы дал возможность бывшим беспризорникам войти в полноценную взрослую жизнь. Однако подчеркнем, что деятельность Школы, как и история многих учреждений и институций 1920-х гг.
Именно он, основываясь на идеях и разработках дореволюционной педагогики — в частности, своего учителя В. Бехтерева, сформулировал и реализовал на практике методику работы с «трудновоспитуемыми детьми». После его ухода Школа превратилась в обычное образовательное учреждение, а само понятие ШКИД оказалось связано лишь с литературным и кинематографическим образом. Сборник издан при поддержке фонда «История Отечества» Статья подготовлена в рамках работы по проекту «Советский научный эксперимент 1920-х гг. Рожков А. Бехтерев В.
Наконец, Господь послал ему любимую Анечку. Сниткина родила ему четверых детей, но Софья и Алексей умерли в младенчестве драма потери отразилась в романах этого периода , остались жить двое — Люба и Федя. Практически все письма из-за границы вынужденного ездить на воды Достоевского содержали просьбы сообщать о детях как можно чаще, «причем подробно». В ответ посылал наставления, как с ними вести себя мамаше, переживал из-за разлуки: «Тут ничего не пишется, если бы дома, когда за стенкой слышны дети, другое дело». Внимательному читателю вырисовывается система воспитания по Достоевскому: «Родниться взаимно душою каждый день, каждый час».
В письмах слово «воспитание» практически не используется и заменяется выражениями «следи», «наблюдай», «веди». Анна Григорьевна пишет, что, общаясь с детьми, «муж становился ребенком». И еще она вспоминала, как однажды в вагоне Федор Михайлович услышал плач ребенка и тут же исчез. Нашла его в другом купе с ребенком, «и уже оба смеются». Иногда он очень беспокоился: приснился Федя, выпавший из окна, летит перевертываясь, проснулся в испарине от ужаса.
За детей у Достоевского «холохолет» сердце. Они растут, и опять забота: «Федор играет на заднем дворе в рюхи, я уже в его возрасте кое-что читал». В дневниках есть запись: «Дети решают все. Дети правят государством». Достоевский: «Дети — это ангелы Божии...
Трудная задача, но если взять за принцип «не наклонять ребенка в угоду своего удобства», помня евангельское «Устами младенца глаголет истина», то слова «Дети решают все» вполне объяснимы.
Что и было сделано. И в следующем письме, надеясь, что сыну уже купили жеребенка, Федор Михайлович просит поцеловать его наравне со всеми. Это было почти мистическим, пророческим предсказанием того, что Федор Федорович всю жизнь будет заниматься лошадьми. В столь малом возрасте отец совершенно точно определил главный интерес жизни своего сына. Жаль, что педагогическая наука не пошла по стопам Достоевского. Прежде всего, он никогда в своих письмах к Анне Григорьевне не использовал слово «воспитывать», а употреблял совершенно другие слова — «наблюдай», «веди».
Его принципом было не подтягивать детей на свой взрослый уровень, облегчая свое собственное существование, а понимать ребенка. И это приносило прекрасные плоды. Он никогда в письмах к Анне Григорьевне не использовал слово «воспитывать», а — «наблюдай», «веди» Вообще, Федор Михайлович очень переживал из-за того, что дети у него поздние, что он не сможет вырастить их. Для него было большой трагедией понимание того, что из-за своего возраста он, возможно, не увидит своих детей взрослыми. При этом она сказала: «Только поменьше говори об этом, помалкивай». Потому что тогда Федор Михайлович считался контрреволюционным писателем. В моей школе в кабинете литературы висели портреты Добролюбова, Толстого, Тургенева, Некрасова — короче, всех, кроме Достоевского.
Не было тогда такого писателя. Так что у меня ничего нет, только гены и большое желание изучать жизнь и творчество прадеда. Я чувствую, что мой характер очень похож на характер Федора Михайловича. И меня очень интересует, каким человеком он был, как семьянин и писатель, какой была жизнь его предков и потомков. Один из почитателей Достоевского говорит: «У меня есть время, давай я этого Романа Достоевского найду. Может, он какой-то твой родственник? И Роман сразу сказал: «Я Достоевский, но не тот».
Я говорю: «Как хорошо, что вы сразу признали, что не тот, потому что я — тот». В итоге выяснилось, что его предки жили в одной губернии по-моему, в Тверской , где получили декрет Ульянова-Ленина о разрешении менять фамилии по каким-либо причинам. В деревне, где почти все были, предположим, Дерьмовцевы простите за грубое слово , решили, что это звучит не очень благозвучно. Обратились к местному писарю, который увлекался литературой. И этот начитанный человек сказал: «Ах, так, ну, давайте менять фамилии. Вы будете Пушкины, вы — Лермонтовы, вы — Толстые…». И все сменили свои фамилии.
И этот Роман Достоевский слышал от родителей, что его род идет оттуда. Какому-то корреспонденту телеканала «НТВ» я поведал эту историю, и на канале сняли очень хороший небольшой документальный фильм об этой деревне, где по улицам ходит Пушкина с коромыслом и ведрами, а какой-то дядька из подвала тягает картошку. Очень интересно. И вот Роман Достоевский появился в нашем городе. Потом ко мне подошла довольно известная журналистка из «Ленинградской правды» и сказала: «Я Дарья Достоевская». Я говорю: «Знаю, видел вашу подпись под статьями в газете». Рассказал ей эту историю с Достоевскими.
Она говорит: «Ну, теперь мне все понятно». Есть настоящие, а есть наши трудовые люди, другие Достоевские. О праправнуке и Федоре четвертом — Расскажите, пожалуйста, о своих внуках и сыне. Алексею уже за сорок, он нашел себя и рад тому, чем занимается. Ему нравится его работа, которая дает возможность интересно жить и иметь средства, чтобы воспитывать четверых детей. Внук Федя учится в пятом классе, ему 11 лет. Федька продолжает заниматься в музыкальной школе, через которую прошли и внучки.
Все четверо были одними из первых в классе по успеваемости в музыкальной школе, потому что у родственников Федора Михайловича Достоевского были музыкальные способности. Например, его племянник — Федор Михайлович-младший — был довольно известным в центральной России певцом, давал сольные концерты на фортепиано, а в пожилом возрасте держал музыкальный магазин, где продавали пианино и фортепиано. Одна из родственниц Федора Михайловича тоже была певицей. То есть музыкальные и певческие способности передаются по наследству. Выступая перед молодежью, я обязательно советую расспрашивать своих предков — бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек — о том, как они жили, чем интересовались, что помнят, ведь многое передается по наследству. Например, дочь писателя Люба была сладкоежкой, и я вижу, что это «сладкоежество» продолжает существовать в его потомках. Федор Михайлович умел рисовать, и мой отец рисовал в музее в Старой Руссе есть его блокнот зарисовок.
Я тоже умею рисовать. Передаются даже такие мелочи, как, например, привычка днем немножечко поспать, как было у моего деда, стало быть, прадеда для моего сына. И я, и Алексей немножко спим днем. Ген писательства, естественно, немного затухает. Я пишу рассказики, и те, кто их читал, говорят, что это очень интересно. Во внучках я обнаруживаю умение складывать слова, они не боятся текста. Так что многие черты характера, привычки и увлечения предков передаются новым поколениям.
Я несколько консервативный человек.
Лучше Христа ничего не выдумаете, поверьте этому…» Из письма Н. Озмидову, 18 августа 1880 года. Николай Лукич!
Мне вот кажется, что это не совсем правильно: фантазия есть природная сила в человеке, тем более во всяком ребенке, у которого она, с самых малых лет, преимущественно перед всеми другими способностями, развита и требует утоления. Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно — дашь ей развиться именно чрезмерно что и вредно своими собственными уже силами. Такая же натуга лишь истощит духовную сторону ребенка преждевременно.
«Род Достоевских продолжается»
Любимая дочка Достоевского Любовь, Любочка 1868—1926 , по воспоминаниям современников, «была заносчива, высокомерна, да и просто неуживчива. Она не помогала матери увековечивать славу Достоевского, создавая свой образ как дочери знаменитого писателя, впоследствии вообще разъехалась с Анной Григорьевной». В 1913 году после очередного выезда за границу на лечение она осталась там навсегда за границей она стала «Эммой». Личная жизнь ее не сложилась. Умерла она в 1926 году от лейкоза в итальянском городе Больцано. Похоронили ее торжественно, но по католическому обряду за неимением православного священника.
Когда старое кладбище в Больцано закрыли, то прах Любови Достоевской перенесли на новое и поставили над могилой огромную порфировую вазу, деньги на нее собрали итальянцы. Как-то я встретил актера Олега Борисова, и, узнав, что он едет в те края, попросил его посыпать ее могилу землей из Оптиной Пустыни, которую я взял там у домика Достоевского». Племянник писателя, Андрей Андреевич Достоевский 1863—1933 , сын его младшего брата, был удивительно скромным и преданным памяти Федора Михайловича человеком. По примеру своего отца он стал историографом рода. Андрею Андреевичу было 66 лет, когда его отправили на Беломорканал…Через полгода после освобождения он умер.
В одном из своих интервью он говорит: «В молодости скрывал, что я единственный прямой потомок Достоевского по мужской линии. Сейчас говорю об этом с гордостью». Внук Андрей Федорович Достоевский, инженер, фронтовик, создатель музея Ф.
Вопросы разбиты на 5 раундов: «Разминочный», «Внимание на экран», «Отрывки из произведений», «Узнай Москву», «Правда или вымысел». Цель игры — не столько проверка знаний, сколько поощрение любознательности. В первые 8 команды, которые приняли участие в квизе стали 50 старшеклассников Школы им. Теперь викторина доступна в online-формате на портале «Узнай Москву» и в приложении izi. Аудиогид «Дорога в Даровое» по 12 точкам маршрута создавался и озвучивался 25 старшеклассниками Зарайского района при участии Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль».
Гид записан и размещен в izi. Автопутешественники по данному маршруту могут получить дорожные впечатления, которые испытывал Феденька Достоевский со своей семьёй по пути в усадьбу. Презентация результатов ДетскийДостоевский пройдет 17 июня в театрализованном формате на площадке библиотек книжного фестиваля «Красная площадь». Проект «Детский Достоевский» организован Сообществом «Лидеры и инновации в библиотеках» при содействии Библиотеки им. Задачей проекта стало представить материальное и нематериальное наследие Ф.
К тому же, квартира на Божедомке становится мала для разрастающейся семьи. Поэтому в 1831 году Михаил Андреевич покупает сельцо Даровое, а на следующий год - соседнюю с ним деревню Черемошну. Как оказалось, приобретение было не самым удачным. Почва была скудная, отсюда - постоянный неурожай. Господский домик был совсем маленьким. Но дети с огромным удовольствием жили в Даровом. После больничного садика, где детям запрещалось разговаривать с пациентами больницы, Даровое казалось чудным местом, где можно бегать, играть и веселиться. Самой любимой игрой Фёдора была игра в диких. Строился шалаш, где дети раздевались и расписывали тело красками на манер татуировки, а затем совершали набеги и брали в «заложники» крестьянских мальчиков и девочек. С 1835 года ухудшается здоровье Марии Фёдоровны — развивается чахотка. В 1837 году 36 лет Мария Фёдоровна умирает. Михаил Андреевич тяжело переживает смерть супруги, здоровье тоже ухудшается, глава семьи уходит в отставку. В том же 1837 году определяет Фёдора Достоевского в Главное инженерное училище. Первая свадьба В 1857 году Достоевский венчается с Марией Исаевой. Но счастливая семейная жизнь не складывается. По пути в Семипалатинск Достоевские останавливаются в Барнауле, где писателя постиг тяжёлый припадок эпилепсии. Сам Достоевский считал эти припадки нервными, но именно в Барнауле доктор скажет, что это настоящая падучая. Мария Дмитриевна в отчаянии. Сам Федор Достоевский говорит, если бы знал, что у него настоящая падучая, то не женился бы. Но постепенно жизнь семейства Достоевских входит в спокойное русло. В 1864 году Мария Дмитриевна умирает от чахотки, брак продлился 7 лет. Фёдор Михайлович, несмотря на разногласия, тяжело переживает смерть супруги. Был ли брак счастливым? Вот что пишет Достоевский в письме к Врангелю после смерти Марии Дмитриевны: «О, друг мой, она любила меня беспредельно, я любил её тоже без меры, но мы не жили с нею счастливо…несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе — мы не могли перестать любить друг друга. Когда она умерла- я хоть и мучился, видя весь год , как она умирает… - но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда её засыпали землёю. И вот уж год, а чувство все то же, не уменьшается».
Люди, узнав, что ты потомок знаменитого человека, пытаются понять: а сам-то ты что из себя представляешь? И это может стать трагедией жизни. Дочь Федора Михайловича, Люба, могла сказать: почему все говорят о моем отце, почему не говорят обо мне, я тоже буду писать. И писала. Но я бы не сказал, что у нее был талант. С большим трудом заставил себя прочитать то, что она написала. У Анны Григорьевны есть исповедальное слово, где она говорит, что на потомках гениев природа отдыхает. Люба всю жизнь тяжело жила, так и не вышла замуж, не родила детей. Линия рода на ней прервалась. Она считала себя особой женщиной, боялась продешевить с избранником, чему есть два письменных подтверждения. Она хотела выйти замуж за губернатора Старой Руссы, а он на нее не обращал внимания. Ее общение со Львом Львовичем Толстым тоже не переросло в роман. Когда ее матери говорили, мол, что же вы, молодая вдова, не выходите замуж, она отвечала, что после Достоевского можно пойти разве что за самого Льва Николаевича Толстого, но он уже занят. И у Любы сложилось что-то подобное. Вместе со Львом Львовичем она писала какие-то пьески, но в итоге они расстались. У Достоевского есть пророчество относительно собственной семьи. Уже на смертном одре он вызвал к себе детей и прочитал им притчу о блудном сыне. Оба его ребенка оторвались от дома. Он понимал, что не сможет на них влиять. Люба покидает Россию, когда ни один русский человек и не думал еще уезжать: В 1912-м говорит матери, что едет в Европу на лечение, а потом вернется, а сама до смерти прожила за границей и там умерла. А жила на деньги, полученные от издания книг отца, которые ей аккуратно высылала мама. Есть трагическое письмо, где Анна Григорьевна просит Любу не играть в казино, напоминает о печальном примере отца больше я не встречал упоминаний об этом. Может быть, Люба взяла себя в руки и больше не играла. За границей к юбилею смерти отца она написала воспоминания. У нас их издали в 1928-м. Люба родилась в Дрездене, вот ее и тянуло в Европу. А ее брат Федя в Петербурге родился, и когда ему мама писала: «Поезжай в Европу, развейся, отдохни», отвечал: «Чего я там не видел? Интересно, что сестры Федора Михайловича остались в Москве, а братья поехали в Петербург. Достоевский в последние дни, а он умирать не собирался, написал в записной книжке и в письме Анне Григорьевне о подготовке к переезду в Москву. Как только мама почувствовала, что можно мне об этом сказать, но добавила: «Только поменьше об этом говори». Время такое было. А я не торопился рассказать своей старшей внучке Ане о ее знаменитом предке. В новогодние дни мы поехали в музей Достоевского. Рядом — памятник ему. Мы подошли. Аня уже умела читать, пальчиком провела по буквам: «Ой, и я Достоевская». Тут я ей и объяснил, что этот дядя — родственник, пообещал показать, сколько он книг написал. Через два дня мы нашли у нее маленькую книжку, которую она сама сшила, заполненную синусоидами. Аня написала книгу. Я сразу решил, что не буду на него давить своим отношением к Федору Михайловичу, пусть формируется самостоятельно. Не подсовывал книг со словами: «Читай прапрадеда». Он сформировался сам. И это тоже в наших генах сидит. Федор Михайлович получил высшее образование, был инженером-топографом, но через полгода подал в отставку, стал свободным человеком, начал писать и жить на это. Тогда трудно было существовать на литературные труды. Тургенев, Толстой имели деревеньки, крестьян, которые пахали на них. У Достоевского такого подспорья не было. Сын Федор ни одного дня на государственной службе не состоял. У внука Андрея, моего отца, большая часть жизни прошла в советское время. Он окончил индустриальный, а теперь политехнический институт в Ленинграде, изучал лесоустройство. Потом началась война, он фактически в первые дни ушел на фронт, был ранен и в 1946-м по медицинским показателям получил раннюю пенсию. Я принципиально отказался получать высшее образование. Хотелось многому научиться. У меня 21 профессия. В советское время я вообще считался летуном. В отделе кадров, глядя в мою трудовую книжку, настороженно ко мне относились. Смотрели внимательно в глаза, в итоге принимали.
Не лгать и правдиво жить. Письма Достоевского о воспитании детей
Из четверых детей супругов Достоевских двое умерли еще в раннем детстве, а вот дочь Любовь и сын Федор умерли уже в 1920-е. В Старой Руссе в семье Достоевских ставили небольшие спектакли с участием детей. В рамках часа размышления жители старинного строгановского села посмотрели: электронную презентацию "Дети Достоевского", видеоролики — "Краткая биография Достоевского". Дети у Достоевского – искатели истины, мудрецы, обращение к ним у писателя есть обращение к Тому, Кто смотрит на нас почти с каждой Богородичной иконы, – Христу-ребенку.
Портал правительства Москвы
Я любил в детстве бродить по закоулкам Географического общества, слушал лекции, например, Льва Гумилева, когда он там читал свой этногенез. Гулял по Публичке Российская национальная библиотека. А отец, до того, как стал работать в Музее Достоевского, долгое время был вагоновожатым. Я родился и вырос напротив восьмого трамвайного парка. И потом пять лет отработал там же. Наталья: И меня на это подбил. Я бросила работу швеей в люксовом ателье и тоже водила трамвай. Эта романтика трамваев мне была близка с детства.
Трамвай — особое животное, мастодонт со своими запахами и ни на что не похожими звуками: громыхание колес, звон монеток, бросаемых в кассовые аппараты, и скрежет ручки при выкручивании билета. Каждый раз, когда я маленькая ехала с бабушкой к прабабушке, трамвай был для меня началом чудесного. Вторым и третьим чудом были прабабушкина горка с фарфоровыми статуэтками, каждая из которых рассказывала свою историю, и мешок с лоскутками, их можно было вываливать на пол и разглядывать, трогать, шуршать ими. Волшебный мир звуков прерывался не менее впечатляющим гулом внезапно включающегося холодильника «ЗиЛ». Вообще, всё вокруг звучит. Одна сплошная музыка. У нас и семья на музыке завязалась, хотя ничто не предвещало.
Думаете музыки для этого мало? О, вот тут я поспорю. Музыка — это всё, ну, пусть почти всё. Музыкальные Достоевские Алексей: В моей семье у меня у единственного нет музыкального образования, что, впрочем, не мешает мне всю жизнь играть. А вообще, тема «музыкальные Достоевские» не нова, хотя сам Фёдор Михайлович не музицировал. Наталья: Зато маменька Фёдора Михайловича со своим братом играли на гитарах и пели романсы. По воспоминаниям современников, это было хорошо.
Алексей: Они, конечно, были любителями, но в роду Достоевских немало профессиональных музыкантов. Дети Андрея, младшего брата Фёдора Михайловича, — сплошная консерватория. Наталья: Интересный факт раскопала культуролог Ирина Тишина. По линии матушки Фёдора Михайловича, которую глубоко никто не копал, нашлись в роду Серебрянниковы и Струнниковы, ремесленники, первые из которых занимались ювелирным делом, а вторые, внимание, делали струны для домр! А наша дочка номер два занимается именно на домре, и эта новость вызвала у нее неподдельную радость. Такое совпадение. Притом не первое и не последнее.
Начиная изучать историю рода, постоянно наталкиваешься на подобные моменты и видишь, что многое передается по наследству. Алексей: Я начал заниматься музыкой в предпоследнем классе школы. У нас, как и во всякой школе того времени, была каморка за актовым залом, где ребята постарше лабали пафосный рокешник. Это была группа «Прайд». Мы с одноклассниками тоже решили играть рок. Сначала я бил в барабан — и успешно его порвал. Пошел покупать гитару, но денег хватило только на бас, почему-то он стоил дешевле.
Так я стал бас-гитаристом. Качество тех наших песен было весьма условно. Школу закончили, разбежались. Но на тот момент я сошелся с Вовкой Беловым из параллельного класса петербургский музыкант и композитор Владимир Белов, виолончелист группы «Птица Си», погиб в 2014 году. Поняли, что мы на одной волне. Это было уже совсем другое качество. Играли психоделию, краут-рок.
Из вуза я вылетел, учился на инязе в Герцена. Безвременье 1990-х, хорошие педагоги ушли, мотивации продолжать обучение не было. Наталья: А я, как ребенок из неблагополучной семьи, училась в худшей школе района, потянуть 10—11 класс не могла, могла только пойти в ПТУ. Окончив музыкальную школу, я пыталась поступить в музыкальное училище. Провалила экзамены и забросила флейту. Пошла учиться на швею. И, как ни странно, там оказался весь преподавательский свет.
Наверное, потому, что в училищах на тот момент по какой-то причине зарплаты были выше. Прекрасные педагоги занимались с нами далеко не только своим предметом. Нас воспитывали, окультуривали, заставляли шевелить мозгами, касаясь различных тем, начиная с истории и политики, заканчивая искусством и вопросами смысла бытия. На тот момент моя семейная обстановка была такова, а мои юношеские стремления всех помирить настолько несостоятельны, что хоть в петлю лезь. Причем я сейчас выражаюсь не фигурально. Мне казалось, что жизнь зашла в тупик, и кроме смерти у меня из него нет выхода. Вот в этот-то момент мне в руки попал Достоевский.
Не он улыбаясь, кивает на мужа , а роман «Идиот», который я достала с полки так, как поступала всегда, выбирая книгу, а именно брала, зажмурившись, первое, что попадется. На этот раз мне попалось то, что было необходимо в этот момент.
Правда, покинули этот мир весьма печально. Ей было больше 60 лет. За несколько дней до смерти ее посетил консул Чехословакии, который тогда очень помог Любе. Сравнительно недавно мы обнаружили письмо, в котором он писал: «Я должен признать, что дочка всемирно известного писателя умирает в нищете». Сын Федор при таких же обстоятельствах умер в Москве в 60 лет. Они умерли в нищете, потому что большевики «национализировали» творческое наследие писателя, и все включая вдову перестали получать деньги за издания его произведений.
Вообще, удивительная штука. Я для себя отметил, что место рождения играет в жизни человека некую мистическую роль. Федя родился в Петербурге и, оставаясь русским человеком, вообще не хотел ехать за границу, хотя мать его упрашивала: «Поезжай, деньги есть, посмотри, как другие живут». А он: «Нет, мне России вполне достаточно, я лучше в баню схожу». Примерно так написано в тех письмах, которые я читал в Пушкинском доме. А Люба, которая родилась в Дрездене, взяла и уехала из России навсегда, сказав маме, что едет ненадолго, лечиться. Исколесила всю Европу, потом заболела и умерла в Италии, в Больцано, на границе с Австрией. Итальянцы чтят имя Достоевского, и единственным прахом, который они перенесли с закрытого старого кладбища на новое, был прах Любови Достоевской.
Обо мне будут говорить». Люба, пытаясь стать писательницей, на этом сломалась. Увидев, что написанные ею книги мало кто читает, спрашивала: «Почему все говорят о моем папе, и никто не говорит обо мне? Может быть, поэтому она покинула Россию и умерла на чужбине. Люба, пытаясь стать писательницей, на этом сломалась У нее не получалось, и она зациклилась на поговорке, которая была очень популярна в ее время: «На потомках гениев природа отдыхает». Она решила, что именно на ней отдыхает природа. Из-за всемирной известности отца, наступившей в пору ее взросления, она не смогла выйти замуж, отдаляя от себя женихов или молодых людей, которые хотели познакомиться с ней. Ее интересовал губернатор Старой Руссы, она ожидала его благосклонного отношения к ней.
Она писала матери, что встретила у поезда на железнодорожной платформе губернатора, а он на нее совсем не обратил внимания. Вместе они писали пьески. Но и из этого ничего не вышло. Да и вообще она, конечно, была очень сложной натурой. Сам Достоевский недоуменно писал о семилетней или шестилетней Любе: «Что с ней будет? В ней есть некоторые черты, которые меня очень беспокоят». Сын писателя Федор Федорович, мой дед, был совершенно другим. Он мне, конечно, ближе.
Когда Федор Михайлович уехал в Москву на открытие памятника Пушкину, где он произнес свою знаменитую Пушкинскую речь, Анна Григорьевна писала ему: «Мне никак не сладить с Федей, он все время убегает, я застаю его с мальчишками на улице, он интересуется лошадьми». А он ей в ответ: «Купи ты ему жеребенка, будет чем заняться, и он перестанет убегать из дома». Что и было сделано. И в следующем письме, надеясь, что сыну уже купили жеребенка, Федор Михайлович просит поцеловать его наравне со всеми. Это было почти мистическим, пророческим предсказанием того, что Федор Федорович всю жизнь будет заниматься лошадьми. В столь малом возрасте отец совершенно точно определил главный интерес жизни своего сына. Жаль, что педагогическая наука не пошла по стопам Достоевского. Прежде всего, он никогда в своих письмах к Анне Григорьевне не использовал слово «воспитывать», а употреблял совершенно другие слова — «наблюдай», «веди».
Его принципом было не подтягивать детей на свой взрослый уровень, облегчая свое собственное существование, а понимать ребенка. И это приносило прекрасные плоды. Он никогда в письмах к Анне Григорьевне не использовал слово «воспитывать», а — «наблюдай», «веди» Вообще, Федор Михайлович очень переживал из-за того, что дети у него поздние, что он не сможет вырастить их. Для него было большой трагедией понимание того, что из-за своего возраста он, возможно, не увидит своих детей взрослыми. При этом она сказала: «Только поменьше говори об этом, помалкивай». Потому что тогда Федор Михайлович считался контрреволюционным писателем. В моей школе в кабинете литературы висели портреты Добролюбова, Толстого, Тургенева, Некрасова — короче, всех, кроме Достоевского. Не было тогда такого писателя.
Так что у меня ничего нет, только гены и большое желание изучать жизнь и творчество прадеда. Я чувствую, что мой характер очень похож на характер Федора Михайловича. И меня очень интересует, каким человеком он был, как семьянин и писатель, какой была жизнь его предков и потомков. Один из почитателей Достоевского говорит: «У меня есть время, давай я этого Романа Достоевского найду. Может, он какой-то твой родственник? И Роман сразу сказал: «Я Достоевский, но не тот». Я говорю: «Как хорошо, что вы сразу признали, что не тот, потому что я — тот». В итоге выяснилось, что его предки жили в одной губернии по-моему, в Тверской , где получили декрет Ульянова-Ленина о разрешении менять фамилии по каким-либо причинам.
В деревне, где почти все были, предположим, Дерьмовцевы простите за грубое слово , решили, что это звучит не очень благозвучно. Обратились к местному писарю, который увлекался литературой.
Как сообщает Объединенная пресс-служба судов Петербурга, трагедия произошла утром 20 ноября во дворе дома 30 по улице Достоевского. Прохожие обнаружили тело младенца с признаками падения с высоты. Женщину оперативно задержали.
Достоевского - «У Христа на елке». Почему именно он? С одной стороны, рассказ сопряжен с темой униженных и оскорбленных, а с другой - с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей, где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.
Правнук Достоевского рассказал о вредных привычках писателя
Как детские воспоминания Федора Достоевского повлияли на его дальнейшую жизнь? На экскурсии посетители узнают, как Достоевский размышлял о психологии детей, в том числе обращаясь к собственным детским воспоминаниям, какую роль в его произведениях играют. Как сложилась судьба детей и внуков писателя Достоевского? Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы». В актобе дети с дцп занимаются верховой ездой. Метки: дитя достоевского социальной политики.
СК: ребёнок был ещё жив, когда мать выбросила его из окна многоэтажки на Достоевского
Началось в республике Шкид, 1986. Бежав от голода с семьей из Петрограда, он отстал от родных и потерялся. После скитания вместе с беспризорниками он вернулся в родной город, где был пойман и после этого попал в школу Достоевского. Его товарищ и в будущем соавтор Григорий Белых происходил из семьи рабочих. Его мать отправила мальчика в школу на перевоспитание. В течение года количество детей выросло в несколько раз, до 60 человек. Основной костяк учеников состоял из подростков преимущественно в возрасте 12—14 лет, направляемых в школу из детских домов, приемно-распределительных пунктов. Беспризорники Петроградской губернии направлялись в Центрально-распределительный пункт для мальчиков, находящий на Обводном канале, 17.
За размещение детей по школам, приютам и детским домам Московско-Нарвского района, к которому относилась школа им. Достоевского, был ответственный Приемный пункт, располагавшийся на Миллионной улице, 18. Именно через него поступала большая часть воспитанников. К 1923 г. Вместо детей, имеющих минимальные творческие способности, которым действительно требовалось продолжение образования на чем настаивал изначально В. Сорока-Росинский , в школу стали направлять «сложных» детей, а также малолетних преступников «из милицейских участков, после облав по притонам…». Бордовского, В.
Инициативы по переводу детей в школу им. Достоевского вносил Подотдел правовой защиты несовершеннолетних. Если изначально в 1920—1921 гг. Все дети, попадавшие в школу им. Достоевского, обозначались понятием «морально-дефективные». Выделялось три основные ступени степени дефективности. К первой были отнесены дети «испорченные», но которые могли еще исправиться; на второй ступени находились дети, ранее уличенные в общественно-опасных деяниях; к третьей же группе относились «закоренелые преступники», совсем не подлежавшие исправлению.
Таким образом, неудивительно, что в одной школе оказались как подростки, которые в силу особых условий послереволюционных лет не имели возможности нормального развития и воспитания, так и дети, которые могли попасть в исправительные детские учреждения за преступные деяния. Подотдел Губоно также давал рекомендации касательно дальнейших судеб воспитанников — их распределения и последующего трудоустройства. Для развития прикладных навыков с 1923 г. Обычно это были школы фабрично-заводского ученичества для подростков пищетреста или типографии, 30Там же. Шефом школы был назначен Пивной завод, находящийся в том же районе Петрограда. Как ни странно, подшефными ему уже числились несколько школ, хотя в случае нужды он мог помочь лишь «пивом и дрожжами». В первом школа не нуждалась, второе принимала для заготовки хлеба, используя все возможное для того, чтобы накормить ребят.
Проблемы с питанием обострились, особенно когда количество учеников превысило 60 человек. В 1924 г. Только часть детей находилась в школе Достоевского постоянно. Многие дети-«экстернатники» проводили в школе дни, возвращаясь на ночь или выходные домой. Питание было скудным, порций едва хватало, чтобы утолить голод растущего организма. Однако отметим, что в подобном положении находилось большинство школ Петрограда. Хотя по государственным нормам 1922—1923 гг.
К осени 1921 г. Детей нужно было обеспечить зимней обувью и шапками. Остро стоял вопрос нехватки дров. А случившийся в начале зимы пожар привел в негодность несколько учебных помещений. Сорока-Росинский понимал, что в таких условиях школе требовалась экономическая поддержка. Решено было искать нового шефа. На тот момент, в начале 1920-х гг.
Но он уже оказывал помощь нескольким учебным учреждениям. Сорока-Росинский, воспользовавшись возможностью, пригласил представителей порта в школу и вместе с учениками организовал концерт, посвященный истории порта и морскому делу в целом. Они смогли заинтересовать руководство и получить материальную поддержку. Таким образом, получалось, что фактически ответственность за жизнь и обеспечение детей нес коллектив школы, а их благополучие зависело от инициативности и добросовестности персонала и руководства. Смекалка педагогов обеспечила возможность достать около сотни ватных шапок-ушанок, лапти, пальто-халаты. Шапки, «…надетые после некоторой реконструкции на ноги…», 35Там же.
А причина банальная — обида. И возможно, даже зависть. Впервые данный «факт» всплыл в письме литературного критика Николая Страхова Льву Толстому. Страхов написал, что якобы в курсе порочной связи Достоевского с девочкой. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка», — говорилось в письме. Сам Толстой данный факт проигнорировал и никак не комментировал. Возможно, потому, что относился к Достоевскому с большим уважением.
Она существует три года, в ней занимаются дети от 9 до 17 лет. Ребята снимают репортажи на разные темы, берут интервью. Всего в студии обучаются 45 детей. Проект о Достоевском начали снимать в феврале 2021 года. Так как я сама очень люблю Достоевского, я заразила всех детей. И мы все вместе решили снять фильм об этом писателе», — рассказала руководитель студии Анна Ганжа.
Он был создан при поддержке Фонда Потанина и Комитета по культуре. Многие смогли увидеть спектакль благодаря трансляции в интернете. Привычные для Дня Достоевского уличные экскурсии и лекции, которые читали наши сотрудники, также прошли в онлайн-формате. Сейчас идут переговоры о возможности проведения Дня Достоевского во дворе Инженерного замка. Это место тесно связано с биографией писателя: он учился в Инженерном училище, а потом около года служил в чертежной команде, которая находилась в верхнем этаже замка. Тоже памятное, мемориальное место. Здесь же, в Инженерном замке , откроется городская межмузейная выставка к 200-летию Ф. Сейчас идет подготовка этого проекта. Пандемия во многом изменила нашу жизнь, но нам удалось сделать много интересного в онлайн-формате. Начиная Год Достоевского, наш музей 1 января запустил онлайн-проект «Достоевский День за днем» — идея принадлежит Вере Сергеевне Бирон. Ежедневно на страницах музея в соцсетях публикуются рассказы о том, что именно в этот день произошло важного и интересного в жизни Федора Михайловича. Работа большая, кропотливая, требующая участия всех сотрудников музея. Ещё один онлайн-проект «Достоеведы в Великой Отечественной войне» был начат в мае 2020 года к 75-летию Победы. Сотрудники Музея Достоевского собрали воспоминания и документальные свидетельства о судьбах выдающихся исследователей творчества Достоевского во время Великой Отечественной войны. В соцсетях на страницах Музея каждый день публиковались биографии учёных, воевавших на фронте, трудившихся в блокадном Ленинграде. Многие из них работали в эвакуации. Раздел «Достоеведы в Великой Отечественной войне» теперь постоянно находится на сайте Музея, он будет обновляться и пополняться новыми сведениями. Музей Достоевского традиционно считается «взрослым» музеем. Чем он может быть интересен юным посетителям? Но потом пересмотрели эту позицию, поняли, что она ошибочная. Теперь мы являемся одной из основных музейных площадок, где проходят мероприятия ежегодного фестиваля «Детские дни в Петербурге». Сотрудники нашего музея проводят для школьников интерактивные экскурсии по экспозиции. Ребята могут узнать, как жила петербургская семья в XIX веке, познакомиться с домашней жизнью Достоевского — например, поиграть в игры, которыми Федор Михайлович занимал своих детей, или посмотреть книги, которые он им читал. Дети и взрослые всегда с большим интересом участвуют в программе «Рождественские истории в доме Достоевского» и в мастер-классе, во время которого надо сочинить детскую сказку и «стать немного писателем». Каждый год во время проведения Дня Достоевского мы привлекаем к работе волонтеров.
От Фёдора до Фёдора. Достоевские сегодня
Дети у Достоевского – искатели истины, мудрецы, обращение к ним у писателя есть обращение к Тому, Кто смотрит на нас почти с каждой Богородичной иконы, – Христу-ребенку. Что стало с детьми Достоевского, Толстого, Есенина и других классиков? «Детский Достоевский» получил свое продолжение и 25 Библиотек центра Москвы (ЦБС ЦАО) запускают проект «Московский Достоевский: семейное путешествие».
Как сложилась судьба детей великого писателя Федора Достоевского
Дело в том, что после смерти Достоевского Страхова пригласили разбирать бумаги Федора Михайловича. Дело в том, что после смерти Достоевского Страхова пригласили разбирать бумаги Федора Михайловича. празднование 195-летия со дня рождения великого русского писателя, философа и мыслителя Федора Михайловича Достоевского и 150 лет выхода в свет такого.