Новости день смерти пушкина 10 февраля

10 февраля — день памяти а. 10.02.202210.02.2022. В этот день в 1837 году умер великий русский поэт после ранения на дуэли. Символично, что именно в эти дни в Музее изобразительных искусств Карелии начала работу новая выставка «Сказки а. В этот день, 10 февраля 1837 года, великий русский поэт в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее. Последние часы — Пушкин перед смертью «Утром 29 января состояние стало критическим, предагональным.

День памяти Александра Пушкина прошел в Петербурге

10 февраля в Областной детской библиотеке им. А. С. Пушкина г. Саратова состоялось торжественное открытие Пушкинской декады «Дорога к Пушкину», посвященной 185-летию со дня смерти поэта, с онлайн-трансляцией на Youtub-канале. 10 февраля 1837 года перестало биться пламенное сердце великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837). 10 февраля в России отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина (180 лет со дня смерти), великого русского поэта, смертельно раненого 8 февраля 1837 года на дуэли с поручиком, бароном Жоржем Шарлем де Геккерном (Дантесом). В этот день, 10 февраля 1837 года, великий русский поэт в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее.

10 февраля - день смерти Пушкина

Пушкина 10 февраля 2023 33 Поделиться 10 февраля 2023 года исполняется 186 лет со дня смерти великого русского поэта, прозаика, драматурга, публициста, историка и патриота родного Отечества Александра Сергеевича Пушкина. В этот день, 10 февраля 29 января — по старому стилю 1837 года А. Пушкин скончался от ранения, полученного в ходе дуэли с Жоржем Шарлем Дантесом, французом, офицером кавалергардского полка. Дуэль на Черной речке под Петербургом близ Комендантской дачи состоялась двумя днями ранее 8 февраля 27 января — по старому стилю.

После ранения Пушкин прожил еще 46 часов и 15 минут, несмотря на все усилия врачей во главе с хирургом Николаем Арендтом, лейб-медиком императора Николая I.

Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его. Жуковский: «Тяжело дышать, давит! В ту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали.

Минуты через две я спросил: «Что он? Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо!

Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде.

Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина. Похороны Пушкина в Святогорском монастыре 6 18 февраля 1837 г. Тургенев: «Вчера отслужили мы первую панихиду по Пушкину в 8 час. Жена рвалась в своей комнате; она иногда в тихой, безмолвной, иногда в каком-то исступлении горести. Когда обмывали его, я рассмотрел рану его, по-видимому, ничтожную». Жуковский: «На другой день мы, друзья, положили Пушкина своими руками в гроб; на следующий день, к вечеру, перенесли его в Конюшенную церковь. И в эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом.

Конечно, более десяти тысяч человек приходило взглянуть на него: многие плакали; иные долго останавливались и как будто хотели всмотреться в лицо его; было что-то разительное в его неподвижности посреди этого движения и что-то умилительно-таинственное в той молитве, которая так тихо, так однообразно слышалась посреди этого шума. Соловьева, в статье «Судьба Пушкина», в пользу того утверждения, что Пушкин уже ничего не смог бы создать великого после дуэли, завершись она гибелью его противника, — в них есть много убедительного и справедливого, но и это становится отчасти второзначным перед выяснением причины свершившегося и смысла его а не того, что могло бы произойти, если бы все события развивались так, как нам того желалось. С философом нужно согласиться прежде всего в том, что не следует преувеличивать роковую роль «светской черни» в свершившемся, снимая вину с самого поэта — вину внутреннюю, сущностную. Понять же истинную вину кого бы то ни было нам нужно вовсе не для того, чтобы осудить его и оправдать кого-то иного — нельзя брать на себя роль Высшего Судии. Мы должны лишь извлечь из всего урок для себя, распознав в себе ту же греховность, что так ясно становится видна в столкновении характеров, наблюдать которые нам выпало. Вина имеет истоки преимущественно внутренние, мы же силимся найти виновных именно вовне, по вполне понятным причинам соблазняясь лермонтовским негодованием, увлекающем нас во власть темной злобы и мстительных вожделений. С недавних пор мы особенно упорно стремимся обнаружить во всех событиях действие могущественных закулисных сил, соединяя прошлое со злобою нынешнего дня. Урок, извлекаемый нами из трагедии Пушкина, становится для нас вполне однозначным: ищи во всем внешних врагов, не гони от себя ненависть к ним.

Враг рода человеческого, без сомнения, не преминет воспользоваться помощью своих служителей так что и впрямь забывать о них не след , но зачем же забываем мы: подчинить нас своей воле они смогут только через наши слабости. Вовсе не для того, чтобы тут же осудить Пушкина, должны мы уяснить себе, в чем он позволил темным силам взять над собою верх, — так мы лишь впадем в грех гордыни, не сумев добыть для себя никакой духовной пользы, ради которой и необходимо нам осознать истинный смысл происшедшего. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лк. Пушкину было дано с преизбытком. Поэтому небесполезно задуматься над мыслью Вл. Соловьева, непонятой и отвергнутой многими, ибо для большинства она оказалась неприемлемой эмоционально и непостижимою рассудком: «Пушкин убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна». Вернемся мыслью в тот зимний январский вечер, на берег Черной речки, где в снегу лежит раненый Пушкин. Мы не можем утверждать с непоколебимой уверенностью, что рана была безусловно смертельною, но нельзя отвергнуть того, что темная злая энергия переполняла в тот момент душу поэта.

Друзьям, которые бросились к нему в тревоге, он твердо сказал: «У меня хватит силы на выстрел». Дантес упал, ибо Пушкин был слишком опытным стрелком, ибо рука его была достаточно натренирована.

Шевченко, 150-летие первого благотворительного альманаха «Складчина» и 180-летие со дня рождения А. Пушкина дает возможность посетителям совершить вслед за Пушкиным путешествие по Крыму, которое поэт осуществил вместе с семьей генерала Н.

Раевского в августе-сентябре 1820 года. Выставка «С Гомером долго ты беседовал один…»: к 240-летию со дня рождения Н. Гнедича 1 февраля — 15 мая 2024 года Главными экспонатами камерной выставки, помимо первого издания «Илиады», стали портрет Н. Гнедича, написанный в 1839 году по заказу Российской Академии М.

Вишневецким с оригинала П. Оленина 1824 года, бюст Гомера и портрет А.

Пушкин любил гулять в Летнем саду.

В одном из писем к жене поэт сообщал: «Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и в туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу.

Я в нем дома». Хотя письмо и написано с долей иронии, Летний сад в первой трети XIX века являлся единственным старинным садом Петербурга, который был открыт для публики.

Портал правительства Москвы

Спасский: «Минут за пять до смерти Пушкин просил поворотить его на правый бок. Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его и подложили к спине подушку. Не прошло нескольких мгновений, как Пушкин сказал; — Теснит дыхание. То были последние его слова. Оставаясь в том же положении на правом боку, он тихо стал кончаться, и — вдруг его не стало.

Даль: «Друзья, ближние молча окружили изголовье отходящего; я, по просьбе его, взял его подмышки и приподнял повыше. Всеместное спокойствие разлилось по всему телу; руки остыли по самые плечи, пальцы на ногах, ступни и колени также; отрывистое, частое дыхание изменялось более и более в медленное, тихое, протяжное; еще один слабый заметный вздох — и пропасть, необъятная, неизмеримая разделила живых от мертвого. Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его. Жуковский: «Тяжело дышать, давит!

В ту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением.

Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: «Что он? Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.

Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею.

Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?

Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли.

Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина. Похороны Пушкина в Святогорском монастыре 6 18 февраля 1837 г.

Тургенев: «Вчера отслужили мы первую панихиду по Пушкину в 8 час. Жена рвалась в своей комнате; она иногда в тихой, безмолвной, иногда в каком-то исступлении горести. Когда обмывали его, я рассмотрел рану его, по-видимому, ничтожную». Жуковский: «На другой день мы, друзья, положили Пушкина своими руками в гроб; на следующий день, к вечеру, перенесли его в Конюшенную церковь.

И в эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом. Конечно, более десяти тысяч человек приходило взглянуть на него: многие плакали; иные долго останавливались и как будто хотели всмотреться в лицо его; было что-то разительное в его неподвижности посреди этого движения и что-то умилительно-таинственное в той молитве, которая так тихо, так однообразно слышалась посреди этого шума. Соловьева, в статье «Судьба Пушкина», в пользу того утверждения, что Пушкин уже ничего не смог бы создать великого после дуэли, завершись она гибелью его противника, — в них есть много убедительного и справедливого, но и это становится отчасти второзначным перед выяснением причины свершившегося и смысла его а не того, что могло бы произойти, если бы все события развивались так, как нам того желалось. С философом нужно согласиться прежде всего в том, что не следует преувеличивать роковую роль «светской черни» в свершившемся, снимая вину с самого поэта — вину внутреннюю, сущностную.

Понять же истинную вину кого бы то ни было нам нужно вовсе не для того, чтобы осудить его и оправдать кого-то иного — нельзя брать на себя роль Высшего Судии. Мы должны лишь извлечь из всего урок для себя, распознав в себе ту же греховность, что так ясно становится видна в столкновении характеров, наблюдать которые нам выпало. Вина имеет истоки преимущественно внутренние, мы же силимся найти виновных именно вовне, по вполне понятным причинам соблазняясь лермонтовским негодованием, увлекающем нас во власть темной злобы и мстительных вожделений. С недавних пор мы особенно упорно стремимся обнаружить во всех событиях действие могущественных закулисных сил, соединяя прошлое со злобою нынешнего дня.

Урок, извлекаемый нами из трагедии Пушкина, становится для нас вполне однозначным: ищи во всем внешних врагов, не гони от себя ненависть к ним. Враг рода человеческого, без сомнения, не преминет воспользоваться помощью своих служителей так что и впрямь забывать о них не след , но зачем же забываем мы: подчинить нас своей воле они смогут только через наши слабости. Вовсе не для того, чтобы тут же осудить Пушкина, должны мы уяснить себе, в чем он позволил темным силам взять над собою верх, — так мы лишь впадем в грех гордыни, не сумев добыть для себя никакой духовной пользы, ради которой и необходимо нам осознать истинный смысл происшедшего. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лк.

В главном храме обители в этот день собрались не только сотрудники музея-заповедника и почитатели творчества Пушкина, но гости и участники ХХ Пушкинского театрального фестиваля, который начался в Пскове и Пушкинских Горах 5-го февраля и сегодня, тоже по традиции, завершает свою работу. Во многих городах страны прошли панихиды и культурные мероприятия, посвященные трагической дате. Сегодня же, 10 февраля, любители поэзии отмечают 123-летие со дня рождения Бориса Пастернака.

Пушкин нехотя, но согласился, и за время этой отсрочки состоялась свадьба между Дантесом и Екатериной Николаевной Гончаровой, старшей сестрой жены Пушкина». Миф 3. Дантес был влюблен в сестру Гончаровой Жорж Дантес действительно женился на Екатерине Николаевне Гончаровой, но отнюдь не от большой любви, а чтобы спасти свою жизнь и карьеру. К тому же эта идея принадлежала его приемному отцу. Но, по версии Геккернов, Дантес был настолько смущен, что не мог открыто признаться. Пушкин в этой ситуации выглядел вспыльчивым ревнивым самодуром.

На самом деле Дантес, конечно, не любил Екатерину. Во-первых, она была бесприданницей, а Дантес явно хотел себе партию получше. Кроме того, красотой младшей сестры Екатерина похвастаться не могла — она была худой и смуглой. В свете старших сестер Гончаровых, Екатерину и Александру, называли чуть ли не черенками от швабры. Екатерина, как и многие светские дамы того времени, была влюблена в Дантеса. Молодой красавец-военный, обходительный, да к тому же француз — им многие увлекались. Услышав от Пушкина о предстоящей свадьбе, Екатерина была вне себя от радости. Она с упоением стала подбирать приданое, шить наряды и очень стремилась к этой свадьбе», — рассказывает сотрудница музея. Миф 4.

Гончарова любила Дантеса и была холодна к мужу Даже несмотря на сохранившиеся письма Гончаровой к Пушкину и свидетельства современников, до сих пор точно не известно, какие отношения были между Натальей Николаевной и Дантесом. То, что он открыто волочился за ней, а Пушкин злился и ревновал, — это факт. Однако наличие любовной связи между молодой красавицей и пылким французом ничем не подкреплено. Близкие отношения Гончаровой с императором, в которых ее обвиняет анонимный автор письма, тоже всего лишь домыслы, утверждает наша собеседница: «Что касается Натальи Николаевны, то она, будучи в свете, принимала ухаживания молодого кавалера, ей это было лестно, но обо всех случаях встреч с Дантесом она рассказывала Пушкину. Николай I также благоволил к Гончаровой. Бывало, он проезжал близ дома Пушкиных на набережной и потом журил Наталью Николаевну за то, что у нее опущены шторы. Он назначил Пушкина камер-юнкером, чтобы Наталья Николаевна была обязана бывать на балах в Аничковом дворце. Но все-таки связь Гончаровой с императором — это только домыслы, и никаких фактов, подтверждающих это, нет. Но это вовсе не значит, что Наталья Николаевна не переживала за своего супруга.

Объяснить такой ответ можно тем, что Гончарова была глубоко верующей. Если бы ее муж выжил, то, согласно христианским убеждениям, она должна была оплакать его убитого противника», — объяснила Карташова. Миф 5. Поводом для дуэли стало поведение Дантеса Конечно, развязное поведение Дантеса и его явные ухаживания за женой Пушкина, а также насмешки света над бедным «рогоносцем» были главной причиной конфликта. Но на самом деле финальным толчком к роковому поединку стало оскорбительное письмо самого Пушкина. В конце концов, взбешенный этим, Пушкин уже сам написал письмо барону Геккерну, где обращался к нему в весьма жестких и жестоких выражениях к примеру, называл его старухой-сводницей.

Через три года, в феврале 1831, они повенчались. Пушкин очень любил свою жену, стремился улучшить материальное благополучие своей семьи, но это ему не очень удавалось — они жили весьма бедно.

Поэту пришлось поступить на службу в министерстве иностранных дел и состоять при дворе, где у него было множество недоброжелателей. Многие представители высшего света ненавидели или презирали Пушкина за его свободолюбие, прямоту и патриотизм. Эти люди часто распускали слухи, порочившие Александра Сергеевича или его жену. Следствием одного из таких слухов и стал конфликт с французом Дантесом. Пушкин вызвал последнего на дуэль, но Дантес избежал ее, сделав предложение сестре жены поэта. Спустя пару лет слухи возобновились, а конфликт вспыхнул с новой силой. Пушкин и Дантес стрелялись 8 февраля 1837 года на дуэли у Черной речки на окраине столицы. Пушкин намеренно лишь слегка ранил Дантеса в руку, а тот — смертельно ранил поэта в живот.

Несмотря на усилия врачей, спустя два дня страданий Александр Сергеевич Пушкин скончался. К этому времени к его квартире на улице Мойка дом 12 пришло более 50 тысяч человек. Похороны поэта вызвали огромный резонанс во всем российском обществе. Традиции В этот день у памятников Пушкину во многих городах России проходят массовые мероприятия: возлагаются цветы, читаются его стихи и проза.

День памяти со дня смерти А. С. Пушкина (1799 – 1837)

29 января [10 февраля] 1837 года произошла смерть Пушкина знаменитого русского поэта. Смерть Пушкина наступила в доме 12 на набережной реки Мойки от раны, полученной на дуэли с Жоржем де Геккерном (Дантесом). 10 февраля день памяти пушкина мероприятия в библиотеке. День памяти А.С. Пушкина – это траурный праздник в истории русской культуры. 10 февраля, от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом.

Пушкин: не последняя дуэль. До рокового выстрела поэт подряд участвовал в трех поединках

Проститься с Пушкиным к его гробу пришло от 10 до 50 тысяч человек, по разным данным. Похоронен поэт был в Святогорском монастыре. За свою недолгую жизнь Пушкин создал большое количество литературных произведений, ставших классикой российской литературы. Они стали неотъемлемой частью школьной программы.

Творчество Пушкина очень многопланово. Он создавал не только стихи и поэмы, но также стал автором произведений в прозе. Можно сказать, что Пушкин поднял отечественную словесность на уровень мировой.

Все его произведения обрели широчайшую известность.

Маркевича С. Соболевскому, в котором он спрашивает, выполнена ли его просьба дать присланный им перевод поэмы Байрона «Паризина» Пушкину и Баратынскому, чтобы они сделали свои замечания. Интересуется, «нет ли чего непечатанного для пересылки сюда в роде Гаврилиады …». Пушкин получает от Е. Хитрово письмо с предложением приехать ухаживать за ним, больным. Пушкин в письме к Е.

Хитрово благодарит её за внимание, «христианское и поистине очаровательное милосердие», но отказывается от её услуг в качестве сиделки. Благодарит также за «тонкое замечание» по поводу Онегина и сообщает, что ноге уже лучше, но по лестницам ходить он пока опасается ориг. Пушкин, вероятно, присутствует на балу у посла Великобритании лорда Гейтсбери. Лорд Хейтсбери Гейтсбери — барон, видный политический деятель и дипломат. Занимал посты посла Великобритании в Берберских штатах, в Неаполитанском королевстве и в Испании, с 1824 по 1828 год — в Португалии. В 1828 году назначен послом в Россию, где ему пришлось заниматься вопросами русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Оставался в России до 1832 года.

Пушкин посещает Устиновых, собирающихся уезжать в Саратовскую губернию, и оставляет им свой новый московский адрес: «На Арбате дом Хитровой А. Кривцова, друга юности, жившего по соседству с Устиновыми в имении Любичи Тамбовской губернии. Устиновой Пушкин тоже дарит экземпляр трагедии. Посылая Н. Кривцову «Бориса Годунова», Пушкин пишет: «Посылаю тебе, милый друг, любимое моё сочинение. Ты некогда баловал первые мои опыты — Будь благосклонен и к произведениям более зрелым».

Это что-то и есть музыка». Музыка П. Чайковского дала вторую жизнь литературным произведениям А.

Пушкина, усилила их выразительность и силу воздействия. Он любил Пушкина всю свою жизнь. Поэт был для композитора мудрым наставником, вечно живым современником.

И конечно - на наш язык.

Прежде всего на литературный русский язык, на котором мы все сегодня говорим, думаем и пишем. Иногда и что-то тоже гениальное...

«Пушкин был весел»

  • День памяти А.С. Пушкина. 187 лет со дня смерти (1799–1837)
  • Заказать экскурсию
  • 10 февраля – печальная дата в истории России – День смерти гения русской поэзии А. С. Пушкина.
  • Петербургский календарь. 10 февраля. Смерть Пушкина.
  • 10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
  • «Из одной крайности в другую»

Последняя дуэль Пушкина: как на самом деле погиб русский поэт

Он был низкого роста и при хождении нескладно волочил ноги, и шаг его был косолапый. Портреты его все похожи, но приукрашены"7. Наркиз Иванович Тарасенко-Отрешков 1805-1873 , писатель-экономист и издатель, познакомился с Пушкиным в 1832 году: "Пушкин был небольшого роста, сухощав, с курчавыми, весьма темно-русыми, почти черными волосами, с глазами темно-голубыми. В облике лица сохранились еще черты африканского происхождения, но в легком уже напоминании. Даже во множестве нельзя было не заметить Пушкина: по уму в глазах, по выражению лица, высказывающему какую-то решимость характера, по едва ли унимаемой природной живости, какого-то внутреннего беспокойства, по проявлению с трудом сдерживаемых страстей. Таким, по крайней мере, казался мне Пушкин в последние годы своей жизни.

К этому можно еще сказать, что также нельзя было не заметить невнимание Пушкина к своему платью и его покрою, даже на больших балах. В обществе, сколько мне случалось его видеть, я всегда находил его весьма молчаливым, избегающим всякого высказыванья"8. Елизавета Алексеевна Драшусова 1817-1884 , в первом браке баронесса Карлгоф, была плодовитым прозаиком и автором интересных мемуаров. С Пушкиным она познакомилась на званом обеде в январе 1836 года: "... Я ждала Пушкина, и при каждом звонке колокольчика сердце начинало сильно биться, как будто мне предстояло свидание с человеком, страстно любимым.

В продолжение обеда я была не очень разговорчива; все внимание мое было устремлено на Пушкина, который сидел против меня. Он был нехорош собой: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более выразительной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов"9. Анна Керн. Видим мы Пушкина-игрока, страстно преданного карточной игре и способного в один присест проиграть 5000 рублей свое годовое жалованье историографа : "Я предпочел бы умереть, чем не играть"11. И, разумеется, у нас есть уникальная возможность наблюдать Пушкина в роли страстного любовника.

В уже упоминавшемся романе "Тысяча душ" князь Раменский рассказывает: "знал эту даму, в которую он был влюблен, - и это была прелестнейшая женщина, каких когда-либо создавал Божий мир"12. В те давно прошедшие времена существовали иные представления о приличиях, отличные от нашего времени с его публичностью всех сфер жизни медийных фигур, не исключая сферы интимной. Герой литературного произведения даже не намекает на имя той, в кого был влюблен поэт, а заинтригованные собеседники князя не считают для себя возможным переступить нравственное табу и задать нескромный вопрос, уточняющий имя пушкинской музы. Пушкин и Крылов гуляют по Невскому проспекту. Без тайны нет семейственной жизни.

Я пишу тебе, не для печати; а тебе нечего публику принимать в наперсники"13.

Тем паче испытывал к нему такую ревность, которая привела к дуэли и гибели самого поэта. Зачем Геккернам — старшему и младшему — писать анонимные пасквили? Ведь они делают карьеру в России и им противопоказан скандал. Наконец, откуда такая мгновенная уверенность Пушкина в авторстве анонимного послания: получено 4 ноября, вызов на дуэль послан Дантесу 5 ноября. При этом анонимщик прозрачно намекает совсем на другого «ваятеля рогов» поэта — Николая Павловича, но Пушкин этого якобы не замечает. Да потому, что на самом деле никакого Дантеса как предмета ревности для Пушкина просто не существовало. Там действительно была трагическая ситуация, но она была связана прежде всего с Натальей Николаевной и с поведением императора. Ведь вспышки ревности, которые видны из пушкинских писем Наталье Николаевне, тянутся к 1831—1832 годам, когда никакого Дантеса не было и в помине. Более того, когда появился Дантес, то Пушкин к нему достаточно благожелательно относился, они обедали в одних компаниях, и у него не было к Дантесу никакой антипатии.

Это была одна из придворных интриг, причем с самого начала она была понятна Пушкину. Первое унижение двор наносит поэту, делая его камер-юнкером. Человека, который внутренне претендует на положение историографа России, мечтает продолжать дело Карамзина и уже широко известен как литератор, публицист, поэт, выставляют мальчишкой. Камер-юнкер — и все. Хотя никто бы, как говорится, не кинул камень в огород Николая Павловича, если бы он дал ему чин повыше. Мы знаем, что французские Людовики окружали себя поэтами и философами, итальянские Медичи ценили художников, музыкантов, осыпали их дарами, деньгами. Но здесь другая ситуация. Двор стремится унизить поэта, нанести ему обиду, показать, что он мелочь. Ведь само это назначение связано лишь с тем, что Пушкин как камер-юнкер обязан ездить на придворные балы в Аничков дворец. Для чего?

Чтобы представлять собственную супругу. Последняя интрига тоже не отличалась большой фантазией. Чтобы отвести подозрение от царя, запустили «утку» о том, что маленький, немолодой, некрасивый поэт возревновал к молодому красавцу-гусару. Те, кто считает, что причина дуэли в отношениях Дантес—Пушкин, просто не подозревают о глубине проблемы. Не понимают того, что царская семья, попросту говоря, наплевала в душу Александра Сергеевича. Тайное становится явным — В своем исследовании вы делаете сенсационное предположение о том, что автором подметных писем был… сам Пушкин. Для чего поэту понадобилось делать свой позор достоянием общественности?

При первом страшном крике его княгиня Вяземская, бывшая в той же горнице, бросилась к ней, опасаясь, чтобы с нею ничего не сделалось. Но она лежала неподвижно хотя за минуту говорила ; тяжелый летаргический сон овладел ею; и этот сон, как будто нарочно посланный свыше, миновался в ту самую минуту, когда раздалось последнее стенание за дверями». Кончина Белюкин Дмитрий Анатольевич род. Жуковскому и гр. Виельгорскому и сказал: отходит! Пушкин открыл глаза и попросил моченой морошки. Жуковский: «Он открыл глаза и попросил моченой морошки. Спокойное выражение лица его и твердость голоса обманули бедную жену; она вышла как просиявшая от радости лицом. А в эту минуту уже начался последний процесс жизни. Я стоял вместе с графом Виельгорским у постели его, в головах. Сбоку стоял Тургенев. Но мысли его были светлы. Изредка только полудремное забытье их отуманивало. Спасский: «Минут за пять до смерти Пушкин просил поворотить его на правый бок. Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его и подложили к спине подушку. Не прошло нескольких мгновений, как Пушкин сказал; — Теснит дыхание. То были последние его слова. Оставаясь в том же положении на правом боку, он тихо стал кончаться, и — вдруг его не стало. Даль: «Друзья, ближние молча окружили изголовье отходящего; я, по просьбе его, взял его подмышки и приподнял повыше. Всеместное спокойствие разлилось по всему телу; руки остыли по самые плечи, пальцы на ногах, ступни и колени также; отрывистое, частое дыхание изменялось более и более в медленное, тихое, протяжное; еще один слабый заметный вздох — и пропасть, необъятная, неизмеримая разделила живых от мертвого. Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его. Жуковский: «Тяжело дышать, давит! В ту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: «Что он? Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина. Похороны Пушкина в Святогорском монастыре 6 18 февраля 1837 г. Тургенев: «Вчера отслужили мы первую панихиду по Пушкину в 8 час. Жена рвалась в своей комнате; она иногда в тихой, безмолвной, иногда в каком-то исступлении горести. Когда обмывали его, я рассмотрел рану его, по-видимому, ничтожную».

Пульс был слабым. Его бросало то в жар, то в холод, он периодически впадал в состояние забытья. Спасти раненого пытались лучшие петербургские врачи во главе с императорским лейб-медиком Н. Арендтом, но, как мы знаем, их попытки были напрасными. Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, появились галлюцинации. Но сознание оставалось относительно ясным. Арендт не стал скрывать от Пушкина его состояния. Поэт попрощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть. В момент кончины Пушкина в его доме были остановлены часы. Поэт и царь Трагедия усугублялась тем, что дуэли в то время были под запретом. В частности, К. Данзаса, который был секундантом Пушкина, могли арестовать за участие в дуэли.

10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!

10 февраля 2023. дня гибели А. Пушкина, работники ДК и библиотеки провели тематическую программу, посвящённую памяти великого поэта. В понедельник, 10 февраля исполнилось 177 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. 10 февраля в Областной детской библиотеке им. А. С. Пушкина г. Саратова состоялось торжественное открытие Пушкинской декады «Дорога к Пушкину», посвященной 185-летию со дня смерти поэта, с онлайн-трансляцией на Youtub-канале. 10 февраля 1837 года перестало биться пламенное сердце великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837). 10 февраля — день памяти а. 10.02.202210.02.2022. В этот день в 1837 году умер великий русский поэт после ранения на дуэли. Символично, что именно в эти дни в Музее изобразительных искусств Карелии начала работу новая выставка «Сказки а.

10 главных мифов о последней дуэли Пушкина

10 февраля 2023, 19:57. 10 февраля 2023, 19:57. Со школьной скамьи мы помним, что 10 февраля — особый день русского календаря: день смерти А. С. Пушкина. 10 ферваля исполняется 183 года со дня его гибели. В честь памятной даты нижегородские музеи подготовили специальную программу. 21:00 ул. Пречистенка, 12/2, ст. м. «Кропоткинская».

10 февраля – 185 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837)

Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия. Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение.

Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти». Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?

Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I. Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа. В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя. Однако после отправки письма отцу Пушкина Жуковский вместе с жандармами проводит «посмертный обыск» кабинета Александра Сергеевича Пушкина. К нему в руки попадает переписка поэта с Бенкендорфом, которая открывает все унижение, которое испытывал со стороны власти поднадзорный поэт.

В 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения великого русского поэта. На мероприятии ребята ознакомились с фактами биографии Александра Сергеевича, вспомнили самые известные произведения писателя. Проведены громкие чтения стихотворения «Погиб поэт» М. Литературный час завершился викториной «А голос Пушкина сильней…», на которой учащиеся отвечали на вопросы о творчестве и жизни А.

Об этом мало говорят. Михаил Визель: Изволь. Первый - молодому 1813 года рождения графу Соллогубу. История дурацкая: юный граф, любезничая на балу с Натальей Николаевной, старше себя на год, стал преувеличенно вздыхать о своей несчастной любви к некоей красавице. Возможно, кстати, имея в виду ее саму. А та, видимо, ему в тон, стала преувеличенно над этой любовью потешаться. На что он воскликнул: "Вы же давно замужем! В общем, прямо сказать, дурацкий разговор, без которого можно было обойтись. Но в любом случае ничего обидного для чести мужа тут не было. Но муж, то есть Пушкин, рассудил по-другому. И когда Наташа ему эту дурацкую светскую болтовню пересказала, послал Соллогубу вызов. Но Владимир, не только светский человек и начинающий литератор, но и начинающий чиновник впоследствии он дослужится до тайного советника , по делам службы уже уехал в Тверь. Они долго не могли совпасть, обменивались холодными письмами, и наконец уже в мае в московском доме Нащокина окончательно помирились - с помощью самого Нащокина. Пушкин при этом сказал: "Неужели вы думаете, что мне весело стреляться?.. Да что делать? То есть - я имею несчастье быть публичным человеком, а это, знаете ли, хуже, чем быть публичной женщиной. Шуточка тоже так себе… Пушкин, как обычно, попадает в тон собеседника. Который, как показала дальнейшая жизнь, образцом добродетели не был. Но который впоследствии писал, что если бы дело дошло до барьера - ему пришлось бы выдерживать огонь Александра Сергеевича, потому что рука у него не поднялась бы. Художник А. Наумов, 1884 г. Фото: ru.

В книге Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» приводятся воспоминания князя Петра Вяземского о встрече поэта с известной гадалкой по имени Кирхгоф, которая предсказала ему «преждевременную смерть, предупредивши, что должен ожидать её от руки высокого, белокурого человека». Современники описывают его по-разному. В очерке критика Бориса Никольского «Последняя дуэль Пушкина» 1901 Дантес представлен как «шумный и блестящий трутень, вносивший всюду большое оживление своим самодовольным жужжанием». В свою очередь князь Александр Трубецкой, чьи воспоминания были опубликованы в одном из номеров журнала «Русская старина» за 1901 год, называет Дантеса «отличным товарищем и образцовым офицером» и добавляет: «Он был очень красив, и постоянный успех в дамском обществе избаловал его — он относился к дамам вообще, как иностранец, смелее, развязнее, чем мы, русские, а как избалованный ими — требовательнее: если хотите, нахальнее, наглее, чем даже было принято в нашем обществе». Блиставшая в петербургском обществе Наталья Николаевна Пушкина, супруга поэта, которая «была так красива, что могла позволить себе роскошь не иметь никаких других достоинств», произвела на Дантеса сильнейшее впечатление. С её стороны в отношении к барону, по словам князя Петра Вяземского, «не было ничего преступного, но было много непоследовательности и беспечности». Пушкин, свидетельствовал князь Трубецкой, «вовсе не ревновал, но, как он сам выражался, Дантес был ему противен своею манерою, своим языком, менее воздержанным, чем следовало, как полагал Пушкин». Что касается француза, то, по мнению Бориса Никольского, он хотел «досадить Пушкину, насолить ему, сделать его смешным», и «здесь нельзя не узнать руководительства Геккерена». Это был намёк на неверность его жены, и тогда Пушкин вызвал предполагаемого обидчика Дантеса на дуэль. Письмо попало в руки Геккерена, и он, приняв за Дантеса вызов, попросил его отсрочить. Уже через два дня появился слух о предполагавшейся свадьбе Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры Натальи Николаевны. Свадьба состоялась 10 января 1837 года. Пушкин и Дантес фактически стали родственниками. Однако обида поэта не утихала. Но теперь весь гнев поэта был направлен на Геккерена-старшего.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий