День Макария Великого чтят православные 1 февраля. День преподобного Макария Великого, одного из отцов-основателей Древней Церкви, православные верующие отмечают 1 февраля. До наших дней из 12 томов сохранилось 9 книг, утрачены тома за декабрь, январь и апрель.
Святые Новосибирской митрополии. Святитель Макарий (Невский)
Дата в 2024 году: 12 января православная церковь отмечает день памяти святителя Макария Московского. К тому времени Макарий определил свою судьбу, поняв, что посвятит ее служению церкви и Всевышнему. В годы первосвятительства митрополита Макария состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. В первый день февраля православные отмечают день святителя Макария Великого, стоявшего у истоков древней церкви.
1 февраля, день памяти преподобного Макария Великого
Считается, что в этот день женщины могут даровать здоровье всей семье. Они должны заварить чай из зверобоя, душицы, иван-чая и шиповника. Чтобы все были здоровы на протяжении года, женщины угощали детей и других членов семьи этим чудотворным чаем. Считалось, что 1 февраля ни в коем случае нельзя впускать в дом незнакомцев.
Помимо этого, считалось, что всю работу лучше отложить на другой день. Чтобы удача присутствовала на протяжении всего года, люди окружали себя светлыми цветами, а темные считались предвестниками несчастья. Также на Макаров день нельзя употреблять нецензурную лексику и выяснять отношения.
Нежелательно стричь волосы в этот день.
Мощи святого Макария покоятся в Италии, в городе Амальфи. Традиции и обряды Главные традиции 1 февраля - Чаепития с близкими и друзьями, заговоры от зубной боли, молитвы святому Иоанну Златоусту о просвещении ума. В данный народный праздник сложилась традиция встречаться с близкими и друзьями за чашкой горячего чая. Считается, что после этого валенки обретают силу излечивать болезни ног. Тот, кто будет их носить, сможет вылечить ноги и оградить себя от других недугов на целый год. Если удается разжечь сразу все поленья так, что устье печки становится золотым, значит, в доме будет царить мир и достаток.
Те, кому нужна была помощь в просвещении ума, молились святому Иоанну Златоусту. В Макарьев день нежелательно было работать. Макаром в старину прозывали мужичка, что слыл пройдохой и плутом. Мол, он душой не худ, а просто плут. Но вот чаёк с ним попить — одно удовольствие! Поутру — лечебный чай. Приметы и поговорки Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
На бедного Макара везде беда напала. В ночь на Макарьев день снятся вещие сны.
Макарий — автор пятидесяти бесед, семи наставлений и двух посланий. Основная тема его сочинений — духовная жизнь христианина; также в нескольких беседах Макарий аллегорически толкует Библию. Прозвище Макара — весноуказчик — само говорит о своем происхождении. По этому дню на Руси судили о весне.
Тогда руки станут чистыми, заряженными силами, которые понадобятся для хороших родов и принятия ребенка. Полдень - время, когда нужно обтереть руки снегом. Руки будут гладкие и нежные.
Беременная женщина может до рассвета встать на пригорок, и встретить рассвет, смотря на 1-мартовское весеннее Солнце. Тогда родится здоровый, крепкий малыш. Талая вода и снег, которые можно собрать 1 марта, наши предки считали целебными. Работать не стоит. Давать и брать в долг не следует. Иначе можно оставаться в долгах. С должником можно в будущем разругаться. Стирка запрещается. Ухудшится состояние здоровья.
Запрещается ругаться, конфликтовать и ссориться.
7 августа — День святого Макария и колокольных звонов
Этот день также известен как Макарьев день или день Макария Весноуказчика, так как погода в этот период давала представление о приближении весны. Наши предки считали, что Макарьев день — идеальное время для начала новых дел. В этот день люди оставляли работу на хозяйстве и посещали друг друга, устраивая чаепития у самовара. Чай заваривали из шиповника, ромашки и зверобоя.
Также был особый способ заваривания чая — на самовар надевали валенок. Дым и пар, образующиеся в процессе, прокуривали одежду и обувь, которые затем надевали на больного.
Традиции и обычаи: резали гусей и свиней, по их внутренностям определяли какой будет дальнейшая зима; нельзя принимать подарки от малознакомых людей; нельзя употреблять соль. Житие Макария Московского Святитель Макарий родом из Москвы, где появился на свет примерно в 1482 году. В качестве послушника он стал жить вРождества Богородицы Пафнутиево-Боровском монастыре. Примером служения Господу для него был аскет-пустынник преподобный Макарий Египетский, имя которого взял во время пострига этот монах. В 1523 году, как игумен, он служил в можайском Лужецком Богородицком монастыре, а через три года Макария выбрали архиепископом Новгородским и Псковским.
При его участии активно реставрировались старинные храмы и иконы. Митрополитом его избрали в 1542 году.
Спустя некоторое время святой не только лечил людей от разных болезней, он мог общаться с душами мертвых. Макария сослали на остров язычников, но это не помешало ему подарить им веру в Бога, и сделал из них христиан. Скончался чудотворец в своем монастыре в 391 году.
Что можно и что нельзя делать на Макаров день 1 февраля 2023 года Люди чаще всего в этот праздничный день отправлялись в гости к родственникам и друзьям, чтобы весело провести время. Наши предки верили в то, что если в этот день приснится сон до пробуждения, он будет вещим. Сны, которые снились людям на день Макария Великого, были предвестниками благополучия. Все дела, которые начинались в этот праздничный день, были обречены на успех, особенно если они были направлены на блага других людей. На день святого Макария принято молиться о здоровье, так как чудотворец откликается на просьбы нуждающихся.
Он даже замыслил убить Макария, но внезапно тяжело заболел. Коляга раскаялся, просил прощения у монаха и сам отдал обители часть угодий. Молва об этой удивительной истории быстро разошлась и к пустыни потянулись жаждущие спасения и духовного руководства. Впоследствии Макарий был избран игуменом монастыря.
1 февраля - Макарьев день
Поздравляем С ДНЕМ АНГЕЛА иеромонаха Макария (Маркиша) | В первый день февраля верующие отмечают день почитания памяти священнослужителя и святого отшельника Макария Великого. |
12 января – день памяти святителя Макария | В течение Дня памяти святого Макария каждый православный христианин должен совершить хотя бы одно доброе дело. |
Житие Макария Московского
- День прп. Макария Жабынского - Храм вмч. Димитрия Солунского и блж. Матроны Московской
- Макарьев день 1 февраля: как отмечать, что можно и нельзя делать | Царьград. Кузбасс | Дзен
- Имя дня – Макарий
- 400-летие со дня блаженной кончины святого преподобного Макария Жабынского и Белевского чудотворца
- Макарьев день — история, приметы и традиции
- 1 февраля, день памяти преподобного Макария Великого - Светоч - новости Дубовского района
День Макария: что нельзя делать 1 марта, чтобы беды обошли стороной дом
Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы. 1 февраля православные отмечают День преподобного Макария (Макария Великого). Рассказываем, за что почитают святого и кто может ему молиться. День преподобного Макария Великого, одного из отцов-основателей Древней Церкви, православные верующие отмечают 1 февраля. В День Макария никто старался не работать — считалось что нужно отбросить заботы и ходить по гостям. Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в Галичские края.
О преподобном Макарии
В Тульской епархии отметили день 400-летия со дня преставления преподобного Макария Жабынского 6 февраля 2023 г. Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь, основанная в 1585 году, как и большинство монастырей в первой половине 20 века, была закрыта и подверглась практически полному разрушению.
После казанской победы в Русской церкви была создана новая обширная епархия. Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г.
Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи. Канонизован митрополит Макарий был 6 июня 1988 г.
Тогда и муж, и жена, и все, видевшие это предивное чудо, возблагодарили Бога. Макарий дал наставление исцеленной женщине, чтобы она как можно чаще ходила в храм Божий и причащалась Святых Христовых Таин. Сделав наставление мужу и жене, святой отпустил их с миром. Подобным образом исцелил Макарий и одну девицу, которую один волшебник превратил в ослицу, и которую в таком виде привели к святому родители ее. Другую же девицу, всю гнившую от ран и струпьев и кишевшую червями, о сделал совершенно здоровою, помазав ее святым елеем. К преподобному Макарию приходило весьма много разных людей — одни просили его молитв, благословения и отеческого наставления, другие, чтобы исцелиться от своих недугов.
По причине такого множества приходившего к нему народа, Макарий имел мало времени, чтобы в уединении предаваться Богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своею кельей глубокую пещеру, длиною около полстадии[7], куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его Богомыслие и молитву. Преподобный Макарий получил от Бога такую благодатную силу, что мог воскрешать даже мертвых. И вот, один еретик, по имени Иеракит, который учил, что воскресения мертвых не будет, пришел из Египта в пустыню и смущал умы братий, проживавших там. Потом пришел к преподобному Макарию и, в присутствии многочисленных братий, состязался с ним о вере. Будучи сам искусен в слове, он насмехался над простотою речей преподобного. Преподобный Макарий, заметив, что братия начинает колебаться в вере от речей сего еретика, сказал ему: — Какая польза препираться нам словами, более для колебания слушающих наш спор, чем для утверждения в вере? Пойдем на могилы скончавшихся о Господе братий наших, и кому из нас дарует Господь воскресить мертвого, то тогда все убедятся, что вера того правая и свидетельствуется Самим Богом. Братия одобрили эти слова преподобного, и все отправились на кладбище.
Там преподобный Макарий сказал Иеракиту, чтобы он вызвал из гроба какого-нибудь усопшего из братии. Но Иеракит сказал Макарию: — Сначала ты это сделай, потому что ты сам назначил такое испытание. Тогда преподобный Макарий простерся на молитву к Господу и, после продолжительной молитвы, возвел свои глаза горе и воззвал к Господу: — Господи! Ты Сам яви ныне, кто из нас двоих правильнее верует в Тебя , яви же сие, устроив так, чтобы восстал из гроба один из лежащих здесь мертвецов. Помолившись так, преподобный назвал по имени одного недавно погребенного инока, и мертвый тотчас ответил на его голос из гроба. Тогда иноки поспешно раскопал могилу и нашли в ней своего собрата воскресшим. Развязав бывшие на нем повязки, они вывели его живым из могилы. При виде столь дивного чуда, Иеракит пришел в такой ужас, что обратился в бегство. Все иноки гнали его, как прогоняют врагов, и отогнали далеко за пределы той земли.
В другой раз преподобный Макарий также воскресил еще другого умершего, о чем повествует авва Сисой[8]. Наступила в это время пора жатвы хлеба. Семеро из братий нанялись для жатвы. Во время ее одна вдова подбирала за нами колосья и при этом все время плакала. Преподобный Макарий, призвав хозяина нивы, спросил его: — Что это такое произошло с сей женщиной, и почему она непрестанно плачет? Хозяин нивы рассказал преподобному, что муж той женщины, взяв на сохранение у одного человека деньги, внезапно умер, не успев открыть своей жене, куда он положил взятое им. Посему и желает заимодавец тот взять эту женщину с ее детьми в рабство. Тогда Макарий сказал ему: — Скажи женщине, чтобы она пришла к нам на то место, где мы отдыхаем в полдень. Когда она исполнила слова преподобного и пришла к нему, преподобный Макарий спросил ее: — Отчего ты постоянно плачешь, женщина?
Взяв с собою братию, преподобный пошел на указанное место. Подойдя к могиле мужа той вдовы, преподобный сказал ей: — Ступай к себе домой, женщина! Затем, помолившись, Макарий воззвал к мертвецу, спрашивая его, где положил он взятое им золото. Тогда мертвый отвечал из могилы: — Я спрятал его в своем доме в ногах под моею постелью. Братия, увидав такое чудо, от сильного страха упали к ногам преподобного. Старец в назидание братии сказал: — Все это произошло не ради меня, ибо я — ничто, но ради вдовицы сей и детей ее сотворил Бог чудо сие. Знайте же, что Бог соизволяет безгрешной душе, и чего она ни попросит от Него, получает. Затем, преподобный пошел к вдовице и указал ей, где скрыто взятое ее мужем золото. Та взяла спрятанное сокровище и отдала владельцу его, и, таким образом, избавила от рабства как себя, так и детей своих.
Услыхав о таком дивном чуде, все прославили Бога. Руфин пресвитер[9] повествует еще и о воскрешении преподобным Макарием третьего мертвеца. Однажды, — рассказывает он, — невинный человек был обвинен в убийстве, случившемся в тех местах, где была келья преподобного. Обвиняемый прибежал к жилищу Макария, куда за ним пришли и те, которые хотели схватить его как убийцу и предать законному суду. Он же божился и клялся, что невиновен в крови убитого, но обвинители старались представить его виновным. Когда и обвинители и обвиняемый в течение продолжительного времени спорили между собою, преподобный Макарий спросил: — Где погребен убитый? Узнав место погребения, преподобный встал и отправился туда вместе с пришедшими к нему. Помолившись долгое время над могилой коленопреклоненно, преподобный сказал предстоящим обвинителям: — Сам Господь ныне явит, действительно ли этот человек, обвиняемый вами в убийстве, виновен в нем. Воззвав, затем, громким голосом, Макарий назвал убитого по имени.
И тот отвечал из могилы на его зов, и преподобный спросил его: — Верою Иисуса Христа, Сына Божиего, повелеваю тебе ответить нам, тем ли человеком убит ты, который приведен сюда. Тотчас мертвец ясным голосом ответил из могилы, что он убит не этим человеком, и его обвиняют в убийстве напрасно. Все пришедшие на могилу, пораженные сим дивным чудом, пали на землю. Припав, затем, к ногам преподобного, они стали усиленно просить его, чтобы он вторично вопросил мертвеца о том, кем он убит. Но преподобный Макарий ответил им: — Не буду спрашивать о сем, ибо достаточно для меня того, что я избавил от гибели невинного человека, виновного же предавать суду не буду. Палладий в Лавсаике[10] повествует еще о преподобном Макарии следующее. Один раз к преподобному был приведен матерью одержимый бесом юноша. Он был связан и его держали двое сильных мужей. В него вселился бес обжорства: так, он съедал три огромных хлеба и выпивал большой сосуд воды и все это извергал вон, обращая все съеденное и выпитое как бы в какой пар или дым.
А пища и питие истреблялись в нем, как бы огнем. Если же мать того юноши не позволяла ему столь много есть и пить, то он употреблял в пищу даже свои испражнения. Она с плачем умоляла преподобного Макария, чтобы он помиловал сына ее и исцелил его от такого ужасного беснования. Преподобный начал усердно молиться за юношу к Господу и, спустя два дня, юноше уже сделалось легче, и он меньше стал просить есть и пить. Тогда преподобный спросил мать юноши: — Сколько ты желаешь, чтобы съедал твой сын? Но преподобный с укоризною сказал ей: — Зачем ты желаешь столь много, женщина? После семидневного поста и усердной молитвы к Богу, преподобный изгнал из юноши беса — и, по молитвам преподобного, юноша стал насыщаться в день тремя литрами хлеба. Сделав наставление юноше проводить жизнь свою не в праздности, но жить трудом рук своих, преподобный, по благодати Божией, совершенно исцелив его, передал его матери и отпустил обоих с миром. В прологе о преподобном Макарии рассказывается еще следующее.
Однажды преподобный находился в пути и, когда его застигла ночь, он вошел на языческое кладбище, чтобы там переночевать. Найдя там одну старую кость умершего язычника, преподобный положил ее себе в изголовье. Бесы, видя таковое дерзновение Макария, ополчились на него и, желая его устрашить, стали кричать, называя кость женским именем: — Ступай мыться в баню. На этот призыв ответил демон, который находился в мертвой кости, положенной преподобным Макарием под голову. Лишь только он произнес эти слова, бесы громкими голосами возопили и закричали ему: — Во всем ты побеждаешь нас, Макарий, — и отступили от преподобного посрамленные. В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп: — Кто ты такой? Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение.
При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: — Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди. И снова он спросил череп: — Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших? Те же, которые познали имя Божие, но отверглись его и заповедей его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда. Преподобный Макарий, — повествует еще о нем Руфин, — проживал в великой пустыне, имея там келью, а монастырь его находился ниже в другой пустыне; в нем было много братии. Однажды Макарий сидел на дороге, ведущей в монастырь. Вдруг он видит диавола, идущего в человеческом образе, одетого в мохнатую одежду и всего обвешанного тыквами.
Макарий спросил его: — Куда ты идешь, дышащий злобою? Сказав это, диавол удалился. Преподобный же остался на дороге, желая видеть возвращение диавола. Увидев, что он возвращается, Макарий спросил: — Хорошо ли сходил в обитель? Когда я прихожу к нему, он вертится около меня, как волчок. Тогда авва Макарий встал и пошел в дальнюю пустыню в названный монастырь. Братия, услышав, что к ним идет преподобный, с пальмовыми ветвями вышли ему на встречу, и каждый из них приготовил свою келью, думая, что у него преподобный захочет остановиться. Но Макарий спросил иноков: — Кто из вас называется Феопемптом? Когда ему указали Феопемпта, он вошел к нему в келью.
Тот принял преподобного с великою радостью. Оставшись наедине с Феопемптом, преподобный Макарий спросил его: — Как ты поживаешь, брат? Стыдясь открыть свои греховные помышления, инок ответил: — Нет! Теперь меня ничто не искушает. Тогда преподобный Макарий сказал с вздохом: — Вот уже сколько лет я подвизаюсь в посте и молитве, так что меня все почитают, но все же, несмотря на мои старые годы, меня сильно искушает бес любодейства. На это Феопемпт сказал: — Действительно, отче, и я сильно охвачен духом любодейства. Преподобный таким же образом спрашивал инока и о других грехах, смущающих его душу, пока тот не исповедал ему все свои согрешения. После сего преподобный спросил инока: — Сколько времени ты постишься? Если же на тебя нападут какие-либо греховные помыслы, борись с ними и никогда не спускайся умом долу, но устремляй свой ум всегда горе, и Господь тебе поможет.
Утвердив, таким образом, Феопемпта, преподобный возвратился в свою пустыню. Там, сидя при дороге, он снова увидал диавола, идущего в монастырь. Преподобный спросил его: — Куда ты идешь? И, сказав так, пошел дальше. Когда же возвращался, преподобный спросил его: — Как ты нашел братию? Напротив, он теперь ополчается против меня больше, нежели все другие иноки. И я теперь поклялся уже более не приходить в тот монастырь, разве только спустя долгое время. Сказав так, диавол удалился. А преподобный Макарий возвратился в свою келью.
Однажды к преподобному Макарию пришли в скит два странника — один был с бородой, другой моложе — имел только одни усы. Пришедшие спросили преподобного: — Где находится келья аввы Макария? Они отвечали: — Мы много слышали о нем и о его жизни от скитских отцов и пришли, чтобы увидать его. Тогда преподобный сказал им: Они, поклонившись ему до земли, сказали: — Мы желали бы поселиться здесь. Преподобный, видя, что они еще молоды и люди состоятельные, ответил им: — Вы не сможете прожить здесь. На это младший возразил ему: — Если ты не дозволишь нам здесь остаться, мы уйдем в другое место. Преподобный Макарий тогда подумал: зачем я прогоню их, а они соблазнятся? Лучше я приму их, и они сами от великих пустынных трудов убегут отсюда. Обратясь к ним, он сказал: — Селитесь здесь и, если можете, постройте себе келью.
И он дал им топор, корзину с хлебом и соль и, отведя их вглубь пустыни, указал им одно каменистое место и сказал: — Постройте здесь себе келью, принеся для этого деревья с луга, и живите здесь. При этом преподобный подумал, что они не вынесут трудности пустыннической жизни и убегут оттуда. Юноши те спросили Макария: — Каким рукоделием занимаются иноки?
Недруги, глумясь, называли игумена Макария «калязинским мужиком». Впрочем, сам игумен охотнее слушал про себя насмешки, чем похвалы.
При жизни преподобный Макарий получил от Господа дар исцеления душевных и духовных недугов. К лику святых его причислили в тысяча пятьсот сорок седьмом году.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
- История появления праздника Макария Египетского
- День памяти святителя Макария, митрополита Московского
- 7 августа – день памяти преподобного Макария, основателя Свято-Троицкого Желтоводского монастыря
- День прп. Макария Жабынского - Храм вмч. Димитрия Солунского и блж. Матроны Московской
- Крестный Ход в День Макария - 07.08.2023
- 7 августа — День святого Макария и колокольных звонов
Православные верующие отметят 1 февраля Макарьев день в России
День прп. Макария Жабынского - Храм вмч. Димитрия Солунского и блж. Матроны Московской | Макария Жабынского, своего небесного покровителя, настоятель нашего храма иеромонах Макарий совершил Божественную Литургию. |
Чего нельзя делать в день Макария Великого, 1 февраля | Православные верующие 1 февраля вспоминают преподобного Макария Великого, Египетского. |
12 января — день памяти Святителя Макария, митрополита Московского — Каменская епархия | Общественная служба новостей узнала, что можно и чего нельзя делать 1 февраля 2024 года в Макарьев день, на Макара-весноуказчика. |
День преподобного Макария Желтоводского и Унженского | 29 февраля, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, городской храм, освященный в 2003 году в честь просветителя Алтая, отметил прест. |
1 февраля 2024 — Макарьев день. Что запрещено делать | Ямал-Медиа | Первый выезд в Горный Алтай архимандрит Макарий сделал через несколько дней после прибытия в Бийск. |
Макарьев день 1 февраля: лечебные валенки, чаепития и вещие сны
7 августа здесь традиционно отмечают День памяти основателя обители преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. К тому времени Макарий определил свою судьбу, поняв, что посвятит ее служению церкви и Всевышнему. В последний день Макарий собрал всю монашескую общину, простился со всеми и ушел к Господу. После распада «избранной рады» Макарий остался наставником государя и служил ему до последних дней.
1 февраля - Макарьев день
Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последний, он молился с чётками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда дошла его очередь, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, Владыка сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твоё и Твори волю пославшего тебя». Вскоре этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. Признание красноармейца, совершившего убийство святителя Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как он мог узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения.
Проповедь перед причащением произнес иерей Павел Мотовичёв. В конце Литургии состоялся крестный ход, во время которого владыки окропили богомольцев святой водой. Затем было совершено славление преподобному Макарию Унженскому перед ракой с его святыми мощами.
Однако его супруга рано покинула этот мир, а следом не стало и его родителей. Тогда юноша удалился в Фаранскую пустыню, и вскоре о нем пошла слава как о чудотворце. Позже Макарий был учеником в монастыре Антония Великого, потом — удалился в Скитскую пустыню. Ему едва исполнилось 30 лет, а его уже называли «юношей-старцем» за мудрость. Чтобы приходящие за советом не мешали ему молиться, Макарий выкопал глубокую пещеру под своей кельей и там возносил молитвы. После себя он оставил 50 бесед и семь подвижнических слов. Примерно в 360 году он основал монастырь, известный сейчас как монастырь Макария Великого. Сейчас там находятся его мощи.
Он входил в число избранных царя Ивана Грозного, что само по себе уже требовало мудрости, терпения и высокой степени дипломатии. После распада «избранной рады» Макарий остался наставником государя и служил ему до последних дней. Он ушел к Господу спокойно после ежечасных молитв, которые он возносил про себя Богу. Перед выносом тела из покоев, монахи открыли лицо старца. Оно было настолько умиротворенным, что все окружающие почувствовали какую-то благостную гармонию.
1 февраля православные отмечают День преподобного Макария Великого
Усмотрением Божиим выбор пал на Новгородского владыку. После возведения в сан митрополита одним из первых желаний святителя Макария было посетить места своего иноческого пострига, первых, еще юных трудов на благо Церкви и место своего игуменства — Можайский Лужецкий монастырь. Много лет прошло со времени его прихода в клир церковный, и теперь, когда святитель Макарий приехал в свою обитель 1544 г. Россия крепла и представляла собой всему миру ни от кого не зависимый православный мир. Вскоре царь Иоанн Васильевич собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого, святитель предрек Иоанну Васильевичу о грядущей победе в брани. В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим.
А чтобы мы, верующие православные христиане Томской земли, всегда радовали нашего дорогого, любимого святого архипастыря, умножая его и без того великую радость пребывания пред Престолом Господним в Царствии Небесном, — напутствовал богомольцев архиерей.
В завершение проповеди митрополит Ростислав поздравил с 60-летним юбилеем протоиерея Николая Абрамова, руководителя Отдела по Церковной благотворительности и социальному служению Томской епархии, настоятеля храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба села Корнилово и храма святителя Луки Войно-Ясенецкого при «Доме сестринского ухода». В честь юбилея протоиерея Николая, который он отмечал 3 марта, Его Высокопреосвященство пожелал юбиляру крепости сил, благословения Господа и молитвенного предстательства пред Престолом Божиим святителя и чудотворца Макария. В своей поздравительной речи, обращенной к юбиляру, архипастырь отметил, что отец Николай является примером ревностного отношения к Церкви Божией: — Вы, совершая служение в настоящее время на Томской земле, во многом являете пример и младшим священникам, и прихожанам ревностного отношения к Церкви, к святыням ее, показываете пример многим и в том, что служение Господу не ограничивается служением Божественных литургий, богослужений в храме. Дело священника — не только молитва, хотя это самое главное. Вы возглавляете Социальный отдел Томской епархии, причем, наверное, являетесь самым активным из всех руководителей епархиальных отделов. Потому что именно Социальный отдел Томской епархии неоднократно поощрялся каким-то образом соответствующими отделами при Московской Патриархии. И это, конечно же, говорит о тех трудах, которые совершаются здесь, на Томской земле, благодаря Вашим деяниям, которые Вы, возглавляя этот Отдел, совершаете.
Поздравляя отца Николая, глава Томской митрополии призвал также и паству к милосердному служению ближним: — Действительно, служить ближним — это значит служить Богу… Поэтому хотел бы пожелать всем нам, и Вам, отец Николай, чтобы все мы имели множество соработников друг в друге, чтобы активно принимали участие в социальном служении настоятели, духовенство других приходов, прихожане всех наших храмов, стараясь не забывать своих ближних, которые попали в беду, которые нуждаются в поддержке, посещении, добром слове. В завершение поздравительной речи митрополит Ростислав пожелал протоиерею Николаю Абрамову крепкого здоровья, милости Божией, чтобы Господь хранил его на многая и благая лета. В честь юбилея отцу Николаю было возглашено многолетие.
Долгое время святой жил в пустыне один, постоянно молясь. В возрасте сорока лет Макарий получил сан священника. Многие верующие шли к нему, чтобы излечить тяжелые болезни. В народе этот день прозвали Макарием-Весноуказчиком. Именно по этому дню ориентировались, какой будет весна. Так, считалось, что если 1 февраля на улице ясная погода, то весна наступит рано, а если ненастная, то поздно. В ночь на Макарьев день снятся вещие сны, которые необходимо запомнить, чтобы потом разгадать.
Что нельзя делать 1 февраля Нельзя заниматься рукоделиями, шить, вязать и так далее. Это сулит проблемы в работе.
На Соборе 1547 года решался вопрос о принципе прославления на будущее время, но главным стало торжественное прославление новых русских святых. В связи с этим была продолжена работа по составлению их житий, начатая владыкой еще в Новгороде. Были написаны новые жития, похвальные слова, службы и иконы русским святым. Зачастую духовные писатели трудились по благословению самого митрополита Макария.
Множество писцов переписывали рукописи. На Соборе 1549 года была продолжена канонизация святых. Эти Соборы — новая страница в истории канонизации русских святых, они вызвали большой духовный подъем в русском обществе и, несомненно, способствовали и развитию русской культуры, книжности, литературы и иконописи. В 1551 году по инициативе митрополита Макария был созван знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви, названный так по разделенным на сто глав его определениям. Собор принял «Судебник», отверг секуляризационные планы правительства, его постановления затрагивали церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление, жизнь высшего и низшего духовенства, монашества, христианскую жизнь мирян. Немало усилий было приложено митрополитом Макарием по организации на Руси книгопечатного дела.
При нем была основана первая типография Печатный двор в Москве. В год его смерти в ней была напечатана первая книга — «Апостол». Но главным делом всей жизни митрополита Макария стало составление и издание «Великих Миней Четий» и «Степенной книги». Еще в бытность свою архиепископом новгородским он поставил себе задачей собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются».