В российских детдомах содержится около 35 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей.
«Это не генетика, а травма» – 5 главных особенностей детей-сирот
Можешь жаловаться, что у тебя болит живот, сколько угодно, тебе скажут: «Хватит врать, иди на урок». Никогда не дадут даже таблетку. Это было похоже на армию. Где угодно лучше, но не в детском доме. Это очень сложно. Нет близкого человека. Кому-то, у кого есть родные, привозят сладости, подарки, а ты сидишь и смотришь. Это очень обидно. Кто-то кому-то нужен, а ты — никому. Меня накрывала тоска по родной маме. Это всегда происходило перед сном, в темноте.
Ты начинаешь вспоминать, как было дома хорошо, и хочется обратно. Я плакала перед сном. Еще — как мы играли в куклы. Или наши прогулки в парках... Однажды мне сказали: «Есть для тебя, возможно, приемные родители , но еще не точно». Я подумала, что, наверное, ничего не получится.
Девочки приобретали профессии акушерок и гувернанток. Мальчиков обучали техническим ремеслам. Устроенные с этой целью классы в 1830 году выделились в Ремесленное учебное заведение РУЗ , от которого ведет начало кузница отечественных инженерных кадров — знаменитая «Бауманка», Московский государственный технический университет МГТУ им. После 1917 года здание назвали «Дворцом труда», в нем разместились профсоюзные организации ВЦСПС , а также редакции газет, включая самое известное издание железнодорожников «Гудок».
Для этого даже упростили систему оформления опеки. Желающих с каждым днем становится все больше. Алексей и Светлана Андреевы сразу взяли из Центра «Алые паруса» четверых ребят. Только за этот год из центра содействия «Алые паруса» в семьи устроились 38 подростков. А чтобы не было возвратов, опекунов обязали пройти курс приемных родителей и выделили каждой семье личного куратора. Тематические категории:.
Отношение к детям с инвалидностью Самая тяжелая картинка, которую мы видим сегодня. Кроме тех проблем, которые есть у каждого ребенка — горе, потеря семьи, возможно, непроработанная травма или опыт насилия, — добавляется проблема, связанная с их основным заболеванием. Для детей, имеющих тяжелые множественные нарушения, уход в специализированных учреждениях социальной защиты осуществляется в основном младшим персоналом, не имеющим специальной подготовки. Кроме того, именно там, где детям нужно в два раза больше внимания и ухода — они зачастую не могут сами поесть, встать и так далее, — персонала не больше, что казалось бы логичным, а меньше, чем в организациях, где живут дети без особенностей. Мы видим совершенно неудовлетворительный уровень ухода за такими детьми, а состояние их здоровья часто ухудшается в системе государственной заботы. Постоянные переводы с места на место Есть дети, которые к 11—12 годам пережили от семи до восьми перемещений между организациями, годами не виделись со своими братьями и сестрами и не общались с ними.
До сих пор в большинстве регионов ребенок идет по этому горестному «сиротскому этапу». После изъятия из семьи детей определяют в больницу, где они проводят около двух месяцев, затем примерно на полгода в приют. Далее братьев и сестер делят и отправляют малышей до 4 лет в дом ребенка, а старших — в детский дом. Отсутствие перспектив Если выяснится, что ребенок отстает в развитии, его переводят в коррекционный детский дом. Цепочка может закончиться детским домом-интернатом, где еще несколько лет назад образованием детей не занимались вообще. Ребенок сидит на одном месте с минимальным уходом и перспективами в будущем, после чего по достижению совершеннолетия попадает либо в психоневрологический интернат, либо в дом престарелых. Зачастую он остается без каких бы то ни было перспектив, чтобы учиться, работать, видеть мир и участвовать в его жизни.
Как выпускник коррекционного интерната сломал систему и поступил в вуз Что представляет из себя реформа детских домов? Тогда же ввели «План развития жизнеустройства ребенка», по которому детские дома вместе с опекой каждые полгода должны пересматривать мероприятия по устройству ребенка и выяснять, почему он еще не дома, почему не устроен к бабушке, почему ему не ищется новая семья, если возвращение в кровную невозможно. Раньше в большинстве случаев ребенку искали новую семью, в то время как ситуация с кровной не была исчерпана полностью. Этот план, по сути, заставляет организации и органы опеки действовать последовательно. Что говорится в реформе Пребывание ребенка в интернатном учреждении всегда считается только временной мерой — до его возвращения в кровную семью или устройства в приемную. Условия проживания должны быть приближены к семейным , чтобы, живя в детском доме, ребенок не терял представления о том, как устроен внешний мир, и не забывал, как живут другие люди. Для ребенка, временно лишенного родительского попечения, организуются качественные условия социальной, психологической и педагогической реабилитации.
Дети должны учиться вовне , даже если нуждаются в коррекционных программах. А школы, в свою очередь, по принятым независимо от этого постановления ФГОСАМ и Закону об образовании обязуются обеспечивать инклюзивное образование. Ребенка требуется размещать в организацию для детей-сирот как можно ближе к месту проживания , чтобы он мог посещать ту же школу, что и раньше, и не терять вместе с семьей своего привычного окружения. С 2015 года мы выезжаем в разные регионы и разные организации для детей-сирот. И что же мы видим?
Оставят без «мам»: детдомовцев выселяют на задворки ради новой школы (ВИДЕО)
Строительство Воспитательного дома началось в 1764 году на берегу Москвы-реки, на обширном Васильевском лугу. При возведении использовался камень разбираемых стен Белого города. Завершил строительство в 1801 году Иван Джованни Жилярди. В доме находилась церковь святой Екатерины с приделом Рождества Христова, главы которой уничтожены в 1920-х годах.
Posted 18 октября 2023,, 04:00 Published 18 октября 2023,, 04:00 Modified 25 октября 2023,, 14:59 Updated 25 октября 2023,, 14:59 Дети «без статуса» и истории возврата в детдома: как живут 9 тысяч сирот в Татарстане 18 октября 2023, 04:00 Фото: 1MI Волынец: «Вызывают вопросы семьи, которые берут под опеку много детей» В Татарстане год от года снижается количество сирот, но не все так гладко, как могло бы показаться. Inkazan разбирался, почему в республике преобладает социальное сиротство, кто такие дети «без статуса» и сиблинги. Об этом — в материале. Что стоит за вторичным отказом от детей Мама, я сам: как детей готовят к выпуску из детдома Сюжет Эксклюзив В 2023 году в Татарстане насчитывается 9,2 тысячи детей-сирот. Эксперты уверены, что для региона это невысокий показатель, учитывая, что всего в России 375,6 тысячи детей, оставшихся без родителей.
К положительной тенденции относят и то, что в республике снижается количество сирот: например, пять лет назад — в 2018-м — таковыми значились 11,4 тысячи несовершеннолетних. Большинство сирот воспитываются в замещающих семьях. Их три вида: семья усыновителей, приемная и опекунские семьи. При усыновлении ребенок в юридическом плане обретает все права родного — в настоящее время так живут 2,5 тысячи детей. В приемную семью сироты попадают по договору между «новыми» родителями и органами опеки — так устроены 2 тысячи детей. Однако чаще всего сироты передаются под опеку родственникам — республиканское министерство образования и науки называет это наиболее традиционным способом. Так в Татарстане воспитываются 4 тысячи малышей и подростков. В ведомстве также подчеркнули еще одну положительную динамику: количество семей, желающих усыновить сироту, растет.
В 2022 году на учете в ожидании пополнения состояли 1,4 тысячи приемных семей, тогда как в 2017-м их количество едва превышало 1 тысячу. Фото: 1MI «Без статуса», детдом, приемная семья: иерархия сиротства Радость обретения новой семьи удается ощутить не всем: 468 детей воспитываются в учреждениях для сирот. Всего в Татарстане 13 таких организаций, среди которых восемь детдомов, четыре коррекционных интерната и дом ребенка. Руководитель региональной общественной организации приемных семей «Мы вместе! Дом ребенка — подведомственное учреждение татарстанского министерства здравоохранения. По словам Елаковой, в нем находятся дети возрастом до 3,5-4 лет. Как правило, это отказники или, например, изъятый у пьющий мамы младенец. Нередко там встречаются малыши с патологиями, нуждающиеся в постоянном уходе.
По идее, заявление должно быть на полгода, но зачастую его продлевают на годы», — отметила собеседница Inkazan. Дети «без статуса» — острая проблема. Чаще всего таких малышей на неопределенный срок отдают в интернаты родные родители. Причиной являются семейные или финансовые сложности. Для детей это ловушка: органы опеки не ищут им замещающие семьи, потому что по факту они не числятся сиротами и не состоят в соответствующих базах.
Согласно отчету Счетной палаты РФ за март 2020 года, очередь на жилье в стране непрерывно росла как минимум последние пять лет. В Нижегородской области на начало декабря 2021 года право на получение квартир получили 2953 сироты. Количество же детей, обеспеченных жильем, составляет 445 человек, сообщает региональное Министерство соцполитики. Родные мама и папа не платят за коммуналку, а компаниям всё равно, проживал ли человек В январе 2020 года у 19-летней Лилии Лесковой с карты, на которую капала социальная стипендия, неожиданно пропали 5 тысяч рублей. В банке девушке сообщили: деньги арестованы судебными приставами. Как оказалось — в счет квартиры матери, лишенной родительских прав. С ней девушка не жила с шести лет. Лилии Лесковой 22 года. Она учится на фармацевта в медицинском колледже, мечтает получить высшее образование и стать ветеринаром. Саму Лилию при этом из жилья никто не выписывал. К 2021 году общий долг по ЖКХ составлял в районе 400 тысяч рублей. Девушка попыталась пожаловаться родной матери, но получила жесткий ответ. А оплачу я их или нет, ее не волнует, — рассказывает Лескова. Суд Московского района не сразу встал на сторону девушки. Потребовали, чтобы она предоставила доказательства, что не жила по месту регистрации. Лишь после апелляции и шумихи в СМИ удалось списать задолженность. В квартире, за которую Лилию обязали платить, она не была с шести лет Источник: Александр Виноградов С проблемой долгов от бывших родителей массово сталкиваются сироты по всей стране. Родные папа и мама не платят за коммуналку. Детей своих, отданных в детдома или приемные семьи, они не выписывают. Когда же они входят в пору совершеннолетия, то сталкиваются с задолженностью за жилье, в котором они не жили. Компаниям всё равно, проживал ли человек. Юристы, с которыми удалось пообщаться корреспонденту NN. RU, утверждают, что суды обязаны идти навстречу таким детям и списывать задолженность. Но, как показывает практика, так происходит не всегда. Я что, бомжом должна была стать? Сейчас долг более чем 200 тыс. Ее мать лишили родительских прав, когда ей был один год, а отец пропал без вести. Тихонова жила у тетки до 22 лет, пока наконец не получила по суду квартиру. Тем временем родная мать копила долг. Об этом Тихонова узнала годом после, когда с ее карты стали пропадать деньги. Как выяснилось — по решению приставов. Суд Канавинского района посчитал, что раз Тихонова долгое время не выписывалась из квартиры матери и гипотетически могла там проживать, то должна платить долг. Но судье всё равно. Он говорит: «Вы были зарегистрированы, вы должны были выписаться». А куда? Я бы не устроилась на работу, не получила медстраховку. Мария Тихонова получила жилье от государства в промзоне. А потом выяснилось, что должна оплачивать долги, оставленные биологической матерью за квартиру, в которой не жила с раннего детства Источник: Мария Тихонова В «двушке», за которую требует деньги «Теплоэнерго», проживают восемь человек. Шесть из них — дети, появившиеся после того, как годовалую Машу отобрали у матери. Тихонова не понимает, почему она должна платить за всех. И мне признали этот факт. А по закону считается, если администрация признает это, то ты автоматически с этого адреса снимаешься и не должен ни за какие коммунальные счета платить, — считает женщина. Она добавляет, что «Теплоэнерго» подал еще один иск — на 345 тысяч за газ, электричество и тепло. Таким образом, общий долг на нее и биологическую мать за четыре года начинает переваливать за полмиллиона рублей. Недавно Маша Тихонова родила девочку. Как оплачивать всё это из декрета, даже при поддержке мужа, она не понимает. Ситуацию прокомментировал уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Маргарита Ушакова. К ней часто приходят обращения с просьбой разобраться с долгами за ЖКХ, оставленными биологическими родителями. Но даже после вмешательства правозащитника коммунальщики не всегда идут навстречу. Задолженность по муниципальным жилым помещениям должна стать проблемой муниципалитетов и поставщиков коммунальных услуг, а не детей-сирот и их опекунов, — считает детский омбудсмен. Наконец-то я тебя нашла! Парень растерянно смотрит на нее. Настоящая мать отказалась от него восемнадцать лет назад, еще в роддоме. Детдомовец бессвязно лепечет. Так происходит восстановление семьи. У парня легкая степень олигофрении и около миллиона рублей на карте — всё это накопилось за счет соцпособия. То на стиральную машину 30 тысяч. То на ремонт 50, — рассказывает юрист Лариса Шарадзе. Женщина исчезает. Выпускники детдомов часто попадают в ловкие руки мошенников. Последние как будто знают, к кому и когда нужно подойти. Особенно страдают дети с инвалидностью. Ему продают машину в области. Он садится, едет. Тут же его останавливает инспектор. На него вешается угон.
У нас же получается затыкание дыр. Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Я совершенно согласна с уважаемым омбудсменом, что система детских домов должна быть изжита в принципе, но я не очень верю в прогноз 5-8 лет. Ведь для того, чтобы реально эту систему поменять, нужно поменять всю социальную систему поддержки семей с детьми в России. А это, в свою очередь, завязано на экономике и на социальных решениях. Эта задача ни в коем случае не должна реализовываться просто путем расформирования и закрытия детских домов под безумным лозунгом «раздадим всех детей по семьям». Потому что, во-первых, никогда невозможно будет раздать всех: есть очень много взрослых детей, тяжелых инвалидов, очень много детей с неразрушенными отношениями с родителями, которые просто временно не могут их воспитывать. Кроме того, даже если допустить, что все содержащиеся на данный момент в детских домах дети будут распределены по семьям, что делать с новыми? Ибо семейное неблагополучие, отсутствие государственной поддержки семей никуда не девается — и потому, к сожалению, детские дома пополняются вновь и вновь. Если Астахов готов гарантировать, что через 5-8 лет российское государство полностью перестроит свою социально-экономическую модель и его граждане будут полностью уверены в возможности воспитывать любое количество детей с любыми диагнозами, имея перспективы достойного будущего для этих детей, и быть при этом на плаву — тогда да, тогда это возможно. Но лично мне кажется, что это несколько фантастический прогноз, который в нашем государстве уж точно не реализуется за срок 5-8 лет. Татьяна Дорофеева, руководитель кризисного центра общественного благотворительного фонда «Родительский мост», г. Санкт-Петербург Идея господина Астахова о закрытии детских домом и переводе детей в приемные семьи в течение ближайших 5-8 лет выглядит достаточно утопической, так как в настоящее время, как таковой, институт семьи развален. В серьезной реконструкции и помощи нуждается институт брака. Такая важная практика - воспитание девочек как матерей и мальчиков как отцов также сведена на нет.
Как давно в России появились детские дома
Что происходит внутри детского дома. Кто помогает детям-сиротам адаптироваться к самостоятельной жизни. Выпуск из социального учреждения (детские дома, интернаты). Детский дом №4 отныне официально переименован в Центр содействия семейному воспитанию имени Токтогон Алтыбасаровой. Конечно, эти встречи очень важны детям, но не побоюсь сказать, что они, наверное, ещё важнее и необходимее нам, людям, не знающим, что такое, жить сиротой в детдоме. Но 30 лет назад Наталья и Геннадий Колесниковы открыли детский дом семейного типа. Своего рода просто наглядный концентрат типичных проблем практически любого выпускника детдома.
«Детский дом не тюрьма». Жизнь в приюте глазами его воспитанников
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Что после детского дома? После выпуска из детдома обычно ребята устраиваются в колледжи. Интернаты и детские дома меняют названия. Сенсационное заявление губернатора Московской области о том, что в регионе больше не осталось детских домов, до сих пор активно обсуждают в Сети. Посетив подмосковный детский дом семейного типа в Томилине, он заявил, что детские дома в России должны быть устроены именно по такой схеме, а все дети должны расти в семье. Анастасия в откровенном интервью рассказала о жизни в детдоме и после него. Россияне в сложных жизненных ситуациях временно сдали в детские дома десятки тысяч детей.
История детских домов в России
Дети сбегали на рынки, бродяжничали на улице. Хотели подзаработать. Но чаще они бегали к родителям, которые от них отказались. Сколько раз их из дома забирала. И в Исилькуль, и в Называевск уезжали. Не важно, какая мама и где она. Сколько живу, удивляюсь: и домашнюю еду приносишь, и приласкаешь, а всё равно бегут к маме. Хоть она в канаве валяется, хоть наркоманка, но они бегут к ней, потому что это мама, — делится педагог. В кабинете Светланы Михайловны стоят с любовью оформленные поделки детей Источник: Кирилл Башинский Воспитатель — это многодетная мама Родители, конечно, и сами могут навещать дочерей и сыновей в детском доме, но только в трезвом состоянии.
Такое бывает редко. Чаще всего дети не видятся с родителями, и, наверное, от этого многие из них называют воспитательниц мамами. Особенно сироты. Каждому ребенку хочется, чтобы была мама, но не каждый вкладывает в это слово смысл. Как-то раз приласкала одного, он всё: «Мама-мама», а потом хвать деньги из моего кармана. Заметила, что деньги на проезд пропали. Но есть те, кто искренне называет. Были в группе у меня девочки, сестры.
Они хоть и выпустились, но я поздравляю их в день рождения каждый раз. Они отвечают: «Мамочка, я тебя так люблю, не забываю». Или просто позвонят и спросят: «Мама, как у тебя дела? Когда-то я брала их на свою дачу и учила, как ухаживать за растениями. Теперь они сами, — говорит Светлана Михайловна. К Светлане Михайловне ребята обращались и по очень личным вопросам: когда влюблялись или не могли справиться с эмоциями.
Они никогда до этого не были в магазине, не покупали еду, не готовили обед, не знают, сколько стоит жить, сколько платить за квартиру, как снимать показания счётчика. Они ничего не знают о самостоятельной взрослой жизни, о быте, в котором мы с вами каждый день живём. Нас этому тоже никто не учил, но мы постигали это знание исподволь, неспециально. Эти дети под постоянной заботой и охраной, в том числе, охраняют их от незаконного труда, которым их могут эксплуатировать. В одном учреждении 16-летний лоб подходит к воспитателю и говорит: «Наталья Николаевна, ну, можно я хоть снег пойду почищу? Воскресенье, он пошел почистил снег, довольный раскрасневшийся, уставший вернулся, поставил лопату. Наутро воспитателя елозил директор детского дома, елозил департамент опеки, а к вечеру её уже елозили по ковру министерства за то, что она эксплуатировала детский труд. После чего она сказала: «Чтобы я ещё кому-нибудь в руки дала лопату — нет! Пусть сидят смотрят телевизор». И вот они до 18 лет смотрят телевизор. Они получают еду на подносе с компотом, первым и вторым, не знают, как мыть посуду, не знают, как этот борщ готовился, не знают, как заваривать чай элементарно. После выхода из детского дома ребенку нужно сопровождение. В 18 лет выясняется, что нужно что-то есть и где-то на это деньги брать. Все это для них вдруг, в один день. И есть 2 миллиона на карточке. Конечно, они тут же покупают себе машины, не имея прав, ноутбуки, кучу разной техники, велосипеды, мопеды. Купил мопед — доехал до ближайшего столба, врезался, бросил. А что там, он стоит 50 тысяч. Есть же два миллиона. Пошел, еще один купил. Эти деньги спускаются за месяц-два, это максимум. Их пасут те же выпускники детских домов. И сейчас мы ведём одно дело, когда у мальчишки отняли 300 тысяч рублей. Это все, что у него было. Несколько дней его возили по квартирам, ломали пальцы и били дубинкой, чтобы он сказал пин-код от карточки. И в итоге он сказал, а деньги остались у них. Одного мы посадили, ещё с двумя сейчас работаем. Буквально неделю назад я в очередной раз обратился к уполномоченному по правам ребенка в Самарской области к Татьяне Владимировне Козловой с вопросом, как защитить детей и их деньги. Она ответила, что ничего сделать нельзя, потому что в 18 лет дети становятся совершеннолетними, дееспособными гражданами. Они вправе распоряжаться своими деньгами самостоятельно, ограничивать мы их не можем. С точки зрения закона, она абсолютно права. Я прошу государство, законодателей, уполномоченных, исполнительную власть подумать над тем, что сделать с деньгами, чтобы защитить детей. Я думаю, что это могут быть очень разные механизмы. Можно распределять эти деньги на несколько месяцев, сертификаты давать на покупку бытовой техники, на покупку мебели. Почему не нужно носить в детдом подарки?
Так что же такое Детский дом? Это место для детей, там праздник и веселье, там люди, которые временно заменяют детям родителей и других родственников во всех смыслах. Есть вид Детских домов, который почему-то вызывает одобрение родителей и чуть ли не умиление - это так называемые Детские сады. Что такое Детский сад? Детский сад - это Детский дом, который заботится о детях, пока родители не могут или что чаще всего не хотят заниматься своими детьми. Да, в большинстве Детских садов ребёнок находится не круглые сутки, а в выходные даже может целый день провести с родителями. Родители бьются за право сдать своего ребёнка в Детский дом, дают взятки, пытаются залезть через знакомых. По любому эти родители хотят сдать своего ребёнка в Детский дом, на время, ненадолго, только бы им не заниматься. Да, у некоторых нет выхода, так например у матери, которая одна воспитывает детей и у которой все родственники умерли, друзей нет не имеет возможности зарабатывать деньги на еду и воспитывать детей. Поверили, что посторонние дяди и тёти лучше справятся с воспитанием их детей и будут разумеется более заботливы, чем родители.
Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше - порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей. Спасет ли православная церковь? Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне. Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом - церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи. Не все так просто Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема - в наличии множества сложностей самого разного характера - юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы - прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части. Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов. Но даже если спонсоры находятся, бюрократические сложности при регистрации таких приютов практически непреодолимы. Многочисленные комиссии, от решения которых зависит получение разрешения, придираются к малейшим отклонениям от существующих формальных инструкций, притом, что большинство финансируемых государством больших детских домов существует на фоне великого множества серьезных нарушений, в том числе и юридических. Получается, что церковный детский приют возможен лишь в условиях нелегального существования. Государством не предусмотрено никаких правовых актов, способных регламентировать воспитание церковью детей-сирот, и, соответственно, оно не выделяет на это денег. Без централизованного финансирования лишь на деньги спонсоров существовать детскому дому трудно - практически нереально. О денежном вопросе Финансируются же в нашей стране лишь государственные учреждения, в которых, согласно Закону об образовании, воспитание должно быть светским. То есть устройство храмов под запретом, обучение детей вере не дозволяется. Насколько экономически эффективны детские дома? Содержание детей в государственном учреждении влетает в копеечку. Ни одна семья не тратит на детское воспитание сумму, которая выделяется на него в детдоме. Она составляет около 60000 руб. Практика показывает, что эти деньги расходуются не слишком эффективно. В той же патронатной семье, где эта цифра втрое меньше, дети получают всё необходимое и, сверх того, так нужную им заботу и опеку приемных родителей. О морально-этической стороне дела Еще одна серьезная проблема детских домов - отсутствие квалифицированных и ответственных воспитателей. Такая работа требует затрат огромного количества душевных и физических сил.
Минпросвещения: в будущем Россия может отказаться от детдомов
Детские дома и школы-интернаты для детей от 4 до 18 лет подчиняются органам управления образованием того или иного субъекта РФ. Россияне в сложных жизненных ситуациях временно сдали в детские дома десятки тысяч детей. это не только сексуальное, но и психологическое насилие. Она отметила, что персонал домов ребенка, которые будут реструктурирваны, «не окажется на улице» – учреждения продолжат работать, но в ином формате, например, как центры ранней помощи семьям с детьми с инвалидностью, ясли или центр сопровождения приемных семей. Детский дом служит для ухода за детьми, которые потеряли биологических родителей или не могут жить с ними по другим причинам. Россияне в сложных жизненных ситуациях временно сдали в детские дома десятки тысяч детей.
«Это не генетика, а травма» – 5 главных особенностей детей-сирот
Цель реформы заключается в помощи детям избежать становления в детском доме, сохранить возможность расти в семье. Если же ребенок все же оказался в системе, то его нахождение в ней рассматривается как временное и для него создаются условия, максимально приближенные к семейным. Некоторые учреждения уже смогли перестроиться на новый формат, в каких-то процесс идет медленнее и проблемы сохраняются. Один из пунктов обсуждения — вопрос разлучения братьев и сестер при размещении в детские дома. Предыстория Первая унификация социальных учреждений произошла в 1920—30-е годы. Тогда появилось деление на дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, а также учреждения для детей, совершивших правонарушения, и детей с нарушениями развития. С 1960-х по 1990-е годы сформировалась сеть коррекционных интернатов восьми типов. На тот момент не было еще достаточных знаний по психологии депривации и привязанности.
Никто не думал о том, что чувствуют дети, что с ними происходит. Важнее считался вопрос их содержания и обучения. Детей распределяли в разные учреждения по возрасту, состоянию здоровья и потребностям в образовательных программах. Из-за чего братья и сестры могли годами не видеть друг друга и потеряться навсегда. Внутри учреждения их перемещали из одной группы в другую, в связи с чем у них постоянно менялось окружение и воспитатели, никогда не было рядом постоянного значимого взрослого. Поэтому дети не умели формировать привязанность. Не стояло задачи вернуть ребенка в кровную семью.
Его нахождение в учреждении не рассматривалось как временное, а поиск приемных родителей решался не проактивно. К реформированию в этой сфере на мировой арене подтолкнули принятие Конвенции о правах человека в 1950 году, о правах ребенка — в 1989 году, о правах инвалидов — в 2006 году. В России ситуация стала меняться в 2012 году, когда соответствующая задача появилась в концепции "Десятилетия детства". Оно стало результатом двухлетнего труда Совета по вопросам попечительства в социальной сфере, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения. Проблемы при распределении кровных братьев и сестер Когда только началась работа над постановлением, мы сразу же обозначили, что разрозненность системы препятствует работе с кровной семьей по возвращению ребенка. Причина в том, что его устраивают не рядом с домом, а в учреждение, к которому он "подходит" в зависимости от возраста и группы здоровья, что приводит к частому разлучению братьев и сестер. Я побывала в большом количестве учреждений в разных регионах России и часто встречала детей, которые по пять — десять лет не видели своих младших братьев и сестер, ничего не знают об их судьбе.
Им даже не предоставляют возможности поддерживать какую-то коммуникацию, не считают, что это важно. Лишь в одном регионе я наблюдала, как старших возили в дом ребенка на встречи.
Как правило, эти дети так и не получают официальный статус ребенка -сироты и поэтому ни на какие льготы от государства, кроме обеспечения проживания в детском доме рассчитывать не могут. Главное отличие детского дома от подобных ему учреждений состоит в том, что в нем дети только проживают и проводят свободное от учебы время, а получают образование они в ближайших школах.
Детские дома находятся полностью на государственном обеспечении или существуют за счет благотворительной помощи редкость. Зачем переименовали детские дома? В 2014 году наш президент приказал упразднить детские дома, преобразовав их в центры. Это было сделано для того, чтобы уйти от классического советского восприятия детского дома и изменения системы воспитания детей.
Все мы видели жуткие кадры советских детских домов, и у многих на подкорке именно такой образ детского дома и заложен.
При этом именно подросткам очень нужен взрослый, которому можно доверять, который может подсказать и поддержать. Ведь взрослеющему человеку предстоит выбрать профессию, определиться с поступлением, достойно войти во взрослую жизнь.
И если в любящей семье подросток при поддержке родителей легче переживает трудности и спокойнее входит во взрослый мир, то сирота, живущий в закрытой системе детского дома, понятия не имеет, как начать самостоятельную жизнь. По данным Генпрокуратуры, к 40 годам лишь 10 процентов сирот социализируются, остальных ждет алкоголизм, наркомания, тюрьмы и смерть. Чтобы помочь взрослеющим детям найти родителей, благотворительный фонд "Арифметика добра" запустил социальный проект "У детей нет срока годности".
В небольшом видеоролике фонда рассказывается о том, как важно подростку обрести взрослого, которому можно доверять. Героиня короткого сюжета попала в семью в 16 лет.
Мне сказали взять вещи, полис, любимую игрушку. И отвезли в полицию, а оттуда - в больницу. Потом это обещание «через неделю» сменилось на «через месяц» и — так далее.
В больнице я прожила два месяца. Кровная мама навещала меня в интернате, хотя была уже лишена родительских прав. Но была еще крестная — двоюродная сестра мамы, мои тетки. Все обещали, что заберут меня. И я верила.
Но этого не случилось. Тогда я приняла решение, сама подошла к социальному педагогу и сказала, что хочу в приемную семью. Раньше я боялась. У нас процветала дедовщина: старшие могли избить младших, заставить что-то делать в наказание, например, десять раз перемыть полы в комнате. Были случаи, когда мальчики сбегали.
Тогда воспитатели их наказывали. Однажды 16-летнего мальчика за побег исхлестали ремнем и заставили голым ходить по мужскому корпусу. Старшие ребята имели право бить наказанных. А бывало и так, что дети сами провоцировали взрослых, а воспитатели в ответ распускали руки.