В детдоме Калининградской области возбуждено дело о халатности из-за интимных отношений. Детский дом бьет еще и по будущему, он бьет по созреванию, он бьет по развитию. Даже максимально плохая семья лучше, чем детдом. "Сейчас в детдом сдам": мать в Москве подзатыльниками воспитывает ребенка. Итак, нужно признать, что большие государственные детские дома – это самая малоэффективная форма воспитания сирот.
История детских домов в России
Как живут дети в детских домах и что их ждет когда они повзрослеют. В детдоме Калининградской области возбуждено дело о халатности из-за интимных отношений. Почитал кое-что про систему детских домов в Германии – оказывается, детские дома там существуют, в том числе и учреждения закрытого типа. Конечно, эти встречи очень важны детям, но не побоюсь сказать, что они, наверное, ещё важнее и необходимее нам, людям, не знающим, что такое, жить сиротой в детдоме. Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания.
Мифы о детских домах
Полная ликвидация детских домов и передача детей в приемные семьи — это просто неосуществимо. Встречая воспитанников детского дома, невольно ловишь себя на мысли о том, что до сих пор живы стереотипы об одинаково одетых детях, непременно коротких стрижках, потерянных взглядах. Детский дом Софианлехто с 1930 года в Хельсинки, Финляндия. И они рассказали всё: что я из детдома, что у меня есть братья, сёстры, биологические родители. В детском доме практически все «воспы» имели клички — маленькая месть детей. Детдомовцы безошибочно выбирали «кликухи» и между собой называли воспитателей только так, отклонение от «нормы» жестоко каралось.
Кусачее детство: как живется в детдоме?
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту. Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО. Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
С ними я прожила восемь лет вместе с двумя детьми-сиротами. Это было ужасное время, о котором я пытаюсь забыть. Анализируя те годы, я понимаю, что нас взяли из-за выплат от государства. Уже потом мне рассказали, что приемные родители тратили деньги с моей книжки на оплату коммунальных услуг, покупку двух автомобилей и другие свои нужды.
А должны были тратить на мое воспитание. В приемной семье я чувствовала себя никем. Однажды ночью кто-то из нас случайно уронил в уличный туалет туалетную бумагу. Чтобы заставить «виновника» признаться, приемная мама пригрозила дать каждому по столовой ложке горчицы. Когда это не помогло, нас отказались кормить до следующего вечера. В другой раз у приемной мамы что-то пропало, и в этом обвинили нас. Она поставила всех в угол до вечера, а потом начала вызывать по одному на кухню.
Сказать, что эти ребята и девчата не приспособлены к жизни, значит сказать неправду. Социализация не есть воспитание сильной личности, социализация не есть устойчивость к проблемам, социализация есть воспитание серости, стремящейся забраться в середину стада, чтобы чувствовать себя защищённым, при этом чувствуя себя героем. Как удобно быть социализированным, не надо думать, не надо принимать решения, не надо ничего изобретать, а можно просто не тонуть, потому, что оно не тонет и чувствовать, что окружающая среда под стать тебе и ты не выделяешься цветом и запахом. Есть ли выход? Да есть, не все ломаются в Детских садах, не все социализируются и становятся говном, наоборот, враждебное окружение этих людей закаляет. Но есть одно но, вы практически отказываетесь от ребёнка отдавая его в Детский дом. И если ребёнок и вырастет не серой массой, то вряд ли у вас будут хорошие отношения с ним. И здесь есть исключения, действительно есть, но это редчайшие исключения, когда что-то в жизни меняется настолько, что семья и в таком сложном случае образуется. Воспитывайте детей сами. Становитесь лучше сами и ребёнок будет лучше, потому, что личный пример родителя воспитывает лучше, чем всё остальное вместе взятое.
В особой зоне риска здесь дети-инвалиды, так как они после достижения совершеннолетия не возвращаются в семью, а переходят во взрослое учреждение. Хуже всего в этой ситуации, что такие дети не могут обрести приемную семью в отличие от «обычных» детей-сирот, говорит Павел Кантор. Светлана Строганова добавляет, что существует статистика, по которой видно, как количество «статусных» детей — то есть тех, кого можно усыновить или взять под опеку — снижается из года в год, а количество временно размещенных растет. Дело в том, что есть негласная политика отбирать меньше детей — и родителям в тяжелой жизненной ситуации предлагают временное размещение ребенка в детском учреждении, утверждает она. Часто родители не навещают своих детей из-за удаленности учреждения от места проживания семьи, добавляет Маргарита Нетесова. Например, детей до четырех лет, как правило, помещают в дома ребенка — а они есть далеко не в каждом населенном пункте. В аппарате уполномоченного по правам ребенка в РФ сообщили, что в стране всего 116 домов ребенка и 693 иные организации для детей-сирот. В Москве тело новорожденного нашли в торговом центре, под Петербургом — в подвале дома Как решать проблему с социальными сиротами Маргарита Нетесова подчеркивает, что возможность временного размещения предусмотрена как крайняя мера помощи родителю в трудной ситуации. При этом важно развивать практику дневного и пятидневного размещения в учреждениях, которая сейчас применяется недостаточно часто. Павел Кантор указывает, что на «пятидневку» учреждения соглашаются неохотно, потому что это сокращает финансирование и создает неудобства.
Он считает, что случаи пребывания «родительского» ребенка в учреждении дольше трех месяцев должны восприниматься как исключительные и каждый из них должен быть на контроле руководства региона. Упоминает он и о почти полном отсутствии услуги «передышка» об этом виде помощи «Известия» писали : родители не могут поместить своих детей на небольшой срок в неделю или две, чтобы за это время отдохнуть, решить личные и бытовые проблемы. Родители вынуждены «сдавать» детей на более продолжительный срок, но это сложная и психологически тяжелая процедура. В результате родители сначала тянут до последнего, а потом отдают ребенка в учреждение на долгое время, говорит Кантор. Семьи получат возможность оставить ребенка в мини-группах с профильными специалистами Решением проблемы социального сиротства могло бы стать развитие самых разных форм надомной и полустационарной помощи по месту жительства: это может быть уход на дому, коррекционная и психологическая работа с ребенком и родителями, центры дневного пребывания и т. Если же ребенок временно оказался в детдоме, необходимо категорически настаивать на посещении родителями своих детей, участии в их содержании и воспитании. Еще один способ, который поможет в решении проблемы, — семьи кризисного размещения, рассказывает Светлана Строганова.
Детские дома: быть или не быть?
Террор, судимости, сексуальные домогательства. Что творится в омских детдомах | Пока обследуют, решается их судьба: возвращение к родителями или — детдом. |
Мама не услышит, мама не придет: как устроены детские дома России | Выпуск из социального учреждения (детские дома, интернаты). |
Жизнь в детдоме: история | Как живут в детдоме | История детдомовца - 2 марта 2021 - 76.ру | Новости по тегу: Детский Дом. |
Как давно в России появились детские дома | Государство само потворствует существованию коррупционной системы детдомов. |
Детских домов больше нет... | За десять лет с момента принятия «закона Димы Яковлева» уровень его поддержки вырос на 13% Большинство россиян сочли, что детдом лучше усыновления иностранцами. |
«Я понял, что мир не злой»: как живут выпускники детдомов, когда им помогают
1. Детский дом учит полезным навыкам и социализирует. Россияне в сложных жизненных ситуациях временно сдали в детские дома десятки тысяч детей. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Детские дома и школы-интернаты для детей от 4 до 18 лет подчиняются органам управления образованием того или иного субъекта РФ. В детдоме Калининградской области возбуждено дело о халатности из-за интимных отношений. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Две воспитанницы детдома пропали в сильный мороз в Красноярском крае Шесть подростков устроили побег из детского дома в Красноярском крае.
Детские дома: быть или не быть?
Чтобы поместить ребенка в такое учреждение, родители обращаются с заявлением в органы опеки и попечительства и получают у них направление в конкретную организацию для детей-сирот. Затем заключается трехстороннее соглашение между родителем, органом опеки и организацией для детей-сирот. В документе оговаривается и ответственность за нарушение условий. По закону, если родитель не заберет ребенка по истечении срока соглашения, руководство детского дома сообщает об этом в органы опеки. В дальнейшем такое сообщение может стать основанием для подачи иска о лишении родительских прав. Маргарита Нетесова замечает, что фактически в 481-м постановлении сроки обозначены фразой «до окончания оснований», то есть пока не разрешится проблема.
Однако в интересах ребенка сроки в законодательстве следовало бы определить более четко. Во втором случае помещать детей в учреждение на круглосуточное пребывание можно, только если других вариантов нет: тут уже действует приказ Минтруда от 30. К сожалению, эти рекомендации сплошь и рядом не соблюдаются, — поясняет Павел Кантор. При этом какого-то конкретного перечня оснований, то есть жизненных ситуаций, когда помещение ребенка в детдом по заявлению родителей допустимо, нет. По словам Маргариты Нетесовой, невозможно предусмотреть все ситуации.
Более подробно основания перечисляются в письме Минпросвещения, но и этот список не является исчерпывающим. Например, в качестве оснований в нем указывают наличие в семье ребенка с инвалидностью, непригодное для проживания жилье, работу родителей вахтовым методом, нахождение родителей в больнице и т. Однако это письмо Минпросвещения имеет только рекомендательный характер, — поясняет Маргарита Нетесова. Может быть, мама одна воспитывает ребенка, а ее увозят в больницу на срочную операцию. С кем ребенка оставить в таком случае, если родственников в городе нет?
К сожалению, бывают и другие истории, когда родители понимают, что им проще зимой на несколько месяцев отдать ребенка в центр, потому что, например, дом холодный.
Сиротам — опеку государства Иван IV хоть и известен как Грозный, на Стоглавом Соборе 1551 года приказал строить во всех городах богадельни и приюты для сирот, больных и нищих. Спустя столетие царь Федор Алексеевич издал указ, предписывающий давать сиротам на государственном попечении не только пищу и крышу над головой, но и обучение ремеслам, чтению, счету и письму. Зарождение системы государственной системы опеки над сиротами не мешало сохраняться общественным традициям помощи обездоленным. Действовала система «приймачества», когда сирот и подкидышей принимали в семью, растили и воспитывали.
Детей, потерявших родителей, община могла взять «на прокорм», при этом ребёнок жил по очереди в домах односельчан. В богатых семьях могли приютить сироту и не только вырастить, но и дать образование, девочкам — приданое, а юношам дать работу или помочь поступить в армию. В первом десятилетии, до 1710 года, открылось более десятка воспитательных домов при монастырях, чему активно содействовал митрополит Новгородский Иов, несколько приютов было построено им за собственный счет. Пример Иова и подтолкнул Петра I издать в ноябре 1715 указ о создании в столице и других городах системы «гошпиталей» для сирот и «отказников», подкидышей, внебрачных детей и т. Причем женщина могла оставить ребёнка в специальном приемнике анонимно, сохранив тайну.
Это было сделано для того, чтобы удержать матерей от греха детоубийства и сохранить жизнь невинным младенцам.
Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года. В 60-70 гг. Возобновились теоретические исследования в этих областях, связанные с разработкой системного подхода к призрению, воспитанию и обучению детей. В 1987 году учрежден Детский фонд.
Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни В 1988 г. В 1990 г. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков. В начале 90-х гг. Тогда же были разработаны и в настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как «Дети России», «Дети Чернобыля» [9].
В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров социальных педагогов [10]. Современное состояние призрения детей в России Детские дома и Русская Православная Церковь на современном этапе По данным Генеральной прокуратуры РФ, сейчас реальное количество беспризорников в России не превышает 5 тысяч человек [11]. Важно отметить, что беспризорников часто путают с безнадзорными детьми, с детдомовцами и с сиротами. В то время как под «безнадзорным» понимается обычный трудный подросток, а «беспризорный» — это тот самый маленький бомж, который живёт на вокзале [12]. Если же говорить о статистике, на начало 2014 года почти 79 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывались в интернатных учреждениях, среди которых детские дома, дома ребенка и интернаты различного типа.
В то же время на воспитании в семьях под опекой, в приемных семьях и на усыновлении, а также в детских домах семейного типа находилось 667 тысяч детей [13]. По не до конца проверенным данным, в 2015 году в детских домах находится, по сравнению с 2013 годом, меньше детей — 72 тысячи [14]. Наконец, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки: «По состоянию на 30 декабря 2017 г. В 2017 г.
Отмечается также, что всего в 2017 г. Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. Почему так происходит? Важно понимать, что у большинства детей, живущих в государственных детских домах и интернатах, жизнь далека от благополучия: некоторые учреждения не имеют даже нормальных санитарных условий, многие требуют капитального ремонта, а часть находится в аварийном состоянии. Во многих местах детские учреждения не получают даже положенного по бюджету финансирования.
Имеют место случаи нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов. В ряде регионов у детей по 2-3 года не бывает медосмотров, а ведь среди воспитанников детских домов много ослабленных детей и страдающих хроническими заболеваниями, детей с плохой генетической наследственностью. Кроме того, как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. Русская Православная Церковь принимает участие в помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Одним из направлений такой деятельности является посещение государственных детских домов и приютов.
Священники беседуют с детьми, рассказывают им о вере и Церкви, крестят желающих. К церковным праздникам, особенно к Рождеству Христову и Пасхе, для детей устраиваются праздничные представления, им раздают подарки. Там, где возможно, организуются экскурсии с посещением монастырей, храмов и православных святынь. Иногда удается приобщить детей к каким-то видам деятельности при храме или принять в воскресную школу. Другое направление — создание детских домов и приютов на базе приходов и монастырей.
На этом пути церковным структурам приходится сталкиваться с огромными трудностями. Основная группа проблем связана с недостатком помещений и финансирования. Даже для небольшого приюта необходимо отдельное здание или часть здания, где могли бы разместиться спальни, комнаты для занятий и игр, туалет, душ и другие помещения. Даже при наличии такого здания, что бывает далеко не всегда, его ремонт и переоборудование под приют стоит огромных денег. Большие средства необходимы и для обеспечения функционирования приюта.
Однако даже в тех случаях, когда удается каким-то образом решить материальные проблемы, найти спонсоров, возникают почти непреодолимые бюрократические сложности с официальной регистрацией приютов. Необходимо получить разрешение нескольких комиссий, которые, руководствуясь формальными инструкциями, придираются к малейшим отклонениям от предписанных норм, в то время как государственные детские учреждения в большинстве случаев функционируют с гораздо более серьезными нарушениями. Данное положение приводит к тому, что многие церковные детские приюты существуют на нелегальном положении, не получая никакой поддержки от государства. Лишь в некоторых случаях приютам, созданным церковными организациями, удается получить официальный статус и государственное финансирование. Еще один вид работы церковных учреждений с безнадзорными и беспризорными детьми — создание социальных станций, где дети могут пообедать, пройти медицинский осмотр и санитарную обработку, получить психологическую помощь.
Работники таких станций пытаются также вернуть детей в семью или устроить в приюты. Какой бы ни была форма помощи социально осиротевшим детям, свою важную задачу работники церковных организаций видят в том, чтобы духовно «отогреть» попадающих к ним детей, подготовить их к самостоятельной жизни, помочь им обрести духовную и нравственную опору через приобщение к Церкви [16]. Государство и методы воспитания в детских домах Основную тяжесть попечения о детях, оставшихся без родителей, несет государство. В российской системе воспитания сирот самая обычная и распространенная форма — большие государственные детские дома. Обычно они рассчитаны на 100-200 детей.
Главное, что дает ребенку государственная система, — это социальные гарантии: жилье по выходе из детского дома, право на бесплатное второе образование и др. Однако приходится признать, что с делом воспитания государство не справляется. Об этом говорят цифры. Дело в том, что у этой системы есть несколько серьезных изъянов [17]. Ребенку нужно нечто большее — нужен идеал Во-первых, она устроена как огромный конвейер, «перерабатывающий» жизнь ребенка.
Ребенка, оставшегося без родителей, передают по цепочке — из одного учреждения в другое. До четырех лет он живет в Доме ребенка, после четырех — попадает в детский дом, а в семь лет его переводят в школу-интернат тоже детский дом, но с собственной школой , где он начинает учиться. Часто в таких интернатах младшая школа со своим директором и коллективом воспитателей расположена в одном корпусе, а в старших классах дети переходят в другой корпус, и им опять приходится привыкать к новым воспитателям [18]. В результате за свою жизнь ребенку три, четыре раза приходится начинать все с начала. Эта проблема известна всем, кто работает в детских домах.
Дети со страхом ждут окончания четвертого класса, когда они должны уйти из детского дома. Детдомовцы привыкают к тому, что взрослые вокруг них — это временщики, которые постоянно меняются. На 8-10 детей нормативами предусмотрен только один воспитатель в смену, летом — один воспитатель на 15 детей. Дети оказываются без присмотра, без настоящего внимания. Другая проблема — замкнутость «детдомовского» мира.
Дети живут в детдоме и здесь же учатся, даже в школе видя вокруг себя только таких же сирот. Кончается учебный год, наступает лето, и весь детдом, 100-150 детей, едет отдыхать на турбазу или в пансионат, куда свозят таких же сирот еще и из других детских домов. Получается, что ребенок просто не знает, как общаться с внешним миром. К тому же воспитанные в государственном детдоме дети чаще всего не приучены к труду и не хотят работать. Они знают, что их накормят и оденут — государство обязано.
У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне — это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. В результате дети растут иждивенцами — не умеют ни готовить, ни убираться, ни зашить свои вещи. И это не просто лень — искажается склад личности, способность принимать решения. Этот «результат» государственной системы воспитания тоже признается всеми.
Проблема хорошо изучена психологами и социологами. Как показали исследования, проведенные в интернатах и детских домах Москвы, это далеко не так. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний [19]. Так что, когда ребенок выходит из детдома, он совершенно не приспособлен к жизни. Он получает квартиру, но не может жить один — в детском доме в комнате с ним всегда было еще 4-5 человек.
Он никогда сам не ходил в магазин, не покупал себе еду. Он не знает, как расходовать деньги, не разбирается в людях и ничего не знает о нормальной жизни в семье. Вполне закономерно, что, вырастая, он становится жертвой криминальных структур или спивается. Так бывает даже в благополучных внешне детских домах. Конечно, очень важно, чтобы в детском доме детей кормили, одевали, заботились об их здоровье.
Слава Богу, что находятся благотворители, которые дарят детдомам вещи, книги, мебель. Но ребенку нужно нечто большее — нужен идеал. А воспитатели должны уметь вдохновить им ребенка.
Сколько раз их из дома забирала. И в Исилькуль, и в Называевск уезжали.
Не важно, какая мама и где она. Сколько живу, удивляюсь: и домашнюю еду приносишь, и приласкаешь, а всё равно бегут к маме. Хоть она в канаве валяется, хоть наркоманка, но они бегут к ней, потому что это мама, — делится педагог. В кабинете Светланы Михайловны стоят с любовью оформленные поделки детей Источник: Кирилл Башинский Воспитатель — это многодетная мама Родители, конечно, и сами могут навещать дочерей и сыновей в детском доме, но только в трезвом состоянии. Такое бывает редко.
Чаще всего дети не видятся с родителями, и, наверное, от этого многие из них называют воспитательниц мамами. Особенно сироты. Каждому ребенку хочется, чтобы была мама, но не каждый вкладывает в это слово смысл. Как-то раз приласкала одного, он всё: «Мама-мама», а потом хвать деньги из моего кармана. Заметила, что деньги на проезд пропали.
Но есть те, кто искренне называет. Были в группе у меня девочки, сестры. Они хоть и выпустились, но я поздравляю их в день рождения каждый раз. Они отвечают: «Мамочка, я тебя так люблю, не забываю». Или просто позвонят и спросят: «Мама, как у тебя дела?
Когда-то я брала их на свою дачу и учила, как ухаживать за растениями. Теперь они сами, — говорит Светлана Михайловна. К Светлане Михайловне ребята обращались и по очень личным вопросам: когда влюблялись или не могли справиться с эмоциями. А он был самый проблемный. Подходит и говорит: «Ой, Светлана Михайловна, что-то у меня внутри прям жжет, почему?
Я говорю: «Коля, так ты влюбился».